Культура отношения к женщинам у черкесов. Гендерные характеристики социальных позиций женщин в традиционном адыгском обществе

Отношение к женщине у черкесов В современной России существует стереотип о том, что мусульманские женщины, в том числе женщины с Северного Кавказа, ущемлены в правах. Так ли это на самом деле? Женщина всегда играла большую роль в быту черкесов. Как и в любой патриархальной семье, женщина прежде всего хранительница очага и домашнего уюта. Даже в нартском эпосе им отведено особое место. Это образ мудрой Сатаней, матери нартов и их предводительницы, внимательной Малечипх и так далее. На протяжении многих столетий российские и иностранные путешественники описывали культуру и быт народа. В своих трудах они подчеркивали отличие черкесских женщин от других народов, населявших Кавказ.«Их хорошее расположение духа и приятная непринужденность в разговоре делает их очень желанными; несмотря на все это они слывут очень целомудренными...», - писал в своем дневнике путешественник П. Брус.Именно благодаря тому, что женщины принимали участие в массовых мероприятиях, европейцы имели возможность наблюдать за их манерами. Многие из них описывали черкешенок как самых красивых женщин в мире. «...Высокие, стройные, гибкие, они точно светлый след оставляли за собою. Их маленькие руки и ноги вдохновляли турецкого поэта, и до сих пор в городах Малой Азии, когда встречаются такие у мужчин и женщин, анатолийцы говорят: у них в роду черкешенка. Капля ее крови очищала целое поколение. Их карие глаза полны выражения», - так описывал черкесских женщин Василий Немирович-Данченко.В этикете черкесов есть правила, которые также указывают на почтительное отношение к женщинам. Черкесы, как правило, имели только одну жену. Делом чести считалось обеспечить ее возможностью всегда хорошо выглядеть и прочими условиями. «Когда муж ударит или осыпет бранными словами жену, он делается предметом осмеяния, точно так, как когда бы он, имея способы, не одевал ее соответственно его состоянию», - писал этнограф Хан- Гирей, представитель черкесского дворянского рода.Испокон веков повелось так, что мужчина был обязан оберегать свою женщину, уважительно относиться к ней. В свою очередь жена четко понимала свои обязанности и четко исполняла их. Она управляла хозяйством, несла ответственность за все домашние дела.Тяжелой физической работой в основном занимались мужчины. В богатых дворянских семьях старались беречь молодых девушек от тяжелой работы. Большую часть времени они проводили за шитьем.Женщина имела право разрешать многие конфликты. Если два горца вступили в спор, женщина имела право его прекратить, бросив между ними платок.Проезжая мимо женщины, всадник был обязан спешиться и проводить ее до места назначения и только потом имел право продолжить свой путь. При этом поводья он держал в левой руке, а женщина шла с правой, почетной стороны от него. А если он держал путь мимо женщины, занимающейся физически сложной работой, считал своим долгом помочь ей. Конечно, несмотря на почетное отношение к представительницам женского пола, черкесское общество остается патриархальным. В большинстве случаев главенствующую роль занимает мужчина, глава семьи. Женщина демонстрирует покорность, поддерживает мужа в принятии решений.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ АДЫГЕЙСКОГО ЯЗЫКА Хагур Сусанна Ачирамовна Внеклассное мероприятие«У адыгов обычай такой». Обычай и традиции адыгского народа:«Гостеприимство»«Почитание старших»«Уважение женщин»«Рождение человека» Адыгея - Родина моя!Уголок страны привольной нашей.Глянешь - вся в цвету твоя земля,Кажется, что нет на свете краше.А. Гадагатль «Гостеприимство»Во всем мире, у каждого народа есть особые обычаи и устои того, как встречать гостя. Как известно, кавказские народы всегда отличались гостеприимством. И далеко не всегда кто-то мог с ними тягаться в умении достойно и красиво встретить гостя. Джорджио Интериано в XV веке отмечал, что у адыгов «в обычае «гостеприимство и с величайшим радушием принимать всякого»Джиованни Лукка в XVII веке писал об адыгах, что «нет в мире народа добрее или радушнее принимающего иностранцев». Было сказано много хвалебных слов касательно гостеприимства черкесов и представителями власти. «Оказать радушие гостю - главная особенность черкесов независимо от того, враг на пороге или друг. Даже самый бедный угостит так, как в другом месте угостил бы богач», - написал подполковник, барон - К.Ф. Сталь в 1849 году в своей книге «Этнографический очерк черкесского народа». Прошло больше 300 лет с тех пор, как обладатель Доминиканского ордена и монах Жан де Люк написал: «Никто не сможет затмить черкесов в гостеприимстве и человечности!». В старину любой черкес, который уважал свои традиции, был обязан иметь у себя во дворе домик для гостей (хачеш). Он располагался отдельно, неподалеку от дома хозяина. Внутри располагалась небольшая комната, которая всегда была идеально убранной и готовой для приема гостей. Кто бы ни постучался в дом адыга, хозяин был обязан встретить каждого. Они в горах живут высоко,С времен Пророка ли, Бог весть.А выше всех вершин ВостокаСчитают собственную честь! Р. Гамзатов Эти строки дагестанский поэт посвятил людям преклонного возраста. Старшим по возрасту уделяется особое внимание у всех кавказских народов, не исключение и адыгский народ. «Почитание старших» Старинная черкесская пословица гласит: «Кто не уважает старшего, тот сам в старости не получит уважения». По этикету адыгов принято почитать старших и беспрекословно слушаться их, люди пожилые, независимо от статуса и пола, находятся на особом положении. Молодой человек всем видом должен выражать внимание, уважение к старшему, готовность выполнить любое поручение. Адыги никогда не считались с мнением тех людей, которые не уважали пожилого человека. К мнению старшего человека следовало прислушиваться всегда и во всем. Считалось, что очень повезло той семье, где жил старый и мудрый человек, так как с его присутствием в доме всегда царил мир, взаимопонимание и воспитание. «Уважение женщин» Основным пунктом в кодексе чести адыга является уважение к женщине, которое буквально доведено до совершенства. Культ матери, жены, дочери, сестры чтится молодыми людьми с детства. Независимо от возраста, будь то пожилая женщина или девочка, отношение к прекрасной половине человечества всегда было трепетным и почтительным. Петр Симон Паллас (Россия): «Черкешенки известны своей красотой по всему свету, имеют продолговатую голову, правильные и выразительные черты лица, красиво прорезанные, огневые, большей частью черные глаза, которые считают они самым сильным своим оружием, длинные ресницы и немного желто-бурый цвет лица…Нигде нельзя видеть таких стройных и тонких женских фигур… Они отличаются умом, живым воображением, любовью к славе… Кто не уступает (дорогу) женщине, у того нет совести.За женщиной оставляют старшинство (т. е. первенство) Где женщина, там из ножен саблю не вынимают(т.е. в присутствии женщины не прилично драться). Быль. На улице сидела группа мужчин, и мимо них проходила девушка, не достигшая совершеннолетия. И один из мужчин, Жабаги Казаноко, встал и поприветствовал ее. Мужчины его спросили: «Зачем же ты встал? Она еще совсем ребенок!», на что Жабаги ответил: «Я встал не потому, что отдавал дань ее годам, а потому, что она будущая мать, которая, быть может, продолжит чей-то род». «Рождение человека» Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило красная. Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека. Только лишь после рождения изготавливается из дерева колыбель, в которой качают ребёнка. Все в жизни Адыгов воспето от рождения и до смерти. В колыбельной песне воспеваются образы будущего Адыга! Бабушка качает колыбель и поёт песню о том, каким он храбрым будет, каким он щедрым будет, каким он хорошим охотником станет. Девочке поют, какая она красавица будет, какая она будет умница, какая она будет рукодельница, какая она будет добрая мама, это поётся в высокой поэтической форме. ХъяркIэ! До свидания!

Адыги – один из коренных народов Северного Кавказа . На территории современной Адыгеи они живут уже несколько тысячелетий, являясь прямыми потомками древнейшего населения этих мест. Родину покидают неохотно: подавляющее большинство адыгов (чуть больше 95 тыс. человек из 125 тыс.) живет в Адыгее, еще чуть больше 20 тыс. – на территории соседнего Краснодарского края. И только несколько тысяч человек переселились в Турцию и на Ближний Восток. Впрочем, адыги хранят верность не только земле предков, но и традициям, соблюдение которых – одно из требований к достойному человеку.

Как строилось общество у адыгов

В старину адыги делились на множество субэтнических групп. К ХХ веку эти различия практически стерлись, и теперь говорят о едином адыгском народе, иногда употребляя синоним "черкесы". Сами адыги называют себя "адыгэ". Одной из крупнейших групп внутри адыгов являются адыгейцы (наряду с кабардинцами или шапсугами).

При всей общности традиций и культуры племена адыгов в старину отличались по способу управления. Некоторым из них удалось ввести зачатки демократии и ограничить власть знати. В этих, так называемых демократических племенах, всем управляли выборные старейшины. А вот в племенах аристократических руководили князья. Однако общим было то, что жизнь адыгских племен основывалась на строгой сословной иерархии. Князья управляли, дворяне воевали, захватывая чужие земли и защищая свои, крестьяне и домашние рабы трудились. Мезальянсы не допускались: князь не мог жениться на простолюдинке.

Человек каждого сословия должен был исполнять предписанные ему правила. Например, у высокородных адыгов практиковалось аталычество: еще малышами княжеских детей отправляли в семью знатного человека. Там они воспитывались, знакомились со своими правами и обязанностями (кодекс правил поведения адыгов назывался "Хабза"). В доме своего отца юный князь появлялся только после достижения 16-летия, а дочь – почти перед замужеством. Правильное воспитание ценится у адыгов до сих пор. Человек должен быть культурным, нравственным, уважительным и храбрым. Для того, кто не умеет вести себя должным образом, у адыгов и сейчас сохранилась присказка: "Разве ты не адыгеец?".

Воспитание воинской доблести

Главные черты характера адыгов, которыми они славились и за пределами своей земли, – храбрость и воинское умение. Их в юных черкесах воспитывали с детства. Над колыбелью новорожденного мальчика бабушка пела песни о том, каким смелым и ловким он будет. Подросшего малыша сажали на коня, учили метать нож, управляться с кинжалом, потом стрелять из лука. Адыги были искусными наездниками и меткими стрелками. Того, кто проявил трусость в бою или страх перед смертью, подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную лошадь и в таком виде выводили напоказ. Смеяться над таким человеком не только не запрещалось, но и приветствовалось. Трус становился изгоем, отверженным.

Пожалуй, только своей смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание. Скромность считалась достоинством. Адыги говорят: в центре внимания человек может быть только три раза в жизни - в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них сопровождается своими традициями и церемониями.

Рождение ребенка: все по правилам

О том, что в доме появился ребенок, сигнализировал флаг, вывешенный на крышу дома. Пестрый флаг – знак рождения девочки, однотонный свидетельствовал о рождении сына. Пока малышу не исполнится год, во дворе его дома дедушка по отцу должен посадить дерево. Ухаживать за ним позже будет сам новый член семьи. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.

Все необходимое для ухода за малышом адыги готовят только после его рождения. Делать это заранее не принято. По традиции все постельные принадлежности приносят родственники со стороны матери. Считается, что спать на белье, которое подготовили родственники отца, - дурной знак (в будущем это принесет малышу несчастье в браке). А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.

Свадьба у адыгов: главное - желание

Удивительно, но именно в вопросе заключения брака строгие к соблюдению традиций адыги демонстрируют уважение к свободе и рациональность.

Девушке самой разрешается выбрать себе жениха по сердцу. Объяснение этому простое: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. А лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.

Процесс выбора невесты или жениха может быть довольно продолжительным. Молодые парни и девушки приглядываются друг к другу на праздниках и гуляньях. Потом девушка отправляется домой и принимает молодых людей в своей комнате. Они знакомятся, разговаривают. При этом обладают довольно большой свободой: парень может посещать несколько девушек, а девушка может принимать нескольких парней. Сделав выбор, мужчина приходит к приглянувшейся ему и делает предложение. Если она согласна, назначается день свадьбы. Правда, и в этот день она может забрать назад свое слово – до тех пор, пока гости не вошли в ее дом. Обижаться на отказ не принято, ведь делается это в деликатной форме, без объяснения причин.

Как и у многих других кавказских народов, родители невесты и жених на свадьбе не присутствуют. Молодые находятся в разных домах, в компании своих друзей. Родственники жениха привозят в дом невесты некую символическую сумму – в знак уважения, а не как выкуп. В свою очередь, ее родители передают в новый дом дочери приданое. В доме новоиспеченного зятя родственникам невесты не полагается находиться долго, максимум – пару часов.

Вместе тем, адыгская свадьба веселая и радостная. Невесту обсыпают сладостями, зерном и монетами, а к дому она проходит по шелку. При входе в дом ее берут на руки: чтобы она случайно не наступила на порог, под которым живут души предков. Все дарят друг другу подарки. Есть и другие обычаи - шуточные.

Например, бабушка жениха уходит из дома: мол, новая молодая хозяйка выгонит меня из родных стен. Невеста, в свою очередь, уговаривает ее вернуться, дарит сладости и уверяет, что все будут уважать и любить бабушку. "Переговоры" заканчиваются объятьями и возвращением домой.

В адыгской семье женщина занимала довольно высокое место. Да, она подчинялась мужу беспрекословно, но ее не разрешалось бить и наказывать, она считалась хозяйкой в доме. И хотя еще с конца XVIII века адыги были мусульманами, многоженство у них не приветствовалось и было редкостью.

Как провожают в последний путь

Похоронные обряды также сложились довольно давно. Их основу составляют мусульманские обычаи. Над умершим читают молитвы и заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть в этих обрядах и старые, доисламские черты. Например, в первые три дня после похорон в доме умершего нельзя готовить: еду приносят соседи и родственники. В доме умершего завешивают зеркала, женщины его семьи надевают черное. И хотя ислам обычно предписывает не плакать над покойником, адыги эту рекомендацию не соблюдают. Дети на похороны не допускаются: их уводят из дома, в котором случилось несчастье.

Традиции в современности

Многие древние обычаи современные адыги чтут и сейчас. Не принято много есть, много говорить и выражать свои чувства на людях. Не зазорным считается попросить помощи у соседей и родных, которые обязаны прийти на выручку. Чтутся и традиции гостеприимства: гостю готовят лучшие блюда, отдают лучшее место и делают все, чтобы обеспечить его безопасность даже по дороге домой.

Мария Андреева

Женщина всегда играла большую роль в быту черкесов. Как и в любой патриархальной семье, женщина прежде всего хранительница очага и домашнего уюта.
Даже в нартском эпосе им отведено особое место. Это образ мудрой Сатаней, матери нартов и их предводительницы, внимательной Малечипх и так далее.
На протяжении многих столетий российские и иностранные путешественники описывали культуру и быт народа. В своих трудах они подчеркивали отличие черкесских женщин от других народов, населявших Кавказ.

«Их хорошее расположение духа и приятная непринужденность в разговоре делает их очень желанными; несмотря на все это они слывут очень целомудренными...», - писал в своем дневнике путешественник П. Брус.

Именно благодаря тому, что женщины принимали участие в массовых мероприятиях, европейцы имели возможность наблюдать за их манерами. Многие из них описывали черкешенок как самых красивых женщин в мире.
«...Высокие, стройные, гибкие, они точно светлый след оставляли за собою. Их маленькие руки и ноги вдохновляли турецкого поэта, и до сих пор в городах Малой Азии, когда встречаются такие у мужчин и женщин, анатолийцы говорят: у них в роду черкешенка. Капля ее крови очищала целое поколение. Их карие глаза полны выражения», - так описывал черкесских женщин Василий Немирович-Данченко.

В этикете черкесов есть правила, которые также указывают на почтительное отношение к женщинам.
Черкесы, как правило, имели только одну жену. Делом чести считалось обеспечить ее возможностью всегда хорошо выглядеть и прочими условиями.
«Когда муж ударит или осыпет бранными словами жену, он делается предметом осмеяния, точно так, как когда бы он, имея способы, не одевал ее соответственно его состоянию», - писал этнограф Хан- Гирей, представитель черкесского дворянского рода.

Испокон веков повелось так, что мужчина был обязан оберегать свою женщину, уважительно относиться к ней. В свою очередь жена четко понимала свои обязанности и четко исполняла их. Она управляла хозяйством, несла ответственность за все домашние дела.

Тяжелой физической работой в основном занимались мужчины. В богатых дворянских семьях старались беречь молодых девушек от тяжелой работы. Большую часть времени они проводили за шитьем.

Женщина имела право разрешать многие конфликты. Если два горца вступили в спор, женщина имела право его прекратить, бросив между ними платок.

Проезжая мимо женщины, всадник был обязан спешиться и проводить ее до места назначения и только потом имел право продолжить свой путь. При этом поводья он держал в левой руке, а женщина шла с правой, почетной стороны от него. А если он держал путь мимо женщины, занимающейся физически сложной работой, считал своим долгом помочь ей.

Конечно, несмотря на почетное отношение к представительницам женского пола, черкесское общество остается патриархальным.
В большинстве случаев главенствующую роль занимает мужчина, глава семьи. Женщина демонстрирует покорность, поддерживает мужа в принятии решений.

В начале 30-х годов позапрошлого века офицеру российского Генерального штаба Ивану Федоровичу Бларамбергу поручили сложное и ответственное задание: на основе данных, имеющихся в штабе Отдельного Кавказского корпуса, составить сводное описание народов Кавказа. Выбор оказался удачным.

Уроженец Франкфурта-на-Майне и выпускник Гессенского университета Иоганн Бларамберг, принявший русское подданство и окончивший в России Институт Корпуса инженеров путей сообщения, проявил исключительную добросовестность.

Он не просто использовал штабные материалы, он дополнил их своими собственными наблюдениями, которые накопились во время службы на Кавказе и сведениями, добытыми в русских и иностранных литературных источниках.

Итогом трудной двухлетней работы стала рукопись на французском языке "Description historique , topographique , statistique , ethnographique et militaire du caucase ", или, в переводе, "Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа".

Многие страницы рукописи описывают быт и нравы современных Бларамбергу черкесских народов.

Черкесы

Черкесы (адыге, адехе) населяют северные склоны Кавказа , а также долины от крепости Анапа до слияния Терека с Сунджой. Границами их страны являются: на юго-западе -ьАбхазия и Черное море; на юге - Малая Абхазия и Осетия; на севере реки Кубань, Малка и Терек отделяют их от России; на востоке Терек и Сунджа служат границей между черкесами и народностью кистов. Черное море омывает западные границы Черкесии от устья Кубани до речки Агрипш.

Черкесов можно разделить на две ветви , а именно: кубанские черкесы и кабардинские черкесы, которых также называют кабардинцами; эти последние заселяют местности между Кубанью, Малкой, Тереком и Сунджой.

Черкесы,... которых европейцы называют неправильно , сами себя именуют адыге, или адехе. Этот примечательный народ делится на две народности - черкесов кубанских и черкесов кабардинских; последних называют также кабардинцами. Первые населяют берега речек, которые являются левыми притоками Кубани или впадают в Черное море; вторые населяют Большую и Малую Кабарду.

Страна, населенная кубанскими черкесами , простирается вдоль левого берега Кубани от ее истоков до впадения в Черное море, и от ее левобережья, до склонов Главного Кавказского хребта. Ее границами являются: на юго-западе - Абхазия и Черное море, на юге - Малая Абхазия и земли карачаевцев, на севере и востоке - река Кубань, которая отделяет их от русских территорий и земель ряда ногайских, абазинских и кабардинских племен. С юго-запада и запада земли черкесов омывает Черное море от устья Кубани до границ с Абхазией. Обитающие на побережье племена - это натухайцы, гусинцы и убыхи. Площадь этого края может быть приблизительно определена в 24 тыс. кв. верст.

Наименование племен, занимающих северные склоны Кавказа от крепости Анапа до истоков Кубани

1. Натухайцы (натохайцы) Natoukhoitch

2. Шапсуги Chapsoughs

3. Абадзехи (абедзехи) Adebzekhs

4. Туби Toubis

5. Убыхи Oubioukhs

6. Саше Saches

7. Бжедухи (бзедухи): Bjedoukhs

а) Хамыши Khamischs

б) Черчинеи Tchertchineis

8. Хаттукаи Hattoukois

9. Темиргои Themirgois

10. Эгеркваи Egherkouois

11. Жане Janes

12. Адеми Ademis

13. Мохошевцы Mokhochs

14. Хегайки Khegdiks

15. Бесленеевцы Bezlenie

Натухайцы, шапсуги, абедзехи, туби, убыхи, саше, бжедухи, хаттукаи, темиргои, эгеркваи и жане имеют демократический образ управления, а адеми, мохошевцами, хегайками и бесленеевцами управляют князья «пши» и дворяне «ворки».

Натухайцы (Natchkwadja, Nathoukaitch) расселены от побережья Черного моря и устья реки Кубань на восток до маленькой речки Небеджея (Nebedjeia), берущей начало в горах Маркотх (Markotkh), от ее истоков до впадения справа в Атакуй и вдоль ее левого берега до Кубани. Их долины окружены скалами и покрыты редким лесом. Земледелие у этого племени развито незначительно, зато благодаря своим прекрасным пастбищам они имеют возможность больше заниматься скотоводством. Беспрерывные войны, которые они ведут, и их склонность к разбою оставляют им мало времени для того, чтобы заниматься хозяйством.

Григорий Гагарин. "Кабардинец" (1), "Натухаец из Анапы" (2)

Шапсуги (Chapsough, Chapsikhs) населяют лесистые склоны гор , которые тянутся до предместий Анапы и вдоль речек Ан-тхир, Бугундир, Абин, Афис, Шебс и Бакан; их территории простираются от речек Небеджея и Атакум до вершин Тезогир и Псаф (в горах), а в долинах до маленьких речек Догая (берет начало на горе Псаф), Пшиша, Афипс и реки Кубань. Две деревни Абат (Abat) принадлежат дворянину, носящему то же имя, и расположены по берегам Антхира и Бугундира... Большинство шапсугов живут семьями, у них мало скота и они мало обрабатывают землю.

Абедзехи (Abedzekhs, Abazekhs). Границами этого племени на западе служат владения шапсугов, на востоке — земли бес-ленеевцев, на юге — главная цепь Кавказского хребта, на севере — территории, занимаемые бжедухами, темиргоевцами и мохошевцами. Ранее абедзехи населяли снеговые горы Западного Кавказа. Поскольку их численность беспрерывно возрастала, они постепенно спустились до сланцевых и черных гор и усилились за счет захвата людей, которых они обращали в своих пахарей. К ним присоединилось также большое число беженцев из других племен, в результате чего произошло такое смешение, что сейчас только их дворяне являются подлинными абедзехами. Утверждают, что свое название «абадзехи» они получили по имени черкесской красавицы, некогда жившей среди них, поскольку по-черкесски Abazekh-dakhe означает «красавица».

Туби (Toubis) являются одним из абадзехских племен и говорят на том же языке. Они являются большими разбойниками и занимают наиболее возвышенные и труднодоступные районы вблизи речек Пчега и Сгагваша и вплоть до снеговых гор...


<< Григорий Гагарин. "Молодой убыхский князь и его аталык"

Убыхи и Саше (Oubouikhs? Saches). Южную часть снеговых гор и долины на побережье Черного моря до речки Гагрипш населяют племена убыхов и саше, которых называют также джикеты (Djiketis), пшави (Pchawis), ясхипсы (Yaskhipsis), иналкупы (Inalkoupis), свадзвы (Swadzwis), артаковцы (Arta-kowtzis) и марьявы (Marjawis). Черкесы называют их Kuch"ha-zir Abazi, что означает «загорные абазы», однако на самом деле они адыгейского происхождения… Все они выращивают виноград, особенно убыхи и выделывают из него хорошее и в больших количествах вино, которое они называют «сана». У них также много фруктов, таких как яблоки, вишня, груши, персики.

Бжедухи (Bjedoukhs или Bzedoukhs) . Занимаются сельским хозяйством, у них также есть некоторое количество скота.. Их пастбища расположены вблизи их домов. Бжедухи делятся на две ветви - хамыши и черчинеи.

Хаттукайцы (Hattioukais, Gatioukais, Hattikwahe) проживали ранее к западу от Кара-Кубани по речкам Убин, Зиль, Азипс до кубанских плавней, ограниченные с Юга Яман-су, между черноморскими казаками и шапсугами, но под давлением последних они покинули свои прежние жилища и теперь проживают между Пшишем и Сгагвашей от Кубани до владений абедзехов. С тех пор они уже покорены и перенесли свои аулы ближе к Кубани.

Темиргоевцы являются самыми богатыми и чистыми из всех племен кубанских черкесов. Их деревни в большинстве своем укреплены; эти фортификации состоят из палисадников или двойного ряда больших перекрещенных кольев. Внутреннее пространство между этих двух рядов заполнено землей, а верхняя часть утыкана рогатками, которые представляют собой непреодолимое препятствие для их врагов туби и убыхов, которые проживают в горах и с которыми темиргоевцам приходится частенько сражаться.

Жане (Janes, Janis). У них всего лишь шесть деревушек . Ранее они проживали на правом берегу Кубани выше Копыла, но при приближении русских в 1778 году укрылись на левом берегу реки вместе с жителями Тамани и осели в настоящее время недалеко от Кубани на обоих берегах реки Пшиш.

Адемы (Ademis) маленькое черкесское племя , обосновавшееся на речке Сгагваша, поблизости от Кубани.

Мохошевцы (Mokhochs или Moukhochs) проживают у подножия черных лесистых гор, откуда стекает множество ручьев, которые, напоив влагой плодородный край, впадают затем в Яман-су или Фарс. Главными речками, берега которых они занимают, являются нижний Фарс, нижний Псисур и нижний Чехурадж. Мухошевцы богаты скотом, занимаются сельским хозяйством и живут в укрепленных деревнях.

Хегайки или Схегахи (Khegaiks, Shegakchs). Маленькое черкесское племя, которое проживает на Бугре и его притоках, вблизи и ниже крепости Анапа. Их название — черкесское и означает «люди, проживающие у моря». («Skhe» — означает «море»). Ранее они проживали на том месте, где сейчас стоит Анапа. Их число значительно уменьшилось в результате набегов натухайцев и опустошений, произведенных чумой.

Бесленеевцы (Bezlineis или Bezlenie) занимают территорию от истоков речки Псисур, текущей с горы Хагваре на восток до устья речки Геген, которая впадает в Воарп, и на юг почти до снеговых гор. Зимой бесленеевцы держат свой скот вблизи жилищ, в загородках из плетней; весной и летом они выгоняют его на пастбища на берегах Урупа, Большого Инджика и солевого озера Касма, воды которого стекают в Кубань. Они богаты скотом, особенно овцами. Их горы неприступны; живут они в постоянной вражде с другими горцами...

Облик жителей

Черкесы в целом красивая нация; мужчины у них отличаются хорошей и стройной фигурой, и они делают все, чтобы сохранить ее гибкой. Они среднего роста, очень живые и редко бывают полными. Плечи и грудь у них широкие, но нижняя часть корпуса у них очень узкая. У них карие глаза и темные волосы, удлиненная голова, прямой и тонкий нос. У них выразительные и одухотворенные лица. Женщины у них самые красивые на всем Кавказе и всегда пользовались такой репутацией У них черные глаза, они шатенки, у них греческий нос и маленький ротик. Если к этому добавить стройную и гибкую фигуру и маленькие ножки, можно получить представление об образчике черкесской красоты.


<< Петр Грузинский. "Черкесы в горах"

Одежда мужчин весьма похожа на мужскую одежду у татар-кумыков, но сделана из более легкой, более высокого качества ткани и обычно более дорогая. Рубашка (уапа) застегивается па груди; шьется она из хлопчатобумажной ткани или легкой красной тафты на грузинский манер. Сверху на рубашку надевается легкий шелковый жилет, обычно украшенный вышивкой, а на него - своеобразный сюртук, очень короткий, который у черкесов носит название «цши»; он едва доходит до середины бедра; они его очень плотно затягивают на поясе; на груди с обеих сторон, имеются маленькие карманчики, обычно с отделениями для хранения патронов.

Раньше черкесы носили только усы, теперь же нередко можно встретить черкесов, которые отпускают и бороду. На голове они носят вышитый колпак на вате, форма которого напоминает половину дыни, отороченный мехом или просто бараньей шкурой. Их штаны (шальвары), широкие вверху и узкие, начиная с колена, бывают обычно серого или бурого цвета.

Никогда черкес не выходит без оружия , или, как минимум, без шашки, кинжала на поясе и без манто из мягкого фетра на плечах; это манто называется по-черкесски «джако», и по-русски - «бурка». Чтобы дополнить описание их вооружения, нужно кроме того упомянуть ружье и пистолет, кольчугу (affch), маленький шлем (kip"ha) или большой шлем (tach), латные рукавицы (achtew) и налокотники (abkhoumoukh). Когда черкес при полном параде на лошади выезжает, например, делать визиты, он берет свой лук и колчан со стрелами; черкесы не знакомы со щитом. Стрелы у князей украшены белыми перьями, выдернутыми из хвостового оперения орла; дворяне и простолюдины не имеют права украшать свои стрелы подобным оперением под угрозой строгого наказания.

Можно было бы подумать, увидев воина , настоль перегруженного оружием, что его движения должны быть стесненными и неуклюжими, однако черкес на коне со всем этим оружием являет собой пример подвижности, ловкости и прекрасных качеств всадника. Во время войны черкесы одевают под кольчугу нечто вроде жилета из ваты, эластичность которого заставляет пули еще лучше отставать от корпуса.

Оружие у черкесов обычно превосходное, но стоит очень дорого; полное обмундирование, например, князя стоит не менее двух тысяч рублей серебром. Во время походов подушкой им служит маленькое седло, находящийся под седлом кусок фетра они используют в качестве постели, а накрываются своей буркой. Во время плохой погоды они делают небольшую палатку из фетра, которую натягивают на ветки деревьев; во время путешествий они укрываются от дождя, натягивая на голову своего рода капюшон, называемый «башлык».

Как и большинство других кавказских народов , черкесы сами производят порох («гин»). В горах они добывают селитру («гин-хуш» или «чин-шух», то есть «пороховую соль»); они также делают порох, выщелачивая подстилку в загонах для скота.

Главная роскошь у черкесов состоит в их оружии ; хотя их особенно интересует само качество оружия, они все же неравнодушны и к богатому украшению оружия. Их сабли, кинжалы, пистолеты, ружья, сбруя и так далее покрыты украшениями из серебра и золота превосходной работы. Седла и ножны шашки украшены галунами. Они никогда не продают свое лучшее оружие, и оно обычно переходит по наследству от отца к сыну.

П.С. Руссель. "Черкесы". 40-е годы XIX в.

Одеяние женщин мало отличается от мужского, за исключением цвета: женщины предпочитают белое, тогда как мужчины никогда не используют ни красный цвет для своих колпаков, ни белый цвет в своей одежде. Молодые женщины из княжеских и дворянских семей носят под покрывалом красную шапочку, украшенную спереди полоской из черного сафьяна с серебряными кнопками, которая очень им идет, а волосы они заплетают во множество свободно падающих косичек. Платья у них длинные, спереди открытые, с застежками от груди до пояса, наподобие турецких «антери» (это открытое спереди платье напоминает капоты наших дам). Они носят широкие шальвары и красные сафьяновые туфли без подметок («чирики»), напоминающие мужскую обувь того же рода. Выходя из дома, они надевают покрывало, которое скрывает их лицо.

Девушки носят обычно длинную рубашку, которую вместо п ояса они стягивают лентой или полоской кожи; у них длинные широкие панталоны и красные шапочки; волосы они убирают в одну косу, которая свободно лежит на спине. Их праздничное одеяние состоит из полукафтана из шелка или хлопчатобумажной ткани, поверх которого надевается длинная одежда из сукна с открытыми рукавами. Первый вид одежды более легок и красив, поскольку он обрисовывает стройную и гибкую фигуру и соблазнительные формы, которыми так гордятся черкесские девушки.

Чтобы сохранить у девушки фигуру, в княжеских и дворянских семьях девочке в возрасте до десяти лет одевают на бюст корсет, который останется на ней до первой брачной.ночи, когда ее избранник вспарывает его кинжалом. Корсет делается из кожи или сафьяна и снабжен двумя деревянными дощечками на груди, которые своим давлением на грудь мешают ей развиваться; считается, что эта часть тела — атрибут материнства, и молодой девушке зазорно позволять видеть его.

Девушкам разрешается красить себе ногти почти темно-красной краской, которую черкесы добывают из цветка, по-черкесски называющегося «кина» (balsamina).

Пища

Пища черкесов состоит главным образом из проса , молока, сыра и баранины; они редко убивают быков для употребления говядины в пищу. Просо они едят в виде каш на воде. Они делают мучные лепешки из пшеничной муки или проса, называемые «чурек», которые во всей Азии служат заместо хлеба. Летом они питаются дичью, зимой - бараниной, либо вареной, либо жареной. Из проса они делают также наполовину перебродивший напиток, который называют «фада»(phada) или-«фада-хуш» (phada-khouch), что значит «белая фада».

У них нет заквашенного хлеба, вместо него они употребляют немолотое просо, которое варят, затем режут на толстые куски.

<< Джордж Лонгворт. Черкесская гостиная. XIX в.

«Хатлама» (hatlama) делается таким же образом , но из перемолотого проса. Если просо помолото, что бывает редко, его замешивают без дрожжей, и из него делают лепешки толщиной в палец («меджага» medjaga).

Они приправляют свои блюда длинным перцем (capiscum) луком и чесноком; они также любят крутые яйца, особенно в блюде, называемом «хинкали», которое приготовляется из кислого молока с небольшим количеством масла, свежего сыра, лапши, сваренной в воде и напоминающей наши макароны, крутых яиц, разрезанных на четыре части, лука и чеснока; это деликатесное блюдо часто готовится по случаю больших пиршеств.

«Ширалдаш» - плоская лепешка - делается из пшеничной муки, яиц, молока и масла. «Халива» (Khaliva) - маленькие пирожки из того же теста, начиненные свежим сыром и луком. Все эти блюда довольно вкусны; есть их предпочитают с медом вместо сахара.

Черкесская семья никогда не собирается за столом, чтобы вместе откушать; мать и отец делают это отдельно, так же как и дети, которые делятся в зависимости от пола и возраста и каждый отправляется съесть свою порцию в отдельный уголок. Для черкеса постыдно есть перед чужеземцем л тем более за одним с ним столом; поэтому хозяин дома остается все время на ногах из уважения к своим гостям.

Жилища


<< Черкесский дом. Серия «Обычаи народов мира». Художник неизвестен. 1816 г.

Жилища черкесов очень просты и облегченной конструкции . Их дома,«сакли» (sacli), строятся в форме параллелограмма, в основании которого стоят толстые столбы, связанные вместе поперечинами, а между ними пространство перекрывается плетеными стенами, которые обмазываются снаружи и изнутри; крыша делается из соломы или тростника. Стены изнутри побелены; в одном углу помещения имеется очаг, а напротив - очень низкий деревянный диван, покрытый, войлоком или ковром, над диваном развешивается оружие, кольчуги и тому подобное. С одной стороны сложены матрацы, постельные принадлежности и другие предметы первой необходимости в быту.

Привычка почти постоянно бывать на открытом воздухе и под дождем приучила черкеса довольствоваться самым минимальным укрытием. Несмотря на все это, черкесы живут куда чище других горных народностей. Каждый черкес, независимо от степени состоятельности, имеет обширный квадратный двор, где стоят отдельно друг от друга три домика: один общий, другой - для женщин и третий - для гостей, или «кунацкая». В деревнях дворы удалены друг от друга и не вытянуты в линию и не образуют улицы; напротив, они разбросаны беспорядочно. С обоих концов деревни имеются две башни, плетеные и обмазанные глиной, поднимаясь на которые жители по очереди несут караульную службу. Черкесские деревни занимают обширное пространство, поскольку домики, расположенные обычно кучками, находящимися друг от друга на значительном удалении, далеко один от другого.

Коневодство

Поскольку черкесы являются превосходными всадниками , они уделяют много внимания разведению лошадей. У каждого князя есть свой небольшой табун. Лучшая порода называется «шалох», однако порода лошадей одного старика из племени альтикезек ни в чем не уступает им, эта порода прозывается «трамкт». Черкесские лошади среднерослые, масть большинства лошадей — гнедая или серая в яблоках; вороной масти у них не бывает. Эта порода лошадей происходит от чистокровных арабских скакунов и черкесских кобылиц; есть любители, которые до настоящего времени приобретают чистопородных турецких и персидских коней для поддержания табуна.

Черкесы кастрируют жеребцов из опасения , как бы те не выдали их своим ржанием во время набегов на вражескую территорию; поэтому они выезжают только на меринах, которых они приучают быть спокойными. Черкесские лошади известны в России под общим названием «горские лошади», они в той или иной мере используются в табунах. Их основные отличительные качества — легкость, неутомляемость, а также очень крепкая нога. Черкесы никогда не используют лошадей в возрасте до пяти лет; до этого времени они пасутся на свободе в лугах и в горах, оседлывают их лишь после достижения необходимого роста и возраста.

Черкесский язык полностью отличается от других известных языков; на совершенно чистом черкесском языке говорят в Большой и Малой Кабарде и в племени бесленеевцев, которые проживают вблизи Лабы; другие же черкесские народности, обитающие за Кубанью и вплоть до побережья Черного моря, говорят на диалектах, в большей или меньшей мере отличающихся от коренного языка. Произношение в черкесском языке является одним из самых трудных в мире, и выразить полностью все имеющиеся в нем звуки невозможно с помощью ни одного из известных мне алфавитов.

Гостеприимство

<< Черкесский дом. Серия «Обычаи народов мира». Художник неизвестен. 1816 г.

Так же как и у всех, в общем, горских народностей, гостеприимство является одной из первых добродетелей у черкесов. Они принимают от доброго сердца иностранцев, сердечно предоставляют уют всем путешественникам, не говоря уже об их друзьях. Бродяжническая жизнь и рыцарский дух, свойственные черкесам, видимо, и породили этот священный закон гостеприимства.

С того момента, как незнакомец в ходит в дом черкеса, он пользуется там всеми правами гостя, то есть он находится под особым покровительством хозяина дома, который обязан накормить гостя, уложить его спать, позаботиться о его лошади и проводить его по надежной дороге, или же, в случае опасности, провести его к одному из своих друзей в ближайшей деревне.

Дружба

<< Черкесы. Литография, Париж 1855 г.

В горах Кавказа для дружбы имеется свое особенное слово «кунак», или друг, означает у черкесов то же самое, что «побрат» (побратим) у босняков или «крестный брат» у древних пруссаков, то есть друг, для которого они готовы пожертвовать всем своим состоянием и самой жизнью. Если один кунак гостит у другого, его угощают самым наилучшим образом, в его распоряжение предоставляется все, что только есть у хозяина, который снабжает его всем, что тому необходимо.

Воспитание

В соответствии с обычаем, который сохранился с отдаленных времен, князья не имеют права воспитывать своих сыновей ни в своем доме, ни под своим наблюдением, а должны как можно раньше, чуть ли не с самого рождения, отдавать их на воспитание в чужой дом. Каждый уздень делает все возможное, чтобы предпочтение было отдано именно ему, и тот, на которого падает выбор князя, рассматривает это событие как знак особого доверия. Избранный таким образом воспитатель называется «аталык» (atalik); он должен обучать, одевать, кормить своего воспитанника вплоть до того дня, когда он должен быть возвращен в отчий дом, что, как правило, бывает не раньше, чем он достигнет возмужания, и его воспитание можно считать завершенным.

С самого юного возраста аталык приучает своего воспитанника к упражнениям, которые закаливают его тело и развивают в нем ловкость; с этой целью он предпринимает с ним небольшие вылазки за добычей.

Илья Афанасьев



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: