Н е щуркова основные труды. Щуркова Н.Е., доктор педагогических наук, профессор

Прикладная педагогика воспитания. Щypкoвa Н.Е.

СПб.: 2005. - 366 с.

Учебное пособие с позиции прикладной педагогики раскрывает организационные основы воспитательного процесса: определяет принципы воспитания детей; описывает содержание и структуру воспитательного процесса, этапы, средства, способы и формы организации воспитания; выявляет профессиональные требования к педагогу как к субъекту воспитательного процесса; указывает на способы изучения воспитательного результата и предлагает педагогу критерии оценки проф. деятельности; служит практическим подспорьем для первых профессиональных шагов молодого специалиста. Адресовано студентам и преподавателям вузов и колледжей, педагогам-практикам, воспитателем детских садов, педагогам учреждений дополнительного образования, а также педагогам-исследователям.

Формат: pdf

Размер: 11,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
Предисловие 6
Введение в прикладную педагогику воспитания 9
Педагогика как прикладная наука 9
Воспитание в контексте культуры 15
Сущностные характеристики гуманистического воспитания 23
Иллюзорное и реальное воспитание 32
Принципы воспитания в практике их реализации 38
Вопросы к осмыслению 42
Практические задания 43
Часть 1
Глава 1. Педагог как субъект воспитательного процесса 46
1.1. Профессиональная позиция педагога 46
1.2. Педагог как стратег воспитательного процесса 53
1.3. Поле профессионального внимания педагога 61
1.4. Образ педагога как фактор воспитания детей 66
1.5. Специфическая роль педагога группы в общей системе воспитания 69
Вопросы к осмыслению 76
Практические задания 77
Глава 2. Ребенок как объект воспитания и субъект деятельности 80
2.1. Специфика детства 80
2.2. Формирование способности быть субъектом 84
2.3. Индивидуальная деятельность детей в системе их воспитания 91
2.4. Педагогическая поддержка ребенка 99
2.5. Особенность работы педагога с детьми осложненного поведения 105
Вопросы к осмыслению 113
Практические задания 114
Глава 3. Социальная и предметная среда воспитания 115
3.1. Фактор социальной среды в воспитательном процессе 115
3.2. Феномен социально-психологического климата группы 119
3.3. Психологический механизм формирования климата группы 127
3.4. Методика создания благоприятного климата группы 133
Вопросы к осмыслению 141
Практические задания 142
Часть 2
Глава 4. Содержание воспитательного процесса 144
4.1. Понятие «содержание воспитательного процесса» 144
4.2. Программа воспитания в воспитательном процессе 151
4.3. Возрастные модификации программы воспитания 158
4.4. Воспитанность как продукт программного воспитания 171
Вопросы к осмыслению 174
Практические задания 175
Глава 5. Организация деятельности детей 176
5.1. Педагогический взгляд на деятельность 176
5.2. Педагогическая характеристика деятельности детей 183
5.3. Предметная деятельность и духовная деятельность 190
5.4. Свободный выбор ребенка как субъекта деятельности 203
5.5. Поведение детей: от нормы через отношение к символу 211
Вопросы к осмыслению 214
Практические задания 215
Глава 6. Работа педагога с группой 216
6.1. Педагогические основы построения работы группы 216
6.2. План работы педагога с детьми 230
Вопросы к осмыслению 233
Практические задания 235
Глава 7. Роль урока в системе воспитания 236
7.1. Факторная роль обучения как компонента воспитания 236
7.2. Культура урока 239
7.3. Урок как оркестровое произведение 246
Вопросы к осмыслению 250
Практические задания 251
Часть 3
Глава 8. Воспитательные средства 254
8.1. Педагогическое назначение воспитательного средства 254
8.2. Оптимальное воспитательное средство 261
8.3. Воспитательный потенциал игры как педагогического средства 264
Вопросы к осмыслению 268
Практические задания 268
Глава 9. Профессиональный анализ воспитательного процесса 270
9.1. Критерий профессиональной оценки воспитательного процесса 270
9.2. Одноактный анализ профессиональной работы педагога 280
9.3. Рабочие диагностики в оценке воспитательного результата 285
9.4. Профессиональная самооценка педагога 290
Вопросы к осмыслению 292
Практические задания
Глава 10. Третий субъект воспитательного процесса 294
10.1. Педагогический альянс школы и семьи 294
10.2. Принципы взаимодействия школы и семьи 298
10.3. Сохранение самостоятельности ребенка в заботе о нем 314
10.4. Педагогическая компетентность - залог успешного взаимодействия педагога с семьей 319
Вопросы к осмыслению
Практические задания
Глава 11. Взаимодействие педагога с детьми 32о
11.1. Воздействие педагога во взаимодействии с детьми 325
11.2. «Прикосновение к личности» во взаимодействии с детьми 336
11 3 Поло-ролевая дифференциация педагогического воздействия
11.4. Мягкие методики коррекции поведения детей 343
Вопросы к осмыслению
Практические задания
Послесловие
Рекомендуемая литература
Художественная литература

Классный руководитель, относящийся к своей работе неформально, уделяет большое внимание изучению классного коллектива, в котором он работает. Для этого он использует в своей работе мониторинговые исследования, которые помогают определить:

Уровень обученности учащихся;

Эффективность воспитательного процесса;

Уровень индивидуального развития учащихся и т. п.

Для отслеживания развития учащихся применяется комплекс психологических тестов, соответствующих возрастным особенностям ребенка.

Диагностические исследования в коллективе учащихся можно вести по следующей тематике:

Ценностные ориентации учащихся;

Социальные роли воспитанников;

Уровень сплоченности коллектива;

Уровень конфликтности класса;

Ранжирование качеств личности;

Состояние психологического климата;

Диагностика воспитанности школьников;

Уровень удовлетворенности учащихся и их родителей организацией воспитательного процесса в классе;

Уровень готовности к непрерывному образованию.

Классный руководитель может изучать познавательный потенциал

учащихся с помощью следующих методов и исследований:

Наблюдения за учащимися в ходе посещения уроков в своем классе;

Статистического анализа текущей и итоговой успеваемости;

Изучения степени развития познавательных процессов ребенка;

Самооценки самих учащихся;

Экспертной оценки специалистов.

Нравственный потенциал учащихся классный руководитель может изучить, определяя нравственную направленность личности, уровень воспитанности учащихся класса, уровень коммуникативной культуры классного коллектива.

Очень важным показателем развития классного коллектива является сформированность физического потенциала личности учащихся, удовлетворенность учащихся процессом обучения в классе. Для изучения классного коллектива можно использовать следующие методики, которые являются весьма эффективными:

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности;

Методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся;

Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»;

Методика А.Л. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении. Здесь приводится пример методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью:



0 - совершенно не согласен;

1 - не согласен;

2 - трудно сказать;

3 - почти согласен;

4 - совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельности.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Анализ положительных и отрицательных ответов учащихся позволит определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, что является весьма важным показателем и помогает определить отношение не только к школе, но и к классу, учителям, классному руководителю.

Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, направленность личности, отношения, ценности. Я – концепция, наконец, поведение и поступки учащегося.

Кроме того, классный руководитель изучает класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей. Данные, отражающие уровень развития коллектива на данном этапе, вносятся в социальный паспорт класса.

Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют для выявления межличностных отношений среди учащихся, то есть, микроклимата в классе.

В ходе реализации диагностико-прогностической системы классный руководитель анализирует полученные данные и делает выводы о воспитанности школьников. Однако для того чтобы проследить изменения в воспитанности и определить тенденции этих изменений, результаты педагогического мониторинга необходимо фиксировать. Формы фиксации могут быть различными. Это и педагогический дневник, диагностические карты, графики, диаграммы и др. Классный руководитель самостоятельно определяет, в какой форме он будет фиксировать диагностический материал.

Ведение педагогического дневника является самой распространенной формой фиксации мониторинговых данных. Это также удачная форма накопления, осмысления фактов, характеризующих учащихся, осмысления материала, являющегося основой для постановки диагноза воспитанности школьников.

Дневниковые записи могут вестись по-разному:

В свободной форме, когда на каждого ученика отводятся страницы и по мере необходимости фиксируются данные по его развитию в течение учебного года, фиксируются данные диагностических срезов и пр.;

В форме картотеки - характеристики на каждого ученика, куда заносятся показатели диагностики, само - и взаимодиагностики учащихся;

В форме анализа данных, полученных в результате каждого диагностического акта.

Возможна фиксация результатов в виде описательных характеристик по следующим параметрам:

Эмоциональные проявления;

Поведенческие образования;

Речевые изменения;

Характеристики, связанные с оформлением внешнего вида;

Новообразования во взаимоотношениях между детьми;

Изменения в социально-психологическом климате;

Расположенность к отдельным видам деятельности;

Изменения во взаимоотношениях со взрослыми;

Изменения в полоролевом поведении подрастающих детей и так далее.

В практике работы классных руководителей также часто встречаются диагностические карты. Они ведутся по коллективу в целом и больше напоминают карту-характеристику класса (таблица 1).

Таблица 1. Карта–характеристика класса

Ф. И., дата рождения (по алфавиту, отдельным списком мальчики и девочки)
Отец, мать, место их работы
Данные медосмотра (Н – нормально, С – сколиоз, З – зрение, С – слух, СРД – сердечное заболевание)
Успеваемость Выше других предметов
Ниже других предметов
Наличие повышенных способностей, специальных умений (указать предмет и доминирующие оценки по нему)
Проявление в труде (Т – трудолюбив, ИТ – избирательно трудолюбив, Н – непостоянен, Л- ленив)
Дисциплина (В – высокий уровень, С - средний уровень, Н – низкий уровень)
Читательские интересы (по жанру)
Занятость во внеурочное время Кружки
Факультативы
Секции
Поручения
Увлечения
Уровень воспитанности (В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень) с указанием доминанты (положительной или отрицательной)

Тщательное изучение учащихся и ученического коллектива позволяет проследить весь ход развития личности в процессе воспитания и обучения, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с детьми. Изучение, знание и правильное использование факторов и закономерностей, формирующих личность ученика, позволяет добиться управляемости этим процессом, прогнозировать и корректировать развитие личности. Классный руководитель, основываясь на принципах гуманистической психологии, может оказывать помощь ученикам в их учебной деятельности и в общении, Конечно, необходимо обеспечивать психическую безопасность и комфорт детей, поэтому такая работа должна осуществляться под контролем психолога. Исследовательская деятельность способствует и развитию самого учителя, совершенствованию его отношений с учениками, родителями, окружающими.

Педагогический мониторинг - это деятельность, которая лежит в основе организации целостного педагогического процесса. Она является составной частью общей системы воспитательной работы классного руководителя и выступает как главнейшее условие модернизации воспитания школьников. В этой деятельности необходимо сотрудничество учителей-предметников, психолога, социального педагога, классного руководителя.

Таким образом, классный руководитель призван не только координировать деятельность учащихся и следить за состоянием протекания педагогического процесса, но также и реализовывать аналитико-диагностическую функцию, то есть, выявлять уровень обученности и воспитанности школьников, как всего коллектива в целом, так и каждого учащегося в отдельности.

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.

Список используемой литературы

1. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 3.

2. Воронов Е.А. Классный руководитель как психолог // Воспитание школьников, 2005, №8. - С. 10.

3. Капустин Н.П. Функциональные обязанности классного руководителя //Классный руководитель, 2005, №2. - С. 6, 8.

4. Классному руководителю об изучении передового педагогического опыта и проблемах воспитательной работы в школе (Методические рекомендации для классных руководителей) / Под общ. ред. Сметанина В.И., Кривошеева В.Ф. – М., 2003. - С. 40.

5. Кузнецов Ю.К. План работы классного руководителя: учеб. пособие. – Калинин, 2004. - С. 24, 57.

6. Классный руководитель. / Под ред. Болдырева. Н.И. – М., 1955. – С. 291.

7. Педагогический словарь / Под ред. Каирова. И.А. – М., 1960. – С. 237, 523.

8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. - С. 187.

9. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., - С.П.: Речь, 2002. – С. 39, 43.

10. Прихожан А.М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог. - Июль. - 1995. - С. 32.

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2кн. – М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - С. 78.

12. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т. 1. – С. 430, 444.

13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 1995. – С. 167, 170, 186.

14. Соколинская Г.К. Планирование воспитательной работы в начальных классах // Классный руководитель, 2005, № 5. – С. 25.

15. Стефановская Т.А. Классный руководитель (вчера, сегодня, завтра) – Иркутск, 2002. – С. 15, 48, 67.

16. Стефановская Т.А. Классный руководитель в современном образовательном учреждении – Иркутск, 2002. – С. 16, 32, 50.

17. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 67, 70, 127, 185, 190, 193, 195, 197, 199.

18. Стефановская Т.А. Педагогический мониторинг и проектировочная деятельность классного руководителя – Иркутск, 2002. – С. 26, 27, 48, 49, 65, 76, 84, 86.

19. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1974. – Т.1. - С. 125, 237.

20. Фридман. Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов – М.: Просвещение, 1991. – С. 89, 92.

21. Щуркова Н.Е. М., 2002. – С. 84, 85.

22. Щуркова Н.Е. Педагогический анализ воспитательного процесса // Классный руководитель, 2006, № 1. – С. 17, 18.

23. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника // Классный руководитель, 2004, № 1. С. 12.

В процедуре проведения педагогической диагностики довольно часто применяются графические методики. Приведем некоторые из них.

Рисунок символического содержания

Методика тематического апперцептивного теста в модификации палочных человечков (пиктограммы) предполагает предъявление сюжетных рисунков: движения палочных человечков многозначны и могут быть интерпретированы по-разному. Испытуемые сообщают в письменном виде, что происходит между героями картинки: дерутся, танцуют, дарят друг другу подарки, кричат, плачут, успокаивают другого, приветствуют. Общий вопрос такой: «Что видите и что представляете, глядя на картинку?»

Представленная иллюстрация вариантов данной методики (см.: Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 41–42) своим назначением имеет выявление этического отношения к другому человеку (рис. 1).

Рис. 1. Пиктограмма для выявления отношения к другому человеку

Прерванный диалог

Детям предлагается представить фрагмент беседы двух людей. Произнесенную одним из партнеров фразу необходимо завершить так, как она могла бы быть завершена по мнению респондента. На приведенных рисунках (см. рис. 2 ) текст отражает одну из реплик, произносимых персонажем. Дети дописывают вторую ответную реплику. Метод прерванного диалога позволяет выявить отношения детей к широкому кругу ценностных объектов окружающей реальности и проверить, сохраняется ли ценностная ориентация при взаимодействии с конкретным предметным миром.

(Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. –

М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 52–62.)

а ) б ) в)

Рис.2 Ситуации выявления отношений в диалоге

Методическое обоснование классного часа

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он может быть включен в школьное расписание, но проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая - его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.
Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей.

Классные часы могут посвящаться:

1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

6. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый; классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20-30 минут, в 9- С 11 классах - более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия воспитанников с классным руководителем зависят не только от возраста учащихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение Могут включаться и школьники. Приобщая учеников к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.

«Я – позиция»

Данная графическая методика может иметь разнообразие в схематическом вычерчивании: рисуется геометрическая фигура и по отношению к ней располагается «Я » респондента. Например, если коллектив обозначить кругом, то позиции «Я » могут иметь варианты, представленные на рис. 3.

Этим же графическим способом можно предложить детям обозначить свое отношение к учебным предметам (определить «Я » по отношению к окружностям с надписями «литература», «география», «математика» и т. д.). Дистанционное расположение выявит учебно-познавательные интересы школьников.

(Кукушин В.С.

Ростов-на-Дону, 2002. – С. 286;

Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. –

М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 44.)

Рис. 3. Варианты обозначения «Я» – позиции

Шкалирование

Этот способ педагогической диагностики тоже можно отнести к графическим методикам. Детям предлагается расположить свое «Я » жирной точкой или крестиком на шкале полюсных величин: самый добрый – самый жестокий, самый веселый – самый грустный, самый смелый – самый трусливый, самый красивый – самый уродливый, самый ответственный – самый легкомысленный и т. п. (рис. 4)

Рис.4. Оформление самодиагностики

Эта методика рекомендуется для работы с детьми старше 12–13 лет, когда у них уже сформировалось представление о самоценности и развилось абстрактное мышление. Педагог подсчитывает количество детей, поставивших точку своего «Я » выше оси, и число тех, кто поставил точку ниже оси. Кроме этого, отмечается количество учащихся, указавших на шкале крайнюю точку верха или низа. В завершении определяется процентное соотношение самооценок в отношении разных качеств.

(Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. –

Ростов-на-Дону, 2002. – С. 285;

Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. –

М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 45.)

«Я – реальный, Я – идеальный»

Школьникам предлагается нарисовать или выразить в каких-то символах себя как реального и как идеального учащегося. Эта графическая методика позволяет диагностировать уровень сформированности умений самопознания и самооценки. Кроме того, она помогает подросткам осознать себя в аспекте учебно-познавательной деятельности, осмыслить создаваемый эталон, а не только предъявить его на эмоциональном уровне.

На рис. приведены примеры результатов применения данной методики в работе со студентами педагогического университета.

Я – реальный воспитатель Я – идеальный воспитатель
а )
б )
в )

Рис. 5. Результаты применения методики «Я – реальный, Я – идеальный» в работе со студентами педагогического университета

(Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога /

Под ред. Ю.М. Забродина. – М., 1994.)

В пространстве моего «Я»

В центре листа испытуемый пишет местоимение «Я». Далее ему предлагается написать вокруг все, что он хочет или что бы ему хотелось из совокупности жизненных ценностей, т. е. то, что приходит на ум. Испытуемый невольно открывает те ценностные предпочтения, которые для него актуальны.

Ассоциативная графическая методика

Данная методика очень близка предыдущей. Предлагается записать в свободном порядке вокруг данного слова (или рисунка, фотографии реального объекта, например, школы) все, что приходит в голову. Время на воспроизведение ассоциаций в связи с конкретным словом (или объектом) строго ограничено, а детей призывают написать как можно больше слов. Применение данной методики позволяет выявить ценностные ориентации ребенка.

Составление характеристики воспитанников .

Характеристика на каждого учащегося составляется классным руководителем по окончанию курса, заверяется директором, заместителем директора по воспитательной работе, классным руководителем и вкладывается в личное дело учащегося.

Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А

Фамилия, имя, отчество учащегося

Дата, месяц и год рождения

Национальность

Ф. И. учащегося обучается в (название учебного заведения) с 1 сентября 2005 года по специальности (указывается название специальности).

1. Отношение учащегося к учёбе и уровень сформированных у него навыков учебно-познавательной деятельности:

¨ состояние успеваемости учащегося: отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная; по каким учебным предметам испытывает затруднения, причины затруднений;

¨ отношение учащегося к учёбе: наличие у него желания учиться лучше; стремление выполнять все требования и рекомендации учителей; сознание общественной и личной значимости учения;

¨ отношение к успехам и неудачам в учении : реакция на неудачи в учёбе (переживание, подъём активности, спад активности, пассивность, равнодушие);

способность учащегося к самооценке способностей, успехов и неудач в учёбе (завышена, занижена, адекватна);

¨ уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленной цели; стремление преодолевать затруднения в учёбе и личном поведении; умение планировать свою учебную деятельность; умение осуществлять самоконтроль в учении; умение работать сосредоточено;

¨ уровень внимание на учебных занятиях: быстро и легко сосредотачивает своё внимание на объяснении преподавателя; редко отвлекается во время уроков; не всегда внимательно слушает объяснения преподавателя; часто отвлекается во время урока, слушает только, если ему интересно; с трудом сосредотачивает своё внимание, мало что усваивает из объяснения преподавателя;

¨ память учащегося: легко заучивает материал; при заучивании может запоминать лишь то, в чём разобрался; при заучивании долго разбирается с материалом, при изложении делает ошибки по форме, но мысли излагает точно; для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает много смысловых ошибок;

¨ мышление учащегося : быстро схватывает суть материала, часто предлагает свои собственные решения; удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, собственных решений не предлагает; плохо усваивает материал;

2. Отношение учащегося к соблюдению режима учебного заведения и правил внутреннего распорядка:

¨ наличие пропусков, опозданий на учебные занятия: имеет неуважительные пропуски занятий; пропускает занятия только по уважительным причинам; не имеет пропусков занятий; часто опаздывает на занятия; иногда опаздывает на занятия; никогда не допускает опозданий на занятия;

3. соблюдение правил внутреннего распорядка учебного заведения: часто нарушает правила внутреннего распорядка учебного заведения и нормы, принятые в обществе; имеет административные взыскания за нарушения правил внутреннего распорядка учебного заведения и норм, принятых в обществе; ответственно относится к соблюдению правил внутреннего распорядка и норм поведения, принятых в обществе;

1. Общественная активность учащегося, его отношение к делу:

¨ наличие у учащегося общественного поручения, его общественная активность: имеет постоянное общественное поручение (какое); активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем; принимает участие в общественных делах, но старается не тратить на это собственного времени; не проявляет активности в общественной жизни, но имеющееся у него постоянное поручение выполняет; постоянного поручения в группе не имеет, но охотно выполняет разовые поручения; редко принимает участие в общественной жизни группы; отказывается участвовать в общественных делах;

¨ ответственность и трудолюбие учащегося: всегда охотно, хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело; чаще всего выполняет порученную ему работу; очень редко выполняет порученное ему дело; никогда не доводит до конца порученного ему дела; старается уклониться от любой работы; всегда уклоняется от выполнения любого дела;

¨ инициативность учащегося: выступает инициатором многих дел, не стремясь получить за это никакого признания; довольно часто является инициатором новых дел; редко проявляет инициативу; никогда не проявляет инициативу;

¨ в качестве кого участвует в мероприятиях: инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует.

¨ организованность: всегда правильно распределяет свою работу; не умеет правильно распределять свою работу во времени;

¨ имеющиеся у него награды за участие в общественной жизни;

¨ на учебную деятельность: увлечённость учащегося каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности; участие в работе предметных кружков; имеющиеся у него награды за достижения в учёбе;

¨ на трудовую деятельность : интерес к получаемой профессии (как этот интерес реализуется);

¨ на художественно-эстетическую деятельность: художественные способности учащегося (как они реализуются); участие в кружках художественной самодеятельности;

¨ на достижение в спорте: отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях за честь группы и учебного заведения; имеющиеся у него награды за спортивные достижения; занятия в спортивных секциях;

¨ другие интересы;

3. Культурный кругозор учащегося:

¨ начитанность учащегося, широта его культурных интересов;

4. Отношение учащегося к окружающим его людям:

¨ степень общительности: всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими; стремится общаться с ограниченным кругом людей; предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха; замкнут, необщителен;

¨ чувство коллективизма, товарищества, отзывчивости: всегда проявляет заботу по отношению к людям, старается любому оказать помощь и поддержку; нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично; равнодушен к заботам другим, по своей инициативе никогда не помогает; может отказать в помощи; никогда не помогает товарищам в работе и в трудные минуты жизни;

¨ справедливость: активно борется с тем, что считает несправедливым; редко выступает против того, что считает несправедливым; не добивается справедливости; равнодушно относится к проявлению несправедливости;

¨ честность, правдивость: всегда правдив по отношению к родителям, преподавателям и товарищам; часто говорит неправду ради собственной выгоды; склонен всегда говорить неправду;

¨ вежливость, тактичность: все его слова и поступки свидетельствуют об уважении к другим людям; почти всегда проявляет уважение к другим людям; часто бывает невежлив и нетактичен; часто бывает резок, груб, затевает ссоры; невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими;

5. Отношение к себе:

¨ Скромность: никогда не выставляет напоказ своих достоинств и заслуг; часто рассказывает товарищам о своих достижениях и достоинствах; часто хвастается ещё не сделанным или тем, к чему имеет мало отношения; часто преувеличивает свои достоинства;

¨ уверенность в себе: все задания выполняет без помощи других; никогда не советуется с другими, даже тогда, когда это следовало бы сделать; обращается за помощью даже тогда, когда мог бы справиться с заданием сам; даже в простых делах нуждается в ободрении и помощи других;

¨ умение рассчитывать свои силы: хорошо оценивает собственные силы, поэтому выбирает те дела, с которыми может справиться; плохо соизмеряет свои силы и трудности полученного дела;

¨ самокритичность: всегда может выслушать справедливую критику, проявляет настойчивость в исправлении недостатков; правильно реагирует на критику, прислушивается к добрым советам; старается не прислушиваться к замечаниям и не учитывает их; отвергает любую критику, отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления;

¨ самоконтроль: всегда хорошо взвешивает свои слова и поступки; не всегда контролирует свои слова и поступки; большей частью поступает необдуманно;

6. Волевые качества личности:

¨ смелость: всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его; в большинстве случаев отступает перед силой; всегда отступает перед силой, трусит;

¨ решительность: всегда без колебаний, самостоятельно принимает ответственные решения; иногда колеблется перед ответственным решением; не в состоянии самостоятельно принять какие-либо ответственные решения;

¨ настойчивость: всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями; доводит до конца задуманное, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий; очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями; столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное;

7. Эмоциональная реактивность, уравновешенность:

¨ эмоциональная реактивность: живо реагирует на любые события, постоянно оживлён, во всё вмешивается; в меру оживлён; редко, что может взволновать его глубоко; редко проявляет эмоциональную реакцию на события; эмоциональная реакция практически отсутствует; практически всегда апатичен во всех сферах жизни группы и учебного заведения;

¨ эмоциональная уравновешенность: всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек; эмоционально уравновешен; повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям; вспыльчив даже по самому незначительному поводу;

¨ самообладание: всегда умеет подавить нежелательные эмоции; порой не справляется со своими эмоциями; плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности;

8. Положение учащегося в коллективе:

¨ стремление к успеху: всегда и во всём стремится быть первым, настойчиво этого добивается; стремится добиться успеха в чём-либо одном; довольствуется положением "середняка"; никогда не стремится к первенству, получает удовлетворение от самой деятельности;

¨ авторитет в группе: пользуется безусловным авторитетом практически среди всех сокурсников; его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела; пользуется авторитетом среди большинства сокурсников; пользуется авторитетом только у некоторых сокурсников; авторитетом среди сокурсников не пользуется;

¨ симпатия: является любимцем группы, ему прощают отдельные недостатки; учащиеся группы относятся к нему с симпатией; пользуется симпатией у отдельных сокурсников; в группе его не любят;

9. Состояние здоровья, физическая закалка:

¨ часто ли болеет учащийся, имеются ли у него хронические заболевания (какие);

¨ особенности функционирования нервной системы: стабилен в проявлении настроения; частая смена настроения без видимой причины; быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

Не зависимо от того, по какой структуре будет написана характеристика, важно помнить, что классный руководитель несёт ответственность за свою позицию. Поэтому при написании характеристики очень важно уметь правильно выбрать меру в выражении своих эмоций. Характеристика должны быть написаны с позиций уважения к личности учащегося, понимания ответственности за его судьбу.

Практика общения на уроке, вне занятий, в трудовых делах, знание семейных отношений, друзей позволяет классному руководителю определить тип характера, потенциальные способности, познавательные интересы и прогнозировать мотивы поведения в тех или иных ситуациях.

Особое внимание следует уделить эмоционально-волевой характеристике личности. Это переживания, связанные с учебой, адаптацией в коллективе. Внешнее проявление эмоций (чувств) в поведении, жестах, мимике, настроении.

К волевым качествам относятся целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость, дисциплинированность. Развитие волевых качеств приводит к формированию деловых качеств личности, что особенно важно в современных условиях развития российского общества: предпринимательство на всех уровнях жизни, возможность занять свое место в обществе.

Изучение коллектива и индивидуумов можно условно разделить на несколько этапов педагогического и психологического исследования: индивидуальные беседы, эксперимент (анкетирование, тестирование), психологический и педагогический анализ.

Завершающим этапом исследования является составление характеристики. Индивидуальная характеристика учащегося включает следующее:

1. Сведения об учащемся.

2. Уровень отношения к учебе.

3. Характеристика качеств личности.

4. Характеристика темперамента.

Характеристика типов темперамента

1. С а н г в и н и с т и ч е с к и й т е м п е р а м е н т

живой, любознательный, подвижный (без резких, порывистых движений);

веселый, жизнерадостный;

эмоционально неустойчивый, легко поддается чувствам, но они не сильные и не глубокие;

быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи;

легко входит в контакт, общителен, доброжелателен, приветлив;

если учебный материал интересен, доступен, то вызывает интерес, быстро запоминает, легко переключает внимание; если не интересен, то сангвиник отвлекается, плохо усваивает новое.

2. Ф л е г м а т и ч е с к и й т е м п е р а м е н т

медлителен, нетороплив, спокоен;

в деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство;

склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен;

как правило, доводит начатое до конца;

в отношениях с людьми ровный, спокойный, в меру общительный, настроение устойчивое;

уклоняется от ссор, не теряет самообладания при неудачах;

легко может сформировать такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость;

при неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические черты, как вялость, инертность, пассивность, лень, безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.

3. Х о л е р и ч е с к и й т е м п е р а м е н т

быстрота (лихорадочность) движений и действий, порывистость, возбудимость;

неуравновешенность: с увлечением, страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом, но если работа однообразная и требует усидчивости и терпения, то настроение падает, подъем исчезает;

в отношениях с людьми допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, иногда создает конфликтные ситуации в коллективе.

4. М е л а н х о л и ч е с к и й т е м п е р а м е н т

психологические процессы замедлены, с трудом реагирует на сильное раздражение;

длительное и сильное напряжение вызывает замедленную деятельность, а затем и прекращение ее;

быстро утомляется;

в привычной, спокойной обстановке работает продуктивно;

эмоции возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью;

легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания проявляются слабо;

склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущается;

на основе этого типа может развиться болезненная ранимость, подавляемость, мрачность, скрытность, пессимизм;

уклоняется от общественной деятельности;

при благоприятных условиях может добиться больших успехов в искусстве, музыке, живописи, поэзии и др.;

отличается мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью.

Уровень отношения к учебе

Высокий уровень ответственного отношения к учебе.

Учится в полную меру своих сил, способностей, старательный, требовательный к себе, слово не расходится с делом, доводит начатую работу до логического завершения.

Личные успехи в учении рассматривает в единстве с общественными интересами, как дело коллектива группы, учебного заведения в целом. Настойчив в достижении цели.

Значимы не только познавательные, но и нравственные мотивы долга и ответственности в учении.

Целеустремленный. Обладает самостоятельностью в принятии решений, в действиях.

Б л и з к и й к в ы с о к о м у уровень ответственного отношения к учебе.

Характерно преобладание проявлений ответственного отношения к учению, но суждения о долге и ответственности не всегда подкрепляются требовательностью к качеству и результатам своего труда.

Иногда активен по престижным мотивам. Из-за этого в коллективной учебной деятельности создается напряженная обстановка.

Ответственность перед родителями выше, чем перед коллективом.

С р е д н и й у р о в е н ь ответственного отношения к учению.

Характерно незначительное преобладание положительных проявлений ответственного отношения к учению.

Имеет множество отклонений от нормы: ситуативный характер ответственности, инертный, имеет рассеянное внимание, отвлечения, связанные с внеучебными занятиями, леность.

Активность проявляется в условиях коллективной работы.

Н и з к и й у р о в е н ь ответственного отношения к учению

Характерно преобладание отрицательных проявлений к учению по всем предметам.

Не рассматривает учебу как обязанность перед обществом, а считает сугубо личным делом.

Пассивен на уроках, не имеет деловых контактов в учебе со своими одноклассниками.

Не выполняет «Единые педагогические требования» на уроках, с готовностью поддерживает нарушителей порядка и дисциплины. Ведет себя вызывающе, грубит и т. д. Не умеет (или не хочет) работать ни индивидуально, ни коллективно.

Характеристика качеств личности

И н и ц и а т и в а

Ищет дополнительные занятия, очень искренний, находчивый, смекалистый при выполнении заданий. Выполняет необходимый объем работ без указаний или безынициативный, ждет напоминаний, указаний.

О т н о ш е н и е к д р у г и м

Позитивное, дружелюбное отношение к товарищам по учебе, преподавателям, работникам учебного заведения. Иногда с ним трудно работать, общаться. Сварливый, некоммуникативный. Не терпит вмешательства в свои дела, не прислушивается к мнению других.

Л и д е р с т в о

Сильный, внушает уверенность и доверие. Умело отдает эффективные распоряжения. Ведущий или ведомый. Пользуется уважением в классе и у преподавателей. Надежный в делах. Независимый, искренний. Целесообразный в действиях. Любит власть, стремится к власти, болезненно воспринимает, когда указывают, что делать и как делать. Если не удается стать лидером, может стать бунтарем, агрессивным. Нерешительный, малодушный.

О т в е т с т в е н н о с т ь

Добросовестно и в срок выполняет поручения. Соглашается с поручениями. Неохотно соглашается с поручениями. Уклоняется от любых поручений.

О р г а н и з а т о р с к и е с п о с о б н о с т и

Очень способный в убеждении людей и выстраивании фактов в логическом порядке. Способный организатор или средние организаторские способности, или плохой организатор.

Р е ш и т е л ь н о с т ь

Быстрый и точный. Основательный и осторожный, осмотрительный. Быстрый, но часто делает ошибки, сомневающийся и боязливый.

У п о р с т в о

Целеустремленный, его нелегко обескуражить трудностями. Предпринимает постоянные усилия. Добивается цели любыми средствами. Средний уровень упорства и решимости. Низкий уровень упорства и решимости.

О п т и м и с т – п е с с и м и с т

Оптимистом человек может быть от рождения или стать им. Оптимизм может перейти в необузданное легкомыслие. Здоровый юмор, самоирония. Реалист. Пессимист не видит окружающих его проблем. Подвержен депрессии и нужна помощь для выхода из нее.

Н е р е ш и т е л ь н ы й

Взвешивает все «за» и «против» в любой жизненной ситуации. Если удается переложить принятие решения на плечи другого, вздыхает с огромным облегчением. Часто принимает половинчатые решения. На собраниях предпочитает молчать, чаще из-за трусости. На человека нерешительного трудно положиться, он может в любой момент подвести.

Характеристика ученика

Примерная структура характеристики учащегося общеобразовательной школы может иметь следующие составляющие:

1. Развитие (интеллектуальное, физическое, нравственное).

2. Учение (способности и возможности, прилежание, результаты).

3. Интересы (направленность интересов, глубина, постоянство,
перспективность).

4. Отношения с товарищами и учителями.

5. Волевые черты характера: решительность, смелость, активность, инициативность.

6. Организованность (самоконтроль, выдержанность, самообладание, самокритичность, дисциплинированность).

7. Особенности памяти, речь, эмоции.

8. Успеваемость, интеллектуальное развитие (любимые предметы и нелюбимые предметы).

9. Круг чтения.

10. Отношение к труду (учебному, физическому, общественно-полезному, по самообслуживанию).

11. Взаимоотношения в группе, коллективе, положение в коллективе.

12. Отношение к родителям, учителям, сверстникам.

13. Отношение к себе: самокритичное, завышенная самооценка.

14. Участие в жизни класса, школы.

15. Занятия в свободное время и сведения о том, с кем преимущественно общается школьник.

16. Наиболее типичные проявления недисциплинированности.

Вне зависимости от того, по какому плану будет написана характеристика, важно помнить о недопустимости «навешивания ярлыков», об ответственности за свою позицию. Важно умение классного руководителя правильно выбрать меру в выражении своих эмоций.

Желательно побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе, кроме того, если позволяют обстоятельства, выяснить мнение одноклассников.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Н.Е. Щуркова
Рубрика (тематическая категория) Технологии

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991.

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

Баланюк Г.И. О педагогической технике // Советская педагогика. М., 1965, №1.

Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Бухвалова Э.О. О требованиях к речи педагога // Народное образование. 1982, №1.

Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.

Голубовский Б. Пластика в искусстве актера. М., 1986.

Гордин В.Ю., Коротов В.М., Лихачев Б. Т. Методика педагогического воздействия. М., 1967.

Добрович А.Б, Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980.

Ежелœенко В.Б. Новая педагогика. С-Пб., 1999.

Ершов П.М. Технология актерского искусства. Соч., Т.Г. М., 1992.

Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М.,1978.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982. История педагогической технологии. Сб. науч. тр.
Размещено на реф.рф
Ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин. М., 1992.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1976.

Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.

Краткий справочник по педагогической технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М. 1998.

Львова. Ю.Л. Некоторые аспекты педагогической техники учителя в наследии А.С. Макаренко // Советская педагогика. 1981, №3.

Мироненко В.В. История и состояние проблемы психологии выразительных движений // Вопросы Психологии, 1975, №3.

Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972. Немировский А. Пластическая выразительность актера. М., 1988. Николаев В. Не повышать голоса // Народное образование. 1989, №1.

Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

Основы педагогического мастерства / Под. ред. И.Я. Зязюна. Киев, 1996.

Павлова Е.П. Классное руководство: как воспитать счастливого. М, 2001.

Педагогика и психология игры // Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1985.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова. М., 1998. С.104-105.

Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.,1996.

Потанина Л.Т. Символика поведения. М., 2001.

Рагозина Л.Д., Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта школьника. М., 2002.

Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.

Розенштейн М. Театральное искусство в педагогической практике // Путь просвещения. 1924, № И, 12.

Соловейчик С. Ату и буки // Новый мир.
Размещено на реф.рф
1985, №3.

Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.

Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.,2000.

Щуркова Н.Е. и др.
Размещено на реф.рф
Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. М., 2001.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.

Введение.............................................................................................................................................................. 2

Раздел 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА............... 5

Глава 1. Предмет педагогической технологии...................................................................................... 5

Глава 2. Понятийный аппарат педагогической технологии.......................................................... 10

Глава 3. Функционально-операционная выработка содержания педагогической технологии.............................................................................................................................................................................. 16

Глава 4. Принципы воспитания в педагогической технологии и собственно технологические принципы.......................................................................................................................................................... 20

Глава 5. Технологическая карта воспитания...................................................................................... 26

Раздел 2. СТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ............. 31

Глава 6. Педагогическое общение........................................................................................................... 31

Глава 7. Педагогическое требование в контексте культуры.......................................................... 42

Глава 8. Профессиональная работа педагога с группой.................................................................. 52

Глава 9. Профессионально-педагогическое ораторское искусство (Информативно-речевое воздействие педагога).................................................................................................................................. 62

Глава 10. Ситуация ʼʼосложненного поведенияʼʼ детей и профессиональное педагогическое ее разрешение....................................................................................................................................................... 66

Глава 11. Наблюдение за детьми как способ диагностирования их социально-психологического развития....................................................................................................................... 70

Глава 12. Роль психофизического аппарата педагога в его профессиональной деятельности.............................................................................................................................................................................. 72

Раздел 3. ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ......................... 80

Глава 13. Профессиональная студия в педвузе................................................................................... 80

Глава 14. Профессиональные. Мастерские в школе......................................................................... 84

Глава 15. Индивидуальная работа педагога по овладению педагогической технологией. 87

Раздел 4. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................................................................................................................... 92

Групповое дело

Организация группового дела считается одной из самых эффективных форм работы учителя с учащимися. Групповая деятельность подразумевает, прежде всего, дело коллектива, состоящего из детей и действующего под руководством педагога.

Всестороннее развитие личности можно с успехом осуществлять только в коллективе и через коллектив, что считается одной из главнейших закономерностей воспитания. Осмысливая значимость данной закономерности, следует иметь в виду два аспекта. Первый из них состоит в том, что актуальной целью воспитания считается развитие личности в духе коллективизма, формирования у нее товарищеских качеств. Предписанная задача быть может достигнута лишь при условии, что ребенок будет воспитываться в здоровом в общественном и духовном отношениях коллективе. Второй аспект связан с тем, что воспитание не может быть ограничено только индивидуальным воздействием преподавателя на каждого ученика. Оно непременно должно подкрепляться многоплановым воздействием коллектива, который не только обеспечивает свободу и безопасность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и художественно-эстетических взаимоотношений. В следствии этого в ходе педагогической работы нужно формировать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для многопланового становления личности. Без такового коллектива сложно рассчитывать на высокие положительные результаты и эффективность воспитания.

Формы групповой деятельности отличаются от других форм воспитательной работы характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе групповой деятельности педагог также ставит задачи перед учащимися, но делает это аккуратно, ненавязчиво. Дети вроде бы сами определяют их и совместно со взрослыми и под их управлением создают что-то собственное, используя при этом ранее усвоенные знания и умения, а также приобретая новые.

Основу группового дело составляет совместная работа всех членов коллектива – старших и младших, педагогов и воспитанников.

Они вместе намечают, готовят, проводят и оценивают работу, применяя свои знания, умения и навыки на общую пользу. На любой стадии группового дела члены коллектива ведут поиск наилучших путей, методов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.

Воспитательная задача любого группового дела – это формирование стойких положительных отношений человека к себе и к окружающим.

Концепция Н. Е. Щурковой

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского института открытого образования Надежда Егоровна Щуркова разработала собственную воспитательную методику, главной целью которой является воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека. В основу методики положены такие критерии, как Доброта, Истина, Красота.

Фундаментом воспитания согласно методики являются: педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры, педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как освоение и усвоение мира подрастающим ребенком, определение содержания воспитательного процесса как системы взаимоотношений к ценностям добродетельной жизни достойного человека, а знаний и умений - как средств жизненных ценностных взаимоотношений человека к миру.

Н. Е. Щуркова предлагает систему творческих заданий через разные формы воспитательной работы, направленной на становление «личности, способной быть стратегом личной жизни, обладающей духовной культурой». Во многих школах педагоги ограничивают свою миссию передачей знаний, игнорируя процесс воспитания, а это дает негативные последствия – хамство, анархизм в школьном режиме и чертах поведения детей, озлобленность, эгоизм. В целях духовного роста детей автор предлагает разработки всевозможных форм групповой деятельности в системе внеклассных воспитательных мероприятий, приобретающих характер духовной работы.

Определение

Под воспитательным мероприятием профессор понимает групповое коллективное дело, направляемое воспитателем в целях решения задач по становлению личности Как учитель общеобразовательных предметов, так и классный руководитель обязаны готовить ребят к взрослой жизни, содействовать процессу их успешной социализации.

На это ориентированы и творческие задания, созданные Н. Е. Щурковой. И хотя автор представляет их проведение в контексте воспитательной системы школы, но почти все задания можно использовать и в работе социального педагога, и психолога, и воспитателя в различных детских центрах.

Специфика методики Н.Е. Щурковой

Н. Е. Щуркова предлагает для сплочения классного коллектива проведение таких форм групповой деятельности с детьми, которые были бы методически интересны, не требовали большой подготовки, но при этом позволяли бы гораздо лучше узнать одноклассников. Она сама придумала 30 форм групповой деятельности, которые представлены в книге «Собрание пестрых дел», выпущенной издательством «Новая школа» в 1994 году. Это своего рода методический материал, помогающий учителю проводить разнородные уроки и классные дела в течение всего учебного года.

Групповые дела могут помочь детям развивать интерес к окружающим людям. Увлекательное мероприятие, участниками которого являются воспитанники, обладает огромной силой влияния: в первую очередь, позволяет создать мощное психологическое поле, оказавшись в котором ребенок каждый раз приобретает опыт чувственных переживаний; во-вторых, мероприятие акцентирует внимание детей на общественном значении происходящего и содеянного. Кроме того, укрепляются дружественные связи, развивается общение, возникает чувство взаимной ответственности и поддержки.

Почти все из предложенных форм групповой работы имеют игровую основу либо напрямую считаются игрой. Необходимость в игре никогда не исчезает у человека, а для ребенка она еще и имеет значение его физического и духовного становления, подготовки к различным сферам жизни.

Технологическую цепочку любого группового воспитательного дела можно представить через следующие этапы: предварительный (планирование и организация дела, развитие интереса к нему, подготовка первостепенных материалов), психологический настрой (приветствие, вступительное слово), содержательная (основная) деятельность, завершение, проекция на будущее.

Занятия, базирующиеся на методике Н. Е. Щурковой предусматривают, что школьник сообща с воспитателем познаёт мир, взаимодействует с ним, старается его полюбить. И, вступая во взаимодействие с данным все более познаваемым и осмысливаемым миром, школьник все более приобретает способность настолько же осмысленно и сознательно выстраивать собственную жизнь в согласии (либо противоречии) с данным миром.

Работа учителя трудна и многогранна, но игровая методика делает ее интересной и увлекательной как для учителя, так и для ученика. Методика организации и проведения групповых дел по Н.Е. Щурковой, а также разнообразные игровые формы сегодня обширно практикуются в школах и воспитательных центрах.


Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книгах:

«Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника»,

«Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»,

«Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии»,

«Программа воспитания школьника», «Классное руководство: теория, методика, технология».


Формирование образа жизни, достойной Человека

Образ жизни - это не только решающий социально-психологический, но и бытийный компонент становления личности.

На самом деле, «образ жизни, достойной Человека» - это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами - стремлением к истине, добру и красоте.


Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.


Принципы

  • принцип ориентации на социально-ценностные отношения.
  • принцип субъектности.
  • принцип принятия ребенка как данности.

Принцип ориентации на социально-ценностные отношения

Принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры.


Цель и принципы воспитания.

По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.


Принцип субъектности

Принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни.


Принцип принятия ребенка как данности

Принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности , истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.


Основу воспитательного процесса составляют такие направления как:

  • Философическое;
  • Диалогическое;
  • Этическое воспитание.

Философическое воспитание

Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».

Философическое воспитание как раз и предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого.


Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе - предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении».

Третье - находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.


пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания

Четвертое - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте.

Пятое - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.


Диалогическое воспитание

Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.

Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, хотя стремление к диалогу - родовое, природное качество человека.

Инициировать диалоги, вести их, поддерживать, делать естественными и необходимыми умеет учитель-профессионал.


Этическое воспитание

При осуществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика» , до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.



Этический характер воспитанию придают взаимоощущение и взаимодействие , выражающиеся в том, что педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность.


В процессе этического воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного - всего два:

нельзя посягать на другого и нельзя не работать.


основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников

  • 1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.
  • 2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми
  • 3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, - не означает плохой.

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение. Мысль Н.Е. Щурковой такова: способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.


Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;

2) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;

3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: