Как входить в транс и для чего это нужно. П

Да можно конечно, вот вам, как пример, отрывок из книги "Вы, конечно шутите, мистер Фейнман!" - автобиографии одного замечательного физика, нобелевского лауреата (осторожно, много букв)

"После написания сочинения мое любопытство никуда не исчезло, и я продолжал наблюдать за тем, как я засыпаю. Однажды ночью, когда мне снился сон, я осознал, что наблюдаю за собой во сне. Я уже забрался в сам сон!

В первой части сна я вижу себя на крыше поезда, который приближается к тоннелю. Я пугаюсь, прижимаюсь к крыше поезда, и он въезжает в тоннель - ввуух! Я говорю себе: "Значит так: может появиться чувство страха, а также можно услышать, как изменяется звук, когда въезжаешь в тоннель".

Я также заметил, что могу видеть цвета. Некоторые люди говорили, что сны всегда черно-белые, но, нет, мне снились цветные сны.

К этому времени я уже оказался в одном из вагонов поезда и мог ощущать его покачивание. Я говорю себе: "Значит, во сне можно получить и кинестетические ощущения". Я дохожу с некоторым усилием до конца вагона и вижу большое окно, как витрина в магазине. За этой витриной стоят - не манекены, а три живые девушки в купальниках, и очень симпатичные!

Я перехожу в следующий вагон, цепляясь за поручни у себя над головой, и говорю себе: "Хм! Было бы интересно возбудиться - сексуально - пойду-ка я назад в первый вагон". Я обнаруживаю, что могу повернуться и пойти обратно по поезду, значит, я могу контролировать направление своего сна. Я возвращаюсь в вагон с особым окном и вижу трех стариков, которые играют на скрипках, - но они тут же снова превращаются в девушек! Так что я могу изменять направление своего сна, хотя и не совершенным образом.

Итак, я начинаю возбуждаться, как сексуально, так и интеллектуально, произнося что-то вроде: "Ух ты! Работает!" и просыпаюсь.

Я сделал еще несколько наблюдений во время сна. Помимо того, что я всегда спрашивал себя: "Действительно ли я вижу цветные сны?", меня всегда интересовало: "Насколько точно можно что-то увидеть во сне?"

В следующий раз мне снился сон: в высокой траве лежала рыжеволосая девушка. Я попытался посмотреть, смогу ли я увидеть каждый волосок! Вы знаете, что в том месте, где отражается солнце, создается небольшая цветовая область - дифракционный эффект, я смог увидеть это! Я мог увидеть каждый волосок настолько отчетливо, насколько хочется: совершенное зрение!

В другой раз мне приснился сон, в котором канцелярская кнопка застряла в дверной коробке. Я вижу кнопку, провожу пальцами по дверной коробке и чувствую эту кнопку. Я делаю вывод, что, судя по всему, "отдел зрения" и "отдел чувств" головного мозга как-то связаны между собой. Тогда я говорю себе: "А может ли быть так, что они не должны быть связаны?" Я снова смотрю на дверную коробку: кнопки там нет. Я провожу по ней пальцем и чувствую кнопку!

В другой раз я сплю и слышу "тук-тук; тук-тук". В моем сне происходило что-то, к чему можно было отнести этот стук, но соответствие не было идеальным - он казался несколько чужим. Я подумал: "Стопроцентная гарантия, что этот стук доносится извне, и я сам придумал эту часть сна, чтобы она соответствовала этому стуку. Мне нужно проснуться, чтобы узнать, что же, черт побери, происходит".

Стук продолжается, я просыпаюсь и... Мертвая тишина. Ничего не было. Так что звук никак не был связан с внешним миром.

Другие рассказывали мне, что они включали шум, доносящийся извне, в свои сны, но, когда со мной произошло нечто подобное и я внимательно "наблюдал снизу" и был уверен, что шум исходит извне, все оказалось наоборот.

В то время, когда я проводил во сне наблюдения, процесс пробуждения вызывал во мне некий страх. Когда начинаешь просыпаться, бывает мгновение, когда чувствуешь себя неподвижным, словно привязанным к кровати или обмотанным множеством слоев ватина. Это сложно объяснить, но в какой-то момент чувствуешь, что не можешь выбраться, и уже не уверен, сможешь ли ты вообще проснуться. Так что мне приходилось говорить самому себе после того, как я проснулся, - что это просто смешно. Я не знаю ни одной болезни, при которой человек совершенно естественно засыпает, а потом не может проснуться. Проснуться можно всегда. Растолковав это себе бессчетное количество раз, я мало-помалу перестал бояться и даже находил процесс пробуждения довольно захватывающим - вроде американских горок: проходит какое-то время, ты перестаешь бояться, и мало-помалу они начинают тебе нравиться.

Вам, наверное, интересно будет узнать, как прекратился этот процесс наблюдения за своими снами (он действительно большей частью прекратился; с тех пор это происходило со мной лишь несколько раз). Однажды ночью я сплю, как обычно наблюдая за собой, и вижу, что на стене прямо передо мной висит вымпел. В двадцать пятый раз я отвечаю: "Да, я вижу цветные сны", а потом понимаю, что сплю, прижавшись затылком к латунному стержню. Я трогаю затылок рукой и чувствую, что он мягкий. Я думаю: "А! Так вот почему я могу делать все эти наблюдения во время сна: латунный стержень возбуждает зрительную кору моего мозга. Мне достаточно просто лечь спать, положив голову на латунный стержень, и я смогу проводить эти наблюдения, когда захочу. Думаю, что на этом можно перестать наблюдать и погрузиться в более глубокий сон". Когда я проснулся, оказалось, что никакого латунного стержня нет, да и затылок у меня твердый. Видимо я устал от этих наблюдений, и мой мозг выдумал ложные причины того, почему мне больше не стоит этим заниматься."

П.А. Стариков

Важнейший ресурс в нужный момент. Как научиться входить в состояние вдохновения с помощью воображения

Вступление

Вашему вниманию предлагается первая книга из серии «Ресурсы вдохновения и воображения». В этой книге отобраны наиболее важные практические знания и эффективные техники, шаг за шагом обучающие читателя настраивать себя на состояние вдохновения. Особое внимание уделяется тому, что именно состояние вдохновения – важнейший ресурс, универсальный ключ к развитию человека, раскрывает все другие его способности.

В современной культуре, и тем более в массовом сознании, этому ценному состоянию уделяется недостаточное внимание. Само представление о состоянии вдохновения достаточно искажено: у большинства людей нет понимания того, что даёт это состояние человеку, нет организованных знаний, как настраивать себя на вдохновение, управлять его ресурсами.

Чтение книги даст вам сведения о terra incognita ВДОХНОВЕНИЯ, которая стараниями современных учёных становится всё более понятной. Но не только это.

Цель этой книги не только познакомить читателя с современными исследованиями в области вдохновения, но и научить создавать для себя особую психологическую атмосферу, спонтанно пробуждающую это состояние.

Дело в том, что слова, образы, связанные с состояниями вдохновения, резонируют с вашим накопленным опытом, активизируют память успешных, ресурсных состояний. Этот жизненно необходимый опыт часто бывает где-то далеко от насущной жизни человека, «засыпан песками времени». И вот само чтение книги, участие в специально разработанных нами ключевых путешествиях в миры воображения, очищает и интегрирует опыт состояний вдохновения, позволяет ему проявить себя в вашей жизни, даря многие полезные и желаемые блага: успешность, уверенность, здоровье, удовольствие и так далее.

Сравнительно недавно были открыты так называемые зеркальные нейроны. Оказывается, что у человека в момент наблюдения за другими людьми становятся активны те же самые нервные клетки, те же самые области мозга, как если бы сам человек делал то, что он видит вовне, наблюдая. Поэтому важно наблюдать за тем, как действуют успешные люди, мастера своего дела, поскольку именно так можно и нужно учиться. Одним из первых учёных, кто экспериментально подтвердил эту возможность, был американский социальный психолог Альфред Бандура. Он показал, что демонстрируя детям варианты агрессивного поведения, их можно научить быть агрессивными, а демонстрируя варианты поведения, ведущие к успеху, соответственно, успешными. Например, дети-аутсайдеры после просмотра серии специально снятых видеороликов кардинально к лучшему меняли свое поведение. Им показывали как ведут себя дети, которые научились завладевать всеобщим вниманием, так называемых, звёзд маленьких детских сообществ.

Сегодня всё больше становятся известны и правила, так называемой, нейроречи, когда описание словами определённых действий человека активирует вполне определённые нервные клетки и области мозга, и посредством этого скрыто обучает, настраивает.

Не меньший интерес у современных исследователей вызывает передача опыта, настройка состояний через символы и образы коллективного бессознательного.

В тоже время, прежде чем настраивать человеческий мозг, подсознание на успешные, продуктивные состояния необходимо выявить и распознать структуру этих состояний. В представляемой вашему вниманию книге обучение успешным, продуктивным состояниям сознания выполняется на основе выделения структурных компонентов, присущих состоянию вдохновения.

Более точное понимание структуры состояния вдохновения стало возможным благодаря систематизации современных научных концепций и проведения специальных исследований с использованием методов многомерного статистического анализа. В течение более пятнадцати лет соответствующие инструменты, подходы отрабатывались автором при проведении и анализе результатов массовых опросов, чтении лекций, проведении семинаров и мастер-классов в одном из ведущих вузов Сибири.

Концепции, результаты исследований, положенные в основу этой книги, были представлены на международных первенствах по научной аналитике, где заняли первые и призовые места в областях философии, психологии, педагогики, социологии и культурологии, а её автор в числе первых в 2015 году получил звание академика Международной Академии Наук и Высшего Образования (Лондон, Великобритания).

Вышедшая в марте 2016 года книга автора «Как обрести вдохновение и использовать его ресурсы: на пути к образовательным, социальным, креативным технологиям будущего», уже снискала интерес у широкой публики, стихийно разошлась по сотням сайтов, с десятками тысяч скачиваний, получив оценку качества книги – отлично.

Но сейчас речь идёт не о первой книге, которая, несмотря на старания автора, вышла чересчур научной и местами рассчитана на подготовленного читателя. Мы будет говорить о новой книге, действительно адресованной широкой аудитории, направленной на решение практических задач: передать, пробудить и развить состояние вдохновения. Самое главное – создать такую атмосферу, в которую было бы приятно погружаться; настроиться на успешность, так, чтобы читатель, слушатель и дальше осваивал разные методы улучшения своей жизни и делал это легко.

К вдохновению можно идти разными путями. Чрезвычайно интересны исследования техник работы с психологической атмосферой, начатые режиссёром Михаилом Александровичем Чеховым, автором одной из наиболее эффективных систем обучения актёрскому мастерству. Михаил Чехов – самобытный режиссёр, блестящий преподаватель и актёр, яркий представитель русской культуры Серебряного века. Именно ему Голливуд обязан целой плеядой своих звёзд. Из 300 номинантов премии Американской киноакадемии «Оскар» 165 актеров были учениками Чехова и его школы. Часто в адрес Чехова звучали слова «непостижимо», «чудо». Сергей Эйзенштейн говорил, что отдал бы многое, лишь бы проникнуть в его тайну. Основой системы актёрского мастерства Чехова стало развитие таких способностей, когда простым усилием воли человек приводил себя в состояние творческого вдохновения.

Особое значение в системе Чехова придавалось умению чувствовать и создавать психологическую атмосферу, окружающую людей, сцену. Чувство атмосферы позволяет актёру слиться с её «полем»; можно сказать, раствориться или сонастроиться с ней, войти в состояние резонанса.

В предлагаемой вашему вниманию аудиокниге для создания атмосферы вдохновения синтезируются символические, смысловые, образные средства, звук, цвет, слово и воображение на основе современных знаний о структурных компонентах этого состояния.

В чём-то вдохновение подобно цветку, за которым нужно ухаживать. И ухаживать правильно, создавая необходимые условия. Эта древняя практика обучения – настройке через наставления, притчи, символы всегда использовалась в самых разных духовных традициях. Чем больше вы видите, слышите, думаете, знаете об этих состояниях, тем чаще они случаются в жизни. И тогда всё получается как бы само собой, легко, лучше, чем обычно. Это то, что называют состоянием вдохновения. Состоянием, когда всё идёт как бы само по себе. Каждый человек, если он хоть раз его испытал, будет вновь стремиться испытать его.

В то же время это состояние, будучи пробуждённым само становится учителем.

И здесь состояние вдохновения лучше сравнить с камертоном, по которому настраивается душа человека, весь его целостный организм.

Древнегреческий философ Эпикур как-то сказал: «Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала лёгким, а тяжёлое ненужным».

Почему же так мало вдохновения в нашей жизни, если оно само сродни лёгкости, гармонии, свободе? Прежде всего, причина скрывается в том, что значительная часть социального порядка, в котором мы вынуждены жить, построена на скрытом насилии, столь привычном для нас, что оно стало почти незаметным. Многие психологические техники совершенствования также содержат в себе элементы этого насилия, тяжести критики и жёсткого контроля. Отсюда их неэффективность, хотя вроде бы они и несут очевидную пользу.

Действительно в этом будничном порядке мало обращаются к человеческим эмоциям, самовыражению, творческому вдохновению, словно целостный организм человека пытаются превратить в послушного робота, который должен лишь точно исполнять команды. Соответственно и вдохновению в человеческой цивилизации не отведено почётное, царское место, забыто его ключевое значение.

Отвечая на этот вопрос, следует указать и на другие моменты: и на социальные законы развития общества, поскольку его устройство далеко от идеального, и на техногенную культуру, превращающую людей в вещи, в средства, в придатки машин; в том числе и машин власти. Но мы не будем пытаться распутывать по отдельным нитям завязавшийся тугой узел обстоятельств. Причём завязавшийся настолько, что естественная лёгкость вдохновения стала казаться тяжёлой, недостижимой и, в конечном итоге, вообще ненужной, бесполезной вещью.

Для того, чтобы стать успешным дейтрейдером, нужно выбрать хорошую стратегию торговли. Но этого не всегда оказывается достаточно для того, чтобы дальнейшая работа шла гладко. Трейдеры могут испытывать трудности в торговле из-за того, что позволяют своим эмоциям удерживать себя от нажатия на кнопку торговой платформы. Это может стать причиной того, что вам не удастся стать таким трейдером, как вам хотелось бы.

Одна из эмоций, мешающая становлению успешного трейдера, - это страх. Если вы способны сохранять трезвость ума при совершении сделок, у вас есть шанс преуспеть. Чтобы преодолеть страх, нужно понять, что именно мешает вам нажать на кнопку. Осознав свои слабые места, вы сможете проявить свой талант, который превратит вас в прекрасного дейтрейдера.

Прежде чем совершить сделку, вы проводите обширное исследование. Вы знаете, где нужно входить и куда поставить стоп-лосс. Но даже при этом, когда придет время действовать, вы можете просто сидеть и смотреть в экран. Это - настоящая проблема, потому что некоторые стратегии дейтрейдинга не допускают подобного промедления. Те, кто делает паузу, могут потерять деньги; те же, кто действует без колебаний, имеют возможность заработать.

Такого рода страх можно побороть, просто исполняя сделки, как только цена достигает нужного ценового уровня, а на графике появляется четкий . Если вы не верите, что способны это сделать, то можно просто разместить лимитный ордер и отойти от компьютера.

Вы боитесь принять неправильное решение?

Боязнь, что принимаемое вами решение - неверное, может помешать вам совершить сделку, потому что вы постоянно думаете о прибыльных и убыточных сделках. Торговля требует, чтобы трейдер смирился с мыслью, что он участвует в игре вероятностей, где нужно иметь преимущество. Чрезмерный страх принять неверное решение может заставить вас отказаться от сделки.

Сдерживает ли вас неудачная сделка в прошлом?

Отрицательные сделки из прошлого могут порождать страх перед торговлей, потому что, потеряв деньги, вы запоминаете это навсегда. Такие потери могут напоминать о себе страхами перед торговлей в течение последующих нескольких дней, месяцев или даже лет.

Побороть негативные эмоции, вызванные неудачной торговлей, можно, смирившись со своими убытками. Затем нужно принять ответственность за эти неудачи на себя. Поймите, что каждая сделка отличается от других, двух одинаковых сделок у вас никогда не будет.

Вы не сможете измениться за один день. Если в каждый момент времени концентрироваться только на одной сделке, то неудачный опыт прошлого не будет иметь большого значения. Вы должны понять, что торговля - это игра вероятностей, и что одна неудача в прошлом не имеет значения. Эта реальность не может помешать вам зарабатывать в будущем.

Беспокоит ли вас то, что происходит на широком рынке?

Вы наблюдаете за конкретной акцией. Замечаете в ней великолепную формацию. Когда приходит время нажать кнопку, вы решаете этого не делать, потому что вам кажется, что на широком рынке должна произойти коррекция.

В такой ситуации нужно понимать, что широкий рынок может сделать коррекцию или даже пойти в обратном направлении. Такой сценарий вполне вероятен, но нельзя позволять, чтобы эти мысли удерживали вас от совершения сделок. Вы должны принять тот факт, что в дейтрейдинге присутствуют риски, но продолжать делать свое дело.


Это трудно признавать, но иногда вам кажется, что вы не способны торговать. Возможно, вы утратили уверенность в своей стратегии торговли. Возможно, вы даже начали думать, что ни на что не способны. С такими мыслями во время торговли, вас ждет неудача.

Главная мысль, которую вы должны вынести из данной статьи - нужно мыслить позитивно, если хотите стать успешным трейдером. Если вы не верите в успех, всегда будет находиться повод пропустить сделку.

Трейдер может оказаться в любой из описанных выше ситуаций. Для всех случаев, рецепт - один. Нужно свыкнуться с мыслью, что вы - дейтрейдер. Вы должны знать, что в ходе торговли имеете дело с вероятностями, поэтому вам требуется нечто, что сможет склонить шансы в вашу пользу. После того, как вы поверите, что шансы - на вашей стороне, вы сможете открывать сделки, не беспокоясь о том, будут ли они прибыльными или убыточными. Научиться искать хорошие точки входа и обрести веру в свои силы вам помогут . В долгосрочной перспективе вы заработаете больше, чем потеряете, и это сделает вас победителем.

После того, как вы начнете смотреть на рынок, как на игру вероятностей, описанные выше страхи останутся в прошлом. Вы поймете, что переменные постоянно меняются, и вы не можете знать, как каждая из них повлияет на вашу торговлю. А это означает, что страх и попытки предсказать каждое движение рынка - пустая трата времени.

Заключение

Не беспокойтесь. Торговля - трудное, но увлекательное занятие. В процессе торговли вы узнаете о себе важные вещи. Если вы не можете исполнять свою стратегию торговли из-за рассмотренных выше страхов, сделайте перерыв. Поторгуйте какое-то время на , чтобы получить возможность стать трейдером компании United Traders и не рисковать своими деньгами. Работа на конкурсном счете сохраняет все психологические аспекты реальной торговли, а это позволяет понять, что именно мешает вам торговать.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Фактически, транс – это состояние, сопровождающее любую практику йоги, будь то выполнение асан, пранаямы, мудр… Конечно, наибольшей глубины транс достигается во время шавасаны или йога-нидры.

К трансу многие относятся как к чему-то таинственному, трудно достижимому. Иногда его называют «потоковым состоянием» (наслаждением процессом деятельности) или «пиковым переживанием» (вдохновение от самореализации), а также состоянием осознанности и присутствия. Между тем, речь идет о различных естественных со­стояниях, возникающих в том числе и спонтанно. В обычной жизни транс может появляться, когда мы занимается монотонной ритмической деятельностью, которая приносит удовольствие и поглощает все наше внимание и при этом выполняется в спокойном, неспеш­ном темпе. К примеру, рыбалка, скандинавская ходьба и даже... детская игра в «молчанку» (кстати, аналог йогических медитативных упражнений).

Можно провести и другие параллели между современными способами достижения транса, часто используемого в психотерапии, и восточными техниками. Например, метод аутогенной тренировки, разработанный немецким психотерапевтом Иоганном Шульцем около ста лет назад. Известно, что он интересовался системами телесной и психической саморегуляции хатха- и раджа-йоги. Занимаясь гипнотерапией, Шульц изучал ощущения людей, возникающие в состоянии гип­нотического транса. При этом он обнаружил общность ощуще­ний, возникающих у людей при погружении в гипнотическое со­стояние, с теми ощущениями, которые появляются при самосто­ятельном выполнении ряда упражнений йоги. Это в первую очередь ощущение тяжести, связанное с расслаблением мышц, а также чувство тепла, сопровождающее расширение кровеносных сосудов. Основываясь на этих двух источниках – гипнозе и йоге, Шульц и разработал принятый во всём мире метод саморегуляции.

Действительно, при любом способе достижения транса есть один общий результат: нервная система возвращается к своему природно-естественному состоянию, свободному от чрезмерной интеллектуализации и социально-культурных стереоти­пов. За счет чего это происходит? Во-первых, снижается активность лобных долей коры головного мозга, которые отвечают за логическую переработку информации (они, как правило, изначально находится в более активном, а часто и «перевозбужденном» состоянии). Во-вторых, «под­сознательные» отделы мозга, освободившись от этого подавляющего влияния, растормаживаются. Таким образом, возникает изме­ненное состояние сознания. Физиологически оно соответ­ствует «правополушарному» функциональному состоянию коры головного мозга. Ему свой­ственна интуитивная переработка информации, допускающая многовариантность решений. Этим оно отличается от обыденного «левополушарного» состояния, ограничивающего процесс приня­тия решений жесткими рамками рационального мышления. Таким образом, открывается доступ к заблокированным (вытесненным, табуированным) подсознатель­ным ресурсам. Иными словами, в процессе транса происходит возврат мозга в «детское» состояние, свойственное мозгу ребенка. Благодаря трансу, открывая жизнь заново, мы возвращаем себе и детскую радость жизни, полноту переживаний, целостность и ощущение гармонии, единства с миром и окружающими людьми. Этот важнейший психофизический феномен иносказательно описывается всеми духовными традициями как «второе рождение», “будьте как дети” и т.п.

В этом и заключается терапевтический эффект транса, который активно используется в современной психотерапии. В трансе психика человека становится адаптивной, способной разрешить внутренние противоречия и конфликты за счет снятия внутренних барьеров и преодоления привычных стереотипов поведения. В следствие чего становится возможным переконструировать нейронный связи, синтезировать нестандартные решения, сформировать новые паттерны (как бы заново научиться чему-то). Сегодня, в связи с неестественностью образа жизни, трансовые техники нужны, как витамины для тела и души. Это не просто релаксация как отдых, а «включение» в организме универсальной целительной реакции релаксации, или самовосстановления организма, мобилизации его защитных сил. Активизации «ремонтно» – восстановительных процессов. Все это помогает справиться со стрессом, тревожностью, фобиями, паническими атаками, и даже физической болью. Так с одной пациенткой мы работали над болевым порогом как часть подготовки к родам. Не так давно она прислала письмо с благодарностью, процесс прошел безболезненно.

Научиться входить в трансовые состояния можно самостоятельно. Одна из техник саморегуляции заключается в простом дыхании в ритме пульса – современной модификации техник пранаямы (нейро-пранаяма). Физиологическая основа данного упражне­ния – синхронизация биоритмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, создающая условия для гармонизации, тонкой настройки вегетативной нервной системы, баланса активности левого и правого полушарий мозга. Итак, в начале шавасаны или медитации, некоторое время наблюдайте за собственным пульсом (для этого нащупайте его на внутренней стороне запястья или на шее у сонной артерии). Затем начните подсчитывать, сколько ударов пульса приходится на вдох, а сколько на выдох. Дышите расслабленно животом, наблюдая за собственным дыханием, поначалу не вмешиваясь в его ритм. Через несколько циклов дыхания удлините очередной выдох на один удар пульса. Постепенно удлините выдох еще на два удара пульса. Затем удлините вдох на один удар пульса. Оптимальное соотношение выдоха и вдоха в этой технике 2:1. Наблюдайте за тем, как синхронно протекают ощущения в различных участках тела – самопроизвольно, без вашего участия. Затем переходите к основной практике. Если вы выполняете упражнение в течение дня и вам нужно быстро вернуться в активное состояние, в конце сделайте глубокий вдох и энергичный выдох.

Кстати, если вы хотите получить более глубокий транс, возьмите в аптеке обычный фонендоскоп и попробуйте подсчитывать пульс с его помощью. Результат вас впечатлит.

Вашему вниманию предлагается первая книга из серии «Ресурсы вдохновения и воображения». В этой книге отобраны наиболее важные практические знания и эффективные техники, шаг за шагом обучающие читателя настраивать себя на состояние вдохновения. Особое внимание уделяется тому, что именно состояние вдохновения – важнейший ресурс, универсальный ключ к развитию человека, раскрывает все другие его способности.

В современной культуре, и тем более в массовом сознании, этому ценному состоянию уделяется недостаточное внимание. Само представление о состоянии вдохновения достаточно искажено: у большинства людей нет понимания того, что даёт это состояние человеку, нет организованных знаний, как настраивать себя на вдохновение, управлять его ресурсами.

Чтение книги даст вам сведения о terra incognita ВДОХНОВЕНИЯ, которая стараниями современных учёных становится всё более понятной. Но не только это.

Цель этой книги не только познакомить читателя с современными исследованиями в области вдохновения, но и научить создавать для себя особую психологическую атмосферу, спонтанно пробуждающую это состояние.

Дело в том, что слова, образы, связанные с состояниями вдохновения, резонируют с вашим накопленным опытом, активизируют память успешных, ресурсных состояний. Этот жизненно необходимый опыт часто бывает где-то далеко от насущной жизни человека, «засыпан песками времени». И вот само чтение книги, участие в специально разработанных нами ключевых путешествиях в миры воображения, очищает и интегрирует опыт состояний вдохновения, позволяет ему проявить себя в вашей жизни, даря многие полезные и желаемые блага: успешность, уверенность, здоровье, удовольствие и так далее.

Сравнительно недавно были открыты так называемые зеркальные нейроны. Оказывается, что у человека в момент наблюдения за другими людьми становятся активны те же самые нервные клетки, те же самые области мозга, как если бы сам человек делал то, что он видит вовне, наблюдая. Поэтому важно наблюдать за тем, как действуют успешные люди, мастера своего дела, поскольку именно так можно и нужно учиться. Одним из первых учёных, кто экспериментально подтвердил эту возможность, был американский социальный психолог Альфред Бандура. Он показал, что демонстрируя детям варианты агрессивного поведения, их можно научить быть агрессивными, а демонстрируя варианты поведения, ведущие к успеху, соответственно, успешными. Например, дети-аутсайдеры после просмотра серии специально снятых видеороликов кардинально к лучшему меняли свое поведение. Им показывали как ведут себя дети, которые научились завладевать всеобщим вниманием, так называемых, звёзд маленьких детских сообществ.

Сегодня всё больше становятся известны и правила, так называемой, нейроречи, когда описание словами определённых действий человека активирует вполне определённые нервные клетки и области мозга, и посредством этого скрыто обучает, настраивает.

Не меньший интерес у современных исследователей вызывает передача опыта, настройка состояний через символы и образы коллективного бессознательного.

В тоже время, прежде чем настраивать человеческий мозг, подсознание на успешные, продуктивные состояния необходимо выявить и распознать структуру этих состояний.

В представляемой вашему вниманию книге обучение успешным, продуктивным состояниям сознания выполняется на основе выделения структурных компонентов, присущих состоянию вдохновения.

Более точное понимание структуры состояния вдохновения стало возможным благодаря систематизации современных научных концепций и проведения специальных исследований с использованием методов многомерного статистического анализа. В течение более пятнадцати лет соответствующие инструменты, подходы отрабатывались автором при проведении и анализе результатов массовых опросов, чтении лекций, проведении семинаров и мастер-классов в одном из ведущих вузов Сибири.

Концепции, результаты исследований, положенные в основу этой книги, были представлены на международных первенствах по научной аналитике, где заняли первые и призовые места в областях философии, психологии, педагогики, социологии и культурологии, а её автор в числе первых в 2015 году получил звание академика Международной Академии Наук и Высшего Образования (Лондон, Великобритания).

Вышедшая в марте 2016 года книга автора «Как обрести вдохновение и использовать его ресурсы: на пути к образовательным, социальным, креативным технологиям будущего», уже снискала интерес у широкой публики, стихийно разошлась по сотням сайтов, с десятками тысяч скачиваний, получив оценку качества книги – отлично.

Но сейчас речь идёт не о первой книге, которая, несмотря на старания автора, вышла чересчур научной и местами рассчитана на подготовленного читателя. Мы будет говорить о новой книге, действительно адресованной широкой аудитории, направленной на решение практических задач: передать, пробудить и развить состояние вдохновения. Самое главное – создать такую атмосферу, в которую было бы приятно погружаться; настроиться на успешность, так, чтобы читатель, слушатель и дальше осваивал разные методы улучшения своей жизни и делал это легко.

К вдохновению можно идти разными путями. Чрезвычайно интересны исследования техник работы с психологической атмосферой, начатые режиссёром Михаилом Александровичем Чеховым, автором одной из наиболее эффективных систем обучения актёрскому мастерству. Михаил Чехов – самобытный режиссёр, блестящий преподаватель и актёр, яркий представитель русской культуры Серебряного века. Именно ему Голливуд обязан целой плеядой своих звёзд. Из 300 номинантов премии Американской киноакадемии «Оскар» 165 актеров были учениками Чехова и его школы. Часто в адрес Чехова звучали слова «непостижимо», «чудо». Сергей Эйзенштейн говорил, что отдал бы многое, лишь бы проникнуть в его тайну. Основой системы актёрского мастерства Чехова стало развитие таких способностей, когда простым усилием воли человек приводил себя в состояние творческого вдохновения.

Особое значение в системе Чехова придавалось умению чувствовать и создавать психологическую атмосферу, окружающую людей, сцену. Чувство атмосферы позволяет актёру слиться с её «полем»; можно сказать, раствориться или сонастроиться с ней, войти в состояние резонанса.

В предлагаемой вашему вниманию аудиокниге для создания атмосферы вдохновения синтезируются символические, смысловые, образные средства, звук, цвет, слово и воображение на основе современных знаний о структурных компонентах этого состояния.

В чём-то вдохновение подобно цветку, за которым нужно ухаживать. И ухаживать правильно, создавая необходимые условия. Эта древняя практика обучения – настройке через наставления, притчи, символы всегда использовалась в самых разных духовных традициях. Чем больше вы видите, слышите, думаете, знаете об этих состояниях, тем чаще они случаются в жизни. И тогда всё получается как бы само собой, легко, лучше, чем обычно. Это то, что называют состоянием вдохновения. Состоянием, когда всё идёт как бы само по себе. Каждый человек, если он хоть раз его испытал, будет вновь стремиться испытать его.

В то же время это состояние, будучи пробуждённым само становится учителем.

И здесь состояние вдохновения лучше сравнить с камертоном, по которому настраивается душа человека, весь его целостный организм.

Древнегреческий философ Эпикур как-то сказал: «Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала лёгким, а тяжёлое ненужным».

Почему же так мало вдохновения в нашей жизни, если оно само сродни лёгкости, гармонии, свободе? Прежде всего, причина скрывается в том, что значительная часть социального порядка, в котором мы вынуждены жить, построена на скрытом насилии, столь привычном для нас, что оно стало почти незаметным. Многие психологические техники совершенствования также содержат в себе элементы этого насилия, тяжести критики и жёсткого контроля. Отсюда их неэффективность, хотя вроде бы они и несут очевидную пользу.

Действительно в этом будничном порядке мало обращаются к человеческим эмоциям, самовыражению, творческому вдохновению, словно целостный организм человека пытаются превратить в послушного робота, который должен лишь точно исполнять команды. Соответственно и вдохновению в человеческой цивилизации не отведено почётное, царское место, забыто его ключевое значение.

Отвечая на этот вопрос, следует указать и на другие моменты: и на социальные законы развития общества, поскольку его устройство далеко от идеального, и на техногенную культуру, превращающую людей в вещи, в средства, в придатки машин; в том числе и машин власти. Но мы не будем пытаться распутывать по отдельным нитям завязавшийся тугой узел обстоятельств. Причём завязавшийся настолько, что естественная лёгкость вдохновения стала казаться тяжёлой, недостижимой и, в конечном итоге, вообще ненужной, бесполезной вещью.

Современные исследования, современный уровень развития гуманитарных технологий позволяют разрубить этот узел, сделав состояние вдохновения доступным для человека и общества.

В центре нашего подхода находится «настрой на вдохновение». Именно акцент на включение состояния вдохновения делает возможным создать условия, когда совершенствование человеческой психики становиться таким же приятным, как прослушивание любимой мелодии, в которую погружаешься без всякого усилия, и созерцание прекрасного пейзажа.

И вот мелодия вдохновения сама начинает настраивать наше восприятие, ритмы организма, психики. Здесь есть и точно выверенная гармония и волшебство искусства, и мастерство исполнения.

Можно сказать, что когда человек настраивается на состояние вдохновения, то его психика становится более гибкой, более пластичной, более совершенной. Это, в свою очередь, позволяет ему проще и легче искать и находить, а также настраивать себя на лучшие состояния, и входить в состояние вдохновения.

Одним из важных инструментов – нашим помощником на пути к вдохновению – станет развитие и использование воображения. В книге читатель будет учиться применять самые передовые и эффективные психологические, образовательные техники работы с воображением и вдохновением.

Как показали результаты проведенных нами исследований, вдохновение и воображение тесно связаны друг с другом. Вот, например, одно из лучших описаний состояния вдохновения, сделанное А.С. Пушкиным:


И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут…

В ходе чтения книги читателю книги будет предложено прослушать и совершить шесть ключевых путешествий в мир воображения с целью научиться настраивать себя на продуктивные, ресурсные состояния, состояния вдохновения.

Сценарий каждого путешествия выстроен так, чтобы у вас появилась возможность использовать его многократно. Постепенно накапливать опыт состояний вдохновения, экспериментировать со своими возможностями.

Каждое путешествие предваряется обоснованием предлагаемых методов, обсуждением результатов научных исследований и концепций, чтобы слушатель имел отчетливое понимание о возможностях и значении изучаемых техник.

Цель первого путешествия – подготовить читателя к использованию ресурсов воображения. Мы предложим новаторские способы, как сосредоточить своё внимание на возникающих образах легко и спонтанно.

Цель второго путешествия – научить тому, как исследовать мир воображения и использовать ресурсы универсальных символов, имеющих ключевое значение для благополучия, энергии, внутренней силы человека.

Цель третьего путешествия – помочь существенно улучшить работу памяти, научить вас вспоминать во всех подробностях опыт приятных состояний, состояний успеха, состояний вдохновения, когда всё получалось легко, как бы само собой. Совершение серии таких путешествий как бы потенцирует этот опыт, превращая его в доступный для вас собственный психологический капитал.

Цель четвертого путешествия – научить техникам включения состояний вдохновения через алгоритмы резкого переключения своей деятельности. Дополнительная задача – освоить метод репетиций будущей деятельности в воображении для того, чтобы внести ресурсы состояния вдохновения в какое-либо выбранное вами дело.

Целью пятого путешествия станет обучение малоизвестным техникам творчества. Первая техника – магическое «как если бы». Эта техника – одна из самых глубоких и эффективных в системе Станиславского, позволит вам войти в мир ваших скрытых ресурсов и возможностей. Вторая техника – новые технологии метафорического дизайна для экспериментов по созданию комфортных, желаемых вами психологических атмосфер, окружающих вас и вашу деятельность. Техника позволяет улучшать состояние дел практически во всех отраслях человеческой жизни.

Шестое путешествие – путешествие в своём воображении на берег моря. Я надеюсь, что подойдя к этому путешествию многие из вас уже достаточно разовьют силу своего воображения, чтобы увидеть, отчётливо почувствовать, как будто наяву, во всех деталях и подробностях, отдых на берегу моря, с шумом прибоя и запахом водорослей.

Само путешествие на берег моря на глубоком символическом уровне способно обновлять, восстанавливать уровень психической энергии, мотивации и уверенности.

Если вы не смогли в этом году выбраться в отпуск, то у вас появится прекрасная возможность получить удовольствие и множество других полезных даров от путешествий в воображении на берег моря. Путешествия по этому сценарию научат вас восстанавливать свою психическую энергию через контакт со многими местами природы (вершинами гор, водопадами, лугами, озерами, неизведанными островами). Надеюсь, вы оцените эти мгновения по достоинству.

Совершение путешествий в мире воображения даёт вам возможность возвращать целостность организма, увеличивать ресурсы здоровья (для людей постарше), запускать процессы обновления, омоложения организма, и в целом, подниматься все выше и выше на новые уровни раскрытия возможностей и творческого потенциала.

Путешествие в мир воображения по рекомендуемому сценарию совершаются в конце чтения каждой главы книги, начиная со второй. Вы можете просто прочитать их, давая волю своему воображению, представляя себе, что на самом деле совершаете такие путешествия.

Если вы хотите, войти в мир воображения глубже и получить удовольствие от более полного погружения в возникающие образы, то вы можете начитать эти тексты самостоятельно на диктофон. Затем прослушивать их в удобное время. Или вы можете прослушать специально подготовленные нами аудиофайлы (вы найдете их на странице ВКонтакте «Ресурсы вдохновения и воображения» https://vk.com/inspirationandimagination) со сценариями путешествий: «1 – Подготовка к путешествию», «2 – Путешествие к источнику», «3 – Путешествие по волнам приятных воспоминаний», «4 – Путешествие в мир новых состояний», «5 – Метафорический дизайн», «6 – Путешествие на берег моря»). Как вам будет удобнее.

Для совершения выбранного вами путешествия в мир воображения нужно найти пятнадцать минут времени, когда вас никто не будет тревожить, удобно расположиться и прослушать соответствующий аудиофайл. Постепенно, вы подберёте удобные и комфортные для вас позы тела, в которых:

С одной стороны, вы сможете хорошо расслабиться и отдохнуть, отстраниться, отрешиться от проблем и суеты повседневного мира,

С другой – погрузиться в своё воображение, сохраняя ясность сознания и контроль над своими действиями в мире образов.

Понравившиеся вам сценарии путешествий можно использовать многократно, развивая свою память, интуицию, постепенно накапливая опыт продуктивных состояний – психологический капитал современного человека.

Глава 1
Пиковые переживания и глубинные силы

Под вдохновением в современной культуре понимается особое состояние человека , которое характеризуется, с одной стороны, высокой производительностью, с другой – огромным подъёмом и напряжением сил человека. Так отражается суть вдохновения в современных словарях и энциклопедиях. Верно ли это понимание? Да, отчасти верно. Однако при этом упущены из вида важные ключевые моменты, которые и позволяют «приручить» этот священный огонь.

Одним из самых серьезных препятствий освобождению скрытых сил вдохновения является техногенная культура – сложившаяся благодаря гению человеческого разума, но достаточно примитивная в понимании самого человека, формирующая неверные стереотипы и ассоциации. Если вы считаете, что их «эфемерное» влияние не имеет серьезной власти над человеком, то вы, скорее всего, заблуждаетесь. Всего полтора века прошло с тех пор как лучшие умы человечества приступили к научному исследованию этих невидимых факторов. Зигмунд Фрейд – первопроходец в изучении этого мира – до сих пор остаётся самым цитируемым в научных статьях автором. Карл Юнг, Джакобо Морено, Роберто Ассаджиоли, Эрих Фромм, Абрахам Маслоу, многие другие – все они начали «великий переворот» упрощённых представлений о правильном и разумном. И этот процесс только начинается.

Например, современный исследователь Рудигер Дальке предполагает, что традиционная установка «мы должны всего добиваться напряжёнными усилиями» является одним из самых распространённых предрассудков европейского человека. Дальке считает: «Пережить состояние, похожее на чувство единства, почувствовать не обремененную ничем легкость парения – вот что является главным в достижении цели» (Дальке, 2008, с. 37).

В последние десятилетия внимание учёных, практиков всё больше поворачивается в сторону понимания важности особых состояний, которые могут быть названы идеальными для человеческого существования. Исследования показали, что в подобных состояниях многократно усиливаются возможности управления памятью, информационными потоками, творческой интуицией. Не менее важно и то, что эти состояния соотносятся с тайной развития целостности всего нашего существа.

Следует отметить, что до сих пор не сложился общий подход к изучению таких продуктивных состояний. Каждый автор даёт, с нашей точки зрения, различные названия единому феномену: «пиковые переживания» (А. Маслоу), «потоковые состояния» (М. Чиксентмихайи), «состояния саморегуляции» (Х. Алиев), «сущностные состояния» (К. и Т. Андреас), «состояние Озарения» (У. Бенсон и Г. Проктор), «расширенные состояния» (В. Козлов), «генеративный транс» (С. Гиллиген) и так далее. В тексте мы будем использовать, в виду такой неопределённости, традиционное название для этого широкого круга феноменов – «вдохновение».

Начиная с конца XIX века, многочисленные исследователи делают попытки рационализировать процесс вдохновения, понять его природу. Это нашло своё отражение в системах обучения актерскому мастерству К. С. Станиславского и М. А. Чехова, психодраме Я. Морено, аналитической психологии К. Г. Юнга, концепции священного М. Элиаде и других направлениях. Изначально опыт вдохновения соотносился с влиянием на творца духовных сил, неконтролируемым выражением «воли богов». В то же время, уже в системе Станиславского складывается представление о вдохновении как следствии соединения ресурсов, интеграции сознательных и подсознательных процессов, пробуждения «матушки-природы» в ходе творческой деятельности, обучения актерскому мастерству.

Серьёзный вклад в изучение вдохновения был сделан Абрахамом Маслоу, который назвал это состояние пиковым переживанием. По Маслоу, пиковое переживание – это эпизод, в котором «все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей» (Маслоу, 1997, с. 132).

Исследования Маслоу обнаружили особое значение пикового переживания во всех аспектах развития личности. Любой человек в момент пикового переживания становится наиболее полноценным. Как показал Маслоу, «во время пиковых переживаний люди наиболее тождественны самим себе, ближе к своему истинному "я" и наиболее неповторимы» (Маслоу, 1997, с. 139). Таким образом, пиковое переживание – это и образец более здорового и продуктивного состояния, и средство продвижения по пути к большей целостности и индивидуальности.

Как считал Маслоу, пиковые переживания открывают лучшие стороны индивида, являются как целью, так и средством самоактуализации, мгновениями, когда человек проявляет своё «я» . В жизни каждого человека бывают такие моменты. Задача терапии и обучения – помочь людям испытывать пиковые переживания как можно чаще. Пиковое переживание даёт максимум информации и о здоровье и отдельного индивида в его поиске себя, и об универсальных вершинах человеческой природы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: