Активная борьба женщин за свои права. Женщины мира: За что боролись? Свободная женщина в свободной России

Сейчас нам трудно представить, что всего несколько столетий назад женщины приравнивались по статусу к домашним животным. И что все те права, которыми мы теперь радостно пользуемся, пришлось отстаивать в жесткой борьбе. Например…

Впервые женщины грозно взмахнули скалками лишь во времена войны за независимость в США. «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых не участвовали!» — воскликнула Эбигейл Смит Адамс и вошла в историю как первая феминистка. Это был прорыв, ведь в 1405 г. «Книгу о граде женском» Кристины Пизанской, утверждавшую право дам на образование и участие в политической жизни, современники просто не заметили. Француженке Олимпии де Гуж, автору« Декларации прав женщины и гражданки»(1791), повезло еще меньше: в 1793 г. ее и вовсе казнили. А в 1804 г. император Наполеон в своем Кодексе подчеркнул, что женщина не имеет гражданских прав и находится под опекой у мужчины. Все затихло до 1848 г., когда в США подписали« Декларацию чувств». Этот документ утверждал немыслимое: женщины и мужчины созданы равными! Начало движения за наши права было положено.

И здесь США впереди. В 1850 г. там прошел первый Общенациональный съезд женщин и была создана Национальная ассоциация по избирательным правам женщин. Главной ее целью стала борьба за предоставление нашему полу права голоса(suffrage). Так появились суфражистки. Эти« амазонки XIX века» устраивали митинги, первыми начали носить брюки. Благодаря их стараниям в 1869 г. жительницы нового штата Вайоминг получили право голоса, а спустя год им разрешили работать в судах. В других штатах борьба шла с трудом. Многие референдумы о предоставлении женщинам права голоса были проиграны из-за козней виноделов, они опасались, что леди будут выступать за запрещение алкоголя. Окончательно избирательное право американки обрели только 90 лет назад.

Суфражизм накрыл и Европу. Россия оказалась седьмым по счету государством, где женщины в ходе Февральской революции 1917 г. получили право голоса. А француженки обрели его почти через тридцать лет после россиянок. Вот вам и Европа!

ПРАВО собственности

Эта победа достигнута с принятием« Акта о собственности замужних женщин» в 1860 г. в США. До него жены находились в полном распоряжении мужей: они не имели права подписывать контракты, не могли пользоваться даже собственными средствами, не говоря уж о кошельке супруга, а в случае развода теряли права на детей. Акт гарантировал дамам возможность распоряжаться заработками, совместное с мужем попечительство над детьми и другие права. Правда, эти гарантии чаще всего оставались нереализованными.

ПРАВО на образование

В XVII—XVIII вв. еках считалось, что у слабого пола и ум слабый, да и вообще образование ведет к утрате женственности. Деятели эпохи Просвещения выступали против этого убеждения. Усилиями Екатерины II Россия оказалась одной из самых передовых стран в вопросе женского образования. Императрица разумно рассудила, что эрудированные дамы окажут влияние на своих мужей, а значит, на страну в целом. В 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Туда на 12 лет обучения принимались дочери дворян, причем с родителей брали подписку о невозможности« истребования» девочек до истечения срока. С 1858 года начали работу училища для девочек из незнатных семей, в 1869 г. открылись Лубянские высшие женские курсы, спустя 9 лет — Бестужевские, с обучением на 3 факультетах: историко-филологическом, юридическом и физико-математическом. Но и после них у женщин были проблемы с трудоустройством. Для обеспечения дам работой в 1893 г. было создано Общество вспоможения окончившим курс наук.

ПРАВО на труд

В богатом на революции 1848 г. в Европе появились первые организации работниц. В России с 1862 г. начало действовать Общество женского труда. А два года спустя в Санкт-Петербурге открылся первый магазин рукоделий, приглашавший на работу — неслыханно! — продавщиц слабого пола.

В 1910 г. Клара Цеткин предложила отмечать Международный день борьбы за права женщин. Идея прижилась спустя каких-то 67 лет. В 1977 году ООН объявила 8 марта Международным женским днем, но слово« борьба» из названия праздника исчезло. Дамам стали вручать цветы и подарки, лишь бы те отвязались от мужчин со своими правами. И, надо сказать, подействовало.

Другие ПРАВА

Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. Удачный эксперимент открыл возможность применения обезболивания для всех рожениц.

Предоставления права на защиту достоинства добились американки в 1986 г., когда Верховный суд США постановил, что сексуальная агрессия или приставание к женщинам на рабочем месте является актом дискриминации.

Похоже, феминизм как явление исчерпал себя. Уже в 90-е годы прошлого века стали выходить книги с критикой феминизма, написанные самими феминистками. Некогда единое женское движение раскололось на множество обществ, больше похожих на секты. Вуманистки, поп-феминистки, экофеминистки, «пушистые» феминистки(в смысле« легкомысленные», а не отрицающие эпиляцию), трансфеминистки и другие проповедуют свои течения и преследуют свои конкретные цели.

И Россия притихла. Куда-то исчезла главная феминистка Мария Арбатова, впали в спячку женские организации. Может, это затишье перед бурей?

ИСТОРИЯ ФЕМИНИЗМА В РОССИИ

  • 1764 г. открыт Смольный институт.
  • 1812 г. создано Женское патриотическое общество.
  • 1862 г. открыто Общество женского труда.
  • 1878 г. открыты Бестужевские курсы.
  • 1899 г. основана Женская русская лига мира.
  • 1905 г. создан Всероссийский союз равноправия женщин.
  • 1908 г. проведен Первый всероссийский женский съезд.
  • 1917 г. введено всеобщее избирательное право, женщинам дано право сохранять фамилию при вступлении в брак и равные с мужчинами права при разводе.
  • 1918 г. Конституция закрепила равноправие женщин с мужчинами.
  • 1920 г. в России легализованы аборты(впервые в Европе). В 1936-м это вновь стало незаконным.
  • 1926 г. юридически закреплен незарегистрированный брак.
  • 1945 г. создана Международная федерация женщин.
  • 1968 г. облегчена процедура развода для женщин.
  • 1989 г. создан Комитет по делам женщин, охране семьи.
  • 1996 г. принят Указ« О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти…».

Дарья Корж
PHOTOXPRESS

ПОСЛЕЗАВТРА не только Россия, но и весь мир будет отмечать Международный женский день. Празднование 8 Марта в современной России ассоциируется в первую очередь с лишним выходным и обязательными цветами и подарками для женщин, в то время как изначальные политические и социальные смыслы даты остаются почти без внимания. Однако не всегда было так. Разбираемся, как появился Международный женский день, почему сегодня 8 Марта воспринимают иначе, чем сто лет назад, и как можно его отметить.

дарья татаркова

Всегда ли 8 Марта было
«женским праздником»?


И да и нет. Два главных гендерно очерченных праздника достались современной России от советских времен. 23 Февраля и 8 Марта не были такими же однозначными в момент своего возникновения. 23 число придумали отмечать в 1922-м году как День Красной армии и флота, со временем название сменилось дважды, а отмечающие довольно сильно отклонились от сути. Вместо того, чтобы чествовать военнослужащих, 23 Февраля постепенно превратилось в день воспевания всех мужчин и идеи маскулинности. Похожая судьба и у 8 Марта. Придуманный как символ борьбы за равенство полов и уважение к женскому труду, праздник стал лишь поводом подарить женщине подарок еще один раз в году, кроме как на день рождения. В современном фольклоре суть Международного женского дня сполна выразила фраза «молчи, женщина, твой день 8 Марта» (3 миллиона результатов в поиске «Яндекса»), а самой популярной шуткой в «ВКонтакте» по поводу праздника остается, например, это видео .

Как появился
Международный женский день?

Дата была придумана социалистическим движением. В феврале 1909 года женщины Нью-Йорка вышли на улицы с требованием равной оплаты труда и предоставлением женщинам права голосовать - поразительно, что век спустя вопрос с зарплатами так и остается открытым. Немецкие социалистки и небезызвестная коммунистка Клара Цеткин на пару с Розой Люксембург в следующем году на Женской конференции согласились, что необходим праздник, который бы продвигал равные права для женщин, в том числе и суфражистские идеи.

До России празднование докатилось в 1913 году. Женский день вовсе не был таким мирным, как сейчас, а сопровождался митингами и демонстрациями. Так, 23 февраля 1917 года по старому стилю (то есть 8 марта по новому) забастовка текстильщиц и последующее организованное шествие с требованием равных прав для женщин стали одним из триггеров к дальнейшей волне протестов, которые привели к Февральской революции. Совпавший по дате с одним из важнейших переломных моментов в истории России, праздник как традиция укрепился в СССР. Примерно до 70-х годов 8 Марта в первую очередь ассоциировалось с участницами революции и их успешной борьбой за независимость женщин. Так или иначе история праздника на Западе и в России свидетельствует, что в первую очередь он был придуман как инструмент эмансипации и популяризации уважения к женщинам.

Почему в России в этот день принято дарить подарки,
а не бастовать за равную оплату труда?


История умалчивает, когда и почему на смену шествиям и демонстрациям пришла нынешняя конфетно-букетная традиция празднования 8 Марта. Некоторые авторы считают , что виной тому стала сознательная и последовательная политика советского руководства. Уже в 30-е годы были упразднены столь необходимые женотделы , занимавшиеся агитацией, образованием, помощью и борьбой за права женщин. Тем самым женщины лишились социального лифта, а не достигли новых вершин в равноправии. Последующие женские организации носили во многом номинальный характер. Постепенно революционная тематика исчезла даже с открыток, и акценты сместились на воспевание женской красоты и материнства, сделав праздник похожим, скорее, на День матери в других странах.

В 1966 году, при Брежневе, 8 Марта стало выходным днем, так что активная идея даты окончательно угасла. Сегодня праздник окончательно превратился в день следования стереотипам о женщинах. Это заметно и по традиционным подаркам, и по описанию Международного женского дня в русскоязычном интернете. По данным «Левада-Центра», в России самыми популярными

подарками на 8 Марта остаются цветы и сладости, а также парфюмерия и косметика. По данным ВЦИОМ только 5 % связывают праздник с эмансипацией . С одной стороны, этот опрос показывает положительную динамику в отношении равноправия - количество считающих, что женщины достойны тех же привилегий, что мужчины, увеличилось в 1,5 раза. С другой - каждый пятый респондент всё еще считает мужчин куда более способными, чем женщин. Гендерная принадлежность участников опроса не указана.

Где еще празднуют 8 Марта?


Официальным праздником Международный женский день признан не только в России, Северной Корее и Китае но и, например, в Буркина-Фасо. В остальном мире 8 Марта не считается государственным праздником, однако с каждым годом набирает всё большую популярность, сохраняя при этом феминистский уклон. Главный популяризатор даты сегодня - ООН . В 1977 году Организация Объединенных Наций предложила странам-участникам выбрать любой день для воспевания идей женского равноправия и мира во всём мире, им стало 8 марта.

Страны, поддержавшие ООН, в первую очередь используют праздник как повод, чтобы поднять важные для женщин социальные вопросы. Из года в год ООН выбирает приоритетную тему, на которую будут направлены усилия. В 2013 году это было противостояние насилию над женщинами, в прошлом году - «Равноправие для женщин - прогресс для всех». В 2015-м - «Вдохновляя женщин - вдохновляя человечество». Символом праздника считается фиолетовая лента.

Как отмечают
8 Марта в этом году?


Тема этого года идет с хэштегом #MakeItHappen . В Афганистане мужчины надели бурки и вышли с протестом , чтобы поддержать права женщин. В Индии 8 Марта в этом году стало датой, на фоне которой женщины продолжают требовать справедливости к жертвам насилия, которых не защищает ни закон, ни общество. Многие издания фокусируются на том, чтобы вспомнить истоки даты, и предлагают отмечать ее не цветами , а призывом к действию и привлечением внимания, например к ключевым проблемам здоровья и смелым феминисткам в мировой истории. Forbes объясняют настоящую разницу в зарплатах мужчин и женщин и дают советы, как каждая может улучшить ситуацию. Помимо прочего
8 Марта запустится петиция #UpForSchool, цель которой - заставить мировых лидеров дать образование 31 миллиону мальчиков и девочек по всему миру.

Сегодня интернет играет ключевую роль в том, чтобы сделать Международный женский день частью мировой поп-культуры. С 2000 года количество запросов в Google формата «Международный женский день + текущий год» выросло с 49 миллионов до 196 - то есть в 4 раза. Конкретно в 2015-м в преддверии праздника появился хэштег #DearMe , под которым видеоблогеры отправляют воодушевляющие послания себе - подростку из прошлого. Такой, возможно, наивный подход нашел огромный отклик у зрителей, а девушки со всего мира пишут благодарные комментарии за моральную поддержку. Хэштег стал номером один на сервисе. Многие ютьюберы просто уделяют внимание тематическим видео, касающимся гендерных ролей, как, например, Кристен из Stuff Mom Never Told You. Обязательно посмотрите скетч про «гендерные роллы» - за смешной игрой слов скрывается понятное и актуальное послание о том, что пора прекратить навязывать нам модели поведения в зависимости от биологического пола. Социальными сетями дело, конечно же, не ограничивается. Любимица интернета и посланник ООН по правам женщин Эмма Уотсон, например, проведет Q&A в Международный женский день и ответит на все волнующие зрителей вопросы о сексизме и неравноправии. Вот, кстати, и отличный способ отпраздновать.

У женщин, значит, есть
осмысленный праздник,
а как же мужчины?


В какие еще дни празднуют
важные для женщин события?


ООН активно продвигает 8 Марта как универсальную дату, однако есть несколько других крупных праздников. Один из них - Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Его отмечают 25 ноября, чтобы почтить память сестер Мирабаль, убитых в Доминиканской Республике. Насилие над женщинами до сих пор невероятно распространенная проблема, которая зачастую не доводится до суда. В этот день страны призывают проводить мероприятия, увеличивающие огласку проблемы и рассказывающие о путях ее решения.

15 октября отмечается Международный день сельских женщин, чьим правам подчас уделяется совсем мало внимания. В Южной Африке проводят свое празднование дня женщин - 9 августа, - причем на государственном уровне. Дата призвана напомнить о борьбе местных активисток против тирании правительства времен апартеида. Так, 9 августа 1956 года они предотвратили введение обязательной паспортизации женщин Южной Африки.

Они дрались зонтиками, обсыпали политиков мукой, носили в сумочках молотки и не боялись сесть в тюрьму. Помогло ли это женщинам добиться цели? Да. Но нескоро.

Принято считать, что суфражизм (от англ. suffrage - «избирательное право») зародился в конце XIX века в Великобритании и Соединенных Штатах. Но если вспомнить, что слово suffrage ровно так же переводится и с французского языка, то можно обратиться к временам Французской революции, когда в 1791 году появился первый по сути феминистский манифест «Декларация прав женщины и гражданки». Автор его, журналистка и писательница Олимпия де Гуж, также призывала к замене церковного брака гражданским и законному праву на развод. Ее слова «женщина имеет право подниматься на эшафот; она должна также иметь право всходить на трибуну» оказались пророческими. Восторженно принятая ею поначалу революция предоставила де Гуж «право на эшафот».

В 1795 году француженкам и вовсе запретили появляться на любого рода политических собраниях. А взошедший в 1804 году на трон Наполеон издал указ, согласно которому женщина лишалась всех гражданских прав и должна была находиться под опекой у отца или мужа.

Вернемся в Англию XIX века, где движение за женское равноправие заявило о себе в полный голос. Основным документом феминисток стала работа английского философа Джона Стюарта Милля «Подчинение женщин» (1869 год), где он утверждал: «Законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна». С этим были согласны все. В остальном же в движении возникли разногласия. Национальный союз феминисток и Женская либеральная федерация, в которую входили женщины с учеными степенями, видные общественные деятельницы, признавали только мирные методы борьбы. Представители левого крыла - и Женская лига свободы, и Национальный женский социальный и политический союз, основанный в 1903 году Эммелин Панкхерст, - были настроены значительно более радикально.

Первая акция союза датируется 20 октября 1905 года, когда Кристабел Панкхерст (дочь Эммелин) и Анни Кенни ворвались на собрание либеральной партии. «Меня схватил полицейский, - вспоминала Кристабел. - Я думала, как из этого сделать судебное разбирательство, тюремное заключение. Просто за то, что я сорвала заседание, меня не посадят. Я должна оскорбить полицейского. Но как это сделать?.. Я не могу его ударить, мои руки заломлены назад. Я не могу даже наступить ему на ногу... Я решила плюнуть...» Женщины выходили на демонстрации и вставали в пикеты, устраивали сидячие забастовки на рельсах, приковывали себя к оградам и нанимали дирижабли, чтобы на Лондон обрушился дождь листовок. Их сажали в тюрьмы, а они объявляли голодовки, их кормили насильно, а они выходили и снова боролись за свои права.

Для начала были устроены пышные похороны билля. Тысячи плакальщиц в траурных нарядах, крича и стеная, шли по центральным улицам за тележкой, в которой лежал облаченный в саван «билль». В избирательные урны опрокидывались пузырьки с кислотой, в почтовые ящики засовывались тлеющие тряпки

Тактика принесла определенные плоды: в 1907 году в парламенте был образован специальный комитет, который затем ежегодно предлагал закон о предоставлении женщинам права голоса. И каждый год этот закон благополучно отклонялся. В 1910 году к власти пришли либералы, и у суфражеток, как их тоже называли, вновь появилась надежда. Но одобренный в палате общин билль, в котором предлагалось предоставить право голоса женщинам, обладающим необходимым имущественным цензом, правительство «положило на полку» - до лучших времен. Что ж, война так война, решили дамы.

Для начала были устроены пышные похороны билля. Тысячи плакальщиц в траурных нарядах, крича и стеная, шли по центральным улицам за тележкой, в которой лежал облаченный в саван «билль». В избирательные урны опрокидывались пузырьки с кислотой, в почтовые ящики засовывались тлеющие тряпки. 1 марта 1912 года в условленное время неспешно прогуливающиеся по центральным улицам дамы достали из сумочек молотки и булыжники и расколотили вдребезги все витрины. Заодно пострадала крыша оранжереи, где выращивались редкие сорта орхидей. Газеты тогда писали, что всего было разбито около 400 витрин, ущерб исчислялся примерно £5000, арестовали более сотни суфражеток, некоторых оштрафовали, другие провели в тюрьме от недели до двух месяцев. В заключении они продолжали борьбу - устраивали голодовки и вербовали новых сторонниц.

В том же году была организована серия поджогов - гольф-клубов, почтовых отделений, железнодорожных станций. Без всякого пиетета относились женщины и к представителям закона, пытавшихся их утихомирить, - лупили полицейских сумками, зонтами и всем, что попадалось под руку. Дошло до того, что разгуливающие с сумочками и зонтиками дамы стали вызывать большее подозрение, чем самого затрапезного вида бродяги.

Действительно, внешняя респектабельность перестала быть залогом законопослушного поведения. Приверженки идеи и сочувствующие им, руша стереотип об активистке в мешковатой мужской одежде, стремились, чтоб их образ привлекал и радовал глаз - особенно когда дело касалось акций, парадов, шествий. В 1908 году Эммелин Панкхерст разработала цветовую гамму движения: фиолетовый, обозначавший преданность и достоинство, белый, символизирующий чистоту, и зеленый - надежду.

Ее дочь, Сильвия Панкхерст, воспитанница Королевского художественного колледжа, разработала фирменные знаки. Триколор немедленно украсил женские шляпки, сумочки, пряжки на туфлях, броши, которые на ура расходились в крупных универмагах. Лучшими модельерами шились белые платья с отделкой фиолетовым и зеленым. Одна из старейших фирм, Mappin & Webb, в 1908 году выпустила каталог ювелирных изделий, в которых сочетались, в частности, изумруд, лунный камень и аметист. Коллекция была буквально сметена суфражетками и их поклонницами. Не возбранялось также определенное сочетание полудрагоценных камней или финифть. Носившие «знаки отличия» легко узнавали друг друга в толпе и чувствовали свою причастность к лучшим представительницам человечества. Так что часто борьба за идею начиналась с посещения магазина и желания следовать моде. Суфражизм стал престижен.

Их побаивались - полицейские, чиновники, торговцы и особенно политики. Даже «бездушный пьяный мужлан» Уинстон Черчилль (тогда - Первый лорд Адмиралтейства) был вынужден завести телохранителей - суфражистки пригрозили похитить его сына. До похищения дело не дошло, но вот зонтом не испытывающему особого пиетета к воинственным амазонкам политику досталось: в Бристоле на будущего премьер-министра напала суфражистка Тереза Гарнет и с криком: «Английская женщина заслуживает уважения! Знай об этом, грязная скотина!» - врезала что есть силы.

Постоянной травле подвергался и тогдашний премьер-министр Герберт Генри Асквит. В его доме били стекла, колотили по ночам в дверь, наклеивали на нее скандальные плакаты. Однажды суфражистки-велосипедистки напали на самого Асквита - они остановили его автомобиль, а сидевших в нем людей обсыпали мукой.

6000 соратниц Дэвисон промаршировали мимо Букингемского дворца к церкви Святого Георгия в Блумсбери, где состоялось отпевание. На пурпурных знаменах были написаны последние слова Жанны д"Арк: «Продолжай сражаться - и Бог дарует тебе победу»

С членом правительства Дэвидом Ллойдом Джорджем поступили жестче: в его новый дом в графстве Суррей подложили бомбу. Сделала это неустрашимая Эмили Дэвисон, за свою «карьеру» активистки успевшая девять раз отсидеть в тюрьме.

Позже Эмили стала символом движения, погибнув на дерби в Эпсоме под копытами королевской лошади. Зачем 40-летняя женщина кинулась наперерез коню, доподлинно неизвестно. Есть версия, что она хотела прицепить к сбруе флаг суфражисток с девизом «Право голоса - женщинам».

Происшествие не потрясло основ, но было воспринято монаршей семьей как досадное недоразумение. Вернувшись со скачек, король Георг V записал в дневнике, что те оказались «сплошным разочарованием», а королева Мария послала жокею Герберту Джонсу пожелания побыстрее оправиться от ущерба, нанесенного «жестокой лунатичкой». Зато, по свидетельству очевидцев, в день похорон Эмили «весь Лондон затаил дыхание». 6000 соратниц Дэвисон промаршировали мимо Букингемского дворца к церкви Святого Георгия в Блумсбери, где состоялось отпевание. На пурпурных знаменах были изображены последние слова Жанны д"Арк: «Продолжай сражаться - и Бог дарует тебе победу».

Противостояние казалось бы бесконечным и бесполезным, но во всем мире дело потихонечку сдвигалось с мертвой точки. Еще до начала активных действий в Англии, в 1893 году, избирательное право получили женщины Новой Зеландии. В 1902 году подтянулась Австралия. В британском парламенте закон о предоставлении избирательного права состоятельным женщинам в возрасте старше 30 лет был принят после окончания Первой мировой войны. А полной победы (для всех женщин, независимо от социального положения и дохода) британки добились в 1928 году. Этот год одновременно стал и последним годом жизни Эммелин Панкхерст. Журнал «Тайм» включил ее в список ста самых выдающихся людей ХХ века: «Она создала образ женщины нашего времени, перенеся общество в новое измерение, откуда нет возврата».

В победе, несомненно, сыграло роль и то, что этим отчаянным женщинам удавалось убедить в своем праве и правоте все больше мужчин - политиков, аристократов и простых людей. Так, жокей Герберт Джонс, бросивший после трагической истории в Эпсоне скачки, неожиданно появился на похоронах главы Женского социально-политического союза с венком, где было написано: «В память миссис Панкхерст и мисс Эмили Дэвисон».

Правообладатель иллюстрации Twitter Image caption В Саудовской Аравии женщины обязаны носить головные платки и абаи - свободные одежды, закрывающие женщину с головы до ног: появление на улице девушки в мини-юбке недопустимо

Чтобы спровоцировать громкий скандал и привлечь к себе внимание всей страны женщине в Саудовской Аравии достаточно сесть за руль или пройтись по безлюдной улице в мини-юбке - и выложить видеозапись своих "провокационных действий" в интернет.

На этой неделе такой скандал спровоцировало видео с саудовской моделью Хулуд, прогуливающейся по древнему форту Ушайкир в мини-юбке и коротком топе.

Видео быстро разлетелось в "Твиттере". Мнения разделились: часть пользователей считает, что Хулуд должна быть наказана, другие настаивают на ее праве носить то, что она хочет.

Недовольство консервативно настроенной части общества было столь велико, что Эр-Рияд в связи с публикацией видео.

Для консервативной Саудовской Аравии, где подавляющее большинство женщин выходит из дома исключительно в широкой абае, появление на улице девушки в мини-юбке - вызов устоявшимся нормам.

  • Саудовские женщины требуют отменить опеку со стороны мужчин
  • Саудовского журналиста наказали за то, что он перехвалил короля

Ряд известных в Саудовской Аравии женщин считают борьбу за гендерное равноправие в стране одной из своих главных задач. Кто-то из них может позволить себе более "провокационные" действия, кто-то - менее, чтобы не вызвать осуждения со стороны относительно либеральных кругов в Саудовской Аравии.

"Когда вы меняете условия, в которых находится женщина, и даете ей больше возможностей, меняется жизнь всей семьи", - говорит саудовская телеведущая Муна Абу Сулейман, у которой в "Фейсбуке" более 1,2 млн подписчиков .

Правообладатель иллюстрации Facebook Image caption Муна Абу Сулейман никогда не появляется на публике без хиджаба, но ее все равно постоянно критикуют за слишком "свободные нравы"

Будучи публичной фигурой, 44-летняя Муна не позволяет себе неосторожных поступков, которые могли бы вызвать скандал. Тем не менее она постоянно становится объектом для критики.

Муна Абу Сулейман стала первой саудовской женщиной-телеведущей, появившейся на международном телеканале. Уже этого было достаточно, чтобы вызвать осуждение со стороны многих ее соотечественников. Критики указывали на то, что женщина, согласно канонам ислама, не должна быть публичной фигурой, и ей стоило бы держаться подальше от телекамер. В адрес ведущей поступали угрозы, так что в какой-то момент ей пришлось "позаботиться о безопасности своих детей".

Она почти никогда не появляется на публике в черной абае, которую носит подавляющее большинство ее соотечественниц. Телеведущая, у которой есть собственная линия модной одежды, предпочитает надевать закрытые, но яркие наряды, которые сильно отличаются по фасону от одежды местных консервативных мусульманок. При этом она говорит, что не нарушает никаких религиозных предписаний и могла бы не носить хиджаб.

Муна Абу Сулейман родилась в Филадельфии, окончила Университет Пенсильвании, а затем училась в Университете Джорджа Мейсона, Международном исламском университете Малайзии и Университете короля Абдулазиза.

В 2007 году она стала первой женщиной из Саудовской Аравии, назначенной послом доброй воли ООН.

"Я хочу, чтобы девочки понимали, что у них почти нет ограничений в выборе", - говорит Муна Абу Сулейман. Она считает, что в Саудовской Аравии, где сейчас работают только 15% женщин, молодые мусульманки тоже должны иметь возможность реализовываться в профессии.

Об этом Муна Абу Сулейман говорит публично, выступая в вузах и по телевидению.

Она считает, что у женщин должна быть возможность работать, создавать семью и оставаться при этом независимой. По ее мнению, в современном мире в интересах женщин не работает ни одна из существующих систем - ни традиционная исламская модель, которая подавляет волю женщин, ни западная модель, которая заставляет женщин соревноваться с мужчинами.

Принцесса Амира ат-Тавиль

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Амира ат-Тавиль уверена, что, даже отказавшись от хиджаба и абаи, она остается вполне правоверной мусульманкой

Закон не запрещает саудовским женщинам водить напрямую , однако исламское руководство страны де-факто поддерживает это ограничение из-за системы опекунства, законодательно закрепленной в Саудовской Аравии. Женщинам нельзя выходить из дома без сопровождения мужчины - обычно близкого родственника, а кроме того, разрешение от мужчины зачастую требуется для совершения разных дел - например, на открытие счета в банке.

Одна из самых известных саудовских активисток Маналь аль-Шариф шесть лет назад провела девять дней в тюрьме Саудовской Аравии за "вождение автомобиля лицом женского пола".

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В июне была опубликована книга Маналь аль-Шариф "Daring To Drive: The Young Saudi Woman Who Stood Up To A Kingdom Of Men" ("Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин")

По ее словам, однажды вечером она безуспешно пыталась найти такси, чтобы добраться до дома. На улице к ней начали приставать мужчины, и она даже начала опасаться, что ее могут похитить.

Ее так возмутила эта ситуация, что позднее она решила сама сесть за руль машины и опубликовать видео на YouTube. Всего за один день его посмотрели 700 тысяч раз. Так она начала кампанию за право вождения автомобиля женщинами в Саудовской Аравии.

"Боже мой, это было потрясающе. Когда я сидела в тюрьме, девушки садились за руль, снимали это на видео, публиковали - это был акт гражданского неповиновения. Размах акции был огромный! Я думала, что, после того как меня посадили, движение умрет. Но когда меня отправили в тюрьму, что-то действительно изменилось. Все больше и больше женщин находили в себе смелость во всеуслышание объявить, что они водят машину", - рассказала активистка в интервью BBC Radio 4.

В июне в свет вышла книга Маналь аль-Шариф "Daring To Drive: The Young Saudi Woman Who Stood Up To A Kingdom Of Men" ("Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин").

"Вождение - это символ гражданского неповиновения, символ перемен в Саудовской Аравии. Мне 38 лет, я мать двоих детей, я инженер компьютерных систем, и я все еще фактически считаюсь несовершеннолетним, недееспособным человеком. Я несовершеннолетняя с рождения и до самой смерти. Я - как собственность, которая передается от моего отца моему мужу или брату, если мужа нет, или даже сыну - моему собственному сыну. Рожать собственного опекуна! Это и есть система опекунства", - заявляет Маналь аль-Шариф.

Еще одна активистка движения за права женщин, 28-летняя активистка Лоуджан Хатлуль , получила широкую известность после своего ареста в декабре 2014 года. Ее задержали после того, как она попыталась въехать в королевство на машине из соседних Объединенных Арабских Эмиратов.

Вскоре после этого была арестована и Майса Амуди - проживающая в ОАЭ саудовская журналистка, которая пересекла границу, чтобы поддержать Хатлуль. У обеих женщин десятки и сотни тысяч подписчиков в "Твиттере".

Правообладатель иллюстрации Twitter Image caption У Лоуджан Хатлуль сейчас почти 300 тысяч подписчиков в "Твиттере"

Тогда Лоуджан Хатлуль провела в тюрьме около двух месяцев. Правозащитники Amnesty International признали активистку узницей совести. А в 2015 году Хатлуль вошла в ежегодный список 100 самых влиятельных арабских женщин по версии Arabian Business Magazine.

В июне 2017 года ее снова задержала полиция в аэропорту Эд-Даммама. Причина ареста до сих пор не разглашается, власти страны не разрешили женщине обратиться к своему адвокату или связаться с семьей.

"По всей видимости, она была под наблюдением из-за своей правозащитной деятельности, поскольку выступала в поддержку прав женщин, которые постоянно попираются в Саудовской Аравии", - заявила после недавнего задержания представитель Amnesty International Сама Хадид.

Ваджеху аль-Хувайдер, основательницу Ассоциации по охране и защите прав женщин в Саудовской Аравии, часто называют самой радикальной саудовской феминисткой и активисткой страны.

"Саудовские женщины слабы - независимо от того, насколько высок их статус, - потому что нет никакого закона, который бы их защищал. Подавление женщин и размывание их личности - это то, что происходит в большинстве семей в Саудовской Аравии", - говорит активистка.

Правообладатель иллюстрации Youtube Image caption "Многие женщины в нашем обществе умеют водить машину, и многие наши родственники-мужчины не возражают против этого", - говорит Ваджеха аль-Хувайдер

В 2008 году Ваджеха аль-Хувайдер опубликовала в сети видео, как она ведет автомобиль в Саудовской Аравии. По словам Хувайдер, публикация этой записи в интернете была приурочена к Международному женскому дню. Сразу после публикации видео посмотрели тысячи пользователей.

Тогда она стала первой активисткой, решившейся на акцию протеста после длительного затишья. До этого последняя акция протеста против запрета на вождение прошла в 1990 году, когда десятки женщин ездили по столице страны Эр-Рияду. Многих из них арестовали на сутки, их паспорта конфисковали, кое-кто из участниц акции лишился работы.

"Многие женщины в нашем обществе умеют водить машину, и многие наши родственники-мужчины не возражают против этого", - заявила тогда Ваджеха.

Ваджеха аль-Хувайдер, по разным данным, родилась в 1962 или 1963 году. Она работала журналисткой и сотрудничала с ежедневной газетой на арабском языке "Ав-Ватан" и изданием Arab News. Однако в 2003 году из-за участия в правозащитных акциях ей запретили публиковаться.

В 2006 году ее арестовали после акции протеста. Перед тем как Ваджеху аль-Хувайдер освободили, ее заставили подписать обещание, что она больше не будет заниматься правозащитной деятельностью. Ей также было запрещено выезжать за пределы Саудовской Аравии. Однако позже этот запрет был снят.

Идея равных социальных прав женщин и мужчин восходит ко времени эпохи Просвещения и Великой французской революции XVIII века и связана с утверждением либеральной концепции «естественных прав и свобод» человека. Эта концепция впервые в Европе была закреплена в главном документе Французской революции «Декларация прав человека и гражданина» (1789). Француженки, воодушевленные лозунгами революции «Свобода, равенство, братство», создавали свои клубы, активно участвовали во всех общественных событиях. Но после опубликования Декларации, а затем Конституции новой республики они обнаружили, что свобода и права человека не распространяются на женщин: к категории граждан, имеющих право владеть собственностью, избирать и быть избранными были отнесены только мужчины. Писательница Олимпия де Гуж попыталась исправить это «недоразумение», составив в 1791 году «Декларацию прав женщины и гражданки», которую историки и считают первым манифестом феминизма Нового времени. Массовые демонстрации, петиции, обращения к партиям и политическим деятелям: митинги, демонстративные, даже провокационные, акции протеста были нацелены на привлечение общественного внимания, изменение политики и проведение реформ. В деятельности организаций и акциях протеста в то время в основном участвовали женщины из среднего класса (работницам фабрик и заводов было не до общественной активности). В защиту прав женщин выступили социалисты. На Международной социалистической конференции в Копенгагене в 1910 году Клара Цеткин предложила ежегодно проводить Международный женский день под лозунгами борьбы за политическое и социальное равноправие. Этим днем женской солидарности, который способствовал и привлечению к борьбе женщин-работниц, стало 8 марта.

В 1870-е годы первые европейские университеты открыли свои двери для студенток. Но суфражисткам понадобилось почти семьдесят лет упорной борьбы, чтобы стало реальностью их главное политическое требование. В 1920 году Конгрессом США была принята 19-я поправка к Конституции, которая предоставляла избирательное право женщинам. Англичанки получили это право ограниченно (только для замужних женщин) в 1918-м, а в полном объеме - в 1928 году. Самой прогрессивной в этом отношении страной стада Новая Зеландия, которая первой в мире уже в 1893 году допустила женщин на избирательные участки. А во Франции женщинам предоставили законное право голосовать на выборах только в 1946 году через полтора века после получения этого права мужчинами. До 1970-х годов Швейцария отказывала гражданам женского пола вправе избирать и быть избранными. Для многих мусульманских стран это требование остается актуальным и в XXI веке.

В 20-е годы XX века в Европе и США феминистское движение первой волны, добившись, наряду с избирательными правами, принятия законов, разрешающих женщинам учиться в университетах и работать вне дома, посчитало свои задачи выполненными, и активность женских организаций пошла на спад.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: