Кружковая работа по экологии юный эколог. Учитель начальных классов

Содержание, формы организации экологического кружка «Мой край родной»

Прежде чем преступить к работе по организации кружка была проведена подготовительная работа. Для этого, прежде всего, с помощью почтовых ящиков под названием «Хочу все знать», нами были выявлены интересы детей. Детям было предложено писать свои письма и вопросы, которые их интересуют. Послания были самыми разнообразными. Детей интересовало все: «Откуда появляются тучи?», «Почему цветы закрываются на ночь?», «Почему летом идет град?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Где у рыбы уши?» и т.д. Вопросы были не обычными и интересными, это свидетельствовало о желании детей узнать, об окружающем мире.

Затем, на уроке изобразительного искусства мы предложили детям нарисовать рисунок на тему «Мой родной край». Фантазия учащихся очень богата, поэтому в их рисунках мы увидели речку, зеленый лес, разноцветную поляну и родную улицу, маленький домик и тонкую тропинку, свою школу, и многое другое.

Все рисунки учащихся в конце урока были вывешены на доску, у нас получилась одна большая картина, на которой изображался край очень близкий детским сердцам.

Также мы провели анкетирование родителей и учителей с целью выявить необходимость создания кружка, которое показало, что, как родители, так и педагоги понимают важность и актуальность экологических проблем, в связи с этим родители хотят, чтобы дети занимались в кружке, а учителя хотели бы организовать кружки, но причина в ограниченности во времени и не разработанности проблемы, а также в невысокой заработной плате. Так учителя объяснили отсутствие кружковой деятельности.

Получив данные об интересе детей и желании родителей, мы посчитали возможным разработать программу, содержание и методику кружка «Мой край родной».

Программа кружка «Мой край родной»

«Трогая цветок, мы трогаем звезды.

В конечном счете, природу может

спасти только любовь»

Жан Дорст.

Пояснительная записка к программе кружка «Мой край родной представлена в Приложении. Деятельность кружка очерчена рамками существующей учебной программы начальной школы, направлена на расширение кругозора, формирование устойчивого личного интереса младших школьников к экологическим проблемам, формирование у детей ответственного интереса к окружающей среде, ее защите и улучшению.

Организационные принципы:

· в кружке участвуют учащиеся третьих классов;

· количество участников до 20 человек;

· периодичность занятий 1 раз в неделю.

Формы деятельности: по принципу «от простого к сложному» с акцентом на практическую деятельность и личный опыт детей.

Наблюдения: сезонные и другие:

Занятия в классе и уголке живой природы;

Прогулки на природе;

Творческие задания;

Сюжетные и ролевые игры;

Сюжетные и ролевые игры;

Природоохранные мероприятия;

Знакомство с произведениями искусства о природе.

Систему знаний о природе;

Понимание взаимосвязей, существующих в природе, осознание взаимовлияния природы на человека и человека на природу;

Формирование у детей положительного отношения к природе;

Желание соблюдать правила-запреты, желание беречь и охранять природу.

Большую роль в экологическом воспитании школьников любого возраста играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия животных и растений, но не узнают их в природе. Мы считаем хотя бы частному решению проблемы, может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках нашей программы.

Таблица 1 Программа и тематика кружка «Мой край родной»

Цели и задачи

Возможные формы деятельности

Формируемые знания и умения

Кол-во часов

Что нас окружает

Окно в природу

Цель: обучение детей на примере конкретных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

Экскурсия в окрестности села (лес, речка, поляна т.д.)

Умение оценивать факты взаимодействия человека и природы. Культурное поведение в природе.

Путешествие отосени до зимы

Цель: развитие интереса к познанию природы, открытию ее тайн, формирование представления о целостности и единстве природы, бережного отношения к ней.

Экскурсия по школьному участку

Знание сезонных изменений в жизни растений и животных; взаимосвязи между животными и растениями.

Осенние хлопоты

Задачи: учить детей определять цель работы, трудиться сообща, воспитывать дружеские отношения, формировать умение видеть, где нужна помощь.

Изготовление поделок из овощей и фруктов

Установление причинно-следственных связей в природе, открытие необыкновенного в обычном и знакомом; прогнозирование изменений в природной среде, вызванные вмешательством человека.

Овощные фантазии

Развивать у учащихся творчество, смекалку, терпение, усидчивость, учить совместной деятельности в группе, умение работать с разными материалами и инструментами.

Путешествие (заочное) в мир сезонов и их характерных признаков и явлений.

Сезонные явления

Углубить и обобщить знания детей о сезонных явлениях в природе, причинно-следственных связях; развивать умение устанавливать взаимосвязи в природе

Удивительное рядом

Цель: формировать наблюдательность и навыки исследовательской деятельности, воспитывать чувство восхищения красотой природы.

Установление нарушений в природе, вызванные человеком; правильное пользование водой, электроэнергией; уход за комнатными растениями, распознание, различие их особенностей строения.

Кто это? Что это?

Задачи: формировать убеждение в необходимости природоохранного поведения в быту, бережное отношение к предметам.

Игра, беседа о самых обычных, бытовых явлениях, но с необычным их решением

Забота и внимание, проявляемые к четвероногим друзьям

Необычные, загадочные, ласковые, верные

Поддержать у учащихся интерес к миру животных, воспитывать чувство восхищения, удивления способностями животных.

Беседа о замечательных, верных друзьях.

Откуда родом комнатные растения

Расширить представление детей о комнатных растениях, об особенностях ухода за ними.

Игра - путешествие по миру.

Зеленый друг

Цель: формирование нравственного, экологически ориентированного отношения к растениям как живым существам.

Умение оценивать роль растений в жизни человека и животных, желание постоянно проявлять заботу о растениях. Охранять и бережно относиться к природным богатствам

Путешествие по экологической тропе

Задачи: познакомить учащихся с Красной книгой нашей страны, привить любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Игра - путешествие

Открываем мир

Познакомить учащихся с правилами поведения в природе, многообразием растений родного края

Утренник: «Читаем живую газету»

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры исследуемого объекта; слуховой - слышит шум ветра, шелест листвы и т.д. Вкус позволяет тонко различать соленый и сладкий вкус, вкус клубники и родниковой воды. Осязание - вторые глаза ребенка, он ощущает кору деревьев, крупинки песка. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками звуками ».

Реализация программы кружка «Мой край родной» предполагает разнообразные формы и методы. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, просмотра телепередач, чтения книг. Большое внимание уделяется практической деятельности детей совместно с учителем: проведению наблюдений, опытов игр, озеленению школьного двора и т.д.

Предлагается творческое использование программы кружка педагогом: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Наибольший эффект может быть достигнут при систематической работе с детьми по программе кружка «Мой родной край».

Кружковой курс решает следующие задачи:

1. Расширение экологических представлений детей на материале, кратком и доступном детям младшего школьного возраста. Обеспечение более глубокого усвоения, закрепления и дальнейшего развития представлений об окружающем мире.

2. Организация разнообразной практической и исследовательской деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

3. Воспитание в процессе работы экологической ответственности младших школьников.

В работе кружка мы используем разнообразные методы: экскурсии, наблюдения, опыты, практические работы. Все эти методы мы применяем таким образом, чтобы обеспечить наибольшую активность детей, заинтересованность работой, развитие самодеятельности, наблюдательности и мышления.

Каждое занятие состоит из двух частей, первая из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранных и нравственных понятий, воспитание соответствующих чувств. Вторая вносит элемент внимательности, повышая активность ребенка. Это конкурсы, викторины, рисование по теме, а также практическая деятельность по изучению и улучшению состояния окружающей среды.

Каждый член кружка ведет дневник наблюдений по теме. В дневнике ведутся записи, зарисовки и выписки из книг. В основе работы детей лежат собственные наблюдения, но это не значит, что до всего дети должны дойти сами, на основе своего личного опыта. Они должны уметь использовать в своей работе и опыт других детей.

Кружок не замыкается в рамках текущей повседневной работы. Он освещает работу в школьной стенгазете, на школьных вечерах, проводит общественные компании. Результаты наблюдений по теме оформляются в виде коллекций, гербариев, наглядных таблиц, и т.д. Почувствовать окружающий мир, выявить взаимосвязь между различными объектами и явлениями, деятельностью человека и природой позволяют экскурсии в природу. Полученный материал анализируется, систематизируется и обсуждается на занятиях кружка. В целях расширения кругозора, углубления знаний краеведческого систематически проводим экскурсии в музей. Одним из существенных компонентов экологического воспитания мы считаем игру, так как игра - не только развлечение, а еще и особый метод вовлечений подростков в творческую деятельность. Увлекательные состязания, игровые конкурсы, которые мы проводим постоянно, - это прекрасная возможность вовлечения в экологическую работу большого числа учащихся. Кружок «Мой край родной» - это одна из форм внеклассной работы, которая позволяет охватить максимальное количество учащихся, помочь им наиболее полно реализовать свои способности, выявить среди них наиболее эрудированных. Участие учащихся в кружке побуждает у них интерес к познавательной деятельности, активизирует процессы самообразования, формирует чувства коллективизма и товарищества. Экологический кружок - эффективный способ воспитания у учащихся любви к Родине, укрепление физического и психического здоровья, развитие их эстетических и нравственных качеств. Процесс экологического воспитания детей начальных классов средней школы постоянно совершенствуется и развивается в том числе и в процессе кружковой работы. Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического воспитания и образования, в рамках кружка «Мой край родной», опытным путем определить значение такой работы в повышении уровня экологической воспитанности младших школьников.

экологический воспитание кружок школьник

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
  • воспитание понимания эстетической ценности природы;
  • развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к окружающему миру;
  • нравственное развитие личности, воспитание чувств;
  • научить учащихся пользоваться научной литературой;
  • научить любить природу, правильно её использовать;
  • раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
  • воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Луганская средняя общеобразовательная школа I – III ступеней № 18

Рассмотрено и утверждено

на педагогическом совете

«___» __________ 2014 г.

Директор школы _________ О.В. Гонтарь

ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

Программу составила

руководитель кружка Карасёва И.Д.

Пояснительная записка

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

Экология – это наука о нашем общем доме, в котором живем все мы – и люди, и животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.

Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается.

Программа кружка рассчитана на группу учащихся 7 класса , содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
  • воспитание понимания эстетической ценности природы;
  • развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к окружающему миру;
  • нравственное развитие личности, воспитание чувств;
  • научить учащихся пользоваться научной литературой;
  • научить любить природу, правильно её использовать;
  • раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
  • воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные направления работы по программе:

познавательно-исследовательское:

  • подготовка исследовательских проектов;

духовно-творческое:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • театрализованные представления;

просветительское:

  • проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
  • изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
  • выпуск газеты «Экологический патруль»
  • выступления агитбригады перед учащимися школы;

природоохранное:

  • создание и уход за комнатными растениями, домашними животными;
  • изготовление скворечников и кормушек;
  • охрана птиц;
  • озеленение классных комнат;

туристско-оздоровительные:

  • разработка экологических тропинок;
  • экскурсии экологическими тропами;
  • День здоровья.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Режим занятий : 70 часов - двухчасовые занятия раз в неделю.

Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:

  • познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
  • бережное отношение к природе;
  • творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
  • самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
  • духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.

К концу года учащиеся должны знать:

  • предмет изучения экологии, основные законы экологии;
  • связь между человеком и природой;
  • многообразие экологических групп комнатных растений;
  • основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
  • природу родного края;
  • связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь :

  • изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • осуществлять систематический уход за живыми организмами;
  • изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • прокладывать маршрут экологической тропы;
  • уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
  • изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
  • участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.

Формы подведения итогов:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • листовки, буклеты, газеты;
  • тематические альбомы;
  • театрализация.

Ориентировочный тематический план

№ темы

Название раздела

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Экскурсии

Итого

Комплектование группы

Вступление

Взаимосвязи в природе

Природа в жизни человека

Уникальный мир живой природы

Охрана природы

«Зелёными» тропами

Всего часов

Вступление (4 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

Практические занятия:

  1. Создание «Уголка природы»

Тема 1. Взаимосвязи в природе (10 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки

Практические занятия:

  1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
  2. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

Экскурсии:

  1. «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала

Тема 2. Природа в жизни человека (14 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах

Практические занятия:

  1. Составление памяток за растениями в классной комнате

Экскурсии:

1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»

Тема 3. Уникальный мир живой природы (10 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.

Практические занятия:

  1. В гостях у Флоры
  2. В гостях у Фауны

Тема 4. Охрана природы (20 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта

Практические занятия:

  1. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»
  2. Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!»
  3. Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес»
  4. Подготовка и проведение музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

Тема 6. «Зелёными» тропами (10 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы

Практические занятия:

Экскурсии:

  1. Экологическая тропа нашей школы
  2. День здоровья

Календарно-тематическое планирование

(70 часов; 2 часа в неделю)

Комплектование группы – 2 часа – 06. 10. 2014, 07. 10. 2014

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

ВСТУПЛЕНИЕ (4 часа)

Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка

Правила поведения в природе. Экологические знаки. Инструктаж по ТБ во время экскурсий

Практическое занятие. Изучение календаря экологических дат

14. 10

Практическое занятие. Оформление «Уголка природы»

20. 10

ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (10 часов)

Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени

Экскурсия. Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала

Народный календарь

Народные приметы, связанные с поведением живых организмов

Практическое занятие . Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

14. 11

Практическое занятие . Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

21. 11

ТЕМА 2. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (14 часов)

30 ноября – Всемирных день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними

Практическое занятие. Оформление выставки «Наши маленькие друзья»

Практическое занятие. Путешествие на родину комнатных растений

Практическое занятие. Изучение растений классного зелёного уголка

Практическое занятие . Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате

12. 12

Цветы в легендах и мифах. Практическое занятие. Составление цветочного календаря

19. 12

Экскурсия . Зимующие птицы.

Акция «Накормим птиц!»

26. 12

ТЕМА 3. УНИКАЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (10 часов)

Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники, подушки, обереги

16. 01

Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия

23. 01

Ягоды и грибы. Основные правила сбора. Профилактика отравлений

30. 01

Практическое занятие . В гостях у Флоры

Практическое занятие . В гостях у Фауны

ТЕМА 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ (20 часов)

Рациональное природопользование. Природные ресурсы. Практическое занятие . Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»

13. 02

Практическое занятие . Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!»

20. 02

Практическое занятие

27. 02

Практическое занятие . Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

06. 03

Практическое занятие . Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

13. 03

Практическое занятие . Театрализация экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

20. 03

Практическое занятие.

27. 03

Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

10. 04

Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

17. 04

Практическое занятие. Музыкально-литературная композиция «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

24. 04

ТЕМА 6. «ЗЕЛЁНЫМИ ТРОПАМИ» (10 часов)

Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления.

30. 04

Практическое занятие. Оформление паспорта экологической тропы

08. 05

Практическое занятие. Составление экологической тропы нашей школы

15. 05

Экскурсия . Экологическая тропа нашей школы

22. 05

Итоговое занятие.

Экскурсия . День здоровья

29. 05

Литература

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997.
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 1998.
  3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Ярославль: «Академия развития», 1997.
  4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995.
  5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
  6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.
  7. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 1997.
  8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 1971 г.
  9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
  10. Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005.
  11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
  12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г.
  13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007.
  14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
  15. Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
  16. Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
  17. «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК»

Пояснительная записка

Данная программа составлена учителем физики МБОУСОШ №5 Чуждановой Е.Н. на основе примерной программы экологических кружков, государственного образовательного стандарта, Закона «Об образовании» и других нормативных документов.

Развитие технического мира и общества приводит к возникновению многих экологических проблем. Необходимым условием их эффективного решения является экологическое образование учащихся.

Человечество радуют стремительные открытия в науке, технике, современных технологиях. На фоне этих положительных изменений, увеличивается нагрузка на окружающую среду. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы воспитать то поколение, которое будет знать, что каждое неосторожное движение тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 4-11 классов, содержание и структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

Содержание программы построено таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.

В течение всего курса предусматриваются несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение природы родного края, Земля и космос, Человечество на Земле, современные проблемы охраны природы и экологическая перспектива, Будущее планеты Земля.

Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливым других.

На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

    Учащиеся приобретают новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

    Антиалкогольные и противоникотиновые вечера помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.

    Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (в КВН - взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и др.)

    1. При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ.

    2. Внеклассная работа способствует выявлению одаренных детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока.

Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребенка и его руководителя.

Самое главное в общении с детьми - это их доверие, только в этом случае ребенок раскроется, и вы поймете: перед вами одаренный ребенок.

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка, является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты и физкультминутки. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также дает возможность быть успешным в центре внимания. Так как кружок посещают учащиеся разного возраста, программа построена таким образом, чтобы учесть интересы каждого кружковца.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно-полезную направленность. Все это дает огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, умению выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно-полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

Основная задача работы кружка – содействие удовлетворению детской любознательности.Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. На заседаниях кружка я стараюсь создавать творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой работе, поощрять творческие проявления учащихся, стремление к поиску.

Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять.

Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Цель: создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.

Образовательная:

Формирование системы экологических знаний, экологической культуры.

Систематизация знаний по экологическим проблемам Ростовской области.

Анализ экологических проблем Ростовской области и России.

Развивающая:

Развитие диалектического мышления.

Развитие кругозора, воли, наблюдательности, памяти, внимания.

Развитие умений и навыков, необходимых для проведения исследований.

Развитие межвозрастного взаимодействия и обучения.

Воспитательная:

Воспитание чувства ответственности за свои действия, поступки в окружающей среде, экологическим проблемам.

Выработать основные правила поведения в природе.

Задачи:

1. продолжить развитие у учащихся представления об основных закономерностях развития живой природы;

2. расширить и углубить знания учащихся в области естественных наук (биологии, экологии, химии, географии);

3. формирование у учащихся навыков научно – исследовательской деятельности;

4. продолжить развитие у учащихся творческих способностей, внимательности, любознательности;

5. продолжить воспитание бережного отношения к природе;

6. проведение природоохранной деятельности;

7. проведение профориентационной работы.

Режим занятий:

Место проведения

Понедельник

Среда

Кабинет №31

14.10-14.50

15.00-15.40

14.10-14.50

15.00-15.40

Основные формы и методы организации изучения курса

Рассказ, беседа, сюжетная игра (суд, путешествие, агитбригада, калейдоскоп, конференции и т.д.), экскурсии, практические работы, наблюдения, опыт, исследования, проектирование, конкурсы, операции, акции.

Принципы обучения

Принцип научности;

Принцип связи обучения с жизнью;

Принцип систематичности и последовательности к обучении;

Принцип доступности;

Принцип наглядности;

Принцип сознательности и активности учащихся.

Общие сведения о кружке

Вид кружка

Переменного состава

Количество членов кружка

30 человек

Возрвст кружковцев

9-17 лет

Количество занятий

4 часа в неделю, 124 часа за учебный год

Место занятий

МБОУСОШ №5, кабинет №31

Прогнозируемый результат.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Понятия экология, экологическая культура, экосистема, здоровый образ жизни;

Роль природы в жизни человека;

Особенности экологической обстановки Забайкальского края;

Последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почву, растительный и животный мир.

Охраняемых животных и растений Забайкальского края и России

Учащиеся должны уметь:

Самостоятельно планировать, работать, анализировать и оценивать результаты деятельности;

Уметь проводить наблюдения за состоянием воды, воздуха, почвы, растений и животных;

Уметь решать творческие задачи;

Уметь давать оценку результатов деятельности людей, применять знания на основе нравственных принципов;

Делать выводы и проводить анализ результатов своей деятельности;

Пропагандировать идеи экологии;

Уметь представить творческий отчёт в доступной и разнообразной форм.

Программа предусматривает:

Выступление учащихся перед родителями, учащимися;

Активное участие в общешкольных, районных, муниципальных, региональных мероприятиях;

Раскрытие внутренних резервов личности учащихся;

Работать над преемственностью учащихся от начального звена до старшего звена;

Использование разнообразных современных технологий обучения и воспитания.

Отслеживание результатов:

Конкурсы;

Викторины;

Олимпиады;

Выставки;

Конференции.

ПРОГРАММА

Экология с основами краеведения

124 часа, 4 часа в неделю

Раздел I

Что изучает экология 15 часов

Экология - наука XX века. История развития экологических идей. Определение понятия «Экология». Этапы становления экологии как науки. Что изучает экология. Место, занимаемое экологией среди наук. Причины популярности и актуальности экологии в наши дни. Экологические проблемы.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы. Карт загрязненноси региона, графиков, государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области».

Практическая работа: работа со справочным материалом, с целью составленияви графиков, отчетов, реферотов, схем, диаграмм.

Проведение игры «В гостях у домового».

Раздел II

Человечество на Земле 15 часов

Человек - часть природы Земли. Появление и эволюция человека на Земле. Первобытный человек и природа. Дневник цивилизации. Природа и ее роль в судьбе цивилизации. Влияние человека на природу в разных районах Земли. Зависимость материальной и духовной культуры людей от типриродных условий. Взаимодействие человека и природы в городе Новочеркасске и Ростовской области. Проблемы уменьшения загрязнений окружающий среды глобальном масштабе. Регулирование роста народонаселения. Отказ от потребительского отношения к природе. Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды.

Демонстрация таблиц по экологии. Карты населения Земли, карты Ростовской области.

Экскурсии: Любимый город в зимнем пейзаже, «Камень» в городе (пешеходная экскурсия)

Конференции: Экологические последствия гонки вооружений, проблемы загрязнения окружающей среды на региональном и глобальном уровнях.

Практическия работа: 1. Ознакомление учащихся с приемами самостоятельной работы:

    сбор информации из различных источников;

    способы обработки, оформление и предъявление в различных формах;

    выражение своего мнения, суждения, оценок.

2. Определение состояния окружающей среды своей местности:

    визуально;

    анализируя полученную информацию.

Раздел III

Природа Донского края 10 часов.

Географическое положение, территории и границы. Геология. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Гидрогеография. Почвы. Флора. Фауна. Охрана природы и экологическая оценка.

Демонстрация таблиц и карт

Практическия работа: 1. Творческая работа по теме «Мой райский уголок» (рисунки, стихи, проза)

    Очерк в газету по теме « С рюкзаком по родному краю.

    Красная книга Ростовской области

Экскурсии: 1. пешеходная экскурсия по городу.

2. «В краеведческом отделе МДК»

Раздел IV

Современные проблемы охраны природы 15 часов

Природа Земли - источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей природной среды и природных ресурсов. Охрана природы, основные аспекты, правила и принципы. Правило региональности. Правовые основы охраны природы.

Демонстрация: схемы классификаций природных ресурсов, таблиц по экологии и охране природы.

Конференции: «Современное состояние окружающей среды и природных ресурсов», «Основные правовые основы природопользования»

Раздел V

Экологическая перспектива. Будущее планеты Земля 10 часов.

Всемирная экологическая программа на XXI век. Необходимость всеобщей экологической грамотности. Формирование экологического мировоззрения. Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экология этика. Экологическое воспитание и образование. Международное сотрудничество в формировании экологического мирововззрения.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы.

Раздел VI

Подготовка к конкурсам и мероприятиям 59 часов

Мероприятия

Срок исполнения

Класс

Праздник «Осенняя ярмарка»

Сенятбрь 2014

1-11

Октябрь 2014

1-11

Городской этап всероссийских конкурсов: «Водный проект» и олимпиады «Созвездие»

Декабрь 2014

4-11

Конкурс «Эко-елка»

Декабрь 2014

1-11

Конкурс исследовательских работ детей по проблемам окружающей среды

Декабрь 2014

6-8, 9-11

Акция «Покормите птиц»

Январь-февраль 2015

1-11

Городской этап Всероссийского детского форума «Зеленая планета» 2014

Февраль 2015

6-8, 9-11

Всероссийский этап Всероссийского детского форума «Зеленая планета» 2014

Январь-март 2015

6-8, 9-11

Конференция «Проблемы загрязнения окружающей среды

Февраль – март 2015

3-11

Смотр – конкурс по экологическому образованию и воспитанию учащихся

Февраль 2015

5-11

Конкурс рисунков «Заповедный мир природы»

1-3, 5-6

Конкурс стихов о природе

1-3, 6

Викторина «Знатоки природы»

6, 7-8

Проведение экологических субботников по благоустройству пришкольной территории

Март - апрель 2015

Рейд отряда «Зеленый патруль» на закрепленной территории

Март - апрель 2015

5-11

Ежегодная конференция Дон ГАУ

Март-апрель 2015

9-11

Городской праздник «День птиц»

Апрель 2015

1-11

Городской праздник «День воды»

Апрель 2015

1-11

Городской праздник «День Земли»

22.04.2015

1-11

Муниципальный этап Всероссийской акции «Я – гражданин России»

Апрель 2015

9-11

ЭКО – сказка

Апрель 2015

Выпуск газет «Экологическая этика»

Апрель 2015

5-11

Тематический план работы экологического кружка на 2013-2014 уч. год

I полугодие

Тема

Количество часов

Экскурсии

демонстрации

Практические работы

дата

Сентябрь

Вводное занятие. Что изучает экология.

Рефераты

1.09.2014

История развития экологии как науки

1.09.2014

Экскурсия на природу

Наблюдение за природой

Сбор гербария

Экскурсия на природу

Наблюдение за природой

Сбор гербария

Конкурс детского рисунка

Рисунок на тему «Я рисую осень»

Конкурс букетов, композиций

Букеты, композиции на тему «Осенний Этюд»

Конференция

Конференция

Экология наука 20 века. Определение понятия экология

Доклады

Этапы становления экологии как науки

Доклады

15.09.2014

17.09.2014

Основные задачи современной экологии

17.09.2014

13

Изготовление композиций

22.09.2014

14

Подготовка к городскому празднику «Осенняя ярмарка»

Изготовление панно

22.09.2014

15

Подготовка к городскому празднику «Осенняя ярмарка»

Изготовление букета из природного материала

24.09.2014

16

Городской праздник «Осенняя ярмарка»

Выступление

24.09.2014

Структура современной экологии

доклады

29.09.2014

29.09.2014

Октябрь

Экскурсия в парк, наблюдаем за птицами

1.10.2014

Выпуск листовок

1.10.2014

Конкурс листовок «Берегите животных»

фотоконкурс

Конкурс «Пусть знают все, мой край прекрасен»

фотоконкурс

Изготовление подделок

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Изготовление подделок

Конкурс фотографий «Мой Новочеркасск»

Экскурсия по городу

Конкурс фотографий «Мой Новочеркасск

Экскурсия по городу

Экскурсия по магазинам города

Сбор материала

Подготовка к конкурсу исследовательских работ

Выход в город для исследований

Сбор материала

Экологическая акция «Посади дерево»

Территория школы и район

Посадка деревьев, уборка

Экологическая акция «Посади дерево»

Территория школы и район

Посадка деревьев. уборка

Подготовка к городскому конкурсу «Экология. Творчество. Дети»

Прикладное искусство «Донские умельцы»

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Прикладное искусство «Донские умельцы»

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Прикладное искусство «Донские умельцы»

Ноябрь

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Фотоконкурс

12.11.2014

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Фотоконкурс

12.11.2014

Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов

Круглый стол

17.11.2014

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Фотоконкурс

17.11.2014

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Фотоконкурс

19.11.2014

Акция «Мы – за здоровый образ жизни»

19.11.2014

Разработка проекта «Экологическая почта»

Модели проекта

24.11.2014

Подготовка к конкурсу исследовательских работ

Письма

24.11.2014

Письма

26.11.2014

Подготовка к конкурсу «Открытое письмо от имени Природы человечеству»

Письма

26.11.2014

Декабрь

Изготовление жалобной книги

1.12.2013

Разработка проекта «Жалобная книга природы»

Изготовление жалобной книги

1.12.2013

Защита проекта «Жалобная книга природы»

3.12.2014

Выпуск листовок на тему «Мама, я не хочу живую елочку»

3.12.2014

Подготовка к проекту «Новогоднее настроение»

8.12.2014

Подготовка к проекту «Новогоднее настроение»

Выход в город. Раздача листовок

8.12.2014

Защита проекта «Новогоднее настроение»

Выставка листовок

10.12.2014

Выход в город

интервью

10.12.2014

Сбор материалов для газеты «Экологическая правда»

Работа с литературой

15.12.2014

Сбор материалов для газеты «Экологическая правда»

Выход в город. Посещение библиотеки им. А.С. Пушкина

Работа с литературой

15.12.2014

17.12.2014

Подготовка к выпуску номера газеты «Экологическая правда»

Оформление материала на компьютере

17.12.2014

Выпуск номера газеты «Экологическая правда»

Выпуск газеты на компьютере

22.12.2014

Выпуск работ на компьютере

22.12.2014

Подготовка к конкурсам «Созвездие и Водный проект»

Выпуск работ на компьютере

24.12.2014

24.12.2014

Мастер класс «Новогодняя игрушка»

Изготовление игрушек с 1-4 классами

29.12.2014

Мастер класс «Новогодняя игрушка»

Изготовление игрушек с 1-4 классами

29.12.2014

II полугодие

Январь

Беседа

14.01.2015

Место, занимаемое экологией среди других наук

Беседа

14.01.2015

Изучения положения и условий проведения конкурса. Составление плана работы по подготовке.

Подготовка к конкурсу «Зеленая планета»

Распределение номинаций конкурса

Природа и ее роль в судьбе цивилизации

Изучение информации, обобщение информации в виде плаката

Влияние человека на природу в разных районах Земли

Экскурсия «Камень в городском ландшафте»

Распределение тем среди выступающих. .

Подготовка к конференции «Экологические последствия гонки вооружений»

Февраль

Конференция «Экологические последствия гонки вооружений»

Проведение конференции

2.02.2015

Причины популярности и актуальности экологии в наши дни

Беседа

фотозарисовки

Союз природы и человека. Моя малая Родина

Подготовка к конференции «Поиск и изучение информации по экологическому состоянию в городе Новочеркасске»

Проблема загрязнения

Поиск и изучение информации по проблеме окружающей среды

Подготовка к конкурсу фотографий «Мир, в котором я живу»

Любимый город в зимнем пейзаже

фотозарисовки

Проблема роста народонаселения, сотрудничество в дело охраны окружающей среды

Поиск и изучение информации по проблеме

Подготовка к конкурсу фотографий «Мир, в котором я живу»

фотозарисовки

Подготовка к смотру – конкурсу по экологическому образованию и воспитанию учащихся

Конференция «Проблемы загрязнения окружающей среды на региональном и глобальном уровнях»

Выступление и защита точек зрения

Подготовка к смотру-конкурсу по экологическому образованию и воспитанию учащихся

Разработка мероприятий, сценария конкурса и викторин

Март

Проведение смотра-конкурса

2.03.2015

Смотр-конкурс по экологическому образованию и воспитанию учащихся

Проведение смотра-конкурса

2.03.2015

Донской край. Географическое положение. Территория и границы. Климат. Гидрогеогрфия. Почвы

Поиск и изучение информации по проблеме

4.03.2015

Конкурс фотографий «Мир, в котором я живу»

Оформление выставки

4.03.2015

Описание природного комплекса своего края

11.03.2015

Геология. Рельеф. Полезные ископаемые

Описание природного комплекса своего края

11.03.2015

Флора. Фауна

Красная книга РО

16.03.2015

Экологические проблемы Дона

Экскурсия в краеведческий отдел ГМДК

16.03.2015

Подготовка викторины «Знатоки природы»

Организационные моменты

18.03.2015

Проведение конкурса «Путешествие капельки», посвященному Всемирному дню водных ресурсов

Организационные моменты

18.03.2015

Апрель

Охрана природы донского края

1.04.2015

Охрана природы донского края

Изучение литературы, разработка плана выполнения творческой работы

1.04.2015

6.04.2015

Подготовка к Международному дню птиц

6.04.2015

Подготовка к Международному дню птиц

8.04.2015

8.04.2015

Подготовка к участию в «Дне Земли»

Представление выполнения плана работы

13.04.2015

Творческая работа по теме «Мой райский уголок (рисунки, стихи, проза)

Представление работ

13.04.2015

Мои любимые уголки природы

Пешеходная экскурсия

Фотоколлаж

15.04.2015

Подготовка к ЭКО - сказке

Составление плана проведения конкурса

15.04.2015

Подготовка к ЭКО - сказке

Составление плана проведения конкурса

20.04.2015

Подготовка к ЭКО - сказке

20.04.2015

Подготовка к конкурсу газет «Экологическая этика»

Поиск и изучение информации по проблеме

22.04.2015

Представление и оценка работ

22.04.2015

Конкурс и защита газет «Экологическая этика»

Представление и оценка работ

27.04.2015

Экосказка

Выступление команд

27.04.2015

Живое вещество планеты

Изучение информации по проблеме

29.04.2015

Ресурсы человечества

Поиск и изучение информации по проблеме

29.04.2015

Май

Ресурсы человечества

Поиск и изучение информации по проблеме

6.05.2015

Поиск и изучение информации по проблеме

6.05.2015

Современное состояние окружающей природной среды и природных ресурсов.

Поиск и изучение информации по проблеме

13.05.2015

Современное состояние окружающей природной среды и природных ресурсов.

Поиск и изучение информации по проблеме

13.05.2015

Поиск и изучение информации по проблеме

18.05.2015

Охрана природы, основные аспекты, правила и принципы

Поиск и изучение информации по проблеме

18.05.2015

Поиск и изучение информации по проблеме

20.05.2015

Подготовка к конференции «Современное состояние окружающей природной среды и природных ресурсов»

Бюджетное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического, социально – педагогического, общего и специального (коррекционного) образования

Программа кружка для учащихся 7-9 классов

специальной коррекционной школы –интерната VIII вида

«Юные экологи»

Исполнитель:

Калитова Е.А. воспитатель

МОУ «Чебулинская (коррек)

специальная школа-интернат

VIII вида

Консультант:

Загляда Л.И.

методист, доцент кафедры

1. Пояснительная записка …………………………………………………..3-5

2 .Учебно – тематический план……………………………………………..6

3.Календарно – тематический план………………………………………...7-8

4. Краткое содержаниепрограммы………………………………………..9-11

5. Ключевые слова и понятия………………………………………………..12

6. Список литературы……………………………………………………….13

7. Приложение………………………………………………………………..14

Пояснительная записка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому детей с ОВЗ необходимо научить любить природу, охранять и преумножать природные богатства родного края.

Экологическое воспитание и экологическое просвещение населения должно стать непрерывным и всеобщим и первым его звеном является экологическое воспитание детей в образовательных учреждениях. Кроме того, занятия по экологии являются прекрасным средством для развития у ребенка таких психических процессов, как внимание, память, мышление.

Целью экологического воспитания является развитие гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.

Актуальность данной программы связана с все более обостряющимися противоречиями между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, изменениями в ней. Дети не только познакомятся с экологическими правилами, но научатся учитывать их в своей деятельности. Это поможет понять основное: человек – это часть природы, а не его хозяин. Кроме теоретических вопросов, включены практические, направленные на формирование умений и навыков самостоятельного использования знаний основ экологии, расширение познавательного интереса и участие в охране природы своей местности.

Программа ориентирована на разновозрастную группу учащихся 7 – 9 классов специальной коррекционной школы -интерната VIII вида. Объем программы в часах: программа рассчитана на 1 год, по одному часу в неделю. Основные методы и формы организации кружка – беседы, уроки самостоятельной работы, игры, экскурсии, наблюдения, оценка загрязненности поселка. Эти формы вовлекают детей в практическую деятельность, позволяют развить собственные познавательные навыки.

Цели программы:

    научить детей любить, беречь окружающий мир, соблюдать главное правило, нахождения в природе: «Не навреди!»;

    сформировать экологически целесообразное поведение личности ребенка.

Задачи программы

    воспитание экологически грамотного человека;

    формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе;

    воспитание гуманного отношения к природе

    составление экологической карты поселка;

    участие детей в посильной для них природоохранной деятельности;

    развитие творческой и деловой активности детей при решении экологических проблем.

Ожидаемые результаты:

    включенность ребенка в мир природы;

    осознание детьми потребности в общении с живой природой;

    активная природоохранная деятельность;

    вывод ребенка на самоопределение своего поведения в природе;

    активность к познанию окружающего мира и своего места в нем, при этом - соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!

Основные требования к уровню знаний и умений

К концу года учащиеся должны знать:

Ключевые понятия науки экологии;

Правила и нормы поведения в окружающей среде;

Особенности флоры и фауны родного края;

Экологическую обстановку в области;

Влияние вредных факторов на здоровье.

Учащиеся должны уметь:

Применять информацию об экологических ситуациях;

Проявлять стремление и желание улучшать состояние окружающей среды в своей местности;

Охарактеризовать экологическую обстановку своей местности; участвовать в природоохранных акциях.

Учебно –тематический план

Номер п/п

Тема

Количество часов

всего

теор

практ

Введение

Экология Кемеровской области

Воздействие человека на окружающую среду. Экология района

Мой безопасный дом

Практикум «Экологическая обстановка в школе»

Календарно- тематический план

Номер п\п

Тема

Количество часов

Раздел 1. Введение

Что такое экология

П/р «Распределение обязанностей между членам кружка»

Раздел 2. Экология Кемеровской области

Экологическая обстановка в Кемеровской области

Факторы влияющее на состояние окружающей среды

Влияние промышленности на состояние окружающей среды

Влияние сельского хозяйства на состояние окружающей среды

Природоохранная деятельность в Кемеровской области. Красная книга Кемеровской области

Охраняемые растения Кемеровской области

Охраняемые животные Кемеровской области

Охраняемые территории Кемеровской области

П\р «Составление Красной книги Кемеровской области»

Раздел 3. Воздействие человека на окружающею среду. Экология района

Экологическая обстановка в районе

Зоны экологической опасности района

Экология поселка

Зоны экологической опасности поселка

Поселок опасный и безопасный

Окружающая среда и здоровье человека

Игра «Человек и окружающая среда»

Экскурсия «Экологическая обстановка поселка»

Экскурсия « Экологическое состояние водоёма»

П/р «Составление карты мест экологической опасности поселка»

Раздел 4. Мой безопасный дом

Мой дом –моя крепость

Источники загрязнения внутренней среды жилища

Экологические проблемы связанные с использованием бытовой химией, парфюмерией

Как сделать наш дом безосным

Экологические знаки

Игра –викторина «В мире этикеток(экологические знаки)»

Раздел 5. Практикум «Экологическая обстановка в школе»

П/р «Экологическая оценка школьных помещений»

П/р «Экологическая оценка школьного участка»

П/р «Решение экологических задач»

Раздел 1. Введение (2 часа)

Теоретические занятия(1ч)

Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Пути и способы изучения взаимоотношений человека и природы.

Практическая работа (1ч)

Рассказ о целях и задачах работы кружка. Выяснение интересов кружковцев. Обсуждение плана работы кружка. Распределение обязанностей между членами кружка. Ознакомление с объектами наблюдений.

Раздел 2. Экология Кемеровской области (11 часов)

Теоретические занятия (10 ч)

Экологическая обстановка в Кемеровской области. Основные виды деятельности человека, влияющие на состояние окружающей среды в области: сельское хозяйство, промышленность, добыча полезных ископаемых. Мероприятия по оздоровлению окружающей среды: озеленение территорий, ликвидация несанкционированных свалок, содержание систем водоотведения. Красная книга Кемеровская область: охраняемые растения и животные. Природоохраняемые территории:государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау».

Практическое занятие (1ч)

Подбор информации о животных и растениях занесенных в красную книгу кемеровской области.

Раздел 3. Воздействие человека на окружающую среду(13 часов)

Теоретические занятия (6ч)

Экологическая обстановка в районе, поселке. Факторы влияющие на экологическую обстановку в поселке: нексанкционированые свалки бытового мусора, проблема бездомных собак, транспорт, заболоченность. Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека: заболеваемость населения, смертность, заболеваемость беременных женщин.

Практические занятия (2ч)

Составление карты мест загрязнения местности в поселке возле школы, плана неблагоприятных месс поселка. Взаимоотношения человека и окружающей среды и их последствия.

Экскурсии (4ч)

Выявление экологически неблагоприятных мест поселка, причин загрязнения окружающей среды поселка. Выявление состояния местного водоёма, причин загрязнения. Составление плана работы по очистке водоёма.

Раздел 4. Мой безопасный дом

Теоретические занятия (8ч)

Экологическая опасность подстерегающая нас дома: влияние бытовой химии, парфюмерии на состояние внутренней среды жилища; что может стать источником экологической опасности дома; как можно сделать дом

безопасным; что можно узнать о продуктах питания по этикеткам, какую опасность таят этикетки на продуктах питания.

Раздел 5. Практикум «Экологическая обстановка в школе» (3 часа)

Практические занятия (3ч)

Выявление состояния внутренней среды школьных помещений, источники загрязнения школьных помещений, определения мероприятий по улучшению состояния школьных помещений. Выявление экологического состояния школьного участка, источников загрязнения школьного участка, составление плана мероприятий, направленных на улучшение состояния школьного участка.

Ключевые слова и понятия:

Экология

Экологическая обстановка

Экологические проблемы

Заповедники

Заказники

Канцерогены

Пестициды

Утилизация отходов

Заказники

Национальные парки

Заповедники

Бытовая химия

Список литературы

    Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: развития, 1998г.

    Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Росийской экологической академии. Центр экологического обучения.

    Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем узнаешьна уроке.

    Молодова ЛП. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996 г.

    Модестов С.Ю. сборник творческих задач по биологии, экологии. Спб.: Акцидент.

    Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Волгоград: Учитель, 2003.

Игровое занятие экологического кружка

Тема: Экологические задачи

Цели: Расширять и углублять экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.

Оборудование: конверты с заданиями, маршрутные листы, фонограмма музыки, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

1.На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.

2. Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Сейчас мы проведем викторину «Экологический марафон». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знатоки окружающего мира».

1-й конкурс. «Название команд»

1.Какой зверь самый чистоплотный?

35 Заяц

50 Барсук

63: 9 + 24: 6 х 7 + 15 = ?

2.Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. О какой лечебной ягоде идёт речь?

75 Черника

142 Земляника

95 Клюква

54: 9 х 8 + 20: 5 + 90 = ?


3.Какое животное может обходиться без пищи несколько дней?

260 Жираф

247 Верблюд

314 Носорог

56: 8 +12: 4 х 8 Х 10 = ?

2-й конкурс. «Лесные правила»

Вы должны хором отвечать «да», если услышите правило поведения в лесу.


Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!(да)

Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

3 -й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

Команды по очереди отвечают на вопросы.


1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

1. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
2. У кого на сучке кладовая? (У белки).
3. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
4. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

1. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).

2. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).

3. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).

4 Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

1 команда
1. Клён, осина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

2 команда

4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …

5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

3команда
7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
9. Ель, сосна, кедр, береза. Так как …

5 -й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Был бы лес, соловьи прилетят.»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).

2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).

4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).

5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).

6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).

    -й конкурс. «Экологические задачи».

Вопросы для 1 команды
1. Новорождённые лосята весят 100 кг, а через полгода их вес достигает 250 кг. На сколько больше вес лосят через полгода, чем ко дню рождения?

    Пара филинов за несколько вечеров съела 85 полёвок, 25 водных крыс, 6 белок, 3 мелких птиц, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего животных попало в лапы филинам?

    Суслик зимой просыпается через каждые 10 дней. Сколько раз за всю зиму просыпается суслик, если в году 90 зимних дней?

    Рост взрослого коалы 60 см, а новорождённого – 2 см. Во сколько раз больше рост взрослого коалы, чем рост новорождённого?

    Суслик просыпается зимой через каждые 10 дней, а хомяк – через каждые 2 дня. Во сколько раз больше просыпается суслик, чем хомяк?

    Длина тела самой крупной лягушки голиафа достигает 32 см, а длина самой маленькой лягушки чесночницы в 16 раз меньше. Какова длина самой маленькой лягушки?

    Длина американского жука-геркулеса достигает 16 см, а длина жука дровосека-байтоцера из Индонезии –32 см. Во сколько раз меньше длина жука геркулеса, чем длина жука дровосека-байтоцера?

    Чтобы выжить без питания во время зимней спячки лесной сурок замедляет своё сердцебиение с 80 ударов в минуту до 4 ударов. Во сколько раз меньше становится сердцебиение сурка во время спячки, чем в активном состоянии?

    Скворец делает 200 вылетов за один день. Сколько вылетов сделает скворец за 3 дня?

    На Земле известно 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Сколько видов кукушек строят гнёзда и честно высиживают птенцов?

Вопросы для 2 команды

    Птица гагара ныряет на глубину 80 метров. Королевский пингвин – на глубину 220 метров. На сколько больше метров ныряет королевский пингвин, чем гагара?

    Самый высокий мужчина в мире имел рост 2 м 72 см. Самая высокая женщина – 2 м 30 см. На сколько больше рост мужчины, чем женщины?

    Скворец прилетает с кормом к гнезду 200 раз в день, большая синица – 330 раз. На сколько больше раз прилетает к гнезду большая синица, чем скворец?

    Бамбук вырастает за сутки на 60 см. Какой длины будет бамбук через 5 суток?

    Вес нашей рыси 30 кг, а североамериканской малютки-бобкэт –6 кг. Во сколько раз вес нашей рыси больше, чем вес малютки-бобкэт?

    Длина тела ежа 30 см, а длина его хвоста – 2 см. Во сколько раз больше длина тела ежа, чем длина его хвоста?

    На 1 кв. м земли под перекопку нужно внести 4 кг навоза. Сколько кг навоза нужно внести на 25 кв. м?

    В Европе – 350 зоопарков, в Азии – 175, а Африке – 50, в Австралии – 25, в Америке – 270. Сколько всего зоопарков существует в мире?

    В Древнем Риме в зверинцах императора Августа было 420 тигров, 260 львов, 36 крокодилов. Сколько всего животных было у императора?

    Черепаха живёт 200 лет, а орёл – 80 лет. На сколько лет дольше живёт черепаха, чем орёл?

Вопросы для 2 команды

    Белый медведь весит 300 кг, а морж – 1000 кг. На сколько кг меньше масса белого медведя, чем моржа?

    Продолжительность жизни лебедя 100 лет, а крокодила – 50 лет. Во сколько раз меньше возраст крокодила, чем лебедя?

    Берёза живёт 120 лет, а лиственница – на 380 лет больше. Сколько лет живёт лиственница?

    Продолжительность жизни клёна – 600 лет, а яблони – на 400 лет меньше. Какова продолжительность жизни яблони?

    За год лишайники вырастают на 5 мм. Какой длины будут лишайники через 14 лет?

    Дятел за день обрабатывает 70 сосновых шишек. Сколько шишек обработает дятел за 3 суток?

    Лев живёт 25 лет, а слон – в 4 раза дольше. Сколько лет живёт слон?

    Всего на Земле 65 видов берёз, а дубов – на 385 видов больше. Сколько всего видов дубов на Земле?

    Продолжительность жизни грушевого дерева – 200 лет, а сливового – в 10 раз меньше. Какова продолжительность жизни сливового дерева?

    Вес страуса – 155 кг, а вес леопарда – 60 кг. На сколько больше весит страус, чем леопард?

3. Подведение итогов. Награждение победителей. Вручаются медали «Знатоки окружающего мира»

Рефлексия
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: