Развитие творческих способностей детей в семье. Роль семейного воспитания в развитии творческих способностей у детей

Ольга Рудометкина
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в летний период

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в летний период . Презентация.

Цель :Обеспечить сохранение,приумножение,развитие и укрепление здоровья детей в летней оздоровительной компании.

Задачи :Создать оптимальные условия для летнего отдыха и оздоровления детей.

Формировать правильное отношение детей к двигательной деятельности,закаливающим мероприятиям, проводимым на свежем воздухе. Увеличить двигательную активность детей на воздухе. Осуществлять комплекс закаливающих процедур,максимально используя природный фактор. Продолжать закреплять знания детей о здоровом образе жизни. Поддерживать с родителями тесную связь,привлекая их к участию в закаливающих процедурах,развлекающих мероприятиях.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период -режим дня всех ДОУ это максимальное пребывание на свежем воздухе.

Особо уделять внимание обеспечению достаточной двигательной активности детей в течении всего дня.

Эффективность двигательного режима зависит от объема,времени,интенсивности двигательной активности детей. В режиме дня используют физические нагрузки различной интенсивности :10-15% всего времени двигательной активности. В средней интенсивности проводятся все физические упражнения летом.

Специфика работы летом .

Прием детей и утренняя гимнастика на воздухе. Организованная двигательная деятельность на воздухе (оздоровительная ходьба,бег,двигательные разминки,дыхательная гимнастика,основные упражнения,подвижные игры,развлечения,общеразвивающие упражнения.)

Гимнастика пробуждения с закаливающими мероприятиями.

Прогулка в первой и второй половине дня (подвижные игры,элементы спортивных игр,катание на самокате) .

Летний оздоровительный период состоит из :

Питьевого режима,двигательного режима,организации питания,закаливающих процедур,оздоровительной работы с детьми ,работа с семьей .

Закаливающие мероприятия включают в себя :

Воздушные и солнечные ванны,гимнастика пробуждения,босохождение,игры с водой и песком.

Двигательный режим в летний период включает в себя :

Прием детей и гимнастика утром на свежем воздухе. Организовать двигательную деятельность детей на улице (Ходьба и бег оздоровительные,дыхательная гимнастика,двигательные разминки,подвижные игры,развлечения).Гимнастика пробуждения с закаливающими мероприятиями. Прогулки в первой и второй половине дня (подвижные игры) .

Работа с семьей .

Организованная двигательная деятельность детей совместно с родителями.

Участие родителей в физкультурно -оздоровительных мероприятиях организованных ГДОУ. Просветительская работа (выставки,информационные стенды,консультации,беседы,собрания) .

Оздоровительная работа с детьми .

Организованная образовательная деятельность по здоровому образу жизни (дни и недели здоровья) Витаминизация,соки,напитки. Профилактика плоскостопия,укрепление осанки.

Публикации по теме:

Анкета «Физкультурно-оздоровительная работа дома» Анкета: «Физкультурно-оздоровительная работа дома». Цель: Выяснить: - понимают ли родители значение подвижной деятельности в жизни ребенка;.

Физкультурно-оздоровительная работа. Будь здоров! Физкультурно- оздоровительная работа. Будь здоров! ДОУ № 10 гр. «Ромашка» младшая группа. Воспитатель: Пантелеева А. А. ФОРМЫ РАБОТЫ обеспечивающие.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью.

Физкультурно-оздоровительная работа по теме: «Горы. Камни». Гимнастика после сна «Озорные ножки» Сгибание и разгибание ног Ножка,.

Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками распределяется на весь период дневного пребывания ребенка в детском саду. Этой работе.

Опыт работы «Физкультурно-оздоровительная работа» (часть 2). Переоценить значение хорошей осанки и походки трудно: это не только основа стройности и красивой фигуры, но и здоровый позвоночник, от которого.


Евдакова Т.Ю., старший воспитатель, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка» города Губкина Белгородской области
В летний период образовательный процесс в детском саду характеризуется большой свободой творчества, широкой вариативностью форм и методов работы с детьми, образовательного содержания, которое в силу времени года и особой ситуации развития для детей насыщено событиями, экспериментами, наблюдением и двигательной активностью. Для педагога это время выполнять то, что в течение учебного года запланировать и сделать сложно, ввиду недостатка времени.
Лето дает возможность проводить мероприятия с детьми по самым различным темам и видам деятельности. Все зависит от целей, которые ставит перед собой педагог. План мероприятий на летний период составляется примерно за месяц до июня, обсуждается на педагогическом совете, если необходимо конкретизируется, и заверяется заведующим ДОО, приобретая вид документа, с помощью которого регламентируется большая часть педагогов и специалистов.

Учитывая. Что большая часть мероприятий организуется на свежем воздухе, необходимо продумывать место их проведения, эстетическое оформление, организовывать пространство детской площадки, готовить дидактические и выносные материалы, игровые и прочие атрибуты, заранее подбирать музыкальный материал.
При планировании работы ДОО на лето особое внимание необходимо обратить на различные формы мероприятий: прогулки, экскурсии, досуги, спортивные праздники, вечера развлечений, конкурсы и выставки детских работ и др.
Физкультурно-оздоровительная работа, прежде всего, заключается в соблюдении режима дня. Для оздоровления детей большое значение имеет правильное применение оздоровительных методик, например, таких как закаливание в повседневной жизни воздухом, солнцем и водой. Одежда дошкольника должна быть удобной, легкой, соответствовать температуре воздуха на улице (головной убор обязателен). Необходимо следить за тем, чтобы дети не перегревались на солнце чередовать их пребывание на солнце и в тени.
Важная роль отводиться питьевому режиму, который осуществляется воспитателем и помощником воспитателя под контролем медицинской сестры в соответствии с нормативами. Следует помнить, что питье детей ограничивать нельзя.
Контроль за состоянием здоровья детей осуществляет старшая медицинская медсестра ДОО: проверяет выполнение режима дня, проветривания, питьевого режима, закаливающих мероприятий, состояние одежды, обуви, наличие головных уборов.
В обобщенном виде задачи образовательной области физическое развитие в летний период в соответствии ФГОС ДО предполагают:
- формирование и обогащение опыта двигательного поведения у дошкольников;
- развитие основных движений (ходьба, бег, мелкие прыжки, повороты в обе стороны);
- развитие физических качеств (координации. Гибкости, равновесия), крупной и мелкой моторики обеих рук;
- формирование опорно-двигательной системы организма;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- формирование начальных представлений о некоторых видах сорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Сейчас мне хотелось бы рассказать об особенностях работы по физическому развитию и оздоровлению детей в каждой возрастной группе. Рассмотрим их.
Ребенок четвертого года жизни отличается высокой потребностью в движении, его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования. Основной задачей для работы с детьми данного возраста становиться освоение новых движений, обогащение и прирост двигательного опыта, стремление освоить основные элементы спортивных упражнений и спортивных игр, повышенный интерес к подвижным играм.
Формирование целенаправленной двигательной деятельности связанно с умением ребенка реализовывать двигательные умения в различных видах деятельности, становлением культуры движений, созданием необходимой развивающей среды.
В этом возрасте необходимо начинать целенаправленную работу по развитию таких физических качеств, как ловкость. Быстрота, гибкость, сила и выносливость.
Ребенок пятого года жизни характеризуется продолжающимся активным физическим и психическим развитием, возрастающей потребностью в двигательной активности, совершенствованием физических умений и качеств. Основная направленность занятий физической культурой с детьми заключается в дальнейшем пополнении арсенала уже освоенных движений и подготовке к активному освоению более сложных упражнений. В развитии физических качеств целенаправленной работы требует ловкость, гибкость., быстрота реакции.
На мой взгляд, следует обратить внимание на способность ребенка активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, понимать указания взрослого, образно интерпретировать их.
В этом возрасте расширяются задачи приобщения детей к физической культуре как составной части общечеловеческой культуры. Совершенствуется функциональные возможности организма, обеспечивающие гармоничность телосложения, физическую и умственную работоспособность.
Несмотря на возрастающие физические возможности ребенка к шестому году жизни, его двигательную активность характеризуют непосредственность, подвижность, застенчивость. Уже наблюдается отличия в движении мальчиков и девочек, общей конфигурацией тела в зависимости от пола ребенка. Движения мальчиков более порывисты, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные.
В этот возрастной период особое внимание уделяется осанке детей, правильной манере держаться, укреплению мышц и связок посредством целенаправленных и систематических занятий физическими упражнениями.
Обращается внимание и на равномерную прибавку в весе как один из показателей здоровья детей.
В организации режима двигательной активности детей шестого года жизни хотелось бы обратить внимание на развитие быстроты и выносливости, силы. Выносливость включает в себя способность ребенка достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями, а силовые качества заключаются в способности применения ребенком небольших по величине усилий на протяжении достаточно длительного времени. Продолжаем формировать культуру движений. Создаем условия для самостоятельного использования ребенком двигательного опыта в разнообразии детских видов деятельности, в совместной деятельности со сверстниками.
Как и в предыдущие возрастные периоды, на седьмом году жизни у ребенка продолжается дальнейшее развитие и усложнение двигательных способностей, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления и о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуется ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движении рук и ног, координация.
В этот возрастной период дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног. Могут выполнять разнообразие сложных упражнений на равновесии на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель.
Итак решая задачи и содержание образовательной области физическое развитие реализовывается в определенных видах возростосообразной деятельности: репродуктивно-игровая и предметно-образная совместная двигательная деятельность воспитателя с детьми преимущественно младшего дошкольного возраста; образно-игровая, игровая совместная двигательная деятельность (специалиста) воспитателя и детей среднего и старшего дошкольного возраста по мотивам фольклорных и литературных произведений, на основе народных подвижных игр и игр-эстафет, игр-аттракционов, например, на основе календаря праздников или возникающих детских инициатив и интересов; тренировочно-игровая совместная деятельность взрослого и ребенка по освоению спортивных игр, с использованием спортивных комплексов и тренажеров; интегрированные игровые занятия в старшей и подготовительной группе.

Работы 2014 г. МБДОУ «Детский сад «Журавлик».

Анализ летней физкультурно-оздоровительной работы 2014 г.

План летней физкультурно-оздоровительной работы был принят на итоговом педагогическом совете 28.05.14 г., утвержден и.о. заведующей МБДОУ «Детский сад «Журавлик» Логуновой И.С. С 1 июня МБДОУ «Детский сад «Журавлик»» перешёл на летний режим работы по разработанному плану. Режим дня составлен по летнему расписанию. Перед тем как приступить к реализации летнего плана были приведены подготовительные мероприятия:

В мае сотрудники провели субботник территории, произвели покраску веранд и малых

форм на участке ДОУ;

Родители помогли высадить рассаду цветов и огородных культур;

Папы помогли в ремонте и постройке малых форм на участке: жираф, солнышко, колодец,

лягушка, корабль, поросята, заяц, поезд.

Пополнен выносной игровой материал для прогулок, стимулирующий двигательную

активность детей.

И.о. заведующей ДОУ и старшая медсестра организовали сбалансированное питание детей с максимально допустимым включением в рацион овощей и фруктов, а также был усилен контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм, проведением прогулок, физкультурных занятий и зарядок на свежем воздухе.
Перед коллективом на летний период была поставлена цель:

Создание максимально эффективных условий, способствующих оздоровлению детей, полному удовлетворению растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении в летний период.

Поставлены следующие задачи:


  1. Продолжить работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

  2. Способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни и навыкам безопасного поведения.

  3. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности, творчества посредством включения дошкольников в элементарную поисковую, изобразительную и музыкальную деятельность.
Были созданы условия для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповых комнатах и на участках ДОУ. Акцент был сделан на увеличении времени пребывания воспитанников на свежем воздухе, на повышении двигательной активности детей через подвижные игры, спортивные развлечения, выносной материал. Приобретены прогулочные спортивные наборы для игр в волейбол, баскетбол, бадминтон, городки. Яркость этих пособий, их разнообразие вызвало у дошкольников желание действовать с ними, что способствовало повышению у ребят ловкости, выносливости, глазомера, а также нравственно-волевых черт характера: смелости, дисциплинированности. Дети охотно работали в цветнике, на огороде, участвовали в сюжетно-ролевых играх, играх с водой и песком .

Для создания безопасных условий пребывания детей в ДОУ ежедневно проверялась исправность оборудования на прогулочных площадках, осматривались участки перед прогулкой на наличие опасных для детей предметов. С наступлением жаркого периода во избежание перегрева воспитанники находились на прогулке только в головных уборах, пребывание дошкольников под прямыми лучами солнца чередовалось с играми в тени .


В ходе выполнения плана была проведена следующая работа:

Консультации для педагогов.

Старшим воспитателем Логуновой И.С проведены консультации: «Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в летний период с учетом ФГОС», «Экспериментирование летом», «Создание условий для закаливания детей, гигиенических мероприятий, профилактической работы», «Подготовка и организация летних праздников и развлечений , целевых прогулок и экскурсий, организаций выставок детского творчества», оформление рекомендаций «Организация летней оздоровительной работы в ДОУ»; медицинской сестрой Бекировой Н.Н. - «Организация закаливания в летний период»; инструктором ФИЗО Пересыпкиной В.Н. - «Формы оздоровительных мероприятий в летний период»; педагогом дополнительного образования Ермиловой О.А. - «Организация детского творчества летом».


Инструктажи для работников ДОУ.

И.о. заведующей Логуновой И.С., начальником хозяйственной части Размановой И.Д. проведен «Инструктаж по охране жизни и здоровья детей в летний период», старшим воспитателем Логуновой И.С. – «Инструктаж воспитателей по предупреждению детского дорожного травматизма», медицинской сестрой Бекировой Н.Н. – «Инструктаж по оказанию первой доврачебной помощи детям при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, укусах насекомых, тепловом или солнечном ударах».


Физкультурно-оздоровительная работа

Проведены ряд профилактических и оздоровительных мероприятий по закаливанию детей, направленные на повышение выносливости организма, его сопротивляемости вредным влияниям, усовершенствование его умения быстро и целесообразно приспособиться к различным переменам в условиях жизни.


  • Прием детей на улице.

  • Утренняя гимнастика на свежем воздухе.

  • Утренний оздоровительный бег.

  • Занятия физической культурой на улице.

  • Корригирующая гимнастика после сна.

  • Проведение закаливающих процедур:
- воздушные ванны;

Босохождение;

Хождение по дорожкам здоровья;

Солнечные ванны;

Сон без маек.

Соблюдалась калорийность питания, медсестра Бекирова Н.Н. следила за ежедневным соблюдением норм потребления продуктов и гигиеной приема пищи детьми всех возрастных групп. Соблюдался питьевой режим.


Административно- хозяйственная работа:

Уборка территории ДОУ;

Посадка цветов на клумбы и участки;

Замена песка в песочнице;

Благоустройство участков групп;

Покраска построек и оборудования на участках.


Воспитательно-образовательная работа

План работы с детьми был представлен тематическими днями, что разнообразило пребывание детей в ДОУ, вызвало интерес, доставило особую радость. Тематика недель была разнообразной: «Ах, лето!», «Труд людей», «Мои исследования», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Цветы», «Волшебница вода», «Свойства материалов», «Одежда» и т.п. В календарных планах воспитателей отражена разнообразная игровая деятельность, комплекс мероприятий, позволяющий расширить кругозор детей для того чтобы подарить детям положительные эмоции и яркие впечатления.

ВОР с детьми в летний период была насыщенной, проводились разнообразные праздники и развлечения, в ходе которых у детей закреплялись умения, навыки и развивались воображение и коммуникативные способности. Это и праздник «Здравствуй, лето!», посвящённый Дню защиты детей (воспитателями Черных Н.Р., Колкиной Г.В.), развлечение «Лету спортивному - Ура» (организован и проведён инструктором ФИЗО Пересыпкиной В.Н., музыкальным руководителем Пономарёвой З.З.), концерт «День рождения детского сада» (организован и проведён старшим воспитателем Логуновой И.С., музыкальным руководителем Пономарёвой З.З., воспитателем Шерстнёвой И.Ф.), «Праздник мыльных пузырей», театрально-игровой досуг «И нет чудесам и веселью конца» (проведён воспитателем Штадченко О.А.), развлечения «День цветов», «В гостях у модельера Лето», «Приключение друзей в большом городе», «Новые дорожные приключения Буратино» (проведены воспитателем Колкиной Г.В.).

Оформлена фотовыставка «Кругом вода, вот это да!», выставка рисунков к Пушкинским дням «По страницам любимых книг», совместное творчество детей и взрослых конкурс панамок.

Много труда, творчества и фантазии вложили воспитатели, помощники воспитателей и родители в районный конкурс «Лучшая территория ДОУ».

Большое внимание летом было отведено поисково-исследовательской деятельности детей. Воспитателем Граниной Г.В. организованы с детьми занимательные опыты «Лаборатория Умелкина», воспитатель Штадченко О.А. организовала игры и элементарную опытническую деятельности «Волшебная песочница», воспитатель Колкина Г.В. провела познавательно-игровую викторину «Мир интересного и удивительного». Даные формы работы позволили сформировать у детей отчётливые знания, умения и навыки об окружающем мире.

В течение всего летнего периода педагоги формировали у детей навыки безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения . Были организованы экскурсии, где дети овладели практическими навыками пешехода, познакомились с дорожными знаками. В группах был накоплен дидактический материал по данной теме, с детьми были проиграны подвижные и ролевые игры.

На протяжении всего летнего оздоровительного периода родители являлись самыми активными участниками наших мероприятий: помогали в обустройстве участков ДОУ, их озеленении, участвовали в выставке рисунков, фотовыставке, развлечениях, конкурсах.

Для повышения уровня информированности родителей в каждой возрастной группе был оформлен информационный стенд, на котором рассматривались вопросы воспитания и оздоровления детей в летний период, а также проводились индивидуальные консультации специалистов по всем, возникающим вопросам.

Инструктором ФИЗО Пересыпкиной В.Н. проведена консультация «Летние подвижные игры на улице», медицинской сестрой Бекировой Н.Н. - «Витамины на грядке», воспитателями -«Как выработать навыки безопасного поведения на улице». Оформление информационных стендов для родителей (режим дня, рекомендации по закаливанию, познавательному развитию детей в летний период).

Статистические данные.

Посещаемость

Заболеваемость


Заболевания

2014

Количество случаев

%

Заболевания органов дыхания

29

65,9 %

Ветряная оспа

3

6,8 %

Стоматит

1

2,3 %

Коньюктивит

6

13,6 %

Отит

2

4,6 %

Прочие

3

6.8 %

Вывод

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в летний период была нацелена на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринуждённое взаимопонимание. Дети получили возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Оздоровительные мероприятия на базе ДОУ прошли в полном объёме:

Снизилась заболеваемость (по сравнению с зимним периодом);

Нормализовались антропометрические показатели детей;

Дети получили новые знания, повысился их интерес к окружающему миру, творчеству, познанию;

Развился интерес к природе, проявились положительные эмоциональные отношения, желание беречь её и заботиться о ней;

Повысился интерес и желание заниматься физкультурой и спортом.

В своей дальнейшей работе мы планируем:

Продолжать осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, учитывая здоровье, индивидуальные особенности детей и местные условия;

Воспитывать интерес и желание детей участвовать в подвижных играх и физических упражнениях на прогулке;

Проводить спортивные досуги;

Проводить экскурсии, походы.


Оценка проделанной работы

Благодаря коллективу МБДОУ «Детский сад «Журавлик», родителям работа по планированию летней оздоровительной компании на июнь-июль 2014 г. была выполнена на 72%. В виду нахождения в отпуске инструктора ФИЗО, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, а так же запрета нахождения в лесной зоне по причине нашествия клеща, 28% запланированных мероприятий остались не реализованными. Мероприятия, запланированные на август 2014 г. не проведены, т.к. детский сад закрыт на капитальный ремонт, перенесены на другой срок.

Проанализировав работу ДОУ за летний оздоровительный период 2014 г. были определены цель и задачи на летний период 2015 г.

Цель: Создание в ДОУ максимально эффективных условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.

Задачи:


  • Укрепление здоровья, физическое развитие детей: повышение эффективности закаливающих мероприятий, совершенствование индивидуального дифференцированного подхода в работе по физическому воспитанию.

  • Реализация системы мероприятий по нравственному и экологическому воспитанию, развитию любознательности и познавательной активности, формированию культурно-гигиенических и трудовых навыков.

  • Повышение профессионального мастерства педагогов и сотрудников, осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам организации летней оздоровительной работы.
.

ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ

Выступление на совещании

Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№14»

Смирнова М.П.

Лето - благоприятное время для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного всестороннего, психического и физического развития.

Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Поэтому, в нашем детском саду педагоги стараются всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбил удивительный, прекрасный мир растений и животных.

Итак, целью нашей работы являются:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей. Полное удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении, т. е. обеспечение всестороннего развития ребенка.

Коллектив детского сада ставит перед собой следующие задачи:

  • Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
  • Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
  • Осуществлять педагогическое и социальное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
  • Организовать жизнь детей в детском саду таким образом, чтобы они провели его с радостью и удовольствием, получили заряд бодрости.


Успех летней оздоровительной работы во многом будет зависеть от того, как подготовится к ней коллектив детского сада.

Подготовку к летнему сезону мы осуществляем в трех направлениях:

1.Административно-хозяйственные вопросы

2. Методическая работа

3. Работа с родителями

К административно-хозяйственным вопросам относятся:

  • Проведение разного вида ремонта. (спортплощадки, здания, оборудования)
  • Ревизия существующего спортивного инвентаря, игрового оборудования, приобретение нового по необходимости.
  • Подготовка уголков природы, огорода, цветника, водоснабжения для полива зеленых насаждений, обеспечение песком.
  • Изучение наполняемости групп в летние месяцы.
  • Согласование графика отпусков сотрудников.
  • Инструктаж по вопросам охраны жизни и здоровья детей при организации летних праздников, игр, экскурсий.
  • Организация субботника по благоустройству территории ДОУ. (с привлечением родителей)

2. Главное в методической работе – вооружить знаниями педагогов. Для этого проводится семинар для воспитателей, где педагоги могут обменяться опытом, знаниями и увлечениями. Кроме того педагоги объединяются в творческие группы, чтобы разработать проекты прогулочных участков, экологической тропы, обсудить размещение построек, цветников, других объектов. В методическом кабинете подбирается необходимая литература по организации экскурсий, трудовой деятельности, закаливания и т.д. В помощь педагогам можно предложить картотеку подвижных игр, народный календарь летних праздников, приметы, загадки, пословицы, художественную литературу о растениях и животных, о сельском хозяйстве.

  1. Конечно, наша работа по решению поставленных задач не может дать полноценных результатов, если она не ведется совместно с семьёй. Поэтому мы стараемся вовлечь в эту работу родителей наших воспитанников. Для этого проводятся групповые собрания по подготовке к лету, на которых родители знакомятся с летней программой детского сада, выдвигают свои идеи по благоустройству участка. Кроме того, организуются консультации по организации летнего отдыха для тех, кто выезжает с детьми за город и остается в городе; подготавливаются папки-передвижки, выносные стенды на улице.

Большое значение коллектив детского сада уделяет развитию и совершенствованию предметно-развивающей среды на участке, как системе условий, обеспечивающей всестороннее развитие детской личности.

Мы стараемся, чтобы на участке были созданы условия для разных видов деятельности - игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной художественной; обеспечить максимальный психологический комфорт, создать возможности для самовыражения каждого ребенка.

Так как большую часть времени дети проводят на свежем воздухе, педагоги пытаются наполнить это время яркими впечатлениями, радостными переживаниями.

А сейчас мы перенесемся на участки нашего детского сада, где воспитатели проявляют свое творчество, фантазию, из разнообразных материалов создавая красочный и уютный мир детства.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, а не решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

Диалектичность - это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

  • 1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
  • 2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
  • 3. Формирование умения разрешать противоречия;

И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.

Системность - это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

  • 1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающиеся во времени;
  • 2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников является развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: