Уважительное отношение к женщине - национальные особенности этики. Национальные особенности этики

Многие авторы ХVIII - начала ХХ в., которые писали о семейном быте кабардинцев и балкарцев, отмечали, что женщины у них находятся в бесправном положении, в полном подчинении у мужчин, что при их выходе замуж родители получали калым и т.д. Так писали и многие современные авторы. Да, действительно женщины не ходили на общественные собрания, не участвовали в работе народных хае, не могли выделиться из семьи, потребовав свою долю, не могли по своему усмотрению уехать куда-нибудь, например, на учебу, не могли без разрешения родителей выходить замуж и т.д. Но все эти авторы (Ф. Дюбуа дс Монпере, Ш.Б. Ногмов, Дж. Лонгворт и другие) почему-то упустили отметить, что такими же правами не пользовались и сыновья, даже взрослые, женатые и семейные. Между тем академик Г. - Ю. Клапрот отмечал, что адыгские женщины менее "ограничены", чем женщины у "других азиатов". Генерал русской армии И.Ф. Бларамберг заметил, что женщины у черкесов находятся в меньшем "заточении", а тот же Дж. Лонгворт не удержался, чтобы не отметить, что у черкесов обращение с женщиной не лишено намеков на галантность и налета рыцарства. С.Ф. Давидович о балкарских женщинах писал, что они по сравнению с другими мусульманскими женщинами находятся в привилегированном положении. А выдающийся этнограф Хан-Гирсй, указав па полную зависимость черкесских жен от воли их мужей, подчеркнул, что "из этого не следует заключать, что они у них рабыни", более того, черкесы отличаются "величайшим уважением" к женщинам. Современный: кабардинский ученый Б. X. Бгажноков в своих работах показывает, что женщина у адыгов была почитаемой, что он и подтверждает убедительными примерами.

Да, действительно черкесы получали калым при выходе их дочерей замуж. Но вместе с тем часть калыма оставалась в семье жениха как собственность его жены, она получала от своих родителей и родственников значительные подарки, которые нередко превосходили калым, и они вкладывались в общесемейную собственность, и фактически жена не пользовалась ни частью калыма, ни подарками, хотя она на это имела полное право.

Действительно, главой кабардинских и балкарских семей являлся дед или отец (тхьэмадэ, юй тамата). Он распоряжался всей собственностью семьи. Он представлял семью в народных собраниях, в тяжебных делах, ему принадлежало решающее слово при решении всех семейных, хозяйственных вопросов, его слово было законом для всех членов семьи. Но это совершенно не означало, что он был деспотом, что он ни с кем не советовался и не считался. Нет, конечно. При решении тех или иных вопросов он советовался со взрослыми, семейными сыновьями, своей супругой. По обычаю, он мог выдать свою дочь замуж, не спросив ее согласия, и дочь не могла возражать, если отец дал согласие выдать ее замуж за того или иного человека. Но в абсолютном большинстве случаев девушку выдавали замуж по ее согласию. В основе семейных отношений лежали согласие, добрый совет, коллективное мнение.

Большинство дореволюционных авторов было единодушно в том, что у кабардинцев и балкарцев девушки пользовались большой свободой и у всех детей мужского пола воспитывалось глубокое уважение к матери, сестре, понимание того, что они относятся к слабому полу и нуждаются в защите, уважении и почтении, что они играют огромную роль в жизни семьи, продолжении рода и, особенно, в рождении и воспитании детей, что благополучие семьи во многом зависит от женщин.

Не вызывает никакого сомнения тот факт, что женщины пользовались у кабардинцев и балкарцев не меньшим уважением и почетом, чем в любой европейской стране XVII-XVIII вв. Ни одна кабардинка, ни одна балкарка никогда в прошлом не считала себя униженной, бесправной, оскорбленной отношением к ней родителей, брата и мужа.

В адыгских, да и балкарских семьях отношение к девочкам было более внимательным, чем к мальчикам. Их даже баловали, нежили, на них не повышали голоса, не говоря уже о том, что их не пугали, на них не кричали. С ранних лет девочек приучали к аккуратности, стыдливости, чуткости, заботливости, терпению, мягкости, умению вести себя, держаться достойно при всех обстоятельствах.

Большое внимание уделялось внешнему виду девочки, ее осанке, чтобы у нее вырабатывались красивые манеры стоять, сидеть, ходить и т.д. С десятилетнего возраста и до замужества девочки носили сафьяновые корсеты, которые крепко обхватывали стан девушки от пояса до ключиц. Это делалось для того, чтобы девочки не были грудастыми, так как это не соответствовало адыгскому идеалу женской красоты.

Забота о женской красоте являлась составной частью этнической культуры, образа жизни адыгов. Видимо, не случайно писали о красоте черкешенки многие русские и иностранные авторы. Прав был Хан-Гирей, когда писал: "Обхождение мужа с женой основывается на строгих правилах приличия... К этому присовокупить должно и то не менее важное обстоятельство, что жена-красавица всегда владеет сердцем мужа и, несмотря на обыкновение, которое предписывает жене безусловное повиновение мужу, она часто повелевает им". Н.А. Караулов писал о балкарцах, что у них "довольно сильно развито чувство любви мужчины к женщине, которая пользуется большим уважением, но при людях ее ласкать и оказывать ей внимание не принято. Муж при чужих по обычаю как бы не замечает своей жены, но наедине балкарцы очень внимательны к женам".

В кабардинских и балкарских семьях бытовало четкое распределение мужских и женских обязанностей и занятий, и каждый старался делать свое дело как можно лучше. Глава семьи осуществлял общее руководство всеми семейными делами, но ни он, ни его сыновья не вмешивались в женские дела, а женщины - в мужские дела и разговоры.

В воспитании детей в кабардинских и балкарских семьях первостепенное значение придавалось таким нравственным категориям, как скромность, послушание, благовоспитанность, знание своего дела и своего места в семье. Эти качества особенно были важны для женской половины.

По строго соблюдаемому и сегодня обычаю, седобородые старики, сидящие на улице, обязательно встают и, стоя, без слов, приветствуют проходящую девушку или женщину, показывают ей свое уважение. Они так же поступают, если к ним во двор или в дом зайдет представительница женского пола. Известный Жабаги Казаноко, сидевший со своими друзьями на улице, встал, когда проходила девочка. На вопрос стариков: "Зачем ты встал, Жабаги, она еще несовершеннолетняя?" Он ответил: "Я встал не только из-за уважения к этой девочке и тому полу, к которому она относится, но и из-за уважения к самому себе". Трудно лучше ответить.

По обычаю кабардинцев и балкарцев, их девушки и женщины не выполняли трудную работу. Но если из-за отсутствия или отъезда мужчины дома она должна была выполнить тяжелую работу, то ей помогали соседние мужчины. Если последний, проходя по улице, видел, что женщина во дворе выполняла какую-либо тяжелую работу (рубила дрова, давала корм скоту, пыталась поднять какую-либо тяжесть и т.д.), он обязан был, прервав свой путь, войти во двор, выполнить эту неженскую работу и, получив разрешение и благодарность женщины, только потом отправиться по своим делам. Если муж уехал на продолжительное время и у его семьи кончились топливо или корм для скота, то его жене должны были помочь родственники или соседи: привезти дрова, обеспечить сеном и т.д.

У кабардинцев и балкарцев женщины обычно не отправлялись в путь, в поле одни без провожатых, но если такое случилось и мужчина встретил в поле одинокую женщину, то он обязан был сопровождать ее до того места, куда она идет, и потом продолжать свой путь, но обязательно получив разрешение этой женщины.

В жизни бывают различные дела, требующие поспешного решения, сообщения и т.д. И если верховой, скачущий по улице по какому-либо спешному делу, встретил женщину или группу женщин, го он обязан был остановиться, спешиться, подождать, пока они пройдут, повернуть голову коня в сторону женщин и только после этого отправляться по своим делам.

Кабардинцы и балкарцы, по обычаю, не имели права кричать, ругаться друг с другом, сквернословить в присутствии женщин. Женщина могла остановить кровавую схватку двух мужчин или группы, бросив между ними свой платок или головной убор. Перед обнаженной головой женщины прекращалась всякая драка.

Кабардинка или балкарка могла спасти любого убийцу, человека, ранившего другого, преследуемого мстителями, если он успел войти в дом и попросить защиты, покровительства у женщины дома. Интересно то, что она не имела права отказывать в защите, а мстители, добежавшие до дома, где скрылся убийца, не могли ворваться в дом, вытащить преступника и наказать его. Женщина, взявшая под свою защиту убийцу, не имела права его выдать, даже если он убил или ранил ее родного брата, мужа или отца. Интересно и то, что убийца, который прикоснулся губами к груди женщины этого дома, уже не подлежал кровной мести.

Любой мужчина не имел права допустить, чтобы в его присутствии оскорбили женщину, избили ее, надругались над ней. Независимо от того, знает он ее или нет, он должен был защитить честь и достоинство женщины даже ценой своей жизни. Мужчина, не поступивший по-рыцарски, не защитивший женщину, заслуживал всеобщее презрение.

У кабардинцев бытует поговорка: "Ц1ыхубз пшэрыхь хущанэ" (Женщине честь и уважение), которая доводит ее до безопасного места. Эта поговорка предусматривает не какую-либо материальную помощь женщине, а проявление внимания, защиты ее от возможных опасностей.

Адыги считали недостойным делом расправу с женщиной, и мужчина, убивший, поранивший или искалечивший женщину, покрывал себя несмываемым позором, он терял право называть себя мужчиной. Кабардинец или балкарец мог простить человеку многое, но если оскорбили его мать, сестру, супругу, то он не выяснял: откуда, кто сказал и т.д., а отвечал на оскорбление немедленно силой, своим кинжалом.

Таким образом, женщина в кабардинском и балкарском обществе занимала довольно высокое положение. И кабардинцы, и балкарцы воспитывали своих детей с ранних лет в рыцарском, уважительном отношении к женщине. И женщины воспитывались так, чтобы они сами были достойны такого уважения. Об отношениях к женщине, о ее весе в обществе свидетельствуют и пословицы: "Мужчине дает почувствовать свое достоинство женщина, а женщину делает женщиной воспитанность, кроткий нрав"; "Мужчину, униженного обществом, может реабилитировать женщина, но мужчину, опозоренного женщиной, не может выручить и целое село".

Самыми высокими достоинствами мужчины считались: храбрость и мужество в борьбе с врагами своего отечества и рыцарское отношение к женщине. Еще в 1784 г.П.С. Потемкин писал: "Доколе правы кабардинцев не испортились, во многом они уподоблялись древнему Лакедемону, остатки оного еще виделись. Рыцарство есть предметом славы каждого, а роскошь еще не вкралась, в сердца сего народа". Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего моральные основы. - Ростов н/Д: Феникс, 2006, с.143

Непростая задача

Если говорить об уважении к мужьям, то следует признать, что многие женщины не всегда понимают, что это означает для мужчин. Причина заключается в психологических отличиях между мужчиной и женщиной. Конечно, и женщины нуждаются в уважении, но жизнь показывает, что замужние женщины более всего жалуются на недостаток любви со стороны мужа, а мужчины - на недостаток уважения со стороны жены. Поэтому апостол Павел, обращаясь к мужьям и женам, в своем послании писал: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Библия. К Ефесянам 5:33). Слово «боится», которое апостол упоминает в своем наставлении к женам в данном контексте, относится как раз к сфере уважения.

Восточная мудрость

На востоке говорят: если жена будет уважать мужа, то его будут уважать соседи; если будут уважать соседи, то будет уважать весь аул; а если его уважает аул, значит, будет уважать весь мир. Уважительное отношение к мужу - это его «топливо». Для женщины, которая не только любит своего мужа, но и уважает его, мужчина захочет «свернуть горы».

Что такое уважение

Уважать отнюдь не означает подвергнуть себя на абсолютное и безоговорочное подчинение или подавление. Мужчины совершенно не хотят видеть дома безмолвную и безвольную рабыню. Уважать мужа - это искреннее признавать его достоинства. Это значит осознавать то, что именно он является для вас самым первым человеком в жизни, а все остальные дорогие вам люди, включая детей, родителей и подруг, уступают ему по значимости.

Только в той семье, где жена искренне уважает своего мужа, доверяет его решениям, происходит полноценное воспитание детей. Когда же придет время и взрослым детям создавать свои собственные семьи, помня взаимоотношения матери и отца, они будут иметь все шансы построить правильную модель взаимоотношений со своими супругами и избежать многих проблем.

Эксперимент

В рамках одного эксперимента группу замужних женщин попросили сосредоточиться и подумать о тех качествах своих мужей, которые, на их взгляд, достойны уважения. Все эти качества нужно было записать на листе бумаги. Для некоторых женщин выполнение данного задания было весьма не простым. Но некоторые усилия все же помогли им с этим справиться. К их удивлению, оказалось, что их мужья имеют целый ряд достоинств и прекрасных качеств, которые потерялись из виду по причине некоторых семейных неурядиц. Затем группе женщин предложили следующее задание. Дома они должны были дождаться возвращения мужа с работы. Далее постараться найти удачный момент, когда муж не будет чем-то занят и его никто и ничто не будет отвлекать. И в это время подойти к нему и искренне сказать: «Ты знаешь, я сегодня много думала о тебе. Я просто хочу, чтобы ты знал, что я тебя уважаю и ценю все твои достоинства». После этого женам нужно было сказать своим мужьям, что им еще предстоит сделать кое-какие дела и спокойно уйти. Многие женщины совершенно не были готовы к тому, что произойдет. В ответ от мужей они получили взаимность и признания с большей отдачей. Одна женщина рассказала, что уйти ей так и не удалось. Муж буквально воскликнул: «Подожди, вернись. О каких достоинствах ты говоришь?»

Как уже упоминалось, взаимное уважение и любовь в семье являются тем топливом, которое питает двигатель счастливой жизни.



Что значит уважать мужа на практике?

Главная и фундаментальная потребность мужчин заключается в его большом желании заботиться о любимых, особенно когда к нему будет проявлено достаточно уважения. Муж чувствует себя мужчиной тогда, когда несет на себе ответственность не только за себя, но и за всю семью.

На практике, уважать мужа значит:

— Ценить его труд как кормильца семьи. Женам, равно как и мужьям, на фоне своего труда не просто понимать и ценить труд друг друга. Но будьте мудрее. Не думайте только о себе.

— Признавать его статус и авторитет как лидера. Мужчины созданы быть в семье лидерами. Но не все мужья сразу готовы умело и верно нести это бремя. Им нужно время и опыт. Все мы чему-то учимся. Поэтому жены должны предоставить условия и возможность мужу развиваться и учиться быть главой и не пытаться самим вскарабкиваться на этот пьедестал. Это непосильное бремя для женщин. Ни одна женщина никогда не справится с ним полноценно.

— Признавать его мужскую силу. Мужская сила это как красота для женщин. Как женщина чувствует себя женщиной, когда ей говорят что она красива, так и мужчина чувствует себя мужчиной, когда его считают сильным, а не слабаком. Это касается не только физической, но и внутренней силы духа.

— С пониманием относиться к его интересам и увлечениям. Из-за психологических различий мужчины и женщины с трудом понимают смысл некоторых увлечений и интересов друг друга. По этой причине могут возникать разногласия и конфликты. Но не стоит судить по себе. Нужно просто понять и смириться с тем, что каждый имеет право на свои личные интересы, если конечно они не ущербны для семьи. Не позволяйте себе высмеивать интересы и увлечения своего мужа в кругу своих подруг. Ведь он является вашим выбором и вашим спутником. Высмеивая мужа, вы высмеиваете прежде всего себя.

— Признавать его заслуги и достижения. Признание женой заслуг и достижений мужа служит ему хорошей поддержкой, вдохновением и придает ему больше решительности и уверенности в решении сложных вопросов.

— Доверять его решениям. В отличие от женщин, которые весьма эмоциональны, мужчины всегда более логичны в своих решениях, особенно в непростых обстоятельствах. Конечно, иногда случается, что эти решения оказываются ошибочными. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибки делают нас мудрее. Это совершенно не значит, что жены не имеют право голоса или не должны иметь своего мнения. При правильных взаимоотношениях все решения, а особенно судьбоносные для семьи, должны приниматься вместе. Но когда решение касается непосредственной роли мужа, его обязанностей и долга как главы, защитника, добытчика и отца, постарайтесь доверять его решениям. Это его сфера ответственности. И даже если его решение окажется ошибочным, не упрекайте его и не говорите: «А я тебе говорила, что так не надо было делать!». Наоборот поддержите его. Благодаря этому в его глазах ваша ценность как жены значительно возрастет. В следующий раз, прежде чем принять какое-то важное решение, даже в сфере сугубо своих обязанностей, он будет расположен к тому, чтобы посоветоваться с вами как с самым близким другом.

— Ценить то, что он делает для вас, и говорить ему об этом. Не всегда мужчина понимает, что именно является главным для его супруги. Как всегда, каждый судит по себе. Тем не менее, цените все, что муж для вас делает, и отмечайте это. Ведь так он выражает вам свою любовь. Пусть даже на не совсем понятном языке. Из всего того, что для вас делает муж, более всего отмечайте то, что является для вас самым значимым и приятным. Впоследствии он будет стараться именно на это обращать внимание.

— Внимательно слушать, когда он говорит. Выслушивать любого человека с неподдельным вниманием всегда является признаком уважения и заинтересованности.

— Разговаривать с ним без высокомерных оттенков в голосе. Говорить в приказном тоне, повышая голос, а тем более грубить или кричать на мужчину недопустимо! Да, к сожалению, мужчины могут быть склонны к грубости в тоне и словах, когда раздражены или видят, что ситуация выходит из-под их контроля. Это, конечно, их не оправдывает. В грубой реакции мужской половины проявляется их греховная природа. Но, в отличие от женщин, они очень быстро остывают и забывают о произошедшем.

Как часто женщины допускают серьезнейшие ошибки, отвечая мужьям грубостью на их грубость. На самом деле это только усугубляет положение. Жены - это хранительницы домашнего очага. Они, как правило, задают тон в домашней атмосфере. Призвание женщины в семье - гасить пламя негодования своей кротостью, а не разжигать его. Заведенный мужчина не нуждается в ответной бурной реакции. Он нуждается в успокоении, и жена может этому способствовать. Бурная ответная реакция женщины на грубый тон мужчины похожа на тушение пожара керосином. Это не только ужасно и некрасиво выглядит со стороны, это не свойственно женщинам, при всей их эмоциональности.

Женщина, которая умеет проявлять уважение к мужу в тот момент, когда он вспылил, поступает очень мудро. Именно за это муж будет еще крепче ее любить. Как ни странно, именно такая жена всегда будет выглядеть в его глазах женщиной сильной духом. Потому,что только сильная духом женщина способна устоять перед этой слабостью мужчины и сохранить свое женственное лицо. Важно отметить, что в Библии ценность замужней женщины прежде всего выражается во внутренней «нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1-е Петра 3:4).

— Не критиковать и не делать ему замечаний в присутствии детей и посторонних людей. Когда мы делаем друг другу замечания, то по сути оказываем определенную услугу. Замечания помогают человеку исправлять и корректировать в себе то, что ему самому не видно, но хорошо видно другим со стороны, а особенно жене. В этом смысле, жена как самый близкий друг может оказывать добрую услугу мужу. Тем не менее, замечания имеют смысл лишь тогда, когда высказаны один на один в подходящее время, в подходящем месте, с правильной интонацией в голосе и с любовью. Иначе они вызовут ответную негативную реакцию. Постоянная критика, особенно по пустякам, является убийцей взаимного уважения в семейных отношениях. Замечания, сделанные мужу в присутствии детей, ослабляют его авторитет как отца. А это не в ваших интересах. Ведь благодаря его отцовскому авторитету удается справиться с детским непослушанием там, где вы оказываетесь бессильны. Замечания мужу, сделанные прилюдно, тоже недопустимы. Это не только некультурно, но и крайне унизительно для мужа. Это унижает его как мужчину.

— Уважать его родителей. Об отношениях со свекровью и свекром можно много говорить. Нередко их поведение по отношению к вам, внукам и сыну может быть неправильным и вызывать негативную реакцию. Иногда бывает, что и сам муж может вам выказать свое недовольство их поведением или вмешательством в ваши отношения. Тем не менее, проявляйте всегда уважение к его родителям. Уважать не значит одобрять их поведение. Уважая мужа, вы всегда будете уважать его родителей.

Уважая и ценя своего мужа, вы совершаете вклад в поддержку хороших взаимоотношений. Вы вкладываете в свое будущее, в свою семью и своих детей. Уважение и любовь формируют цепную и ответную реакцию.

Будьте счастливы!

Основные черты этикета отличаются универсальностью, то есть являются правилами вежливости не только в международном общении, но и у себя дома. Но порой бывает, что и хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение. Чаще всего это происходит, когда необходимо знание правил международного этикета.

Деловой этикет - результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях.

Этикет имеет не только исторические, но и географические и этнографические особенности. Так, в Англии XVI века в годы правления Генриха VII этикет требовал, чтобы "гость, пришедший на обед, поцеловал хозяйку, хозяина, их детей, а также домашних животных". В Турции принято принимать гостей в бане, а в Японии - постоянно извиняться перед гостями, что нечем угостить их (хотя стол ломится от яств). На Востоке суп подают в конце еды (обеда). В Латинской Америке разговоры о жаре являются дурным тоном.

Этикет - это свод неписаных законов (обычаев) известных под названием Адыгэ хабзэ, Тау адет. Этими законами регулировалось вплоть до конца XIX в. поведение кабардинцев и балкарцев во всех областях общественной жизни. И по настоящее время они во многом определяют поведение людей, их отношение к повседневной, деятельности.

Удивительные, строго регламентированные формы почитания величания женщин придавали поведению адыгов и балкарцев поразительную изысканность. Европейские ученые и путешественники XVIII-XIX вв. сравнивали адыгский этикет с рыцарским этикетом первых королей в Германии и Франции. Англичанин Дж. Белл об адыгском этикете писал: "По всему тому, что я видел, я смотрю на черкесов в массе своей как на самый вежливый от природы народ, который я когда-либо знал или о котором я когда-либо читал". Корреспондент лондонской газеты "Тайме" Дж. Лонгворт отмечал: "Ни в какой стране мира манера поведения людей не" является столь же спокойной и достойной". А В.И. Абаев заметил, что адыгский этикет соответствовал правилам светского приличия, он был изысканно вежливым и учтивым.

Адыгский этикет типологически сходен с этикетом китайцев, индийцев, арабов, с этикетом раннесредневековых рыцарей Западной Европы, а также японским традиционным этикетом "бусидо". Особенно строго он соблюдался адыгскими уорками, и не случайно говорили об "уэркъ хабзэ" - рыцарском (дворянском) этикете, который, как и у японцев, предписывал внешне спокойное перенесение страданий, презрение к смерти, чрезвычайную скромность и вежливость, и почтительно-величавое отношение к женщине.

Адыгский этикет и этикет балкарцев развивался и укреплялся под влиянием социально-экономического развития этикета соседних народов: абхазов, грузин, осетин, чеченцев, карачаевцев и др. В свою очередь, они оказали значительное влияние на этикет этих и других народов Кавказа. Вместе с тем, по утверждению многих авторов, адыгский этикет занимал особое место в общекавказском этикете. Отмечая это, грузинский философ Н. Рехвиашвили писал: "Выработанный и строго соблюдаемый адыгскими племенами этикет... был принят в качестве единой нормы поведения почти всеми кавказцами". Ученый С.И. Дахкильгов пишет: "Известно, что близлежащие с адыгами вайнахи и другие народы восприняли некоторые обычаи и нормы этикета адыгов. Про благородного человека вайнахи говорили: "Он благороден, как черкес", гордого мужчину называли - "гордый кабардинец". Старшее поколение балкарцев и сейчас с уважением говорит "черкес намус".

Как отмечали многие авторы (русские, иностранные и др.), адыги, в частности кабардинцы, считались законодателями мод, их называли французами на Кавказе, начиная с. XVI в. они являлись носителями культуры адыгов. "В XVI-XVIII вв., - пишет В.И. Абаев, - Кабарда пережила расцвет феодализма, достигла значительного могущества и получила преобладающее влияние на Северном Кавказе. Эпитет "кабардинский" был в это время синонимом аристократической изысканности и комильфотности". И совершенно не случайно, что представители зажиточной верхушки многих народов Кавказа посылали своих детей на продолжительное время для обучения нормам кабардинского этикета.

Цель курсовой работы - раскрыть национальные особенности этики. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

показать национальные особенности этики;

изучить скромность, терпимость, снисходительность;

исследовать уважительное отношение к родителям, старшим и женщинам.

1. Национальные особенности этики

На Западе деловой этикет основывается на следующих основных правилах: будьте пунктуальны; одевайтесь консервативно; когда вас представляют, подходите на приемлемое расстояние; смотрите клиенту в глаза; рукопожатие должно быть твердым и длиться около трех секунд; улыбайтесь.

Но в различных странах эти правила трактуются по-разному. В некоторых из них, например, в Германии, Нидерландах, Японии, в деловых отношениях требуется абсолютная пунктуальность.

В других - в большинстве стран Среднего Востока и Латинской Америки - пунктуальность традиционно не является приоритетом. Назначенное время встречи там не обязательно соблюдается. Ваше тридцатиминутное опоздание в США будет оскорбительно для партнеров, а в Саудовской Аравии к этому отнесутся более спокойно. В Греции, напротив, приходить к обеду в точно назначенное время даже неприлично: хозяин может подумать, что вы пришли только для того, чтобы поесть.

То, как вы одеты, важно всегда и везде, но существуют местные тонкости в стиле делового костюма. К счастью, намудрить со стандартным деловым костюмом сложно. Классический темно-синий или серый костюм говорит о вашем профессионализме. Конечно, для стран с жарким климатом такая форма одежды не подходит. В таких странах, как Малайзия, Никарагуа, Израиль деловые люди не носят пиджаков и не застегивают верхнюю пуговицу на рубашках. В то же время не следует надевать национальные костюмы страны, куда вы приехали, например тогу или сари. Может оказаться, что вы выбрали одеяние, имеющее специфическое религиозное значение.

Женщины должны быть более внимательны ко всем аспектам делового костюма. Если вы в Японии или Омане, вырез на блузке должен быть неглубоким. Несоответствующая деловой обстановке одежда будет привлекать ненужное внимание, особенно в странах, где подобный вид осуждается религией, или там, где западная ментальность воспринимается с трудом.

Современный городской житель Европы считает, что мужчина должен уступать дорогу женщине, первым приходить на назначенную встречу. В семейной жизни современная мораль требует равноправия. Иные отношения между мужчинами и женщинами в странах Востока. Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают мужчин вперед, уступают им дорогу, первыми приходят на встречу.

Немало различий в использовании жестов, прикосновений, зрительных контактов, пространственном расположении собеседников в различных странах. Известно множество историй о попавших в затруднительное положение иностранцах, использовавших привычные для них жесты, которые, как оказалось, в других странах имеют совсем другое значение. Рассказывают, например, как американский президент Ричард Никсон однажды невольно оскорбил бразильцев. Выступая перед большой аудиторией в этой латиноамериканской стране, высокий гость из США сложил в кольцо большой и указательный пальцы, то есть использовал жест, означающий "о"кей" в Америке, но непристойный в Бразилии.

Как же застраховать себя от возможных недоразумений, научиться адекватно себя вести в иной среде? Для этого необходимо освоить сложную систему бессловесных сигналов, принятую в той или иной культуре.

Психологи давно обратили внимание, что представители разных народов придают неодинаковое значение личному пространству, дистанции общения, ритуалам взаимных соприкосновений, в частности, даже зрительным контактам. Один наблюдатель подсчитал, что пара, сидящая за столиком ресторана в Париже, за один час совершает в среднем 110 взаимных прикосновений, в Лондоне - ни одного, а в Джексонвилле (США) - около восьми.

Этнографы, занимавшиеся этим вопросом, делят человеческие сообщества на контактные и неконтактные. В контактных культурах, к которым относятся в основном южные народы - испанцы, португальцы, итальянцы, латиноамериканцы, арабы - принято при разговоре стоять довольно близко друг к другу, допустимы взаимные прикосновения и длительный контакт взглядов. У арабов, например, детей с малых лет специально учат при разговоре смотреть человеку прямо в глаза, иной взгляд считается невежливым.

У представителей неконтактных культур, к каковым могут быть причислены скандинавы и другие этносы, населяющие север Европы, а также японцы, индийцы и пакистанцы, рассматривание в упор человека, особенно незнакомца, издавна считается неприличным.

Жители стран Латинской Америки: и Средиземноморья устанавливают дистанцию общения более близкую, чем жители стран Северной Европы. Расстояние между говорящими уменьшается с севера Европы на юг (такая же закономерность была отмечена и для Север-вой и Южной Америки). Если для жителя Великобритании приятное, естественное расстояние - 1,6-2 метра, то для жителя Греции достаточно 1 метра. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения.

Немецкие традиционные формы организации пространства принципиально иные. Каждое помещение там должно быть снабжено надежными (часто - двойными) дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.

Немцы, работавшие в филиалах американских фирм, жаловались на то, что находятся под неусыпным присмотром (раскрытые двери). А у американцев глухой коридор с закрытыми дверями порождал твердое ощущение заговора.

Англичанин очень часто до конца жизни не имеет индивидуального пространства. В первые годы жизни он делит детскую с братьями и сестрами. Выходцев из имущих классов отправляют учиться в пансионы, где они все время находятся в общих помещениях - классах и: дортуарах.

Собственный кабинет в Великобритании предоставляется только служащим самого высокого ранга, остальные работают вместе. Члены британского парламента обсуждают свои дела в коридорах или на террасе.

Атмосфера традиционного британского клуба уникальна в этом смысле: люди могут там с десяток лет сидеть бок о бок в креслах и не разговаривать друг с другом по той простой причине, что их никто не познакомил. Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это - общепринятая вещь.

Когда американец желает побыть один, он уходит в комнату и закрывает за собой дверь; таким образом, он зависит от архитектурных элементов для самоизоляции. Англичанин же с детства не привык пользоваться пространством для того, чтобы отгородиться от других.

Многие наивно полагают, что при недостаточном знании языка с иностранцем можно вполне сносно объясниться "на пальцах". Но тут, оказывается, достичь взаимопонимания совсем не так просто, а можно и попасть впросак. Ибо в разных концах света одни и те же жесты могут быть истолкованы по-разному.

Разные типы жестов в разной степени связаны с культурой. Адаптеры (почесывание носа, покусывание губ) помогают нашему телу адаптироваться к окружающей обстановке, но со временем могут и утратить эту функцию. Хотя они слабо используются при межличностном общении, именно культура определяет, какие из них прилично или неприлично использовать в той или иной ситуации. Иными словами, правилам их использования человек обучается по ходу воспитания.

Все культуры выработали жесты-символы, способные самостоятельно передавать сообщение, хотя они часто и сопровождают речь. Именно одним из культурно-специфичных символических жестов так неудачно воспользовался американский президент Никсон в Бразилии. Кстати говоря, значение сложенных кольцом большого и указательного пальцев чрезвычайно многообразно: в ПИТА это символ того, что все прекрасно, на юге Франции - "плохо", "ноль, в Японии - "дай мне немного денег", а в некоторых регионах Европы (например в Португалии), как и в Бразилии, - весьма непристойный, оскорбительный

А вот "договорный" русский жест "отлично" - поднятый вверх большой палец сжатой в кулак руки - может и не быть идентифицирован в другой культуре как символ одобрения или восхищения.

Во многих странах таким жестом принято выражать просьбу к проезжающим водителям подвезти вас.

Уроженец Тибета, встретив незнакомого, показывает ему язык. &рим знаком приветствия он хочет сказать: "У меня на уме нет ничего дурного". Тем же жестом индеец майя обозначал, что он обладает мудростью, индус так выражает гнев, китаец - угрозу, а европеец - насмешку, поддразнивание. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. О племени масаи рассказывают, что, перед тем как приветствовать друг друга, они плюют на руки.

В Англии женщина на улице, как правило, первая приветствует мужчину, т.к ей предоставляется право решать, желает ли она публично подтвердить свое знакомство с данным мужчиной или нет.

Когда француз, немец или итальянец считает какую-либо идею глупой, он выразительно стучит себя по голове; немецкий шлепок по лбу открытой ладонью - эквивалент восклицания: "Да ты с ума сошел! Кроме того, немцы так же, как американцы, французы и итальянцы, имеют обыкновение рисовать указательным пальцем спираль у головы, что означает; "Сумасшедшая идея.

Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, то это означает, что он по достоинству оценил ум собеседника. Но если же палец укажет в сторону, то это означает, что у того мозга набекрень. Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. То же самое в Британии будет расценено как выражение скептицизма. А китаец поднимает брови, когда сердится.

Даже такие, казалось бы, универсальные движения, как кивок в знак согласия и покачивание головой в знак отрицания, имеют прямо противоположное значение в Болгарии. Легенда гласит, что этот парадокс ведет свою историю от поступка одного народного героя. Турки-завоеватели склоняли его к отречению от веры отцов и к принятию ислама. Под угрозой смерти ему пришлось на словах соглашаться с ними, однако параллельным жестом он одновременно выражал отрицание. С той поры кивок в Болгарии означает "нет", что зачастую вводит в заблуждение гостей этой страны.

В большинстве западных культур, когда встает вопрос о роли левой иди правой руки, ни одной из них не отдается предпочтения (если, конечно, не учитывать традиционного рукопожатия правой рукой). Но будьте осторожны на Ближнем Востоке, как и в других странах ислама. Не вздумайте протянуть кому-либо еду, деньги или подарок левой рукой. Там она известна как нечистая ("туалетная") рука и пользуется дурной славой.

Этот краткий перечень значений довольно-таки стандартных жестов показывает, как легко даже закаленному путешественнику непреднамеренно обидеть своих партнеров по общению - представителей другой национальной культуры. Если вы осознанно сумеете предугадать реакцию ваших собеседников, наблюдая за их невербальным языком, это поможет вам избежать многих недоразумений.

В той или иной степени обусловлены культурой и другие элементы экспрессивного поведения человека, например поза. В Америке движение с выпрямленным телом символизирует силу, агрессивность и доверие. Когда же американцы видят согбенную фигуру, то могут "прочитать" потерю статуса и достоинства. А в Японии люди, выпрямившие поясницу, считаются высокомерными.

Очень важно следить за своей внешностью. В обуви запрещается находиться в буддийских храмах, мусульманских мечетях, японских домах и ресторанах, а также в индийских и индонезийских домах.

Рукопожатия важны в Европе, и ими не стоит пренебрегать при знакомствах и приветствиях. Подождите, пока женщина протянет вам руку, так как в некоторых странах все еще не принято пожимать женщинам руки. Во Франции и странах Средиземноморья будьте готовы к поцелуям в щеку, а в странах Латинской Америки - к объятиям. В Индии приветствие символизируют прижатые друг к другу ладони.

Благодаря углублению контактов между народами культурные различия постепенно стираются. Но сейчас они все еще велики. Поэтому, попадая в незнакомую страну, следует придерживаться тех правил вежливости, которые там приняты.

2. Скромность, терпимость, снисходительность

Большое внимание адыги и балкарцы уделяли воспитанию скромности, терпимости и снисходительности. Они считали разговор мужчины о собственных достоинствах и вообще о своей персоне недопустимым позором. Русский генерал, историк, академик Н.Ф. Дубровин писал: "... храбрые по природе, привыкшие с детства бороться с опасностью, черкесы в высшей степени пренебрегали самохвальством. О военных подвигах черкес никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным. Самые смелые джигиты (витязи) отличались необыкновенной скромностью, говорили тихо, не хвастались своими подвигами, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; зато на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы и брани".

По свидетельству Хан-Гирея, "говорить о своих подвигах, приписывать самому себе подвиги, в каком бы то ни было виде, почитается у черкесов величайшим пороком. Не менее того, по их мнению, хвалить человека в глаза есть гнусное лицемерие".

Адыгские рыцари боялись прослыть хвастунами, поэтому даже самые яркие свои подвиги и поступки в своей жизни пытались передать коротко и без эмоций. При малейшей возможности они старались не употреблять слово "я". Скромность почитали черкесы главным украшением человека. Настоящий адыг не допускал унижения своих соперников даже в жизнеописательных песнях. По словам Н.Ф. Дубровина, "заслуги своих великих людей черкесы воспевали обыкновенно после их смерти", что объяснялось скромностью их нравов.

Адыги и балкарцы считали в высшей мере бестактными всякие разговоры о достоинствах своих дочерей и сыновей. Они высмеивали таких, которые это делали, и не позволяли даже посторонним хвалить их детей и останавливали их разговоры замечанием, что они еще ничего не достигли, чтобы говорить о них.

Этикет адыгов и балкарцев предписывал щадить самолюбие другого человека, по мере возможности не доставлять ему неудобств, стойко, без жалоб переносить неудобства, причиняемые собственной персоне. Поэтому в общественных местах даже враги соблюдали нормы вежливости и даже оказывали нередко друг другу разные услуги.

Этикет не допускал излишнее любопытство, что-то выспрашивать, вообще, правило было таковым, что надо было слушать внимательно и самому меньше говорить, ни в коем случае не перебивать говорящего. Видимо, с этим и связан один из обычаев гостеприимства - не расспрашивать гостя, если он сам не хочет говорить о себе, о своих целях, о том, почему он оказался в его доме, куда едет и т.д.

Рыцарский этикет требовал мужественно переносить страдания, боли, голод, холод, не доставлять хлопот другим. Даже тяжелораненый, в честь которого устраивался чапш (щ1опщак1уэ), несмотря на страшную боль, сам участвовал в играх и увеселениях, а если приходил почетный человек проведать его, стоя встречал его, если этого совсем не мог сделать - приподнимался. Устное народное творчество сохранило рассказ о том, как отец пришел проведать своего тяжело раненного сына. Он не смог допустить того, чтобы встретить отца лежащим, поэтому, употребив все свои силы, встал и стоя встретил отца, после ухода же его упал и скончался. Молва превозносила его за мужественное терпение. Тяжелобольной не должен был охать, морщиться, боясь дурного мнения окружающих.

Другой рассказ. В первой половине XIX в. известный уорк, мужественный человек, Исмель Конов сломал ногу, пригласили искусного костоправа, который принял необходимые меры. Пошло время, нога зажила, и на день снятия повязки Конов пригласил друзей и костоправа, который, сняв повязку, осмотрел ногу, попросил Исмеля пройтись немного. На вопрос: "Ну, как?" - лекарь ответил: "Нога хорошо зажила, но она стала немного кривая". Конов без слов лег на диван и, подняв эту же ногу, ударил по спинке и, не выражая никакой боли, сказал: "Бинтуй, да смотри, чтобы она снова не срослась кривой".

О скромности и терпимости свидетельствует и такой пример, приводимый Б. X. Бгажноковым. Один из кабардинских князей приблизил к себе малоизвестного молодого человека, включив его в свою дружину. Однажды после удачной охоты князь устроил пир. Но молодого человека не было среди них. А утром вес удивились, увидев его стоявшего там, где его оставили, но всего запорошенного снегом. На вопрос: "Почему ты не вошел?" - он ответил, что не был приглашен в дом, да и не был предупрежден князем, что он свободен.

Этот рассказ сохранил народ, передавая его из уст в уста, как пример благородства и терпимости, проявленных молодым человеком из народа.

Можно привести и многие другие примеры, свидетельствующие о скромности, терпимости и благородстве адыгов. Адыги, как уже отмечалось, не занимались длинными поучениями других, младших. Они своим поведением, своими поступками учили этикетным нормам поведения

Вышеупомянутый Исмель Конов возвращался домой из дальней поездки со своими приближенными. Похолодало, а они все были одеты по-летнему, в одних черкесках, сафьяновых сапогах. Началась пурга. Один из спутников, видимо, замерз и, не выдержав, сказал: "Холодно". Конов промолчал, через некоторое время другой заметил: "Может, ускорить шаг коней". Эти слова были нарушением этикетного поведения, тем более в присутствии старшего. Конов, не говоря ни слова, слез с коня, отвязал бурку, тут же расположился и провел всю ночь. Остальные его спутники вынуждены были проводить время, обходя вокруг Конова. Он ничего им не сказал, не стыдил, но преподнес хороший урок.

Заключение

На новый уровень в последнее время поднялось выполнение правил служебного этикета, который становится мерилом не только культуры госслужащего, но и его компетентности, - профессионализма. Учреждение, в котором, соблюдаются правила этики и требования служебного этикета, становится сплоченным, работа в нем приносит больше удовлетворения - каждому сотруднику. Немаловажное значение имеет и то, что, соблюдая нормы этикета, государственные служащие способствуют повышению авторитета государственной власти у посетителей, укрепляют связи сотрудников органов власти и управления с населением. В таких нравственно-психологических условиях формируются отношения доверия, совместного поиска путей решения различных проблем.

Правила вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы вы ни были, в какой бы стране ни находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к своим обычаям.

Современные этикетные традиции государственной службы требуют таких черт, как тактичность, доброжелательность, любезность, пунктуальность, вежливость, верность слову, умение слушать, умение владеть собой в конфликтных ситуациях.

Изменения в государственном устройстве, культуре, характере взаимоотношений народов, населяющих определенную страну и земной шар, а также технический, технологический, научный прогресс, развитие средств коммуникации - все это влияет на традиции.

Зачем нужно в наш "просвещенный век" соблюдать традиции, в том числе традиционные правила этикетного поведения? Не являются ли они путами, оковами на ногах современного человека и общества в целом?

Следование традициям позволяет проявить уважение к другим народам, к обычаям страны, ее культуре. Недаром государственные и политические деятели, планируя визит в другую страну или в какой-либо регион своей страны, стремятся заранее ознакомиться с традициями и обычаями этой местности, с правилами этикета, бытующими в данной стране. Примером является общепринятый русский обычай встречать гостей "хлебом-солью", хотя всем очевидно, что, кроме уважения к устоям нации, такое угощение никакой функциональной нагрузки не несет.

В обществе, ориентированном на традиционные ценности, человек обращен к окружающим, прежде всего своими социальными атрибутами, а не личными свойствами; вся его жизнь детерминирована от начала до конца, подчинена требованиям этикета.

В культуре современного демократического типа, в которой превыше всего ценится возможность свободного выбора и полной реализации личности, искусство общения заключается не столько в том, чтобы сохранить свой статус, сколько в умелом и разумном приспособлении его к конкретной ситуации. Наиболее высоко оценивается не буквальное соблюдение правил, а умение в случае необходимости нарушать их. Вместо обязательных предписаний и запретов ритуализованного поведения - творческое обыгрывание сложившихся норм.

Строго говоря, этикетным может быть признано только такое поведение, которое предполагает возможность выбора. Можно провести такую параллель: если водитель автомобиля ждет, пока мы перейдем улицу на зеленый свет, нелепо называть его поведение этикетным, так как он просто соблюдает правила уличного движения. Но если шофер останавливает свою машину посреди улицы, предлагая пешеходу перейти дорогу перед ней, то можно назвать его поступок этикетным. Один мудрый человек сказал, что вежливость там, где кончается целесообразность, хотя в вежливости, есть целесообразность более высокого порядка. Этикет всегда предполагает определенную избыточность, и с этим во многом связан его художественный, эстетический характер.

Холопова Т.И. Протокол и этика для деловых людей. -М., 2004,с.74

Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего моральные основы. - Ростов н/Д: Феникс, 2006, с.143



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: