Кратковременная память короче оперативной. Кратковременная память – что это такое? Как развить кратковременную память

Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания.

Память это психический процесс получения, хранения и воспроизведения человеком жизненного опыта.

Память – это одновременно психофизиологический и культурный процесс. Перед психологической наукой стоит ряд вопросов, связанных с изучением процессов памяти:

– каковы физиологические механизмы этого процесса;

– какие условия содействуют запечатлению информации;

– какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Существует несколько подходов к классификации памяти (схема 6)

Схема 6

I. Классификация памяти по времени сохранения материала:

1. Мгновенная (иконическая, эхоическая) память – это вид памяти, связаный с удержанием информации, воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было ее переработки; ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Мгновенная память представляет собой остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

2. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся сохранением воспринимаемой информации без ее повторения в течение (в среднем) 20 секунд. Кратковременная память сохраняет обобщенный образ воспринятого и работает без предварительной сознательной установки на запоминание. Кратковременная память связана с таким понятием, как объем кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти – показатель, характеризующий способность механически (т.е. без использования специальных приемов) запоминать и воспроизводить определенное количество единиц информации после ее однократного предъявления. Объем кратковременной памяти описывается законом Дж. Миллера и равен 7±2. В случае, если человеку предъявляют цифры, то он запоминает из них 8, если буквы – 7, если слоги – 6, если слова – 5, если предложения, состоящие из 2 слов, – 4. Объем кратковременной памяти индивидуален, зависит от природной памяти человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.

Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека: сохраняется та информация, которая осознается и соотносится с актуальными потребностями и интересами человека. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство памяти, как замещение – способность вытеснять вновь поступающей информацией хранящуюся там при переполнении индивидуального ограниченного объема кратковременной памяти. При этом, как правило, остается информация, поступившая в начале и в конце, т.е. наблюдается так называемый эффект края.

3. Оперативная память – вид памяти, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и рассчитанный на хранение информации в течение заранее заданного определенного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней или месяцев. Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на ее решение.

4. Долговременная память – это вид памяти, обеспечивающий хранение информации в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память хранит фактическую информацию (всевозможные законы, понятия, определения) и эпизодическую (историческую, ситуации, происходившие в данном промежутке времени с конкретным человеком).

В долговременную память может проникнуть и надолго сохраниться лишь та информация, которая была в кратковременной памяти. Для этого необходимо, чтобы с ней была произведена работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Одна из концепций, описывающая совместную взаимосвязанную деятельность кратковременной и долговременной памяти, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифриным (схема 7).

информация

кратковременная память

перекодирован-ная информация

долговременная память

повторение

вытеснение

повторение

Схема 7

Долговременная память обычно начинает функционировать не сразу после того как человек воспринял и запомнил данный материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с процесса запоминания на процесс воспроизведения. Это свойство долговременной памяти называется реминисценцией – улучшением со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных повторений. Обычно реминисценция происходит на второй, третий день после заучивания материала.

Забывание (невозможно восстановить ранее вопринятую информацию) протекает во времени неправомерно. Опыты Г. Эббингауза показали, что наибольшая потеря информации происходит сразу же после ее получения, а в дальнейшем забывание идет медленнее (схема 8).

1ч 9ч 24ч 48ч

Схема 8

Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Это явление носит название эффект Зейгарник – способность человека непроизвольно удерживать в своей памяти и в первую очередь воспроизводить то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне удовлетворенным потребностям. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.

5. Генетическая память – вид памяти, позволяющий хранить информацию в генотипе, передавая и воспроизводя ее по наследству. У человека данный вид памяти слабо выражен. Генетическая память человека – единственный вид памяти, на который невозможно оказывать влияние через обучение.

II. Классификация памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору:

1. Зрительная память – память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью обладают люди с развитым воображением. То, что человек зрительно может себе представить, как правило, легче запоминается и воспроизводится.

2. Слуховая память – это память, связанная с запоминанием и точным воспроизведением различных звуков (музыкальных, речевых). Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая память, которая выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

3. Двигательная память – это память, связанная с запоминанием и сохранением, а при необходимости и воспроизведением с достаточной точностью многообразных сложных движений. Данный вид памяти участвует в формировании спортивных, художественных, трудовых умений и навыков.

4. Эмоциональная память – память, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства и переживания. Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти, особенно проявляясь в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания информации: то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без труда и на длительный срок.

В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют у человека в процессах запоминания и воспроизведения информации, выделяют индивидуальный тип памяти : зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. «Чистые» типы памяти, в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных, крайне редки. Наибольшего развития у человека достигают те типы памяти, которые чаще всего им используются в профессиональной деятельности.

III. Классификация памяти по характеру участия воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:

1. Произвольная память – память, предполагающая постановку задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

2. Непроизвольная память – память, предполагающая запоминание и воспроизведение, осуществляемое автоматически без волевых усилий, без постановки специальных мнемических задач. Непроизвольное запоминание во многих случаях превосходит произвольное. Лучше непроизвольно запоминается информация, выступающая в качестве цели осуществления деятельности, связанная с умственной или практической работой человека, и имеющая для него большое значение.

IV. Классификация памяти по способу запоминания:

1. Произвольная память – память, связанная с волевым контролем запоминания.

2. Логическая память – память, связанная с использованием логики, смысловых значений и связей.

3. Опосредованная память – память, связанная с использованием разнообразных средств запоминания (в т.ч. мнемонические приемы).

С раннего детства процесс развития памяти идет по следующим этапам:

1) механическая память постепенно дополняется и замещается логической;

2) непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активными и осознанными приемами для запоминания и воспроизведения различной информации;

3) непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Мнемотехника (мнемоника) (греч. mneme – память, techne – искусство, mnemonikon – искусство запоминания; Мнемосина (Мнемозина) – богиня памяти в греческой мифологии) – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем воспроизводимого материала путем образования искусственных ассоциаций.

При запоминании информации следует помнить, что:

1) сравнительно простые события в жизни, произведшие сильные впечатления на человека, запоминаются прочно и надолго;

2) чем больше умственных усилий прилагает человек для запоминания чего-либо, тем легче оно затем воспроизводится;

3) положительные эмоции, как правило, способствуют запоминанию и воспроизведению, а отрицательные – препятствуют;

4) привычка к осмысленному воспроизведению способствует запоминанию и воспроизведению;

5) большую роль в запоминании и воспроизведении играет повторение, которое лучше распределить во времени таким образом, чтобы на начало и конец приходилось больше повторений, чем на середину;

Элемент трехкомпонентной модели памяти.

Специфика.

Характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. Индивид имеет непосредственный доступ к этой информации. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество ее элементов может быть увеличено. Хранение информации в ней осуществляется в модально-специфической форме.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

(англ. short-term memory ) - один из видов памяти (см. ), характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов (см. , , , ). Информация поступает в К. п. из сенсорной или долговременной памяти . Необходимым условием перевода информации в К. п. является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основная функция К. п. - первичная ориентировка в окружающей среде. Эта ориентировка дает материал для долговременной памяти, с одной стороны, и активизирует старые мнемические следы - с др.

Механизм К. п. - реверберация нервных импульсов в коре головного мозга (см. Памяти физиологические механизмы ). Субъективно этот процесс переживается как «отзвук» только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, что уже непосредственно не воспринимаем («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. д.). Тесно связанная с перцепцией, являясь как бы ее инерцией, К. п. служит основой более сложных функциональных образований. В то же время в самой К. п. могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде.

Основной механизм удержания (сохранения ) в К. п. - . Посредством кодирования с укрупнением единиц, находящихся в К. п. (слово вместо отдельных букв, десятеричное число вместо двоичного и т. п.), количество информации в ней м. б. увеличено. Элементы, удерживаемые в К. п., либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени (см. ).

Предложен ряд моделей К. п. (Д. Бродбент; Н. Во и Д. Норман; Р. Аткинсон и Р. Шиффрин; Дж. Сперлинг). Специфика модели Сперлинга (1967) состоит в микроструктурном подходе к проблеме кратковременного запоминания. Элементами его, модели являются зрительная (иконическая) память (см. Память тоническая ), блок сканирования , буферная память опознания (см. ), блок повторения и слуховая память. Зрительная память - такой этап обработки информации, который предшествует этапу кратковременного запоминания и отличается большим объемом запоминания, чем это характерно для К. п. Длительность хранения информации в зрительной памяти колеблется в пределах 0,3-1 с. Скорость сканирования и считывания информации в зрительной памяти - 100 символов в секунду. Скорость обработки информации в буферной памяти опознания составляет 10-15 мс на символ. Информация, сканируемая из зрительной памяти, повторяется во внутренней речи со скоростью 3-6 слогов в секунду и поступает в слуховую память, длительность хранения в которой 0,25-2 с.

Некоторые исследователи отождествляют К. п. и сознание (Ф. Крейк, Р. Локхарт). Близок к этому подход, в соответствии с которым К. п. рассматривается как набор элементов единой памяти, обладающих повышенной активностью (Р. Аткинсон, Р. Шиффрин).

Термин «К. п.» часто употребляется также для обозначения экспериментальной ситуации, когда тестирование производится не позже чем через 30 с после окончания предъявления запоминаемого материала. Некоторые психологи в качестве аналога (формы) К. п. предлагают рассматривать т. н. оперативную память (Г. В. Репкина), основанием для выделения которой служит не длительность хранения, а функция памяти в психической деятельности. См. . (Т. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "кратковременная память" в других словарях:

    Кратковременная Память - вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация … Психологический словарь

    кратковременная память - оперативная память — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы оперативная память EN short term memory … Справочник технического переводчика

    КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. То же, что оперативная память. Подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Эта подсистема проявляется как сложное действие,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - один из видов памяти, характеризующийся, во первых, немедленным запоминанием, запоминанием после одного и очень кратковременного предъявления информации и, во вторых, немедленным воспроизведением и очень кратким (до 30 с) сохранением. Можно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    кратковременная память - см. память … Толковый переводоведческий словарь

    - (short term memory (STM)). Временная или оперативная память; информация, содержащаяся в ней, сознательно обрабатывается … Психология развития. Словарь по книге

    КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного… … Профессиональное образование. Словарь

    Кратковременная память - вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации … Психология человека: словарь терминов

    Кратковременная память (short-term memory) - В конце 1950 х гг., на волне интереса к моделям обработки информ. применительно к научению, памяти и восприятию, возникла потребность в получении ответов на множество вопросов, касающихся характеристик последовательности обработки, от приема,… … Психологическая энциклопедия

    Память (биологическая) - Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно… … Википедия

Книги

  • Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям , Джон Медина. Знаете ли вы, что 26 минут сна могут повысить вашу производительность на 34%? Что мозг во сне не прекращает свою деятельность и бывает даже активнее, чем в периоды бодрствования? Что мужчины…

Кратковременная память позволяет нам выполнять множество разнообразных действий здесь и сейчас. Хозяйка в процессе мытья посуды автоматически запоминает, какие тарелки уже вымыты, а какие еще предстоит потереть намыленной мочалкой. Но помнить об этом всю жизнь или долгие годы совсем не обязательно. Поэтому воспоминания из рабочей ячейки хранилища стираются абсолютно безболезненно для женщины.

Кратковременная память: что это такое

Краткосрочная память, которая нужна нам для повседневной, сиюминутной работы – это способность удерживать в сознании информацию, полученную из жизненного опыта, короткое время. Она ограничивается небольшим объемом воспоминаний. Причем эти образы обычно связаны и хранятся в одной ячейке мозга.

Закон Миллера утверждает, что кратковременная память способна сохранить не больше 7 предметов или слов. Допустимая погрешность – плюс, минус два. Собираясь в магазин, мы легче запомним 5 необходимых продуктов, чем 9. Когда нам понадобиться записать на листочке бумаги список нужных продуктов? Когда их будет больше 5. Это говорит о том, что кратковременные воспоминания очень ограничены.

Обычно они связаны между собой. В данном примере, это продукты, необходимые для ужина. Вспоминая о том, что сегодня к вам приглашены гости, легко задействовать цепочку длительной памяти и тогда все продукты вплывут в голове, в связи с тем, для какого блюда они предназначены. Теперь их легко перевести в рабочую ячейку и купить.

Оперативное мышление умеет заглядывать в долговременное хранилище, извлекать оттуда нужную информацию, соединять ее с сиюминутной и принимать правильное решение. В данном примере, хозяйка вспомнила, какое блюдо ей надо приготовить и без списка вспомнила, что надо для этого купить.

Каждая новая переменная информация, стирает из рабочей памяти ту первую составляющую, которая уже не нужна сию минуту. Оперативная ячейка мышления активно работает во время чтения, рассказа, она отсекает отвлекающую и неверную информацию. Помогает разобраться в текущей реальности.

Как улучшить кратковременную память

Как улучшить кратковременную память? Для этого разработаны различные упражнения. Для чего нам нужна объемная рабочая память? Для того, чтобы более успешно решать свои профессиональные и бытовые задачи. В целом, краткосрочной или рабочей ячейкой своих воспоминаний человек пользуется постоянно: когда варит борщ, делает уборку в квартире, разрабатывает чертеж сложной детали.

Конечно, если в процессе рабочего дня вы пользуетесь большим объемом информации, находящимся под рукой, тем быстрее вы выполняете свои задания. Естественно, если зарплата зависит от количества выполненных заданий, каждый сотрудник будет стремиться выполнять работу быстрее. Большое количество знаний, хранящееся в оперативной ячейке, улучшит выполнение работы, ускорит ее.

Поэтому даже взрослые люди заинтересованы увеличивать количество своих оперативных знаний.

Оперативный резервуар знаний помогает нам отсекать ненужную, отвлекающую информацию, фокусировать внимание на выполнении одного дела. Это повышает производительность труда.

У взрослых людей

Тренировать способность запоминания взрослым людям можно, не потратив на это лишнего времени. К примеру, достаточно во время длительной поездки в троллейбусе, закрыв глаза, стараться вспомнить, какого цвета шапка у соседа.

Читать книги, учить стихи, изучать иностранные языки, разгадывать ребусы – все это укрепляет способность запоминать новую информацию. При этом включается не только слуховая память, но и визуальная. Это еще больше усиливает эффект. Ведь известно, что зрительный нерв гораздо толще слухового. Значит в процессе образного мышления принимает участие большее число нейронов.

Существует специальный тренинг, позволяющий натренировать оперативную память. В процессе тренировки человеку предлагается следить за рядом образов, определяя, какой появился раньше. Улучшение наступит, если ежедневно заниматься по 25 минут.

У детей (школьников, дошкольников) и подростков

Ребенку с большим запасом знаний легко учиться и понимать взрослых. Он меньше подвержен стрессам, у него хорошие оценки и довольные родители.

Как развить у ребенка объемный запас текущих воспоминаний? Все дело в развивающих игрушках и играх. Купите ему современное чудо – конструктор ЛЕГО. Собирая все новые и новые модели машин, самолетов, звездопланов, ребенок учится запоминать текущий творческий процесс и развивает свои ручки.

Легкая гимнастика с простыми движениями рук и ног, наклоны и приседания включают работу мозга. Упражнения физические и логические улучшают мышление малыша.

Если с возрастом у мальчика наблюдается ухудшение оперативного запоминания, это следует лечить. Сбоя в учебе можно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Часто у мальчиков встречается повышенное внутричерепное давление в возрасте 13-16 лет, по причине слишком быстрого роста.

Препараты остановят обострение. Подросток быстро восстанавливается, если хорошо питается, достаточное время спит. Он еще успеет натренировать свои способности. Дальнейших расстройств можно избежать, если вести правильный образ жизни: не курить, не пробовать спиртных напитков и читать. Обычное чтение укрепляет образное мышление и увеличивает объем воспоминаний.

Восстановление памяти у школьника происходит постепенно, если он учит уроки, придерживается правильного режима дня и питания.

Упражнения для тренировки кратковременной памяти

Развитие кратковременной памяти важно для человека. Йоги рекомендуют медитировать для того, чтобы понизить кровяное давление, избежать депрессии и укрепить оперативную память. Ученые утверждают, что это происходит по той причине, что в процессе медитации человек фокусируется на одной мысли, отметая другие.

Достаточно 8 минут медитации в день, чтобы увеличить объем ячейки рабочих воспоминаний.

Занятия спортом улучшают не только работу всего организма и мышц тела, но и работу мозга, способность запоминать много информации.

Необходимо спать в сутки не меньше 8 часов. Опыт показывает, что студенты, спящие в сутки 8-9 часов на 60% быстрее и точнее выполняют текущие задания.

У взрослых людей иногда проявляются симптомы нарушения кратковременной памяти. В этом случае необходимо обратиться к врачу. Если окажется, что человек здоров, ему просто необходимо делать определенные упражнения. Читать вслух прозу, заучивать стихи, громко их декларировать, рассказывать внукам сказки, гулять в саду с детьми и друзьями. Такая тренировка лучшее лечение для мозга и его способностей.

Изучая новую информацию, систематизируйте ее, читайте в рифму, делите на общие части. Тогда объем запоминающихся моментов увеличится.

Старайтесь в разговоре употреблять короткие слова. Они запоминаются точнее и лучше. Играть в шашки и уголки, волейбол и теннис очень полезно для развития краткосрочной памяти.

Кратковременная память – это вид человеческой памяти, благодаря которой можно удерживать небольшое количество информации на протяжении короткого времени. Длительность сохранения информации при одноразовом её восприятии оценивается в несколько секунд. Кратковременная память также называется первичной или активной. Кратковременная и долговременная память противопоставляются друг другу, они отличаются по количеству времени удерживания информации.

Кратковременная память у детей может одновременно удерживать не более чем 5-6 элементов (различных образов, слов или цифр). У взрослого человека она может сохранить на незначительное время 7-9 элементов. Эти цифры приблизительны, поскольку существуют индивидуальные особенности запоминания.

Многие ученые утверждают, что кратковременная память у детей имеет самую высокую интенсивность развития в дошкольном возрасте. Как раз этот период считается основой её дальнейшего развития.

Плохая кратковременная память может быть связанна с различными нарушениями. Такие нарушения являют собой патологические состояния, которые характеризуются невозможностью сохранять и использовать полученную информацию. Статистика говорит, что проблемы с кратковременной памятью встречаются у четверти населения планеты. Больше всего проблемами, как с кратковременной, так и долгосрочной памятью страдают люди пожилого возраста, у них могут возникнуть и эпизодические нарушения, и постоянные.

Кратковременная память достаточно уязвима и очень страдает от развития патологических состояний, которые влияют на неё. Проблемы с запоминанием проявляются в снижении интенсивности обучения человека, забывчивости и невозможности сконцентрироваться на определенном предмете. При этом человек неплохо помнит, что с ним происходило год или даже десятилетие назад, и старается, но не может вспомнить, о чем думал или, чем он занимался пару минут назад.

Проблемы с кратковременной памятью встречаются при , или при употреблении алкоголя или наркотических веществ. Могут быть и иные причины проблем с запоминанием, например, опухоли мозговых структур, травмы или .

Признаки расстройства кратковременной памяти могут появляться мгновенно, в случае полученной травмы или проявляться постепенно, от возрастных изменений или шизофрении.

Объем кратковременной памяти

Объем кратковременной – это характеристика, которая определяет количество потенциально возможного запоминаемого материала.

Объем кратковременной памяти достаточно ограничен, и в среднем он хранит 7 +/- 2 единицы памяти. Широта охватываемого объема кратковременной памяти имеет индивидуальный характер и имеет тенденцию к сохранению на протяжении всей жизнедеятельности. Объемом в первую очередь устанавливается особенность механического запоминания, функционирующая без активного подключения мышления в запоминании.

Особенность кратковременной памяти, обусловленная ограниченностью её объема, называется замещение. С помощью замещения происходит процесс частичного вытеснения уже хранящейся информации, новым материалом. Это может выражаться в непроизвольном переключении человеком своего внимания с запоминания на какой-то другой процесс.

Кратковременная память способна перерабатывать значительный объем информации, при котором отсеивается излишний материал и в следствии не происходит перегрузка долговременной памяти ненужными сведениями.

Кратковременная и долговременная память зависимы друг от друга. Функционирование долговременной памяти невозможно без кратковременной.

Кратковременная память действует, как своеобразный фильтр, который пропускает только необходимую информацию в долговременную память, совместно с тем осуществляя строгий отбор.

Одним из основных особенностей кратковременной памяти есть то, что при определенных условиях, этот тип памяти, не имеет границ запоминания во времени. Это условие заключается в возможности беспрерывного повторения только что прослушанных цифр, слов и так далее.

Для сохранения сведений в кратковременной памяти нужно сохранять активность, направленную на запоминание, без отвлечения на другую деятельность или сложную умственную работу.

Термин «кратковременная память» говорит о внешнем, временном свойстве явления без отношения к его связи с деятельностью человека, целями и мотивами. Тем не менее, здесь нужно помнить о связи временной характеристики событий с их важностью для организма.

Длительность события очень значима для кратковременного запоминания, даже сама по себе для памяти, так как в продолжительном воздействии заложена сама возможность повторения, которая требует большей готовности.

Консолидация следов рассматривается, как своеобразная оценка значимости материала для исполнения предстоящих значительных целей. Но влияние одного лишь временного фактора не безгранично. Длительное повторение одного раздражителя вызывает только защитное торможение, а не переход сведений в долговременную память.

Медицинские исследования, которые связаны с нарушениями процесса запоминания демонстрируют, что кратковременная и долговременная память существуют, как независимые. Например, при ретроградной человек не помнит недавно происшедших событий, но помнит те, которые произошли давно.

Плохая кратковременная память может быть связанна с антероградной амнезией, при которой сохранной остается кратковременная и долговременная память. Однако при этом уязвляется способность к сохранению новой информации в долговременной памяти.

Информация сначала попадает в отдел кратковременной памяти, которой обеспечивается сохранение однократно предъявленной информации на недолгое время (до семи минут), после чего информация может полностью стереться или перейти в отдел долговременной памяти, при условии однократного или двойного повторения.

Выше вспоминаемая формула объема кратковременной памяти (7+/- 2) значит, что она ограничена по своему объему. Но главное, что нужно, так это добиться, чтобы части запоминаемого материала (цифр, фигур, картинок) были информационно напитанными за счет их группировки, объединения и единения в целостный образ.

Кратковременная память имеет связь с актуальным состоянием сознания человека, поэтому для поддержания информации требуется поддержание внимания к запоминаемой информации на протяжении всего времени её удерживания, в случае долговременного запоминания необходимость в этом отпадает.

В процессе заполнения объема кратковременной памяти информацией, действует механизм временного кодирования, как отображение запоминаемой информации в виде последовательно размещенных символов, отображающихся в слуховой и зрительной человеческих системах.

Очень часто люди, когда им требуется что-то запомнить, стараются придумать ассоциацию и вызвать эмоциональную реакцию, которую можно рассматривать, как психофизический механизм, активизирующий и интегрирующий процессы, служащие способом запоминания и воспроизведения информации.

Человек способен увеличить объем кратковременной памяти и запоминаемой информации через перекодирование материала в новые структурные элементы. Оперативные единицы кратковременного запоминаемого материала зависят от возможности индивида сформировать восприятие информации. Было определено, что одна отдельная буква отображается намного лучше, чем две буквы, и две – чем три. Когда сочетание букв формирует знакомое человеку слово, тогда оно также хорошо воспроизводится, как и одна буква.

Еще было доказано, что запоминание улучшается не только при организации букв в слова, но и в том случае, когда бессмысленные слоги произносятся, как ритмически связанная последовательность. В таком случае среднее число запоминаемых объектов увеличивается. Любые способы организации информации позволяют сократить значительный объем материала в намного меньшее число оперативных или структурных элементов.

Ограничениями объема кратковременной памяти считается не только средняя глубина предъявленной фразы, но и средняя длина самых слов. Исследователями было установлено, что в разных языках наиболее часто (90-99 % от общей частоты всех слов) встречаются слова от одного до четырех слогов. Слова, длинною в 5-9 слогов встречаются намного реже, что говорит об ограниченности объема кратковременной памяти, а еще более длинные слова употребляются еще реже. Таким образом, Брайль (создатель шрифта для слепых) пришел к тому, что нельзя употреблять более шести точек при конструировании азбуки для незрячих людей.

Как улучшить кратковременную память

Для улучшения кратковременной памяти существует несколько способов, которые будут приведены ниже. Улучшение запоминания связано с развитием творческого мышления и тренировки , при использовании ассоциаций. Чтобы лучше запоминать длинные многозначные числа их можно представлять в виде животных или растений или каких-то неодушевленных предметов, которые приходят человеку на ум. Например, цифра два предстает в виде лебедя или вешалки, единица – столба или гвоздя, семь – косы, антенны, цифра восемь – банта, бабочки. С цифрой ноль может быть связанный любой круглый предмет – мяч, глаз, луна и другие. Если сложно в уме удержать ассоциацию, тогда можно воображаемую картину перенести на рисунок, набросок.

Тренировка кратковременной памяти должна осуществляться при руководстве определенными принципами. Один из них – это повторение. Но главное, соблюдать меру, иначе частое повторение приведёт к зубрению. Вызубрить можно абсолютно все, что необходимо, но неприятным моментом здесь может стать то, что вся заученная информация не будет осознанной и запомнится ненадолго. Поэтому, лучше всего не повторять материал много раз подряд, а закреплять информацию, повторяя по разу на протяжении нескольких дней.

Еще одним принципом является необходимость концентрирования на самом процессе запоминания. Вся предъявленная и сохраняемая информация должна быть осмысленна. По возможности должны устанавливаться аналогии с уже находящимися в голове, запомненными данными или какими-то конкретными жизненными факторами. Чем более обширными и прочными будут устанавливаемые параллели, соответственно будет лучшим процесс запоминания чего-то действительно значимого.

Активный образ жизни, движения, позитивное настроение благоприятно влияют на улучшение кратковременной и долговременной памяти. Физическая нагрузка, спорт, танцы, фитнес стимулируют кровообращение в организме, в частности, в головном мозге, что активизирует в свою очередь психические процессы, которые связанны с восприятием, переработкой и воспроизведением информации.

Большую роль в улучшении запоминания играет правильный режим и правильное питание. Такие продукты, как овощи, злаковые, рыба, морепродукты и яйца благоприятно воздействуют на процесс запоминания.

Для улучшения кратковременной памяти используется мнемоника, с помощью которой определяется определенная реакция индивида. Мнемоника включает в себя изображения, цвета, звуки, контакт, язык, вкусы и запахи. Почти все элементы связаны с органами чувств и помогают людям быстрее вспоминать необходимое. Например, если совместить цвет или звук с определенной информацией, то позже её будет намного легче вспомнить. Созданные с помощью мнемоники, мнемонические образы должны быть положительными и приятными для человека, иначе эти образы будут отвергаться.

Допустим, такой пример использования мнемоники. Если человеку нравится определенная мелодия, он может постараться запомнить номер телефона или что-либо другое, в ритме этой мелодии. Необходимо несколько раз проговорить и пропеть под мелодию запоминаемый материал. Воспользовавшись таким способом, можно удостовериться насколько прочнее информация задержится в голове.

Тренировка кратковременной памяти способом мнемоники пригодится, если человеку нужно постоянно встречаться с проблемой запоминания, особенно если это касается рода деятельности. Такой способ поможет развивать кратковременную память, которая часто используется при проделывании операций с числами в уме.

Исследователи выяснили то, сколько времени кратковременная память может хранить необходимые знания. Информация начинает «стираться» через 18 секунд после её употребления. Некоторые люди после 18-ти секунд могут держать в кратковременной памяти только 10% с информации, но если нет возможности записать то, что нужно запомнить (номер телефона или адрес), то это может не помочь. Поэтому необходимо про себя повторять нужные для запоминания цифры в течение каждых 15 секунд, таким образом, обновляя полученные данные.

Тренировка кратковременной памяти включает в себя метод аналогий с телом. С помощью этого метода можно запомнить намного больше мелких сведений. Способ запоминания по ориентирам частей человеческого тела необычен, но на практике он доказал, что это отличный метод сохранения материала, и извлечения информации в нужный момент. Суть заключается в том, чтобы связать нужное сведение напрямую с конкретной частью человеческого тела, при этом творя в воображении некий образ, связанный с необходимыми для человека знаниями.

Так, если нужно запомнить ряд фруктов, тогда их можно ассоциировать: яблоко – с глазом, морковь с носом.

Многие учащиеся (ученики и студенты) уверены в том, что включенный телевизор или компьютер им совершенно не мешают при учёбе, но, при проведении исследования выяснилось, что посторонние звуки, музыка, или еще больше мелькание изображений становятся препятствием для запоминания очень важной информации.

Хоть как бы человек не старался, он не может сделать несколько вещей одновременно, или может, но тогда одному из его занятий будет нанесен ущерб. Важно помнить, что это относится только к внешней деятельности, но не имеет отношения к таким естественным процессам, как дыхание и ходьба, поскольку эти процессы не поддаются обработке сознания.

Тренировка кратковременной памяти в технике связного повествования – это способ, который рассчитан на запоминание вещей, которые имеют слабую связь друг с другом. Когда нужно запомнить список покупок или ещё что-то можно придумать историю, в которой будут упоминаться предметы, которые нужно запомнить. Истории могут получаться самые бредовые, но метод реально работает, что уже доказано многими учёными. Единственным недостатком данного способа есть то, что если список элементов, необходимых для запоминания слишком обширный, тогда придется придумывать слишком длинный рассказ или несколько небольших рассказов.

Метод «ключевые слова» часто используется в школе при изучении иностранных языков, эта своеобразная уловка может очень помочь. Например, для запоминания слова «look» (смотреть) можно подобрать русское слово – лук, при этом создается фраза: «не смотрю, когда режу лук». Таким образом, получается, что при запоминании создаётся образ, произносится новое слово и запоминается его значение.

Локусов метод тренировки кратковременной памяти еще называют «методом поездки» или « методом римской комнаты». Данный метод произошел из древнего мира. Принцип осуществления данного метода такой: человек мысленно представляет себя в комнате или на улице, которая очень хорошо знакома человеку и оставляет части информации около разных ориентиров, по которым легко можно узнать эту информацию. Когда информация понадобится человеку, он снова мысленно перемещает себя в комнату или на улицу, на которой он по ориентиру приходит к месту, где оставил на сохранение сведения об информации.

Кратковременную память можно улучшить с помощью разбивания информации на блоки. Доказано, что кратковременная память человека может хранить от пяти до девяти элементов, но многие люди с легкостью запоминают номера телефонов, которые состоят из десяти цифр. Поскольку большинство номеров пишется через черточку или пробелы. Если бы цифры были написаны всегда слитно, а не блоками, тогда их запоминание было бы хуже.

Кратковременная память тренируется с помощью метода восстановления окружающей обстановки. Так, например, когда дети что-то потеряли, им говорят пойти туда, где они видели искомый предмет в последний раз, и действительно, таким образом, предмет находился. Этот процесс называется контекстно-зависимым. На память воздействует окружающая обстановка, ситуация и восстановление условий, в которых человек видел вещь в последний раз и запомнил там утерянный предмет, это может натолкнуть на мысль, что вещь была утеряна или оставлена в том месте, это работает при механизме запоминания.

К примеру, аквалангистам, когда они находятся в воде, сообщают определенную информацию, которую им будет легче вспомнить, если они снова будут находиться в воде.

Контекстно-зависимое запоминание предполагает, что зафиксированные в состоянии алкогольного опьянения вещи, намного быстрее вспоминаются, если человек вновь входит в состояние опьянения.

Еще один метод улучшения кратковременной памяти – запоминание запахов. Исследователи твердят, что запах – один из мощных инструментов при запоминании, с помощью которого можно извлекать глубочайшие воспоминания.

Чтобы кратковременная память у детей была лучше, необходимо составить правильный рацион питания. Дети, которые недоедают и соответственно не получают необходимое количество витаминов и минералов, запоминают информацию намного хуже. Поэтому пища ребенка, как и взрослого человека, должна быть богатой на белки (поэтому не нужно с детства прищеплять ребенку вегетарианство) и сахар (полезный сахар, чтобы не провоцировать переедание и ожирение) и включать витаминные добавки.

Кроме этого интеллектуально направленные занятия с ребенком нужно проводить непродолжительными отрезками, например по 15-20 минут с переводом внимания ребенка на другой вид деятельности. Вместе с этим ребенок должен отдыхать от интеллектуальной деятельности, заниматься двигательной активностью и получать физическую нагрузку. Активные игры и физкультура улучшают кровоснабжение мозга, что в свою очередь, активизирует кратковременную и долговременную память.

Долговременная память

Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.

Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации, заранее не определенный период. Она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти, где припоминание не требуется (поскольку то, что только что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти оно необходимо всегда, так как связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания.

При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.

Для сохранения информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е. на то, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.

Двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека и особенно необходима в тех видах деятельности, занятия которыми требуют от человека довольно сложных форм движений.

Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение длительного времени "видеть" отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов; она чрезвычайно важна для людей всех профессией, особенно сотрудников ОВД, художников, конструкторов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных. Она необходима музыкантам, филологам, людям, изучающим иностранные языки.

Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала. Данным типом памяти нередко обладают научные работники, преподаватели.

Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.

Кроме названных, есть и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая.

Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в запоминании и воспроизведении материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение материала, которое происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой мнемической задачи (задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение материала). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует от человека волевых усилий.

В структуре памяти можно выделить два вида мнемических способностей, имеющих различные физиологические механизмы: способность к запечатлению и способность к смысловой переработке информации. Оба вида мнемических способностей оказывают влияние на успешность усвоения знаний, однако большую роль играет способность к переработке информации, характеризующая тесное единство процессов памяти и мышления.

Основные характеристики кратковременной памяти

Средний объем кратковременной памяти весьма ограничен: это 7+/- 2 единицы интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохраняться в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем так называемой механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.

С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.

Благодаря кратковременной памяти перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузка долговременной памяти излишними сведениями.

Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго в ней отложиться только то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: