Медиатека и библиотека в доу описание. Библиотека в детском саду - центр развития творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

Юркова Е. В.
заведующая Центром поддержки чтения
Рязанской ОДБ

В современном обществе многие учреждения и организации занимаются воспитанием, развитием и образованием детей дошкольного возраста. Специфика детских библиотек позволяет нам стать полноценной частью развивающей среды ребенка. Опыт многих библиотек разнообразен и достаточно интересен. Хочется рассказать о том, как наша Рязанская областная детская библиотека решает проблемы приобщения и вхождения дошкольников в книжную культуру.

Поскольку основная часть читателей-дошкольников является воспитанниками детских дошкольных учреждений, мы свою работу строим совместно с детскими садами.

Эта работа строится на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и воспитателями и родителями.

Чтением, если постараться, можно увлечь ребенка в любом возрасте, но желательно это сделать ещё в дошкольном. В это время дети скорее слушатели, чем читатели, поэтому именно от взрослого зависит, станет ли общение с книгой для них необходимостью. К сожалению, не все родители это понимают, поэтому мы решили взять на себя эту миссию и создали программу по работе с дошкольниками «Познай мир с книгой». Цель программы – создание условий для становления думающей, эмоциональной, эрудированной личности через приобщение к активному чтению.

Программа осуществляется на базе детского сада № 138 при поддержке заведующей и методиста. Для занятий была оборудована уютная комната сказок с мягкими диванами, зимним садом, фонтаном, игрушками, аудио- видеотехникой.

В рамках программы ведется работа с родителями: выступления на родительских собраниях, посвященных приобщению к чтению детей, выпускаются информационные листки, рекомендательные списки. В детском саду работает мобильная библиотека, откуда родители и дети могут брать книги на дом.

В рамках программы проведен и смотр-конкурс на «Лучший книжный уголок». Воспитатели каждой из 10 групп организовали свои уголки так, что ребенок может не просто посмотреть, почитать (если умеет) книгу, но и поиграть с ней. Все уголки оформлены с соблюдением всех критериев конкурса. В них отобразилось все творческое многообразие как педагогов, так и детей.

Форма каждого занятия зависит от темы. Может быть использована игровая или проблемная ситуация, демонстрация наглядного материала (предметов, игрушек,

рисунков), иллюстрирование художественных произведений, пересказывание, заучи-

вание стихотворений, беседа по прочитанному, показ мультфильмов.

Изучение творчества К. Чуковского переросло в большой проект, включающий в себя рассказ о жизни писателя, литературную викторину, конкурс рисунков и даже мюзикл «Муха-Цокотуха». Кстати, этим спектаклем дети поздравляли нас с 90-летием библиотеки.

Знакомство с творчеством современных рязанских писателей тоже проходит необычно. Во-первых, дети заранее знакомятся с произведениями писателей, разучивают стихи, рисуют понравившихся героев. На встречах звучит не просто монолог писателя, а происходит живое общение с детьми. Ребята с автором ставят моментальные спектакли, поют песни, делятся своими впечатлениями. После встречи с поэтом Евгением Наумовым родилась идея создать рукописную книгу неизданных стихотворений. Так появилась книга «Ткач-паук и портниха-зайчиха» с иллюстрациями детей.

Уже есть первые результаты выполнения нашей программы. Мы ими гордимся. Около 50% детей старшего дошкольного возраста детского сада № 138 являются читателями библиотек города.

Все выпускники детского сада № 138 и большинство детей старшей группы умеют и любят читать. Уже стало доброй традицией проводить праздник «В добрый путь» для выпускников этого садика в библиотеке.

А главный результат работы по программе и достижение нашего сотрудничества – это то, что руководство детского сада выбрало направлением деятельности обучение и воспитание детей через художественную литературу.

В отделе обслуживания дошкольников и младших школьников на протяжении последних лет работают две библиотечные программы для детей дошкольного возраста. Программа «Люблю читать» направлена на приобщение дошкольников к чтению, программа «Чтоб в ваш дом не пришла беда» учит основам безопасности. Программы осуществляются на базе ДОУ № 1, 15, 17, 20 г. Рязани.

С сентября по май дважды в месяц сотрудники отдела осуществляют выход в детские дошкольные учреждения для проведения мероприятий. В группах работают внестационарные библиотечки, из которых родители вправе выбрать интересующую книгу для своего ребенка и взять ее на дом. В рамках программ осуществляется выпуск информационных листков для родителей, которые вывешиваются на «Уголке для родителей». Темы листков: «Как вести себя в машине», «Продукты полезные и не очень», «Здоровый сон», «Знакомьтесь! Новые имена в детской литературе», «Сказки Тамары Крюковой» и др.

В рамках программы «Чтоб в ваш дом не пришла беда» проводятся мероприятия по обучению детей правилам дорожного движения, формированию таких понятий, как безопасность, осторожность, самосохранение, воспитание наблюдательности и внимательности. Темы мероприятий: «Один дома: основы безопасности в квартире», «Дорога – не место для игр», «Безопасная прогулка», «Знакомые незнакомцы: правила общения с домашними животными», «Что мы едим» и др.

Программа «Люблю читать» призвана привить любовь детей к книге с раннего возраста, с помощью книги воспитать в подрастающем поколении моральные, нравственные и духовные качества. В рамках программы проходят громкие чтения, обсуждение прочитанного, беседы о писателях, литературные игры и викторины, творческие занятия. Ежегодно темы мероприятий обновляются и приурочиваются к юбилеям русских и зарубежных детских писателей.

Специально для самых маленьких читателей в стенах библиотеки проводятся праздники: осенью – «Праздник урожая», который предваряет знакомство с библиотекой, ее структурой и правилами пользования, зимой – новогодние утренники, на которые дошколята приглашаются вместе с родителями. Каждый утренник проходит в виде театрализованной интерактивной игры, на которой дети узнают полезную информацию, участвуют в конкурсах. Завершает праздник сладкий стол.

Очень популярен среди дошколят «Праздник книжки для малыша и малышки». Праздник проводится в Международный День детской книги. Каждый год он посвящается юбилею какого-либо писателя. В 2012 году состоялось литературное путешествие по творчеству К. Чуковского (к 130-летию писателя).

17 мая детское издательство «Розовый жираф» проводило IV Международный День чтения. Наша библиотека впервые стала его участником. Воспитанники из ДОУ № 138 и 18 с удовольствием слушали и выполняли задания по книге Ш. Силверстайна «Полтора жирафа».

Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время очень ответственное, требующее от специалистов нашей сферы творческого проживания. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению. Ведь именно каким будет знакомство маленького человечка с книгой, библиотекой, библиотекарем зависит будущее. Перерастет это в крепкую дружбу на всю жизнь, или это будут формальные встречи по делу.

Светлана Мельникова

В связи с тем, что 2015 год был объявлен годом литературы, мы решили создать в группах мини-библиотеки , по типу мини-музеев .

В качестве нестандартного метода приобщения дошкольников к литературе мы создали в группе детскую мини-библиотеку . Мини -библиотеки создавались по определенной теме, у каждой группы была придумана своя вводная часть, в зависимости от возраста детей.

Литература – наиболее доступный в воспитательно-образовательном отношении вид искусства. Ее доступность обусловлена родным языком. Детская художественная литература, призвана развивать у читателя чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. Художественная литература служит средством умственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня : низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В нашей группе была создана «Мульти-пульти библиотека» , в ней представлены сказки, по которым сняты отечественные мультфильмы. Такая тема выбрана не случайно, все дети очень любят смотреть мультфильмы, и когда ребята встречаются с героями мультика на страницах книги, на мой взгляд повышается интерес к литературе. Посетители библиотеки имели возможность взять понравившуюся книгу и вместе с воспитателем прочитать ее. Кроме того дети, которые приходили в нашу мини -библиотеку смогли познакомиться с диафильмами.

Публикации по теме:

Не только мне, но и родителям, хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту, поэтому своим воспитанникам я прививаю любовь.

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения» Содержание 1. Общие положения проекта…. 3 1.1. Обоснование актуальности проекта…. 3 1.2. Принципы.

Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организация НОД с детьми Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организации НОД с детьми. Подготовила воспитатель: Людмила Федоровна Сучкова.

Наш детский сад работает по музейной педагогике. В группах созданы мини-музеи разной тематике, Начиная со средней группы дети вместе с воспитателями.

Традиционно на территории детского сада создаётся мини-огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка.

Традиции и обычаи народов России Мини проект Тема: «Масленица» Цели: познакомить детей с праздником Масленицы; расширять знания и представления.

Все люди, и дети, и взрослые с приходом весны ждут солнышка, тепла, зелени. Хочется поскорее отправиться в сад или огород, подышать воздухом,.

В нашей группе организован специальный уголок (мини-музей) по приобщению к истокам русской народной культуры. К пополнению мини-музея широко.

Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть Зицер Наталья

Библиотека в детском саду

Библиотека в детском саду

В наши дни ребенок осваивает пульт от телевизора раньше, чем начинает ходить. Малыш уверенно орудует мышкой от компьютера задолго до того, как научится читать.

Несмотря на то что в наше время в жизни человека огромную роль играют компьютеры, телевизоры и другие электронные средства передачи информации, книга все же не перестает быть важной частью нашего мира. Развитие и образование не может происходить без знакомства с литературным материалом. Поэтому в детском саду обязательно должна быть библиотека, хотя бы маленькая. Речь не идет об отдельном помещении со стеллажами и картотекой, достаточно одного стеллажа, в котором живут книжки. Также как игрушки и игры, книги должны находиться в доступном месте, так, чтобы каждый мог подойти, взять книжку с полки, открыть ее и прочитать или посмотреть картинки.

В книжных магазинах огромный выбор детской литературы, просто глаза разбегаются. Что же выбрать для детского сада? Лучше начать с детской классики: Чуковский, Маршак, Носов, Успенский… Стоит выбирать яркие, современные издания. Важно обратить внимание на качество печати и бумагу. Книги в твердой обложке, отпечатанные на плотной бумаге, проживут дольше. Слишком толстые сборники типа «Лучшие сказки» или «Самые любимые сказки» трудно держать в руках из-за их солидного веса.

Не стоит сразу покупать полный набор детской литературы – лучше это делать постепенно в течение года, тогда появление в библиотеке новой книги станет приятным событием в жизни детского сада. Можно попросить каждого из родителей принести в садик по несколько детских книг, наверняка они сделают это с удовольствием.

Из книги Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Организация проектной деятельности в детском саду Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш,

Из книги Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Петрова Вера Ивановна

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Из книги Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Из книги Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет автора Губанова Наталья Федоровна

Наталья Федоровна Губанова Игровая деятельность в детском

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Глава 13. Как устроен день в детском саду На примере того, как устроен день, легче всего понять, что происходит в детском саду: во сколько начинается завтрак, в какое время проходят занятия, сколько времени отводится на прогулку и дневной сон.Один из первых вопросов,

Из книги Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Куцакова Людмила Викторовна

Детские дни рождения в детском саду Для многих людей день рождения – самый любимый праздник. Стоит заранее подумать о том, как будут проходить дни рождения в вашем детском саду. Можно назначить определенный день недели, в который отмечаются дни рождения, и сообщить об

Из книги Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Степаненкова Эмма Яковлевна

Праздники в детском саду В течение учебного года есть несколько прекрасных поводов для того, чтобы устроить праздник в детском саду, например Новый год или Восьмое марта. На праздник можно пригласить родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер. Как правило,

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Закон «Об образовании» Российской Федерации.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.Давыдов В. В., Петровский В.А. и др.

Из книги Как вести себя в детском саду автора Шалаева Галина Петровна

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка Определение и специфика подвижной игры Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с

Из книги Как отучить ребенка плеваться едой автора Васильева Александра

Первые дни в детском саду Если вы правильно и своевременно начали готовить свое дитятко к детскому саду, то огромных проблем быть не должно.1. Примерно за недельку до того момента, как вы поведете карапуза «на его работу», можете начинать разговоры о райском уголке, где

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Как вести себя в детском саду Я сейчас вам расскажу, Как вести себя в саду, Как с ребятами дружить, Как без грусти день

Из книги автора

В детском саду не плачь о маме Мама серого Котёнка В детский садик привела. Но пушистого ребёнка Успокоить не могла. Стал мяукать он, цепляться Лапкой за её подол, Не хотел в саду остаться, В группу он никак не шёл. Нет, не стоит так, ребята, Громко плакать

Из книги автора

Не привередничай и ешь всё, что дают в детском саду За столом Кроты сидят, Нос воротят, не едят: – Эту кашу не хотим! Чёрный хлеб мы не едим! Дайте лучше чаю нам, Бедным маленьким Кротам! Я напомню об одном: Не кривляйтесь за столом, Не капризничайте

Из книги автора

Ребенок не ест в детском саду Хотя с местами в детских садах до сих пор есть проблемы, все же большинство детей проводят несколько лет перед школой в одном из этих заведений. И вот ваш домашний мальчик или девочка собираются в сад. Один из главных вопросов, тревожащих любую

Из книги автора

Как в детском саду следует относиться к непослушанию Прежде всего не считать такое поведение патологией. Конечно, непослушные дети мешают работе группы. Но проблема эта рабочая, то есть технически-педагогическая. При 25 детях в группе воспитателю необходимо заботиться о

Программно-методическое обеспечение в МБДОУ «Детский сад «Тополек»

& Общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования «От рождения до школы» /Н.Е. Вераксы, Васильева М.А., Комарова Т.С.

& Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет «Кроха» /Г. Г. Григорьева

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

· Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика

· Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 1 года до 3 лет. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

· Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

· Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

· Соловьева Н.И. Здоровый образ жизни. – М.: Школьная пресса, 2007.

· Меличева М. Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. – Санкт-Петербург, 2007.

· Шукшина С.Е. Я и мое тело. – М.: Школьная пресса, 2004.

· Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия. Подготовительная к школе группа детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

· Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

· Н.А. Симон Зимние физкультурные традиции. Для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2006.

· Литвинова Н.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни

· Рукова М.А. Движение день за днем. Комплексы упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Линия-Пресс, 2007.

· Фомина Н.А. Сказочный театр физической культуры. Физические занятия в музыкальном ритме сказок. Волгоград. Издательство «Учитель», 2013

· Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Социально-коммуникативное развитие:

· Казакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

· Петрова В.М., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

· Вичникова Г.И. Социальное развитие и окружающий мир. – М.: Творческий цент, 2009

· Пелькова Л.А. Развитие игровой активности. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.

· Волкова Е. Играем в ученых. – Новосибирск: Сибирский универсальное издательство, 2008.

· Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). – М.: УЦ Перспектива, 2011.

· Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М: Мозаика-Синтез, 2008.

· Кондрыкина Л.А. С чего начинается Родина?. – М.: ТВ Центр, 2004.

· С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: «Творческий центр», 2004 г.;

· В.В. Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. – Издание 3-е, переработанное. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009 г.;

· Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко Наследие. И быль и сказка.: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры – М.: Обруч, 2011г.;

· О.Н. Баранникова Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007 г.;

· Т.И. Подрезова Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.;

· Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007 г.;

· Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Дрофа, 2010

· С.А. Козлова Мы имеем право: учебно-методическое пособие для педаг. коллективов ДОУ. – М.: Обруч, 2010 г.;

· Т.В. Шепелева Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – Волгоград: Учитель, 2009 г.;

· Л.Б. Дерягина Моя Родина Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007;

· Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью: Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006;

· Воспитательная система «Маленкие россияне» / Под общей редакцией Т.И. Оверчук. – М.: «Мозаика-Синтез», 2007;

· Сахалин – наш общий дом: Из опыта МДОУ № 2 «Березка» г. Южно-Сахалинска. Методическое пособие / Под ред. Л.Г. Гилерович, Е.В. Шумина. – Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2009;

· Воспитатель дошкольного образовательного учреждения: практический журнал, № 4 2010 г.;

· Методист дошкольного образовательного учреждения: научно-методический журнал, № 6 2010 г.;

· Дошкольное воспитание: научно-методический журнал, № 8 2007 г.;

· Дошкольная педагогика: Петербургский научно-практический журнал, № 2 (67) /февраль/ 2011;

· Игра и дети. Для родителей и педагогов. Журнал, № 6 2007.

Методические пособия

· Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Куцакова Л.В. Конструирование и ручной трудв детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Работа с родителями

· Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Школа Семи Гномов. Четвертый год (12 книг для работы с детьми от трех до четырех лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Школа Семи Гномов. Пятыйгод (12 книг для работы с детьми от четырех лет до пяти лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Школа Семи Гномов. Шестойгод (12 книг для работы с детьми от пяти до шести лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Школа Семи Гномов. Седьмой год (12 книг для работы с детьми от шести до семи лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

& Безопасность: программа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

· Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Журнал – Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2002.

· Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

· Белая К.Ю. Как обезопасить дошкольников. – М., 1998.

· Стеркина Р.Б. журнал – Дошкольное воспитание, №3, №4 , 1997

Познавательное развитие:

Продуктивная (конструктивная) деятельность:

Методические пособия

· Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материалав подготовительной к школе группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Развитие элементарных математических представлений:

Методические пособия

· Арапова-Пискарева Н.А., Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Рабочие тетради

· Денисова Д. Математика для дошкольников. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Денисова Д. Математика для дошкольников. Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Плакаты большого формата

· Цвет – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Форма – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Цифры – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Формирование целостной картины мира

Методические пособия

· Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: 2002

· Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

· Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

· Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второймладшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Наглядно-дидактическиепособия

Серия «Мир в картинках» (предметный мир)

· Автомобильный транспорт. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Водный транспорт.– М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Музыкальные инструменты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Спортивный инвентарь. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Серия «Мир в картинках» (мир природы)

· Домашние животные. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Животные жарких стран. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Космос. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Морские обитатели. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Овощи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Фрукты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Цветы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Серия рассказы по картинкам

· Времена года. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зима. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Осень. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Весна. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Лето. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Репка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зимние виды спорта. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Распорядок дня. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Великая Отечественная война в произведениях художников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Профессии. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

& Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева

· Николаева С.Н.Экология в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2002

· Николаева С.Н.Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993

· Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2006

· Николаева С.Н.Воспитание экологической культуры. – М.: Новая школа, 1995

· Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

· Николаева С.Н.Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М: Педагогическое общество России, 2005.

· Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2005

· Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

· Николаева С.Н. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

· Здоровый малыш / Береснева З.И.

Речевое развитие

Методические пособия

· Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Наглядно-дидактические пособия

· Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Занятия с детьми 2-3 лет. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Серия«Грамматика в картинках»

· Антонимы. Прилагательные. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Говори правильно. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Многозначные слова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Один-много. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Словообразование. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Плакаты большого формата

· Буквы. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Рабочие тетради

Старшая группа

· Денисова Д. Прописи для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Подготовительная к школе группа

· Денисова Д. Прописи для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Методические пособия

· Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Книги для чтения

· Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В.В. Гербова, П.Н. Ильчук и др. – М., 2005.

· Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 года / Сост. В.В. Гербова, П.Н. Ильчук и др. – М., 2005.

· Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 года / Сост. В.В. Гербова, П.Н. Ильчук и др. – М., 2005.

Художественно-эстетическое развитие:

Методические пособия

· Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М., 2005.

· Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Зацепиной. – М., 2005.

· Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М., 1990.

· Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

· Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. – М.:Аркти, 2003.

· Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

· Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

· Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

· Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,1961.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках »

· Филимоновская народная игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Городецкая роспись по дереву. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Полхов-Майдан. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Каргополь – народная игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Дымковская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Гжель. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Плакаты большого формата

· Гжель. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Полхов-Майдан. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Филимоновская свистулька. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Хохлома. Изделия. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Хохлома. Орнаменты. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Рабочие тетради

· Волшебный пластилин. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Городецкая роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Методические пособия:

· Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. – М., 2004

· Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Костина Э.П. Музыкальные дидактические игры. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010 г.

Нина Маклагина

Подготовительная к школе группа

Паспорт проекта

Проблема : снижение интереса к чтению в России

Актуальность проекта .

Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке . Именно библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям - дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную детскую энергию , которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.

Тип проекта : познавательно - творческий, долгосрочный

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, работники библиотеки , родители.

По длительности – долгосрочный

Период проведения : сентябрь 2015 года – апрель 2016 года

Цель проекта : способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей , семейным клубом «Почемучки»

Задачи :

Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса : педагогов, работников библиотеки , детей, родителей;

Сформировать у детей интерес к библиотеке ;

Способствовать зарождению традиции семейного чтения

Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;

Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей

Способствовать развитию памяти, речи, внимания.

Предполагаемые результаты :

пробудить у детей интерес к общению с книгой;

расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека ;

сформировать банк методических материалов по теме проекта ;

пополнить развивающую среду в группе;

повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

установление тесного сотрудничества между социальными партнерами : библиотекой , педагогом и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.

Необходимое оборудование : книги, репродукции иллюстраций знаменитых художников – иллюстраторов, книжные полки, столы, ТСО

Продукт проекта : Сюжетно ролевая игра «Библиотека » ; презентация; досуг «Самая читающая семья»


Перспективный план проекта

Первый этап - организационный (подготовительный) – сентябрь 2015 г.

Деятельность педагога, детей, родителей.

1. Заключение договора с библиотекой на совместную деятельность;

2. Подбор анкет для родителей и беседа - опрос с детьми «Моя любимая книга» Участие в беседах

3. Анкетирование родителей «Семейное чтение»

4. Ежедневное чтение произведений художественной литературы

Организация книжного уголка «Мир книги» . Подбор книг с произведениями детских писателей по программе

Работа по приобщению ребят к книге делится на блоки : работа с библиотекой , взаимодействие с родителями, совместная деятельность с детьми :

1. Участие в международном конкурсе рисунков к 110-летию А. Барто «Наша Таня громко плачет…» ТЦ «Светлячок» ;

2. Экскурсия в библиотеку ;

3. Консультации для родителей;

4. Визиты сотрудника библиотеки в группу с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами, детскими писателями , новинками детских журналов ;

5. Викторина по сказкам К. И. Чуковского;

6. Оформление стенда в ДОУ «Книга - наш друг и учитель» ;

7. Выставка совместных с родителями детских работ по сказкам А . С. Пушкина;

8. Проведение праздника в детской библиотеке «Здравствуй, старый Новый год!» ;

9. Подготовка и показ кукольного театра по сказке «Репка» ;

10. Участие в литературных викторинах по творчеству Н. Носова, В. Бианки;

11. Тематическая выставка в книжном уголке «Мой любимый сказочный герой» ;

12. Совместное оформление папок-передвижек «Художники – иллюстраторы детских книг : Е. Рачёв, В. Лебедев, В. М. Конашевич и др. ;

13. Проведение тематического дня в библиотеке «Истории Донского края» ;

14. Праздник «Масленица на Дону» ;

15. Работа с родителями по создание читательского абонемента своему ребенку.


Третий этап работы - завершающий - апрель 2016 г.

1. Конкурс «Папа, мама, бабушка и я – читающая семья» ;

2. Конкурс читательских абонементов «Самый читающий ребенок» ;

3. Проведение повторного анкетирования с детьми, с родителями;

4. Оформление результатов проекта презентацией , представление презентации проекта детям , родителям, педагогам.



Публикации по теме:

Форум воспитателей Ленинградской области в рамках проекта "Детские сады-детям"организованного партией "Единая Россия"В этом году я принимала.

Группа № 4 МАДОУ № 117 г. Сыктывкара заключила договор с филиалом городской библиотеки № 18 о совместной работе по воспитанию детей и привития.

В рамках реализации совместного плана работы с библиотекой № 18, группа № 4 г. МАДОУ № 117 Сыктывкара посетили презентацию «Джозеф Редьярд.

2 апреля в Горбунковском доме культуры состоялось награждение победителей конкурса «Детские сады-детям» «Единой России» в Ленинградской.

Проект «Детские игрушки» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта Детские игрушки Состав и возраст проектной группы 24 ребенка группы общеразвивающей направленности.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: