Конспекты занятий по фэмп в старшей группе по фгос. Методы и приемы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по
формированию элементарных математических представлений
у детей подготовительной группы 7-года жизни
«Знакомство с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0»
Воспитатель: Киселева Кристина Юрьевна
группа №13
Излучинск, 2016 г.
Тип НОД: комбинированное занятие по сообщению новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, а также обобщению и систематизации знаний.
Вид НОД: комплексное занятие
Тема НОД: «Знакомство с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0»
Возрастная группа: дети седьмого года жизни
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Метода и приемы:
Словесный: вопросы, беседа, пояснения.
Игровой: дидактические упражнения.
Практический: решение поставленных задач.
Работа над словарем: последующий и предыдущий.
Приемы руководства деятельностью детей:
Прием постановки цели.
Прием организации практической деятельности: беседа, показ, объяснение.
Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка
Программное содержание:
Цель: усвоить знания о составе числа 10 из единиц, с цифрой 0, повторить и закрепить ранее усвоенные знания.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с составом числа 10 из единиц.
познакомить с цифрой 0.
Развивающие:
Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному.
уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.
продолжать формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Воспитательные:
совершенствовать морально-волевые качества воспитанников посредством развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное суждение.
создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.
Оборудование:
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, матрешка, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 карточек с изображением грибов, магнитная доска, 3 непрозрачных ведерка с разным количеством гороха.
Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 10 шт. для каждого ребенка).
Структура занятия:
Вводная часть (3минуты):
приветствие
наблюдение
знакомство с темой НОД
Основная часть (25 минут):
игровое упражнение «Назови число»
игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы»
игровое упражнение «Сколько осталось»
игровое упражнение «Мишкина каша»
игровое упражнение «Что сначала, что потом?»
игровое упражнение «Назови соседей»

рефлексия
анализ занятия детьми
подведение итогов Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: (дети сидят за столами) Доброе утро дети! Давайте понаблюдаем, какая погода за окнами детского сада?
Дети: пасмурная, ветреная, дождливая.
Воспитатель: Скажите, это признаки, какого времени года?
Дети: осень.
Воспитатель: Вспомните название месяца.
Дети: октябрь.
Воспитатель: Скажите, какой день недели?
Дети: среда.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! А какой он по счету?
Дети: третий.
Воспитатель: А по средам мы с вами знакомимся с цифрами, геометрическими фигурами и т.п. Вам, как будущим школьникам нужно быть очень внимательными, т.к. эти знаний очень пригодятся вам в школе. Сегодня мы познакомимся с составом числа 10 и цифрой 0.
Основная часть:
Игровое упражнение «Назови число».
Воспитатель: на доске изображены цифры от 1 до 10. Посчитайте их.
Дети: (считают)
В: каким образом еще можно посчитать эти цыфры?
Д: порядковый счет, обратный.
В: У числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите предыдущее число числа пять
Д: (отвечают, потом встают полукругом).
Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель предлагает еще 3–4 аналогичных задания для определения предыдущего и последующего чисел к названному.
Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы».
В: У вас на столах в тарелочках по два набора разноцветных кругов. Посмотрите, к нам в гости пришли матрешки, давайте посчитаем их. Сделайте нашим матрешкам украшения – бусы. Задание следующее- бусы должны состоять из 10 разноцветных бусинок.
По окончании выполнения задания педагог уточняет: «Сколько бусинок вы взяли? Сколько бусинок какого цвета? Как вы составили число десять? Сколько единиц в числе десять?»
Игровое упражнение «Сколько осталось?».
На доске цифровой ряд (от 1 до 9).
В: разложить на столе карточки с цифрами от 1 до 9 в порядке увелечения. Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
В: Посмотрите на доску. Сколько грибов на доске.
Д: отвечают (правильный ответ 9).
В: Ребята, покажите соответствующую карточку с цифрой.
Воспитатель начинает справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль».
Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, вместе с детьми обводит ее в воздухе и выкладывает в ряд перед цифрой 1. Затем читает стихотворение:
Ноль похож на сто предметов -От браслетов до беретов:Круглый стол, кольцо, часы,На кружочек колбасы,Барабан, баранку, сушку…И на лысую макушку.А.Усачев
В: (вызывает 3-их детей к столу, на котором расположены карточки с цифрами) Дети отгадайте, загадку, а ответ найдите среди предложенных вариантов.
В:
Сколько ручек у кота?Сколько перьев у крота?Сколько лапок у змеи?А у белки чешуи?
Д: обосновывают свой ответ.
Игровое упражнение «Мишкина каша».
На столе стоят три ведерка с разным количеством пшена.
В: Ребята вспомните рассказ Н. Носова «Мишкина каша».
Д: (отвечают) У мальчиков в рассказе получилось очень много каши, т.к. они неправильно отмерили пшено.
В: У меня 3 ведерка с пшеном. Найдите ведерко с нужным количеством пшена: оно должно быть не самым тяжелым и не самым легким.
Д: Как найти нужное ведерко с пшеном?
В: возьмите два ведерка и сравните их по весу, взвесив на руках.
Затем уточняет: «Какое ведерко тяжелее? Какое легче? Тяжелое ведро поставьте на стол. А теперь легкое ведерко сравните с третьим ведерком. Тяжелое ведро поставьте на стол, а легкое ведерко сравните с первым и со вторым ведром попарно и расставьте их в возрастающем порядке по тяжести, называя вес каждого ведерка с пшеном. Из трех ведерок выберите не самое тяжелое и не самое легкое».
Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».
На столе разложены картинки с изображением времен года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.
В: Прилетели к нам метели,Залепили снегом щели.На окне стоит мороз,Льдинкой росписи нанес.
Д: ЗимаВ: Полюбуйся,Весна наступает,Журавли караваном летят,В ярком золоте день утопает,И ручьи по оврагам шумят.И.Никитин.
Д: Весна
Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию они поставили сначала, а какую потом.
В: Оно к нам пришло,Стало сухо и тепло!По дорожке прямиком,Ходят ножки босиком.В.Берестов.
Д: Лето
Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация.
В:Она золото роняет,Холод пташек угоняет…До свиданья, лес и луг,Мы летим на теплый юг.О.Иваненко.
Д: Осень
Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку.
Дидактическая игра «Назови соседей».
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже…)
В: Я соткана из зноя,Несу тепло с собою,Я реки согреваю,«Купайтесь!» – приглашаю.И любите за этоВы все меня. Я…
Д: Лето.
В: Утром мы во двор идем -Листья сыплются дождем,Под ногами шелестятИ летят, летят, летят…
Д: Осень
В: Запорошила дорожки,Разукрасила окошки.Радость детям подарилаИ на санках прокатила.
Д: Зима
В: Она приходит с ласкоюИ со своею сказкою.Волшебной палочкойВзмахнет,В лесу подснежникРасцветет.
Д: Весна.
В: молодцы!
Заключительная часть (2 минуты):
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, чем мы сегодня занимались н занятии?
Дети: повторяли цифры, делали бусы для матрешки, узнали больше о цифре и числе О.
Анализ занятия детьми:
Воспитатель: дети что сегодня показалось вам сложным:
Дети: игра с мячом «Назови число», о последующих и предыдущих числах.
Что показалось легким?
Д: загадки о временах года
В: что понравилось больше всего?
Д: собирать бусы для матрешки.
Подведение итогов:
В: Ребята, вы большие молодцы, многое сегодня у вас все получилось! Давайте поднимем правую руку вверх и погладим себя по голове. Скажите: «Ах, какой я молодец!».


Приложенные файлы

Тема: «Символы, геометрические фигуры, цифры»

Задачи:

Закрепить:

Выполнение действий с ориентировкой на символ (стрелки);

Представления о геометрических фигурах;

Знание цифр;

Знания о составлении числа из единиц;

Порядковый и количественный счет.

Демонстрационный материал : 4 карточки со стрелками; 4 карточки со схемами движения; набор цифр; набор геометрических фигур; предметы или иллюстрации для счета: машина, 6 птиц, 2 куклы- пассажира, светофор, 5 мышек, зебра-переход с девятью полосками, 7 бананов, 10 зайцев, 8 белок.

Раздаточный материал : наборы геометрических фигур.

Ход занятия

Дети стоят перед доской, на которой помещены 4 карточки со стрелками. Стрелки имеют разные направления. Воспитатель вместе с детьми уточняет, что означают стрелки.

— Сегодня нашими помощниками станут эти символы. Сейчас вы сделаете то, что увидите на доске. Внимание на карточку.

Воспитатель показывает детям карточку, означающую, что дети должны повернуться назад и пройти за столы.

Положите перед собой все четырехугольники.

Положите перед собой все пятиугольники.

Положите перед собой все неквадратные фигуры.

Положите перед собой все фигуры без углов. И т.п.

Воспитатель показывает детям следующую карточку, означающую, что дети должны пройти к столу воспитателя. На столе лежат цифры от 0 до 9.

— Возьмите все по одной цифре и слушайте мое задание:

Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, подойдите к доске и встаньте по порядку в ряд.

Цифры 6, 7, 8, 9, оставайтесь на этом месте и встаньте в ряд от 9 до 6.

А сейчас поднимите руку те, у кого цифра, идущая после 3, после 5, до 9, и т.п.

Встаньте в ряд, начиная с цифры 4, с цифры 6, и т.п.

Воспитатель дает детям задания на закрепление знаний о цифрах на свое усмотрение. Задания могут давать и сами дети. Затем воспитатель благодарит детей и предлагает им положить цифры.

Воспитатель показывает детям следующую карточку, означающую, что дети должны пройти налево к своим столам.

— Посмотрите внимательно на доску. Здесь в ряд выложены геометрические фигуры. Сколько фигур на доске? (9.)

— Запомните их расположение. Я закрываю геометрические фигуры. А теперь задание: выложите их по памяти у себя на столе.

Воспитатель открывает ряд геометрических фигур, и дети сравнивают со своим заданием, исправляя ошибки.

— Сколько фигур вы положили? (9.)

— Как вы составили число 9?

Воспитатель располагает на доске 10 геометрических фигур.

— Сколько фигур на доске? (10.) Запомните их расположение. Я закрываю геометрические фигуры. А вам задание: выложите их по памяти у себя на столе.

Воспитатель открывает ряд геометрических фигур, и дети сравнивают со своим заданием, исправляя ошибки.

— Сколько фигур вы положили? (10.)

— Как вы составили число 10?

— Каким по счету был прямоугольник? Треугольник?

— Какая фигура лежит на пятом месте? На седьмом? И т.п.

Воспитатель благодарит детей за выполнение заданий и показывает следующую карточку, означающую, что дети должны пройти вперед к доске.

— А сейчас мы с вами поиграем в игру «Научились мы считать».

Один, два, три, четыре, пять.

Все мы с вами числа знаем,

Все вокруг себя считаем.

Воспитатель ставит на стол машину.

Вот машина здесь стоит,

У нее отличный вид.

Но обидно мне до слез,

Забыла, сколько у нее колес? (Четыре.)

Воспитатель сажает на машину 6 птиц.

На машину птицы сели,

Загалдели и запели.

Отвечайте, не зевайте,

Сколько птиц здесь, отвечайте? (Шесть.)

Вот кабина мне видна.

Сколько здесь кабин? (Одна.)

Воспитатель достает из кабины 2-х кукол-пассажиров.

Пассажиры есть в кабине.

Сколько их, не знаю я.

Посчитайте и скажите,

Сколько их всего, друзья? (Два.)

Воспитатель ставит на стол светофор.

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Перед нами светофор.

Вид он грозный напускает,

Сколько в нем цветов?

Кто знает? (Три.)

Воспитатель сажает на машину 5 мышей.

Мышки вышли развлекаться,

На машине покататься.

Сколько мышек едет? (Пять.)

Воспитатель кладет зебру-переход с 9-ю полосками.

Эта зебра-переход

От беды тебя спасет:

Вы, ребята, начинайте,

Все полоски посчитайте. (Девять.)

Воспитатель показывает картинку с 7-ю бананами.

А водитель очень странный:

Любит он одни бананы.

Прежде чем в кабину сел,

Сколько он бананов съел? (Семь.)

Воспитатель ставит на стол 10 зайцев.

Смотрим, рядом на лужайке

Бегают, резвятся зайки.

Сколько сереньких трусишек,

Длинноухих здесь братишек? (Десять.)

Воспитатель ставит на стол 8 белок.

Вот и белки прибежали,

Нам хвостами помахали.

Любят белочки скакать.

Ну а мы и не зеваем,

Дружно белок посчитаем. (Восемь.)

Мы закончили играть,

Ну и ладно! Ну и пусть!

Счет запомним наизусть.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по

формированию элементарных математических представлений

у детей подготовительной группы 7-года жизни

«Знакомство с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0»

Воспитатель: Киселева Кристина Юрьевна

Группа №13

Излучинск, 2016 г.

Тип НОД : комбинированное занятие по сообщению новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, а также обобщению и систематизации знаний.

Вид НОД: комплексное занятие

Тема НОД : «Знакомство с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0»

Возрастная группа : дети седьмого года жизни

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Метода и приемы :

Словесный: вопросы, беседа, пояснения.

Игровой: дидактические упражнения.

Практический: решение поставленных задач.

Работа над словарем: последующий и предыдущий.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Прием постановки цели.
  2. Прием организации практической деятельности: беседа, показ, объяснение.
  3. Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка

Программное содержание:

Цель: усвоить знания о составе числа 10 из единиц, с цифрой 0, повторить и закрепить ранее усвоенные знания.

Задачи:

  1. Обучающие:

Познакомить с составом числа 10 из единиц.

Познакомить с цифрой 0.

  1. Развивающие:

Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному.

Уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.

Продолжать формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

  1. Воспитательные:

Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников посредством развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное суждение.

Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.

Оборудование:

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, матрешка, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 карточек с изображением грибов, магнитная доска, 3 непрозрачных ведерка с разным количеством гороха.

Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 10 шт. для каждого ребенка).

Структура занятия:

Вводная часть (3минуты):

  1. приветствие
  2. наблюдение
  3. знакомство с темой НОД

Основная часть (25 минут) :

  1. игровое упражнение «Назови число»
  2. игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы»
  3. игровое упражнение «Сколько осталось»
  4. игровое упражнение «Мишкина каша»
  5. игровое упражнение «Что сначала, что потом?»
  6. игровое упражнение «Назови соседей»
  1. рефлексия
  2. анализ занятия детьми
  3. подведение итогов

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: (дети сидят за столами) Доброе утро дети! Давайте понаблюдаем, какая погода за окнами детского сада?

Дети: пасмурная, ветреная, дождливая.

Воспитатель: Скажите, это признаки, какого времени года?

Дети: осень.

Воспитатель: Вспомните название месяца.

Дети: октябрь.

Воспитатель: Скажите, какой день недели?

Дети: среда.

Воспитатель: Правильно! Молодцы! А какой он по счету?

Дети: третий.

Воспитатель: А по средам мы с вами знакомимся с цифрами, геометрическими фигурами и т.п. Вам, как будущим школьникам нужно быть очень внимательными, т.к. эти знаний очень пригодятся вам в школе. Сегодня мы познакомимся с составом числа 10 и цифрой 0.

Основная часть :

Игровое упражнение «Назови число».

Воспитатель: на доске изображены цифры от 1 до 10. Посчитайте их.

Дети: (считают)

Д: порядковый счет, обратный.

В: У числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите предыдущее число числа пять

Д: (отвечают, потом встают полукругом).

Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель предлагает еще 3–4 аналогичных задания для определения предыдущего и последующего чисел к названному.

Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы».

В: У вас на столах в тарелочках по два набора разноцветных кругов. Посмотрите, к нам в гости пришли матрешки, давайте посчитаем их. Сделайте нашим матрешкам украшения – бусы. Задание следующее- бусы должны состоять из 10 разноцветных бусинок.

По окончании выполнения задания педагог уточняет: «Сколько бусинок вы взяли? Сколько бусинок какого цвета? Как вы составили число десять? Сколько единиц в числе десять?»

Игровое упражнение «Сколько осталось?».

На доске цифровой ряд (от 1 до 9).

В: разложить на столе карточки с цифрами от 1 до 9 в порядке увелечения. Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

В: Посмотрите на доску. Сколько грибов на доске.

Д: отвечают (правильный ответ 9).

В: Ребята, покажите соответствующую карточку с цифрой.

Воспитатель начинает справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль».

Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, вместе с детьми обводит ее в воздухе и выкладывает в ряд перед цифрой 1. Затем читает стихотворение:


Ноль похож на сто предметов -
От браслетов до беретов:
Круглый стол, кольцо, часы,
На кружочек колбасы,
Барабан, баранку, сушку…
И на лысую макушку.

А.Усачев

В: (вызывает 3-их детей к столу, на котором расположены карточки с цифрами) Дети отгадайте, загадку, а ответ найдите среди предложенных вариантов.


В:

Сколько ручек у кота?
Сколько перьев у крота?
Сколько лапок у змеи?
А у белки чешуи?

Д: обосновывают свой ответ.

Игровое упражнение «Мишкина каша».

На столе стоят три ведерка с разным количеством пшена.

В: Ребята вспомните рассказ Н. Носова «Мишкина каша».

Д: (отвечают) У мальчиков в рассказе получилось очень много каши, т.к. они неправильно отмерили пшено.

В: У меня 3 ведерка с пшеном. Найдите ведерко с нужным количеством пшена: оно должно быть не самым тяжелым и не самым легким.

Д: Как найти нужное ведерко с пшеном?

В: возьмите два ведерка и сравните их по весу, взвесив на руках.

Затем уточняет: «Какое ведерко тяжелее? Какое легче? Тяжелое ведро поставьте на стол. А теперь легкое ведерко сравните с третьим ведерком. Тяжелое ведро поставьте на стол, а легкое ведерко сравните с первым и со вторым ведром попарно и расставьте их в возрастающем порядке по тяжести, называя вес каждого ведерка с пшеном. Из трех ведерок выберите не самое тяжелое и не самое легкое».

Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».

На столе разложены картинки с изображением времен года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.


В: Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне стоит мороз,
Льдинкой росписи нанес.

Д: Зима


В: Полюбуйся,
Весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

И.Никитин.

Д: Весна

Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию они поставили сначала, а какую потом.


В: Оно к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком.

В.Берестов.

Д: Лето

Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация.


В:Она золото роняет,
Холод пташек угоняет…
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на теплый юг.

О.Иваненко.

Д: Осень

Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку.

Дидактическая игра «Назови соседей».

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже…)


В: Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я…

Д: Лето.


В: Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

Д: Осень


В: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Д: Зима


В: Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.

Д: Весна.

В: молодцы!

Заключительная часть (2 минуты) :

Рефлексия:

Воспитатель: Дети, чем мы сегодня занимались н занятии?

Дети: повторяли цифры, делали бусы для матрешки, узнали больше о цифре и числе О.

Анализ занятия детьми:

Воспитатель: дети что сегодня показалось вам сложным:

Дети: игра с мячом «Назови число», о последующих и предыдущих числах.

Что показалось легким?

Д: загадки о временах года

В: что понравилось больше всего?

Д: собирать бусы для матрешки.

Подведение итогов:

В: Ребята, вы большие молодцы, многое сегодня у вас все получилось! Давайте поднимем правую руку вверх и погладим себя по голове. Скажите: «Ах, какой я молодец!».


Методика ознакомления с составом числа из единиц

Предварительная работа: когда сформирована счетная деятельность и у детей развива­ются представления о числе как абстрактном математическом понятии, знакомим с составом натуральных чисел в пределах де­сяти из единиц.


множества, составленные из разных элементов, называемых одним словом (как для ознакомления с порядковым счетом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др.; карточки с изображением картинок на обобщающее слово (рис.):

Необходимо научить детей, рассматривая множества, расска­зывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество.

Например:

«Число пять составлено так: 1 квадрат, 1 круг, 1 треугольник, 1 овал, 1 прямоугольник - всего 5 геометрических фигур».

«Число три составлено так: 1 цилиндр, 1 куб, 1 шар - всего 3 фигуры».

В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной - в пределах второго пятка.

Примерные задания:

Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каж­дый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал.

Расскажи по карточке, как составлено число.

Составь число 5 из названий цветов. (Задание по пред­ставлению.)

Усложнения

Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без нагляд­ности.

В конце работаем с карточками (демонстрационными и раз­даточными).

Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел

Предварительная работа: после ознакомления детей с составом чисел из единиц фор­мируем умение составлять числа из двух меньших чисел.

Особенности наглядного материала: два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки). Числовые и цифровые карточки.

Методика обучения

В подготовительной группе на основе предметно-практиче­ских действий знакомим с составом чисел из двух меньших чи­сел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.

Фрагмент:

Программная задача : познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.

Наглядный материал : круги голубые и красные, цифровые карточки).

Сколько?

Какой цифрой можно обозначить?



А теперь сколько всего?

Сколько каких?

Обозначьте цифрами.

Как мы составили число 4?

Как можно по-другому?

Вывод:

Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2и2, 1иЗ.

Усложнения

Сначала работаем с реальными предметами, фигурами, картинками, потом с числовыми и цифровыми карточками, затем ем задания без наглядности. Отрабатываем умение составлять числа из двух меньших, начиная с числа 3, и постепенно доходим до 10.

Замечание : состав числа 2 из единиц уже изучен. Дальше 10 идти не стоит, лучше прочно усвоить знания в пределах десятка.

Примерные задания и вопросы:

На верхнем проводе сидели 5 ласточек. Одна перелетела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Сколько на верхнем проводе? Сколько на нижнем? Как составлено число 5? Как можно сделать по-другому?

Вере подарили 4 карандаша. Как она могла их поделить с Мишей?

У меня в руках 6 камешков. Сколько в левой, а сколько в правой руке?

Нарисуйте на листе фигуры: треугольники - слева, квад­раты - справа, всего - 7 фигур.

Расскажите, кто как на­рисовал.

На карточке изображено 8 зайчиков. Угадайте, сколько я закрыла.

Покажите две карточки, чтобы всего было 9.

Какое число и как я составила?

Как можно составить число 10?

Составьте число 5 из двух меньших чисел.

Придумайте два числа, которые вместе составят число 6.

Текущая страница: 3 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Занятие 1

Программное содержание

Продолжать учить составлять число 6 из единиц.

Познакомить с цифрой 6.

Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).

Развивать умение двигаться в соответствии с условными обозначениями в пространстве.


Демонстрационный материал. Корзина, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощей (картофель, морковь, свекла, огурец, кабачок, помидор, лук, баклажан), 2 тарелки, карточки с цифрами от 1 до 5, круг, 1/4 часть круга, ножницы, грузовик, силуэт дерева, схема «маршрута» (см. рис. 3).

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, белые листочки осины (или клена), вырезанные из бумаги, круги, ножницы, карточки с цифрами от 1 до 6.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Сбор урожая».

Дети раскладывают перед собой на столе карточки с цифрами от 1 до 5 и называют их по порядку.

Воспитатель показывает детям корзину и по очереди кладет в нее 5 овощей. Затем спрашивает: «Сколько овощей в корзине? Какой цифрой можно обозначить это число?»

Дети показывают цифру 5.

Воспитатель добавляет шестой овощ и предлагает сосчитать овощи в корзине. Затем спрашивает: «Какой цифрой можно обозначить число шесть? Правильно, цифрой шесть. (Показывает карточку с цифрой 6. Дети находят ее у себя.) На что похожа цифра шесть?»

Воспитатель читает стихотворение о цифре шесть:


«Шесть» похожа на замок
И крутой бараний рог,
На прыжок гимнаста «сальто»
И на завитушку альта.

А.Усачев

Дети называют цифры по порядку и обводят цифру 6 пальчиком.

II часть. Игровое упражнение «Раскладываем урожай».

В корзине фрукты (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощи (картофель, морковь, свекла, лук, помидор, огурец, кабачок, баклажан).

Воспитатель предлагает детям разложить фрукты и овощи на тарелках, затем сосчитать фрукты и обозначить их количество числом.

III часть. Игровое упражнение «Разноцветные листья».

Воспитатель дает детям задание: «Составьте число шесть с помощью карандашей разного цвета. Сколько всего карандашей? Сколько карандашей какого цвета вы взяли? Как составили число шесть?»

Воспитатель предлагает раскрасить лист осины в любой цвет.


Физкультминутка «Осенние листья»

Под музыку дети с листьями в руках выполняют танцевальные движения по заданию воспитателя (кружатся, приседают, бегают). По окончании музыки они прикрепляют листья к силуэту дерева.

IV часть. Игровое упражнение «Поможем шоферу привезти овощи и фрукты на плодоовощную базу».

Воспитатель рассматривает с детьми схему движения машины: стрелки указывают направление движения, а цифры – остановки (см. рис. 3).

1 – остановка «Овощное поле»;

2 – остановка «Фруктовый сад»;

3 – остановка «Плодоовощная база».

Рис. 3


Воспитатель вместе с детьми обсуждает особенности маршрута (начало и направления движения). Затем дети провозят грузовик в соответствии со схемой (на полу разложены карточки с цифрами, обозначающие остановки) и на каждой остановке загружают овощи и фрукты и отвозят их на плодоовощную базу.

V часть. Игровое упражнение «Фруктовый пирог».

Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно приготовить из фруктов?» (Испечь пирог.)

Воспитатель показывает детям круглый пирог и предлагает разделить его на две равные части. Затем спрашивает: «На сколько частей вы разделили круг? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна вторая? Что меньше: половина или целое?»

Воспитатель просит детей каждую часть разделить еще на две равные части: «Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна четвертая? Что меньше: одна четвертая или целое?»

Воспитатель предлагает детям показать 2/4 круга и выясняет, как можно назвать 2/4 по-другому. (Половина.) Затем просит найти и показать 3/4 круга (выложить перед собой) и спрашивает: «Что больше: целое или три четвертых? Сколько четвертых частей в целом? А теперь разделите каждую четвертую часть пополам. (По показу воспитателя.) Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна восьмая? Что меньше: одна восьмая или целое? Сколько восьмых частей в каждой четверти (половине, целом)? Сколько гостей можно угостить нашим пирогом?»

Занятие 2

Программное содержание

Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц.

Познакомить с цифрой 7.

Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей; учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).

Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках.

Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Геометрические фигуры (все виды треугольников и четырехугольников), плоскостные изображения Незнайки, Карандаша, Знайки, Самоделкина, 2 коробки, 9 карточек с изображением разных инструментов (пила, молоток, дрель и др.), карточки с цифрами от 1 до 7.

Раздаточный материал. Листы бумаги квадратной формы, ножницы, карточки с цифрами от 1 до 7.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Наведем порядок».

Воспитатель обращает внимание детей на геометрические фигуры, расположенные на фланелеграфе, и уточняет их название. Он предлагает помочь Незнайке разложить фигуры в два ряда: в верхнем ряду – треугольники, в нижнем – четырехугольники.

Задание выполняют два ребенка.

По окончании работы воспитатель спрашивает у детей: «Правильно ли выполнено задание? Какие фигуры находятся в верхнем ряду и почему отобрали именно их? (Это треугольники. У них три угла и три стороны.) Какие фигуры находятся в нижнем ряду и почему отобрали именно их?» (Это четырехугольники. У них четыре угла и четыре стороны.)

Затем дети помогают Незнайке навести порядок: разложить в 2 коробки треугольники и четырехугольники.

II часть. Игровое упражнение «Поможем Незнайке разделить лист бумаги».

У детей листы бумаги квадратной формы. Воспитатель выкладывает на фланелеграф квадрат и спрашивает: «На какую фигуру похожи листы бумаги?»

Незнайка просит детей помочь разделить лист бумаги между ним и Карандашом на равные прямоугольники. Воспитатель уточняет, как это можно сделать. (Сложить лист бумаги пополам, совместить противоположные стороны и углы, сделать сгиб и разрезать по нему.)

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько частей получилось? Они одинаковые по величине? Как это проверить? (Наложением одной части на другую.) Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или половина? Что меньше: половина или целое? Что можно сказать о величине половины и одной второй?»

Затем Незнайка спрашивает у детей: «Как разделить лист бумаги, если придут еще гости и нас будет четверо?»

Воспитатель вместе с детьми обсуждает приемы деления. Дети делят каждую половину листа еще пополам так, чтобы получились листы квадратной формы. Затем уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна четвертая или целое?»

«А как разделить лист бумаги, если придут еще гости и нас будет восемь?» – опять спрашивает Незнайка.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает приемы деления. Дети делят каждую половину листа еще пополам так, чтобы получились листы прямоугольной формы.

После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна восьмая или целое? Что больше: одна четвертая или одна восьмая?» (В соответствии с ответом дети показывают части прямоугольника.)

III часть. Игровое упражнение «Сколько нас?».

Знайка вместе с Незнайкой вызывают 7 детей с разными именами. Дети называют имена. Затем воспитатель спрашивает: «Сколько детей вышло к доске? Сколько каких имен вы слышали? Какое число мы составили? Как мы составили число семь? Какой цифрой можно обозначить число семь? Найдите цифру семь в цифровом ряду на доске. На что похожа цифра семь?»

Воспитатель читает стихотворение:


«Семь» – коса, и кочерга,
И обычная нога.

А.Усачев

Дети у себя на столах выкладывают цифровые ряды из карточек с цифрами от 1 до 7 и обводят пальчиком цифру 7.

IV часть. Игровое упражнение «Поможем Незнайке составить число».

На фланелеграфе 9 карточек с изображением разных инструментов.

Незнайка просит детей помочь его другу Самоделкину составить число 8, используя разные инструменты.

Вызванный ребенок выполняет задание. Затем воспитатель уточняет: «Сколько всего инструментов отсчитали? Сколько каких инструментов взяли? Как составили число восемь?»

V часть. Игровое упражнение «Неделя, стройся».

Воспитатель вызывает к доске 7 детей и предлагает им взять со стола по одной карточке с цифрами от 1 до 7.

Воспитатель уточняет у детей, сколько дней в неделе, просит перечислить их и по сигналу построиться в шеренгу, образуя неделю.

Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Игровое упражнение повторяется 2–3 раза со сменой детей и дня недели для ее образования.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц.

Познакомить с цифрой 8.

Закреплять последовательное называние дней недели.

Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Карточки с кругами (от 1 до 8 кругов), овал, разделенный на части (см. рис. 4), 8 кругов разного цвета, 8 карточек разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 8.

Раздаточный материал . Наборы цветных карандашей, карточки с кругами (от 1 до 8 кругов), овалы, разделенные на части, карточки с цифрами от 1 до 8, образец птицы из частей овала.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Соберем цветик-семицветик». Воспитатель произносит волшебные слова из сказки «Цветик-семицветик»:


Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Воспитатель предлагает детям собрать волшебный цветок из 7 цветных карандашей так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды. После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько всего цветных карандашей вы взяли? Сколько какого цвета карандашей в вашем цветке? Как вы составили число семь?»

II часть. Игра-эстафета «Кто быстрее доберется до домика?».

Воспитатель раскладывает на полу 8 карточек разного цвета (они обозначают кочки) и просит детей сосчитать их: «Сколько на полу кочек? Сколько кочек какого цвета? Какое число составлено? Как составили число восемь?»

Дети делятся на 2 команды. Воспитатель предлагает им добраться до домика по кочкам, не наступив дважды на кочку одного и того же цвета.

Дети проверяют правильность выполнения задания.

III часть. Игровое упражнение «Найди цифру».

На доске цифровой ряд.


Цифра «восемь» – два кольца,
Без начала и конца.

Вызванный ребенок находит на доске цифру 8. Воспитатель уточняет у детей, на что еще она может быть похожа. Дети вместе с воспитателем прорисовывают ее в воздухе и находят у себя соответствующую карточку с цифрой 8.

Воспитатель спрашивает у детей: «Какое число обозначает цифра восемь? Отсчитайте столько же карандашей. Сколько карандашей вы отсчитали? Почему вы отсчитали восемь карандашей?» (Цифра восемь обозначает число восемь.)

IV часть. Игровое упражнение «Назови день недели».

Воспитатель дает детям задания:

– Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера?

– Мы улетаем на воздушном шаре в понедельник, а приземляемся через два дня на третий. Какой это будет день недели? (Среда.)

– Используя карточки с кругами, составьте неделю, начиная со среды. Назовите каждый день недели.

Последнее задание вызванный ребенок выполняет на доске.

V часть. Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть «колумбово яйцо» на доске: сосчитать его части и составить у себя на столах картинку по образцу.

Рис. 4

Занятие 4

Программное содержание

Познакомить с составом числа 9 из единиц.

Познакомить с цифрой 9.

Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа.

Развивать глазомер.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, карточки с изображением животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, кролик), карточки с цифрами от 1 до 9, 4 стула, 4 карточки с изображениями кругов разной величины.

Раздаточный материал . Круги разного цвета (по 10 шт. для каждого ребенка), листы бумаги, карандаши, круги разной величины (по величине соответствуют кругам на карточках из демонстрационного материала).


Методические указания

I часть. Дидактическая игра «Считай дальше».

Дети стоят в кругу и называют числа по порядку от 1 до 10, передавая мяч друг другу. Последний возвращает мяч воспитателю.

Игра повторяется 3 раза со сменой числа и направления счета.

II часть. Игровое упражнение «Зоопарк».

На доске карточки с изображением животных: волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки, собаки, кролика.

Воспитатель спрашивает у детей: «Каких животных называют дикими? Каких – домашними? Давайте поселим в наш зоопарк диких животных».

Дети отбирают карточки с изображением диких животных. Затем воспитатель уточняет: «Сколько всего животных в нашем зоопарке? Какой цифрой можно обозначить число девять? Найдите в цифровом ряду цифру девять. На что она похожа? На какую цифру похожа цифра девять? (Дети находят цифру 6 и ставят карточку рядом с цифрой 9.) Чем отличаются цифры девять и шесть?»

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:


Цифра «девять», иль девятка,
Цирковая акробатка,
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Воспитатель спрашивает: «Сколько каких животных в нашем зоопарке? Какое число вы составили? Как вы составили число девять?»

III часть. Игровое упражнение «План зоопарка».

После выполнения задания воспитатель уточняет: «Сколько всего кругов вы взяли? Сколько кругов какого цвета? Как вы составили число девять?»

Затем воспитатель просит детей разместить круги на территории «зоопарка» (на листах бумаги):

– красный круг в центре листа;

– зеленый круг в левом верхнем углу;

– желтый круг в правом верхнем углу;

– синий круг в нижнем правом углу;

– голубой в левом нижнем углу;

– два круга вверху листа;

– два круга внизу листа.

Дети рассказывают, где будет жить то или иное животное.

IV часть. Игровое упражнение «Экскурсия в зоопарк». На 4 стульях разложены карточки с изображениями кругов разной ве

личины. Воспитатель говорит детям, что это турникеты, через которые можно пройти на территорию зоопарка. Он просит детей запомнить величину кругов на турникете и найти на столе «жетоны» (круги) соответствующего размера.

Дети проходят через турникеты, совместив «жетоны» с кругами на карточках. Затем воспитатель загадывает загадки о животных, а дети находят картинки-отгадки на доске.


Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь.

(Рысь)


Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

(Волк)

Занятие 5

Программное содержание

Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц.

Развивать понимание независимости результата счета от его направления.

Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче.

Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 1 до 9, 5 карточек с цифрой 1, лента, на которой разным цветом написаны девять единиц, деревянный и металлический шарики одинакового размера, 2 банки с водой.

Раздаточный материал . Карточки с цифрами от 1 до 9, листы бумаги с изображениями трех кругов, наборы геометрических фигур (квадраты, прямоугольники и ромбы красного, зеленого и синего цветов), подносы.


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Веселый счет». Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «От одного до десяти» («Веселый счет»):


Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри -
Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков -
Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.

У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка, -
Цирковая акробатка…

Один ребенок у доски, а остальные дети на местах выкладывают карточки с соответствующими цифрами. Затем они называют цифры по порядку.

Воспитатель уточняет: «Цифры обозначают числа. Числа нужны людям для счета предметов».

II часть. Игровое упражнение «Составим числа».

У детей наборы карточек с цифрами от 1 до 9.

Воспитатель показывает детям пять карточек с цифрой 1. Он предлагает сосчитать единицы и показать соответствующую карточку с цифрой.

Затем воспитатель спрашивает у детей: «Какое число я составила? (Пять.) Из скольких единиц я составила число пять?»

Воспитатель показывает детям ленту, на которой разным цветом написаны девять единиц, просит сосчитать их и показать карточку с соответствующей цифрой. Затем спрашивает: «Из скольких единиц я составила число девять?»

III часть. Музыкальная пауза.

Дети встают в круг. Воспитатель предлагает им разбиться на две команды с помощью считалки:


Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.

Дети, которые вышли из круга на слова считалки, образуют первую команду; остальные дети – вторую команду.

Под музыку дети выполняют различные движения. По ее окончании они встают в две шеренги напротив друг друга. Одна из команд пересчитывает детей в другой команде слева направо и справа налево.

Затем воспитатель спрашивает: «Сколько детей в команде? Изменилось ли количество детей, когда вы считали их справа налево?»

Такое же задание выполняет вторая команда.

Воспитатель делает вывод: «Количество детей не изменилось. Число не зависит от того, в каком направлении мы считали».

IV часть. Игровое упражнение «Что тяжелее, что легче?».

Воспитатель показывает детям металлический и деревянный шарики одинакового размера и предлагает определить, какой шарик тяжелее (легче).

Сначала дети на глаз определяют вес шариков, а потом взвешивают их на ладонях (2–3 ребенка).

Воспитатель предлагает двум детям опустить шарики в банки с водой. Затем спрашивает: «Почему один шарик утонул, а другой плавает на поверхности воды? Из какого материала сделан тяжелый шарик? Из какого материала сделан легкий шарик?»

Воспитатель подводит детей к выводу: «Металл тяжелее дерева, он тонет, а дерево всплывает, оно легче».

V часть. Дидактическая игра «Каждой фигуре свой домик».

У детей листы бумаги с изображениями трех кругов и наборы четырехугольников (квадраты, прямоугольники, ромбы красного, зеленого и синего цветов).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры и спрашивает: «Как можно одним словом назвать все фигуры? (Четырехугольники.) Какие четырехугольники у вас на подносе? Разложите все фигуры, похожие по форме, в три круга. Назовите фигуры в каждом круге.

Разложите в три круга фигуры, одинаковые по цвету. Назовите фигуры в каждом круге и их цвет».

Воспитатель обсуждает с детьми варианты выполнения задания.

Занятие 6

Программное содержание

Познакомить с составом числа 10 из единиц.

Познакомить с цифрой 0.

Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному .

Уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.

Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позж е.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, матрешка, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 кругов одного цвета, магнитная доска, 3 непрозрачных ведерка с разным количеством пшена.

Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 12 шт. для каждого ребенка).


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Назови число».

Дети встают полукругом. Воспитатель напоминает: «У числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите предыдущее число числа пять».

Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель предлагает еще 3–4 аналогичных задания для определения предыдущего и последующего чисел к названному.

II часть. Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы».

У детей наборы цветных кругов. Воспитатель предлагает им сделать бусы для матрешки из 10 разноцветных бусинок.

По окончании выполнения задания педагог уточняет: «Сколько бусинок вы взяли? Сколько бусинок какого цвета? Как вы составили число десять? Сколько единиц в числе десять?»

III часть. Игровое упражнение «Сколько осталось?».

На доске цифровой ряд (от 1 до 9).

Воспитатель предлагает детям разложить на столе карточки с цифрами от 1 до 9. Затем обращает их внимание на доску, на которой расположено 9 кругов одного цвета, просит сосчитать их и показать соответствующую карточку с цифрой.

Воспитатель начинает справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль».

Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, вместе с детьми обводит ее в воздухе и выкладывает в ряд перед цифрой 1. Затем читает стихотворение:


Ноль похож на сто предметов -
От браслетов до беретов:
Круглый стол, кольцо, часы,
На кружочек колбасы,
Барабан, баранку, сушку…
И на лысую макушку.

Сколько ручек у кота?
Сколько перьев у крота?
Сколько лапок у змеи?
А у белки чешуи?

Дети обосновывают свой ответ.

IV часть. Игровое упражнение «Мишкина каша».

На столе стоят три ведерка с разным количеством пшена. Воспитатель напоминает детям рассказ Н. Носова «Мишкина каша» и просит помочь мальчику найти ведерко с нужным количеством пшена: оно должно быть не самым тяжелым и не самым легким. («Как найти нужное ведерко с пшеном?»)

Воспитатель предлагает детям взять два ведерка и сравнить их по весу, взвесив на руках. Затем уточняет: «Какое ведерко тяжелее? Какое легче? Тяжелое ведро поставьте на стол. А теперь легкое ведерко сравните с третьим ведерком. Тяжелое ведро поставьте на стол, а легкое ведерко сравните с первым и со вторым ведром попарно и расставьте их в возрастающем порядке по тяжести, называя вес каждого ведерка с пшеном. Из трех ведерок выберите не самое тяжелое и не самое легкое».

V часть. Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».

На доске вывешены картинки с изображением времен года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.


Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне стоит мороз,
Льдинкой росписи нанес.

(Зима)


Полюбуйся,
Весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

И.Никитин. Весна

Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию они поставили сначала, а какую потом.


Лето, лето к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком.

В.Берестов. Лето

Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация.


Осень золото роняет,
Холод пташек угоняет…
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на теплый юг.

О.Иваненко. Осень

Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку.

VI часть. Дидактическая игра «Назови соседей». Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже…)


Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я… (лето).

Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

(Осень)


Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

(Зима)


Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.

(Весна)

Занятие 7

Программное содержание

Продолжать учить составлять число 10 из единиц.

Познакомить с обозначением числа 10.

Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.

Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, конверты с заданиями, карточки с цифрами от 0 до 9, карточки с изображением разного количества предметов (до 10 предметов), треугольники, четырехугольники, магнитная доска, картинка с изображением Дровосека, составленного из разных многоугольников (см. рис. 5).

Раздаточный материал. Листы бумаги, цветные карандаши, многоугольники (треугольники разных видов, квадрат, прямоугольник, ромб).


Методические указания

Игровая ситуация «Поможем Элли вернуться домой» (по произведению А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

I часть. Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возвращения домой:

Воспитатель обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1.

Воспитатель предлагает детям выполнить игровое упражнение «Считай дальше», в ходе которого они считают от одного до десяти, передавая мяч друг другу.

II часть. Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2.

Воспитатель знакомит детей с заданием: маленькие человечки Страны Мигунов просят «сшить» им десять шапочек-колпачков разного цвета.

Дети на листах бумаги рисуют 10 треугольных шапочек-колпачков разного цвета. Затем воспитатель уточняет: «Сколько шапочек вы „сшили“? Сколько какого цвета? Как вы составили число десять? Скольким жителям мы помогли?»

III часть. Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 3 и провести стрелку от цифры 2 к цифре 3, определяя направление движения. Дети открывают конверт с цифрой 3.

Ребенок выставляет на наборном полотне карточки с цифрами от 1 до 9. Дети называют их по порядку.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:


Сказал веселый круглый ноль (Показывает карточку с цифрой 0.)
Соседке-единице:
– С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
– Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!

Воспитатель ставит карточку с цифрой 0 перед единицей и обобщает: «Цифр всего десять, а чисел можно составить очень много».


Ответил ноль: – Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

Воспитатель ставит после цифры 9 карточки с цифрами 1 и 0 и спрашивает у детей: «Сколько цифр обозначает число десять? Как называются эти цифры?»

Вызванный ребенок находит карточку с изображением 10 предметов и ставит ее рядом с числом 10. Воспитатель уточняет местоположение цифр и напоминает, что если 0 стоит после 1, то эти цифры обозначают число 10.

IV часть. Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 4, определить направление движения, провести к ней стрелку от цифры 3 и найти конверт с цифрой 4.

Воспитатель предлагает детям собрать Дровосека из геометрических фигур.

На доске в два ряда расположены треугольники и четырехугольники. Воспитатель спрашивает у детей: «Какие фигуры расположены в первом ряду? Что между ними общего? (У треугольников три стороны и три угла – это все треугольники.) Какие фигуры во втором ряду? Что между ними общего? Каким словом можно назвать все эти фигуры? (Четырехугольники.) Сколько углов у фигур? Каким словом можно назвать эти фигуры?» (У этих фигур много углов – это многоугольники.)

Воспитатель показывает картинку с изображением Дровосека (см. рис. 5) и уточняет, из каких многоугольников он составлен.

Рис. 5


Дети по образцу собирают Дровосека из многоугольников на листе бумаги и обводят его по контуру карандашом.

V часть. Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 5, определить направление движения и провести к ней стрелку от цифры 4. Дети находят конверт с цифрой 5.

Воспитатель предлагает детям назвать числа в обратном порядке от 10 до 1, передавая мяч друг другу. После выполнения задания он говорит, что теперь Элли может вернуться домой, и благодарит за помощь.

Занятие 8

Программное содержание

Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.

Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины.

Закреплять представления о временах года и месяцах осени.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: