Мамаева развитие речи и познавательных способностей. Закрепляющий этап развития речи и познавательных способностей у детей с онр через рисование и лепку

В этой статье:

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста необходимо начинать в период с 3 до 5 лет - это наиболее подходящее время. Именно на этом этапе жизни важно мотивировать малышей к развитию сразу в нескольких сферах деятельности. Живой познавательный интерес поможет ребятам в дальнейшем проявить себя успешными учениками в школе, станет залогом эффективной деятельности в любом направлении.

Развитие познавательных способностей у детей будет способствовать развитию у них интеллекта и становлению гармоничной целостной личности. Особенно это важно, когда речь идёт об одарённых интеллектуально и творчески детях, демонстрирующих с раннего дошкольного возраста активное стремление к исследованию и познанию окружающей среды. Такие малыши не могут смириться с ограничениями исследовательской деятельности, и именно это их отличает от обычных ребят в первую очередь.

Самый эффективный способ ускорить развитие личности - это поддержание у детей дошкольного возраста искреннего интереса к миру, который будет проявляться в познавательной активности и желании постоянно и с удовольствием чему-то учиться.

Каждый малыш, появляясь на свет, уже имеет врождённую познавательную направленность. Именно за её счёт у него получается адаптироваться в незнакомых для него условиях жизни.

По мере роста и развития крохи познавательная направленность перерождается в познавательную активность, и ребёнок внутренне
готовится к ведению активной познавательной деятельности.

Эта готовность проявляется в ряде поисковых действий, большая часть которых связана с желанием получения новых эмоций и впечатлений. Чем старше становится дошкольник, тем более активной будет его познавательная деятельность, в рамках которой и будет происходить развитие познавательных способностей.

Линии развития интересов

Выделяют две линии развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.


Для дошкольников характерен разный уровень и направленность познания в зависимости от их возраста.

Начало дошкольного возраста. Главный объект познания - это предметы в пределах доступа детей и действия с ними. Для ребёнка на этом этапе жизни важно познавать мир по мере знакомства с предметами и исследования их функций. Стимулировать развитие познавательных способностей на этом этапе можно путём постоянной смены предметной сферы в окружении крохи.

Ранний дошкольный возраст. На этом этапе жизни дети уже имеют определённый жизненный опыт, часто основанный на не связанных между собой представлениях и знаниях. Именно в этот период малыш учится эстетическому восприятию окружающей среды, у него совершенствуется развитие основных познавательных способностей, среди которых восприятие и ощущения.

Середина дошкольного возраста. В этом возрасте развитие познавательных интересов ребёнка переходит на новый уровень, отчасти благодаря совершенствованию речевых навыков. Дети не только лучше доносят информацию – они
её лучше понимают, усваивают и анализируют. Активно пополняется словарь малыша.

Завершение дошкольного возраста. На этом этапе жизни развитие познавательных интересов дошкольника связано с познанием мира взрослых. Малыши начинают проявлять такие качества, как заботливость, сочувствие, доброта; появляются способности классифицировать получаемую информацию, делать сложные логические заключения, сравнивать, анализировать, обобщать.

Информация об окружающей среде, накопленная к этому времени, станет основой для развития познавательной сферы в дальнейшем.

Условия развития процессов

Чтобы поддерживать интерес у детей дошкольного возраста на стабильно высоком уровне, необходимо подготовить соответствующую для этого базу, в которую должны входить:

  • подходящие внешние условия для получения новых впечатлений и ведения разного рода деятельности;
  • сбор практического опыта, позволяющего упростить производимую деятельность за счет понимания процесса.

Кроме того, поддерживать познавательный интерес у детей дошкольного возраста
можно, воспитывая в них положительное отношение к предмету или деятельности и мотивируя этим заниматься. Добиться этого можно следующими способами.

  1. Создавая положительное отношение к деятельности на базе положительных эмоций к процессу, объекту, а также с помощью поощрения, одобрения, веры в силы малыша. Чем больше новая деятельность будет перекликаться с уже устоявшимися интересами, тем проще будет положительно настроить дошкольника по отношению к ней.
  2. Создавая положительное отношение к деятельности того или иного рода за счёт формирования понимания её значимости, как в личном плане, так и в общественном. Рассказы взрослых о том, насколько важной является та или иная деятельность, с демонстрацией её результатов помогут ребёнку заинтересоваться ей по-настоящему.

Влияние познавательной деятельности на процесс развития познавательных способностей

Важно понимать, что на развитие познавательных способностей у малышей дошкольного возраста влияет постоянное желание контактировать с окружающей средой, получать новые впечатления, решать интересные задачи. Развитию малыша в этой сфере будет способствовать
предоставление ему возможности активного изучения окружающего мира с воздействием на него.

От того, насколько малыш будет активен в творческом поиске, будет зависеть развитие его познавательных способностей, приобретение новых знаний.

Чтобы исследовательское обучение действительно стимулировало развитие познавательных интересов, необходимо:

  • научить детей самостоятельной работе без использования памяток и подсказок;
  • поощрять инициативу малышей;
  • не пытаться делать за них работу, которая им под силу;
  • не судить строго и поспешно;
  • направлять процесс усвоения знаний у детей;
  • помогать дошкольникам выявлять связи между явлениями, предметами и событиями;
  • стимулировать у них желание решать проблемы без помощи взрослых;
  • учить малышей управлять информацией, анализируя, классифицируя, синтезируя и обобщая данные.

Правильный подход к детям дошкольного возраста на предметных занятиях позволит ускорить развитие мышления, речи, кругозора и других познавательных способностей.

Нужно принимать во внимание, что дети могут работать как в небольших группах, так и индивидуально. В небольших группах у малышей появляется больше возможностей для развития во всех отношениях, в том числе за счёт решения возможных всплывающих трудностей сообща.

Показатели познавательной деятельности - это:


Важно, чтобы действия детей дошкольного возраста в этом направлении всегда завершались успехом. Только в этом случае можно будет говорить о появлении окрашенных яркими эмоциями новых знаниях.

Познавательные способности, или Что должны уметь дошкольники

Малыши на каждом из этапов дошкольного возраста могут осваивать новые навыки. К окончанию дошкольного возраста судить о том, что развитие познавательных способностей протекает успешно, можно будет по следующим достижениям:


Чем больше малыши дошкольного возраста будут иметь возможностей для экспериментов, тем активнее у них будет протекать развитие познавательных способностей. Важно, чтобы дети научились строить собственные умозаключения на основании работы над упражнениями, делая выводы, проводя эксперименты, проверяя собственные теории на практике.

Пользуясь специальными методическими материалами, стимулирующими развитие дошкольника, нужно следить за тем, чтобы они отвечали уровню ребёнка на момент занятий. Завышенные требования к малышу могут стать причиной снижения интереса к деятельности.

Кроме того, нужно помнить, что игры и упражнения, направленные на развитие познавательных способностей малыша, обязательно должны быть построены на личном примере взрослых. Только подражая старшим, дети в дошкольном возрасте научатся чему-то новому.

Задания для развития дошкольников

Ниже несколько вариантов заданий, с помощью которых можно положительным образом повлиять на развитие познавательных интересов у малышей дошкольного возраста.

  1. Пусть ребёнок посмотрит на картинку с животными, изображёнными в паре с детёнышами. Задание для малыша – найти животное, у которого не будет детеныша, и дорисовать его после выяснения подробной информации об изображённых на картинке животных.
  2. На картинке изображены объекты, которые ребёнку нужно будет рассмотреть и сравнить с геометрическими фигурами, на которые они больше всего похожи. Так, например, озеро - это круг, гора - треугольник, и так далее.
  3. Для развития фантазии и мышления ребёнку предлагают из рисунков с предметами и животными выбрать один, после чего представить себя предметом или животным с этого рисунка и описать один день из жизни этого объекта во всех подробностях.
  4. На рисунке изображены объекты: насекомые, птицы, животные, растения, предметы и пр. Задание для малыша - выделить живые и неживые объекты, после чего разбить их на отдельные подгруппы.

В заключение отметим, что на развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте сильно влияет поддержка и похвала взрослых. Адекватная похвала подкрепит мотивацию малыша. В повседневной жизни такой ребёнок будет смело использовать полученные знания, получая удовольствие от процесса и результата.

ПРОГРАММА КУРСА

«Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления, коммуникативных и познавательных способностей дошкольников»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они моги проявить свои дарования, - это умное руководство. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать. Исходя из педагогического опыта многих учителей, мы приходим к выводу, что одним из сложнейших предметов, вызывающий наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе - еще и чтение.

Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по-возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе. Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы. Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности. Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно, не умеющему читать ребенку, осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования.

Цель курса: создать развивающую среду для будущих первоклассников, ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению в школе, способствующих воспитанию гуманной, социально-активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества, развивать творческие способности ребёнка.

Основные задачи курса:

    Развивать логическое и творческое мышление;

    Формировать, расширять и обогащать словарь ребёнка;

    На основе краеведения и национально-регионального компонента воспитывать любовь к своему родному краю, семье, к окружающей природе;

    Формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

    Формировать потребности в здоровом образе жизни;

    Расширить и обогатить кругозор дошкольников;

    Помочь будущим первоклассникам адаптироваться в школьной жизни;

Актуальность данного курса подготовки к школе состоит в том, что она даст возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему).

Данный курс содержит три комплексных блока по 15 часов каждый:

    начальный курс математики;

    развитие речи и обучение грамоте;

    развитие коммуникативных и познавательных способностей.

В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.

Программа предусматривает использование разнообразных форм работы : занятия-игры, экскурсии, обзорные прогулки. Уместно использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. (приложение 1).

Продолжительность занятия с ребенком 6,6--7 лет не должна превышать 30 минут, поэтому занятия будут проводиться 1 раз в неделю (суббота) по 30 минут на каждый из блоков с 30-ти минутным перерывом. Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволит превратить учение в увлечение. Предполагаемый состав предшкольной группы: дети с разным уровнем социального развития, посещающие и не посещающие дошкольные учреждения.

К концу курса блок «Начальный курс математики» даст возможность :

    познакомиться дошкольникам с элементарной числовой грамотностью, начальными геометрическими представлениями;

    формировать ориентировочные понятия: в пространстве и во времени;

    устанавливать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

    развивать речь: умение описать свойства предмета, объяснение сходства и различия предметов, обосновывать свой ответ;

    развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

    развивать наглядно -образную, словесно-логическую и эмоциональную память;

    научиться устанавливать равночисленность предметов с помощью составления пар;

    развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);

    научиться пользоваться линейкой, ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи;

    изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с использованием наглядности;

    раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,

    научиться слушать и выполнять работу самостоятельно.

« Развитие речи и обучение грамоте» должно обеспечить :

    формирование умения конструировать изученные буквы;

    взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

    условия для формирования речевой культуры общения человека, обогащения словаря учащихся, осознанного говорения на заданную тему перед классом (отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях);

    интерес к учебным занятиям;

    условия для развития фонематического слуха, понимания элементарных понятий о звуко-буквенном анализе слов.

«Развитие коммуникативных и познавательных способностей» поможет:

    интенсивно развивать виды речевой деятельности: умения слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

    расширить и уточнить представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, экскурсионных поездок.

    повысить уровень детской активности и самостоятельности, способствующих умственному и речевому развитию;

    воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;

    познакомить учащихся с историей нашей Родины (региона);

    познакомить с мерами противопожарной безопасности;

    формированию потребностей в здоровом образе жизни;

Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.

Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка.

Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее. (Приложение 3) Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами.

Основой математического блока является формирование и развитие у дошкольников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания. Эти приемы можно формировать через:

Организацию деятельности дошкольников;

Способы познания, которые становятся достоянием ребенка, характеризуют его интеллектуальный потенциал и познавательные способности.

В результате, интеллектуальная деятельность ребенка входит в различные соотношения с другими сторонами его личности: направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, а значит характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее деятельности.

Начальный курс математики включает в себя задания трёх направлений: арифметического, геометрического, а также логических задач и заданий. Первые два направления--арифметический и геометрический являются основными носителями математического содержания курса. Третье выстраивается на базе двух первых, направленных на развитие познавательных процессов, среди которых наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.

Для развития пространственного мышления, воображения дошкольников полезно вводить геометрические упражнения, выполнение которых способствовало бы полноценному восприятию пространства, формированию пространственных представлений. Очень важно на занятиях использовать:

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности,

- игры на развитие внимания;

- игры на развитие воображения;

- игры на развитие логического мышления. (Приложение 4)

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. (приложение 2)

В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий, которое можно изменить в зависимости от более или менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений и навыков.

Для реализации данной программы необходимо оборудовать класс мультимедийным оборудованием, аудиотехникой, мелками разного цвета, альбомами для рисования

ПЕРВЫЙ БЛОК «НАЧАЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ»

Тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов, дата

1. Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению. Игра: «Составим узор».

2. Различие предметов по форме и размеру, составление из кругов, квадратов, треугольников (геометрических фигур) других геометрических фигур, а также рисунков.

3. Знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «большой», «маленький», «сколько». Игры: «Угадай загадки Буратино», «Почини одеяло», «Магазин»

30 мин.

1. Закрепление представлений «выше-ниже» «больше-меньше», «длиннее-короче», «легче-тяжелее». Игры; « Где чей дом?», «Заполни квадрат»

2. Упорядочивание предметов по различным признакам.

3. Ориентирование по клеткам. «Котёнок»

30 мин.

1. Развитие речи детей, работа над пространственными преставлениями «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка».

2. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей. Игра: «Муравьи»

3. Повторение счета. Обучение детей приемам сложения и вычитания чисел 2,3. Игры: «Составь поезд», «Поросята и серый волк».

30 мин.

1. Счет, порядковые числительные. Учить ребенка рассуждать.

2. Развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «слева», «справа», «левее», « правее», «между».

3. Обучение детей приемам сложения и вычитания чисел 2, 3, 4. Игры: «Составь поезд», «Примеров много - ответ один». Развитие наблюдательности и внимания.

30 мин.

1. Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти. Игра: «Конструктор», «Робот» Развитие памяти и наблюдательности

2. Формирование навыков сложения в пределах 10. Закрепить знания состава чисел первого десятка. Игры: «Дополнение», «Молчанка», «Цепочка», «Торопись, да не ошибись»

30 мин.

1 Обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам. Формирование числовых и пространственных представлений у детей Игры: «Построй домики». «Построй аквариум»

2. Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа. Учить детей приему сложения и вычитания по одному. Воспроизведение приема сложения и вычитания единицы по памяти. Игры: «Цепочка», «Маятник», «Рассели ласточек»

3. Ориентирование по клеткам. «Робот»

30 мин.

1. Формирование пространственных представлений детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «слева», «справа», «между». Игра: «Построим гараж».

2 Формирование навыков счета кругов, квадратов, треугольников. Игры: «Составь поясок», «Найди карточку»

3. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10. Игры: «Арифметический бег по числовому ряду» «День и ночь», «Математическая рыбалка». «Лучший летчик», «Самый быстрый почтальон», «Глаз-фотограф», «Каждой игрушке свое место», «Лучший космонавт», «Математический футбол»

30 мин.

1Закрепление понятий «вверх», «вниз», «направо», «налево», «справа налево», «слева направо».

2. Развитие внимания, наблюдательности у детей. Игры: « Лучший разведчик», «Фигуры высшего пилотажа», «Откуда и чей голос?», «Правила движения».

3. Классификация фигур по цвету, форме и величине. Игра: «Дерево». Ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности. Игра: «Выращивание дерева».

30 мин.

1. Составление пары предметов. Сравнение группы предметов.

2. Развитие воображения детей. Игры: « Вершки и корешки», «Составим поезда», «Построй домик из данных фигур». Игра «Танграм»

3. Закрепление состава чисел первого десятка. Закрепление знаний о составе числа. Игры: «Диспетчер и контролеры», «Кто быстрей, кто верней», «Войти в ворота», «Распредели числа в домики», «Угадайка», «Числа, бегущие навстречу друг-другу».

30 мин.

1 Закрепление отношений «больше», «меньше», «равно», представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать 2 группы фигур находить отличительные признаки. Игры; «Детки на ветке», «Заполни пустые клетки»

2. . Закрепление приемов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Упражнять детей в поиске отличия одной группы от другой. Игры: « Как расположены фигуры?», « Угадайка», «Проверь Угадайку».

3. Ориентирование по клеткам. «Робот»

30 мин.

1. Ознакомление с классификацией фигур по (цвету и форме). Игра: «Где, какие фигуры лежат»

2. Классификация по 1 свойству, по 2 свойствам, по 3 свойствам. Игры: « Каких фигур недостает?» «Игра с одним обручем», «Игра с двумя обручами», «Игра с тремя обручами».

30 мин.

1. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание». Игры; «Рассеянный художник», «Сколько? Какой?», «Курочка и цыплята»

2. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игры: «Цепочка», «Составь круговые примеры».

3. Ориентирование по клеткам. «Дорисуй»

30 мин.

1. Научить детей соединять предметы в множества по определенному свойству. Игра: «Третий лишний»

2. Формирование навыков сложения и вычитания, умения в решении задач. Игры: «Сколько всего?», «На сколько больше?», «Почта»

3. Ориентирование по клеткам. «Дорисуй».

30 мин.

1. Установление соответствий между числом рисунков и цифрой. Игры: «Построим домик», «Число и цифру я знаю», «Лучший счетчик», «Хлопки»

2. Самые любимые игры.

3. Ориентирование по клеткам «Дорисуй»

30 мин.

1. Закрепление понятий «один», «много», «раньше», «позже», «потом», «после этого». Игры: «Продолжай», «Составим поезд», «Поезд».

2. Закрепление счета от 1 до 10 и от 10 до 1. Закрепление представления о порядковом значении числа Игры: «Веселый счет», «Помогите числам занять свои места по порядку», «Угадайка», «Рассеянный художник».

30 мин.

Всего: 15 занятий по 30 мин.

ВТОРОЙ БЛОК «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ».

Тематическое планирование

п/п

Кол-во часов, дата

    Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т.д.

    Для чего мы говорим? Игра «Полслова за вами»

30 мин.

    Речь. Описание картинки. Текст, Предложение. Слово.

    Игра: « Опиши предмет». Кто больше назовет свойств и их использование при описании предмета.

30 мин.

    Звуки. Зачем они нужны? Игра: «Я знаю...» Гласные звуки. Печатные буквы. Диалог. Графическая речь.

    Мы поем.

30 мин.

    Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные) Игра: « Догадайся, что показал» - пантомима

    Игра: «Расшифруй письмо». Штриховка.

    Игра: « Кто лучше»

30 мин.

    Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте.

    Игра: « Кто наблюдательнее»

    «Говорящий» мир вещей. «Общение» с предметами окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

30 мин.

    Гласные звуки и буквы.

    Игра: «Сочини сказку о предмете».

    В мире волшебных слов. Игра: «Идем в гости».

30 мин.

    Страна «Алфавития». Печатание слов с изученными буквами и звуками.

    К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории, раньше, позже. Игра: «Разложи по-порядку»

    Согласные звуки и буквы. Игра: «Подружи буквы»

    Противоположные по значению слова. Игра: «День-ночь»

30 мин.

    Согласные ж, з, к, л. Встреча с радугой.

    Звуки мягкие и твердые.Игра: « Сказочные владения Радуги. Опиши»

    Игра: «Скажи правильно». Слова, которые рисуют мир в красках.

30 мин.

    В стране слов и слогов.

    Господин Слогораздел. Игра: « Раздели слова на части».

    Ударение. Игра: « Молоточки»

30 мин.

    Согласные звуки и буквы м, н, п, р. В городе Неслове.

    Игра: «Буква заблудилась»

30 мин.

    Чудеса в стране Слов. Времена года.

    Игра: « Когда это бывает?» Звуки и буквы с, т, ф, х.

    Игра: «Составь слово»

30 мин.

    Звуки и буквы ц, ч, ш, щ. Разбор слов. Звуки глухие и звонкие.

    Игра: «Колокольчики».

    Что такое ребус? Игра: «Кто отгадает»

    Звуковые схемы. Родственные слова. Игра: «Кто больше?»

30 мин.

    Звуковой анализ слов. Составление рассказов.

    Игра: «Самый красивый». Подбор слов к рифме.

    Игра: «Поэты». Сложные слова.

    Игра: «Какие слова спрятались?»

30 мин.

    Повторение изученного. В мире слов. Слова похожие и разные. Проверка умения делать звуко-буквенный анализ.

    Игра: «Исправь ошибки». Чтение слов и предложений. Слово, как название (имя). Игра: « Слова».

30 мин.

    Контрольно-закрепляющее занятие. Составление текстов и предложений. Рассказ но плану.

    Игра: «Узелки на память». Конкурс знающих. Речевой этикет - что это?

30 мин.

ВСЕГО: около 15 занятий по 30 минут.

ТРЕТИЙ БЛОК «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Тематическое планирование

п/п

Кол-во часов, дата

1. Знакомство детей между собой. Школьные правила вежливости.

2.Экскурсия по территории школьного двора.

3. Упражнение «Волшебный клубок»

2 июня

30 мин.

30 мин.

1.Всемирный День защиты окружающей среды. Урок-экскурсия «Живая и неживая природа» Игра «Отгадай и объясни».

2. ПДД «Мы -- пассажиры».

3. Работа с логопедом.

30 мин.

30 мин.

1.Экскурсионная поездка на г. Брык.

2. Инструктаж о правилах поведения в общественном транспорте.

3. Игра на развитие коммуникативных умений «Дракон кусает свой хвост»

4. Беседа о мерах безопасности при прогулках на открытой местности «Осторожно, клещ!»

1.Игра на развитие коммуникативных умений «Дружба начинается с улыбки», «Сказочные герои», «Испечём пирог».

30 мин.

1.Занятие-игра на школьной площадке «Ориентация в пространстве», «Робот», «Расскажи, где какая картинка?», «Найди своё место».

2. Работа с логопедом.

30 мин.

30 мин.

1.Экскурсия на гору Лиман. Знакомство с историей Российского флага, Герба.

2. ПДД «Мы пешеходы!»

30 мин.

1. Экскурсия на пожарную часть. Знакомство со спецсредствами при тушении пожара, спецмашинами.

2. Профилактическая беседа «Спички – детям не игрушка!»

30 мин.

1.Знакомство с видами красок и их разнообразием. «Рисуем радугу»

2. Игра «Ручеёк».

3. Работа с логопедом.

30 мин.

30 мин.

1. Беседа «У кого в порядке книжки и тетрадки?» Самообслуживание в быту.

2. Лепим сказку «Три медведя», «Колобок» и др. Рассказывание по цепочке.

3. Работа с логопедом.

30 мин.

30 мин

30 мин

1.Экскурсионная поездка в с. Солуно-Дмитриевское. Посещение школьного музея Ю.В.Андропова.

2. Инструктаж «Правила поведения в общественном транспорте»

3. ПДД «Правила перехода улиц и дорог»

30 мин.

1. Сказочный кроссворд. Разгадывание.

2. Рисование по впечатлениям.

3. Работа с логопедом.

30 мин.

1.Противоречие «Люблю-не люблю». Прививаем терпимость к чужому мнению.

2.Рисуем своё настроение.

3. Работа с логопедом.

30 мин.

30 мин.

1.Занятие «Умей дорожить дружбой»

2.Парная форма работы. Игра «Зеркало», «Лепим общий дом»

3. Работа с логопедом.

30 мин.

30 мин.

1. Работа с бумагой и картоном. Бумагопластика.

2. Подвижные игры на свежем воздухе.

3. Работа с логопедом.

30 мин.

30 мин.

1. «Этой даты позабыть нельзя!» Час мужества.

2.Посещение районного краеведческого музея с целью ознакомления детей с героическим прошлым нашей Родины.

3. Беседа-инструктаж «Правила поведения при переходе железной дороги»

30 мин.

ВСЕГО: 15 занятий по 30 мин.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Приложение 1

Дидактические игры, используемые во втором блоке в процессе обучения дошкольников.

Примечание: Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями преподавателя и возможностями обучающихся. Желательно иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др.).

Игра 1. «Полслова за вами»

Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Игра 2. « Опиши предмет»

Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Игра 3. «Я знаю»

Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Я знаю пять имен мальчиков:

Саша - раз,

Дима - два,

Игорь - три,

Денис - четыре,

Володя - пять.

Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Игра 5. «Расшифруй письмо»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.

Игра 6. «Кто лучше»

Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.

Игра 7.«Кто наблюдательнее»

Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.

Игра 8. «Сочини сказку о предмете».

Цель: Развитие речи учащихсчя, пополнение словарного запаса.

Игра 9. «День - ночь»

Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Игра 10. «Подружи букву»

Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния)

Игра 11. «Идем в гости»

Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».

Игра 12. «Составь слово»

Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.

Игра 13. «Разложи по-порядку»

Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.

Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»

Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.

Игра 15. «Молоточки»

Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

Игра 16. « Буква заблудилась»

Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.

Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.

Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»

Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.

Игра 18. «Когда это бывает»

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.

Игра 19. «Колокольчики»

Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.

Игра 20. «Исправь ошибки»

Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.

Игра 21. «Слова»

Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.

Игра 22. «Узелки на память»

Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.

Приложение 2

ФИЗМИНУТКИ

1. Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

(Энергичные движения плечами).

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали.

(Приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

(Прыжки на месте)

2. Рано утром я встаю,

Умываюсь, одеваюсь

И за дело принимаюсь.

Я колю, я пилю,

Я рисую, я играю... и т.д.

(Различные движения)

3. Ира, Инна и Иван

Весело плясали.

Покружились, поклонились,

На местах остановились.

(Соответствующие движения)

4. Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

5. Жу - жу - жу,

(3 хлопка )

На лужок хожу

(Шаги с высоким поднятием ног)

На жуков гляжу

(Присесть, ладони поднести к глазам )

Жу - жу - жу

(3 хлопка)

Приложение 3

Упражнения для совершенствования речевого аппарата (скороговорки, четверостишия, рифмовки)

1. ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил -

Про себя не позабыл!

А для женушки -

Подсолнушки.

2. СОРОК СОРОК (скороговорка)

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек,

Не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек

Прострочены в срок -

Сразу поссорились

Сорок сорок.

3. А - Рот пошире открываем,

Руки кверху поднимаем.

У - Губы трубочкой вперед.

И руки вперед.

4. Шорох, шептанье, шумок под окном,

Шлепанье легкое...

Кто это - гном?

Ш-ш-ш!

Там, за шторами,

Возле окна

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

5. Дрожу от страха до сих пор!

- Воскликнуло полено,

- Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

6. Мчится поезд скрежеща:

же - че - ща,

же - че - ща.

7. По утрам мой брат

Кирилл

Трех крольчат травой

кормил.

8. Произнесите на одном дыхании:

ВДОХ - СИ-СЭ-СА-СО-СУ-СЫ - ВЫДОХ

ВДОХ - ЗИ-ЗЭ-ЗА-ЗО- ЗУ-ЗЫ - ВЫДОХ

Приложение 4

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания

Игра 1.«Раскрась фигуру справа»

Игра 2. «Заметь все!»

На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок и спросить какая картинка исчезла, попросить описать ее. Игру «Заметь все!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются соответствующие вопросы: какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал.

Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с понятием «столько же».

Игры на развитие внимания

«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

«Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки. «Карлики и великаны». Аналогичная игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

«Замри». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

«Повторяй за мной». Под любую считалку (например: «Сантики-фан-тики-лимпопо») вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.

«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

Игры на развитие воображения

«Какая бывает собака?» Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.

«Нарисуй по описанию». Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

Игры на развитие логического мышления

«Логическое лото» Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.

«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.

«Универсальное лото» Это лото вы легко сможете изготовить сами, использовав карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а также наборы открыток, вырезки из журналов и... марки. Марки часто бывают очень красивы, интересны и выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.

Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволят упражнять детей в классификации по разным признакам.

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, учитель говорит: «Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желты треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.». Затем задает вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?

Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру.

«Математическая рыбалка»

Дидактическая цель . Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Средства обучения . Рисунки 10 рыбок, из них 6 жёлтых, 2 красные, 2 полосатые.

Содержание игры. На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример на сложение и вычитание. Все ребята решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают её учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Аналогично проводится игра «Поймай бабочку»

«Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении»

Котенок

Поставить точку в любом углу клетки;

7 клеток вниз

1 клетка вправо

2 клетки вверх

1 клетка вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо

2 клетки вверх

2 клетки вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо

2 клетки вверх

1 клетка вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо

6 клеток вверх

1 клетка вправо

1 клетка вверх

2 клетки влево

3 клетки вниз

4 клетки влево

3 клетки вверх

3 клетки влево

Глядя на образец, выполнить рисунок до конца

Игры на развитие памяти

«Опиши по памяти»

На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет, или картинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была? И т.д.

«Найди картинку»

На короткое время (считая до пяти) покажите детям картинку, а затем из набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали и др. игры и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математической терминологией, на расширение объема запоминания зрительного, слухового, логического.

Мышления: задания на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков и выделить существенные признаки; решение логических задач.

Математические игры:

«Взять палочки последним», «Магические квадраты, рамки, треугольники» , арифметические ребусы и головоломки.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    И.Ю Гайтукаева, Е.М. Елизарова. Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников. Волгоград: Учитель, 2009. – 297с.

    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. По дороге к азбуке. Пособие для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 3 (5-6 лет) Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2010, -- 64с.

    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. По дороге к азбуке. Пособие для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 4 (5-6 лет) Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2009, -- 64с.

    Т.Р. Кислова, А.А.Иванова. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников, посещающих подготовительные логопедические группы. Ч 5 (6-7 лет). – М.: Баласс, 2011, -- 96с.

    Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз- ступенька, два- ступенька. Математика для детей 5-6 лет, Ч.1. Изд. 3-е, перераб. – М. Издательство «Ювента», 2010. – 64с.

    Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз- ступенька, два- ступенька. Математика для детей 6-7 лет, Ч.2. Изд. 3-е, перераб. – М. Издательство «Ювента», 2010. – 64с.

    О.Н. Земцова. Пишем буквы. Учебное пособие для родителей. Издательская Группа Аттикус, 2009.

Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познаватель-ных способностей дошкольников 4-5 лет .

Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации. Адресовано детям среднего дошкольного возраста и их заинтересованным роди-телям. Может быть использовано в работе логопедами, психолога-ми, воспитателями, гувернерами.

С. И. Карпова, В. В. Мамаева, 2008

Издательство «Речь», 2008

П. В. Борозенец, Т. Г. Щеглова и др.,

иллюстрации, 2008

С благодарностью нашим семьям за поддержку и помощь в создании этой книги.

Развитие интеллекта ребен-ка — многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внима-ние, память, мышление, речь, зри-тельно-моторная координация. И какая из перечисленных состав-ляющих интеллектуального раз-вития является первоочередной и наиболее важной, определить не-возможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в разви-тии, время от времени уступая первенство друг другу.

Судите сами: что важнее?

Речь. Любая деятельность че-ловека требует не только понима-ния им слов родного языка, но и употребления их в речи (расшире-ние и активизация словарного за-паса); нужно уметь складывать слова-«кирпичики» в предложе-ния согласно законам родного язы-ка: изменять по числам, падежам, родам и т. д. (развитие граммати-ческого стоя речи), нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказы-вать (развитие связной речи).

Восприятие. Является «зер-калом», отражающим действи-тельность в нашем сознании. В основе восприятия лежит актив-ный поиск признаков, необходи-мых для формирования образа предметов.

Внимание. Невозможно себе представить, что какая-либо за-дача может быть решена, если человек не умеет сосредотачи-ваться на работе, распределять внимание между несколькими видами деятельности, переклю-чаться с одного вида деятельнос-ти на другой.

Память. Ее можно назвать «шкатулкой», в которой сохраня-ется наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность человека основана на том, что об-раз воспринятого сохраняется в памяти хотя бы несколько секунд. Память позволяет сохранять, пе-рерабатывать и воспроизводить полученную нами информацию.

Мышление. «Процессор» на-шего сознания. Нет ни одного примера сознательной деятель-ности человека, в которой не уча-ствовали бы анализ или синтез, классификация или системати-зация, сравнение или абстраги-рование информации.

Зрительно-моторная координация . Позволяет человеку вы полнить действия с предметами (в том числе рисование или письмо) согласно своему замыслу или поставленной задаче.

Думаем, вы не смогли ответить, на этот вопрос. Просто отве-та па него нет!

А если все составляющие ин-теллекта так важны, то в каком возрасте нужно заниматься их развитием?

По данным современных пси-хологов, физиологов, логопедов педагогов, в возрасте 4-5 лет на-чинается интенсивное формиро-вание и развитие навыков и уме-ний, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; а в этом возрасте также особо выра-жено «чутье ребенка к языку».

Время возникновения и наибольшей выраженности предпо-сылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и пример-но определено возрастными вре-менными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период дли развития учебных умений к навыков), целесообразнее начи-нать его с 4-летнего возраста: это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий, и тем, темп разви-тия которых индивидуален и от-стает от средней возрастной нормы. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забега-ет вперед развития и ведет разви-тие за собой» (Л. С. Выготский).

Наша книга предлагает «кол-лекцию» развивающих заданий для дошкольников 4~5 лет. Мы по-старались подобрать разнообраз-ный и увлекательный материал для детей, а также систематизи-ровали его для удобства взрослых.

Как заниматься с ребенком?

Дорогие взрослые, помни-те, что наши задания носят не оценочный, а обучающий и раз-вивающий характер.

Главное при работе с посо-бием — не сумма освоенных ре-бенком знаний, а развитие у него желания учиться.

Ребенок будет заниматься успешно, если он хочет занимать-ся, а не занимается потому, что его заставляют. Ваша задача — превратить ваши требования в желания ребенка.

Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, отме-чайте только его собственные ус-пехи и достижения.

Задания в пособии распре-делены по темам. На освоение ма-териала одной темы отводится одна неделя. Порядок изучения тем не принципиален, но необходимо придерживаться актуальности предъявляемой темы в конкрет-ный временной отрезок, напри-мер, более чем странным было бы изучение темы «Лето» перед 23 февраля.

Если ребенок легко справ-ляется с заданиями, можно дви-гаться вперед быстрее, чем мы рекомендуем, но при соблюдении правила, описанного в следую-щем пункте.

Следует помнить, что про-должительность одного занятия не должна превышать 15-20 ми-нут. Если ваш ребенок посещает детский сад, то достаточно одно-го занятия в день. Если ребенок не посещает детский сад, то в день можно провести два таких заня-тия с обязательным интервалом не менее 15 минут.

Для каждого занятия сле-дует подбирать задания как в ус-тной форме, так и на рабочих ли-стах.

Желательно задания на ра-бочих листах выполнять простым карандашом (кроме тех, где пре-дусмотрена работа с цветом). Это даст вам возможность предло-жить ребенку повторить задание при неуспешном первичном ре-шении.

Обратите внимание на коррекционно-развивающую на-правленность заданий (см. табл. 1): для одного занятия старайтесь подбирать упражнения разных направлений, например, упраж-нения для развития внимания, связной речи и зрительно-мотор-ной координации.

Ориентируясь на целевую направленность заданий (см. табл. 1), вы можете подобрать ин-дивидуальный комплекс упраж-нений для ребенка, учитывая осо-бенности его познавательного и речевого развития, например, выбрать задания для развития памяти или грамматического строя речи.

В начале занятия для обес-печения положительного настроя лучше предлагать те типы уп-ражнений, которые ребенок уже освоил в ходе работы над преды-дущими темами.

Не забывайте повторять задания из предыдущего матери-ала, если их выполнение вызыва-ло трудности у ребенка.

В начале каждой лексиче-ской темы предлагается темати-ческий словарь. Поинтересуйтесь, как ребенок понимает значение того или иного слова. Объясните ему неправильно понятые им или незнакомые ему слова. По жела-нию, вы можете расширять или сокращать предложенный объем словаря.

Оказывая ребенку помощь при работе с пособием, не выпол-няйте задание за него: лучше задай- е наводящий вопрос, предложите 1-3 варианта ответов, вернитесь к заданию того же типа в предыду-щем материале.

Если ваш ребенок не справляется с заданием — не страшно: отложите выполнение задания до:следующего занятия. Подумайте, почему ребенок не справился с заданием, перечитайте еще раз наши рекомендации.

"Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"
В.А. Сухомлинский.

1. Актуальность темы.

Ведущими целями обновленной программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей. Новый вариант обогащен современным развивающим содержанием.

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка в программе уделено развитию устной речи.

В старшей и подготовительной группе особое место занимают развитие фонематического олуха и дальнейшее совершенствование связной речи.

Так как дети, посещающие нашу группу, имеют ОНР, т.е. сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушены формирования всех компонентов речевой системы, относящиеся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте, то и работа над развитием речи и познавательных способностей уделяется особое внимание.

В своей работе я выбираю следующее направление. Через рисование и лепку закрепляю развитие речи и познавательных способностей наших детей, т. к. считаю, что изодеятельность является важным средством эстетическо-нравственного воспитания. Оно дает возможность в рисунке, аппликации, лепке выразить представления об окружающим мире, понимание его и отношение к нему. Ребенок может самостоятельно нарисовать рисунок, слепить фигурку или предмет, вырезать и склеить любую композицию. Эти занятия не только создают положительный эмоциональный настрой, но и способствуют развитию творчества, формируют образные представления. Дают возможность самостоятельно принимать решения, используя полученные знания из других видов обучения. Также через изодеятельность развиваем моторику рук, что так необходимо детям в коррекционных группах. Идет психологическая подготовка к школе, т.к. через работы ребенка можно узнать об его увлечениях, чувстве, интеллекте и сделать соответствующие выводы.

2. Наблюдаем, познаем, отражаем, опираясь на собственное мнение. Взаимосвязь всех видов деятельности.

Из чего возникают наши работы? Из того, что нас окружает, чему мы учимся. Все рисунки, поделки из пластилина отражают в себе опыт обучения, наблюдения за определенный период времени. Система обучения идет следующим образом: идет определенное накопление знаний детей из занятий, очень частых наблюдений, игровых моментов, опытов, из заданий данных родителями, небольших показов приемов и техники. От малого к большому. Много идет ненавязчивой работы в самостоятельной деятельности детей. Мы даем не просто знания, а умение видеть малейшие переходы в окружающем их мире. Дети, опираясь на свой опыт и мнение, принимают решения. Так, например: дождь может быть грибным при ярком солнышке, а может пронестись ливнем в темноте. И как раз это умение видеть мир и перенести увиденное на лист бумаги или воплотить в пластилине, невозможно без взаимосвязи всех видов деятельности.

Чтобы изобразить рисунок, необходимы математические знания:

  • это временные представления (время суток, время года),
  • пространственные представления (умение определять далеко - близко, верх, низ, право лево, центр),
  • отношение целого и части (деления на 2,4 и более частей),
  • связи и зависимости между предметами по величине, расположению в пространстве, количеству и др.

Также важны знания об окружающем мире. Дети познают мир природы, незаметные явления, удивительные наблюдения, которые происходят у нас на глазах, и в тоже время мы их так часто не замечаем. Знания о животном и растительном мирах, природные явления. Знакомство с трудом взрослых и различными предметами. Умение ценить труд и разбираться в свойствах различных материалов. Все это также необходимо в рисунке (оценка качества бумаги, красок). Различные свойства свечей, восковых мелков, карандашей. В лепке это свойства глины, пластилина, подручного материала.

Рассмотрим работу с литературой и развитие речи.

Как интересно воплощать в работе именно тот момент сказки или рассказа, который задел за живое, тронул твое сердце. Развитие речи детей и рисование (лепка) переплетены между собой. Мы описываем картины, подбирая нужные слова и составляя рассказы. Описываем готовый рисунок, доказываем правильность своего изображения. Особенно сильно развиваем поэтический образ природы. Здесь важно видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Подобрать слова, а через слова краски к своей работе. На прогулке подбираем небу не только название красок, но и отражаем характер, настроение на данный момент. Подбираются стихи описательного характера для чтения. Здесь и развитие интеллекта детей, расширение словарного запаса. Развитие внимания и наблюдения, анализ увиденного. Развитие ребенка как личности, ребенка способного увидеть и выразить увиденное, дать свою оценку. Также необходимы трудовые навыки. Работать аккуратно, уметь пользоваться тем иди иным предметом, убрать за собой. Довести работу до конца.

Напомним и о физическом воспитании. Очень важны и хорошая осанка, и сильные пальцы. Надо уметь при изображении животного, человека - представить позу, движение. Можно самому прочувствовать прыжок животного, бег человека.

О коррекционной работе хочется сказать отдельно. Ею пронизаны все виды деятельности, уделяется особое внимание, учитывается "лексическая замкнутость", индивидуальная особенность развития каждого ребенка.

Из вышеизложенного следует, что существует взаимосвязь всех видов деятельности.

3. Роль воспитателя в обучении детей.

Очень часто детей делят на две категории. Талантливые и обыкновенные. Ребенку в детстве втолковывается понятие "тебе этого не дано". Наша группа не изостудия и не ставит цель воспитать юных художников. Мы только хотим снять барьер неумелости. Зачастую дети не могут элементарно изобразить то, что увидели. Конечно, для каждого ребенка были какие-то свои ступени. Есть дети, которые просто овладевают работой с красками и кистями, пластилином. Учатся заполнять весь лист бумаги, избегать прозрачности рисунка или соблюдать пропорции, подбирать цвета. Вылепливать фигурку из пластилина, доводя работу до конца. Дети учатся справляться с заданием. У них есть необходимые навыки и умение для воплощения своих фантазий. Да, воспитатель обучает, дает детям знания, учит замечать, наблюдать, подсказывает, но не заставляет идти всех одной дорогой. Воспитатель дает детям возможность самим решить, как выполнить свою работу, но в тоже время направляет работу в нужное русло. Тактично подсказывает, расспрашивает, помогает ребенку увидеть работу в целом, иногда предупреждает ошибку. И всегда доброжелательно обсуждает удачи и неудачи ребенка. Можно похвалить и выделить работу не самую удачную, но выполненную с терпением и трудолюбием. Поощрять более слабых и спрашивать с более сильных. Воспитатель обязан дать огромный эмоциональный настрой на задание. Только при таком подходе получаются работы очень интересные. Выбор методов и приемов огромен, но главное индивидуальный подход, уважение к ребенку как к личности.

4. Работа с родителями.

Работа с родителями дается тяжелее, чем с детьми. Испробовав всевозможные анкеты, собрания, беседы, уголки для родителей, мы остановились на маленьких частных беседах. Начинаем всегда с успехов ребенка, рассказываем, чего мы добились. Это всегда приятно для уха и глаза, показывает удачный момент в работе, т.к. взрослые часто не замечают хорошего. Судят с позиции постороннего. "Что ты тут наляпал?". А для ребенка это обидный вопрос. Вот здесь всегда приходит на помощь воспитатель. Объясняет и открывает глаза на то, чего взрослый даже не заметил. Воспитатель обращает внимание родителей на невозможность категоричной оценки работы ребенка, необходимость "активного слушания ребенка". Такие беседы дают неплохие результаты, и родители получают о ребенке более полную информацию. Все, что мы не могли дать или показать в детском саду ложилось на плечи родителей. Здесь преследовались две цели:

а). Добавить необходимые прогулки, наблюдения, беседы, познания вне территории детского сада. Это прогулки по городу, посещение театров и музеев, выставок в выходные дни, выезд за город.

б). Крепче объединить ребенка и родителей. Отвлечь ребенка, а заодно и родителей от телевизора и компьютера. Вместе познавать окружающий мир. Наши дети посетили с родителями Русский музей, Эрмитаж, "Спас на Крови". Изучили Петропавловскую крепость, Летний сад, знают главные достопримечательности Санкт- Петербурга, побывали в Петродворце, а заодно и дали определенные знания своим родителям. Сейчас родители не сопротивляются нашим заданиям, а советуются, куда еще сводить ребенка. Часто устраиваются конкурсы на лучшую поделку. Дети вместе с родителями выполняют их. Огромное удовольствие от совместной работы получали всей семьей.

5 Совместная деятельность воспитателя с детьми.

а). Наблюдения на улице.

Большой опыт наблюдений накапливается во время прогулок. Здесь определение характера погоды, закрепление знаний о времени года. Рассматривание и попытки описать цвет, оттенки, настроение, небо. Наблюдение за световым днем и переходам красок от яркого дневного солнца, освещающего все вокруг, к вечерним сумеркам, а потом и наступлением темноты. Рассматривание деревьев во все сезоны года: сверху вниз, ветви и листву, в спокойную и ветреную погоду. Наблюдение дождя грибного или холодного, осеннего проливного. Очень интересно рассматривать в разное время суток дома, находить сходство и отличие в цвете, построении, высоте. Так же рассматривается весь окружающий нас мир: люди, птицы, животные, транспорт, и т.д.

б). Использование художественного слова.

В свободное время мы знакомим детей с литературой для расширения кругозора. Это стихи А.Пушкина, А.Блока, И. Бунина, Н. Некрасова, Б. Пастернака и т.д. Читали братьев Гримм, Ш. Перро, Б. Житкова, Г.Х. Андерсена, И. Шмелева, В. Драгунского и др. Знакомились с Библейскими сюжетами. Дети очень охотно слушают и всегда обсуждают то, что им прочитали.

в). Дидактические и развивающие игры .

В группе подобрано большое количество игр разного вида, с учетом лексики. Эти игры сыграли большую роль. Так же в каждом уголке группы находятся игры и игрушки, несущие в себе дидактические и развивающие цели.

6. Самостоятельная деятельность детей.

Дети очень любят самостоятельно заниматься в ИЗО - уголке. Из различных видов изодеятельности предпочтение отдается рисованию. Мы не настаиваем на работе детей в уголке. В свободное время ребята сами решают, чем им заняться. Как правило, постоянными посетителями уголка являются те, кому очень нравится рисование, независимо от умения и навыков. Кроме материала для творчества и игр, у нас есть альбомы и открытки с репродукциями картин, на несколько видов живописи: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровая живопись, скульптуры малых форм.

Походы детей с родителями в Русский музей, Эрмитаж, Спас на Крови, в Петропавловскую крепость, к Медному Всаднику, в Летний сад тоже приносят свои плоды. Дети часто с восторгом делятся впечатлениями, пытаются передать в рисунках то, что их потрясло. Также наши беседы, чтение вне занятий отражаются в работах детей. Например: "Цветок желания" - это разговор о волшебном цветке, который может выполнить одно желание. "Волшебный овал" - шутливое задание, которое принесло очень интересные и веселые рисунки. Понравившиеся работы всегда находят место па выставке в группе и в уголке.

Источник самостоятельного творчества - это впечатления от восприятия окружающей действительности. Свидетельство тому - работы детей.

7. Индивидуальная работа.

Обязательно занимаемся с теми детьми, кто по болезни или другим причинам не присутствовал на занятии; с детьми, кто не успел закончить работу, или вовсе работа не получилась. Не принуждая ребенка, предлагаем помочь. На слова: "Не могу, не получается" отвечаем, - "Давай попробуем, не бойся...". Если ребенок соглашается, показываем различные технические приемы, спрашиваем, как бы он хотел нарисовать. Когда ребенок заканчивает работу, всегда радуемся его маленькой победе. Если ребенок замыкается, а вначале были и такие случаи, то предлагаем дома самому сделать ту или иную работу. Домашняя обстановка создает психологический комфорт, ребенок спокойно работает. Правда, таких случаев немного. Даются рекомендации на выходные дни. Обязательно готовим подарки ко дню Рождения родителей. Дети заранее предупреждают о дне рождения папы или мамы, И сами придумывают рисунок или готовят открытки (аппликацию), подписывают с помощью воспитателя.

8. Коррекционная работа.

Коррекционная работа является одной из главных задач в группе. Это достаточно деликатная миссия. Задания строятся так, чтобы вызвать у ребенка желание, интерес, ответственность за выполнение работы. Через рисование и лепку так же идет коррекционная работа: расширение и активизация словаря, развитие связной речи и звукопроизношение, словообразование, закрепление пространственных временных понятий, развитие мелкой моторики рук, (различные мозаики-узоры, шнуровки, штриховки, рисование по клеточкам, нетрадиционные методы рисования, игры с колючими мячами, тонирование мелками, пальчиковые гимнастики и т.д.), мимические упражнения, речь с движениями.

Исходя из вышеизложенного можно с полным основанием сказать - рисование и лепка являются закрепляющим этапом в развитие речи и познавательных способностей у ребенка дошкольного возраста с ОНР. Через рисование и ленку идет закрепление учебных процессов, отражение окружающего мира и выражение своего отношения к этому миру. Так же ребенок получает эстетическое и нравственное воспитание, психологическую подготовку к окружающей его действительности и становлению личности.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: