Проект «Азбука здоровья. «Азбука здоровья» — игра для детей с викториной и творческими заданиями

Известно, что способность сопротивляться болезням выше у тех детей, которые, даже имея определённые заболевания, охотно общаются и играют со своими сверстниками. Ограничивать в движении детей, страдающих теми или иными заболеваниями не нужно, так как они активно растут. Мышцы, находящиеся в динамике движения, развиваются интенсивнее. Недостаток активных действий оказывает негативное влияние на опорно-двигательный аппарат, а также на нервную, иммунную, эндокринную и другие системы детского организма.

В чём смысл игротерапии?

Лечебные развивающие игры были придуманы с целью формирования у ребёнка интереса, повышения его эмоционального фона, и выступают в качестве альтернативы различным лечебно-профилактическим упражнениям, которые дети не всегда готовы выполнять целенаправленно и беспрекословно, даже если эти упражнения считаются самыми полезными.

Виды лечебных игр и их характеристика

Любая лечебная игра подбирается индивидуально в зависимости от заболевания. Для того чтобы в таких играх было легче ориентироваться специалисты разбили их на несколько групп:

  • игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • игры при заболеваниях дыхательной системы;
  • игры при ДЦП;
  • профилактические и восстанавливающие игры;
  • игры, развивающие речь (логопедические игры);
  • игры при различных нарушениях.

Требования к лечебным играм

Применяя игротерапию, следует учитывать следующие моменты:

  • игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка, т.е. они должны быть простыми и доступными для него;
  • игры должны пробуждать в ребёнке интерес и желание быть здоровым;
  • игры должны стимулировать ребёнка к активным действиям;
  • игры должны стимулировать ребёнка к самостоятельным действиям;
  • игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям.

Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Особое значение эти игры имеют для тех, кому скоро в школу. Ведь ребёнку придётся подолгу находиться в сидячей позе. Тут идеальным решением будет использование всевозможных подвижных игр и разминок.

«Котёнок» (2 – 4 года)

Цель. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Описание. Для игры понадобятся 2 верёвки и мячик. Ребёнок может побыть котёнком. Для начала пусть свернётся клубочком и изобразит, как котёнок спит. Затем котёнок просыпается и потягивается. Для этого малышу нужно встать на четвереньки и прогнуть спину вниз, а голову одновременно поднять вверх.

Также котята очень любят гоняться за верёвочкой. Для этого ведущий берёт верёвочку за один конец и тянет, а ребёнок пытается поймать её, передвигаясь на четвереньках вслед за ней.

А ещё кошки любят охоту. На полу раскладывается верёвка. Ребёнок должен пройти по ней на четвереньках аккуратно, не торопясь, чтобы не упасть с «забора». Вдруг охотник видит добычу, спрыгивает с забора и крадётся. На полу из обеих верёвок выкладывается узкая дорожка, по которой малыш должен пройти, передвигаясь на четвереньках. При этом нужно пригнуться к полу и стараться не задевать верёвок.

«Платочек» (4 – 6 лет)

Цель. Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие координации движений и равновесия.

Описание. Для игры понадобятся платочек, палка и коврик. Ребёнок садится на гимнастический коврик, вытянув ноги вперёд и широко их расставив. Сзади упор должен быть на кисти рук. Палка располагается между ног. Справа от неё кладётся платок. Ребёнку необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести через палку к левой ноге, после чего вернуть правую ногу в первоначальное положение. Далее тоже самое нужно проделать левой ногой. Выполнить упражнение несколько раз.

В том случае, если играют несколько детей, можно устроить соревнование: кто перенесёт платочек быстрее, ни разу его не уронив.

Игру также можно усложнить, если через палку переносить обе ноги с платком.

«Выкрутасы» (5 – 7 лет)

Цель. Улучшение подвижности плечевых суставов.

Описание. Для игры нужна будет верёвка. Ребёнок держит в руках ве рёвку, расставив руки по ширине плеч. Затем начинает переступать через верёвку, не выпуская её из рук, заводит за спину, переносит через голову и снова опускает перед собой. Далее из раза в раз расстояние между руками уменьшается и упражнение повторяется.

Для добавления в игру элемента соревнования взрослый может играть вместе с ребёнком или организовать игру с несколькими детьми.

Победителем в игре считается тот, кому с минимальным расстоянием между руками удастся переступить через верёвку.

Кстати, вместо верёвки можно использовать длинное скрученное полотенце.

Игры при заболеваниях дыхательной системы

Правильное дыхание тренирует лёгкие и является достойной профилактикой различных заболеваний дыхательных путей. Закалять организм и формировать правильное дыхание необходимо с раннего детства.

«Цветочек» (2 – 4 года)

Цель. Формирование правильного дыхания.

Описание. Для этой игры нужно опуститься на колени, а руки сложить вдоль тела. Затем около 2-х минут малыш изображает растущий и распускающийся цветок. Сначала поднимает руки вверх через стороны, затем постепенно поднимается на ноги с коленок. В конце ребёнку нужно встать на цыпочки и раскрыть руки, слегка разведя и округлив их, словно цветочную чашечку. Эти движения выполняются очень медленно и прерывисто: лёгкое смещение – пауза, ещё смещение – и снова пауза.

Все движения необходимо совмещать с дыханием: во время них малыш вдыхает небольшое количество воздуха, во время паузы делает выдох, при этом выпуская не весь воздух, а немного оставляя в лёгких. Каждый следующий вдох должен быть чуть больше, нежели выдох. В полной мере лёгкие должны наполниться воздухом только тогда, когда цветочек полностью раскроется (распустится). После этого последнего и самого глубокого вдоха совершается несколько максимальных по объёму выдохов и вдохов. Затем руки опускаются. Можно расслабиться.

«Пузырьки» (3 – 5 лет)

Цель. Тренировка дыхательных мышц, обучение правильному ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних дыхательных путей).

Описание. Для игры понадобятся стакан, наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнку предварительно нужно показать правильное выполнение действий. Для начала надо поставить на стол стакан с водой и опустить в него соломинку. После этого через нос делается глубокий вдох, а потом такой же глубокий выдох, только через соломинку. Чем продолжительнее бульканье, тем лучше.

При участии в игре нескольких детей можно организовать соревнование с призами.

«Лыжник» (5 – 7 лет)

Цель. Тренировка согласованности динамических и дыхательных движений, улучшение дыхания (при заболеваниях нижних дыхательных путей).

Описание. Поведайте малышу, что скоро должны состояться Олимпийские игры и вам предложили участвовать в лыжных гонках. Однако для успешного участия необходимы тренировки. Для начала нужно освоить технику. С этой целью ребёнок, слегка расставив ноги, по команде изображает спуск с горы. При этом, вытягивая руки вперёд, им совершается вдох, а на выдохе руки вытягиваются назад, и делается глубокое приседание. Повторить 5 – 6 раз.

Игры при ДЦП

ДЦП (детский церебральный паралич) – это группа двигательных нарушений, формирующихся при поражении двигательных центров головного мозга и проявляющихся в недостатке или полном отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функционированием мускулатуры.

«Встречи-проводы» (2 – 3 года)

Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Описание. К ребёнку поворачивают открытые ладони обеих рук, и он повторяет:

«Серёжина (имя малыша) ладошка – мамина ладошка».

«Здравствуйте, ладошки!» (обе пары ладошек прижимаются друг к другу).

«И до свидания!» (ладошки расходятся).

«Серёжин пальчик – мамин пальчик».

«Здравствуйте, пальчики!» (кончики пальцев соприкасаются).

«До свидания, пальчики!» (пальцы нужно разъединить и помахать ими).

Существует и более сложный вариант:

«Серёжино колечко – мамино колечко» (соединяются сначала большой и указательный пальцы, затем большой и средний и т.д.).

Следует отметить, что каждый детский пальчик должен уметь двигаться самостоятельно, а не только одновременно с другими пальцами.

«Мяч» (3 – 5 лет)

Цель. Расслабление спастичных (напряжённых) мышц, улучшение координации движений.

Описание. Упражнения выполняются при помощи методиста, встающего сзади ребёнка и удерживающего его на мяче.

  1. Ребёнок стоит на полу на коленях перед мячом, опираясь на него руками. Затем поочерёдно поднимается на каждую ногу, а потом встаёт на обе ноги и катается по мячу вперёд-назад.
  2. Малыш лежит животом на мяче, руками опираясь на пол, и катается на животе вперёд-назад, перебирая руками по полу.
  3. Ребёнок лежит животом на мяче и опирается на ноги, выполняя круговые вращения на мяче, перебирая при этом ногами по полу в одну и в другую сторону.
  4. Малыш сидит на мяче верхом и качается из стороны в сторону с поочерёдной опорой на каждую стопу.
  5. Ребёнок лежит на мяче боком и опирается на пол одной рукой, а затем начинает кататься вперёд-назад, перебирая по полу опорной рукой (с помощью взрослого).
  6. Ребёнок лежит на мяче спиной (взрослый поддерживает его за руки) и при помощи рук выполняет подтягивание корпуса вперёд.
  7. Малыш, стоя перед мячом, катает его с помощью ноги. Стопа при этом должна быть сверху. Спину необходимо держать прямо. Повторить другой ногой.
  8. Ребёнок, сидя на мяче, выполняет повороты туловища в стороны. Спина должна быть прямой.
  9. Малыш, сидя на мяче, выполняет наклоны в стороны, опираясь поочерёдно на каждую стопу.

«Добрая сказка» (5 – 7 лет)

Цель. Развитие воображения, образного мышления, умения работать в команде.

Описание. В игре принимают участие 4 – 5 детей. За основу берётся любая сказка с грустным концом, например «Снегурочка» или «Русалочка» и т.п. Детям предлагается подумать, как эту сказку можно изменить, используя героев из других сказок, так, чтобы она закончилась положительно.

Побеждает команда, наиболее интересно и весело представившая сказку в виде мини-спектакля.

Если вдруг у ребят не получится предложить ни одной сказки, которая бы ещё не принимала участие в игре, можно придумать новые финалы известных детям сказок.

Профилактические и восстанавливающие игры

Игры этой группы улучшают настроение, стабилизируют работу сердечно-сосудистой и нервной систем, укрепляют ослабленные во время болезней мышцы, улучшают обменные процессы и повышают сопротивляемость организма инфекциям.

«Поймай птичку» (2 – 3 года)

Цель. Развитие быстроты реакции.

Описание. Одна ладонь ребёнка кладётся на ладонь взрослого. После этого нужно начать медленное и плавное поглаживание детских пальчиков поочерёдно, приговаривая: «Синичка, синичка». А затем быстро сказать: «Сорока», схватив при этом малыша за пальчик и потрясти его, сопровождая это следующими словами: «Поймал, поймал!». Ребёнок должен успеть убрать руку при произнесении слова «сорока». Если это у него получается, нужно сказать: «Улетела, улетела!», после чего поменять руки.

Можно поменяться ролями в том случае, если малыш будет хорошо справляться с поставленной задачей.

«Полёты на облачке» (3 – 5 лет)

Цель. Улучшение сна и процесса засыпания.

Описание. Эту игру следует проводить вечером перед отходом ребёнка ко сну. Малыш должен лечь в постель. Предложите ему закрыть глаза и представить себя сидящим в небе на белом пушистом облачке, медленно плывущем и уносящем его в страну снов. Пусть малыш ощутит, как его ножки расслабляются и становятся лёгкими-лёгкими, а затем расслабляются ручки и также становятся лёгкими. По всему телу разливается приятное тепло. Веки становятся тяжёлыми. После этого пусть ребёнок вообразит, что сам превращается в белое облако и плывёт по небу вместе с другими облаками, а затем представит, что видит сверху: такие же облака, плывущие рядом, лужок с мягкой зелёной травкой внизу. Пусть он «увидит», как блеснула речка, «услышит», как журчит вода и т.п.

«Угадай, что шумит» (5 – 7 лет)

Цель. Улучшение слуховой функции за счёт отработки различения неречевых звуков.

Описание. Для игры нужны предметы, издаваемые шум (фантик, лист бумаги и т.д.). Играть можно как с одним, так и с несколькими детьми. Водящий (взрослый) должен усадить детей в ряд спиной к себе, чтобы никто из них не увидел, что он делает. Затем, используя подручные предметы или вещи, присутствующие в помещении, он начинает издавать определённые звуки. Задача детей – отгадывать источники звука.

Воспроизводить можно любые более или менее узнаваемы детьми шумы: шорох сминаемой бумаги или перелистываемой страницы, шуршание конфетного фантика, хлопок в ладоши, цоканье языком, гудок детской машинки, щелчки пальцами, звон колокольчика и др. Участник, отгадавший наибольшее количество звуков, побеждает.

Логопедические игры

Посетив консультацию логопеда, можно, основываясь на его рекомендациях, использовать некоторые игры, направленные на решение конкретных проблем с речью ребёнка.

«Зарядка для губ и языка» (3 – 5 лет)

Цель. Развитие моторики речевого аппарата (тренировка артикуляционного аппарата).

Описание. Можно предложить ребёнку сделать весёлую зарядку.

Если вдруг малыш заскучал, можно найти или сочинить интересные стишки к каждому из упражнений.

«Времена года» (4 – 6 лет)

Цель. Развитие связной речи, обучение ребёнка абстрактным понятиям.

Описание. Для этой игры нужны будут картинки с изображениями разных времён года. Необходимо рассказать ребёнку о разных временах года, месяцах и признаках времён года. После этого поговорите с ребёнком о зиме, весне, лете и осени. Спросите у него, какая погода, во что одеты люди, какие признаки наблюдаются в природе.

Можно разучить небольшие стихи, приметы о временах года, использовать загадки.

Вы также можете выбрать любые другие темы для обсуждения и использовать соответствующие картинки или окружающие предметы.

«Где спрятался звук» (6 – 7 лет)

Цель. Обучение дифференциации звука в слогах, словах и предложениях.

Описание. Ребёнку предлагается слово, предложение или небольшой текст, в котором он должен найти определённый звук. Со временем можно усложнить задание – определить слова со схожими звуками «з» и «ж», «с» и «ш», «л» и «р». Например, коза и кожа, Сашка и шашка, ложки и рожки. Объясните ребёнку, как меняется смысл слова, если один звук заменить на другой.

Подобранный вами текст должен быть интересен малышу.

Игры при различных нарушениях

Игры этой группы подбираются в зависимости от определённых нарушений.

«Постирушки» (2 – 3 года)

Цель. Развитие мелкой моторики, внимания и обучение различению цветов (при отставании в психомоторном развитии).

Описание. Для игры нужны пластмассовые ведёрки и разноцветные прищепки. Необходимо разделить прищепки пополам и поместить по такому набору прищепок в каждое ведёрко. Для начала покажите ребёнку прищепки разных цветов и назовите эти цвета. Затем продемонстрируйте, как нужно брать прищепки тремя пальцами и крепить их к краю ведёрка. Далее предложите малышу поиграть в следующую игру: вы называете цвет, а он достаёт соответствующую прищепку и прикрепляет её к краю ведёрка. Если вы видите, что ребёнку трудно, помогите ему. После этого можно попробовать поменяться ролями. Можно также предложить ребёнку крепить прищепки, чередуя цвета.

«Парашютисты» (3 – 5 лет)

Цель. Развитие координации движения, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие равновесия (в случае нарушения качества движений при некоторых хронических заболеваниях).

Описание. Вам понадобятся скамейка и мел. Рядом со скамьёй при помощи мела рисуются три круга: один – рядом, второй – немного дальше, третий – ещё дальше. Игроки должны изобразить парашютистов. Скажите детям, что хороший парашютист умеет приземляться точно в круг. Далее ребята поочерёдно прыгают со скамейки в каждый из кругов. Победителем объявляется тот, кто выполнит задание и приземлится точно в круг, сохранив при этом равновесие.

Продемонстрируйте детям, как прыгать правильно, мягко пружиня на носках.

«Ручеёк-ручей» (4 – 7 лет)

Цель. Развитие ловкости, обучение прыжкам, укрепление различных мышечных групп (при некоторых нарушениях обмена веществ).

Описание. Для игры нужен только мел. Мелом рисуется ручеёк, русло которого постепенно расширяется. Дети поочерёдно прыгают на двух ногах сначала через узкий участок ручейка, а затем продвигаются дальше. Победителем считается тот, кому удалось перепрыгнуть ручей с самой широкой его части, или тот, кто продвинулся вдоль ручья как можно дальше.

Признаки детского утомления и их устранение

Детская усталость может быть вызвана чересчур эмоциональной игрой, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, плохим освещением, шумом и т.п. Кроме того, дети, страдающие определёнными заболеваниями, быстро утомляются и теряют интерес к играм, поэтому очень важно вовремя это заметить. Существуют следующие признаки утомления:

  • ребёнок начинает тереть глаза и зевать;
  • ребёнок начинает отвлекаться;
  • ребёнок капризничает и плачет;
  • ребёнком допускаются ошибки в ходе игры;
  • движения становятся вялыми и замедленными;
  • ребёнок проявляет агрессию к окружающим;
  • наблюдается гиперактивность;
  • неразговорчивость и поиск уединения (индивидуальные особенности).

Следует также учитывать скорость утомления, которая может зависеть от возраста, типа темперамента ребёнка, степени тяжести заболевания, наличия или отсутствия у него опыта общения со сверстниками, а также умения окружающих в нужный момент объяснить, подбодрить и похвалить ребёнка.

Во избежание усталости ребёнка родители должны придерживаться следующих правил:

  • соблюдать режим дня ребёнка;
  • как можно чаще бывать с ним на свежем воздухе;
  • обеспечивать комфортный температурный режим в игровой комнате;
  • как можно чаще разнообразить игры;
  • чередовать активные игры со спокойными;
  • не прерывать неожиданно интересную для ребёнка игру;
  • уважать потребность ребёнка в движении, общении, познании нового и помогать ему в этом.

Шмакова Нелли Витальевна
Воспитатель IKK МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 60", г.Северск, Томской области

Цель:
Формировать у детей понятие, что такое здоровье человека и здоровый образ жизни.

Задачи:
1. Уточнять и расширять представления о понятии «здоровый человек».
2. Развивать умение понимать схематическое изображение человека, его движений, точно выполнять заданные упражнения.
3. Дать знания о здоровье через народную мудрость в пословицах.
4. Закрепить знания детей о пользе витаминов, их значении, взаимосвязи питания и здоровья.
5. Закреплять умение составлять из части целое.
6. Формировать у детей навыки личной гигиены.
7. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Материал и оборудование:
Сундучок, кроссворд, загадки, перечень вопросов к словесной игре на картинках, схемы к малоподвижной игре «Человечки», яблочко-пазл с пословицами, мешочек в продуктами, карточки с витаминами и стихами, зеркало, вырезанные из листа «зеркала», фломастеры, карандаши, музыка.

Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг. Посмотрите на атрибуты, которые я сегодня приготовила.
Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше мероприятие? (ответы детей)
Воспитатель: У нас сегодня в группе появился сундучок!

На нём написано:
«Чудесный сундучок мудрых вещей для старших ребят!»

Посмотрим! Да тут столько интересных предметов! Для чего они нам?

Воспитатель достаёт из сундучка пожелание.

Воспитатель: Ребята нам предлагают сделать зарядку!
Пожелание из сундучка:
Веселые движения
Полезные движения
Кто ими занимается,
Достоин уважения
Кто ими занимается,
Здоровья набирается
А, кто не занимается-
С болезнями намается.
Ребёнок достаёт из сундучка кроссворд.

Воспитатель: Вы знаете, что такое кроссворд? (Это задачи – думалки).
Нужно подобрать слова по заданным условиям. А условия здесь загадки! Слушаем внимательно и отгадываем слова в клеточках.

1.Я увидел свой портрет.
Отошел - портрета нет.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит, -
А любому правду скажет -
Всё как есть ему, покажет.
(зеркало)

2. Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
(душ)

3.Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится!
(мыло)

4. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей.
(Расческа)

5. Резинка – Акулинка
Пошла гулять по спинке.
А пока она гуляла,
Спинка розовая стала.
(мочалка)

6. Я не море и не речка,
Я не озеро, не пруд,
Но как утро или вечер –
Люди все ко мне бегут.
(ванна)

7. Серебряная труба,
Из трубы – вода,
Вода бежит и льётся
В белизну колодца,
На трубе – два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй – в голубом,
Оба друга-брата
Заведуют водой.
(умывальник)

8.Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(зубная щетка)

Воспитатель:
Подведём итог, прочитаем слово в красной полоске, по вертикале!
Это слово - «здоровье».
И кроссворд рассказал нам, о чём хотят рассказать в сундучке предметы (о здоровье), чему научить (быть здоровым)!

Ребёнок достаёт из сундучка книгу.

Воспитатель:
Что же это за книга странная, картинки есть, а текст не весь!

Словесная игра «Я начну, а ты продолжи!»
(В кругу с передачей мяча)

1. Здоровый человек – это…
2. Мое здоровье…
3. Иногда я болею, потому что…
4. Когда я болею, мне помогают…
5. Когда у человека что – то болит, то он…
6.Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется…

Ребёнок достаёт из сундучка схемы человечков для подвижной игры.

Воспитатель:
Под музыку вы двигаетесь, как хотите. Когда музыка закончится, вы принимаете позу удивительного человечка.

Малоподвижная игра «Человечки» (схемы)
(Показ детьми движений по изображениям на карточках).

Пожелание из сундучка:
Чтобы вам не болеть
И не простужаться,
Вы зарядкой всегда
Должны заниматься.

Ребёнок достаёт из сундучка яблоко-пазл.

Воспитатель:
Это волшебное яблочко для здоровья. Кто его части соберёт, все его мудрости поймёт, тот здоровье обретёт.

Развивающая игра: «Яблочко-пазл для здоровья!»
(Нужно собрать из кусочков яблочко, пояснив пословицы).

«Здоровье не купить». (Здоровье дано нам природой, если человек теряет его, то вернуть его будет очень трудно, придется много лечиться).

«Болезнь человека не красит». (Больной человек всегда плохо выглядит, становится раздражительным, капризным).

«Здоров будешь - все добудешь». (Здоровый человек всего добьётся, со всеми делами справится).
Пожелание от сундучка:
«Вот и яблочко спелое для здоровья советами полезное. Советы соблюдайте, здоровье сохраняйте!»

Воспитатель: Давайте эти пословицы положим в нашу копилку знаний и будем ими пользоваться всегда.

Ребёнок достаёт из сундучка карточки с витаминами к продуктам.

Воспитатель:
А ещё что полезно для здоровья человеку? (Кушать)
Отгадай, назови и расскажи. (Выставляем карточки с витаминами к продуктам)

Игра «Витаминный мешочек»
(В мешок кладут фрукты, овощи. Ребёнок определяет на ощупь предмет, называет, достаёт его и вместе с воспитателем рассказывает о витаминах в этом фрукте или овоще).

На мешочке:
Чтобы быть всегда здоровым
Надо многое узнать
И как правильно питаться
Витамины получать!
Бананы, зерна злаков, печень
Тебе советуют все есть.
И в хлебе грубого помола
Есть ценный витамин …(В6)

Все виды масел так полезны,
И я советую тебе:
Употребляй почаще в пищу
Продукты с витамином…(Е)

Рыба, яйца, мясо свинки
Содержат очень много…(цинка)

Петрушка с щавелем полезны-
Известно вам, как дважды два.
В рябине, луке, облепихе
Есть витамины группы…(А)

В черной смородине,
шиповнике, лимоне -
Полно…(С) витамина,
Полезен он, ребята всем,
От ОРЗ и ГРИППА!

Если хочешь быть здоровым
И в кровати не валяться -
Ешь говядину и творог:
Они содержат…(В12)

Пожелание от сундучка:
Пожелаю Вам ребята
Пить лишь соки и нектары,
Есть арбузы и бананы,
Яблоки, изюм и киви,
Манго сладкое и дыни.
Не болейте, улыбайтесь!
Быть здоровыми старайтесь!

Ребёнок достаёт из сундучка цветок-ромашку.

Малоподвижная игра «Покажи, что говорю»
(На лепестках ромашки написаны словесные сигналы.
Выполнение детьми движений по словесному сигналу, соблюдая правила).

Нужно трудиться
Мало двигаться
Соблюдать чистоту
Закаляться
Лениться
Делать зарядку
Есть много сладкого
Радоваться жизни
Улыбаться
Болеть
Заниматься физкультурой
Грустить
Много гулять
Слушаться родителей
Редко умываться
Одеваться тепло
Дружить
Ребёнок достаёт из сундучка зеркало.

Воспитатель:
А зачем здесь зеркало и как оно может помочь здоровью?

Игра «Зеркало души»
(Изобразить черты лица с улыбкой. Посмотреться в «зеркало» и «увидеть в нём своё отражение»).
На зеркале:
Ты не грусти, а улыбайся,
Смотри на вещи веселей,
И от меня ты не скрывайся,
Со мной ведь и смешней, и здоровей…

Воспитатель:
И правда, когда улыбаешься, настроение улучшается, а раз становиться ладно, то и здоровью славно. Улыбнитесь друг другу.

Пожелание от сундучка:
Улыбайся каждый день – чтоб не зря был прожит день.

Во время работы звучит песня «Улыбка».

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется!
Будьте здоровы и не забывайте дарить хорошее настроение своим друзьям, родным и близким!!!

Наше подрастающее поколение очень мало заботится о своем здоровье. Вроде, мы — родители, и речи с ними ведем правильные, и напоминаем постоянно, а толку чуть…

Понятно, конечно, что у детей в приоритете другие интересы. Мультики посмотреть, в игрушки на компьютере поиграть, поскакать, да полазить… Впрочем, последнее, совсем и не плохо для поддержания физической формы, лишь бы они, детки наши, хоть немного о безопасности своих игр задумывались. Чтобы не пришлось потом и растяжения.

Ну, нравоучения мало помогают, это мы уже определились, поэтому будем действовать через то, что они любят.

Правильно, мультики и компьютерные игры.

Но мультики, не абы о чем, а о , безопасности .

Полезные, вообщем, развлекалочки.

Уроки осторожности Тетушки Совы (Микробы)

Уроки осторожности Тетушки Совы (Лекарства)

Компьютерные игры о здоровье

Есть еще компьютерные игры о здоровье , но они как-то жиденько представлены, да и года достаточно древние для компьютера

1. игра из серии Букашка — и (2001)

2. Страна знаний часть 5 » Митя простудился » (2010)

3. Дракоша и занимательная биология (2000)

4. Путешествуем по телу (2006)

Из всех мне лично больше всего понравилась первая — Пятачок сдает экзамен по анатоми и, хотя технические характеристики уже очень и очень не современные.

А так, если кратко, — в игре Поросенок провалил экзамен и ему надо сдавать переэкзаменовку. Он путешествует, встревает в различные ситуации и отвечает на вопросы по анатомии человека.

Людмила Кирюхова
«Азбука здоровья» - игра для детей с викториной и творческими заданиями

Цель : Актуализация и расширение знаний школьников о путях сохранения своего здоровья , воспитание осознанной потребности к здоровому образу жизни .

Расширение знаний о значении полноценного питания для формирования детского организма, развитие творческих способностей , корригировать искаженное представление о жизни, обществе, природе, работать над укреплением памяти и преодолением ее дефектов через охранительный режим.

Формирование чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья .

Ход мероприятия

I. Вступительное слово.

Приветствую всех, кто время нашел.

На праздник здоровья охотно пришел .

Кто хочет прожить без врачей и таблеток.

Кто бодрый, веселый - их любим за это!

Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам "здравствуйте", а это значит, что я всем вам желаю здоровья ! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья ? Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. К сожалению, мы вспоминаем о здоровье тогда , когда его теряем. Сегодня у нас необычная встреча.

Сегодня вы будете не просто зрителями , вы будете исследователями и в самом конце встречи мы вместе выведем формулу здоровья , а команде необходима четкость, слаженность. Для начала необходимо выбрать капитанов и придумать название команды.

II. Представление команд.

Ведущий : Ребята! Сегодня вы сможете всем показать, как хорошо вы знаете свой организм и доказать, что действительно заботитесь о здоровье . Вы готовы начать игру?

III. Конкурс Разминка. Игра «Да и Нет»

Каша – вкусная еда

Это нам полезно? (Да)

Лук зеленый иногда

Нам полезен дети? (Да)

В луже грязная вода

Нам полезна иногда? (Нет)

Щи – отличная еда

Это нам полезно? (Да)

Мухоморный суп всегда –

Это нам полезно? (Нет)

Фрукты – просто красота!

Это нам полезно? (Да)

Грязных ягод иногда

Съесть полезно, детки? (Нет)

Овощей растет гряда.

Овощи полезны? (Да)

Сок, компотик иногда

Нам полезны, дети? (Да)

Съесть мешок большой конфет

Это вредно, дети? (Да)

Лишь полезная еда

На столе у нас всегда!

А раз полезная еда –

Будем мы здоровы ? (Да)

IV.Конкурс. «Отгадай загадку.»

Отгадайте загадку, о каких органах или частях тела идет речь? (Командам по очереди загадываются загадки. Если никто из команды не отгадал, то очередь переходит к следующей команде.)

1. Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят. (Глаза.)

2. Всегда он в работе, когда говорим.

А отдыхаем, когда мы молчим. (Язык.)

3. Между двух светил

Я в середине один. (Нос.)

4. Один говорит,

Двое глядят,

Двое слушают. (Язык, глаза,уши.)

5. Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб– всю добычу мою-

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы.)

6. Что за обедом всего нужнее?

(Рот)

7. День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

(Сердце)

8. Ношу их много лет,

А счету им не знаю.

(Волосы)

9. Двое идут,

Двое несут,

Третий говорит. (Ноги, руки, рот.)

10. Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле

(Ушки)

V. Конкурс. Викторина "Верю - не верю"

Согласны ли вы, что :

1. Зарядка - источник бодрости? (да)

2. Жвачка сохраняет зубы? (нет.)

3. Молоко полезнее йогурта? (нет.)

4. Ходить босиком полезно для укрепления стопы? (да.)

5. Кактусы снимают излучение от компьютера? (нет.)

6. Бананы поднимают настроение? (да.)

7. Морковь замедляет процесс старения организма? (да.)

8. Недостаток солнца вызывает депрессию? (да.)

9. Летом можно запастись витаминами на целый год? (нет.)

10. Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (да.)

11. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (да.)

12. Детям достаточно спать ночью 8 часов? (нет.)

13. В организме человека под воздействием солнечных лучей вырабатывается витамин (да.)

VI. Конкурс Всезнайка.

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принес чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна

И взошли семена.

Садовод любовался на всходы,

Утром их поливал,

На ночь их укрывал

И берёг от прохладной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали :

Никогда и нигде

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огорбузы росли

Помидыни росли,

Редисвекла, челук, и репуста.

Назовите правильно, что выросло на грядках. (Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста) .

VII. Конкурс капитанов. «Отвечай быстро»

Ведущий : – Ребята, кто самый смелый и самый сообразительный в ваших командах? Кто отвечает за всех вас? Конечно, это ваши капитаны. А теперь пришла пора сразиться и им.

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

VIII. Конкурс «Заморочки из бочки»

1. В какой стороне тела находится сердце?

2. Если вам необходимо позвонить в милицию, какой номер вы наберете?

3. Если человек сильно болен, что он принимает?

4. Какой орган тела принимает звуковые сигналы?

5. 5. Что нужно сделать после приема пищи?

6. Какого цвета кровь?

7. Можно ли дразнить на улице собак? Почему?

8. Вы пришли в лес. Как надо себя вести? Что нельзя делать в лесу?

9. По какому номеру телефона мы звоним в «скорую помощь» ?

10. У человека много друзей, но главные : солнце, воздух и?

IX. Конкурс “КРОССВОРД”

Ведущий : А теперь, ребята, вам предстоит продемонстрировать свои знания. Попробуйте разгадать кроссворд.

Каждой команде раздается на листах кроссворд.

По горизонтали

2. Приспособление для катания по снегу

4. От рождения до смерти

6. Передвижение по поверхности воды

7. Сочный съедобный плод деревьев

9. На каком уроке нужно быть в форме

10. Главное достоинство рук фокусника

11. «с» в лимоне

13. Занятие с целью совершенствования каких-либо навыков, умений.

15. То, чем все дышат

16. Течет из крана

По вертикали

1. Иньекция против заразной болезни

3. Обувь фигуристки

5. Обливание ледяной водой

7. Спортивная командная игра с мячом на специальной площадке, в процессе которой игроки каждой из двух команд ударами ног стремятся забить мяч в ворота противника

8. Наука об окружающей среде

12. Утренняя настройка тела

14. То, что дает нам корова

X. Артистический конкурс.

Каждая команда должна инсценировать сказку "Курочка Ряба", если она :

1. комедия

2. мелодрама

3. фильм ужасов

У какой команды это интереснее получится, та и победила

XI. Конкурс.. "ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ "

Ведущий : И завершим наш КВН мы самым интересным, но и самым сложным конкурсом – конкурсом эрудиции. Сосредоточиться, подумать, не торопиться – вот что вам необходимо сейчас расшифровать каждую букву слова "Здоровье ".

ЗДОРОВЬЕ - это .

Закаливание, зарядка

Движение, деятельность, доброта, дружба

Опрятность, организованность

Развитие, разнообразное, рациональное питание

Витамины

Ь (свой вариант)

Естественность

XII. Итог игры.

Ведущий : Все, ребята, молодцы! Показали, что, действительно, знаете свой организм и знаете, как сохранить его здоровым ! Желаю вам всем быть здоровыми !

Я желаю вам, ребята,

Быть здоровыми всегда ,

Но добиться результата

Невозможно без труда.

Мы открыли вам секреты

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить

А теперь подведем итоги и посмотрим, кто у нас победитель!

(Подсчитываются баллы. Объявляются победители.)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №249

Проект «Азбука здоровья»

Образовательная область: физическое развитие

Тип проекта: информационно-познавательный.

По характеру: открытый, фронтальный.

По продолжительности: среднесрочный.

воспитатель

Волгоград-2017

1. Паспорт проекта ……………………………………………………3

2. Актуальность ……….………………………………………………4

3. Цели и задачи………………………………………………………..6

4. Механизм реализации проекта……………………………………7

5. Сроки и этапы реализации………………………………………….8

6. Перспективный план реализации проекта………………………...9

7. Предполагаемый результат……………………………………….14

8. Список литературы……………………………………………… 15

Проект « Азбука здоровья »

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!" - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н. М. Амосову.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Паспорт проекта

Наименование проекта

Азбука здоровья

Основные разработчики проекта

Цель и задачи проекта

Цель : Организация условий по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду.

Задачи :

 Разработать нестандартное физкультурное оборудование.

 Снизить процент детской заболеваемости, повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, приобщить ребенка к здоровому образу жизни.

 Создать цикл занятий «Азбука здоровья»

Сроки и этапы реализации проекта

Подготовительный этап - (сентябрь)

Основной этап - (октябрь - ноябрь)

Обобщающий этап - (декабрь).

Перечень основных мероприятий

1 этап - изучение литературы по физическому воспитанию дошкольников, программ по здоровьесбережению, опыт работы детских садов из разных городов России. Проведение анкетирования родителей с целью выявления потребности в оздоровлении детей.

2 этап - Запуск и апробация различных форм работы по здоровьесбережению с детьми и родителями.

3 этап - Подведение итогов реализации проекта, опрос удовлетворенности родителей и педагогов, итоги мониторинга.

4 этап - Использование наработанного материала в образовательном процессе.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, дети, родители

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

    Разработан цикл занятий по теме: «Азбука здоровья».

    Составлено перспективное планирование по здоровьесбережению.

    Создание цикла консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.

    Улучшение показателей здоровья воспитанников.

    Улучшение материально-технической базы нестандартным физкультурным оборудованием.

    Создание книги «Азбука здоровья»

Участники проекта

Дети, семьи воспитанников, сотрудники

Актуальность проекта :

После обследования детей старших групп у многих выявлен низкий уровень физического развития и физической подготовленности.

Уровень физического развития

Начало учебного года

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Проведенное анкетирование среди родителей по теме «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье» позволило сделать вывод, что 3% родителей занимаются оздоровлением своих детей, соответственно 97% не занимаются.

Все выше перечисленное показывает актуальность проблемы укрепления здоровья детей.

Проблема : организация оздоровительных моментов дома.

Цель : Создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей и родителей.

Задачи проекта :

1. Создать здоровосберегающую среду для реализации проекта;

2. Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни;

3. Развивать у детей умение находить нужную информацию и объединять полученные сведения для решения данной проблемы;

4. Поощрять творческую инициативу детей и родителей в продуктивной деятельности;

5. Повышать педагогическую и валеологическую культуру родителей.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 4 месяца:

с «сентября» по «декабрь»

Подготовительно-проектировочный этап

Выявления потребности в оздоровлении детей.

Сентябрь

Практический этап

Выявление перспективных форм работы по здоровьезбережению с детьми и родителями.

Октябрь - ноябрь

Обобщающе - результативный этап

Мониторинг результатов и подведение итогов

Презентация проекта

Книга «Азбука здоровья»

План мероприятий

Тема мероприятия

Форма проведения

Физическое развитие

«Мама, папа, я – спортивная семья»,

«Узнай о себе»

НОД. Работа с родителями.

Подвижные игры.

Социально-коммуникативное развитие

Встреча с интересными людьми (педиатр),

«Гигиена - залог здоровья!»

Совместная деятельность в режимных моментах.

Речевое развитие

«Что такое здоровье?»

«Аптека»,

Дидактическая игра.

НОД. Сюжетно-ролевая игра.

Художественно-эстетическое развитие

«О спорте»,

«Я бы в доктора пошел, пусть меня научат!»

Перспективный план реализации проекта Азбука здоровья

Сентябрь

Вид деятельности

по познавательному

развитию

“Что такое здоровье?”

Систематизировать знания детей о составляющих понятия “здоровье”

Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.

Познавательная беседа

“Режим дня”

Объяснить детям понятие “Режим”

Воспитывать необходимость соблюдения режима дня

Встреча с интересными людьми. (педиатр)

“Гигиена - залог здоровья!”

Формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей.

Воспитывать навыки гигиены.

Спортивное развлечение

“Мама, папа, я – спортивная семья”

Пропаганда активного, здорового семейного отдыха.

Создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между Родителями и педагогами в воспитании детей.

по познавательному развитию

“Как устроено тело человека”

Познакомить детей со значением скелета и внутренних органов для жизнедеятельности человека.

Воспитывать осознанное отношение к физическим упражнениям.

Познавательная беседа.

“Одежда и здоровье”

Познакомить с понятием температуры тела человека и опасностями переохлаждения и перегрева.

Воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по погоде.

Встреча с интересными людьми, (учитель физической культуры школы)

“Здоровье - главная ценность человеческой жизни”.

Познакомить с формами организации физической активности и их значение для здоровья человека

Воспитание потребности в занятиях физической культуры.

Физическое развитие

«Узнай о себе»

Дать детям информацию об отдельных частях тела и их функциях. Воспитывать любовь и осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые наиболее полезны.

“Твоё питание - твоё здоровье”

Дать детям знания о полезных и не очень полезных продуктах.

Формировать представление о том, что для роста и здоровья необходимо правильно питаться.

Воспитывать ответственность за своё здоровье

Экскурсия на кухню детского сада.

“И вкусно, и полезно!”

Закреплять представление детей о значимости сбалансированного питания.

Воспитывать осознанное отношение к результатам труда других людей.

Выставка рисунков

«О спорте»

Закреплять знания детей о разных видах спорта.

Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок.

Совместная деятельность.

Чтение художественной литературы К.Чуковский «Мойдодыр»

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Консультация родителям

«Физоборудование своими руками»

Познакомить родителей с многообразием нестандартного физкультурного оборудования.

НОД по познавательному развитию

“Живительные силы”

Рассказать детям о значимости и важности воды для организма.

Воспитывать необходимость соблюдения санитарных норм при употреблении воды в пищу.

Экспериментальная деятельность

“Превращения воды”

Расширять знания детей о различных состояниях воды.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты.

Совместная деятельность.

Заучивание пословиц, поговорок о здоровье

Развитие речи, памяти

Воспитание культуры речи.

Консультация для родителей

Народная мудрость гласит…»

Познакомить родителей с нетрадиционными методами лечения простудных заболеваний.

Подведение итогов реализации проекта, опрос удовлетворенности родителей и педагогов, результаты мониторинга. Использование наработанного материала в образовательном процессе.

Предполагаемый результат проекта :

     Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

     Разработан цикл занятий



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: