Какие сферы жизни общества регулируют социальные нормы

Социальные нормы и ценности, их роль в современном обществе.

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целœенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определœенном направлении, называют социальными нормами.

социальные нормы - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, общество к своим членам в их взаимоотношениях друг с другом, с соц институтами с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца. Это всœеобщие постоянно действующие предписания, предполагающие их практическую реализацию. Возникают вследствия потребности в определœеном поведении. Важнейшей характеристикой нормы является ее общепризнанность и всœеобщность.

Социальная норма является одной из сложных форм выражения социальных отношений. Она состоит из множества элементов, каждый из которых обладает различными свойствами, способными к тому же изменятся в достаточно широких пределах. В социальной норме находит воплощение общественная воля, осознанная социальная крайне важно сть. Именно этим она отличается от так называемых квазинорм. Последние чаще всœего носят грубый, насильственный характер, сковывают инициативу, творчество.

Социальная норма выполняет следующие функции . 1. Нормы призваны ориентировать и 2. регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений. 3. социализирует личность; 4. оценивает поведение; 5. Предписывает модели должного поведения. 6. Средство обеспечения порядка.

Главное общественное предназначение социальной нормы должна быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Можно условно выделить следующие группы норм : 1. По носителям: общечеловеческие, нормы О, групповые. 2. По сфере деятельности: экономические нормы, политические нормы, культурные нормы, юридические нормы. 3. Существуют формальные и неформальные нормы. 4. По масштабу действия: общие и локальные. 5. По способу обеспечения: опирающися на внутренние убеждения, на общественное мнение, на принуждение.

Основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости. 1. Обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. 2. Нравственные нормы - идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всœему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. 3. Институциональные нормы – совокупность специально разработанных норм и обычаев, касающихся важных моментов деятельности О, воплощенные в соц институтах. 4. Законы - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения

Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны О, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения Виды санкций – негативные или позитивные, ᴛ.ᴇ. наказания или поощрения. При этом нормативные системы не являются застывшими и навсœегда данными. Изменяются нормы, изменяется и отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Конформизм – полное принятие нормы; девиация – отклонение от нее. Резкие отклониния от нормы грозят стабильности О.

В общих чертах процесс становления и функционирования социальных норм можно условно представить в виде последовательно взаимосвязанных этапов. Первый этап - ϶ᴛᴏ возникновение и постоянное развитие норм. Второй – понимание и усвоение индивидумом системы социальных норм общества, социальной группы, личности, иначе говоря, это этап включения человека в обществе, его социализация. Третий этап – реальные акты, конкретное поведение индивида. Этот этап является центральным звеном механизма социально-нормативной регуляции. Именно на практике обнаруживается как глубоко вошли в сознание личности социальные нормы. Четвертым этапом процесса функционирования нормы выступает оценка и контроль за поведением человека. На этом этапе выявляется степень соблюдения или отклонения от нормы.

Ценности – разделяемые в О убеждения относительно целœей, к которым люди должны стремиться, и базовых средств их достижения. Соц ценности – значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам О, групп, личности.

Ценность – есть цель сама по себе., к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.

В рамках ʼʼструктурного функционализмаʼʼ Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всœеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Ценности меняются вместе с развитием общества. Οʜᴎ формируются на базе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности - ϶ᴛᴏ не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не всœегда им соответствуют.

Ценностные ориентации – продукт социализации индивидов, ᴛ.ᴇ. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. ЦО внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социсе образцами культуры и выражают собственное представление о должном, хар-ют жизненные притязания. Несмотря на неоднозначную трактовку понятия ʼʼценностные ориентацииʼʼ, всœе исследователи сходятся во мнение о том, что ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов.

В рамках ʼʼструктурного функционализмаʼʼ Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всœеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Франкл показал, что ценности не только управляют действиями, они выполняют роль смыслов жизни и составляют три класса: ценности творчества; ц. переживания (любовь); ц. отношения.

Классификация ценностей. 1. Традиционные (ориентированы на сохранение и воспр-во сложившихся норм и целœей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в О жизни). 2. Базовые (хар-ют основные ориентации людей в жизни и базовых сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными) и второстепенные. 3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном О средства достижения целœей). 4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.

Н. И. Лапин предлагает свою классификацию ценностей, базируясь на следующих основаниях:

По предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные, политические и др.); По функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие, одобряемые и отрицаемые); По потребностям индивидов (витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные); По типу цивилизации (ценности обществ традиционного типа, ценности обществ типа modernity, общечеловеческие ценности).

Социальные нормы и ценности, их роль в современном обществе. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальные нормы и ценности, их роль в современном обществе." 2014, 2015.

А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

А. Не верно, т. к. законы = нормы права

Б. Не верно, т. к. поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется девиантным.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

Б. Моральные нормы возникают вместе с государством и обеспечиваются силой его принуждения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Мораль - это специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.

Ответ: 1

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

А. Социализация - процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.

Б. Социализация происходит только в результате стихийных, непреднамеренных воздействий на личность различных общественных ситуаций.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Правильный ответ указан под номером: 4.

Ответ: 4

Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация - процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу,

Б. Социализация преимущественно направлена на формирование типично-групповых свойств и проявлений человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Социализация

Верны ли следующие суждения о социализации личности?

А. Процесс социализации продолжается у человека всю жизнь.

Б. Важным институтом социализации выступают средства массовой информации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Социализация -  это процесс приспособления человека в обществе.

Человек взаимодействует с обществом всю жизнь, поэтому и социализируется так же всю жизнь.

СМИ помогают человеку приспосабливаться к условиям общества.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Социализация

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о со­ци­аль­ных статусах и ролях?

А. По­ня­тие «социальная роль» пред­по­ла­га­ет наличие в об­ще­ствен­ном сознании пред­став­ле­ний о ти­пич­ном поведении че­ло­ве­ка определенного статуса.

Б. В со­вре­мен­ном обществе боль­шин­ство главных ста­ту­сов относится к предписанным.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

А. Со­ци­аль­ная роль -  это ожи­да­е­мое обществом по­ве­де­ния в со­от­вет­ствии с до­сти­га­е­мы­ми и пред­пи­сан­ны­ми статусами.

Б. До­сти­га­е­мые статусы -  это не­отъ­ем­ле­мый результат со­ци­а­ли­за­ции индивида в обществе, это мама, папа, бабушка, начальник, учитель, друг и т. д.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

А.

Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

1. Социальный статус - это положение человека обществе.

2. Социальная роль - это ожидаемое обществом поведение человека в соответствии с его предписанными и достигаемыми статусами.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль

А. Общество осуществляет социальный контроль только посредством правовых норм.

Б. Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Социальный контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, то есть соблюдение должного поведения.

Ответ: 2

Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

Б. Между понятиями «социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Социальное роль - это ожидаемое обществом поведение, обусловленное предписанными и достигаемыми СОЦИАЛЬНЫМИ СТАТУСАМИ.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Социа́льная но́рма - общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

Функции социальных норм:

−интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;

−регулирование общего хода социализации;

−контролирование девиантного поведения;

−формирование моделей, эталонов поведения.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальные роли определяют социальный статус человека.

Б. Исполнение социальной роли зависит от личностных качеств человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальная норма включает правило поведения и санкцию, а члены общества формируют свои представления об образце выполнения данного правила.

Б. Социальная норма предполагает, что все члены общества ожидают от других людей её соблюдения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Социальная норма - общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Верны ли следующие суждения о девиантном поведении?

А. Девиантное поведение всегда содержит определенный вызов обществу, устоявшейся в нем системе отношений.

Б. Позитивная девиация может быть связана с особой одаренностью, талантом личности, нетривиальностью самореализации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Позитивная девиация - отклонения от норм, которые поощряются в данном обществе.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Верны ли следующие суждения о социальной роли потребителя?

А. Социальная роль потребителя присуща людям разных возрастов, но ее конкретное наполнение меняется, например, дети не могут приобрести автомобиль.

Б. Ограничена роль потребителя для детей в плане приобретения табачной продукции и алкоголя, эти товары детям продавать запрещено законом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Социа́льная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных (общественных и личных) отношений. Другими словами, социальная роль - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус». Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества - это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

На территории РФ запрещена продажа алкогольный и табачных изделий лицам младше 18 лет.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль

Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Статусные роли в современном обществе преимущественно наследуются людьми.

Б. Социальный статус личности в определенной мере отделен от индивидуальных качеств, предписывает личности определенные способы и модели поведения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Статусная позиция - это место в социальном пространстве, наделенное определенным статусом. Статус - это комплекс прав, обязанностей, социальных ожиданий, присущих данной статусной позиции.

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль

Петр Дмитриевич Садовский

Предложение закончено. Можете поменять порядок слов. Статусные роли в современном обществе людьми преимущественно наследуются. А не достигаются, например.

Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А . Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определенных требований, выработанных обществом, так и посредством требований личности к самой себе.

Б . Методы и способы социального контроля трансформируются в ходе исторического развития, одним из векторов их эволюции становится возрастание роли и значения самоконтроля.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира. Следовательно, суждение А верно.

Благодаря эволюции с течением времени появляется все более сложно организованный социум, а значит, индивиду нужно строить для себя более сложные модели поведения, соответственно, возрастает роль самоконтроля. Суждение Б верно.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Социальный контроль

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1.

Верны ли следующие суждения о социальных статусах?

А. В современном обществе превалируют достигаемые статусы личности.

Б. Заданные, наследуемые статусы утратили полностью свою роль и значение, не оказывая влияния на занимаемые человеком позиции в обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Социальный статус - положение человека, занимаемое в обществе, в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Утверждение А верно. В современном обществе действительно превалируют достигаемые статусы (человек своими усилиями достигает определенного положения).

Но сказать, что наследуемые, заданные статусы полностью утратили свою роль нельзя. Пол, национальность до сих пор влияют на занижаемые позиции в обществе. Хотя превалируют достигаемые статусы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: