Зачем готовиться к выступлению. Основы подготовки к публичной речи: как достигнуть цели

Рано или поздно перед каждым из нас возникает вопрос: перед живой аудиторией.

Человек, развивающийся и шагающий по пути личностного роста, непременно приходит к тому, что умение выступать публично – одна из ступенек в его движении вперед и вверх.

Как подготовиться к выступлению Типичные ошибки

Тут-то и необходимо выяснить: , какой использовать и как обойти типичные ошибки.

Главные ошибки.

1. Отсутствие подготовки.

Если человек много знает в своей области, является профессионалом и даже экспертом в своем деле, честь и хвала ему! Но публичное выступление – особое искусство, навык, который требует внимания, усилий, опыта.

Глубоко зная материал, человек не всегда может интересно и легко его преподнести аудитории. Это умение имеет свои нюансы и подводные камни. Подготовка даст понимание недостатков и как от них избавиться.

2. Отсутствие цели выступления.

Если выступление делается только ради того, чтобы выступить, покрасоваться на публике или человек выступает, лишь потому, что его пригласили – это не , а пустая трата времени своего и слушателей.

Перед выступлением определитесь с целью. Что вы хотите? Развлечь. Подтолкнуть к размышлениям. Привлечь внимание к проблеме. Внедрить идею. Донести информацию. Чему-то научить. Продать свой товар, информационный продукт.

3. Отсутствие плана выступления.

Выступление без плана похоже на движение без маршрута или на дрейф шлюпки без весел, куда ветер дунул, туда и плывем. План необходим и обязателен.

Вы можете его подготовить в виде тезисов, интеллект-карт, презентации, оформить в виде знаковой системы или рисунков (пиктограмм).

Главное, чтобы план был на выступлении. Можно даже им не пользоваться и не заглядывать в него. Это тыл, уверенность, шпаргалка, которая позволяет лучше владеть собой, подготовленным текстом и аудиторией.

4. Неграмотное оформление презентации.

Большое количество текста. Замените его на одну кратко изложенную мысль.

Стандартные шаблоны. Экспериментируйте, выдумывайте, изменяйте!

Неподходящая цветовая гамма – слишком кричащая или наоборот блеклая, незапоминающаяся.

Трудный шрифт, неверный его размер.

Избыток слайдов. Здесь работает правило: "лучше меньше, да лучше". :-)

5. Выступающий не репетировал свою речь.

Из-за этого он не всегда укладывается в отведенное . Его выступление прерывается незапланированными паузами. Страдает качество речи, так как не все, что красиво написано на бумаге, так же воспринимается на слух.

6. Отсутствие контакта со слушателями.



Чтение, не отрываясь от текста, взгляд по верх голов или на заднюю стенку зала.

Эта ошибка – путь к тому, что речь воспринимается, как сухая, лишенная жизни, эмоций, оторванная от насущных задач и вопросов, волнующих аудиторию.

Необходим зрительный контакт со слушателями, вопросы в зал, интересные случаи, шутки, примеры из жизни и, конечно же, улыбка.

7. Техническая неподготовленность.

Выступающие очень часто ощущают себя «не в своей тарелке», если заранее не познакомились с местом выступления. Лучше всего провести мини-репетицию в зале, где ожидается выступление, прочувствовать акустику, пройтись по сцене, взглянуть в зал.

Обязательно уточните наличие микрофона и необходимых для презентации технических средств сопровождения. Без должной технической подготовки, любая отлично подготовленная речь может провалиться. Позаботьтесь об этом заранее.

Сегодня вы узнали или повторили заново, и избежать типичных ошибок. Желаю вам успехов и благодарных слушателей! Поделитесь своим опытом публичных выступлений в комментариях. Думаю, для многих будет интересно.


P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Для удобства поиска статей воспользуйтесь .

P.P.S.Если статья вам понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

Как подготовиться к публичному выступлению? Как провести его с успехом, и что вообще можно назвать успешным выступлением? Являются ли показателем успешного выступления бурные аплодисменты из зала? Или может показатель хорошего выступления это множество вопросов от аудитории? А может это те самые благодарные слушатели, которые подходят к вам, чтобы пожать руку и поблагодарить за столь яркое выступление? А ответ как обычно лежит на поверхности. Хорошим можно назвать то выступление, с помощью которого вы добились поставленной цели.

Итак, в первую очередь необходимо разобраться с тем, что любая деятельность совершается ради достижения определенной цели. В свою очередь сама цель всегда находится за пределами этой деятельности. Иными словами, никто не полезет на дерево просто ради того, чтобы залезть на дерево. На него обычно если и лезут, то только чтобы срывать плоды. Пример достаточно элементарный, но очень четко передает разницу между процессом и результатом.

Также происходит и с публичными выступлениями. Никто не выступает ради выступления, оно всегда должно иметь какую-то конкретную цель. В рамках данной статьи я приведу последовательные алгоритмы подготовки к публичным выступлениям и расскажу, как определить цель выступления, как оценить аудиторию и как на основании этой информации подготовиться к предстоящему мероприятию.

Как определить цель

Главным элементом подготовки к публичному выступлению является четко поставленная цель. Вы должны сформулировать буквально в деталях – какова цель вашего выступления. Определитесь, что вы хотите получить от аудитории? Вы хотите просто произвести на слушателей впечатление? Или может просто донести до них определенную информацию? Или же каким-то образом обаять публику, чтобы она вас полюбила и запомнила? Что ж, все это хорошо и очень интересно, но опять-таки – с какой целью? Ответ как всегда лежит на поверхности. Ваше выступление должно побуждать аудиторию к какому-то действию. Задайте себе вопрос «Что я хочу, чтобы сделали слушатели после моего выступления?».

  • Если вы политик – они должны проголосовать за вашу кандидатуру.
  • Если вы продавец – они должны купить ваши товары или услуги.
  • Если вы поставщик – они должны заключить с вами контракт.

В рамках данной тематики, актуальным будет следующий пример. Если вы администратор (менеджер) фитнес-клуба, и вы презентуете свой клуб и его услуги перед определенной аудиторией, цель вашего выступления состоит в том, чтобы по его окончании слушатели начали пользоваться услугами клуба. Если вы маркетолог, в ходе своего выступления вы должны убедить начальство выделить средства на проведение рекламной кампании. Если вы выступаете перед вышестоящими должностными лицами или непосредственными руководителями, ваша задача состоит в том, чтобы вас повысили в должности.

Сформулируйте свой вариант в зависимости от вашей задачи. Запишите его на лист и хорошо обдумайте в течение некоторого времени, какие выгоды вы получите, если цель будет достигнута? Четко осознавая то, зачем вы будете выступать и что вам это даст, вы во-первых сможете соответствующим образом составить текст и план выступления, во-вторых, конкретная цель всегда дает силы, вдохновение и энтузиазм для ее осуществления. Причем как в процессе подготовки, так и во время самого выступления.

Как оценить аудиторию


Теперь можно смело приступать непосредственно к подготовительному этапу. Главное запомнить, что целью любого выступления всегда должен быть ответ на вопрос о том, какого действия вы хотите добиться от аудитории. Далее нам необходимо интегрировать вашу цель непосредственно в план подготовки к публичному выступлению. Для этого мы воспользуемся следующей схемой из трех вопросов: кто (что)?; какой (какие)?; что делают (что сделают)?. И заодно я отвечу на вопрос, какой в эту схему заложен смысл.

Мы с вами хорошо знаем, что любой специалист, будь то электрик, программист или врач, прежде, чем приступить к выполнению каких-либо манипуляций собирает исходные данные о предстоящем объеме работ. Электрик оценивает наличие и общее состояние проводки, программист изучает техническое задание, врач обследует пациента. Точно так же и хороший оратор при подготовке к публичному выступлению всегда собирает исходные данные о том, кто будет присутствовать на мероприятии, какими аргументами необходимо будет оперировать и что должна будет сделать аудитория по завершению выступления. А теперь рассмотрим эти вопросы подробнее.

  • Кто будет присутствовать на мероприятии? Этот большой вопрос включает множество более мелких. Кем работают эти люди и каков их уровень достатка? Каков их средний возраст и семейный статус? Каково их хобби и насколько они образованы? Что привело их к вам и чего они ждут от вас? Что хотят узнать, и как планируют поступить с этой информацией? Что их тревожит, а что радует? И в конце концов важно понять, каково их мнение о вас как о специалисте.
  • Какие аргументы будут звучать убедительно? Когда вы владеете информацией относительно того, кто находится в зале и зачем он сюда пришел, вам становится проще оперировать аргументами, так как вы знаете, что перед вами управленческий, менеджерский или младший персонал. Задайте себе вопрос, какие факты могут их заинтересовать, а какие могут оттолкнуть? Какие данные могут воздействовать на аудиторию положительно, а какие отрицательно?
  • Что должны будут сделать слушатели в конце? Это действие стоит на последнем месте, но сам вопрос является отправной точкой в вашем публичном выступлении. Вы должны знать, что вам нужно от аудитории задолго до того, как выйдете к ней со своей речью. Если цель вашего выступления, к примеру, презентовать аудитории выгоды приобретения франшизы вашей сети фитнес-клубов, в конце выступления слушатели должны регистрироваться на ее приобретение.

ОПЫТ. Нередко можно услышать мнение, что в рамках одного мероприятия подчас собирается совершенно разношерстная аудитория. Но такой взгляд на вещи является довольно поверхностным. Сами посудите, если на одном мероприятии собирается достаточно разношерстная аудитория, значит что-то их все-таки объединяет. Ваша задача состоит в том, чтобы понять что именно, а понять это зачастую несложно. Достаточно вникнуть в суть темы выступления.

Как вы могли заметить, вопросы должны стоят в соответствующей последовательности, то есть переходить к описанию следующих, вы должны только ответив на предыдущие. Здесь к слову стоит заметить, что вопросов на самом деле может быть значительно больше. Те, что приведены здесь ставят целью указать вам на базовую тенденцию в их постановке, а импровизация конечно же приветствуется, ведь в зависимости от ситуации, количество таких вопросов, которые вы можете задать самому себе всегда будет варьироваться. Главное в этой модели то, что первый блок вопросов должен описывать аудиторию, второй блок должен описывать способ воздействия на нее, третий блок – желаемую реакцию на ваше выступление. Такая схема отлично подойдет для подготовки к любому публичному выступлению, будь то презентация, мастер класс, воркшоп, семинар либо тренинг.

Как подготовиться к выступлению


Теперь, когда нам уже известен портрет нашей потенциальной аудитории, когда мы поняли, какими аргументами будем на нее воздействовать и какие действия она должна совершить в конце нашего выступления, пора подготовить текст своей речи. Но и здесь не обошлось без подвоха, так как за письменную и устную речь в коре головного мозга отвечают разные отделы, а значит писать и заучивать текст – это определенно не путь к успеху. Заученный текст всегда отчетливо слышен. Он отличается своей характерной монотонностью, от чего звучит довольно неестественно. Именно по этой причине мы в процессе подготовки к публичному выступлению пойдем от обратного.

Не нужно заморачиваться с составлением текста или даже формировать конспект с основными тезисами. Начните с отработки самой речи. Возьмите на вооружение следующий подход. Если тема вам как специалисту хорошо известна, просто берите и начинайте произносить речь так, словно выступление происходит прямо сейчас. В свою очередь, по ходу произнесения речи, структура изложения будет выстраиваться в голове сама собой. Пробуйте. Начинайте говорить и не поправляйте себя, генерируйте речь одним потоком, не прерываясь. Как только дойдете до конца, сразу начинайте заново. Причем важно не мысленно пройти всю речь, а именно проговорить ее вслух. Можно даже негромко, буквально вполголоса. Повторите это действие от трех до пяти раз.

Скорее всего, каждый следующий раз текст будет несколько отличаться от предыдущего варианта, но в этом нет ничего страшного, скорее наоборот, с каждым новым разом, вы будете вспоминать и вставлять в текст интересные речевые обороты, статистические факты или случаи из жизни. На данном этапе не спешите ничего фиксировать на бумаге, просто прогоняйте текст раз за разом. По мере того, как вы будете все лучше и лучше шлифовать речь, начинайте подключать мимику и жесты, чтобы добавить выступлению эмоциональности. Также по мере продвижения к конечному варианту пробуйте засекать время, чтобы научиться вписываться в регламент мероприятия.

Такой своеобразный процесс подготовки требует не только времени, но и места, которое должно быть уединенным. Вы можете произносить речь прогуливаясь по отдаленной аллее парка, вдоль побережья реки или моря, или вообще у себя дома в комнате. С течением времени, практикуя свою речь вы заметите, что текст повторяется практически слово в слово. Такой эффект обычно достигается примерно на третий день практики. Только теперь можно будет записать на бумаге основные тезисы. Их не должно быть слишком много, запишите буквально пять, семь, чтобы не запутаться. Что ж, теперь можно с уверенностью сказать, что вы готовы к выступлению.

ОПЫТ. Довольно часто бывает так, что процесс подготовки к публичному выступлению люди откладывают на самый последний момент. Как только наступает крайний срок и времени на подготовку остается критически мало, мы тут же начинаем суетиться, в надежде сделать все быстро и за максимально короткий срок. Поскольку времени на отработку речи уже нет, приходится быстро набрасывать на бумагу первое, что придет в голову. В итоге такой текст не имеет ни структуры, ни логики, ни смысла и мы приходим к тому результату, что текст и не написан и даже не заучен. Предложенная выше модель не требует значительных усилий и временных затрат на подготовку к выступлению. Ищите тихое место и просто начинайте говорить. Бумага и ручка понадобятся вам лишь в последний момент, если понадобятся вообще.

Заключение

На первый взгляд может показаться, что нет более сложной задачи, чем подготовиться к публичному выступлению, однако если следовать описанным здесь шагам, процесс этот уже не кажется таким непосильным. Вам достаточно всего лишь определить цель вашего выступления, задать самому себе правильные вопросы относительно того, кто ваша аудитория, какими аргументами можно на нее воздействовать и что должны сделать слушатели в конце. Дальше остается только практиковаться, то есть говорить, говорить и еще раз говорить. Причем сначала говорить, а потом только записывать.

Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20-25 мин, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов.

Если материала у вас достаточно, и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана - сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. При подготовке плана необходимо учитывать состав аудитории. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.

Итак, все готово. Но ваша речь не будет иметь успеха, если вы не затратите определенных усилий. В большинстве своем неудачи ожидают тех, кто не утруждал себя подготовкой к выступлению и рискнул, тем не менее, предстать перед публикой. Продумайте все заранее. Начните с того, как вы должны появиться. Ваша походка должна быть ровной. Помните, что любое ваше движение будет моментально замечено. Глядя на вас, слушатели должны почувствовать значимость вашего выступления.

Как выступающий - вы для них личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Научитесь использовать оказываемое вам внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут вашей неудачи.

Малейшая оплошность- и вас перестанут слушать. Если вы начнете запинаться и извиняться, то ваши слушатели начнут сомневаться в вашей компетентности, а также в том, стоит ли вообще вас слушать. Вам необходимо вступить в контакт со слушателями. Все должно происходить так же, как в диалоге, только границы диалога чрезвычайно расширяются. Тем не менее, измениться должна лишь сила вашего голоса, а стиль речи меняться не должен. Так же, как и в диалоге, следует смотреть на слушателей (слушатели должны видеть ваши глаза!).

Следует помнить, что многим нравится, когда обращаются непосредственно к ним. Оратор не должен равнодушно смотреть поверхюдей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели. Иногда полезно остановить взгляд на отдельном слушателе (если заметно его особое участие). Этот контакт глаз желательно укрепить (беглого взгляда часто не достаточно). Обращайте свой взгляд и на нескольких слушателей. Если перед вами большая группа, то выберите слушателей в различных частях аудитории. Не оставляйте без внимания ни одного сектора аудитории, иначе вы рискуете в какой-то ее части потерять всяческую поддержку. Ваш взгляд не должен быть невыразительным, стеклянным.

И вот вы на трибуне. На вас смотрят десятки глаз. Не волнуйтесь, помните слова известного русского судебного деятеля А.Ф.Кони о том, что размер волнения обратно пропорционален времени затраченному на подготовку выступления.

Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи. Выступая, "не гуляйте" около трибуны, потому что слушатели начнут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают, как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.

Помните о выразительности речи. Понятность речи в равной мере страдает от того, что слова произносятся очень медленно или очень быстро. Важно, чтобы четко и ясно была произнесена ударная гласная, неударные гласные существенного влияния на разборчивость речи не оказывают. Выразительная речь способна передать массу оттенков мысли.

Так, Б. Шоу говорил следующее: "Можно сказать 50 раз "да " и 500 раз "нет ", и все они будут нести разный смысл, но написать их можно только однозначно ".

В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2-3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего; особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете.

Никто не может полностью избежать обмолвок, поэтому из-за мелких грамматических оплошностей не стоит вносить поправки. Обмолвки случаются даже у лучших ораторов.

Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы ("дежурные" фразы) типа: "охватить мероприятием...", "уделить должное внимание... ", "в настоящий момент...".

Очень много мучений добавляет выступающим слово "вопрос ": его ставят, заостряют, касаются, тормозят, затрагивают, регулируют, утрясают, проваливают и "утрамбовывают ".

Задумайтесь над своим словарным запасом. Так, по данным психологов, ребенок использует 3600 слов, 14-летний подросток - 9000, взрослый среднего образовательного уровня - 11 700 слов, а человек "повышенной интеллигентности" - до 13 500 слов. Словарь языка А.С. Пушкина составляет 21 200 слов.

Для восприятия звучания и смысла слова требуется не более 1 секунды. Если слова неизвестные, то количество необходимого времени увеличивается. Выступая перед аудиторией, необходимо рассчитывать, что человек "схватывает" звуковую и смысловую сторону речи со скоростью 60-70 слов в минуту. Слушая докладчика, нам иногда приходится выполнять тройную работу: воспринимать мысли оратора; "переводить их на русский язык", если выступающий говорит вяло, невнятно, не выговаривая какие-то звуки; вникать в смысл речи.

Такое выступление слушать очень утомительно: ослабляется внимание, мы перестаем слушать и с нетерпением ожидаем его окончания. Помните об этом, когда сами поднимаетесь на трибуну.

Следует знать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт. Кроме того, необходимо помнить о роли жеста в публичном выступлении. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и вы сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей.

Можно привести один интересный пример. В одну старую церковь постоянно (каждое воскресенье) приходил старый мастер-ремесленник. Он был почти глух, но, тем не менее, регулярно приходил и садился на первую скамейку перед кафедрой. Пастор во время проповеди увлеченно жестикулировал руками, кистями рук, всем телом и говорил для этого слушателя особенно громко. В один прекрасный день проповедник воскликнул: "Но это поистине замечательно, что вы так прилежно посещаете все мои богослужения. Надеюсь, вы поняли все, что я сказал?" - "Господин пастор, - ответил старик, - с пониманием дело обстоит так, что я не понял ни слова, но мне очень нравится на вас смотреть!" Этот пример показывает, что когда вы выступаете, у вас имеются не только слушатели, но и зрители. Однако лишь глухие рады такой чрезмерной жестикуляции.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных фигур жестикуляции не существует. Существуют жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы.

Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: "Что делать со своими руками?" и "Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?". Вопрос целесообразнее сформулировать следующим образом: "Как руки могут мне помочь?"

С помощью рук можно показать размеры предмета, указать на какие-либо предметы, подчеркнуть важность сказанного. Иными словами, пользуйтесь руками для создания образов своих идей. При этом необходимо считаться со следующими правилами.

1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности.

2. Локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать не значительность и слабость вашего авторитета.

3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное - начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Готовясь к выступлению, не забывайте о жестах, так как они – это тот язык, который понятен всем. И если сами точки и запятые не могут заменить слова, то незначительный жест понятен и без слов. Жесты - первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ

ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Студентка экономического факультета группа ЗЭ-101

Кравченко А.Д.

Преподаватель Трубина Ольга Борисовна

I. Введение

публичное выступление речь

« Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний ».

При подготовке к любому устному выступлению следует придерживаться ряда советов и рекомендаций, которые выработала риторика на протяжении многовекового развития.

Ораторская этика, основанная на уважении к слушателю, подразумевает необходимость ценить не только свое, но и чужое время.

Всякий оратор хочет, чтобы его слушали, но отнюдь не всякий может поставить себя на место своего адресата и подумать о том, действительно ли его речь достойна внимательного отношения.

История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщательно готовясь к своим выступлениям.

Д. Корнеги утверждал, что « многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь ».

Демосфен говорил: « Я провожу много часов в уединенной работе из уважения к своим согражданам, ибо кто не усерден в подготовке, тот высокомерен к слушателям и приобретает успех более обманом, чем заслугами ».

Речевое мастерство, ораторское искусство - это совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории. Нужно не только подготовить речь, но и научиться свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестами, мимикой и безошибочно реагировать на поведение слушателей.

II. Этапы подготовки речи

Можно выделить две фазы подготовки речи:

Докоммуникативная - тоесть подготовка к выступлению;

Коммуникативная - взаимодействие с аудиторией.

1). Любое выступление начинается с определения темы речи, независимо от ситуации выбора. Выступающему может быть дана

конкретная тема, или же он выбирает её сам, но в любом случае, она должна представлять интерес для него самого, а также его слушателей.

Выбрав тему, нужно подумать о её формулировке. Название должно быть четким, ясным и по возможности кратким, отражающим содержание выступления и привлекающим внимание, затрагивать интересы тех, для кого предназначена.

Длинных, общих формулировок, а также названий тем включающих незнакомые (например иностранного происхождения) слова, следует избегать, так как это может вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

Готовиться к выступлению необходимо загодя, чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен.

Выступающий также должен ясно представлять для чего и с какой целью он произносит речь, и какой реакции слушателей добивается.

Существует старая немецкая поговорка: « Кто не знает, куда идет - никуда туда не придет ».

Чтобы выступление достигло цели, задайте себе несколько вопросов: для кого? Для чего? Что должны уяснить слушатели?

Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.

В зависимости от основной цели выступления различают следующие виды речи:

1). Информационные (повествовательные, объяснительные, описательные).

2). Агитационные (воодушевленные, убеждающие, побуждающие к действию).

3). Развлекательные.

4). Сокровенные.

Определив цель выступления можно сформулировать его основную идею и название. Выбор цели и основной идеи выступления определяет стратегию всей дальнейшей работы.

Задача выступления = цель + основная идея.

Задача выступления состоит в том, чтобы как можно лучше удовлетворить потребности аудитории.

Чувство аудитории - это качество которое непременно должен развивать в себе каждый выступающий.

Перед выступлением, нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

Возраст

Уровень образования

Профессия

Цель прихода людей на выступление

Уровень заинтересованности в теме

Уровень осведомленности в данном вопросе

Все это будет дополнительной гарантией от ошибок, в частности, от ошибки в виде расчета на некоего так называемого « среднего слушателя ». Иначе говоря, выступающий должен проявить заботу о соответствии своего выступления потребностям и интересам слушателей, а также их возможностям.

Можно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

Каждому, кто готовиться к выступлению, важно развивать в себе навыки наблюдения за аудиторией, учиться налаживать и поддерживать контакт с ней. Можно соблюдать некоторые правила, которые в этом помогут:

Выработать привычку смотреть на слушателей, переводя взгляд от одного к другому, переходя от одной группы слушателей к другой, если это возможно.

Фиксировать все реплики, отвечать на которые не обязательно.

Не превращать выступления в «игру вопросов и ответов»

Не делать замечаний слушателям и т.д.

Место выступления - очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

Когда выбрана тема, определена цель и основная идея выступления, проведена предварительная оценка аудитории, намечаем план и начинаем подбор материала.

Выступление без плана, это как путешествие без карты. План должен последовательно раскрывать тему, помочь без труда понять логику изложения, облегчает изложение материала. План составляется заранее. При отборе материала, из:

Официальных документов

Научной, научно-популярной литературы

Справочной литературы: энциклопедии, словари (толковые, иностранных слов, орфографические и др.), сборники, таблицы;

Художественной литературы

Статей из газет и журналов

Передач радио и телевидения

Собственных знаний и опыта

Бесед, интервью

Отбор. Его итог - список литературы, чтобы отобрать самые подходящие книги, познакомиться с оглавлениями, аннотациями и т.д.

Ознакомление. Его итог - разметка материла в разных источниках сбора информации. На этом этапе уточняется предварительный план.

Изучение. Его итог - выписки из источников по вопросам предварительного плана.

Сбор материала по теме предстоящего выступления - трудоемкий этап подготовки к выступлению, но именно он во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, осмысливает материал, выясняет основные проблемы, возникающие при раскрытии темы.

Появляются сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли.

Настоящая подготовка к выступлению, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли.

Д. Корнеги: « Готовиться - это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовать их, располагать в определенном порядке ».

Важнейший вопрос, который возникает при подготовке публичного выступления,- обязательно или нет составлять письменный текст речи. Это спорный вопрос, кто-то придерживается обязательного предварительного написания ибо « лишь с помощью писания можно достигнуть лекторской речи », - уверял римский ритор Квинтилиан, а вот общепризнанный мастер судебной речи Кони, говорил обратное: « Я никогда не писавший речей предварительно…»

А между тем, подготовка письменного текста имеет много преимуществ.

Речь можно проверить, исправить, её легче запомнить, и в конце концов написанный текст позволяет выступающему избежать повторений, запинок, делает речь более уверенной.

После написания безусловно легче репетировать для того, чтобы выйдя на трибуну не читать текст с листа, а говорить свободно, что дает больше шансов оратору найти понимание в аудитории.

Конечно можно и допустимо выступать с некоторой опорой на текст. Используя при этом документы, цифры, цитаты, фотографии или схемы, которые делают материал более понятным, наглядным, убедительным и запоминающимся.

Но это не значит, что вспомогательного материала должно быть много, включать нужно только то, что раскрывает и подтверждает основную мысль.

III. Построение выступления

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры…

Нужно подумать, как правильно расположить весь этот материал, и в какой последовательности его излагать. С чего начать? Как предложить? Чем закончить? Как завоевать внимание слушателей и более того, удержать его до конца выступления. Потому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Композиция - лат. compositio, означает « составление, сочинение ».

В современной литературе, имеет несколько значений:

Композиция - 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. 2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. 3. Теория сочинения музыкальных произведений. 4. Материал, полученный в

результате комбинирования разнородных компонентов (спец.) / С. И. Ожегов, И. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1993 /.

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношения его отдельных частей и отношения каждой части ко всему выступлению как единому целому. Можно также употреблять близкие по смыслу слова построение или структура.

Рассмотрим три основных композиционно - логических частей публичной речи - вступление (или введение), основная часть и заключение (или выводы). Определим функции каждой из частей и задачи говорящего на каждом этапе:

А) Вступление - необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы.

Заинтересовать не только интеллектуально, но и эмоционально, показать что предмет речи актуален для всех присутствующих и лично для каждого.

На вступление отводится 10-15% времени всего выступления.

Не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытный или не представляете себе тему;

Обратитесь к важности темы для слушателей;

Задайте хороший риторический вопрос, это привлекает внимание, активизирует мысль;

Используйте цитату - остроумную, уместную - или пословицу, это помогает установлению контакта с аудиторией. Можно обратиться к историческому или литературному примеру.

Результатом вступления должны быть: любопытство слушателей, внимание и расположенность к выступающему и к будущей теме.

Б) Основная часть - в ней излагается сама тема. Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности. Позиции речи должны быть связаны и логически вытекать одна из другой.

« Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой,- утверждал М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия».

Второй принцип композиции - усиление воздействия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал.

Третье требование композиции - экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал. Для выполнения этого требования, выступающий должен определить, каким методом изложения материала он будет пользоваться. Существуют следующие основные методы изложения материала:

Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь от частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Выступающий начинает речь выдвигая какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Этот метод используется в выступлениях пропогандистского характера.

Метод аналогии - сопоставление различных явлений, фактов, событий. Параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это

способствует пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы поднимаемой оратором.

Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую - либо проблему, выступающий уже к ней не возвращается.

Исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

На практике эти методы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления, и позволяют сделать структуру основной части произносимой речи более оригинальной и нестандартной.

Оратору необходимо не только убедить в чем - то аудиторию, но и повлиять на нее, вызвать ответную реакцию. Поэтому при работе над композицией, следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положениях и воздействиях на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические - к чувствам.

Следующий четвертый принцип композиции - принцип усиления - суть которого в постепенном нарастании значимости, веса, убедительности аргументов. Самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Нарушение принципов композиции может привести к ошибкам:

Наличие ненужных частей и деталей, не ведущих к раскрытию темы, затрудняет восприятие выступления;

Неоправданная неравномерность частей:

Затянутое выступление;

Скомканный конец;

Недостаточное внимание основному вопросу, в сравнении с второстепенным.

Некорректность изложения:

Нарушение соответствия между общими теоретическими положениями и фактами;

Неподкрепленность теоретических рассуждений ссылками на реальные обстоятельства.

Уход от основной темы:

Увлечение деталями;

Привлечение фактов, положений, лежащих в стороне от достижения цели.

Отсутствие четких выводов по разделам изложения.

Отметим некоторые уловки оратора для привлечения внимания аудитории:

Логическая организация речи (последовательность, обоснованность). Выступающий ведет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы рождаются в процессе совместного поиска.

Проблемная ситуация - подача фактов или идей в противопоставлении, слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором все время раскрывается новое содержание.

Доступность - включение терминов, примеров, наглядных пособий, делает выступление более доступным и доходчивым;

Выразительность - меняющаяся интонация, красочные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения;

Провокационность - заявление чего - либо, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно повышает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам;

Сопереживание - описание событий, затрагивающие чувства и интересы аудитории;

Непринужденность - приглашая к совместному размышлению и разговору;

Убежденность и эмоциональность - заразить слушателей искренним отношением к теме;

Умеренный темп речи - чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей, усваивали, а если есть необходимость и записывали;

Паузы - для осмысления сказанного или возможности задать вопрос;

Юмор - позволяет слушать выступающего долго, вызывает движение в зале, улыбки.

Главные показатели взаимопонимания между говорящим и слушателями - положительная реакция на слова выступающего,

внешнее выражение внимания слушателей (их поза, взгляд, кивки головой и т.д.), «рабочая» тишина в зале.

На основную часть отводится примерно 60 - 65 % времени выступления.

В) Заключение.

Заключение - это « генеральный штурм » аудитории, логическое завершение повествования.

Основные задачи заключения - дать возможность слушателям припомнить все, о чем говорилось, здесь нужно повторить самое главное, причем с усилением. Пролистать речь на слух, как книгу.

Активизировать аудиторию. Косвенный итог всего выступления можно подвести воспользовавшись цитатой или образом, отражающим главную идею всего сказанного.

Никаких новых сведений, новых мыслей в заключении звучать не должно, это мучительно и раздражает аудиторию.

Важно чтобы заключение звучало бодро, внушало слушателю надежду и оптимизм, даже если речь была посвящена сложной теме.

Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Рекомендуется:

Не заканчивать выступление шуткой, так как это вызывает впечатление несерьезности;

Не допускать в заключении многочисленных добавлений, как например: «заканчивая, я бы хотел(а) сказать…» и т.п.

На заключительную часть отводится примерно 20 - 25 % времени выступления.

IV. Выводы

Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений, навыков, среди которых очень важными являются:

Знания основных социальных и психолого - педагогических особенностей процесса публичной речи;

Умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;

Умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;

Умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию;

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок.

Пренебрегать этими знаниями - значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнеги Д., «Как овладеть навыками ораторского искусства», М., 1997

2. Баева О.А., «Ораторское искусство и деловое общение» Учебное пособие.- 2-е изд., исправл.- Мн.: Новое издание, 2001. -

3. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М., Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1998. -

4. Л.А. Введенская, Л.Г.Павлова «Культура и искусство речи». Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1995г.-

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Подготовка к выступлению: определение темы, формулировка цели, составление плана и композиция, подбор литературы. Характеристика основных методов изложения материала. Личность оратора, приёмы управления аудиторией. Самоорганизация публичного выступления.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Сущность и этапы публичного выступления. Анализ ошибок начинающего оратора. Определение темы и цели выступления. Оценка аудитории и обстановки, выбор места. Управление голосом и скоростью речи, подбор фраз. Правила оптимального поведения докладчика.

    презентация , добавлен 12.11.2013

    Структура публичного выступления, формулировка его темы и цели. Основные части публичной речи. Типы речи и способы раскрытия тем. Подготовка публичного выступления. Основные приемы поиска материала. Характеристика аргументов, их виды и доказательство.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2015

    Внешний облик лектора: внешность, манеры, поза, жесты. Композиция речи в теории ораторского искусства. Организация материала лекции, составление плана. Методы изложения материала. Приемы привлечения внимания аудитории. Недостатки композиции лекции.

    реферат , добавлен 14.09.2010

    Главные составляющие выступления. Подготовка речи: выбор темы, цель выступления. Структура ораторской речи. Способы подготовки публичного выступления. Логические и интонационно-методические закономерности речи. Особенности речевого этикета, имидж оратора.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    История зарождения и развития риторики в Древней Греции эпохи Афинской демократии. Основные особенности устного публичного выступления. Этапы подготовки оратора к выступлению. Факторы, влияющие на эффективность общения. Взаимодействие оратора и аудитории.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2012

    Понятие публичного выступления и подготовка к нему. Способы завоевания и удерживания внимания аудитории. Начало и завершение выступления. Понятие групповой дискуссии. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи - условия делового общения.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Подготовка к конкретному выступлению, работа на докоммуникативном этапе. Оценка обстановки и состава слушателей. Структура ораторской речи. Основные нормы публичной речи. Значение логических законов для оратора. Техника произношения и дикция оратора.

    реферат , добавлен 15.02.2013

    Оратор как мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Структура и особенности ораторской речи, ее целостность и композиция. Подготовка к публичному выступлению и его репетиция. Композиционно-стилистическое оформление ораторской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Мастерство публичного выступления - умение использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Распространенные ошибки ораторов. Правила успешного публичного выступления: подготовка речи, место выступления, одежда, мимика и жесты.

Влияние и власть. Беспроигрышные техники Парабеллум Андрей Алексеевич

Зачем готовиться к выступлению

Перед любым лидером рано или поздно встает вопрос о подготовке к выступлению перед живой аудиторией. Чтобы подготовиться к нему, существует три подхода: 1. классический; 2. без подготовки; 3. современный с дополнениями, которые диктует нынешний день.

Андрей Парабеллум очень любит рассказывать историю, как однажды в Торонто он пригласил на свой тренинг одного крутого спикера. И когда этот спикер шел к сцене, то на ходу кинул фразу «Что бы им такое сейчас рассказать…». У тех, кто это слышал, сложилось впечатление, что человек совсем не готовился. А когда он вышел и начал вести классную речь, то все его слушали, открыв рты.

Сам Андрей также обладает определенной уникальной технологией, которую можно назвать «выступление с колес». Если ему позвонить, когда он летит в самолете, и сказать, что через 2–3 часа он должен выступать, то, прилетев к месту назначения, он легко выступает хоть час, хоть два, хоть три. Это есть принцип «не готовиться». Но чтобы так выступать, нужен огромный жизненный опыт.

Многие молодые ораторы в начале своей карьеры пытаются подражать таким людям. Но поймите, что первоклассными ораторами не рождаются, ими становятся. А становление прежде всего вымученно жизненным опытом, а не прочитано где-то в книгах. Помимо этого у вас должна быть высокая эрудиция. Вы должны пропустить через себя большое количество информации.

И как только сливаются в одно целое высокая эрудиция, огромный жизненный опыт и не менее огромный опыт выступлений, тут же появляется на свет величайший оратор. Но это быстро не происходит, и у меня так не получается. Если я хочу сделать хорошо и качественно, то я не делаю быстро.

Что происходит, если человек, не обладая большим жизненным опытом, эрудицией и большим опытом выступлений, пытается сделать то, что делают великие? Он занимается пустословием. Почему я говорю, что я так не умею? Молоть языком и качественно выступать - это разные вещи. Молоть языком - это дорого продавать воздушные шарики. И какими бы красивыми ни были бы эти шары, это все равно воздух. Это ни о чем.

Просто так трепаться на практически любую тему мне не представляет особого труда. Но при этом я не могу дать людям какую-то ценность. Когда вы перед кем-то выступаете, пытаясь продвинуть свою идею, будь-то начальник или какая-то аудитория, вы обязательно должны дать серьезную смысловую нагрузку. Это очень важный момент. Как это делать, приведу пример.

Допустим, вы приходите к руководителю и говорите, что вам для работы нужно еще два новых ноутбука. В подобной ситуации руководитель обычно просит обосновать ваше предложение, то есть дать ему смысловую нагрузку. И если вы пришли с такой просьбой не готовясь, не имея смысловой нагрузки, то в конечном счете вы получите от ворот поворот.

Совсем другое дело, когда вы приходите подготовленные к такой беседе и говорите следующее: «У нас производительность труда такая-то, но если мы внедрим в работу еще два ноутбука, то наша производительность труда увеличится на столько-то. В течение недели мы сможем отбить стоимость ноутбуков и, соответственно, дальше начнем зарабатывать». На такой разговор проще вестись, потому что есть смысловая нагрузка.

Те люди, которые пытаются подражать крутым спикерам, идя на выступление без подготовки, как ораторы долго не живут. Я адекватно смотрю на мир, трезвыми глазами, поэтому подобный вид подготовки рассматривать с вами не буду, потому что большинство людей, читающих эту книгу, скорее всего, сегодня не обладают настолько богатым опытом выступлений, чтобы «выступать с колес».

Из книги Персональный бренд. Создание и продвижение автора Рябых Андрей Владиславович

20 советов для подготовки к публичному выступлению 1. Выберите мероприятие. Принимайте участие только в тех мероприятиях, которые помогут вам в достижении вашей цели, будь то получение статуса эксперта или повышение узнаваемости для своей аудитории. Внимательно изучите

Из книги Матрица перемен. Как повысить эффективность изменений в компании автора Замышляев Олег

Подготовьтесь к выступлению Готовясь сообщить людям о переменах, руководитель зачастую опасается, что ему будут заданы «неудобные» вопросы и сразу последуют реплики, которые будут противоречить изменениям.Опыт показывает, что если вы согласны с приведенными ниже

Из книги Управление проектами для "чайников" автора Портни Стэнли И.

Готовиться к подведению итогов нужно в течение всего проекта Готовиться к обсуждению итогов нужно с самого начала проекта, на протяжении всех его стадий (см. определение и описание стадий проекта в главе 1).Стадия замысла Определите всех распорядителей проекта, т. е.

Из книги Утерянное искусство красноречия автора Доуиз Ричард

Из книги Ctrl Alt Delete. Перезагрузите свой бизнес и карьеру, пока еще не поздно автора Джоэл Митч

автора Зобнина М. Р.

Зачем мне PR? PR – всего лишь один из инструментов достижения бизнес-цели. Причем такой же, как продажи, маркетинг и многое другое. К некоторым задачам он прекрасно подходит, а иногда его, наоборот, не стоит применять. Но перед тем, как начать, вам в любом случае нужно ответить

Из книги Стартап-гайд. Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес автора Зобнина М. Р.

Не надо готовиться к масштабированию заранее Пожалуй, не стоит даже особо о нем думать. Часто стартапы начинают прикладывать усилия прямо со дня основания: покупают серверы, планируют разработку в ожидании того момента, когда под клиентами ляжет сайт, а продажники

автора Поузен Роберт

Из книги На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов автора Поузен Роберт

Из книги Разговор по существу: искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего автора Скотт Сьюзан

автора

Как подготовиться к выступлению самостоятельно В своей жизни я провел достаточно много выступлений и в конечном счете пришел к единственно верному решению - не писать речь полностью на бумагу, а писать только тезисы. Когда я выхожу на публику, я не читаю по бумаге, а

Из книги Влияние и власть. Беспроигрышные техники автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Портрет клиента, или что надо знать о целевой аудитории, готовясь к выступлению Современный метод подготовки диктует готовить выступление, опираясь не на цель, а на целевую аудиторию. В стандартных схемах ораторства на это никогда не делался упор. И сегодня невозможно не

Из книги Больше денег от вашего бизнеса: скрытые методы увеличения прибыли автора Левитас Александр

Из книги Прорыв в бизнесе! 14 лучших мастер-классов для руководителей автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Зачем вам бизнес Часто люди начинают свой бизнес, когда им плохо в чужом. Появляется мысль: «Я могу делать то же самое, но лучше!»Человеку кажется, что сам он сможет лучше чинить компьютеры, делать фотографии или заниматься каким-то другим делом.В принципе, в этом нет ничего

автора Энковиц Нэнси

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: