«Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы). "сказкотерапия в коррекционной работе с детьми" Сказка терапия в коррекционной работе с детьми

«Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками . Для других – форма коррекционной работы , для третьих - средство передачи основных знаний о мире. Каждому ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осознавать и обдумывать сказки, вместе искать и находить сущность и жизненные уроки, понимать мораль сказки. И, в этом случае, сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Как осознавать сказки? Как находить в них скрытые жизненные уроки и расшифровывать мораль?

Ученые считают сказкотерапию одним из самых молодых направлений в практической психологии. Действительно, для научной школы 15-20 лет - срок небольшой. Но сказкотерапия - это и самый древний способ поддержания человека с помощью слова. Как только появилась речь, сразу же появились и первые истории.

Для сказкотерапевтов «сказкотерапия » - прежде всего язык, на котором можно вести беседы с душой человека. Сказкотерапевт всегда помнит, что психология - это наука о душе. Поэтому сказкотерапия - воспитательная система, которая соответствует духовной природе человека. Сказкотерапия - терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное - возникает ощущение защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке, способна развивать сокровища его души.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения в процессе работы с детьми: ребенок должен иметь четкие представления о том, что существует сказочная действительность, которая отличается от реальности. Обычно навыки такого различения формируются у ребенка до 3,5-4 годов, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Ценность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка заключается в отсутствии в сказках дидактики, неопределенности места действия героев и победе добра над злом, способствует психологической защищенности ребенка. События сказочной истории естественно и логично вытекают друг из друга. Таким образом ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в рассказ. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими персонажами. При этом развивается способность ребенка почувствовать себя на месте другого. Именно это и делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Легкость восприятия сказки ребенком поясняется тем, что в этом возрасте (до 10-12 годов) у детей преобладает работа правого участка мозга, поэтому ценная информация должна передается через яркие образы. Во время сказкотерапии дети учатся создавать словесные образы; придумывая их, малыши увеличивают свой образный потенциал и развивают творческое воображение, тем самым, их внутренний мир становится богаче и интереснее, ведь так дети учатся формулировать и выражать свое мнение.

Разговаривая с ребенком языком сказки через аналогии и метафоры, мы не только создаем образы, но и обнаруживаем негативные чувства ребенка в виде сказочных образов. Постепенно меняем этот негатив на позитив - и переживания ребенка во время этого преобразования тоже меняются, ведь обязательным условием остается счастливое окончание сказки.

В сказке ребенок примеряет разные модели поведения. Чем больше моделей он проигрывает, тем разнообразнее и полнее будут его взаимоотношения с другими. Комбинируя различные методы сказкотерапии , можно помогать ребенку прожить много ситуаций, с аналогами которые он встретит во взрослой жизни. Это, в свою очередь, расширит его мировосприятие и способы взаимодействия с социумом. Многие думают, что сказкотерапию применяют только для работы с детьми, причем дошкольного возраста. Однако это не так. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки направлены к чистому и открытому для восприятия детскому началу каждого человека.

Существует древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три стадии: сначала он - верблюд, позже - лев и только потом - ребенок. Верблюд подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, который пересекает пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда терпение и силы у верблюда исчерпаны, человек становится львом. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, разоблачает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенного социального успеха. И наступает момент, когда «лев» понимает, что все, чему он посвятил свою жизнь, отдаляет его от истины, погружает в круговерть суеты и глубину проблем. Лев понимает, что жизнь его лишена чего-то простого и гармоничного. И именно тогда происходит переход на следующую стадию развития - ребенок. Теперь ребенок смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется узнать смысл того, что ранее казалось непонятным. У человека за спиною большая жизненная дорога, однако нет апатии и пессимизма. Есть желание открыть новое, познавая истину...

Если мы будем помнить эту притчу, то сказкотерапию можно смело назвать «детским» методом, тем более, что ребенок - самый главный человек на земле. Именно такой вывод еще в XVI веке сделал большой индийский падишах Акбар и его верный советник Бирбал.

Притча «Падишах Акбар и советник Бирбал»

В один прохладный вечер падишах Акбар и советник Бирбал гуляли в саду, радуясь весенней благодати. Вдруг падишах спросил:

Как ты думаешь, Бирбал, кто на свете самый главный?

class="eliadunit">

Бирбал сразу понял, к чему ведет Акбар. «Видимо, возгордился он своей властью, думает, что я назову его самым главным. Но не дождется», - подумал Бирбал.

Думаю, Господин, что самый главный - ребенок. С ним никто не справится - ни раджа, ни сам падишах.

Как же это может быть ребенок самым главным? Докажи, попробуй, велел падишах.

Ну что же, и докажу. Но только это не редьку продавать: раз-два и готово. Дело это не простое, придется устраивать проверку.

Так и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хорошеньким озорным мальчишкой на руках.

Малыш понравился падишаху, он посадил его на колени и стал с ним играть. И малыш, разыгравшись, уцепился падишаху за бороду - и начал тянуть ее. С трудом оторвал его от себя падишах и говорит сердито Бирбалу:

Ты зачем принес такого озорника? С ним же нельзя справиться!

А Бирбалу только этого и надо.

Вот видите, господин, никто не посмеет к вам даже пальцем прикоснуться, а этот малыш дергает за бороду. И так, что даже волосы вырвал. Получается, что ребенок-самый главный на свете!

Итак, самое главное в мире – это ребенок. В каждом взрослом человеке есть внутри маленький ребенок.

Поэтому, предмет сказкотерапии - это процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека .

Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт бывает разным. Можно рассказать ребенку историю, случившуюся недавно. А можно не просто рассказать что-то интересное, но и сделать определенный вывод или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории особенно ценны с терапевтической точки зрения. Они - основа сказкотерапии. Главное - посеять в душу ребенка зерна осознания. А для этого необходимо оставить слушателя с вопросами внутри.

Каждой сказке присуща своя неповторимость. Однако взгляд на сказкотерапию как на воспитательную систему предусматривает закономерности работы со сказочным материалом. Об этом-в

Сказки — детство каждого из нас проходило в их сладком плену. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых ведьм. Так ли просты эти незамысловатые истории, как кажется на первый взгляд? Это просто инструмент развлечения или универсальные обучающие программы, помогающие детям освоиться в этом непростом мире?

Сказки в давние времена

Раньше, когда умные слова вроде психиатрии и психотерапии ещё не были выдуманы, сказки передавались из уст в уста, погружая слушателя в мир удивительных историй, интересных взрослым и детям. Через сказки новое поколение постигало нравственные нормы того времени, знакомилось с различными ситуациями, которые могли встретиться им в дальнейшей жизни. Это был своеобразный обмен жизненным опытом, повышающий шансы детей выжить, столкнувшись с трудностями взрослой жизни.

Сегодня принято считать, что сказки — сугубо детское увлечение, но многие старые истории, сохранившиеся по сей день, имеют совсем не детское содержание. Даже такой мастер написания сказок, как Ханс создавал некоторые из своих шедевров для взрослой аудитории. Это позволяет предположить, что ещё с давних пор люди использовали сказки не только для развлечения детей, но и для каких-то иных целей.

Сказкотерапия

Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни.

Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность. Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для сего процесса отдельный термин. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом.

Сказкотерапия для детей

Если ребёнок ведёт себя плохо: капризничает, не слушает родителей или даже проявляет агрессию - то общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Можно силой принудить малыша к послушанию, но это оставит негативный отпечаток на его психике. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребёнка. Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, сколь сильна сказкотерапия как метод

Эффекты сказкотерапии

Банальное рассказывание сказок может оказать сильнейший эффект на формирование личности человека. Вы можете выбрать одну из множества готовых историй, которая подходит к конкретной ситуации, а можете придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче. Например, если ваш ребёнок обижает других детей, то можно придумать сказку, главный герой которой делает то же самое. Это приведёт его к сложным ситуациям, создаст массу проблем, которые решатся после того, как герой изменится к лучшему.

Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ваше чадо от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период. Ещё один плюс этого метода — развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни. Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни.

Узнать ребёнка

Психотерапия при помощи сказки не только учит малыша различать, что хорошо, а что плохо, но и позволяет родителям лучше понять его внутренний мир. Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников получила столь широкое распространение. Те сюжеты, которые больше всего нравятся ребёнку, являются отражением его собственных фантазий и целей. Изучив любимые истории малыша, можно понять, что беспокоит его, к чему он стремится.

Помимо этого, нужно обязательно обсуждать сюжет сказки, вместе искать решения проблем, описанных в ней. Это сделает знания, полученные ребёнком, более практичными. В противном случае они будут находиться в пассивной форме, из которой их будет гораздо труднее использовать в нужный момент. Также посредством обсуждения сказки ребёнка можно подталкивать в нужную сторону, формировать положительные черты характера и избавляться от отрицательных.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции взрослых

Взрослые, как и дети, могут извлечь огромную пользу из сказок. К сожалению, сегодня это занятие признаётся сугубо детским, что является совершенно неверным подходом, так как многие проблемы, возникающие у взрослых членов нашего общества, замечательно решаются при помощи сказкотерапии. Истории, которые рассказываются старшей аудитории, отличаются от тех, что читают детям. Сказки для взрослых содержат более глубокий смысл, в них используется больше метафор, они более размыты. Чтобы добраться до их сути, нужно провести тщательный анализ ситуации, после чего отдельные элементы сложатся в цельную картину.

Взрослые люди часто действуют по одним и тем же жизненным алгоритмам, даже если они не дают результата. Посредством сказкотерапии можно расширить их взгляд на мир, помочь найти новые пути решения проблем. На примере главного героя сказки человек может осознать, что всю жизнь исполнял чужую роль, действовал по деструктивной схеме. Только после осознания этого факта он сможет изменить жизненные установки, найти выход из, казалось бы,

Как применять сказкотерапию

Сегодня лечение сказкой применяется повсеместно — проводится множество групповых и индивидуальных занятий для всех возрастных категорий. Обычно они стоят недорого, но такой вариант подходит не каждому. Некоторым хочется самостоятельно использовать сказкотерапию, чтобы помочь своему ребёнку или самому себе. Есть несколько вариантов использования этой методики. Можно взять готовую сказку, которая подходит под нужную жизненную ситуацию. Главное - не забывать, что после прочтения её необходимо разобрать и обсудить.

Неспроста сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми обрела такую популярность. Одно из наиболее эффективных её проявлений — написание авторской истории для конкретного человека. В таком случае по мере развития истории люди начинают осознавать себя в главном герое, что помогает им принять свои слабые стороны и измениться. Главное, чтобы сказка не осуждала действия героя, а рассматривала его проблемы, не давая негативной оценки его действиям.

Самодиагностика

Ещё один способ использования сказкотерапии — написание человеком собственной сказки. Главное, перед тем как приступить к этому процессу, нужно успокоиться, осознать и принять проблему. Благотворный эффект лечения сказкой начнёт ощущаться ещё во время написания истории. Так как это обнажит скрытые недостатки автора, позволит ему взглянуть на себя с другой стороны. Но чтобы сказкотерапия как метод психологической коррекции раскрыла весь свой потенциал, нужно, чтобы кто-то ещё прочитал сказку.

Читая волшебную историю, можно понять внутренний мир автора, узнать, что его беспокоит и какой у него Обычно то, что волнует человека, будет основной идеей сказки. А кульминация, которую он придумал, позволит оценить его жизненный опыт, понять, позитивным или негативным он был. Многим близка сказкотерапия как лучший метод потому, что всё это можно без труда проделать самостоятельно, не впуская посторонних людей в свой внутренний мир.

Польза лечения сказкой

Сказкотерапия выглядит ненаучным и ненадёжным методом. Как может помочь глупая сказка в наш век технологического прогресса? Оказывается, что этот метод куда эффективнее, чем большинство научных изысканий современности. Погрузившись в дебри строгого рационализма, мы утратили связь с тем огромным пластом знаний, что накопило человечество за свою историю. Рационализм и научный подход были возведены в абсолют, а всё старое начали считать бредом невежественных людей. Теперь же старые методы обретают новый смысл, находят научное подтверждение и берутся на вооружение учёными по всему миру. Сказкотерапия как метод психологической коррекции оказалась наследием старины, превосходящим по эффективности многие современные средства.

Учитывая, что лечение сказкой начало практиковаться сравнительно недавно, его результаты просто ошеломляют. Даже самые могут без труда понять и принять то, что хотят донести до них родители, если эту информацию облечь в "волшебную" обёртку. Для некоторых взрослых людей сказкотерапия оказалась тем средством, которое помогло там, где традиционные методы были бессильны.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры

На практике лечение сказкой обычно выглядит так. Например, ваш ребёнок часто берёт без спроса чужие вещи, отнимает игрушки у сверстников. Никакие уговоры и объяснения не помогают — он всё равно продолжает своё негативное дело.

В таком случае можно рассказать ему сказку, главный герой которой постоянно брал чужие вещи без спросу, и это привело к серьёзным неприятностям для него. Выход из сложной ситуации был найден только после того, как он изменился. Важно, чтобы малыш понимал, что счастливый конец настал только после того, как герой сказки избавился от своей зловредной привычки.

Вывод

Возможно, эта статья поможет вам изменить своё отношение к сказкам. Сегодня стало ясно, что они являются серьёзным средством формирования сознания, а не просто историями, позволяющими весело провести время. Особенно полезна сказкотерапия для детей. Как метод коррекции их поведения она не знает себе равных. Попытки прямого противостояния со своим ребёнком приведут лишь к конфликтам и взаимным упрёкам. Другое дело сказка, рассказанная эмоционально и с интересом. На сегодняшний день сказкотерапия является самым приятным и эффективным детей.

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками

Что такое сказкотерапия? Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире. Сказкотерапия – это лечение сказками. Здесь имеется ввиду совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не совсем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.

Основные этапы работы

Пальчиковые игры

На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.

Сказкотерапевтическое рисование

Конечно, дети еще и рисовали сказки. Мы просили детей нарисовать любимого сказочного героя, сказочную страну и так далее. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения.

В сказкотерапевтическом рисовании используются:

- проективное диагностическое рисование;

- спонтанное рисование.

В первую группу могут войти такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев».

Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование объемными «волшебными красками». Дети могут сами изготавливать краски и подбирать цвета по своему желанию и внутреннему состоянию.

Детские рисунки - это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера лесного человека... В своих работах дети находят много разных существ и придумывают о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

Решение сказочных задач

Решение сказочных задач - это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения.

Пример

Чтобы попасть на Волшебную поляну, нужно пройти через железный лес. Он такой большой, что его не обойти, а когда подходишь к нему, то он встает стеной. Как попасть на Волшебную поляну?

Маша А. Можно перепрыгнуть!

Педагог. А у тебя хватит сил и смелости? Лес огромный, деревья высокие!

Маша А. Нет, но я могу перелететь его на метле!

Как сказочные задачи, так и ответы детей бывают разные. Задания могут быть направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.

Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяется страхам детей (по просьбе родителей). Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При помощи этого вида сказок решаются проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

На этом этапе даются такие задания, как придумывание новых эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение неоконченных историй и сказок.

Психодинамические медитации и танцы

Психодинамические медитации - это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Этот прием был также использован во время проведения утренней зарядки или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.

Танец - это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

Пример

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят и общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. А теперь мы превращаемся в жителей этой страны и начинаем танцевать».

Педагог включает музыку и дает детям различные задания:

  • Сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело.
  • А сейчас мы танцуем так, как будто грустим.
  • А теперь мы на что-то сильно рассердились, злимся, топаем ногами и машем руками.
  • Но вот наша злость прошла, и мы танцуем радостно...

Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире. Дети все разные, и каждого надо понять. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним нужно постоянно двигаться, третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать...

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить множество ситуаций, значительно расширить его мировосприятие и усвоить способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Погружение в различные стихии

Здесь используются приемы, связанные с погружением в различные стихии.

Пример

Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее...

Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, описанные выше, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок и историй.

Самостоятельное сочинение сказок и историй

Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Групповое рассказывание сказок.

Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки.

Пример

Педагог говорит детям: «Вы находитесь у ворот волшебной страны Рас- сказии. Ее король очень любит слушать сказки. Давайте доставим ему удовольствие и расскажем одну из наших любимых сказок...»

Педагог берет куклу-марионетку короля, дети садятся в кружок и рассказывают сказку «Колобок» или любую другую по их желанию. Каждый из детей говорит 2-3 фразы. Все внимательно следят за тем, о чем рассказывают другие. Если кто-то из детей затрудняется, то помогают король или педагог, в зависимости от ситуации. Затем король приглашает детей к себе в гости, дети гуляют по волшебной стране, слушают пение птиц, превращаются в животных, плещутся в воде.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно.

Групповое придумывание сказки.

Пример

Педагог берет куклу-марионетку (ребенок испытывал огромную радость, когда брали именно его куклу) и начинает о ней рассказывать сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса Эвелина...» Дети продолжают, сказка обычно заканчивается после первого же круга.

Продумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки.

Пример

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами превратимся в маленьких волшебников и нарисуем сказочную страну. Закройте глаза и представьте себе ту сказочную страну, которую будете рисовать. Правило всех волшебников: не толкаться и не ссориться».

Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывает общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет происходить.

Таким образом, разные формы рассказывания позволяют обогатить речь детей: она становится более образной, дети легче и свободнее выражают свои мысли, улучшается память, внимание становится более устойчивым, у детей развивается способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Читая сказки, рассказывая, продумывая их, педагог объясняет детям, что каждая сказка нас чему-то учит.

Работа по сказкотерапии дает хорошие результаты. Дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, кчатся вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Учатся фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь становится образной, выразительной.


Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения со­знания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотера­пии - целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия).

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ре­бенок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка несет в себе куль­туру, мировоззрение своего народа.

Сказки Тихого Дона близки нам, так как многие годы мы используем в работе региональный компонент, но мера использования этих сказок была разной. На ка­ком-то отрезке времени это было, в основном, чтение, рассказывание, и далеко не в полной мере они использовались нами для развития у детей воображения, рече­вого творчества и воспитания добрых чувств.

Ведь не секрет, что доброта стала наиболее дефицит­ным явлением среди людей, в том числе и детей. А ведь только доброта, по мнению многих выдающихся педагогов, есть корень всех благородных качеств. По мнению Ш. А. Амонашвили, например, «... добрый че­ловек не может не проявить щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, забот­ливым, храбрым, самоотверженным...»

В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близ­кими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло.

Судьба героини донской сказки «Доброе сердце до­роже красоты» Груня трогает души детей своей добро­той. Еще маленькой упала Грунюшка с крыльца, удари­лась спиной о ступеньку, и с тех пор появился у нее горбик. Зато сердце у Груни было - сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого! Каждого путника на­кормит, напоит, спать уложит да еще в дорожную сумку лепешек положит: пригодятся в дороге!



Когда мы заметили, что дети в свободной деятельности неоднократно пытаются «играть» эту сказку, мы пред­ложили им свою помощь и родился сценарий, куда вош­ло содержание не только этой сказки, но и все, что к этому времени они узнали о жизни и быте донских ка­заков. Гостеприимство, умение приветить, напоить и накормить путника, свойственное казачке, они пытались изобразить, исполняя роль полюбившейся им Грунюшки. А «путник» непременно приезжал на коне, как в сказке «Игнатка», привязывал, гладил коня, приговари­вая; «Казаку конь - себя дороже», «Без коня казак - кругом сирота», «Казак сам не поест, а коня накормит». Демонстрируя перед всеми свою любовь к коню, кор­мил его, а затем сам принимал угощение и дарил Грунюшке тряпишную куклу.

По предложению ребят включили в сказку и такую сцену, когда всем миром провожали казака на войну со словами: «Едешь ты, казак, Тихий Дон от ворогов защищать, и быть тебе большим воином. Никто тебя не одолеет, никто не осилит. А сила в тебе - от сердца девицы перешла, от доброты ее». Грунюшка подавала казаку сумку с продуктами, и все желали воину вер­нуться домой живым и здоровым.

Не было в нашем сценарии только Улиты - краса­вицы из этой сказки. Хоть и написано в ней: «...ищи такую красоту по всему свету - не сыщешь!», сыграть ее никто из девочек не хотел, так как было, по сказке, одно лихо у нее - сердце злое, лютое.

А вот добрых героев вспоминали и включали в по­становку и из других сказок. Например, из сказки «Кудла», которая рассказывает об уважении к старшим: «Увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит, поможет. Несет старичок связку дров - шагу лишнего не даст ступить: возьмет дрова и сама отнесет, куда надо».

Дети, как профессиональные режиссеры, находили, как связать и куда вставить эти сцены, запомнившиеся из разных сказок Тихого Дока. Так, провожая казака на войну, в последний момент казачка вдела в его ухо серь­гу. Тем самым вспомнили сказку «Петрусь», где описан казачий обычай носить такую серьгу единственному или самому младшему сыну в семье, это был знак для коман­дира Донского войска. И он, как мог, берёг единственно­го сына для родителей, для продолжения рода.

Такой нетрадиционный подход к сказке дает возмож­ность воспитателю и ребенку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея - все можно улучшить, изменить во благо - должна стать творческим деви­зом для ребенка. Такова наша главная установка.

Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищен­ность. Во время работы над сказкой, дети обогатили свой словарь, шла работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяли словарный запас, помогали верно строить диалоги, влияли на развитие связной, логичной речи. Но не менее важно сделать речь детей эмоцио­нальной, образной, красивой. И этому, как ничто другое, способствует работа над постановкой сказок. Драмати­зация сказки способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интона­ции, выразительности. И даже такое «скучное» занятие, как конструирование слов, словосочетаний и предложе­ний станет намного интересней для детей, если исполь­зовать для этого словесный материал из сказок и об­лечь занятие в игру «От каждого по словечку».

Итак, подводя итог вышесказанному, отмечаем, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Г. Г. Чебанян, А. Р. Красикова

© Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., 2012

© Издательство «ФОРУМ», 2011

Введение

Давайте вспомним, как улыбается ребенок. Радостно, беззаботно и доверчиво. Или как-то по другому?

Что для вас детская улыбка? Весенняя листва. Шепот моря на мокрой гальке. Солнечный лучик в уголке зеркала. Может быть, что-то свое?

Что значит улыбка для ребенка? Мир в душе. Возможность расти и развиваться. Желание узнавать новое, действовать, ставить цели и добиваться их.

Почему же не все дети часто улыбаются? Вероятнее всего, нарушено их психологическое здоровье. Многие взрослые считают, что главное для ребенка – его физическое здоровье. Здоров – значит счастлив. Но не менее хрупким является душевное или психологическое здоровье ребенка. Именно оно требует особого внимания взрослых. Не зря сегодня все громче и громче говорится о взаимосвязи психологического и физического здоровья человека и болезнях как следствии эмоциональных трудностей.

Какой самый быстрый путь к душе ребенка?

Конечно, сказка. В данной книге приведены сказки, которые помогут укрепить психологическое здоровье детей и при необходимости его «вылечить». Они наполнят внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри самого себя и видеть поддержку окружающих.

Сказки в основном рассчитаны на младших школьников, но некоторые могут быть понятны дошкольникам, интересны и полезны подросткам.

Чтобы знать, когда, в какой ситуации взрослым нужно «бить тревогу», сказки предваряет описание нарушений психологического здоровья и их поведенческих проявлений, способов их диагностики. Пусть взрослых не пугает, что при этом используются понятия «агрессия» и «страх». Стоит уйти от стереотипного восприятия агрессии и страхов как ассоциальных или абсолютно нежелательных проявлений. Агрессия и страхи являются «языком», при помощи которых ребенок сообщает о душевном неблагополучии. Поэтому они бывают разными как по своей причине, так и по поведенческим проявлениям. Сказки в книге сгруппированы в соответствии с формами и содержанием агрессии и страхов детей.

Завершают книгу краткие методические рекомендации, рассказывающие, как работать со сказками. Но они не являются обязательными. Взрослые, которые находятся в контакте со своей интуицией, безусловно, найдут свои способы. А главное, сами получат удовольствие в работе с ними.

В подготовке отдельных сказок принимали участие студенты – психологи МПГУ, МОСУ и МГППУ. Спасибо им.

Книга предназначена для психологов системы образования, педагогов и родителей.

Психологическое здоровье как цель психологической поддержки детей

Давайте представим себе психологически здорового человека. Какими качествами он обладает?

В нашем понимании психологически здоровый человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без приобретения психологических травм, а использует их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней пребывания на земле в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек может успешно выполнять необходимые ему по возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, т. к. он не только адаптирован к окружению, но и в силах творчески изменять его. Исходя из этого, можно сказать, что психологическое здоровье – это а) наличие гармонии (согласованности) как между различными аспектами внутри человека (эмоциями и интеллектом, душой и телом, рациональностью и интуицией), так и между человеком и обществом;

б) возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

в) стремление развиваться, т. е. становиться лучше в различных жизненных сферах;

г) сформированность основных возрастных новообразований;

д) возможность полноценного функционирования, т. е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека можно рассматривать как эталон. А в большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако нередко мы замечаем достаточно сильные нарушения психологического здоровья. Подробное обсуждение причин этого в рамках данной книги не представляется необходимым. Заметим только, что существенный вклад в появление отклонений вносят современные социально-культурные условия. Однако кратко привести возможные наиболее вероятные нарушения психологического здоровья здесь следует, поскольку они могут потребовать помощи взрослых.

Типология нарушений психологического здоровья

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, боязни окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Такие дети вспыльчивы, часто дерутся. Минимальная обида приводит к конфликту. При этом они с трудом успокаиваются. Считают, что окружающие относятся к ним недоброжелательно и несправедливо. После драк нередко оправдываются словами: «Они первые лезут».

Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся боязнью темноты, остаться одному дома и т. п. Такие дети тревожны в особенности в новых ситуациях, стремятся их планировать, контролировать. Спрашивают взрослых: «А что будет потом?» Нередко видят страшные сны. Взрослым о своих страхах не рассказывают, чаще их даже отрицают.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте(1–3 года). Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, свободному проявлению своих желаний, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи: боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявление гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Дети с деструктивной агрессивностью стремятся к нарушению правил. Часто не слушаются неавторитарных взрослых. В присутствии авторитарных – затихают. В свободное время громко хохочут, особенно при употреблении «туалетной» лексики. Неорганизованны, склонны к забывчивости. Приготовиться к уроку для них нередко бывает большой проблемой. Могут обкусывать ручки, терять вещи. Иногда деструктивная агрессивность принимает косвенные формы. Это могут быть побуждение к агрессивным поступкам других или действия исподтишка. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение чего-либо, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Дети с социальными страхами, напротив, очень нормативны, стремятся быть хорошими учениками, ставят себе высокие планки. Они чувствительны, сильно переживают из-за оценок и из-за страха огорчить родителей, поэтому склонны к психосоматике. Очень волнуются на контрольных работах, могут выполнять их хуже, чем текущие. Почти никогда не злятся. Окружающие считают их добрыми, послушными детьми. Однако самим детям очень тяжело жить в тех «рамках», которые они сами же себе и выстроили. «Рамки» – это не результат наказаний или страха родителей. Наоборот, с родителями у таких детей теплые отношения. «Рамки» – это слишком сильное желание детей быть всегда и во всем хорошими.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам иметь близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Стоит помнить, что фактически ребенок может быть окружен огромным количеством искренно любящих его взрослых, но не владеющих языком игры. А дошкольник именно через этот язык сообщает о своих потребностях и тревогах. Отсутствие около ребенка играющего взрослого может явиться причиной формирования у него чувства одиночества. Тогда в активном варианте ребенок прибегнет к демонстративной агрессивности – привлечению внимания любыми доступными ему способами.

Демонстративная агрессивность, как уже говорилось, проявляется в том, что дети всеми силами стремятся привлекать к себе внимание. Поскольку легче получить негативное внимание, то они делают именно это, т. е. выкрикивают, говорят глупости, кривляются, нарушают дисциплину. В особо тяжелых случаях могут наблюдаться лживость и воровство. Наказания только закрепляют демонстративное поведение.

При страхе самовыражения дети замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми и сверстниками о своих проблемах. Внешне это выглядит как стеснительность. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. У ребенка может появиться круговое облизывание языком губ и, как следствие, розовое их окаймление. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске. Он кажется малоэмоциональным, хотя внутри у него «кипит буря». К 3–4 классу становятся возможными резкие необоснованные вспышки агрессии или плача.

Если истоки проблем ребенка лежат в младшем школьном возрасте, то он имеет выраженное чувство собственной неполноценности. Как правило, причина здесь в том, что ребенок начинает считать себя хорошим только при наличии абсолютного и постоянного учебного успеха. В этом случае у ребенка может сформироваться суждение либо «Я есть то, что я делаю. И если не получается делать так хорошо, как хочется, значит я ничто», либо «Я есть то, какова моя внешность. Если она не соответствует моему эталону, значит я ничто».

В активном варианте он стремится скомпенсировать чувство неполноценности через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники и в некоторых случаях даже родители и педагоги. Внешне ребенок кажется уверенным в себе, стремящимся к лидерству, желанию командовать другими. Чаще всего агрессия проявляется здесь в виде насмешек, издевательств, использовании ненормативной лексики в отношении тех, кто слабее. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека. При этом негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной силы. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность.

Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха неуспеха. В учебной деятельности ребенок настолько боится ошибок, так волнуется, что допускает их чаще обычного. Иногда работает медленнее, чем умеет. В любом случае качество его учебной работы бывает хуже возможного. В общении чувство неполноценности проявляется как стеснительность, робость. Ребенок может подстраиваться под того, кого он считает сильным. Переживать из-за отторжения значимыми сверстниками.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные проявления нарушений психологического здоровья, возникающие в процессе жизни ребенка. И перед завершением обсуждения нужно ответить еще на два вопроса. Может ли один и тот же ребенок в разных ситуациях проявлять либо активный, либо пассивный стиль реагирования? И может ли он иметь несколько нарушений? На оба вопроса нужно ответить утвердительно. Действительно, ребенок может, к примеру, быть суперпослушным дома и проявлять деструктивную агрессивность в школе, или наоборот. И, конечно, может иметь набор нарушений, хотя какое-либо может преобладать.

Для нас важно определить собственное отношение к нарушениям психологического здоровья у детей. Рассматривать их как глубокую патологию, как некий «крест» на ребенке или как-то по-иному? Нам представляется, что метафорой восприятия проблемы ребенка может стать сказка, используемая нами в работе с детьми, но которая могла бы быть интересной и для взрослых.

«Я иду к своей звезде»

Жил-был на свете Ветерок. Гулял он по свету, летал над полями, лесами и морями. Трава и цветы склонялись от его прикосновения. Иногда, если он очень хотел, он мог свистеть в деревьях и качать их в разные стороны.

Однажды Ветерок гулял над полем, Неожиданно вдалеке он увидел человека, тот шел по дороге куда-то. «Дай-ка я над ним пошучу, – подумал Ветерок. – Посмотрим, как быстро он мне повинуется».

Ветерок подлетел поближе и стал легонько дуть… Казалось, человек не замечает этого. Ветерок подул сильнее, потом еще сильнее и еще сильнее – но человек все шел и шел. «Это уж слишком», – подумал Ветерок. И он собрал все свои силы и стал так дуть, как никогда. Все кругом зашевелилось и пришло в движение. Пшеница тревожно пригнулась к земле – давно Ветер не появлялся в этих местах. А Ветерок все дул и дул, началась настоящая буря, такая, какой сам Ветерок ни разу не видел. Ветерок превратился в ураган, никто бы не смог устоять… Но человек все шел и шел по дороге. Наконец Ветерок устал.

«Да что же это такое? – воскликнул Ветерок. – Как такое может быть?» Он подлетел к человеку, приземлился и пошел рядом с ним.

– Э-эй, человек, почему ты меня не слушаешься?

– Я иду по дороге, – ответил тихо человек.

– Ну и что! Я тоже иду по дороге, Много кто ходил по дорогам, но меня-то они слушались, кто сворачивал, кто останавливался, а кто обратно возвращался.

– Я иду к своей звезде, – сказал в ответ человек.

– Интересно… – Ветерок некоторое время помолчал – Постой-ка, ведь сейчас день, никаких звезд нету, только солнце светит.

– Да, я знаю, но я иду к своей звезде.

– Что это за звезда такая? – подумал Ветерок. – Он к ней идет и идет, и я сделать с ним ничего не могу.

– Спасибо тебе, – неожиданно сказал человек.

– За что? – удивился Ветерок.

– За то, что ты устроил такую бурю, теперь звезда горит ярче и она освещает мой путь.

– Ну ничего себе, – подумал Ветерок, – за бурю еще и спасибо!

– Послушай, человек, а где, где эта звезда твоя находится? Ты мне ее покажи.

Человек ничего не ответил, он только повернулся к Ветерку и посмотрел прямо ему в глаза. А Ветерок увидел глаза человека, они были такими яркими, что казалось, они светятся.

– Я понял!!! – закричал радостно Ветерок. – Я понял, где твоя звезда! Я все понял!

И от радости он подпрыгнул и полетел к самому небу.

А человек все шел и шел по дороге. Он шел к своей звезде.

Таким образом, психологическая проблема ребенка – это не дефект, а зона ближайшего его развития. Преодолев ее, ребенок становится сильнее и мудрее. Задача взрослого – помочь ребенку сделать это.

Сказки для детей с защитной агрессивностью и страхами

Защитная агрессивность «Мир небезопасен, я буду нападать первым»

Отчего у ежика выросли иголки

Ты, наверное, не знаешь, что когда-то давным-давно у ежей совсем не было иголок. А были они покрыты серым пушком, к которому легко прилипали небольшие грибы, ягоды и другие ежиные вкусности.

Но однажды в одной дружной семье родился необычный ежик Кактус. На самом деле его звали Катусом, но в Кактус его переименовали ежики, с которыми он играл и общался. Хотя играл и общался он совсем мало. Дело в том, что он или обижался на ребят и уходил от них, или сам обижал кого-то – толкался, обзывался, дрался. Ему казалось, что все к нему придираются. «Они ведь первые лезут», – так жаловался он взрослым, которые постоянно разнимали потасовки с его участием.

И он уже так привык к этому, что, подходя к ребятам, привычно сжимал кулачки, готовясь дать сдачи тому, кто ему что-то скажет, не так посмотрит. Ну а если заденет…

Понятно, что ребята его не любили.

– Как хорошо, что Кактус сегодня не вышел во двор, – такие слова он иногда слышал, прячась от всех в колючих кустах барбариса и отщипывая от него кисленькие продолговатые ягодки. Обидные слова. Они заставляли ежика все дальше зарываться в колючие ветки.

Взрослые тоже не очень любили его. Конечно, от него столько проблем! Приходится разнимать его с ребятами, утешать обиженных.

И только мама ежика всегда защищала его.

– Он у меня хороший, – говорила она, – вы просто его не знаете.

Но и она не могла помочь сыну.

Так и получилось, что ежик подружился только с кустом барбариса. Только так он чувствовал себя спокойно. Барбарис с его колючками надежно защищал ежа.

И вот как-то раз ежик подумал:

– А что если мне самому отрастить иголки – тогда я сам смогу себя защищать, никто не посмеет подойти ко мне.

Когда долго к чему-то стремишься, то обязательно это получаешь. И вот прошло какое-то время, у ежика выросли крепкие колючие иголочки. Гордо растопырив их, он пришел к ребятам.

– Ну-ка принимайте меня играть, – сказал он, – только, чур, я буду главным.

Но ребята, увидев ежа в новом облике, сильно испугались и разбежались по своим домам.

А на следующий день все тоже приобрели себе иголочки и уже щеголяли в новом наряде. А ежику его иголки пользы никакой не принесли. Все ребята умели отлично пользоваться колючками, но не делали этого – зачем делать другому больно?

– Нет, будет мне все-таки от иголок польза, – решил ежик. – Ведь на них удобнее грибы и ягоды накалывать.

Пошел он в лес, на все свои колючки нанизывал припасы и пришел к ребятам. Повернулся он к ним вкусной спинкой и весесо сказал:

– Угощайтесь!

Удивились ребята, но уж очень хороши были ежиные припасы.

– А ведь и мы сможем с колючками много принести, – обрадовались они. – Спасибо, ежик, что надоумил нас колючими стать. Пойдем вместе в лес. Скоро праздник. Надо много вкусностей для гостей набрать.

С тех пор понял ежик, как колючки для пользы использовать. А ребята его каждое утро с нетерпением во дворе ждут.

Аварийный автомобиль

– Опять авария. Опять кого-то стукнул. Разбил стекло, зеркало. Поцарапал краску, помял кузов, – так выговаривал автомобилю механик в автосервисе. – Сколько можно чинить тебя и машины, которые ты разбил?

– Я нечаянно. Я не хотел. Это они виноваты, – оправдывался автомобиль.

Действительно, он почему-то не мог спокойно ездить по улицам, а все время бил – чужие машины, фонари, заборы. И никакие наказания милиционеров на него не действовали, потому что происходило это не по его воле. Когда он ездил, внутри него появлялся непонятный страх, в котором он сам себе не мог признаться. Ведь в жизни его нельзя было назвать трусом. А в душе его было как-то неспокойно, словно он ожидал нападения на себя неизвестно откуда. И чего он ожидал, то с ним и происходило. Неизвестно откуда выныривали машины, которые он бил и сам об них больно бился.

– Что у тебя в голове, то и в жизни с тобой происходит, – сказал ему случайный пассажир, которого он подвозил домой после закрытия метро.

После очередной сильной аварии он вдруг вспомнил слова ночного попутчика.

– Не хочу я больше никого бить, – решил он. – Буду представлять себе свою жизнь без аварий.

Но, видимо, слишком уж часто ему в них побывать пришлось. Никак он от аварий в мыслях избавиться не мог.

Что делать? Стал он тогда караулить ночного пассажира, чтобы он дал ему совет. А пока караулил, сам придумал.

– Если я не могу жить без аварий, стану тогда помогать тем, кто в них попадает, – решил он.

Так он стал аварийным автомобилем. Если с кем что-то случится, он тут как тут. Инструменты предложит. Шины запасные. А на помощь он всегда так спешил, что о себе забывал. Поэтому даже не заметил, как страх пропал. А сам он в аварию не попадал с тех пор ни одного раза.

Я первый

Как-то мне пришлось бывать в одной школе. Там я познакомилась с Сергеем – высоким красивым мальчиком с грустными глазами. Я решила, что он плохо учится, и попросила у него дневник. Но там были одни пятерки. И тогда я обратила внимание на то, что Сережа почему-то держится в стороне от сверстников. Была перемена. Кто-то из ребят водил ногами пинг-понговый шарик, кто-то рисовал на доске за спиной у учительницы. Девочки обменивались наклейками и оживленно болтали. И только Сережа топтался около своей парты.

– Почему ты с ними не играешь? – спросила я.

– Мне папа не разрешает. Стоит мне подойти к кому-то, так у нас начинается драка.

– Но почему?

– Я всегда хочу только победы. Если меня толкнут, я толкну посильнее. Если обзовут, тоже толкну. Ну а если меня стукнут, то даже директор школы меня не остановит. Вы не думайте, что я драться люблю, просто не могут проигрывать. Я и в футбол не люблю проигрывать. И в уроках хочу быть первым. Вы же видели мой дневник.

После этого разговора я не видела Сережу около года. Не приходилось бывать в этой школе. А когда пришла, то не сразу узнала его. Он не вырос, но глаза его горели каким-то особым огнем. Может быть, потому что он был занят: они с ребятами рисовали стенгазету.

Пока я удивленно рассматривала Сережу, ко мне подошла невысокая девочка.

– Меня зовут Катя, – представилась она. – Я вижу, вы на Сережу смотрите. А он у нас изменился. Хотите, расскажу, что произошло? В конце прошлого года в мае мы поехали на турслет. Там мы соревновались, кто быстрее пройдет по трассе с препятствиями. Страшновато, конечно, но все справились. И уже собрались обедать, как заметили, что нет Сережи и Наташки. Объявили общую тревогу, пошли их искать. Нашли уже в сумерках. Оказывается, Наташа повредила ногу, а Сергей решил тащить ее в лагерь на себе. Они заблудились. Хорошо, что у них были спички. Вечером мы увидели их костер.

Мы тогда спросили у Сережи:

– Как же ты сошел с трассы? Ведь ты же всегда хочешь быть первым.

– Она плакала, – ответил он.

И всем все стало ясно.

Потом он ездил к Наташе в больницу, затем домой. В общем, они подружились. А в сентябре сели за одну парту. А теперь вот газету делают.

Тут Сережа поднял глаза, заметил меня и слегка покраснел. Он подошел ко мне, поздоровался и сказал:

– Я понял, что в жизни важнее всего.

А вы, ребята, поняли?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: