Особенности африканского воспитания. Воспитание в странах африки

В африканских племенах обнаружено, что дети никогда не капризничают, не кричат и не ссорятся друг с другом. Этот удивительный факт вызвал интерес понаблюдать за образом жизни этих племён. И стало очевидным, что образ жизни, и тем более воспитание детей существенно отличается от образа жизни и воспитания в европейских странах.

Прежде всего обнаружено, что ребёнок всегда в процессе жизни, его сфера не отделяется манежами, колясками и погремушками. Его жизнь находится в тесном соприкосновении со взрослой жизнью. С самого рождения его не кладут спать в кроватку рядом, а он спит вместе с родителями. И так до того момента пока он сам не захочет отделиться, примерно в 3-5 лет. Для нас это может казаться очень странным, особенно на фоне того, что сейчас очень модно класть ребёнка отдельно, и не отзываться на его крики, якобы воспитывая в нём самостоятельность.

В действительности, в первые годы жизни у ребёнка очень сильно проявлен страх, для него всё, что происходит либо безопасно, либо опасно. Он ещё не отделяет себя от матери как самостоятельная личность, поэтому оказаться в одиночестве и изолированности от мамы, грозит серьёзным чувством брошенности, которое может сопровождать человека всю его последующую жизнь. До семи лет ребёнок должен получить чувство безопасности и защиты.

В африканских племенах матери носят своих детей возле груди, даже когда готовят, стирают или собирают ягоды. Ребёнок чувствует себя также комфортно, как и в утробе матери, ведь он ещё не способен оставаться наедине с собой. Параллельно, он наблюдает за бытом и даже осваивает ремёсла. И как только он начинает немножко взрослеть, он тут же включается в процесс быта и помогает всем, чем может. В африканских племенах дети могут спокойно брать ножи и другие острые предметы, при этом, не поранив ни себя, ни других. Они могут прогуливаться возле огромного обрыва, при это не упасть туда.

Наше же воспитание зациклено на ограничениях, которые формируются в негативной форме: «Не ходи туда, ноги переломаешь», «не бери то-то, а то сломаешь» и т.д. Возможно, в нашем обществе уже и невозможно избежать всех этих запретов, ведь в действительности они формируются поколениями и культурой. Но можно попробовать немного ослаблять контроль и позволять малышу помогать. Только потом не говорить о том, как крупно порезаны огурцы, ведь это навсегда отобьёт охоту помогать.

В африканском обществе нет манежей, где дети играют. Как-то попытались построить им такой манеж, но за ненадобностью, он просто стоял без дела. Ползание и осваивание территории помогает ребёнку ощущать трёхмерное пространство, правую и левую стороны, центр тяжести. В дальнейшем это позволяет ребёнку учиться читать и считать. Ведь открывая книгу, ребёнок, который «не доползал», просто не понимает это параллельное пространство, он не умеет с ним взаимодействовать. Природой всё устроено настолько гармонично и правильно, и вмешиваясь в этот процесс мы, зачастую, можем только навредить. Кто бы мог подумать, что умение читать связано с ползанием младенцем по полу!

Бывает, что на терапию приходят взрослые люди, которые сшибают углы, или не умеют чертить. И их заново учат… ползать! Учат осознавать пространство и чувствовать его. В африканских племенах уж в этом точно нет ограничений, ведь быт устроен таким образом, что практически ничего невозможно сломать, и любая помощь приветствуется. Ребёнок с самого детства вместе с родителями делает все тоже самое, что и они. Он не чувствует травмы от оторванности с внешнем миром, от того, что он ещё маленький и бесполезный, а родителям на него нет времени. Может быть именно поэтому у него нет необходимости плакать, капризничать и обижаться?

Удивительно как сочетаются такая сильная привязанность к матери, неразрывное с ней существование, и такая самостоятельность и самодостаточность при взрослении!

В африканских племенах обнаружено, что дети никогда не капризничают, не кричат и не ссорятся друг с другом. Этот удивительный факт вызвал интерес понаблюдать за образом жизни этих племен. И стало очевидным, что образ жизни, и тем более воспитание детей существенно отличается от образа жизни и воспитания в европейских странах.

Прежде всего обнаружено, что ребенок всегда в процессе жизни, его сфера не отделяется манежами, колясками и погремушками. Его жизнь находится в тесном соприкосновении со взрослой жизнью. С самого рождения его не кладут спать в кроватку рядом, а он спит вместе с родителями. И так до того момента пока он сам не захочет отделиться, примерно в 3-5 лет. Для нас это может казаться очень странным, особенно на фоне того, что сейчас очень модно класть ребенка отдельно, и не отзываться на его крики, якобы воспитывая в нем самостоятельность.

В действительности, в первые годы жизни у ребенка очень сильно проявлен страх, для него все что происходит либо безопасно, либо опасно. Он еще не отделяет себя от матери как самостоятельная личность, поэтому оказаться в одиночестве и изолированности от мамы, грозит серьезным чувством брошенности, которое может сопровождать человека всю его последующую жизнь. До семи лет ребенок должен получить чувство безопасности и защиты.

В африканских племенах матери носят своих детей возле груди, даже когда готовят, стирают или собирают ягоды. Ребенок чувствует себя также комфортно, как и в утробе матери, ведь он еще не способен оставаться наедине с собой. Параллельно, он наблюдает за бытом и даже осваивает ремесла. И как только он начинает немножко взрослеть, он тут же включается в процесс быта и помогает всем чем может. В африканских племенах дети могут спокойно брать ножи и другие острые предметы, при этом не поранив ни себя, ни других. Они могут прогуливаться возле огромного обрыва, при это не упасть туда.

Наше же воспитание зациклено на ограничениях, которые формируются в негативной форме: «Не ходи туда, ноги переломаешь», «не бери то-то, а то сломаешь» и т.д. Возможно в нашем обществе уже и невозможно избежать всех этих запретов, ведь в действительности они формируются поколениями и культурой. Но можно попробовать немного ослаблять контроль и позволять малышу помогать. Только потом не говорить о том, как крупно порезаны огурцы, ведь это навсегда отобьет охоту помогать.

В африканском обществе нет манежей, где дети играют. Как-то попытались построить им такой манеж, но за ненадобностью, он просто стоял без дела. Ползание и осваивание территории помогает ребенку ощущать трехмерное пространство, правую и левую стороны, центр тяжести. В дальнейшем это позволяет ребенку учиться читать и считать. Ведь открывая книгу, ребенок, который «не доползал», просто не понимает это параллельное пространство, он не умеет с ним взаимодействовать. Природой все устроено настолько гармонично и правильно, и вмешиваясь в этот процесс мы зачастую можем только навредить. Кто бы мог подумать, что умение читать связано с ползанием младенцем по полу!

Бывает, что на терапию приходят взрослые люди, которые сшибают углы, или не умеют чертить. И их заново учат… ползать! Учат осознавать пространство и чувствовать его. В африканских племенах уж в этом точно нет ограничений, ведь быт устроен таким образом, что практически ничего невозможно сломать, и любая помощь приветствуется. Ребенок с самого детства вместе с родителями делает все тоже самое, что и они. Он не чувствует травмы от оторванности с внешнем миром, от того, что он еще маленький и бесполезный, а родителям на него нет времени. Может быть именно поэтому у него нет необходимости плакать, капризничать и обижаться?

Удивительно как сочетаются такая сильная привязанность к матери, неразрывное с ней существование, и такая самостоятельность и самодостаточность при взрослении!

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

«А в Африке дети умирают с голоду!» - так говорим мы, когда хотим обозначить нечто, хотя и ужасное, но все же эфемерно-далекое, нас почти не касающееся. Но в Африке действительно умирают дети. Непостижимо, как такое может происходить в ХХI веке, но это происходит.

Согласно отчету британской правозащитной организации «Save the Children» («Спасите детей»), самым худшим местом на планете для матерей и их детей является Африка. По данным правозащитников, самые плохие условия жизни для матерей и детей в Эфиопии, Мали, Буркина-Фасо и других африканских странах. Так, в Мали каждый восьмой ребенок умирает, не доживая до возраста одного года, а 10% женщин умирают во время родов. В Буркина-Фасо менее 10% женщин умеют читать и писать. В Эфиопии только 25% людей имеют возможность пить чистую воду.

Как сказал Леонардо Дикаприо: «Чтобы перестать жаловаться на жизнь, вы должны хоть раз побывать в Африке». Это чистая правда: многие дети там не доживают до возраста 6-10 лет, из-за отсутствия воды и еды. Очень много детей живет на улице, так как их родители умерли от последствий СПИДа, малерии и т.д.
Многие путешественники, попадая в неблагополучные страны Африки, поражаются количеству детей-попрошаек везде на улицах. Многие раздражаются, не осознавая того, что эти дети просят не излишеств или игрушек. Они просят хлеба. Потому что просто хотят жить.
В Западной Африке детям приходится нелегко, там часто стоит вопрос о выживании, а не о развлечениях. Но дети есть дети и даже в экстремальных и тяжелых условиях они находят, с чем поиграть, и делают из обычных вещей свои любимые игрушки. Подобные скромные накопления не сравнить с изобилием игрушек в среднестатистической российской семье.
Количество детей в африканских племенах имеет большое значение, каждая семья старается оставить после себя как можно больше потомства, так как в будущем именно на его плечи ляжет забота о своих родителях.
Грудью африканские женщины кормят часто и долго, потому что и вправду голодно. В этой стране дети не знают, что такое коляски. Они с трудом представляют себе и вообще мироустройство, ибо кроме нищеты и минимальных условий существования не видят вокруг себя ничего. На руках здесь никого не носят, а привязывают как куль с мукой на спину или на бедро и несут, куда матери нужно. Женщины с такими кулями и ньям в ступе толкут, и на базар идут (еще и на голове мешок лука какого-нибудь тащат), и на велосипеде ездят, а вот чтобы женщина шла с ребенком на спине к какому-нибудь баобабу, потому что ребенку этого хочется, - уж очень красивый баобаб, - такого нет. Нравится - ползи. И дети ползут. Может, поэтому они физически развитей наших ползающих в 10 кв.м. детей. А еще африканские дети меньше плачут, чем наши. Почему? Потому что бесполезно.
Кроме того, в Кот Д’Ивуаре, как и во многих других африканских странах, жизнь детей ценится гораздо меньше, чем взрослого, а тем более старика. Многие африканские языки не имеют письменности, поэтому долгожители очень ценятся, - ведь они передадут знания новому поколению. Поэтому когда идет речь о спасении жизни долгожителя деревни, шаман для ритуала просит один из органов ребенка, которого крадут из соседней деревни и приносят в жертву (огромной удачей считается выкрасть близнецов). Как ни печально, детей здесь даже не считают, да и до 5 лет детей за людей не считают. А сертификат рождения или смерти - очень большая редкость в деревнях.
Жертвенные услуги в другой стране, Уганде, стали настолько популярными, что ими уже никого не удивишь. Отпуская детей на улицу, мать знает, что один их них может вернуться домой сильно покалеченным, если возвратится вообще.
Голод в Восточной Африке- гуманитарная катастрофа, которая по данным международных организаций угрожает около 11,5 миллионам человек, прежде всего в Сомали (3,7 миллионов), Эфиопии (4,8 миллионов), Кении (2,9 миллионов) и Джибути (164 тысяч).Согласно международному фонду помощи детям ЮНИСЕФ, голодают около двух миллионов детей в регионе, а около 500 тысяч из них находятся в состоянии, опасном для жизни. По данным Программы развития ООН (ПРООН), на сегодняшний день в Африке южнее Сахары недоедает каждый четвертый из 856-миллионного населения, свыше 40 процентов детей в возрасте до пяти лет истощены из-за плохого питания.
Образование в Африке как таковое отсутствует. То, чему учат детей в африканских школах, похоже на наши развивающие программы для детских садов. Минимальные навыки письма и чтения – и вы уже будете считаться образованным человеком.
Обширная крона баобаба или «верблюжьей колючки» вместо крыши, камешки, чтобы научиться считать, - так выглядят многие сельские школы в Южной Африке.
Те, у кого достаточный доход, перебираются в городские бывшие «школы только для белых», хотя там, даже если они государственные, приходится платить за обучение примерно две тысячи долларов в год. Зато дети получают достойные знания и могут рассчитывать на поступление в университет. А в сельских школах часто – ни стен, ни парт, ни учебников, мальчики рано начинают пить, а девочки – беременеть.
Отсутствие элементарных условий для жизни обрекает тысячи детей на верную смерть. Из за не образованности в сфере предохранения, в каждой семье от 5 до 12 детей, несмотря на высокую смертность, население каждый год растет на 1000000 жителей.
В Африке каждый третий ребенок занимается сексом в возрасте 10 лет. При этом 17 из 100 детей заявляют, что они намеренно будут заражать СПИДом других, если узнают, что сами больны.
Взросление везде приносит свои проблемы, но взросление в таком месте, как Восточная Африка является борьбой, которая выходит за границы воображения.
Представим, что вы среднестатистический африканский ребенок. Вам повезло, если вы по-прежнему живы в шесть лет, ведь многие из ваших друзей умерли от таких вещей как малярия, дизентерия, недоедание и тому подобное. Тот факт, что еще живы и отец, и мать, - это уже другое чудо. Продолжительность жизни в Восточной Африке для мужчин составляет 40 лет, для женщин - 42 года (вы редко столкнетесь с седым человеком). Малярия по-прежнему является убийцей номер один, а СПИД стоит на втором месте. В такой стране, как Уганда с населением в 20 миллионов существует 1,5 миллиона сирот, ставших таковыми благодаря СПИДу.
Итак, вы - ребенок в Африке, живущий в маленькой хижине, сделанной из высушенных на солнце глиняных кирпичей, покрытой гофрированной оловянной крышей (здесь это называются железные листы), которая течет при дожде. Комната маленькая, да и сам дом - это одна комната, и вам действительно повезло, если их будет две. Кухни нет, во дворе у вас есть печь. Древесный уголь стоит около 7-ми долларов мешок, и некоторые расходуют его весь месяц. Если у вас нет денег, вы найдете какое-нибудь дерево и разведете огонь, чтобы приготовить еду. Помещение для мытья находится в отдельном домике, в стороне от других домов, его используют много семей. Есть и общее помещение, которым пользуются мужчины для мытья. Дом, подобный описанному, сдается за плату от 30-ти до 50-ти долларов в месяц, в таком городе как Кампала, и он находится в черте городских трущоб. Доходы ваших родителей, вместе взятые, составляют около 70-ти долларов. Отец для блага семьи работает ночным сторожем с 7-ми вечера до 7-ми утра. Мать уходит в 6:30 утра, на работу прислугой у некоторых белых людей.
Представим, что вы африканская девочка. Почему же вы не в школе? Ответ весьма прост, девочке не нужна школа, ей нужно только заботиться о доме, когда вырастет - выйти замуж, родить детей, растить их, готовить еду, может быть работать горничной, или в ресторане, но нет причины чтобы вкладываться в обучение женщины, - примерно так здесь мыслится. Большинство случаев отсутствия образования у девочек связано с денежными трудностями, а в школу обычно отправляется мальчик-первенец, если доступны хоть какие-то деньги.
Но не все так плохо. Есть страны, которые стали на путь развития и стремительно движутся по нему. Например, ЮАР.
Огромные средства здесь вкладываются в образование. Введено всеобщее среднее образование, до 90% детей посещают школы. Соотношение девочек и мальчиков в школах практически один к одному – лучше, чем в большинстве развивающихся стран. Грамотность по стране достигает 88%. Решение проблем образования, качество которого, особенно в сельской местности, оставляет желать много лучшего.
Африка южнее Сахары добилась значительного прогресса с тех пор, как в 2000 году на Всемирном форуме по образованию в Дакаре были приняты цели образования для всех (ОДВ). Однако многие из этих достижений находятся под угрозой из-за глобального экономического кризиса.
Воспитание и образование детей младшего возраста является краеугольным камнем ОДВ. Правильное питание, эффективная охрана здоровья и доступ к надлежащим дошкольным учреждениям способны компенсировать социальную обездоленность и улучшить результаты обучения. Тем не менее, работа с детьми младшего возраста по-прежнему страдает от недостатка внимания.
Бедность домохозяйств и низкий уровень образования родителей – это два самых серьезных барьера, препятствующих осуществлению программ воспитания и образования детей младшего возраста.
Охват образованием – это всего лишь один из показателей прогресса на пути к всеобщему начальному образованию. Коэффициенты охвата растут, однако миллионы детей, поступающих в начальную школу, прекращают учебу до завершения полного начального цикла. В странах Африки к югу от Сахары из школы ежегодно отсеиваются около 28 миллионов учащихся.


В бедных странах Африки за ресурсы, необходимые производителям гаджетов, идут непрерывные войны

Чтобы представители "золотого миллиарда" пользовались своими айфонами, подросткам из африканских стран приходится работать в опасных для жизни условиях Иллюстрация: Эксперт Online

В Европе среди правозащитников и экологов растет раздражение: ради того чтобы представители "золотого миллиарда" могли пользоваться своими айфонами и ноутбуками, подросткам из африканских стран приходится работать в опасных для жизни условиях. Более того, в бедных странах Африки за ресурсы, необходимые производителям гаджетов, идут непрерывные войны.

Европейские СМИ все чаще и чаще пишут о том, в каких невыносимых подчас условиях приходится работать и жить гражданам африканских стран ради того, чтобы мы, жители относительно богатых стран, имели возможность пользоваться привычными вещами. В одной из своих заметок эту тему затрагивает и британская газета The Guardian.

12-летние подростки в государстве Конго целыми днями напролет работают в шахтах, добывающих редкие минералы, необходимые производителям электронного оборудования. Глубоко под землей их могут ждать мины, оставшиеся в почве после одной из бесчисленных гражданских войн, но это мало кого заботит: доход от минералов, которые здесь добывают дети, идет на финансирование разных политических сил и мафиозных структур. После окончания Второй мировой войны жители восточной части Конго прожили в состоянии активных боевых действий порядка 20 лет: местные политики и бизнесмены никак не могут поделить между собой природные богатства этой страны. Недавно здесь вспыхнула новая гражданская война.

Пока корпоративная культура на Западе требует того, чтобы у офисных работников были тренажерный зал, гаджеты и столовая, дети, работающие на нужды таких компаний, как Apple, Samsung, HTC и Nokia, находятся в душных шахтах и добывают полезные ископаемые. Охраняют их автоматчики. При этом никого в Демократической республике Конго не беспокоит ни их здоровье, ни экология в деревнях и городах вокруг этих шахт. Меж тем именно Конго является главным в мире поставщиком редкоземельных металлов и других минералов, которые используются для нужд индустрии мобильных телефонов. Почему тяжелым производством занимаются дети? Они ниже ростом взрослых мужчин, и за их труд можно платить сущие копейки.

Дома местных жителей состоят целиком из глины и пластиковых пакетов. Женщины открыто предлагают сексуальные услуги всем прохожим на улицах – так, как если бы на Ближнем Востоке или в Средней Азии они продавали овощи. 12-летние мальчики покрыты слоями засохшей грязи. Дети, проводящие целые дни в подземелье, впоследствии очень долго и мучительно привыкают к солнечному свету. Они работают просто для того, чтобы их семьи могли хоть чем-то питаться. Из-за установленного в стране бандитского режима еда здесь очень дорогая: килограмм мяса стоит порядка 12 долларов, литр воды – от 2 до 7 долларов. Но убегать из этого гетто смысла нет: в других городах и селах работы может не быть вообще. За контроль над этими ресурсами в стране с середины 1990-х годов погибли 5 млн человек.

Британское издание полагает, что у международных корпораций-производителей электроники есть возможности для того, чтобы исправить эту ситуацию. Так, они могли бы проверять происхождение сырья для своих устройств, условия работы тех, кто их добывает. Каждая крупная компания может себе позволить назначить своего представителя в странах, которые участвуют в цепочке производства гаджетов. Использование детского труда в просвещенных западных странах считается недопустимым, но тот факт, что он используется, особо никого не беспокоит. А пока это так, природные ресурсы для бедных и слаборазвитых стран становятся не благом, а настоящим проклятием.

Все материалы взяты из открытых источников

Обнаружила, что так и не закинула эту статью в жж. Привожу здесь полный ее вариант, напечатанный в Свободной прессе про детские сады в ЮАР и России. Моих фотографий в публикации не было, но сюда чуть докинула из архивов)

Чем отличаются детские сады в России и ЮАР

Разница между системами детских учреждений в ЮАР и России существенная. Я, как мать, имею опыт вождения ребенка в детский сад как в России, так и в Южной Африке. Ситуацию с российскими садами еще представляю, будучи членом родительского комитета.
В РФ детские сады только с недавнего времени стали считаться частью «школы», т.е. частью именно системы образования. Но детский сад воспринимается как место, куда можно отдать ребенка, пока родители работают. Некоторые матери, которые не работают, не отдают в подобные заведения - зачем отдавать «чужим теткам» воспитывать ребенка?
В Южной Африке к этому относятся как к обязательной школе, без которой ребенку будет сложнее учиться дальше. Хотя в ЮАР довольно широко распространено домашнее обучение - дети самостоятельно, под присмотром родителей или репетиторов проходят школьную программу.

В ЮАР такого понятия, как детский сад, не существует. Детей отдают в школу, и дальнейшее развитие ребенка идет уже по ступенчатой схеме - доначальная школа, начальная и т.д. Сад является звеном школы, а не подготовкой к ней. Поэтому они не используют термин kindergarten-детский сад, а используют school - школа.
Обычно «школа» до 12.15, а потом, дети остаются в так называемый after care - это уже собственно сад, за что надо отдельно платить. Там дети уже спят, кушают, гуляют. Обычно они находятся на одной территории, но формально это два разных места. В школе одни педагоги, а в «саду» другие - часто у них разные бухгалтерии. Выглядит это следующим образом - ребенок приходит, занимается, время заканчивается - его либо забирают родители-няньки-бабушки, либо он берет вещи и переходит в соседнее здание, где с ним уже сидит другой «воспитатель». Есть и такие сады, где всё объединено в одном помещении, а педагоги одни и те же - это как правило государственные.
Все сады платные, даже государственные. Есть, конечно, бесплатные, находящиеся в районах бедноты, где в основном черные, и работают волонтеры, но мы про них писать не будем. Есть и элитные, о них здесь тоже не будем.

Чтобы понять специфику этого общества, необходимо отметить, что ЮАР только в 1994 году отказался от Апартеида, т.е. системы, предписывающей сегрегированную жизнь по расовому признаку. До победы Нельсона Манделы на выборах черные не могли посещать те же учебные заведения, что и белые, как, впрочем, и цветные. Цветные - это потомки от привезенных рабов из Индонезии, Малайзии, Индии и др. еще в 17 веке. И путать их с черными и белыми нельзя. Они не черные, но они и не белые. Белые были привилегированной частью населения, которая занимала все административные должности и обладала всеми правами. После 1994 года ситуация поменялась. Черные, придя к власти, стали лоббировать свои интересы, таким образом, стали не просто полноценными членами общества, но и стали власть имущими, обладая подчас большими правами, чем белые и цветные. Появился класс новых богатых черных.
Но по-прежнему можно заметить, что чем дороже сад, тем меньше там черных и цветных детей. В бедных - одни черные. Хотя многое еще и зависит от престижности района.

Также надо понимать, что в Южной Африке 11 официальных языков - английский, африкаанс (язык буров, потомков первых колонистов - французов, португальцев, и в первую очередь голландцев), и 9 национальных языков - коса, зулу и др. Т.е. при выборе сада надо руководствоваться еще и языком, на котором будет проходить обучение. Большинство садов на английском, но есть и сады, где обучение только на африкаанс. Для некоторых цветных родным является африкаанс, и другого родного языка у них нет. С другой стороны, здесь много чисто английских семей, который африкаанс не знают.
Но основным и самым распространенным языком является английский. Хотя с ним тут тоже не все так просто. Когда мы отдавали ребенка в первый государственный сад, по незнанию и отсутствию опыта не обратили внимания на то, что педагоги там были черные. Обучение проходило на английском, но произношение и качество языка оставляло желать лучшего. Мы вынуждены были сменить сад. Это, конечно, не значит, что черные - плохие педагоги. Но с большей долей вероятности, они оказываются весьма посредственными специалистами. Поэтому в садах, где черные педагоги, белых почти не увидите. Почти все, кого мы здесь встречаем, однозначно говорят, что надо отдавать в «белые» сады, где, к слову, есть и черные, и цветные дети.
Очереди в сады здесь есть, если группы сильно переполнены. Но это очереди совершенно иные, чем в России. У нас, чтобы записать ребенка в сад, необходимо ребенка с рождения ставить на очередь - в Москве с недавнего времени это делают через интернет. Если это район, где нехватка дошкольных учреждений, есть шанс, что вообще не попадешь в бюджетный сад. Из-за этого процветает коррупция.

Здесь же ты приходишь лично в сад, говоришь, что хочешь, чтобы ребенок ходил к ним. Если у них есть место, можно приходить хоть завтра. Если же нет, ребенка записывают в так называемый лист ожидания. Когда мы записали дочку в этот лист, думали что это надолго, но мне позвонили уже через полторы недели и сказали приводить. Государственные сады здесь платные, опять же, я не говорю о садах нищих районах, коих здесь много, где работают специальные заведения с волонтерами, часто приезжающими из других стран - Англии, Австрии, Германии и др. для работы с детьми.

Дисциплина

Плохо ли это, или хорошо, но в Южной Африке нет рамок - хочешь ходить, ходи, приводи. Не хочешь - пропускай, все очень просто - деньги решают все. Дисциплины нет. Никто не грозит тебя выкинуть из списков. Есть тут конечно общие каникулы, праздники и т.п. Но это вообще не проблема.
Можешь опаздывать хоть на час, дело твое.
Дети могут спать днем, а если не хотят, не спят. У них и кроватей толком нет - матрасики стелют, или маленькие такие пластиковые кроватки с сетками (собирают потом в один большой стенд). Обычная картина - часть детей пытается заснуть, кто-то спит, в то время как другие сидят за столом и рисуют или просто тихонько играют в игрушки.
ага, именно на этих лотках дети днем спят

Вспоминаю свое детство, когда я все время притворялась - ну не могла спать в тихий час - это была пытка. Заходила воспитатель, и на голову одеяло надевала, чтобы другим не мешала спать.

Другое отличие - здесь вообще не требуют никаких справок - ты приводишь ребенка, заполняешь анкету, где просто пишешь - есть ли заболевания, аллергии, или нет. Т.е. все со слов родителей. Многих в России бесит, что ребенок, чтобы попасть в детский сад, должен пройти полную медкомиссию. Это превращается в муку, растянувшуюся на несколько месяцев, когда ты вылавливаешь специалиста неделями, чтобы попасть к нему на прием. Прививки, решения, анализы. В ЮАР просто приводишь ребенка и все. Помимо медкарты, непосредственно за несколько дней до посещения сада, в России необходимо сдать анализы и пройти осмотр у врача. А справка действует только на 3 рабочих дня. Не успел - иди заново. Уехал в отпуск с ребенком на 3 недели, по приезду - иди с ребенком к врачу, и получай справку, что ребенок здоров и может контактировать с другими детьми. Здесь - в этом смысле вообще никакого контроля нет. Здесь даже нет никакой медсестры в саду.

Многие связывают такое отношение с тем, что медицина в Южной Африке очень дорогая, а мол, если с ребенком что-то не так, его и не возьмут. Если ребенок сильно болен - родители его не приведут в «школу». Я бы сказала, что подобное отношение скорее минус. Ведь есть заболевания, которые протекают бессимптомно, и их легко просто не увидеть тогда, когда можно что-то исправить. А бывает уже поздно.
Но, с другой стороны, здесь вообще к воспитанию детей другое отношение. Более легкое.

Этот батут любимое место в саду у Сергевны

Придя в любой сад, вы увидите детей, снующих повсюду. Никто не гонит их сидеть обязательно там, ходить именно здесь. Все свободно. Многие из них, даже в холодную погоду . В ЮАР очень многие взрослые ходят прямо по улицам без обуви, даже в городе. И даже зимой, т.е. нашим летом - с июня по август. Хотя зима в ЮАР - это не зима в Москве, это все же не африканская зима, какая представляется большинству. Зимой здесь температура может быть до 10 градусов, при очень промозглом антарктическом ветре и проливном дожде. И дети все равно одеты часто легко - шортики, сандалии.

Вспоминаю, когда у нас осенью было 10-15 градусов, меня отчитывали воспитатели за то, что я приводила ребенка в сад без шапки. Говорили «заболеет, а мы виноваты? Нет уж, одевайте тепло!». В ЮАР приводи хоть голым, и не потому, что воспитателям плевать, в чем твой ребенок будет одет. Просто здесь даже сами взрослые одеваются легко. Такая здесь культура и норма. Это не воспринимается как исключение или средство закаливания. Это, правда, среди белых.
Черные же наоборот часто мерзнут даже в более теплую погоду, и можно увидеть на улицах, в +20 черного мальчика в шапке и пуховой куртке. Много самих взрослых черных в +25 в шерстяных шапках и пальто. Хотя черные, которые ходят в «белые» сады, тоже одеты легко.

При легком воспитании, к еде здесь отношение абсолютно халатное. Никаких нормативов по тому, что должно быть в рационе ребенка, в детских учреждениях здесь нет. В саду ребенку могут дать чипсы, конфеты, попкорн и т.д. Более того, йогурты, фрукты и соки - каждый день мы сами даем ребенку с собой. Хотя одна моя знакомая русская, живущая в другом конце Кейптауна, говорит, что у них с саду, который дешевле почти вдвое нашего «лучшего», - каждый день супы, пареные овощи и т.д. У нас же, детей на обед кормят в лучшем случае макаронами, а в основном сэндвичами с колбасой, кетчупами и т.д. Здесь нет единой системы питания, стандартизации, более того, хороший сад не обещает вашему ребенку здорового питания. Мы вынуждены давать еду ребенку с собой. Многие жалуются, что это беда с питанием во многих садах.

Программа обучения

При всем при том, что у нас считается, что детские сады - не «младшие» школы, система обучения намного сильнее, чем в южноафриканских preprimary school, школах. Программы даже сравнивать нельзя. В нашем саду в России (к слову, это был обычный муниципальный сад) детям преподавали основы математики, у детей 2 раза в неделю была физкультура, несколько раз в неделю музыка, основы экологии, отдельно педагоги по рисованию, был отдельных психолог и т.д. И это не особенность сада, а обязательная программа для всех подобных учреждений. Другой вопрос - квалификация работников и их наличие. Хотя сейчас многие занятия пытаются перевести в России на платную основу - но пока бесплатно.
Здесь тоже же с детьми занимаются - рисование, клейка машинок, чтение книг. Но занятия более однообразны и примитивны. Я бы даже близко это «школой» не назвала. Бывают иногда дни, когда они изучают какую-то тему - животные, еда, форма и т.д. Об этом говорят заранее, и родители готовятся. Неоспоримый плюс перед нашими садами - детей иногда всех вывозят - или в лес, или на пляж, для уроков об окружающем мире. Детям очень нравится.

В последнюю пятницу в местном саду был «вечер кино». Детей приводили в к 18.30, а забирали в 21.00 - дети смотрели мультфильмы и кушали хот-доги. Вечер был в пижамах и с пледами. Родители забирал детей домой, и сразу спать. Более счастливого, ребенка не видела - ходила в кино как большая.

А если хочешь что-то еще - води дополнительно. Но куда? Секций полноценных мало, только если спортивные, вроде танцев или бассейна, и те сомнительного качества. В «школах» здесь часто детям ставят мультики. Знакомые родители рассказали о том, что у них супер-педагоги приходят дополнительно, но, поговорив более подробно, оказалось, что это то же самое - обычное рисование и клейка-лепка. В этом смысле, пока еще система обучения малышей, хоть и называемая «садиком», а не «школой», в России на несколько порядков лучше. Небо и земля.

уж очень мне нравился этот пластиковый черт у них в группе, не смогла пройти мимо)

С другой стороны, наших воспитателей измучили проверками, переквалификациями, и в итоге они уже не с детьми сидят, а в ужасе ждут контролеров, которые придут, и будут инспектировать, смотреть - сколько детей в группах, проверять рисунки, все ли постирано, все ли на месте лежит. Пару раз помогала воспитательнице печатать отчеты, поэтому знаю. Часто, к сожалению, сами педагоги оставляют желать лучшего. Подчас складывается ощущение, что воспитатели - неведомая каста детоненавистников. Это могут быть тетки, уставшие от жизни, и которым бы не с детьми сидеть, а бумажки в какой-нибудь управе перекладывать.

Как вывод, я бы сказала, что сама система у нас, безусловно, пока еще лучше. Мы не понимаем и не ценим того, что имеем. Но чиновники убивают хорошую систему, тираня заведения и в первую очередь педагогов, чья задача дети, а не бумажки. Есть единые нормативы, пособия, сильные программы. В ЮАР же все хаотично и часто просто завязано на педагогов: хороший - хорошо занимаются, нет - дети просто болтаются без дела. Системы как таковой вообще нет. Нет даже единой школьной программы - в разных районах страны бывают серьезные различия.

В нашу систему входит, помимо образовательных стандартов, единый смотр за ребенком - медицина, питание, безопасность - все в комплексе. В Южной Африке такого нет. Халатность да, но, с другой стороны, на детей никогда не кричат и не давят. Ужасов «воспиталок-мучительниц» нет. Моя русская подруга, как-то сказала, что своего ребенка никогда в сад не отдаст - до сих пор в кошмарах приходят садовские дни, когда ее гнобила воспитательница.
В России бюрократия так затюкала сады, что воспитатели часто вынуждены заниматься бумажками и ожиданиями комиссий больше, чем детьми. За непришедшего ребенка в сад начинают выговаривать воспитателям, от этого они в постоянном стрессе, когда дети не приходят вовремя. Они в свою очередь начинают компостировать мозги родителями - посчитана еда, сбиваете режим, опоздаем из-за вашего ребенка на 5 минут на рисование и т.п. У нас в России в соседнем саду просто закрывают дверь, и не открывают, если опаздываешь, и надпись еще благородная: «уважайте наш труд». К слову, частные сады часто тоже вынуждены играть по правилам общей игры, где за непришедшего, конечно, ругать не будут, но те же инспекции.
Здесь сады не боятся, что придет комиссия и их расформирует. И дело не в том, что здесь много частных садов. Государственные не мучают инспекции (как у нас), за то, что ребенок не пришел, а на него приготовили спагетти. Здесь главное - дети.

Наша система лучше, но с каждым годом бюрократия доводит до бреда все начинания. Гробят хорошее, что есть. Здесь же, при ужасном кормлении, отсутствии единых стандартов, слабой подготовке, более человечное отношение как к родителям, так и детям.

Разница между системами детских учреждений в ЮАР и России существенная. Я, как мать, имею опыт вождения ребенка в детский сад как в России, так и в Южной Африке. Ситуацию с российскими садами еще представляю, будучи членом родительского комитета.

В РФ детские сады только с недавнего времени стали считаться частью «школы», т.е. частью именно системы образования. Но детский сад воспринимается как место, куда можно отдать ребенка, пока родители работают. Некоторые матери, которые не работают, не отдают в подобные заведения — зачем отдавать «чужим теткам» воспитывать ребенка?

В Южной Африке к этому относятся как к обязательной школе, без которой ребенку будет сложнее учиться дальше. Хотя в ЮАР довольно широко распространено домашнее обучение — дети самостоятельно, под присмотром родителей или репетиторов проходят школьную программу.

В ЮАР такого понятия, как детский сад, не существует. Детей отдают в школу, и дальнейшее развитие ребенка идет уже по ступенчатой схеме — доначальная школа, начальная и т. д. Сад является звеном школы, а не подготовкой к ней. Поэтому они не используют термин kindergarten-детский сад, а используют school — школа.

Обычно «школа» до 12.15, а потом, дети остаются в так называемый after care - это уже собственно сад, за что надо отдельно платить. Там дети уже спят, кушают, гуляют. Обычно они находятся на одной территории, но формально это два разных места. В школе одни педагоги, а в «саду» другие — часто у них разные бухгалтерии. Выглядит это следующим образом — ребенок приходит, занимается, время заканчивается — его либо забирают родители-няньки-бабушки, либо он берет вещи и переходит в соседнее здание, где с ним уже сидит другой «воспитатель». Есть и такие сады, где всё объединено в одном помещении, а педагоги одни и те же — это как правило государственные.

Все сады платные, даже государственные. Есть, конечно, бесплатные, находящиеся в районах бедноты, где в основном черные, и работают волонтеры, но мы про них писать не будем.

Чтобы понять специфику этого общества, необходимо отметить, что ЮАР только в 1994 году отказался от Апартеида, т.е. системы, предписывающей сегрегированную жизнь по расовому признаку. До победы Нельсона Манделы на выборах черные не могли посещать те же учебные заведения, что и белые, как, впрочем, и цветные. Цветные — это потомки от привезенных рабов из Индонезии, Малайзии, Индии и др. еще в 17 веке. И путать их с черными и белыми нельзя. Они не черные, но они и не белые. Белые были привилегированной частью населения, которая занимала все административные должности и обладала всеми правами. После 1994 года ситуация поменялась. Черные, придя к власти, стали лоббировать свои интересы, таким образом, стали не просто полноценными членами общества, но и стали власть имущими, обладая подчас большими правами, чем белые и цветные. Появился класс новых богатых черных.

Но по-прежнему можно заметить, что чем дороже сад, тем меньше там черных и цветных детей. В бедных — одни черные. Хотя многое еще и зависит от престижности района.

Также надо понимать, что в Южной Африке 11 официальных языков — английский, африкаанс (язык буров, потомков первых колонистов — французов, португальцев, и в первую очередь голландцев), и 9 национальных языков — коса, зулу и др. Т.е. при выборе сада надо руководствоваться еще и языком, на котором будет проходить обучение. Большинство садов на английском, но есть и сады, где обучение только на африкаанс. Для некоторых цветных родным является африкаанс, и другого родного языка у них нет. С другой стороны, здесь много чисто английских семей, который африкаанс не знают.

Но основным и самым распространенным языком является английский. Хотя с ним тут тоже не все так просто. Когда мы отдавали ребенка в первый государственный сад, по незнанию и отсутствию опыта не обратили внимания на то, что педагоги там были черные. Обучение проходило на английском, но произношение и качество языка оставляло желать лучшего. Мы вынуждены были сменить сад. Это, конечно, не значит, что черные — плохие педагоги. Но с большей долей вероятности, они оказываются весьма посредственными специалистами. Поэтому в садах, где черные педагоги, белых почти не увидите. Почти все, кого мы здесь встречаем, однозначно говорят, что надо отдавать в «белые» сады, где, к слову, есть и черные, и цветные дети.

Очереди в сады здесь есть, если группы сильно переполнены. Но это очереди совершенно иные, чем в России. У нас, чтобы записать ребенка в сад, необходимо ребенка с рождения ставить на очередь — в Москве с недавнего времени это делают через интернет. Если это район, где нехватка дошкольных учреждений, есть шанс, что вообще не попадешь в бюджетный сад. Из-за этого процветает коррупция.

Здесь же ты приходишь лично в сад, говоришь, что хочешь, чтобы ребенок ходил к ним. Если у них есть место, можно приходить хоть завтра. Если же нет, ребенка записывают в так называемый лист ожидания. Когда мы записали дочку в этот лист, думали что это надолго, но мне позвонили уже через полторы недели и сказали приводить. Государственные сады здесь платные, опять же, я не говорю о садах нищих районах, коих здесь много, где работают специальные заведения с волонтерами, часто приезжающими из других стран — Англии, Австрии, Германии и др. для работы с детьми.

Дисциплина

Плохо ли это, или хорошо, но в Южной Африке нет рамок — хочешь ходить, ходи, приводи. Не хочешь — пропускай, все очень просто — деньги решают все. Дисциплины нет. Никто не грозит тебя выкинуть из списков. Есть тут конечно общие каникулы, праздники и т. п. Но это вообще не проблема.

Можешь опаздывать хоть на час, дело твое.

Дети могут спать днем, а если не хотят, не спят. У них и кроватей толком нет — матрасики стелют, или маленькие такие пластиковые кроватки с сетками (собирают потом в один большой стенд). Обычная картина — часть детей пытается заснуть, кто-то спит, в то время как другие сидят за столом и рисуют или просто тихонько играют в игрушки. Вспоминаю свое детство, когда я все время притворялась — ну не могла спать в тихий час — это была пытка. Заходила воспитатель, и на голову одеяло надевала, чтобы другим не мешала спать.

Другое отличие — здесь вообще не требуют никаких справок — ты приводишь ребенка, заполняешь анкету, где просто пишешь — есть ли заболевания, аллергии, или нет. Т.е. все со слов родителей. Многих в России бесит, что ребенок, чтобы попасть в детский сад, должен пройти полную медкомиссию. Это превращается в муку, растянувшуюся на несколько месяцев, когда ты вылавливаешь специалиста неделями, чтобы попасть к нему на прием. Прививки, решения, анализы. В ЮАР просто приводишь ребенка и все. Помимо медкарты, непосредственно за несколько дней до посещения сада, в России необходимо сдать анализы и пройти осмотр у врача. А справка действует только на 3 рабочих дня. Не успел — иди заново. Уехал в отпуск с ребенком на 3 недели, по приезду — иди с ребенком к врачу, и получай справку, что ребенок здоров и может контактировать с другими детьми. Здесь — в этом смысле вообще никакого контроля нет. Здесь даже нет никакой медсестры в саду.

Многие связывают такое отношение с тем, что медицина в Южной Африке очень дорогая, а мол, если с ребенком что-то не так, его и не возьмут. Если ребенок сильно болен — родители его не приведут в «школу». Я бы сказала, что подобное отношение скорее минус. Ведь есть заболевания, которые протекают бессимптомно, и их легко просто не увидеть тогда, когда можно что-то исправить. А бывает уже поздно.

Но, с другой стороны, здесь вообще к воспитанию детей другое отношение. Более легкое.

Придя в любой сад, вы увидите детей, снующих повсюду. Никто не гонит их сидеть обязательно там, ходить именно здесь. Все свободно. Многие из них, даже в холодную погоду бегают босиком. В ЮАР очень многие взрослые ходят прямо по улицам без обуви, даже в городе. И даже зимой, т.е. нашим летом — с июня по август. Хотя зима в ЮАР — это не зима в Москве, это все же не африканская зима, какая представляется большинству. Зимой здесь температура может быть до 10 градусов, при очень промозглом антарктическом ветре и проливном дожде. И дети все равно одеты часто легко — шортики, сандалии.

Вспоминаю, когда у нас осенью было 10−15 градусов, меня отчитывали воспитатели за то, что я приводила ребенка в сад без шапки. Говорили «заболеет, а мы виноваты? Нет уж, одевайте тепло!». В ЮАР приводи хоть голым, и не потому, что воспитателям плевать, в чем твой ребенок будет одет. Просто здесь даже сами взрослые одеваются легко. Такая здесь культура и норма. Это не воспринимается как исключение или средство закаливания. Это, правда, среди белых.

Черные же наоборот часто мерзнут даже в более теплую погоду, и можно увидеть на улицах, в +20 черного мальчика в шапке и пуховой куртке. Много самих взрослых черных в +25 в шерстяных шапках и пальто. Хотя черные, которые ходят в «белые» сады, тоже одеты легко.

При легком воспитании, к еде здесь отношение абсолютно халатное. Никаких нормативов по тому, что должно быть в рационе ребенка, в детских учреждениях здесь нет. В саду ребенку могут дать чипсы, конфеты, попкорн и т. д. Более того, йогурты, фрукты и соки — каждый день мы сами даем ребенку с собой. Хотя одна моя знакомая русская, живущая в другом конце Кейптауна, говорит, что у них с саду, который дешевле почти вдвое нашего «лучшего», — каждый день супы, пареные овощи и т. д. У нас же, детей на обед кормят в лучшем случае макаронами, а в основном сэндвичами с колбасой, кетчупами и т. д. Здесь нет единой системы питания, стандартизации, более того, хороший сад не обещает вашему ребенку здорового питания. Мы вынуждены давать еду ребенку с собой. Многие жалуются, что это беда с питанием во многих садах.

Программа обучения

При всем при том, что у нас считается, что детские сады — не «младшие» школы, система обучения намного сильнее, чем в южноафриканских preprimary school, школах. Программы даже сравнивать нельзя. В нашем саду в России (к слову, это был обычный муниципальный сад) детям преподавали основы математики, у детей 2 раза в неделю была физкультура, несколько раз в неделю музыка, основы экологии, отдельно педагоги по рисованию, был отдельных психолог и т. д. И это не особенность сада, а обязательная программа для всех подобных учреждений. Другой вопрос — квалификация работников и их наличие. Хотя сейчас многие занятия пытаются перевести в России на платную основу — но пока бесплатно.

Здесь тоже же с детьми занимаются — рисование, клейка машинок, чтение книг. Но занятия более однообразны и примитивны. Я бы даже близко это «школой» не назвала. Бывают иногда дни, когда они изучают какую-то тему — животные, еда, форма и т. д. Об этом говорят заранее, и родители готовятся. Неоспоримый плюс перед нашими садами — детей иногда всех вывозят — или в лес, или на пляж, для уроков об окружающем мире. Детям очень нравится.

В последнюю пятницу в местном саду был «вечер кино». Детей приводили в к 18.30, а забирали в 21.00 — дети смотрели мультфильмы и кушали хот-доги. Вечер был в пижамах и с пледами. Родители забирал детей домой, и сразу спать. Более счастливого, ребенка не видела — ходила в кино как большая.

А если хочешь что-то еще — води дополнительно. Но куда? Секций полноценных мало, только если спортивные, вроде танцев или бассейна, и те сомнительного качества. В «школах» здесь часто детям ставят мультики. Знакомые родители рассказали о том, что у них супер-педагоги приходят дополнительно, но, поговорив более подробно, оказалось, что это то же самое — обычное рисование и клейка-лепка. В этом смысле, пока еще система обучения малышей, хоть и называемая «садиком», а не «школой», в России на несколько порядков лучше. Небо и земля.

С другой стороны, наших воспитателей измучили проверками, переквалификациями, и в итоге они уже не с детьми сидят, а в ужасе ждут контролеров, которые придут, и будут инспектировать, смотреть — сколько детей в группах, проверять рисунки, все ли постирано, все ли на месте лежит. Пару раз помогала воспитательнице печатать отчеты, поэтому знаю. Часто, к сожалению, сами педагоги оставляют желать лучшего. Подчас складывается ощущение, что воспитатели — неведомая каста детоненавистников. Это могут быть тетки, уставшие от жизни, и которым бы не с детьми сидеть, а бумажки в какой-нибудь управе перекладывать.

Как вывод, я бы сказала, что сама система у нас, безусловно, пока еще лучше. Мы не понимаем и не ценим того, что имеем. Но чиновники убивают хорошую систему, тираня заведения и в первую очередь педагогов, чья задача дети, а не бумажки. Есть единые нормативы, пособия, сильные программы. В ЮАР же все хаотично и часто просто завязано на педагогов: хороший — хорошо занимаются, нет — дети просто болтаются без дела. Системы как таковой вообще нет. Нет даже единой школьной программы — в разных районах страны бывают серьезные различия.

В нашу систему входит, помимо образовательных стандартов, единый смотр за ребенком — медицина, питание, безопасность — все в комплексе. В Южной Африке такого нет. Халатность да, но, с другой стороны, на детей никогда не кричат и не давят. Ужасов «воспиталок-мучительниц» нет. Моя русская подруга, как-то сказала, что своего ребенка никогда в сад не отдаст — до сих пор в кошмарах приходят садовские дни, когда ее гнобила воспитательница.

В России бюрократия так затюкала сады, что воспитатели часто вынуждены заниматься бумажками и ожиданиями комиссий больше, чем детьми. За непришедшего ребенка в сад начинают выговаривать воспитателям, от этого они в постоянном стрессе, когда дети не приходят вовремя. Они в свою очередь начинают компостировать мозги родителями — посчитана еда, сбиваете режим, опоздаем из-за вашего ребенка на 5 минут на рисование и т. п. У нас в России в соседнем саду просто закрывают дверь, и не открывают, если опаздываешь, и надпись еще благородная: «уважайте наш труд». К слову, частные сады часто тоже вынуждены играть по правилам общей игры, где за непришедшего, конечно, ругать не будут, но те же инспекции будут.

Здесь сады не боятся, что придет комиссия и их расформирует. И дело не в том, что здесь много частных садов. Государственные не мучают инспекции (как у нас), за то, что ребенок не пришел, а на него приготовили спагетти. Здесь главное — дети.

Наша система лучше, но с каждым годом бюрократия доводит до бреда все начинания. Гробят хорошее, что есть. Здесь же, при ужасном кормлении, отсутствии единых стандартов, слабой подготовке, более человечное отношение как к родителям, так и детям.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: