Проектная деятельность по теме хлеб всему голова. Проект «Хлеб - всему голова»

Всем доброго времени суток! В прошлом году сын (на тот момент второклассник), делал (с моей помощью) проект на тему "Хлеб всему голова". Проект выполнен в PowerPoint, при экспорте в другой формат качество слайдов ухудшилось. За проект и за то как сын его защищал, Дима получил грамоту финалиста (проект был одним из лучших по школе, победителей в этот раз не было).
К презентации проекта требовалось около 12 - 15 слайдов (желательно без текста), речь должна была занимать около 10-15 мин. В связи с этим текст создавали по принципу - коротко и понятно. И текста на слайдах нет, поэтому каждый слайд будет сопровождать речь, которую Дима говорил на защите.

Слайд 2
Цель: познакомиться с процессом выращивания хлеба; рассказать о ценности хлеба и уважительном отношении к нему и людям, его вырастившим.
Хлеб это символ благополучия, достатка.
Хлеб на столе - это богатство в доме.

Слайд 3
Хлеб даёт нашему организму белки, углеводы, полезные микроэлементы, что необходимо для работы мозга. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Хлебная корочка помогает нашему организму противостоять многим раковым заболеваниям.
Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берёт от хлеба.

Слайд 4
Учёные полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой жидкую кашицу, приготовленную из крупы и воды.
В древнем Египте, 5-6 тысяч лет назад, произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения.
В средневековой Англии, зажиточные люди чёрный хлеб использовали в качестве тарелок: большие буханки хлеба нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

Слайд 5
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (прим. автор стихов Я.Аким)
Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду хлеборобов. Выращивать и убирать хлеб людям помогают сильные машины.
Весной выезжают в поле трактора. К трактору прикрепляют плуг, плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Затем трактор тянет за собой борону, похожую на большие грабли, она рыхлит землю. На вспаханное поле затем выходят сеялки, которые сеют сразу в три ряда.

Слайд 6
Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья качаются, как волны. Колосья золотые, пора убирать урожай. Нельзя медлить, чтобы зёрна не упали на землю. В поле вышли комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, вытряхивая зёрна из колоса.

Слайд 7
Машины доставляют зерно на механизированный ток для очистки и просушки.
Потом зерно отвозят на элеватор – это большое зернохранилище. Здесь зерно перетирают – мелят и получают муку.
Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен.

Слайд 9
Сегодня наименования видов хлеба и хлебобулочных изделий исчисляются сотнями. (прим. перечисление названий, для примера некоторые названия вынесены на слайд)

Слайд 10
Основные наши кормильцы – пшеница и рожь. Из пшеничной муки делают белый хлеб, булки, печенье, баранки. И ещё делают из пшеницы манную крупу. Из ржаной муки – чёрный хлеб.
Колос пшеницы потолще, а ржи - потоньше. Зерна пшеницы покруглей, а ржи - подлинней.

Слайд 11
Я решил прорастить зёрна пшеницы в домашних условиях и вёл календарь наблюдений. Вот мои наблюдения. (прим. все наблюдения были сфотографированы и подписаны, когда и что происходило с ростками, на защите Дима все это прокомментировал)

Слайд 12
Вырастить колосья в домашних условиях не получилось, но я наблюдал как растут колосья ржи и овса, которые мы посадили и вырастили с моими дедушкой и бабушкой, летом. А сажали мы их осенью под зиму. На наших фотографиях видно как менялись колоски в разные времена.
А еще мы с мамой сделали наглядное пособие с этапами рождения хлеба.

Здесь я немного отступлю от самого проекта и продемонстрирую то самое наглядное пособие, о котором говорилось выше.
Из зерен вырастают колосья, из колосьев получаем зерно, из зерна - муку, а из муки готовят хлебобулочные изделия.
Зерна пшеницы, колосья, мука - настоящие, хлебобулочные изделия слепила из соленого теста, высушила, покрасила, покрыла лаком.

Все оформили в виде стенда.

Размер стенда.

Многие говорили, что получилось натурально.

Продолжим.
Слайд 13
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы, лебеды, отрубей, опилок. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное примеси. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба размером с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города, других продуктов не было.
Работая над проектом, я нашел замечательные стихи:
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб - это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
“Если ты хлеб ценить не стал,
Ты человеком быть перестал”. (прим. автор стихов Бобо Ходжи)

Слайд 13
В России по давнему обычаю дорогих гостей встречают хлебом-солью. А также существует ряд примет, считается, что люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами.
(прим. на слайде есть значок динамика - к этому слайду мы добавили отрывок песни (припева) Ольги Воронец "Хлеб всему голова", а именно эти строки: Ты запомни, сынок, золотые слова - Хлеб - всему голова, Хлеб - всему голова!)
Берегите ХЛЕБ! ХЛЕБ – это наше богатство!
Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 95» муниципального образования города Братска

Воспитатель группы компенсирующей направленности: Ожегова А.С. 1 квалификационная категория. Братск 2013 г.

Тип проекта: информационно - исследовательский, творческий.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй, общественными организациями.

По количеству участников: групповой.

Срок реализации: средней продолжительности 2 месяца (октябрь - ноябрь)

Участники проекта:

Руководитель: Ожегова А.С.

Актуальность:

Россия – богатая страна. Издавна настоящим богатством России считался хлеб. В нашей стране к хлебу всегда относились бережно. Это главное блюдо на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Ломоть хлеба – символ жизни каждого человека, хлеб – мощь государства.

Всегда ли мы дорожим хлебом? Всегда ли помним цену хлеба, цену того труда, который вложен в его создание? Конечно, не хлебом единым жив человек, но, чтобы человек был жив, он должен иметь хлеб. А чтобы почитать хлеб, надо знать, как он родился; сколько сил, терпения, любви приложено для того, чтобы хлеб появился на нашем столе.

Этот проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу, сплотить коллектив детей, педагогов и родителей.

Цель:

  • Сформировать представления о ценности хлеба.

Задачи проекта:

  • Формировать гордость за родной край, учить ценить труд людей, выращивающих хлеб, прививать детям любовь к труду, бережное отношение к хлебу.
  • Сформировать систему знаний детей о приготовлении хлеба. Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину на Руси, и в настоящее время. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей.
  • Дать детям представления о том, как выращивали хлеб народы Сибири.
  • Приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
  • Развивать у детей художественно-творческие способности, умение работать в коллективе.

Предполагаемый результат:

  • Понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба.
  • Знание детей о технологии приготовлении хлеба.
  • Знания о том, как выращивали хлеб в старину на Руси, и в настоящее время.
  • Знания о том, как выращивали хлеб в старину народы Сибири.
  • Сближение родителей и детей благодаря совместным мероприятиям.

Данный проект предполагает интеграцию следующих образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, здоровье, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Ресурсы проекта:

  1. Иллюстрации, макеты, коллекции, презентации, гербарии злаковых культур.
  2. Лабораторный центр в группе.
  3. Видеотека с собранием дисков познавательного материала о хлебобулочных изделиях, о выращивании хлеба.
  4. Художественная литература, картины, энциклопедии.

Описание проекта:

1 этап – подготовительный, информационный.

  • Анкетирование детей на начало проекта:

Обследовано 12 детей

Осуществление проекта начали с подготовительного этапа.

На данном этапе была проведена следующая работа:

  • подобрана и изучена методическая и художественная литература по теме проекта
  • созданы презентации о хлебобулочных изделиях, об этапах роста хлебного колоса и т.д.
  • подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познакательной активности, формирование начал экологической культуры
  • адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе
  • подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты.

2 этап – основной, творческий.

Методом трёх вопросов была определена основаная проблема проекта:

«Почему в народе говорят: «Хлеб всему голова!» ?

На данном этапе содержание работы по поиску ответа на вопрос проекта тесно интегрировалось с такими образовательными областями, как «Познание» , «Социализация» , «Труд» , «Коммуникация» , «Чтение хужожественной литературы» , «Художественное творчество» , «Здоровье» и реализовывалось через все виды детской деятельности.

Обогащение, уточнение и закрепление представлений дететй о хлебе проходило в

совместной деятельности через:

  • Игра «Волшебный мяч»
  • Дидактическая игра «А что потом?»
  • Сюжетно- ролевая игра
  • Беседа «Откуда хлеб пришел?»
  • Беседа «Бурятский хлеб»
  • Физкультминутка «Каравай»
  • Игра «Хлебные загадки»
  • Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
  • Экскурсия на хлебозавод ОАО «Падун-Хлеб»
  • Экскурсия в хлебный магазин
  • Экскурсия на кухню
  • Конкурс
  • Конкурс «Что сначала, что потом»
  • Народные приметы
  • Пословицы и поговорки
  • Игра «Из чего сварили кашу?»
  • Дидактическая игра «Как хлеб на стол пришёл»
  • Дидактическая игра «От зёрнышка до булочки»
  • Литературная гостиная
  • «Волшебное зернышко»
  • Создание мини-музея «Хлеб всему голова» .

Дети проследили путь хлебного зёрнышка от поля до нашего стола, познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий, с профессиями людей, которые выращивают и выпекают хлеб, узнали, чем хлеб полезен для организма человека и выработали обращение с хлебом.

Была проведена дегустация разработанных сортов хлеба из муки разных видов и сортов.

Через игровую деятельность:

Словесные игры

  • «Узнай по описанию»
  • «Назови ласково»
  • «Попробуй опиши»
  • «Кто больше назовёт»

Сюжетно- ролевые игры

  • «Пекарня»
  • «Семья»
  • «Булочная»
  • «Уборка урожая»

Дидактические игры

  • «Угадай что в мешочке»
  • «Разложи по порядку»
  • «Сложи колосок»
  • «Чем пахнет магазин»
  • «Найди лишние ингредиенты»
  • «Что сначала, что потом?»
  • «Назови семью»
  • «Мельница»
  • «Из чего сварили кашу»

Подвижные игры

  • «Калачи»
  • «Урожай у нас хорош»

Пальчиковый игротренинг

  • «Месим тесто»

Через чтение художественной литературы:

  • Украинская народная сказка «Колосок»
  • К.Паустовский «Тёплый хлеб» , «Лисичкин хлеб» , «Дом зерна»
  • В.Степанов «Полюшко- поле»
  • В.Данько «Откуда хлеб пришёл?

Дети проиллюстрировали сказку «Колосок» , совместно с родителями подобрали и проиллюстрировали пословицы и поговорки о хлебе. Из этих работ была создана книга . Отгадывание загадок о хлебе побудило детей к созданию книги «Загадки хлебного поля» с собственными иллюстрациями.

Через эксперементально- исследовательскую деятельность:

Очень важно, чтобы воспринимая весь новый материал, дети думали. Важно научить детей задавать вопросы и искать ответы на них. Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребёнок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к экперементированию, к проведению собственных иследований.

Были произведены следующие исследования:

  1. Сравнение зёрен пшеницы и овса.
  2. Сравнение разных видов муки.
  3. Проращивание зёрен пшеницы и овса.
  4. Какие хлебобулочные мзделия мы ели в течении недели в садике.
  5. Тепло и холод. Влияние температуры на поднятие теста.
  6. Живые дрожжи или откуда в хлебе дырочки.

Полученные в процессе бесед, эксперементирования, наблюдений, впечатления и эмоции детей отражали в продуктивных видах деятельности:

  • Конструирование- макет «Мельница»
  • Лепка- хлебобулочные изделия из солёного теста; «Вкусное пироженное»
  • Рисование- «Хлебное поле» , «Колосок» .

3 этап – заключительный

Диагностическое обследование детей

  • Анкетирование детей на конец проекта:

На данном этапе прошла презентация проекта и были подведены итоги.

Большую помощь в реализации проекта оказывали родители детей группы. Они создавали презентацию о хлебе, провели дегустацию хлебобулочных изделий, совместно с детьми подбирали и оформляли материал для книги «Пословицы и поговорки о хлебе»

Итог проекта: Интегрированный праздник «Хлеб всему голова!»

Реализация проекта:

Дидактическая игра «Назови семью»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.

Материал: мяч.

Ход игры: Педагог, бросая мяч, задаёт вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.

Например:

Как назвать хлеб ласково? - Хлебушек.

Как называют крошки хлеба? - Хлебные крошки.

Как называется посуда для хлеба? - Хлебница.

Как называют человека, который выращивает хлеб? - Хлебороб.

Как называют человека, который печёт хлеб? - Хлебопек.

Как называют прибор для резания хлеба? - Хлеборезка.

Как называют завод, где выпекают хлеб? - Хлебозавод.

Слова: Хлеб, хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебопекарня, нахлебник…

  • Дидактическая игра «Мельница»

Цель: Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук.

Материал: счётные палочки, демонстрационная картина с изображением мельницы.

Ход игры: Педагог предлагает детям выложить мельницу из счётных палочек.

  • Игра «Волшебный мяч»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игры:

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч» . Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.

  • Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Уточнять и расширять знания детей по теме. Развивать мышление, речь.

Материал: Предметные картинки с изображением зерна, колоса, муки, теста, хлеба, а также продуктов, необходимых для изготовления хлебобулочных изделий: соль, сахар, масло, яйца, молоко, вода и т.д.

Ход игры:

Педагог предлагает детям выложить схемы в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол

Например:

Что делают в начале? - Сеют зёрна.

Что происходит потом? - Из зерна вырастают колоски.

Затем педагог предлагает назвать те продукты, которые необходимы для приготовления вкусного теста, различных хлебобулочных изделий. Дети отбирают нужные картинки и составляют рассказ.

  • Сюжетно- ролевая игра «Магазин хлебобулочных изделий»

Цель: Создавать условия для ознакомления детей с разнообразными ситуациями, происходящими в магазинах правилами поведения в общественных местах.

  • Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Будет хлеба каравай» .

Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Материал: картинки ржи и пшеницы, схемы изб, рушник, каравай.

Ход занятия:

Воспитатель: Послушайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый».

(Хлеб) .

Правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А из чего делают хлеб? (Из муки) . А какая бывает мука? (пшеничная, ржаная) . Какой хлеб получается из пшеничной муки (белый) , а из ржаной? (темный) .

Ребята, мы с вами знаем, как люди выращивают пшеницу и рожь. Очень много у них помощников – машин: это трактора, сеялки, комбайны. Я вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб.

К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. (дети показывают, как разбрасывать зерно) .

А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? (безветренная) . Почему?

Дети, а что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, дождей в меру) . Вот и кликали люди дождик.

«Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки».

Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе.

А вы знаете пословицы о хлебе? (ответы детей) .

Воспитатель: Молодцы. Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Я принесла на занятие серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, то есть вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колосьям.

Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное – хлеб.

Как народ работал в поле мы узнали. А где же он отдыхал? Как назывались дома на Руси? (избы) . Все ли избы были одинаковыми? А какие дома научились строить потом? Ребята, трудолюбивый ли русский народ?

Физкультминутка

Воспитатель: Отдохнули, размялись. А сейчас продолжим разговор о хлебе. Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому как мы все должны относиться к хлебу? (Ответы детей) .

Воспитатель уточняет:

Что значит бережно?

Куда деть крошки?

Кому сейчас голодно?

Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его.

«Батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют».

Правда, хорошие слова?

На Руси хлеб называли «Каравай» .

Стук в дверь. Входит повар.

Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила сюрприз сделать, но сначала послушайте такие слова:

«Ветер спросил,

Пролетая:

  • Отчего ты, рожь

А в ответ

Колоски шелестят:

Золотые руки растят!

Л. Дегутите.

Что это за золотые руки?

Молодцы! За то, что вы к хлебу умеете бережно относиться, я принесла вам в подарок каравай.

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Спасибо. Занятие окончено!

  • Беседа «Откуда хлеб пришел?»

Цель: Знакомство с процессом производства хлеба.

Педагог задаёт вопросы:

Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?

Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс) .

Где растёт хлеб? (в поле)

Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)

Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)

Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)

С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

Педагог предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел» : сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы:

– Кто сеет хлеб?

– Труден ли труд хлебопашца?

– Как получают муку?

  • Беседа «Бурятский хлеб»

Буряты давно знали земледелие, производили небольшие посевы проса, гречихи, ячменя. Но оно не играло большой роли в и хозяйстве, так как развитие земледелия не совместимо с кочевым образом жизни.

Поначалу бурятам было выгодней выменивать хлеб у русских. Со временем земледелие начало развиваться активнее.

Бурятское население училось у русских земледельцев приёмам и навыкам земледелия, приобретало у них не только орудия, но и зерно. Поэтому в бурятском языке встречаются много русских слов, которые обозначают растения или просто относятся к полеводству: яровая рожь – яарсаа, ячмень - яшмен, ешмээн, пшеница - шениисэ, гречиха – гэршууха, просо – порос, овёс – обёос, мякина – мехина, серп – сеэрпэ, соха – соха.

  • Физкультминутка «Каравай»

В землю зёрнышко посадим

Очень малое оно. наклоны вперёд

Но, как солнышко засветит, руки в стороны, присесть

Прорастёт моё зерно. постепенное вставание

Ветер тучку пригнал

И нам дал. наклоны вправо – влево, руки вверху

Сожнёт косарь зерно

повороты вправо – влево, имитируя косьбу

И размелет его. кулак на кулак и круговые вращения

А хозяйка из муки

Испечёт нам пирожки. имитация – печём пирожки

И большой каравай. соединить округлённые руки

Всем на радость раздавай! развести руки в стороны

  • Игра «Хлебные загадки»

Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)

Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут!

(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят

По кусочку все съедят.

(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

(Бублик)

Сидит на ложке

Свесив ножки?

(Лапша)

Состав простой: мука, вода

А получается еда,

То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.

(Макаронные изделия)

  • Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

  • Совместная деятельность детей и родителей:

Эксперимент «Тепло и холод»

Влияние температуры на поднятие теста

Родителям вместе с детьми путем исследования в домашних условиях предлагается проверить, как влияет температура на поднятие теста и следовательно на готовый хлебобулочный продукт.

В первую очередь следует замесить 2 клубочка теста из одинакового количества продуктов. Положить муку, воду, сахар, дрожжи, масло растительное и, конечно, дрожжи. Дрожжи, положенные при замесе теста, сбраживают содержащиеся в муке сахаристые вещества, разлагая их на углекислый газ и спирт. Углекислый газ, образующийся в тесте в виде пузырьков, поднимает тесто и разрыхляет его.

Самостоятельно вымесить тесто. Получится два одинаковых клубочка теста. И затем один клубочек теста поставить в холодильник, а другой в теплое место. И оставить на 2 часа.

Через 2 часа Вы увидите, что тесто, стоявшее все это время в холодильнике, не изменилось. Тесто же стоявшее в теплом месте увеличилось в 2 раза, стало теплым, мягким, воздушным.

Следующий этап эксперимента - выпекание булочек из получившегося теста. Испекутся две абсолютно разные булочки. Одна булочка получится высокая, мягкая, воздушная, а другая маленькая и жесткая

  • Экскурсия на хлебозавод ОАО «Падун-Хлеб»

На сегодняшний день ОАО «Падун-Хлеб» является одним из ведущих предприятий города по обеспечению населения качественным хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями. На протяжении вот уже 45 лет предприятие выпускает разнообразную продукцию, отвечающую любым вкусам потребителей. Ежедневно грузовики, украшенные логотипами ОАО «Падун-Хлеб» , развозят хлебобулочные и кондитерские изделия по городу Братску.

Цель экскурсии:

Познакомить детей с профессий пекаря,

Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях;

Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Наблюдение за процессом изготовления хлеба от просеивания муки, замешивания теста до готовой продукции, развозимой на прилавки магазинов нашего города.

  • Экскурсия в хлебный магазин

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Хлеб – это наша жизнь, наша культура. Как же мы должны относится к хлебу? Ценим ли его? Какую хлебную продукцию мы знаем?

За ответами на эти вопросы предлагается организовать экскурсию в хлебный магазин

Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Хлеб всегда считался самым полезным продуктом, поэтому в народе появилось множество пословиц про него.

Цель: познакомить детей с работой хлебного магазина.

Задачи:

  • Продолжить формирование понятий - магазин, продавец, шофер, пекарь, покупатель, автомашина, труд людей.
  • Познакомить детей с разновидностями хлебобулочных изделий.
  • Проследить их путь от пекарни до покупателя.
  • Подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы.
  • Формировать чувство уважения к людям труда и хлебу.

В магазине воспитатель старается не рассказывать детям, а задавать им вопросы, на которые те дают ответы, основываясь на восприятии увиденного.

Считают, сколько видов хлеба и булочных изделий завезли сегодня в магазин, узнают их названия. Воспитатель объясняет, чем отличается хлеб от булочных изделий, обращает внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках.

В торговом зале дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Отмечают, что в магазине, кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят не ежедневно.

Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, как выясняет, что им надо, отпускает товар. Воспитатель обращает внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Руками он прикасается только к тем продуктам, которые имеют какую-то оболочку.

Вернувшись в детский сад, дети обмениваются впечатлениями. Воспитатель поощряет их к этому.

Дети делают вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.

  • Экскурсия на кухню

Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах.

Задачи:

  • Показать детям, как повара готовят булочки
  • Помочь ребятам понять, что и здесь многое зависит от уже знакомых им живых организмов - дрожжей.

Педагог строго следит за соблюдением правил безопасности.

Дети идут на экскурсию на свою кухню, когда там выпекаются изделия из теста. Они должны увидеть весь процесс - от замеса теста до вынимания горячих булочек из печи. Если тесто подходит долго, на кухню можно сходить 2-3 раза. Кухонные работники, по предварительной договоренности с воспитателем, комментируют ход работы, объясняют назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.

Воспитатель. Видите, ребята, вам готовят еду таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так повар и помощники работают каждый день, чтобы вы всегда были сытыми. Вкусно они готовят? Вам нравится?

Дети отвечают.

Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что каждый день готовят для нас очень вкусно.

Дети благодарят работников кухни и уходят.

В последующие дни во время завтрака, обеда или ужина педагог напоминает детям об их экскурсии на кухню, предлагает определить, с помощью какого оборудования было приготовлено то или иное блюдо, каким способом его готовили. Спрашивает, понравилась ли еда, обещает передать благодарность работникам кухни.

  • Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?»

Команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек.

  • Конкурс «А что потом»

Поделить детей на две команды.

Командам дается одинаковый набор продуктов (например: колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.) . Дети должны разложить их в последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель контролирует правильность и скорость выполнения задания.

  • Народные приметы

Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

Комары появились - пора сеять рожь.

Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

Когда шишки на елке станут красными, а на сосне - зелеными, пришла пора ячмень сеять.

Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела - пора гречиху сеять.

  • Пословицы и поговорки

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

«Что летом уродится, все зимой пригодится»

«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»

«И обед не в обед, коли хлеба нет»

«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»

«Гречневая каша – матушка наша, а хлебу ржаной – отец наш родной» и др.

«До поры до времени не сеют семени» ;

«Весной час упустишь, годом не наверстаешь» ;

«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево» ;

«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет» ;

«Не пиры пировать, когда хлеб засевать» ;

«Сей в срок - будет прок!» ;

«Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь» ;

«Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится» ;

«Будет хлеб - будет и обед»

  • Дидактическая игра «Как хлеб на стол пришёл?»

Цель: Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Развивать связную речь детей. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнёр, рабочие зернотока, пекарь) , сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб (трактор, комбайн, сеялка, борона) .

Материал: Карточки с изображением различных профессий хлеборобов, и машин, помогающим им в труде.

Ход игры: Педагог обращается к детям, говорит:

Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе. (просит ответить несколько детей) .

Да, «Хлеб- всему голова!» - гласит народная пословица. Мы с вами с вами бывали в гостях у хлеборобов, много читали об их труде, а сегодня поиграем и вспомним тех, с кем встречались, какие машины видели во время их работы на поле. Я раздам вам картинки, внимательно рассмотрите их. Неправда ли, мы с вами как будто опять в гостях у хлеборобов? Кто- то из вас, на кого покажет стрелка, будет рассказывать, что мы видели, а у кого такая картинки, тот её покажет. Но показать картинку можно будет только после сигнала водящего (хлопок) .

Водящего выбирают считалкой. Первым рассказывает воспитатель, подавая пример детям.

Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю- быстро приготоваить её для посева семян. Ещё одна пословица гласит: «Весенний день- год кормит» . Чтобы был большой урожай, нужно хорошо подготовить землю и посеять зерно (водящий подаёт сигнал) .

Тот у кого картинка с изображением трактора, поднимает её и называет: «Трактор, его ведёт тракторист» .

  • «Дидактическая игра «От зёрнышка до булочки»

Цель: Закреплять знания детей о сельскохозяйственных машинах, об этапах в работе хлеборобов, обусловленных временем года (весной, летом, осенью, зимой) . Воспитывать целеустремлённость, умение строго выполнять правила игры.

Материал: Игровое поле с пустыми клеточками, карты с изображением разных сюжетов: хлебное поле летом, осенью, зимой, весной, маленькие карточки с изображением сельскохозяйственной техники, картинки с изображением зерна пшеницы, колоска, булочки.

Ход игры: У воспитателя три картинки с изображением зерна пшеницы, колоска, булочки. Играющие, не глядя, выбирают одну из них. Кому досталось зёрнышко, тот и возглавляет бригаду с таким же названием (в бригаде 2- 3 ребёнка) и т.д. Затем дети выбирают одну из карт с изображением разных сюжетов: хлебное поле летом, осенью, зимой, весной. Нужно к каждому сюжету подобрать картинки, на которых изображены машины, используемые во время посевной, жатвы. На этих больших картах игровое поле- пустые клеточки. По сигналу ведущего каждая бригада быстро отбирает из общего числа карточек с изображением разных машин только те, которые нужны ей. Так, для бригады «Зёрнышко» надо найти на маленьких карточках такие машины, как трактор, плуг, борона, снегосгребатель, сеялка, разбрасыватель удобрений, грузовая машина с зерном.

Для бригады «Колосок» нужны будут машины для подкормки злаков, опрыскивания, скашивания и обмолота зерна, комбайны. Бригаде «Булочка» потребуется грузовик с новым урожаем, весы на элеваторе. Мельница, тестомешалка, печь в пекарне, фургон «Хлеб» . Все эти машины и механизмы дети видели во время экскурсий и прогулок. По сигналу ведущего дети одной из бригад отбирают нужные карточки и закрывают ими клетки игрового поля. Кто- либо из бригадиров, например, бригады «Зёрнышко» , быстро поднимет свою карточку. Водящий отмечает победителя и ставит красный флажок (флажок на подставке) .

  • Дидактическая игра «А что потом?»

Цель: Систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Воспитывать сообразительность, быстроту мышления. Активизировать речь детей, их словарь.

Материал: Мяч.

Ход игры:

- У меня в руках мяч. Я начинаю игру так: «Для того, чтобы вырастить урожай хлеба, нужно сначала подготовить поле к посеву зерна, задержать снег, а что потом?» Кому я брошу мяч, тот должен быстро и правильно сказать, что делают хлеборобы после задержания на полях снега. (удобряют почву) , тот, кто ответил, бросает мяч следующему ребёнку и спрашивает:

А что потом?.

Игра продолжается до тех пор, пока не назовут последний этап пути хлеба: «Хлеб продают» , «Хлеб на столе» .

  • Игра «Из чего сварили кашу?»

Назовите злак, из которого сварили кашу.

Пшенную - (просо)

Гречневую - (гречиха)

Перловую - (ячмень)

Геркулесовую - (овес)

Манную - (пшеница)

Овсяную - (овес)

Кукурузную - (кукуруза)

  • Литературная гостиная

Рассказ Ю. Кона «Как хлеб растет»

Мусатов «Откуда хлеб пришел»

Сказка Н. Одоевского «Мороз Иванович» Сказка «Петушок и меленка»

Сказка «Легкий хлеб»

Сказка «Лисичкин хлеб»

Разучивание стихотворения «Вот он хлебушек душистый…»

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

  • Организация выставки детских рисунков «Волшебное зернышко» .
  • Создание мини-музея «Хлеб всему голова» .

Что такое мини-музей?

Мини-музей в детском саду это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями» . Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики, в данном случае тема - «Хлеб всему голова» (выставка хлебобулочных изделий, поделок, других творческих работ) .

Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

  • Интегрированный праздник «Хлеб всему голова»

Дети парами входят в зал и встают полукругом (расходясь по центру на две стороны)

Дети: - Велика и необъятна наша русская земля.

Урожаями богаты наши нивы и поля.

  • По полям, садам и сёлам, по стране из края в край

Загорелый и весёлый ходит новый урожай!

Хочет он, что б полной чашей наша жизнь с тобой была.

Чтобы ярче, чтобы краше наша Родина цвела!

  • Родина милая, Родина русая

Мирная – мирная, русская – русская!

У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»

Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, печкой, небом, а главное - работой пахнет, хлебом.

Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.

  • Тем, кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено и кашу

Тем, кто землю глубоко острым плугом пашет.

Им спасибо говорим и за всё благодарим!

Чёрная земелюшка, а милее нет.

Чёрная земелюшка, сеем, сеем хлеб!

Инсценировка «Растим хлеб»

Пахари: А мы пашенку похали, глубокие борозды махали. «пашут»

Борозды глубокие, полосы широкие.

Сеяльцы: Сеем, сеем, посеваем, зерно в пашенку бросаем. «Сеют»

В землю тёплую уйдите, к солнцу колосом взойдите

Танец с колосьями.

Жнецы: А мы жнецы молодые, у нас серпы золотые,

Мы жито жали, на межу клали,

В поле стогами, на стол пирогами.

Девочка: Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошёл,

Едет хлеб на мельницу, мельницу чудесницу.

Припевка «Дуйте, ветры» - Дуйте, дуйте ветры в поле,

Чтобы мельницы мололи.

Чтоб сегодня из муки

Испекли мы калачи.

Ведущая: А калачи мы сегодня с вами будем печь не из пластилина и глины, а из солёного теста, а какие изделия можно слепить из него?

Дети: Кренделя, баранки, завитушки…

Коллективная работа «Пекари» (под песню «Земля хлебами славится» Чичкова)

Дети: (показывают на свои работы) Бай, качи – качи, качи, вот баранки, калачи.

Русская народная песня «Бай, качи – качи» , («грачи» уносят калачи,

Девочки «плачут» )

Ведущая: Что случилось? Вот беда! Почему вы слёзы льёте?

Девочки: Да противные грачи утащили калачи. У-у-у…

Ведущая: Вытрите вы слёзы, это не беда. Поиграть с баранками хотите вы? (ДА!)

Игра «Свяжи связки баранок» .

Ведущая: Ну, а сейчас, сделал дело, гуляй смело!

Заплетём мы плетень, кому веселиться не лень!

Русская народная игра «Плетень» .

(В середине зала лежит мальчик – Тит)

Девочки (2-подходят к нему)

  1. – Не колода – лодырь, не пень, а лежит целый день.
  2. - Не жнёт, не косит, а обедать просит.
  3. – Тит – иди молотить!

Тит: Живот болит…

2 – Тит – иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка…

Обе: - Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Ведущая: А сейчас послушайте стихотворение Михалкова «Булка»

Ребёнок: Три паренька по переулку, играя, будто - бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку, и забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул,

И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.

«Ты кто такой?» - спросили дети, забыв на время про футбол.

- «Я – пекарь!» - человек ответил и с булкой медленно ушёл.

Даже не верится нам с тобою, что кто – то сорит чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.

Ведущая: Я думаю, смысл этого стихотворения всем понятен. А какие пословицы и

Поговорки о хлебе вы знаете?

Дети: - Много снега – много хлеба.

Посей впору – будешь иметь хлеба гору.

Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

Хлеб – начало всех начал.

Что летом уродится, всё зимой пригодится.

И обед не в обед, коли хлеба нет.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Золото и серебро – только камни, а ячмень и пшеница – настоящие драгоценности.

Ведущая: Потрудились мы на славу, поплясать теперь нам надо.

Как кадриль – то заиграет, всех на танец приглашает.

Дети: - Убран хлеб, и тише стало. Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало. Приближается зима.

Над селом дымки плывут. Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь, добрым хлебом угощайтесь!

Ведущая: (входит с караваем хлеба)

Вот он, хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой.

Вот он, тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.

В круг скорее все вставайте, урожай наш прославляйте!

Хоровод «Собирайся, народ»

Дети: - Слава урожаю – в закромах!

Слава караваю – на столах!

Слава, слава дружным рукам!

Слава, слава труженикам!

Ведущая: Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь!

  • Чаепитие

Итоги проекта:

  1. Самостоятельная выпечка печенья.
  2. Макет Мельница.
  3. Созданы:
  • Книжка «Колосок»
  • Книжка «Загадки о хлебе»
  • Альбом «Хлеб»
  • Дневник исследований «Секреты хлебного зёрнышка

4. Хлебобулочные изделия из солёного теста для сюжетно- ролевых игр

5. Презентация книги семейных решений «Всё о хлебе» .

На заключительном этапе мы проанализировали свою работу над проектом, отметили, что удалось, что было особенно интересным.

Результаты проекта:

  • дети поняли, что хлеб- самый важный на нашем столе, что к нему необходимо бережно относиться, так как это результат труда очень многих людей;
  • дети получили знания о злаках, о производстве и выпечке хлеба;
  • дети научились делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи по результатам своих экспериментов.
  • Совместная деятельность больше сплотила детско- взрослый коллектив группы.

Список использованной литературы:

  1. «Мы» Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. - СПб: «Детство-Пресс» , 2000. - 240с.
  2. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
  3. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
  4. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах) : Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 4-е изд., - М.: АРКТИ, 2006. - 96С.
  6. Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
  7. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2011. - 160с.
  8. Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
  9. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.
  10. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
  11. Шорыгина Т.А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -48с
  12. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 52с.
  13. Шорыгина Т.А. Фрукты. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 64с.
  14. Шорыгина Т.А. Ягоды. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 56с.
  15. Экологические праздники для старших дошкольников. Зенина Т.Н. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128с.

Научно-практическая конференция учащихся « Старт в науку»

Направление работы

(социальное)

Тема проекта, исследования

«Как мы вырастили хлеб»

Выполнил:

Бармотин Алексей учащийся 4 А класса

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»

Майнского района Ульяновской области

Руководитель:

Сметанкина Антонина Александровна,

учитель начальных классов, высшей категории

Майна 2016

    Введение стр. 3-5

    Основная часть стр.6-12

1)Анализ анкеты.

2)История возникновения хлеба.

3)Хлеб на Руси.

4)Как хлеб получил своё название.

5)Где какой хлеб пекут?

6)Полезен ли хлеб?

3. Практическая часть. стр.13-18

1)Как хлеб приходит к нам на стол?

2)Экскурсия в пекарню.

4. Заключение. стр.19

5. Литература.

Введение

Идея возникновения проекта.

Мой папа любит работать на земле. Он шёл к своей мечте с самого детства. Закончил «Сельско- хозяйственную академию» Агрономический факультет. После окончания его пригласили на практику в село Вязовка поработать агрономом. Набрав практического опыта, он решил приобрести свою землю и тогда 17 ноября 2005года мои родители стали фермерами с площадью 20 гектар. От года в год площадь росла и на данный момент у нас 700 гектар. Это наше будущее и настоящее всей нашей семьи. Я уважаю труд своих родителей. Меня заинтересовало, чем занимается моя семья. Хоть я ещё маленький, но мне хочется быть полезным своей семье. Так я задумал своё исследование.

Тема исследования: «Как мы вырастили хлеб»

Цель: изучить процессы выращивания хлеба.

Задачи:

- изучить историю возникновения хлеба

- исследовать выращивание злаковых культур, наблюдать за их ростом и развитием

-проследить путь преобразования от зерна до технологии приготовления хлеба

Актуальность

Мне приходилось видеть, среди моих друзей, небрежное отношение к хлебу.

В человеческом сознании хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Я наблюдал как мои родители с утра до ночи трудятся на своём поле, чтобы вырастить вкусный хлеб. Чем больше мои друзья будут знать о нем, тем дороже он станет им.

Объект исследования : КФХ «Бармотин А.В.», Майнский элеватор, хлебопекарня.

Предмет исследования: каравай на столе

Гипотеза исследования:

Я предположил, что изучив труд хлеборобов, узнав каким способом получают муку, где и как выпекают хлеб, вызову бережное отношение к самому дорогому продукту-хлебу

Проблема исследования : Почему люди так берегут, ценят хлеб.

Методы исследования:

    изучение специальной литературы, сбор информации;

    социологический опрос;

    собственные наблюдения, сравнение и анализ всей информации;

    обобщение результатов деятельности.

Планируемый конечный результат :

Изучить процессы выращивания хлеба. Узнать историю возникновения хлеба. Научиться быть помощником своим родителям в их нелёгком труде. Вызвать бережное отношение к самому дорогому продукту-хлебу среди своих одноклассников.

Этапы проектной деятельности.

1 этап – выбор темы (подготовительный этап)

2 этап – организация деятельности (планирование работы)

3 этап – исследование

4 этап – изучение собранного материала

5 этап посещение хлебопекарни, элеватора

5 этап выступление перед учениками своего класса

6 этап – защита проекта

План исследования

    Анализ анкеты.

    История возникновения хлеба.

    Хлеб на Руси

    Как хлеб получил своё название

    Приметы, связанные с хлебом

    Где какой хлеб пекут?

    Полезен ли хлеб?

    Пословицы и поговорки про хлеб.

    Практическая часть.

    Как хлеб приходит к нам на стол?

2)Встреча с пекарем. Экскурсия в пекарню.

    Заключение.

    Литература.

Основная часть

1.Анализ анкеты

Опрос среди учеников класса

Я решил провести опрос и узнать, что же ребята знают о хлебе. С помощью учителя подготовил анкету.

Всего опрошено было 20 детей.

Проведя опрос учащихся 4 класса, я выяснил следующее:

1. Как часто вы едите хлеб?

Основная масса учащихся употребляют в пищу хлеб ежедневно и без него не представляют свой дневной рацион (93,3%). Всего 4 человека сказали, что хлеб употребляет редко, и 2 человека сказали, что не едят хлеб вообще. Это говорит о том, что хлеб пользуется большой популярностью, его любят дети, не смотря на большое изобилие других продуктов.

2. Что для тебя кусочек хлеба?

Из диаграммы видно, что большинство ребят класса понимают и знают, что хлеб – это продукт, который достаётся людям тяжело. Он приходит в наш дом в результате тяжёлого труда многих людей (93,3% - 18 чел.), что его надо ценить и ни в коем случае он не должен быть предметом игры (0 %). 2 человека из класса считают его просто пищей.

3.Представьте себе, что хлеб исчезнет с лица земли, что бы вы почувствовали?

Данная диаграмма показывает, что все ребята понимают значимость хлеба в жизни людей, ценят его и считают, что с хлебом и вся другая наша еда становится вкуснее. Радует и то, что никто из учащихся не считает, что если бы хлеба не было в нашей жизни, то ничего бы не изменилось.

4. Куда девается в вашей семье черствый хлеб?

Очень часто, покупая хлеб, мы не задумываемся, а на самом ли деле нам его столько надо, или можно купить гораздо меньше. Если всё же такое происходит, куда же девается «старый» хлеб? Этот вопрос я задал учащимся класса.

Что очень порадовало, так это то, что ни в одной семье хлеб не выкидывается. У некоторых семей класса есть свои хозяйства и в них оставшийся хлеб скармливается домашним животным (10 % - 2 чел.), 90 %

учащихся (18 чел.) сказало, что они сушат сухари, никто не сказал, что хлеба у них не остаётся.

Вывод: в ходе опроса я выяснил, что все ребята понимают роль хлеба в жизни человека, знают, что его надо беречь, понимают, что достаётся он человеку тяжёлым трудом.

2.История возникновения хлеба

Хлеб – один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в неолите. По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей.

Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии. Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Около 1000 лет до нашей эры люди стали использовать углекислый калий и прокисшее молоко для изготовления первого хлеба. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе.

3.Хлеб на Руси

История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В поисках пищи люди обратили внимание на злаковые растения. Долго в пищу употребляли зерна в сыром виде, потом научились растирать их между камнями, получали крупу, варили как кашу.

Однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилось и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом,

аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.

4.Как хлеб получил своё название

Слово «хлеб» произошло от древнегреческого языка. Тогда выпечка готовилась в специальной посуде, называющейся «клибанос». В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», которое напоминает наш «хлеб».

Существовали различные приметы, связанные с хлебом, с отношением к хлебу.

Вот некоторые из них:

Тех, кто выбрасывает хлеб, ожидает очень суровое наказание - недуги, голод, нужда.

    Если в начале обеда и по его завершении съедать ломтик хлеба с солью, человек будет счастливым.

    Если во время трапезы, не доев свой кусок хлеба, принялись за новый, значит, кто то из ваших близких терпит нужду и голод.

    Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

    Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

5.Где какой хлеб пекут?

В каждой стране или даже области существуют уникальные рецепты и традиции, связанные с хлебом и выпечкой.

В Мексике делают кукурузные тортильи и рулеты. В Перу популярны картофельные хлеба и сладкие бискочос с тыквой, которые едят со сладким фруктовым соусом и шоколадом. Французский багет имеет плотную корку и большие полости внутри.В Испании хлеб называется «пан» и встречается в 315 разновидностях. Традиционный финский хлеб выпекается из ржаной муки; он круглый, с отверстием посередине.

Самый богатый выбор хлеба на сегодняшний день в Германии – около 500 сортов хлеба и более 1000 видов сладких булочек.

В Индии и Пакистане делают роти и чапати из разных видов муки, включая горчичную. Пури – вид круглых жареных хлебов. В еврейской кухне есть интересный рецепт яично-медового пышного хлеба шалла.

6.Полезен ли хлеб? Хлеб богат углеводами, белками и витаминами, особенно группы В. В питании детей продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Еще он содержит незаменимые аминокислоты, которые отвечают за работоспособность. В хлебе содержится фосфор, магний, железо, цинк.

Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть - в белках, более чем на половину в витаминах группы B, солях фосфора и железа. На чёрном хлебе и воде можно прожить достаточно долго без ущерба для здоровья. Однако хлеб беден кальцием, поэтому его лучше сочетать с молоком, кефиром, простоквашей. Даже если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления в пищу. Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково его удивительное свойство.

Пословицы и поговорки про хлеб

Многие пословицы о хлебе учат гостеприимству, добрососедству и взаимовыручке. Вот несколько из них:

Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

Будет хлеб – будет и обед.

3. Практическая часть.

1) Как хлеб приходит к нам на стол?

Я совершил путешествие в поле, и узнал о том, как с поля хлеб попадает к нам на стол. Папа брал меня с собой в поле. Мне интересно было наблюдать за всеми этапами выращивания хлеба. Для посевной мы используем такие виды зерна-пшеница, овёс, ячмень, рожь. (показывает в баночках зёрна) Прежде чем их сеять, мы проверяем на всхожесть зёрна. В январе мы сажаем семена и наблюдаем за их всхожестью и ростом. Я тоже посадил в отдельные баночки. Покажу вам,что у меня получилось. (показывает пророщенные семена)

1 этап- посевная. Утром рано с папой мы выехали в поле. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. А ведёт его тракторист. Вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна семян пшеницы, которые были сохранены с прошлогоднего урожая, в крытых амбарах и на элеваторе.

Было интересно за этим наблюдать. Всё увиденное я фотографировал. Папа разрешил мне даже проехать на тракторе.

2 этап – зерно созревает. Мы с семьёй наблюдаем за ростом колосьев. Часто наведываемся в поле. Солнце светит, дождик идет.

Иногда вносим удобрение. Вскоре на полях появляются зеленые ростки - всходы. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Летом вырастают колоски, а в них много-много зерен. Посмотрите на колосья с нашего поля. (показывает колосья)

3 этап - убираем зерно. Вот колосья созрели, пора их убирать. На поля выходят зерноуборочные комбайны. А ведёт эту машину - комбайнёр. Папа мне разрешал убирать наше зерно вместе с комбайнёром. Очень трудно на жаре, в пыли было даже сидеть в комбайне. А комбайнёр работал с утра до ночи. Когда набирался полный бункер зерна в комбайне, подъезжала машина, и зерно ссыпалось в кузов.

Машина везла зерно на ток и высыпала в кучу. Бывало такое, что плохая погода мешала убирать зерно. Уборочная затягивалась. Вот зерно всё собрано. Вся семья целый день в поле. Мама кормит работников. Папа следит за работой и за техникой. Мы с братом приезжаем в поле посмотреть на работу родителей и помогаем им.

4 этап-сортировка. Привезённое с поля зерно, сортируют специальные машины - сортировщики.

Чистое зерно увозят на хранение на элеватор, а часть зерна с мусором идёт на корм домашних животных.

5 этап- сохраняем зерно. Везут машины зерно в особые хранилища – элеваторы. Своё зерно мы храним на Майнском элеваторе. Там оно хранится по нескольку месяцев. Зерно сохраняют от сырости, от вредных жучков. Из элеваторов попадает зерно в цеха мельзавода, там где мелят зерна, перетирают машины.

6 этап – мельница. С элеватора зерно везут на мельницу, где мукомолы превращают его в муку и упаковывают в мешки.

7 этап - хлебозавод, пекарня. С мельницы мука попадает в хлебопекарню. Из пекарни машины развозят горячий хлеб по магазинам. Там мы его покупаем и несем в дом Берегите хлеб! Вот, он – Хлебушко душистый. Вот он – Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол – Он пожаловал – пришёл. В нем

– Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рук Его растило, охраняло, берегло!

Экскурсия в пекарню

Я встретился с пекарем, который из нашей муки испёк хлеб. Записал видео нашей встречи.

    Как вы оцениваете качество нашего зерна?

    Расскажите о технологии изготовления хлеба?

    Сколько времени уходит на приготовление хлеба?

    Что Вы выпекаете из нашей муки?

Вот какой путь прошёл хлеб, прежде чем попал к нам на стол!

Заключение

Проведенное исследование открыло для меня много нового. Я узнал, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека.

Таким образом, я сумел достичь цели исследования. Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла мне понять всю ценность хлеба. Теперь я буду еще больше дорожить хлебом и буду учить этому своих друзей. Продолжу дело моих родителей.

Моя семья испекла каравай. Я вас угощаю.

Литература:

1.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.

2. Энциклопедия для детей. Древние цивилизации. Том 31. Аксенова М., Володихин Д., Стрикалов И. и др.

3. Интернет ресурсы:

Из истории появления хлеба

http://www.baby.ru/community/view/125557/forum/post/117506392/

http://www.homebread-shop.ru/istoriya-hleba-v-rossii

http://kedem.ru/history/20090114-bread/

http://wilka.ru/inf_28.php

Тип проекта:
По тематике: творческо – информационный
Актуальность.
Актуальность этой темы состоит в том, что у современных детей нет понимания ценностного отношения, к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Цель:
Формировать у детей знания о процессе выращивания, обработки и производства хлеба и хлебобулочных изделий в различные исторические периоды.
Задачи:
1.Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба, как основного продукта питания русского человека.
2.Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом такой важный и ценный продукт.
3.Обогащать знания детей о профессиях, взаимосвязях между ними, структуре трудового процесса и результате труда по выращиванию и производству хлеба.
4.Расширять словарный запас детей: жатва, комбайн, хлебороб, хлебопашец и др.
5.Способствовать созданию эмоционально — комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности и обогащения личного опыта каждого ребёнка.
По числу участников: групповой (22 человека)
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Возраст участников: дети 6-7 лет.
По времени проведения: краткосрочный (с 15.09. по 25.09.2014г.)
Ожидаемый результат:
Повышение познавательной активности;
Усвоение необходимых знаний по теме «Хлеб – всему голова»;
Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища.

Реализация проекта осуществляется в три этапа:
Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.
1. Определение уровня знаний детей о хлебе.
2. Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
4. Перспективное планирование проекта.
5. Подбор необходимой литературы по данной теме.
Выявление субъективного опыта.
«Что мы знаем?»
«Хлеб бывает белый и черный» (Ксюша А.), «Хлеб выращивают в деревне» (Маша Д.), «Хлеб можно купить в магазине» (Миша Н.), «Хлеб полезно кушать» (София Б.), «Хлеб можно приготовить дома, в специальной печке» (Лиза Е.)
«Что мы хотим узнать?»
«Как выращивают хлеб» (Миша Н.), «Какие пословицы есть о хлебе» (София Ш.), «Кто выращивает хлеб» (Глеб Л.), «Где хранят хлеб (зерно)» (Мила Т.), «Какой бывает хлеб» (Маша Д.), «Какие загадки есть про хлеб» (Варя П.), «Какие машины собирают хлеб» (Андрей Г.)
«Где мы можем найти информацию?»
«Узнать от воспитателей» (Уля Ш.), «Спросить у родителей» (Глеб Л.), «Посмотреть в компьютере» (Варя П.), «Прочитать в книге» (София Б.), «Посмотреть телевизор» (Лера Б.), «Почитать в планшете» (Маша Д.), «Прочитать в энциклопедии»(Ксюша К.)
«Что мы можем сделать с родителями, чтобы не забыть то, что узнаем?»
«Найти картинки о хранении зерна» (Андрей Г.), «Узнать и напечатать «Как выращивали хлеб в старину» (Катя Г.), «Найти картинки и рассказ о работе на поле осенью и весной» (Мила Т.), «Рисунки с пословицами» дети по желанию, «Найти иллюстрации техники работающей на поле» (София Б.).

Планирование совместной — образовательной деятельности:
«Сначала мы все узнаем» (Глеб Л.), «Нарисуем, слепим» (Варя П.), «Смастерим колоски из бумаги» (Мила Т.), «Построим из строителя разные машины» (Миша Н.)

Сотрудничество с родителями:
Оформление папок – передвижек для родителей «Хлеб – всему голова»;
Подбор загадок о хлебе;
Предложить приготовить совместно с детьми рассказы, подобрать иллюстрации по предложенным индивидуальным темам проекта.

II этап – основной этап (практический)
Комплексно – тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.III этап – заключительный.
Итоговое мероприятие: презентация развлечения «Хлеб – всему голова» для детей и родителей.

Номинация «Детский проект в начальной школе»

«Хлеб на стол, и стол - престол,
Хлеб со стола, и стол - доска»
(Русская пословица)

Обоснование проекта

Хлеб - всему голова! Мы часто слышим «нужно купить хлеба», «ешь с хлебом», но еще слышим - « в поле колосится хлеб» , « началась уборка хлеба» , ну и, конечно, «хлеб - всему голова». Не бывает так, чтобы дома никогда не было хлеба. Пирожки, печенье, макароны, торты, сухарики - без всего этого невозможно представить нашу жизнь.

Но откуда же берется хлеб? Может быть, хлеб растет на дереве? Может быть, хлеб растет на земле, как арбуз или дыня? Или, может, он растет под землей, как картошка? Что вообще мы сами знаем о хлебе?

Я стала приставать к взрослым с этими вопросами, и мне показали колоски, которые мы собрали летом в поле, и сказали « Вот хлеб» . Вопросов у меня стало еще больше…

Я решила узнать ответы на свои вопросы с помощью интернета, но там столько информации, что я запуталась.

Заинтересовавшись этими вопросами, я решила найти что-то интересное в книгах, журналах, интернете о хлебе, обратиться на завод по изготовлению хлеба и подготовить творческий проект. Я попала на Уфимский Хлебозавод.

Цель: изучить технологии приготовления хлеба и производства в целом.

Задачи проекта:

  • познакомиться с историей появления хлеба;
  • изучить технологию приготовления хлеба на Уфимском хлебозаводе.

Объект исследования: Хлебопроизводство.

Предмет исследования : Хлеб.

Гипотеза исследования: Хлеб - это не готовый продукт, который появляется самостоятельно, без особого труда со стороны человека.

Планируемый конечный результат :

  • Рассказать своим сверстникам о ценности труда, приложенного для приготовления хлеба.
  • Изучить технологию производства.

Выводы. В результате проделанной работы я:

  • узнала, что хлеб - это результат тяжелого труда огромного количества людей самых разных профессий;
  • подготовила презентацию с фотографиями по этой теме для своих одноклассников;
  • я открыла для себя новый, до этого дня незнакомый мне мир - мир производства.

Я подтвердила свою гипотезу, и выполнила поставленные задачи.

Актуальность моей работы в том, что все дети любят хлеб. Я предполагаю, что, изучив историю появления хлеба и технологию приготовления хлеба, привлеку внимание своих сверстников к одной из главных ценностей нашей жизни, которая стала так обыденна - хлебу на нашем столе!

Практичность - благодаря личному посещению Уфимского хлебозавода я ознакомилась с процессами производства, а также, сделав фотографии, дала возможность своим сверстникам увидеть все процессы производства хлебопекарни.

Исследовательский проект «Хлеб - всему голова»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: