Жизненный путь человека. Путь жизненный

Иногда в голове возникают мысли о месте в мире, о правильно выбранной или брошенной работе, о том стоит ли заводить питомца и какого именно, что для вас семья, что важно, что мешает достигнуть повышения или почему у вас мало друзей.

Эти бессвязные мысли составляют одну единую картину вашей жизни. Многие трактуют это как судьбу, но, по сути жизненный путь – это ваш выбор, ежедневные решения, которые ведут вас вперед.

Это не цель к которой вы стремитесь, а скорее ваши приоритеты, характер, выбор и стремления. Отсюда возникает вопрос, как выбрать жизненный путь?

Зачем он нужен?

Зачем он вообще нужен, этот жизненный путь? Так ли важно думать о решениях или принимать их, определяться с тем, кем быть, как и когда? Да, это важно, и не потому, что в мире нужны хорошие или плохие люди, коем вы должны стать, а потому, что жизнь у человека одна, во всяком случае, в данный момент.

Что будет потом вас не должно волновать, разберитесь сначала с тем, что вам дали и тем, что у вас уже есть. Ирония состоит в том, что так или иначе, у вас все равно есть жизненная дорога, даже если вы ее не выбирали. Ведь вы все время что-то делаете, даже если ваш выбор просмотр телевизора целыми днями – это тоже жизненный путь.

Возможно, он не приведет вас к давно забытым мечтам о посещении Нью-Йорка или изучении японского языка, но все же приведет вас к чему-то хорошему или плохому – выигрышу в телевикторине или мигрени, одиночеству или дружбе с соседом, который зайдет, чтобы попросить у вас сахара.

Но это лишь пример. Жизненный путь все время приводит человека к чему-либо, а приведя, снова продолжается, чтобы опять привести вас куда-то.

Ваш выбор – ваша ответственность

Жизненный путь не всегда ведет вас к тому, о чем мечтаете. Некоторым людям просто не дано добиться успеха в определенных профессиях или сферах жизни, тут уж ничего не поделаешь. А вот выбрать правильный путь или хотя бы постараться это сделать в ваших силах.

Тут есть несколько простых правил:

  • Не замахивайтесь на вершины, если не любите высоту;
  • Четко определяйтесь с тем, кто вы есть в это мире: вкусы, интересы;
  • Расставьте приоритеты;
  • Определите жизненные принципы;
  • Не поддавайтесь окружающим проблемам. Если вы хотите поехать в отпуск, то просто поезжайте, а не думайте о том, что это сложно, денег выбросите много, а сейчас кризис и нужно, вроде бы как, экономить.

Какой жизненный путь выбрать

Есть вещи, которые, так или иначе, определяют вектор нашей жизни, то есть часть жизненного пути определяется уже во время рождения человека. Ну как минимум в какой семье он родился: богатая, бедная, любящая, равнодушная, деспотичная, возможно ребенок, вообще, попадет в детский дом или приют.

И такое случается, но это не значит, что на человеке можно ставить клеймо. Все зависит главным образом от стремлений и характера. Такие вещи как выбор жизненного пути, зависит не от того где вы родились, а кем хотите быть.

Есть даже мнение, что тяжелое детство толкает человека вперед, добиваться своего счастья, а счастливое, наоборот разленивает душу, в результате чего нет ни желаний, ни стремлений.

Определяя свое направление, продумайте все варианты, определите свои сильные стороны и где вы можете их реализовать, где они вам помогут, а где навредят. Например, если человек не любит пирожки, он никогда не сможет научиться их готовить идеально и безумно вкусно, просто потому, что не будет их пробовать.

Не забывайте и о характере, способны ли вы меняться, можете ли перестраиваться или подстраиваться под разные жизненные ситуации.

Вы должны понимать, что в принципе, человек может добиться чего угодно, но не каждый захочет идти по такому тернистому пути, и чтобы затем не пожалеть и не потратить полжизни впустую, рассчитывайте свои силы без стеснения, эгоизма и самовлюбленности.

Как не сбиться с пути?

Определившись со своей жизненной дорогой, расставив приоритеты, убрав все ненужное и сосредоточившись на том, что для вас важно вы идете вперед, сметая преграды с пути. Вы не любите лгать, но друг просит вас ему помочь в одном важном деле, где нужно лишь разик немного приврать.

Вы соглашаетесь, но в результате оказывается, что лгать приходится все время, и эта карусель обмана никогда не закончится, что портит вам нервы, жизнь и, возможно даже карьеру и брак, в зависимости от того где именно вам пришлось приврать.

В таком случае, если у вас стойкие принципы жить вез обмана, учитесь хитростям. Они позволят избегать подобных ситуаций. Смысл всего этого в том, что выбирая жизненный путь не стоит вписывать в него конкретные имена и события.

Они могут не случиться, но именно то, что человек себе надумывает, чаще всего сбивает его с жизненного пути, отчего появляются проблемы. Намечайте горизонт, но не ставьте конкретную дату, когда должны его достигнуть, ведь жизнь непредсказуема, завтра все может перемениться.

Каков итог?

И что в результате? К чему приводит жизненный путь? Конечной остановки нет, ведь вы постоянно движетесь вперед. Если вы решили стать защитником животных, то спасая пару щенков не станете бросать это делать, думая, что цель достигнута?

Нет, вы продолжите спасать животных, заботиться о них, так и с жизненной дорогой, вы намечаете общий план: стать историком, скалолазом, семейным человеком, любить животных или быть охотником, а может и то, и другое вместе!

Путь длится всю вашу жизнь, это что-то вроде определения человека, того, кем он является, его стремлений, в какую сторону он хочет идти по жизни и каким человеком быть. Окружающие люди и обстоятельства могут повлиять на ваши решения, но главный выбор все же за вами.

Никогда не задумывайтесь о мнении других людей. Не спрашивайте у родителей и родственников как выбрать жизненный путь, а сами думайте и решайте. Это ваш выбор и ваша жизнь, если отец охотник, это не мешает вам защищать животных.

Жизнь может меняться. Бывают ситуации, которые сильно меняют жизнь человека, и в результате меняются приоритеты, желания. Это нормально, не переживайте из-за подобных вещей, продолжайте идти, главное не то что на вашем пути, а чтобы он вам просто нравился.

Не зацикливайтесь на неудачах, они смогут надолго увести вас на обочину вашего пути, и вы будете сидеть, не зная, что делать с этой ситуацией. Просто идите дальше: больно, страшно, грустно, обидно – это чувства, а не конец света, вас не заставляют перестать их ощущать, но и стоять из-за этого нет смысла.

Порой кажется, что жизненный путь непонятен, или его вообще нет, а может он закончился или еще что-либо. Но как уже говорилось, жизненный путь - это ваши постоянные решения, ваш характер, приоритеты, стремления.

Сядьте и вспомните, что вы любите, что вам ненавистно и какие у вас принципы – это и есть ваш жизненный путь. А вспомнив о нем, продолжайте развиваться, и он приведет вас к чему-нибудь хорошему.

Смотрите на мир шире. Маленький мир, в который люди часто запираются: квартира, работа, семья, портит весь пейзаж вашего жизненного пути, откройте двери и окна, выйдите на свежий воздух и тогда ваши достижения покажутся вам еще более значимыми и радостными.

впервые понятие жизненный путь личности выдвинула Ш. Бюлер. Она выделила три линии жизненного пути. Первая линия - объективная логика жизни, как последовательность внешних событий. Вторая линия - смена переживаний этих событий. Третья линия - результаты деятельности человека. Ш. Бюлер считала, что в жизни личностью движет стремление к самоосуществлению и творчеству. В качестве основы объяснения жизни она взяла понятие "событие", выделив внешние и внутренние.

Почти одновременно с Ш. Бюлер, П. Жане стремился определить жизненный путь как эволюцию самой личности, как последовательность возрастных этапов ее развития, этапов ее биографии.

Жизненный путь личности глубоко рассматривался С.Л. Рубинштейном. Он считал, что понятие жизненный путь личности отражает сущность человеческой личности, которая находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.

ПУТЬ ЖИЗНЕННЫЙ

весьма широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Часто используется как синоним понятий "время жизни" и "цикл жизненный", но их содержание различно.

Термин время жизни означает временной интервал между рождением и смертью человека - продолжительность жизни безотносительно ее содержания.

Термин цикл жизненный подразумевает повторяющиеся, относительно инвариантные аспекты развития. Эти циклы бывают:

1) биологическими - последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти (-> онтогенез);

2) социальными - усвоение, выполнение и, наконец, утрата определенных комплексов трудовых, семейных и прочих социальных ролей;

3) смешанными, биосоциальными - смена возрастных поколений, когорт, где биологические закономерности старения дополняются социальными, в силу коих младшие сначала учатся у старших, затем действуют наряду с ними и потом сменяют их.

Кроме индивидуального жизненного цикла, говорят также:

1) о циклах семейной жизни: вступление в брак - рождение детей - семья с детьми разного возраста - семья, откуда уже ушли взрослые дети, - и пр.;

2) профессиональной карьеры - от выбора профессии до ухода на пенсию, и пр.

Понятие цикла жизненного предполагает некую замкнутость, завершенность процесса, центр коего находится в нем самом, а последовательность стадий жестко определена. Однако важнейшие этапы человеческого развития непонятны без учета собственных усилий личности и ее взаимодействия с другими, кои не могут описываться в циклических терминах.

В отличие от цикла жизненного, путь жизненный характерен многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. В зависимости от исследовательских задач и стиля мышления науки естественные и социальные по-разному периодизуют путь жизненный. Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения. Социологи говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, коим нередко сопутствуют специальные ритуалы (обряды перехода), радикально изменяющие социальное положение, статус или структуру деятельности индивида: поступление в школу, гражданское совершеннолетие, вступление в брак, и пр.

Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются существенной, подчас болезненной психической перестройкой, в психологии для описания этих процессов используется особое понятие возрастных или нормативных жизненных кризисов, кои признаются статистически нормальными, типичными для данного возраста или стадии пути жизненного (-> кризис возрастной). Знание этих критических периодов и жизненных кризисов важно практически.

Путь жизненный личности, как и история человечества, являет собой результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, не могущих описываться лишь в терминах безличных структур и процессов. Жизненные события, интересующие психотерапевта-биографа, имеют не только объективное значение, но и субъективный смысл личностный, расшифровка коего требует специальных источников и методов познания (-> метод биографический).

Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его:

1) с хронологическим возрастом индивида в момент совершения события;

2) с его когортной принадлежностью;

3) с исторической эпохой и датой события;

4) с личностным смыслом этого события для субъекта.

Хронология и последовательность многих важнейших жизненных событий и социальных переходов (например, возраст физического созревания, время окончания школы, начала деятельности трудовой, и пр.) зависят от макросоциальных условий.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

наиболее широкое научное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Оно часто употребляется как синоним понятий "время жизни" и "жизненный цикл", однако их содержание различно. Понятие "время жизни" означает временной интервал между рождением и смертью человека, продолжительность жизни безотносительно к ее содержанию. Термин "жизненный цикл" подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные аспекты развития. Эти циклы могут быть биологическими, социальными, смешанными. В отличие от "жизненного цикла" жизненный путь характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. Естественные и социальные науки по-разному периодизируют жизненный путь (сензитивные периоды, социальные переходы, нормативные жизненные кризисы).

Жизненный путь

процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. В отличие от «времени жизни» (life span), которое обозначает просто временной интервал от рождения до смерти, безотносительно к его содержанию, и «жизненного цикла» (life cycle), который подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные (биологические, социальные и биосоциальные) аспекты развития, Ж. п. характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития, реализация которых зависит во многом от собственного выбора субъекта. Изучение Ж. п. всегда занимало важное место в науках о человеке и обществе. Однако его биологические, социальные, исторические и личностные параметры оставались разобщенными. Психология развития очень долго конструировала Ж. п. личности по образцу биологического онтогенеза, редуцируя развитие к совокупности закономерно повторяющихся циклов. С этим связана жесткость и догматичность многих возрастных периодизаций. Напротив, биографический метод немецкой «понимающей психологии» (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер) концентрировался в основном на анализе субъективных переживаний и развитии самосознания. Возникшее после Второй мировой войны принципиально новое интегративное направление междисциплинарного исследования Ж. п. опирается на целый ряд предпосылок и достижений: 1) появление долгосрочных лонгтитюдных психологических исследований, охватывающих значительные отрезки жизни, а в идеале - все жизненное пространство (life-span developmental psychology); 2) социологическое структурирование Ж.п. на основе когортного и исторического анализа (G.H. Elder), с учетом изменения циклов развития семьи, социально-возрастных критериев созревания и времени основных социальных переходов; 3) превращение «возрастной психологии» в психологию развития, расширение ее предмета и концептуальных границ за счет данных социальной геронтологии и понимания широкой индивидуальной вариабельности всех процессов изменения и развития; 4) понимание необходимости изучать индивидуальное развитие в изменяющемся мире. Междисциплинарные исследования Ж.п. оказывают сильное влияние на психологию и социологию личности, теорию воспитания и другие разделы наук о человеке. И. С. Кон

жизненный путь

история развития личности, нередко употребляется как синоним биографии. Анализ Ж.п. военнослужащего позволяет более глубоко познать их индивидуально-психологические особенности.

жизненный путь

понятие, описывающее развитие человека от рождения до смерти. Характеризуется многомерностью, наличием множества автономных тенденций и возможностью развития и объединяет повторяющиеся более или менее инвариантные аспекты развития, такие как:

· биологический цикл,

· цикл семейной жизни,

· социальный цикл,

· профессиональная карьера, и т.д.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Е. Ф. Рыбалко - жизненный и творческий путь ученого-психолога (к 85-летию со дня рождения)

Головей Лариса Арсеньевна

Статья посвящена 85-летию со дня рождения профессора Санкт-Петербургского университета Е. Ф. Рыбалко, крупного специалиста в области психологии развития. В ее трудах реализуется комплексный подход к изучению развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности. В работах Е. Ф. Рыбалко исследованы законы психического развития: гетерохронность, неравномерность, особенности установления связей между разными сторонами развития человека. Она изучала проблемы социализации детей, потенциалы развития взрослых, характер и факторы психического развития в разные периоды жизни, разработала теоретические подходы к изучению развития психики. Статья показывает роль Е. Ф. Рыбалко в исследованиях теоретического и практического аспектов психологии развития.

Скачать PDF

Жизненный путь личности как психолого-педагогический феномен

Баскакова Яна Анатольевна, Леванова Елена Александровна

Рассматриваются подходы к пониманию жизненного пути в психолого-педагогической литературе и смежных науках.

Скачать PDF

Судьба и жизненный путь человека в дискурсе философско-культурологических концептов

Солдаткин Владимир Евгеньевич

Рассматриваются концепты и концепции, объясняющие суть понятий «судьба» и «жизненный путь», взаимосвязь, сходство и различия этих понятий; предлагается авторское культурологически ориентированное определение жизненного пути.

Скачать PDF

Жизненный путь человека: определение и содержание понятия

Маляров Н.А.

В данной статье поднимаются вопросы междисциплинарного подхода в определении жизненного пути личности и его составляющих; рассматриваются предпосылки современной системы изучения времени жизни.

Скачать PDF

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович

Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы. Уделяется внимание «ленинградскому» и «московскому» периодам его жизни и научного творчества. Научная школа академика А.А. Бодалёва, созданная более полувека назад, изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Ученым создана принципиально новая наука акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. В работе подробно рассматриваются этапы развития научной школы А.А. Бодалева. Под руководством ученого начали свой путь в психологии многие известные ученые, он всемерно способствовал не только развитию психологии как науки, но и повышению ее статуса в обществе.

Скачать PDF

Профессиональное самоопределение как путь реализации активной позиции личности

Овсянникова С. Б.

Статья посвящена вопросам профессионального самоопределения студентов, обучающихся в государственных и негосударственных вузах. В работе освещаются вопросы активности личности, мотивация профессиональной направленности при выборе жизненного пути. На основе обобщенных результатов эмпирических данных охарактеризована целостная картина динамики профессио нального становления студентов в высших учебных заведениях, а также рассмотрены особенности профессионального развития будущих специалистов, обучающихся в учреждениях разного типа.

Скачать PDF

Коммуникативная методология психологической науки: возможный путь интеграции психологического знания

Мазилов В.А.

Предлагается концепция коммуникативной методологии, ориентированная на соотнесение различных психологических концепций и тем самым способствующая решению проблемы интеграции психологического знания. В основе концепции коммуникативной методологии лежит модель соотношения теории и метода в психологии . Данная модель представляет собой структурный инвариант, поэтому может быть использована в качестве основы для соотнесения психологических концепций. Предложен и описан вспомогательный аппарат коммуникативной методологии, приводится конкретная технология интеграции психологического знания, разработанная на основе коммуникативной методологии.

Скачать PDF

Профессиональное самоопределение студентов вузов как путь реализации активной позиции личности

Белых И.Л.

Статья посвящена вопросам профессионального самоопределения студентов, обучающихся в государственных и негосударственных вузах. В работе освещаются вопросы активности личности, мотивация профессиональной направленности при выборе жизненного пути. На основе обобщенных эмпирических данных охарактеризована целостная картина динамики профессионального становления студентов в высших учебных заведениях, а также рассмотрены особенности профессионального развития будущих специалистов, обучающихся в учреждениях разного типа.

Скачать PDF

Профессиональная карьера как путь личностного развития женщины

Котоманова Ольга Владимировна

Рассматриваются особенности профессиональной самореализации женщин, конкурентные качества женщин в процессе становления карьеры, характеризуется мужской и женский стиль управления, гендерная идентичность.

Скачать PDF

Путь во взрослую жизнь

Шепет Александр Васильевич

В статье раскрываются основы самоутверждения подростка с его возрастными особенностями и взрослой, сложной и противоречивой системой общественных отношений в коллективе суворовцев, связанных совместной деятельностью. Мои воспитанники поступают в училище в 11-12 лет. Им предоставляется возможность участия в педагогически организованной деятельности, создания «лидерского звена». Именно от того, как формируется потребность определения смысла жизни в данный период зависит будущее становление личности. Если выбор приоритетов и мотиваций формируется правильно и конкретизируется на верных основаниях, соответствующих личности субъекта, ему обеспечена радость постижения смысла взрослой жизни.

Как найти себя в этой жизни? Наверное, практически каждый человек хоть раз задавал себе этот вопрос. Конечно, хорошо тем, кто родился с каким-либо талантом: писателям, музыкантам, певцам, прирожденным банкирам, финансистам, артистам, поварам и операм, даже одаренным аферистам. У них с детства проявлялись тяга и способности к какому-либо делу, полезному (или вредному) для общества. И, постепенно совершенствуясь в нем, они (талантливые люди) достигали все больших успехов. А когда у нас что-то получается хорошо – это прекрасный стимул для того, чтобы совершенствоваться дальше в выбранном направлении.

Что такое гений? Мы все в курсе, что это талант плюс трудолюбие. Процентное отношение здесь сложно четко определить, но, чтобы добиться успеха и ощутить, что ты нашел свое призвание, одного таланта не хватит. Итак, давайте определимся. Как найти свой путь в жизни?

Шаг первый (он же самый важный): выбрать направление, по возможности - несколько направлений любой деятельности, к которой вы чувствовали расположение еще в детстве (причем надо вспомнить самое раннее детство, лучше детсадовское, чем школьное, т.к. в раннем возрасте на нас еще не наложило свой отпечаток пресловутое общественное мнение). Конечно, хорошо, если это будет все-таки что-то нужное людям: если вы ловко вытаскивали конфеты из кармана старшего брата, лучше выбрать для совершенствования профессию фокусника, а не вора-карманника. И вам хорошо, и люди будут благодарны. (И в полицию не заберут, кстати).

Шаг второй: научиться делать что-либо хорошо, затем очень хорошо, затем великолепно, а затем так, как не умеет больше никто.

А шаг третий, наверное, вам уже понятен из предыдущего текста: теперь надо приобретенное умение совершенствовать, то есть работать, работать и работать. Всю жизнь. Постоянно узнавать что-то новое, не останавливаться, не укладываться «почивать на лаврах».

Так жизнь перестает быть унылой чередой – работа-дом; будни, будни - редкий праздник, потому что работа для вас уже станет праздником. Когда вы увидите, почувствуете результаты, у вас появится радость, причем радость уже не только от результата, но и от процесса. Жизнь станет намного разнообразнее. Вы будете ждать наступления следующего дня, а не отмечать в календаре со вздохом очередной понедельник. Он (понедельник то есть) будет для вас не «черным» и не «тяжелым», а желанным. Причем интересно, что такой свою жизнь можно сделать не только тем, кто занимается своим делом, но и тем, кто, как принято говорить, ходит на работу (в офисной жизни, например, тоже немало разных аспектов и направлений для приложения сил).

Разумеется, человеку гениальному в выборе жизненного пути несколько проще (за него уже решила природа), а нам, «обычным» людям, труднее. Но ведь тем и интереснее! Выбрать то, что привлекает, что отвечает склонностям, характеру, а затем работать над совершенствованием выбранного по силам каждому из нас. Возможно, это и есть главная жизненная задача человека. Поэтому не стоит ждать, когда кто-то принесет на блюдечке успех и удачу, надо начинать искать свой путь в жизни, и не завтра, не с понедельника, а прямо сейчас.

Мы выбираем, нас выбирают . Человек живет не только настоящим, но и будущим. Его жизненные цели не ограничиваются одним днем. Особенно ощущается ширь жизненного горизонта в юности. То, что казалось привычным и даже слегка надоело - школа, уроки, все это не навсегда. Скоро останется позади школьный порог. За ним вас ждут разные пути. Многие уже сейчас задумываются, каким из них пойти? Будет ли этот путь светлым, даст ли он желанное благополучие, признание, радость? Как не ошибиться в этом выборе? Не последнее место в выборе жизненного пути принадлежит профессии. Попробуйте для себя составить перечень того, что вы ждете от будущей профессии. Он, скорее всего, будет включать следующее: найти дело интересное для себя и полезное для других, приличный заработок, уважение коллег, возможность раскрыть свои способности и дарования. Не так уж мало. А теперь попробуйте из этого списка вычеркнуть то, чем можно поступиться ради сохранения главного.

Хорошо тому, кто с ранних лет знает, какой профессии он посвятит себя. Так бывает по разным причинам. Кто-то продолжит семейную традицию. «Мои предки растили хлеб, и я буду заниматься этим». Кто-то с младенчества возится с деталями машин, разбирает и собирает их и получает от этого удовольствие. Третий мечтает о сцене, потому что в школьном драмкружке никто лучше не читает стихов или не исполняет роль. Четвертому и думать незачем. В городе или поселке есть один завод, на нем и предстоит трудиться.

Гораздо больше тех, кто не только на школьной скамье не знает, кем он будет, но и после школы долго и мучительно ищет себя. Сначала эти мысли отодвигаются: «Еще успею...», «Подумаю об этом завтра...», «Может быть, пойду в медицинское училище, как соседка по парте...» - и таких вариантов может быть множество. Но как ни оттягивай это решение - его не миновать.

Профессий на земле множество. Только в энциклопедическом справочнике «Мир профессий» их описано более 700, а в официальном классификаторе профессий рабочих и служащих - свыше 6000. Практически ежедневно появляются новые профессии. Как тут не допустить ошибки в выборе? Социологи, специалисты по вопросам развития и функционирования общества, полагают, что в вопросе выбора пути есть две стороны: выбирающая и выбираемая. Обычно больше внимания сосредоточивается на личности выбирающего. А вот подходит ли он той или иной профессии - этот вопрос не лежит на поверхности. А ведь почти все профессии предъявляют свои требования к будущему обладателю, его физическим и умственным способностям, психическому складу, характеру, темпераменту. Результат мысленного или реального столкновения мира профессии с целями, привычками, эмоционально-волевыми качествами и способностями выбирающего - вот что, собственно, и есть выбор.

Чаще всего человек выбирает такой путь, который ему понятнее, доступнее, сулит больше благ.

Что же необходимо для того, чтобы выбор максимально совпал с ожиданиями и возможностями человека?

Во-первых, необходима осведомленность о профессии. Чем больше вы о ней знаете, чем правдивее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Конечно, в любой профессии есть не только радости, есть и свой пот, свои тяжести и невзгоды. Информацию о профессиях можно почерпнуть в книгах и в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить и с теми, кто в этой профессии уже чего-то добился. Возможно и самому что-то попробовать еще до принятия окончательного решения.

Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов, специалистов по прогнозированию социальных процессов, которые полагают, что развитие производства приведет к тому, что в XXI в. придется не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Свободный выбор профессии и совмещение специальностей со временем могут стать нормальной практикой. Значит, важно не просто выбрать профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «Человек - техника», где главный ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «Человек - природа» предполагает в качестве ведущего предмета труда растения, животных или микроорганизмы; «Человек - знак» - здесь ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерный); области «Человек - человек» соответствуют в качестве предмета труда люди, группы, коллективы, общности людей; наконец, область «Человек - художественный образ» использует как ведущий предмет труда художественные образы, условия их построения.

В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А гарантий успеха, славы, почета и уважения простая принадлежность к профессии не дает. Само понятие престижной профессии часто и стремительно меняется. Мода на профессии преходяща. А профессиональный успех - удел тружеников. Проверить себя, убедиться в своем призвании можно только, если готов преодолевать неприятные стороны профессии, невзирая на трудности.

В выборе будущей профессии люди руководствуются одной из трех следующих стратегий: подражать, гадать или проектировать.

Чтобы верно самоопределиться в профессии, не стоит доверять доморощенному правилу «Где родился - там и пригодился». Сегодняшний мир профессий столь разнообразен и сложен, что лучше обратиться за помощью к профессионалам. В центрах занятости или профессиональной ориентации вам не только смогут дать информацию о профессиях, которые бывают, но и окажут помощь в определении области применения ваших способностей, причем не только тех, которые уже проявились, но и тех, что пока дремлют невостребованными.

Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, каковы у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, которые невозможно прикинуть на глазок. Эти качества специально выявляются на сложных установках.

С помощью специально разработанных опросников и тестов можно выяснить очень многое: основные свойства и тенденции личности, связанные с манерой поведения, отношением к окружающим, различными сторонами характера, самооценкой. Данные позволяют предсказывать реакции человека в повседневной жизни и сложных условиях; позволяют судить о том, насколько могут проявляться такие черты, как впечатлительность, склонность к волнениям, самообладание и другие.

За пределами профессии . Представим себе, что выбор профессии уже сделан. Можно ли считать себя удачливым, а жизнь состоявшейся? Вряд ли. В том-то и дело, что человек каждый день делает выбор не только на трудовом поприще. Многое в жизни зависит от знаний и профессионального мастерства. Многое, но не все.

В самом деле, разве мечтает кто-нибудь о том, что только работой будет ограничена его жизнь, что он проживет без друзей и близких, что никогда ничем, кроме профессии, не будет интересоваться. Вы скажете: «Что за нелепый сценарий жизни, кому такое будущее нужно?» Конечно, это утрированное предложение. Человеку мало признания в профессии. Ему нужно, чтобы «утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой».

О том, какое значение в жизни каждого человека имеют семья и семейные отношения, уже говорилось выше. Б. Пастернак в стихотворении «Свадьба» отмечает:

      Жизнь ведь тоже только миг,
      Только растворенье
      Нас самих во всех других
      Как бы им в даренье.

Кроме семьи, человеку на жизненном пути приходится участвовать во множестве групп, меняя в них свои роли. Человеку необходимо не просто участвовать во взаимодействии, а проявлять себя как личность.

Как же происходит становление личности?

Ученые полагают, что человеку присуща потребность быть личностью, т. е. включаться во множество отношений, быть представленным в жизнедеятельности других людей. Наряду с этим есть у человека и способности, позволяющие эту потребность удовлетворять. На протяжении жизненного пути человек проходит три основные фазы развития личности.

Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится «как все». Эта фаза может быть названа адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление).

Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для ее утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили ее индивидуальные особенности, признали и оценили их.

Третья фаза - интеграция (от лат. integratio - восстановление). Суть ее состоит в том, что человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам на благо других. Он становится частью целого - группы, общности, всего общества.

Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Неспособность преодолеть трудности периода адаптации чаще всего приводит либо к тому, что человек стремится уйти из такой группы или у него могут проявляться неуверенность в себе, робость, зависимость от лидера. Тот, кто задерживается на этой фазе, может оказаться аутсайдером (от англ. outsider - посторонний), своеобразным «гадким утенком».

Трудности на второй фазе вызваны тем, что человек излишне демонстрирует окружающим свои индивидуальные отличия, отвергаемые группой, и поэтому вероятно проявление агрессивности, замкнутости, завышенной самооценки и заниженной оценки других. Может быть, отсюда берется мрачность характера, озлобленность.

Успешное преодоление трудностей каждой из фаз дает возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности.

Выход из сложностей становления личности - в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.

В подростковом возрасте у человека появляется возможность включаться в разнообразные группы по интересам, занимая в разных группах разное положение и играя разные роли. Циклы развития личности у одного и того же человека могут протекать по-разному в разных группах. Положение (роль) человека в той или иной группе имеет значение для его личности. Один целиком уходит в учебу, добиваясь заметных успехов, другой - признанный лидер в спортивной секции или творческой студии, а кто-то оказывается лидером далеко не идеальной по своему поведению компании. Потребность быть личностью в подростковом возрасте приобретает характер обостренного самоутверждения, иногда выглядит не слишком привлекательно для взрослых, вызывает трудности и конфликты. Отчасти и в этом причины противоречий «отцов и детей». «Отцы», имея жизненный опыт, стремятся свои образцы поведения и отношений предложить как единственно верные, а «дети» стремятся совершать собственные ошибки, пробуют силы, самоутверждаются. В конце концов выбор остается за личностью, как и право на поступок, как и ответственность за него. Становясь личностью, человек приобретает все больше ответственности. Именно ответственность - качество взрослого человека.

В следующем разделе курса специально пойдет речь о механизмах ответственности человека перед другими людьми, обществом, государством, самим собой.

    Основные понятия

  • Выбор жизненного пути.

    Термины

  • Адаптация, индивидуализация, интеграция.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем определяется выбор профессии или профессиональной направленности?
  2. Какие основные типы профессий существуют? Охарактеризуйте каждый из них.
  3. Как вы понимаете смысл основных стратегий выбора будущей профессии: подражать, гадать или проектировать? Какая из них предпочтительна? Ответ аргументируйте.
  4. В чем суть процесса становления личности?
  5. Какие фазы проходит процесс личностного становления?

Задания

  1. Составьте для себя схему-модель выбора профессии. Нарисуйте правильный восьмиугольник, вершины его обозначьте начальными буквами факторов, влияющих на выбор:
    1. позиция старших членов семьи (ПС);
    2. позиция товарищей, подруг, сверстников (ПТ);
    3. позиция учителей (ПУ);
    4. личные профессиональные планы - главная цель, запасные варианты (ЛПП);
    5. способности (Сп);
    6. уровень притязаний на общественное признание (УП);
    7. информированность (Инф);
    8. склонности или интересы (Скл)

      Обдумывая свой профессиональный выбор, используйте эту наглядную схему, чтобы не забыть о важнейших факторах, влияющих на этот выбор. Важно, чтобы все стороны восьмиугольника были согласованы между собой.

  2. Обсудите в классе суть основных ошибок при выборе профессии:
    • Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий.
    • Предрассудки чести (ложные, необоснованные представления о профессии и ее престижности).
    • Выбор под прямым или косвенным влиянием товарищей («за компанию»).
    • Перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию.
    • Увлечение внешней или частной стороной профессии.
    • Отождествление школьного предмета с профессией.
    • Незнание или недооценка своих личных качеств, особенностей характера.
  3. Определите, какой приоритет ценностей соответствует вашей точке зрения: «Человек живет, чтобы работать» или «Человек работает, чтобы жить».
  4. Обоснуйте ваше мнение по поводу высказывания В. Г. Белинского: «...будем плотниками, будем слесарями, будем фабрикантами; но будем ли людьми - вот вопрос!»

О правильном выборе жизненного пути задумываются не только те, кто только-только начинает самостоятельные шаги по дороге жизни, но и проделавшие уже весьма значительный ее отрезок. Кто-то понял, что идет не туда, кого-то манят боковые тропинки, показывая иные возможности для реализации своих дарований… Как быть? Как определить, какая дорога правильная для тебя? Как понять, каков Промысел Божий о тебе? Что делать для того, чтобы дорога жизни открылась в ясной перспективе? И кто может помочь, если ты на распутье?

Свои советы дают пастыри Русской Православной Церкви.

Господь открывает Свою волю тем, кто живет по Его воле

Игумен Нектарий (Морозов):

– Ни один человек не является на свет просто так, в результате стечения каких-то случайных обстоятельств. Каждый из нас вызван к бытию волей Божией. Можно сказать, что еще прежде существования мира, прежде существования всей этой Вселенной каждый из нас в замысле Божием уже присутствовал. И, следовательно, в отношении каждого из нас был некий Божественный план. И, безусловно, Господь хочет, чтобы мы этот план в своей жизни исполнили, чтобы каждый из нас настолько, насколько это возможно, жил жизнью полноценной, жизнью счастливой. И реализовал все те таланты, которыми Господь нас наградил.

Следовательно, нам остается во всем довериться Ему и просить Его о том, чтобы Он нам этот путь указал. Конечно, человек может сказать: «Вот, я молюсь Богу, прошу Его, чтобы Он этот путь открыл мне, а ответа не получаю. Почему?» Всегда на этот вопрос есть ответ, и ответ очень простой, который, тем не менее, понимается очень сложно. Когда человек стремится исполнять волю Божию во всем, в чем она очевидна, то Господь открывает ему Свою волю в тех ситуациях, когда она кажется сокровенной. Если человек очевидную волю Божию не исполняет, то она от него тем паче скрывается в какие-то такие моменты, когда нам особенно необходимо ее знать. И ответ, действительно, получается очень ясный: если ты стремишься исполнять волю Божию каждый день в повседневной своей жизни, то Господь обязательно тебе ее откроет тогда, когда тебе особенно будет нужно ее узнать, и в том числе укажет тебе твой путь.

И еще один момент: когда мы Бога о чем-то просим, то мы при этом нередко таим в себе такую мысль: «Вот, Господи, я прошу о том-то и о том-то, но на самом деле хочу, чтоб было так-то». Я прошу, чтобы Господь мне Свою волю открыл, но при этом у меня есть четкое представление о том, что мне самому угодно. А нужно от этого отказываться и предлагать себя Богу как бы совершенно обнаженным от всяких пожеланий и говорить: «Господи, как Тебе угодно, так пусть и будет». И при этом понимать, что на самом деле то, что Богу угодно, нам может быть совсем не угодно и что мы даем Богу свободу сделать с нами, что Он захочет, а это может быть для нас и трудно, и неприятно, и даже больно, и мучительно.

Но есть и иное, о чем необходимо помнить: если мы всё это понимаем и об этом просим, Господь не просто нам Свою волю открывает, но еще и помогает ее исполнить, и Сам выстраивает всю нашу жизнь. И путь к этому лежит через доверие – то, которое так трудно дается и столь необходимо.

Выбирая путь, надо иметь и решимость следовать по нему

Игумен Лука (Степанов):

– При выборе своего доброго пути надо, прежде всего, учесть решимость своего произволения остаться на этом пути необратимо! Об этом и молиться надо, чтобы явилась в сердце ясность того, к чему клонится сердце. Это может быть видно и из минувших успешных опытов встреч с этим служением, и из сердечного воодушевления при изучении возможных перспектив твоего постепенного восхождения к совершенству в нем.

Профессия может не совпадать с призванием,
но давать средства для его осуществления

Иеромонах Димитрий (Першин):

– На этот вопрос у меня нет ответа, кроме общих соображений о том, что

1. профессия не должна противоречить заповедям (киллер, порноактер и т.п. не имеют ничего общего с тем, из чего мы можем выбирать). То есть прежде, чем делать выбор положительный, хорошо бы сразу отсечь все недолжное;

2. профессия может не совпадать с призванием, будучи средством для осуществления последнего. Скажем, человек может зарабатывать деньги, будучи бизнесменом, но душу свою вкладывать в создание галереи, впоследствии получившей название Третьяковской;

3. случайность – это псевдоним Промысла, и если у вас появляется незапланированная возможность получить какие-либо навыки, изучить какой-либо язык, принять участие в каком-либо хорошем деле (не в ущерб иным делам), лучше попробовать. Потому что из этих вроде бы случайных опций может произрасти древо жизни, весьма отличное от того, что мы спроектировали сами себе;

4. в некоторых случаях наша профессия дается нам для того, чтобы мы перешагнули через нее и пошли дальше. О том, как это бывает, повествует предсмертное и совсем небольшое по размеру повествование Толкина «Лист кисти Ниггля», или «Лист работы Мелкина» – в зависимости от перевода на русский язык.

Советоваться с духовником надо правильно

Протоиерей Александр Ильяшенко:

– Если речь о сомнениях, правильно ли выбрана уже имеющаяся профессия, то вспомним, что в народе говорят: «От добра добра не ищут». Работа у тебя есть, ты ею доволен, ну и слава Богу. Как говорится: «Лучшее – враг хорошего». Имеешь – и имей и благодари Бога.

Если ты в начале пути, кончил школу, институт, выбираешь свою дорогу в жизни, то, конечно, это важнейшая и сложнейшая проблема, но для человека церковного она разрешается в чем-то легче, потому что можно посоветоваться с духовником. Конечно, надо советоваться и с родителями. И молиться, искать. Духовнику тоже надо предлагать варианты, а не так: «Скажите, батюшка, чем мне заниматься?» – «А чем ты хочешь заниматься, к чему у тебя душа лежит?» – «Нет, вы мне, батюшка, скажите!» Так, может быть, можно обращаться, если это действительно духоносный старец, которому Господь открывает Свою волю. Но есть ли сейчас такие старцы? Как-то Господь их скрывает от нас, а, может быть, мы просто не знаем этих замечательных людей, потому что мир ведь держится молитвами праведников и никогда праведники у Господа не оскудеют. Другое дело – как старца найти…

Ну, а если ты сам к чему-то определенному пока склониться не можешь, то думай, молись, советуйся, ищи варианты, и если вариантов несколько, выбирай из них лучший, тот, что тебя больше всего привлекает. Допустим, там интереснее работа, зато в другом месте больше платят. Ты должен понять, что для тебя важнее. И хотя, может быть, тебя привлекает интересная работа, но у тебя семья, надо ее содержать, важен заработок, пусть и на «скучной» работе, что же поделать… Или, наоборот, ты видишь, что работа такая интересная, ты так к ней горишь, и есть вероятность, что ты через какое-то время добьешься успеха и у тебя будет материальное благополучие… «За» и «против» масса, их нужно взвесить и, конечно, обсуждать с людьми, которые тебя любят, знают, о тебе молятся и тебе помогают. Тогда ты найдешь правильное решение.


Человек должен заниматься тем, что ему по душе

Протоиерей Константин Пархоменко:

– Глубоко убежден, что человек должен заниматься тем, что ему по душе. Земная жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на неинтересную для нас деятельность, если, конечно, вы не глава большой семьи и попросту должны ее суметь прокормить. Но и в этом случае можно искать что-то по душе.

К выводу о том, что нужно заниматься тем, чем хочется, приходят люди, узнавшие, что у них… смертельный (или страшный) диагноз. Мне приходилось встречаться с подобным много раз. Только человек, которому сообщили, что у него, например, онкология, вдруг говорит себе: стоп! а чего это я продаю колбасу, если всю жизнь мечтал заняться фотографией?! или всю жизнь я хотела петь, так почему же не научиться теперь?!

И эти люди занимаются любимым делом. И частенько выздоравливают или получают поддержку в болезни, потому что деятельность, которая нравится, – огромный потенциал и ресурс, благодаря которому все существо человека восстанавливается и чувствует себя лучше. И я думаю, что, похоже, человек в подобных обстоятельствах интуитивно чувствует, что ему нужно для выживания.

Христианину, конечно, легче, чем неверующему, сделать правильный выбор.

И вот почему.

Первое: мы понимаем, что есть вечность, поэтому приобретение, зарабатывание не могут быть для нас самоцелью. Уже одно понимание этого – стимул заниматься тем, чем хочется, а не чем-то более выгодным.

Второе: христианин знает (из Священного Писания), что каждому из нас Бог отмерил свои таланты и дарования. И каждый может служить Церкви по-своему. Об этом прекрасно сказал апостол Павел: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12: 4–11).

Только задумайтесь: каждый из нас имеет свои дарования, и это – от Бога! Как дивно, что мы можем реализовывать тот драгоценный потенциал, который дал нам Бог, и все это на пользу Телу Христову – Церкви и во спасение нам!

Поэтому нужно прислушаться к себе и попытаться определиться, чем хочется заниматься, к чему лежит душа. И пробовать себя. Даже если не угадаешь с первого раза, то я не вижу в этом ничего страшного.

Выбирая жизненный путь, всмотрись в свое сердце

Священник Валерий Духанин:

– Пожалуй, выбор жизненного пути – один из самых непростых и мучительных. Еще в младших классах школы дают писать сочинение на тему: «Кем я собираюсь стать». Но душа, как правило, мечется от одного к другому на протяжении многих лет. Например, я долгое время хотел стать следователем, раскрывать преступления, а в итоге стал священником, и теперь в каком-то смысле преступления приходится тоже раскрывать, точнее – люди сами раскрывают на исповеди свои грехи, а моя задача не сажать впавших в духовные преступления, а, наоборот, помочь им обрести подлинную свободу сердца.

Самое главное, что лично я посоветовал бы, – это выбирать профессию не по принципу «сколько заплатят», а по принципу «насколько это вдохновляет и радует». Если искать работу только ради заработка, ты никогда не будешь доволен. В нашей испорченной душе нет четкого критерия обеспеченности. Опыт показывает, что, сколько бы много человек ни стремился заработать, ему всё равно хочется большего. На самом деле более богат тот, кто менее других привязан к деньгам, кто менее всего зависит от их накопления.

Работа должна радовать, доставлять удовольствие. Поэтому предложу самый элементарный совет: подумай, а тебе, собственно, чем нравилось бы заниматься? Вот и попробуй этим овладеть.

К выбору профессии надо подходить так же, как и к выбору спутника жизни. Чтобы не ошибиться, важно почувствовать в сердце родство, что это именно твое, соответствующее твоему внутреннему миру, родное твоему сердцу. Тогда можно заранее избежать ненужных ошибок.

Есть и такое понятие, как призвание. Господь в душу каждого человека вложил какие-то дары. Ведь кто-то призван стать хирургом, а кто-то педагогом, кто-то военным, а кто-то певчим на клиросе приходского храма. Призвание мы можем распознать как особый внутренний зов, который подсказывает, к чему стремиться и что искать, и сопровождается особым творческим вдохновением. Это новое осмысление жизни, когда появляются ориентиры и ты пытаешься достичь вдруг возникшую важную для тебя цель. Это внутренний голос, который надо услышать, а для этого необходима чуткость к тому, что происходит внутри.

Вот важно всмотреться внутрь собственного сердца, вслушаться в его внутренний зов. И выбор жизненного пути пусть соответствует поиску сердца, тогда этот выбор будет не угнетать, а питать и укреплять душу.

Иногда человек всё равно теряется и не знает, какой шаг предпринять. По крайней мере, мы можем молиться, чтобы Господь вразумил, просветил и Сам направил нашу жизнь ко благу. Спаситель говорил: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7: 7). Главное – не сидеть сложа руки. Кто ничего не ищет, тот ничего и не найдет, а кто ищет, тот найдет непременно. Господь слышит молитвы ищущих людей и всегда помогает им.

Человек не узнает волю Божию, если не будет действовать


Священник Димитрий Шишкин:

– Одно можно сказать: человек не узнает волю Божию, если, во-первых, не будет всем сердцем искать исполнения Божией воли, а во-вторых, если он не будет действовать. Ошибки не страшны. Именно ошибки, а не сознательные грехи. Потому что когда человек действительно ищет исполнения воли Божией и действует – Господь находит возможность открыть человеку, в чем он прав, а в чем ошибается, в чем нужно расти и утверждаться, а что оставить. Более того, возможно, и другого-то пути нет. И когда человек ищет опытного духовника, чтобы спросить у него волю Божию о себе, – это хорошо, конечно, и правильно, но и тут многое зависит от веры самого человека, от напряженности его молитвы. Потому что если человек настроен серьезно и молится с верой – Господь обязательно откроет ему Свою волю, а если он пребывает в беспечности и расслабленности – то никакой старец, даже действительно духоносный, ему не поможет.

Жизнь – это творческий процесс, и Господь хочет, чтобы мы жили полной, творческой жизнью, все силы употребляя на то, чтобы избегать греха и творить сознательно заповеди Божии. Вот если есть такой настрой, то чем бы мы ни занимались – Господь обязательно поможет нам найти свое место в жизни, выйти на свою дорогу.

Главное – оставаться христианином

Священник Леонид Кудрячов:

– Стоя на распутье, нужно, в первую очередь, утвердиться в решении, что по выбранной дороге ты пойдешь, как христианин. В первую очередь ты будешь христианином, во вторую – врачом, или юристом, или спортсменом. Нужно хорошенько взвесить и оценить: сможешь ли ты выдержать эту расстановку приоритетов? Не поглотит ли спорт, или бизнес, или еще что-то твои христианские убеждения? Не будешь ли ты вынужден в рамках своей профессиональной деятельности поступать вопреки заповедям, как делают это, скажем, врачи, осуществляющие аборты.

Главное – посоветовавшись, подумав, помолившись, принять решение самостоятельно.

А еще существует немало свидетельств, когда люди шли на кардинальное изменение своего образа жизни, когда осознавали, что что-то идет не так. И у них получалось! Был бизнесменом – стал художником. Был строителем – стал животноводом. Был животноводом – стал священником! Кто не ошибается? Правильно: тот, кто ничего не делает.

Подготовил послушник Никита Попов



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: