Развивающая среда центров в доу. Предметно-развивающая среда доу руками педагогического коллектива, детей и их родителей

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

  1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
  2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
  3. Это предполагает решение следующих задач:
  4. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
  5. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
  • Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
  • Радости существования (психологическое здоровье)
  • Формирование начал личности (базис личностной культуры)
  • Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
  • Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

  1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  2. принцип активности, самостоятельности, творчества
  3. принцип стабильности, динамичности
  4. принцип комплексирования и гибкого зонирования
  5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
  6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
  7. принцип открытости – закрытости
  8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.

Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. При этом контакт между ними вряд ли возможен.

В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка.

Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит ещё и от разных причин.

В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

Принцип активности

Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

  1. На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.
  2. Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
  3. Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.

В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д. , всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном) . Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.

Принцип стабильности динамичности развивающей среды

В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.

Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно) , может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т. д.) .

Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.

Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.

Принцип открытости – закрытости

Может быть представлен в нескольких аспектах.

  1. Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.
  2. Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера.

С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.

  1. Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.
  2. Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.

Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п.) Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.

Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.

Варианты построения развивающей среды

  1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
  2. использование помещений спальни и раздевалки.
  3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Игра как процесс, развивающий творческие способности ребёнка начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами (нужными по сценарию) предметов, до этого этими качествами не обладающих. В этом цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Поэтому представляется ошибочным применение в образовании групп определённых заранее смоделированных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей (фрагментов «парикмахерская, магазин, дом») . Вместе с тем, наличие в составе оборудования групповой ячейки определённого набора функционально-игровых предметов может частично реализовать потребность творческого моделирования ребёнком среды.

  1. Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
  2. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»
  3. Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.
  • Достраивание определённых деталей интерьера детьми
  • Включение в интерьер крупных игрушек-символов
  • Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития





ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: рабочая; активная; спокойная

















Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности исправность и сохранность материалов и оборудования доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность




















Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Спасибо за внимание!

На сегодняшний день, в педагогических коллективах ДОУ нашего города Салехард расположенного прямо на полярном круге полуострова Ямал, одна из актуальнейших тем в профессиональном общении это потребность в создании развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей старшего возраста. Для реализации данного проекта в жизнь необходим творческий высокопрофессиональный коллектив, и всё это имеется за исключением самого малого – денежных средств. На расширенном обсуждении работниками детского сада №12 «Золотой ключик» было решено, что ежегодно в конце четвёртого квартала будем проводить творческие выставки совместных работ родителей и детей с целью обогащения предметно-развивающей среды.

Мы поняли, что игрушка сделанная руками родителей при непосредственной помощи ребенка бесценна.

В давние времена кроватка для куклы, изготовленная с любовью для игры дочке, переходила из поколения в поколение. Родители говорили своей дочке: «В эту кроватку укладывала куклу и твоя бабушка». А мальчику выпиливали лошадку из фанеры, изготавливали доску для игры в шахматы, а потом всей семьей играли. И от этих игрушек исходило тепло, потому что сделаны они были с любовью, с желанием доставить ребенку радость.

С целью обновления и обогащения развивающей среды, была организована выставка творческих работ «Чудо – дерево» с участием сотрудников ДОУ, детей, родителей, бывших работников детского сада, учащихся 3 класса школы № 1 – наших выпускников.

Встречал всех посетителей выставки «Дедок», изготовленный педагогами. Он сидел в углу и своим немигающим взглядом как бы вопрошал: «Нравится?». Эта игрушка хранится в детском саду, используется на развлечениях и спортивных праздниках.

Вязаный арбуз, разделенный на 9 долек, используется в игре «Магазин», на занятиях по природе и на математике.

А симпатичные лошадки – необходимый атрибут на развлечениях, музыкальных занятиях, в подвижных играх.

В костюм Деда Мороза и Снегурочки до сих пор наряжаются сотрудники и родители на новогоднем празднике и в спектаклях.

Коллектив, вдохновленный результатами, принял решение продолжить работу в данном направлении.

Далее была организована защита конкурсных проектов «Детский парк будущего в городе Салехарде» , с целью привлечения детей и их родителей к участию в решении социальных проблем, к освещению детского творчества средствами массовой информации, предоставления возможности творческого поиска в решении проекта – диалога с будущим.

На тот момент проблема с игровыми площадками в городе была актуальной. На конкурс принималась рисунки, макеты, модели оригинальных объектов. Родители заполнили анкеты, ответив на вопросы о необходимости строительства и значимости предложенного проекта, предполагаемый район застройки.

Работы были выделены по следующим номинациям:

  • оригинальность идей
  • архитектурное решение
  • многообразие малых форм
  • цветовое решение
  • особенность стиля
  • актуальность решения.

Родители и дети проявили смекалку, творчески подошли к выполнению задания. Использовали разнообразный подручный и бросовый материал – бумагу, пластилин, мелкие игрушки, детали от киндер – сюрпризов, фантики, оберточную бумагу, конструктор «ЛЕГО», мелкие фигурки и т.д. При поддержке родителей каждый ребенок защитил свой семейный проект, рассказав о том, каким он хочет видеть свой дворик или игровую площадку детского сада. После проведения выставки макеты были использованы детьми в играх.
Совместными усилиями педагогов, родителей и детей прошла отчетная выставка «Умелые руки не знают скуки» . Были представлены работы по шитью, вышиванию, поделки из бросового материала, атрибуты к играм. В дальнейшем они использовались для развития мелкой моторики, развития речи, театрализованной деятельности, ролевых игр и т. д. Например, настенное панно «Лесная полянка» с аппликацией из ткани, ниток, применяется для обучения детей застегиванию и расстегиванию, шнурованию и т.д. Связанные домашние животные и птицы помогают организовать игры «Скотный» и «Птичий двор». Ближе познакомиться с историей и бытом русского народа помогает детям колодец, маленькое ведерко, коромысло и другая утварь русского быта, изготовленная нашим умелым рабочим дядей Вовой.

Многие поделки и пособия дошкольники используют для конструкторской и игровой деятельности.

«Пополним фонд игры и игрового пространства нашего ДОУ» – таков девиз конкурса «Физкультурные снаряды своими руками», проходившего с целью обновления и обогащения развивающей среды по физической культуре.

В физкультурном зале расположилась необычная экспозиция спортивных атрибутов и снарядов, созданных из подручного и бросового материала. Очень много было изготовлено нестандартного оборудования. Например, дорожка из пластмассовых пробок, изобретенная педагогами подготовительной группы, используется для профилактики плоскостопия у детей, упражнения детей в равновесии.

Фанерный жираф, выпиленный и раскрашенный папой Ярославы Неборак – приспособление для набрасывания колец, развития глазомера и развития ловкости.

Ходьба на ходулях – любимое занятие мальчиков.

А как было приятно Андрею Пырерко поднять штангу, изготовленную руками его отца, а затем поместить ее в уголок физкультуры и соревноваться с товарищами.

Особую гордость за свою бабушку испытала Лера Клинчаева – ведь теперь у детей их группы есть панно – мишень для метания с наклеенными цветными цифрами. Это пособие можно использовать еще и для прыжков, и для упражнения в счете.

При оценке атрибутов учитывались эстетичность, безопасность, соответствие возрасту.

Использование нестандартного физкультурного игрового оборудования позволяет совершенствовать моторные умения и навыки ребенка, накопления им двигательного и творческого опыта. Необходимо, чтобы потребность ребенка в движениях, которую он испытывает с первых дней своей жизни, поощрялась взрослыми.

Так мы привлекаем родителей, дедушек и бабушек к воспитанию своих детей и внуков. Сколько таланта и педагогического мастерства приходится проявить воспитателям, чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках! Не всегда родители сразу откликаются на наши призывы. Поэтому педагоги и сотрудники МДОУ стараются лично принять участие в таких мероприятиях, своим примером увлечь родителей. Так прошла персональная выставка нашего сторожа «Вязаные игрушки – детям».

В целях стимулирования родителей подобные мероприятия освещаются нами на городском телевидении, в окружной, городской, российской печати. В газете детского сада «ОЧАГ» объявляются благодарности всем участникам. В торжественной обстановке победители и участники награждаются дипломами и подарками. Сколько же радости и гордости за своих родителей мы видим в глазах ребятишек, когда им вручают дипломы и призы.

Результат проведенной работы показал, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую среду, объединяет коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании и развития детей. Поэтому, педагогический коллектив продолжает поиск различных форм сотрудничества с родителями наших воспитанников, добивается, чтобы игрушка сегодня становилась не только источником игровой деятельности малышей, но и открывала возможности для воспитания взрослых. Ведь, прежде чем принести свою поделку или игрушку в детский сад, они всей семьей ее обыгрывают, заинтересовывают ребенка игрой, обсуждают, в какие игры будет играть этой игрушкой с товарищами. Согласитесь, что в наше время у большинства родителей, по разным причинам, немного свободного времени для общения со своими детьми. А в процессе совместной игры происходит сближение взрослого и ребенка, познание друг друга, формирование ребенка как личности. Так как через игру можно сформировать у ребенка характер, волевые качества, заложить нравственные основы.

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края и в целом всей страны, поэтому педагоги ДОУ организовали выставку «Уголков по социально-нравственному развитию» с целью эффективной развивающей среды по социально-нравственному развитию детей. Педагоги ДОУ творчески и на высоком профессиональном уровне провели организационные мероприятия по проведению выставки. Участники и посетители выставки получили огромное удовлетворение от проделанной работы и увиденного своими глазами в целом. На выставке были оформлены и представлены к обозрению уголки по тематике:

  • «Мой край»;
  • «Путешествия по родным местам»;
  • «Наши права»;
  • «Один дома» и т.п.

Ежегодно в начале нового учебного года в нашем ДОУ проводится «Смотр-конкурс по обновлению предметно-развивающей среды».

В данной статье мы постарались обратить ваше внимание, как при отсутствии денежных средств, привлекая к проводимым мероприятиям в детском саду родителей дошкольников, мы смогли реализовать возможность по организации предметно - развивающей среды.

Надеемся, что творческое следование нашим советам поможет создать в группе обстановку, которая позволит достичь высоких результатов в воспитании и обучении дошкольников.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: