Здоровье сберегающие технологии детей дошкольного возраста. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Детский сад «Буратино» с. Ясная Поляна – детского сада «Солнышко» Кузнецк с. Пионер.

Статья об опыте работы на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни». (глава 4, статья 41) Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьёзных психологических и физических заболеваний, в то время как порядка 40% страдают хроническими заболеваниями практически с самого рождения, а 50% имеют нарушения в физическом развитии. Неутешительная статистика, правда? И это только официальные данные. В реальности же дела могут обстоять гораздо хуже.

Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введение ФГОС дошкольного образования. Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Как помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье, как построить воспитательно-образовательный процесс в детском саду без ущерба для здоровья детей?

Одной из главных задач любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровье детей. И каждый детский сад решает эту задачу по-своему.

Сегодня, как никогда остро ставиться вопрос «Как построить воспитательно- образовательный процесс таким образом, чтобы не навредить, а сохранить здоровье детей?»

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Так что же такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?

Здоровьесберегающие технологии — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

— обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
— сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
— научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. технологии обучения ЗОЖ;
3. коррекционные технологии.

Рассмотрим каждый из этих видов

Технологии сохранения и стимулирования здоровья способы и приемы направленные на сохранения и укрепления здоровья детей в момент занятия. Моя задача как воспитателя заключается в том, чтобы при подготовке к занятию продумывать не только познавательный материал, но и думаю, как построить занятие, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих детей.

Главным условием успешной организации образовательной деятельности является обеспечение двигательной активности. Для этого во время занятия провожу Динамические паузы 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия. Ни для кого не является секретом, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений производимых ребенком за день, ниже возрастной норы. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Поэтомуподвижные и спортивные игры провожу ежедневно на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую для работы спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Неотъемлемым компонентом любого познавательного занятия является пальчиковая гимнастика, которую провожу индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Также пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Для снятия зрительного напряжения использую гимнастику для глаз,провожу в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения использую наглядный материал.

Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом

Ежедневно после дневного сна в течении 5-10 мин провожу бодрящую гимнастику. В её комплекс входят упражнения на кроватях на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.

Логоритмическиеупражнения.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится с музыкальным сопровождением, ежедневно 6-8 мин.. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Серия занятий «Азбука здоровья». Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого я провожу занятия, беседы, игровые упражнения, индивидуальную работу по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза — орган зрения», и т. д.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Активный отдых

При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

Коррекционные технологии:

В НОД использую артикуляционную гимнастику, провожу упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.

Особое место уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Для родителей, в информационном поле группы, размещены консультации: «Единство и преемственность в вопросах воспитания здорового ребенка», «Хорошо быть здоровым», «Профилактика гриппа и ОРВИ, «Гимнастика маленьких волшебников» и т. д. Системная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс, в содружестве с инструктором ФИЗО, родителями детей, позволяет нам создать максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья наших воспитанников. Поскольку дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, использую разнообразные формы работы: педагогические беседы на родительских собраниях; мастер-классы; консультации; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование, также родители принимают активное участие во всех конкурсах, которые проходят на базе детского сада или района. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках и на сайте детского сада.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

В заключении в своей статьи хочу сказать, что здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – лишь малая часть всей оздоровительной работы нашего детского сада. Эта система подвижна, она пополняется, совершенствуется новыми формами и технологиями. И достичь успеха в этом деле можно только при тесном контакте участников воспитательно- образовательного процесса.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!

Список литературы

1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
3.Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
4.Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
5.Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”

LX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2016 г.)

Выходные данные сборника:

«Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: сборник статей по материалам LX международной научно-практической конференции. (18 января 2016 г.)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обухова Светлана Сергеевна

воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 111»,

РФ, г. Нижний Новгород

ZDOROVYEZBEREGAYUSHCHY TECHNOLOGIES IN WORK WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Svetlana Obukhova

educator, Municipal budget preschool educational institution “Kindergarten № 111”,

Russia, Nizhny Novgorod

АННОТАЦИЯ

В данной статье отражается актуальность использования Здоровьесберегающие технологий в работе с детьми дошкольного возраста, а также основные направления по здоровьесбережению. Отмечается важность организации работы с родителями в данном направлении. В статье представлен конспект родительского собрания, целью которого является просвещение родителей (законных представителей) в вопросе сохранения и укрепления здоровья ребенка.

ABSTRAKT

In this article relevance of use of health saving technologies is reflected in work with children of preschool age, and also the main directions on a health-saving. Importance of the organization of work with parents in this direction is noted. The abstract of PTA meeting which purpose is education of parents (lawful representatives) in a question of preservation and promotion of health of the child is presented in article.

Ключевые слова: здоровье; здоровьесбережение; работа с родителями.

Keywords: health; health-saving; work with parents.

Забота о воспитании здорового ребенка является – это одна из главных задач в работе с детьми. Для здорового ребенка характерна высокая сопротивляемость организма к вредным факторам среды, устойчивость к утомлению, а также успешная социальная и физиологическая адаптация к окружающей действительности.

Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС). Как говорится в Концепции дошкольного воспитания: «Актуальной задачей физического воспитания, является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».

Таким образом, одной из приоритетных задач дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Поэтому проблема здоровьесбережения детей стала не только медицинской, но и педагогической. Полноценное и качественное дошкольное образование возможно только при наличии здоровьесберегающих и специально созданных условиях в ДОО.

В настоящее время в научно-методической литературе можно найти более трехсот трактовок понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Именно в дошкольном возрасте происходит закладка фундамента здоровья ребенка, отмечается его интенсивное развитие и рост, непрерывное становление функциональных систем организма, а также формируются основные знания, умения и навыки, закладываются привычки здорового образа жизни.

В настоящее время отмечается положительная тенденция к ухудшению здоровья детей дошкольного возраста, возрастает количество детей с речевыми и психическими нарушениями. Данная ситуация требует поиск средств, которые помогут изменить сложившуюся ситуацию. В связи с тем, что медицинский персонал уже не в состоянии самостоятельно справиться с данной проблемой, в обществе возникла потребность в создании системы формирования осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Большая роль в этой системе отводится педагогическим работникам, которым необходимо заложить у дошкольников основы культуры здоровья с помощью здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающей технологии – формирование у дошкольника позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у детей потребности в здоровом образе жизни. Вооружив его знаниями, умениями, необходимые для ведения здорового образа жизни, снижения заболеваемости и воспитав у него культуру здоровья.

В соответствии с этим выделяются три основные задачи:

  1. Образовательная – включает в себя формирование навыков гигиены, основных движений, соблюдение режима, активности и отдыхе, безопасности, правильной осанке; представление о своем организме, здоровье;
  2. Оздоровительная – подразумевает решение вопросов развития и укрепление костной, мышечной, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов дошкольников, развитие движений, а также закаливание.
  3. Воспитательная – формирование нравственно-физических навыков; стимулировать у детей привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно-гигиенических навыков.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, могут выступать формы организации физической активности детей:

  • оздоровительная гимнастика;
  • игры – релаксации;
  • разные виды массажа;
  • элементы упражнений йоги;
  • привитие детям гигиенических навыков;
  • физкультминутки во время занятий;
  • простейшие навыки оказания медицинской помощи;
  • специально организованные занятия оздоровительной физкультуры;
  • упражнения для глаз.

Важное значение в процессе формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста имеет грамотно организованная развивающая среда. Предметно-пространственная среда предполагает:

  • наличие материала для профилактики плоскостопия (шишки, палочки, ленточки и др.) и нарушения осанки;
  • нестандартное оборудование: коврики для здоровья, косички, дорожки – следочки, ребристые дорожки.

Согласно СанПинам физкультурная образовательная деятельность проводится 2 раза в спортивном зале и 1 раз на воздухе.

Дополнительно используются методы закаливания:

  • обучение детей обширному умыванию прохладной водой: мытье рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи;
  • организация сквозного проветривания групповой комнаты и спальни в соответствии с графиком;
  • пребывание детей в облегченной одежде при температуре воздуха не ниже 18–20 градусов;
  • использование метода контрастного обтирания ног (летом);
  • проведение дыхательной гимнастики после сна;
  • в период вспышки ОРВИ и гриппа обязательно наличие фитонцидов в групповых помещениях и раздевальных комнатах.

Разработанная система оздоровления и приобщения детей к здоровому образу жизни дает возможность сформировать навыки здорового образа жизни, правильное физическое развитие детского организма. Повышение его сопротивляемости инфекциям, сформировать гигиеническую культуру, улучшить показатели физической подготовленности к школе.

Необходимо отметить, что одним из направлений работы по формированию здоровьесберегающей компетентности является взаимодействие с семьями воспитанников. Можно использовать следующие формы организации работы с семьей:

  • консультации;
  • индивидуальные беседы;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • родительские собрания;
  • распространение буклетов;
  • выставки.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повысила результативность воспитательн-образовательного процесса, сформировала у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Как пример работы с родителями родительское собрание на тему «Здоровье ребенка».

Цель: сотрудничество детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.

  1. Познакомить родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы воспитателей группы и педагогического коллектива детского сада по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
  2. Дать рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребенка и воспитания привычки к здоровому образу жизни.

Предварительная работа:

  1. Анкетирование родителей «Как вы укрепляете здоровье семьи?»
  2. Оформление группы иллюстрациями о спорте, спортивные атрибуты.

План собрания:

  1. Вступление.
  2. Игра с родителями, «Какого человека можно назвать здоровым?».
  3. Анкетирование «Почему болеет мой ребенок».
  4. Знакомство родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы.
  5. Анализ предварительного анкетирования родителей «Как вы заботитесь о здоровье вашей семьи?».
  6. Практикум: обучение родителей закаливающей гимнастики, пальчиковым играм, приемам самомассажа. Консультация по закаливанию (медсестра).
  7. «Что сделаем, чтобы ребенок был здоров?».
  8. Рефлексия: «Волшебный цветок».
  9. Принятие решения собрания.

Ход собрания:

  1. Здравствуйте. Нам очень приятно, что вы нашли время придти на наше собрание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная система, костно-мышечная система, совершенствуется основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Разумно организованный режим, выполнение необходимых правил гигиены, достаточная двигательная активность все это благотворно влияет на самочувствие ребенка, создает у него устойчивое эмоционально-положительное состояние, радостное настроение.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами сегодня выясним.

  1. Игра «Какого человека можно назвать здоровым?» Предлагаю родителям встать в круг. Воспитатель бросает мяч, родитель ловит мяч и отвечает на поставленный вопрос.
  2. Блиц-опрос. Воспитатель предлагает родителям ответить на вопрос: «Почему болеет мой ребенок?».

К вашим ответам мы вернемся в конце встречи.

  1. А теперь мы расскажем вам, чем занимаются дети в детском саду, чтобы быть здоровыми.
  • контрастные воздушные ванны;
  • ходьба босиком;
  • ходьба по массажным дорожкам;
  • игры, спортивные упражнения, забавы, хороводы;
  • гимнастики (утренняя, дыхательная, для глаз, для развития мелкой моторики);
  • досуги, развлечения;
  • физкультурные занятия.
  1. Для того чтобы дети были здоровыми, мероприятия по охране и укреплению здоровья, участвуют и другие педагоги, и медики.
  • проводятся медицинские мероприятия (прививки, прием витаминов и т. д.);
  • организуют закаливание «по показаниям» и «щадящий режим»;
  • обследование логопедом детей;
  • проводят профилактические мероприятия (влажная уборка, соблюдение режима дня, проветривание, кварцевание;
  • в группах есть зоны отдыха;
  • оборудованы физкультурные уголки.

А теперь ответим на вопрос: «Почему болеют наши дети?»

Анализ анкет показал, что в выходные дни не проводится утренняя гимнастика, нет дневного сна. Не выполняется режим дня.

  1. Практикум.

Инструктор по физической культуре показывает закаливающую гимнастику.

Логопед показывает пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику.

Консультация по закаливанию-медсестра.

  1. А теперь порассуждаем над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы мой ребенок не болел?». Ответы родителей.
  2. Рефлексия:

Подходит к концу наша встреча. А теперь мы предлагаем взять по листочку, красному, желтому или зеленому и приклеить его на наш цветок здоровья.

Зеленый лист – разговор был полезен. Я всегда буду выполнять все требования и условия для здоровья моего ребенка.

Желтый лист – я буду все выполнять.

Красный лист – нового я не узнал. Как делал раньше, так и буду делать дальше.

На нашем цветке много зеленых листьев, а значит, что мы принимаем решение: …

Примерное решение родительского собрания:

  • обеспечение сотрудничества между детским садом и семьей.
  • проводить закаливание, рекомендованные в ДОУ.
  • организовать дома правильный режим дня и питания.
  • создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в движении.

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000. – Т. 7, № 2. – С. 21–28.
  2. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
  3. Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003.

Воспитатель: Левкина Т.А.

Здоровье – одно из главных ценностей в жизни.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психологического здоровья ребенка.

Поэтому, в работе с детьми следует применять здоровьесберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерб здоровью детей.

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • Технологии обучения здоровому образу жизни;
  • Коррекционные технологии.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте используются следующие методы и приемы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду рекомендуется проводить динамические паузы – это физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Систематическое использование динамических пауз приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

Ежедневно включать подвижные и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой сос средней степенью подвижности, что способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности.

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы используются тренажеры.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

С целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья проводиться массаж и самомассаж (сеансами, либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы) . В преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды, как профилактика простудных заболеваний рекомендуется точечный массаж (упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие) .

Ежедневно с детьми проводить утреннюю гимнастику; гимнастику после сна (в её комплекс входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание) ; оздоровительную гимнастику босиком под музыку (главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола) .

Один раз в неделю проводить игровые занятия по теме: «Здоровье» , где у дошкольников формируются представления о здоровом образе жизни. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своем здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.

По технологии обучения здоровому образу жизни используются так же физкультурные занятия (регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета) ; спортивные развлечения, праздники; день здоровья; СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра) .

При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умение двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

3. Коррекционные технологии

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) , необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

«Музыкотерапия» применяется для укрепления здоровья детей. Мелодии можно использовать на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время игровой деятельности.

Релаксация – это один из приемов музыкотерапии, используется для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя детей. Музыка, сопровождающая движения, создает бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка. В группе рекомендуется приобрести картотеку музыки разного характера.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, имеет психологический, терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

На занятиях по сказкотерапии дети учатся составлять словесные образы. Вспоминая старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становиться интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Коррекция поведения реализуется через сюжетно-ролевые игры.

Например, изучать правила поведения в стихотворной форме, по красочным иллюстрациям, можно из печатного издания «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской Елены Николаевны. Данное пособие сочетает приятное с полезным: это и урок поведения и игра. Для оздоровления детей в группе рекомендуется оборудовать «Уголок здоровья» , оснащенный как традиционными пособиями, так и нетрадиционным оборудованием:

  • «Сухой аквариум» (способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса) ;
  • Коврики (для массажа стопы ног и развития координации движений) ;
  • Салфетки, трубочки, вертушки (для развития речевого дыхания и увеличения объема легких) ;
  • Массажеры, шарики (для развития мелкой моторики – общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма) ;
  • Губки, бумага (для снятия стресса) ;
  • Книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы (для проявления интереса к своему здоровью) .

В процессе организации здоровьесберегающего пространства ДОУ следует использовать разнообразные формы работы: открытые нод-занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями – общие и групповые родительские собрания; консультации; нод-занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; папки-передвижки, участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; анкетирование, совместное создание предметно-развивающей среды.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня с участием родителей, медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Управление образования г. Пензы

Филиал муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад №5 г. Пензы

Консультация для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»

Воспитатель:

Левкина Т.А.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

Здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка

Заключение

Используемые материалы

Введение

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровье - это состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и др.).

Основные составляющие этой системы:

Организация рационального двигательного режима учащихся.

Непрерывное мониторирование состояния здоровья учащихся и своевременная коррекция возникающих отклонений.

Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.

Использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

По характеру деятельности выделяют частные (узкоспециализированные) здоровьесберегающие технологии и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиеническая деятельность), образовательные (информационно-обучающие и воспитательные), социальные (технологии здорового и безопасного образа жизни, профилактитки и коррекции девиантного поведения) и психологические (технологии профилактики и психокоррекции психологических отклонений личностного и интеллектуального характера). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технология комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, что в наше время является особенно актуальной задачей. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от состояния здоровья детей и полноценная реализация здоровьесберегающих программ в образовании - это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей.

Для этой цели, наряду с разнообразными лечебно - оздоровительными мероприятиями, направленными на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, огромное внимание должно уделяться технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании

Один из важнейших этапов в жизни каждого ребёнка - это поступление в детское дошкольное учереждение. В детском саду созданы оптимальные условия для комфортного пребывания детей, а также их всестороннего развития.

Разнообразные лечебно - оздоровительные мероприятия, осуществляемые в рамках программы по здоровьесбережению, наряду с активно проводимой разносторонней санитарно - просветительной работой, позволяют максимально использовать все доступные средства для достижения главной цели - формирование, сохранение и укрепление здоровья всех субъектов образовательного процесса в ДДУ.

Круглогодично, планово и с обязательным анализом в детском саду проводятся разнообразные лечебно - оздоровительные мероприятия по специально разработанным программам и под контролем медицинских работников.

Два раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) физкультурные занятия проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке). Кроме того, проводятся разнообразные спортивные игры и соревнования, в том числе на свежем воздухе.

Применяются различные методы неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа. Так, воспитанники детского сада два раза в неделю посещают бассейн (уже с ясельного возраста). Отмечено, что дети, регулярно посещающие бассейн, реже болеют острыми респираторными заболеваниями.

В группах воспитатели, под контролем медицинского работника, проводят с детьми корригирующую и дыхательную гимнастику после дневного сна.

Осуществляется воздушное, солнечное (летом) и солевое закаливание (хождение ежедневно после дневного сна по солевым «дорожкам»).

Систематически проводится гимнастика для глаз с целью профилактики близорукости.

Важная роль в рамках здоровьесберегающих программ отводится противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами.

Осуществляется витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее - зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты). Кроме того, дети получают кислородный коктейль курсами, а весной - дрожжевой напиток.

Находят применение и народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.

В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ - проводится профилактическое смазывание слизистой носа противовирусной мазью.

Также с детьми проводится звуковая гимнастика, психогенная гимнастика (с участием логопеда, музыкального руководителя и психолога).

Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений. Для этой цели дети, посещающие ДДУ, ежегодно осматриваются врачом педиатром (дети ясельного возраста осматриваются два раза в год). Дети декретированных возрастов проходят углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники. Это позволяет проследить в динамике за состоянием здоровья детей, провести коррекцию возникающих функциональных отклонений, проследить за характером течения хронической патологии (для детей, имеющих III группу здоровья).

Большинство детей дошкольного возраста относятся по состоянию здоровья к так называемой группе риска - II группе здоровья (дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья функционального характера). Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период. Важно вовремя откорректировать возникающие отклонения в состоянии здоровья и не допустить перехода II группы здоровья в III. В случае же наличия у ребенка хронической патологии важно не допустить обострения основного заболевания в важный для ребёнка период - поступление в первый класс.

Здесь большое значение имеет наличие непрерывной преемственности в работе между дошкольно-школьным отделением и участковой педиатрической службой.

Превалирование в структуре выявленной патологии заболеваний нервной системы, органов зрения и патологии опорно-двигательного аппарата (особенно в возрастной группе 6-7 лет) в большинстве случаев указывает на неизбежную причастность детей дошкольного возраста к веку информационных технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным играм). А предстоящие годы школьного обучения, неизбежно влекущие за собой повышенные требования к ещё не сформировавшейся центральной нервной системе, опорно-двигательному аппарату, а также повышенные нагрузки на зрительный анализатор, подчёркивают актуальность всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.

Большое внимание уделяется санитарно-просветительной работе. Проводятся лекции с родителями на различные темы: «Адаптация детей к ДДУ», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки - источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др.

В целях всестороннего развития, раскрытия каждого ребенка как личности, подготовке детей к школе, с ними занимается логопед, психолог, педагог познавательного цикла. Кроме того, в детском саду работает изостудия, а для желающих заниматься дополнительно - работает танцевальный кружок и обучение английскому языку.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

здоровье физкультурное занятие дошкольный

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

·приобщение детей к физической культуре

·использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждении является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.

Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.

С целью совершенствования оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности разработана модель двигательного режима для детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:

утренняя гимнастика

индивидуальная работа

физминутки

подвижные и спортивные игры

оздоровительный бег

гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья»

спортивные досуги и праздники

музыкальные и физкультурные занятия.

Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям мы используем как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные, с элементами валеологии. Применяем и разнообразный спортивный инвентарь, тренажеры, музыкальное сопровождение для повышения активности детей.

Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся 2 раза в год), спортивные досуги (1 раз в месяц), «Дни здоровья» (ежеквартально).

Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

1.Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.

2.Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов

.Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)

.Облегченная одежда в детском саду

.Гимнастика после сна

.Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)

·Солевые дорожки - младший возраст

·Мытье прохладной водой рук по локоть - средний возраст

·Комплекс контрастных закаливающих процедур - старший возраст

7.Полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой

8.Летом ходьба босиком по спортивной площадке

.Самомассаж

.Витаминотерапия

.Фитотерапия

.Массаж по назначению врача

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка

Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик.

Заключение

Итак, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

Результатом эффективной работы педагогического коллектива является снижение заболеваемости детей.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Используемые материалы

1)http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie10.htm «Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ»

2)http://www.trunsun.edusite.ru/p47aa1.html «Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада»

)http://www.noav.ru/?p=410 «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном и школьном образовании»

Использование здоровьесберегающих технологий и приёмов оздоровления детей в условиях детского санатория

Использование мною в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий и приемов оздоровления детей в уссловиях детского санатория.
Задача раннего формирования ЗОЖ актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем.
Данные разных исследований показывают , что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Значит главными задачами по укреплению здоровья детей являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Поэтому я и решила активно использовать в своей педагогической работе здоровье сберегающие технологии и приёмы оздоровления детей.
Здоровье сберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и особенно при поступлении детей в санатории для оздоровления организма.
Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном оздоровительном учреждении
– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Другими словами целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
В период дошкольного возраста идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Применение мной здоровье сберегающих технологий повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у родителей и детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, опираясь на статистический мониторинг вношу необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечиваю индивидуальный подход к каждому ребенку; формирую положительные мотивации у родителей и детей. В результате проводимой работы уровень здоровья детей повышается.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
вырабатывать навыки правильной осанки; способствовать профилактике плоскостопия.
обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
Приемы оздоровления детей проводимые мною на протяжении всей оздоровительной смены в детском санатории
1 Оптимизация режима
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима обучения, отдыха и оздоровления – ежедневно.
2 Организация двигательного режима
Физкультурные занятия 2-3 раза в неделю.
Музыкально-ритмические занятия 2 раза в неделю.
Утренняя гимнастика и Гимнастика после дневного сна ежедневно.
Прогулки с включением подвижных игр – ежедневно по два, а летом три раза.
Спортивный досуг 1-2 раза за оздоровительную смену.
Гимнастика глаз во время физ. минуток.
Пальчиковая гимнастика 2-3 раза в день.
Дыхательная гимнастика 2-3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке. После сна.
3 Оздоровление фитонцидами
Чесночно-луковые – во время обеда совместно с поваром.
Ароматизация помещений (чесночные букетики) В течение дня ежедневно на протяжении осеннее зимнего сезона.
4 Закаливание с учетом состояния ребенка
Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует сезону года) ежедневно.
Хождение босиком по траве ежедневно при теплой летней сухой погоде.
Игры с водой о время прогулки при теплой летней погоде.
Полоскание зева кипяченой водой после каждого приема пищи.
5 Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки
На физкультурных занятиях и во время гимнастики ежедневно
6 Лечебно-оздоровительная работа
«Ревит», аскорбиновая кислота
1 раз в течение 10 дней совместно с медсёстрами - Декабрь-февраль. Кислородные коктейли и другие медицинские процедуры согласно плана.
Вывод: за отчетный период количество дней посещения в группе за оздоровительную смену остается стабильным. Действенными факторами, оказавшие влияние на снижение заболеваемости являются:
Применение здоровье сберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе;
Режим и гигиена питания, сбалансированный режим питания;
Организованная и самостоятельная двигательная активность детей.
В результате проделанной работы по оздоровлению мною были получены следующие результаты:
- у детей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные движения, появился интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии.
- у детей стали формироваться навыки здорового образа жизни. Работа конечно требует продолжения совместно с родителями и ДОУ по месту жительства.
- снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппа, и верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в группе.
- итоговое обследование детей педиатрами показало, что здоровье при поступлении в санаторий и при выписке изменилось в лучшую сторону, особенно у тех детей, кто был в санатории две и более смены.
Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: