Семья и экологическое воспитание в детском саду. Проект «Совместная деятельность с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Прусакова Светлана Валерьевна

Убеждение человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами - воспитывать любовь к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест. Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине особое внимание уделяется в детских садах. (М.В. Лучич)
Дошкольный период — очень важное время в развитии каждого ребёнка. Именно в этот период формируется личность человека, его мировоззрение и отношение к окружающей реальности. У детей нередко отмечается негативное отношение к природе, причиной которого является отсутствие знаний о растениях и животных, их потребностях и особенностях развития.
Процесс экологического образования должен быть непрерывным и начинаться как можно раньше, с дошкольного возраста.
Основной задачей экологического образования детей дошкольного возраста является получение знаний о природе и воспитание определенного отношения к ней. На основе знаний воспитывается отношение к природе. В конечном итоге формируется экологическое сознание, развиваются личностные качества. Экологическое образование детей дошкольного возраста является не только начальным этапом, но и фундаментом непрерывного экологического образования, которое продолжается в школе и других образовательных учреждениях.
Известно, что результативность педагогического процесса зависит от совместных усилий ДОУ и семьи. В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки. Ученые едины во мнении: слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьёй этого сделать невозможно.Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников - одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания. В работе с родителями по вопросам экологического воспитания детей необходимо использовать как традиционные формы работы, так и другие виды деятельности. К традиционным формам относятся родительские собрания с определенной темой, подбираются рекомендации, которые располагаются на стендах и помогают им ориентироваться в вопросах экологического воспитания ребенка. Проводятся беседы, консультации, расширяющие знания родителей о природе и, в частности, о природе родного края. Можно провести КВН по экологической тематике, хорошо знакомой детям, и удивить родителей знаниями детей.
Заинтересованность и активное участие родителей в формировании экологической культуры дошкольников существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания детей в детском саду.
В своей работе по созданиюсистемы педагогического взаимодействия и повышения уровня экологических знаний родителей мы уделяем большое внимание. Проводим родительские собрания экологической направленности, консультации для родителей.
Участие в тематических выставках поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно с детьми.
В экологических акциях: «Накормите птиц зимой».
Проведение индивидуальных проектов «Интересное животное».
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье. Несмотря на то, что многие родители не имеют свободного времени, они все же с энтузиазмом откликаются на предложения принять участие в совместном субботнике, в изготовлении кормушек. Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для уголка природы, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету. Связь между живым уголком и окружающей средой совершенно очевидна, нам пришлось раскрывать ее для родителей. Работа с родителями изначально представлялась нами, как самый сложный этап организации живого уголка. Итак, первый этап - это родительское собрание, на котором родителям сообщили о решении создать живой уголок. Как и ожидалось, не все родители сразу приняли эту идею. Большинство родителей отказались помогать нам в оформлении живого уголка. Конечно же это было вполне ожидаемо. Мы предоставили список растений, утвержденный для ДОУ, с учетом всех физиологических и возрастных особенностей детей. К сожалению, не все родители являются инициативными. Многие считают, что достаточно привести ребенка в детский сад, а остальное сделают воспитатели. Поэтому работу мы построили с максимальной осторожность то есть, решили постепенно вовлекать родителей в нашу работу.
Постепенно родители осознавали преимущества предложенной нами идеи, ведь многие не могут завести дома даже простейшие растения по разным причинам, но хотят, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью, которая сможет проявить ответственность и позаботиться о том, кто слабее. Таким образом, мы смогли наладить контакт с родителями и заручиться их поддержкой в различных вопросах. После мы приступили к созданию живого уголка.
Для начала растения собирались из домашних коллекций, причем, родители не просто приносили растения из дома и оставляли их воспитателям. Родители рассказывали детям о том растении, которое они принесли: как оно называется, как оно растет, какие у него есть полезные свойства. Мало того, что дети охотно воспринимали информацию от родителей, они начинали активно проявлять к таким растениям еще больше заботы. Родители проявляли ничуть не меньшую ответственность при работе с нашим живым уголком. При помощи родительских собраний нам удалось донести до родителей насколько важно их участие в такой работе. Постепенно наш живой уголок заполнился экспонатами. Родители включились в процесс пополнения нашего живого уголка и более экзотичными растениями, участвовали в их выборе. Родительские собрания и индивидуальные беседы помогли нам наладить не просто контакт с родителями, но и привлечь их к активной работе. С помощью бесед нам удалось установить контакт даже с самыми сложными родителями, которые категорически не хотели идти на контакт, что безусловно является результатом достижения целей организации работы с детьми и их родителями. Мы предлагали таким родителям больше рассказывать о своих детях, поухаживать за растениями вместе. Когда родители наблюдали, как повышается степень их контакта с ребенком, они непременно приходили снова и снова и спрашивали чем еще можно помочь.
Живой уголок в группе помог нам привить детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширить кругозор и получить новые знания. Основная цель, которую мы преследовали, организовывая живой уголок —научить детей заботиться о ком-то и раскрыть у них чувство ответственности. Совместный уход за растениями в живом уголке помог заметно сплотить детей, научить их работать в команде, прислушиваться к мнению окружающих.
В целом, работа с родителя, несмотря на свою сложность, проводится комплексно и, на наш взгляд, результативно, что указывает на правильность нашего подхода к данному вопросу. В процессе работы повышается уровень знания не только детей, но и их родителей. Родители также открывают для себя что-то новое, не только в своих детях, но и в окружающей их среде.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста сегодня стоит особенно остро. Этой проблемой должны заниматься не только дошкольные образовательные учреждения, но и прежде всего родители. Задача воспитателя - показать родителям необходимость воспитания экологической культуры, так как именно в дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, одновременно осознавая неразрывность с ней. В этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к природе, у детей формируются навыки взаимодействия с окружающим миром.

Совместная деятельность родителей с детьми является основополагающей в формировании экологической культуры у дошкольников. Зачастую дети берут пример со своих родителей и, вырастая, ведут себя так, как когда-то вели себя они.

Начиная работу по взаимодействию с семьей в экологическом воспитании дошкольников, нами были проведены беседы с детьми и анкетирование родителей с целью изучения интересов семьи, организации деятельности семьи в выходные дни. На основе анализа мы разработали план мероприятий по привлечению родителей к экологическому воспитанию детей. План составлен таким образом, чтобы мероприятия отвечали интересам и потребностям семьи и ДОУ. В план, помимо консультаций, материалов педагогической пропаганды и родительских собраний, мы включили такие интерактивные формы работы с родителями как совместные экскурсии, практикумы, природоохранные акции, игровые тренинги на тему экологии и экологических знаний.

Принимая участие в экскурсиях, экологических акциях и других мероприятиях, родители непосредственно включаются в образовательный процесс ДОУ, что является одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Одной из эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей являются экскурсии в природу. Как правило, в нашей группе организуются совместные экскурсии с семьями воспитанников один раз в три месяца. Совместно с детьми и родителями мы организовали экскурсии в осенний и зимний лес, на летнюю полянку.

Во время проведения экскурсий в природу решались следующие задачи:

Закреплять знания детей о характерных особенностях природы в разное время года;

Развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве;

Расширять активный словарь детей,

Воспитывать любовь к живой природе, эмоциональную отзывчивость;

Способствовать сплочению между родителями и детьми.

Наши экскурсии не спонтанные, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Организация экскурсии имеет свой алгоритм, который включает:

  1. подготовку к экскурсии - происходит ознакомление детей и взрослых с темой экскурсии, а также теоретическими материалами по теме, решается организационный вопрос, проводится инструктаж детям и родителям о правилах безопасности в лесу в разное время года (например, беседа о переохлаждение организма, «Безопасность на прогулке в холодное время года», «Опасности в лесу»).
  2. Проведение экскурсий. Экскурсионная программа включала в себя следующие этапы:

Беседа о природных явлениях, происходящих в лесу;

Коллективное наблюдение (используются такие приемы как загадки, вопросы, стихи о временах года, природе, животных леса. Подвижные игры, которые способствовали познавательной активности: «Посмотри на право, посмотри налево», «Угадай по описанию»).

Самостоятельные наблюдения детей и родителей за природой в лесу;

Совместные природоохранные мероприятия (сбор веточек ели и сосны, шишек, для украшения группы, изготовления поделок; кормление белочек).

  1. Прощание с лесом (проведение экологических игр: «Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Раз, два, три, к елке беги»)
  2. Беседа о содержании экскурсии в группе на основе фотографий с места проведенной экскурсии.

Родители сначала настороженно отнеслись к нашей первой экскурсии. Результаты превзошли все наши ожидания. Родители сдружились, все получили массу положительных эмоций.

На сегодняшний день родители стали активнее при взаимодействии друг с другом, заметно их заинтересованное участие в образовательном процессе.

По своей инициативе решили ежемесячно выпускать групповые газеты на тему: «Экологическая безопасность нашего родного города», поступили предложения продолжить традицию экскурсий в лес и весной, и летом. Продолжать кормить лесных животных и птиц.

В сентябре 2016 г. воспитанник нашей группы со своей семьей пригласили ребят, родителей и нас, педагогов, к себе в контактный домашний зоопарк у себя на подворье. Как удивились воспитанники нашей группы, когда узнали, что для них запланирована такая необычная и интересная экскурсия. Дети познакомились с большим количеством самых разнообразных домашних птиц и животных. В контактном зоопарке дети не только наблюдали за животными и птицами, но им также предоставлялась возможность покормить животных, погладить, поиграть с ними, что очень важно для детей.

Главной целью этой экскурсии являлось воспитание гуманного отношения к животным, формирование у детей желания ухаживать за животными, оберегать их. Экскурсия сопровождалась интересной беседой Мишиной мамы - экскурсовода этого зоопарка. Родители увидели, что в общении с родной природой формируются основы экологического воспитания наших детей, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства - бережного отношения к родной природе.

Еще одним из условий формирования экологического воспитания детей дошкольного возраста являются социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Природоохранные акции являются комплексными мероприятиями. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе с взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только теоретические), участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной. Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

Одна из таких акции была посвящена «Дню птиц». Акция проводилась с 1 ноября по 22 ноября 2016 г. Целью акции являлось формирование экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края. В рамках проведения акции мы провели с детьми беседы о зимующих и перелетных птицах, просматрили видеоролики о том, где и как птицы переживают холодную зиму, в ходе этих мероприятий дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края. Наши ребята создавали поделки из пластилина, листовки с просьбой покормить птиц! Совместно с родителями мы изготовили кормушки, заготовили корм. Главный результат акции - участие всех детей и родителей группы в развешивании кормушек и листовок в м-р Абрамово для того, чтобы помочь птицам перезимовать.

В преддверии новогодних праздников 2016 г. в нашей группе проходила природоохранная акция«Елочка, елочка, зеленая иголочка».

Акция проводилась с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства.

В рамках проведения акции была организована выставка поделок с Новогодней тематикой. Дети, совместно с педагогами и родителями создавали поделки главного атрибута Нового года - елочки. Результатом работы стали рассказы детей о том, как они сохранили елочку (новогодние композиции и искусственная ель дома и в группе).

В преддверии нового 2017 г. мама Карины привезла нам маленькую голубую ель. На протяжении всей зимы мы с ребятами будем ухаживать за елочкой, чтобы весной высадить ее на наш участок.

В нашем детском саду экологические акции проходят в течение всего учебного года. Такие акции, как«Посади дерево и сохрани его» служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Цель акции: расширение экологического кругозора среди дошкольников и их родителей, вовлечение их в решение экологических проблем нашего края, воспитания у них бережного отношения к природе. В акции участвовали родители и дети нашей группы. Родители активно и с радостью включались в процесс высаживания кленов. Ура! У нас на участке высажено два клена!

Также одна из наших воспитанниц со своей мамой принесли в группу желуди. Ребята с интересом их рассматривали, изготавливали из желудей и пластилина различные поделки, наблюдали за тем, как желуди давали ростки. Проросшие желуди мы решили высадить в землю и вырастить дуб в горшочке, затем весной облагородить территорию детского сада таким редким деревом.

Мы с ребятами и родителями решили, что будем продолжать облагораживание и озеленение нашего участка и территорию детского сада.

В итоге в нашей группе прошла выставка рисунков «Осеннее дерево».

Весной 2016 года в Березниках проходила экологическая акция по сбору макулатуры «Подари жизнь дереву-2016». Она была приурочена к проведению Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности». В акции участвовали сотрудники дошкольного учреждения, дети, родители. В течение двух недель, дети и родители приносили макулатуру в детский сад. Все очень активно и с радостью включились в процесс. Благодаря такой поддержке результаты акции превзошли все ожидания. Мы собрали 192 килограмма бумаги, которые отправились вместо свалок на переработку. Ура! Мы спасли 4 дерева!!!

Мы с детьми и родителями решили, что будем «покровителями леса» и продолжим акцию по сбору макулатуры «Подари жизнь дереву» и в следующем году.

Проводя экологические акции, мы ставим перед собой задачу не только научить детей и родителей ценить природу, сформировать у них потребность в природоохранной деятельности, но и предотвратить поступки, наносящие вред природе. Ведь так важно с детских лет научить детей предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Сегодня мы уверены - работа эта нужная и важная, рано или поздно она даст свои положительные результаты.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросу экологического воспитания

старших дошкольников.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

· педагог - родитель;

· педагог - ребенок - родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: мне следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» я могу провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

· основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;

· одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что

80 % черт характера ребенка закладывается в семье. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Я подготавливаю собрание заранее, вывешиваю объявление за 3-5 дней.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Мои беседы с родителями это наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяет мне осуществить эффективное воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

Одной из основных задач экологического образования дошкольников - это непрерывность процесса. Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том, что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество.

Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.

Для выявления родительских представлений и ожиданий от экологического образования целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания.

Также для повышения эффективности взаимодействия в конце каждого учебного года я провожу опрос родителей, который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействия семьи и детского сада, получаю обратную связь и предложения от родителей.

Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Можно разработать систему, которая будет включать в себя определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами:

· пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

· проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес.

Разработать одну из форм наглядной агитации - листовку, в которой лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.

· еще одна из форм работы - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов. Домашние задания могут включать: рисунки, поделки из природного и бросового материала. Тем самым вызвать заинтересованность и родителей и детей.

· для проявления интереса у родителей к информации, разместить странички о дне, проведенном в детском саду. Где в них рассказывалось о поведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений в природе. Воспитатели могут давать рекомендации родителям как обратить внимание на соответствующую литературу, родители бы задавали вопросы или просили совета.

· групповые родительские собрания, проведенные с организацией чаепития, выступлением детей. Такие собрания дадут возможность для свободного общения, обсуждения различных вопросов и выработки единых подходов к воспитанию детей.

· организовать родителей для активного участия в природных акциях: изготовление родителями и детьми плакатов.

Сотрудничество детского сада и семьи невозможно без знания особенностей воспитания детей в семье. Знакомство с традициями семейного воспитания осуществлять через гостиные «Мы и наши дети».

Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:

· уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними.

· уголок “выращивания”, оснащённый необходимыми средствами для самостоятельной исследовательской - практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.;

· фотографии на тему “природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

Что может дать такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей. В первую очередь это поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования.

Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.

Следовательно, для становления экологической субкультуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников.

Педагогу необходимо раскрыть аспекты проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические условия осуществления этого процесса:

1. Возраст до 3-х лет – это эмоциональный уровень, на котором

усваивается ценность, смысл экологической ситуации. Малыш как бы «открывает» для себя мир природы. Он еще не владеет способами экологически целесообразного поведения, но зато чувствует свою неотторжимую связь с Природой. Это возраст повышенной эмоциональной и личностной перестройки, когда идет процесс интенсивного осознания своего «Я», следовательно в работе с детьми данного возраста надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, осторожнее относиться к оценке того или иного природного объекта или явления.

2. Возраст с 3-х до 6-ти лет – это когнитивный уровень. Ребенок стремится познать окружающий мир, природу, появляется ориентация на нормы взаимодействия с природой, субъективное отношение к экологическим ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Это тот уровень, когда ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности и поведения взрослых.

3. Возраст 6-7 лет – это социальный уровень, на котором усиливается позиция собственного «Я». К 7-ми годам ребенок освоил нормы, правила, ценности жизни взрослых. Происходит усиление у ребенка мотивов собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл, свое поведение сопоставляется с экологическим идеалом и выстраивается таким образом, чтобы его поняли бы и приняли дети и взрослые, а также положительно оценили.

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Новизна этих отношений между педагогами и родителями определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
Педагог-родитель;
Педагог-ребенок-родитель.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию


Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов,

папок- передвижек.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Сегодняшнюю встречу хочется завершить прекрасным стихотворением:

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!


Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников посредством природоведческой книги является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

Педагог - родитель;

Педагог - ребенок - родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (приложение 1). Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

· основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;

· одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье .

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, "Круглые столы" и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3--5 дней.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога .

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей. Особой популярностью пользуются "Дни открытых дверей", в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении "Круглых столов" реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

Одной из основных задач экологического образования дошкольников - это непрерывность процесса. Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том, что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество.

Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.

Для выявления родительских представлений и ожиданий от экологического образования целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания.

Также для повышения эффективности взаимодействия полезно в конце каждого учебного года проводить опрос родителей, который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей.

Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Можно разработать систему, которая будет включать в себя определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами:

Пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

Проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес.

Разработать одну из форм наглядной агитации - листовку, в которой лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему "Берегите природу", где участниками конкурса являются сами родители.

Еще одна из форм работы - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов. Домашние задания могут включать: рисунки, поделки из природного и бросового материала. Тем самым вызвать заинтересованность и родителей и детей.

Для проявления интереса у родителей к информации, разместить странички о дне, проведенном в детском саду. Где в них рассказывалось о поведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений в природе. Воспитатели могут давать рекомендации родителям как обратить внимание на соответствующую литературу, родители бы задавали вопросы или просили совета.

Групповые родительские собрания, проведенные с организацией чаепития, выступлением детей. Такие собрания дадут возможность для свободного общения, обсуждения различных вопросов и выработки единых подходов к воспитанию детей.

Организовать родителей для активного участия в природных акциях: изготовление родителями и детьми плакатов.

Сотрудничество детского сада и семьи невозможно без знания особенностей воспитания детей в семье. Знакомство с традициями семейного воспитания осуществлять через гостиные "Мы и наши дети".

Эколога - развивающая среда в домашних условиях должна включать:

Уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними.

Уголок "выращивания", оснащённый необходимыми средствами для самостоятельной исследовательской - практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.;

Фотографии на тему "природа", журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

Что может дать такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей. В первую очередь это поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: