Патриотизм начинается с детства — образовательная среда. С чего начинается патриотизм

2015-10-19 14:42:28 - Николай Иванович Шашков
Тысячи людей прочитали эти детские строки и прониклись до слез. `На каких книжках, игрушках и мультиках надо воспитывать детей, чтобы они в 10 лет писали так и ощущали личную ответственность за судьбу Родины?` - написал один из пользователей в своем блоге.

Теми же вопросами задались и мы, начав поиск Левы Протасова. Но оказалось, простых ответов не существует. Да и мальчик - патриотическая легенда - давно вырос (Льву сейчас 23 года) и к своему детскому творчеству относится неоднозначно.

Этот стих не мой, - категорично ответил он на наше первое обращение. Установить контакт удалось только со второй попытки. Лев согласился на встречу с нами, тогда же выяснилась причина отречения.

Я был неприятно поражен, когда год назад случайно наткнулся в Интернете на этот свой детский стих. К тому же - окруженный такими восторженными отзывами, - признался он. - Я против такой славы. Вся прелесть этого творения - в подписи: написал 10-летний мальчик. На самом деле таких стихов полно. Оно поверхностное, слишком пафосное и неискреннее, потому что написано на заказ.

То, что нынешний Лев Протасов окрестил творением `на заказ`, на самом деле было обычным школьным домашним заданием. Первая учительница Альбина Васильевна Ситникова очень любила Царскосельский лицей и стремилась по тому же принципу воспитывать учеников. Через творческое отношение к жизни прививать строгие моральные основы. Любовь к родине - одна из них. В канун Дня Земли (этот праздник появился в российском календаре как раз в 90-х и пришелся на конец апреля) Ситникова дала классу задание: написать сочинение о том, как прекрасны наша планета и родина.

Такие глобальные темы тогда меня не пугали. В детстве все хорошо к родине относятся, и большими категориями мыслить легко. Нравятся и природа, и дом, и страна, что еще надо? - вспоминает Лев. - Но если честно, об оценках, выставляемых в журнал, помнили все, и сочинения писали с родителями.

Этот стих не мой, - категорично отрезал Лев Протасов
Главным соавтором Левы была его мама Людмила Львовна. Работала она секретарем-машинисткой, но когда единственный сын пошел в школу, решила стать домохозяйкой. Сочинением стихов увлекалась с юности и ребенку прививала эту любовь. Так что творили в семье Протасовых от души.

Кстати, в однокомнатной `хрущевке`, где сейчас живет Лев, литературные творения главенствуют до сих пор. В жилье, погруженном в предремонтный хаос, осталось единственное упорядоченное и буквально блестящее от чистоты пятно - полки с книгами классиков: Гоголь, Достоевский, Бунин.

Мое в стихотворении - это общая мысль, что нет страны прекраснее России. Черновик на 5 четверостиший на эту тему я написал быстро. Принес показать маме. И после ее редактирования строф оказалось уже 9. Сейчас, я заметил, читатели психологически делятся на тех, кто восторгается наивным детским отражением патриотизма, и тех, кому нравятся явно взрослые пафосные выражения, особенно про `псов`, которые лают на Россию, - пытается проанализировать успех стихотворения в Интернете повзрослевший Лев Протасов.

Кстати, после этого стиха, получившего `отлично` в журнал и восхищение со стороны учительницы, Лева на тему патриотизма больше никогда не писал. Да и сейчас не возьмется: `Не то чтобы страна разонравилась, проблема в изменившемся восприятии мира`. По мнению Протасова, понятие `патриотизм` испортилось.

Оно словно обросло стереотипами, - размышляет автор `Россиюшки`. - Одни воспринимают патриотизм исключительно как борьбу с некими врагами. Я имею в виду националистов, которые за свой образ родины готовы глотку несогласным перегрызть. Другие в принципе не признают российского патриотизма, считая это исключительно пропагандистским мифом. Но зато умиляются перед почитанием жителями других стран символов их государства и их истории. Мне непонятны люди, признающие только чужой патриотизм.

На сайтах и в соцсетях, где появился его детский стих, Лев поначалу пытался дискутировать, охлаждать ярых поклонников. Убеждать, что не может любовь к родине быть столь однозначной и пафосной. Но переубедить не удавалось, потому и бросил.

Как стих попал в Интернет, он не знает до сих пор. Цепочку удалось раскрутить нам. Первая учительница Левы рассказала: ей до того нравились стихи мальчика, что она буквально плакала, читая их, и с гордостью показывала на учительских сборах, проходивших в уральском Рериховском обществе. Так творение Льва Протасова попало в журнал этого общества, издаваемый на Алтае. В 2001 году со страниц издания перекочевало на один сайт, затем на другой. А в 2011 году вошло в книгу `Детские письма о главном. С чего начинается Родина`, где размещены 50 детских писем с размышлениями о России.

За 12-летку виртуальной жизни стиха Лев успел переболеть поэзией и пережить увлечение фантастикой, из отличника стать троечником, но тем не менее поступить в институт на отделение психологии; собрать историю своей семьи и создать генеалогическое древо до 3-го колена. Он, в частности, выяснил, что его прапрабабушка была крестьянкой. Служила в екатеринбургской усадьбе золотопромышленника Харитонова и имела в городе большое хозяйство. Так что уральские корни у семьи Протасовых глубокие.

Сегодня Лев пишет исключительно психологическую прозу, в которой пытается раскрыть тайны человеческой души. Действие происходит в России: то в глухой деревне, то в колонии-поселении. В общем, в местах, далеких от елейного восприятия страны, но зато адекватных реалиям.

Были времена, когда слова «патриотизм» и «патриот» воспринимались чуть ли не как ругательства. Но со временем общество стало понимать истинные значения данных слов. Что сегодня обозначает региональный патриотизм?

Развитие общества в последние два десятилетия показывает, что люди начинают возвращаться к корням некоторых понятий бытия любой нации, любого этноса, да и самого человека. С чего начинается патриотизм? Имеет ли он какое-то материальное воплощение? Или можно выйти на улицу, бить себя в грудь и говорить, что, мол, я патриот?

Патриотизм начинается с собственного дома, улицы, села или города. Потом по мере осознания человека эти границы расширяются до регионального, до общероссийского уровня. А в чем-то, в каких-то сферах, это входит и в общечеловеческий уровень. Например, понятия «добро» и «совершение добра» не всегда имеют границ, особенно в науке. Человек самоотверженно трудится и открывает нечто, которое полезно не только для своей родины, но и для человечества.

Конкретно говоря о российском и региональном патриотизме, считаю, что их нужно прививать детям, начиная с малых лет.

Сегодня иной раз говорят: «Ребенку 11-13 лет. Что ему растолковать? Рано еще». Уверен, что в этом возрасте уже не воспитывать, а перевоспитывать надо. Патриотизм – это не абстрактное понятие, это отношение человека к окружающей среде, людям. Надо воспитывать с самых малых лет, в чем-то даже с детского сада. И в составной части должно быть именно воспитание именно на трудовых навыках.

К большому сожалению, этот аспект за последние два-три десятилетий выпал не только в общественном сознании, но и в школьном образовательном аспекте. Патриотизм сам по себе не возникает, его надо сформировать. Для патриотизма у человека должны быть какие-то ориентиры.

Иногда у меня спрашивают, есть ли среди якутов националисты? Я задаю в противовес другой вопрос: «А вы считаете якутский этнос нормальным этносом?» Тогда некоторые опешат. Националисты есть в любом этносе. Я знаю пару десяток человек с такими крайними взглядами в Якутске. Но сказать, что у якутов есть массовый национализм – нельзя. Поэтом нужно четкое разграничение – политический этнорадикализм был, есть и очевидно некоторое время, по мере созревания общества, еще может быть. Отдельные националисты были, есть и будут. Но общество не должно ориентироваться на подобных людей.

Павел Казарян – доктор исторических наук, профессор Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Родился в 1957 г. в Воронежской обл. с. Озерки. В настоящее время живу в г. Кубинка. Закончил Московской полиграфический институт. С 1991 года работал главным художником в ряде издательств г. Москвы. Серия книг по искусству, над оформлением которых я работал главным художником, получила государственную премию. Автор и художник книг для детей: «В некотором царстве», «Как колобок пошел учиться» и др. Работал в качестве иллюстратора в издательствах «Детская литература», «Школа-пресс» и др.

голосование завершено

Поддержите меня в Премии

Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"

«Патриотизм начинается с любви к малой Родине»

Присоединиться

Тема проекта:

Патриотика

Тематика:

Образование
- Патриотическое воспитание
- Работа с молодежью
- Творческое самовыражение

Муниципальное образование:

Одинцовский м.р.

Описание проекта:

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера, Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особая любовь к родной природе.
Цитаты, которые я привел, очень точно объясняют суть патриотизма, его составляющую. И казалось бы это понятно всем. Но к сожалению это не всегда так, находятся отдельные индивидуумы и группы людей, которые так не считают или равнодушны к этим понятиям. А это еще страшнее.
Есть еще проблема, люди часто не только не знают, что происходило и происходит в стране, но и не знают ничего о славном, пусть трудном, прошлом своей малой родины. А как уже говорилось, человек любящий свой дом, своих родителей, природу, который много знает о родном крае, его героическом прошлом, изучает культурное наследие всегда будет патриотом своего Отечества.
Я решил для себя, пойти к детям, говорить им о героизме наших предков, о культуре нашего народа, о любви к малой родине, Отчизне. Ведь именно в детстве закладывается фундамент знаний, основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. Рассказывать о литературе, искусстве, учить детей создавать образ героев прошлого и настоящего, рисовать с ними природу, находить красоту в окружающем мире и отношении к друг к другу. Чтобы дети и подростки могли противостоять чуждому влиянию массовой культуры. Обладали чувством гордости и любви к своей Отчизне. Ведь я художник и мне это будет легче, чем другому, через художественные образы донести для них свои мысли. Когда мне говорят:
- «Зачем это тебе? Да и что вообще существуют разные взгляды на понятие патриотизм».
В ответ я приведу слова патриарха Алексия II
- "Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек. И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам…».
Как известно патриотизм начинается с любви к малой родине. И с таким посылом я участвовал в мероприятии 29 января 2016 с библиотекой Центра культуры и творчества города Кубинка в средней общеобразовательной школой №1 им. Героя России И.В. Ткаченко в качестве художника, автора детских книг и журналов. Заведующая библиотекой Попова В.А. вначале поприветствовала 3-й класс начальной школы (классный руководитель Митрохина О.А.). В этом классе было много читателей городской библиотеки. Далее предоставила слово гостю, то есть мне. Я рассказал ученикам, что не только работаю как художник, но и пишу рассказы для детского журнала о природе, поведал о том, что впечатления от красоты природы родного края, нашей Кубинки, помогали мне описывать природу в рассказах. Даже сама железнодорожная станция была упомянута в историях для детей. Дети рассказали, что они тоже любят природу своей малой Родины.
После прочтения рассказа, ученикам было предложено сделать иллюстрации. И начался захватывающий процесс. Дети увлеченно рисовали, затем показывали свои рисунки автору рассказа. Рассмотрел рисунок каждого ребенка. Похвалил ребят за творчество. Посоветовал не забывать посещать библиотеку, больше читать книг.
Роль книги в воспитании детей любви к родителям, Родине, природе неоценима. Через несколько дней после урока рисунки детей отправил в детский журнал. Некоторые из них были опубликованы на странице электронной версии журнала.
Одним из главных приоритетов воспитания патриотизма является уважение к героическому прошлому нашей страны, готовность служить Родине, защищать ее.
22 апреля 2016 в преддверии праздника 9 мая, мною Пшеничниковым И.А. (в это время я уже работал в Кубинской СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В.П, учителем ИЗО) при содействии зав. Назаренко Н.М. была организована встреча краеведа Погодаева Г. П. с учениками 5 классов на уроках ИЗО.
Увлеченный историей родного края Погодаев Г.П. с энтузиазмом откликнулся на мое предложение рассказать детям о происходивших событиях во время Битвы за Москву в 1941 в районе Кубинки. Геннадий Павлович рассказал детям о битве под Москвой 1941. И именно о сражениях в районе Кубинки. В частности дети узнали, что на Полигоне, где находится их школа, был штаб нашей 82 мсд.
Краевед рассказал, что в районе р. Тросна на территории Прожекторной (сейчас ул. Генерала Вотинцева) с которой дети ходят в эту же школу, в 1941г. артиллерийский расчет орудия подбил немецкий танк, который прорывался к Кубинке по Наро-Фоминскому шоссе. Сгоревший фашистский танк по рассказу краеведа до 1942 года стоял на территории, где сейчас находится детский сад. Еще много интересных фактов рассказал Погодаев Г.П.
На классной доске он начертил схему, которая отражала события происходивших в районе Кубинки во время Великой Отечественной войны в 1941 г. Дети с увлечением слушали нашего ветерана. И тепло отблагодарили за интересный рассказ.
После беседы дети рисовали. Учебный процесс прерван не был. Наоборот дети с большим вдохновением работали над рисунками на тему ВОВ.
Одна из основных целей воспитания патриотизма является воспитание духовно развитой личности, уважающего и любящего культуру своего народа.
Был проведен ряд мероприятий в 2016-2017 гг., отвечающему этому тезису.
Так 21 в апреле 2016 г. я провел мастер-класс по иллюстрации к сказкам великого русского поэта А.С. Пушкина. Мероприятие проводилось в рамках всероссийской акции «Библионочь» в библиотеке Центра культуры и творчества г.Кубинки, на котором присутствовали дети и их родители. После вводной беседы о А.С. Пушкине, который оставил нам огромное культурное наследие и о значении сказок в жизни ребенка, всем желающим было предложено сделать иллюстрации к прочитанным фрагментам сказок. После чего я сделал анализ работ детей. Ведь в рисунках всегда проявляется характер человека и его отношение к прочитанному. Мероприятие прошло живо и плодотворно.
Воспитание патриотизма на примерах великого прошлого нашей Родины, чувство гордости за подвиги наших солдат, одержавших победу над страшным врагом во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в борьбе с немецким фашизмом
ставится нашим обществом во главу угла в воспитании подрастающего поколения.
4 мая 2016 года незадолго до празднования Дня Победы, я, Пшеничников И.А. с разрешения руководства Кубинской СОШ №2 пригласил на встречу с учащимися 1 классов на кружи по внеурочной деятельности Владимира Степановича Маренникова – детского поэта песенника, издавшего многочисленные сборники стихов своего сочинения, сочинившего около тридцати песен для детей. В.С. Маренников - член СП России, руководитель Одинцовского отделения Московской областной организации СП России, является лауреатом городских, районных, областных конкурсов поэтического искусства. Он состоит в общественных организациях: «Офицеры России», Одинцовской районной – «Ветераны РВСН».
Я рассказал младшим школьником о празднике 9 мая. О Дне Победы.
Владимир Степанович прочитал детям свои стихи о войне. Дети живо откликнулись и также прочитали стихи, посвященные подвигу нашего народа во время Великой Отечественной войны. Затем поэт-песенник прочитал свои стихи для детей, рассказывающих о весне, мире. О счастливом детстве, которое защитили прадедушки и прабабушки наших учеников от фашистских оккупантов в 1941-1945 гг.
Потом дети стали рисовать, а некоторые из них пожелали сочинить стихи. Стихи тут же были написаны детьми и к ним были сделаны иллюстрации. Другие дети нарисовали. рисунки на тему Великой Отечественной Войны, прославляя подвиг наших солдат в битве с страшным врагом.
Занятия прошедшие после 22 июня 2016 года в группах школьного лагеря мною было проведены так, чтобы они не были похожи на обычный урок. Я оформил выставку своих иллюстраций, посвященной поэме А. Твардовского «Василий Теркин» и разместил ее в классе. Пригласил ветерана ВС, поэта, В. С. Маренникова, знакомого уже некоторым детям. В его творчестве большое место занимают стихи и песни о ВОВ.
Начал я занятие с напоминая о дате вероломного нападения фашистов на нашу Родину - 22 июня 1941 г. Говорил о том, что наши предки в Великой отечественной войне победили врага и подарили нам жизнь.
Владимир Степанович рассказал об истоках возникновения фашизма. Нелегкой борьбе наших солдат с фашистами. Дети активно участвовали в беседе. Потом поэт прочитал стихи, посвященные ВОВ.
Пригласили детей рассмотреть выставку моих иллюстраций, выполненные простыми карандашами. Под иллюстрациями был размещен текст из поэмы «Василий Теркин». Ребята обсудили технику исполнений илл., выразительность композиций. Читали строки поэмы.
Т. Кирилл ученик младших классов сообщил, что у него день рождения был 22 июня. Я попросил поэта поздравить нашего ученика. Владимир Степанович спел ему песню своего сочинения, посвященного дню рождения.
А Б. Артем ученик 3 б попросил разрешения прочитать стихи своего сочинения, все с удовольствием приняли это предложение.
После этого дети рисовали рисунки про войну, сегодняшнюю мирную жизнь, которую защитили наши солдаты в годы Великой Отечественной Войны.
Как видим, если мероприятие организовано хорошо, то дети успевают за урок сделать очень многое и качество обучения только возрастает и также ненавязчиво для детей происходит воспитание в них чувство патриотизма.
С конца ноября по 5 декабря 2016 года по своей инициативе, при содействии руководства школы, на уроках ИЗО в классах я провел беседы, посвященные 75-летию Битвы под Москвой. Битвы самой важной, ставшей переломной в Великой Отечественной Войне. И доказавшей, на что способен наш человек, когда дело касается защиты Родины.
Подвиг нашей армии окончательно перечеркнул план «молниеносной войны» и открыл новую страницу победоносной истории нашей Отчизны.
Я рассказал детям о происходивших боях 1941 года в окрестностях Кубинки.
О подвиге Зои Космодемьянской. Музей Героя Советского Союза Зои Космодемьянской находится в деревне Петрищево Московской области, недалеко от г. Кубинка. Ученики с огромным интересом слушали рассказ о том времени. Многие рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, которые приняли участие в ВОВ.
Потом дети рисовали. По результатам уроков патриотического воспитания в школе была открыта выставка детских рисунков, посвященных 75-летию Битве под Москвой.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.
В декабре 2017 мне предложили принять участие в мероприятиях в рамках «Рождественских чтений», которые проходили на базе школьной библиотеки. Для учеников 5 класса была проведена беседа с показом презентации на тему «Выдающиеся личности Росси 20 века. Русский художник М.В. Нестеров». Ученики с большим интересом слушали мой рассказ о картине «Видение отроку Варфоломею». Картина открывает цикл произведений, посвященных деяниям святого преподобного Сергия Радонежского (около 1321–1391), основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря, носившего в миру имя Варфоломей. Сергий – один из наиболее почитаемых русских святых, отроческий образ которого стал для художника символом надежды на возрождение русской духовности... Рассказал и о том, как в позднее Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем, которая произошла на поле Куликовом.
Я был приятно удивлен, когда несколько учеников рассказали о житие преподобного Сергия Радонежского. Оказывается, они посещали Троице-Сергиеву лавру. И был рад тому, что наше, часто предвзятое мнения о том, что современные школьники только смотрят планшеты и «сидят» в интернете в данном случае не подтвердилось.
А тему «Разрушенные и возрожденные святыни Подмосковья», мне легко было осветить, так как летом был на пленэре и рисовал храмы в с.Усово, с.Уборы, в с.Большие Вяземы.
Мероприятия проходили для младших классов. Я оформил выставку своих пленэрных работ, которую показал детям, и после беседы они рисовали храмы.
В сентябре 2016 года вышла книга для детей Монаха Лазаря (Афанасьева) «Зяблик и его друзья из деревни Палиха, что на реке Жиздра», которую я иллюстрировал.
В День православной книги 14 марта 2017 заведующая школьной библиотекой Гутникова В.В. пригласила меня принять участие в мероприятии с названием «Духовно-нравственные чтения по книге Монаха Лазаря (Афанасьева). Была проведены Беседы и показ выставки эскизов и оригиналов иллюстраций. В.В. Гутникова читала отрывки произведения. Вели беседу на тему дружбы, которая освещалась в книге, верности и способности к самопожертвованию, ради спасения друга. Это все по сюжету книги. Я, перед тем как поведать детям о том, как рисовал образы героев, рассказал, когда появились первые книги на Руси и их значении в жизни человека в давние и нынешние времена. Вместе с детьми рассмотрели иллюстрации к книге, говорили о том, насколько точно художник передал характеры и образы героев. Рассказывал о работе иллюстратора, который помогает своим рисунками лучше понять прочитанное.
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту своей отчизны, один из приоритетов патриотического воспитания.
Военно-патриотическая эстафета «Салют победе», Одинцовского муниципального района, третий этап которой стартовал 13 марта в Кубинке, была посвящена подвигу защитников и жителей блокадного Ленинграда. Каждое учреждение города Кубинки приняло активное участие в эстафете памяти.
Кубинская СОШ№ 2 проводит огромную работу по патриотическому воспитанию школьников, но и мои беседы по патриотическому воспитанию были замечены.
Руководство Кубинской СОШ №2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П., поручило мне согласно школьному плану мероприятий на уроках ИЗО в 5, 6, 7 классах, провести открытые уроки, посвященные блокадному Ленинграду. Мною был приглашен член ветеранской организации Кубика-2 краевед Погодаев Г.П., ученицы 3 «В» класса Несмашные Дарья и Полина, на одном из уроков рассказали о «блокадном хлебе», представив свой проект. Проект был подготовлен под руководством Мартьяновой Л.И.
Расскажем об открытом уроке, который проходил в 5а классе.
Вначале урока я рассказал ученикам об истории создания знаменитого узора ленинградского фарфора - символа памяти о героическом подвиге блокадников Ленинграда. Этот узор называется – Кобальтовая сетка.
Это не просто орнамент, он появился в 1944 году после снятия блокады. Анна Яцкевич, художница Ломоносовского фарфорового завода расписала сеточкой сервиз в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда.
Через много лет, в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе сервиз с «Кобальтовой сеткой» получил золотую медаль.
Затем ветеран ВС, краевед Погодаев Г.П. рассказал о блокаде, о ее последствиях, о мужестве защитников города на Неве и его жителей и солдат, которые, несмотря на тяжелейшие испытания, выдержали блокаду немецко-фашистских войск и победили врага. Погодаев Г.П. поведал ученикам, что происходило в окрестностях Кубинки, в 1941-1944 гг. В то время когда была блокада Ленинграда, о героизме советских солдат, защитивших нашу малую родину, о тяжелых испытаниях, выпавших на долю наших земляков, которые с честью выдержали суровые испытания, отвлекая на себя силы фашистских войск, тем самым помогая защитникам блокадного Ленинграда.
После беседы учащиеся рисовали узор – «Кобальтовая сетка».
Когда прозвенел звонок, дети не спешили уходить из класса, и продолжили беседу с нашим краеведом.
Естественно, что программу обучения никто не отменял и ее надо выполнять, но правильно распределив время и темы урока, удается наряду с беседами патриотического направления совмещать и главное - не отходить от темы урока. В 5 классе изучают декоративно-прикладное искусство: мы рисовали сервиз с кобальтовой сеткой. В 6 классе была тема «Портрет». Ученики создавали образы наших солдат времен ВОВ.
Надо еще сказать, что празднику к 9 мая была организована выставка рисунков и плакатов.
Не про все мероприятия я написал, да этого и не нужно. Главное не отчеты, проекты, хотя и это нужно, чтобы кому то мог бы пригодится опыт работы, а главное постоянно, не жалея времени, усилий доверительно разговаривать с детьми, ведь это наше с вами будущее.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Внести посильную лепту в дело патриотического воспитания подрастающего поколения.

Задачи проекта:

Воспитание любви к малой родине, гордости за ее культурное, историческое и героическое прошлое.
Воспитание любви к родителям, природе.
Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям.
Воспитание уважительного отношения ко всем народам, населяющим Российскую Федерацию.
Воспитание интереса и уважения к прошлому России путем изучения культуры, быта, народного искусства.
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны.
Воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Достигнутые результаты:

Грамота от Главы городского поселения Кубинка П.С. Здрадовского, за активное участие в жизни г.п. Кубинка, военно-патриотическое воспитание молодежи и в честь празднования Дня защитника Отечества. Кубинка (17 февраля 2017 г.)
Грамота от директора Кубинской СОШ№2 Негрустуевой Г.Е. За гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Кубинка 5 октября 2016г.
Грамота за участие в выставке, посвященной дню Победы, г. Одинцово,май 2017
В таком понятии, как воспитание патриотизма, невозможно измерить или взвесить результат своих трудов или присвоить ему знак качества. Это духовно-нравственное понятие. Можно перечислить грамоты, победы в конкурсах, но это будет формальность.
И проведя мероприятия, беседы, не стоит от ребенка ждать немедленных результатов. Главное заронить ребенку искорку любви к родному краю, к людям. И тогда он не сломает деревцо, не разорит гнездо, не обидит слабого. Главное, что у ребенка горят глаза, когда слушает твой рассказ о героическом прошлом своего родного края, России, он тянет руку, чтобы рассказать о том, как защищал Родину его прадед во время ВОВ, видишь какое одухотворенное лицо у ребенка, когда тот рисует кого любит - родителей, друзей, родную природу, и тогда ты уверен, что он вырастет хорошим человеком, настоящим патриотом.
Это и есть результат. Но так же ты должен понимать - твой труд это маленькая толика того, что в него вложили родители, учителя.

Социальная значимость проекта:

Социальная значимость данного проекта очевидна. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Только инициативные, обладающих высокой социальной активностью люди, с духовно-нравственной позицией, любящие свой родной край, способны преобразовать своим трудом Подмосковье. Только те, кто ценит и уважает историческое, культурное наследие своей малой родины и способны приумножить творческое наследие наших предков, придать импульс всестороннего развития своего региона, а значит и нашего с вами Отечества, а при необходимости встать не раздумывая на защиту своей Родины. Мы должны приложить все усилия для воспитания подрастающего поколения.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Проведены:
- мастер-классы для детей по рисованию иллюстраций к сказкам, загадкам народов России, к книгам отечественных авторов;
- открытые уроки посвященные Великой Отечественной войне;
- беседы о культуре нашего народа, о его героическом прошлом, о роли книги в жизни человека.
В период реализации проекта только с сентября 2016 года я участвовал в десяти художественных выставках.
Это тематические выставки: в частности участвовал в выставке народного коллектива художников в историко-краеведческом музее г. Одинцово, посвященной Дню Победы.
Это персональные выставки: с 2016 по 2017 год их было три. Которые мы проводили вместе с Пшеничниковой А.И. Две в Одинцово, одна в МАУ КТЦ Кубинка. Здесь я представлял иллюстрации к сказкам и загадкам русского народа, книгам отечественных авторов, были иллюстрации и к своей книге для детей.
Предметом моей гордости было участие в благотворительной выставке совместно с художниками Союза Подмосковья в ТЦ «Атлас» г. Одинцово. Одна из моих работ была куплена и полученные деньги были перечислены на восстановление звонницы в с. Большие Вяземы.
Три года подряд лауреат 1 степени в городском фестивале-конкурсе «Одинцовские самоцветы»
С января 2016 года по май 2017 года было опубликовано семнадцать моих рассказов для детей в журнале «Пульс природы» г. Москва.

Охват проекта:

Жители городского поселения Кубинка, жители Одинцовского муниципального района. Дети и молодежь от 7 до 15 лет. Количественным подсчетом я не занимался. Практически невозможно узнать, сколько людей посетило твою выставку, но по некоторым мероприятиям цифры можно назвать. Бывает на встречу приходит до десяти детей, но как правило с ними приходят еще родители, а когда в классах проводишь мероприятия то это может быть и до тридцати человек. А если они проходят в один день в трех классах, то это около 90 человек.
В актовом зале присутствует сразу несколько классов. Но даже если один человек, внимательно тебя выслушает, поймет, разделит с тобой твои мысли и уже все сделано не зря.

Затраченные ресурсы:

Самое затратное – это время. Очень много его уходит на подготовку, организацию мероприятий. И надо его найти в своей жизни для работы с детьми.
Материальные затраты: бумага, краски, кисточки, клей, печать документов, звонки по сотовому телефону, когда просто надо организовать встречу детей с ветеранами, приходится делать много, рамки для оформления работ и паспорту, это все не учитывалось.

dp
info

Патриотизм начинается с детства. И это не громкие слова, просто потому, что такие понятия, как любовь и уважение к старшим (т.е. предыдущим поколениям), к их культуре, традициям, ценностям, завоеваниям, закладываются именно в детстве и никогда более.

Ведь Родина-это не территория от сих-до сих. Родина-это народ, на этой территории проживающий, со всеми своими радостями и бедами, с удачами и неудачами. А духовное родство с этим народом и есть – патриотизм.

Источником вдохновения и ориентиром для нас, живущих в период очередных непростых испытаний, является конечно же два огромных по масштабу события: Победа нашего народа над фашизмом в Великой Отечественной войте и не меньший подвиг – восстановление России из руин после войны, несмотря на все препоны западных демократических “друзей”.

22 декабря 2017 делегация казаков Краснодонского юрта посетила Суходольскую среднюю школу № 5. На открытом уроке краеведения и патриотизма дети показали одно из самых глубоких чувств, закрепленных в человеческой душе веками и тысячелетиями – любовь к Отечеству. Выражается это в желании познать не просто в рамках школьной программы историю, а на более глубоком уровне изучать родной край.

Впечатлили проекты учеников.

Ребята с яркой искоркой в глазах рассказывали о своих наработках и планах. Проект школьников пятого класса вызвал бурю эмоций у гостей открытого урока. Дети предложили свой план научного труда по сбору истории улиц города Суходольска, после чего заместитель Мэра городского Совета предложила им свою помощь по поиску информации.

Проект ребят девятого класса был оценен положительными оценками и одобряющими эмоциями участников открытого урока. Дети предложили очень важное, на сегодняшний день дело, а с тем очень сложное и ответственное. Суть заключается в написании биографии погибших ополченцев города Суходольска, многие из которых были не намного старше эти ребят.

Поступило предложение пригласить родителей погибших солдат в школу и в совместной теплой беседе реализовать проект.

Земли современного Краснодонского района на протяжении многих столетий входили в состав Области Войска Донского. И поэтому наша история неразрывно связана с обычаями и традициями этого народа. Очень приятно, что дети это понимают, и решили посвятить один из многих своих проектов именно этой теме. Глубокие познания истории и творчески поставленные сценки удивили даже бывалых казаков.

Рассказывая историю многострадального народа, дети окунались в эпоху дореволюционного казачества, прочувствовав всю боль и трагедию, а так же гордость за казаков Гундоровского юрта, в состав которого входил наш хутор Сорокин.

Впечатлило знание традиций и обрядов Донского казачества. А вместе с этим желание детей понять и прочувствовать все то, чем жили их далекие прабабушки прадедушки.

Так же гостей порадовал музыкальный подарок донских плясок от школьников

Затем казаки Краснодонского юрта рассказали ребятам об истории оружия Донского казачества. Таких как: пика, карабин, нагайка, шашка и многие другие, показав в действии некоторые из них.

С огромным удовольствием школьники поучаствовали в сборке и разборке учебного автомата.

Помощник Атамана по поисковой работе, член союза поисковиков Донбасса Кагарлицкий В. Н. рассказал детям о важности археологической работы, о колоссальных цифрах погибших во время геноцида казачьего народа.

Владимир Николаевич предоставил школьникам, которые занимаются историей родного края карту освобождения Луганщины, а так же информацию по истории города Суходольска.

Закончилась встреча посещением уголка казачьего быта, где дети наглядно продемонстрировали экспонаты музея.

Сегодня западные страны, проводя политику США хотят лишить наших детей образования и способности думать и решать свою судьбу. Интернет, пестрящий яркими картинками порнографии и фильмами, переполненными насилием и убийствами остаются отпечатками на психике еще не окрепшего детского мышления. Они считают, что лишив нас качественного образования, переводя на поверхностные облегченные знания, в виде тестов смогут с легкостью сломить наш дух. Ведь не зря гласит пословица: «Если хочешь победить врага – воспитай его детей»

И именно поэтому казаки Краснодонского юрта, сегодня в такое нелегкое военное время посещают учебные заведения, прививая детям любовь к Родине и ее истории. Ведь детей, воспитанных на патриотизме нельзя сломить, потому что из них вырастают настоящие люди с Большой буквы, готовые в любой момент защитить свою Родину.

Хочется сказать слова благодарности Директору СШ № 5 Лукашовой Лилии Анатольевне, а так же всему педагогическому составу за воспитание в детях любви к родному краю, своему народу, уважения к памяти предков, их традициям и обычаям. Сегодняшний урок показал, что молодое поколение не сломлено заграничной пропагандой, что дети могут и хотят учиться и знать больше, чем их европейские сверстники. Очень радостно и легко на душе от сегодняшней встречи, поистине доброй и нужной. Все гости получили большой заряд энергии тепла и радости. Чем будет больше таких уроков, тем мощнее будет наш дух и крепче наше государство.










» (предполагающий замену части общеобразовательных предметов воспитанием патриотизма), вызвал немало вопросов у наших соотечественников. Должна ли школа быть воспитательным учреждением? Можно ли научить патриотизму? О возможной реформе рассуждает протоиерей Димитрий Смирнов.

Учить-то можно, только у нас некому. . Я не представляю, чтобы наши учителя смогли что-то сделать в этом направлении.

Главная проблема – кто преподает. Учителя, как правило, не в состоянии вести такие предметы, как русская словесность, например. Наша школа навеки отбивает у большинства любовь к чтению. У нас неплохие программы по естественным предметам, их и преподавать легче, но что касается гуманитарных наук, особенно литературы, то, к сожалению, вести их просто некому, т.к. для этого необходимо особо развитое творческое начало и вкус.

Ну и кроме того, собственно, патриотизм – дело мужское. А у нас, кроме Фурсенко, по-моему, остальные все женщины.

Мне кажется, это безнадежная затея. Можно ведь любую идею высказать, но главное – в исполнении, реализации.

Какой у нас может быть патриотизм, когда половина населения страны ходит в сортир через дорогу в деревянный ящичек. Какой может быть патриотизм, если в Московской области газ только до Пушкино доходит? Европу снабжаем газом и скоро полмира будем снабжать, а Московская область топится дровами.

Патриотизм начинается с семьи, а у нас на три брака – два 90% мужчин не платят алиментов своим бывшим женам. Женщина воспитывает ребенка в одиночку.

Без восстановления семьи патриотизм – просто пустая трата времени. Лучше научить астрономии, геометрии, научиться хотя бы писать и читать. И потом, разве наша школа может научить иностранному языку? Ответ – нет, не может. Также непросто и патриотизму научить.

Большинство школьников терпеть не могут школу, своих учителей, терпеть не могут учиться и предметы, которые им преподают. Если в школу войдет урок патриотизма, то слово патриотизм у них будет вызывать такую же аллергию, как и все остальное. Будет обратная реакция.

Хотя бы научились воспитывать сирот! Практика показывает, что наше государство не в состоянии создать систему хорошего воспитания. Оно просто это делать не может, не умеет и не хочет. Заглянем в тюрьму. Кто там? В основном это воспитанники наших государственных детских домов. 90% этих «воспитанников» оказываются в тюрьме. Социализируется только десятая часть.

А чиновники умеют только отчитываться перед начальством.

Начальство перепугалось . Чиновники тут же отреагировали – дайте денег, мы введем патриотизм. Они эти деньги своруют благополучно, а мы получим людей, которых при слове патриотизм будет бросать в дрожь. У нас в школе есть “химичка”, “математичка”, “физичка”, теперь будет “патриотичка”…

Записала Екатерина Гончарова.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: