Содержание и форма работы с семьей. Особенности проведения индивидуальной работы с семьей

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвщения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само­воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, пред­шествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди­телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Методы социально-психологической работы - это комплекс специфических приёмов, способов достижения целей и задач в социальной работе. Формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; обычно выделяют как единичные мероприятия, так и как систематические, многоуровневые

Социально психологические методы принято рассматривать как часть социальной работы. Большей частью концепцию методов понимают как основные правила, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу и разумно действовать.

Среди видов и форм социально психологической помощи, направленной на сохранение семьи и ее реабилитацию и поддержку выделяют:

а) экстренную работу (экстренная помощь, срочная социальная помощь, предоставление убежища, немедленное удаление из семьи детей, подвергающихся жестокому обращению, находящихся в опасности;

б) социальную психологическую работу, направленную на поддержание стабильности семьи;

в) социальную работу, ориентированную на восстановление или развитие семьи и её членов

Методы работы с семьей

Можно выделить следующие методы работы: диагностические и управленческие (воспитательные).

Диагностические: наблюдение - общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях). Опрос - это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану. Тестирование - это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;.

Управленческие и воспитательные методы включают в себя: (активные), ситуационно - ролевые игры и социально - психологический тренинг.

Методы социальной работы с населением в целом и с семьей в частности должны подбираться исходя из одной главной задачи - развития семьи, направления энергии ее членов на позитивные изменения в их жизнедеятельности. Прежде всего измениться должны способы взаимодействия людей друг с другом. Значение этого явления состоит в том, что следом за изменением актов взаимодействия изменятся и взгляды индивида, его восприятие жизненных явлений и событий.

В этом процессе есть свои этапы: выделение эпизодов, требующих иных подходов, стратегий поведения; вмешательство социального педагога в ситуации взаимодействия клиента с его близкими; выработка новых стратегий взаимодействий; достижение результатов общения социального работника с клиентом и членами его семьи.

Социальный работник влияет на семейную структуру - структуру взаимоотношений в семье. После его воздействия должна измениться психологическая карта семьи. Эта карта представляет собой поле, на котором изображены взаимосвязи членов семьи: пары, тройки, союзы супругов, их детей, родителей, живущих или не живущих вместе с ними. Вне зависимости от уровня сплоченности семьи, рода родственники более или менее открыты друг для друга, с большей или меньшей легкостью доверяют друг другу личные секреты. Бывает так, что муж делится наболевшим только с женой, а дочь только с отцом. Американские психотерапевты называют это явление семейной закрытостью: информация или не проходит совсем, или передается только между определенными семейными элементами (членами семьи). Это означает, что модель общения негибка, консервативна.

Вступая во взаимодействие с семьей, социальный работник добивается общения членов семьи друг с другом напрямую либо, наоборот, создает границы между ними. К примеру, иногда опека старшего над младшим оказывается чрезмерной и вместо пользы наносит вред развитию личности. Методы воздействия на семью в этих целях затрагивают все стороны взаимоотношений ее членов. К примеру, если муж и жена избрали один способ общения - игнорирование друг друга и все вопросы предпочитают решать через детей, то в процессе беседы с социальным работником ситуация может измениться быстро и эффективно. Делается это так: супруги и их дети рассаживаются в кабинете социального работника так, чтобы обращаться за посредничеством к третьим лицам им было крайне неловко. Жестом социальный работник предлагает им общаться напрямую. Канал взаимодействия начинает функционировать. Назовем этот прием работы специалиста социальной сферы методом наведения мостов.

"…Как и во всех человековедческих видах деятельности, в социальной работе первичен метод наблюдения …Наблюдение социального работника - профессионала и наблюдение рядового индивида имеют существенное отличие: специалист социальной сферы должен вести наблюдение с научных позиций. Его параметры должны планироваться перед каждой встречей с членами семьи. Наблюдать все подряд невозможно, и социальный работник вычленит ряд особенностей поведения, речи, взаимодействия испытуемых, на которые он постарается обратить внимание при проведении беседы. К примеру, можно понаблюдать, на какие вопросы опрашиваемый будет наиболее неохотно давать ответы или на чьи реплики более остро реагировать. Ведение специальных записей в журнале по окончании беседы поможет впоследствии вернуться к наблюдаемым феноменам и дать им более логичную и точную интерпретацию.

Метод описания ситуации социальным работником для клиентов или всей семьи в целом полезен в целях психодиагностики их психической состояний на первом этапе вхождения в семью. Наблюдая за реакцией партнеров по общению, социальный работник описывает их взаимоотношения так, как он их себе представляет. Это описание носит, конечно же, субъективный характер, так как социальный работник не знаком с историей семьи, биографическими характеристиками ее членов, их представлениями о мире и о себе, взаимоотношениями и взаимными ожиданиями…

Метод противоречивой оценки семьи. …Давая внешнюю оценку семье, социальный работник может сделать акцент на сильных сторонах функционирования семьи ради повышения меры самоуважения ее членов. В тех семьях, где критическое начало выше, чем самокритическое, позитивные высказывания специалистов будут приняты за истину, что не послужит коррекции взаимодействий и взаимоотношений.

Если же психолог выделит одни лишь негативные стороны жизни семьи, в его доброжелательность будет трудно верить, в ответ появятся либо агрессия, либо униженность. Вот почему акцентировании и сильных, и слабых сторон семейной жизнедеятельности поможет найти действительные болевые точки семьи и начать работу по оптимизации семейных взаимоотношений, улучшению психологической атмосферы семьи.

Метод ролевой игры наиболее полезен для обучения способам взаимодействия между людьми, а также для определения предназначения индивида в той или иной роли…. Не каждый человек объективно способен поставить себя на место другого и воспринять его не со своей, а именно с противоположной позиции…

Метод магнитофонных записей может принести немалую пользу для социальной работы с семьей. Суть его проста: беседа психолога с клиентом записывается на пленку, как и диалоги супругов в его присутствии. Делается это с согласия самих клиентов и в их же интересах. В одну из последующих встреч специалист по социальной работе может тщательнейшим образом проанализировать вместе с партнерами по общению все детали разговора. Более современное средство такого плана - видеомагнитофон, он позволяет получить всесторонний анализ события. Однако у этого метода есть и недостаток - во время беседы должен находиться оператор, который ведет съемку. Присутствие постороннего - нежелательный фактор, поскольку внимание партнеров по общению будет рассеиваться, и не все то, что хотелось бы сказать друг другу, можно будет произнести вслух.

Метод консультации - традиционный метод психолога-консультанта. Он может использоваться однократно или многократно, в зависимости от желания клиента и степени его затруднений. … ценности консультации будет тем выше, чем глубже психолог войдет в проблематику семьи - ее историю, особенности создания и развития, традиции, правила и нормы семейного общежития.

Западные социальные работники применяют такой метод, как работа в паре с коллегой …. С семьей знакомится не один, а двое социальных работников… Данный метод необходим в особо сложных случаях и там, где социальному работнику недостает знаний и опыта.

Метод использования группового мнения эффективен в социальной работе дружной и сплоченной семьей, переживающей временные трудности. Для одного члена семьи мнение всех остальных о его успехах, будущем, поступках может иметь большой психотерапевтический эффект при условии, что оно будет во всех нюансах продумано и подготовлено специалистом-психологом, социальным работником. Без посредничества семья вряд ли справится с задачей изменения самооценки индивида или его позиции в связи с общими семейными делами.

Ситуации, в которых целесообразно обращаться за поддержкой группового мнения, могут быть связаны с принятием важного для личности решения - заключения брака или его расторжения, смены места работы или учебы…

Социальный педагог должен учитывать тот факт, что коллективное решение более смелое, чем индивидуальное. Ответственность распределяется между всеми членами группы, тогда как субъекту действия придется самому нести основную тяжесть совместно принятого решения…

Собственно психологические и психотерапевтические методы социальной работы с семьей - методы убеждения и внушения . Они имеют между собой как общее, так и различное. Общее между ними - их подсознательный характер, связь с бессознательным в личности, зависимость от стороннего воздействия. И тот и другой методы осуществимы при специальной подготовке личности, осуществляющей воздействие. Человек, выступающий в роли субъекта воздействия, называется суггестором, его партнер, находящийся в роли объекта воздействия, - суггестией…

Так, метод внушения более эффективен для людей менее образованных, не имеющих высокого статуса, зависимых, с низкой самооценкой. Внушению легче поддаются женщины и дети. Метод убеждения срабатывает с теми людьми, которые имеют открытое и гибкое мышление, готовы к восприятию новой информации и заранее настроены на восприятие воздействия…

Цель обоих методов состоит в достижении изменений в сознании и поведении личности…

Метод информирования в социальной работе - самый распространенный, как и метод наблюдения. Его назначение состоит в передаче клиенту актуальной для него информации. Это может быть информация юридического, социально-экономического, медицинского, нравственно-эстетического, психолого-педагогического, социально-бытового характера.

Метод опоры на традиции и обычаи семьи эффективен своим воздействием на подсознание личности. У каждого из нас в генах записана программа поведения в самых различных ситуациях - социальных, национальных, половых, конфликтных и т.д. групповые нормы влияют на поведение личности самым прямым и непосредственным образом.

Социальный работник может обратиться за семейным опытом разрешения разного рода противоречий и опереться на него при условии, что данный опыт не противоречит здравому смыслу, специфике ситуации, особенностям личности клиента и его желанию прислушаться к позиции семьи".

Консультация «Формы работы с семьёй»

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада , однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы : нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка . Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей .

Презентация дошкольного учреждения

Цели : познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми , платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель : познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей

Цель : привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета

1. Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.

2. Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

3. Подведение итогов анкетирования.

4. Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью .

5. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

6. Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме .

Посещение семьи

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников . Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.

Есть другая форма посещения семьи - обследование , проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье , защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т . д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи (приложение 5) .

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей , она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами : беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации .

Цель : оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Тематические консультации

Консультации близки к беседам , главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию , стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически : 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут . Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Консультация , как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи .

Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника ; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

"Круглый стол" с родителями

Цель : в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги , профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Пример 1. Конференция для мам "Поговорим о маме".

1. Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.

2. Обыгрывание ситуаций - конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.

Пример 2. Конференция для пап "Самый дорогой мой человек".

1. Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы : что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам).

2. Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.

3. Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например : "Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу "Спокойной ночи, малыши", и вдруг гаснет свет.. Не ложиться же спать без сказки?" Расскажите ребенку сказку "Колобок" или "Репка".

4. Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

Тематика конференций для родителей

1. Эстетическое воспитание дошкольников.

2. Растим будущих мам и пап.

3. Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

4. "Школьное завтра" наших детей.

Общие собрания родителей

На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей, ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.

Наглядная пропаганда

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств - привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач : наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды - разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (уголок для родителей) .

Наряду с традиционными формами существуют современные работы с семьей .

Необходимо создавать и использовать возможности для непосредственного общения.

Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом . Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями , всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научиться хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе «Шаг за шагом» .

Первые визиты в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

Вводные собрания.

После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

Когда приводить и забирать ребенка

Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями .

Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними

Конференции родителей и воспитателей.

Конференция – это формальные собрания , предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Как использовать письменные формы общения ?

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения .

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем .

Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье , настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию .

Неформальные записки .

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь ; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей , чтобы делиться информацией о том , что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа , поездки, гости.

Доска объявлений.

Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями , которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Существуют приемы создания ролей для родителей.

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе . Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Член родительского совета.

Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Как развивать работу , направленную на родителей?

Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т. п.

Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Что могут делать родители в детском саду :

Приносить различные игрушки для общих игр;

Собирать природные материалы для деятельности детей : камешки, семена, раковины и т. п. ;

Участвовать в праздниках (например, к празднику «День моей семьи » принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т . д.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи , социальное положение, стиль семейных отношений и пр.

В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы : анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.

В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы , как “круглые столы”, аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, “Вечера вопросов и ответов” и др.

Перед каждой встречей организуются просмотры занятий, согласно темы. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.

Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, активная поддержка связи с микрорайонами, приносит весомые результаты.

Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями , учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные знания

Марина Зарьянова
Формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей

Для того чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, работники дошкольных учреждений используют разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, посещение семьи, приглашение отдельных матерей, отцов в детский сад, индивидуальные памятки и папки - передвижки.

Вечерние беседы с родителями ограничены во времени. Беседы с родителями, хотя и кратковременные, должны быть содержательными, полезными для них. Этому способствует подготовленность педагога, доброжелательный тон. В практике работы с семьей оправдывают себя отдельные, поручения и просьбы, с которыми воспитатели и инструктор обращаются к родителям: сделать султанчики, флаги для украшения и т. д. Выполнение таких поручений приближает родителей к жизни дошкольного учреждения.

К коллективным формам работы с семьей относится: собрание родителей - групповые и общие, групповые консультации, конференции, вечера для родителей.

Доклады и лекции для родителей на темы воспитания и обучения детей

организуются как в стенах детского сада, так и за его пределами; иногда они объединяют родителей нескольких дошкольных учреждений, расположенных в одном микрорайоне. Такие встречи должны не повторять тематику родительских собраний, а дополнять ее.

В практику дошкольных учреждений вошли так называемые открытые дни для родителей (родительские дни, которые планируются на год. Родители заранее оповещаются о них.

Большую пользу оказывают родителям кинофильмы на темы воспитания, которые нередко служат началом живого обсуждения, диспута по волнующим матерей и отцов вопросам.

Полезно также оформление стендов и витрин, содержанием

которых являются текстовые и фотоиллюстративные материалы на определенную

тему, например: «Воспитываем спортсменов» - так может быть назван стенд, материалы которого рассказывают об интенсивных прогулках и физкультурных занятиях.

Совместные физкультурные праздники и досуг и имеют огромное значение в активном приобщении семьи к занятиям физической культурой. В их содержание входят веселые игры, забавы, развлечения.

В нашем детском саду очень интересно проходят совместные праздники и досуги. Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и в помещении.

В своей работе я использую интегрированные досуги . А также на основе спортивных игр и упражнений.

На основе спортивных упражнений. Такие досуги организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах, самокатах летом). В содержание праздника или досуга могут быть включены спортивные упражнения одного вида (например, плавание).

На основе подвижных игр, аттракционов, забав. Это наиболее распространенный вид досуга. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность досуга заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.

Интегрированные. В содержание этих досугов, наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и т. п.

На основе спортивных игр (проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т. д.). Такой досуг можно организовать в том случае, если дети достаточно хорошо владеют техникой игры и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные выступления девочек и игры для болельщиков. Если уровень двигательной подготов-ленности детей недостаточно высок, то досуг может принять форму соревно-ваний между командами на скорость и качество выполнения отдельных элементов спортивных игр (вести мяч и забросить его в корзину; дольше продержать теннисный мяч на ракетке; забить волан ракеткой в круг и т. п.). Можно также включить в досуг игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований.

Литература:

Осокина, Т. Я. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. М, 1986.

Лескова, Г. Я. Общеразвивающие упражнения в детском саду / Г. П. Лескова, П. П. Буцинская, В. И. Васю- кова. М., 1981

Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. М. ,2007

Уже в раннем детстве, по решению семьи, большинство детей открывает для себя мир детского сада. В каждой семье формируется собственное отношение к детскому саду.

Преобладающее большинство родителей (социологи называют ци-фру 80%) предпочитают по достижении ребенком полутора-двух лет воспитывать его в детском саду. Почему? Самым популярным ответом на этот вопрос является «желание создать благоприятную ситуацию для его личностного развития». Второе место занимает ответ, указыва-ющий на стремление родителей своевременно подготовить ребенка к школе. Третье место занимают ответы, проявляющие экономические мотивы семьи, рассматривающей детский сад как форму социальной поддержки.

Поскольку родители выбирают детский сад, чтобы «создать благо-приятную ситуацию для личностного развития ребенка», то весьма значимым для них является профессиональный уровень воспитате-лей, а также оценка, которую воспитатели дают достижениям их ре-бенка. Особое внимание к оценке проявляют высокообеспеченные ро-дители, которые чувствительны к собственному социальному статусу и переносят свои ожидания «признания» со стороны окружающих (в том числе воспитателей) на собственного ребенка.

В связи с усилившимися тенденциями расслоения российского общества нельзя не отметить и такую особенность как интерес роди-телей к содержанию образовательных программ, реализующихся в детских садах. Родители, имеющие высокий уровень образования, проявляют интерес к содержанию образовательных программ, но допускают достаточно демократичное отношение к детской соци-альной среде, в которой воспитывается ребенок; напротив, высоко-обеспеченные родители достаточно часто не имеют повышенных требований к содержанию образования, но проявляют высокую требовательность к социальному составу семей воспитанников детского сада, социальной среде.

Меняются и аспекты удовлетворенности родителей условиями де-ятельности детского сада. В первую очередь родители (прежде всего, малообеспеченные) проявляют беспокойство по поводу оплаты за со-держание ребенка в дошкольном учреждении, которая в последнее время существенно увеличилась. Сохраняется интерес к режиму рабо-ты детского сада. Высок интерес родителей к предоставлению услуг, связанных с коррекцией отклонений в развитии детей.

Отношение семьи к детскому саду меняется не только под влияни-ем объективных факторов, но и под воздействием реально разворачи-вающихся взаимодействий со специалистами дошкольного образова-тельного учреждения (заведующей, психологом, воспитателями, музыкальным руководителем и др.)

Современный детский сад. Какой он?

Детский сад, организованный как социальный институт в поддерж-ку семье, сегодня не только освобождает родителям время для работы и учебы, но и помогает воспитывать ребенка, и, что особенно важно для растущего человека — обеспечивает необходимые условия для ор-ганизации и развития детского сообщества.

Каждый ребенок нуждается во взаимодействии с разновозрастным детским сообществом, поскольку оно является важным источником социокультурного развития. Психолог М.В. Осорина, пишет: «Чем

старше становится ребенок, тем настойчивей он пытается выступать на сцене жизни как отдельное от матери, самостоятельное и дееспособное существо... После трех лет ребенок начинает обращать все больше внимания на сверстников. Он обнаруживает, что можно играть не рядом, как это было раньше, а вместе. Между тремя и пятью годами ребенок интенсивно осваивает трудную практику взаимодействия с себе подобными в игре, а потом и в других ситуациях».

Игра расцветает именно в детском сообществе, определяя разностороннее развитие дошкольника. Игры и занятия с детьми — яркое впечатление детства, которое спустя годы вспоминают взрослые, занимаясь воспитанием собственных детей, переживая за разворачивающиеся отношения своей дочери (сына) со сверстниками, а также младшими и старшими детьми.

Детский сад решает различные воспитательные задачи: помочь де-тям научиться взаимодействовать с окружающим миром, эмоциональ-но откликаясь на различные его проявления; жить вместе, утверждая при этом собственную личность; выражать свои мысли, развивать речь; заниматься разнообразной творческой деятельностью. Детский сад выполняет воспитательную миссию, дополняя воспитание, полу-чаемое в семье, благодаря применению научно выверенных принципов взаимодействия с детьми.

Интеграция ребенка в группу происходит путем распределения и соблюдения правил, которые создаются в этой среде. Кроме того, в этой коллективной жизни ребенок находит средства и возможности воздействовать на окружающий мир и открывать его для себя. Это в значительной мере способствует его развитию.

Отечественные и зарубежные специалисты, изучающие воспита-тельный потенциал детского сада, рассматривают его как систему, где отношения, устанавливающиеся между детьми, позволяют им лучше интегрироваться в общество, в котором мы живем. В детском саду новый для ребенка взрослый — лицо уважаемое, и ребенок стре-мится наилучшим образом удовлетворить его требования. Взрослые (воспитатели, помощники воспитателей, музыкальный руководи-тель, психолог, специалисты дополнительного образования) выпол-няют функцию специфической поддержки и сопровождения ребен-ка для того, чтобы он мог лучше интегрироваться в коллектив. Они пользуются определенным авторитетом и призваны передать детям знания и воспитать культуру поведения. Кроме специфических зна-ний и умений, составляющих неотъемлемую часть образовательной программы детского сада, первостепенная задача воспитателя — на-учить детей жить в коллективе.

Детский сад побуждает ребенка приобретать знания и умения, от-личающиеся от тех, которые он получил в первые годы жизни в семье. В детском саду развиваются его наблюдательность, любознательность,взаимоподдержка: качества необходимые для дальнейшего восхождения к культурным ценностям. Перед ребенком открываются новые возможности опыта и взаимоотношений с людьми. В детском саду ребенок должен научиться заботиться о себе и развивать свою автономность внутри коллектива; изменить свои взгляды на «другого».

Не нарушая межличностные связи внутри семьи, расширение социального мира ребенка придает семейным отношениям другую тональность, обогащая их благодаря встречам с другими людьми и другими группами. Ребенок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье.

Ребенок пребывает в точке пересечения семейной и внесемейной, общественной системы детского сада, находясь в гармонии или противоречии с ними. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьей, он должен научиться сочетать различные области социализации.

Различные окружения — семья и другие системы социализации — играют неодинаковую роль, имеют разные представления, функции, планы. Ребенок — участник окружений, цели, нормы и ценности кото-рых могут быть сходными или вступать в противоречие. Через эти противоречия осуществляется подлинная, глубоко внутренняя транс-формация человека, а также могут произойти изменения в условиях отношений с «другим».

1.1. Взаимодействие с семьей - важное направление деятельности детского сада

Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей как равноправных участников педа-гогического процесса необходимо строить на основе запросов семьи, т.к. именно она является основным социальным заказчиком.

Родители должны иметь постоянную возможность свободно, по своему желанию, в удобное для них время знакомиться с жизне-деятельностью ребенка в ДОУ.

Для этого детский сад должен стать открытым развивающим пространством, где родители и сотрудники — равноправные партнеры в воспитании детей.

Придать дошкольному учреждению «открытость» — значит сделать педагогиче-ский процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать от-ношения между детьми, педагогами и родителями. Другими словами, создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, роди-тели) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Только предоставляя родителям право наблюдать своего ребенка в игре и дру-гих видах деятельности, участвовать в них вместе с детьми, видеть заботу, внимание, любовь воспитателя к детям, можно рассчитывать на взаимопонимание, доверие, стремление в дальнейшем к общению родителей с педагогами.

Вместе с тем, по мнению Т.В. Антоновой, если родители приходят в детский сад только на собрания или праздники, то за парадностью обстановки и радостным на-строением могут многого не заметить из того, что хотели бы знать и перенять для себя в содержании и методах работы педагога с детьми. А ведь достаточно часто им хочется не только получить необходимую информацию, но и услышать добрые слова о своем ребенке, узнать как ему живется в группе детского сада, как складываются отношения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Взаи-модействие с родителями затрагивает все уровни управления детского сада, к кото-рым относятся:

  • заведующий, Совет дошкольного образовательного учреждения, Совет педагогов;

Медико-психологическая служба, старший воспитатель (замес-титель заведующего), заместитель по административно-хозяйствен-ной части;

  • педагоги, специалисты дополнительного образования, коллектив родителей;
  • детский коллектив.

Дошкольное учреждение возглавляет заведующий. Он является сим-волической фигурой, которая представляет организацию. На нем лежит моральная и профессиональная ответственность за все, что делается в детском саду; за то, как чувствуют себя в нем дети, родители, педагоги.

В должностные обязанности заведующего детским садом (приме-нительно к рассматриваемому направлению работы) входит: обеспече-ние эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами местно-го самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (или лицами их заменяющими).

Старший воспитатель мобилизует и сопровождает педагогов в ре-шении задачи взаимодействия с семьей, привлекает к ее решению ро-дителей и общественность. В соответствии с должностными обязанно-стями он организует просветительскую работу для родителей, взаимодействует с родителями.

Педагог-психолог призван создавать психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса детского сада: де-тей, педагогов, родителей. В соответствии с должностными обязанно-стями он:

  • оказывает помощь воспитателям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательскогоколлектива, а также родителей в проблемах личностного и социально-го развития воспитанников;

  • формирует психологическую культуру воспитанников, педагоги-ческих работников и родителей, в том числе и культуры полового вос-питания и т.д.

В поле профессиональной ответственности старшей медицинской сестры находится совместная работа с семьей по воспитанию здорово-го ребенка. От нее требуется индивидуальный подход к каждому ре-бенку и его семье, развитие отношений с семьей на основе доверия, доброжелательности и сотрудничества. Старшая медицинская сестра, в соответствии с должностными обязанностями:

  • осуществляет консультативно-просветительную работу с педаго-гами и родителями по вопросам профилактики заболеваний и соблю-дению санитарно-гигиенических правил, по предупреждению распро-странения инфекций, лечению заболеваний в домашних условиях, формированию здорового образа жизни;
  • оказывает (по возможности) необходимую помощь администра-ции и педагогическому коллективу ДОУ в решении задач по сохране-нию и укреплению здоровья детей, дает рекомендации родителям по лечению и реабилитации детей, направляет их в случае необходимос-ти к другим специалистам;
  • при поступлении ребенка в детский сад собирает у родителей до-полнительные сведения об особенностях его развития и поведения;
  • участвует в родительских собраниях.

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной ча-сти — специалист, который организует материально-техническое снаб-жение педагогического процесса, обеспечивает чистоту и порядок в по-мещениях и на участке детского сада, противопожарную охрану, организацию труда обслуживающего персонала, оказывает помощь в озеленении участка детского сада. В его должностных обязанностях, отсутствует указание на взаимодействие с семьей.

Воспитатель детского сада также управляет процессом взаимодей-ствия с семьями воспитанников. Воспитатель больше, чем другие спе-циалисты детского сада, входящие в систему управления, связан с се-мьей, поскольку он, как и родители, служит делу воспитания ребенка.

В этом случае воспитатель выступает как бы в двух ролях: официальным лицом и до-верительным собеседником, который хочет помочь родителям в воспитании ребен-ка. Позитивные отношения между ним и матерью складываются в том случае, если обе стороны выступают с правом собственной позиции, как равные собеседники. Но при этом каждый имеет свою манеру общения, способы восприятия, несет свои переживания, которые при правильном общении становятся обоюдными. На этих основах и зарождается диалог. Однако в практике сотрудничества довольно часто присутствует авторитарный стиль общения педагога с родителями, когда, выступая хозяином положения, воспитатель диктует семье свои условия.

Оказание помощи специалистами ДОУ родителям, будет проходить успешно только в том случае, если специалисты детского сада изучат семью, используя разнообразные методы, формы, позволяющие дифференцированно подходить к родителям и детям.

Источником знаний о семье является социально-педагогическая диагностика, предполагающая использование таких методов, как на-блюдение, беседа, анкетирование, сочинение и др. Ответственность за организацию и проведение диагностики берет на себя временная диа-гностическая группа детского сада, в которую входят: социальный пе-дагог (если он включен в штатное расписание учреждения), старший воспитатель, воспитатели. Руководителем данной группы может вы-ступить социальный педагог или старший воспитатель (заместитель заведующего). Этапы социально-педагогической диагностики семьи представлены в таблице 1.

диагностики

Ответственность сторон

Временная диагностическая группа детского сада

Проектирование

социально-

педагогической

диагностики

Определение цели, задач, методов диагностики, плана ее проведения

Создает проект диагностики

Техническая подготовка к диагностике

Подготовка необходимых материалов(бланков, протоколов и др.)

Изготавливает и тиражирует диагностический материал

Информированиесемьи о проведении диагностики

Информирование семьи о проведении социально-педагогической диагностики

Узнает о целях диагнос-тики, уточняет смысл ее проведения и принима-ет решение об участии в обследовании и самообследовании

Выбирает форму инфор-мирования родителей, обозначает им цели и методы диагностики, мотивирует их на активное участие

Проведение

диагностики

Распространение анкет среди родителей, проведение опроса, консультирование

Получает материал, проясняет процедуры выполнения заданий, выполняет задания

Инструктирует родителей по процедурам " выполнения заданий, уточняет их смысл

материалов,

Сбор материалов, проведение количественного и качественного анализа

Сдает заполненные бланки анкет, тексты сочинений и пр.

Собирает материалы, не оказывая давления; изуча-ет полученный материал; проводит количественный и качественный анализ и оформляет его текстуально и графически

информацией между детским садом и семьей

Определение форм обмена информацией по результатам диагностики

Информирует педагогов о результатах самодиаг-ностики и самоанализа, формулирует запрос

Информирует родителей о результатах диагностики, показывает проблемное поле воспитания детей

Наблюдение в контексте социально-педагогической диагностики семьи — это метод познания и исследования, используемый при изу-чении внешних проявлений поведения родителей и детей (других членов семьи) без вмешательства со стороны наблюдающего.

Для того чтобы успешно изучать поведение семьи, воспитателям (а также другим специалистам) необходимо вырабатывать умение наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, ми-мика поведения), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное значение. В этом может помочь заранее составленный план, указывающий, на что следует обратить особое внимание.

Изучение поведения ребенка, родителей (других членов семьи) не сводится к случайным наблюдениям за их взаимодействием, высказы-ваниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть особенности личности вос-питывающего взрослого и ребенка.

Наблюдение проводится в естественных условиях, утром — в часы приема, или вечером, когда родители приходят за ребенком, а также на встречах (собраниях, заседании семейного клуба и пр.). По возмож-ности, поступки, обращения родителей и детей (других членов семьи) следует записывать, а в последующем анализировать.

Представления о семье, о характере семейных взаимоотношений можно также получить, наблюдая за поведением детей в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дочки-матери». В качестве примера приведем фрагмент записи сюжетно-ролевой игры «Семья», организованной детьми средней группы.

Дети уютно расположились в игровом уголке, Света П. (5 лет) была «мамой», она выбрала себе «мужа» и «папу своим детям» — Толю Г. (5 л. 2 мес.).

Света. Толя, ты очень похож на моего папу, поэтому будешь моим мужем. Толя (с важным видом). Да, мне нравится быть «папой». Я пойду поработаю, а ты покорми детей, своди их в детский сад. Когда вернусь, расскажешь, что де-лала весь день.

Мальчик ушел, Света «приготовила еду», «покормила детей», «отвела их в дет-ский сад». Вскоре вернулся Толя.

То л я (удивленно). Вот еще! Это ты должна забирать из сада, а я полежу на дива-не, почитаю газету. Когда вернетесь, то не шумите. Почитай книжку, поиграй с ни-ми на улице. Я буду смотреть телевизор, не мешайте мне. (Погрозил пальчиком.) Заниматься воспитанием мне некогда!!! (Копируя голос своего папы.)

Света(с сожалением в голосе). Нет, ты не интересный папа, буду искать другого. Не хочу такого мужа. Ты не любишь детей, не играешь с нами. Мы тебе мешаем. На этом игра закончилась, Толя пошел играть в конструктор, а Света искать нового «папу» своим детям.

Прекрасную возможность для естественного наблюдения, получения информации о семье (ее ценностных ориентациях, детско-родительских отношениях, традициях и др.) дает посещение семьи воспитанника.

Посещение семьи

Семья, как известно, — это не только открытая, но и закрытая сис-тема. Поэтому воспитателям бывает трудно посещать семью ребенка, если между воспитывающими взрослыми не выстроены доверитель-ные открытые отношения.

Для того чтобы посещение семьи не приняло характер вторжения, травмирующего как старших, так и младших ее членов, воспитатель должен знать некоторые правила.

  • заранее предупредить родителей о своем приходе, выбрав удоб-ный для обеих сторон день;
  • говорить о ребенке, развитии его отношений с миром;
  • внимательно слушать родителей, сопереживать им;
  • предлагать помощь в преодолении трудностей в воспитании ребенка;
  • просить совета в вопросах взаимодействия с ребенком;
  • благодарить за предоставленную возможность познакомиться с родным домом ребенка.
  • опаздывать или приходить раньше, а также отменять встречу без согласования;
  • говорить с родителями в категорическом, назидательном тоне;
  • предъявлять в беседе с родителями отрицательный образ ребенка;
  • проявлять излишнее любопытство к супружеским отношениям в семье;
  • вести во время беседы записи (они могут вызвать раздражение, недоверие, отвлечь от темы разговора).

Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка ус-пехов ребенка, развитие контактов с семьей, изучение опыта семейно-го воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи и дет-ского сада проблем воспитания ребенка. Результаты посещения семьи служат материалом для проектирования последующих взаимодейст-вий с родителями и другими членами семьи.

Беседа — это метод получения и корректировки информации на ос-нове общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с ок-ружающими, так и в семейном воспитании.

Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.

Анкетирование — это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование — самый популяр-ный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей.

Важным элементом анкеты является обращение к родителям. Воз-можны различные варианты обращения: «Уважаемые родители», «Уважаемые мамы и папы». Следующий элемент анкеты — преамбула. Недооценивать ее значение нельзя. От того, как вы определите цель опроса, раскроете смысл и ценность его проведения, а также предоста-вите объяснения по заполнению анкеты, зависит отношение родите-лей к анкетированию.

Сочинение — метод исследования, позволяющий увидеть точку зрения автора по определенному вопросу (проблеме). Данный метод широко используется как в социально-педагогической, так и в социально-психологической диагностике.

Методика «Родительское сочинение» позволяет: выявить особеннос-ти родительской позиции автора сочинения и реализуемый им тип семейного воспитания; получить информацию об истории развития ребенка; получить описание проблем развития ребенка глазами ро-дителя, а также выявить зоны конфликтности в детско-родительском взаимодействии.

Сочинение — важный шаг в осознании и понимании родителем проблем воспитания, фундамент для построения новой системы обще-ния и взаимодействия с ребенком.

Прекрасным дополнением к родительским сочинениям является интервью с ребенком и последующее оформление альбома-презен-тации «А вот и я!» Цель интервью — получение информации о вос-приятии ребенком себя и своего места в семье. Для этого с ребенком проводится беседа-интервью, после чего полученная информация оформляется по типу «вопрос-ответ» (с фотографией ребенка на од-ной странице и ответами — на другой):

  • Как тебя зовут?
  • Как бы тебе хотелось, чтобы тебя называли?
  • Кто живет вместе с тобой?
  • Твое любимое занятие?
  • Что тебе не нравится делать?
  • Твое любимое блюдо?
  • Твои любимые игрушки?

Обобщение полученной информации

Полученные в ходе диагностики, а также последующего монито-ринга (периодического сбора информации о семье и семейном воспи-тании) результаты нужно обобщить, подвергнуть анализу, чтобы затем принять на этой основе стратегические и тактические решения по ор-ганизации взаимодействия с семьей.

Информация может быть систематизирована и отражена в лако-ничной форме в «Карте семьи» («Паспорте семьи»), а также приложе-ниях к документу.

Знание воспитательных возможностей семьи — важная, но не един-ственная составляющая рассматриваемого направления взаимодейст-вия детского сада и семьи. Семья также имеет право на информацию о детском саде.

Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3год. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Стенды — это наглядная форма предъявления информации. На стен-дах целесообразно размещать информацию для родителей трех видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную. Стратегическая информация — это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация — это сведения о режиме дня ребен-ка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация — это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акци-ях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях).

Воспитателям важно помнить, что оперативная информация быст-ро устаревает, утрачивает свою актуальность для родителей, а значит, ее необходимо постоянно обновлять.

Стендовая информация становится привлекательной для родите-лей, если она:

  • структурирована по направлениям (например, «родители и дети»,
  • отвечает информационным запросам родителей;
  • эстетически оформлена;
  • содержит текст и фотоматериалы.

Памятка — этохорошоструктурированныйкороткийтекст, напо-минающийочем-либо, атакжепризывающийродителейкосознанно-мувоспитаниюдетейвсемьеисотрудничествусдетскимсадомвре-шенииразличныхобразовательныхзадач. Чащевсегородителиполучаютпамяткиврамкахпроводимыхвдетскомсадумероприятийдлядетейиродителей (родительскиесобрания, конференции, кон-сультацииит. д.). Еслисемьяпотойилиинойпричиненеучаствовалавовстрече, онаможетполучитьпамяткувиндивидуальномпорядкессоответствующимиустнымирекомендациями.

Буклет — этоиздание, отпечатанноенаодномлисте, которыйскла-дываетсяпараллельнымисгибамитакимобразом, чтобыегоможночи-татьирассматриватьнеразрезая, араскрываяширмообразно.

Буклетыдляродителей — прекрасноесредствоихинформированияодостиженияхвнаукеипрактикевоспитаниядошкольников (втомчислеодостиженияхконкретногоучреждения), атакжепрезентации (освещения) родителямисобственныхсемейныхресурсоввразвитииличностиребенка. Примеромтакогоосвещенияценностиличностногообщенияродителейсребенкомявляютсябуклетысподробнымописа-ниеммаршрутовпрогулоквыходногодня. Составленныепедагогами, онипомогаютродителяминтересно, спользойдлядетско-взрослыхотношений, прожитьнезабываемыеминутыичасысовместноговос-кресногоотдыха.

Рукописные газеты и журналы

Целью издания в детском саду газет и журналов является привле-чение внимания родителей к различным аспектам воспитания и обуче-ния детей в детском саду и семье, а также приглашение к сотрудниче-ству. Рукописные газеты и журналы рассказывают родителям об особенностях физического, психического, социального развития до-школьников; о жизни ребят в детском саду (нередко в юмористичес-кой форме); дают рекомендации по воспитанию и обучению детей ран-него и дошкольного возраста. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой или журналом в то время, когда по тем или иным причинам ожидают своего ребенка в приемной.

Для организации выпуска газеты (журнала) создается редакцион-ная коллегия. Каждый член редколлегии отвечает за определенную рубрику. Первостепенную роль в работе редколлегии играет перспек-тивное планирование. Оно позволяет избежать стихийности в сборе информации, а также не упустить из сферы внимания ничего сущест-венного. Редактором рукописной газеты (журнала) может стать лидер детского сада (старший воспитатель, воспитатель, психолог) или родитель (например, председатель родительского комитета), чутко от-носящийся к слову и интересующийся миром детства.

Неоценимое значение в развитии отношений с семьей имеют разные формы переписки.

Записка—это письменное сообщение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, ад-ресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о любимых занятиях, отношениях со сверстниками и другую важную информацию.

Личный блокнот (тетрадь) — это письменная форма ежедневного " обмена информацией между детским садом и семьей. Такие блокноты

(тетради) могут каждый день курсировать между детским садом и се-мьей. В них родители могут сообщать воспитателям об успехах ребен-ка в разных сферах деятельности, особых семейных событиях (поезд-ках, дне рождении, посещении театра) и др.

Выставки

Выставка — это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов и др.), расположенных для обозрения детей и взрослых.

Выставки детских работ о

Документы для скачивания:


Формат: .docx



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: