Результативность профилактической работы с семьей. Принципы деятельности профилактической работы

Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин , порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

    отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

    незнание их интересов и потребностей;

    политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

    усиление влияния псевдокультуры;

    неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

    отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

    чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

    сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

    "эпидемия" разводов;

    потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

Типы "трудных" семей:

    Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.

    Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

    Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.

    Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

    Семьи, в которых родители предьявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Проблемы родителей;

    Социально-медицинские:

    • физические недостатки, патологии самих родителей;

      физические недостатки, патологии ребенка;

      психические растройства одного из родителей;

      психические заболования ребенка;

      алкоголизм, наркомания и т.п.;

      нарушение санитарно-гигиенических норм питания.

    Социально-педагогические:

    • гиперопека ребенка;

      ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;

      расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;

      языковый барьер (двуязычие).

    Социально-психологические:

    • недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;

      конфликты в семье.

    Социально-экономические:

    • низкий материальный уровень семьи;

      плохие жилищные условия;

      низкая предметная обеспеченность.

    Социально-юридические:

    • незнание своих прав и обязанностей как родителей;

      юридическая некомпетентность.

Этапы работы с семьей:

    Диагностика проблем семьи.

    Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.

    Содействие в получении социальной помощи.

    Диагностика результатов работы.

Цель: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.

Задачи:

    повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;

    содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;

    коррекция внутрисемейных отношений.

Принципы применяемые в работе с семьей:

    повышение пристижа здоровой семьи;

    повышение активной жизненной позиции;

    коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);

    поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);

    социальное партнерство всех служб;

    изучение и распространение новых технологий;

    профилактика проблем.

Методы:

    патронаж

    беседа

    диагностика

    консультирование

    занятия

    тренинг

    информационность

    просвещение

Таким образом, в работе с семьей надо стремиться максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

    принимать активное участие в жизни семьи;

    всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

    интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

    не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

    иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

    уважать право ребенка на собственное мнение;

    уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

    с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Прогнозируемый результат:

Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.

Таблица №1

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

    Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

    Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

    Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

    Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

    Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

    Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

    Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

    Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

    Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

    Пробудить интерес к самообразованию.

    Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

    Изменить жизненную ориентацию родителей.

    Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

    При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

    Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

    Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

    Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

ПЛАН

работы с неблагополучными семьями

Мероприятия

Сроки

Сверка и списков.

сентябрь

Обновление картотеки.

в течение года

Выявление семей (неблагополучных) и семей, уклоняющихся от воспитания своих детей.

в течение года

Рейды по неблагополучным семьям

в течение года

Подготовка материала на КДН и ЗП

по необходимости

Постановка и снятие с ВШУ

в течение года

Приглашение на заседания Совета профилактики.

в течение года

Совместная работа с отделом опеки и попечительством, КДН и ЗП, ПДН, отделом по молодежной политики.

в течение года

Помощь классным руководителям в работе с неблагополучными семьями.

в течение года

Индивидуальные профилактические беседы (с привлечением психологов, инспектора ПДН, заместителя директора по воспитательной работе)

в течение года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Семья является основой первичной социализации личности.

Поэтому, именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно полноценно воспитать ребенка, но и не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию.

Что такое неблагополучная семья?

Неблагополучной семьёй – является семья, которая полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию несовершеннолетних детей, созданию им комфортных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.

Каждая неблагополучная семья неблагополучна по- своему. Итак, неблагополучие детей в семье может быть разным:

От напряжения конфликтной обстановки

Из-за взаимной неприязни взрослых

До отсутствия элементарной заботы о ребенке со стороны родителей

Отсюда следует, что неблагополучие может быть скрытым, не проявляться в яркой форме, когда родители, сам ребенок скрывают происходящие неблагополучные процессы в семье.

В современных условиях жизни, когда большинство родителей озабочено решением экономических проблем, а иногда и физического выживания, усилилась социальная тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития несовершеннолетнего ребенка. Как правило, в таких семьях нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, и как следствие, авторитетом у ребенка становится внешнее, а иногда и негативное окружение, что и приводит ребенка к уходу из семьи.

На протяжении нескольких лет, все проблемы воспитания, обучения, сопровождения ребенка осуществляли только педагоги учебных заведений. Однако вопросы психического здоровья, гармоничного здоровья и адекватной социализации личности не всегда бывают решаемы учителями.

Многие исследования, которые проводились психологами, показывают нам, что в настоящее время достаточно многие дети обладают неуравновешенной психикой. Причинами этого, зачастую являются низкий материальный уровень, а также уровень отдельных семей, как правило - это случается, когда родители думают не о духовном потенциале ребенка, а как его лучше прокормить.

В неблагополучных семьях, родители сначала не уделяли внимания своему ребенку, как правило пустив воспитание на «самотек», потом, когда появились первые проблемы, не шли на контакт со школой, не осуществляли контроль за ребенком и покрывали его поступки, а после чего, родители совсем перестали справляться с ситуацией, в результате, произошло отчуждение ребенка от семьи.

Все эти факторы наряду с другими субъективными и объективными причинами способствуют детской безнадзорности и приступности, а также других негативных явлений в детской, подростковой среде.

Корректировка банка данных о трудновоспитуемых учащихся:

Изучение индивидуальных особенностей детей;

Изучение социально-бытовых условий;

Изучение социума по месту жительства.

Собеседование с учащимися, из неблагополучных семей с целью выяснения их отношения к школе, обучению, взаимодействия со сверстниками

Проведение классных часов по анализу проблемных ситуаций.

Информировать родителей о постановки на учёт их детей.

Вести учёт успеваемости учащихся в конце четверти (беседы с учеником и классным руководителем).

Вести учёт правонарушений в школе.

Индивидуальная работа с детьми из неблагополучных семей, семьями по разбору возникающих проблемных ситуаций.

Заслушивать учащихся, на: школьном Совете профилактики,

Проводить педагогические рейды на квартиры учащихся, беседы с их родителями, установление причин отклоняющего поведения

В организации свободного времени.

Составлять социально-психологическую характеристику на учащихся,

Выявление проблем адаптации учащихся и коррекция асоциального повеления подростков.

Постановка на учет, собеседование с классными руководителями, сбор характеристик, консультирование по итогам наблюдения за учащимися

Тестирование «Уровень воспитанности»

Изучение психологических особенностей

Посещение классных часов, уроков

Посещение на дому проблемных учащихся,

Осуществление четкого контроля за посещением школы учащимися

Проведение заседания, с целью предупреждения бродяжничества несовершеннолетних, совершения ими противоправных действий, хулиганских поступков

Проведение тестирования проблемных учащихся с целью выяснения индивидуальных особенностей, личностной ориентации;

выяснение причин и проблем школьника

Проведение работы по организации занятости учащихся, проведение и участие операции «Мир твоих увлечений», сотрудничество с учреждениями дополнительного образования

Проведение профориентационной работы с учащимися из семей, требующих повышенного пед. внимания

Вовлечение учащихся в общешкольные дела и мероприятия и т. п.

Тема: «Организация работы с родителями. Выявление неблагополучия в семье. Работа с неблагополучными семьями».

“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

А. С. Макаренко

Сегодня мы бы хотели поговорить о том, как правильно организовать работу с родителями, как в процессе этой работы выявить неблагополучие в семье и, наконец о том, как работать с выявленным неблагополучием и такими семьями.

Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями.

Основная задача классного руководителя (общая с родителями) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о своих проблемах.

На первое место в работе педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся , поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:

1. Привлечение детей по программе «Здоровье».

2. Привлечение к этой деятельности преподавателей физической культуры, родителей.

3. Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самоценности здоровья.

4. Информирование родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями и самими учениками.

Второе направление деятельности классного руководителя-общение .

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это, прежде всего эстетическое воздействие, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Успеху работы классного руководителя способствует три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре.

Третье направление деятельности классного руководителя – это познавательная сфера жизни ребенка . Защита учеников в этой области означает разъяснение всем учителям – предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с «оптимистической» позиции (А.С.Макаренко).

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

На выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

На осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

На проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса;

На организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление деятельности классного руководителя – это семья , в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

1. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

3. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

4. Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методах воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношении в группе, о выявленных способностях в текущих делах и т.п.) и корректировка семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности родителей.

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы с родителями.

1. Родительские собрания.

2. Общешкольные и общественные конференции.

3. Индивидуальные консультации педагога.

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

Родительские конференции.

Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.

Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, и силами не только классных руководителей, а с участием администрации школы и узких специалистов, которые работают в школе.

В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а так же знакомство учеников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференции выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по намеченной проблеме.

Индивидуальные консультации.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.

Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем. Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

1. Особенности здоровья ребенка.

2. Его увлечения, интересы.

3. Предпочтения в общении в семье.

4. Поведенческие реакции.

5. Особенности характера.

6. Мотивация учения.

7. Моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем:

1. Когда он родился, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…

3. О здоровье можно сказать следующее…

4. Его отношение к школе было… и т.д.

Беседа.

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

Посещение ученика на дому.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

1. Тематические консультации.

2. Родительские чтения.

3. Родительские вечера.

Тематические консультации.

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.

Примерная тематика консультаций для родителей.

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Пути преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья дома или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения.

Это очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменению подходов к его решению после прочтения этой книги.

Родительские вечера.

Это форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.

Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей (можно с детьми).

Темы родительских вечеров могут быть самыми разными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя.

Примерные темы родительских вечеров: «Первые книжки ребенка», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Песни которые пели мы и поют наши дети» и др.

Методы изучения семьи ученика.

Наблюдение. Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать дополнительный материал для характеристики семьи. Например, учитель заметил, что ученик сторонится коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, отказывается от общественных поручений. Такое поведение ученика насторожит учителя и заставит его познакомиться с семьей. Можно использовать метод включенного наблюдения, когда факты, добытые учителем дополняются сведениями, полученными активом родителей или учителями других классов.

Беседа. Этот метод поможет учителю уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение ребенка. Беседа помогает проникнуть вглубь явления, обнажить основу поступка, выяснить его мотивы.

Коллективная беседа на классном собрание при решении педагогических задач помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания.

Интервью. Применяется учителем тогда, когда нужно провести изучение мнения нескольких родителей по одному или нескольким вопросам одновременно. Например, при подготовке конференции родителей по режиму дня учителю надо знать, сколько в среднем потребуется времени для приучения младших школьников к самостоятельному контролю за распределением времени на основные виды деятельности. С этой целью учитель берет интервью у родителей из различных семей, которые требуют от своих детей четкого выполнения режима дня.

Анкетирование. Это метод исследования позволяет учителю одновременно получить массовую информацию. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные предыдущих лет, увидеть тенденцию развития.

Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как не всегда родители в анкете дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения, тогда учитель дает одновременно анкету для заполнения родителям и детям.

Сочинения. Этот метод изучения учитель применяет в том случае, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно попросить родителей написать сочинение на определенную тему. («Каким бы я хотел видеть своего ребенка после окончания школы», «Как мы отдыхаем в выходные дни», и др.).

Метод обобщения независимых характеристик. Метод используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, уровне ее духовного развития. Для этого учитель беседует с родителями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций, с членами родительского комитета класса. Обобщенные сведения помогут учителю более обстоятельно оценить уровень духовного развития семьи и ее влияние на воспитание школьника. Но этим методом надо пользоваться очень тактично.

Дневник наблюдений. Для выявления тенденции в развитии отдельных качеств личности ребенка можно договориться с родителями о ведении дневника наблюдений за ребенком. Этот дневник родители ведут на протяжении продолжительного времени, при встрече с учителем обсуждают результаты наблюдений, намечают новые перспективы и конкретные задачи на ближайшее время.

В процессе всей этой работы выявляются так называемые неблагополучные семьи.

ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?

Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:

*Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.

*Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонного к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.

*Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка

*Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.

1. . Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если
родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности по разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи может привести к таким последствиям как: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей; торможение их психического и физического развития; появление эксплуатации детей в качестве добытчиков материальных благ. допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизации мальчиков и девочек.

5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

6. Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из под влияния семьи и школы.

7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их неуживчивость со сверстниками и педагогами.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
    не сотрудничающих друге другом.
  • Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
  • Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношение к ребенку.

Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье

  • детская безнадзорность и беспризорность.
  • побеги из дома.
  • половая распущенность.
  • правонарушения и преступная деятельность.
  • алкоголизм.

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.

1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники).

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании).

3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают).

Задача всего педагогического коллектива работающего с детьми, воспитывающимися в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии: сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.

Организация профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Социальный педагог

МБОУ «Тигильская СОШ»

Кутова Наталья Анатольевна


Жизнь любого человека начинается с семьи.

Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно

идентичных


Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.

В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.


СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (по ФЗ №120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)


Основными критериями при определении семей этой категории являются

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Типы семей, находящихся в социально опасном положении:

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
  • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска .


Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера.


К таким семьям относятся: малообеспеченные; неполные семьи; многодетные; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.

Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача специалистов, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.


Признаки социального неблагополучия у обучающегося

  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
  • Неумеренный аппетит
  • Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
  • Привлечение внимания любым способом
  • Чрезмерная потребность в ласке
  • Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
  • Трудности в обучении

Признаки Физического насилия в семье

  • Боязливость ребенка
  • Сосание пальца, раскачивание
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращение с животными
  • Стремлении скрыть причину травм

Этапы работы МБОУ «Тигильская СОШ» с семьёй, находящейся в социально опасном положении (СОП).

  • 1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
  • 2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП.
  • 3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете.
  • 4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  • 5 этап. Постановка на профилактический учет семьи в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
  • 6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.

1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.

С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории МБОУ «Тигильская СОШ» в начале каждого учебного года социальный педагог на основе социального паспорта класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем.

Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.


2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП:

  • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
  • устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей через специалистов МБОУ «Тигильская СОШ»;
  • организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
  • изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
  • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
  • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории.

3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете

Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе с семьей СОП.


4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.


5 этап. Постановка на внутришкольный учет семьи СОП в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.

Решение о постановке на внутришкольный учет принимается в соответствии с положением «Совета по профилактики правонарушений несовершеннолетних в МБОУ «Тигильская СОШ».


Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

  • обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
  • оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
  • координировать учебную помощь родителей их детям;
  • выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
  • обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
  • изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
  • организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

  • проверка жилищно-бытовых условий семьи;
  • сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
  • составление плана работы с семьей;
  • проведение консультаций, лекций для родителей;
  • оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
  • отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из неблагополучных семей;
  • организация досуговой занятости детей из данных категорий семей во внеурочное время и во время каникул;
  • помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул (с 14 лет).

Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей :

  • улучшение положения и качества жизни ребенка;
  • устранение причин неблагополучия;
  • расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка эффективности работы с семьей:

  • соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

  • уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
  • родители проявляют заботу о детях;
  • дети посещают общеобразовательное учреждение;
  • уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
  • семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением;
  • в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
  • семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

Социальный педагог формирует индивидуальную карту профилактического сопровождения , в которой отражается совместная работа классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога (в настоящее время данная работа не проводится в связи с отсутствием специалиста), заместителя директора Учреждения по воспитательной работе.


6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.

Совместная работа со специалистами этих служб.


Заключение

Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, специалисты МБОУ «Тигильская СОШ» отобрали для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма. Помощь в работе с семьёй это - диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической помощи.

А также поняли, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

Семья является важнейшей средой формирования личности и ключевым звеном в профилактической работе, но не все родители по ряду причин бывают просвещенными в психолого-педагогических вопросах, не могут грамотно провести работу с ребенком и добиться положительного результата в воспитании. В роли помощников для них выступают психологи, социальные педагоги, классные руководители. В статье представлены основные аспекты работы школьного психолога по профилактике детского табакокурения в семье, его роль в формировании общешкольной среды без табака, описываются такие методы работы, как просветительская деятельность родительского состава школы, ее значимость в воспитательном процессе, психолого-педагогический анализ семей. Раскрываются особенности работы по профилактике детского табакокурения в различных семейных ситуациях, психологическом консультировании и поддержке семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения, психокоррекционной и психотерапевтической работе с семьями группы риска.

Ключевые слова: семья, психология, профилактика, терапия, детское табакокурение, социальное проектирование, просвещение, семья группы риска.

Семья – микросоциум, где осуществляется социализация детей, благодаря усилию всех ее функций – воспитательной, рекреативной (физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммутативной (общение и через него – социализация), регулятивной, фемецитологической (ощущение счастья в семье).

Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и
ключевым звеном в профилактической работе. К сожалению, многие семьи по разным
причинам являются непросвещенными в психолого-педагогических вопросах, не могут
грамотно провести работу с ребенком и добиться положительного результата в воспитании.
Зачастую на помощь им приходят специалисты – школьный психолог, социальный педагог,
классный руководитель, специалист психологического центра, которые могут предложить
программу систематической целенаправленной работы по формированию здорового

Образа жизни.

На сегодняшний день профилактика табакокурения чрезвычайно актуальна в работе школьного психолога и представлена очень широко – классные часы, родительские собрания, встречи с медиками, массовые мероприятия и т. д.

Прежде чем начать комплексную профилактическую работу с ребенком или детским коллективом, психолог ведет работу с родителями.

Перед школьным психологом стоит комплекс задач профилактической работы в семье:

. Просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни, создание информационного поля, формирование у родителей потребности в самообразовании;

. Психолого-педагогический анализ семей;

. Психологическое консультирование и поддержка семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения;

Психокоррекционная и психотерапевтическая работа с семьями группы риска.

Просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни, создание информационного поля

Этот метод работы является основным видом профилактической деятельности всего педагогического состава школы, особенно психологов и социальных педагогов.

Просветительская деятельность родителей включает в себя систематические классные или общешкольные родительские собрания, на которых идет речь о возрастных и психофизиологических особенностях детей, способах эффективной коммуникации с ними, даются конкретные рекомендации по ведению и поддержанию здорового образа жизни в семье. Психолог или социальный педагог, осуществляя просветительскую деятельность, может использовать тематические стенды, предоставлять познавательную и актуальную информацию в электронном виде, вести свой раздел на сайте школы, отвечать на вопросы в режиме on-line.

Данное направление профилактической работы стало основой комплексной программы профилактики детского табакокурения «Ответственные родители», где работа с семьей начинается с разговора по проблеме в форме родительских собраний с 1-го по 11-й класс, затем проводится психолого-педагогический анализ семей и осуществляется дальнейшая профилактическая работа .

Психолого-педагогический анализ семей

Именно с этого психолог начинает работу с родителями. В ходе психолого-педагогического анализа изучается уровень развития семьи в материальной и культурной сфере, выделяются ценности и ориентиры, с помощью которых осуществляется воспитание и развитие ребенка, делается вывод о психолого-педагогической и социальной состоятельности членов семьи. Психолог наблюдает за видами семейных отношений, выделяет статусные роли и место ребенка. И самая главная задача на этом этапе - определить, в какой эмоционально-нравственной атмосфере находится ребенок.

Психологическое консультирование и поддержка семей, столкнувшихся с проблемой

Детского табакокурения.

При подобном запросе от родителей важно как можно подробнее собрать имеющуюся информацию о факте курения. Не стоит вести углубленную работу, если ребенок попробовал сигарету один раз из любопытства, в этой ситуации необходимо разъяснить, что дети подвержены влиянию окружающей среды; нужно узнать у ребенка, где он наблюдал курящих людей и кто они, с какой целью он закурил, кто предложил ему первую сигарету. Далее родители смогут самостоятельно поговорить о вреде и последствиях курения, используя наглядный материал и информацию, которую можно получить в кабинете психолога.

Комплексная долгосрочная работа должна вестись, если ребенок курит систематически и у него появляются физиологические и поведенческие изменения - сонливость, возбудимость, чрезмерный аппетит или его отсутствие, характерный запах от одежды, рук и волос и т. д. В зависимости от ситуации и ориентированности помощи выделяют несколько ее моделей: педагогическая, диагностическая, медицинская, психологическая (психотерапевтическая), социальная. Медицинская помощь должна оказываться в специализированных учреждениях здравоохранения.

Психологическое консультирование проходит в индивидуальной или групповой форме и содержит следующие этапы.

1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам.

2. Сбор информации о проблеме клиента.

3. Обсуждение психотерапевтического контракта.

4. Проработка запроса.

5. Собственно консультация.

6. Проверка отработанных моделей и закрепление результата.

7. Поддержка и адресное консультирование.

В работе используется самый широкий спектр методик и техник - групповая и семейная
психотерапия, структурированное интервью, работа с метафорой, сказкотерапия, арт -
терапия, гештальттерапия, тренинги, телесно-ориентированная терапия,
психомоделирование, социальное проектирование и другие в зависимости от конкретного
запроса .

Психокоррекционная и психотерапевтическая работа с семьями группы риска

Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. К семьям группы риска относятся:

. Деструктивная семья - автономия и отделение отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или детско-родительский конфликт; Неполная семья;

. Ригидная, псевдосолидарная семья - безоговорочное доминирование одного из

Членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип

Воспитания;

. Распавшаяся семья - один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты

С прежне семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом

Сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него..

Именно в таких семьях дети наиболее подвержены раннему употреблению табака, даже

Начиная с 6-7 лет, глядя на отрицательный пример родителей. Поэтому главные задачи

Психолога в данной ситуации - обеспечить раннюю диагностику и защитить ребенка от асоциального воздействия. В комплекс работы с семьями группы риска входят скрининг (наблюдение), диагностика и коррекция семейного поведения.

При острой необходимости школьный психолог может включить в работу сотрудников органов опеки, медицинских работников, специалиста отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основной метод работы - семейное консультирование, в ходе которого психолог помогает скорректировать и смоделировать такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Наиболее эффективные формы работы - совместная арт - терапевтическая деятельность (библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, фото - и видеотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия, артсинтезтерапия) и социальное проектирование (мой дом, я и окружение, наша семья и т. д.). Психолог работает только с применением тех методами, которые не вызывают агрессии и чувства ущербности в конкретной семье. В процессе совместной игровой деятельности ребенок и взрослый испытывают терапевтический эффект, а психолог его развивает и закрепляет. Необходимо обеспечить постоянное наблюдение и поддержку таким семьям, вызвать доверие и сформировать информационную потребность в области профилактики. Работа по поддержке таких семей ведется до окончания ребенка школы .

Таким образом, главная задача школы в вопросах профилактики - вызвать у родителей потребность в самообразовании и ведении профилактической деятельности внутри семьи. Основные методы работы - совместная деятельность ребенка и взрослого, терапия, тренинги. Важно, чтобы психолог создавал доверительную и эмоционально-насыщенную атмосферу, был помощником для детей и родителей, находился рядом в трудную минуту и смог обеспечить общешкольную профилактическую среду, защищенную от табачного дыма .

Литература

1. А Нтонов А . И ., Медков В . М . Социология семьи. М., 1996.

2. Овчарова Р . В . Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М., 1996.

3. Шнейдер Л . Б . Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М., 2006.

4. Шнейдер Л . Б . Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков. Девиантное поведение детей и подростков. Спб., 2005.

5. Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы // Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. Ростов н/Д, 2005.

6. Ответственные родители / Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. / Изд. 1-е. М., 2007.

7. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.

Social and Psychological Aspects of Preventive Work with Families

Rogozina E. D.

Psychologist, Head of the Educational Resource Center.

Family is the most important environment of personality formation and a key part in prevention work, but for various reasons not all parents are educated in the psychological and pedagogical issues, not all can competently work with their child and achieve positive results in upbringing. Psychologists, social educators, homeroom teachers become their assistants. The article presents the main aspects of the school psychologist’s work in preventing child smoking in the family and his/her role in the formation of general non-tobacco school environment. Educational activities for the parents, their importance in the educational process and method of psychological and pedagogical analysis of families are presented. The specifics of working with prevention of child tobacco use in different family situations, in psychological counseling and support for families that have faced the problem of child smoking and psycho-correctional and psycho-therapeutic work with families at risk are described.

Keywords: family, psychology, prevention, therapy, child smoking, social engineering, education, risk group family.

1. Antonov A. I., Medkov V. M. Sociologiya sem"i. M., 1996.

2. Ovcharova R . V . Spravochnaya kniga shkol"nogo psihologa. - 2-e izd, dorab. M., 1996.

3. Shneider L. B. Semeinaya psihologiya: Uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izd. M., 2006.

4. Shneider L. B . Sem"ya i istoki deviantnogo povedeniya detei i podrostkov. Deviantnoe povedenie detei i podrostkov. 2005.

5. Deviantnoe povedenie podrostkov kak problema social"noi raboty // Divicina N. F. Social"naya rabota s neblagopoluchnymi det"mi i podrostkami. Konspekt lekcii. Rostov n/D, 2005.

6. Otvetstvennye roditeli/ Uchebno-metodicheskoe posobie dlya uchitelei srednei shkoly/ izd. pervoe. M., 2007.

7. Sem"ya v psihologicheskoi konsul"tacii: Opyt i problemy psihologicheskogo konsul"tirovaniya / Pod red. A. A. Bodaleva, V. V. Stolina. M., 1989.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: