Кто борется за права женщин. Женщины мира: За что боролись? Я не хочу никаких равных прав с мужчинами в этом вопросе, их это вообще не касается

Впервые 8 марта в истории борьбы женщин за свои права возникает в связи с «маршем кастрюль», который состоялся именно 8 марта 1857 года. Тогда ткачихи из Нью-Йорка вышли на улицы в знак протеста против неравных с мужчинами условий труда и мизерной зарплаты. Их требования были достаточно банальными – это сокращение рабочего времени, улучшение условий труда и равную с мужской заработную плату. Если учесть, что женщины в то время работали по 16 часов в сутки, а получали в три раза меньше, чем мужчины, то их возмущение было вполне объяснимо. Но про политическое равенство между мужчинами и женщинами не шло даже речи.

Через почти 50 лет, снова-таки 8 марта, но уже 1908 года по призыву Нью-Йоркской социал-демократической партии женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более чем 15000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равные с мужчинами условия оплаты труда. Этот митинг был очень схож на тот, который был 50 годами раньше, но в этом появились лозунги о предоставлении женщинам избирательного права. Была создана конституционная комиссия, которая должна была проанализировать вопрос, могут ли женщины иметь избирательно право или оно предоставляется их мужьям. Главным аргументом приверженцев женского равноправия был тот факт, что в то время в США появилось достаточно много матерей-одиночек. И именно не вдов, а тех, кто самостоятельно без помощи мужчины вели хозяйство. Возник парадокс – если существуют такие семьи, то, как учитывать их избирательное право.

В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который в последнее воскресение февраля праздновался парадом свободных женщин США до 1913 года. Интересно, что в этом параде всегда принимала участие колонна матерей-одиночек, а немного дальше гордо шагали более колоритные «жрицы любви». Кстати, этот парад стал прообразом будущих «Парадов гордости», которые переквалифицировались позднее в парады сексменьшинств.

В то время в Европе еще более эмансипированные революционерки начинают собирать Международные конференции женщин-социалисток. Первая из них состоялась в 1907 году в городе Штутгарт. Несмотря на небольшое количество человек, принявших в ней участие, это не помешало создать Международный женский секретариат (Всемирный Женсовет) во главе с Кларой Цеткин, а журнал «Глайхайт», который издавался Розой Люксембург, был признан Всемирным женским журналом.

Клара Цеткин по полной программе использовала свой виртуальный орган и выдуманную должность. Идеи рождались в ее голове одна за другой – от международного правления женщинами до армии новых амазонок. Проблема была лишь в том, что никто не хотел финансировать эти проекты. Тогда активная революционерка решила заинтересовать своими идеями делегатов Восьмого конгресса Второго Интернационала. Цеткин провозгласила, что лучшим «горючим» для огня революции есть женщина-работник, и все внимание Интернационала должно направляться именно на них.

Клара Цеткин скандировала, что ни одна армия не устоит, когда им навстречу ринутся женщины, матери, жены, что солдаты сложат оружие и власть перейдет народу. Лидеры трудового движения услышали ее и согласились на проведение Второй Международной социалистической женской конференции, которая прошла 27 августа в Копенгагене и собрала более чем сто делегаток из 17 стран. Именно там Клара Цеткин предложила основать международный женский день. Имелось ввиду, что это будет день, когда женщины будут устраивать митинги и марши, привлекая общественность к своим проблемам. Была предложена дата 8 марта 1911 года в честь «марша кастрюль». Была также распространена мысль, что эта дата выбрана в честь еврейского праздника Пурим (посвященный царице Эстер). Но это неправда потому, что на самом деле в 1911 году Пурим припадал на 14 марта.

В 1911 году первый Международный женский день по предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг праздновался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта. Это связано с тем, что 19 марта 1848 года король Пруссии дал обещание провести реформы, в том числе избирательное право для женщин, но это обещание он не исполнил. В 1912 году Международный Женский день праздновался в тех же странах уже 12 мая. В 1913 году женщины митинговали во Франции и России – 2 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии и Голландии – 9 марта, в Германии 12 марта. И только в 1914 году дата была окончательно зафиксирована на 8 марта.

Международный Женский день был популярным в мире в 1910-е и 1920-е года, а со временем его популярность в мире существенно снизилась. В России, например, все было наоборот. В 1921 году по решению Второй Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации 8 марта в Петрограде 1917 года, потому как она была одним из событий, которые предшествовали Февральской революции.

С 1966 года согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1965 года, Международный день стал праздником и нерабочим днем. Со временем в СССР этот праздник полностью потерял свой политический окрас и привязку к борьбе женщин против дискриминации и стал «днем любви ко всем женщинам».

С 1975 года ООН в связи с Международным годом женщины начали праздновать 8 марта как Международный женский день. В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам выбрать любой день этого года Днем борьбы женщин за свои права и международный мир ООН.

Страны, в которых сейчас официально празднуется 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Кирибати, Китай (официально рабочий день для всех), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Еритрея, Латвия.

Шпаковский Вячеслав 07.03.2016 в 15:08

Цель этих действий была ясна: изменить внутреннюю политику страны в вопросах равноправия женщин и, соответственно, провести реформы. Активистками движений протеста выступали, как правило, женщины из среднего класса (фабричным работницам и работницам заводских цехов и так хватало забот помимо забастовок).

Социалисты за права женщин

К слову, женщины нашли защиту и в лице социалистов. Самой яркой активисткой, знаковой фигурой в "женском вопросе" стала Клара Цеткин.

В 1910 году в столице Дании Копенгагене был проведен VIII Международный конгресс Второго Интернационала. Участники вышли с предложением ежегодно отмечать как день борьбы за политическое и социальное равноправие женщин. С подачи идеи , и стало таким днем.

В каждой стране - свое время

Новая Зеландия оказалась в лидерах среди стран, где имущие получили, наконец, права. 1893 год оказался решающим для женщин этой страны. В 1902 году Австралия стала последовательницей Новой Зеландии. В Северной Европе женщины получили равные с мужчинами права позже (с 1906-го по 1915 год). В России женщинам дала равноправие Октябрьская революция. А последней в списке стран, давших женщинам свободу, стала в 2011 году Саудовская Аравия.

ПОСЛЕЗАВТРА не только Россия, но и весь мир будет отмечать Международный женский день. Празднование 8 Марта в современной России ассоциируется в первую очередь с лишним выходным и обязательными цветами и подарками для женщин, в то время как изначальные политические и социальные смыслы даты остаются почти без внимания. Однако не всегда было так. Разбираемся, как появился Международный женский день, почему сегодня 8 Марта воспринимают иначе, чем сто лет назад, и как можно его отметить.

дарья татаркова

Всегда ли 8 Марта было
«женским праздником»?


И да и нет. Два главных гендерно очерченных праздника достались современной России от советских времен. 23 Февраля и 8 Марта не были такими же однозначными в момент своего возникновения. 23 число придумали отмечать в 1922-м году как День Красной армии и флота, со временем название сменилось дважды, а отмечающие довольно сильно отклонились от сути. Вместо того, чтобы чествовать военнослужащих, 23 Февраля постепенно превратилось в день воспевания всех мужчин и идеи маскулинности. Похожая судьба и у 8 Марта. Придуманный как символ борьбы за равенство полов и уважение к женскому труду, праздник стал лишь поводом подарить женщине подарок еще один раз в году, кроме как на день рождения. В современном фольклоре суть Международного женского дня сполна выразила фраза «молчи, женщина, твой день 8 Марта» (3 миллиона результатов в поиске «Яндекса»), а самой популярной шуткой в «ВКонтакте» по поводу праздника остается, например, это видео .

Как появился
Международный женский день?

Дата была придумана социалистическим движением. В феврале 1909 года женщины Нью-Йорка вышли на улицы с требованием равной оплаты труда и предоставлением женщинам права голосовать - поразительно, что век спустя вопрос с зарплатами так и остается открытым. Немецкие социалистки и небезызвестная коммунистка Клара Цеткин на пару с Розой Люксембург в следующем году на Женской конференции согласились, что необходим праздник, который бы продвигал равные права для женщин, в том числе и суфражистские идеи.

До России празднование докатилось в 1913 году. Женский день вовсе не был таким мирным, как сейчас, а сопровождался митингами и демонстрациями. Так, 23 февраля 1917 года по старому стилю (то есть 8 марта по новому) забастовка текстильщиц и последующее организованное шествие с требованием равных прав для женщин стали одним из триггеров к дальнейшей волне протестов, которые привели к Февральской революции. Совпавший по дате с одним из важнейших переломных моментов в истории России, праздник как традиция укрепился в СССР. Примерно до 70-х годов 8 Марта в первую очередь ассоциировалось с участницами революции и их успешной борьбой за независимость женщин. Так или иначе история праздника на Западе и в России свидетельствует, что в первую очередь он был придуман как инструмент эмансипации и популяризации уважения к женщинам.

Почему в России в этот день принято дарить подарки,
а не бастовать за равную оплату труда?


История умалчивает, когда и почему на смену шествиям и демонстрациям пришла нынешняя конфетно-букетная традиция празднования 8 Марта. Некоторые авторы считают , что виной тому стала сознательная и последовательная политика советского руководства. Уже в 30-е годы были упразднены столь необходимые женотделы , занимавшиеся агитацией, образованием, помощью и борьбой за права женщин. Тем самым женщины лишились социального лифта, а не достигли новых вершин в равноправии. Последующие женские организации носили во многом номинальный характер. Постепенно революционная тематика исчезла даже с открыток, и акценты сместились на воспевание женской красоты и материнства, сделав праздник похожим, скорее, на День матери в других странах.

В 1966 году, при Брежневе, 8 Марта стало выходным днем, так что активная идея даты окончательно угасла. Сегодня праздник окончательно превратился в день следования стереотипам о женщинах. Это заметно и по традиционным подаркам, и по описанию Международного женского дня в русскоязычном интернете. По данным «Левада-Центра», в России самыми популярными

подарками на 8 Марта остаются цветы и сладости, а также парфюмерия и косметика. По данным ВЦИОМ только 5 % связывают праздник с эмансипацией . С одной стороны, этот опрос показывает положительную динамику в отношении равноправия - количество считающих, что женщины достойны тех же привилегий, что мужчины, увеличилось в 1,5 раза. С другой - каждый пятый респондент всё еще считает мужчин куда более способными, чем женщин. Гендерная принадлежность участников опроса не указана.

Где еще празднуют 8 Марта?


Официальным праздником Международный женский день признан не только в России, Северной Корее и Китае но и, например, в Буркина-Фасо. В остальном мире 8 Марта не считается государственным праздником, однако с каждым годом набирает всё большую популярность, сохраняя при этом феминистский уклон. Главный популяризатор даты сегодня - ООН . В 1977 году Организация Объединенных Наций предложила странам-участникам выбрать любой день для воспевания идей женского равноправия и мира во всём мире, им стало 8 марта.

Страны, поддержавшие ООН, в первую очередь используют праздник как повод, чтобы поднять важные для женщин социальные вопросы. Из года в год ООН выбирает приоритетную тему, на которую будут направлены усилия. В 2013 году это было противостояние насилию над женщинами, в прошлом году - «Равноправие для женщин - прогресс для всех». В 2015-м - «Вдохновляя женщин - вдохновляя человечество». Символом праздника считается фиолетовая лента.

Как отмечают
8 Марта в этом году?


Тема этого года идет с хэштегом #MakeItHappen . В Афганистане мужчины надели бурки и вышли с протестом , чтобы поддержать права женщин. В Индии 8 Марта в этом году стало датой, на фоне которой женщины продолжают требовать справедливости к жертвам насилия, которых не защищает ни закон, ни общество. Многие издания фокусируются на том, чтобы вспомнить истоки даты, и предлагают отмечать ее не цветами , а призывом к действию и привлечением внимания, например к ключевым проблемам здоровья и смелым феминисткам в мировой истории. Forbes объясняют настоящую разницу в зарплатах мужчин и женщин и дают советы, как каждая может улучшить ситуацию. Помимо прочего
8 Марта запустится петиция #UpForSchool, цель которой - заставить мировых лидеров дать образование 31 миллиону мальчиков и девочек по всему миру.

Сегодня интернет играет ключевую роль в том, чтобы сделать Международный женский день частью мировой поп-культуры. С 2000 года количество запросов в Google формата «Международный женский день + текущий год» выросло с 49 миллионов до 196 - то есть в 4 раза. Конкретно в 2015-м в преддверии праздника появился хэштег #DearMe , под которым видеоблогеры отправляют воодушевляющие послания себе - подростку из прошлого. Такой, возможно, наивный подход нашел огромный отклик у зрителей, а девушки со всего мира пишут благодарные комментарии за моральную поддержку. Хэштег стал номером один на сервисе. Многие ютьюберы просто уделяют внимание тематическим видео, касающимся гендерных ролей, как, например, Кристен из Stuff Mom Never Told You. Обязательно посмотрите скетч про «гендерные роллы» - за смешной игрой слов скрывается понятное и актуальное послание о том, что пора прекратить навязывать нам модели поведения в зависимости от биологического пола. Социальными сетями дело, конечно же, не ограничивается. Любимица интернета и посланник ООН по правам женщин Эмма Уотсон, например, проведет Q&A в Международный женский день и ответит на все волнующие зрителей вопросы о сексизме и неравноправии. Вот, кстати, и отличный способ отпраздновать.

У женщин, значит, есть
осмысленный праздник,
а как же мужчины?


В какие еще дни празднуют
важные для женщин события?


ООН активно продвигает 8 Марта как универсальную дату, однако есть несколько других крупных праздников. Один из них - Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Его отмечают 25 ноября, чтобы почтить память сестер Мирабаль, убитых в Доминиканской Республике. Насилие над женщинами до сих пор невероятно распространенная проблема, которая зачастую не доводится до суда. В этот день страны призывают проводить мероприятия, увеличивающие огласку проблемы и рассказывающие о путях ее решения.

15 октября отмечается Международный день сельских женщин, чьим правам подчас уделяется совсем мало внимания. В Южной Африке проводят свое празднование дня женщин - 9 августа, - причем на государственном уровне. Дата призвана напомнить о борьбе местных активисток против тирании правительства времен апартеида. Так, 9 августа 1956 года они предотвратили введение обязательной паспортизации женщин Южной Африки.

Удивительно, как они находят в себе силы и смелость, ведь многие из активных борцов за права женщин – сами хрупкие женщины, живущие в мусульманских и африканских странах, где слабый пол ни во что не ставят. Одна из наиболее юных (но уже успевшая получить Нобелевскую премию мира) активисток-борцов за женские права Малала Юсуфзай сказала: «Приходит момент, когда вам придется выбирать – то ли молчать, то ли встать». Сама Малала за свою храбрость чуть не поплатилась жизнью.

Теснее ряды! Смелые и очаровательные борцы за права женщин

Эмма Уотсон: из звезд кино в лидеры феминисток

Одна из самых известных молодых борцов за права женщин – британская актриса , прославившаяся ролью Гермионы в киносериале о Гарри Поттере. Она вполне могла «почивать на лаврах»: звезды этих фэнтези получили огромные гонорары. Но Эмма предпочла не зацикливаться на карьере актрисы, она получила высшее образование и стала активной феминисткой, пропагандирующей кампанию «Heforshe». В ответ на впечатляющие выступления Уотсон угрожали. Один сайт грозился опубликовать ее откровенные фотографии, на что Эмма ответила: «Если они пытались отделаться от меня, то у них ничего не вышло».

Людмила Алексеева: бойкая «старушка»

В свои 89 лет Людмила Алексеева может показаться вам хрупкой старушкой. Но на самом деле она – легенда борьбы за права человека (в том числе, за права женщин). Она пережила многое – и гонения, и эмиграцию, и возвращение на родину, и словесные нападки, и насилие. Однажды произошел курьезный инцидент: во время предновогоднего протеста Алексееву (ей тогда было 82 года) арестовали вместе с другими участниками акции. Когда власти поняли, что в костюме Снегурочки арестована «та самая» Алексеева, они поспешили извиниться и отпустили ее. Но было слишком поздно – на следующий день за активистку вступились президент Европейского парламента и Совет безопасности ООН.

Рания: красавица, королева и… правозащитник

Казалось бы – если ты королева и живешь в роскоши и достатке, какой смысл становиться борцом за права женщин? Но королева Рания – удивительная личность! Рания Аль-Абдалла стала женой короля Иордании в 29 лет, когда ее муж Абдалла Бин Аль-Хуссейн Второй взошел на престол. Было это в 1999-м году. Рания не удовольствовать ролью красивой первой леди, она возглавила комиссию Иордании по правам человека, Совет безопасности семьи и стала членом глобальной инициативы руководства ЮНИСЕФ. Она мечтает изменить несправедливые законы, царящие на Ближнем Востоке, и использует свое имя в борьбе за права женщин.

Сима Самар создала «женское» министерство

Девочкам запрещают ездить на велосипедах. Девушкам нельзя задерживаться у подруг и приходить домой вечером. Женщинам запрещено получать образование. Будущее у женщин в Афганистане бесперспективно. И Сима Самар изо всех сил старается переломить эту ситуацию. Она учит женщин, как противостоять произволу, она врач, который принимает бедных и борется за права человека. Самар основала организацию, ориентированную на получение женщинами образования и качественной медицинской помощи. Сейчас в нее входит 15 клиник, 3 больницы и более сотни школ. Самар создала первое в мире министерство по делам женщин во временной администрации Афганистана и работала в качестве председателя Комиссии по правам человека в этой стране. Продолжая продвигать свои идеи, Сима Самар подвергает свою жизнь опасности, поэтому у нее есть бронеавтомобиль и четыре телохранителя.

Обиджели Эзеквесили подняла волну протеста

В 2014-м году группа экстремистов «Боко Харам» ворвалась в женское общежитие и похитила 200 школьниц. Это событие вызвало коллективное возмущение, и в Интернете стартовала кампания BringBackOurGirls#, которую начала бывший нигерийский министр образования, бывший вице-президент Всемирного банка по Африке Обиджели Эзеквесили. Этот почин подхватили многих борцы за права женщин, в том числе Малала Юсуфзай, Мишель Обама и Эмма Уотсон. Когда госпожа Эзеквесили поняла, что ее обращения в правительственные агентства, к политикам и телеканалам бессмысленны, она и начала эту акцию протеста, вылившуюся в международную.

Ширин Эбади – первая мусульманка с премией мира

Борьба Ширин Эбади началась в 1979-м году, когда она – первая женщина-судья в Иране – была разжалована и понижена до клерка в суде. Эта несправедливость вдохновила ее на активную деятельность. Эбади стала защищать женщин (как юрист) и взяла на себя инициативу по изменениям в иранском семейном праве в таких аспектах как развод, наследование и опека над детьми. Эти усилия были «вознаграждены»: Ширин провела три недели в тюрьме, и ее лишили всех юридических полномочий и запретили заниматься практикой на пять лет. Но были и другие, настоящие, награды – например, в 2003-м году Ширин стала первой мусульманкой, получившей Нобелевскую премию мира.

Лейма Гбови проложила дорогу первой женщине-президенту

В 2011-м году такую же премию получила либерийская правозащитница Лейма Гбови. Она отдала много сил занятиям с детьми, психологически травмированными из-за гражданских войн и насилия в семье, сама воспитала шестерых, влача почти нищенское существование. Лейма встала во главе протеста женщин против войны – они устроили забастовку на рыбном рынке и не разошлись, пока президент страны Тейлор не принял делегацию. На встрече с главой государства Гбови сказала: «Мы устали! Мы устали от того, что наших детей убивают, мы устали от изнасилований!». Позже Тейлор ушел в отставку, и президентом Либерии стала Эллен Джонсон-Серлиф. Она разделила вместе с Леймой премию мира.

15 лет под домашним арестом: бирманский политик Аун Сан Су Чжи

Еще один лауреат премии мира и борец за права женщин – Аун Сан Су Чжи вступила в эти ряды в 1988-м году, когда тысячи людей присоединились к митингам против существующего режима в Бирме. Военное правительство ответило на это убийствами и задержаниями лидеров протеста, среди которых была и Аун Сан Су Чжи. Позже ее как вожака партии «Национальная лига за демократию» посадили под домашний арест – на 15 лет! Она была освобождена только в 2010-м. В 2012-м году Аун избрали в состав нижней палаты Бирманского парламента, а в 2016-м году она стала министром иностранных дел.

Мать революции Тавакуль Карман

У Леймы Гбови и Эллен Джонсон-Серлиф была еще одна коллега, получившая Нобелевскую премию мира – в 2011-м году награду решили разделить между тремя женщинами. И эта лауреатка – Тавакуль Карман. Всемирный экономический форум назвал Йемен худшим местом для женщин: они не получают образования и сидят дома без работы. Девочек выдают замуж с 8-ми лет, они остаются бесправны, если дело касается развода или опеки. Журналисты подвергаются нападениям, дети становятся солдатами, а юным правонарушителям грозит смертная казнь. Борясь со всем этим, Тавакуль Карман основала организацию «Женщины журналисты без цепей» и разоблачала все случаи жесточайшей несправедливости. Ее прозвали «Железной женщиной» и «Матерью революции», она стала вдохновением Йеменского восстания.

Самая молодая: Малала Юсуфзай, выжившая после жестокого покушения

Самая молодая в нашем топе борцов за права женщин – пакистанка Малала Юсуфзай, родившаяся в 1997-м году. Отец Малалы Зияуддин всегда был примером для девочки. Он работал директором школы и боролся за право девушек на образование. Малала была свидетелем зверств талибов – когда они публично казнили преступников, ампутировали руки у людей, осужденных за кражи, запрещали кино, телевидение и музыку. Обо всем этом девушка писала в своем блоге «BBC», она появилась в документальном фильме, принимала участие в собраниях ЮНИСЕФ, а в октябре 2012-го пережила покушение. 14-летняя Малала была ранена в голову, но выжила. В 2014-м году мужественная Юсуфзай получила Нобелевскую премию мира.

Вторая волна движения женщин за свои права охватывает вторую половину XIX в. Она характеризуется появлением многочисленных феминистских организаций в ряде стран. Об актуальности требований говорит появление во второй половине XIX в. многочисленных феминистских организаций в ряде стран. В 1888 г. был создан Международный совет женщин, к началу ХХ в. в него входили Соединенные Штаты, Великобритания, Австралия, Норвегия, Нидерланды.

Выдвигаются требования предоставления женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.

В это время многие женщины Соединенных Штатах стали покидать свои домашние обители. Кто-то активно выступал с лекциями, кто-то занялся политикой, участвуя в женских антирабовладельческих обществах, тысячи женщин нашли себе работу вне дома: структурные изменения в экономике и появление новой техники изменили и сильно расширили область применения наемного женского труда. Очевидной переменной в их жизни стало увеличение количества рабочих мест: продавщиц в магазинах, служащих в конторах и учреждениях и т.п.

Кроме того, для женщин открыли несколько высших учебных заведений. Правда, долгое время на девушку, получившую образование, смотрели как на неудачницу, которая утратила всю свою женственность и обаяние и превратилась в «синий чулок», которую вряд ли кто возьмет в жены. Тем не менее постепенно в США получение официального среднего образования женщинами среднего класса стало обычным делом, даже если оно отличалось от мужского по объему и качеству. Однако в университетах, несмотря на изменения по отношению к женскому обучению, обучалось еще очень немного женщин.

К концу XIX века активно действовали суфражистки (от англ. - suffrage - избирательное право), отстаивавшие политико-правовое равенство женщины; социалистки , защищавшие идеи равной оплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах; радикальные феминистки , пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью; христианские женские благотворительные общества. В результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX - началу XX века общественные стереотипы и нормы уже позволяли женщине выходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование, работу.

Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую значимость, утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и, работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве. Такой переворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физической силе между работниками мужского и женского пола в большинстве случаев нивелируется. Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо больше рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение женщин становится необходимым. Это и есть та великая революция, которая в XIX в. преображает участь женщины и открывает перед ней новую эру.

В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала XX - движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство. Сьюзен Б. Энтони (1820 - 1906) пишет, что «отсутствие права голоса означает невозможность строить и налаживать свою жизнь или распоряжаться ею. Не имеющие права голоса всегда вынуждены делать ту работу, получать ту заработную плату, занимать то место, которые определяют для них те, кто имеет право голоса. Не имеющий этого права находится в положении нищего: бери, что дают, иначе не получишь ничего».

Считалось, что женщинам не нужно право голоса для защиты самих себя, т. к. их обеспечивают мужчины. Статистические данные свидетельствуют, что огромное количество женщин сами зарабатывали себе на жизнь. Они вынуждены были работать в лавках и на фабриках за ничтожную плату. Женщины-работницы, занятые в различных сферах, время от времени объединялись в профсоюзы и устраивали забастовки, чтобы добиться справедливости от своих хозяев так же, как это делали мужчины. Но не известно ни об одном успешном выступлении женщин. В газетах их осмеивали и писали, что если работницам не нравится заработок, то они «вольны взять расчет и выйти замуж». В случае с мужчинами ни один редактор не решился бы на подобное, потому что понимал: стоит ему высмеять или обличить этих мужчин, как не только они, но и все остальные мужчины, члены профсоюза из этого города, во время следующей избирательной компании проголосуют против кандидатов, за которых ратует этот самый редактор. Если бы женщины могли участвовать в выборах, они бы в своем городке «поддерживали равновесие политических сил». «Есть множество женщин, которые точно так же, как мужчины, вполне способны быть директорами или управляющими школ, и тем не менее, хотя три четверти учителей - женщины, почти все они назначаются на второстепенные должности, получая при этом половину или в лучшем случае две трети того, что зарабатывает мужчина. И все дело только в том, что они женщины. Именно для того, чтобы миллионы женщин, зарабатывающих на жизнь, могли так же, как мужчины распоряжаться своим трудом, они должны быть наделены правом голоса. Сейчас, когда произошла великая революция в экономике и женщина может работать и зарабатывать там же, где это делает мужчина, нельзя не прийти к выводу, что она должна обладать равными с мужчиной полномочиями, чтобы защитить себя. Речь идет о праве голоса - символе свободы и равенства. Без этого ни один гражданин не в состоянии сохранить то, что имеет, ни тем более получить то, чего не имеет». Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.196.

С 1850 года и каждый последующий год в течение десятилетия за исключением 1857 в городе Уорсестер штата Массачусетс проходила национальная конвенция за права женщин. На ранних этапах деятельности борцы за права женщин концентрировались в основном на праве контролировать собственность и заработанные средства, праве на развод, на получение образования и трудоустройство, а также праве на защиту своих интересов в суде. Юридический статус женщины в США практически не изменился с 1800 года. Замужние женщины не имели права подписывать контракты, они не могли полностью распоряжаться своими же сбережениями и собственностью, даже доставшейся по наследству, в случае развода женщина не могла оставить себе детей.

Эрнестина Роуз, иммигрантка из Польши, собрала сотни подписей под петицией с требованием гарантированных прав на собственность замужним женщинам штата Нью-Йорк. В ответ на петицию в 1848 году был принят «Акт о Собственности Замужних Женщин». Акт о собственности замужних женщин Нью-Йорка // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992.

Тем не менее, многие законодатели по прежнему оставляли без ответа требования женщин о праве на собственность для замужних, праве на развод и праве на содержание детей после развода. Без гарантированного права на голосование, женщины не могли оказывать достаточного влияния на тех, от кого зависело внесение изменений в законодательство. Борцы за права женщин были не в силах изменить дискриминационные законы без права на участие в голосовании, но добиться этого права можно было только путем изменения законодательства.

На время Гражданской войны движения за права женщин были приостановлены. Но женщины-активисты движения за отмену рабства все же продолжали свою деятельность, собирая подписи под петицией за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещающей рабство. В мае 1863 года Сюзан Энтони и Элизабет Стэнтон организовали «Национальную Ассоциацию Женщин». К августу 1864 года они собрали 400.000 подписей за принятие Тринадцатой поправки и представили их в Сенат США.

В конце Гражданской войны многие активисты борьбы за отмену рабства включились в движение за право голосовать для черных. Стэнтон добивалась включения права на участие женщин в голосовании в это движение, но многие его сторонники выступили против стратегии Стэнтон. Они считали, что, будучи объединенным с достаточно непопулярным вопросом голосования женщин, движение за право черных на участие в голосовании было бы обречено на провал.

Четырнадцатая поправка к Конституции США, впервые представленная в Конгресс в 1866 году, гарантировала равную защиту перед законом для всех американских граждан. Но тогда в тексте поправки употреблялось слово «мужчина», подразумевая, что лишь мужчины считались гражданами. До момента принятия поправки вопрос об участии в голосовании женщин рассматривался только на уровне штатов, поскольку не федеральная конституция, а именно конституции штатов конкретно указывали на право мужского населения участвовать в голосовании. Обеспечение такого права для женщин требовало принятия дополнительной поправки к конституции, фиксирующей гражданство женщин, а, соответственно, и их право на голосование.

Четырнадцатая поправка была ратифицирована в июле 1868 года, а шестью месяцами позже Конгресс представил Пятнадцатую поправку, в которой говорилось следующее: «Право граждан США на участие в голосовании не будет отрицаться или каким-то образом изменяться Правительством США или какого-либо из штатов на основе расовой принадлежности, цвета кожи или предыдущего нахождения в рабстве». Сюзан Энтони и Элизабет Стэнтон безуспешно пытались добиться включения в текст поправки слов «сексуальной принадлежности». Вопрос права женщин на участие в голосовании послужил темой женского движения на последующие полвека.

Стэнтон и Энтони организовали «Национальную Ассоциацию за Права Женщин», в которую могли входить только женщины. Ассоциация работала по вопросам различного вида несправедливости, с которой приходилось сталкиваться женскому населению. Главной задачей Ассоциации было добиться принятия поправки к конституции, гарантирующей право женщин на участие в голосовании, что объяснялось убеждением в том, что «введение изменений от штата к штату -- процесс долгий, изнурительный и бесперспективный».

Сюзан Энтони оставалась активистом движения за права женщин вплоть до своей смерти в 1906 году. Элеанора Флекснер писала, что кончина Энтони ознаменовала конец целой эпохи. По ее словам, Энтони была последней из гигантов, положивших начало борьбе за улучшение условий жизни женщин. Когда ушла из жизни Энтони, уже немногие ставили под сомнение смысл и неизбежность приобретения женщинами права на участие в выборах. Оставался единственный вопрос, «Когда?»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: