Роль патриотического воспитания в детском саду. Опыт работы по патриотическому воспитанию

Патриотическое воспитание детей в ДОУ

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Статья "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста".

Автор: Николаева Лидия Сергеевна, воспитатель МАДОУ "Детский сад "Семецветик" с. Лычково, Демянского района, Новгородской области.
Описание : материал для детей старшего дошкольного возраста и педагогов детских садов. Цель: воспитание любви, чувства патриотизма к своей Родине.

Патриотическое воспитание дошкольников - одна из приоритетных задач. Это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе - это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия, начиная с самого детства. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, к традициям. Для ребенка Родина начинается с родного дома, любовь к Родине, привязанность к земле, традициям входит в понятие «патриотизм». Ведь с детского сада мы проявляем интерес к селу,в котором живем. Даем представление, некоторые сведения о его истории. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка. Знакомство с историей начинается с образовательной деятельности, которая помогает обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формируется воспитание гордости, желание стать "продолжителем" традиций.
В стенах детского сада «Семицветик» проходит патриотическая акция, посвященная празднованию освобождения села Лычково от фашистких захватчиков. Провела цикл мероприятий, совместно с родителями: оформили стенд «Это все война Демянск-Лычково», выставка рисунков к Дню Защитников Отечества.


Работа ведется систематически и последовательно в образовательной деятельности. Знакомство с материалом включается в разные виды деятельности при использовании разных методов: наблюдения, беседы, экскурсии, самостоятельная деятельность. При таких разнообразных приемах интеграции видов деятельности детей побуждаю их к творческой деятельности. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, на конкретных фактах из жизни людей необходимо привить такие понятия, как «любовь к Отчизне»,"ненависть к врагу". Важно ребенка подвести к пониманию, что мы победили, потому что любим свою Родину, чтим своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Неизменно живет традиция чтить память погибших воинов. Много памятников стоит на Новгородской земле. Люди не могут забыть тех, кто похоронен в братских могилах. Дети должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Мы с воспитанниками в рамках тематических мероприятий постоянно посещаем памятники, мемориалы, установленные в нашем родном селе Лычково.



Мы с детьми ходили к памятнику и возложили цветы в знак благодарности погибшим. Патриотизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию, когда читаем книги о Родине,рассматриваем иллюстрации о войне. Важно, чтобы дети в детском саду познакомились с такими произведениями, на них они учатся сопереживать. При чтении книги Я. Длуголенского «Не потеряйте знамя», дети узнают, как солдаты учатся быть смелыми, как берегут знамя, дорожат честью.
Посетили с детьми МУК «Центр изучения истории и культуры». Руководитель музея Е.А.Дудник рассказал много интересных фактов, которые произошли в годы Великой Отечественной Войны. Дети узнали,что в годы войны фашистские летчики разбомбили 12 эшелонов с ленинградскими детьми, которых везли из Ленинграда в эвакуацию. В живых осталось лишь 18 детей.


Детей заинтересовал макет обороны железнодорожного моста.


И они решили сделать такой же в группе и обыграть его.


Поддерживая традиции, мы горды Великой Победой, за которую наши предки заплатили собственной кровью и ценою своих жизней!!!Поздравляем всех с наступающей годовщиной - 70-летием Победы в Великой Отечественной Войне!!!

Из опыта работы

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский.

Адрес опыта: МБДОУ д/с№ 14 «Ладушки» города Тимашевска Краснодарского края.

Тема опыта: «Ознакомление дошкольников с родным городом и его роль в патриотическом воспитании».

Условия возникновения и становления опыта: В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» поставлены задачи: воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; формирование патриотического чувства и сознания на основе исторических ценностей; развитие чувства гордости за свою страну.

Каким образом поставленные задачи можно реализовать в дошкольном образовательном учреждении?

Прежде всего, необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории культуры и страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Огромное значение для воспитания у детей любви и интереса к родному городу имеет все его ближайшее окружение, то, что для него ощутимо и дорого – это малая Родина: семья, родной дом, улица, город, где он живет, его история и культура.

Актуальность и перспективы развития опыта: В данное время отмечается резкое снижение воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распростр анение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что, начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников:

Противоречие

Проблема

Пути решения

1. Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными, резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания

Падение духовно-нравственных устоев семьи

Вовлечение родителей в процесс культурологичес-кого развития воспитан-ников через различные формы взаимодействия.

Организация работы с родителями под девизом: «Их знание и любовь к Родине должны передавать-ся детям».

2. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине

    Социальное расслоение общества

    Низкая гражданская активность людей

    Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности.

    Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы познакомиться с жителями, с традициями и наследием родного края.

    Вовлечение детей и родителей в сотрудничество с учреждениями микросоциума с целью повышения воспитательного потенциала субъектов деятельности.

    Осознанный отбор методов, ознакомление детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

Риски: Отсутствие должной заинтересованности у родителей дошкольников.

Теоретическая база опыта: Теоретические основы патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и сформулированы следующим образом:

Нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается, как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

Понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;

Нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным, по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;

В роли первоосновного субъекта патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к родине;

Истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Проблема воспитания любви к родному краю неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. О его значении в развитии личности говорили: Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, В.А. Сухомлинский.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны.

Степень новизны опыта:

    Реализация проекта «Мой Тимашевск – мой город!»»

    Разработка перспективного планирования по нравственно – патриотическому воспитанию

    Презентация уголка по краеведению.

Технология опыта:

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детском саду.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям

становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Трудно переоценить целенаправленную работу с детьми, которая проводиться в д/саду, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма.

Главной целью опыта является :

Формирование и развитие у дошкольников социально значимых ценностей гражданственности и патриотизма

Задачи:

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; развитие интереса к русским традициям, чувства гордости и ответственности за достижения страны; формирование образа героя, защитника своего отечества;

Определение содержания, форм и методов образовательного процесса;

Создание необходимой развивающей среды;

Создание единого образовательного пространства (детский сад – семья – социум).

Методы и приемы использую разнообразные, но обязательно учитываю психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств и др.).

Работа над темой учитывает, что воспитывать любовь к Родине, родному городу - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Использую различные формы работы. Наиболее продуктивные - целевые прогулки, экскурсии, игра. Прекрасные возможности в патриотическом воспитании предоставляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, основным является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.) . В нашем детском саду проводятся разнообразные народные праздники, что позволяет всем детям, от мала до велика быть свидетелями и участниками народных гуляний. Народный праздник является именно такой большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.

Патриотическое воспитание детей в нашем детском саду является приоритетным направлением. Определены основные темы. Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а включается в детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную), так как достижение поставленной цели в работе с детьми невозможно без участия остальных участников образовательного процесса педагогов, родителей, социума.

В разделе по развитию речи уделяю большое внимание русскому языку. Развитие речи - есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому я отбираем литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов. Много внимания уделяю великой русской поэзии А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина. Необходимо, чтобы ухо ребенка приучалось с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполнялось чувством изящного, чтобы он наслаждался музыкальностью и поэтичностью русской речи. Придаю большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения. Такие произведения не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Рассматривание картин русских художников, иллюстраций, фотографии глубоко трогают детскую душу красотой и уникальностью русской природы. Моя задача как педагога - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. В художественно-продуктивной деятельности дети с любовью рисуют русскую красавицу берёзу, осваивают элементы русского народного орнамента, украшают кубанские рушники. На занятиях по изодеятельности, конструированию дети изготавливают поделки в русском стиле.

На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки, заклички, русские народные песни, частушки, народные танцы. Ребята с удовольствием слушают интересный кубанский говорок, когда я читаю им стихи кубанских поэтов.

Песни о маме, Родине воспитывают в детях любовь и чувство гордости за Отчизну.

На физкультурных занятиях дети маршируют, отрабатывают основные движения, построение, перестроение, упражняются в силе, ловкости, выносливости, воспитывают силу духа, целеустремлённость.

На каждом возрасте темы не меняются, но содержание их усложняется.

Любить Родину – любить свою семью, родных, детский сад, город, в котором живёшь; дать базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца», любящее сердце создает патриотическое мировоззрение .

В младшей группе детям еще трудно себе представить, что такое город, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников или каких-либо общественных событий. Поэтому их внимание обращаю на празднично украшенные улицы, оформляю группу к праздникам, а после них беседую с детьми, спрашиваю, где они были с родителями, что видели. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом, детским садом, ближайшим окружением Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Вся работа по знакомству малышей с родным городом и страной проходит вне занятий. Во время прогулок знакомлю детей с близлежащими улицами, обращаю их внимание на то, что улиц много, у каждой улицы свое название, добиваюсь, чтобы все дети запомнили свой домашний адрес.

Большая работа проходит в книжном уголке, куда помещаю иллюстрации о природе России, о главной достопримечательности родного города. Рассматривая иллюстрации, повторяю с детьми название города, страны.

В младшей группе детей начинаю приобщать к русской культуре: рассказываю им русские народные сказки, читаю потешки, слушаем русские народные песни, играю с ними в народные игры, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства (матрешки, пирамидки) и играем с ними, инсценирую с детьми некоторые русские народные сказки.

На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют шары, флажки, разноцветные огоньки, которыми украшают город к празднику.

Постепенно подвожу детей к пониманию того, что дети, хоть и маленькие, но тоже жители города и страны.

В средней группе продолжается работа, начатая с малышами. Углубление представлений о родной стране происходит в процессе ознакомления с родным городом. Рассказываю детям о том, что наша страна большая, в ней много городов, закрепляем название родного города и страны.

Основная работа проводится вне занятий: целевые прогулки, работа в книжном уголке, беседы с детьми и т.д.

Но, начиная со средней группы, провожу беседы о родном городе, родной стране их задача - показать детям красоту родного города и страны, приобщить к ее истории; дети знакомятся с достопримечательностями родного города, с тем, как давали названия улицам, с природой страны, с праздниками, которые отмечают в нашей стране. Продолжается работа по знакомству детей с русской культурой. Рассказываю детям сказки, заучиваем с ними потешки, предлагаю послушать русские народные песни, поиграть в народные игры. Усложняется работа по знакомству с народно-прикладным искусством.

Детей знакомлю с русским национальным костюмом . В работе по воспитанию патриотических чувств у детей средней группы широко использую художественная литература. Детям читаю много стихов, рассказов о русской природе, о жизни в городе и деревне.

Постепенно у детей формируются первичные представления о своей стране, о своем городе, о своем народе. Дети учатся восхищаться талантом и трудолюбием русского народа, гордиться своей страной.

В старшей группе содержание работы по воспитанию патриотических чувств усложняется. Задача заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Детей знакомлю с историей возникновения родного города, с его достопримечательностями, памятниками известным людям; даю знания о некоторых событиях истории России; формирую представление о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна. Закрепляются знания детей о флаге, гербе и гимне (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы); представления о Москве - столице нашего государства России; воспитывается уважительное отношение к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях, приучают возлагать цветы к обелискам и памятникам.

Большая работа проводится по знакомству детей с трудом народа на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление народа сделать свою страну, свой город еще краше и богаче.

Много внимания уделяю знакомству детей с русской культурой: устному народному творчеству, народно-прикладному искусству, русским народным песням, играм, ввожу в жизнь детей кубанские подвижные игры наших бабушек и дедушек.

Основная работа проходит вне занятий. Информацию дети получают во время бесед с детьми, в дидактических играх и упражнениях. Один раз в неделю провожу целевые прогулки.

Работая с детьми по воспитанию патриотических чувств, помню, что только положительная информация о своем народе, о своей стране, о своем городе может вызвать в детях чувство любви и гордости за свою страну.

Тема: «Космос» ввиду сложности и специфичности материала даётся только в старшем дошкольном возрасте. В ней рассказываю о том, что Земля – уникальная планета, на которой есть жизнь, её надо беречь, украшать своим трудом.

Наблюдения за трудом взрослых позволяет каждому ребенку осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Знакомлю с тем, что русский человек-космонавт первым полетел в космос, к другим мирам, вызывая тем самым уважение, гордость к своему народу, своей стране, к её достижениям.

Народная мудрость гласит, что Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется красотой родной земли.

Тема: «Защитники Отечества» предусматривает работу со старшими детьми.

На Руси всегда были в почете солдаты, несущие воинскую службу. Главными героями былин являлись богатыри - мужчины, защищавшие женщин, стариков и детей. Множество сказок, пословиц, поговорок и песен сложено о русском солдате, который умело и храбро воюет и при необходимости «из топора вкусную кашу варит». Горит Вечный огонь у Кремлевской стены и в каждом городе в память о погибших воинах. И, конечно же, большинство детей хотят быть похожими на них: смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники .

Дети ежегодно участвуют в праздновании Дня Победы, на празднике общаются с ветеранами войны, получают знания из уст непосредственных участников военных действий.

Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.

Усилиями детского сада, родителей была сшита морская форма для мальчиков и девочек. Это явилось большим воспитательным моментом, стимулом равнения на лучших, т.к. надеть форму может только достойный.

Наличие в детском саду русских народных костюмов, морской формы, формы солдат ВОВ является важным воспитательным моментом, поскольку надев его, ребёнок перевоплощается, проникается сущностью образа, понимает свою значимость принадлежности к великому русскому народу.

В связи с тем, что в детском саду много молодых педагогов, на педагогических советах проводила консультации: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Русская народная игра – как средство патриотического воспитания», «Значение предметно – развивающей среды в развитии патриотических чувств у детей».

Технология опыта: Учитывая значимость данной проблемы, основной целью работы является:

Приобщить ребенка к культуре своего народа; воспитывать уважение к наследию, гордость за землю, на которой живет.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

    Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, городу.

    Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

    Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

    Воспитывать уважение к труду.

    Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Использую различные формы работы с детьми: занятия, экскурсии, конкурсы, выставки, игры (сюжетно-ролевые, творческие, дидактические, режиссерские), праздники, развлечения, досуги, индивидуальная работа, просмотр видеофильмов, семейные клубы, встречи с интересными людьми, ознакомление с художественной литературой, оформление альбомов, создание патриотического уголка, выставок и др.

1. Ребенок в мире социальных отношений: ребенок и взрослый; ребенок и сверстники; отношение ребенка к самому себе.

2. «Человек – творец»: предметы рукотворного мира; труд взрослых; детский труд.

3. Мир природы: живая и неживая природа и человек.

4. Моя Отчизна (страна): моя семья; мой детский сад; мой город; мой край; Россия – моя Родина (государственная символика); люди родной страны.

5. Истоки русской народной культуры: русские народные праздники; народные промыслы; русские традиции.

6. Ребенок и общество: современные календарные праздники (День защитника Отечества, Международный Женский день, День космонавтики, День защиты детей, День независимости России, День города, День матери, День пожилого человека и т.д.).

Взаимодействие с родителями:

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

    корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

    семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

    счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Результативность опыта: Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно -патриотического воспитания в детском саду и начальной школе»

Воспитывать в детях веру в добро, в себя, гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций – что может быть еще гуманнее!?

Адресная направленность: Опыт своей работы по патриотическому воспитанию дошкольного возраста рекомендую педагогам /как творчески работающим, так и начинающим/ интересующимися данной темой, желающим найти ответ на вопрос: готовим ли мы очередное подрастающее поколение патриотами родной земли?

В любом случае возможен комплексный подход к освоению патриотизма. Но реальная деятельность, живые интересы и возможности, местные условия работы, безусловно, породят и другие организационные формы. Целью их всегда должно быть одно и главное – интересы детей, забота об их здоровье и благе.

Перспектива продолжения работы над опытом предполагает: разработка авторизованной программы.

Актуальность .

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семьи, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Наш девиз : «Свою Отчизну нужно знать и любить, чтобы счастливо в ней жить»

Проводя анализ знаний детей, мы сделали следующие выводы: дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, достаточно равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе; у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать без тесного взаимодействия детского сада с семьей. Глубоко изучив актуальность проблемы, мы использовали в работе следующие принципы: семья и родители - союзники детского сада.

Нами была разработана система воспитательной работы по патриотическому воспитанию. Она имеет следующие цели и задачи.

Цель: постепенное формирование осознания дошкольниками причастности к судьбе Родины через процесс накопления знаний.

Задачи:

  • Триединство: дети - педагоги- родители, как единое сообщество людей объединенных общей целью.
  • Целостность: формирование представления о мире, как единой взаимосвязанной системе (природной, культурной, социальной, экологической).
  • Духовность: воспитание нравственных качеств, из которых впоследствии «вырастет» чувство ответственности, ощущение принадлежности своей земле, своему народу, сознание собственной востребованности.

Из поставленных нами целей и задач вытекает следующая схема работы по патриотическому воспитанию дошкольников.


Схема 1

Работая по этой системе, мы надеемся, что эта воспитательная система «Маленькие Россияне» даст положительные результаты. Качество воспитания детей поднимется на более высокий уровень. Дети, которые будут выпускаться из детского сада, не только смогут обладать определенным багажом знаний, но и будут отличаться воспитанностью, умением контролировать свое поведение, душевными качествами.

Для достижения поставленных целей и задач нами использовались следующие формы работы:

Специально организованные занятия познавательного цикла

Индивидуальная работа с детьми

Кружковая работа

Совместные мероприятия с детьми и родителями

Для включения семьи в совместную работу проводили беседы, консультации, анкетирование родителей, родительское собрание, привлекли к сбору материала для оформления альбомов «Наш город», «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны» и т.д. Результатом проведенной работы явилось положительное изменение в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания.

Работу по патриотическому воспитанию начали с младшей группы и продолжали с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Эту деятельность организовали в виде кружковой работы под названием «Маленькие россияне».

Планируя свою работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой следующие цели:

Формировать у детей чувство привязанности, к своей семье, дому, детскому саду, родному городу;

Формировать представление о России, как о родной стране, о Москве - как о столице России;

Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому;

Воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Для того чтобы работа по патриотическому воспитанию была эффективной, мы оформили предметно-развивающую среду. Развивающая среда в группе и саду может включать следующее (см. приложение):

  • Альбомы на темы: «Моя семья» (где записываются детские рассказы об интересных событиях в семье), «Мой любимый город», «Мы любим гулять по нашему городу», и другие.
  • Альбом «Я и моя семья», в которой любой желающий может заполнять свою страничку, соблюдая только одно правило: содержание повествования должно быть сопряжено с традициями русской народной культуры. На страничках этой книги представлены рассказы (с фотографиями) о детских праздниках в семье, об участии семьи в жизни города, фотографии нашего края. Бабушки записывают в ней тексты знакомых им с детства колядок, колыбельных.
  • «Альбом памяти»: содержит фотографии почетных людей города, участников войны.
  • Составление родословной семьи, например: «Семейное дерево».
  • План и карта города.
  • Фотоальбом: «Улица нашего города», «Наша улица», «Наш детский сад», «Наш микрорайон», «Русская изба»,
  • Уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, области, страны; книги предприятий города; литература по патриотическому воспитанию.
  • В группе оформлен уголок - «Я космонавтом быть хочу» (здесь дети знакомятся с деятельностью нашего земляка Ю. А. Гагаринаю.
  • Центр краеведения, где могут быть представлены: куклы в национальных костюмах, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей, детские произведения русских поэтов и писателей.
  • Мини - музеи: «Русская изба», «Во что играли наши бабушки», «Мир природы», «Музыкальные инструменты», «Игрушка - забава», «В гостях у сказки», «Кукла - оберег», «Русский национальный костюм», «Русских народных сказок», «Старины и быта», «Защитники Отечества» и т.д.
  • Уголки изобразительной деятельности: изделия прикладного искусства, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки), глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах.
  • Полочка красоты, где выставлены изделия декоративно - прикладного искусства. Она не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет, взять его в руки и, если это возможно, поиграть с ним.
  • Театрализованные уголки: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам.
  • Уголок ряженья: русские народные костюмы, наряды с элементами народного творчества.
  • Библиотека, где находятся русские народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России, портреты поэтов и писателей.
  • Музыкальный уголок: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.
  • Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах. «Красная книга» (города или области).
  • Физкультурный уголок: атрибуты для подвижных игр, как народных, так и военных (например, «Полоса препятствий», «Метание гранат», «По окопу огонь» и т.д.).
  • Дидактические игры: «Магазин сувениров» (хохлома, дымка, гжель), «Сложи карту», «Что где находится» (игра с картой), «Собери богатыря в путь дорогу», «Выложи фигуру» (из счетных палочек: танк, ракету, самолет и т.д.), «Строим город», «Заколдованный город» (создание нового образа города), «Путешествие по городу», «Узнай герб (флаг)». «Сложи узор на щите», «Найди два одинаковых щита», «Найди среди гербов разных стран герб России» и т. д.
  • Сюжетно - ролевые игры (атрибуты к ним): «Богатыри», «Подводная лодка», «Экскурсия в музей военной техники», «Военные моряки», «Пограничники», «Служба спасения», «Семья», «Путешествие по Москве», «Строительство», «Ателье», «Библиотека», «Кафе», «Почта», «Банк», «Больница», «Салон красоты», «Рыбаки», и другие.
  • Настольные игры: «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото», «Три сигнала светофора» (о правилах дорожного движения в нашем городе)…
  • Приемная. Умные шкафчики: на шкафчики наклеены открытки с достопримечательностями города, фотографии декоративно - прикладного искусства (гжель, хохлома, дымка и т. д.).
  • Иллюстрации, репродукции картин по нравственно - патриотическому воспитанию.
  • Коллажи, выставки рисунков, выставки поделок, фотовыставки, папки - передвижки, стенгазеты, панно.
  • «Шкатулка добрых дел». В нее складываются фишки: красная - хороший поступок, синяя - плохой. Фишки подсчитываются, дети размышляют: каких поступков больше и почему так получилось.
  • Пособие «Хорошо - плохо» с изображением различных ситуаций, в которых герои совершают положительные и отрицательные поступки.
  • Наглядное пособие с изображениями неправильных действий, которое перечеркнуто красной полосой, что является отрицательной оценкой и одновременно запрещающим знаком «бегать нельзя», «громкие звуки запрещаются» и т.д.

Создали теплую, уютную атмосферу, чтобы каждый ребенок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, веселыми играми, так как в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношениями со сверстниками. Формировали у детей этические представления и гуманные чувства на основе бесед о конкретных поступках детей, воспитываем представления о доброте и честности.

Используем беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живем», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки - все это формирует личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм, чувство долга.

Планируя работу по патриотическому воспитанию, разделили весь материал по тематическим блокам:

  • «Я и моя семья»,
  • «Я и мой город»,
  • «Я и мой край в котором я живу»,
  • «Я и моя Родина - Россия»,

Работа по каждой теме включает в себя:

Работу ведем последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) - к более сложному (город, страна). Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком, членом семейного сообщества. Образовательная деятельность по теме: «Моя семья», «Место работы родителей», «Семейный альбом», «Интересное в нашем доме» позволяет детям прикоснуться к истории своей семьи, к своим историческим корням. В образовательной деятельности мы вместе с детьми выясняем, что такое понятие «семья», «семейный альбом», дети с удовольствием и интересом рассказывают о своих семьях, о маме и папе, о бабушках и дедушках, с увлечением рассматривают фотографии. Одновременно воспитывали привычку быть внимательными к людям пожилого возраста: вовремя подать стул, уступить место.

Образовательную деятельность блока «Я и моя семья» начали с путешествия по территории детского сада, ведь основная задача состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя членом семьи, воспитанником детского сада. Рассматривая здание детского сада, его особенности строения, оборудование детских площадок, дети узнали о том, кто это делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории, кто заботится о них в саду.

После проведенных экскурсий в группе была оформлена выставка рисунков «Мой любимый детский сад», где малыши запечатлели дом, который для них стал родным. А сколько эмоций, радости и удовольствия ребятам доставило путешествие по экологической тропе, расположенной на территории детского сада. Рассматривая цветы, растения, деревья, ребята знакомились с природой, узнали, что многие растения приносят человеку пользу, были сделаны проекты: «В мире целебных трав», «Цветочный город», «Мир удивительных цветов». Чтобы детям было интересно, старались преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, постепенно расширяя круг их знаний.

Поэтому другой блок был «я и мой город».

Воспитывая у детей любовь к родному городу, подводим их к пониманию того, что их город имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники. В образовательной деятельности стараемся привлечь внимание детей к городским объектам, которые расположены на ближайших к детскому саду улицах: школа, магазины, почта, аптека, церковь, рассказываем об их назначении. Полученные знания закрепляются в сюжетно ролевых играх «Почта», «Магазин», «Аптека». В образовательной деятельности «знакомство с гербом родного города», «Люди, прославившие мой город» воспитываем у детей любовь к своему городу, постепенно поводим их к пониманию того, что город - это частица родины, что во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных);

Повсюду живут люди разных национальностей, вместе трудятся и помогают друг другу (проект «Язык арнамента»);
- везде соблюдаются традиции - Россия помнит своих героев, защитивших её от врагов (акция «Подарки для Защитников Отечества»);

Люди берегут и сохраняют природу (природоохранная акция «Не рубите елочку») ;

Есть общие праздники (профессиональные и общественные).
Основная цель этих занятий - вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, подчеркнуть, что все создано руками людей, которые жили очень давно, но народ помнит их.

Постепенно от истории нашего города переходим к блоку «Я и мой край, в котором я живу». Любовь к природе - одно из проявлений любви к родине. Постоянно проводим наблюдения, которые развивают интерес к природе, учим замечать изменения, устанавливать их причины. В образовательной деятельности и в повседневной жизни даем детям разнообразные знания о природе нашей страны, используем иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий показываем очарование пейзажа, учим ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствует образовательная деятельность по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, образовательная деятельность по изобразительному искусству «Праздник русской берёзки», «Золотая осень», «Осенняя ярмарка», конкурсы рисунков «Золотая осень в лесу», «Во поле берёзка стояла», конкурс поделок «Дары осени».

Ведь задача этого блока состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя жителем Смоленского края. Поэтому работа в образовательной деятельности была посвящена Смоленску и Смоленской области, использовали много наглядного материала, старались рассказать детям доходчиво и интересно, здесь мы познакомились с картой Смоленской области, познакомились с историей города Сафонова, его гербом, знаменитыми людьми Смоленщины *Ю.А.Гагариным, М.И.Глинка.

Также у нас проводились образовательные области и по следующим блокам: «Я и моя Родина - Россия». Знакомя детей с государственными символами страны, мы воспитываем уважительное отношение к флагу, гербу и гимну нашей страны. Рассказываем о трудной, но почетной обязанности каждого гражданина - защищать Родину.

Организуя спортивные праздники и развлечения, посвященные защитникам Отечества, мы помогаем детям ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к великим памятным событиям страны.

Знакомим детей с бытом и традициями русского народа, стараемся вызвать интерес к исконно русским традициям. Активно вводим в речь детей потешки, пословицы, поговорки, загадки, заклички. Воспитываем у детей потребность в народной музыке, сказке. Погружаясь в мир сказок, ребенок познает мир не только умом, но сердцем.

Разучиваем русские народные песни, частушки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, мы заметили, что у детей снижается агрессивность, у них пробуждается чувство симпатии, создаётся положительная эмоциональная атмосфера. Читая детям народные пословицы и поговорки: «Родная сторона - колыбель, чужая - дырявое корыто», «Тот герой - кто за родину горой», «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт», «Поспешишь - людей насмешишь», объясняем детям, что народ остро подмечал различные жизненные позиции и высмеивал человеческие недостатки, но всегда восхвалял положительные качества. Знакомя детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, даем детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью: «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину.

Большой интерес у детей вызывают и русские народные игры, в которых можно проявить смекалку, любознательность, ловкость. Также проводим занятия, на которых учим детей делать тряпичные русские куклы, история которых имеет многовековую историю. Куклы-скрутки, куклы-скатки, соломенные куклы, куклы из ниток, сделанные своими руками, доставляют детям искреннюю радость.

С целью выявления результативности проведенной нами работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с родным городом, государственной символикой России, культурой и традицией родного края были повторно предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родной стране.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Подводя итог, можно говорить о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания патриотического чувства у детей.

Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.

Приложение

Патриотическое воспитание в детском саду в условиях введения ФГОС ДО

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.

Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.

Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.

Но никакие знания взрослого не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитывать к нему любовь и уважение.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Надо показать ребенку, что твоя малая родина славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Воспитывать у детей любовь к своему городу, подводить их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего

Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

– экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;

– рассказ воспитателя;

– наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;

– беседы о родном городе, стране, ее истории;

– показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

– прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;

– использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

– ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);

– знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов.

– организация тематических выставок;

– участие в общественных и календарных праздниках;

– участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно-развивающие игры:

дидактическая игра «Герб города»;

– дидактическая игра «Путешествие по городу»;

– дидактическая игра «Продолжи пословицу».

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. В связи с этим базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне?

Стоит ли держаться своих исторических корней или лучше, современнее, а стало быть, и практичнее не иметь приоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежности явления?

Все та же народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней. Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности.

Через чувственное познание дети знакомятся с отношениями в семье, социальными ролями, разделением труда, предметами быта, народными праздниками, правилами поведения.

Эти социальные роли можно дать примерить, в полном смысле слова. Обыгрывание литературных произведений, малых фольклорных форм, фрагментов обрядовых действий помогают самопознанию малышей, дают точку опоры и открывают перед ними простые семейные ценности.

Тут же происходит развитие речевого аппарата. Скороговорки, поговорки, пословицы как нельзя лучше подходят для этого. К тому же, узнавая народные приметы, осмысливают их, устанавливают причинно следственные связи, пытаются самостоятельно подражать им. А это уже словесное творчество. Красноречие всегда ценилось в любом обществе.

Разделение социальных ролей приносит и разделение труда. Девочки шьют одежду, пришивают пуговицы или заплатки. Мальчики изготавливают лавки, люльки, сани.

Девочки плетут ковёр, а мальчики плетень. Главное здесь – забота о родных и близких. Хорошо если группа детей разновозрастная.

Таким образом, старшие могут передать свои умения и знания, приобретая при этом терпение, умение продумать процесс последовательно и научить других.

Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Народная педагогика приспособлена к детскому восприятию, предусматривая особенности мышления детей разного возраста. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни.

Таким образом, можно сделать следующие выводы

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Москва 2013г.

2. ФГОС дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

3. Информационное методическое письмо Департамента образования Белгородской области «Организация образовательного процесса в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Белгородской области в 2014 – 2015 учебном году».

4. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.

5. Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

7. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.

Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.

В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.

Методы патриотического воспитания дошкольников

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

  • экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
  • рассказ воспитателя;
  • наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
  • беседы о родном городе, стране, ее истории;
  • показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
  • прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;
  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
  • ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
  • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
  • организация тематических выставок;
  • участие в общественных и календарных праздниках;
  • участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Опыт лучших дошкольных образовательных учреждений свидетельствует, что эффективно процесс нравственно-патриотического формирования происходит при комплексном использовании средств патриотического воспитания дошкольников: народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т.д.

Игры по патриотическому воспитанию дошкольников

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно-развивающие игры.

Дидактическая игра «Герб города»

  1. Материал: фрагменты герба города (обязательно должны быть лишние элементы), карточка с изображением городского герба.
  2. Ход игры: дети по памяти собирают герб родного города, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца.

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

  • Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.
  • Дидактическая игра «Продолжи пословицу»

    i>Ход игры: воспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение.

    Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.

    Кроме того в детских садах закладываются основы и .



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: