Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства , осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий .
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов :
- возраста;
- стажа работы или выслуги лет;
- инвалидности;
- потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу .
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
- общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
- особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
- всеобщность социального обеспечения;
- всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
- осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного
Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Виды социальной защиты :
обеспечение пенсиями;
обеспечение пособиями;
бесплатное медицинское обслуживание;
предоставление санаторно-курортного лечения;
социальная помощь семьям, имеющим детей;
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.
Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.
В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:
Отношения по пенсионному обеспечению;
Отношения по социальному обслуживанию;
Отношения по выплате пособий;
Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.
Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:
процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;
процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).
Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.
Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:
сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);
права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.
все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;
специфика санкций, применяемых к правонарушителям , и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).
Специфика санкций заключается, во-первых , в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.
А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.
Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением - в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.
ПСО можно разделить на 3 части:
общую часть,
особенную часть,
специальную часть.
К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.
Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.
Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:
трудовые пенсии - по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;
по государственному пенсионному обеспечению - за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).
В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.
Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:
Пособия,
Социальное обслуживание и т.д.
В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.
Источники права социального обеспечения:
Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.
Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.
В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.
Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:
1. по юридической силе (по степени важности и субординации),
2. по сфере их действия;
3. по органам, принявшим нормативный акт;
4. по форме акта;
5. по правовым институтам.
При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.
1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.
Законы делятся на:
конститутивные,
кодифицированные,
Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.
При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г.
Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.
2. По форме акта источники ПСО делятся на:
законы (примеры приводились выше);
указы и распоряжения Президента РФ
(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров");
постановления и распоряжения Правительства РФ
(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ");
постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств
(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении");
другие нормативные акты.
3 . По сфере действия источники ПСО делятся на:
общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),
республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)
(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей").
отраслевые
локальные.
4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений , регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:
1. по пенсионному обеспечению граждан,
2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.
3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.
Самостоятельную отрасль права характеризуют наличие собственного предмета и метода правового регулирования.
Предмет – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.
Предмет ПСО составляет несколько групп общественных отношений:
- отношения по социальному обеспечению в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации)
- отношения по предоставлению различных специальных услуг (социальное обслуживание престарелых, детей, беженцев)
- процессуальные и процедурные отношения , связанные с установлением юридических фактов и реализацией права на тот или иной вид социального обеспечения.
В структуре предмета ПСО можно выделить ядро и примыкающие к нему отношения.
Ядро образуют материальные отношения, т.е. отношения по социальному обеспечению в денежной форме и отношения по предоставлению различных услуг.
Процессуальные и процедурные отношения рассматриваются как примыкающие к «ядру» и только во взаимосвязи с «ядром».
Процедурные - это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой юридических фактов, имеющих значение для возникновения материальных отношений (факт инвалидности), а также отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения (назначение пенсии).
Процессуальные - это отношения по разрешению споров, возникающих в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например в случае отказа в назначении пособия).
1.3. Метод права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.
Особенностями метода ПСО являются:
Сочетание централизованного и локального способов правового регулирования общественных отношений;
Права и обязанности субъектов могут устанавливаться как нормативным, так и договорным путем;
В ПСО отражена специфика юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение, прекращение правоотношений;
В ПСО установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом.
Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов и способа защиты нарушенного права (имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно получили суммы полагающихся выплат в большем объеме; санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер). Не исключается привлечение граждан к уголовной ответственности за мошенничество.
1.4. Принципы права социального обеспечения.
К принципам ПСО относятся:
- всеобщность социального обеспечения (равная для каждого возможность получить социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независимо от пола, расы, национальности, языка и пр.)
- предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью.
- установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека.
- многообразие оснований и видов социального обеспечения.
- дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально-значимых обстоятельств. Периодическая индексация основных видов социального обеспечения.
- участие в общественных объединениях, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты прав.
Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.
Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг.
Учение о предмете и методе этой правовой отрасли разработал профессор B.C. Андреев.
Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связано
с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:
По социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
Предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
Процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.
Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.
«Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.
Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются
пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи
с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных.
Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.
Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.
Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.
Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочное
социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.
В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.
Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения.
Кроме того, в предмет
права социального обеспечения также включаются общественные отношения, связанные с процедурой проверки
фактов, т.е. процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Роль процедурных отношений настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения.
Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:
1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).
Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).
Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной отрасли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах.
Говоря о специфике способа правового регулирования общественных отношений социального обеспечения, нельзя не учитывать метод права социального обеспечения. Общеизвестно, что метод представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.
Метод правового регулирования общественных отношений - важнейший дифференцирующий критерий разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится в настоящее время на стадии научных дискуссий.
Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-
либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией: с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.
Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:
Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;
Отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя
в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);
Определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;
Применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).
Некоторые специалисты в этой области правоотношений выделяют и другие признаки метода права социального обеспечения.
По мнению Р.И. Ивановой, поддержанному рядом ведущих ученых, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно и неэквивалентно, как правило, на договорной основе. 4.
Еще по теме Предмет и метод социального обеспечения.:
- ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Тема 1. Право социального обеспечения как отрасль российского права
Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения
Предмет и метод права социального обеспечения
Принципы права социального обеспечения
1. Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения
Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научной дефиниции. Однако, несмотря на то, что разработка данного понятия ведется в различных отраслях знания с начала XX в., в науке и сегодня нет единства взглядов по вопросу о его основных признаках и содержании. Причина этого кроется в неоднозначности и многогранности термина «социальное обеспечение». С социологической точки зрения, это социальный институт, посредством которого удовлетворяются потребности граждан, нуждающихся в поддержке со стороны общества. С экономической точки зрения, это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе распределения доходов для поддержки нетрудоспособных членов общества.
Выработанные в юридической науке концепции социального обеспечения можно разделить на две большие группы: социальное обеспечение в узком и широком смысле.
Социальным обеспечением в узком смысле называется только обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, осуществляемое управомоченными государственными органами за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Иначе говоря, при рассмотрении социального обеспечения в узком смысле сфера его действия определяется по кругу лиц и источнику финансирования. Такой подход к определению названного понятия прослеживается уже в научных трудах 1930-х гг. Названный подход представляется неполным, поскольку не дает возможности отграничить социальное обеспечение от других видов распределения из общественных фондов потребления хотя бы потому, что нередко из фондов, предназначенных для социального обеспечения, обеспечиваются и трудоспособные граждане.
Под социальным обеспечением в широком смысле понимаются урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между гражданами, с одной стороны, и органами государства, органами местного самоуправления, организациями - с другой, по поводу предоставления гражданам из специализированных, особым образом созданных денежных фондов всех видов материального обеспечения при наступлении не зависящих от пони субъектов обеспечения обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение их доходов, повышенные расходы, малообеспеченность, с целью предупреждения, смягчения или устранения неблагоприятных последствий наступления этих рисков, а также поддержания определенного минимального жизненного уровня.
Анализ данного определения позволяет выделить следующие основные признаки социального обеспечения:
1) социальное обеспечение представляет собой целый ряд общественных отношений, урегулированных нормами права;
2) субъектами данных отношений выступают граждане и органы государства, органы местного самоуправления, а также организации (в первую очередь речь идет о работодателях);
3) социальное обеспечение финансируется за счет бюджетных средств и средств специализированных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования). С 1 января 2010 г. формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет уплаты обязательных страховых взносов;
в качестве объектов социального обеспечения выступают блага, предоставляемые гражданам: пенсии, пособия, компенсационные и страховые выплаты, медицинская помощь, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обслуживание, дополнительное социальное обеспечение и др.;
граждане обеспечиваются указанными благами при наступлении особых случаев (иначе они называются социальны ми рисками), в их числе: достижение определенного возраста, инвалидность, признание гражданина безработным, рождение ребенка и др.;
наступление рисков влечет наступление неблагоприятных последствий, таких как снижение или утрата доходов, повышенные расходы и др.;
цель социального обеспечения - предупреждение, смягчение или устранение неблагоприятных последствий, а также поддержание определенного минимального жизненного уровня граждан и членов их семей.
Социальная политика - целенаправленное воздействие государства, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений, задача которого - улучшить условия быта и труда широких слоев населения. Основными целями социальной политики Российской Федерации в настоящее время являются:
определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан;
снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки;
создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта;
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;
Обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения;
Значительное улучшение качества природной среды и экологичес-ких условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств и др.
Следует иметь в виду, что содержание социальной политики (как и политики в любой иной сфере) в правовом государстве закрепляется в законах, а не в подзаконных актах, принимаемых органами исполнительной власти (даже высшими).
Социальная защита населения - система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной защите лиц. Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.
Право социального обеспечения можно определить как отрасль права, как науку и как учебную дисциплину.
Право социального обеспечения как отрасль права - совокупность норм, регламентирующих общественные отношения, складывающиеся при реализации прав граждан на социальное обеспечение.
Право социального обеспечения как наука - совокупность идей, теорий, представлений, взглядов ученых о социальном обеспечении.
Право социального обеспечения как учебная дисциплина - совокупность знаний, навыков, умений и квалификаций, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения дисциплины.
По объему наиболее широким является определение понятия права социального обеспечения как науки, поскольку предметом науки выступают не только действующие на сегодняшний момент нормы, но и история развития социального законодательства, особенности социального обеспечения в зарубежных странах, предложения по совершенствованию действующего законодательства, а также международно-правовое регулирование социального обеспечения. Наиболее узким по объему является понятие права социального обеспечения как учебной дисциплины. Содержание учебной дисциплины определяется потребностями подготовки специалистов и различается в разных вузах и на факультетах.