Презентация на тему толерантность в детском саду. «Путешествие в страну Толерантность»(презентация проекта для младших школьников)

Как представляли люди землю в глубокой древности? Они не имели правильного понятия о том, что представляет собой Земля, на чём она «держится» и какова её форма. Не знали и того, насколько далеко простираются водные просторы морей и океанов. Им непонятны были причины сильных бурь и грозных ураганов. Их пугали раскаты грома и блеск молнии, казавшиеся им страшным голосом и блеском оружия разгневанного божества.

Кругозор далеких предков

Кругозор наших далеких предков был сильно ограничен. Они ничего не знали о природе окружающего нас мира звёзд и планет. Да это и понятно: они ведь не совершали далеких морских и не имели понятия о быстром передвижении с места на место . О полётах по воздуху они даже не мечтали, им казался чудом полёт птиц. Они ещё не располагали тем огромным и обобщённым опытом прошлых поколений, которым располагаем теперь мы. Их «история» была весьма примитивна и скудна, хотя и украшалась фантастическими легендами о богах, богатырях и героях. Однако это не мешало людям и в далёкой древности любоваться ярким блеском звёзд и сиянием лучезарного Солнца. Вероятно, они часами простаивали на берегу бушующего моря, наслаждаясь зрелищем морского прибоя, и наблюдали, .

Что представляют собой Земля

Ещё на заре своего развития человек строил различные догадки о том, что представляют собой Земля , её моря и океаны, что представляет собой весь окружающий его мир. Эти иногда довольно фантастические и наивные догадки переходили от поколения к поколению, превращались в легенды, и многие из них дошли до нас.

Предположения о том, что представляет собой Земля с её морями и океанами, носили у разных народов различный характер в зависимости главным образом от того, в каких природных условиях жили эти народы. Взгляды на устройство мира жителей дремучих, девственных лесов коренным образом отличались от взглядов народов, проживавших тогда в широких степных просторах или около берегов больших рек, морей и океанов.

  • В Индии встречается много слонов и черепах; неудивительно, что, по мнению древних индусов, Земля покоится на гигантских слонах, которые стоят на огромнейшей черепахе; она плавает в великом океане. Дождь, по их мнению, происходит от того, что слоны время от времени поливают Землю морской водой при помощи своих длинных хоботов.
  • Другие народы считали Землю плоской равниной, которая стоит на четырёх гигантских столбах и имеет «край», до которого никто никогда не доходил. Внизу, под Землёй, по их мнению, царит вечный мрак и там мучаются великие грешники.
  • Народы, жившие на берегах океанов и больших морей, думали, что Земля покоится на трёх громадных китах, плавающих по безграничному океану. Они полагали, что землетрясения, которые иногда сопровождаются большими разрушениями, происходят вследствие того, что киты, на которых стоит Земля, время от времени шевелятся.

Создатели подобных легенд не объясняли, на чём же всё-таки держится океан, в котором вечно плавает огромная черепаха или киты-великаны; на чём держатся столбы, на которых, по их предположению, покоится Земля. Но именно разные варианты того, как представляли люди Землю, указывают на большой интерес к этой теме еще в давние времена.

Всем нам теперь известно, что моря и океаны покрывают собой большую часть земной поверхности и постоянно омывают своими водами сушу. Нам известно также, что как черепаха, так и киты-великаны не могут вечно плавать в море-океане; для них, рано или поздно, должна была бы наступить смерть. Но в древние времена легендарные слоны, киты и черепахи считались «священными».

Более позднее представление

Позднее было распространенным мнение, что Земля представляет собой большое плоское тело, как бы пол «комнаты» грандиозных размеров; стенами и потолками этой комнаты служит твёрдый голубой небосвод, на котором по ночам загорается множество ярких огней. В другом варианте края твёрдого небосвода лежат на мощных горных цепях.

По представлениям, вытекавшим из примитивных наблюдений, Земля имеет «край» там, где небо «сходится» с Землёй. Считалось, что до этого «края света» можно дойти и посмотреть, что делается «по ту сторону» небесного свода.

Средневековая легенда

Средневековые церковники рассказывали легенду , что один любопытный монах древнего монастыря как-то ухитрился дойти до этого «края света». Он просунул голову сквозь хрустальный колпак небосвода и узрели там много колёс разной величины и различные механизмы - как бы часы грандиозных размеров. Рядом, на возвышенном месте, он увидел сидящего в необыкновенном кресле почтенного старца с невероятно большой седой бородой, в белом облачении, который, как ему показалось, всё время повёртывал какие-то винтики.

Монах много ещё кое-чего увидел бы, да вдруг его ужалила привязчивая муха, и он очнулся от глубокого и сладкого сна. Воспроизведя в памяти всё виденное им во сне, монах надел свои сандалии и отправился в путь. Он шел много дней и много ночей и, наконец, вышел на скалистый берег. Широко раскинулись перед ним голубые дали морского простора; не окинуть взглядом безграничной водной глади. И уже наяву, в действительности, где-то далеко впереди он увидел хрустальный свод небесный, который словно погрузился своим краем в глубокую морскую пучину. Такова средневековая легенда.

Говорят, что очень давно, в незапамятные времена, девушки иногда ходили на край света прясть лён, на ночь свои прялки они клали, как на полку, на небесный свод.

Можно было, бы привести еще целый ряд догадок, легенд и сказок об устройстве мира, которые создавали народы далёкого прошлого, но ясно, что наши далёкие предки старались, насколько хватало у них воображения, так или иначе представить себе Землю и картину мироздания.

Вопреки расхожему мнению, что люди стали считать землю шаром только после громких географических открытий, современные представления о форме Земли впервые были высказаны Пифагором (годы жизни ок.560-480 до н. э.). После него шарообразность Земли доказывал Аристотель (384-322 до н. э.). А греческий ученый Эратосфен, в 250 году до н. э. не только подтвердил данную теорию, но и измерил радиус Земли с большой точностью. Однако многие столетия до этого люди представляли себе Землю совсем иначе. Причем у каждого народа было свое особое представление.

Как представляли землю древние народы

Древние вавилоняне

Жители древнего Вавилона думали, что Земля представляет собой большую гору. На западный склон этой горы они поместили свою страну - Вавилонию, на восточный - непроходимые горы, за которыми по их представлениям начинался край Земли. Все части света омывало бескрайнее море. Небо они считали твердым куполом, который покрывает Землю, словно перевернутая чаша. Они внимательно следили за передвижением небесных светил и составляли обширные астрологические прогнозы.

Также в Вавилоне верили в то, что под Землей расположена бездна, в которую попадают души умерших грешников.

Древние евреи

В отличие от вавилонян древние евреи не считали Землю горой. Они жили на равнинах и горы им на пути встречались не так уж часто. О том, какое представление о форме Земли имел этот древний народ, ярко демонстрирует пророк Исаия. Он записал в древних рукописях такие слова о Боге «Он восседает над кругом земли». Поэтому, возможно, что древние евреи представляли себе Землю, как мы сейчас, хотя доподлинно это неизвестно.

Древние индийцы

В Индии представляли, что Земля покоится на спинах слонов, которые в свою очередь стоят на огромной черепахе. Черепаха же стоит на змее, олицетворяющей собой небо. Похожие теории можно встретить и у других народов, только там слоны заменены китами.

Жители древнего Алтая

В легендах сохранились представления о Земле, которые высказывали древние люди, жившие на территории нашего Алтайского края. Они считали, что суша расположена в центре, а вокруг нее простираются воды Великого океана. Эти воды по краям Земли образуют гигантский водопад, который устремляется в бесконечную пропасть.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОСЕЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ «Новоселовская школа»

Незборецкая Ольга Васильевна

пгт. Новоселовское – 2016 г.

Представление древних народов о Земле

Правильные сведения о Земле и ее форме появились не сразу, не в одно время и не в одном месте. Однако, где именно, когда, у какого народа они были наиболее правильными, выяснить трудно. Уж очень мало сохранилось об этом достоверных древних документов и материальных памятников.

Первые прообразы географических карт известны нам в виде изображений, оставленных нашими предками на стенах пещер, насечек на камнях и костях животных. Исследователи находят такие зарисовки в разных частях мира.

То, как древние люди представляли себе Землю, во многом зависело от природы, рельефа и климата тех мест, где они проживали. Потому народы разных уголков планеты по-своему видели окружающий мир, и взгляды эти существенно различались.

В большинстве все представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.

Древние жители побережья океана

По преданию, древние жители побережья океана представляли себе Землю в виде плоскости, лежащей на спинах трех китов.

Древние индийцы

По преданию, древние индийцы представляли себе Землю в виде плоскости, лежащей на спинах слонов.

Наверное, самая известная в наши дни легенда, повествующая о том, как древние люди представляли себе Землю, была сложена древними индийцами. Этот народ верил, что Земля на самом деле имеет форму полусферы, которая опирается на спины четырёх слонов. Эти слоны стояли на спине гигантской черепахи, плавающей в бескрайнем море молока. Все эти существа обвивала множеством колец чёрная кобра Шешу, имевшая несколько тысяч голов. Эти головы, согласно поверьям индийцев, подпирали Вселенную.


Древние вавилоняне

Ценные исторические сведения о Земле и ее форме сохранились у древних народов, живших в бассейне pек Тигра и Евфрата, дельте Нила и по берегам Средиземного моря (в Малой Азии и Южной Европе). До нашего времени дошли письменные документы из древней Вавилонии. Они имеют давность около 6000 лет.

Вавилоняне в свою очередь унаследовали знания от еще более древних народов. Вавилоняне представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они заметили, что к югу от Вавилона - море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось. Гора эта круглая, и окружена она морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо - небесный мир, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша - это пояс 12 созвездий Зодиака. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна - ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу.

Древние греки

Древние греки представляли себе Землю плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу.


Древние египтяне

Мир в представлении древних египтян: внизу -- Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката

Древние евреи

Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой то дождь, то засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

Древние мусульмане

Семь небесных сфер по мусульманским представлениям. Мировоззрение о том, что вселенная подобна многоступенчатому сооружению. Мироздание делится мусульманскими богословами на три главные части - небо, землю и преисподнюю. Все семь небес имеют свое назначение, свои цвет и свойства, населены ангелами соответственных разрядов: 1-ое небо в мусульманской мифологии считается источником грома и дождиков, 2-ое состоит из расплавленного серебра, третье - из красноватого рубина, 4-ое - из жемчуга, 5-ое - из червонного золота, 6-ое - из зияющих рубинов. В конце концов, 7-ое небо заселено более славными и могущественными из ангелов - херувимами, день и ночь плачущими и стенающими перед богом, умоляя его помиловать заблудших грешников.

Древние славяне

Представления славян о земном устроении были очень сложны и запутаны. Некоторые древние славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Мировое Древо похоже на огромный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют семена всех деревьев и трав. Это дерево было очень важным элементом древнеславянской мифологии - оно связывало все три уровня мира, простиралось своими ветвями на четыре стороны света и своим "состоянием" символизировало настроение людей и Богов в различных обрядах: зеленое дерево означало достаток и хорошую долю, а засохшее символизировало уныние и использовалось в обрядах, где участвовали злые Боги. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, есть остров. Остров этот называли "ирием" или "вирием". Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее слово "рай", так прочно связанное в нашей жизни с христианством.



Ветхозаветная Земля в виде скинии.



Вид Земли по представлениям Гомера и Гесиода.

Географы древнего мира пытались составлять карты известных им пространств - Ойкумены и даже Земли в целом. Карты эти были несовершенны и далеки от истины. Более верные карты появились лишь в последние два столетия до н. э.

Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая. Так, продвигаясь на юг, путешественники заметили, что в южной стороне неба звезды поднимаются над горизонтом пропорционально пройденному пути и над Землей появляются новые звезды, которые раньше не были видны. А в северной стороне неба, наоборот, звезды спускаются вниз к горизонту и потом совсем исчезают за ним. Выпуклость Земли подтверждалась также наблюдениями за удаляющимися кораблями. Корабль исчезает за горизонтом постепенно. Вот уже скрылся корпус корабля и над поверхностью моря видны только мачты. Потом исчезают и они. На этом основании люди стали предполагать, что Земля шарообразна. Есть мнение что до завершения , корабли которого поплыли в одну сторону и неожиданно для себя приплыли с обратной стороны туда же, то есть вплоть до 6 сентября 1522 года о шарообразности Земли никто и не подозревал.


Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника. Задачи: 1. Создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей. 2. Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других стран. 3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей. 4. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.


Иллюстрации, картины, демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими нашу планету; куклы в национальных костюмах; костюмы (элементы) разных этнических групп Росси и народов мира; народная игра, народная игрушка и национальная кукла; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; семейные фотоальбомы; мини-макеты; дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек… детская художественная литература.






« ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ОБО МНЕ? » (для старшего дошкольного возраста) Цель: Знакомить детей с культурой и традициями народов мира. Дать детям представление о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Вызвать интерес и желание узнавать что-то новое о населении нашей планеты. Формирование обобщающих понятий: народ, жилище, средства передвижения, национальный костюм и т.д.


«НАЙДИ ПАРУ» (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста) Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Формировать представление - Все мы разные – разный цвет кожи, разрез глаз, одежда, но мы живем рядом друг с другом на одной планете - Земля наш общий дом. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Расширение и активизация словаря, формирование связной грамматически правильной речи.


« Кто построил этот дом? (для старшего дошкольного возраста) Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Формировать обобщающие понятия: народ, жилище, национальный костюм и т.д. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, объяснять и доказывать свое решение.


« ЦВЕТНЫЕ ШНУРОЧКИ» (для старшего дошкольного возраста) Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Формировать представление- Все мы разные, арабы, японцы, африканцы и у всех нас есть чему поучиться. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Расширение и активизация словаря, формирование связной грамматически правильной речи. Формирование обобщающих понятий: народ, жилище, средства передвижения, национальный костюм и т.д.








Толерантная личность: - терпимый и терпеливый; - считающийся с чужими мнениями и интересами; - умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания; - приветливый и заботливый, вежливый и деликатный; - уважающий окружающих и уважаемый ими; - уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать; - заботливый, сострадающий, поддерживающий; - патриот своей Родины, заботящийся о ее процветании; - человек, берегущий природу и культуру; - трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: