Чем было обусловлено возникновение педагогики как науки. Возникновение и развитие педагогической науки

Предмет и задачи педагогики

ЛЕКЦИИ №1 Введение

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Любая отрасль человеческих знаний складывалась в науку только тогда, когда достаточно четко вычленялся и конкретизировался специфический, только ей присущий предмет исследования. Педагогика как уже сложившаяся наука имеет свой предмет и свои задачи исследования. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Прежде чем раскрыть сущность предмета и задач педагогики, скажем несколько слов о становлении педагогики как науки, т.е. поговорим об истории. Формулирование предмета и выделение задач проходило в несколько этапов, также как и педагогика становилась самостоятельной наукой поэтапно. Вот почему так важно поговорить о возникновении педагогики.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.



Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древне-греческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж.Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К.А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В.Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и В.А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л.Н. Толстого (1828-1910), Н.И.Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А.В. Луначарский (1875-1933), М.И. Калинин (1875-1946), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинский (1918-1970).

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей.

Мария Борисовна Кановская

Педагогика. Шпаргалки

Зачет –

Аннотация

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Педагогика». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета.

Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

М. Б. Кановская

Шпаргалки. Педагогика

Общие основы педагогики

Педагогика как наука. Предмет педагогики

Слово «педагогика» произошло от греческих слов «пайдос» («дитя») и «ara» («вести»). Дословно слово «пайдагогос» означает «детоводитель». В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле: так обозначалась способность «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать его, развивать и обучать. Со временем, по мере накопления знаний, возникла особая наука о воспитании детей.

В теории произошел переход от конкретных фактов к более общим случаям. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики таково: «Педагогика – это наука о воспитании человека». Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие.



Педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, об управлении его развитием в соответствии с потребностями общества.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи – освоить опыт предыдущих поколений, обогатить, приумножить и передать его следующим поколениям. И более подробное определение понятия «педагогика» звучит так: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда».

Предмет педагогической психологии – процесс изучения психологических закономерностей обучения и воспитания – как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание.

Раскрывая понятие «предмет педагогики», необходимо назвать и ее категории (греч. kategoria – суждение) – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением.

Общая педагогика изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности.

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осужденных.

Функции и задачи педагогики. Педагогическая система

Можно выделить две основных функции педагогической науки – теоретическую и технологическую.

Теоретическая функция:

изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

Исходя из этого, основными задачами педагогики являются:

анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

разработка теоретико-методологических основ образования;

выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

определение содержания образования в конкретных условиях;

разработка образовательных стандартов;

разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Образование является открытой социальной системой, поэтому в педагогике как науке об образовании выделяют категорию «педагогическая система». В нее включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организационного и целенаправленного педагогического влияния на процесс развития, обучения и воспитания личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.

Возникновение и развитие педагогики

Наука о воспитании сформировалась тогда, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), его ученик Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.). В их трудах были глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа Марка Квинтилиана (35–96 гг.). Труд Квинтилиана на протяжении долгого времени был основной книгой по педагогике: наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.

Как одна из наук о человеке педагогика зарождалась в недрах философии и долгое время развивалась как ее органическая часть. Впервые выделил педагогику из системы философских знаний в начале XVII в. английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон, а закрепил как отдельную науку чешский педагог Ян Амос Коменский. Его труд "Великая дидактика" (1654) стал первым педагогическим руководством, которое до сих пор сохраняет свое научное и практическое значение.

Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Изменялась жизнь, крепла наука, создавались все более совершенные воспитательные системы. На каждом этапе развития педагогики господствовала определенная парадигма – система взглядов, своего рода теория, которая считается эталонной, образцовой. Поэтому этапы развития педагогической теории и практики лучше всего рассматривать в связи со сменой господствующих парадигм.

Античность и Средневековье внесли немалый вклад в формирование педагогической мысли. В наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–730 до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: "Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу"; "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы"; "Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда" .

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 до н.э.), его ученик Платон (427– 347 до н.э.), Аристотель (384–322 до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием сто личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития грекоримской педагогической мысли стало произведение "Образование оратора" древнеримского философа и педагога Марка Фабия Квинтилиана (35–96). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике: наряду с сочинениями Цицерона сто изучали во всех риторских школах.

Во все времена существовала мощная народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта плодородными маслиновыми рощами.

В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти 12 веков. Среди деятелей церкви были блестяще образованные для своего времени философы, например Марк Туллий Тертуллиан (160–222), Августин Блаженный (354–430), Фома Аквинский (1225–1274), создавшие обширные педагогические трактаты.

Особо следует выделить педагогические открытия средневекового ордена иезуитов. Многое из того, что сохранилось до сих пор в школах, впервые было придумано и внедрено педагогами этого ордена под руководством Игнация Лойолы (1491–1556). В середине XVI в. он внедрил первое новшество – типовые школьные программы. Первая типовая университетская программа была составлена иезуитами в 1586 г., после смерти Лойолы.

Типовые программы иезуитов потрясли современников тем, что регламентировался – впервые в истории! – весь учебный процесс: как и о чем говорить на уроке, как разрешать тс или иные спорные вопросы, как учить географии или иностранным языкам. Классные журналы и записи преподавателей проверялись, на уроках бывали инспектора. Второе потрясение заключалось в том, что типовые программы, выражаясь современным языком, были оптимальными. Иезуиты сделали еще одно открытие: оказывается, школами и университетами можно управлять – проводить общую образовательную политику, создавать единое образовательное пространство.

Обучение в школах было очень дорогое. Лойола настаивал на абсолютной бесплатности образования. В те времена считалось, что хорошая школа бесплатной быть не может, но иезуиты доказали обратное. Они приезжали в новый город, привозили с собой учебники, напечатанные в типографиях ордена, программы, и готовы были на следующий же день открыть школу. Учителя-иезуиты первыми стали работать с родителями своих подопечных. Они ввели в школьный быт обязательные утренники, вечеринки, смотры художественной самодеятельности и праздники на свежем воздухе.

Впервые в истории массовой школы (а свою школу орден иезуитов видел всеобщей и массовой) детей старались набирать из разных социальных групп, следуя идее, что школьный класс должен представлять собой общество в миниатюре. Школьников делили на звенья, назначали звеньевых. Лучших сажали на почетное место, награждали знаками отличия, всячески пробуждая тщеславие и желание выделиться. Золотые и серебряные медали за успехи в учебе – тоже изобретение иезуитов.

Слабым ученикам помогали и подбадривали, сильных умели поставить на место. Главным принципом было: жизнь не начинается после школы, школа – это и есть жизнь. Школа хороша тем, что все ситуации взрослой жизни: любви, дружбы, ненависти, предательства, доносов – в школе можно прожить и как бы проиграть заранее, но менее болезненно, под наблюдением опытных и мудрых учителей.

Достоинства педагогики ордена оценил и К. Д. Ушинский: "Тайна силы иезуитской педагогики <…> заключалась в том, что иезуиты не ограничивались одним учением и поверхностным наблюдением, но прежде всего старались покорить своему влиянию душу воспитанника. Они в этом случае не отступали от своего правила и не были слишком разборчивы на средства" .

"Дело воспитания – единственное, в котором мы могли бы поучиться у иезуитов, – написал в 1905 г. русский публицист, – но <„.> было бы печально, если бы всюду детей воспитывали так, как они". Автор не мог представить, какой станет российская школа еще до конца века...

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение "Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо". В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466–1536), итальянец Витторино де Фельтре (1378–1446), французы Франсуа Рабле (1483–1553) и Мишель Монтень (1553–1592).

Оформление педагогики в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд "Великая дидактика", вышедший в Амстердаме в 1654 г., – одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей и сегодня не утратили ни своей актуальности, ни научного значения. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории. Не устарели и его призывы: "В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах"; "Слух необходимо соединять со зрением и слово – с деятельностью руки"; необходимо учить "на основании доказательств посредством внешних чувств и разума..." Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога?

Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Дени Дидро (1713–1784), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789) и особенно Жан-Жак Руссо (1712–1778). "Вещей! Вещей! – восклицал Руссо. – Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов".

Демократические идеи французских просветителей во многом определили направленность творчества великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). "О, любимый народ! – восклицал он. – Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!" Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.

Крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики – немецкий философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841). Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), он известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.

"Ничего не постоянно, кроме перемен" – учил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг (1790–1886), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего – изучением противоречий, внутренне присущим всем педагогическим явлениям.

Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей – В. Г. Белинского (1811 – 1848), А. И. Герцена (1812–1870), Н. Г. Чернышевского (1828– 1889), II. А. Добролюбова (1836–1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л. Н. Толстого (1828–1910), изучаются труды Н. И. Пирогова (1810–1881). Они выступали с резкой критикой сословной школы и призывами к коренному преобразованию дела народного воспитания.

Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Он прожил недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. В 1846 г. его назначили исполняющим обязанности профессора камеральных наук по кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский юридический лицей. Здесь он создал свой первый педагогический труд "О камеральном образовании" (1848), который выдвинул Ушинского в первые ряды ученых того времени. После этого Ушинский пишет горячую, страстную, едва ли не лучшую свою статью – "О пользе педагогической литературы", в которой рассматривает наиболее важные вопросы образования и воспитания молодежи. Он приходит к выводу, что надо знать все о тех, кого хочешь научить: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

Главное сочинение Ушинского "Педагогическая антропология" начало печататься в 1867 г. Уже через год вышел первый том – "Человек как предмет воспитания", спустя некоторое время – второй. Третий том остался незавершенным...

В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Он подмечает простой закон-парадокс: "Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". Совершенствуясь, воспитание может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Однако "как бы ни были чисты и возвышенны цели воспитания, оно должно иметь еще силу, чтобы достичь этих целей". Руководящая роль принадлежит школе, учителю: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания".

Шаг за шагом Ушинский пересматривает всю педагогику. Он требует полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: "...Одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине". На основе новейших достижений психологии он составляет подробнейшие рекомендации о методах выработки наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций; раскрывает пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности; строит концепцию развивающего обучения. Ушинский намного опережает свою эпоху в понимании роли трудового воспитания: сломав лед устоявшихся взглядов, он предлагает сделать труд полноценным воспитательным средством.

В конце XIX – начале XX в. центр педагогической мысли постепенно смещается в США, где занялись интенсивными исследованиями педагогических проблем. Не отягощенные догмами, инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в современном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей. Виднейшими представителями американской педагогики являются Джон Дьюи (1859–1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874–1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием прагматически приземленных, но весьма действенных технологий.

В нашей стране хорошо известно имя популярного американского педагога Бенджамина Спока (1903–1998). Задав публике на первый взгляд второстепенный вопрос: что в воспитании детей должно превалировать – строгость или доброта? – он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. За этим простым вопросом стоит более сложный: какой быть педагогике – авторитарной или гуманистической? Ответ пока не очевиден. Б. Спок искал его в своих книгах "Ребенок и уход за ним", "Разговор с матерью" и др.

Российская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях принял С. Т. Шацкий (1878–1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомнроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых по-новому ставились и решались задачи социалистической школы, были Π. П. Блонский (1884–1941), написавший книги "Педагогика" (1922), "Основы педагогики" (1925), и А. П. Пинкевич (1884–1939), "Педагогика" которого вышла в те же годы.

Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н. К. Крупской (1869–1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. Л. С. Макаренко (1888– 1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В. А. Сухомлинский (1918–1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы в условиях построения рыночных отношений в нашем обществе.

  • Цит. по: Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 172–173.
  • Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. М., 1948–1952. Т. 2. С. 48–49.

Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристократических семей. Рабам родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли в школу или возвращались оттуда домой, а также при прогулках. Таких рабов называли «детоводителями» (греч. «пейда» - ребенок, «гогос» - вести). Позже данный термин закрепился за всеми, кто был профессионально связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.

Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

Родоначальником педагогики в Древней Греции считается Сократ, он учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение, приводил его к осознанию абсурдности исходного утверждения, затем наталкивал ученика на правильный путь. Этот метод искания истины, метод обучения называется сократовским или сократовской беседой. Главное в методе Сократа – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Ученик Сократа – философ Платон – основал собственную школу, где читал лекции. В педагогической теории Платона выделялась главная идея: восторг и познание как единое целое в обучении. Другими словами, процесс обучения должен приносить радость обучающимся. Слово «школа» также имеет греческое присхождение и переводится как досуг.

Аристотель – ученик Платона – имел свою школу – ликей, так называемую перипатетическую школу («перипатое» в переводе с греческого языка означает прохаживаюсь). Аристотель на самом деле любил прохаживаться вместе с учениками и в незаформализованной обстановке в дискуссии и полемике учил их культуре общения, несогласия, доказательства собственной точки зрения. Аристотель обосновал принципы воспитания – принципы природосообразности и природолюбия, ввел возрастную периодизацию, разработал положение о триединой цели воспитания: (физическое, нравственное, умственное воспитание личности).

В России слово «педагогика» появилось вместе с педагогическим, философским, историческим наследием античной цивилизации, педагогическими ценностями Византии и др. стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру.

Считается, что впервые педагогика выделилась в самостоятельную отрасль знания в начале XVII в., когда английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561 – 1626) опубликовал свой трактат «О достоинстве и усовершенствовании наук». В нем мыслитель предпринял попытку классифицировать все науки и выделил педагогику, которую он понимал как «руководство чтением». Однако отпочкование педагогики от философии еще не означало создания новой науки.

Исторически сложилось так, что наряду с термином «педагогика» долгое время использовался в том же значении термин «дидактика». Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог В.Ратке (1571 – 1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия». В том же значении употреблял это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором были разработаны основные проблемы теории и практики обучения. Только после выхода в свет трудов Я.А.Коменского педагогика получила права самостоятельной науки. Чешский педагог впервые выдвинул идею всеобщего обучения, создал систему связанных ступеней обучения, внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему. Им были разработаны ведущие принципы дидактики: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность и посильность. Я.А.Коменский определил главные требования к учебнику, а также сформулировал необходимые качества, которыми должен обладать педагог.

Немецкий педагог-демократ А.Дистервег (1790 – 1866), будучи последователем идей И.Г.Песталоцци, опубликовал ряд трудов по педагогике, в которых раскрыл сущность процесса обучения; издал учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и другим предметам.

Из зарубежных педагогов новейшего времени в нашей стране хорошо известен польский писатель, врач, педагог Я.Корчак (настоящее имя – Г.Гольдшмит, 1878 – 1942), который утверждал и реализовывал гуманистический подход к воспитанию детей.

В России и Беларуси педагогические знания и практика имеют также давнюю традицию. При археологических раскопках древнего Новгорода было обнаружено большое количество берестяных грамот с азбукой и началами математики, что неопровержимо доказывает существование школ в 1030 г. Причем многие источники свидетельствуют, что грамота была доступна не только именитым, но и рядовым гражданам.

Значимой была педагогическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629 – 1680). В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью, под его наблюдением воспитывался и Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта уже после его смерти в 1687 г. и расширила систему высшего образования в российском государстве. С.Полоцкий считал главными факторами воспитания личный пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется становление и развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Огромный вклад в отечественную педагогику внесли К.Д.Ушинский (1824 – 1870), который разрабатывал проблемы дидактики, принцип народности в воспитании, Н.И.Пирогов (1810 – 1881), который обосновал сущность и принципы воспитания, изучал проблемы развития учащихся посредством обучения, пути формирования нравственной личности и Л.Н.Толстой (1828 – 1910), утвердивший идеи свободной педагогики.

Основоположником научной педагогики в России признан К.Д.Ушинский. Его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, а также литературные произведения послужили задачам создания школы, которая развивала духовные силы, творческие способности человека, способствующие личностной самореализации. Он по праву считается создателем народной школы в России. Великий педагог создал несколько учебников, в их числе можно назвать «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение.

Главный фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» содержит обоснование содержательно-эвристического понимания педагогики. Педагогика, по его мнению, не отрасль знания, а практическая деятельность, которая нуждается в научном обосновании, поэтому и все науки, изучающие человека, должны иметь педагогический статус. Идея Ушинского о разработке интегральной науки, в основе которой лежит педагогическая деятельность, названная им педагогической антропологией, является актуальной в наши дни и находит свое практическое применение.

Среди более поздней плеяды педагогов наиболее известны С.Т.Шацкий (1878 – 1934), П.П.Блонский (1884 – 1941), А.С.Макаренко (1888 – 1939), В.А.Сухомлинский (1918 – 1970). Труды отечественных педагогов, в которых изложен опыт создания и управления учебно-воспитательным учреждением, разработаны концепции воспитания и обучения, проблемы организации детских и юношеских коллективов, получили мировое признание.

В настоящее время многие педагоги-новаторы разрабатывают новые подходы к воспитанию и обучению. Так, в последние годы получила распространение педагогика сотрудничества, разработанная в книгах Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина и др. Более разнообразной становится система образовательных учреждений. Некоторые школы преобразованы в гимназии, открыты частные школы, лицеи, колледжи, многие педагоги работают по своим авторским учебным программам. Изменения происходят и в вузах: внедряются новые интеллектуалоемкие педагогические технологии (в частности, компьютерные), личностно-ориентированное образование, блочно-модульное, дистанционное обучение и многое другое, интенсивное «погружение» в темы.

Термин «педагогика» употребляется во многих значениях:

Во-первых, выделяется бытовое значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов своей семьи, оказывает влияние на сотрудников по работе, занимается самовоспитанием.

Во-вторых, подчеркивается практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду. При этом необходимо выделить взаимосвязь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика исследует и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выделяется в качестве педагогической культуры человека, педагогической готовности специалиста.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т. е., возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека.

Например, по законам Солона (между 640 и 635 - ок. 559 гг. до н. э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда.

По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно.

Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии.

Уже в трудах древнегреческих философов - Гераклита (530-470 гг. до н. э.), Демокрита (460 - нач. IV в. до н. э.), Сократа (469-399 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) и др. - содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания.

Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда - ребёнок, гогос - вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться - педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н. э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения. Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж.Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К.А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и В.А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л.Н. Толстого (1828-1910), Н.И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н.К. Крупская (1869-1939), А.В. Луначарский (1875-1933), М.И. Калинин (1875-1946), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинский (1918-1970).

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: