История динамической игрушки. Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста

Динамические (движущиеся) игрушки отображают различные виды движения – качение, вращение, хождение, кувыркание.

Самая древняя подвижная игрушка найдена в Египте и датируется 3 тысячелетием до н.э. Это была шагающая фигурка быка. Для того, чтобы он шагал, покачиваясь из стороны в сторону, в изготовлении был использован закон маятника. Подобные игрушки встречаются в разные исторические периоды в культуре разных народов. Как правило, все игрушки этой группы отображают различный характер движения предметов, их взаимодействия между собой или с различными веществами - водой, воздухом, песком и т.п. Это видимые составляющие взаимодействия. Существует также невидимая составляющая, неосознаваемая, но постоянно присутствующая – это сила притяжения Земли, гравитация. Она также является предметом исследования ребенка, так как в ее поле существуют исследуемые ребенком закономерности.

Для данного вида игрушек типично простейшее преобразование одного вида движения в другой, например, поступательного движения во вращательное (волчок). Эти закономерности, при восприятии и действии самого ребёнка, могут быть доступны детскому наблюдению и пониманию.

Очевидно, что представление о движении не должно быть противоречиво. Поэтому в эту группу не входят игрушки, запускаемые каким-либо электронно-механическим способом, который стирает, нивелирует, к примеру, действие гравитации, и ее освоение, преодоление самим ребенком.

Какие бывают динамические игрушки для малышей?

Кугельбан - это специальная конструкция с дорожками-желобками, по которым скатывается шарик или съезжает машинка. Для детей раннего возраста подходит простой кугельбан, который не требует серьезной активности ребенка. Единственное, что нужно – запустить шарик (машинку, колесико), а дальше остается наблюдать его путь. Для самых маленьких подойдут кугельбаны-стучалки: шарик нужно забить молоточком в отверстие.

Заводные игрушки приводятся в движение заводным механизмом (например, ключиком или надавливанием ручки юлы).

«Верхолазы» - тоже образные игрушки, которые при выполнении нужных действий поднимаются по веревочкам вверх.

Волчки и юлы могут быть разных размеров и с разным способом запуска: кнопочным, с помощью поступательного движения (когда много раз нажимается ручка юлы), с помощью двух ладоней, пальцев.

"Воздушные" игрушки, которые движутся от легкого потока воздуха, например, дуновения.

Как выбирать?

Уже с полугода младенцам можно предложить заводные игрушки. Конечно, малыш не сможет сам их заводить, но зато он будет в восторге от идущего цыпленка или крутящейся карусели. Пожалуй, единственной доступной в этом возрасте для самостоятельных действий игрушкой будет простая кнопочная юла: ребенок просто надавливает на кнопку и юла начинает крутиться.

Простые кугельбаны (в которых нужно просто бросить шарик или машинку и следить за их движением) порадуют малышей от года . С такой игрушкой здорово играть в "догонялки", экспериментировать со скоростью: запускать с разными промежутками времени шарики разного веса и размера друг за другом, и следить за их перемещением.

Малышам от 2 лет можно предложить такие традиционные игрушки, как «кувыркунчик», «верхолаз», «клюющие курочки», «шагающие» игрушки, а также более сложные волчки и юлы (например, юла, которая заводится путем многократных надавливаний на ручку; волчки для запуска ладошками). Актуальными останутся и простые кугельбаны.

Ближе к 3-м годам ребенок будет радоваться летающим игрушкам. Например, вертолетам, которые запускаются собственным дыханием или надувной летающей тарелке (они больше подходят этому возрасту за счет безопасного материала - резины).

При выборе игрушки обращайте внимание на соответствие образа движению . Например, верхолазом может быть человеческая фигурка, медведь и т.д., но не крокодил или собака. Это важно, потому что дети раннего возраста еще только осваивают мир. Игрушки, как образцы этого мира должны помогать малышу, а не путать его. Всевозможные несуразицы понятны детям обычно значительно позже – в 5-6 лет. В этом возрасте они уже с юмором относятся к подобным вещам, поскольку имеют элементарные знания об окружающем мире.

Наличие момента неожиданности, непредсказуемости, сюрприза – важная характеристика этого вида игрушек. Очень важно, чтобы игрушка пробуждала у ребенка познавательный интерес, желание воспроизвести действие, разобраться в устройстве предмета. Это желание рождает познавательную мотивацию, которая и ведет за собой познавательное развитие. Важным качеством игрушек для экспериментирования является наглядность и яркая представленность движения, его очевидный эффект.

Научившись более менее уверенно перемещаться в пространстве, малыш активно исследует окружающий его мир. В это время для него важны не только форма, размер и яркость предметов, но и их способность двигаться. Еще бы, ведь так интересно топать по дорожке парка и толкать впереди себя игрушечного зайца на колесиках, бьющего палочками по барабану! А юла, лошадка-качалка, клюющие курочки… Если все эти забавные вещицы вызывают у крохи неподдельный интерес, настало время знакомить его с динамическими игрушками.

Динамическими (или движущимися) называются игрушки, передающие виды движения живых существ и механизмов… В большинстве своем, это традиционные деревянные игрушки, самые известные из которых – так называемые богородские : например, кузнецы или те же клюющие курочки. Не менее популярны лошадки-качалки, неваляшки и обычные каталки .

Нажми на кнопку – получишь результат?

В последнее время появилось множество, казалось бы, движущихся игрушек (заводных механических, электронных и т.п.), которые, казалось бы, передают характерное движение живых существ, но эти движения совершенно не зависят от действий того, кто ими играет. Особенно популярны у родителей так называемые интерактивные игрушки – игрушки-роботы. Стоит нажать на кнопку, и они начинают двигаться, говорить, даже, как будто, «умеют общаться»: «отвечают» на вопросы, выражают «чувства» – радость обиду боль, ползают, обнимаются. Казалось бы, что тут плохого? Нажал кнопку – ожила.

Но! Истинное оживление и одушевление игрушки происходит силами фантазии ребенка, с непременным участием его души и чувств. Заводными и интерактивными игрушками невозможно по-настоящему играть. Всё кем-то уже запрограммировано – осталось лишь пассивно созерцать выполняемую программу и вовремя «нажимать на кнопочку ответа» для продолжения «взаимодействия». Это суррогат движения, игры, общения. Подобные игрушки динамическими не являются именно в силу своей запрограмированности.

Телесное и душевное отождествление ребенком себя с этим движением не требуется, более того, наносит вред его развитию.

В отличие от вышеназванных, механизированных и роботизированных, настоящие динамические игрушки выражают и отражают живое движение самого ребенка . Причем, движение и равновесие не создается искусственно, посредством электропривода. Ребенок обнаруживает эти закономерности сам, в результате собственной деятельности и в соответствии с законами земного тяготения , где есть статическое и динамическое равновесие (отсюда и название – динамические игрушки.)

Без системы не обойтись!

Все динамические игрушки можно условно разделить на несколько видов, например, – по характеру движения:

    Игрушки-каталки .

    Эта группа, в свою очередь подразделяется на две подгруппы: так называемыепередние и задние каталки . Названия говорят сами за себя: передние – дети толкают впереди себя, а задние – на веревочке тянут за собой.

    К передним относятся, например, бабочка, которая то легко взмахивает крылышками, то замирает, когда малыш приостанавливается; барабанчик с перекатывающимися внутри шариками. Задние каталки – это сороконожка, которая ползет, слегка извиваясь и перебирая всеми своими ножками; утка, которая идет, переваливаясь, а следом за ней спешат утята.

    Потенциал этого вида игрушек исчерпывается возрастом от 1.5 до 3 лет. Причем, чем младше малыш, тем больше ему подходит передняя каталка («толкалка»), потому что он только осваивает пространство перед собой.

    Для начала кроха должен научиться направлять каталку туда же, куда движется сам. Но по мере взросления собственный двигательный опыт и самовосприятие ребенка постепенно обогащаются, и малыш открывает для себя заднее пространство. А это значит, он сможет верно воспринимать движение позади себя в связи с собственным движением, научится удерживать каталку или машинку от падения на поворотах, выбирать путь, где поменьше ям и колдобин.

    Крутящиеся игрушки .

    Они вращаются вокруг своей оси, и созерцание этого процесса поистине завораживает малыша.

    Ручные волчки . Они весьма разнообразны. Есть большие, для ладоней, и маленькие – для пальцев. Большой волчок можно запустить, зажав его стержень между двумя ладонями и, «протерев» руку об руку, задать ему вращение. Маленький закручивается пальцами. Это требует координации и моторной ловкости, а значит, способствует развитию этих качеств. Трехлетние малыши справляются с большим волчком, к четырем годам осваивают маленький, а вот дальше начинается самое интересное! Ведь волчок может вращаться и шляпкой вверх, при этом он так похож на грибок. А можно раскрутить его на весу и дать упасть на пол – так, чтобы вращение продолжалось. А еще очень интересно устроить соревнование – запустить одновременно несколько волчков: чей дольше прокрутится?

    Механическая юла . Имеется в виду самая простая модификация этой игрушки, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха.

    Юла на тонкой ножке заставляет малыша соразмерять направление и силу давления, чтобы игрушка раскрутилась и не упала.

    Мобиль – это подвесная игрушка, легкая настолько, что ее приводят в движение потоки воздуха. Дети любят дуть на эту практически невесомую конструкцию и любоваться на то, как плавно она закручивается, а затем раскручивается. Игрушки этого вида можно с уверенностью причислить к «долгожителям»: они растут вместе с ребенком от младенчества до 9-10лет. Причем, это первые «игрушки-вращалки» в жизни малыша. Они появляются над колыбелью в такой период, когда наблюдение становится самым активным видом деятельности для ребенка, и интересны малышу на протяжении всего дошкольного детства. Причем, именно как игрушки, а не в качестве предмета интерьера. Дети поначалу просто наблюдают за вращением мобиля, затем улавливают взаимосвязь его вращений с движением окружающего воздуха и даже начинают плавно кружиться, подражая игрушке. А потом самостоятельно организуют потоки, изменяя их интенсивность: дуют, хлопают дверью или открывают форточку. Именно поэтому очень важно, что кружение фигурок происходит не механически, а естественно.

    Качающиеся игрушки – все те, которые при покачивании выходят из равновесия и возвращаются к нему. Например, неваляшка , как и маленькая лошадка-качалка , отклоненная к крайней точке, не остается в ней, а постепенно, качаясь все менее и менее размашисто, возвращается в положение равновесия.

    Есть и напольные игрушки-качалки – конь, петух, верблюд и т.д., они приводятся в движение иначе. Малыш может раскачаться на таком скакуне, изо всех сил подстегивая его движение. Такие игрушки актуальны для детей от 1,5 и до 7 лет. Именно раскачивание и остановка в собственном телесном движении дает возможность более ясно почувствовать гармонию, баланс между крайностями.

    Птица в полете . Фигура лебедя, подвешенная определенным образом на тонких шнурах, парит в воздухе, как настоящая, живая птица. А стоит только слегка потянуть за шарик, укрепленный на веревочке снизу, лебедь легко взмахнет крыльями, и отправится «в полет», делая взмах за взмахом и плавно раскачиваясь всем корпусом. Постепенно движение плавно затихнет, и птица снова будет «парить».

    Катающиеся игрушки . Катание любых круглых или хотя бы скругленных предметов, будь то мячи, шарики, луковицы или банки – любимое занятие детей на протяжении многих лет. Для этих целей придуманы специальные прямые и спиралеобразные дорожки для катания шариков – стационарно-собранные (кугельбан) и сборно-разборные – своего рода конструкторы для катания. Подобные игрушки также будут интересны малышу на протяжении нескольких лет, поскольку оставляют возможность для экспериментов. Например, можно запускать несколько шариков паровозиком или по одному, с каким-то интервалом, и наблюдать, синхронно или вразнобой они спрыгивают с «этажа» на «этаж», с одинаковой ли скоростью катятся, а если какой-то выскочит с дорожки, то почему?

    «Шагающие» игрушки – те, которые передают характерное для данного вида животных движение (бычок, скачущая белка, ныряющий дельфин ). В их конструкции используются физические законы маятника, смещения центра тяжести и т. п. Например, бычка достаточно установить на наклонной дощечке и легонько качнуть, а дальше он двигается сам, спускаясь вниз по доске. Но все зависит от того, с каким наклоном поставить доску. Большой интерес к подобным игрушкам приходится на возраст 1-3 лет, когда ребенок может сам придать импульс движению и ощутить себя его источником. Хорошо, если игрушка при этом представляет собой трогательный образ животного, пробуждая в ребенке нежные чувства и желание заботиться.

    «Лазающие» и «кувыркающиеся» фигурки . Передвигаться подобным образом могут, например,медведь-верхолаз, клоун-акробат на лестнице . Малыш наблюдает, как на лестнице, опираясь о перекладины то ручками, то ножками, кувыркается игрушечный акробат, и снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. Даже у младших школьников сохраняется интерес к этому занятию – ведь лестницу можно наклонять, и клоун все равно будет кувыркаться. Правда, до определенного угла наклона.

    Отдельно хотелось бы сказать об игрушках-верхолазах . Загадочен и сам процесс перемещения фигурки наверх – с каждым шагом все выше и выше – и механизм приведения его в действие. Со временем вдруг обнаруживается, что фигурка способна перемещаться вверх и съезжать вниз. Но нужно приспособиться задавать верный ритм и амплитуду движения рук.

    Этот тип игрушек тоже популярен у детей разного возраста. Широкий возрастной диапазон объясняется тем, что, помимо интереса к движению, такие развлечения могут дарить идеи для разнообразных сюжетных игр.

    Действуем, наблюдаем, подражаем

    Общей характерной особенностью динамических игрушек можно считать то, что ребенок сам , собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). Продолжением игры является активное наблюдение за движением, его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. При этом малыш сам задает характер и особенности движения, в результате чего они, как правило, варьируются или активно повторяются – это зависит от возраста и игровой фантазии ребенка.

    Малыш очень долго может наблюдать, как раскручивается и останавливается юла, и запускать ее вновь и вновь. Но волчок, например, замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кугельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают. Значит, нужно непрерывно поддерживать и развивать движение: ребенок сам качается или скачет на лошадке, везет за веревочку сороконожку. Или, ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз.

    Важнейшее качество детского восприятия состоит в том, что, в отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры. Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш покачивается в созвучии с ее движением. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу – раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок.

    Так же реагирует малыш и на движения кувыркающегося акробата. Сначала -неустанно спускает с лесенки его фигурку, а через какое-то время пробует сам вставать на руки с опорой на стенку и спрыгивать из этого положения на ноги. Играя с богородскими кузнецами, дети особенно интенсивно переживают чередование и ритм ударов. Лишь намного позже малыши воспроизводят эти действия в игре – куют подковы, в точности воспроизводя характер и ритм ударов. То же можно сказать и о детском отношении к простым игрушкам-каталкам: к примеру, взмахи крыльев бабочки являют малышу образ легкого полета.

    Игрушки-помощники

    Подвижность, активность и любознательность – характерная черта детства большинства детей. Но некоторые малыши обращают на себя внимание непроходящим возбужденным состоянием, непредсказуемостью поведения и чрезмерной подвижностью. Такой ребенок хватает все, что попадется под руку, и тут же бросает за ненадобностью, не может найти себе занятие больше, чем на 3-5 минут, а, общаясь с окружающими, задает много вопросов и не слушает ответов. Порой встречается и противоположная картина: малыш малоподвижен, движения у него скудные и несколько вялые, он охотно и подолгу играет сам с собой, а общения со сверстниками избегает или испытывает в нем затруднения. В незнакомой обстановке он обычно прячет лицо или забирается на руки.

    Этим детям можно помочь, используя тщательно подобранный ассортимент динамических игрушек. Дело в том, что в различных случаях они действуют с избирательно терапевтическим эффектом. То, что одного ребенка выведет из состояния погруженности в себя, для другого станет средством контакта с другими детьми. Ну а третий получит опыт внутреннего движения и покоя в их полярности, противоположности.

    Для детей с нарушениями внимания, движения, равновесия и общей координации это один из действенных способов продвинуться от поверхностного интереса к более углубленному, гармонизировать движения и приблизиться к внутреннему равновесию. Наблюдение в покое – это упражнение для способности восприятия. Запуск волчка или подъем клоуна-верхолаза требует концентрации внимания и координации движения. Наблюдение вращения также концентрирует. Хотя этого не скажешь о механической юле, где, например, медведи смотрят в разные стороны – восприятие такого центробежного движения может не концентрировать, а возбуждать. Такое удивительное воздействие эти игрушки оказывают только тогда, когда мы, взрослые, предоставляем детям покой и время, чтобы вжиться во внешнее движение, позволить ему захватить все существо и вылиться во внешнее движение в игре.

    Телесные переживания малыша занимают одно из главных мест в процессе становления у него чувства собственного «Я».

    В возрасте около 2 лет образ себя формируется главным образом через телесное действие как переживание своих возможностей. При этом можно заметить появление удивительного феномена: ребенок относится к наблюдаемому действию как к своему собственному движению, которое он сам и производит.

    На третьем году жизни происходит становление переживания человеком себя как Я, осознание Я в собственном теле и жизни Я посредством тела в окружающем мире. Это происходит при участии развивающихся телесных чувств: чувства осязания, чувства собственного движения и равновесия.

    Силы подражания, действующие в первые годы жизни, дают возможность детям воспринимать впечатление от движения динамических игрушек всем своим существом. Именно это ВОСПРИЯТИЕ собственной активности в повторяющемся движении и является фундаментом восприятия себя в мире и мира в себе.

    Как выбирать игрушки

    Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

  • истинность, не карикатурность образа . Малыш нуждается в правдивом, достоверном и одновременно образном отображении мира. Именно такая картина является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте. То, что кажется взрослому смешным, может огорчить или напугать ребенка;
  • естественность и плавность движения, природосообразность . Например, крокодил не может быть игрушкой-верхолазом, его тело природой предназначено к жизни в воде, а не на деревьях. Карабкающееся движение для него противоестественно. Если у бабочки западает крылышко, то она «не может летать»;
  • соответствие звука и образа . Гусеница, громко трещащая при движении, не формирует истинной картины движения насекомого;
  • форма, цвета, цвет в движении . Органические природные формы и мягкие цвета или тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;
  • прочность и ремонтопригодность – в этом плане несомненные преимущества имеют игрушки несинтетического, природного происхождения. Они прочнее, менее горючи, лучше поддаются ремонту. Дерево можно склеить, подточить, нарастить, а ткань – зашить;
  • возможность игрушки расти вместе с ребенком , быть включенной в сюжетные игры в качестве персонажа (человечки, животные) или предмета-заместителя (мяч, волчок).
  • Чрезвычайно важно помнить о том, что после покупки и вручения игрушки ребенку миссия родителей не заканчивается! Важно увидеть чудесное в простом и удивиться, а потом донести это чудо до ребенка. Всякая игрушка – это поле для общения взрослого с малышом, хороший повод для совместного открытия мира и изобретения интересных игр.

Мяч

Мяч - одна из самых удивительных и универсальных игрушек. Играть с мячом можно в любом возрасте - от младенчества и до старости.

Мячи бывают самые разные - водные надувные, баскетбольные, теннисные, шарики для пинг-понга, спортивные, детские резиновые мячи и огромные мячи для фитнеса - список можно продолжить. Есть также мячи тряпичные (лоскутные народные мячики), валянные из овечьей шерсти или набитые ею, шитые или вязаные мячи, маленькие «сыпучие» мячики «Socks», снежки - мячики из снега, резные и точеные из кости и дерева. Бесспорным достоинством «мягких» мячей является их безопасность при игре в помещении - это специально «комнатные» мячи. Ни обстановка, ни окна, не говоря уже о самих играющих, не пострадают. Мячей не просто должно быть много и разных, а они должны давать как можно более разнообразный опыт для чувственного восприятия. Именно на это стоит обращать внимание при выборе игрушек для ребенка.

Важными особенностями мячей являются величина и прыгучесть. Одни мячи весело прыгают, а другие - грубо долбят; одни мячи приятно держать в руках, а другие особых эмоций не вызывают. Прыгучими могут быть не только резиновые мячи, но и хорошо набитые шерстяные.

Для маленьких детей (от 1 года) мячи открывают большие возможности для детского экспериментирования. Большой мяч может быть легким, а маленький - тяжелым. В папиной ладони помещается большой футбольный мяч, а в детской ладошке - теннисный. Маленький мяч проскакивает между ручками годовалого малыша. И ногой направить мяч к цели не так просто.

Ещё одно увлекательное занятие с мячом - это его катание. Малыши с удовольствием катают мячи с горки и пытаются закатить на горку, бегают с мячом, неся его двумя руками перед собой, стараются сохранить равновесие на одной ноге, чтобы другой толкнуть мяч. Бросают мяч с брызгами в воду, слушают звучащий мяч и звук хлопанья об пол или землю, асфальт или воду.

Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения. Способность принимать и отдавать мяч как действие становится основой для важной социальной способности принимать и отдавать. Бросать и катать мяч друг другу можно только «договорившись» поиграть.

Позднее появляется желание не просто бросать и катать, а делать это определенным образом или с определенной целью. 6-8-летки сравнивают и обсуждают свойства мячей. К школьному возрасту упражнение в ловкости и меткости приходит к своему апогею. И для достижения совершенства дети без устали упражняются: играют в Socks, чеканят футбольный мяч или всем своим существом направляют мяч в баскетбольное кольцо.

Динамические игрушки

Игрушки, передающие разные виды движения живых существ и механизмов, можно называть динамическими или движущимися игрушками. Большая их часть - традиционные народные игрушки, которые вновь возвращаются в обиход. Самые известные - это так называемые богородские игрушки: кузнецы, клюющие курочки и проч., а также юла, волчок, лошадка-качалка, клоун-акробат, медведь-верхолаз. Есть и современные, идея или принцип действия которых основаны на традиции народной игрушки. Все их можно условно разделить на виды:

Игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, утенок-барабанщик..);

Крутящиеся (юла, волчок, мобиль,…);

Качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка, …);

Катящиеся (дорожка для катания шариков - кугельбан, мячи, …);

Лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат,...);

Шагающие игрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка, ныряющий дельфин и пр.).

Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название - динамические игрушки).

Характерной особенностью можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). После этого возможно либо наблюдение за движением, либо его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. В одних случаях малыш наблюдает его дальнейшее развитие и угасание (волчок замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кегельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают). А есть игрушки, у которых можно непрерывно поддерживать и развивать движение (ребенок сам качается на лошадке, тянет за веревочку сороконожку или ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз). В отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры ребенка.

Что дают динамические игрушки для развития ребенка? Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш в созвучии с её движением заворожено покачивается вместе с ней. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу - раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Трехлетний ребенок сидит на корточках перед вертикальной лесенкой, сверху которой кувыркается клоун-акробат, опираясь на ступеньки то ножками, то ручками. Малыш снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. А спустя какое-то время (недели или месяцы) пробует сам вставать на руки и спрыгивать из этого положения на ноги.

Таким образом, через динамические игрушки ребенок имеет возможность телесно отождествлять себя с разнообразными движениями.

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

Естественность и плавность движения - если у каталки-бабочки западает крылышко «ей невозможно летать»;

Эстетические качества игрушки (формы, цвета, цвет в движении)- живые, органические, природные формы и мягкие цвета и тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;

Соответствие звука и образа - гусеница, трещащая при движении не формирует истинной картины движения насекомого;

Прочность и ремонтопригодность;

Возможности игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

Составные и динамические игрушки

как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение

Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками играет решающую роль в формировании познавательной и двигательной активности, в развитии наглядно- действенного и наглядно-образного мышления детей в раннем возрасте

Словарь

Значение слова составной

по толковому словарю русского языка С. И. Ожегова:
- входящий в состав чего-нибудь;
- составленный из нескольких частей.

по толковому словарю русского языка Т. Ф. Ефремовой:
- составленный из нескольких частей;
- входящий в состав чего-либо, являющийся частью чего-либо.

«Составные картинки»

Такие картинки могут быть представлены в самых разных вариантах игр-головоломок. Составные картинки могут развивать как познавательно-исследовательские навыки, когда ребенку нужно найти способ соединения частей для получения целого, так и продуктивную деятельность – создание целого из разрозненных частей.

«Картинки-вкладыши»

Картинки -вкладыши для закрепления понятия « » были бы скучными, если предлагали малышу простые геометрические фигуры, какие-нибудь однотипные кружки, отличающиеся только размером. Совсем другое дело, если надо поставить на свое место веселую лягушку-квакушку или собаку-некусаку. С ними можно поскакать, поквакать, пару раз гавкнуть и разобраться, почему большая собачка не помещается в гнезде для маленькой.

«Разрезные картинки»

Развивают·

    внимательность, наблюдательность·зрительное восприятие, воображение

    формируют целостное представление о предмете

    способствуют развитию наглядно-образного мышления, логики

    способствуют развитию терпения, сосредоточенности, усидчивости.

«Коробки форм»

Еще одним вариантом вкладышей являются специальные пособия с прорезями или углублениями разных формы и размера, в которые вкладываются соответствующие детали, их называют «коробки форм». Для каждого отверстия нужно подобрать подходящую деталь и вставить внутрь. Важно, чтобы формы были простыми и понятными для детей этого возраста (круг, квадрат, треугольник), иначе после нескольких неудачных попыток малыш не захочет больше играть в эту игру. Обратите внимание, чтобы детали легко входили в соответствующие отверстия, ребенок должен вставлять их без особых усилий. Однако не должно быть такого, что в выемку одной формы можно вставить другую деталь, иначе игра потеряет смысл.

«Крупные пазлы»

Пазлы представляют собой развивающую игру-головоломку, направленную на сбор (складывание) фрагментов в одно целое изображение. Как считают детские психологи, пазлы - это одна из самых лучших развивающих игр для детей.

«Пирамидки»

Пирамидка очень мощно развивает координацию движений, мелкую моторику, способствует развитию интеллекта , а также способствует восприятию цвета, формы и размера предметов, учит из отдельных составляющих собирать целый предмет .

«Вкладыши»

Мальчикам, даже самым маленьким, нравятся машинки. Они еще говорить не умеют, вместо «машинка» выговаривают умилительное «бибика», а уже уверенно тянут ручки ко всему, что на колесиках и ездит. Будущим Шумахерам понравится деревянные вкладыши . Все автотранспортные средства покрашены с двух сторон ребятам очень интересно и увлекательно играть с яркими вкладышами разных форм.

«Матрёшки»


Доказано, что игры с матрешкой развивают мелкую моторику рук (Доставая из большой матрешки – маленькие) способствуют развитию детского мышления (стоя по росту матрешки: от самой высокой до самой низкой и наоборот) и стимулируют творческие наклонности.

«Конструкторы»

Конструкторы являются самыми любимыми и полезными игрушками детей и взрослых. Они развивают логику, чувство объема и пространства, мелкую и крупную моторику, эстетический вкус, навыки конструирования и фантазию. Они одинаково любимы девчонками и мальчишками, малышами и подростками. Как только ребёнок научится ставить предмет на предмет, ему понадобится не один набор кубиков и мягких конструкторов, ведь теперь он попробовал насколько затягивает процесс творения. Кроме того, конструкторы – это самые древние игрушки, пусть их современное название известно не более сотни лет, но еще наши пра-пра-пра-деды любили складывать бревнышки разной длины и формы.

Значение слова динамический

по толковому словарю русского языка С. И. Ожегова:

- богатый движением, действием.

по толковому словарю русского языка Т. Ф. Ефремовой:

Соотносящийся по значению с существительным:

динамика (состояние движения, ход развития

какого - либо явления, процесса; движение,

действие),связанный с ним.

«Крутящиеся игрушки»

«Качающиеся игрушки»

В конструкции неваляшки и заложена ее популярность. Ведь ее устойчивость восхищает ребенка, он дотрагивается до игрушки, она раскачивается по небольшой амплитуде, когда он прикладывает больше силы, фигурка практически падает. Все это увлекает малыша веселой игрой, а вместе с ней развивает. Развитие крупной моторики, концентрирование внимания, улучшение цвето и формовосприятия – все это дает ребенку неваляшка.

«Шагающие» игрушки»

Самым маленьким будет интересно и потешно просто наблюдать за движениями курочки, а дети постарше могут использовать игрушку при постановке домашних спектаклей. Проигрывая любимую сказку, малыш развивает речь, тренирует память, развивает образное мышление.

При ходьбе курочка по-настоящему, громко, равномерно «топает», что способствует развитию чувства ритма у ребенка.

«Кугельбаны – каталки»

Побуждают детей наблюдать за движениями игрушки. Развивают пространственное представление о расположении предметов. Развивают мышечную ловкость.

Игрушки (промышленные товары)

4.4 Динамические игрушки

Игрушки, передающие разные виды движения живых существ и механизмов, можно называть динамическими или движущимися игрушками. Большая их часть - традиционные народные игрушки, которые вновь возвращаются в обиход. Самые известные - это так называемые богородские игрушки: кузнецы, клюющие курочки и проч., а также юла, волчок, лошадка-качалка, клоун-акробат, медведь-верхолаз. Есть и современные, идея или принцип действия которых основаны на традиции народной игрушки. Все их можно условно разделить на виды:

Игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, утенок-барабанщик..);

Крутящиеся (юла, волчок, мобиль,…);

Качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка, …);

Катящиеся (дорожка для катания шариков - кугельбан, мячи, …);

Лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат,...);

Шагающие игрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка, ныряющий дельфин и пр.).

Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название - динамические игрушки).

Характерной особенностью можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). После этого возможно либо наблюдение за движением, либо его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. В одних случаях малыш наблюдает его дальнейшее развитие и угасание (волчок замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кегельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают). А есть игрушки, у которых можно непрерывно поддерживать и развивать движение (ребенок сам качается на лошадке, тянет за веревочку сороконожку или ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз). В отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры ребенка.

Что дают динамические игрушки для развития ребенка? Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш в созвучии с её движением заворожено покачивается вместе с ней. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу - раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Трехлетний ребенок сидит на корточках перед вертикальной лесенкой, сверху которой кувыркается клоун-акробат, опираясь на ступеньки то ножками, то ручками. Малыш снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. А спустя какое-то время (недели или месяцы) пробует сам вставать на руки и спрыгивать из этого положения на ноги.

Таким образом, через динамические игрушки ребенок имеет возможность телесно отождествлять себя с разнообразными движениями.

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

Естественность и плавность движения - если у каталки-бабочки западает крылышко «ей невозможно летать»;

Эстетические качества игрушки (формы, цвета, цвет в движении)- живые, органические, природные формы и мягкие цвета и тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;

Соответствие звука и образа - гусеница, трещащая при движении не формирует истинной картины движения насекомого;

Прочность и ремонтопригодность;

Возможности игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культуры, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой "свернутой форме" передается состояние современной культуры. Абраменкова В...

Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка...

Игрушка, как средство всестороннего развития ребенка

Игрушки распределяются по видам. Есть две классификации видов игрушек: первая- А.С.Макаренко; вторая - Е.А.Флериной Классификация игрушек А.С.Макаренко: Первый вид: Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем...

Игрушки (промышленные товары)

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Не только у первобытных, но и у народов с древней...

Место и роль народных игр в социализации детей

В совей книге «Русское народное творчество детскому саду» А.П.Усова разделяет народные игрушки на игрушки-самоделки, дидактические и сюжетные игрушки. Игрушки-самоделки изготавливаются взрослыми или детьми...

Нравственно-этическое воспитание детей (на примере православного детского сада)

Детская игрушка во все времена отражала культуру общества. Вкладывая игрушку в руки малыша, мы оказываем достаточно сильное влияние на его мировоззрение. Много столетий назад, на Руси было распространено язычество...

Развитие связной речи на занятии с использованием игрушек

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка...

Роль игрушки в процесс игровой деятельности дошкольников

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта...

Формы игровой деятельности в МКДОУ

О безопасности игрушки свидетельствуют наличие сертификата. В любом случае, игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка. В игрушке не должно быть явных признаков...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: