Основа и возрождение православной духовности. О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания

История развития народов, наций и цивилизаций доказывает, что преодоление сложности мира и его освоение осуществляется с опорой на духовность и веру. Целесообразно обратить внимание на то, что на современном этапе развития общества среди ученых наблюдается неоднозначное отношение к воспитательному идеалу и содержанию духовно-нравственной темы. школьников должно формировать личность ребенка на принципах христианской морали, воспитывать у подрастающего поколения глубокую любовь к своему народу, его культуре, преданность Родине, способствовать становлению высокого профессионализма личности и тем самым наполнить высокодуховным смыслом современный идеал воспитания.

Школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного учителя на ученика. Судьба будущего нации всегда определяется значимостью интеллигенции, которая держит в своих руках развитие образования, науки и культуры.

Воспитывают не знания, а люди

Учителя, как некоторые из представителей элитного слоя общества, рядом с учеными, врачами, художниками могут способствовать расцвету нации и обогащать духовно-нравственное воспитание школьников. второго поколения должен ускорять эти процессы.

Воспитывают, как правило, не знания, а люди, которые несут эти знания. Учитель, как может вырастить высокодуховную личность только в том случае, когда, во-первых, в государстве изменится его социальный статус (общество должно понять исключительное значение профессиональной миссии учителя - возведение собора детской души); во-вторых, процесс целенаправленного, планомерного, систематического самосовершенствования станет необходимым, жизненно важным условием существования учителя, это будет способствовать раскрытию его духовно-нравственного потенциала как человека, как гражданина и как профессионала.

Религиозность и патриотизм - главные источники воспитания

В последнее десятилетие все больше политических и культурных деятелей, учителей, родителей, проводя духовно-нравственное воспитание старших школьников, обращаются к христианским моральным ценностям как наиболее устойчивым, универсальным, не подверженным политической и идеологической конъюнктуре.

Переходный период, который переживает сегодня общество, глубокие и системные реформы в отечественном образовании - это вызов для светских и духовных воспитателей по поиску новых концепций, путей и подходов, методов и средств в решении сложных проблем построения высокодуховного гражданского общества. Поэтому формирование духовного мира детей и учащейся молодежи, духовности как ведущего качества личности - большое и сложное задание, стоящее в центре внимания широкой педагогической общественности.

Прогрессивные педагоги все острее ставят на первое место в образовании - духовно-нравственное воспитание школьников. Мероприятия, проводимые с целью поднятия религиозности и патриотизма у детей - главные источники духовного воспитания со времен Киевской Руси. Служение Богу и Отечеству - две абсолютные ценности славянского народа.

Духовно-нравственная парадигма

Постепенный рост теоретических знаний на протяжении второй половины XX столетия можно проследить на примерах изменения парадигм и концепций образования, обучения, воспитания. Парадигма - модель, система теоретических, методологических и аксиологических установок, принята за образец для решения научных задач членами определенного научного общества. Духовно-нравственная парадигма воспитания определяет основным источником развития личности ее духовность, в ее основе - взаимодействие учителя и учеников, основанное на системе христианских ценностей.

Цель - Служба Богу и Отечеству. Эту задачу в обучении как одну из основных определил Всероссийский интернет-педсовет. Духовно-нравственное воспитание школьников - это создание таких условий жизнедеятельности ребенка, в которых он мог бы достичь вершин в своем развитии, вершин своей духовности и нравственности, интеллекта и чувственной сферы, физического состояния и творческих достижений через утверждение христианских ценностей в жизни, через приобщение к ценностям культуры. Духовно-нравственная парадигма воспитания - это целенаправленный духовно-ориентированный процесс становления у ребенка иерархического мира ценностей, который определяет цель и смысл собственного бытия.

Принцип построения современного воспитательного процесса

Анализ педагогического наследия позволяет утверждать, что улучшилось духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС дает четкое определение принципам построения современного воспитательного процесса на основе духовно-моральной модели воспитания:

  • национальная самоидентификация личности;
  • единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды;
  • религиозная образованность;
  • соотношение общей цели с задачей развития духовности ребенка;
  • интеграция ума и веры.

Эти принципы реализуются через систему правил нравственного поведения, что позволяет как ученику, так и учителю в процессе духовно-нравственного взаимодействия осознавать вектор личностного роста и чувствовать значимость своей личности для других людей.

Содержание данной модели воспитания ставит цели духовно-нравственного воспитания школьников по овладению абсолютно вечными, христианскими, национальными, гражданскими, экологическими, эстетическими, интеллектуальными ценностями бытия. Механизмом функционирования духовно-моральной парадигмы выдающегося педагога в современных условиях организации и функционирования учебно-воспитанного процесса является ценностно-смысловое духовное высоконравственное личностное ориентированное взаимодействие учителя и учеников. Эти положения требуют своего дальнейшего обоснования, что позволит создать систему методов, приемов и средств, видов и форм профессиональной деятельности учителя и окончательно решит проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Педагог как ключевая фигура

Ключевой фигурой современных процессов модернизации системы национального воспитания, бесспорно, является педагог. Уровень профессиональной и личностной культуры педагога должен на должном уровне обеспечивать духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС влечет новые требования к профессиональной и личностной культуре педагога, рекомендует проводить существенные изменения в методологии, содержании, технологии непрерывного педагогического образования, а также привести их в соответствие с образовательными и культурными реалиями. Однако главным все же остается вопрос профессиональной и личностной компетентности учителя по вопросу качества организации воспитательного процесса в современном общеобразовательном учреждении.

Компетентность

Компетентность рассматривается педагогической наукой как концепция духовно-нравственного воспитания школьников, а также как способность личности учителя квалифицированно и эффективно действовать не только в стандартных условиях, но и решать профессиональные задачи в ситуациях, требующих творческого подхода.

В большинстве стран показателем осуществления учителем своей профессиональной миссии является компетентность как интегральный социально-личностно-поведенческий феномен, сочетающий в себе мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Задачи духовно-нравственного воспитания школьников включают в себя методологическую, психолого-педагогическую, специально-предметную и методическую составляющие. Однако все они являются производными от его мировоззренческой компетенции, определяют вектор личностного роста учителя как человека, гражданина и профессионала.

Комплекс сформированных ключевых мировоззренческих компетенций представлен в жизни учителя социальной, экономической, поликультурной, информационно-коммуникативной, политико-правовой, а также компетентностью в сфере личностной жизни.

Одним из центральных понятий педагогики является понятие личности. Учение о личности - методологическая основа любой педагогической системы. Современный учитель должен понимать, что формирование личности ребенка касается не только развития ведущих психических процессов, но в первую очередь это духовно нравственное воспитание школьников. “Картинки о добре и зле”, которые сегодня преподносятся в современной светской педагогике, носят относительный характер, в христианской религии зло нельзя оправдать и эстетизировать.

Мировоззренческая эрудиция

Мировоззренческая эрудиция учителя заключается в формировании особого духовного стиля общения и отношений, и влияет на духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС в новой редакции дает толчок учителю к стремлению стать высокодуховной личностью, воспитывать в себе ряд качеств, которые характеризуют его жизненную позицию как постоянное преобладание духовных ценностей над материальными, стремление к лучшему, что особенно должно быть заметно по его высоконравственной деятельности, направленности на развитие собственных способностей, таланта, творческих сил, осознания критерия выбора ценностей - христианская мораль, национальная культура, расширение возможностей постижения счастья.

Духовно-нравственное воспитание школьников: мероприятия

  1. Становление нравственности, стремление личности к духовному совершенству (неизменное следование нормам морали в любых жизненных ситуациях).
  2. Овладение содержанием духовной культуры народа (глубокие знания в области искусства, мифологии, мировой и отечественной литературы, широкая эрудиция, самостоятельные оценочные суждения, компетентность в области национальной культуры, ее религиозной составляющей: иконопись, храмовая культура, духовная музыка; интерес к внутреннему миру личности, интерес к философским и религиозным учениям).
  3. Становление гражданственности, (глубокие знания истории и традиций своего народа, своей семьи, развитое чувства долга и ответственности перед своей страной и народом, гражданского достоинства и т.п.).

Путь развития профессиональной компетентности

В гармонии душевного состояния учителя заключается главная концепция духовно-нравственного воспитания школьников. Гармоничность надо понимать не как развитие всех свойств человека до одинакового уровня, а как некую целостность, при которой каждая способность занимает то или иное место в связи с ролью ее в жизнедеятельности.

Гармония жизни современного учителя

  1. Гармония в отношениях с другими людьми, с внешней средой. Она достигается через христианское понимание любви - относись к ближнему так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. В сфере взаимодействия учителя и ученика этот уровень предполагает равноправие субъектов и утверждает в повседневной жизни чувство собственного достоинства. Практическим воплощением его являются благотворительные поступки учителя и учеников.
  2. Гармония с собственной совестью, что обеспечивает внутренний душевный комфорт личности. Если учитель дорожит собственной внутренней гармонией, он справедливо относится, когда злится; говорит правду, когда выгодно обмануть; честно выполняет свою работу, когда можно сделать по-другому.
  3. Гармония с Абсолютом Добра - любить добро и противостоять злу. В профессиональной деятельности такого учителя доминирует доброжелательность, человечность, вера, надежда, любовь, эмпатия, милосердие и оптимизм.

Принципы духовного воспитания

Опыт воспитания показывает, что нельзя организовать духовную жизнь человека через развитие его психофизиологических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие только интеллекта, только свободы или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется развитием этих составляющих.

Человек от природы имеет склонность к наращиванию собственного духовного поля независимо от того, какими глазами смотрит на мир - глазами христианина или материалиста. Существенной особенностью духовности является то, что ей всегда присуща определенная направленность - нацеленность на идеал, в основе которого лежит вера в него.

Вера - естественная потребность человеческой души, которая является источником положительной мотивации поведения человека; она - основа процесса воспитания, фундамент убеждений личности. Главный вопрос о том, во что может и должен ребенок верить, в чем искать духовную опору. Целостность воспитательной деятельности основывается на взаимодействии веры и ценностей, единство которых убедительно показывает практика народного воспитания. Ценности присваиваются человеком прежде всего через веру, потому что она принадлежит к инструменту духовного познания.

Системы ценностей

Воспитание духовности школьников в рамках светского подхода требует становления системы ценностей как основы смысла человеческой жизни, стремления к вечным идеалам Добра, Истины и Красоты. Если общество состоит из людей, испытывающих гармонию души, то оно само становится уравновешенным, гармоничным, поскольку в целом моральное состояние общества определяется моральным состоянием его членов.

Только благодаря самопознанию учитель осознает собственную значимость и благодаря самосовершенствованию достигает высот человеческого достоинства, душевного обновления, приходит к истинной вере и активной жизнедеятельности.

Следует всегда помнить наставления "Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями".

Магнетизм понятий "духовность", "дух" очень велик и будет увеличиваться с каждым днём. Причина не только в том, что стремительно разлагающиеся "материи" уходящего мира обнаруживают отсутствие во многих человеческих сознаниях прочных опор, которые стали бы в этом быстро меняющемся мире новой и более надёжной основою для развития более сознательной нравственности, более устойчивой в Добре воли, более ясного ума, более широкого мировоззрения. Духовность востребована как никогда прежде: и теистами и атеистами, и просвещёнными сознаниями, знающими о предстоящем, обусловленном Законом Эволюции, новом взлёте в развитии человечества, и теми, кто вопреки закону необратимости Времени, мечтает вернуть устойчивость этому миру путём возвращения к прежним формам жизни. Но процессы постоянно сменяющихся волн бытия необратимы, и ни патриархальность взаимоотношений поколений, ни закостеневшие в невежестве религии, ни тем более ограниченный узким прагматизмом интеллектуализм современного образования не могут решить задачу преодоления бездны бездуховности и бескультурья, разверзшейся перед человечеством. Только новый уровень Знания о Жизни, о Человеке станет опорами моста, по которому человечество пройдёт в Будущее, к раскрытию всех потенциальных возможностей своего духа и сознания. И главной причиною магнетизма всех понятий, производных от слова "дух", является именно наличие в человеке внутренней, глубокой природы, которая, будучи достаточно развитой, проявляет себя в том числе и как свет духовности. И первым сознательным проявлением духовности является так называемое искание Истины - стремление сделать достоянием сознания ощущаемое сердцем наличие имманентного единого Гармонического Потока Бытия, познать его Великие Закономерности, обрести единство с ними, став сознательной и творческой силой в этой прекрасной неразделимой Величественной и Безграничной Целостности - Мироздании. Эти искания Истины - то есть подлинной Реальности - присущи каждой человеческой душе, достигшей соответствующего "возраста" в своём духовном развитии, и потому могут проявляться как главные потребности духа уже в раннем детском возрасте. В каких бы формах эта достигшая уровня активности духовность ни проявлялась: как стремление к самым возвышенным формам красоты, к глубоким сущностным познаниям или деяниям добра для всех людей - это всегда проявления внутреннего человека в человеке, его бессмертной индивидуальности.

Современная наука узкоматериалистична, религия же не владеет знанием, поэтому все разговоры о духовном: о духовных потребностях, духовном воспитании, о духовности - лишены прочной опоры - точного знания, и эта опора должна быть обретена. Агни-Йога, Учение Е.П. Блаватской - это Учение о человеке и о законах духовного развития. Вне этих современных и прогрессивных знаний невозможно строить современное воспитание.

Не должно быть ничего отвлеченного в понятии духовность, так же как в понятиях дух, душа, сердце. Сущность явления "духовность" открывается в свете знаний о внутреннем строении человека.

Духовность есть накопление сознанием тончайших энергий. В основе человеческого сознания - бессмертное зерно духа, искра, единосущная с Единым Началом Бытия. На основе этого сокровенного зерна человеческой природы происходит накопление тончайших энергий: в результате проявлений воли и стремлений, в результате мышления и деятельности под воздействием магнетизма искры духа эти накопления нарастают, постепенно становясь проводником излучений зерна духа во внешний мир. Духовность подлинная - это свет искры духа (зерна духа) в человеке и следствие накоплений высших энергий.

«Духовность есть основа всякого Бытия вечного, или бессмертного. Духовность развивается на яром росте врожденного инстинкта» (Рерих Е.И. Письма Том IX (1951-1955 гг.). - М., 2009 - С.322).

Безусловная любовь и безусловная радость, героизм и сострадание - все высшие чувства и высшее мышление, стремление к познанию сущности и цели Бытия - это энергии проявляющейся духовности, которые в то же время обеспечивают ее накопление.

Только энергетический подход ко всем важнейшим понятиям психологии даст продвижение в понимании явлений внутренней природы человека, выведет из состояния абстракции все высшие понятия, в том числе понятие духовность. «Ярая сознательность есть развитие психической энергии, которая и является Божественным Даром, уявляя распознавание. Именно психическая энергия является основою совершенствования Космоса и утончения его всеначальной энергии. Всеначальная энергия является основою созидания Космоса, и ярая в страстном напряжении при сочетании с разнообразными элементами на протяжении эонов бесконечных слагает сложнейший психический аппарат, через который действует уже психическая энергия, явленная в каждом существе в различной степени… Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, - великая Мощь в Космосе. Высокая Духовность есть ярая Любовь ко всему Прекрасному» (Рерих Е.И. Письма Том IX (1951-1955 гг.). - М., 2009 - С.323).

Все высшие человеческие качества есть прежде всего энергии, или качества единой энергии, со всеми свойствами энергии: неуничтожимость, магнетизм, способность к взаимодействию.

Все высшие и тончайшие энергии, явленные человеческой личностью, образуют ее нетленные накопления. Неуничтожимость духовных накоплений есть один из главных законов развития человеческого сознания и духовности, без осознания которого невозможно правильно подойти к вопросам воспитания.

В свете этого закона каждый ребенок - не tabula rasa, но и не обязательно гений. Множество взаимоисключающих концепций воспитания обретут золотую середину истины, если будет осознано, что каждый вновь родившийся человек - носитель своих собственных накоплений, достижений труда и мышления в прежних существованиях. И, соответственно, обладатель разной степени духовности - единственного неотъемлемого и подлинного сокровища каждой человеческой личности (как и разной меры опыта мыслительной и творческой деятельности, меры развития различных качеств, наследуемых у себя же самого). Закон перевоплощения, благодаря которому и осуществляются накопления всех способностей, талантов, духовности и эволюция человека в целом, - важнейший закон развития человека в его беспредельном пути жизни.

Духовные потребности человека не имеют ничего общего с перечислениями потребностей личности, ошибочно называемых духовными: интеллектуальных, социальных, творческих, эстетических, потребностей в "самореализации", "самоактуализации" и т.д.

Искание Истины, или потребность в Знании основополагающем, потребность в Красоте абсолютной и стремление к деяниям Блага для всех людей - эта триада является единым основанием для определения "степени"духовности проявляемых потребностей. Духовные потребности - это выявление накопленной духовности в центростремительном движении этого синтеза тончайших энергий к своему Истоку - к Началу Бытия.

Воспитывая ребенка, каждый взрослый должен знать, что всякое проявление познавательной потребности ребенка должно быть освещено знанием Основ Бытия: о бессмертии человеческого сознания, о перевоплощении, о Высшем Мире, о Высших Руководителях человеческой эволюции, о Жизни и Мысли, разлитых во всем бесконечном Пространстве… Эти основные знания о Мире станут прочной основой детского оптимизма в любых условиях жизни и основой правильного развития интеллектуальных сил и потребностей, которые должны быть также объединены с чувством Красоты и желанием делать добро для всех людей. И сама потребность в Прекрасном, присущая каждой человеческой душе, должна быть направлена к утончению, а качество трудолюбия одушевлено сознанием полезности труда не корыстного, но приведенного в созвучие с эволюционной необходимостью. «…даже ребенка можно спросить: что считаешь наиболее важным сейчас?» («Озарение», §341).

Современная школа не может разрешить ряд мнимых противоречий: демократичность и необходимость безусловного авторитета учителя, свобода воли и необходимость дисциплины и др. Только просвещение и учителя, и учащихся об основных Законах: Закон свободной воли, Закон причин и следствий, утверждающий абсолютную ответственность каждого за все свои выявления, Закон Иерархии, говорящий человеку о существовании бесконечной восходящей Лестницы Сознаний и необходимости подчинения низшего Высшему… - даст равновесие и верный путь для развития взаимоотношений в образовательной сфере. Так, несоизмеримо в свете этих знаний говорить о каждом школьнике как об "Ученике", также безответственно по отношению к юным ставить под сомнение абсолютный авторитет учителя, ибо каждый делящийся хотя бы крохой полезных знаний и своей энергией, будет достоин высшего уважения (и высших условий жизни и труда). В древнеиндийской Нити-шастре говорится, что ученик даже всеми богатствами мира не мог бы оплатить деяние учителя, раскрывшего ему духовный смысл хотя бы одной буквы.

Воспитание духовности как процесс накопления энергий Мысли, Красоты, сердечного устремления и общения с Высшим Миром, не нуждается в обязательной причастности к церковным организациям, но лишь в основных знаниях о Бытии и человеке, укрепляющих духовный инстинкт. «Религии запугали человечество судом и лишили дерзаний. Человек, отдавшийся слепо государственной религии, подобен ослу, несущему неизвестный груз. Можно ли религию допускать как полицейское требование? Можно ли принимать на веру приговор неизвестных людей, получающих плату за общение с небом?» («Агни-Йога», §245).

За Просвещение молодёжи вполне несет ответственность старшее поколение, интеллигенция, также, как государство несет ответственность за то, чтобы каждый ребенок был обеспечен всеми необходимыми условиями для здоровой жизни и развития, получил доступ к знаниям и мог выбирать свой путь в соответствии со своими способностями, а не сиюминутными требованиями рынка или материальным положением родителей.

Утверждение закона социальной справедливости - тема неотделимая от темы "Духовные горизонты детства". Если в стране важнейший для человеческого развития труд стоит в шкале ценности на низшей ступени, все горизонты детского развития будут затемнены мышлением узкого прагматизма, а немногие герои по-прежнему будут пополнять ряды мучеников за благо и просвещение людей. «Можно настаивать, чтобы учителя пользовались наилучшими условиями, чтобы они могли всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Но таких государств еще не существует. Между тем, сложность жизни и научных открытий требует проникновения в напутствии детей» («Надземное», §425). «…нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. …Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о Надземном, указать красоту небосклона и расширить мысль маленьких слушателей?» («Надземное», §663).

Страны, которые игнорируют сущностные духовные потребности ребенка, потребности в высших формах Красоты, Познания, в бескорыстном деянии добра, вынуждая с ранних лет думать о выживании, и в выборе образования и профессии руководствоваться не призванием, а мотивом жизнеобеспечения, обрекают себя на регресс.

Чтобы открыть детям духовные горизонты их развития, красоту бесконечного и радостного пути жизни, необходимо:

1) создать достойные жизненные условия каждому ребенку;

2) обеспечить высшее положение в стране учителю - человеку, от которого зависит воспитание новых поколений;

3) утвердить широкое просвещение об Основах Бытия, о сущности и цели человеческой жизни.

И, наконец, Культура должна стать единым подходом ко всем вопросам жизни, образования детей, главным принципом и энергетическим критерием.

Понятие Культура для человечества на данном этапе истории является понятием спасительным, ибо объединяет в себе все важнейшие явления: и духовность, и высокое мышление, и Красоту, и мотив Общего Блага во всякой деятельности и творчестве. Именно поле Культуры в самом высшем значении этого понятия: Свет, истинность, соответствие жизни с Законами Бытия - явится той необходимой средой, в которой будет развиваться каждый ребенок, открывая новые горизонты своих сил и возможностей.

М.В. Гореликова (Беларусь, Полоцк)

это процесс формирования духовности как свойства личности, а также качественная характеристика воспитания, основанного на духовных началах. И в том, и в другом смысле воспитание в поиске смыслов жизни, нравственного поведения и в духе свободы. Такое воспитание поднимает и учителя, и ученика над земными страстями, это возвышенное воспитание, восходящее к человекоделанию. Его нельзя сводить ни к интеллектуальному, ни к культурологическому воспитанию. Как процесс духовное воспитание строится через создание условий для проявления и развития имеющихся в человеке полезных свойств и искоренения вредных, нежелательных. Пути воспитания духовности: воздержание во всем, умеренность, труд на общее благо, почитание Бога и родителей, ненасилие, выявление внутренней духовной сути, гармония души и тела. Способы воспитания духовности: общение с людьми, вставшими на путь духовного совершенства, знакомство с духовной литературой, пением, беседы и размышления на духовные темы, упражнения в добротолюбии и др. Духовное воспитание по сути есть духовно-нравственное. В периоды обнищания народа, во времена перестроек и общественных катаклизмов оно, как правило, падает. И напротив, уровень его поднимается во времена общественного единения. Значительный вклад в духовное воспитание народа вносит Русская Православная Церковь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕ

Хаитов Лазизбек Азаматович

Преподаватель кафедры философии

Бухарского государственного университета

Развитие свободной, гуманной и ответственной личности непосредственно связано с системой ее морально - духовных ценностей. Ведь духовность, нравственность так или иначе предусматривает выход за границы эгоистических интересов, личной пользы и сосредоточенность на морально - духовной культуре человечества. Поэтому и цели, и намерения духовно и морально зрелой личности, укорененные в системе сверхиндивидуальных ценностей, выполняют функцию высшего критерия ориентирования в мире и почвы для личностного самоопределения. С этой целью первым президентом Узбекистана И.А. Каримовым была создана концепция национально-духовного возрождения, которая направлена на коренное духовное обновление общества. В качестве ключевых моментов концепции духовного возрождения И. Каримов выделяет следующие:

Приверженность общечеловеческим ценностям;

Укрепление и развитие духовного наследия народа;

Свободная самореализация человеком своего потенциала;

Патриотизм .

Для достижения главной цели - построение гражданского общества с высокоразвитой экономикой? необходимо обогатить национальный духовный опыт передовыми достижениями мировой культуры. К передовым ценностям современной цивилизации относятся, прежде всего, ценности, связанные с построением правового демократического общества - соблюдение прав человека, свобода предпринимательства, свобода слова, свобода прессы и т.п. Эти демократические ценности имеют принципиальное значение для нашего общества, поскольку ни в историческом, ни в этнокультурном плане не противоречат менталитету нашего народа. Напротив, основные демократические ценности, такие как предпринимательство, социальная справедливость, культурная терпимость имеют исторические корни на нашей земле.

Укрепление и развитие духовного наследия предполагает, прежде всего, его глубокое изучение. Освоение духовного наследия способствует развитию национального самосознания, национальной самобытности, лучшему пониманию своего места в мировом историческом процессе. Решение этой задачи предполагает восстановление объективной истории народа, восстановление забытых имен, изучение деяний великих предков.

Важнейшим фактором духовного возрождения является патриотизм. Осуществить глобальное переустройство общества может только патриот, то есть человек, для которого его собственная судьба неотделима от судьбы родины. Однако этот патриотизм должен быть свободен от национализма и национальной ограниченности, он должен иметь здоровую рациональную основу, включающую в себя знание объективных социальных потребностей и интересов родной страны.

В духовном возрождении общества можно выделить несколько этапов. Целью первого этапа являлось освобождение мышления людей от пережитков старого режима, прежних догм и устаревших мировоззренческих установок. национальный духовный общество личность

На нынешнем этапе возникла новая задача, которая заключается в том, чтобы формировать духовность свободного гражданского общества, воспитывать свободных, всесторонне развитых людей.

Проблема духовности является чрезвычайно сложной. С одной стороны, духовная жизнь человека и общества очевидна. Для каждого человека его «Я» это прежде всего внутренний, духовный мир. И наличие в обществе духовной сферы, включающей в себя религию, философию, мораль, науку, искусство, несомненно. Трудности возникают при попытке дать всеобъемлющее определение духовности. Духовность не улавливается посредством естественнонаучных категорий. Она не схватывается как нечто вещественное, осязаемое, слабо поддается рационально-теоретическому толкованию. Ее можно выявить через человеческую субъективность, в ней проявляется духовность. К сфере человеческой субъективности относятся знания, чувства, эмоции, воля, идеалы. Человеческая субъективность объективируется, материализуется вовне в виде текстов, чертежей, схем, символов, произведений искусства, письменных источников литературного, религиозного, научного, этического и др. содержания.

Духовность существует и в индивидуализированной форме, как свойство личности, и как интегрированное состояние многих людей, общества в целом. Структурными компонентами духовной сферы общества являются духовное наследие, культура, ценности, просвещение и идеология.

Духовное наследие - это нематериальное культурное наследие, созданное усилиями прошлых поколений. Сюда относятся:

Устные традиции, включая в язык в качестве носителя духовного наследия;

Исполнительские искусства;

Обычаи, обряды, празднества;

Знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Другой важнейшей составляющей духовной сферы общества являются ценности. Понятие ценности выражает человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности. Ценности делят на предметные и субъектные. Предметные ценности - это то, что оценивается: природные богатства, продукты труда, социальные явления и отношения, исторические события, культурное наследие, научная истина, действия людей, произведения искусства и предметы религиозного поклонения. Субъектные ценности - это способы и критерии оценивания. Понятия добра и зла, истины и неистинны, красоты и безобразия, справедливости или несправедливости, допустимого или запретного - все это есть критерии оценивания.

Ценности делят также на материальные и духовные. Критерием такого деления выступают потребности человека и общества. Предметы и явления природной и социальной действительности, удовлетворяющие материальные потребности, составляют систему материальных ценностей.

Предметы и явления, удовлетворяющие духовные потребности. Относятся к духовным ценностям. Отсюда вытекает, что субъектные ценности и продукты духовной деятельности - идеи, теории, идеалы, знания, этические и эстетические нормы, религиозные учения произведения искусства и литературы - составляют систему духовных ценностей. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении его существования, называется культурой.

Духовность личности - это богатство внутреннего мира человека. Он состоит из четырех взаимосвязанных частей:

Функциональная сторона сознания, мировоззрения в виде активного отношения к миру;

Совокупность явлений духовной культуры (наука, искусство, религия, народное творчество, СМИ, традиции и обычаи, система образования и воспитания, отдых и спорт);

Воля (твердость, стойкость, самопожертвование, честь, национальная гордость);

Установившаяся в обществе интеллектуальная и эмоциональная среда - духовная среда.

Различные формы духовной деятельности остаются элементами исходной целостности. Их специфика выражается в присущей каждой из них особой структуре и определенного набора функций. У истока различных форм духовной деятельности лежат различные стороны человеческой личности: эмоции, чувства, интеллект, воля. Эмоции проявляются в виде субъективных переживаний личности и в изменениях функционального состояния всего организма. Чувства - способность к интенсивным, глубоким и устойчивым переживаниям. Интеллект - способность к понятийному мышлению, суждению преобразованию мира. Воля - способность человека сознательно и целенаправленно осуществлять свою деятельность.

Ценности - наиболее важные и значимые явления в жизни людей, материальные и духовные богатства, прошедшие длительный период отбора, постоянно обогащающиеся. Они оказывают положительное социальное, экономическое, духовное влияние на общество. Ценности воплощены в различных сферах культуры, соответственно выделяют материальные и духовные ценности. К духовным ценностям относятся: научные, религиозные, эстетические (художественные), правовые, социальные, этические и т.д. Различают следующие виды ценностей: национальные, региональные, общечеловеческие. В духовных ценностях отражается общественная природа человека, а также условия его бытия. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины, правды человечество выражает свое отношение к конечной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние.

Духовность воплощается в культуре. Духовность - усвоенное содержание культуры, превращенное во внутреннее убеждение, мировоззрение, потребность. Духовность - идейное сущностное содержание культуры, культура - ее внутренне организованная, внешне целостная универсальная форма. Духовность - проявление и объяснение общечеловеческих ценностей в содержании культуры, соотнесенное с историческим опытом народа и степенью осознания потребностей современного общественного прогресса.

Культура - явление социального бытия человека и человечества, представляет собой единство материального и идеального, бытия и отношения, объективного существования и его идеального осмысления. Материальная культура всегда является воплощением определенной духовной культуры, равно как и духовная культура может существовать только будучи овеществленной, т.е. получив материальное воплощение в предмете, знаке, образе, символе. Структурными элементами духовной культуры являются наука, Философия, право, искусство, литература, мораль, образование, СМИ, обычаи, традиции, религия.

Среди законов функционирования культуры одним из наиболее значимых является закон преемственности культурного развития. Для развития культуры необходимо ее сохранение, передача от старших поколений к младшим. Духовное наследие - заимствованные из прошлого духовные ценности, идеи, образцы, опыт, навыки, знания, т.е. любые результаты и способы творческой деятельности людей. Содержание духовных ценностей, их пересмотр и переоценка, способы их соотнесения, формы хранения и трансляции, вкусы, характер эстетического восприятия действительности находятся в непрерывном движении и изменении. Преемственность проявляется во всех сферах освоения человеком действительности, она протекает в виде локальных и глобальных процессов. Условия превращения возможностей использования духовного и культурного наследия в действительность не во всех обществах одинаковы. Они опосредуются социально-экономическими, политическими и идеологическими факторами. От них зависит объем, интенсивность, избирательность наследования. Но не существует таких обществ или народов, которые не имели бы или не использовали духовное и культурное наследие.

Элементы структуры духовности личности включают в себя развитие мышления, памяти, восприятия, формирование мировоззрения и выработка характера, настойчивости, трудолюбия, усвоение общепринятых норм поведения, развитие эстетических взглядов, развитие склонностей и способностей, необходимых в обществе, развитие потребности в дальнейшем самообразовании. Только обладающие такими качествами люди могут сохранять духовное наследие нации и народа.

Духовность прежде всего оберегает нацию, национальную культуру, образ жизни. Она исполняет роль социально- культурного фильтра и старается воспрепятствовать проникновению в национальную жизнь чуждых ей явлений, побуждает усвоить необходимые для национального развития достижения других народов. Духовность - это потенциал самосохранения и саморазвития нации, народа. Поэтому, важнейшей стороной духовности является забота о сохранении культурного наследия, исторических традиций, обычаев, обрядов. Благодаря независимости глубже и шире изучается культурное и духовное наследие узбекского народа, возрождаются духовные ценности прошлого. Целью является не восстановление буквально всех традиций и обрядов, т.к. многие из них устарели, а в том, чтобы, опираясь на опыт прошлого двигаться вперед.

Литература

1. Каримов И.А. Независимость и духовность. - Т.: Узбекистан,1994.

2. Каримов И.А. Юксак маънавият - енгилмас куч. Т., Узбекистан, 2008. - 176 с.

3. Отамуратов С., Хусанов С., Раматов Ж. Маънавият асослари. Учебное пособие. - Т., 2002. - с. 24-30.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Факторы и средства социализации личности: философия семейного воспитания и функции семьи. Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности. Процесс воспитания детей как формирование и социализация личности: выявление потребностей и целей.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2011

    Условия формирования этноса. Основные черты и этапы формирования русской нации. Идея национальной духовности русской нации. Особые формы организации семьи. Формирование семьи как социального института общества. Основные функции семьи и их изменения.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    История идей о гражданском обществе, современные концепции. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества. Экономическая свобода и свобода труда. Воспитание ответственности и формирование высокой правовой культуры в каждом члене общества.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2013

    Личность – граница и безграничность социального. Сущность личности. Этапы воспитания: социализация, образование, самовоспитание. Теория ролей. Самореализация личности. Основные участники процесса социализации личности. Разновидности ролевых конфликтов.

    реферат , добавлен 02.08.2013

    Понятие личности в системе человекознания. Становление личности и процесс социализации. Структура и составные элементы личности, социальные типы. Феномен свободы и противоречия волюнтаризма и фатализма. Модели взаимоотношений личности и общества.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Соотношение понятий "социализация" и "воспитание". Стадии развития личности с точки зрения отношения к трудовой деятельности. Социально-психологические механизмы социализации. Роль российских молодежных движений как элемента гражданского общества.

    реферат , добавлен 04.05.2015

    Личность как социальная единица, существующая в том или ином обществе; социальная среда. Процесс социализации личности: сущность, динамика, стадии, способы и средства. Роль личности в развитии общества, ее формирование и целенаправленное воспитание.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Понятие, разновидности, структура и элементы социального поведения личности в современном обществе. Внешние и внутренние факторы регуляции поведения, диалектика и механизмы данного процесса. Саморегуляция социального поведения личности, ее методы.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Опасность социальных групп риска для общества и отдельной личности. Проблема деформации ценностных ориентаций у граждан. Молодежь группы риска: основные проблемы. Факторы риска, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей, подростков и молодежи.

    реферат , добавлен 21.08.2015

    Развитие младенца, признаки подражания человеческой речи. Факторы формирования личности. Роль садика и школы в социализации личности. Социальные и поведенческие нормы, воспитание, образ поведения и знания, которые приобретает ребенок в обществе.

Православное духовное воспитание связано с деятельностью церкви. Возрождение России предполагает одновременно возрождение разных религий, деятельности духовенства, восстановление православных храмов, мечетей, синагог; открытие при них духовных школ. Становление религиозного воспитания происходит параллельно светскому воспитанию, в сотрудничестве с государственной системой светского образования.

В нашей светской литературе, особенно философской, предпринималось немало попыток исследовать причины устойчивого, многовекового состояния духа, который характеризует психологию верующего человека и является для него ведущим, направляющим в его поступках, поведении, деятельности вообще. Это положение в первую очередь относится к русскому народу, но оно в равной степени относится к людям других национальностей и религиозных верований .

Основу православной духовности для русских составляет учение Иисуса. Оно изложено в евангелиях и не утрачено за прошедшее тысячелетие, а со времени принятия христианства на Руси является для русского народа, а также для многих других народов, населяющих Россию, единственной признаваемой религией, которая с помощью церкви формирует психологию верующих.

Предваряя изложение некоторых положений этого учения, нужно заметить, что оно опирается на способность людей понимать божество и обретать его в своем сознании и сердце. «Кто не чтит в себе эту способность, тот не чтит и божество». В различных ситуациях Иисус излагал божественное понимание поведения людей. Ученые люди попытались соединить все сказанное Иисусом в «нравственный закон». Сам Иисус «твердо решил вечно хранить верность тому, что неугасимо было запечатлено в его сердце: чтить только вечный закон нравственности и того, чья святая воля не подвластна ничему иному, кроме этого закона».

1. Божество выделило человека из мира природы, вдохнуло в него душу отраженным сиянием своей сущности, дало ему разум, и только вера в разум позволяет человеку выполнить свое высокое предназначение.

2. Человек не только чувственное существо, его природа не ограничена одной жаждой наслаждения, в нем есть и дух; искра божественной сущности, данная всем разумным существам, дана и ему.

3. Разум (под разумом Гегель понимает само божество) не осуждает природные инстинкты, но направляет и облагораживает их. Лишь тот, кто не повинуется разуму, сам осуждает себя, ибо он не осознал его света, не хранил его в своей душе и таким образом своими делами засвидетельствовал, какой дух его породил.

4. Истинное благоговение должно быть основано на духе, в котором господствует лишь разум и его высшее проявление - нравственный закон.

5. Если в вас умрет сила добра, то ваши дела пропадут среди бессмысленных забот и дел людских. Помощь, которую вы оказали в беде, утешение, которое вы принесли в несчастье, - будет иметь благотворные последствия во веки веков.

6. Не судите строго других, ибо та мера, которую вы прилагаете к другим, будет применена и к вам, а это не всегда служит вам на пользу.

7. «Пусть властолюбие будет изгнано из вашей среды. Почитайте честью для себя оказывать взаимные услуги и служить друг другу подобно тому, как целью моей жизни никогда не было господство над людьми, но служение человечеству и готовность пожертвовать ради него даже жизнью» .

Это лишь некоторые положения. Православные христиане еще ссылаются на Нагорную проповедь Иисуса Христа, главная мысль которой состоит в том, чтобы люди делали «добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея. Гл. 5). Это дает представление о сущности православного нравственного воспитания.

Духовность православная состоит в понимании или неосознанном ощущении основополагающего взгляда на человеческую жизнь как на вечную духовную ценность, в приобщении к мысли, что «высшая идея на земле лишь одна, а именно - идея бессмертия души человеческой, ибо все остальные «высшие идеи» жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают» (Ф.М. Достоевский) .

Люди, исповедующие христианскую религию, в большинстве своем не требуют доказательств появления среди израильтян Иисуса, таинства его рождения от Духа Святого, вознесения на небо после казни. Они просто верят в это. Для психологии вообще и для познания психологии верующего человека это очень важная сторона дела. Бесспорно, вера придает жизненные силы человеку, она порождает его жизненные смыслы, она управляет поведением не только отдельного человека, но и большими группами людей: за веру велись войны, неверных сжигали на кострах.

Что же такое - вера? Многие ученые пытаются понять православное учение, осмыслить православную нравственность, вернуться от коммунистической морали к морали общечеловеческой, выйти на создание программы развития духовности у детей в школах. Для понимания сказанного полезна статья В.И. Троцкого «Национальные духовные традиции и будущее русского образования».

Традиции подлинного образования в России, - пишет В.И. Троцкий, - изначально связаны с духовностью, с православием. Современное обезбоженное сознание с трудом воспринимает эту мысль. Поэтому целесообразно подойти к ней умозрительно и прояснить вопрос о духовности в общем культурном смысле. Но прежде всего вопрос: как православие смотрит на человека?

Патриарх Алексий II, действительный член РАО, поясняет, что «христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий. Это образ, который есть в каждом. Во многом он замутнен и затемнен грехами. И задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставрации икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок и линий, гармонию лика .

Свою восстановительную работу в душах людей Церковь совершает человеческой проповедью и Божией благодатью, таинствами и беседами, явлением добрых дел и воспоминанием о светлых жизненных примерах подвижников духа».

Рассматривая жизнь с точки зрения духовности, продолжает В.И. Троцкий, мы можем повторить вслед за В.Г. Белинским: жизнь человека дана ему «на сближение с Богом», «его наслаждения должны состоять в истине, благе и красоте»… Следовательно, лишь высокие идеи, возвышающиеся над обыденностью и прагматическими взглядами на действительность, обращающие нас к высшим ценностям, могут называться духовными.

Духовное начало было краеугольным камнем русского народного образования, обращенного прежде всего на житейские задачи соборного народного бытия. В эпоху становления русского национального самосознания школа служила именно этому. «Главное внимание педагогии, - писал В.О. Ключевский, видимо, о начальном образовании, обращено было… на житейские правила , а не на научные знания. Кодекс чувств и навыков, какие считались необходимыми для усвоения этих правил, составлял науку о христианском жительстве, о том, как подобает жить христианам .

XIX в. русского просвещения прошел в борьбе с нигилизмом, т.е. растлением духа. Воспитание умственное, писал в это время А.С. Хомяков, имеет целью не только передачу частных позиций, но и общее развитие всей мыслящей способности. При этом надо исходить из исторического национального опыта, признававшего верным лишь путь через возбуждение духовных переживаний, через презрение к голому нигилизму. Духовность, по мнению А.С. Хомякова, неразрывно связана с первоначальными семейными впечатлениями и невозможна вне целостности образовательных задач, поставленных школой. Целостность, обретаемую через широту охвата мира, через общее просвещение, А.С. Хомяков считал непременным условием отечественного образования. Ибо только полнота представлений о мире, включающих божественную реальность, превращает образование в познание мира как сотворенного Богом.

Отечественная школа советского периода, пройдя через отделение от церкви, «классовый подход к образованию», всевозможные педагогические увлечения, заменила духовность идеологией. Кодекс строителей коммунизма, будучи до неузнаваемости искаженным вариантом христианских заповедей, ни в коей мере не мог заменить их духовную сущность .

Следование традициям русской школы означало необходимость воспитания детей и подростков в атмосфере постижения образа Иисуса Христа, его нравственного вероучения. Религиозно-нравственное становление личности в ту пору оставалось первостепенной образовательно-воспитательной задачей.

Сегодня, когда поблекли или отвергаются национальные ценности, а новых пока не придумали, не следует ли нам, спрашивает автор статьи у читателя, с верой и любовью обратиться к народно-христианской традиции, связать, по мере возможного, духовное развитие детей с теми средствами воспитания, с которыми неизбежно столкнется русский человек на пороге третьего тысячелетия.

Пути возрождения современного православного воспитания и духовности изложил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на VI международных рождественских образовательных чтениях в 1998 г. Вот фрагменты его выступления.

Значительной проблемой остается духовная дезориентация общества. Многие люди утратили нравственный стержень жизни. Все дети независимо от типа школы нуждаются в православном воспитании. Наиболее острую тревогу вызывает современная государственная система образования. Преобразуя ее, надо прежде всего сохранить все лучшее в нашем образовании.

Средства массовой информации используются во зло, для разрушения нравственного уклада и порабощения ума и духа. Они используются для подавления созидающих внутренних сил души, чувств стыдливости и целомудрия, для пробуждения низменных инстинктов, распространения безнравственности и агрессии. Под угрозой оказалось само существование человеческой культуры.

Успешное развитие новых технологий - это еще не культурный прогресс. Без духовного развития и углубления личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте, без пробуждения в душе своей образа Божия человек все больше закабаляется и становится рабом вещей. По этой причине происходит возрождение архаичных культов, распространение тоталитарных сект. Магия, уничтожение детей в утробе матери, эксперименты с наследственностью и искусственное выведение живых особей, развращение малолетних, осквернение всего святого и чистого - вот последствия отрицания нравственных духовных начал, отрыв их от культурного фонда общения .

Православие может и должно помочь нашему народу вновь обрести дыхание жизни, возвратиться к истинной соборности, воскресить почти угасшее сегодня национальное бытие и достоинство.

В основе обучения должны лежать вечные ценности, воспринимаемые к преемству традиций. Не растекаться по древу должна мысль учеников, а учиться собираться, концентрироваться, быть целостной. Учить то, что не устарело и никогда не устареет. Все остальные знания должны быть сгруппированы вокруг этого ядра.

Прежде всего нужно «образование сердца» . «Зрение сердцем» предшествует умственному познанию. Сердце видит разом, нераздельно, мгновенно. Идея принадлежит сердцу, а не уму, внутреннему человеку, а не внешнему.

Школа изменяет свой тип и устроение. Но сегодня еще нельзя уяснить себе определенные черты новой школы. Какой бы она ни была, она должна унаследовать лучшие особенности отечественной школы и выполнять свое главное назначение - дать нравственные и ценностные ориентиры, научить детей самому необходимому и привить им способность научения новому и различения существенного от несущественного .

В современном информационном мире лоцманом для детей должен быть современный учитель. А компасом для него должна служить нравственная чистота и живая совесть и, конечно, прекрасное знание предмета. Без глубокой укорененности в родной отечественной традиции, выверенной опытом многих поколений людей, этого, конечно, не получится. Совесть - это глас Божий в душе человеческой, и она может не опираться на откровение Божие, данное людям на все времена.

Только развитие отношений между православной и государственными системами образования и нахождение точек взаимопонимания помогут им обогатить друг друга. Православная - развитием нравственного уклада жизни и гармонией личности, государственная - разработанными методами преподавания, школьными помещениями и др. Нравственное возрождение народа, укрепление начал семейной жизни, сохранение лучшего в российском образовании, взаимопомощь и взаимообогащение образования религиозного и светского, действенное противостояние силам разрушения и распада - вот реальная основа для конструктивного взаимодействия Русской православной церкви с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации .

Много удивительной красоты, чистоты и нетронутости, силы и свежести заложено в детские души, великие сокровища сокрыты в детских сердцах. Очень важно, чтобы меньше становилось детей, преждевременно одряхлевших душой, утративших всякий интерес к жизни, к высокому и благородному.

Важнейший вопрос педагогики - не столько напитать знаниями, сколько утолить жажду духовную. Официально православное воспитание осуществляется параллельно светскому. В сложившихся условиях автономия двух систем воспитания и образования не имеет четких границ. Священники работают не только со взрослыми, но и с детьми школьного возраста, религия приходит к детям и от взрослых членов семьи. Соединение двух направлений духовного воспитания возлагает на ребенка немалые трудности: ему самому приходится решать в своем сознании и душе проблему взаимосвязи науки и веры. Для определенной категории детей это непосильный душевный труд, поэтому помочь ребенку может только учитель .

Перечень вопросов, необходимых для изучения различных видов духовности представлен в приложении 2.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: