Развитие зрительного восприятия детей раннего возраста. Развитие восприятие в раннем возрасте

Каждая мама хочет быть ближе к своему новорождённому ребёнку. Желает видеть и слышать его постоянно. Это естественно. В этом поможет слинг для новорождённых. Что это такое, их виды и какой лучше? Почему не все слинги одинаково полезны для новорождённых?

Может ли грудничок без слинга?

Разберёмся сначала с термином «новорождённый ребёнок». Новорождённым считается малыш в возрасте от 0 и до 1 месяца. Ребёнка в возрасте от 1 месяца и до года называют грудным. В этой статье будем говорить о детях от 0 месяцев и до года, т. е. о новорождённых и грудных.

Слинг нужен в первую очередь родителям. У мамы всегда стоит такая задача - ребёнка надо куда-то деть. Она пытается его поместить в коляску, чтобы он в ней гулял. Но иногда так случается, что он там сидеть не хочет и мама теряется. То ли брать на руки, то ли отдавать бабушке, то ли оставить в коляске.

Если она решает, что она будет брать его на руки, то она начинает искать для себя какой-то приемлемый способ переноски. Чтобы не просто было удобно и руки свободны, но также чтобы не болели плечи и спина. И в то же время, чтобы ребёнку невредно.

Сегодня есть такие суперштуки, которые называются слинги.

Их великое множество. Разные модели, конструкции, производители. Будем отталкиваться от возраста ребёнка.

Выбор слинга по возрасту

Сначала распределим виды слингов по возрастам, а затем разберём каждый подробно.

В зависимости от возраста применения слинги бывают:

  • – от 0 и до 3 месяцев.
  • – с рождения.
  • – с 4 месяцев.
  • Эрго-рюкзак, слинг-рюкзак – с 5 месяцев.

Слинг с кольцами и слинг-шарф - это именно те два вида слингов, которые можно использовать с первых дней новорождённых деток. Это связано с тем, что только эти два вида предполагает буквально точечную регулировку по позвоночнику ребёночка, по его спинке.

Есть возможность отрегулировать вручную каждый сантиметр. Насколько сильно натянут слинг вверху, посередине, внизу, по бёдрам, плечевому поясу. То есть можно руками регулировать каждый сантиметр намотки, контролировать и чувствовать.

Слинги для новорождённого не задают положение ребёнка, а мы сами задаём его. Позиция малыша первична и только потом слингом уже, мы как бы облепливаем ребёночка по сформированному физиологическому положению.

Начиная с 2–3 месяцев, масса ребёнка даёт о себе знать и маме уже тяжело переносить его на одном плече.

Вес грудничка будет распределён между плечами, поясницей и спиной. Маме будет гораздо легче.

Примерно с 12 месяцев лучше использовать эрго-рюкзак, май-слинг или фаст-слинг.

Ребёнок начинает ходить. Слинг требуется редко, на время отдыха крохи.

Слинг с кольцами для новорождённого

Представляет собой отрезок материи. С одного конца в ткань вшиты металлические или пластиковые кольца. В кольца фиксируется вторая сторона ткани. Одевается на плечо.

Для переноски обычно используют положение «колыбелька».

Слинг с кольцами прост в применении. Как раз для мам с новорождёнными детьми. Он переносит всю нагрузку ребёночка вам на одно плечо, поэтому обязательно чередуем плечи.

На прогулку мы идём на одном плече, с прогулки - на другом плече. Либо первую половину дня носите ребёночка на одном плече, вторую половину дня - на другом плече. Выбирайте как именно это чередовать, но делать это нужно обязательно. Важно не только для вас, но и для правильного формирования мышечного корсета спины малыша.

Позволяет на ходу регулировать положение ребёнка. Во время использования легко достать малыша или положить обратно. Можно перенести младенца в кроватку и не разбудить.

Нагрузка на одно плечо мамы является недостатком этой переноски.

При выборе слинга с кольцами пристальное внимание обратить на кольца. Это очень важная часть конструкции. Проверьте прочность колец руками на изгиб и растяжение.

Кольца должны быть большими: металлические – около 8 см и пластиковые – около 10 см в диаметре.

Слинг-шарф для новорождённого

Представляет собой отрезок ткани размерами до 0,7 х 6 метра.

Этот вид переноски предполагает симметричное положение. Здесь не нужно чередовать плечи. Можно применять все основные намотки. Нагрузка распределяется равномерно на плечи, спину, бёдра.

Трикотажные слинги-шарфы

Для самых-самых маленьких детей нужно использовать трикотажные слинги-шарфы. Они тянутся. В отличие от тканных, которые не растягиваются ни по ширине, ни по длине.

Трикотажные слинги создаются не на ткацких станках, а на вязальных машинах. Они предназначаются для новорождённых и недоношенных деток.

Чем старше малыш становится, тем он тяжелее. Чем тяжелее ребёнок, тем больше растягивается трикотажное полотно, провисает под весом малыша. Таким образом, не настолько хорошее идёт натяжение по спинке ребёнка и притягивание к маме.

Трикотажный слинг предполагает намотку, которая называется «крест под карманом». Это такая намотка, при которой переноска одевается на маму полностью вплотную. И в готовую намотку помещаем малыша. Если нужно вытащить ребёнка, мы его достаём, слинг остаётся на маме, перематывать не надо.

Летом в трикотажном слинге жарко и он душный. Тканный намного больше пропускает воздух.

Май-слинг и фаст-слинг

Обычно май используют с 3–4 месяцев, однако некоторые конструкции подходят для детей с рождения. Это быстрый и простой в самостоятельном освоении слинг.

Вот пришло лето, стало жарко и вы понимаете, что у слинга-шарфа плотная, тёплая ткань. Ещё плюс три слоя на ребёнке и ребёнок телом к телу мамы.

Когда на улице уже за 20–25 градусов и становится жарко, рекомендуется использовать тонкий и лёгкий май-слинг. Он будет продуваемым и в нём совершенно нежарко.

Май-слинг отличается конструктивно от слинга-шарфа. Он более жёсткий и ребёнок в нём уже себя чувствует по-другому, он совершенно по-другому носится.

У ребёнка может быть адаптационный период. Малыш может плакать или вырываться. Но постепенно и мама и ребёнок привыкают и получают только удовольствие от использования.

Ткань май и фаст-слинга очень прочная, они рассчитаны для довольно взрослого возраста. Могут выдержать ребёнка с больши́м весом. Производители пишут, что можно использовать этот слинг до тех пор, пока он вам вообще нужен.

Можно ли эрго-рюкзак и слинг-рюкзак

Классический эрго-рюкзак представляет собой широкий, жёсткий пояс. От этого пояса отходит спинка рюкзака и от спинки отходят лямки.

Что касается возраста малыша. Идея в том, что рюкзак - это такой же слинг и правила слинга должны соблюдаться: правильное положение ножек ребёнка и плотное притягивание к маме – снять нагрузку с позвоночника.

Притянуть к себе можно регулировочными лентами. И вот здесь есть момент с возрастом. Когда мы притягиваем малыша этими лямками, создаётся натяжение в районе изгиба поясницы. Если малыш у нас ещё не сидит и этот поясничный изгиб не сформирован, то давление будет излишним!

Если ваш ребёнок ещё не сидит самостоятельно, то применять эрго-рюкзак не рекомендуется.

У каждого эргономического рюкзака есть определённая выкройка спинки, которая имеет форму улыбки. Эта форма предполагает соответствие попе малыша. Естественно, попы у всех разные и эта форма может не подойти конкретно вашему ребёнку. Поэтому перед покупкой надо померить разные слинг-рюкзаки и выбрать тот, который подходит именно вашему малышу.

У выкройки рюкзака есть всевозможные вставки, швы, молнии, карманы. Т.е. это не просто слой ткани, который равномерно натянут, а конструкция из материала, швов, замочков, молний, капюшона в кармане. Это априори создаёт неравномерную нагрузку на позвоночник малыша.

Какие бы маркетинговые лозунги ни придумывали производители, не стоит использовать эрго-рюкзак для новорождённых. Будьте сознательными родителями.

Какой выбрать слинг для новорождённого?

Любой вид слинга все равно легче, чем просто носить ребёночка на руках. И легче, чем любая кенгурушка.

Выше мы разобрали отдельные виды слингов в зависимости от применимости к новорождённым. Теперь поговорим как выбрать слинг конкретно для вас и для вашего ребёнка по возрасту, удобству, распределению нагрузки по спине.

Если говорить именно о новорождённых, т. е. о детях в возрасте от 0 и до 3 месяцев, то им лучше купить слинг с кольцами или слинг-шарф.

Практика показывает, что при первом взгляде на эти два вида переносок хочется выбрать слинг с кольцами. Но после примерки большинство мам, примерно 70 %, всё же отдают предпочтение слингу-шарфу. Они чувствуют насколько легче нагрузка на спину и видят, что шарф не сложнее, чем слинг с кольцами.

Оба слинга прекрасно подходят для новорождённых деток и оба подойдут вам зависимости от того, что вы от него хотите.

В слинге с кольцами легко перемещать малыша с вертикального в горизонтальное положение буквально одним движением и это говорит о его достаточной мобильности. Особенно когда малыш совсем маленький. То он хочет погулять вертикально. То он хочет покушать грудь и вы его перемещаете в горизонтальное положение, поскольку в вертикальном положении не все мамы с самого начала готовы успешно кормить грудью.

В слинге-шарфе переместить малыша из одного положения в другое более проблематично, нужно сделать больше движений. В плане мобильности, конечно же, слинг с кольцами сто процентов выигрывает.

В то же время надо понимать, что если мама не пловчиха, то спина у неё не железная. В слинге с кольцами будет несколько сложнее носить подросшего тяжёлого малыша длительное время. Но этот вариант всё так же останется прекрасным для ношения ребёночка дома, ношения на недлинные расстояния.

Перед покупкой

  • Материал. Должен быть дышащим и натуральным. Плотность средняя. Синтетика должна отсутствовать.
  • Кольца. Лучше выбирать металлические. Пластмасса и дерево не так надёжно и долговечно.
  • Функциональность. Лучше выбирать слинг на несколько положений ребёнка.
  • Бренд и цена. Тут лучше не экономить. Выбирать известные бренды с качественными материалами.

Итак, мы узнали, что новорождённого носить в слинге можно.

Каждая мама сама решает, какой именно выбрать слинг для своего новорождённого ребёнка. Но нужно быть очень внимательной. От выбора зависит не только ваше, но и здоровье ещё совсем маленького ребёнка. Следуйте рекомендациям по выбору, посмотрите и потрогайте материал вживую. Помните, что с 0 и до 3 месяцев лучше использовать слинг с кольцами или слинг-шарф. Это безопаснее.

Видео про слинг-шарф, идеальный выбор для младенца:

Слинги давно были известны человечеству как средство переноски младенцев и маленьких детей до 2 лет. Первые из них появились еще 50 тысяч лет назад. Переносить таким образом можно и младенцев, и детей постарше. Но делать это нужно с помощью специально подобранного слинга. О том, какие слинги лучше для новорожденных, как их наматывать и как выбрать, вы сможете прочесть в этой статье.

Альтернатива коляске

Слово «слинг», которое в переводе означает «перевязь», появилось много веков назад. Его происхождение обусловливалось бытовыми нуждами, ведь человечеству всегда нужно было заниматься хозяйством, добычей пропитания. Делать это приходилось зачастую одновременно с воспитанием нескольких детей. Пока они были маленькие, удобнее всего было переносить их на себе. Существенную роль на появление специальных «обмоток» оказали климатические условия. В жарком климате младенцы чаще нуждались в материнском молоке, так как уровень смертности от обезвоживания был очень высок. Поэтому матери часто всего брали их с собой, работая вместе с ними.

Первые слинги появились около 50 тысяч лет назад. После долгих веков слингоношения в 19-м веке из-за смены модели воспитания они стали постепенно вытесняться колясками. В то время это считалось проявлением заботы, ведь родители старались воспитывать своих отпрысков на дистанции, чтобы подготовить их к взрослой жизни. Примерно в это же время пришла мода на отдельные спальни и кроватки для детей.

Но период «разлуки» был недолгим. Уже в конце 20-го века начали появляться исследования, которые показывали, что у детей из африканских и индейских племен, которых носили на себе мамы, уровень развития в первый год значительно превосходит те же показатели у европейских детей. Чувствуя тепло и биение сердца мамы, находясь с ней в привычном для нее ритме жизни и видя все, что видит она, дети развиваются гораздо быстрее, ведь они чувствуют себя в безопасности. И человечество вновь вернулось к старому и проверенному способу воспитания младенцев, в котором матери могли заниматься бытовыми делами вместе со своими детьми. Сейчас многие врачи и психологи говорят и о психологической пользе слингов для новорожденных от 0 лет. Тесный контакт с матерью помогает малышу быстрее выработать свои гормоны, биоритмы, успокаивает и ускоряет психическое и эмоциональное развитие.

Виды слингов

Вариантов переноски малышей существует большое количество. Но лишь некоторые из них достойны рассмотрения, ведь не все слинги положительно влияют на здоровье малыша. Есть и те, которые причиняют ему непоправимый вред. Ниже мы рассмотрим только те переноски, которые одобрены врачами:

  • Слинг-шарф для новорожденных является одним из самых популярных. Представляет собой просто отрезок ткани, внешне напоминающий шарф. Ткань должна быть достаточно плотной и при этом хорошо тянуться.
  • Слинг с кольцами очень прост в обращении. Это полоска ткани, концы которой соединяются с помощью кольца. Ребенок помещается в такой слинг, как в колыбельку. В шарфе с кольцами удобно переносить совсем маленьких детей.
  • Май-слинг - представляет собой прямоугольный кусок ткани с лямками. Малыш в таком «кармане» располагается очень физиологично.
  • Фаст-слинг - это нечто среднее между май-слингом и рюкзаком. Формой он полностью походит на своего предшественника, но крепится с помощью удобных застежек. Благодаря этому его можно легко надевать и снимать, для дороги это идеальный вариант.
  • Слинг-рюкзак. В отличие от не очень полезных «кенгурух», это приспособление полностью отвечает всем требованиям врачей. Сделанный из плотный ткани слинг-рюкзак удобен и для ребенка, и для мамы.
  • Хипсит - это сиденье для ребенка, которое крепится на поясе у мамы. Хипситы предназначены для уже подросших детей, которые могут сидеть самостоятельно.

Слинги для новорожденных

Какой слинг лучше для новорожденного среди всего этого многообразия? При выборе такой переноски лучше всего сконцентрировать свое внимание на самых простых моделях, которые сделаны из натуральных тканей. Немаловажным фактором является и простота намотки, ведь зачастую молодые мамы впервые сталкиваются со слингами с рождением ребенка и бывают обескуражены сложностью обмотки. Вот какие слинги для новорожденных от 0 лет можно выделить:

  1. Слинг с кольцами известен как один из лучших трикотажных слингов для новорожденного. Удобное положение превращает кусок ткани в настоящий «гамак» для младенца. В таком приспособлении ребенку будет удобно лежать. Надеть его сможет даже неопытная слингомама, ведь крепится он элементарно: стоит лишь пропустить концы шарфа через кольца. Слинг-переноску для новорожденного легко регулировать по высоте. Его надевание занимает всего пару минут. Кроме того, слинг с кольцами подходит для лета и жаркой погоды, а также для путешествий, так как прост в использовании и делается из легкой ткани в один слой. Если же вы вернулись с прогулки и решили переложить ребенка в кроватку, сделать это будет очень просто: нужно всего лишь ослабить концы шарфа и «вынырнуть» из него.
  2. Слинг-шарф для новорожденного является самым универсальным и удобным средством передвижения. С помощью него вы можете носить ребенка и в вертикальном, и в горизонтальном положении. Малюток удобнее носить спереди, а уже подросших малышей - сзади. Шарф универсален и подойдет для ребенка с рождения и до 3 лет. Слинг-шарфы делают из разных тканей, разной плотности и длины. Более легкие - хлопковые или льняные хорошо подходят для жаркой летней погоды. Для зимы шьют плотные шерстяные шарфы. Стандартная длина такой переноски составляет минимум 3 метра - этой длины хватает только для самых простых обмоток.

Слинги для детей постарше

  1. Май-слинг. Внешне он напоминает рюкзак, но при этом гораздо более физиологичен. Малыш крепится к маме с помощью прямоугольного отреза ткани, снизу и сверху которого располагаются лямки - широкие отрезы ткани. Нижние крепятся на поясе мамы, а верхние проходят через плечи и подвязываются на спинке ребенка. В такой позе малыш находится в позе эмбриона - ноги приподняты выше, чем попа. Так как в май-слинге можно расположить ребенка только горизонтально, врачи не рекомендуют его для новорожденных. Переносить малыша таким образом лучше всего начиная с 4 месяцев, когда он начнет уверенно держать голову, а спинка немного окрепнет.
  2. Эрго-рюкзак, или слинг-рюкзак, - это наиболее удобный и простой в использовании вариант. Носить ребенка в эрго-рюкзаке можно либо на спине, либо на животе к себе лицом. Широкие и плотные лямки равномерно распределяют нагрузку на плечи и спину мамы. Уплотненный пояс делает ношение такого слинга еще удобнее. Ребенок в эрго-рюкзаке располагается так же физиологично, как и в май-слинге. Но его врачи рекомендуют для детей постарше: начиная с 6 месяцев и до 3 лет. Слинг-рюкзак удобно брать с собой в поездки и путешествия: лямки можно быстро отстегнуть с помощью застежек, а в поясе слинга часто делают кармашки для документов.

Какой слинг лучше для новорожденного?

Выбор переноски - очень индивидуальный процесс, который во многом зависит от потребностей мамы и малыша. Мнения о том, какой лучше слинг для новорожденного, всегда расходятся. Некоторым нравятся шарфы своей универсальностью, другим больше подходит простота и лаконичность слингов на кольцах. Чтобы понять, какой слинг выбрать для новорожденного, нужно рассмотреть все плюсы и минусы каждого варианта:

  • Слинг на кольцах прост в использовании, но обладает меньшими возможностями, чем, скажем, слинг-шарф. В нем младенец может находиться только в горизонтальном положении спереди мамы. Регулировать можно только высоту его положения. В остальном же слинг очень удобен: он практичен, его можно легко и быстро надеть. Выбирать такое изделие нужно осторожно и обращать внимание на кольца: они должны быть достаточно крупными (более 10 см). Но главный минус шарфа на кольцах - это неравномерное распределение нагрузки на спину и плечи мамы или папы. Поэтому такая переноска подходит только для непродолжительного ношения.
  • Слинг-шарф позволяет использовать гораздо больше вариантов намотки. В нем можно переносить малыша практически в любом положении. Кроме того, шарф обычно надевается в несколько слоев, а значит, обеспечивает более надежную поддержку малыша. Минусы этого приспособления заключаются в сложности обмоток. Чаще всего начинающей маме непросто изучить методы намотки шарфа, которых существует огромное множество. Немного помочь могут многочисленные видеоуроки, но все же для уверенной намотки слинга для новорожденного потребуется практика. Кроме того, довольно сложно надеть шарф в полевых условиях: на улице или в магазине. В жаркую погоду слинг-шарф совершенно непрактичен: из-за нескольких слоев ребенку, скорее всего, будет жарко и неудобно.

Как правильно выбрать?

Если вы определились с моделью слинга, вас, скорее всего, беспокоит следующий вопрос: как его выбрать? При покупке важно ориентироваться на определенные критерии, которые помогут приобрести качественный товар:

  • При выборе слинга-колыбельки для новорожденного лучше всего выбирать тонкую и плотную ткань из натуральных материалов. Такая перевязь не будет слишком тянуться, поддерживая тело малыша, но при этом будет «дышать» и пропускать воздух. Идеально для первого слинга подходят такие ткани, как бязь, вафельная ткань.
  • При выборе слинг-шарфа нужно выбирать хорошо тянущуюся ткань. Растягиваться она должна и в диагональном, и в поперечном направлении.
  • При выборе май-слинга или эрго-рюкзака требования совсем другие: материал должен быть как можно более плотный, но при этом натуральный. Особое внимание стоит обратить на ширину лямок: чем они уже, тем выше нагрузка на спину мамы. Кроме того, узкие лямки могут врезаться в ножки ребенка.
  • Немаловажным является и правильно подобранный размер шарфа. Для мамы размера 42-44 подойдет слинг длиной 4,5 метра. Для 44-48-го идеальная длина шарфа будет равняться 5 метрам. А для родителей от 50-го размера нужно брать примерно 5,5-метровый слинг. Нужный размер позволит избежать проблем нехватки ткани или лишних, свисающих концов переноски.
  • Как правило, чем выше цена у слинга, тем лучше качество. Поэтому заранее выкроите в бюджете место для покупки слинга и исходите из максимально возможной суммы. Помните: качественная ткань с хорошим плетением не может стоить дешево!

Как носить?

Многие мамы, впервые сталкиваясь со слингами, находятся в недоумении. Как носить слинг? Это зависит от того, какую модель переноски вы предпочитаете. Как завязывать слинг-шарф? Для наиболее распространенного положения «поза эмбриона», в которой ребенок находится лицом к маме в вертикальном положении, нужно соблюдать следующие инструкции:

  • Середина слинга притягивается к пояснице, а его концы выводятся вперед.
  • Каждый конец набрасывается на плечо таким образом, чтобы спереди получился крест.
  • Малыш фиксируется в полученном «коконе» с достаточным для него пространством и плотностью натяжения шарфа.
  • Если ваш «пассажир» еще совсем маленький, рекомендуется обернуть оба полотнища вокруг себя и еще раз обвязать малыша, закрепив на его спинке узел.
  • Обматывается шарф таким образом, чтобы дать достаточную поддержку для головы и спины младенца. При этом попа должна быть ниже коленей, а сами ноги находится в позиции «лягушки».

Такой вариант обмотки подойдет для детей от 3-6 месяцев. Для самых маленьких можно попробовать другой вариант: слинг с кольцами. Как носить новорожденного в нем? Вот популярный вариант слинга-колыбельки, который крепится через плечо мамы:

  • Как завязывается слинг? Конец шарфа пропускается через оба кольца.
  • Верхнее кольцо оборачивается тканью, а конец шарфа протягивается в нижнее кольцо.
  • Получившийся «гамачок» закрепляется на плече у родителя так, чтобы ребенку было достаточно места.
  • Малыш помещается в слинг, головой на плечо без колец. Важно, чтобы головка находилась не в самом шарфе, а на бортике, немного сверху всего остального тела. Так положение будет наиболее комфортным для младенца.
  • Ткань должна плотно обхватить голову и спинку малыша так, чтобы он чувствовал себя удобно. Попа должны немного провисать, а ноги - находится в приподнятом положении.
  • С помощью колец регулируется уровень расположения ребенка и то, насколько плотно он прижат к маме или папе. Здесь важно найти золотую середину, что достигается только после нескольких тренировочных попыток. Не бойтесь пробовать, и уже скоро у вас получится надевать слинг так же быстро и просто, как и у опытных слингомам. И вопрос о том, как носить новорожденного в слинге с кольцами, отпадет сам собой.

Ольга Губанова
Особенности развития зрительного восприятия у детей раннего возраста.

По данным Т. В. Савиной ребёнок уже от рождения имеет систему, готовую к восприятию окружающего мира . Он способен видеть , слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством удовлетворения этой потребности и является сенсорное освоение действительности за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.

Как указывает Григорьева Г. Г. ,Кочетова Н. П. и др. в раннем возрасте происходят изменения в психическом развитии детей – активно развивается двигательная сфера , формируется мышление, важнейшие предпосылки личности.

Ранний возраст – возраст овладения предметной деятельностью. В структуре сознания, по мнению Григорьевой Г. Г., Кочетовой Н. П. и др. ведущую роль играет восприятие . По словам Л. В. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия , через восприятие и с помощью восприятия ». Все переживания ребёнка сосредоточенны на воспринимаемых предметах и явлениях. Развитие данного процесса определяется тремя параметрами – перцептивными действиями (действиями, направленными на опознание предмета, движение глаз, прослеживающих виданный контур и др.); сенсорными эталонами и действиями соотнесения (это действия с двумя или несколькими предметами, осуществляя которые необходимо учитывать и соотносить форму, величину предметов, местоположение и другие свойства).

Григорьева Г. Г. ,Кочетова Н. П. и др. отмечают, что восприятие ребёнка раннего возраста носит непроизвольный (не управляемый по собственной воле) характер, он может выделить в предмете лишь его яркие признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешних ориентировочных действий (позволяющих ориентироваться в свойствах предметов, расположении их частей, подчёркивает В. С. Мухина, и овладение ими происходит далеко не сразу, зависит от того, с какими именно предметами действует ребёнок и в какой мере помогают ему взрослые. Ребёнок с помощью ориентировочных действий рано или поздно получает нужный результат. От соотнесения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий (основанных на пробах и ошибках) ребёнок переходит к зрительному их соотнесению . Для ребёнка становится доступным зрительный выбор по образцу уже к 2 годам 6 месяцам. Обследование предмета становится более детальным, не ограничивается одним признаком. Зрительный выбор по образцу гораздо сложная задача, чем простое узнавание знакомого предмета. Необходимо отметить, что дети раннего возраста ещё плохо управляют своим восприятием и не в состоянии правильно выполнить выбор по образцу, если предлагается более двух предметов, если предметы имеют сложную форму, состоят из многих частей.

Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета качеств, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов – эталонов с предметами окружающего мира (колесо, как мячик, круглое) .

Т. Д. Марцинсковская отмечает, что диагностируя уровень развития восприятия , важно определить уровень сформированости всех вышеперечисленных процессов. Необходимо, если у ребёнка не сформированы перцептивные действия, т. е. он умеет обследовать предмет, то малыш не сможет выделить форму, цвет, величину и их особенности , незнание сенсорных эталонов не позволит ребёнку подвести мяч под понятие «круглый» , он будет пользоваться представлениями «мяч, как солнышко» , «огурец, как травка» ,если же не сформированы действия соотнесения, ребёнок не сможет достичь результата, собирая пирамидку, матрёшку и др. Коррекция одной из сторон помогает усовершенствовать всю деятельность восприятия , поскольку практически не существует детей , у которых были бы нарушены все эти процессы одновременно.

1

В статье рассматривается развитие процесса восприятия в раннем возрасте, как ведущей психической функции, на основе которой развиваются такие психические функции, как память, внимание, мышление и воображение. Уделяется внимание использованию разных видов наглядного материала при решении данной проблемы. Актуальность исследования обусловлена наиболее благоприятным периодом развития восприятия в раннем возрасте. Проведен анализ результатов диагностики по определению уровня развития восприятия детей раннего возраста. Для диагностики использовались методики Е.Б. Волосовой. Анализ цветового восприятия показывает, что с выполнением задания полностью справилось 20 % дошкольников, у 50% дошкольников средний уровень развития восприятия, а у оставшихся 30% низкий уровень развития восприятия. Анализ восприятия формы показывает, что высокий уровень развития восприятия так же только у 20% дошкольников, у 40% дошкольников средний уровень развития восприятия формы, а у оставшихся 40% низкий уровень развития восприятия формы. Анализ восприятия величины показывает, что показатели развития такое же как и у анализа развития восприятия формы. У 20% высокий уровень, у 40% средний уровень и у оставшихся 40% низкий уровень развития восприятия величины предметов. Выявлено, что восприятие формы у детей на низком уровне. Восприятия величины выявлено как на низком, так и на среднем уровне. Автор предлагает комплекс игр и упражнений, направленный на развитие разных видов восприятия у детей раннего возраста: вoсприятие фoрмы, вoсприятие величины, цвeтoвoе вoсприятие. Уточняется наглядный материал для проведения каждой игры и упражнения.

диагностика

развитие ребенка

ранний возраст

восприятие

1. Вoлoсoва E. Развитиe рeбёнка раннeгo вoзраста. – М., 1999. – 68с.

2. Левшина Н.И. Интеграция науки и практики//Детский сад: теория и практика. 2012. № 2. С. 64-73.

3. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников//Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1988-1992.

4. Руслякова Е.Е. Психические состояния и интеллект у детей младшего школьного возраста, обучающих по различным образовательным программам // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 55.

5. Санникова Л.Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации/Л.Н. Санникова //Концепт. -2016. -№9.

6. Степанова О.П., Хабибулин Д.А. Введение в клиническую психологию. Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова.- Магнитогорск. 2015.

7. Stepanova N. A., Sannikova L. N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V. A. Parental Evaluation of Pre school Education Quality: is it a Problem or an Opportunity? Man in India. 2017.Т.97 № 5.С.171-185.

8. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).-М.:Гардарики, 2005.-349с.

Восприятие в раннем детстве — это ведущая психическая функция, на основе которой развиваются такие психические функции, как память, внимание, мышление и воображение.
Среди всех умственных процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми объектами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в области его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых объектах и явлениях. Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия для развития. Восприятие ребёнка формируется в процессе развития конкретной деятельности ребёнка .

Психологи делят развитие восприятия у детей на три периода (ранний возраст, дошкольный и младший дошкольный возраст). Все эти этапы важны для формирования личности. В дальнейшем, с развитием восприятия люди не только учатся использовать свои чувства, но и создают логические цепочки на их основе.

Проблемы развития восприятия отражены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, таких как Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Локк,Ж.Ж. Руссо, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддяков и другие.

Как показывает исследование Л. А. Венгера, в раннем возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины, благодаря этому процесс восприятия реальности начинает приобретать опосредованный характер.

На протяжении всего детства ребенок начинает более точно оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и т. д. Восприятие, как и ощущение, в первую очередь связано с аппаратом анализатора, через который мир воздействует на человека и его нервную систему. Восприятие - это совокупность ощущений. В связи с тем, что восприятие играет огромную роль в жизни человека, важно изучить его с раннего возраста, когда этот когнитивный психический процесс только начинает формироваться.

Шаповаленко И. В. считает, что для наилучшего развития способности восприятия в раннем возрасте необходимо выполнение предметных действий, требующих учёта свойств предметов. К ним относятся соотносящие и орудийные действия, направленные на подбор предметов по форме, величине, цвету и расположению в пространстве, а также собственно зрительные действия, которые направлены, в первую очередь, на форму и величину предметов .

Поскольку восприятие играет такую огромную роль в жизни ребенка, нами проведено исследование восприятия у детей раннего возраста. Это исследование было проведено в МДОУ Д/с №130 комбинированного вида города Магнитогорска.

В исследовании участвовали 10 воспитанников, состоящих из 5 мальчиков и 5 девочек в возрасте 2,5-3 года. Цель этого исследования - выявить уровень развития восприятия у детей раннего возраста.

Исследование проводилось с использованием методик E.Б. Волосовой .

  1. Тест «Найти такой же».

Цель: определение степени ориентации ребенка в семи цветах спектра, нахождение образца, по просьбе взрослого.

  1. Тест «Занимательная коробка».

Цель: определение ориентации ребенка в конфигурации объемных геометрических фигур.

  1. Тест «Сложите пирамиду».

Цель: Определить способность ребенка собирать пирамиду из 4-5 колец по рисунку (по порядку убывания размера).

Результаты оценивались в бальной системе.

Высокий уровень - 3 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, понимает задание и находит способ выполнить его.

Средний уровень - 2 балла - ребенок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но не выполняет задачу самостоятельно, действует адекватно в ходе диагностического обучения, а затем переходит к независимому выполнению задачи.

Низкий - 1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к задаче, не понимает его цели.

Цвет является важным свойством объектов окружающего мира. Цвет не может быть выделен практическим способом, в ходе действий с предметами, такими как форма или размер. Кроме того, цвет не всегда влияет на сущность объектов, их функцию. Однако это свойство, которое в первую очередь привлекает внимание, позволяет вам выбрать объект среди других и запомнить его. Знакомство младенцев с цветом начинается с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети учатся легко распознавать и различать эти цвета, а также называть их, представляют им белый, черный, оранжевый и фиолетовый цвет.

В результате диагностики № 1 мы видим, что дети справляются с задачей не все одинаково. Некоторые из них очень быстро поняли эту задачу и справились с ней, по-видимому, они неоднократно исполняли ее раньше со своими родителями или с воспитателем в детском саду. Другим детям было сложно выполнить задачу, но после некоторой помощи им удалось выполнить верно задание. Остальные дети, даже после помощи, затруднялись выполнить задание или вообще отказывались от него. Некоторые дети путались в цветах, назвав красный цвет - синим, а синий - зеленым, а некоторые вообще не называли цвета. По результатам этого исследования мы видим, что 20% испытуемых имеют высокий уровень, 50% имеют средний уровень, а остальные 30% имеют низкий уровень развития восприятия цвета.

Форма представляет собой внешний контур, наружный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму, которая может быть простой или сложной, т. е. состоит из нескольких простых форм. И форма может быть такой же узнаваемой, близкой к стандартной и оригинальной.

Во-первых, детей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а квадрат имеет стороны и углы): показывается, как обводить контуры фигур пальцем. Когда дети усвоят эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником и овалом.

При проведении диагностики № 2 мы видим, что, как и в предыдущей диагностике, не все дети справляются с задачей одинаково. В начале проведения дети ведут себя оживленно, им нравится задача. Однако не всем удается с первой попытки попасть в нужное отверстие. Некоторые из них тратят меньше времени на выполнение задания, другие - больше, в итоге не все справляются с задачей. Исходя из результатов вышеуказанной методики, мы видим, что только 20% испытуемых имеют высокий уровень, 40% имеют средний уровень развития, а остальные 40% имеют низкий уровень развития восприятия формы.

Величина является важным свойством предметов (размер, объем, протяженность), измеряемое глазом путем сравнения с другими объектами или с использованием специальных инструментов в метрической системе мер, единиц объема и т. д. Признак величины относителен при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается другой предмет. Один и тот же предмет, по сравнению с другим предметом может показаться большим и небольшим. Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит во время занятий, направленных на сравнение предметов.

При проведении диагностики № 3 мы видим, что задача была по душе детям. Они с увлечением разбирали и собирали пирамиду. Кольца собирались в разных порядках, не принимая во внимание порядок убывания. С задачей все справлялось по-разному, даже после неоднократного показа. В результате этого исследования мы видим, что высокий уровень у 20% испытуемых, 40% на среднем уровне, а у оставшихся 40% низкий уровень восприятия величины.

В результате полученных данных можно сделать вывод, что развитие восприятия цвета у тестируемых детей больше на среднем уровне.

Развитие восприятия формы у детей на низком уровне, так как половина испытуемых имеет низкий уровень.

Развитие восприятия величины наблюдается у детей на низком и среднем уровне.

При сравнении результатов всех трех методик, мы видим, что практически у всех тестируемых детей низкий и средний уровень развития восприятия, и только 20% испытуемых имеют высокий уровень развития. Из эксперимента видно, что у детей в раннем возрасте наиболее преобладает средний и низкий уровень развития восприятия.

С учетом результатов диагностики нами были подобраны дидактические игры для развития разных видов восприятия. Для проведения игр и упражнений важно использовать действия с предметами, которые развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребенка. Для развивающих игр с малышами нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и т. д.), которые требуют соотнесения свойств нескольких частей. В некоторых случаях, понадобится два одинаковых предмета, один для показа и образца, другой - для воспроизведения правильного действия с ним. Когда игра завершается, нужно сложить и убрать игрушки или пособия, для исключения привыкания к вещам и предметам, которые постоянно находятся перед глазами.

Проводить дидактические игры и упражнения необходимо систематически, с учетом разных видов восприятия.

  1. Для развития цвeтoвoгo вoсприятия, обучению сличению цвета по принципу «такой — не такой»; использованию умения сличать цвета в практической деятельности; знакомству с названиями цветов можно проводить следующие игры:

- «Построить башню!». Для игры нужны кубики одинаковой величины двух контрастных цветов - по 3-4 кубика каждого цвета;

- «Найди кольцо!». Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2 колечка каждого цвета) ;

- «Многоцветная пирамидка». Используется игрушка, в которой на стержни, расположенные в ряд, надеваются разноцветные шарики или колечки.

  1. Игры, направлeнные на развитиe вoсприятия фoрмы:

-«Почта». Используется пластмассовая или деревянная коробка с прорезями разной формы, а также объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки;

-«Сортировка». Воспитатель готовит основу со стержнями разной формы, на которые надеваются фигурки с прорезями соответствующей формы;

-«Крышка для коробки». Подбирается набор коробок с крышками разных форм: квадратной, круглой, прямоугольной, овальной, многоугольной (это могут быть картонные коробки из под конфет);

- «Сортировка фигурок». Детям предлагается рассортировать картонные геометрические фигурки по форме. Сначала предлагают для сортировки фигурки, которые отличаются только формой, а затем по величине и по цвету одинаковые.

  1. Игры для развития вoсприятия величины:

- «Спрячь шарик в ладошку!». Для игры предлагаются два шарика - один маленький, который помещается в ладошку, а другой побольше;

- «Построй башенку». Необходимы разноцветные емкости разной величины, которые с одной стороны, можно вкладывать друг в друга, а с другой - перевернуть их и построить из них башенку;

- «Матрешка». Это деревянная разборная куколка, которая может состоять из разного количества частей-«сестричек», которые разбираются и собираются, вкладываются одна в другую. Используйте на занятиях с малышами 3-5-составные матрешки;

- «Становись в ряд!». В этой игре можно использовать специальную игрушку - доску с рядом углублений и фигур уменьшающейся величины, а также другие игрушки (например, матрешку) и подходящие предметы (например, банки для продуктов) или фигуры (например, картонные круги разной величины;

- «Составь ряд фигурок!». Для игры необходимы фигурки разной величины, которые необходимо ребёнку разложить в ряд - от самой большой до самой маленькой или наоборот»;

- «Разложи по величине». Для игры используются карточки с изображениями больших и маленьких предметов и две коробки - большая и маленькая.

Предложенный комплекс игр поможет педагогу развивать у детей разные виды восприятия с учётом возрастных особенностей.

Каждый период имеет свои собственные методы развития восприятия. Ведь каждый период совпадает с началом нового этапа личностного роста ребенка. Способность воспринимать информацию, в отличие от способности делать это, не является врожденной. Появившись на свет, ребенок учится делать это. Он видит предметы, слышит определенные звуки, ощущает прикосновения и запахи. Это указывает на сформированность механизма восприятия. Проблема в том, что ребенок не может его использовать - он не знает, как это сделать. Значение процесса восприятия нельзя переоценить. Это основа человеческого познания, основа для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованными в этом развитии.

Библиографическая ссылка

Пылаева Р.Н. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17983 (дата обращения: 28.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: