Картотека (младшая группа) на тему: Пальчиковая гимнастика. План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Организованная образовательная деятельность по речевому развитию

Пальчиковая гимнастика. «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ» Сидит белка на тележке, Продает она орешки. (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)

ПРОФЕССИИ. ПРОДАВЕЦ

ПРОДАВЕЦ

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрешки расписные,

Есть машинки заводные,

Золотые рыбки

И всем нам - по улыбке.

В. Степанов

Наш дворец для всех открыт! -

Продавщица говорит.-

Он наполнен чудесами,

Вы на них взгляните сами.

Посмотрите на витрины:

Тут и звери, и машины,

Тут и куклы в платьях модных -

Выбирайте, что угодно!

Вот на выбор сто мячей,

Этот мяч пока ничей.

Желтый, красный, голубой -

Покупай, бери с собой.

А. Кардашова

Загадки

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»


В магазин везут продукты,

Но не овощи, не фрукты.

Сыр, сметану и творог,

Глазированный сырок.

Привезли издалека

Три бидона молока.

Очень любят дети наши

Йогурты и простоквашу.

Это им полезно очень,

Магазин же наш... (молочный).

Ну а в этом магазине

Крендель, булки на витрине,

С отрубями хлеб лечебный.

Магазин зовется... (хлебный).

У метро - стеклянный дом.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный.

(Овощной магазин)

Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить -

Сумку мы с тобой берем

И на улицу идем.

Мы проходим вдоль витрин

И заходим в... (магазин).

Н. Нищева


Игра

«В УНИВЕРМАГЕ»

Развитие слухового внимания

Воспитатель объясняет, что каждый герой покупает предметы только одного цвета. На наборное полотно выставляются картинки с изображением героев и их покупок.


В универмаге встретил я

Осла, козу и кошку.

Они купили красный мяч

И желтую гармошку.

Зайдя в другой, увидел я

Осла, козу и белку.

Они купили красный плащ

И белую тарелку.

Зашел я в третий, встретил там

Опять осла и кошку.

Они купили в этот раз

Лишь желтую матрешку.

Мне срочно нужен твой совет,

Задумайся немножко.

Скажи, какой любимый цвет

У белки и у кошки

И кто не сделал ни одной

Покупки в магазинах,

Поскольку не было, увы,

Товаров ярко-синих.

Н. Разговоров



Чистоговорка

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои.

Диалог

«ВЕСЕЛЫЙ МАГАЗИН»

Открываем магазин,

Продаем продукты.

Покупает крокодил

Овощи и фрукты.

Сколько стоит кабачок?

Кабачок? Пятачок.

Дайте два кабачка.

Дайте два пятачка.

В магазин пришли с работы

Покупатели-еноты

Покупать у продавца

Два соленых огурца.

Говорит продавец:

Две копейки огурец!

Дайте нам по огурцу!

Заплатите продавцу.

Очень важной частью работы по оздоровлению детского организма являются пальчиковые игры.

В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются динамические движения.

Игры эти эмоциональны и увлекательны.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями; пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ладошка - кулачок- ребро»

Называю, во что должна превратиться ручка, и выполняем. Когда дети научились справляться одной ручкой, мы пробуем делать упражнение двумя руками одновременно.

«Пальчики - здороваются»

На счёт «раз-два-три-четыре-пять» соединяют пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и тд.

«Человечек»

Указательный и средний пальцы правой, а затем левой руки бегают по столу. А если выполнять двумя ручками сразу, то получатся «Перегонки».

«Деревья»

Поднимаем обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

Осенью ветер северный подул и все листья сдул (пошевелить пальцами и подуть на них).

Дождик стал по ним стучать: кап-кап-кап (постучать пальцами по столу).

Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперёд назад).

Одеялом их накрыл (ладошки крепко прижать к столу).

«Семья»

Сгибаем ручки в кулачок, а затем по очереди разгибаем пальчики, начиная с большого: «Этот пальчик-«дедушка», этот пальчик «бабушка», этот пальчик «папочка», этот пальчик «мамочка», этот пальчик «я». Вот и вся моя семья».

«Замок»

На двери висит замок. (Попросить малыша сжимать ладонь в кулачек)

Кто его открыть бы мог? (Кулачки поворачивать в разные стороны)

Повертели, покрутили, (Тихонько стучать по кулачкам)

Постучали и открыли. (Попросить ребенка разжать кулачки)

«Капустка»

Мы капустку рубим, рубим. (Вместе с ребенком ударяйте ребрами ладоней по крышке стола)

Мы морковку трем, трем. (Сожмите руки в кулачки и трите ими друг о друга)

Мы капустку солим, солим. (Делайте движения, имитирующие посыпание солью)

А потом все жмем, жмем. (Сжимайте и разжимайте кулачки)

«Паучок»

Паучок бежал по ветке, (Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)

А за ним бежали детки.

Хлынул дождик: ой – е – ей! (Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)

Смыло паучков водой. (Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)

«Как живешь? »

Как живешь?

Вот так! (Воспитатель сжимает кулак и поднимает большой палец вверх)

А плывешь?

Вот так! (Вытягивает руки вперед, прижав пальцы друг к другу, и совершает круговые движения кистями)

Машешь вслед?

Вот так! (Машет кистями рук)

Ждешь обед?

Вот так! (Подпирает кулаком подбородок)

А шалишь?

Вот так! (Надувает щеки и ударяет по ним ладонями)

«Наш малыш»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш. (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого)

«Цепочка»

Пальчики перебираем

И цепочку получаем. (Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев)

«Зайка и барабан»

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам – трам – трам. (Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу)

«Апельсин»

Мы делили апельсин, (Пальцы обеих рук сложить образуя шарик: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

Много нас, а он – один, (Кулачки поочередно сжимаем и размижаем)

Эта долька для чижа, (Пальчиками правой руки обхватить большой палец левой руки в кольцо и покрутить)

Эта долька для ежа, (Пальчиками правой руки обхватить указательный палец левой руки в кольцо и покрутить)

Эта долька для зайчат, (Пальчиками правой руки обхватить средний палец левой руки в кольцо и покрутить)

Эта долька для бобрят, (Пальчиками правой руки обхватить безымянный палец левой руки в кольцо и покрутить)

Эта долька для бельчат, (Пальчиками правой руки обхватить мизинец левой руки в кольцо и покрутить)

А для волка – кожура. (Руки приложить к голове и покачать)

Беда – разбежались кто куда. (Изобразить бегущие пальцы по ножкам)

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке (Попросить ребенка подпереть голову кулачком)

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке, (Малыш загибает пальчики)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку. (Кулачок малыша сжат)

«Новый дом»

Чтобы дом построить новый, (Изобразить руками крышу домика)

Запасают тес дубовый, (Попросить малыша загибать пальчики на своей ручке)

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом…

Начинают строить дом.


Дети не могут определиться с ведущим для игры или выбрать один предмет из нескольких? Научите их весёлой считалке «Ехал Лунтик на тележке»!

История считалки «Ехал Лунтик на тележке»

Считалки - форма детского фольклора. Ребятишки с незапамятных времён использовали в играх короткие ритмичные стишки и песенки. Чтобы проще было определиться с каким-либо выбором, дети проговаривают считалочки.

Считалки используются в игровой детской деятельности с давних времён

Популярная у детей считалка «Ехал Лунтик на тележке» имеет исторический источник. Это современная версия русской народной потешки «Сидит белка на тележке». Потешки читает малышу мама, используют их и на занятиях в ясельной группе детского сада.

  • Сидит белка на тележке,
    Продаёт она орешки:
    Лисичке-сестричке,
    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заиньке усатому,
    Кому в зобок,
    Кому в платок,
    Кому в лапочку.

Потешка «Сидит белка…» - первоисточник считалки про Лунтика

В игровой опыт детей постарше текст про белочку и тележку вошёл с изменениями. Дети переделали на свой лад знакомый сызмала стишок:

  • заменили белку на любимого мультперсонажа Лунтика,
  • добавили юмористические элементы.

В отличие от потешки про белку, считалка «Едет Лунтик» смешная. Когда дети первый раз слушают этот стишок, они искренне веселятся. А то, что вызвало положительные эмоции, ребята стремятся запомнить и повторять в играх.

Лунтик сам по себе забавный персонаж, а считалка про него ещё смешнее

В каких ситуациях использовать считалку про Лунтика

Примеры использования считалки «Едет Лунтик на тележке»:

  • Дети собираются играть в салки/прятки/казаки-разбойники, и никто не хочет быть ведущим.
  • Дети спорят, во что сыграть или чем заняться.
  • Ребёнок затрудняется в выборе: съесть яблоко или грушу, нарисовать розовый цветок или голубой, надеть панамку или кепку.

Важно! Если внутри группы или двое детей между собой не могут договориться о чём-то, то рекомендуется ставить условие для жеребьёвки считалкой: «Посчитаем, в какую игру будем играть сначала, а в другую сыграем после».

Был случай. Мои дети 5 и 6 лет спорили: дочь хотела сыграть в домино, а сын - в настольную бродилку. Я предложила посчитаться на «Едет Лунтик». Выпало, что играть будут в домино, и на лице сына отразилось такое безмерное расстройство. В подобной ситуации необходимо оговаривать, что оба варианта возможны и хороши, определять считалкой будем только последовательность игр.

Считалка «Ехал Лунтик» станет позитивным решением детских споров

Варианты считалок про Лунтика

Особенность детского фольклора - в разнообразии вариантов. Дети меняют или дополняют текст по своему вкусу. При этом сохраняется ритм считалки, рифмовка и простой сюжет.

Начало считалки про Лунтика сохраняется во всех вариантах. Меняется форма глагола - «едет Лунтик», «ехал Лунтик».

  • Ехал Лунтик на тележке,
    Раздавал он всем орешки.
    Кому два, кому три -
    Режиссёром будешь ты!
  • Едет Лунтик на тележке,
    Раздаёт он всем орешки.
    Кому два, кому три -
    А водить-то будешь ты!

Длинные варианты считалки про Лунтика:


Летом на даче дети играли с друзьями. Как-то вечером дочка прибежала в дом и закричала: «Мама! Стеша рассказала продолжение про Лунтика!» И протараторила знакомую считалку с окончанием «А жена на лавочке кушает козявочки». Какой восторг у ребёнка вызвало открытие того, что у стишка есть продолжение, да ещё и такое смешное. Мне про съедобные козявочки не нравится. Предлагала дочке подобрать свой вариант в рифму: «продаёт булавочки/галочки/палочки». Ни в какую, Лунтик и козявочки - хит у дошколят.

Считалочки приносят хорошее настроение и сплачивают детский коллектив

Видео: мальчик рассказывает считалку про Лунтика

Забавная считалка «Ехал Лунтик на тележке» обогатит игровой опыт детей и создаст хорошее настроение!

Пошёл котик по дорожке,
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

А где наши ручки?

А где наши ручки?
А вот наши ручки.
А где наши ножки?
А вот наши ножки.
Ну а вот у Мишки нос
весь козюльками зарос.
Ну а это что? Живот.
Ну а вот у Мишки рот.
А вот это глазки
А вот это ушки
А вот это щечки -
мягкие подушки.
Покажи-ка язычок
Пошекотим твой бочок.
Ай люли люли люли
Мишку маме принесли.
Мишка маааааленький
Мишка маааменькин.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Утро настало

Утро настало. Солнышко встало.
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- Вставай, Сиротка!
- И Крошка-Митрошка!
-Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.

Водичка

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ладушки

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше - два, Паше - два,
Ване - два, Тане - два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!

Этот пальчик хочет спать

(Загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

Пальчик толстый и большой

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик - самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Этот пальчик в лес ходил

В этом домике пять этажей

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Ходит конь по бережку

Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то - бряк, бряк, бряк!
Золотые они - звяк, звяк, звяк!

Сорока-ворона

(Водим пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!

Кисонька-мурысенька

Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
-Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!

Ладушки-ладошки

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).

Кашку варили
Ложечкой мешали
Куколку кормили
Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

Кулачки сложили
Кулачками били
Тук-тук тук да тук
Тук-тук тук да тук (стучать кулачками друг о друга)

Расти, коса, до пояса

Расти, коса, до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: