Самоуважение и уважение к другим. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений

Самоуважение – это объективное оценивание самого себя и принятие личностных черт характера. Самоуважение глубоко отражается на жизни человека. Не имея самоуважения, человеку трудно принимать решения, а чувство неуверенности становится постоянным спутником. Однако, не стоит опускать руки, с создавшейся ситуацией можно справиться. Немного потрудившись, можно развить самоуважение. Как? Вот об этом мы сейчас и поговорим.

Разберем 8 советов, которые помогут воспитать самоуважение .

1. Честность с собой

Как не странно, но наше близкое окружение всегда позволяет себе оказывать некоторое давление на нас. Начиная с раннего детства, мы получаем советы от родителей, учителей, сослуживцев. И это сказывается на нашем самоуважении. Но развить самоуважение может любой человек. Главное прислушиваться к себе, верить в себя и понимать что для вас важно. Даже, когда окружение серьезно не воспринимает ваши решения, главное чтобы вы сами его приняли. Ведь вы уникальный человек и вправе жить собственными решениями.

2. Критика не страшна

Как правило, люди негативно реагируют на критические замечания, даже если они оправданы. Чтобы развить самоуважение нужно научиться правильно воспринимать критические замечания. Рассматривайте их со стороны. Если критика не оправдана – игнорируйте ее. Но, если вы чувствуете, что критическое замечание действительно имеет место, сделайте вывод и старайтесь впредь не допускать ошибок. Однако не стоит принимать все близко к сердцу. И критические замечания ни в коем случае не должны влиять на унижение вашей самооценки.

3. Внешний вид

В нашем социуме внешний вид имеет большое значение. Он может придать человеку уверенности или же создать чувство неловкости. Поэтому уделяйте внимание своей внешности. При этом нельзя безоглядно следовать моде. Придерживайтесь золотой середины. Подберите свой стиль и будьте всегда опрятным в одежде и в прическе.


4. Зависть

Зависть плохой помощник в развитии самоуважения . Завидуя чужим успехам, человек способен призирать себя за несостоятельность добиться такого уровня. Поэтому не сравнивайте свои успехи с успехами других. Ведь всегда кто-то будет на шаг впереди. Просто вместо зависти, радуйтесь успешности вместе с другими. Равняйтесь на успешных людей и стремитесь к своим вершинам.

5. Мотивы

Люди способны работать не покладая рук, чтобы достичь расчетных успехов, но случается, что результаты не очень удачны. Вот в этом случае и происходит то, что человек перестает уважать себя из-за того, что он не получил высоких показателей. Не забывайте, что достичь желаемой цели вы сможете, только имея самоуважение и адекватную самооценку. Никогда не отказывайтесь от веры в себя, даже когда дела идут не очень хорошо.



6. Уважение к другим

Идя по жизни с чувством собственного достоинства, вы должны уметь уважать других, при этом ни в коем случае не испытывать превосходства над другими. Ищите в других только хорошее, тогда и в себе вы будите находить больше хороших качеств.

7. Ненависть



Людям свойственно ошибаться. Но это не повод для ненависти к себе. Бесконечное чувство вины и ненависти за ошибки приведет к самоуничтожению вас как личности. Лучше из допущенных ошибок вынесите урок и больше их не повторяйте.

8. Прощение

Способность прощать помогает людям в саморазвитии. Учитесь отпускать прошлые ошибки. В противном случае чувство вины не позволит вашей самооценке жить полноценно.

Помните, что вера в собственные силы – это и есть самоуважение.

Внеурочное занятие по курсу «Тропинка к своему Я».

Уважение и самоуважение..

Цель. Способствовать самоуважению учащихся.

Задачи. Поговорить о качествах достойных уважения.

Перечислить качества, которые детям хотелось бы развить в себе.

Теоретические положения. Уважение означает положительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Самоуважение – признание собственных достоинств. Каждому человеку необходимо уважение окружающих и самоуважение для самореализации и успешного взаимодействия с людьми. Самоуважение защитный фактор против приобщения к психоактивным веществам.

Словарь.

Уважение – это хорошее отношение окружающих людей к человеку, который много знает и умеет.

Самоуважение – это уважение к самому себе.

Планируемый результат:

В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;

В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:

строить речевое высказывание в устной форме;

осуществлять анализ предлагаемых объектов;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Формулировать собственное мнение и позицию;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

контролировать действия партнёра;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Занятие начинается с разминки «Комплименты».

Участники сидят в кругу и говорят друг другу комплименты.

Что вы сейчас почувствовали? Что оказалось для вас приятнее говорить комплименты или принимать их? Когда хочется говорить человеку приятные слова?

Тема нашего сегодняшнего занятия « Уважение и самоуважение».

2.Чтение рассказа «В школу на санках».


Обратите внимание на иллюстрацию к рассказу.

Перечислите качества героев рассказа (обсуждение этих качеств).

3. Разминка

Очень я себя люблю, (дети обнимают себя)
Очень уважаю.
Потому что я расту! (поднимают руки вверх)
Ночью сплю, (приседают, руки под щеку)

А днем играю, (прыгают на месте)
Плаваю и загораю, (изображают движения пловца)
Бегаю и кушаю… (бегают на месте)
Маму с папой слушаю! (наклоняются вперед)

4. Л.Моругиной «Я рисую человечка».

Я рисую человечка,
Вышел он прямой, как свечка.
На кого же он похож?
Посмотрите, как хорош!
А у Нади и Аркаши
Человек объелся каши -
Круглый, добрый и весёлый,
Очень сильный и здоровый.

Петин мальчик - великан.
У Алёши - атаман.
У Сергея же худой,
С ярко-рыжей головой.
А у Славика девчонка,
Словно Быхова Алёнка,
Паша негра рисовал -
Сам от краски чёрным стал.

Люди разные на свете,
Словно человечки эти.

Учитель: О чём это стихотворение?

5. Побеседуем

Дети, есть такая пословица: «Добро творишь - себя возвышаешь, зло творишь - себя унижаешь».

Нужно ли любить и уважать себя и других людей? Почему? (Ответы детей).

Учитель читает отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

В этом стихотворении говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.

Уважение - это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Подберите синонимы к слову «уважение» (почтение, почитание, пиетет, благоговение, респект)

Пиетет - книжн. глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо, чему-либо.

Благоговение - 1. религ. религиозный трепет, возникающий перед святыней, 2. глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо.

Респект - уважение; признание; почёт, почтение; почтительность.

Согласны ли вы с тем, что каждый человек имеет право на уважение?

(ответы детей)

Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?

(ответы детей: да, но важно, чтобы стремление к уважению не переросло в тщеславие; а разумная доля честолюбия должна присутствовать в человеке).

Как еще проявляется уважение?

За что можно уважать людей?

Можно ли уважать себя? Почему?

Кого и что вы уважаете?

После того, как выскажутся все желающие, учитель подчеркивает, что проявление уважения и доброго отношения к себе и окружающим - признак воспитанности, культуры человека.

5. Чтение

(Рассказ М.Пляцковского «Как Ослик учился уважать старших»)

Шёл по дороге ослик Алфавит. Шёл и плакал. Встретил его козлёнок Мармеладик и спрашивает:

Ты почему плачешь? Может, тебя обидели?

Нет. Никто меня не обижал.

В чём же дело?

Бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался до тех пор, пока не научусь… уважать… старших… А как я могу научиться, если нигде нет такой школы?

Вытри слёзы, ослик. Я помогу тебе.

Правда, поможешь?

Правда, помогу. Ты должен запомнить несколько правил. У тебя хорошая память?

Не жалуюсь!

Вот и чудесно! Значит, запоминай: старшим надо уступать дорогу, пропускать их вперёд, вежливо разговаривать с ними, не дерзить, не пререкаться, не похлопывать по спине, как равных, а самое главное - не забывай прислушиваться к их советам…

Ой, сколько правил! И как ты смог их все запомнить?

Я воспитанный козлёнок, вот и всё.

А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да?

Ничего такого я, кажется, не говорил, - смутился Мармеладик. - Однако мне пора.

И он быстро распрощался с осликом, чтобы не поссориться. Догнал ослик Алфавит по дороге старенькую лошадь Тпру, нагружённую разными покупками, и думает: «Сейчас проверю, научил ли меня козлёнок старших уважать…»

Поравнялся ослик с лошадью и говорит:

Здравствуйте, лошадь Тпру! Не бойтесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную, тоже не буду.

А ещё что? - улыбнулась старая Тпру.

А ещё я вас вперёд пропускать постараюсь. А ещё если вы вдруг мне что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь.

Прекрасно! - похвалила Тпру. - Но для чего ты мне об этом говоришь?

Видите ли, бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете, я уже научился?

Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь, я дам тебе всё же один совет?

Конечно, хочу! - В следующий раз, когда встретишь пожилую лошадь, нагружённую разными покупками, ты помоги ей их нести. Ладно?

Почему Ослик в конце сказки всё-таки решил помочь Лошади?

Как бы вы поступили?

6. Разминка «Правила уважения»

Сейчас я буду говорить предложения. Если выполнение того, что в них говорится, характеризует человека как уважительного, то надо вытягивать руки с поднятыми вверх большими пальцами перед собой и говорить «Да!», если нет-то взмах руками перед собой (запрещающий жест) и говорить «Нет!»

Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

Входящего в класс взрослого приветствуют стоя.

Если нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых или сверстников.

Бегать, шуметь, кричать можно только на игровых площадках.

В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не надо.

В библиотеке громко разговаривать.

Необязательно одеваться аккуратно.

Никуда и никогда нельзя опаздывать.

Человек уважает родителей, старших, братьев и сестер, друзей, природу и самого себя, а также законы и традиции своей страны.

7. Игра «Человек с планеты Земля»

Дети разбиваются на 2 группы по 4 человека. Каждой группе выдаётся лист, на котором контур человека. Каждая группа должна подумать и написать, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля

На выполнение задания даётся 5–8 мин. После завершения работы от каждой группы выступает 1 человек, зачитывает список качеств и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества.

На 2 этапе дети выписывают те качества, которые есть у всех групп. Так создаётся общий портрет человека с планеты Земля.

(Например:
Добрый
Умный
Смелый
Сильный
Улыбчивый ит.д.

8. Заключительное слово

Если люди будут обладать такими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.

Ради чего людям, живущим на одной планете, ненавидеть друг друга, воевать и ссориться? Все люди хотят быть счастливыми, иметь детей, спокойно работать, весело отдыхать, иметь друзей. Мы все за одно, мы живём на одной планете, мы команда одного корабля.

Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймёшь её тайны и поймёшь самого себя.

Сегодня на занятии каждый из нас узнал о себе что-то хорошее. Мы поняли: если любить и уважать себя, тогда и другие будут относиться к тебе с любовью и уважением. Когда человек себя любит и уважает, ему хочется стать еще лучше и добрее.
А еще мы узнали, что каждый из нас - единственный и неповторимый.

Я такая, какая я есть.
И я очень счастлива здесь.
Я могу быть маленькой,
Могу быть большой,
Могу быть веселой и грустной.
Но все это неважно.
Я такая, какая я есть.
И я очень счастлива здесь.

“Самоуважение есть нравственное здоровье." Сэмюэл Смайлс.

Самоуважение – это основа счастливой жизни. Человек, который не уважает себя постоянно чувствует неуверенность в себе и с трудом принимает решения. Как с этим бороться?

1. Будьте честны сами с собой

Со стороны окружающих всегда существует некоторое давление. На протяжение всей жизни вам дают советы и указывают ваши родители, учителя, коллеги по работе. Самоуважение придет к вам только тогда, когда вы почувствуете ваше искреннее призвание, поверите в собственную ценность и поймете, что важно для вас. Каждый человек должен следовать своим собственным путем. Даже если кто-то не уважает ваше решение, важно то, что вы приняли его сами. Просто спросите себя, вы пришли в этот мир, чтобы следовать чужим советам или для того, чтобы жить собственной жизнью?

2. Учитесь воспринимать критику

Люди – очень ранимые существа. Ни один человек не любит критику, независимо от того оправданна ли она или нет. Чтобы сохранить чувство самоуважения, вы должны научиться адекватно относиться к критике. Не принимайте ее лично. Посмотрите на ситуацию со стороны. Если это явный наговор, проигнорируйте его. Если же в критике, высказанной вам, есть доля истины, постарайтесь исправиться и впредь не повторять своих ошибок. В любом случае не воспринимайте ее слишком близко к сердцу. То что вы не очень хороши в чем-то не должно влиять на вашу самооценку.

3. Следите за своим внешним видом

Внешний вид человека очень важен. Он может дать нам уверенность, а может наоборот заставить нас чувствовать себя неловко. Позаботьтесь о том, как вы выглядите. В то же время старайтесь не пасть жертвой моды. Во всем надо знать меру. Одевайтесь прежде всего для себя, а не для других.

4. Избегайте зависти

Зависть – лучший способ потерять самоуважение. Ведь когда вы завидуете чужому успеху, вы начинаете ненавидеть себя за то, что не смогли добиться того же. Нельзя постоянно сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут существовать люди успешнее, чем вы. Вместо того, чтобы завидовать им, порадуйтесь вместе с ними. Пусть чужой успех не умоляет вашу самооценку.

5. Помните о ваших мотивах

Иногда получается так, что мы работаем с лучшими побуждениями и намерениями, но в итоге получаем не очень удачные результаты. Проблема многих людей заключается в том, что они согласны уважать себя только после того, как добьются успеха, богатства и славы. Но не стоит забывать, что для достижения целей вам необходимо чувство самоуважения и здоровая самооценка. Цените ваше отношение к жизни и, даже если дела пойдут плохо, не теряйте веру в себя. Идите по жизни с самыми лучшими намерениями и целями и уважайте себя за это.

6. Уважайте других

Если вы не уважаете других людей, как вы можете иметь чувство собственного достоинства? Самоуважение – это внутренняя уверенность, но эта уверенность не должна быть построена на превосходстве над другими. Поставить других на уровень ниже, лишь для того, чтобы почувствовать собственную ценность – это неправильный подход. Чем больше хороших качеств в будете искать в других людях, тем больше этих качеств вы найдете в себе.

7. Не смейте ненавидеть себя

Все мы порой ошибаемся и поступаем неправильно, но это не значит, что мы должны ненавидеть себя за это. Постоянные ненависть к себе и чувство вины – верный путь к саморазрушению. Слушайте свою совесть, не будьте слишком жестоки к себе и не обременяйте себя прошлыми ошибками.

8. Умейте прощать

Учитесь прощать себя и других. Не живите прошлым, отпустите ваши старые ошибки и проблемы. Пока вы помните о них, вы постоянно будете чувствовать себя виноватыми. Не позволяйте вашей самооценки страдать из-за прошлых ошибок.

И помните, что самоуважение - это внутренняя вера в себя, а не эгоистичное чувство превосходства.

Популярная психология уделяет большое внимание самооценке, без которой трудно существовать полноценной личности. Но зачастую при этом забывают о таком чувстве, как самоуважение. Оно оказывает влияние на построение полноценных отношений с окружающими, помогает ощущать себя гармоничной личностью и способствует достижению успеха. Чем выше степень самоуважения, тем больше у человека потребность в признании своих достоинств другими людьми. Самоуважения можно достичь, если поставить перед собой такую цель.

Самоуважение состоит из трех составляющих:

  • эмоциональной;
  • ощущаемой в части компетенции;
  • осознаваемой в части действий.

Проще говоря, я отношусь к себе так, как я себя ощущаю, насколько я профессионален и что я сумел сделать.

Если чувство самоуважения здоровое, не гипертрофированное, то в подтверждении со стороны оно не нуждается. Такому человеку не нужны «показательные выступления», тогда как люди с низким чувством самоуважения часто выставляют себя напоказ, «рисуются» перед окружающими и напрашиваются на комплименты и похвалу.

Человек уважает себя, если:

  • Он всегда поступает в соответствии со своими убеждениями, даже если они идут вопреки общественному мнению.
  • Во всеобщем поклонении такой человек не нуждается, но самое интересное заключается в том, что чаще всего именно таких людей уважают гораздо больше, чем тех, кто пытается заставить делать это.
  • Если человек уважает себя, то и к другим он относится соответственно, не допуская хамства, панибратства или унижения.
  • В любой ситуации он ведет себя с достоинством, даже если обстоятельства складываются не в его пользу.

Недостаток уважения к себе приводит к стиранию границ личности, когда человек стремится угодить всем, а в результате не имеет собственных убеждений.

Человека, который не уважает себя, также не ценят и другие, в том числе и близкие люди, поэтому самоуважение является неотъемлемой частью успешности.

Чтобы достичь самоуважения, необходимо:

  • Иметь зону неприкосновенности или так называемых личных границ, в виде четких принципов или идей, незыблемых ни при каких обстоятельствах. Эти принципы не изменяются и не продаются.
  • Уважать других людей так же, как хочется, чтобы относились к себе. Не ставить себя выше других ни при каких обстоятельствах, так как ложное чувство превосходства над другими не дает чувства самоуважения.

Научиться уважать себя не трудно, требуется лишь не откладывать это на потом и тогда все задачи будут реализованы, а цели достигнуты.

– это доверие и терпимость к себе, самоодобрение, принятие своего внутреннего мира со всеми его особенностями. Оно выражается в убеждении: «Со мной все в порядке. Я не хуже других. Я могу мыслить, любить, творить».

Самоуважение личности складывается из признания своих достоинств и снисхождения к недостаткам. Это чувство, внушающее спокойствие и уверенность в себе, переживается личностью как очень комфортное и мобилизующее. Оно позволяет достойно преодолевать жизненные трудности, является залогом успешной самореализации.

Самоуважение и самооценка

Самоуважение – производное самооценки. Поэтому так важно, чтобы она была адекватной. При заниженной самооценке возникает недостаток самоуважения, при завышенной – преувеличенное чувство собственной значимости. Оба перекоса ведут к краху надежд и утрате смысла жизни.

Тот, кто недооценивает себя, кто печется не о победах, а об уклонении от поражений, никогда не будет счастлив. Увы, подобных личностей на свете пруд пруди. Самая большая среди них группа – люди с высшим образованием, удовлетворяющиеся неквалифицированным трудом, избавляющим от груза ответственности. Такое отношение к своему потенциалу – метание бисера перед свиньями – свидетельствует о неукрепленной самооценке.

Непродуктивен и завышенный уровень притязаний, возникающий на почве переоценки собственных возможностей. Поставив перед собой непреодолимые барьеры, человек набивает себе кучу шишек, так и не достигнув цели. Все предпринимаемые им шаги наталкиваются на череду неудач и увенчиваются глубокой неудовлетворенностью.

Э. Фромм предупреждал еще об одной опасности: самоуважение большинства людей легко поколебать из-за зависимости их самооценки от мнения окружающих. Многим нужно ежедневно слышать от других: «Ты замечательный». Иначе они перестают себя уважать, постоянно опасаются, что окружающие – не дай Бог! – изменят к ним свое отношение. Приходится постоянно доказывать что-то другим и себе. Подобная уязвимость обрекает человека на ежедневные испытания.

Между тем, самоуважение и самооценка – если она адекватная – служат приводным механизмом личности. При правильном соотношении внутренних ресурсов с истинными желаниями, у человека появляется сильная мотивация к достижению жизненных целей.

Как определить недостаток самоуважения?

Есть категория людей, которые предпочитают всегда оставаться в тени. Их не тревожат амбициозные планы, у них нет конфликтов с окружающими, они довольствуются малым. В быту их называют скромными, с ними легко общаться, приятно иметь дело.

Однако излишняя скромность может свидетельствовать об ослабленном самоуважении. Чтобы проверить это, достаточно ответить на следующие вопросы:

  1. Чему вы придаете большее значение: своим достижениям или промахам?
  2. Доверяете ли вы себе так же, как авторитетным для вас личностям?
  3. Боитесь ли того, что придетесь кому-то не по вкусу?
  4. Часто ли вам приходится испытывать чувство самоуничижения?
  5. Стараетесь ли вы повышать уровень своих компетенций в доступных вам видах деятельности?

Наверняка у вас есть или намечается проблема с дефицитом самоуважения, если, ответив на данные вопросы, вы обнаружили в себе следующий комплекс неполноценности:

  • вы фиксируетесь исключительно на своих ошибках;
  • судите о себе только по оценкам других людей, что вас постоянно тревожит и нередко выбивает из колеи;
  • хотите понравиться всем и очень расстраиваетесь, когда кто-то от вас не в восторге;
  • сравнивая себя с другими, чувствуете себя недостаточно конкурентоспособным, каким-то дефективным, вас преследует чувство отчужденности, изолированности;
  • не предпринимаете ничего, чтобы расти в своих глазах: не развиваете своих способностей, не оттачиваете мастерства в общении, не стремитесь стать асом в профессии, не пытаетесь достичь новых вершин в увлечении.

Как восполнить недостаток самоуважения?

Хорошей и постоянной подпиткой самоуважения является непрерывная работа над собой, над своим самосовершенствованием. В этом плане можно взять за образец такую программу из 10 действий:

  1. Стремление к внешней и внутренней опрятности: внешность должна быть безупречной, совесть – чиста, мысли позитивны, слова правдивы.
  2. Приучение себя к организации и дисциплине в работе, тренировка волевых качеств.
  3. Фиксирование на положительных результатах повседневной деятельности, учет собственных успехов.
  4. Искоренение вредной практики зацикливания на мелких неприятностях, обидах, подозрениях.
  5. Осознание всех своих желаний, стремление их реализовывать, но не в ущерб окружающим.
  6. Подкрепление себя подбадривающими фразами типа «Ты это сможешь!», «У тебя обязательно получится!», «Тебе это ничего не стоит!».
  7. Развитие своих творческих способностей, профессиональных и коммуникативных навыков.
  8. Запрет на потакание своим слабостям или их оправдание; вместо этого – упорный поиск решения проблем.
  9. Достижение независимости в принятии решений, выработка чувства ответственности за сделанный выбор.
  10. Развитие навыка саморегулирования и самоконтроля.

Выполнение хотя бы половины из этих пунктов сделает вас более надежным, свободным и достойным человеком в собственных глазах. Вы почувствуете удовлетворение от созданного вами образа своего «Я».

Потребность в самоуважении

Уважение к себе – важнейшая составная эффективности личности. Оно свойственно каждому нормальному человеку, особенно молодому, еще не утвердившемуся ни в профессиональной, ни в семейной сфере.

Самоуважение мотивирует к действиям и дает удовлетворенность от жизни. Попутно сокращается расстояние между «Я» реальным и «Я» идеальным, растет благодарность собственной персоне. Все это признаки приближения к подлинному себе.

По мнению психолога А. Маслоу, удовлетворение потребности в самоуважении – как и в любви, поддержке, уважении – важнейшее условие личностного роста. Все эти потребности являются ступенями одной лестницы, ведущей к заветной вершине – самореализации.

Вконтакте



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: