Материал на тему: Оценка или похвала, что важнее для дошкольника? Оценка деятельности детей дошкольного возраста как фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности.

Очень мне понравилась эта статья. Иногда так глубоко не копаешься, а стоило бы...

О ВРЕДЕ ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ В ДЕТСКОМ САДУ

С утра привела ребенка в садик. Заметила красивые ёлочки на каждом шкафчике, старательно раскрашенные малышами. Порадовалась, как красиво украшают к Новому году группу. А вечером я узнала, что ёлочки «с душком»…

Воспитатели придумали систему оценивания наших деток. И тут я почувствовала закипающую ярость.

Я вспомнила свою группу, своих деток-трехлеток во время обеда. И няню Олю, которая назидательно приговаривала, раскладывая по тарелкам второе:
- А Дедушка Мороз в окно за вами подглядывает, запоминает, кто как кушает. Кто хорошо кушает - тому и подарок принесет. А кто плохо кушает - без подарочка останется.
- Оля! - осаживала я няню грозным шёпотом, - Не превращай доброго волшебника в надзирателя! Дед Мороз всем дарит подарки, не зависимо от аппетита и поведения. Не надо ожидание праздника превращать в стресс сомнений «А вдруг мне ничего не подарят»

Я вспомнила очаровательного пятилетнего мальчика, которого привели ко мне на консультацию по причине формирующегося невроза из-за введенной воспитателем оценочной системы. Там были не наклеечки. Там были фишечки. На каждом шкафчике висел карманчик. За хорошее поведение и правильные ответы на занятиях воспитатель выдавала ребенку фишечку, которую нужно было положить в карманчик. За 10 фишечек на шкафчик приклеивалась медаль. Целый день, изо дня в день дети группы находились в стрессе оценивания и конкуренции. Самое ужасное было то, что заработанные фишечки воспитатель могла изъять из карманчика за «плохое поведение». Самый первый оделся на прогулку - получи фишечку. Самый последний оделся - минус фишечка. Дети наперегонки бежали к воспитателю завязывать шарфики и застегивать курточки (в 4-5 лет еще не все могут справиться с этим самостоятельно), чтобы не остаться последним и не потерять фишечку. При этом важно было еще никого не задеть, не толкнуть, потому что, если толкнешь, то минус фишечка. А если толкнули тебя - ты попадаешь в ситуацию, когда дать сдачи и отстоять свои границы равносильно потери фишечки и медали в перспективе. (Вы что для себя выбираете: отстаивание своих границ личности или продвижение по службе с повышением оклада? Согласитесь, подобный выбор может фрустировать.) Мама мальчика как-то застала в раздевалке такую сцену: малыш запутался в колготках и пока он их крутил и выворачивал, сильно отстал от остальных. Он рыдал и просил друга подождать его. Представляете дилемму пятилетнего ребенка? Поддержать друга в беде и потерять фишечку. Или сохранить девятую фишечку, за которой будет медаль, но есть риск потерять друга. Даже на уровне взрослого это непростой нравственный выбор. Не все дети могут справляться с таким нервным напряжением. Некоторые вылетают в невроз.

Я представила, что предстоит нам ближайшие две недели, пока на шкафчиках висят ёлочки. Каждый вечер ребенок будет мне перечислять, кому и за что дали наклеечку. Будет радоваться своей наклеечке и досадовать, когда наклеечка достанется другому. Может быть, до слез обидится, если решит, что наклеечки распределяют несправедливо. Или придумает всю прогулку спокойно просидеть на скамеечке, только чтобы заработать наклеечку. Дети в группе станут считать, у кого сколько наклеечек, и оценивать по ним, кто лучше, кто хуже. У детей в этом возрасте еще неустойчивая самооценка, отсутствие наклеечки может очень болезненно восприниматься. Дети могут начать смеяться над теми, у кого мало наклеечек. Активизируется чувство зависти. Ведь приз хочется каждому. Может возникнуть соблазн переклеить наклеечку с чужой ёлочки на свою. Я не хочу такого стресса ни для себя, ни для своего ребенка, ни для других детей.

Интересно, как бы в аналогичной ситуации чувствовали себя педагоги? Вот ёлочка Марьи Васильевны. Вот ёлочка Светланы Петровны. Дети голосованием каждый вечер решают, кто сегодня был лучшим воспитателем и кому дать наклеечку по итогам дня. У кого из педагогов будет больше наклеечек, тому от родительского комитета будет подарочек. Я бы не хотела оказаться в такой ситуации…

К счастью, нам очень повезло с воспитателями. Они действительно любят детей и творчески подходят к работе. Им казалось, что это будет интересная игра, которая будет стимулировать детей на хорошее поведение. Просто не знали о «побочных эффектах», о возможном негативном влиянии на детскую психику. Но на мою просьбу убрать систему оценивания отреагировали адекватно. Более того, из разговора с воспитателями я узнала, что ими подразумевалось модерирование ситуации, при которой «побеждает дружба» и приз получают все дети. Распределяя наклеечки, они собирались следить, чтобы у всех наклеечек было поровну. Казалось бы, гуманно. Но ведь это заведомая ложь. И как-то безнравственно по отношению к детям: «Старайтесь, деточки, старайтесь. А результат нам известен заранее» Ребенок, который действительно очень старался на занятии, в результате будет неприятно удивлен, что наклеечка досталась не ему, а другому ребенку, без объективных на то причин, просто потому что воспитателю нужно было как-то выровнять счет.

На следующий день «наклеечной» системы уже не было. Мама «из соседнего шкафчика» радостно выдохнула: «Хорошо. А то мне дочь с утра весь мозг вынесла, что если мы опоздаем на зарядку, она наклеечку не получит. Я уж приготовилась каждый день на полчаса раньше вставать»

Кстати, я очень лояльна к тем наклеечкам, которые клеит в тетрадку логопед при индивидуальных занятиях просто за то, что ребенок дома позанимался. Потому что в этом случае отсутствует сравнение с другими детьми.

Я считаю полезными игры-соревнования, даже если в них кто-то из детей бывает фрустрирован проигрышем - это тоже ценный для ребенка опыт. Но одно дела игра, ограниченная по времени и пространству. И совсем другое – рейтинговая оценочная система, которая охватывает всю жизнедеятельность ребенка внутри садика.

Не надо в детском саду фишечек-наклеечек. Берегите психику детей. Родители имеют полное право просить отмены подобных систем. В этом вас поддержат и методическое объединение психологов, и районо.

Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения ре­шения изобразительных задач - должны быть отмечены их выра­зительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоцио­нальной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразитель­ности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошко­льник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпа­дают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», - гово­рят они, если стороны не совпадают.

Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь меж­ду способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают само­стоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.

В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли сто­роны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.



Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальней­шего совершенствования своей деятельности, формируются само­оценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке :

Оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых.

Втех случаях, когда у детей имеются представления об изо­бражаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошко­льники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобрази­тельного представления.


15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.

На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.

В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».

Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.

Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

Педагогическая оценка и анализ детских работ – словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа - привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии ра­бот одного и того же ребенка, даже если они действительно выде­ляются среди других. В результате постоянных похвал у него мо­жет развиться неоправданная самоуверенность, чувство превос­ходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразитель­ных навыков.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает де­тям . В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализи­рует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготови­тельной группе, дети уже интересуются результатами труда това­рищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2-3 мин в конце занятия недостаточно.

Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке :

Оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

По мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

Нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

Оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста

Третья часть занятия. Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ . Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи , которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили . Критиче­скиезамечания доброжелательны , в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей . Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы - закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию : например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного , дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа - научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором - те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду - менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6-8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ . Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Анализ детских работ

Развитие аналитического мышления, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.

В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа - привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель.использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре - темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.


16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Решите педагогическую задачу:

С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру - длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.

Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью эффективный и

не­заметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом

особенно­стей игры детей, логики ее развития,

особен­ностей изобразительной деятельности.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:

· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр

· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Павленко Маргарита Алексадровна, педагог-психолог, представитель Медиажурнала «Психотерапия в России» в Волгоградской области

© Павленко М.А., 2016.

© Медиажурнал «Психотерапия в России», 2016.

При копировании материалов и фрагментов статьи ссылка на источник и правообладателей обязательна.

Самовосприятие и самооценка любого человека начинают формироваться в детстве и во многом зависят от оценок окружающих: родителей, педагогов, сверстников и т. д. Получая обратную связь, сталкиваясь с границами дозволенного и недозволенного, ребенок учится жить в этом мире, усваивает понятия добра и зла, определяет собственные возможности. Оценки, данные нам в детстве значимым окружением, влияют на формирование нашей личности и всю дальнейшую жизнь. В этой связи нельзя недооценить значимость среды и людей, рядом с которыми растет ребенок и от которых он получает обратную связь. Что будет, если исключить оценивание любых поступков, устранить реакцию на те или иные действия? Отсутствие оценки может дезориентировать малыша, замедлить скорость его социализации, лишить возможности корректировки собственного поведения. Но как правильно давать оценки, чтобы они положительным образом сказывались на развитии личности? Какие особенности необходимо учитывать при оценке деятельности дошкольника? Этому и посвящена данная статья.



Во-первых, следует сказать о том, что оценка, как правило, носит субъективный характер. Объективная действительность, преломленная через призму восприятия, приобретает иные формы и во многом зависит именно от личностных характеристик оценивающего. Довольно часто мы встречаемся с неразработанностью четких критериев отметки. В отдельных случаях установить такие параметры бывает достаточно сложно. В особенности это касается творческих сфер, где понятия «правильности» или соответствия стандартам весьма условны. И даже если критерии четко установлены, фактор личного восприятия оценивающего должен учитываться. Для того чтобы свести к минимуму субъективность и минимизировать педагогические ошибки, человек, работающий с детьми, должен быть профессионально и психологически грамотным, максимально свободным от личных психологических проблем. Это позволит оценивать деятельность дошкольника наиболее объективно и исключит возможность решения собственных проблем за счет ребенка.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на тот факт, что дошкольник ещё не умеет отделять свою деятельность от своей личности. Ребенок склонен переносить на себя оценку, данную его поступку. Кроме того, взрослые сами часто подкрепляют это смешение в восприятии «Я» и «то, что я сделал» тем, что дают характеристику не поступку, а личности, например: «Ты ударил Ваню, ты – плохой, злой мальчик», вместо: «Бить других людей плохо! Все споры можно решить словами». Опасность таких высказываний кроется ещё и в том, что навешиваемые ярлыки могут прочно закрепиться в сознании формирующейся личности и стать её неотъемлемой частью. В связи с вышесказанным, хочется ещё раз подчеркнуть важность оценки непосредственно действий ребенка, а не его личности в целом.

В-третьих, хотелось бы поднять вопрос о возможности использования системы отметок в работе с дошкольниками. Официально баллы за проделанную работу воспитанникам ДОУ не выставляются, но некоторые педагоги, проводя занятия с детьми (будь то занятия по рабочим тетрадям в детском саду или кружковая деятельность), озвучивают «оценки». Ребенок 3-6 лет ещё не понимает критериев отметки, он не способен в полной мере соотнести свою работу с существующими стандартами и, в силу отсутствия в этом возрасте абстрактного мышления, не может понять истинного значения выставляемых ему баллов от «2» до «5».

Мои наблюдения показывают, что дети, получившие положительную отметку, как правило, характеризуют данный факт следующим образом: «Мне поставили «5», я молодец!»; «Я хороший, я всё сделал правильно и поэтому мне поставили «5»; «Я, наверное, тебя расстрою, мама, я совсем чуть-чуть ошибся и мне поставили «4». Дать же более подробный ответ на вопрос, за что именно они получили ту или иную оценку, дети чаще всего не могут. Это говорит о том, что ребенок в этом возрасте ещё не способен понять суть бальной системы и, как уже говорилось выше, переносит выставляемую ему отметку на свою личность в целом.

Отдельно следует обратить внимание на оценку творческой деятельности. Если в рабочих тетрадях, по которым занимаются дошкольники, задания четко прописаны и можно говорить о существовании каких-либо критериев отметки (хотя и весьма условно), то можно ли ввести такие критерии при оценке творческой деятельности ребенка, например, рисования, пения, танцев, лепки и т.д.? Я придерживаюсь мнения, что основной задачей в работе с дошкольником, является всестороннее, гармоничное развитие его личности, раскрытие и поддержание творческого потенциала ребенка. Но возможно ли это, если в творческий процесс вмешивается оценивание? Мне удалось наблюдать реакцию детей на занятия по хореографии, когда они проходили безоценочно и с использованием отметок. В первом случае, выходя с занятий, дошкольники рассказывали о том, что они делали, чему научились, говорили о том, что им понравилось или не понравилось делать, оценивали степень своей усталости. Во втором случае те же дети после занятий говорили преимущественно об отметках, которые получили они и их товарищи, сравнивали между собой свои оценки, хвастались или расстраивались по поводу выставленных баллов. Кроме того, наблюдались факты обмана: дети преувеличивали свои отметки, говорили, что получили более высокий балл, чем это было на самом деле. Иногда ученики демонстрировали нежелание заниматься хореографией именно из-за страха получить низкую оценку.

Почему среди дошкольников так часто наблюдается отрицание низких отметок, завышение собственных способностей, приписывание себе не имеющих места хороших качеств? Дело в том, что вышеперечисленные факты служат защитной реакцией для нервной системы ребенка и несут в себе функцию самосохранения, защищая восприимчивого малыша от излишнего разочарования, страха, чувства вины и, в конце концов, нервного срыва. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), переживая неуспех, как правило, теряют настойчивость. Успех же, напротив, стимулирует их деятельность. Поэтому, наблюдая неудачу ребенка или его нежелательное поведение, не следует торопиться с резко негативными оценками. Обсудив ситуацию, можно поговорить о возможных вариантах её исправления, путях, которые могут привести к успеху, дальнейшей перспективе. Как уже говорилось выше, вместо «навешивания ярлыков» лучше дать малышу возможность исправить поведение и помочь увидеть свои положительные качества.

Нельзя не согласиться с Н. В. Кузьминой в том, что «Без контроля, без обратной связи, без сведений о том, какой и почему получен результат, без последующей коррекции ошибочных действий, обучение становится «слепым», неуправляемым». И отметка как форма оценки помогает учителю в его деятельности и в деятельности ученика. Как писал Б. Г. Ананьев: «Оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности». Но в то же время, балльная система таит в себе немалую опасность – сдвиг мотива на цель. Отметка сама по себе становится желаемым результатом занятий, а сам процесс обучения, знания и навыки, приобретаемые человеком, отходят в сторону, становятся второстепенными или вовсе теряют свою ценность. Если родители и педагоги будут ориентировать ребенка только на получение положительной отметки и при этом не смогут раскрыть для него привлекательность деятельности как процесса, не покажут, как знания могут применяться, чем они полезны, то человек перестанет замечать сам процесс обучения, не сможет им наслаждаться, получать удовольствие от приобретенных знаний и навыков.

В конце концов, слепая нацеленность на результат приводит к утрате осознания смысла жизни как процесса. А это глобальная проблема современного общества, в котором многие люди, стремясь достичь своей цели, используют любые средства и методы, в том числе морально и социально неприемлемые. А достигнув желаемого, не могут испытать чувства удовлетворения, радости и счастья, оглядываются назад и с удивлением обнаруживают, что жизнь прожита, но не замечена ими, результат есть, а процесса не было, так как путь к цели был прожит «вслепую». Поэтому нельзя недооценивать роль оценок, которые мы даем детям в раннем возрасте, и того, насколько важными станут «отметки» для формирующейся личности.

Ещё Л. С. Выготский писал о том, что: «… отметка представляет из себя настолько постороннюю всему ходу работы форму оценки, что очень скоро начинает доминировать над собственными интересами обучения, и ученик начинает учиться ради того, чтобы избежать дурной или получить хорошую отметку». Кроме того, Выготский говорил об опасности сдвига мотива на цель: «Учатся для того, чтобы выдержать экзамены, а экзамены выдерживаются для того, чтобы получить диплом», что в результате для ребенка может послужить причиной многочисленных стрессов и невротизации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что оценка, безусловно, должна присутствовать при общении с ребенком, так как она оказывает направляющее воздействие и под её влиянием у детей формируются такие важные качества личности, как самооценка и уровень притязаний, что, в свою очередь, является сильным корректирующим фактором поведения и деятельности. Но оценка должна даваться действиям и поступкам человека, не затрагивая его личности. Выставление же отметок, по моему мнению, вообще не должно иметь места в работе с дошкольниками, так как первостепенными задачами являются: научить ребенка получать удовольствие от процесса учебной, трудовой и творческой деятельности; радоваться полученным знаниям и навыкам и уметь применять их; привыкать сравнивать себя с самим собой в прошлом, настоящем и будущем, а не с другими людьми. Безусловно, данная работа гораздо сложнее, чем использование балльной системы, она требует вдумчивого, внимательного отношения к своим подопечным, предполагает психологическую грамотность и постоянное самосовершенствование педагога. Кроме того, необходима разработка альтернативных методов оценки: например, таблиц достижений каждого ученика, где он сравнивается сам с собой, оцениваются его качества и полученные навыки, степень удовлетворенности от процесса и результата познания. Или совершенствование и более активное внедрение уже существующих в ДОУ оценочных карт, которые выполняют ориентирующую роль, показывая эталон поведения, действий, и помогают дошкольнику соотнести свои действия с изображением и оценить их самостоятельно. Если же для педагога отслеживание успеваемости является критичным, то он может отмечать баллы самостоятельно, не оглашая их для своей аудитории. Уверена, что потраченные усилия окупятся, ведь в результате мы получим более здоровое, грамотное, мыслящее и счастливое общество, ориентированное на сам процесс и результат деятельности, а не только на полученную оценку.


Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. – Л. : Издательство Ленинградского университета, 1980. - 172 с. С. 153.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. – М. : Педагогика, 1980. – Т.2: Психология педагогической оценки. – 288 с. С.14

Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Педагогика, 1991. – 490 с. С.268

Вопрос о том, как оценивать достижения детей, приобретает на этом возрастном этапе ключевое значение для дальнейшего развития деятельности и личности ребенка.

По сравнению с прошлым годом в ваших оценках должны произойти принципиальные изменения.

Напомним, что с детьми в возрасте двух-трех лет мы советовали вам одобрять любые результаты трудов и усилий ребенка, ибо только таким путем вы могли укрепить в нем желание ставить перед собой новые цели. В этом году положение изменилось. Чтобы ребенок не рос самодовольным павлином, не желающим и не умеющим видеть недостатки своей работы, наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности .

Однако такая критическая оценка наталкивается на очень большую психологическую трудность. Ребенок четвертого года жизни рассуждает как в известном анекдоте: «Ты говоришь, что у моего гаража крыша плохо укреплена! Значит, ты меня не любишь! А раз ты меня не любишь, я тебя даже слушать не хочу! Ты злая! »

Как нам преодолеть этот барьер?

Многочисленные наблюдения показывают, что вполне достаточно разыграть на глазах у ребенка маленькую комедию с участием еще одного персонажа-игрушки, которая и наводит всю необходимую критику. Если она - игрушка - намеревается жить в отстроенном доме, то она критикует его с позиции будущего жильца и т. п. Вы при этом пытаетесь выгородить ребенка и доказать игрушке, что его работа не так уж плоха. Разумеется, дети прекрасно видят и понимают, что за игрушку говорите вы. Однако этот нехитрый прием позволяет им в своих маленьких головках развести по разным углам, с одной стороны, ваше доброжелательное и уважительное отношение к ним, с другой - деловые замечания по поводу объективно полученного результата. Так, один мальчик после диалога взрослого с ежиком (ежу не нравились нарисованные яблоки, тогда как взрослый доказывал, что такие яблоки тоже бывают) дернул взрослого за юбку и сказал: «Они и правда маленькие, покажи, как сделать большие! » Этот мальчик отчетливо понял, что взрослый ему друг, а критика рисунка носит исключительно деловой характер.

Другой способ оценки - показ недостатков детей как недостатков, присущих другим персонажам - куклам, зайцам и др. Это они - куклы и зайцы - разбрасывают вещи, гремят посудой, а дети, которым, разумеется, чужды все эти пороки, объясняют, как надо вести себя в таких ситуациях и почему.

Этот прием не приводит к немедленному искоренению всех недостатков. Однако он позволяет детям как бы со стороны увидеть нежелательные формы поведения и отношений, осудить их, обдумать и обговорить, как следует себя вести в подобных ситуациях, и постепенно освоить нужные формы.

Для Женского журнала www.. Гербова



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: