Когда уберут понижающий коэффициент 0 54. Решения Госдумы по данному вопросу

Правила расчёта армейских пенсий для российских военнослужащих принципиально отличны от проведения начисления гражданских страховых пенсионных выплат. Целый ряд специфических факторов, определяющих сумму выплат, отсутствует в законах о страховых выплатах для гражданских пенсионеров. В этой статье будет рассматриваться следующий нестандартный фактор, такой как понижающий коэффициент (ПК) для пенсионных начислений отставных военнослужащих, и возможность его ближайшего упразднения.

Правила расчёта военных пенсий

Для наиболее лучшего понимания термина, называемого – «понижающий коэффициент» (ПК), необходимо глубже разобраться в множественных нюансах правил начисления пенсионных выплат для отставников Вооруженных Сил РФ. Данная информация юридически наиболее полно обозначена в законе «Про пенсионное обеспечение военных».

Военные имеют возможность получить пенсию при достижении определенного возраста, а также в случае получения инвалидной группы (по причине травмы/болезни). Также наше законодательство предполагает для близких родственников и супругов (детям, родителям инвалидам или пенсионерам, вдове/вдовцу с ребёнком до 14 лет на иждивении) погибшего/умершего солдата право на оформление пенсии по утрате кормильца. В расчете выплат также используют следующие факторы:

  • размер настоящего жалования военного со всеми существующими надбавками.
  • должностной оклад;
  • армейское звание;
  • суммарный срок службы в армии;
  • индексация.

Для примера, необходимо рассмотреть процедуру вычисления пенсий за фактическую выслугу лет. Она оформляется лишь в двух случаях:

  • когда выслуга составляет более чем 20 лет включительно;
  • когда стаж работы превышает 25 лет, из них 12 с половиной лет – армейской или альтернативной службы народу России.

В первом варианте, минимально возможный стаж несения службы в армии предполагает конкретный размер пенсии, взятый из учёта – 50% от месячного должностного оклада. В том случае, если выслуга превышает минимальный стаж работы, начисляются специальные бонусные 3% за каждый последующий год службы, однако в рамках: не более 85% от совокупного жалования.

Второй, основной случай, предполагает доплату в 1% ежегодно после 25 лет службы.

ПК не применяют для следующих исключительных групп военных:

  • судьи армейских трибуналов;
  • служащие военной прокуратуры;
  • члены Следственного комитета.

Принимая во внимание то, что большая часть военнослужащих Российской армии получает денежное довольствие в размере 30 тыс. рублей, надбавки военнослужащим в соответствии с законодательством «Про специальные выплаты военным» устанавливаются в следующих конкретных случаях:

  • за непрерывный срок службы - 10 — 40% к месячному жалованию;
  • классность - 5 — 30% к месячному жалованию;
  • ежемесячное поощрение;
  • доплата за секретность - не более 65%;
  • за службу в особых условиях и т.п. - до 100% к месячному жалованию;
  • за добросовестность - до 300% ежегодно.

Исходя из вышеперечисленной информации, формула по расчёту размеров выплат пенсионерам за службу в армии будет следующей:

П = ДД х (0,5 + Д% х Вд), где

ДД – базовое денежное жалование (довольствие);

Д% – процент доплаты пенсионерам за службу в армии (1% — 3% исходя из варианта расчёта);

Вд – сверхнормативная выслуга (больше 20 и 25 лет).

Важно! По такой формуле считали размеры пенсий до 2012 года, пока не ввели в действие ПК.

Так каким же образом этот коэффициент изменил размеры компенсации за службу в армии пенсионерам ?

Причины принятия ПК и его изменение

Размеры армейского довольствия, которое есть формообразующим для вычисления пенсий отставным военным, тоже регламентируются специальным законодательством. Начиная с 2010 года, в войсках значительно повысили довольствие (оклады), что соответственно должно было увеличить и размеры пенсий отставникам. Однако с начала 2012 года закон был изменён и дополнен так называемым ПК, в результате чего пенсионеры не получили повышения, а их доходы остались на том же уровне, что и ранее. Власти, как обычно, объяснили это народу бюджетным дефицитом и сложной экономической ситуацией в мире и государстве.

Изначально ими был установлен размер понижающего коэффициента — 0,54 для военных пенсионеров , он ежегодно должен был увеличиваться на обязательные — 2%. Далее его величина росла очень быстро:

  • 2013 г. – 0,75;
  • 2014 г. – 0,70;
  • 2015 г. – 0,75;
  • 2016 г. – 0,40;
  • 2017 г. – 0,40;
  • 2018 г. – 0.

Важно! В 2018-м правительство снова обещает, заморозить рост ПК, это должно быть связано с ростом суммы довольствия, а соответственно и пенсионных выплат, на 4%.

Подводя итоги сказанного, следует обозначить, что за последние шесть лет, злополучный коэффициент вырос почти на 20 пунктов, поэтому семьи отставных военнослужащих задаются вопросом: когда отменят понижающий коэффициент для военных пенсионеров, наконец?

Сроки отмены понижающего коэффициента для отставников

Недовольство в среде военнослужащих введением ПК возникло изначально с его появлением, позже оно трансформировалось в постоянное требование к властям отменить эту непопулярную функцию.

Конституционный суд Российской Федерации по требованию правозащитников и активистов несколько раз проверял на соответствие закону применение этой нормы, но не зафиксировал в ней нарушения прав и свобод, мотивируя свои выводы тем, что с ростом довольствия размеры выплат не снизились. Также в законе была ранее прописана возможность увеличения множителя, что должно было повлиять на рост пенсий. Проблема ПК рассматривалась и на уровне депутатов в Государственной Думе, результатом чего был непринятый голосованием в начале 2017 года законопроект от КПРФ.

На сегодняшний день прогнозы относительно ликвидации ПК неутешительны, и отмена его правительством России не планируется, так как власти уже использовали его в своих расчётах вплоть до 2035 года. Специалисты прогнозируют следующее повышение пенсий российским отставникам только в октябре 2019 г., вслед за очередным увеличением денежного довольствия в армии.

Уважаемый Владимир Вольфович! В 2012 году Министерством обороны РФ был внесен на рассмотрение в ГД законопроект о понижающем коэффициенте 0. 54%. Который депутаты приняли. Сотни тысяч военных пенсионеров стали не получать честно заработанную ими пенсию. Все обращения в различные инстанции, Правительство РФ, и другие, включая Президента РФ оставались не услышанными.

В этом году предстоят выборы в Государственную Думу РФ. Наши голоса получит только та партия, которая возьмет на себя защиту данной категории граждан, только те кандидаты одномандатники, которые услышат наши требования.
« 20 » апреля 2016г. Г. Белгород

ОБРАЩЕНИЕ К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА И В ОТСТАВКЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ « БОЕВОЕ БРАТСТВО» 1 января 2012 года был введён в действие Федеральный закон Российской Федерации от 8. 11. 2011 г. N 309-ФЗ» О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона» О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона» О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 309-ФЗ), который был разработан Министерством обороны РФ, возглавляемым Сердюковым А. Э. Статья 2 этого закона дополнила статью 43 Закона РФ от 12.

02. 1993 г. № 4468-I» О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее – Закон РФ от 12. 02. 1993 г. № 4468-1) частью второй, следующего содержания:» Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов …».

Положения части второй статьи 43 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей». Действовавшая до 1. 01. 2012 г. Редакция статьи 43 Закона РФ от 12.

02. 1993 г. № 4468-1″ О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» предусматривала при исчислении пенсии для всех пенсионеров Министерства обороны РФ и приравненных к ним лицам, в том числе для военных судей, военных прокуроров и следователей, учитывать денежное довольствие в объеме 100%. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского Кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Однако часть 2 ст. 43 Закона РФ от 12. 02. 1993 г. № 4468-I (с изменениями от 8 ноября 2011 года), содержащая норму» Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов…», Федеральный закон № 309-ФЗ, дополняющий ст.

43 Закона РФ № 4468-I частью 2, содержащей указанную норму и Постановление Правительства РФ от 5. 12. 2011 г. № 992″ Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», не содержат прямого указания на то, что её положения распространяются на лиц пенсии, которым, назначены до 1 января 2012 года, т. Е. Что их положения распространяются на отношения, возникшие до введения её в действие.

Закон РФ от 12. 02. 1993 г. №4468-1 (с изменениями от 8 ноября 2011 года) в целом определяет, что 54% денежного довольствия применяется при исчислении пенсии с 1 января 2012 года. Предполагается при исчислении пенсии увольняемым военнослужащим после 1 января 2012 года. Однако Министерство обороны РФ в нарушении Закона РФ от 12.

02. 1993 г. №4468-1 (с изменениями от 8 ноября 2011 года) издаёт подзаконный акт — Указания Департамента социальных гарантий № 182/3/1/1085 от 6 декабря 2011 года за подписью госпожи А. Кондратьевой, которая потребовала» До 10 декабря текущего года ПЕРЕСМОТРЕТЬ размеры пенсий пенсионерам Минобороны России и направить в территориальные учреждения Сбербанка России необходимые документы на выплату пенсий в декабре 2011 года за январь 2012 года, исчисленных из 54 процентов сумм соответствующего денежного довольствия, …». Тем самым она превысила свои полномочия, статус данного подзаконного акта, потребовав ПЕРЕСМОТРА размеров пенсий и нарушила п. 2 статьи 39 Конституция РФ, где сказано –» Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Кроме того, статья 4 Федерального закона РФ от 15. 12. 2001 г. № 166-ФЗ» О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. От 01. 07.

2011 г.) однозначно определяет сроки назначения пенсии:» Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается на следующий срок: 1) пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленных к трудовой пенсии по инвалидности) – БЕССРОЧНО…». Из этого следует, что пенсия за выслугу лет исчисляется единожды при ее назначении пожизненно, а в дальнейшем в соответствии с статьей 49 Закона РФ от 12. 02. 1993 г. № 4468-1 лишь пересматривается.

Поэтому применение Министерством обороны РФ для пенсионеров, получивших статус пенсионера до 1. 1. 2012 года, положений ст. 43 при пересмотре пенсий со ссылкой на Федеральный закон РФ от 08. 11. 2011 г.

№ 309-ФЗ является незаконным, т. К. Её предмет регулирования — НАЗНАЧЕНИЕ пенсий, а она им уже была назначена ранее. И тем более никакой подзаконный акт Управления Департамента социальных гарантий неправомочен отменить положения федерального закона, определяющего ранее установленный порядок исчисления пенсии, что закреплено п. 1 ст. 1 главы I Федерального закона РФ от 15.

12. 2001 г. № 166-ФЗ, где сказано –» Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон». Такое толкование и применение Закона соответствует Конституции РФ и решениям Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 9 июля 2009 г. № 12-П (п.

5. 1) Конституционный Суд РФ указал:» Вместе с тем при установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55 часть 2 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан, не допуская при этом снижения достигнутого уровня их социальной защищенности». В Определении от 4 апреля 2006 г. № 89-О Конституционный Суд РФ указал:» Между тем государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объём социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности». Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П… и неоднократно подтверждённой в ряде последующих решений, изменение законодателем ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, т.

Е. В том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретённых в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что не совместимо с положениями статей 1 (часть 2), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2010 г. № 9-П указано:» Вместе с тем вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, федеральный законодатель — в силу статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации — обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях». Таким образом, применение Министерством обороны РФ к пенсионерам Министерства обороны РФ и приравненным к ним лицам (кроме военных судей, военных прокуроров и следователей), получивших статус пенсионера до 1.

1. 2012 года части 2 ст. 43 Закона РФ № 4468-I (с изменениями от 8 ноября 2011 года), содержащей норму об исчислении пенсии, исходя из 54% денежного довольствия, – незаконно и противоречит п. 2 ст. 19 главы 2 Конституции РФ, где сказано» Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Это подтверждается тем, что когда с 1 января 2013 года были значительно повышены оклады военным судьям, военным прокурорам и следователям, к пенсионерам этих категорий, уволенным до 1 января 2012 года, денежное довольствие для исчисления пенсии (ДДИП) в размере 54% не стали применять, а продолжили использовать 100%. Вывод: 1. Министерство обороны РФ не вправе придавать обратную силу новому регулированию, ограничивающему объём денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, в отношении пенсионеров, получивших статус пенсионеров до 01. 01. 2012 г., поскольку в отношении указанной категории лиц, такое ограничение снижает уже ранее достигнутый объём (уровень) денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, со 100% до 54%.

2. С 1 января 2012 года за всеми пенсионерами Министерства обороны РФ и приравненными к ним лицами, получившими статус пенсионера до 1. 1. 2012 года, должно сохраниться право на исчисление пенсии, исходя из 100% денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, а не только за военными судьями, военными прокурорами и следователями. Правоту выводов подтверждает часть 1 статьи 15 Конституции РФ, где сказано –» Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

На основании изложенного ПРОСИМ:
1. Принять меры к восстановлению конституционных прав и социальных гарантий для всех пенсионеров Министерства обороны РФ и приравненных к ним лиц, получивших статус пенсионера до 01. 01. 2012 года в части, касающейся отмены для них понижающего коэффициента 0, 54. Обращение принято на конференции Белгородской общественной региональной Организации
« Боевое Братство»


Принципы расчета военных пенсий существенно отличаются от организации «гражданского» пенсионного обеспечения. Ряд критериев, на основании которых определяется их размер, не имеет аналогов в пенсионном законодательстве для гражданских лиц. В данной статье рассмотрим один из таких специфических факторов – понижающий коэффициент для военных пенсионеров в 2018 году и перспективы его отмены.

1 Как рассчитывается военная пенсия
2 Введение понижающего коэффициента и его рост
3 Когда отменят понижающий коэффициент для военных пенсионеров
4 Вывод

КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ ВОЕННАЯ ПЕНСИЯ

Чтобы понять, что означают понижающие коэффициенты для военных пенсионеров, рассмотрим, как определяется для них размер пенсии.

Принципы ее начисления отражены в законе от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении…».

Военные пенсионеры могут получать пенсию за выслугу лет или по инвалидности. Кроме того, члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего имеют право на получение пенсии по потере кормильца.

Во всех случаях базой для определения суммы пенсии является денежное довольствие военнослужащего, т.е. его оклад с учетом всех надбавок.

Рассмотрим порядок расчета на примере пенсии за выслугу лет. Она устанавливается в двух случаях:

При выслуге 20 лет и более.
При общем трудовом стаже более 25 лет, из которого более 12,5 лет составляет стаж военной или приравненной к ней службы.

Пенсия при минимальной выслуге или стаже в обоих случаях составляет 50% денежного довольствия. Если стаж превышает минимальный, то в первом случае добавляется 3% за каждый дополнительный год свыше 20 лет (но не более чем до 85% суммы довольствия). Во втором случае, при «смешанном» стаже, за каждый год после 25 лет добавляется 1% (ст. 14 закона № 4468-1).

Таким образом, формула для расчета суммы пенсии по выслуге лет будет иметь вид:

П = Д х (50% + ПРд х Вд), где

Д – денежное довольствие;
ПРд – дополнительный процент (3% или 1% в зависимости от варианта назначения пенсии);
Вд – дополнительная выслуга (свыше 20 или свыше 25 лет).

Точнее говоря – порядок расчета был таким до того, как в 2012 году военные пенсии понизили коэффициентом. Как он повлиял на доходы отставных военных – расскажем в следующем разделе.
ВВЕДЕНИЕ ПОНИЖАЮЩЕГО КОЭФФИЦИЕНТА И ЕГО РОСТ

Довольствие, входящее в формулу для расчета, определяется на основании ст. 43 закона № 4468-1. В 2010-2011 году военнослужащим было существенно повышены оклады. Это должно было привести и к соответствующему росту военных пенсий. Но с 01 января 2012 в закон были внесено изменение, по сути оставившее на прежнем уровне военные пенсии – понижающий коэффициент. Правительство объяснило это нестабильной экономической ситуацией и недостатком средств в бюджете.

Первоначально коэффициент был установлен в размере 54% с обязательным ежегодным повышением не менее чем на 2%.

Фактически его размер рос несколько более быстрыми темпами. Последний раз коэффициент повысили с 01.02.2017 года до величины 72,23%.

Понижающий коэффициент для военных пенсионеров в 2018 году останется без изменений (закон от 05.12.2017г. № 365-ФЗ). Это связано с повышением с 01.01.2018 г. должностных окладов военнослужащих (а следовательно – и пенсий) на 4%.

Таким образом, за 6 лет понижающий коэффициент вырос на 18,23 п.п. Но до полноценного размера пенсии еще далеко, поэтому всех заинтересованных лиц волнует вопрос: когда уберут понижающий коэффициент для военных пенсионеров?

Подробнее об этом – в следующем разделе

КОГДА ОТМЕНЯТ ПОНИЖАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ДЛЯ ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ

Требования отменить понижающий коэффициент появились практически сразу с момента его введения и продолжаются до настоящего времени.

Законность введения этой нормы неоднократно проверялась Конституционным Судом, который не усмотрел в ней нарушения конституционных прав (на это указывают, например, определения от 17.07.2012 г. № 1433-О и от 24.09.2012 г. № 1800-О). Суд ссылается, в частности, на то, что из-за увеличения базы (т.е. должностных окладов) абсолютный размер пенсий не уменьшился. Кроме того, закон предусматривает механизм поэтапного роста коэффициента, а значит – и пенсионных выплат.

Вопрос об отмене понижающего коэффициента поднимался и в Госдуме. Соответствующий законопроект, предложенный фракцией КПРФ был рассмотрен в феврале 2017 года и отклонен.

Кроме того, как было сказано выше, на 2018 год приостановлен и текущий рост коэффициента.

Таким образом, последние новости об отмене понижающего коэффициента военным пенсионерам вряд ли можно считать утешительными.

Вероятность отмены понижающего коэффициента по пенсии военным пенсионерам в 2018 году очень невелика. Скорее всего, повышение военных пенсий в ближайшее время будет происходить только вследствие роста денежного довольствия, которое заложено в бюджет на 2018-2020 г. г.

ВЫВОД

Понижающий коэффициент по военным пенсиям был введен в 2012г. На сегодня с учетом индексации его размер составляет 72,23%. Пересмотр или отмена этого коэффициента в 2018г. не планируется.

По сообщениям ряда интернет-источников председатель комитета Государственной Думы РФ Герой России, генерал-полковник в отставке В.А.Шаманов 2 сентября 2017 года на встрече с ветеранами военной службы, боевых действий, действующими военнослужащими и гражданским персоналом в Вольском военном институте материального обеспечения (по информации с официального сайта ВВИМО такая встреча 02.09.2017 г. действительно состоялась) заверил, что намерен добиться отмены понижающего коэффициента в военных пенсиях.

Напомним, что согласно части второй статьи 43 Закона О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,… указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента. Действие указанной части второй статьи 43 Закона приостановлено:

С 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г. (Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 397-ФЗ) с 1 января 2015 года размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона, составляет 62,12 процента, с 1 октября 2015 года - 66,78 процента от размера указанного денежного довольствия.

С 1 января 2016 г. до 1 января 2017 г. (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 367-ФЗ) с 1 февраля 2016 года размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона, составляет 69,45 процента от размера указанного денежного довольствия.

С 1 января 2017 г. до 1 января 2018 г. – (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 430-ФЗ) с 1 февраля 2017 года размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона, составляет 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

Следует особо отметить, что положения части второй статьи 43 Закона о пенсионном обеспечении лиц (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей, что многие отставники считают несправедливым.

Почему уменьшился максимальный размер процентной надбавки за выслугу лет после принятия Федеральных законов о реформировании денежного довольствия военнослужащих? Ранее размер был 70% теперь 40 %.

В новой структуре денежного довольствия военнослужащих при уменьшении размера дополнительной выплаты в процентном отношении в абсолютном исчислении происходит существенный рост ее размера (более чем в 2,5 раза) за счет значительного (более чем в 3 раза) увеличения окладов денежного содержания военнослужащих.

Например: размер процентной надбавки за выслугу лет командира полка, полковника с выслугой 25 лет в 2011 году составляет 5756 рублей 80 копеек ((должностной оклад 4992 рублей + оклад по воинскому званию 3232 рублей) * 70%). С 1 января 2012 года размер ежемесячной надбавки за выслугу лет у него будет составлять 15 800 рублей ((должностной оклад 26 500 рублей + оклад по воинскому званию 13 000 рублей) * 40%), рост составит в 2,7 раза.

Почему денежное довольствие военнослужащих с 1 января 2012 года вырастет в 2-2,5 раза, а пенсии только на 60%? Это нарушает права военных пенсионеров и противоречит Конституции Российской Федерации. Чем обусловлено повышение именно на 60%?

С 1 января 2012 года размеры пенсий, назначаемых гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-1) увеличатся в среднем на 60 процентов, будет предусмотрена индексация военных пенсий дважды в год – с 1 января каждого года и со дня увеличения окладов денежного содержания военнослужащих, что, по нашему мнению, не может рассматриваться как нарушение прав военных пенсионеров.

Увеличение размеров военных пенсий на 60% определено исходя из экономических возможностей государства, такое повышение, а также порядок индексации военных пенсий позволит обеспечить превышение среднего размера военных пенсий по отношению к среднему размеру трудовой пенсии в среднем на 80% и в дальнейшем поддерживать материальное обеспечение военных пенсионеров на должном уровне за счет ежегодного гарантированного увеличения размеров военных пенсий, в том числе и независимо от индексации денежного довольствия военнослужащих.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении; если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе устанавливать различный объем социальных гарантий с учетом различий в их фактическом положении.

Учитывая изложенное, установление различного уровня повышения денежного довольствия военнослужащих и пенсий гражданам, уволенным с военной службы, соответствует Конституции Российской Федерации.

Почему понижающий коэффициент 54% к размерам пенсий не применяется к размерам пенсий, назначенных сотрудникам прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации?

В соответствии со статьями 1 и 9 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 309-ФЗ) должностные оклады военных прокуроров и военнослужащих военных следственных органов устанавливаются с применением коэффициента 1,5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом № 4468-1, а оклады сотрудников (которые не являются военнослужащими) прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации и судей в рамках реформирования денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел не увеличиваются. Таким образом, в случае применения к размерам их пенсий коэффициента 0,54, размеры уже назначенных пенсий уменьшаться.

Поэтому в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ положения части второй статьи 43 и пункта «б» части первой статьи 49 Закона № 4468-1 (в редакции Федерального закона № 309-ФЗ) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ, указанным категориям граждан с 1 января 2012 года размеры пенсий не пересматриваются.

Почему нельзя установить понижающий коэффициент в размере 100% для военных пенсионеров, достигших возраста 60 лет?

Установление 100 % размера пенсии лицам, достигшим 60-летнего возраста (т.е. без применения понижающего коэффициента 54%), приведет к разделению военных пенсионеров на категории в зависимости от даты их увольнения со службы (к примеру, у 60-летнего пенсионера, уволившегося в воинском звании «лейтенант», размер пенсии будет больше, чем у 50-летнего полковника).

Например:

Предлагаем сопоставить размер военной пенсии гражданина, уволенного с военной службы с воинской должности командир взвода, в воинском звании лейтенант с выслугой 25 лет без применения понижающего коэффициента (который достиг возраста 60 лет), и размер военной пенсии гражданина, уволенного с военной службы с воинской должности командир полка, в воинском звании полковник с выслугой 40 лет в льготном исчислении (который уволился в возрасте 50 лет) с применением понижающего коэффициента.

Лейтенант, командир взвода, выслуга 25 лет – 20000 + 10000 + (30000*40%) = 42 000, 42 000*65% = 27 300 рублей. Полковник, командир полка, выслуга 40 лет – 27 000 + 13 000 + (40000*40%) = 56 000, 56 000*54% = 30 240, 30 240*85% = 25 704 рублей.

Пенсия гражданам, уволенным с военной службы (службы), назначается не за возраст, а за выслугу лет.

Ее размер зависит только от трех параметров на момент увольнения с военной службы:

1) занимаемая должность;

2) присвоенное воинское звание;

3) продолжительность службы.

Существующая система пенсионного обеспечения должна стимулировать военнослужащих к продвижению по службе, в том числе и для получения более высокого размера пенсии.

Государственной Думой принят и вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», предоставивший военным пенсионерам, которые продолжали работать после увольнения с военной службы, право на получение трудовой пенсии по старости (за вычетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) по линии Пенсионного фонда Российской Федерации, одновременно с получением военной пенсии. Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 60 лет и женщинам - 55 лет.

Почему именно военным пенсионерам установили понижающий коэффициент к размерам пенсии, у других пенсионеров его нет?

Законодательство Российской Федерации, в частности Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», устанавливая различные виды государственной службы, составляющие систему, определяет единые подходы к организации, функционированию и прохождению государственной службы. При этом предусматривается возможность для нормативного выделения особенностей, принципов и отличий, определяющих специфику каждого вида государственной службы в данной системе.

Следовательно, при законодательном установлении основных условий прохождения государственной службы не исключается возможность введения различий в правовом статусе лиц, проходящих государственную службу на должностях государственной службы различных видов, в том числе, определения особых правил, касающихся условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу, в целях справедливого, обоснованного учета специфических факторов служебной деятельности государственных служащих.

Например, для федеральных государственных гражданских служащих установлены ограничения размера пенсии и сроков выплаты пенсии.

Для расчёта пенсий федеральных государственных гражданских служащих учитываются все виды заработной платы, однако, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», размер суммы, из которой рассчитываются их пенсии (среднемесячный заработок), не может превышать 2,8 должностного оклада.

Военные пенсионеры в соответствии с Законом № 4468-1 получают право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, в тоже время, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет только одновременно с трудовой пенсией по старости, т.е. по достижении возраста 60 лет для мужчин (55 для женщин), независимо от времени, когда была приобретена необходимая для назначения пенсии выслуга лет.

Обращаю Ваше внимание, что размеры трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются исходя из размеров страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет работника в Пенсионном фонде Российской Федерации. В настоящее время размер страховых взносов составляет 26% от заработной платы работника. При этом размер заработной платы, на которую начисляются страховые взносы, также ограничен 463 000 рублями в год.

В тоже время статьей 2 Федерального закона № 309-ФЗ вносятся изменения в Закон № 4468-1, в соответствии с которыми устанавливается ежегодный рост на два процента размера «коэффициента 54%», и, кроме того, предусмотрена возможность роста указанного коэффициента в размере, превышающем 2 процента.

Почему информация о введении понижающего коэффициента скрывалась, а говорилось только о неизменности порядка исчисления пенсии (50% за 20 лет выслуги + 3 процента за каждый год, но не более 85% соответствующих сумм денежного довольствия - статьи 13 и 14 Закона № 4468-1)?

Информацию о «понижающем коэффициенте 54%» невозможно скрыть, так как она указана в тексте законопроекта, а все материалы по вопросам реформирования денежного довольствия военнослужащих размещены на официальном сайте Государственной Думы www.duma.gov.ru в разделе «Законодательная деятельность» – «Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности», далее переход к законопроектам № 556556-5 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и № 556510-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и были розданы каждому депутату Государственной Думы.

В тоже время в указанных законопроектах прямо не содержаться данные о том, что статьи 13 и 14 Закона № 4468-1 не изменяются и не отменяются, а будут продолжать действовать в существующем виде, что,судя по многочисленным обращениям граждан, требует дополнительного разъяснения.

Почему Государственной Думой были приняты Федеральные законы о реформировании денежного довольствия военнослужащих без установления окладов денежного содержания военнослужащих, ведь в такой ситуации невозможно определить уровень повышения денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров?

При принятии во втором чтении законопроектов о реформировании денежного довольствия военнослужащих Правительством Российской Федерации депутатам Государственной Думы были представлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации, которые содержали данные, в том числе, и о размерах окладов денежного довольствия военнослужащих.

Навигация по статье

Что такое денежное довольствие для исчисления пенсий?

Денежное довольствие является ничем иным, как заработной платой военнослужащего, которая, в свою очередь, состоит из оклада военного и различных надбавок к нему, при учете ежегодной индексации.

Применение понижающего коэффициента при расчете военной пенсии

В связи с нестабильной экономической ситуацией в стране, в 2012 году был введен понижающий коэффициент , используемый при расчете пенсий военнослужащим, который на тот момент составлял 54% денежного довольствия. Помимо самих военнослужащих, которым полагается пенсия за выслугу лет или по инвалидности по линии Министерства обороны, их родственникам могут получать пенсию по случаю потери кормильца-военнослужащего, которая также рассчитывается с учетом понижающего коэффициента.

При расчете пенсионного обеспечения понижающий коэффициент не распространяется на следующие категории военнослужащих и членов их семьи:

  • военных судей;
  • работников прокуратуры, в том числе военной;
  • сотрудников Следственного комитета, в том числе военных органов;

Изначально планировалось увеличение коэффициента на 2% ежегодно и более, что означало доступ к 100% денежному довольствию только спустя 23 года с момента выхода на пенсию. Однако рост показателя оказался динамичнее и к 2018 году он вырос более чем на 20% и составил 72,23% денежного довольствия.

Влияние понижающего коэффициента на размер пенсии военным пенсионерам в течение последующих лет будет продолжать снижаться, и в будущем она составит 100% денежного довольствия.

Индексация пенсионного обеспечения военнослужащих

Рост военной пенсии зависит от увеличения денежного довольствия (ДД) и ежегодного изменения размера понижающего коэффициента в процентном соотношении.

Денежное довольствие военных не индексировалось уже пять лет, несмотря на ежегодно происходящие инфляционные процессы в стране. В связи с этим, в 2018 году Президент РФ В.В. Путин принял решение произвести увеличение денежного довольствия на 4%. Такая мера позволит увеличить военные пенсии в 1,04 раза.

Что касается понижающего коэффициента, то из-за индексации ДД в этом году его величину решили оставить без изменения - 72,23% (ФЗ от 5 декабря 2017 года №365). Размер такого показателя должен ежегодно расти пока не достигнет 100% денежного довольствия.

Какой понижающий коэффициент для военных пенсионеров в 2018 году

В 2012 году, когда был вынужденно принят понижающий коэффициент, он составил всего 54%. В дальнейшем каждый год показатель индексировался:

  • в 2013 году на 7,5%;
  • в 2014 году на 7%;
  • в 2015 году на 7,5%;
  • в 2016 году на 4,0%;
  • в 2017 году на 4,0%;
  • в 2018 году на 0%.

Хоть в 2017 году понижающий коэффициент вырос еще на 4% и составил 72,23% , в 2018 году его решили оставить без изменения за счет индексации денежного довольствия военнослужащих.

В итоге, за 5 лет , понижающий коэффициент вырос на 33,7% или на 18,23 процентных пункта (72,23 - 54 = 18,23), а поскольку стабильности в этом вопросе нет, военным пенсионерам приходится дальше ожидать увеличения своей выплаты.

Когда отменят понижающий коэффициент военным пенсионерам?

Фракция КПРФ попыталась внести законопроект об отмене понижающего коэффициента, но в феврале 2017 года, по итогам голосования его отклонили. После этого, по данному вопросу государство не давало никакой информации, поскольку предварительно рассчитывало назначение пенсии с учетом 100% денежного довольствия только к 2035 году. Однако на данный момент рост такого показателя происходит не стабильно, поэтому и об отмене его пока что не идет речи.

2 581

Комментарии (46)

Показано 46 из 46
  • data-id="3912" data-respond="comment">
    • data-id="3913" data-respond="comment">
  • data-id="3914" data-respond="comment">
    • data-id="3915" data-respond="comment">
  • data-id="4064" data-respond="comment">
  • data-id="4222" data-respond="comment">
    • data-id="4243" data-respond="comment">
    • data-id="4269" data-respond="comment">
  • data-id="4265" data-respond="comment">
  • data-id="4789" data-respond="comment">
    • data-id="4794" data-respond="comment">
  • data-id="6026" data-respond="comment">
    • data-id="8044" data-respond="comment">
  • data-id="7463" data-respond="comment">
    • data-id="7464" data-respond="comment">
  • data-id="7497" data-respond="comment">
  • data-id="7498" data-respond="comment">
    • data-id="7500" data-respond="comment">
  • data-id="8150" data-respond="comment">
    • data-id="8182" data-respond="comment">
  • data-id="9943" data-respond="comment">
    • data-id="19094" data-respond="comment">
  • data-id="10085" data-respond="comment">
  • data-id="10091" data-respond="comment">
  • data-id="10506" data-respond="comment">
    • data-id="10823" data-respond="comment">
    • data-id="10884" data-respond="comment">
    • data-id="27941" data-respond="comment">
    • data-id="14188" data-respond="comment">
    • data-id="27411" data-respond="comment">

Summer , Оракул (1168), 54 дня назад

Разве это значимая сумма, особенно с учетом того, что пенсия по старости в Москве сейчас примерно 11 000 рублей?

9 ОТВЕТОВ:

О военных пенсиях: коэффициент 0,54 – позор нынешней власти. (Видео)

Дарья Петровна , Оракул (1294), 53 дня назад

Наконец, у нас есть военные пенсионеры, уволенные из Вооруженных Сил без права на пенсию. Введение понижающего коэффициента 0,54 из этой же серии. Вообще данная норма закона вызывает недоумение. При наборе указанного количества голосов наша инициатива за отмену понижающего коэффициента 0,54 может быть рассмотрена на заседании Государственной Думы РФ. Товарищи!

Насколько я помню, здесь это по полочкам разложено.

wkarl , Продвинутый (46), 53 дня назад

Ссылки Конституционного суда РФ, других судов и чиновников на то, что наши пенсии увеличились в абсолютном выражении в рублях, являются несостоятельными и уводят нас от буквы закона. Вячеслав Николаевич, вы стали инициатором законопроекта, который направлен на устранение несправедливости в отношении военных пенсионеров при начислении им пенсий.

Клиническая иммунология , Эксперт (278), 50 дней назад

Полную военную пенсию они смогут получить только через 23 года, ибо закон предусматривает ежегодное увеличение пенсии на два процента. Однако, как известно, по закону все военнослужащие относятся к одной группе федеральных госслужащих и исходя из этого должны быть равны перед законом, в том числе в части расчета пенсий. В конце 2011 года, пожалуй, все люди, когда-либо носившие на протяжении многих лет погоны, пребывали в тревожном ожидании: не будут ли нарушены их права при перерасчете пенсий?

Lenchik , Эксперт (678), 45 дней назад

Прежде всего надо сказать: эти документы, безусловно, принесут немало пользы тем, у кого произойдет повышение денежного довольствия и военных пенсий. Что же касается пенсий, то напомним: за минувшие годы в пореформенной России так и не появился новый, адекватный реалиям жизни закон о военных пенсиях, хотя возможность для этого существовала.

Галинка , Продвинутый (43), 42 дня назад

Мы прогнозируем, что эффект от повышения пенсий может быть неплохой при соответствующих подходах. У молодого коллеги в чине подполковника запаса пенсия до повышения – 7700 рублей. При сохранении действующей в Министерстве обороны тарифной сетки его пенсия составит уже 14 500 рублей (что выглядит весьма положительно).

egor garin , Новичок (4), 38 дней назад

Но повторим, если начнутся подвижки внутри тарифной сетки в сторону уменьшения или увеличения, это сыграет существенную роль для военных пенсионеров. Можно с достаточной долей уверенности сказать, какая тенденция прослеживается в начислении денежного довольствия и пенсий. Понятно, что хотели сэкономить на ком-то и сэкономили на тех, кто находится на действительной военной службе, а также на пребывающих в низшей тарифной шкале пенсионерах.

Дискриминация по имени 0,54 процента

x_xclusive , Эксперт (492), 35 дней назад

Кстати, когда проводился пересчет пенсий ветеранов Советского Союза и России, такая работа уже проводилась. Но этому уважаемому человеку надо прожить еще 23 года, чтобы дождаться полной пенсии, – хороший стимул.

Джа Джа , Оракул (1098), 33 дня назад

Если человеку 90 лет или он инвалид 1-й группы, то дайте ему сразу 100 процентов положенной пенсии. Если 80 лет – дайте 90 процентов пенсии и т. д. Мы просчитали такие варианты и пришли к выводу, что вполне можно было уложиться в те деньги, которые предусмотрены бюджетом на выплату пенсий.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: