Музейная педагогика в детском саду. Консультация на тему: Музейная педагогика в ДОУ

Проект по теме «Музейная педагогика в ДОУ как средство развития познавательных процессов у дошкольников»

Подготовила: Ресненко Е.В. воспитатель

Актуальность

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС. В части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно - следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Вид: познавательно – исследовательский.

Участники: Воспитатель, воспитанники старшей группы и их родители.

Сроки реализации проекта: октябрь 2015г. - май2016г.

Цель: Создание условий для развития познавательных процессов у детей

Задачи:

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Формирование у дошкольников представления о музее.

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

Развитие сотрудничества ДОУ с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Ожидаемый результат:

Для педагога: повышение уровня компетенции в музейной педагогике; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей; инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса.

Для воспитанников: появление интереса к музейной культуре повышение качества воспитания и образования дошкольников.

Для родителей: повышение музейной культуры у родителей, повышение качества семейного воспитания. Мотивация родителей на активное сотрудничество.

Гипотеза: использование музейной педагогики в образовательном процессе позволит развить познавательный интерес дошкольников.

Этапы реализации проекта:

I Подготовительный

1. Выбор места для размещения музея, оформление.

2. Определение тем и названий мини – музеев, разработка их модели, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини – музея.

3. Подбор литературы по теме.

II Основной

Работа с детьми:

Организация экскурсии в музей;

Познавательные беседы по темам « Что такое музей?», «Правила поведения в музее», «Что такое коллекция?» и др.;

Коллекционирование;

Создание мини – музеев;

Изготовление экспонатов своими руками;

Игры музейного содержания;

Просмотр видеофильмов о музеях;

Чтение художественной литературы по теме.

Работа с родителями:

Анкетирование «Музейная педагогика в ДОУ»;

Консультация «Использование музейной педагогики в ДОУ»;

Привлечение к сбору экспонатов;

Награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта.

III Итоговый

1.Создание презентации о проведенных выставках.

2.Выступление на педагогическом совете.

Литература

1.Лысикова О.В. Музеи мира.– М.: Флинта: Наука. 2002.-128 с.

2.Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.

3.Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею. – Л.: Лениздат,1982. -192 с.

4.Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.

5.Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008.

6.Рыжова Н.А. От коллекции к музею. Фотосессия и методические материалы на DVD. – М.: Обруч, 2008.

7.Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD. – М.: Обруч, 2008.Мини-музеи природы (часть вторая)

8.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высш. шк., 2004. -216 с.

9.Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.

10.Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.

11.Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.

12.Технология музейной педагогики в дошкольном учреждении.


«Музейная педагогика в ДОУ, как

инновационная технология в сфере

личностного воспитания»
Подготовила: воспитатель Тюленева О.А.

Музейная педагогика
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности, формирование познавательной активности.

Соответствие музейной педагогики

концептуальным основам ФГОС
Развивающее образование Научная обоснованность (личностно- ориентированный подход, деятельностный подход, учет фундаментальных основ возрастной психологии и педагогики) Интеграция образовательных областей (взаимодействие образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса – доступность тем, мотивация). Учет ведущего вида деятельности

Музейная педагогика и принципы

деятельностного подхода
Деятельностный подход (по А.Н. Леонтьеву, Л.С. Выгодскому): Потребности – мотивы – цели – условия – действия – структура деятельности Деятельностный подход - процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения проблем

Современные дети:

«Дети нового сознания»
Горлова Наталья Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета (доклад 2006 г.) Современные дети – это дети информационного века, информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному.

Особенности современных

детей
Главная особенность современных детей в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно- структурным, характерным для детей прошлого века, о котором подробно написано в работе Л.С. Выготского «Мышление и речь».

Особенности современных

детей
Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Первый вопрос, волнующий малыша – «зачем?» – пришел на смену «почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а смысл поступков и действий. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Не совокупность знаний о мире, а системы отношений доминируют в сознании современного ребенка и являются основой для получения знаний, выработке навыков и умений, ценностных ориентаций.

Принципы создания мини-музея
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей. Принцип деятельности и интерактивности – мини- музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.).

Принципы создания мини-музея
Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

Принципы создания мини-музея
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей создает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок». Принцип культуросообразности – мини-музей ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

Принципы создания мини-музея
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы. Принцип разнообразия – наполнение мини- музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Оформление мини-музеев
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом: Размещение материала на настенных полочках; Использование ширм; Использование стендов; Использование мобилей; Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Алгоритм создания экспозиции
Любая экспозиция должна учитывать логическую цепочку: восприятие -понимание - осмысливание- закрепление - применение.

Задачи для педагогов
учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры; формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры; формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности; развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию; вызывать уважение к другим культурам; развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Результаты относительно детей
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею. У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Этапы организации музея

1 этап.
Постановка целей и задач перед воспитанниками и родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как: - родительские собрания, - консультации, - индивидуальная работа.
2 этап.
Выбор помещения или места в группе. Необходимо учитывать количество экспонатов.
3 этап.
Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап.
Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий: - оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм; - наличие детской мебели для проведения игр, занятий; - соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

Этапы организации музея

5 этап.
Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап.
Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки.
7 этап.
Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап.
Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Формы работы в мини-музее
1.Мини-беседы с детьми. 2. Экскурсии для детей и родителей. 3. Самостоятельное рассматривание экспонатов. 4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов. 5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами. 6. Творческие игры, образовательные путешествия. 7. Чтение художественной литературы. 8. Исследовательская деятельность, экспериментирование. 9. Музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.

Заключение
Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Мини – музей «Авиационной техники»

гр.№1

Мини – музей «Авиационной техники» гр.

Мини – музей «Хлеба»;

«Сказки и сувениры народов мира» гр.

Мини – музей «Мой лучший друг»

(игрушка) гр.№5

Мини – музей «Деревянной игрушки» гр.

Мини – музей «Игрушки – забавы» гр.№3

Мини – музей «Воздушного транспорта»

гр.№9

Мини – музей «Забавные игрушки» гр.

Мини – музей «Волшебных вещей» гр.

Мини – музей «Матрёшки» гр.

Мини – музей «Волшебных вещей» гр.№2

1.Вот я палочкой взмахну - загадаю чудо! Всем ребятам помогу,

доброй феей буду! Палочка - чудесница, волшебная кудесница!

2.В него смотрелся тролль, царица, сердцем злая…

Принёс осколок боль и холод в сердце Кая!

1.Дудочку-погудочку смастерил я сам.

2.Знает утка, знает птица, где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай, дружок, скорей ответ.

Волшебные туфли надела на ножки,

И всех перегнала на спортивной дорожке.

В старых сказках он, как компас!

С ним никто не пропадёт, бросишь сразу на тропинку,

и беги за ним вперёд!
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!

Музейная педагогика в ДОУ

Материал будет интересен педагогам, работающим в ДОУ.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
«В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».И. Г. Песталоцци. Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникация
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
В нашем городе не так много музеев. В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые вообще не знают что это такое, да и родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. Проблему решает создание мини музеев в ДОУ, т.к. они являются одним из оптимальных средств передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини музей. С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.
Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа); выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); сбор экспонатов; оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности); разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники); открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).



Первый созданный нами мини-музей «Игрушки наших бабушек», посвящен старым новогодним игрушкам. Цель музея: изучить историю ёлочной игрушки. Новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Мало кто задумывается о том, какова история новогодней игрушки и почему появилась традиция украшать праздничное дерево. Мы с детьми искали ответы на вопросы: кто придумывает ёлочные игрушки, почему они такие разные? Когда впервые начали украшать ёлку, какими игрушками? Елку в нашем мини-музее украшали старинные, интересные и необычные елочные игрушки.





Дети из нашей и других групп услышали интересный, познавательный рассказ о первых елочных игрушках от экскурсовода Марьям Н.
Далее в рамках проектной деятельности был создан мини-музей «Русская изба».
Цель: приобщение детей к народным традициям и обычаям национальной культуры, знакомство с основными элементами русского народного костюма, знакомство с предметами быта в русской избе: ухват, чугунок, коромысло, изделия из лыка, глиняные изделия.




Организована экскурсия по экспозиции мини - музея для детей детского сада в лице экскурсовода Софьи У. Очень понравилась детям-экскурсоводам и детям-посетителям такая интерактивная форма, как «перевоплощение» экскурсовода. Гостей встречала «хозяюшка» в русском народном сарафане, приглашала в свою избу, угощала баранками и кусковым сахаром.
Мини-музей «История тряпичной игрушки» был организован в рамках проекта «Куклы из бабушкиного сундучка». Цель музея: воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира; знакомство с особенностями народного быта и изготовления кукол. Дети познакомились с видами народных тряпичных кукол, узнали названия традиционных русских кукол, их назначение, побывали в роли настоящих мастеров, изготавливали некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.




Музейная педагогика позволяет мне решить сразу целый ряд задач:
пополнить предметно-пространственную среду; обогатить познавательный процесс новыми формами; формировать у воспитанников представление о музее; расширить их кругозор; развивать познавательные способности и познавательную активность; формировать исследовательские умения и навыки; развивать творческие способности детей; формировать активную жизненную позицию с опорой на эмоционально-чувственный опыт детей.
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, а пробуждения у детей творческую активность: заполнение музейных дневников, в которых представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы; выполнение домашних заданий (рисование, лепка, сочинение сказки и т. д.).
Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокого усвоения и запоминания информации.
В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители воспитанников - мои первые и главные помощники: охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении предметно-пространственной среды. Совместно с детьми они участвуют в сборе музейных экспонатов, тем самым вызывая интерес к начатому нами делу.
В дальнейшем планирую вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музея, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.

Здание нашего дошкольного образовательного учреждения № 18, расположенное в микрорайоне Горушки г. Алексина Тульской области, можно заметить издалека. Среди присыпанных легким пушистым снегом улиц, деревьев и домов, оно сразу бросается в глаза, потому что и ворота, и постройки, и веранды на участках излучают волшебный, сказочный, яркий радужный свет.

Между тем, это одно из старейших учреждений дошкольного образования в нашем городе и нынешний 2007–2008 учебный год для его сотрудников – юбилейный, 45-й.

С первых дней пребывания в детском саду дети чувствуют доброту, справедливость окружающих, ведь рядом всегда спокойные, уравновешенные, находящие разумный выход из любой ситуации, мудрые и опытные педагоги. А работают в коллективе неугомонные творческие люди, настоящие ценители русской старины. И вот уже 15 лет детский сад работает по программе “Радуга” и фольклорной школе, основываясь на программе М.Новицкой “Наследие”.

Опираясь на задачи фольклорной школы, в детском саду разработана стройная система сотрудничества с местным краеведческим музеем.

При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели и педагоги дополнительного образования детских садов.

Достижение наилучшего результата здесь напрямую связано с умением музейного педагога составить психологический портрет группы, учесть возрастные особенности конкретной детской аудитории. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями народной музыки, традициями, бытом, создавая условия для творческой деятельности, приобщает их к русской культуре и творчеству. Вся работа носит системный характер.

Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.

Музейная педагогика – это симбиоз творческой деятельности музейного педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, и педагогического коллектива детского сада, включающего в себя педагога по изодеятельности и ручному труду, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и педагога по фольклору. Благодаря этому творческому тандему, музейная педагогика успешно развивается в нашем детском саду на протяжении трех лет. Планирование работы осуществляется совместно с сотрудниками музея и нашим педагогом дополнительного образования.


на 2005 – 2006 учебный год (первый год обучения)

МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сентябрь “Знакомство с музеем”
Октябрь “Тульский самовар” Знакомство детей с традициями русского народа, с историей возникновения промысла “Тульский самовар”
Ноябрь “Русская изба”
Декабрь “Народный костюм”
Февраль “Домашние духи и обереги” Знакомство с фольклором
Март “Русские музыкальные инструменты” Знакомство с традиционными русскими музыкальными инструментами
Апрель “Филимоновская игрушка” Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства
Май “В последний час!” В.О.В.
Июнь “Игры наших предков” Приобщение к истории народной игры
Июль “Отчетная выставка в музее” Создание представления о работе нашего ДОУ

Традиционно в первые дни нового учебного года дети знакомятся с музеем нашего города, выезжая на обзорную экскурсию. В преддверии экскурсии мы проводим занятие, на котором знакомим с правилами поведения в общественном месте, в частности, в музее, и транспорте, обсуждаем их.

Во время первой экскурсии дети узнают историю музея, знакомятся с его архитектурой, экспозицией залов. По возвращении мы проводим викторину с наводящими вопросами по данной теме, и в качестве закрепления дети зарисовывают свои впечатления.

Посещая выставку “Тульский самовар”, ребята узнали об истории возникновения промысла самоваров, разнообразии форм и декоративного оформления самоваров. Дети на практике увидели, как разжигали старинный самовар. Закрепляя данную тему, дети по возвращении лепили самовары разных форм из пластилина. Заключительным этапом этого занятия послужило чаепитие и беседа о традициях русского чаепития. Всем детям было дано домашнее задание: вместе с родителями найти стихотворения, загадки, пословицы и поговорки о самоваре. Так появился общий альбом устного народного творчества.

На занятиях по народному костюму дети знакомились с внешним видом костюма, его особенностями, традициями изготовления. Музейным педагогом были представлены иллюстрации с элементами одежды, а также куклы в народных костюмах. Закрепляя материал, дети зарисовывали элементы народного костюма, а на музыкальном занятии вспоминали народные песни, в которых упоминаются элементы костюмов древних славян.

Занятие, посвященное знакомству с русской избой, мы проводили в детском саду. Одна из групп оформлена в стиле избы и представляет собой мини-музей. В план занятия входит знакомство детей с устройством избы: обстановкой, утварью, одеждой крестьян. Дети узнают о правилах общежития в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными. На выездной экскурсии в краеведческий музей мы обобщаем сведения, полученные на занятии, хорошим подспорьем для закрепления служит подборка загадок и пословиц, посвященных обиходу дома и труду крестьян. На занятиях по изодеятельности дети выполняли совместную работу по аппликации на тему “Русская изба”.

Многие занятия дублируются из года в год. Однако, со временем они совершенствуются, что-то добавляется, что-то изменяется. Вводятся новые типы занятий, разработанные сотрудником музея, отвечающим за работу с детскими садами, и преподавателем по музейной педагогике детского сада № 18 Алешиной М.А.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на 2006 – 2007 учебный год (второй год обучения)

МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать детям представление о том, что такое музей
Октябрь “Прялка и веретено” Развитие интереса к культуре русского народа через знакомство с бытом, традиционными занятиями
Ноябрь “Алексин – страж московских рубежей” Приобщение к истории родного города
Декабрь “Игрушки-небалушки”
Январь “Храмы и церкви города”
Февраль “Интерьер “Русская изба” Знакомство с традициями народного быта
Март “Филимоновская игрушка”
Апрель “Природа нашего края” Знакомство с природным отделом музея
Май “В последний час!” В.О.В. Приобщение к истории родного города
Июнь “Игры наших предков”

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на 2007 – 2008 учебный год (третий год обучения)

ТЕМА ЗАНЯТИЙ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ
Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать представление о том, что такое музей
Октябрь “Обрядовая кукла” Знакомство с обрядовыми куклами
Ноябрь “Кузнечное дело” Знакомство с традиционными ремеслами
Декабрь “Храмы и церкви города” Знакомство с понятием “архитектура”
Январь “Народный костюм” Знакомство с народным костюмом
Февраль Юбилейная отчетная выставка в музее
Февраль “Интерьер “Русская изба” Знакомство с традициями народного быта
Март “Филимоновская игрушка” Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства
Апрель “Сила леса” Знакомство с природой родного края
Май “В последний час!” В.О. в. Приобщение к истории родного города
Июнь “Игры наших предков” Знакомство с народными играми

Вторя занятию по народному костюму, у нас прошло занятие под названием “Прялка и веретено”. На занятии в краеведческом музее дети узнали о быте русских людей, связанном с осенне-зимним периодом года, о том, из чего шили наши предки одежду, из чего делали ткань, как и чем обрабатывали лен и шерсть. Сотрудник музея показал на практике, как перебивают шерсть и ссучивают нитку, и все дети попробовали это сделать. Они узнали, в чем различие прялки с донцем и прялки с колесом, имели возможность наглядно видеть работу с веретеном и прялкой, рассмотрели устройство ткацкого станка.

Закрепление знаний по данной теме вылилось в фольклорный праздник “Льняные смотрины”, предусмотренный программой фольклорной школы, с песнями, танцами, конкурсами. А на занятии по изодеятельности дети познакомились с городецкой росписью и расписали эскиз прялки.

Стало доброй традицией посещение краеведческого музея в канун праздника “Михайлов день”, где дети узнают об истории города – крепости Алексин и кузнечном деле, связанном с изготовлением орудий труда и оружия. Закреплением знаний, полученных в музее, стал спортивный праздник “Мы – богатыри”, где персонажи Илья Муромец и Алеша Попович собирали дружину, в которую мог вступить каждый, прошедший определенные испытания. На творческом занятии дети выполняли чеканку по фольге, составляя композицию из доспехов, шлема, щита и меча.

Как бы в продолжение темы русского дома следующее занятие у нас посвящено домашним духам и оберегам. Побывав на выставке в городском краеведческом музее, мы узнали, как выглядели обереги древних славян, от кого они были действенны и познакомились с персонажами легенд и преданий. Закрепили этот материал на интегрированном занятии совместно с музыкальным руководителем: “Куделя – день рождения домового” и выполнили рисунок на тему: “Рубашка для домового”.

На народном празднике “Свистунья” (с участием скоморохов) дети познакомились с традиционными русскими музыкальными инструментами и увидели их применение. На занятиях по ручному труду они лепили из теста свистульки.

К празднику Победы мы традиционно посещаем в музее зал боевой славы. Дети имеют возможность прикоснуться к истории боевого прошлого нашего города, послушав экскурсовода, посидеть в землянке, дотронуться до оружия, найденного на местах боевых действий археологической группой “Поиск”. Вдохновленные этой экскурсией, они выполняют рисунки на военную тематику.

Архитектуру города мы изучаем на занятии “Церкви и храмы города”. Это выездная экскурсия, которая проводится по территории церквей города. Дети узнают понятия, связанные с архитектурой: арка, свод, колонна, балкон, башня, мезонин и т.д., об истории создания в городе церквей. На закрепляющем занятии дети выполняют совместную работу: делают макет церкви из бросового материала (бутылочек из-под молока и йогурта, цветной бумаги и фольги, пластилина).

В летний период детский сад приглашает к себе в гости сотрудников музея на занятие “Игры наших предков”, которое проводится в неделю игр. Занятие включает в себя знакомство с народными играми разных поколений: “Бояре”, “Чехарда”, “Выбивалы”, “Кошки-мышки” и другими. Дети вместе с затейником и воспитателями разучивают эти игры, а на прогулках закрепляют полученные знания.

Хорошей традицией стала выставка работ в краеведческом музее, которая подводит итоги годовых занятий. Здесь представлены работы с занятий по закреплению знаний по музейной педагогике, работы по изодеятельности и ручному труду, творческие работы сотрудников. Выставка эта вызывает большой интерес у жителей города.

Город наш невелик, и музеев у нас немного, но трудно себе представить человека, который никогда не был в музее.

Что такое музей? На мой взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам.

А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.

Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”. Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Музейная педагогика в ДОУ

В какой-то момент маленького философа начинают интересовать вечные вопросы: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?", «В чем секрет красоты?», «По­чему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.п. Бывает не просто ответить ребенку на подобные вопросы, да еще и говорить при этом простым, доступным, ясным языком.

И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика. Музейная педагогика в детском саду со своими методами, средствами, программами поможет не только ответить на бесконечные "Зачем?" и "Почему?", но и покажет связь времен, культуру и историю народа, духовный опыт человечества. Кроме того, музей - это еще и прекрасная среда, в которой организуется дошкольников. Но, чтобы вос­пользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и постулатам

Правило первое. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Педагоги, воспитатели, родители, знавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат все не достигается. Дети продолжают скучать, не могут сосредоточиться, не ведут себя положенным образом, а нередко отказываются от очередного посещения благородного учреждения. Словом, ко­личество никак не переходит в качество.

Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного, условного музейного языка. Иными словами, необходима «прививка» музейной культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной информации (эмоциональной реакции, выявления главной идеи экспозиции или экспозиционного комплекса, эстетического наслаждения и т.д.) - дело наивное и безнадежное. Это все равно, что уповать на то, что человек, впервые взявший в руки скрипку, кисть, глину, начнет создавать шедевры.

Музейный педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложно символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной познавательной деятельности. Освоение (открытие) окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с ново взгляда на привычные вещи. Если малыш научится в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознавать скрытые смыслы в отдаленных сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.

На предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть своим питомцам смысл такого непростого феномена, каким является музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. «Говорящий» предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «памятник», «реликвия» и т.д.), объяснить сложные закономерности. В стенах музея маленькие посетители вместе с музейным педагогом продолжают начатый в дошкольном учреждении разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.

«Бабушкины чердаки и сундуки», се­мейные альбомы и реликвии - незамени­мые помощники в изучении истории и культуры. К тому же в распоряжении педа­гога имеется большой выбор видеоматери­алов и других иллюстративных материа­лов, открывающих богатейший мир кол­лекций российских и зарубежных музеев.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей дея­тельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою от­ветственность не только за его сохра­нение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Слова, звучащие несколько пафосно, на самом деле обозначают весьма конкретное явление и призывают к целенаправлен­ным действиям. Культурное наследие во всем его многообразии должно служить в качестве противоядия против псевдоцен­ностей, массовой культуры, стремительно и агрессивно захватывающих сегодня культурное пространство. Следовательно, мы обязаны учить ребенка с дошкольного возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусство от китча, прекрасное от дурного. А где, как не в музее, хранящем отобранные временем и оцененные поко­лениями и экспертами произведения ис­кусства и артефакты истории, формиро­вать развитый вкус, истинные ценности. Начать эту непростую работу можно и нужно еще за пределами музея - в детском саду, на предваряющих занятиях. Так, уча­стниками «диалога» могут быть старин­ные предметы, отличающиеся изыскан­ным вкусом: неброским рисунком, изящ­ными линиями, совершенной формой, на­пример старинная амфора, изящная ча­шечка и др. В диалог с ними вступают ве­щи, олицетворяющие современный китч, - та же «игрушечная» амфора, но с ярким, кричащим, псевдоантичным рисунком, ут­рированными формами.

Словом, осуществлению этой важной миссии по формированию у ребенка лич­ностного, эмоционального отношения к культурному наследию может способство­вать музейное образование.

Правило третье. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следова­ния психолого-педагогическим принци­пам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами

Я слышу - и забываю.

Я вижу - и вспоминаю.

Я делаю - и постигаю.

Это приписываемое Конфуцию изрече­ние может служить своеобразным эпигра­фом к музейной педагогике, ибо в нем за­ключен важнейший принцип данного на­правления образовательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на су­хом языке цифр:

То, что слышим, - 10%.

То, что видим, - 50%.

То, что делаем, - 90%.

В основе развивающих методик музей­ной педагогики лежит и постулат выдаю­щегося русского психолога и педагога Л.С. Выготского, и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов и педаго­гов, и реко­мендации выдающихся швейцарских уче­ных - психолога Жана Пиаже и педагога Иоганна Генриха Песталоцци.

Уникален опыт психолого-педагогичес­кой деятельности известного итальянского педагога Марии Монтессори, свидетельст­вующий: основа обучения и воспитания де­тей - сенсорное воспитание. Под воспитани­ем органов чувств Монтессори понимала не умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, раз­витие внимания, способности к собственно­му суждению о предмете. Важно и интерес­но для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувст­ва осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И ныне музей­ные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитан­никами с трепетом касаются старинных предметов, памятников архитектуры... Этот важнейший принцип освоения ребенком ок­ружающей действительности дополняется другим: «Помоги ему сделать это самостоятельно». Когда речь идет о таких сложных и тонких материях, как познание себя, других, окружающего мира, пагубным может оказаться любое насилие, давление, авторитарное суждение, которыми подчас грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что близко мне». Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возмож­ность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. Изучив эти и другие исследования, оте­чественные специалисты в области музей­ного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоцио­нальной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложнейшей психолого-педагоги­ческой задачи - включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принци­пом ценностного освоения действительно­сти : «Ценностям нельзя научиться, цен­ности необходимо пережить».

На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в прост­ранстве музея воплощается в заявленном девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей - hand"s on - «знание через руки». В большинстве зарубежных му­зеев знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей в музейных классах или мастерских. Здесь не­посредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся лич­ным приобретением каждого ребенка. Изучение и анализ практической и тео­ретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музей­ных педагогов Москвы и других регионов позволили предложить следующие мето­ды, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идет социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности .

Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п.

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

Правило четвертое. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.

Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листам и др., на основе специальных музейно-образовательных программ, в которые включены музеи разного профиля. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир», «Здравствуй, музей!» (авторы этих программ - работники Рус­ского музея в Санкт-Петербурге); в них каждая тема или раздел курса комплексно освещается под разными углами зрения на основе музейного, предметного материала.

Правило пятое. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.

Тогда исторические и культурологичес­кие факты, великие имена, стиль, вкусо­вые ориентиры эпохи - то, что составляет понятие «чувство времени», - останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда. Такими могут быть сценарии вводных занятий при подготовке детей к посещению музея или организация выставок-экспозиций в детском саду и образовательная работа в них.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: