Почему нельзя общаться с незнакомыми людьми детям. Конспект "как вести себя с незнакомыми людьми"

"В одно ухо влетело, в другое вылетело"- так часто говорят о детях, которые плохо запоминают новую информацию. И таких малышей - огромное количество. Естественно, родители задаются вопросом, как улучшить память ребенка, ведь она очень поможет ему не только в детском саду, но и потом, во время обучения в школе. На помощь мамам и папам придут простые способы и методики, которые помогут не только сделать процесс запоминания более легким, но и положительно скажутся на всем интеллектуальном развитии ребенка.


Как происходит процесс запоминания?

Память, как способность, дана всем живым существам, которые наделены высшей нервной деятельностью. Но дальше всех в способности запоминать образы, информацию, обучаться продвинулся человек.Исследователи, которые изучали процессы памяти, признаются, что в этом вопросе еще много «белых» пятен, однако механизм запоминания с более ли менее высокой точностью им все-таки удалось воспроизвести:

  • Запоминание;
  • Сохранение;
  • Воспроизведение при узнавании;
  • Забывание.

Ребенок может запоминать информацию двумя способами - произвольно и непроизвольно. В первом случае идет речь о заучивании стихов, которые, к примеру, нужно будет прочитать на утреннике в детском саду. В произвольном запоминании огромную роль играет мотивация. Если она есть у малыша, то запоминание будет проходить быстрее и легче.


Непроизвольное запоминание - штука непредсказуемая. Ребенок запоминает все, что видит, слышит, с чем соприкасается. Однако одна информация остается в памяти надолго, другая быстро исчезает, как правило, за ненадобностью, если человек не обращается к этому фрагменту памяти, не пользуется им. Малыш может надолго запомнить человека, увиденного в автобусе, только потому, что он оказался похож на персонажа любимого мультфильма. А ваши объяснения, как работает водопровод, которые последовали на вопрос «почему», он забудет достаточно быстро, если вопрос был задан «мимоходом» и информация чаду оказалась ненужной.

При запоминании информация фиксируется специальными «клетками памяти», механизмами - энграммами головного мозга, которые еще называют «следом памяти».

После запоминания происходит второй процесс - сохранение. Он может быть динамическим и статическим. В первом случае речь идет о кратковременной памяти (услышал-запомнил-забыл). Статическое сохранение - гарантия памяти долговременной (услышал-запомнил-сохранил-вернулся к сохраненному-переработал-запомнил -вернулся). Этот механизм важен для процесса обучения, так как ребенок, первоначально запомнив что-то важное, потом может снова и снова возвращаться к этой информации, которую бережно хранят энграммы, и под воздействием новой поступающей информации «корректировать» данные, менять их, дополнять и расширять. Именно это и будет являться механизмом усвоения материала, важного для успешного обучения чему-либо.


Третий важный этап работы памяти заключается в узнавании и воспроизведении сохраненных ранее фрагментов. Уз навать то, что уже есть в памяти, значительно проще. Ребенку показали иллюстрации к стишку, который он учил в садике, - малыш начинает вспоминать сам стишок. Но если мама просто попросит его рассказать стихи, которые учились более полугода назад, воспроизвести информацию крохе будет не так-то просто. На помощь ему придет еще один «трюк» памяти - ассоциации, они сопровождают и запоминание, и сохранение. Если ребенок сможет воспроизвести собственные ассоциации, он в большой вероятностью, вспомнит текст стихотворения.


Забывание - это процесс освобождения энграмм он ненужной информации, которая хранится и не используется. Этот процесс разрушения нейронных связей очень важен для психики ребенка, которая может оказаться слишком перегруженной, если малыш не будет забывать что-то. Ученые считают, что в процессе «стирания» информации участвует и кора головного мозга, «включая» торможение.

Все эти процессы протекают на физиологическом, биохимическом, нервном уровне, в нем задействованы различные участки коры головного мозга.

Виды памяти

Память делится на несколько видов. По степени интенсивности психических процессов, она может быть эмоциональная, двигательная, образная (зрительная), словесно-логическая. По типу запоминания - произвольная и механическая (непроизвольная), по длительности хранения информации - кратковременная, долговременная, оперативная.


Первая память, которая начинает развиваться у новорожденного - двигательная. Моторное запоминание дает крохе возможность научиться сидеть, ходить, держать в руках игрушку, ложку. Эмоциональная память в самом начале жизни носит рефлекторный характер - мама рядом, малыш спокоен, мама далеко - малышу одиноко. Лишь к 6 месяцам запоминание эмоций становится более осознанным, и малыш уже может расплакаться, если ему показать игрушку, которой накануне он очень больно ударил себя по лицу. В этом возрасте кроха отлично знает членов своей семьи и эмоциональная память делает возможным это узнавание - он видит маму и улыбается, посторонним людям улыбаться он не станет.


Образная память формируется у детей ближе к 1 году. Это не только запоминание вкусового, осязательного, зрительного плана, но и создание ассоциаций, связанных с ним. Ребенок именно через эту память формирует свои представления о мире. Словесно-логическая память даст возможность ребенку формулировать и воспроизводить свои мысли. Это станет возможным, когда малыш научится говорить хотя бы 10-20 слов.


Кратковременная память у каждого отдельного ребенка имеет свой объем, поскольку это очень индивидуальная способность, данная природой, и сохраняющаяся на всю жизнь практически без изменений. Она позволяет воспринимать новую информацию, сразу сортировать ее и оставлять только нужно. Далее дело за долговременной памятью. У детей долговременное запоминание развивается в возрасте около года, у кого-то - чуть позже. Оперативная память нужна для хранения временной информации, как это происходит, когда мы складываем два числа в уме (промежуточный результат после сложения десятков, например, мы оставляем « в уме»).

Все виды памяти очень тесно взаимодействуют друг с другом, без одного невозможны или очень затруднены функции других.



Особенности у детей

У детей все виды памяти развиваются постепенно, и эта последовательность имеет огромное значение. Новорожденный на уровне моторной памяти прекрасно помнит, как нужно совершать сосательные движения. К 5-6 месяцам «включается» эмоциональная память, а к году - образная. С года начинает формироваться долговременная память, и малыш уже сможет вспомнить, где они с мамой гуляли вчера. Высокой степени развития долговременная память достигнет к 2-2,5 годам. Свои познания о мире малыш будет строить, непроизвольно получая информацию в процессе игры.


В 5-6 лет дети обычно уже владеют достаточно развитой произвольной памятью, и могут специально заучивать что-то, например, стихи или басни, если у них будет мотивация.


Есть и очень интересные особенности детской памяти:

  • Зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков.
  • Моторная память быстрее развивается у мальчиков.
  • Долговременная память раньше формируется у девочек, причем, преимущественно она носит эмоциональный характер.
  • Мальчики легче запоминают числа.

С какого возраста ее развивать?

Развивать память ребенка можно с самого рождения. Сначала это будут движения, а затем - эмоции и слова. Непроизвольную память крохи (ведь он не старается что-то запомнить, у него это получается само по себе) лучше тренировать в игровой форме, именно так увеличивается вероятность, что наибольшее количество информации будет проанализировано кратковременной памятью.

Кроме того, важно помнить, что повторение - мать учения, без повторений ребенок быстро будет забывать то, чему вы его научили.


Способы «тренировки»

Улучшение памяти - не совсем подходящий термин, если речь идет о ребенке. Плохой память у здоровых детей практически никогда не бывает, она может быть недостаточно развитой, и над этим предстоит потрудиться родителям.

В рацион ребенка следует обязательно ввести витамины, в состав которых входят аминокислоты. Очень полезен рыбий жир , который содержит ненасыщенные жирные кислоты (Омега 3 и Омега 6), если нет аллергии, можно давать орехи. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе, так как его мозг нуждается в достаточном количестве кислорода.



Есть несколько простых способов развить память малыша, которые будут полезны и его родителям, поскольку их память будет тоже тренироваться:

  • Что ты делал? Возьмите за правило рассказывать ребенку, как прошел ваше день, описывайте все подробности, а потом просите чадо сделать то же самое.
  • Книга - лучший друг. Читайте ему книги каждый день, пусть даже в силу нехватки времени, это будет 1-2 страницы, но чтение должно стать ежедневной традицией.
  • Игра поможет. Каждый день играйте с ребенком в слова. Это можно делать дома, можно по дороге в детский сад. Назовите ему 10 слов, и попросите назвать те из них, которые он может видеть вокруг себя (улицы, фонарь, автобус, люди, магазин, собака, лужа). Зрительную память хорошо тренировать с помощью картинок. Положите несколько изображений, обсудите их, опишите, а потом уберите 2-3 картинки и попросите чадо сказать, чего или кого не хватает. Тренировать внимательность помогут задания с одинаковыми картинками, в которых нужно найти отличия, их для любого возраста можно найти в интернете.
  • Стройте ассоциации. Чтобы малыш лучше запоминал, помогите ему подобрать к слову или явлению понятную для него ассоциацию. Он довольно быстро начнет оперировать этим навыком.
  • Музыка и иностранные языки. Очень хорошо тренируют память занятия на музыкальных инструментах, пение, а также изучение иностранного языка.
  • Гаджетам - бой. Интернет, развитие компьютерных технологий уже сейчас отрицательно сказываются на памяти людей, она стремительно ухудшается, ведь нет необходимости запоминать информацию, если ее всегда можно найти в поисковой системе. Это не призыв отказаться от использования гаджетов, но родители, которые хотят тренировать память своего ребенка, должны как можно меньше давать ему общаться с планшетом и компьютером, и как можно больше общаться с ним лично.


Эффективные игры и упражнения

В любом возрасте можно использовать различные игры и методики развития памяти. Их даже можно придумывать самостоятельно, опираясь на область интересов растущего малыша. Вот лишь некоторые игры, которые вполне могут стать основой для ваших, индивидуальных:

  • Для детей до 3 лет. В этом возрасте очень полезны игры, направленные на развитие двигательной памяти. Собирайте с ребенком цветные кубики и называйте цвета, пирамидки. Детям с 2 лет можно доверить поиск отличий в двух одинаковых на первых взгляд предметах или картинках. После 2 лет важно начать пересказывать прочитанные сказки и стихи, задавайте малышу как можно больше вопросов, это будет не только развивать память, но и речь малыша. В возрасте от 1,5 лет можно начинать играть в мини-прятки. Для этого покажите ему три игрушки, две оставьте, а одну уберите. Он должен назвать, какой игрушки не хватает.


  • Для детей 3-4 лет. В этом возрасте особое внимание нужно уделить развитию образной и словесно-логической памяти. Чаще просите описать словами картинку, охарактеризовать персонажа сказки или мультфильма, рассказать, что он делает, что с ним будет потом. Полезно учить ребенка фантазировать. Покажите ему картинки животных, а затем уберите их и попросите представить, что он идет по зоопарку. Называйте животных, которых малыш увидел на картинках до этого, но одного-двух «забудьте» назвать. Пусть малыш ответит на вопрос, кого не хватает в зоопарке. С каждым днем количество карточек-картинок с животными должно увеличиваться.


В этом возрасте ребенку также нужно развивать связь между разными видами памяти. Попросите его представить лимон. Пусть кроха расскажет, какого он цвета, каков он на вкус. Затем попросите описать яблоко, апельсин, грушу и т. д.

  • Для дошкольников. В этом возрасте важно практиковать игры, тренирующие кратковременную память. Для этого прекрасно подходят логические ряды. Покажите ребенку изображение нескольких предметов в ряд, а затем перемешайте изображения и попросите его вернуть картинки в исходное положение. Очень хорошо, если ваш дошкольник научится быстро собирать картинки по частям. Возьмите просто изображение и разрежьте на несколько частей, пусть чадо постарается как можно быстрее собрать эти «пазлы».



  • Для младших школьников . Для успешной учебы у ребенка в достаточной степени должна быть развита память, ведь объем информации, который каждый день обрушивается на него в школе, велик. Не стоит требовать от вчерашнего детсадовца заучивать все наизусть, так будет тренироваться его кратковременная память, но не долгосрочная. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, она по-прежнему остается для ребенка наиболее приемлемой. В этом возрасте уже можно поручать ребенку разгадывать ребусы и кроссворды, а также составлять слова в логические цепочки, например, лес-пенек-грибы-грибник-корзинка-пирожок с грибами.



  • Для детей старше 12 лет . В этом возрасте у ребенка максимально высокие способности к обучению. Он все еще довольно легко воспринимает новую информацию, но уже умеет выстраивать логические связи, создавать образы, закреплять их в памяти. Этим нужно воспользоваться, чтобы дать толчок к новому развитию подростка. Будет хорошо, если вечером он подробно расскажет, как он провел день в школе, с обязательным описанием своего класса (какого цвета шторы, что на них нарисовано, какие цветы растут на окнах. В описании людей, с которыми встречался ребенок, важно, чтобы родители расспрашивали как можно больше деталей о внешности и одежде, о чертах лица, о том, каков он, по мнению подростка, - добр или не очень (это развивает эмоционально-ассоциативную память).


Память подростка станет лучше, если он будет много читать, изучать иностранные языки и заниматься спортом. А логические способности возрастут в достаточно короткие сроки, если ребенок будет играть с папой или мамой в шахматы, шашки.

Какие способы лучше выбрать для запоминания стихов?

Современная школа использует подходы, которые направлены на развитие кратковременной памяти-выучил-ответил-забыл. Правильно это или нет, решать не нам. Задача родителей возместить пробелы, которые есть в этой школьной системе и помочь ребенку научиться запоминать и как можно дольше хранить информацию о выученном. На помощь придут способы, которые давно известны нам, поскольку о них большинству из нас в свое время рассказывали наши бабушки:

  • Учим на ночь. Если есть необходимость быстро выучить стихотворение, лучше всего браться за него тогда, когда все остальные уроки уже выучены, а точнее, за 2-3 часа до отхода ко сну. Ученые выяснили, а мудрые прадеды и так знали, что максимально активно процессы запоминания в коре головного мозга протекают перед сном и утром, в течение 2-3 часов после пробуждения. Поэтому стих стоит поучить вечером, а потом повторить его за завтраком.
  • Учим по частям в последний момент. Если ребенок заблаговременно лишь несколько раз внимательно прочитает стихотворение, максимально представляя себе в виде внутренних образов все, о чем в нем идет речь, а за пару часов до урока или экзамена, на котором потребуется прочитать наизусть, перечитает и попробует запомнить, вероятность запомнить весь текст максимальна. В последний момент включается сильная мотивация, а потому процесс произвольного запоминания протекает в разы быстрее.
  • Учим на слух. Взрослые давно заметили, что ребенок гораздо быстрее запоминает тексты песен, чем тексты рассказов или стихов. Превратите стихотворение в трек, начитав его с выражением на диктофон, а потом давайте слушать ребенку пару раз в день - утром по дороге в школу и вечером перед сном. Обычно запоминание происходит непроизвольно, но довольно устойчиво, уже на 2-3 день. Если родители проявят максимум своих креативных способностей, то они смогут переложить стихи на любимую музыку чада. Так, «Бородино» может стать песней на мотив популярного рэп-хита, а «Парус» - красивой лирической песней.
  • Занятия лучше проводить не каждый день, так как это может наскучить ребенку. Оптимальной частотой психологи считают - 2 раза в неделю по 20-30 минут (в зависимости от возраста ребенка).


    Не нужно ругать ребенка, если он что-то забыл, не может запомнить. Такая ситуация говорит о том, что какой-то из этапов процесса запоминания оказался нарушенным, следует вернуться к самому началу и попробовать еще раз.

    У каждого ребенка преобладает какой-то один (максимум два) вида памяти. Один малыш легче запоминает картинки, другому сложно помнить образы, но у него отлично развита тактильная и вкусовая память, а также память на запахи. Найдите эту способность, и процесс заучивания или «тренировки» памяти проводите через его основную способность - слова в стихотворении могут иметь «запах», цвет. Если это помогает ребенку запоминать быстрее, почему бы и нет!

    Если у ребенка младшего школьного возраста возникли проблемы с запоминанием, учителя жалуются, что он рассеян, не может сконцентрироваться, пересмотрите режим дня чада . Будьте настойчивы, просите убирать вещи на отведенные для них места, а также неукоснительно соблюдать расписание дня.

    Чтобы ребенок как можно скорее достиг хорошего уровня владения долговременной памятью, спрашивайте его о выученном сначала раз в неделю, потом в раз в месяц.

    Ваши занятия должны приносить удовольствие и взрослому, и ребенку. Ничего не нужно делать «из-под палки». Если ребенок не хочет заниматься в этот раз, не настаивайте. Когда чадо дает правильный ответ, обязательно поощряйте его, улыбайтесь, искреннее радуйтесь его успехам.


    Как развивать память у ребенка, смотрие в видео ниже.

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться...

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.


Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка . Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.


Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано

Очень часто родители сталкиваются с проблемой плохой памяти у своего ребенка. Когда малыш неспособен заучить наизусть или рассказать текст, у него на это уходит много времени, а родители не знают, как научить пересказывать заданный материал. Винить его в этом не следует, проблема кроится в недостаточно развитой памяти и невнимательности чада. Это распространенная проблема, которая требует незамедлительного вмешательства со стороны родителей.

Критерии, помогающие выявить причины плохой памяти у ребенка:

  • Малыш находит общий язык с другими детьми, он нормально социально адаптирован.
  • Ребенку тяжело отвечать прямолинейно на вопросы родителей или окружающих.
  • Появляются трудности с выполнением задания, в котором присутствует необходимость в запоминании и при пересказе материала.
  • Ребенок невнимателен.
  • Тяжело следовать требованиям и инструкциям при выполнении задания.
  • Он не умеет решать сложные задачи, у него нет интереса к выполнению домашнего задания.

Нерешенная проблема плохой памяти у дошкольника будет расти как снежный ком и негативно скажется на учебе в будущем, так как качество памяти, остается главным критерием оценки знаний у детей в школе. Этот момент нельзя упустить, ведь развитие малыша, его успехи в повседневной и социальной жизни будут зависеть от предпринятых действий родителей.

Этапы формирования и виды памяти

Память человека работает как отражение нажитого опыта и состоит из 3 процессов:

  • запоминания информации;
  • сохранения в памяти;
  • воспроизведения.

Запоминание информации представляет собой появление и закрепление в коре мозга материала, который представлен в виде нервных импульсов, переходящих по клеткам друг к другу. В ходе этого процесса получаются связи между старыми и новыми путями. Появляется ассоциация – образование связи фактов и происходящих событий между объектами и явлениями в сознании, закрепляющиеся в памяти человека. Ассоциация необходима для развития психической зрелости человека и запоминания материала.

Сохранение информации происходит в виде энграммы. Это такой вид следа памяти или физическая привычка, в установлении которой участвуют клетки головного мозга. Энграмма сохраняется на протяжении всей жизни человека, но ее вспоминание - это тяжелый и трудоемкий процесс. Эта проблема легко решается благодаря тренировке памяти специальными упражнениями. Чем больше занятий, тем лучше растет связь между клетками нервов, они становятся устойчивыми и тогда легко извлекать энграммы из памяти.

Воспроизведение – это образование в сознании уже полученной информации, повторение выученных действий. Воспроизведение помогает лучше и без посторонней помощи вывести информацию. Но для этого понадобится многократное повторение материала.

Принято различать несколько видов памяти. В основе этих классификаций лежит 3 главных признака:

  1. Период сохранения информации. В этот признак входит кратковременная и долговременная память.
  2. Уровень регуляции памяти. Здесь память разделяют на произвольную и непроизвольную. Произвольная требует для запоминания затрат усилий человеком, непроизвольная получается сама по себе.
  3. Объект памяти. Сюда входят следующие разновидности памяти:
  • образно-наглядная – помогает запомнить внешность, звуки, цвета;
  • словесно – смысловая – помогает запомнить материал на слух;
  • эмоциональная – запоминает эмоции и чувства;
  • двигательная – запоминает движение и действия.

Особенности развития памяти у детей

Внимание и память детей зависит от ряда факторов. Сюда входит возраст, чем больше лет, тем легче ему запоминать информацию. Это происходит благодаря развитию памяти вместе с ростом и в совершенствовании способов ее применения. У детей постарше, получается, запоминать информацию без особого труда, опираясь на естественные способности.

Ребята от 12 лет и взрослые при запоминании используют специальные приемы, которые помогают найти связь между новым материалом и пережитым опытом, находят ассоциации и сопоставляют факты. Эти способы облегчают закрепление информации и помогают легче ее вспомнить.

Полученные знания также влияют на качество памяти. Чем выше уровень интеллектуальных способностей, навыков к размышлению, тем легче и больше он может запомнить. Улучшить и развить память школьник может самостоятельно в ходе взросления, повышая интеллектуальные способности и кругозор.

Почему появляется невнимательность и у ребенка плохая память:

  • Отсутствует интерес и умение правильно использовать способности к запоминанию. Развитие этих навыков тяжелый процесс. Начинать тренировку нужно с раннего детства, с возрастом меняя тактику и упражнения.
  • Психические или физические заболевания. У ребенка плохая память может проявиться вследствие перенесенного стресса, недосыпания, постоянного умственного напряжения. Это в дальнейшем приведет к рассеянности и забывчивости.
  • Неправильное питание, недостаточность кислорода. Отсутствуют регулярные прогулки и правильное питание, что негативно сказывается на памяти и нормальном функционировании мозга.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 3–6 лет

В 5–6 лет происходит быстрое развитие внимания. Ребенок хорошо и быстро запоминает интересную ему информацию, небольшие стишки. Пытается самостоятельно поставить перед собой цель и хочет ее достичь. Чадо следует всегда поддерживать в начинаниях и при необходимости ему помогать, делать с ним домашнее задание или играть в развивающие игры.

Этот возраст лучше подходит для развития тактильной памяти и изучения иностранного языка. Улучшить память помогут специальные упражнения для запоминания.

«Игра в ассоциации»

Предложите ребенку поиграть в интересную игру – слова, которая ему обязательно понравится и поможет улучшить внимание. Для этого придумывается 10 слов пар, одинаковых по смыслу и медленно повторяются ребенку, чтобы он запомнил. Затем произносите первое слово, а ребенок должен назвать вторую пару и так со всеми словами. Например, озеро – лягушка, дача – огород, море – ракушка.

«Поход на рынок»

Поиграйте с ребенком в игру, в которой ему нужно «пойти» на рынок за продуктами. Составьте ему список из 10 продуктов, которые он там купит. Продавцом побудет один из родителей, который и проверит, как правильно запомнил продукты ребенок.

«Что это?»

Это игра на развитие тактильной памяти. Завязываем ребенку глаза и кладем ему в ручку небольшие предметы. Малыш должен отгадать, что это за предмет, не развязывая глаза. После нескольких минут отгадывания просим повторить предметы, которые он потрогал в первоначальном порядке.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 6–10 лет

Возраст 6–10 лет характеризуется развитием непроизвольного внимания, в школе происходит первое испытание памяти и внимательности. Кругозор продолжает расти, вместе с ним расширяются интеллектуальные способности. Если у ребенка страдает внимание или не получается выполнение домашнего задания, не нужно его ругать или делать замечания, лучше выяснить причину неудач и постараться совместными усилиями их исправить.

Выполнять упражнения нужно в веселой дружной компании, ни в коем случае не заставлять делать их насильно. Это не принесет никакой пользы, только оттолкнет от занятий.

«Зоопарк»

Игра проводится в компании детей. Один ребенок начинает другие продолжают. Игра начинается с фразы «Сегодня были в зоопарке, видели там льва» и так далее по порядку каждый другой ребенок повторяет названных животных и добавляет свое. Игра длится до первой ошибки.

«Запоминаем и рисуем»

Для этого упражнения понадобится пустой лист бумаги, ручка и несложная интересная картинка. Показываем ребенку картинку, в течение нескольких минут он должен внимательно на нее посмотреть и запомнить то, что там нарисовано. Затем просим нарисовать на листке то, чего не было на рисунке. К примеру, на картинке нарисован дом без окон, значит, ребенку надо нарисовать окно.

В этом упражнении нужно проявить фантазию не только ребенку, но и родителям. Придумываем историю и на паузе делаем условный знак, хлопок или стук. В этом месте ребенок должен произнести фразу «и я», но лишь в том случае, когда это действие способен выполнить человек. Например:

Мальчик Паша пошел в гости к бабушке.

По пути он нашел кошку и взял ее с собой.

Кошка обрадовалась и замурчала (ребенок должен промолчать).

«Самый наблюдательный»

Это упражнение помогает улучшить память и внимание. Упражнение интереснее проводить с большим количеством детей. Они должны друг за другом назвать предмет, сочетающий в себе конкретный признак, например, дети называют только квадратные предметы или только красные. Тот, кто ошибается или повторяется, выбывает из игры.

«Веселая прогулка»

Игра помогает улучшить память, внимательность и воображение. Для этого понадобится тетрадь или альбом, фломастеры. После прогулки с ребенком предложите ему нарисовать все, что он видел на улице. Если ребенок что-то забыл можно ему немного помочь, задавая наводящие вопросы.

Развитие памяти в 10–12 лет

В 12 лет происходит наивысший этап развития логики и памяти у детей. Родителям следует продолжать занятия, дальше развивая внимание и интеллектуальные способности своих отпрысков. Острый вопрос как научить ребенка пересказывать в возрасте 8–12 лет можно устранить простым, но очень эффективным способом – читать больше книг. Ребенок должен меньше времени проводить за компьютером и телевизором, больше читать, играть с друзьями, рисовать.

Улучшить и развить память поможет занятие спортом. Освоение новых навыков натренирует и улучшит память намного эффективнее. Вид спорта должен нравиться ребенку, если нет желания заниматься, попробуйте отдать его в музыкальную школу.

Хорошей привычкой считается заучивание наизусть стихов или прозы. Ребенок должен периодически выучивать новые стихи и рассказывать их родителям. Есть много развивающих игр, которые помогут улучшить внимание и словарный запас, это «Судоку», «Эрудит», «Монополия». Главное для родителей это найти общий язык со своими детьми, делать с ними домашнее задание, регулярно выполнять занятия в виде игры и проблема запоминания сама сойдет на нет.

Как научить ребёнка внимательности? Рассеянные дети не только огорчают родителей и учителей, но и сами не в восторге от своей слабости. Хорошую память можно и нужно развивать, но не все знают, когда начинать этим заниматься и какие способы для этого существуют.

Когда начинать заниматься развитием внимательности у детей

Бывает, школьные учителя заявляют, что ученик катастрофически невнимателен, непоправимо отстаёт в учёбе, а момент, когда нужно было подтягивать память и внимательность, упущен. Родителям слышать такое неприятно, но главный вопрос - когда же нужно начинать заниматься, чтобы не было поздно?

Нервная система человека формируется примерно до пубертатного возраста, то есть до 12-13 лет. К этому возрасту головной мозг заканчивает своё органическое развитие, а значит, возможности для улучшения сознательных функций сокращаются.

Дальше придётся работать с тем, что есть - поддерживать память в тонусе, не давать концентрации падать ниже критического уровня. Львиную долю усилий родители должны направить на обучение в возрасте до 12 лет, и чем раньше начать, тем будет лучше и тем легче пойдёт процесс обучения.

Для поступления в начальную школу малышу уже нужно выработать минимальные навыки концентрации внимания и логического мышления. Ещё один важный для первоклассника момент - это стресс от потока знаний, который обрушивается на него в первом классе вместе с лавиной впечатлений.

Процесс адаптации к школьной среде отнимает много сил, в том числе умственных. Первокласснику будет намного легче учиться, если его внимание будет хорошо развито уже до школы.

Используйте простейшие приёмы с первых лет жизни, углубляйте навыки концентрации и запоминания в 3-4 года. В 5-6 лет учите вместе с будущим школьником как можно больше стихотворений, загадок и пословиц наизусть. В младшем школьном возрасте помогайте справляться с нагрузкой от занятий и поддерживайте их стремление узнавать и использовать новые знания.

Память и внимательность: как выработать их у ребёнка

Развитие внимательности тесно связано с памятью. Чтобы память хорошо работала, нужно включить в процесс три фактора: достаточное для запоминания яркое впечатление, затем повторение, и последнее - возникновение простой и понятной ассоциации, которая запустит процесс реактивного вспоминания.

На практике это выглядит примерно так. Если нужно выучить стихотворение, сначала прочтите его вслух, постарайтесь сделать это эмоционально и выразительно, насколько сможете. Затем обсудите прочитанное, задайте вопросы по тексту, спросите, что понравилось, обратите внимание на необычные слова и интересные выражения - этим вы включите логическое мышление.

Повторите стихи несколько раз. Затем, когда будете проверять школьника, используйте подсказки: мимику, жесты, помогающие вспомнить текст.

Память лучше работает через один-два канала восприятия - слуховой, зрительный, моторный. Как повысить у ребёнка внимательность? Ваша задача выяснить, каким способом он лучше запоминает информацию - когда читает, слушает или проговаривает текст. Конечно, для большего эффекта нужно использовать все три канала, но упор делать на ведущий.

Способ, как запоминать информацию рассеянным детям

Интересный метод, как повысить силу запоминания, заключается в том, чтобы повторять информацию с определёнными интервалами. Попросите школьника проговорить услышанное через 1 минуту, затем повторить через 5 и 20 минут. Напомните и заново проверьте текст через 4 часа, затем через 1 день и через 3 дня.

Этот приём работает не только со школьными заданиями, а с любым набором информации - слов, картинок или действий. Взрослые точно так же могут использовать этот мнемонический приём, чтобы запомнить важные вещи.

Учёные, разработавшие этот способ, утверждают, что если добавить к циклу ещё несколько повторений - через 1 неделю, 1 и 3 месяца, то можно запомнить информацию на всю жизнь! Не брезгуйте таким способом и в случае, когда хотите чему-то научить малыша или чтобы он запомнил ваши требования, советы и наставления.

Как привить ребёнку внимательность в быту

Хорошая концентрация и сила памяти нужна не только для учёбы. Рассеянность делает жизнь человека и всех, кто его окружает, сложнее. Часто собственная невнимательность и её последствия - ошибки, забытые поручения, потерянные вещи, неправильно понятые указания родителей - огорчают детей и отнимают у них уверенность в своих силах.


Сильная рассеянность может даже стать причиной постоянного подавленного настроения и детской депрессии. Исправить ситуацию и поддержать забывчивого малыша можете только вы, показав ему, как справляться с проблемой, и научив уважать себя даже после серьёзных промахов.

Обязательно на своём примере покажите, как пользоваться напоминаниями (записками, пометками, галочками в тетради), научите класть нужные вещи на видное место, внимательно проверять портфель, пересчитывать сдачу в магазине, уходя гасить свет, проверять, выключены ли бытовые приборы и прочее.

Такие простые и жизненные привычки помогут привить прилежание, которого так не хватает невнимательным детям.

Если вы хотите, чтобы сын или дочь росли организованными и собранными, то усилия требуются не только от них, но и от вас. Дети не умеют заботиться о том, как бы получше запомнить, что говорят им взрослые - это в данный момент ваша задача.

Старайтесь давать поручения так, чтобы их легко было принимать во внимание:

  • прежде чем сказать нечто важное, убедитесь, что малыш случает - смотрит вам в глаза, не отвлекается на игрушки, не отворачивается, не выбегает из комнаты;
  • никогда не кричите вдогонку - это гарантирует, что он забудет о сказанном вами;
  • говорите простыми словами, постоянно проверяйте, понял ли вас малыш, пусть он повторит сказанное вами, возможно, ещё и объяснит своими словами;
  • не повышайте голос и не говорите раздражённым тоном - негативные эмоции «выключают» сознание, и ребёнок, скорее всего, ничего не запомнит;
  • после сказанного добавьте мотивации: объясните простыми словами, что это очень важно для вас и обязательно должно быть сделано.

Если все пункты соблюдаются, это намного повысит вероятность, что ребёнок запомнит ваши просьбы и всё сделает правильно. Кроме того, благоприятный психологический настрой положительно влияет на самооценку, так что малышу будет комфортно и спокойно после разговора с вами, и он не станет допускать ошибок из-за того, что разнервничался.

Забота о здоровье повышает внимательность

Комплексный подход решает проблему, как развить внимательность у ребёнка.

Не ограничивайтесь одними только задачками на улучшение памяти, применяйте как можно больше из приведённых ниже полезных советов, чтобы детская способность к хорошей концентрации быстро закреплялась и росла:


  • используйте упражнения для улучшения всех видов памяти, которые вам сейчас доступны и подходят по возрасту: чтение детских и простых взрослых стихов по памяти, решение детских кроссвордов, картинок-лабиринтов, всевозможных ребусов и т.п.;
  • регулярно включайте в детский рацион натуральные источники антиоксидантов - вкусные и полезные соки, особенно виноградный, в котором ещё и много глюкозы, прекрасно питающей мозг;
  • обеспечьте малышу двигательную нагрузку, подходящую ему по темпераменту и по состоянию здоровья - спортивная секция, танцы, фитнес для детей, плавание;
  • научите его использовать мнемонические приёмы (начните с повторения вслух), сначала простейшие, затем можно освоить техники посложнее;
  • помогите соблюдать режим сна, посоветуйтесь со школьной медсестрой или педиатром, чтобы определить, сколько часов необходимо именно вашему малышу;
  • сеансы расслабляющего массажа особенно хороши при недостатке внимания в комплексе с гиперактивностью;
  • вместе с врачом обсудите, нужно ли пропить курс поливитаминов.

Эти простые и, возможно, очевидные советы помогут развить внимание малыша не только мотивацией, но и через улучшение физического здоровья.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был успешен и востребован в жизни, поэтому проблемы интеллектуального развития в настоящее время волнуют всех. И первым вопросом, который следует задать себе в такой ситуации, как развить у детей память. Ведь именно у ребенка может стать причиной не успешности человека в будущем. Не будь у нас памяти мы так бы, и оставались в своем развитии на уровне младенцев.

Итак, какие виды памяти необходимо развивать:

  • образная;
  • непроизвольная;
  • произвольная;
  • опосредованная;
  • непосредственная;
  • кратковременная;
  • долговременная.

Любой тип, используется человеком на протяжении жизни ежесекундно, и каждый из них мы можем улучшить. Однако, в процессе запоминания наибольшее участие принимает образный процесс. Именно зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная реакция составляют основу процессов сохранения информации.

Индивидуальность в процессе восприятия

В зависимости от того, какие органы чувств были задействованы в процессе создания образа, такой тип памяти и будет использоваться. Однако для каждого человека тип запоминания будет различен.

Презентация: "Развитие памяти у детей младшего школьного возраста. Игры и упражнения"

Говоря о детях, следует упомянуть, что одни лучше воспринимают зрительные образы, другие слуховые, а для третьих необходимо выполнить механические действия, чтобы запомнить материал, однако не бывает так, что один вид развит, а остальные на зачаточном уровне. Все три типа развиты практически одинаково, но все же какой-то из них будет преобладать. Не смотря ни на что, улучшить процесс запоминания можно. Для этого следует грамотно подбирать тип деятельности в процессе обучения.

Школьная программа учитывает особенности развития детской памяти и поэтому процесс изучения нового всегда задействует все три типа образного восприятия:

  • дети самостоятельно читают предложенный материал (визуальная);
  • слушают рассказ учителя (аудиальная);
  • записывают краткий конспект (двигательная).

Наиболее важным аспектом педагогики является способность учителя вовлечь в работу всех учеников независимо от уровня их интеллектуального развития.

Возрастные особенности развития детского восприятия

Первые процессы, связанные с формированием памяти, начинают проявляться в 3-4 месяца, в это время малыш способен воспринимать важные для него образы (мамино лицо, запах еды и т.д.) К 7 месяцам он уже может активно воспроизводить увиденные действия и способен к решению простейших логических задач, например, найти игрушку только что накрытую платком.

Презентация: "Развитие памяти в дошкольном и школьном возрасте. Занимательные игры"

В период с одного года до трех у детей активно развивается двигательный тип запоминания. Они могут повторять простые движения за взрослыми и с легкостью запоминают определенную последовательность движений.

С 3 до 6 лет память развивается наиболее активно, появляется осознанное стремление запомнить что-либо (например, стишок для Дедушки Мороза). Однако самостоятельно запоминать дети еще не в состоянии, и им требуется помощь взрослого.

В период с 6 до 9 лет, память ребенка подвергается первому серьезному испытанию. Ребенок идет в школу и объем информации, которую требуется запомнить, резко увеличивается, следовательно, и нагрузка на детский мозг возрастает. Однако именно в этом возрасте все полученные знания усваиваются наилучшим образом.

Тренировка памяти в домашних условиях

И все-таки, как развить память у ребенка? Существует несколько простых советов, выполнение которых поможет вашим детям развивать свою память и улучшить уровень восприятия. Известно, что становление способностей к сохранению собственных воспоминаний у детей начинается в самом раннем возрасте, поэтому стоит следовать определенной системе с самого рождения:

  • используйте нейропластичность мозга (чем больше различных видов деятельности присутствует в занятиях ребенка, тем лучше);
  • обеспечьте физические нагрузки и здоровый сон (улучшается питание мозга);
  • постарайтесь сохранять эмоциональную стабильность в семье и по отношению к ребенку;
  • объясните ему простейшие приемы запоминания.

Систематическое выполнение этих несложных правил, поможет вашему малышу , и развивать внимание и восприятие. Не забывайте, что работа мозга начинается с самого раннего возраста, поэтому все занятия и тренировки нужно начинать как можно раньше.

Говорите с малышом, показывайте и объясняйте ему все, что вас окружает. Комментируйте все свои действия.

Помогайте познавать окружающий мир и развивать свои способности. Задавайте наводящие вопросы. Описывая предметы, называйте как можно больше их свойств и характеристик говорите, где они используются. И тогда все ваши дальнейшие усилия по развитию памяти у ребенка будут намного легче, а результат не заставит себя ждать.

Методы развития памяти у детей

Многих родителей волнует вопрос, как развивать память у ребенка. Это вопрос возникает не только у тех, кто замечает медленное развитие. Данная тема интересна всем мамам и папам, которые хотят, чтобы их ребенок полноценно развивался и добился тех целей, которые он поставит перед собой, повзрослев. Рассмотрим методики, которые актуальны для определенного возрастного периода ребенка.

Новорожденные дети до 1 года

Младенцы к 3-4 месяцам уже способны запоминать образы, которые важны для него – мама и папа. В шесть месяцев происходит формирование знаний об окружающих предметах, а также начинают появляться первые страхи. Например, ребенок плачет, когда видит человека в белом халата, т.к. он напугал его во время медицинского осмотра.

Задание родителей в этом возрасте ребенка следующее:

  • Следует разговаривать с малышом с самого первого дня. Повествуйте о том, что его окружается, можно петь колыбельные, проговаривать потешки и т.д.
  • При посещении новых для ребенка мест, обращайте его внимание на новые объекты. Например, при виде кошки – рассказывайте какие она звуки издает, как движется и, конечно, не ограждайте его от тактильного восприятия.
  • Если ребенку уже исполнилось семь месяцев, можно начинать играть в различные игры. К примеру, прятки.
  • В возрасте восьми месяцев, малыш уже интересуется картинками в книгах, поэтому рекомендуется читать. В возрасте девяти месяцев, ребенку будет интересно играть в пальчики и другие забавы.

Период с 1 до 3 лет

Этот возраст неспроста считается наиболее увлекательным в развитии ребенка. Малыш начинает хорошо запоминать движения, действия, слова и, конечно, стремится их воспроизводить. Поэтому со стороны родителей нужно научиться играть с ним во все подвижные игры, а также вместе танцевать, петь песни, рисовать, опробовать звуки на музыкальных инструментах и многое другое. Даже элементарная переборка фасоли или гороха может стать увлекательным и полезным занятием, которое будет тренировать его концентрацию и внимание.

Также необходимо постоянно вести с малышом диалог о том, где вы находитесь, что вы видите на прогулки, как происходит игра и т.д.

Полезно будет и разгадывать загадки или учить стихи. Во время чтения важно не только интересно повествовать, но и объяснять смыл новых слов, а после обсуждать с ребенком все события из сказки и героев. Это позволит малышу научиться формировать свое мнение.

  1. Задание «Поиск предметов». Склейте или возьмите несколько штук коробочков. Далее положите в них любой небольшой предмет, так, чтобы малыш их видел. Представьте, что вы волшебник и накройте платком коробки со словами «Фокус-покус». Малыш должен сам убрать платок и найти тайный предмет. Это развивает его память.
  2. Задание «Найди пропавший предмет». На столе разместите любые три игрушки. Задание для ребенка – запомнить их и отвернуться. Уберите со стола любую, а малыш, повернувшись, должен угадать, что пропало. Повысить сложность игры, можно меняя игрушки местами.
  3. Задание «Память». Найдите любые яркие картинки (количество любое, но советуем начинать с трех). Покажите дитю, а затем спрячьте их. Задание для ребенка - вспомнить все и нарисовать.

Период с 3 до 6 лет

Именно в этот период процессы памяти у детей наиболее активны. В этом возрасте знания быстро усваиваются и даже более того. Дети осознано начинают ставить перед собой задачи, к примеру, выучить стих для новогоднего утренника. Однако самостоятельно сделать это ему ещё трудно, поэтому со стороны родителей важно участвовать в этом вопросе, помогая фразами «Давай еще раз прочитаем» или «Давай вместе повторять». Заметим, что этот возраст является оптимальным для начала изучения иностранного языка.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: