Тесты ЕГЭ по русскому языку тест по русскому языку (11 класс) на тему. Проблема истинной дружбы по тексту И.А.Ильина (ЕГЭ по русскому) Общие ценности, совместные планы

Вариант 35

(1)Когда нам грустно, слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость, и у нас из глаз текут слёзы. (2) (...) слёзы возникают не только тогда, когда мы печалимся. (З)Пока мы бодрствуем, слёзы вырабатываются непрерывно: они выполняют очень важную функцию - следят за тем, чтобы чувствительная роговая оболочка на поверхности глазного яблока постоянно была увлажнена и никогда не высыхала.

1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Когда нам грустно и печально, у нас из глаз текут слёзы, это нужно для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была увлажнена и никогда не пересыхала.

2. Слёзы появляются не тогда, когда нам грустно, а когда пересыхает роговая оболочка глазного яблока, которая должна быть постоянно увлажнена.

3. Слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость в течение всего времени, пока человек грустит.

4. Для увлажнения роговой оболочки глазного яблока, чтобы она не пересыхала, слёзные железы человека непрерывно вырабатывают солоноватую жидкость.

5. Слёзы возникают не только тогда, когда мы грустим, но и когда мы не печалимся, так как нужны для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была постоянно увлажнена и не пересыхала.

2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Поэтому

2. Другими словами,

5. Вот почему

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несовершенный вид, за кем-чем.

1. Смотреть, наблюдая. Следить за полётом птиц.

2. Наблюдать, вникая в развитие чего-нибудь, ход чего-нибудь. Следить за успехами науки. Следить за чьей-нибудь мыслью. Следить за литературой.

3. Наблюдая, заботиться. Следить за детьми. Следить за собой (заботиться о своей внешности и здоровье).

4. Наблюдать чьи-нибудь действия с целью собрать какие-нибудь сведения, разоблачить, поймать. Следить за нарушителем границы.

5. Охранять, оберегать. Следить за стадом.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

изОгнутый

отослАла

(с) тОртами

красИвее

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Водолазы исследовали ГЛИНИСТОЕ дно реки.

2. Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

3. Сегодня я совершил УДАЧЛИВУЮ покупку - приобрёл полное собрание сочинений.

4. Старушка была чем-то расстроена и говорила ПЛАКСИВЫМ голосом.

5. НЕПРОГЛЯДНЫЙ туман окутал окрестности.

6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СТА домами

известные ПРОФЕССОРА

на ширине ПЛЕЧЕЙ

несколько БЛЮДЕЦ

ЗАЕЗЖАЙТЕ в восемь

7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Обращаясь к творчеству, осознаёшь, что до какой степени лишён человеческого достоинства в его произведениях маленький человек, оскудевший духовно, склонный к чинопочитанию, неискренности и корыстолюбию.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Фильм выдающегося кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна посвящён восстанию моряков на броненосце «Потёмкине» в 1905 году.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

6) срывает с Молчалина маску покорности и угодничества и показал его истинное лицо.

7) Все, кто бывали в городе на Неве, конечно, видели памятник Пушкину на фоне величественной колоннады Русского музея.

8) Читая книги о Леонардо да Винчи и глядя на его картины, природа захотела соединить множество талантов в одном человеке.

9) Художник нарисовал и любуется прекрасной картиной.

8Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обл...котиться

утр...мбовать


прим...рение

п...норама

пор...вняться

9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

меж...ярусный, п...еса

чере...чур, и...бежал

пр...стыдил, пр...емник (традиций)

(без) пр...крас, пр...обрёл

п..ник (духом), поз...вчера

10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

потч...вать

подразум...вать

нацеж...вая

застр...вая

овлад...вающий

11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

трат...тся

помн...щий

стел...щийся

12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ОЖИДАВШИЕ встретить таких опасных противников пираты переменили тактику.

2. В фабуле этого романа есть никем из литературоведов (НЕ) ОБЪЯСНЁННЫЙ один фрагмент.

3. Оказалось, что это (НЕ)ПРИГОДНЫЙ для работы инструмент.

4. Только (НЕ)СЖАТА полоска одна, грустную думу наводит она.

5. Отец Булгакова преподавал (НЕ)ЧТО иное как историю западноевропейских христианских конфессий, то есть протестантство

13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В ТО(ЖЕ) время я был горд (ОТ)ТОГО, что мою дипломную работу высоко оценили.

2. Кругом было ТАК(ЖЕ) тихо, как и (НА)КАНУНЕ.

3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ рядом со станицей должны были построить новый мост, но, (В)ВИДУ того что людям негде было жить, решили сначала построить дом.

4. Они шли (НА)ВСТРЕЧУ опасности, не жалея себя, ЧТО(БЫ) потом о них ни говорили.

5. Я пытался идти ТАК(ЖЕ) быстро, как это делал наш проводник, но (В)СКОРЕ понял, что выбился из сил.

14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Этим слегка ветре(1)ым утром залитый солнцем прославле(2)ый городок с белё(3)ыми каме(4)ыми домиками и аккуратно стриже(5)ой зеленью парков, как будто вымер.

15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Бросились туда и стар и млад.

2. В дни праздников на городской площади устраивались если не спортивные игры то театрализованные представления.

3. Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.

4. Захотел медведь мёду да вспомнил про пчёл.

5. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт.

16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Прокуратор (1) не спеша (2) подошёл к креслу и сел, а пёс (3) высунув язык (4) и (5) часто дыша (6) улёгся у ног (7) сильно уставшего за день (8) хозяина.

17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Между тем (1) в библиотеке (2) по словам учёных (3) было (4) якобы (5) приблизительно десять тысяч книг. Это (6) однако (7) лишь приблизительный подсчёт.

18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Потом (1) человек в плаще поднимается всё выше к луне (2) увлекая своего спутника (3) за спиной (4) которого (5) идёт спокойный и величественный гигантский остроухий пёс.

19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) то вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения проверить (4) нет ли весточки из дома.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою. (2)Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а его рядом нет. (3)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся, страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (4)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?

(5)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: каким образом находят себе настоящих друзей? (6)Как же жили люди раньше, до нас?

(7)И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? (8)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (9)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(10)Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом. (11)Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно! (12)Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. (13)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.

(14)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (15)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (16)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы, и оба считают себя «друзьями». (17)Люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (18)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда. (19)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(20)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, словно деревянные шары.

(21)Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (22)Истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. (23)А духовная любовь есть сущее пламя Божие! (24)Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт также ни верности, ни истинной жертвенности. (25)Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа. (26)Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полу m предательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.

(27)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы в нём жил таинственно раскалённый уголь. (28)Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (29)Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (З0)Всякая истинная дружба возникает из этих искр. (31)Эта излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. (32)Холодный мрак поглощает всё бесследно. (ЗЗ)Такая мертвая пустота не может дать ответа. (34)Огонь стремится к огню, а свет тянется к свету. (35)И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

(З6)Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. (37)Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука. (По.)

20Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Истинная дружба основывается исключительно на том, что людям приятно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу.

2. Истинная дружба подразумевает духовное единение людей.

3. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство одиночества и порождает в нем любовь к Богу.

4. Дружба, основанная на гладко-скользкой «обходительности», наиболее крепка.

5. Основу истинной дружбы составляет бережное и чуткое отношение человека к другим людям.

21Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов

1. В предложениях 10-15 представлено рассуждение.

2. Предложения 21-25 содержат повествование.

3. Предложение 2 содержит объяснение высказанного в предложении 1 суждения.

4. Предложение 19 содержит итоговый вывод из представленной в предложениях 15-17 информации.

5. В предложениях 1-4 представлено описание.

22Из предложений 14-21 выпишите фразеологизм.

23Среди предложений 27-35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи определительного местоимения . Напишите номер этого предложения.

24 «Передавая свои чувства, возникшие при размышлении о сущности истинной дружбы, использует такие синтаксические средства, как (А) _____ (предложения 11, 23) и (Б) _____ («словно деревянные шары» в предложении 20). Эмоциональное состояние автора помогает передать такой прием, как (В) _____ (предложение 34). Душевное смятение автора выражается благодаря использованию такого тропа, как (Г) _____ («мертвая пустота» (предложение 33), «холодный мрак» (предложение 32), «мощное пламя» (предложение 35))».

Список терминов:

1. эпитеты

2. фразеологизмы

3. вопросно-ответная форма

4. сравнительный оборот

5. метафоры

6. противопоставление

7. парцелляция

8. восклицательное предложение

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою. (2)Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а его рядом нет. (3)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся, страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (4)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?

(5)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: каким образом находят себе настоящих друзей? (6)Как же жили люди раньше, до нас? (7)И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? (8)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (9)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(10)Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом. (11)Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно! (12)Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. (13)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.

(14)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (15)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (16)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы, и оба считают себя «друзьями». (17)Люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (18)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда. (19)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не

знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы». (20)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, словно деревянные шары.

(21)Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (22)Истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. (23)А духовная любовь есть сущее пламя Божие! (24)Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт также ни верности, ни истинной жертвенности. (25)Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа. (26)Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полу предательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.

(27)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы в нём жил таинственно раскалённый уголь. (28)Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (29)Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (З0)Всякая истинная дружба возникает из этих искр. (31)Эта излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. (32)Холодный мрак поглощает всё бесследно. (ЗЗ)Такая мертвая пустота не может дать ответа. (34)Огонь стремится к огню, а свет тянется к свету. (35)И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

(З6)Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. (37)Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука.

(По И.А. Ильину.)

Ильин Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, писатель, публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Истинная дружба основывается исключительно на том, что людям приятно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу.

2. Истинная дружба подразумевает духовное единение людей.

3. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство одиночества и порождает в нем любовь к Богу.

4. Дружба, основанная на гладко-скользкой «обходительности», наиболее крепка.

5. Основу истинной дружбы составляет бережное и чуткое отношение человека к другим людям.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов

1. В предложениях 10-15 представлено рассуждение.

2. Предложения 21-25 содержат повествование.

3. Предложение 2 содержит объяснение высказанного в предложении 1 суждения.

4. Предложение 19 содержит итоговый вывод из представленной в предложениях 15-17 информации.

5. В предложениях 1-4 представлено описание.

22. Из предложений 14-21 выпишите фразеологизм. 2

23.Среди предложений 27-35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи определительного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Передавая свои чувства, возникшие при размышлении о сущности истинной дружбы, И.А. Ильин использует такие синтаксические средства, как (А) _____ (предложения 11, 23) и (Б) _____ («словно деревянные шары» в предложении 20). Эмоциональное состояние автора помогает передать такой прием, как (В) _____ (предложение 34). Душевное смятение автора выражается благодаря использованию такого тропа, как (Г) _____ («мертвая пустота» (предложение 33), «холодный мрак» (предложение 32), «мощное пламя» (предложение 35))».

Список терминов : 1. эпитеты 2. фразеологизмы 3. вопросно-ответная форма 4. сравнительный оборот

5. метафоры 6. противопоставление 7. парцелляция 8. восклицательное предложение 9. литота

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Интерес или общий враг- основа дружбы? Что такое истинная дружба и на чем она основана?

Что такое настоящая дружба и на чём она основана? Взаимопонимание, поддержка, радость общения, гармония, смех и веселье - эти слова приходят на ум при упоминании слова дружба. Дружба - великая сила. Именно она до неузнаваемости меняет людей, заставляет их раскрываться, обнажая душу перед другим человеком, делает куда более уязвимым и ранимым, но, будучи истинной, она укрывает от суровой реальности, оберегает от печалей, разделяет радости, помогает преодолевать трудности. На какой почве сходятся люди и как рождается это светлое чувство? Зачастую настоящих друзей объединяет духовное и душевное родство, общие дела и интересы, похожие взгляды на мир и жизненные цели. Но порой не только это приводит к таким отношениям, иногда общие враги способны объединять людей уда эффективней. Однако насколько долговечна, крепка и искренна будет такая дружба? Стоит ли игра свеч?

В известном романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» автор изображает необычную дружбу Онегина и Ленского. Чем же она необычна? Эти двое - совершенно разные и непохожие друг на друга люди. Один - меланхоличный и бесстрастный аристократ. Второй - амбициозный и жизнерадостный поэт. Первый давно утратил веру в любовь, второй влюблён без памяти в красавицу Ольгу. Казалось бы, у этих людей нет ровным счётом ничего общего. Но что-то толкнуло их к общению. Они были умны, образованны, и они оба тяготились светским обществом. Эта ненависть к лицемерию, лжи и изворотливости высших слоёв общества сплотила молодых людей. Однако псевдодружба длилась недолго. Вскоре Ленский вызывает Онегина на дуэль в ответ на оскорбление его чувств. Там, на дуэли, Евгений и убивает мнимого друга. Какую дружбу можно так просто убить? Разве что не настоящую. Ленский не был важен Онегину, он не дорожил им как другом, их дружба была поверхностной и созданной лишь для вида. И к таким последствиям порой могут привести отношения, основанные на общих врагах.

В качестве второго аргумента к моему сочинению мне бы хотелось привести историю отношений из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого. Дружба Пьера Безухова и Андрея Болконского тоже была понятна не всем. Болконский - галантный, статный, интеллигентный. Пьер - крупный, неуклюжий. Болконского всегда ждут, его мнение ценят. Пьера же сторонятся, над ним посмеиваются. Однако их объединили общие взгляды на мир, понимание добра и зла, восприятие окружающей действительности. Монолог Болконского является важным показателем чистоты и силы их дружбы. Андрей открывается перед другом, делится своими мыслями и переживаниями о войне. Он с грустью говорит о том, что для офицерского сословия война - игрушка, всего лишь ещё один способ заработать крестик или ленточку. Эта дружба была крепкой и светлой, она была настоящей. И кто знает, сколько ещё бы она перенесла, не разлучи друзей война. Ведь настоящую дружбу поистине сложно сломить.

Таким образом я считаю, что настоящая дружба не может быть основана на общих врагах, тогда она буде поверхностной и неискренней, а это может привести к страшным последствиям. Именно поэтому друзей нужно выбирать, а настоящую дружбу ценить.

(1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <...> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Однако поэтому это потому что хотя

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПЛАН, -а, муж.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический план. Календарный план.

3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. П. доклада.

4) Место расположения какого-нибудь предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-нибудь не первый п. (также переносное: придать чему-нибудь важное, существенное значение).

5) Масштаб изображения кого- или чего-нибудь. Дать лица крупным планом (в кадре кино- илит телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

6) Область проявления чего-нибудь или способ рассмотрения чего-нибудь, точка зрения (книжное). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.

позвониИм рвалаА граАжданство давниИшний отобралаА

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.

Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

Дипломатические отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.

Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека

Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ

ЛЯГТЕ на пол ИХ работа горячие СУПЫ ШЕСТИСТАМИ учениками ИНЖЕНЕРЫ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию –
«испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие
впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные
события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно
увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написанаА.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.

7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в...рховье орнам...нт отб...рает к...снулся выр...стающий

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...встать, пр...милый под...брать, р...зослал ра...кидать, и...пугать пр...уныл, пр...рвать о...бросить, на...пись

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

никел...вый достра...вать приветл...во привередл...вый успока...ваться

преобразу...мый распущ...нный засмотр...шься сломл...нны омыва...мый

М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (не)меркнущей с годами свежести, таинственности и величавости.

Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.

По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (не)будет».

Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнялась дивными звуками.

Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.

ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН .

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н. В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных ирадиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагнол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

(1)«Вдох - выдох, выдох!» (2)Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. (3)Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха».

(4)Жизнь - это прежде всего дыхание. (5)«Душа», «дух»! (6)А умер - прежде всего - «перестал дышать». (7)Так думали исстари. (8)«Дух вон!» - это значит «умер».

(9)«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. (10)Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. (11)Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

(12)Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. (13)Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», то есть «заслоненную красоту», обогащает человека духовно.

(14)Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей - это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

(15)Я долго искал это слово - сфера. (16)Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», - но жизнь не имеет границ! (17)Это не земельный участок, огороженный забором - границами. (18)Расширять пределы жизни - не годится для выражения моей мысли по той же причине. (19)Расширять горизонты жизни - это уже лучше, но все же что-то не то. (20)У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово - «окоём». (21)Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. (22)Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. (23)Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. (24)Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. (25)Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем... (26)А жизнь бесконечно глубока. (27)Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью. (Дмитрий Лихачёв «Письма о добром и прекрасном», письмо 4)

20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Жизнь - это прежде всего дыхание.

2) «Душно» - это понятие физической жизни человека.

4) Замечать красоту сквозь заслоны мелочей - расширять сферу самой жизни.

5) Максимилиан Волошин - прекрасный поэт, после революции окончательно поселившийся в Коктебеле.

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-2 представлено рассуждение.

2) В предложениях 4-8 представлено описание.

3) В предложениях 9-11 содержится рассуждение.

4) В предложениях 20-23 содержится рассуждение.

5) В предложениях 17-18 представлено рассуждение .

22.Из предложений 1-2 выпишите антонимы (антонимические пары)

23.Среди предложений 4-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного наречия и глагола. Напишите номер этого предложения.

24.Академик Д. Лихачёв занимался не только чистой наукой. Его публицистические выступления формировали взгляды и мироощущение нескольких поколений. Какие средства выразительности присущи размышлениям Д. Лихачёва, адресованным молодёжи? Конечно, они изобилуют (А)__________(например, «быть открытым» в предложении 12, «заслоны мелочей» в предложении 14, «расширять горизонты» в предложении 19). В тексте встречается (Б) _________(«душно» в предложении 9), (В)_________(«дух вон» в предложении 8). Яркий образ создаёт (Г) _________ М. Волошина («окоём» в предложении 20)

1) метонимия 2) антонимы 3) синонимы 4) анафора 5) устойчивое сочетание 6) синтаксический параллелизм 7) неологизм 8) инверсия
9) метафора

1.35

2.поэтому

4.гражданство

5.красящие

6.шестьюстами

7.59321

8.верховье

9.раскидать испугать

10.никелевый

11.засмотришься

12.незабываемые

13.зачастую насколько

14.124

15.23

16.12

17.1234

18.14

19.1234

20.134

21.345

22.вдох выдох

23.7

24.9457

Предварительный просмотр:

(1)Начиная с V века до нашей эры наблюдается расцвет древнегреческой и древнеримской цивилизаций, ознаменовавшийся сравнительно высоким уровнем развития философии, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, военного искусства. (2)В этот период продолжается накопление первоначальных научных сведений об окружающем мире, выдвигается ряд идей, которые, как показало дальнейшее развитие событий, намного опередили своё время. (3) _____ была выдвинута идея о строении мироздания, впервые обсуждалась идея атомного строения вещества, разрабатывались основы геометрии, создаётся геоцентрическая модель мира.

1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. К эпохе античности относится время развития человеческой цивилизации на протяжении примерно пятнадцати веков, именно в это время наблюдается расцвет философии и выдвигаются идеи о сущности мироздания.

2. Расцвет древнегреческой и древнеримской цивилизаций, наблюдавшийся с V века до нашей эры, ознаменовался развитием науки и искусства; в этот период продолжается накопление первоначальных научных сведений об окружающем мире и выдвигается ряд идей, намного опередивших своё время.

3. Первоначальные научные сведения об окружающем мире накапливались на протяжении нескольких веков начиная с V века нашей эры, в результате чего появились идеи атомного и молекулярного строения вещества, были разработаны основы алгебры и геометрии, возникли новые модели мира.

4. Если в период древнегреческой и древнеримской цивилизаций процветали философия, литература, изобразительное искусство и архитектура, то после эпохи античности своего расцвета достигли точные науки, такие как геометрия, физика и астрономия.

5. Расцвет древнегреческой и древнеримской цивилизаций, начавшийся в V веке до нашей эры, ознаменовался развитием науки и искусства, появлением намного опередивших своё время идей.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако Например, Несмотря на это, Поэтому Вопреки этому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж.

1. Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.

2. Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.

3. Схема, описание какого-н. физического объекта или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.

4. Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАнты облЕгчит гналА ненадОлго свЁкла

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.

2. Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.

3. Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

4. Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.

5. После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году заводские ПРЕССЫ картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ СТРИЖЁТ волосы

наши ПАСПОРТА

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Благодаря героизму людей катастрофа была предотвращена.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем они сейчас работают

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Посетители удивлялись изобретательности мастера и его таланту.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона».

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.

6) Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

7) Прочитав очерк, я понял, что его герои могут быть для нас примерами.

8) Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.

9) Те, кто придут позже, займут свободные места.

неразб...риха д...фференцировать ут...пический ун...кальный пр...тендовать

на..кусил, по..тащил

бе..делье, в..плывать

пр..забавный, пр..зыв

раз..скал, по..грать

пр..бежище, пр..града

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

приноравл...ваться син...ватый летопис...ц письм...цо биологич...ски

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

(они) закро...т мысл...щий (человек)ттттзаряжа...щий (пушку) (флаги) ре...т (хорошо) понима...щий

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ЗАЧЕМ думать о том, чего нельзя исправить или вернуть.

2. Черты лица его были мелкими, (НЕ)ОТРАЖАЮЩИМИ всей сложности души.

3. Этот населённый пункт (НЕ)ОБОЗНАЧЕН на туристической карте.

4. Занятие себе Савка выбрал отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ.

5. Есть очень много видов растений, живущих рядом с человеком и (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫХ им.

1. (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

2. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

3. Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

4. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

5. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

6. Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2. Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

3. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

4. Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5. Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Некоторых современников возмущало употребление А. С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.

(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в отгороженном от остального земного пространства мире.(2)У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды. (3)Теперь они гладкие, жёсткие, всё равно как вырезаны из зелёной кости и отполированы. (4)Листья ракиты повёрнуты то своей ярко-зелёной, то обратной, матовой, серебряной стороной, отчего всё дерево, вся его крона, всё, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. (5)У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. (6)Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы из-за плеч, поглядеть в воду. (7)Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает.(8)Но больше всех украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. (9)То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку растения. (10)А так как его стебли никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. (11)Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.12)Глядя на белые пышные облака цветов, я часто думал о нелепости положения. (13)Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. (14)Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу, а выделяю из всех остальных цветов. (15)А вот спроси меня, как они называются, – не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия и от других, тоже здесь выросших людей. (16)Одуванчик, ромашка, василёк, подорожник, колокольчик, ландыш – на это нас ещё хватает. (17)Эти растения мы ещё можем называть по имени. (18)Впрочем, зачем же сразу обобщать, – может быть, один лишь я и не знаю? (19)Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:

– (20)Кто их знает! (21)Полно их растёт: и на реке, и в лесных оврагах. (22)А как называются?.. (23)Да тебе на что? (24)Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить. (25)Нюхать и без названия можно.

(26)Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. (27)Нет, нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние тёплые закаты. (28)Ну и собрать букет цветов, ну и, конечно, прислушаться к пению птиц, к их щебетанию в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес ещё полон темно-зелёной, чёрной почти прохлады. (29)Ну и сходить по грибы, ну и поудить рыбу, да и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака.«(30)Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так бездумно и так блаженно лежишь?» – «(31)То есть как это как? (32)Трава. (33)Ну там… какой-нибудь пырей или одуванчик». – «(34)Какой же тут пырей? (35)Тут вовсе нет никакого пырея. (36)Всмотрись повнимательнее. (37)На месте, которое ты занял своим телом, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. (38)Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость». (По В.А. Солоухину*)

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

4. На солнце растение с пышными белыми шапками цветков источает сильный сладкий аромат.

5. Много трав растёт на нашей земле, и все они чем-нибудь интересны.

21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 3–4 содержится описание.

2. Предложения 13–15 поясняют содержание предложения 12.

3. Предложения 16–20 содержат повествование.

4. В предложениях 24–25 представлено повествование.

5. В предложениях 26–27 представлено рассуждение.

22. Из предложений 1–3 выпишите контекстные синонимы.

23. Среди предложений 5–10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, притяжательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

24 . «Разнообразные средства выразительности помогают В.А. Солоухину передать своё отношение к родным местам. Поэтичность автора проявляется в использовании таких тропов, как (А)__________ («листья ракиты повёрнуты… серебряной стороной» в предложении 4, «в золотых лесных верхах» в предложении 28) и (Б)__________ («травы привстают на цыпочки… чтобы… поглядеть на воду» в предложении 6, «белое облако дремлет среди… травы» в предложении 10). Синтаксическое средство − (В)__________ (предложения 16, 27) и приём − (Г)__________ (предложения 28−29) помогают автору выразить свои представления о том, каким должно быть отношение к родной природе».

Список терминов:

1. фразеологизм 2. Эпитет 3. Литота 4. анафора

5. ряды однородных членов предложения 6. вопросительные предложения

7. сравнительный оборот

8. вводные слова

9. олицетворение

Предварительный просмотр:

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Когда нам грустно, слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость, и у нас из глаз текут слёзы. (2) (...) слёзы возникают не только тогда, когда мы печалимся. (З)Пока мы бодрствуем, слёзы вырабатываются непрерывно: они выполняют очень важную функцию - следят за тем, чтобы чувствительная роговая оболочка на поверхности глазного яблока постоянно была увлажнена и никогда не высыхала.

1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Когда нам грустно и печально, у нас из глаз текут слёзы, это нужно для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была увлажнена и никогда не пересыхала.

2. Слёзы появляются не тогда, когда нам грустно, а когда пересыхает роговая оболочка глазного яблока, которая должна быть постоянно увлажнена.

3. Слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость в течение всего времени, пока человек грустит.

4. Для увлажнения роговой оболочки глазного яблока, чтобы она не пересыхала, слёзные железы человека непрерывно вырабатывают солоноватую жидкость.

5. Слёзы возникают не только тогда, когда мы грустим, но и когда мы не печалимся, так как нужны для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была постоянно увлажнена и не пересыхала.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поэтому Другими словами, Ведь Однако Вот почему

3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несовершенный вид, за кем-чем.

1. Смотреть, наблюдая. Следить за полётом птиц.

2. Наблюдать, вникая в развитие чего-нибудь, ход чего-нибудь. Следить за успехами науки. Следить за чьей-нибудь мыслью. Следить за литературой.

3. Наблюдая, заботиться. Следить за детьми. Следить за собой (заботиться о своей внешности и здоровье).

4. Наблюдать чьи-нибудь действия с целью собрать какие-нибудь сведения, разоблачить, поймать. Следить за нарушителем границы.

5. Охранять, оберегать. Следить за стадом.

4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

изОгнутый отослАла вклЮчен (с) тОртами красИвее

5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно .

1. Водолазы исследовали ГЛИНИСТОЕ дно реки.

2. Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

3. Сегодня я совершил УДАЧЛИВУЮ покупку - приобрёл полное собрание сочинений А.С. Пушкина.

4. Старушка была чем-то расстроена и говорила ПЛАКСИВЫМ голосом.

5. НЕПРОГЛЯДНЫЙ туман окутал окрестности.

6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно .

СТА домами известные ПРОФЕССОРА на ширине ПЛЕЧЕЙ БЛЮДЕЦ ЗАЕЗЖАЙТЕ в восемь

7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Обращаясь к творчеству А.П. Чехова, осознаёшь, что до какой степени лишён человеческого достоинства в его произведениях маленький человек, оскудевший духовно, склонный к чинопочитанию, неискренности и корыстолюбию.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Фильм выдающегося кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна посвящён восстанию моряков на броненосце «Потёмкине» в 1905 году.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

6) А.С. Грибоедов срывает с Молчалина маску покорности и угодничества и показал его истинное лицо.

7) Все, кто бывали в городе на Неве, конечно, видели памятник Пушкину на фоне величественной колоннады Русского музея.

8) Читая книги о Леонардо да Винчи и глядя на его картины, природа захотела соединить множество талантов в одном человеке.

9) Художник нарисовал и любуется прекрасной картиной.

8 Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обл...котиться утр...мбовать прим...рение п...норама пор...вняться

9 Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

меж...ярусный, п...еса

чере...чур, и...бежал

пр...стыдил, пр...емник (традиций)

(без) пр...крас, пр...обрёл

п..ник (духом), поз...вчера

10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

потч...вать подразум...вать нацеж...вая застр...вая овлад...вающий

11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

трат...тся кле...шь помн...т стел...т дел...тся

12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ОЖИДАВШИЕ встретить таких опасных противников пираты переменили тактику.

2. В фабуле этого романа есть никем из литературоведов (НЕ) ОБЪЯСНЁННЫЙ один фрагмент.

3. Оказалось, что это (НЕ)ПРИГОДНЫЙ для работы инструмент.

4. Только (НЕ)СЖАТА полоска одна, грустную думу наводит она.

5. Отец Булгакова преподавал (НЕ)ЧТО иное как историю западноевропейских христианских конфессий, то есть протестантство

13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В ТО(ЖЕ) время я был горд (ОТ)ТОГО, что мою дипломную работу высоко оценили.

2. Кругом было ТАК(ЖЕ) тихо, как и (НА)КАНУНЕ.

3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ рядом со станицей должны были построить новый мост, но, (В)ВИДУ того что людям негде было жить, решили сначала построить дом.

4. Они шли (НА)ВСТРЕЧУ опасности, не жалея себя, ЧТО(БЫ) потом о них ни говорили.

5. Я пытался идти ТАК(ЖЕ) быстро, как это делал наш проводник, но (В)СКОРЕ понял, что выбился из сил.

14 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Этим слегка ветре(1)ым утром залитый солнцем прославле(2)ый городок с белё(3)ыми каме(4)ыми домиками и аккуратно стриже(5)ой зеленью парков, как будто вымер.

15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Бросились туда и стар и млад.

2. В дни праздников на городской площади устраивались если не спортивные игры то театрализованные представления.

3. Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.

4. Захотел медведь мёду да вспомнил про пчёл.

5. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт.

16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Прокуратор (1) не спеша (2) подошёл к креслу и сел, а пёс (3) высунув язык (4) и (5) часто дыша (6) улёгся у ног (7) сильно уставшего за день (8) хозяина.

17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Между тем (1) в библиотеке А.С. Пушкина (2) по словам учёных (3) было (4) якобы (5) приблизительно десять тысяч книг. Это (6) однако (7) лишь приблизительный подсчёт.

18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Потом (1) человек в плаще поднимается всё выше к луне (2) увлекая своего спутника (3) за спиной (4) которого (5) идёт спокойный и величественный гигантский остроухий пёс.

19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) то вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения проверить (4) нет ли весточки из дома.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою. (2)Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а его рядом нет. (3)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся, страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (4)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи? (5)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: каким образом находят себе настоящих друзей? (6)Как же жили люди раньше, до нас?(7)И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? (8)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (9)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?(10)Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом. (11)Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно! (12)Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. (13)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.(14)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (15)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (16)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы, и оба считают себя «друзьями». (17)Люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (18)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда. (19)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».(20)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, словно деревянные шары.(21)Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (22)Истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. (23)А духовная любовь есть сущее пламя Божие! (24)Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт также ни верности, ни истинной жертвенности. (25)Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа. (26)Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полу предательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.(27)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы в нём жил таинственно раскалённый уголь. (28)Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (29)Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (З0)Всякая истинная дружба возникает из этих искр. (31)Эта излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. (32)Холодный мрак поглощает всё бесследно. (ЗЗ)Такая мертвая пустота не может дать ответа. (34)Огонь стремится к огню, а свет тянется к свету. (35)И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.(З6)Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. (37)Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука.

(По И.А. Ильину.)

20 Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Истинная дружба основывается исключительно на том, что людям приятно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу.

2. Истинная дружба подразумевает духовное единение людей.

3. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство одиночества и порождает в нем любовь к Богу.

4. Дружба, основанная на гладко-скользкой «обходительности», наиболее крепка.

5. Основу истинной дружбы составляет бережное и чуткое отношение человека к другим людям.

21 Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов

1. В предложениях 10-15 представлено рассуждение.

2. Предложения 21-25 содержат повествование.

3. Предложение 2 содержит объяснение высказанного в предложении 1 суждения.

4. Предложение 19 содержит итоговый вывод из представленной в предложениях 15-17 информации.

5. В предложениях 1-4 представлено описание.

22 Из предложений 14-21 выпишите фразеологизм.

23 Среди предложений 27-35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи определительного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24 «Передавая свои чувства, возникшие при размышлении о сущности истинной дружбы, И.А. Ильин использует такие синтаксические средства, как (А) _____ (предложения 11, 23) и (Б) _____ («словно деревянные шары» в предложении 20). Эмоциональное состояние автора помогает передать такой прием, как (В) _____ (предложение 34). Душевное смятение автора выражается благодаря использованию такого тропа, как (Г) _____ («мертвая пустота» (предложение 33), «холодный мрак» (предложение 32), «мощное пламя» (предложение 35))».

Список терминов:

1. эпитеты 2. Фразеологизмы 3. вопросно-ответная форма 4. сравнительный оборот 5. метафоры

6. противопоставление 7. парцелляция 8. восклицательное предложение 9. литота


Существует ли настоящая дружба в наше время (исключаю детскую дружбу)? Настоящая, бескорыстная, проверенная временем, истинная, а не ложная, между взрослыми людьми. Дать сразу утвердительный ответ не получается. А почему? Потому что слишком много примеров предательства и продажности бывших самых верных друзей.

Что с нами, людьми, происходит? Мир стал другим? Нет, мир прежний, а вот ценности у многих поменялись. Психология истинной дружбы конкретна: взаимоотношения между людьми основываются на взаимном доверии, искренности, понимании, общих интересах, бескорыстии, открытости и взаимовыручке.

«Друзья познаются в беде» , – это то, что подтверждает, кто рядом с тобой в трудную минуту, своеобразная проверка на истинность дружбы. Не подставил плечо, не помог, нашел причину для отказа – это уже «и не друг, и не враг, а так» .

Вникните в содержание фильмов и сериалов, транслирующихся по телевидению: сплошь и рядом – предательство подруг и друзей. Неужели других тем нет? Есть, конечно. Но дело в том, что это тема сегодняшнего дня – горячая и актуальная. Уверена, что и вас предавали. Было очень больно в душе, вы не верили, не понимали, негодовали, но тем не менее…

Чтобы сделать вам больно, нужны одновременно ваш враг и ваш друг: первый оболжёт вас, а второй сообщит вам об этом.
Марк Твен

Психология недруга проста – скрытая зависть, желание достичь большего положения, чем друг, коварство и корысть, . Может быть, избитая фраза «сейчас никому нельзя верить, даже самому себе» действительно, наиболее актуальна. Может нужно быть более осмотрительными и менее доверчивыми? Но как это можно соотнести с другом или подругой, с которыми «хлеба горбушку и ту пополам» , и столько лет вместе делили « и тяготы, и лишения».

Можно, и вот почему. и желание жить хорошо, на уровне сегодняшнего дня (машины, квартиры, бизнес, который «идет в гору», отдых в других странах) и выше никто не отменял. «Рыбка ищет, где глубже, а человек, где лучше» работает как никогда. Большинство хочет быть «золотым папочкой», или «золотой молодёжью». А как этого достичь?! Можно долго и больно тянуться вверх, а можно предать и продать – это более короткий путь к цели. Как ни странно звучит, на мой взгляд, истинная в наше время всё больше проверяется ведением совместного бизнеса. Всё зависит от нравственных ценностей человека. Многие не считают зазорным стать Иудой.

Истинная дружба – одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют.
Артур Шопенгауэр

Кто стал дружить с тобой для обретения благ,
не друг надёжный твой, а самый страшный враг.
А. Шукур

И всё-таки будьте избирательнее в выборе друзей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: