Православный психолог нина крыгина. О женской эмансипации – монахиня Нина (Крыгина)

Гадецкий Олег Георгиевич - психолог-тренер, автор уникальных методик личностного роста. Широко известен в России и странах ближнего зарубежья. В своих тренингах использует как методы западной психологии, так и восточные техники медитации и йоги. Автор книги "Лучшие психологические техники, или что делать если не везет". По итогам 6 Международного фестиваля звезд психологии и психотерапии был признан лучшим психологом-тренером.

Высшее психологическое образование получил в Санкт-Петербургском техническом университете по специальности «Социально-психологический тренинг» (1992 г.) Сразу после окончания университета устраивается на работу в Поволжскую академию государственной службы, где в течение нескольких лет проводит тренинги и семинары для государственных чиновников. В 1993 году приглашается правительством Российской Федерации в качестве эксперта по методам оценки персонала и участвует в подготовке процедуры аттестации представителей президента России.

Одновременно со своей основной работой учится в аспирантуре по специальности «Социальная философия». В 1994 году успешно защищает кандидатскую диссертацию.

В течение примерно трех лет идет активный поиск. Исследуются самые разные психологические практики. Олег проходит тренинги ведущих российских специалистов, изучает литературу, ведет активную профессиональную психологическую практику.

Итогом этого периода является уникальный авторский тренинг «Психология для жизни», в котором объединены методики различных школ современной психологии. По отзывам специалистов этот тренинг представляет собой уникальный синтез различных психологических подходов. Методики, используемые в тренинге, являются чрезвычайно действенными и одновременно с этим простыми и доступными для самостоятельного использования.

В 1994 Олег основывает психологический центр «Открытие Себя», в котором вместе с другими специалистами-практиками проводит психологические тренинги.

Начиная с 1997 года начинает глубоко изучать различные древние трактаты - Упанишады, Бхагавад-гиту и другие, знакомится с практикой медитации, цигун, йоги. Также активно изучает трудны современных авторов: Лазарева, Жикаренцева, Верищагина, Свияша, Ошо, Кастанеды, Грофа, Хей, Виллмы. Итогом этого поиска становится еще одна авторская тренинговая программа «Законы судьбы».

Начиная с 2002 года Олег активно ездит и проводит тренинги в различных городах России и СНГ. В августе 2005 года его приглашают на VI Международный фестиваль звезд психологии и психотерапии, где он удостаивается звания как лучший психолог-тренер. Осенью 2005 года выходит его книга «Лучшие психологические техники, или что делать, если не везет».

Книги (2)

Законы судьбы, или Три шага к успеху и счастью

Автор книги — известный российский психолог Олег Гадецкий — многие годы исследовал различные психологические методы на предмет их эффективности и обнаружил, что во многих случаях эти методы дисгармоничны по отношению к законам Вселенной. Это приводит к тому, что они создают неблагоприятные последствия в судьбе человека.

В книге представлен проект целостной и гармоничной психологии, дана информация, выверенная и экологичная по отношению к законам Вселенной. Множество упражнений, медитаций и притч заставят вас искать ответы на самые главные вопросы и будут обучать искусству целостной и гармоничной жизни.

Лучшие психологические методики, или Что делать, когда не везет?

Хотели бы вы научиться методикам, которые использует в своей практике лучший психолог-тренер 6 Международного фестиваля звезд психологии и психотерапии? Если да, то эта книга для вас. Итог более чем 15-летней профессиональной практики автора станет вашим личным достоянием.

Эта книга не является объемной энциклопедией, но содержит в себе буквально «выжимку» из различных направлений современной психологии. Многие методики даются в авторской доработке, что делает их еще более эффективными и одновременно с этим чрезвычайно простыми при самостоятельном применении.

Комментарии читателей

Виктор / 16.03.2018 Почему-то Олег "забыл" указать, что он кришнаит "Говардхан Гопал Прабху". Прабху - означает "учитель". И его представляют как психолога, а на деле это матёрый религиозный проповедник. Поэтому, если не планируете становиться кришнаитами, сильно увлекаться его творчеством не советую.

Анна / 17.03.2017 Олег Георгиевич, огромная благодарность Вам!!! Все работает! Была на Вашем тренинге 10 июля 2016г., два дня. Я просто доверилась Вам. Я не ждала каких то материальных благ, у меня был другой запрос. В моем совместном бизнесе, которому уже четыре года, именно в эти два дня была хорошая прибыль. Этот пример больше для скептиков, для тех кто не верит в чудеса. А так, я тоже изучаю древние трактаты Бхагавад-гиту и другие, проецирую на нашу жизнь современную, все работает именно по этим законам.

Александр Стеблин / 26.02.2017 Благо дарю! Столько ясных ответов на казалось бы тупиковые вопросы... истинно,-удивительное рядом.

Иван / 23.11.2016 А может это вы сектант раз так реагируете? как говорится проще что то плохое сказать про другого чем попытаться найти что то хорошее, ведь для этого нужен разум.

Олег Гадецкий является одним из ярчайших представителей современной психологии. Его свежий взгляд на жизнь, психологию семейных отношений, причины неудач, а также пути решения различных проблем является поистине действенным, а главное — понятным людям всех возрастов и социальных статусов.

Олег является основателем и лидером Международного образовательного проекта «Психология III тысячелетия», а также является автором, потрясающей по своей действенности, методик роста личности. Занятия Олега Гадецкого являются синтезом знаний востока и запада: ортодоксальная психология прекрасно сочетается с йогическими и медитативными техниками.

Его жизненное кредо определятся так: Эта жизнь нам дана не с тем, чтобы терпеть неудачи и привыкать спокойно сосуществовать с ними, а для того, чтобы полностью открыться творчески, использовать все свои ресурсы для прекрасной, полноценной жизни.

Жизненный путь

В 1992 году Олег оканчивает Питерский технический ВУЗ по направлению социального психологического тренинга и сразу же получает место в Поволжской академии госслужбы, где он проводит психологические занятия для госслужащих.

1993 год знаменуется приглашением Олега на должность эксперта по методам оценки персонала при президенте РФ, где он помогает представителям президента России в подготовке к аттестации.

Одновременно с этим Олег Гадецкий поступает в аспирантуру на социальную философию. Там он занимается глубоким изучением трудов философов разных эпох, таких как Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Маркс, Вернадский, Соловьев, Камю и другие. В 1994 году становиться кандидатом психологических наук, защитив диссертацию.

В том же 1994 Олегом Гадецким основан психологический центр «Открытие Себя», где проводит свои тренинги вместе с другими психологами.

Со временем Олег все четче понимает, что хочет, а главное — может сам создать хорошую психологическую методику, которая сможет объединить наилучшие достижения психологической науки. Поэтому в последующие несколько лет он посвящает изучению различных практик, литературных источников, посещению разнообразных тренингов самых лучших специалистов.

И вот, кульминационным моментом его поисков становиться авторский тренинг «Психология для жизни», который сочетает в себе разнообразные методики различных психологических школ. Специалисты единогласно обозначили, что этот тренинг уникален и действенен и, что самое главное, доступен и понятен для совершенно разных людей и может ими использоваться самостоятельно.

В 1997 году Олега Гадецкий углубляется в изучение древних рукописей и трактатов, таких как Упанишады, Бхагават-гиту, Йога-сутру. Так же он осваивает йогу, цигун и медитативные практики. Одновременно с этим, он познает глубины работ современных авторов: Ошо, Кастанеды, Хей, Лазарева, Виллмы, Кови и других.

В конечном итоге на свет появляется новая авторская программа «Законы судьбы или Искусство жить», сочетающая в себе полученные Олегом знания от давних мастеров и метров современной психологической науки. Методики этой программы позволяют получить ошеломительно быстрый результат, а так же позволяет построить долгоираграющие позитивные настрои личностного развития в главных сферах жизни, таких как карьера, семья, здоровье.

Как говорит сам автор, люди совершают огромное количество ошибок по причине своего незнания тонких законов Мироздания. Эта методика и была им разработана для того, чтобы просветить их и дать возможность пересмотреть свои взгляды и подходы к окружающему миру во избежание проблем с работой, потерь и заболеваний, которые возникают как раз таки из-за не знания и не соблюдения правил и законов тонкого мира.

В 2002 году Олег Гадецкий начинает разворачивать активную деятельность на территории СНГ.

В 2005 году он был приглашен на Четвертый Международный фестиваль ведущих психологов и психотерапевтов в г. Алмата. Там его удостаивают почетного звания лучшего психолога-тренера.

Апрель 2008 года знаменуется повторным присвоением Олегу звания лучшего психолога-тренера. На этот раз действо происходило в Израиле на Третьем международном фестивале звезд восточной и западной психологии.

По сей день Олег активно занимается тренерской деятельностью в России и странах СНГ.

Книги Олега Гадецкого

Вот книги, которые было бы не плохо прочесть, если Вы интересуетесь тем, что несут в себе методики и практики Олега Гадецкого:

  • Лучшие психологические методики, или что делать, когда не везет

Эта книга явилась результатом пятнадцатилетней практической работы Олега Гадецкого. Она содержит в себе колоссальный объем

материалов, освещающих различные методики нынешней психологии. Некоторые, для более удобного и легкого понимания, преподносятся в авторской обработке.

  • Законы судьбы Или три шага к успеху и счастью


За долгие годы исследований Олег Гадецкий пришел к выводу, что большинство уже существующих психологических методик идут в разрез с законами Вселенной, из-за чего их применение человеком может иметь пагубные последствия.

Данная же книга является великолепным сборником авторских методик, которые гармонично взаимодействуют с законами тонкого мира и Вселенной. Эти методики способны помочь человеку преодолеть сложные жизненные ситуации и сформировать ту реальность, в которой человек хочет прибывать; создать гармоничные взаимоотношения в семье; помочь настроиться на привлечение материальных благ, а также изменить кармические ситуации, что может помочь исправить будущее. В книге собраны опросы и ответы на них реальных людей.

Данная книга разбита на 2 части и содержит в себе ответы на наиболее важные вопросы, волнующие людей каждый день. В книгах автор предлагает отличный от обычных способ решения проблем. Обе книги являются своеобразной психологической консультацией.

Эти книги составлены не обычно, не по общепринятым правилам литературного жанра. Они являются ответами специалистов-психологов на вопросы обыкновенных людей на интернет-ресурсе. Руководит эти проектом сам Олег Гадецкий.

Цикл лекций «Тепло домашнего очага». Беседа об алкоголизме

Ребенок впитывает любовь, как губка. Если он не добирает этой любви, что он может вернуть? Он возвращает то, что он получил – пустоту, озлобленность и агрессивность.

… Покаяние – это когда стыдно, предельно стыдно за то, что так себя ведешь, и ни за что не хочется больше так себя вести, до боли, до слез не хочется в эту мерзость опять возвращаться. И хочется изменить. Вот когда изменяется поведение, можно уже говорить о покаянии…

Бог не терпит насилия над человеком. Бог дает нам всем свободный выбор. Кодировка – это насилие над человеком , когда он сам не несет ответственность, а ему вкладывают программу… Кодировка – это не решение проблемы, это иллюзия решения проблемы».

Монахиня Нина Крыгина

Монахиня Нина Крыгина, православный психолог, кандидат психологических наук: «Алкоголь не является потребностью нашего организма. У нас существует потребность, например, в кислороде, у нас существует потребность в пище. Так вот алкоголь для нашего организма потребностью не является. Это выработанное. У нас может вырабатываться, может не вырабатываться эта потребность.

Что важно понять, на мой взгляд. Очень часто относятся к проблеме алкогольной зависимости чисто медицински. Но как психолог, я могу сказать, что ведь в одной и той же ситуации, один человек может запить, а другой, — никогда не запьет. Очень много зависит от самого человека, очень много зависит от его выбора , от внутренней его позиции, от его мироощущения, от того, каким он представляет мир вообще и себя в этом мире . Это очень важно, это принципиально важно.

Так вот, еще очень много зависит от культуры, в которую человек попадает, когда рождается. Вот вы, наверняка, обращали внимание, что если человек встречается с человеком, то все равно, — вот если человек из другой культуры, из другой страны, — все равно его видно, у него другая культура. Просто он другой, он не лучше, не хуже, он другой. Наша культура обязательно накладывает отпечаток на то, какими мы становимся.

Если посмотреть, что предлагают сейчас средства массовой информации в отношении той проблемы, о которой мы говорим, алкогольной зависимости, то ситуация очень плачевная. Потому что через средства массовой информации у нас сейчас просто навязывается культ винопития .

Как психолог, опять-таки, некоторые вещи вам проговорю. Реклама, которая у нас так активно сейчас идет через телевидение, через рекламные щиты, через журналы всевозможные. Так вот, психолог Фуко, когда исследовал действие рекламы на человека, он сказал так, что у рекламы всегда два плана воздействия . Два, а не один.

Первый план , о котором знает большинство людей, – это информация о товарах и услугах. Какой товар купить, для чего он предназначен. И люди, как бы, пытаются сориентироваться в товарах и услугах.

Второй план рекламы, о котором говорят психологи, и о котором люди, просто, не психологи, часто не догадываются, – через рекламу нам навязывается способ действия в той или иной ситуации и отношение к тем или иным вещам. Навязывается эталон успешности в жизни . Что нужно делать и как себя вести…

Наиболее внушаемые, в отношении рекламы, наиболее чувствительные – дети и женщины. Несколько лет тому назад была реклама детских татуировок . Татуировки очень часто имеют сатанинский смысл, они оккультный смысл имеют, и об этом потребителям не говорится . Прошла эта реклама по телевидению, в течение ближайших десяти дней, смотрю, на улицах города появились дети с этими татуировками, наклеечками на руках. Почему? Да дети просто начинают выплакивать, не выпрашивать, а буквально выплакивать, начинают плакать, что я тоже это хочу. А родители, ну что здесь такого? – Ну, купил наклеечку, и взял, приклеил. Что делается? — Да дети просто перенимают то, что, через средства массовой информации, им задается…

Когда едешь по городу и видишь, особенно подростки, когда идут девочки, перепуганные глаза, сама стесняется, а в руке, для того, чтобы показать, что она такая, на современном уровне находится, какая она раскрепощенная и современная, – обязательно пиво. Я убеждена, очень часто именно та марка пива, которая через телевизор задается. Для чего? Вот эти подростки считают, что они сделали свой выбор, они просто захотели поступить вот так, сами того не понимая, что в данном случае они идут как марионетки , они выполняют программу, они выполняют заказ.

Для себя они говорят, себе они это объясняют, что «я просто молодой, я просто современный, я просто хочу идти в ногу со временем», не понимая, что за этим стоит заказчик, который от этого получает очень большие деньги. Реклама — это дорогое удовольствие, кто-то вложил эти деньги в рекламу, для того, чтобы получить очень большую прибыль. Рекламу заказывает фирма-производитель. Кто закажет, какая фирма закажет, чем больше денег вложит, — больше будет разработана реклама, больше будут люди покупать. То есть, таким образом, навязывается такой стиль поведения, что ты современный, такой вот крутой, если у тебя в руке будет пиво…

Реклама задает поведение человека, он принимает это, даже не понимая… Реклама имеет такую особенность задавать нормы и изменять нормы поведения . Это второй план рекламы. Так это определял Фуко: первый план рекламы – это информация о товарах и услугах, а второй план рекламы – задаются нормы в отношении взаимоотношения людей в мире.


Всегда ли у нас в России пили?
– Оказывается, не всегда. Это сейчас преподносится, что у нас страна такая сплошь состоящая из алкоголиков, что это как бы русская проблема, что спивались и заливали горе вином. Но статистика показывает совершенно другое, что действительно, не было такого выпуска алкоголя в Царской России, не было, как сейчас. И не было такой рекламы . Тогда это было не через телевидение, это было через газеты. Так вот, не было такой навязчивой рекламы, как сейчас. Это отслеживалось, количество людей злоупотребляющих алкоголем, и количество алкоголя, который выпускается.

Сейчас, в пору демократии, – «что хочу, то и ворочу». Деньги, прибыль. Прибыль. Это — огромные деньги. Алкогольная промышленность – это огромные деньги. Кто-то должен получать прибыль. Идет реклама, идет бомбардировка, кто попался, на нем можно делать деньги.

В отношении взаимоотношений в семье. Мы живем сейчас в среде такой, очень агрессивной, когда на наших проблемах делаются деньги . Но человек вправе реагировать, так или иначе, в этой ситуации.

В отношении семьи , что важно понять, чтобы своих родных не подталкивать к этому горю? Ведь очень много зависит от того, что предлагает ребенку семья . Ведь мы же в своей семейной жизни , — кто живет семейной жизнью, кто жил семейной жизнью, — мы же не просто общаемся друг с другом, мы же можем другому помогать пережить эту боль, которую человек сейчас переживает, а можем ее усилить.

В отношении ребенка, когда мы воспитываем ребенка. Ведь ребенок не просто живет с нами, он учится относиться к жизни так, как относимся мы. Ребенок перенимает наш стиль поведения…

Была такая книга «Все мы родом из детства». Так вот там была такая фотография удивительная, со спины сфотографированные, — идет папа и идет его сын маленький. Папа в таком пальто, и ребенок в таком же пальто, только маленьком. Отец — с правой ноги, и ребенок — с правой ноги. У отца сложены руки за спиной, и у его сына также сложены. Вы, понимаете, копия — большой и маленький. Дети обязательно впитывают наше отношение к жизни. Они перенимают, как мы относимся к людям, как мы относимся к миру.

Есть, так называемое, бытовое пьянство . Ведь в очень многих семьях было такое с детства, что когда взрослые садятся за стол, за праздничный стол, сами пьют и ребенку шуточно наливают. Или говорят – «Ну, давай, мы с тобой хотя бы чекнемся, рюмочками. Ну, давай, мы тебе нальем морс или газировку, а себе что покрепче. Ну, давай, просто чекнемся, за здоровье» . И смеются, вот уже взрослый человек, вот он уже растет. Сами того не понимая, что с детства, ребенка, потихонечку, приучают к тому, что когда все в семье, когда весело, хорошо, — в норме выпить. То есть выпивка — и веселое времяпрепровождение. Это далеко не безопасно. Многие родители просто не задумываются над этим и считают, ну что здесь такого? Это же просто игра, так забава.

Смысл игры в детстве – психологи говорят, вот если брать игру дошкольного возраста, — ребенок, через игру, он примеряет к себе мир взрослых, он проигрывает себя во взрослой жизни. Он проигрывает модель, как в этой жизни взрослой себя вести. То есть, таким образом, взрослые навязывают ему, предлагают ему модель, как себя надо вести, когда ты вырастишь. Вот, — выпить.

Вопрос о подростковом алкоголизме

— Я понимаю, что вы очень страдаете. Но у нас сейчас очень многие люди настроены на то, что когда очень много боли, чтобы было, как «фервекс» – «разорви пакетик, высыпь, перемешай, выпей, и никаких проблем, и ты уже здоров». Или, когда волшебная палочка, — палочкой махнул, и все изменилось.

Когда подросток в 15 лет и для него алкоголизм это уже проблема, это дело не одного дня. Это означает, что рос ребенок, и разрасталась эта проблема . Эта проблема росла 15 лет. И вот теперь она уже дала такие плоды, что вы от нее кричите, вы плачете от боли. Но она росла 15 лет, она не в один день. Неужели вы думаете, что в один день это можно изменить? — Ни в коем случае…

Есть несколько уровней воздействия на эту проблему. Если у него алкоголизм уже, заболевание, – здесь обязательно надо подключать и медиков, физиологический уровень. Здесь обязательно надо изменять взаимоотношения внутри семьи. Вы к этому готовы? Родительско — детские отношения обязательно надо изменять, и изменять взаимоотношения между мужем и женой … Если с детства вырос без отца – это группа риска…

…Здесь есть ваши родительские ошибки, которые помогли этому ребенку не справиться со своей болью, — оттолкнули этого ребенка, — не справиться с этой болью, а перейти на такую вот форму защиты, привели его к болезни. В психологии это может называться бегством в болезнь . Может, это был тот самый способ, чтобы загородиться от тех проблем, которые не получилось, которые вы не помогли ему решить…

Когда пьют подростки, здесь может быть несколько причин. Одной из причин может быть – желание быть как все. Это норма подросткового возраста, — от 10 до 15 лет, — это возрастная норма. Они ориентируются на своих сверстников. У них идет то, что называется, — реакция группирования, им обязательно нужны сверстники… Если в этой группе пьют, если группа такая, то тогда ребенок может включаться.

Другое — это могут быть на уровне мозга изменения – например, тяжелые роды, тяжелая беременность, травма головного мозга … Это все факторы риска в отношении возникновения алкоголизма у такого ребенка. Потом, такие дети, у которых вот такие бывают осложнения, такие особенности, они, как правило, тяжело, трудно учатся… Формально посещают школу…

В этом случае, когда такие дети, — особенно с нарушением мозгового кровообращения, — …приходят в школу, они уже не достаточно подготовлены по сравнению с другими детьми. Когда они обучаются, они отстают. Они не все могут с такой скоростью воспринимать, как другие дети. Они начинают стесняться. И потом у них возникают такие проблемы – их в группе должны принимать, а в группе начинают над ними посмеиваться, потому что вот он не такой как все.

Если и дома родители не помогают ему обучаться, дополнительно не занимаются, если начинают просто кричать, высмеивать, давить, в этом случае, проблема разростается все больше и больше. Эти проблемы растут. Для подростка очень важно чтобы его приняли в группе сверстников. В классе его не принимают, учительница не довольна, приходит домой — мама не довольна, мама плачет, мама расстроена, мама на него кричит, мама возмущается. Что делает такой ребенок? — В этом случае ребенок очень часто
ищет ту группу, которая бы его приняла, ищет группу себе подобных. Так появляются вот эти дворовые компании , в которых очень часто ребенок получает то, что он не дополучал в школе и в семье, он получает признание.

Ему говорят: «Слушай да ты же свой парень, слушай, да ты такой же, как мы, слушай, да ты вообще отличный друг». Что происходит? Ребенок из такой группы, странной группы… И, как правило, в такую группу, когда принимают, говорят — «Да, расслабься, давай, выпей, давай, как по телевизору, давай». Выпили. Ребенок приходит из этой группы, — он пока еще в нее не вошел крепко, он только начинает входить, — он приходит в школу, он приходит домой, и что начинается? — Крики, возмущения, или запугивания — «Куда ты катишься?». Опять начинается негатив. И в результате, получается то, что единственное место, где на него не кричат, не возмущаются, не унижают, он находит в той самой группе, где его начинают признавать. Таким образом, мы сами часто выталкиваем ребенка в эту среду. Сами, из-за его нетерпения, из-за недостатка своей любви. Потому что настоящая любовь – она всегда жертвенная, а нам все время некогда. «У меня столько проблем, у меня столько дел, у меня столько работы, кто-то же должен деньги зарабатывать, кто-то же должен нас кормить». То есть все, что угодно, кроме вот этой любви для собственного ребенка.


А ребенок впитывает любовь, как губка. Если он не добирает этой любви, что он может вернуть? Он возвращает то, что он получил – пустоту, озлобленность и агрессивность
. Так вот в этом случае, — почему его тянет в эту компанию? – Потому что там начинают его признавать, он получает то, о чем он давно мечтал — теплоту.

Но эта теплота она на первых шагах только дает ему вот это чувство своей нужности. А дальше у них там начинаются очень жесткие требования, у них свои лидеры, у них жесткие свои требования, свои правила игры, что называется. И чем дальше он туда вязнет, тем жестче становится жизнь. А дальше, — для того чтобы пить, нужны деньги. И дальше, очень часто, идет уже криминал. Еще, кроме того, имейте в виду, что в такие подростковые группы входят, как правило, не только подростки, а обязательно такими группами руководят взрослые, только они, как правило, находятся в тени. Те самые взрослые, которые сначала эту компанию помогают организовать, сначала спонсируют, а потом эта группа детей, подростков уже начинает выполнять их задания.

Поэтому, …если вы сейчас будете вести себя с ним агрессивно, нападающе, унижающе, что «ты меня измучил, твоя проблема меня измучила», вы будете его просто выталкивать в эту компанию, выталкивать. Не оттуда его доставать, а вы будете его туда вбивать. И чем больше с вашей стороны будет нервозности, агрессии, тем быстрее он окажется там. Это одно.

Второе. Я не знаю, насколько вы верующий человек. Но просто могу сказать, я много раз за свою жизнь сталкивалась с тем, что молитва матери со дна моря достанет.

Моя сестра, нам с ней 43 года, мы с ней двойняшки, в 18 лет она должна была умереть. Мы были тогда в Москве, ее положили в Сокольники, врачи сказали: «Мы ничего не можем сделать, вызывайте родителей, потому что все, ситуация критическая». Так вот, ее отмолила мама. И когда ее выписывали врачи… Мы тогда не знали даже, что мама верующая, мы на эти темы в семье не говорили. Просто, когда она отпускала в Москву двух дочерей здоровых, это было в начале лета, а в декабре ее вызывают – сообщают, что одна умирает от скоротекущей формы туберкулеза двустороннего, ассимилированного. Это же надо было с такой скоростью, чтобы насколько легкие были поражены, что все, сказали — смертельный приговор. Они сказали — «Все, в легких одни дырки, там марля, там нечего оперировать, и организм настолько истощен». И когда она приехала, она рассказывала так, что ей сказали врачи, о том, что «все, ситуация затянута, время упущено, мы теперь ничего не можем сделать». Мама сказала, что она пока доехала до гостиницы, от Сокольников до Спортивной, это почти час… Так вот, попросту говоря, когда она дошла до гостиницы, она не знала, что делать, потому что это было такое ощущение шока, что «ребенок уходит, умирает и я в этом виновата, потому что я была далеко, и я не обучила, что сделать».

И она пошла, и говорит «я услышала колокольный звон и пошла на колокольный звон». Оказалось, рядом Новодевичий Монастыр ь, в котором мы крестились, спустя этого случая, через 10 лет, когда были уже в аспирантуре. Мама нам тогда об этом не говорила, потому что, как она говорила «вы не были готовы это слушать». Мы действительно были настроены так по-боевому, материалистически – психология может все.

Так вот, что произошло? Она говорит, она пошла на этот колокольный звон. От гостиницы до этого монастыря буквально 8 -10 минут ходьбы. Она увидела, что идут люди, и пошла за ними, она, пока шла, вспомнила те молитвы, которым ее обучала бабушка в детстве. И она подошла к иконе. А там икона, чудотворная, Божьей Матери «Одигитрия» — «Путеводительница» . Она встала и своими словами, — она не вслух говорила, она сердцем говорила. Она говорила: «Богородица, оставь мне ребенка. Ты знаешь, как страдает ребенок. Оставь мне его, оставь мне эту девочку».

Потом подошла к Николаю Чудотворцу , там чудотворная икона Николая Чудотворца, и она сказала: «Николай Чудотворец, ты потому называешься Чудотворцем, что по твоим молитвам чудо может произойти. Врачи отказываются, ты помоги» . И она говорит, «я стояла так всю службу, и потом увидела, что люди расходятся, я поняла…» И говорит: «А у меня появилась какая-то надежда». Ни голосов, ни свечения, ничего не было, но у нее появилась надежда.

И на следующий день, когда она пришла к врачам, врач сказала: «Ситуация все равно безнадежная, но давайте попробуем. Давайте попробуем». Так вот, она пролежала 13 месяцев, и когда она вышла, ей так и сказали, — врач, она очень полюбила мою сестру, она сказала, что эта девочка очень мужественная. Но она сказала, и я это помню, эти врачи, когда ее выписывали, они сказали: «Девочка, ты должна запомнить этот день на всю жизнь, это чудо, мы, как врачи, тебе говорим, этого не могло быть ».

А произошло – материнская молитва вымолила. Это нам потом сказал не один священник, когда мы подходили и говорили – материнская молитва со дна моря достанет…

И потом было уже не один раз, и потом было много случаев, когда я своими глазами видела, что может материнская молитва. Но только не тогда, когда «А может поможет, а может…, может верю, а может не верю…».

Происходят такие чудеса. Молиться надо еще. Вам за сына теперь надо молиться. Если он с детства не был приучен к молитве, если вы его не исповедовали и не причащали, если вы сами не исповедовались и не причащались, если вы вот этой благодатью ребенка не наполняли, если у него смысла жизни нет. — Ведь очень часто люди начинают спиваться тогда, когда они не видят смысла жизни. Когда им кажется, что одно и тоже, одно и тоже, одно и тоже. А чего жить-то тогда? Ну, выпил – расслабился

Это надо объяснять, что смысл жизни есть у каждого человека, абсолютно. И не индивидуальный, а он у нас общий, для всех, смысл жизни.

Я прочитала у одного старца, — это касается всех абсолютно, — было сказано так, что у человека, у которого внутри пустота духовная, он заворачивается, как щепка, она заворачивается вокруг пустоты, а внутри пусто . Так и человек, если в душе у него пусто, смысла жизни нет, он корчится от этой боли, вот так вот сворачивается.

Смысл жизни у нас у каждого есть, — один, общий. Мы когда умираем, когда тело у нас разлагается, душа-то остается, душа-то у нас безсмертна. И оттого как эта душа будет себя чувствовать, куда она пойдет, на это влияет то, как мы прожили.

Сейчас есть целое направление, которое называется медицина смерти . Что это такое? — Это целое направление, когда изучают тех людей, которые пережили клиническую смерть .

У каждого человека вот есть такое желание и страх, одновременно, узнать, а что там за смерть, когда человек физически умирает? Это возникло само собой, когда появился ряд ученых, которые стали изучать тех людей, которые пережили состояние клинической смерти.

Что такое клиническая смерть? Это когда с помощью уже приборов фиксируется, что человек умер, мозг не работает, сердце остановилось. С помощью приборов, с помощью датчиков это фиксируется. Все, это труп. А потом через некоторое время человек опять оживает, органы опять начинают функционировать, и человек часто начинает рассказывать то, что он пережил, когда было это состояние клинической смерти…

Этим людям, таким вот подросткам, эти вещи надо говорить. Своим школьникам, когда в школе преподавала, и сейчас, некоторым студентам, когда мы встречаемся, — они это слушают, для них это открытие. Это с детства надо детям говорить, чтобы у них это не было, как щепка пустая, как щепка вокруг пустоты, чтобы у них был вектор, куда двигаться. Иначе они начинают метаться от боли, они не понимают, зачем они страдают, они не понимают, вообще, для чего живут

Это проблемы из родительской семьи, когда вовремя не объяснили, когда вовремя его не растили духовно. Растение если не поливать, оно же высыхает, оно же просто пропадает. Или оно становится очень вялым, чахлым. И то же самое, если человека кормить только чисто физически, а духовно не растить. Тело растет, а душа-то, перекореженная вся, больная – вот и взрыв происходит . У кого в подростковом возрасте, у кого гораздо позже это происходит.

Так вот в отношении клинической смерти, что известно еще… Все, кто пережили случаи клинической смерти , все, кто помнит, потому что есть два потока – одни ничего не помнят, другие помнят все… Так вот, они говорят, что в момент смерти никакой боли нет, какая бы до этого сильная боль не была . Потом душа уходит к низу, и поднимается вверх. Как правило, поднимается в правый верхний угол, туда, где в Православии, по традиции, находятся иконы (красный угол). Сохраняется все, все ощущения, и память. Все помнит душа, все абсолютно помнит. Страха пока нет, просто появляется удивление — неужели это смерть? Вот мое тело вот там, я вот здесь . Просто появляются новые свойства, — душа совершенно спокойно может передвигаться на большие расстояния, в т. ч. переходить через стену. Попросту появляются новые свойства.

А дальше, в зависимости от того, как душа прожила, появляются совершенно разные варианты — кому-то являются светлые сущности, кому-то являются черные. И дальше там уже по-разному, там туннели, и прочее, и прочее. Там уже разные варианты. Но в этот момент выхода из тела, все абсолютно говорят одно и тоже, что душа сохраняется, она помнит все. Она не исчезает, на атомы она не распадается

Это имеет принципиальное значение для всех, кто пьет. Потому что эти вещи надо объяснять. Очень часто причиной алкоголизма бывает и проблема потери смысла жизни. Когда люди воспринимают свои жизненные проблемы как тупик. Когда просто ощущение, что каждый день одно и то же, а смысла жизни нет. Ради чего я живу? Нет смысла, поэтому, просто напиться и заснуть.

Ну, как, нет смысла? Смерть физическая – это не окончание Душа-то не умирает, душа-то начинает отвечать за то, как она прожила


Кто верит, кто не верит, это уже научный факт
. Другое дело, что сейчас, на уровне науки, мы можем говорить только о том маленьком отрезке, когда душа вышла из тела, а потом вернулась, а не туда, куда она пошла дальше. Потому что очень многие говорят, что там уже встречается с разными сущностями.

Но для нас то факт, что душа вечна. А если душа вечна, — подобное идет к подобному, светлое идет к светлому, а темное идет к темному. И все, за все придется отвечать . Эти вещи надо объяснять…

У ребенка в дошкольном возрасте впервые появляется понятие смерти. В 5-6 лет. Это возрастные страхи, детские возрастные страхи . Понятие о смерти. Если это все спускать на тормозах, — «а, как-то он там справится», замалчивать — эти страхи перерастают.

У нас средства массовой информации сейчас навязывают огромное количество страхов … И каждый год эти страхи, по исследованиям, нарастают. Они навязываются извне, через мультфильмы, ведь сейчас такие страшилки показываются, через эти фильмы ужасов.

Раньше, когда в нашем детстве, таких фильмов ужасов не было, и в таком количестве не было, не было таких искусственно всаживаемых страхов.

Или эта реклама, которая у меня перед глазами стоит, когда я однажды увидела, думаю — «ничего себе, запускают страх, детский!». Когда была реклама — детский киндер-сюрприз, — и показывают, как летят, вроде стая птиц, потом оказывается, что это вордулаки, кровососы, вампиры. И предлагается ребенку что «открой киндер-сюрприз», — там сидит этот вампир, — и самое удивительное – «посади его на ручку, зайди в темную комнату и посмотри, как горят его глаза». Да какие страхи после этого у ребенка? Любому детскому психологу скажите! А ребенку такой подарочек подари! Родитель, какой, ну ради шутки, сможет подарить? Или кто, по недоразумению своему, такое подарит? Это жестокий страх! Для детей дошкольного возраста все живое. Вот это же все у него принимается, все это входит в его систему жизни. Все, это занесли в свой дом.

Попросту говоря, очень многие наши проблемы, с которыми мы сталкиваемся с детьми в старшем возрасте, в подростковом возрасте, особенно в подростковом возрасте, все они родом из детства, все они родом из нашего отношения с этим ребенком…

Подростковый возраст – это как экзамен для всей семьи. Вся семья встряхивается и смотрится, насколько мы правильно жили, насколько мы правильно воспитывали ребенка, насколько мы правильно общались друг с другом. Потому что ребенок это все возвращает, всю ту боль, всю ту любовь, которая ему была дана и всю ту агрессию, которая ему была дана. То есть, это, конечно, вещи очень серьезные.

— Какая ошибка может быть здесь …в отношении женщин, в отношении жен?

Женщины очень часто, когда муж пьет, они очень часто говорят, что они очень сильно страдают. Безспорно. Жена это, сестра это, дочь это, — это всегда проблема, когда родной человек теряет человеческий облик. Когда он спивается, это страшное горе.

Но, …когда начальная стадия, первые ступенички, некоторые женщины сами, на начальных стадиях, — не снимая ответственности с этого мужчины, я повторяю, потому что каждый человек отвечает за свои поступки. Он обязательно, этот человек, будет отвечать за свой выбор. Он сделал этот выбор, он по нему пошел, начинают нарастать в семье проблемы. Страдают дети, страдает жена, страдают все, кто связан с ним. Но…

Женщины, для вас просто хочу сказать. На первых стадиях, иногда женщины делают общую ошибку.

Начиная с 17-го года, у нас в России навязывается совершенно другая система ценностей. До 17-го года у нас Россия была православной страной. Церковь не была отделена от государства. В этой системе ценностей жили все . Были люди, искренне верующие, были на уровне так называемого обрядоверия, т.е. по праздникам большим прийти в церковь, свечку поставить, и уйти, и считать, что он православный. Это обрядоверие, потому что православие – это работа над душой, над своей. Это очень трудно. Над своей душой. Грязь эту духовную вычищать, а светлое растить. Идти и каяться.

Покаяние – это исправление жизни . Это не просто пришел на словах отговорил, список своих грехов сдал, и ничего не меняешь. Это не покаяние, это отчет. Покаяние – это совсем другое. Покаяние – это когда стыдно, предельно стыдно за то, что так себя ведешь, и ни за что не хочется больше так себя вести, до боли, до слез не хочется в эту мерзость опять возвращаться. И хочется изменить. Вот когда изменяется поведение, можно уже говорить о покаянии . То есть это не на словах, не на эмоциях, а на деле. Покаяние предполагает и такую стадию, как изменение поведения.

Так вот, если брать взаимоотношения внутри семьи до 17-го года, Россия была православная… До 17-го года воспитывались и мальчики и девочки, повсеместно, у нас, в России, на уровне православного мировоззрения .

Как воспитывали? Воспитывали так с детства, растили мальчика, что мальчик — глава семьи . С него весь спрос. Кому много дается, с того много спросится. На нем очень большая ответственность. Он должен быть главным в семье. Он — глава семьи, он должен все анализировать, выстраивать. Он защитник семьи. Жена сосуд немощный, слабый, — написано так в Евангелии. Жена сосуд немощный, женщины, ранимый. Ее надо оберегать. И дети маленькие – их надо оберегать. И за все, как он это делал, он ответит перед Богом. Жену — как он к ней относился? Берег ли он ее, защищал ли он ее? А детей как он растил, чувствовали ли они его эту отцовскую опеку или не чувствовали? Еще воспитывали как хозяина, чтобы мужчина ничего не мог делать, это было невозможно. Он хозяин, он добытчик. Он должен был зарабатывать деньги.

Кстати сказать, до 17-го года, государство на это смотрело очень серьезно. И один мужчина, если он работал, он мог содержать жену, и у нас семьи были многодетные. Работал мужчина один, жена домохозяйка, и он мог обезпечить ее, и детей. А детей было и по 10, и по 15, и по 18, — не все выживали, — но семьи были многодетные, и один мужчина мог содержать. Так вот у мальчика с детства это воспитывали.

И кстати, воспитывали еще, как воина, как патриота. А Родину-то любить надо, не прятаться за спину других людей, и за спину женщин, за спину стариков. Воин, защитник, мужчина растет. Глава растет семьи, хозяин…

Как воспитывали девочек с детства? Так и воспитывали, что растет девочка, будущая жена – значит, в чистоте, не затасканная… Девочку воспитывали не в разврате, не с установкой на то, что не обращай внимания, живи просто, а в целомудрии, чтобы ребенок рождался из чистого организма, не по загаженным родовым путям он проходил переболевшим от множества проблем. Девочку воспитывали, чтобы она была мужу помощница. В Православии-то никакого там равенства нет, — помощницей мужу, не главой над мужем, не учительницей ему, двоечнику, а помощницей ему.

И хозяйкой, хозяйкой, — девочек с детства приучали трудиться. Не было такого как сейчас, что расписываются, невесту спрашивают — «А что ты умеешь готовить?», — «Ну что? Ну, картошку могу отварить, могу пожарить, яйцо могу отварить, яичницу могу пожарить», — весь рацион. Не было такого.

Так вот, если взять до 17-го года, — вот вырастали они в православных семьях, создавались семьи, они подходили, как две половинки одного целого. Все было на своих местах расставлено. Он знал, что от него ожидается – он глава семьи, хозяин, добытчик. Она знала, что от нее ожидается – она мать, что от нее зависит, чтобы мужчина хотел вернуться в семью, чтобы было тепло и уютно. Она мать, она жена, она хозяйка. Подходили, как две половинки одного целого. Не было никогда таких вот проблем, как сейчас.


В России до 17-го года процент разводов был – 3. Три процента разводилось. А у нас сейчас – 70-80%.
Так вот, если посмотреть, как сейчас воспитываются. После 17-го года, стали что говорить? Стали говорить, что «то, что раньше было, связано с прежним, все не правильно, это все ошибки. Этот мир мы разрушим, до основания, а затем…» Вот стали строить тот мир, в котором мы с вами сейчас живем, где 70-80% разводов.

На что стали ориентировать женщин, начиная с 17-го года? – Стали ориентировать на равноправие. А это равноправие привело к чему? — Да, а мужчин перестали ориентировать на главенство в семье, об этом вообще перестали говорить . — К чему это привело? Когда психологи сейчас изучают эту проблему, они говорят, что это привело к тому, что у нас в современных семьях, эгалитарная семья, — равенство в семье, — существует только теоретически, на бумаге. В реальной жизни равенства в семье, двуглавия, в семье, — когда муж и жена главные, — нет. Все это привело к новому типу семьи — советскому матриархату. Когда женщина в семье и лошадь, и бык, и баба, и мужик. А мужчина очень часто у такой активной женщины, или он вырастает безвольным, или она его начинает забивать, отходит, то, что называется, на периферию семьи, и становится старшеньким ребенком, а не главой семьи.

Для многих женщин это стало нормой жизни. Это не нормально. Это не нормально, в России так не жили, не было такого. Вот эта женщина такая эмансипированная, — как один мужчина сказал, — эмансипашка, …воительница, — все воюет, воюет, воюет, а после нее одни руины. Одни руины.

Любовь долготерпит, милосердствует, не требует своего , и т.д.

Настоящей женщиной быть очень трудно. Была одна статья, называлась «Мужество быть женщиной ». При всем накале ее нагрузки, она еще должна быть женственной. Еще она должна быть мудрой. В этой ситуации, в которой мы живем, она должна помочь мужчине стать главой семьи. Не забивать его, а помочь ему окрепнуть и вырастить для себя, для своих детей главу семьи. Женщины часто этого не понимают. Что они делают? — Они идут на лобовую атаку, как истребители, самолеты, на своего мужа, или на своего сына.

Что они делают? Алкогольная зависимость она не редко бывает еще, как бегство от своих проблем. Там много причин всяких. Одна из психологических причин – бегство от своих проблем. Когда у человека столько накопилось проблем, которые он не может сейчас разрешить. Они у него накапливаются, накапливаются, как снежный ком. — На работе его унижают, приходит домой, и женщина, вместо того, чтобы поддержать, она начинает тоже его унижать, начинает пилить — «да что ты, у всех мужья, как мужья, а вот ты…». Приходит на работу, опять – «…а ты..»! Приходит домой – «да у всех…а ты…»! И так это продолжается насколько долго.

Как мне рассказывал один мужчина, — «Я прихожу – одно и то же, одно и то же. Знаете, что я сделал? Я просто вышел до киоска, я взял себе спиртное, я выпил, я пришел, я лег на диван, я включил телевизор, и мне было без разницы, кричит она, или не кричит».

Тупиковый выход? – Тупиковый. Он проблемы разрешил с женой? – Нет. Она почему кричит? Потому что ей тоже плохо. Отчего она кричит-то? От того, что ей плохо. Люди кричат от боли. Он кричит от своей боли, она кричит от своей боли. Вместо того, чтобы друг друга услышать и друг другу помочь. Ведь семья-то – стали двое в плоть едину . Помочь.

От мужчин очень многое зависит, он глава семьи, у него интеллект другой. Среди ученых мировой величины гораздо больше мужчин. У них само мышление другое, оно более экономное, более логичное, они больше видят в глубь проблемы.

А женщины, мы более эмоциональные, у нас есть такое качество, как эмпатия, — чувствование состояния другого человека. Мы многое чувствуем сердцем, но мы очень много захватываем второстепенных вещей, не проникая внутрь.

Почему мужчина глава семьи? Ему даже от природы, от Бога даны другие способности, он не такой эмоциональный, у него интеллект, он работает более экономно, ему легче найти выход из этой проблемы. Его к этому надо готовить с детства, на ответственность. Если мужчина на это не готов, эту проблему на себя, этот крест, взваливает женщина. Не свой крест, это мужской крест, и очень часто он ей оказывается не по силам. К чему это приводит? К тому, что женщина несет, несет, а потом начинает срываться, начинает кричать от боли, начинает нападать на него . Вот в этом ошибка.

Если сейчас ему плохо, — …когда только все начинается, когда еще можно исправить, самое начало отношений, — женщины иногда могут подталкивать, в начале. Каким образом? Он приходит, ему сейчас нужно просто сочувствие, в самом начале, только сочувствие. Чтобы его выслушали, и поддержали, и сказали — «Ты знаешь, я тебя люблю. Ну и что, что такие трудности? Ну и что, что сейчас такие неудачи? Я в тебя верю, все изменится, мы тебя очень любим, и дети тебя очень любят, и я тебя очень люблю, все изменится». Молитва, женская молитва очень многое может. Свидетель тому я многократно.

А женщина очень часто все взваливает на себя – «я, я, я…». – Да ну что я-то? Да ты помолись, покрепче помолись, ты за него службы закажи. В монастыре закажи, например, Псалтирь неусыпаемую, который страсти попаляет. Акафисты закажи. Тоже неусыпаемые акафисты читаются. Службы заказывай. Сама молись, и службы заказывай, чтобы за него еще и церковная молитва шла. И относись к нему, как к человеку, которого ты любишь.

Что же женщины иногда делают? – Они просто кричат, кричат, кричат, унижают. Есть такая поговорка русская народная — «Если человеку сто раз сказать, что он свинья, человек захрюкает». Человек очень часто, только начинает, он еще не вошел в алкоголизм, у него только первые звоночки появились. Приходит домой, вместо сострадания, — «Ах, ты, свинья, ах, ты, свинья, опять ты напился». Что делает он? – «И здесь проблемы, и там проблемы, устал, надоело – выпью». Выпил. У алкоголя есть несколько стадий, когда принимается алкоголь. Есть стадия, когда повышается эмоциональное состояние, состояние возбуждения, радость появляется, говорливость появляется. Ощущение, что все проблемы по колено, все нормально. Но после этого вот это состояние ценится, что «все проблемы, и ее, такую кричащую, люблю, и на работе никаких проблем нет, и вообще все нормально». После этого следует следующая стадия, когда, наоборот, уходит в минор, – и засыпает. Заснул, все, ситуация вроде прошла. Открывает глаза – женщина опять начинает кричать. Пришел на работу, опять проблемы повторяются, опять сочувствия нет…

Женщина ему говорит: «Ты свинья, ты свинья, ты свинья». А потом говорит, «ну что ты хрюкаешь?». Потом опять, он только пришел: «Ты свинья, ты свинья, ты свинья». Что делает этот мужчина, не находя понимания ни там, ни там? – «Выпью, забудусь, и никаких проблем».

Я не оправдываю тех мужчин, которые пьют. Они сами делают этот выбор, они пошли по этому пути иллюзий, бегства от проблем, — они ведут себя не по-мужски. Мужчина – это тот человек, который отвечает за свои поступки, и решает свои проблемы, помня о том, что у него за спиной стоят жена и дети. Он несет ответственность не только за себя, но и за них. Если он ведет себя не по-мужски, он просто напился, он сбежал от этой проблемы в мир иллюзий, оставил эти все проблемы на свою семью и на детей — это не по-мужски…

Я думаю, что вы эту ситуацию поняли правильно. Терпение наше нужно, терпение.

И еще, ни в коем случае, не допускается, чтобы женщина, — якобы из благих побуждений, чтобы мужу меньше досталось, — пила вместе с ним. Женщины гораздо быстрее привыкают к алкоголю, чем мужчины . Сколько таких случаев известно, сколько семейных трагедий, когда заканчивалось все преждевременной смертью обоих. Выход, когда женщина пытается выйти с проблемы, подставив себя, — это не выход

Что в отношении Православия дает мне силы?

Честно хочу сказать, как психолог, — однажды было такое, это было и в Москве, и у нас на кафедре, — как психолог, вот мы сидели на кафедре психологии, и честно друг другу сказали, — «А кто из нас счастлив в семейной жизни?» И когда стали задумываться, стало плохо. Потому что из психологов, профессионалов, от Москвы до международного уровня, – счастливых в семейной жизни единицы. Психологи могут отработать определенные узкие проблемы, разрешить эту проблему.

Ощущение счастья в жизни, смысла в жизни, — это дается на другом уровне. В Православии это известно 2000 лет . Когда один из психологов, наш, московский, сказал — «Вы знаете, чем больше я занимаюсь психологией, тем больше убеждаюсь в том, что психология просто находит научные подтверждения того, что в Православии открыто 2000 лет».

Проблема алкоголизма – это проблема многоуровневая, даже на уровне то, что называется, духовного наследования. Ведь те грехи, те страсти, которые родители не изживали, они, как предрасположенность, даются детям. Ведь мы же своими страстями обучаем этим страстям и своих детей. Например, грех гневливости, — если родители постоянно кричат, что вы думаете, что дети будут тихими? У детей это перенимается. Дети от нас перенимают даже тип реагирования. Как мы реагируем на все. Мы обучаем своих детей. Если мы сами не будем меняться, если мы не будем исправляться, мы обучаем, воспитываем таких же детей, таких же духовно грязных, как сами.

Если мы начинаем вычищать свою душу, исповедоваться, причащаться, каяться, душа испытывает то, что называется, — тихая радость. Кто никогда не исповедовался искренне, не исповедовался и не причащался, это не объяснить. Будут говорить, все, что угодно. Когда человек имеет это в своем опыте, это состояние начинаешь ценить, и начинаешь его ждать. Это ощущение тихой радости, когда на душе так спокойно, так радостно. Когда все в жизни воспринимается по-другому. В этом состоянии человек по-другому общается, он по-другому общается со своими детьми, он более мудр и более терпелив. Он не с истериками на них набрасывается, он более мудр и более терпелив, он по-другому общается со своими родными.

Когда человек причащается, он причащается во исцеление души и тела. Так всегда читается во время молитвы. И душа исцеляется, и тело исцеляется. И поэтому это надо понимать. Это никакой не религиозный экстаз, это никакой ни религиозный фанатизм, это совершенно другие вещи. Просто надо понять, кто мы. Мы – это не только вот этот биологический футляр, который прожил, умер и распался. Душа-то вечна.

И когда я однажды прочитала, когда одна женщина говорила, «что я вообще не верю, неужели такое количество людей умирает, как это про каждого человека Богу известно, кто как согрешил?» И ей было показано такое, что когда душа выходит из тела, она может быть разного цвета, разной степени загрязненности . Если человек жил и не каялся, — он черным идет. А если человек каялся, но еще не искренне, иногда, — то так, пятнистый. Когда каялся, исправлялся, причащался, исповедовался, когда он старался. Он старался исправиться, он эту всю грязь вывел, не сбрасывал на других, не уходил в алкоголь, он просил, он исповедовался, причащался — душа выходит совсем другой. Там и говорить ничего не надо, посмотрел, и видно состояние души. На самом деле, покаяние — это огромная сила

Алкоголизм – это многоуровневая проблема. Это проблема комплексная…Алкоголизм – это страшная боль, страшная трагедия, но это не тупик. Здесь очень много зависит от тех людей, кто в эту ситуацию попал, — от семьи, от близких. Здесь не надо терять надежду, надо действовать, надо изменять эту систему, как жили, значит в чем-то была сделана ошибка. И надо молиться. Молиться и каяться, и просить

Это проблема комплексная. Здесь надо на разных уровнях ее решать. Но начать надо с покаяния, в этом я абсолютно уверена. Начать — с покаяния.

Ответы на вопросы

— Как вы относитесь к программе «12 шагов»?

— Честно скажу, я не знаю хорошо эту программу. Я знаю только, что в основу ее… были взяты идеи святого праведного Иоанна Кронштадтского , старца нашего, святого, взяты за основу. А дальше на основе его идей, были добавлены свои идеи.

«12 шагов» — это американская программа, католическая программа… Там есть некоторые вещи, которые православному человеку просто не нужны. …Вернуться к тому, что говорил Иоанн Кронштадтский, этого достаточно. Она во многом для нашей культуры как бы искусственная. Сказать, что я от нее в восторге, я не могу…

— А если пьющий знает о вечности души, но не боится адских мук?

— За такого человека мне просто страшно…

У нас в монастыре… Когда я первый раз приехала из Магнитогорска, паломницей просто приехала в монастырь «Ганина Яма», я там впервые увидела бесноватую женщину . Так я могла бы это объяснить раньше – ну там, психическое заболевание, ну человек не вполне в себе, ну у него там какой-то сбой. Но когда я, своими глазами, увидела бесноватую, когда я увидела, как она реагирует на святыню, как человек корчится, мучится, когда он начинает кричать другими голосами. Причем, это никак не объяснишь психической болезнью.

Да еще там был такой случай, когда две женщины стояли, а одна говорит другой, «и что там психическую больную нам показывают?»… А там было такое, что эта бесноватая стала кричать, страшно материться. Мат – это один из способов оккультного призывания нечистых духов. Понимает это человек, или не понимает. Приходит нечисть, — кого зовете, те и приходят . Она страшно материлась, она стала кричать всякие гадости. Тогда священник просто подошел и сказал «Ну что ты петушишься?» Спокойно. А женщина кричала мужским голосом, это было так жутко, хотя потом она опять говорила нормальным голосом. И он ей говорит: «Ну, скажи твое имя, кто ты?» — «Не скажу. Нас очень много». — «Что ты нас пугаешь? Давай я всем покажу, как ты реагируешь на Крест». Стал кричать это нечто таким жутким голосом. А священник подошел, взял просто крест свой, и положил ей на голову и сказал: «А сейчас ты встанешь на колени». Кричала, вот это вот, эта женщина, басом, нечеловеческим голосом, кричала настолько жутко. Было такое ощущение, что если кого-то огнем будут палить, то человек кричал бы точно так же.

На наших глазах эта женщина, т.е. тот, кто внутри, — ведь эта женщина для него, как футляр, встал на колени и кричал. А этот священник — там монахи были, — мужской монастырь, — он стал читать «Живый в помощи Вышняго», защита от нечистой силы, 90-й псалом, — и монахи стали помогать. И кто знал, рядом, — потому что было такое ощущение, как крик из преисподней, — стали говорить вслух то же самое, эту молитву читать. Все вместе, кто мог.

И этот священник держал крест над женщиной, повернулся и сказал: «Вот, чтобы вы знали силу Креста. Будет стоять на коленях, пока буду держать крест». Нет сил у них против Креста, нет, не встанет. А потом было такое, что две женщины сказали, «Ну что нам психическую больную показывают, спектакль устраивают». Женщина (бесноватая) поворачивается, — а в это время вообще нельзя смотреть ему в глаза, …это жуткий взгляд, — и басом начинает выкрикивать их грехи, одной, а потом другой. Священник поворачивается и говорит: «Ну, я прекращу?» — «Ну да, все, хватит».

Откуда психическая больная может знать их грехи? Просто бес стал им говорить их грехи… Это первый раз было, когда я видела бесноватую, а потом я насмотрелась…

Все, кто сейчас возвращаются из того мира, через клиническую смерть, приходят, — они все говорят, что у нас здесь, в этом теле, все страдания очень сильные, но они имеют какой-то свой предел. Человек страдает, но потом бывает облегчение, бывает какое-то улучшение. Там этого нет, там страдания доходят до предельной точки. Вот это ощущение вечности, вечных страданий – это настолько страшно .

Этот человек, который это говорит, он не знает, с чем он играет. Это садистское, мазахистское отношение к своей жизни, бравада на таком уровне, — это же просто так не проходит. Если он не боится этого, — да не дай Бог ему туда попасть. Не дай Бог ему туда попасть.

Потому что, кто проходил мытарства, кто возвращался после мытарств, они говорили, — кому был показан ад, когда они возвращались, — они говорили, что там настолько душа страдает, видя муки других людей, этого просто не передать. Это нечеловеческие страдания, поэтому говорят — адские страдания. Здесь на земле таких страданий нет . Поэтому, не ведает, что творит, что тут можно сказать.

Вопрос о кодировке

— Нужно прекратить выпивать, как можно чаще исповедоваться и причащаться, обязательно.

В отношении кодировки – это была страшная ошибка . В отношении кодировки могу сказать, что кодировка – это… Давайте на таком уровне попытаюсь объяснить. В отношении Православия, — Бог не терпит насилия над человеком. Бог дает нам всем свободный выбор. Кодировка – это насилие над человеком , когда он сам не несет ответственность, а ему вкладывают программу. Православные не одобряют эту кодировку.

Я могу вам сказать на таком уровне. Когда в студенческие годы нас водили в институт мозга, нам сказали так — «Мозг, во многом, – это еще загадка для ученых, много открыто, но многое остается загадкой». Мозг не терпит вот такого агрессивного воздействия, вламывания туда. Одно лечим, а другое калечим. На моих глазах пара, когда мужчина закодировался, — он не пил, но у него через некоторое время появился навязчивый страх, он стал бояться выходить на улицу. Одна проблема сменилась другой. И в данном случае, эта женщина, она говорила: «Вы знаете, нам сегодня легче, он уже вышел на балкон».

Кодировка – это не решение проблемы, это иллюзия решения проблемы . Это вот тот самый способ, когда человек сам не меняет свою жизнь, а он ищет легкий способ проскользнуть .

В Серпухове есть икона чудотворная «Неупиваемая Чаша »… Как я читала об этой иконе, с чего все началось? Там же тоже человек, который излечился первый раз от этой иконы, этот человек, он же запил страшно. А потом он взмолился Богородице, что я не хочу больше так жить. Но у него уже отказали ноги, и он на четвереньках пошел. Было показано, до какого он состояния дошел, скотообразного. Как скот, на четвереньках пошел, но все равно он пошел к Богородице. К этой иконе он пошел. Он просил Богородицу: «Все, я потерял все человеческое, Ты мне помоги, я не хочу больше так жить». У него внутренний выбор был такой, что я больше не хочу. Он не подставлялся под гипноз, он сам не хотел. Он не пошел по этому пути, пагубному.

А потом дошел до деревни, дополз на четвереньках. В соседней деревне, там уже произошло некоторое облегчение, дальше он пошел с трудом, но на двух ногах. А когда дошел до этой иконы, и приложился, еще молебен был отслужен, — полностью произошло исцеление. Это первое чудо было от этой иконы.

Что делать? Молиться еще надо. Молиться надо, надо сердцем закричать. На самом деле это очень трудно, нам неверующим, выросшим в неверии, это очень трудно … Перед моими глазами… столько произошло. Началось, то что я вам сказала, с чуда с моей сестрой. А мы двойняшки. Между двойняшками очень сильная зависимость, мы очень друг друга чувствуем хорошо. В разных городах уже были, и все равно очень сильно чувствовали друг друга… В 18 лет, неверующие, — 5 января день рождения, и в конце декабря объявляют о болезни, — и мы день рождение отмечали так, она в больнице, приговоренная к смерти, а я к ней через окно перелезла. В 18 лет, неверующие…

Кто бы нам тогда сказал, что рядом, в Сокольниках чудотворная икона, мимо которой ходили много-много раз, ревели, страдали, а туда даже не заглянули? А помощь, вот она была, рядышком. Не зовете – не получаете. Стучите – обрящете. Православие – это труд.


— Муж не православный, можно ли заказывать за него службы?

— Нет, нельзя. Можно молиться только самостоятельно. Службы заказывать нельзя. Потому что службы принимают только за православных. Можно давать милостыню. И можно молиться самостоятельно. А так нет.

— Если нет, какую помощь можно оказать? Я его все еще люблю, он страдает.

Молиться за него. Стараться, как можно, ему помогать. Потому что, в этой ситуации, когда человек сам теряет человеческий облик, когда ему насколько все страшно, когда он не может с собой справиться, когда он с такой скоростью летит в эту пропасть, настолько важно, чтобы рядом был человек, который бы сказал: «Ты знаешь, ты для меня дорогой человек. Я очень хочу, чтобы ты окреп. Я тебя очень люблю, ты можешь на меня рассчитывать, все что можно, я для тебя сделаю». Это всегда важно.

Это ощущение одиночества – оно с такой скоростью усиливает это падение . И вот это ощущение, когда рядом тот человек, есть сильный человек, который любит, который не предаст, который действительно любит по-настоящему жертвенной любовью…

Знаю один случай, когда мужчина, который сильно пил много лет, до скотообразного состояния дошел. Это было просто ужасно. Он был очень талантливый художник, у него была такая ранимость, и такие перспективы у него были, и до такого уровня он дошел. И вот потом, когда через несколько лет все-таки это остановилось, — он вообще не пьет, потому что кто страдал этим заболеванием, им вообще нельзя больше пить, потому что все может опять сработать, с такой скоростью. Так вот, когда он вернулся, — ему помогла встать на ноги, с четверенек, женщина, мужественная женщина. Потому что любовь – она всегда мужественная, жертвенная . Которая не унижала, не страдала, не причитала. Страдала, конечно, но она вела себя с очень большим самопожертвованием, вела себя очень мудро. Она помогла ему встать.

Что здесь делать? Молиться, терпеть. И дай Бог вам сил, чтобы вы это выдержали.

Подготовила Л. Очай

По материалам аудиокниги «Тепло домашнего очага. Беседа со старшеклассниками об алкоголе»

По материалам лекций: «Тепло домашнего очага»

«Критерием настоящей любви является жертвенность. То есть то, насколько мы можем жертвовать собой, своим комфортом, самолюбием, здоровьем ради другого человека…

Когда усиливаются скорби, происходят несчастные случаи, болезни, нам нужно пересмотреть свою прежнюю жизнь, найти в ней свои ошибки и покаяться в них. На исповеди происходит примирение с Богом, душа очищается от сделанных ею прежних грехов, и если раскаяние было искренним, и человек решается на изменение своей прежней жизни, то Благодать опять щедро осеняет такого человека»

Монахиня Нина Крыгина

Брак, семья. Как быть счастливыми в браке? – Венчание — Воспитание девочек и мальчиков на Руси — Воспитание детей. Почему в одной семье бывают разные дети? — Женщинам, мужья которых страдают от алкоголизма — Клиническая смерть – Мода — Подростковый алкоголизм – Покаяние — Предбрачные отношения — Пробный брак — Скорби, болезни — Ссоры

Брак, семья. Как быть счастливыми в браке?

«Любовь бывает разная, и очень много зависит от самого человека. Насколько человек готов отдавать, насколько его любовь жертвенна. Признаком настоящей любви является умение человека жертвовать своим комфортом, временем ради любимого человека. Если ваша любовь потребительская, эгоистичная, на уровне «будет так, как я хочу», если у вас сильна любовь к себе (тем более, если такая любовь присутствует у обоих молодоженов), то брак заканчивается трагедией. Для того чтобы брак был счастливым, необходимо чтобы человек переходил от направленности на себя к направленности на другого человека . Тогда в семью приходит солнце. И от «вы все такие неблагодарные!», «я все для вас делаю!» человек приходит к осознанию того, как замечательно, что он встретился со своим супругом, как он счастлив, живя с ним рядом.

«Венчание покрывает благодатью всю семью: и вас, и вашу семью, и ваших детей. Брак должен быть венчанным . Это долг родителей перед детьми. Зачастую родители жалуются на детей, но даже не задумываются над тем, что их вина в проблемном поведении их детей тоже есть.

…Необходимо прийти через покаяние и осознать, что до официального брака был блуд, и семья была создана вопреки законам, она началась с греха. Через покаяние, через молитву, через причащение необходимо очиститься от этого греха…

Критерием настоящей любви является жертвенность. То есть то, насколько мы можем жертвовать собой, своим комфортом, самолюбием, здоровьем ради другого человека …

Любовь предполагает очень бережное отношение друг к другу. Не когда ты рассматриваешь людей по очереди через увеличительное стекло на уровне «этот подходит, а тот не подходит»… Любовь предполагает уверенность, а желание присмотреться является унизительным! Предложение о пробном браке не является свидетельством настоящей любви …»

Монахиня Нина Крыгина

Материал подготовлен на основе звуковой записи бесед «О предбрачных отношениях» и «Мама, он самый лучший!»

Православный психолог, к.п.н., монахиня Нина Крыгина: Предбрачные отношения – это период, когда вторая половина уже встретилась, когда пара решила, что они будут вместе, когда они сказали своим родителям «Мама (папа), он самый лучший (она самая лучшая). Другого (другой) не надо».
Для чего же нужны предбрачные отношения? Они необходимы для накопления совместных переживаний и информации, для уточнения правильности решения о заключении брака с этим человеком.

Сегодня нередко в различных источниках можно наткнуться на лекции и беседы Нины Крыгиной — монахини и кандидата психологических наук. Главная ее тема — русская православная психология. С любыми вопросами этого плана она справляется легко и мудро, исследуя все собственной технологией глубокого психологического анализа. Нина Крыгина дает правильные советы и многих наставляет на путь истинный. Эта монахиня — человек, который для наших современников открывает основы семьи, любви и человеческих отношений и предоставляет даже профессиональные рекомендации. Итак, кто же она такая? Постараемся разобраться.

Нина Крыгина: биография

О биографии Нины Крыгиной очень мало информации, иногда только из лекций просачиваются некоторые подробности ее жизни. Ориентировочно известно, что она родилась в 1969 году.

Высшее образование она получила в Москве, затем преподавала в Магнитогорском университете. Через время стала профессором и защитила кандидатскую диссертацию по психологии. Общаясь со своими студентами, Нина Крыгина копила жизненный материал для своих лекций, который дал ей широкую известность и популярность. А потом она стала послушницей

личная жизнь

Сама монахиня рассказывала, что она была замужем, правда, ее родители сразу не одобрили ее выбор. Ее очень тянуло к православной жизни по Божьим заповедям, однако муж не разделял с ней эти ее стремления.

В браке у них родился сын, который по ее же словам тоже ушел в монастырь, и это был его самостоятельный и взвешенный выбор.

В одной из своих бесед она вскользь рассказывает о своей сестре-близнеце, которая тоже была пострижена в монашки и сейчас живет в том же монастыре, что и Нина. Когда-то ее сестра очень сильно заболела, и только искренние молитвы верующей матери помогли ей одолеть коварную болезнь.

Жизнь в монастыре

Сегодня Нина Крыгина — насельница Среднеуральскогого построенного в честь иконы Божией матери «Спорительница хлебов».

Эта монастырская обитель занимается разного рода социальной деятельностью, помогает престарелым людям, сиротам, обездоленным и нищим, матерям-одиночкам, беженцам, инвалидам и оказывает им всяческую помощь, духовную и материальную.

Сестры-монахини занимаются и просветительской деятельностью, при этом они посещают детские сады и школы города Среднеуральска и всей Свердловской области.

Труды

Уже давно монахиня Нина начала читать лекции по психологии, и, благодаря циклу лекций «Тепло домашнего очага», она получила известность. Затем появились ее статьи «О женской эмансипации», «О роли СМИ в разрушении традиционных полоролевых моделей» и т.д. Следом было ее выступление на тему «Царская семья — идеал христианской семьи» и другие, не менее интересные и полезные, темы.

В своих выступлениях Нина Крыгина главным образом несет веру в Бога, которая гармонично синтезировалась с ее профессиональной деятельностью и жизненным опытом. На многочисленную аудиторию слушателей она производит глубокое впечатление, потому что приносит огромную спасительную пользу.

Однако есть и критически настроенные люди, которые не воспринимают ее лекции, так как ей приходится задевать вопросы сексуальных отношений между супругами. Однако это ее не смущает, так как она уже имела опыт семейной жизни.

Но тут же надо отметить и ее обаяние, притягательность, харизматичность и внутреннюю красоту, которая исходит от нее. На ее выступлениях создается такое ощущение, что она постоянно прислушивается к себе и только потом дает информацию, исходящую изнутри.

Записи ее бесед распространяются Центром защиты материнства «Колыбель» Екатеринбургской епархии, Отелом социального служения. По ее методике также был организован «Родительский всеобуч».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: