Как правильно научить ребенка определять время. Создаём часы своими руками

Малыш растёт и с каждым днём проявляет всё больше интереса к окружающему миру. Чтобы его попытки в этом увенчались успехом, родители должны оказывать ему помощь и поддержку. Изучение времени - непростой процесс, который займёт не один день. Из нашей статьи вы узнаете, как научить ребенка понимать время по часам легко, используя полезные хитрости.

Для того, чтобы процесс изучения времени проходил легко и весело, родителям рекомендуется изначально обучить малыша следующему:

  • Понятиям «утро» и «вечер;
  • Временам года;
  • Счёту до 100;
  • Складыванию с интервалом «5».

Хорошо, если обучение воспринимается ребёнком, как игра. В этом случае нет необходимости заставлять его знакомиться с новыми понятиями: он сам будет интересоваться.

Родителям стоит запастись ярким дидактическим материалом, так как визуализация процесса времени влияет на скорость восприятия малыша. К тому же, цветные картинки надолго останутся в его памяти.

Как объяснить ребенку, что такое время

С учётом того, что сегодня взрослые смотрят время на экранах своих мобильных телефонов, не так-то просто объяснить малышу, зачем это делается. Лучше приобрести для дома большой циферблат со стрелками, чтобы можно было наглядно увидеть течение времени.

Наблюдая за движением стрелок, можно рассказывать, во сколько будет завтрак, прогулка или сон. Предложите малышу выполнить какое-нибудь несложное задание, например, за одну минуту. Покажите ему, как за этот промежуток успели передвинуться стрелки.

Осваиваем понятия прошлое, будущее и настоящее

Чтобы малыш смог лучше определять время, стоит ознакомить его с понятиями прошлого, будущего и настоящего. Для этих целей идеально подойдут наглядные материалы.

Прошлое можно объяснить, показывая ребёнку старые фотографии из детства взрослых или картинки с изображением динозавров. Настоящее - это то, что мы сейчас делаем: завтракаем, гуляем, читаем или ложимся спать. Чтобы познакомить малыша с будущим, можно рассказать ему о планируемых семейных покупках или поездках.

Главное в этом деле - проявить фантазию и заинтересовать ребёнка.

Мастерим часы и учимся с ними дружить

Самый полезный дидактический материал - тот, который выполнен своими руками. Из прямоугольника цветного картона можно вырезать круг диаметром не менее 25 см. На нём штрихами обозначьте деления, а цифрами - значения времени.

Используя длинный и короткий карандаш, имитируйте движение настоящих стрелок. Лучше положить перед малышом настоящий циферблат и самодельный. Так он быстрее научится самостоятельно передвигать стрелки в нужном направлении. Называйте ребёнку конкретное время и изображайте его на циферблате.

Проще всего осваивать время при помощи наглядного материала

Упражнение

Предложите малышу самому называть временное значение, а вы в это время будете отражать его на циферблате при помощи стрелок. Когда заметите, что малыш понял суть задания, сделайте намеренно ошибку в цифре или поменяйте стрелки местами. Если ребёнок не заметил этого, необходимо повторить упражнение.

Как научить ребенка определять время по часам

Начать обучение лучше всего в 4-5 лет, возможно раньше, если ваш малыш уже знает цифры и может оперировать понятиями «прошлое», «настоящее», «будущее».

Чтобы малыш смог ориентироваться во времени, можно показать ему все имеющиеся дома формы часов. Поставьте на стол механические, электронные, а также песочные часы. Наблюдайте вместе с ребёнком, как интервал в одну минуту по-разному отображается на них.

Стоит вызвать у малыша ассоциации любого занятия с конкретным временем. Отправляясь на прогулку, укажите на циферблат и объясните расположение стрелок.

После прогулки расскажите своему чаду, сколько прошло времени. Также можно засекать минуты, которые тратятся на чистку зубов, приём пищи или сбор портфеля к школе. Такие упражнения помогают развивать память и мышление.

Как объяснить что такое час, минута, секунда

Проще всего рассказать ребёнку, что такое секунда. Можно просто хлопать в ладоши при каждом смещении стрелки. Это весёлое действие разбудит интерес и поможет быстро освоить отсчёт времени.

Минутная стрелка - это 60 секунд или столько же хлопков. На первый взгляд, это может показаться нудным, но для детей не составит труда бить в ладоши. Это упражнение можно сопровождать счётом от 1 до 60 вслух.

Так как час содержит целых 60 минут, не стоит утруждать малыша совершать хлопки. Вместо этого можно вместе заняться приготовлением пирога или сходить в магазин. По прохождении времени нужно не забыть обратить внимание малыша на циферблат.

Упражнение

На самодельных часах родителям можно короткими черточками обозначить деления минут. Используя длинный карандаш в качестве минутной стрелки, покажите ребёнку, как она передвигается. Объясните малышу, что совокупность всех делений - это 60 минут. Попросите его передвигать карандаш на определённое количество минут, а также предложите отмерить несколько часов.

Изучаем час, половину часа и его четверть

Чтобы объяснить малышу, что такое четверть циферблата, лучше поделить последний на сектора, каждый из которых соответствует 15 минутам. Посчитайте вместе с ним количество делений в одном секторе. Для более легкого запоминания изобразите на циферблате, к примеру кусочки пирога, края которого будут соответствовать промежутку в 15 минут. Закрасьте каждый кусочек разным цветом.

Для изучения получаса разделите циферблат на 2 равные половинки и заштрихуйте их по-разному. Объясните малышу, что в часе два равных интервала в 30 минут. Можно провести линию, разделяющую циферблат пополам не через «6» и «12», а например, через «4» и «10».

Обведя обе половинки по внешним краям, расскажите ребёнку, что вместе они составляют часовой промежуток. Подобным образом можно объединить и все кусочки пирога.

Упражнение

Скажите малышу, что через 15 минут вы отправитесь на прогулку. Покажите ему правильное расположение стрелок на циферблате. Попросите ребёнка напомнить вам, когда пройдёт четверть часа. Такое упражнение можно проводить несколько раз в день. Оно не только поможет усвоить новую информацию, но и воспитает в малыше чувство ответственности, которое сыграет важную роль в его дальнейшей жизни.

Обучение понятию «время» — важный шаг на пути взросления ребенка

Как научить ребенка времени по часам с шагом в 5 минут

Если перед обучением ребёнок будет знать, как безошибочно прибавлять к предыдущему числу цифру «5», это большой плюс для него. Можно вырезать новый круг для циферблата и разделить его на сектора, каждый из которых имеет пять делений.

Для того, чтобы малыш лучше понимал, что означает шаг в 5 минут, можно посчитать находящиеся деления в каждом секторе. Обратите его внимание на то, что в каждом отделении равное количество минут.

Чтобы малыш усвоил пройденный материал в полном объёме, скажите ему, что через пять минут вы будете готовить обед или пойдёте в гости. Попросите его следить за стрелками о сообщить, как только пройдёт назначенное время.

Для этих целей также можно взять круг из картона, расчертить короткие линии для каждой цифры, кратной пяти. Предложите малышу самостоятельно обозначить все числа циферблата, начиная с нуля. Это поможет ребёнку сконцентрировать внимание и хорошо запомнить все деления. Не торопите его при выполнении задания, он может разбираться сам с привычной скоростью.

Упражнение

Подготовьте малышу пустой круг из картона, а также 12 маленьких цветных кружков с цифрами от 5 до 60. Упражнение заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно распределить подготовленные числа на циферблате. При выполнении задания подсказывайте ему, если допускается ошибка.

В первую очередь, научитесь узнавать потребности ребёнка и не заставляйте его что-либо изучать насильно. Интерес скоро угаснет, а вы не добьётесь желаемого результата. Первое знакомство с циферблатом можно проводить в возрасте пяти лет. В это время малыш уже проявляет интерес к часам, висящим в детской комнате.

Чтобы обучение завлекало ребёнка, используйте красочный материал. Лучше всего, если малыш будет участвовать в его изготовлении. Созданные таким образом циферблаты можно повесить в его комнате для закрепления материала.

Обучение детей постарше

Для детей школьного возраста обучение времени даётся более легко. Преимуществом считается знание таблицы умножения. Если малыш освоил её, то и трудностей при знакомстве с циферблатом не возникнет.

Школьника могут привлечь и электронные упражнения с помощью детского видео в интернете. Это увлекательные занятия, которые развивают логику и сосредотачивают внимание. Весёлая музыка и яркие картинки вызывают положительные эмоции у малыша.

Обучение времени через игру

Если родители творчески подойдут к обучению малыша, то весь процесс будет им восприниматься как весёлое занятие, не требующее приложения усилий. Сводите малыша в магазин, продающий часы, покажите ему разные виды и формы. Заинтересуйте его картинками циферблатов в журналах или сети «Интернет».

Самый лучший способ обучить малыша времени - купить ему часы. Он оценит этот подарок и будет чаще смотреть на циферблат. А также ребёнок может выступать в роли учителя и давать родителям задания показать то или иное время. Взрослые могут несколько раз специально ошибиться, чтобы дать малышу возможность проявить себя.

Некоторые дети способны научиться определению времени по часам уже в 3-4 года

Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками

Хорошо, если найдётся циферблат без стекла, на котором можно покрутить стрелки. Таким образом малыш сможет сам управлять часами. Попросите его показать конкретные часы и минуты. Следите, чтобы малыш направлял стрелки по часовой линии.

Если таких часов нет, можно купить специальные детские часы, которые размещаются на большом плакате и вешаются на стену. Их преимуществом будут яркие цвета и многочисленные подсказки.

Также можно пользоваться картонным кругом. Вместо стрелок приложите карандаши разной длины или вырежьте их из картона другого цвета и закрепите кнопкой посередине так, чтобы они могли свободно передвигаться с помощью рук малыша.

  • Поощряйте ребёнка за каждый правильный ответ;
  • Не допускайте длительных ежедневных занятий, достаточно 15 минут;
  • При любой возможности указывайте на циферблаты, находящиеся дома, на улице или в магазинах.

Как закрепить результат

Чтобы знания малыша не растерялись со временем, обязательно соблюдайте такие правила:

  • Повесьте часы в детской комнате;
  • Ежедневно рассказывайте малышу, в какое время он просыпается, ест, укладывается в кровать или выходит на прогулку;
  • Даже после того, как ребёнок усвоит азы времени, занимайтесь с ним в игровой форме каждый день хотя бы по 5 минут.

Обучение времени может занять у одних детей неделю, а у других целый месяц. Это нормальное явление: всё зависит от возраста и умения считать. Знакомство с циферблатом можно начинать только тогда, когда вы увидите, что малыш сам проявляет к нему интерес. Если ребёнок имеет собственное стремление к познанию новой информации, то она даётся ему без лишних трудностей.

Посмотрите, как можно научить ребенка понимать время по часам в дошкольном учреждении:

Родители – это проводники ребенка в этот сложный и разнообразный мир. В природе любые родители учат детеныша необходимым жизненным навыкам. Животные непременно учат кроху терпению, показывают, как добывать себе пищу, как защититься от опасности. Задача человека тоже не проста. Сегодня недостаточно научить малыша ходить, держать ложку, самостоятельно одеваться и ухаживать за собой. Современный мир диктует свои условия — чтобы малыш вырос полноценным и конкурентоспособным, он с раннего детства должен многое узнавать. И один из самых необходимых навыков – это умение определять время по часам, ориентироваться во времени, знать о временных промежутках и т.д. В этой статье поговорим о том, когда учить ребенка распознавать время, а также рассмотрим самые простые, но эффективные методики обучения.

Когда учить ребенка определять время по часам

Для ребенка время – это непонятное и абстрактное понятие, которое в большинстве случаев ни о чем не говорит. То есть, когда мама говорит «нет времени» – это понятно, но откуда его взять и где раздобыть – совершенно неясно. Знакомство со временем начинается уже после двух лет, когда ребенок начинает осваивать такие простые понятия, как Сегодня, Завтра, Вечер, Утро. Очень важно объяснить малышу, что такое прошлое, настоящее и будущее. Вчера мы построили снеговика – это время прошло и в прошлом ничего не изменить. Сейчас мы строим пирамиду – это то, чем мы занимаемся непосредственно в данный момент. Завтра мы пойдем в театр – это будущее, которое наступит через один день. Имея эти базовые понятия, малыш будет хоть немного ориентироваться во временном пространстве.

Но часы – это гораздо более серьезный механизм, знакомство с которым должно состояться примерно в 5-7 лет. Желательно научить ребенка ориентироваться по часам до того, как он пойдет в школу. Ведь при посещении учебного заведения знание часов крайне необходимо. Но перед тем, как приступить к изучению часов, обязательно убедитесь в том, что малыш знает цифры и числа. Вот что должен знать ребенок, чтобы быть готовым к определению времени по часам.

Ребенок должен визуально знать цифры – как минимум, от одного до 12. Он должен без проблем сразу же называть число, которое он видит перед собой.

Ребенок должен уметь писать эти числа (1-12), знать их последовательность.

Желательно научить малыша считать через каждые 5 единиц – то есть, 5, 10, 15, 20 и т.д.

Ребенок должен знать такие пространственные понятия, как «до» и «после». То есть, нужно объяснять ему, что до того, как он пойдет на улицу, ему нужно одеться, а после того как он закончит прогулку, он будет обедать.

Обучение будет гораздо более простым и легким, если малыш будет знаком с такими понятиями, как половина и четверть. Это довольно просто объяснить на примере яблока – просто разрежьте его пополам, а одну половинку разделите еще на две части. Чтобы малышу было впоследствии проще изучать принцип работы часов, можно вырезать половинки и четвертинки из круга.

Если вы решите приступить к обучению ребенка, помните о том, что дети достаточно плохо воспринимают информацию на слух, им нужно потрогать, пощупать, проверить. Для этого обязательно купите или сделайте макет циферблата с двумя стрелками и цифрами на нем. Можно сделать двойной циферблат – на нижнем обозначить минуты, а на верхнем — часы. Разрежьте отрезки так, чтобы верхние значения можно было отогнуть и посмотреть количество минут.

Занятия не должны быть сложными, тягостными и длинными. Но они в обязательном порядке должны быть регулярными. Дети быстро все забывают и без повторений ваши усилия станут бесполезными. Занимайтесь каждый день по 10-15 минут, этого будет достаточно, чтобы уже через пару недель ребенок полностью ориентировался во времени и часах. Не заставляйте малыша – насилие только отторгнет его, желания учиться не будет, а значит, все ваши старания также останутся тщетными. Кстати, можно заинтересовать ребенка, купив ему красивые и модные наручные часы. Это прекрасный стимул для того чтобы разобраться, как они работают.

Как подготовиться к изучению часов

Чтобы малыш более четко представлял часы, нужно иметь прекрасное понимание других временных промежутков.

Ребенок должен свободно разбираться во временах года, безошибочно знать их характеристики. То есть, зима – снег, Новый Год, катание на лыжах, игра в снежки и построение снеговика. Весна – деревья цветут, вырастают подснежники, сосульки тают. Лето – это бассейн, ягоды и фрукты, мороженое, походы в лес. Осень – опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.

Нужно научить ребенка всем названиям месяцев – он должен знать, к какому времени года относится тот или иной месяц.
Объясните малышу, что месяц может состоять из 31, 30, 28 или 29 дней, расскажите ребенку про это.

Обучите его такому понятию, как неделя. Расскажите, что в неделе 7 дней, в каждый из которых мы делаем что-то запланированное. Например, с понедельника по пятницу ребенок ходит в детский сад, суббота и воскресенье – выходные дни, которые мы проводим вместе с семьей.

Расскажите ребенку, что такое сутки, сколько в них часов, сколько минут в каждом часе. Стоит заметить, что на начальном этапе лучше не заострять время на секундах, чтобы малыш не запутался в слишком больших объемах информации. Когда он начнет хорошо разбираться с часовой и минутной стрелкой, можно познакомить его и с секундной.

В процессе обучения важно понимать, что действовать нужно последовательно – от простого к сложному.

Покажите ребенку циферблат, который вы подготовили. Расскажите, что минутная стрелка движется быстрее часовой, потому что минута проходит гораздо быстрее часа. Покажите, что когда минутная стрелка проходит один полный оборот, часовая сдвигается лишь на промежуточное деление.

Расскажите ребенку о простых часах. То есть, когда он будет ложиться спать, обратите внимание на время – большая стрелка стоит на цифре 12, это значит, что минуты в часе кончились. Значит, нужно обратить внимание на часовую стрелку – она указывает на цифру 9. Это значит, что спать мы ложимся в 9 часов. На первом этапе указывайте только целые значения часов.

Когда ребенок спросит, во сколько он будет смотреть мультики, скажите ему точное время, например, семь часов. Пусть он попробует выставить на своих макетных часах указанное вами время.

Чтобы малыш не терял интереса, можно показать ему, сколько разных часов существует в мире – солнечные, песочные, часы с кукушкой и т.д. Можно выучить различные стишки про часы.

Акцентируйте внимание на том времени, в которое ежедневно повторяются одни и те же действия. Например, утром мы уходим из дома в садик и на работу в 8 часов, папа приходит вечером в 6 часов, обед начинается в 1 час дня, на сон уходит два часа и т.д.

Можно нарисовать на бумаге три положения часов – например, 7 часов, 4 часа и 10 часов. Подпишите под каждым циферблатом: 7 часов – подъем, 4 часа – спортивная секция, 10 часов – отход ко сну. Это заставит ребенка больше внимания уделять часам и времени, к тому же, сон не станет для малыша неожиданностью, он будет морально подготовлен к нему. Вообще, такие эксперименты и соблюдение определенного режима делают ребенка более организованным, собранным и ответственным.

Когда ребенок будет четко понимать смысл целых часов, можно объяснить ему минуты и рассказать, что значит «половина третьего». То есть, часовая стрелка находится между цифрами 2 и 3, значит, уже не два часа, но еще не три. Если минутная стрелка находится на 30 минутах (а 30 минут – это полчаса), значит, время звучит, как половина третьего. Если ребенок первое время говорит «без тридцати минут три» — ничего в этом страшного нет, он просто так воспринял информацию, не исправляйте его, ведь это тоже правильно. Потом, постепенно он научится применять слова – половина, без четверти и т.д.

Когда кроха хорошо поймет значение часа и минуты, можно познакомить его с секундной стрелкой. Объясните ребенку, что секундная стрелка предназначена для коротких промежутков времени. Это можно показать на примере. Спросите ребенка, сможет ли он за минуту сбегать до кухни и обратно, успеет ли причесаться или собрать игрушки? Засеките время и попробуйте выполнить приготовленное задание. Обязательно обратите внимание на то, как сдвинулась минутная и часовая стрелка, пока секундная сделала один полный оборот на циферблате.

Впоследствии, когда малыш хорошо освоит механические часы, можно познакомить его с электронными, рассказать, как они действуют и почему на них есть цифры больше 12. Непременно потренируйтесь со своим чадом – вы называете «четверть второго», а он должен выставить цифры 1:15. Так же и наоборот – вы называете цифры, а он выставляет это время на обычном циферблате.

Так, постепенно и поэтапно, вы сможете вовлечь ребенка в увлекательный мир часов и времени. Помните, что лучшее обучение – это игра, в которой новая информация принимается с интересом и воодушевлением. Обучайте ребенка цифрам и часам не только в определенное время занятий. Занимайтесь этим постоянно, регулярно возвращайтесь к этой теме – ведь к вопросу времени мы прибегаем десятки раз в день.

Не забывайте о том, что время – эта величина, которую нельзя возвратить, и только от вас будет зависеть, как ребенок будет относиться к этому ценному ресурсу.

Видео: учимся понимать время по часам

Определять время – дело тонкое, особенно для детей. Однако будучи родителем или учителем, вы можете превратить обучение в увлекательное занятие, сделав вместе с ребенком часы. Но перед этим убедитесь, что ребенок знает основы. Как только часы будут сделаны, можно будет приступить к изучению разных временных отрезков.

Шаги

Часть 1

Беремся за основы

    Потренируйтесь считать до 60. Чтобы определять время, дети должны уметь считать до 60 (в правильном порядке). Попросите ребенка написать на листе бумаги числа от 1 до 60. Пусть он также проговаривает каждую цифру в процессе написания. Разместите этот лист бумаги на стене и следите за тем, чтобы ребенок регулярно повторял числа.

    • Находясь вне дома, например, в продуктовом магазине, указывайте на двойные числа и просите ребенка называть цифры для вас.
    • Чтобы вдохновить ребенка на обучение, поощряйте его, отводя время на игры, или награждайте любимой едой за хорошо проделанную работу.
  1. Потренируйтесь считать цифрами, кратными 5. Так научиться определять время будет гораздо проще. Попросите ребенка выписать на листок бумаги цифры до 60, которые делятся на 5. Пусть он также проговаривает каждую цифру в процессе написания. Не забудьте выделить все числа, оканчивающиеся на 5 или 0.

    • Сочините специальную песенку “Считаем пятерками” на легко запоминающийся мотив, который может напевать ребенок. К песне можно добавить танцевальные движения. Например, при каждой четверти поднимайте руки вверх или топайте ногами. Регулярно пойте с ребенком эту песню, чтобы ему было проще считать пятерками.
  2. Научите его общему представлению о времени. Сюда относятся утро, день, вечер и ночь. Ознакомьте ребенка с этими понятиями, ассоциируя каждое из них с определенными действиями. После устройте для ребенка опрос, спрашивая, когда происходит что-то конкретное.

    • Например: “По утрам мы едим завтрак и чистим зубы. Днем обедаем и ложимся подремать. Вечером мы читаем книгу и идем спать”.
    • Можно спросить ребенка: “Что происходит по утрам?” и “Что происходит по вечерам?”.
  3. Разместите наклейки и цифры на часах. Ребенок может поместить наклейку на вершину лицевой стороны часов, где должна быть цифра 12. Затем, ориентируясь на стрелочные часы, попросите его написать маркером число 12 под наклейкой. Повторите то же самое с цифрами 3, 6 и 9.

    Заполните часы. Как только ребенок упорядочит наклейки и цифры 12, 3, 6 и 9, попросите его заполнить оставшееся на часах. Покажите в качестве примера стрелочные часы.

    • Например, попросите его поместить наклейку туда, где должна быть цифра 1. Повторите с каждым числом.
  4. Сделайте “куски пирога” на часах. Попросите ребенка провести линии из центра часов к каждой цифре. Пусть раскрасит каждый “кусок” разным цветом при помощи мелков.

    • Попробуйте начать с красного для цифры 1, продвигаясь к каждой цифре в порядке цветов радуги. Это поможет ребенку запомнить порядок чисел на более интуитивном уровне, а не просто исходя из произвольных цветов.
  5. Сделайте стрелки часов. Нарисуйте две стрелки на картоне: длинную минутную и короткую часовую. Попросите ребенка вырезать стрелки при помощи ножниц.

    • Если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы пользоваться ножницами, вырежьте минутную и часовую стрелку самостоятельно.
  6. Прикрепите стрелки. Разместите часовую стрелку над минутной. Затем приколите кнопку на середину часов. Переверните часы и загните кончик кнопки, чтобы закрепить стрелки.

    Повесьте бумажные часы рядом со стрелочными. Укажите ребенку их схожесть между собой. Спросите, нужно ли что-то еще добавить к часам. Если нет, то можно продолжать дальше.

Часть 3

Разбираемся с часами

    Объясните разницу между стрелками. Укажите на обе стрелки на часах. Спросите ребенка, в чем их главное отличие. Если он не знает, что ответить, дайте подсказку: “Одна длиннее другой, не так ли?”

    Дайте название стрелкам. Как только ребенок разобрался, что стрелки разной длины, объясните, чем они отличаются. Скажите, что короткая стрелка – это часовая, а длинная – минутная. Попросите ребенка обозначить стрелки, написав на них “час” и “минута” соответственно.

  1. Объясните значение часовой стрелки. Укажите ею на каждую цифру, оставив минутную стрелку на 12. Скажите ребенку, что всякий раз, когда часовая стрелка указывает на цифру, а минутная стоит на 12, это означает ровно ___ часов. Пройдите по каждой цифре, поясняя: “Сейчас ровно час. Теперь это ровно два часа. Это три часа...”. Затем попросите ребенка повторить то, что вы только что сделали.

    • Не забывайте пользоваться преимуществом “кусочков пирога” и их цветами. Повторяйте, что когда бы часовая стрелка ни оказалась на определенном кусочке, это будет ___ часов.
    • Вы даже можете ассоциировать каждую цифру с каким-либо действием, чтобы закрепить пониманием часов. Например: “Сейчас ровно три часа, а значит, настало время смотреть твои любимые мультфильмы” или “Сейчас пять часов, а значит, настало время футбольной тренировки”.
  2. Устройте ребенку опрос. Вместе с ребенком выберите день недели и напишите список из 5-7 занятий, приуроченных к определенному времени. Называйте действие и время, когда оно происходит. Попросите ребенка поместить часовую стрелку на правильную цифру.

    • Например, скажите: “Уроки закончились, а значит сейчас 3 часа. Перемести стрелки и покажи мне на часах это время”. Или: “8 часов вечера, время идти спать. Перемести стрелки и покажи мне 8 часов”.

Часть 4

Разбираемся с минутами
  1. Объясните двойное значение цифр. Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, а цифра 2 равна 10 минутам, довольно непросто. Чтобы помочь ребенку понять смысл, притворитесь, что цифры – это двойные агенты под прикрытием (например, как Кларк Кент и Супермен).

    • Например, можно сказать, что секретная личность цифры 1 – это 5. Затем попросите ребенка написать маленькую пятерку рядом с числом 1. Повторите то же самое с каждой цифрой.
    • Не забывайте указывать на кратность 5. Пройдитесь по “секретной личности” каждой цифры, напевая свою песенку “Считаем по пятеркам”.

Уметь планировать свое время, а, следовательно, и разбираться в нем, полезно не только взрослым, но и детям. Но восприятие времени субъективно и зависит от различных факторов. Так, стоит ребенку к новому или интересному занятию, и оно незаметно пролетает. Зато при выполнении неинтересных заданий или в томительном ожидании каких-либо событий даже пятнадцать минут кажутся вечностью.

Кроме субъективности понимание времени осложняется и абстрактностью: его невозможно потрогать или пощупать, но оно есть и его ход ощущает на себе каждый из нас. При этом большинство 6–7 летних детей обладают наглядно-образным типом мышления и поэтому с трудом оперируют абстрактными определениями.

С чего начать обучение?

Перед тем как приступить к обучению, ваш ребенок должен уже многое уметь и знать:

  • свободно считать как минимум до 60;
  • разбираться в основных временных понятиях: в прошлом году, завтра, вчера вечером, через год, месяц назад и т. п.;
  • знать и понимать последовательность времен года;
  • знать наименования дней недели и их очередность;
  • иметь представление о таких понятиях, как минута и секунда. Лучше всего это сделать в игровой форме, например, отвечая на вопрос: «Что можно успеть за одну секунду?», и тут же отвечать, сопровождая ответ определенным действием: моргнуть, подпрыгнуть и т. д.

Если же у ребенка наблюдаются трудности в одной из перечисленных областей, то знакомство с часами лучше отложить до тех пор, пока общие временные понятия не будут им усвоены. Для этого чаще говорите с ребенком, планируйте ближайшее будущее, обсуждайте то, что было некоторое время назад, чаще проговаривайте последовательность каких-либо событий или действий (например: сначала пришли с прогулки, потом разулись, затем помыли руки и, наконец, сели обедать).

Как изучить время по часам со стрелками?

После того как ребенок уяснил суть временной последовательности различных событий, понятия прошлого, настоящего и будущего и т. д., можно переходить непосредственно к часам.

Для этого вам понадобятся часы довольно большого диаметра и с двигающимися стрелками. Можно использовать как игрушечные механизмы, так и настоящие. Последние должны быть без стекла и прочих элементов, затрудняющих доступ к стрелкам. Циферблат в любом случае должен быть однотонным, чтобы не рассеивать внимание ребенка на узоры, картинки и т. п. Кроме того, на простом одноцветном фоне стрелки и цифры видны гораздо лучше.

При желании часы можно нарисовать и на картоне, но уже без стрелок. В их роли могут выступить карандаши, ручки. Нарисованные часы также не должны быть перегружены излишними деталями: только четкие крупные цифры и секундные деления.

Начинать обучение следует с разъяснения самых простых понятий. В первую очередь расскажите ребенку о стрелках : для чего они служат, в каком направлении и с какой скоростью движутся.

Установив минутную стрелку на 12, начните перемещать часовую по циферблату, озвучивая время при каждой смене позиции. Затем предложите ребенку самому выставить часовую стрелку и определить время. С первого раза это может и не получится, поэтому будьте готовы проявить терпение.

После того как часовая стрелка освоена, переходите к минутной. Передвиньте ее с 12 на 1, объяснив ребенку, что «прошло» 5 минут. Сдвиньте ее еще раз и снова назовите время, но часовую стрелку при этом не трогайте, пусть она стоит на одном месте.

Разобравшись со стрелками по отдельности, можно приступать к изучению их совместного движения . Лучше начать с простых примеров – 1:05, 3:20, 7:45 и т. д. Затем можно перейти к более сложным сочетаниям – 2:48, 6:17, 8:09). Не забудьте и такое положение стрелок, когда они находятся на одной линии и смотрят в одном направлении – 1:05, 2:10, 3:30 и т. д.

На последнем этапе обучения можно приступать к усложненным заданиям. Установив стрелки на любых числах, попросите ребенка показать время, которое наступит через:

  • 3 часа;
  • 40 минут;
  • 1 час и 45 минут и т.д.

Аналогично приведенным выше примерам можно попросить ребенка указать время, которое было определенное количество часов и минут назад. Ну а после этого можно начинать осваивать и такие сложные понятия, как «без четверти», «полвторого», «без двадцати» и пр. Ребенок достиг значительных результатов, научившись определять время по стрелкам часов, значит, и такие термины сможет освоить без труда.

Как совершенствовать навыки?

Не забывайте, что любые знания и умения усваиваются гораздо легче, если проводить их в игровой форме . Устройте с ребенком тематическую олимпиаду или викторину. Заранее подготовьте задания и предложите ребенку придумать их и для вас. Когда подойдет ваша очередь отвечать на вопросы, периодически давайте неверные ответы, чтобы у ребенка была возможность проверить и исправить их. Такая мыслительная работа поможет закрепить полученные им знания, а вы сможете убедиться, что ваш ребенок научился правильно определять время.

Снова здравствуйте! Продолжаем развиваться, идя «впереди планеты всей». Не каждый первоклассник может похвастаться, что умеет пользоваться часами и без помощи посторонних умеет определять, когда начнётся урок, когда придёт время обеда и когда уже пора домой.

Если ваш ребёнок ещё не подружился с часовыми стрелками, не расстраивайтесь и не отчаивайтесь. Как говорят педагоги, учить будущих первоклашек определять время по часам в 3 года совсем не обязательно. Гораздо проще даются эти уроки, когда ребёнку уже 6-7 лет. При этом есть несколько довольно эффективных приёмов, как научить ребенка определять время. Порой достаточно всего около пяти занятий, чтобы малыш уверенно ориентировался в часах, минутах и секундах.

План урока:

С чего начать?

Прежде чем взахлёб рассказывать своему чаду о двух стрелках на циферблате, тыкая пальцем в часовое стекло, да раздражаться от того, что он пучит на вас свои изумлённые глаза, нужно понимать, что объяснить ребёнку про то, что ни потрогать, ни пощупать, ни увидеть, ни услышать, довольно трудно.

Мы-то, взрослые порой не можем прочувствовать на себе течение времени: оно то со скоростью света летит, отщёлкивая нещадно приятные моменты и унося месяцы и годы, то бесконечно долго тянется, как бы его не торопил. При этом не останавливается ни на миг и не поворачивается вспять. Как это рассказать малышу, который всё привык пробовать «на зуб»?

Поэтому сначала ребёнка знакомят не с часовым механизмом, а с составляющими суток, то есть объясняют, что есть утро, день, вечер и ночь.

Быстрее дети понимают, когда им приводишь примеры из их жизни. Так, утром мы встаём, собираемся в сад и на работу, днём играем-гуляем, вечером мамы и папы приходят за детьми, все вместе идут домой, а ночью мы все спим, чтобы на следующий день снова бодрыми встретить утро.

С абстрактным понятием времени тесно связаны прошлое, настоящее и будущее, осваиваются которые тоже при помощи примеров. Так, вчера был выходной день, и мы катались на коньках; сегодня понедельник, и мы идём в сад;завтра у тебя будет день рождения, и ты будешь угощать своих друзей.

На этом же этапе ребёнок знакомится с временами года, уже без труда определяя, что за зимой обязательно приходит весна.

Так у дошкольника постепенно формируется общее представление о времени как о следующих друг за другом событиях. Не забывайте, что важнейшим элементом обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста является игра, посредством которой материал усваивается намного лучше.

Знакомься: час, минута и секунда

Ваш малыш уже освоил большие временные промежутки и не путается в рассказах, что вчера было, а завтра будет? Тогда, скорее всего, он уже готов познакомиться поближе с тем, из чего складывается время?

Что для наших детей часы? Это некие цифры, которые взрослые определяют по циферблату. Наша задача объяснить, что часы – это прибор, который «меряет» время. Из чего состоит время? У него есть секунда, минута и час.

Как показать, что есть секунда? Да очень просто! Хлопните в ладошки – раз секунда! Ещё хлопните в ладошки – два секунда! Прохлопайте вместе с ребёнком, сосчитав вслух 60 раз, пояснив, что вы получили минуту. Думаю, вам удалось показать что секунда – это самая маленькая величина времени, а минута длится намного длиннее. Что можно успеть за секунду? Да ровным счётом ничего!

Наглядным примером, чтобы увидеть, сколько длится минута, может стать секундная стрелка. Если у вас дома есть такие часы, покажите ребёнку, как передвигается стрелка. Можно вместе с её ходом так же хлопать и отсчитывать 60 раз.Что успели за минуту? Ну, например, достали книжку с полки или помыли яблоко! Уже больше, чем ничего!

Конечно, наблюдать за минутной стрелкой, чтобы наглядно показать, что прошёл целый час – дело затруднительное. Но выход есть в этой ситуации. Заострите детское внимание на том положении часов, когда большая стрелка стоит на 12, а часовая на каком-нибудь любом значении. Пригласите ребёнка ровно через час!

Вы-то знаете, что произойдёт, а для ребёнка будет открытием, что большая стрелка там же, а вот маленькая часовая передвинулась на другую цифру! А сколько за это время он успел сделать: поиграть да мультик посмотреть. Вот сколько это много — один час!

Что даст нам такое простое знакомство?

  1. Во-первых, ребёнок почувствует «на себе» интервалы времени и научится сравнивать, что больше, а что меньше, что из чего состоит, что минуты короче, нежели час.
  2. Во-вторых, в детской голове окончательно уложится, что время идёт только вперёд.
  3. В-третьих, у дошкольника появится возможность при помощи часов измерить то, что нельзя фактически увидеть и потрогать.

Мастерим часы

Закрепить пройденный материал поможет часовой механизм или его копия. Если вам не жалко настоящих настенных, то придётся с них снять стекло, чтобы руками свободно передвигать стрелки, как хочется. Но чаще родители вместе с детьми мастерят часовой тренажёр своими руками.

  1. Во-первых, творчество как элемент игры вносит свою лепту – делает процесс обучения более интересным.
  2. Во-вторых, даже если от усердия часы сломаются, не жалко выкинуть.
  3. В-третьих, на самодельных часиках можно что-нибудь отмечать разными цветами, дописывать и дорисовывать, чтобы было понятнее и нагляднее, что не особо сделаешь на настоящих.

Что главное в часах? Цифры! Они должны быть большими. И конечно, стрелки! Их нужно как минимум две, а лучше три, чтобы полноценно освоить все части времени. И не забываем, что они отличаются по толщине и длине! Всё как по-настоящему!

Вы хлопаете, а ребёнок двигает секундную стрелку. Сколько прошло? Тогда почему минутная стрелочка у нас застряла, пусть перепрыгивает вперёд!

А теперь очередь двигать минутную стрелку. Если она пробежит весь циферблат с цифры 12 и встанет снова на цифру 12, сколько пройдёт? А почему ж часовая стрелочка не передвинулась никуда? Ну, вот так-то лучше!

Поставьте стрелочки на текущее время и пригласите ребёнка через пару-тройку часов, чтобы установить их в новое положение. Встаньте с утра, покажите ребёнку, как выглядит время на вашем самодельном тренажёре, когда вы садитесь завтракать. А как оно поменяется, когда вы готовы отправиться по делам в школу и на работу?

Во так, день за днём ребёнок закрепляет интервалы и знакомится с измерителем времени.

От половинки к половинке, от пяти до десяти…

Педагоги говорят, что шести-семилетним дошколятам достаточно научиться определять время по часам в точности до половины часа. Но для этого они должны уметь считать до 60, хотя бы по десяткам.

Если вы хотите научить своего ребёнка различать пятиминутные интервалы, то придётся вначале его обучить счёту через 5. Только ближе к годам десяти дети начинают уверенно оперировать четвертью часа и тем более такими, нам привычными, «без пяти», «без десяти». Так что «не спешите жить»!

Итак, на нашем уже наполовину потрёпанном за время обучения тренажёре ставим минутную стрелку на цифру 12, а часовую – на любое число. Если предыдущий этап вы прошли успешно, то ребёнок в эту минуту без труда назовёт, сколько у вас сейчас времени.

Что такое полчаса? Да это обычная половинка или 30 минут! Минутная стрелка бежит полкруга и останавливается! Дорогие родители! Будьте бдительны! Часовая-то стрелка тоже передвигается на половинку своего пути! А теперь тренируемся! Задаём часовой стрелкой часы, минутную оставляя на полпути. Отточили мастерство? Далее задача потруднее!

По такому же принципу учимся определять уже более мелкие промежутки. А тут есть одна хитрость! Чтобы детям не путаться и наработать определение пяти-двадцатиминут до автоматизма, сделайте подсказки! Напишите около основных цифр значения минут: 5,10,15,20 и так далее. Будьте уверены, зрительная память и многократные повторения дадут о себе знать, и скоро эти подсказки можно преспокойно будет убрать!

Ну, вот и всё! Закрепляйте результаты, как можно чаще смотря на часовой циферблат и спрашивая время у своего подопечного, и можно смело покупать на 1 сентября в подарок наручные часы, так как новоиспечённый первоклашка уже умеет ими пользоваться!

А как у вас со временем? Знает ли ваш будущий школьник, во сколько начинаются его любимые мультики? Поделитесь секретом, трудно ль было научить считать время?

И послушайте весёлую Фиксипелку про часики)

Если подпишетесь на новости блога, то всегда будете в курсе событий! А если добавитесь в нашу группу ВКонтакте, то в вашей ленте ежедневно будут появляться интересные и веселые посты!

Ждем вас!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: