Занятие дефектолога. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия «Грибы»

(Дeтeй встрeчаeт мягкая игрушка – мeдвeжонок)

- Здравствуйтe рeбята, я и мeдвeжонок очeнь рады с вами встрeтиться. Вы сeгодня здоровались друг с другом? А давайтe eщe раз поздороваeмся только нeобычным способом, хотитe узнать каким? Тогда становитeсь в круг повeрнитeсь к своeму сосeду и поздоровайтeсь ручками, спинками, носиками, обнимитe друг друга и скажитe «Привeт».

- Я сeгодня принeсла вам волшeбный фонарик, eго сила увeличиваeтся от добрых и ласковых слов. Давайтe мы будeм по кругу пeрeдавать фонарик и говорить добрыe и ласковыe слова всeм рeбятам (дeти пeрeдают фонарик, называют своё имя и комплимeнт).

Смотритe, от ваших добрых слов фонарик зажeгся.

II. Мотивационный этап.

Игра «Угадай по описанию».

Цeль: развитиe слухового и зритeльного восприятия; внимания и памяти; мышлeния и рeчи (активизация и расширeниe словарного запаса).

Рeбята, сeйчас мы с вами провeдeм с вами нeбольшую игру.

Я расскажу вам о прeдмeтe, который нарисован на пeрвой картинкe. Вы вниматeльно послушайтe и догадайтeсь, о ком или о чeм идeт рeчь:

Дикоe животноe, живeт в лeсу, большоe лохматоe, любит мeд.

Правильно, слушайтe дальшe.

Дикоe животноe, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Молодцы. А что будeт изображeно на слeдующих картинках?

Насeкомоe, с разноцвeтными крыльями, похожа на цвeток.

Транспорт, большой, тяжeлый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвeта, круглый, eго кладут в салат и в борщ.

Сладкая, малeнькая, в красивой бумажкe.

Мeняю шубку на сeрую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развeшиваю их на вeтках и храню в дуплах.

Вы правильно догадались, о каких прeдмeтах идeт рeчь.

Надeюсь, и в ходe дальнeйшeй работы вы будeтe такжe вниматeльны.

III. Практичeский этап.

Упражнeниe «Назови лишнee»

Сeйчас я буду называть группы слов. А вы должны опрeдeлить лишнee, назвать eго и объяснить, почeму вы так думаeтe.

Готовы?

  1. Тополь, бeрeза, роза, липа, осина.
  2. Стол, ковeр, крeсло, кровать, шкаф.
  3. Трeугольник, квадрат, круг, указка.
  4. Саша, Витя, Пeтров, Коля.
  5. Вeсeлый, быстрый, вкусный, осторожный, грустный.

Физкультминутка. Пластичeский этюд «Вeсёлыe чeловeчки» под музыку.

Чeловeчки в домe жили, (Показываeм крышу над головой)

Мeж собой они дружили. (Пожимаeм руки друг другу)

Звали их совсeм чудно -

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо. (Хлопаeм в ладоши)

Удивлялись чeловeчки:

Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо! (Пожимаeм плeчами, поворачиваясь друг к другу)

Им собака шла навстрeчу (Ходьба на мeстe)

И вздыхала глубоко (Вздыхаeм)

Засмeялись чeловeчки:

Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. (Исполняeм «пружинку»)

Хочeшь, милая собачка мы прочтeм тeбe стихи? (Наклон головы в разныe стороны)

Улыбнулась тут собака, завиляла им хвостом. (Улыбаeмся друг другу, «виляeм хвостиком»)

Долго eй стихи читали и смeялись всe потом! (Потопываeм ногами)

Вeсeлились чeловeчки и собака:

Ха-ха-ха (Потряхиваeм головой)

Вот такая получилась у нас славная игра!

Слeдующee занятиe для очeнь вниматeльных дeтeй. На магнитной доскe картина. Вниматeльно рассмотритe ee. (20 сeкунд)

А тeпeрь отвeтьтe на вопросы:

Какой прeдмeт нарисован в вeрхнeм правом углу картины?

Гдe нарисовано облако?

Что нарисовано в вeрхнeй цeнтральной части картины?

Кто изображeн в нижнeм лeвом углу картины?

Гдe находится чeрный котeнок?

Постарайтeсь запомнить всe прeдмeты, которыe нарисованы на картинe.

(чeрeз 20 сeк пeрeвeрнуть плакат)

Сколько котят нарисовано на картинe?

Какой они окраски?

Каких насeкомых вы видeли на картинкe?

Сколько цыплят нарисовано на картинe?

Какого они цвeта?

Давайтe провeрим ваши отвeты.

(плакат вновь пeрeворачивают на доскe)

Молодцы, вы были вниматeльны.

А о каких прeдмeтах мы eщe нe говорили?

Сколько цвeтков на картинкe?

Какого цвeта цвeты?

(плакат снимаeтся с доски)

А тeпeрь, рeбята, возьмитe листы бумаги и цвeтныe карандаши. В вeрхнeм лeвом углу нарисуйтe облако, в вeрхнeм правом углу – самолeт, в цeнтральной вeрхнeй части листа – солнцe.

В нижнeй части листа нарисуйтe пять цвeтков, такого жe цвeта как на картинe.

Давайтe провeрим как вы выполнили вашe заданиe.

Молодцы!

Физкультминутка (использованиe муз. композиции «Танeц малeньких утят» .

Цeль : снятиe мышeчного и психоэмоционального напряжeния, развитиe эмоциональной сфeры.

Мы отлично потрудились

И нeмного утомились.

Приготовьтeсь, всe рeбята!

Музыкальная зарядка!

(Дeти танцуют танeц «Малeньких утят»)

Игра «Поиграeм в сыщика»

Пeрeд вами листочки с разными фигурами.

- Найдитe и раскрасьтe трeугольники жeлтым цвeтом, многоугольники – синим.

Молодцы.

Игра «Найди своe счастьe».

Рeбята, пeрeд вами листочки с заданиeм. Ваша задача - найти два цвeтка с пятью лeпeстками, раскрасить их жeлтым цвeтом.

IV. Рeфлeксивный этап.

Нашe занятиe подходит к концу. Вспомнитe и расскажитe мнe и мeдвeжонку, чeм мы сeгодня занимались.

- А тeпeрь встанeм в круг, возьмeмся за руки и скажeм друг другу «Спасибо!». И, посмотритe, фонарик наш опять зажeгся, это произошло от ваших улыбок и тeплых слов.

Организация: ГБДОУ ЛНР ЯСКСТ №6 Золотой ключик

Населенный пункт: г. Стаханов, Луганская Народная Республика

Цель : расширять представления детей об окружающем мире с помощью всех органов чувств.Учить ориентироваться в реальной действительности используя сохранные анализаторы: слух, осязание, вкус. Упражнять в различении и назывании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, трапеция)и геометрических тел (шар, куб, цилиндр, призма). Упражнять в счете в пределах 10, закреплять основные цвета. Способствовать пониманию детьми словесных указаний. Упражнять в чтении простых схем, развивать прослеживающую функцию глаз. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: ТСО (записи пения птиц, звуков леса, дерево, пеньки, 4 емкости с водой, емкость с сыпучим материалом, палочки для выкладывания геометрических фигур, круги разного цвета, веревки для бус, объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма), лабиринт.

Ход занятия

Ребята, сегодня на занятии мы с вами побываем на прогулке в волшебном лесу. Чтобы туда попасть, нужно погладить щечку своего соседа теплым нежным ветерком. Вдохнуть, сложить губки «трубочкой» , плавно выдохнуть воздух, улыбнуться. Здорово!

Звучит запись с пением птиц.

От вашего теплого и нежного ветерка выглянуло солнышко, запели птички и мы очутились в лесу. Не заблудиться нам помогут глаза, уши и руки. Приготовим ручки. Сейчас мы руками и пальчиками покажем то, что может встретиться в лесу.

Пальчиковая гимнастика «На прогулку по грибы»

Текст Движения

«Елка»

  • нею дети все знакомы. Ладони установите под

Кто у нас бывает дома? углом друг к другу,

И на Новый год в иголках пальцы переплетите и

К нам придет, конечно, выпрямите.

елка.

«Боровик» Одна рука сжимает пальцы в

Самый лучший гриб найдем кулачок, ставится на стол

  • в лукошке унесем. Вертикально. Вторая рука

Хоть в лукошке не привык слегка согнутой ладонью-

  • боровик. «шляпкой» накрывает

«ножку» сверху.

«Корзина»

Если вам нужна малина, Переплетите пальцы рук,

  • нужна еще корзина. большие пальцы выпрямите

И грибочки поскорей вверх и соедините, как

  • рядом с ней. «ручку».

Обратите внимание – дерево. Не простое, волшебное, потому что каждый листок – загадка. Отгадку вы должны выложить палочками на пеньке.

Дидактическая игра «Выложи геометрическую фигуру».

Педагог отрывает первый листок.

Итак, первая загадка! Геометрическая фигура, имеет 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Кто догадался, выкладывает эту фигуру. (Проводится индивидуальная работа). Как называется фигура? Правильно, квадрат.

Педагог срывает 2 листок с загадкой про треугольник, третий листок с загадкой про прямоугольник, 4 листок с загадкой про ромб.

Следующий листок и новая загадка: геометрическая фигура, не имеет углов, круглая, как мяч. Что это? Правильно, круг.

У вас в корзиночках много кругов и они все разного цвета. Давайте сделаем из них красивые разноцветные бусы. Взяли ниточку, положили на пенек и нанизываем на нее красный круг, синий круг, зеленый круг, желтый круг, белый круг, черный круг, фиолетовый круг.

Вот получились бусы. Сколько всего бусинок на них? (ответы детей).

Правильно, молодцы! Геометрические фигуры вы знаете. Но, чтобы идти дальше, мы должны отдохнуть. А вот и волшебная палочка, с ее помощью будут отдыхать ваши глазки.(педагог снимает палочку с дерева).

Проводится зрительная гимнастика: закрыли глазки, открыли – 2 раза, посмотрели глазки вверх, вниз, вправо, влево – дети следят за палочкой. Поморгали, хорошо.

Ребята, посмотрите (обращаю внимание детей на лабиринт).

Сейчас мы глазами пройдем по волшебным тропинкам и скажем, с какой цифрой дружит геометрическая фигура. Итак, треугольник с какой цифрой дружит? А овал, прямоугольник, круг, ромб, трапеция?

(Дети отгадывают лабиринт, слежу за ответами).

Молодцы, с заданием справились.

Ребята, на поляне 4 родника. Вода в них разного вкуса. Нам нужно определить какого вкуса вода в каждом роднике. Попробуйте, подумайте, что бывает такого вкуса и скажите это ребятам. А ребята сами отгадают какого вкуса в роднике вода.

Дидактическая игра «Определи на вкус».

Итак, начинаем пробовать воду из первого родника.

1 родник – вода сладкая

2 родник – вода кислая

3 родник – вода соленая

4 родник – вода горькая (пробует педагог).

Молодцы, ребята, с заданием справились!

Ребята, посмотрите-кормушка. В ней зерно для птичек, которые прилетаю подкормиться. (опускаю руку в зерно).

Но здесь, в зерне, спрятались посторонние предметы. Они оставили свои следы. Давайте их вернем на свои места.

Дидактическая игра «Найди след»

Нужно подойти к кормушке, наощупь найти одну геометрическую фигуру, назвать ее и поставить на след, который она оставила.

Дети находят геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр, призма.

Как можно назвать эти фигуры одним словом? Правильно, объемные геометрические фигуры.

С этим заданием вы тоже справились. Вы позаботились о птичках, их корм чист.

Давайте же будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери и птицы,

И доверяли повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Психогимнастика «Спаси птенца»

Дети, представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперед, ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизите из к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

Ребята, вот и подошла к концу наша лесная прогулка. С заданиями вы справились, были внимательны, старались. Молодцы! Сейчас тот, кого я поглажу по голове окажется в детском саду.

Литература

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Л.И.Плаксиной. М: Издательство «Экзамен», 2003 г.

2.Гимнастика для пальчиков. Елена Косинова. Издательство «Олма-пресс» Москва, 2002 г.

3. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Автор-составитель Е.А.Чевычелова Издательство «Учитель» Волгоград, 2013 г.

4. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Е.Н.Подколзина. Москва. Линка-пресс, 2009 г.

5.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М. Просвещение, 1990 г.

6.Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения. Л.И.Плаксина.Москва «Владос» , 2008 г.

7. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Л.И.Плаксина, Москва, 1985 г.

8. Типовая образовательная программа дошкольного образования ЛНР. Луганск, 2017 г.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №30 «Алёнушка» Город Белебей муниципального района Белебеевский район Республика Башкортостан

Коростелева Екатерина Федоровна учитель-дефектолог, тифлопедагог МАДОУ №30 «Алёнушка» г. Белебей

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Закреплять и уточнять знания детей о диких животных.
  2. Развивать смысловую сторону речи.
  3. Воспитывать интерес к жизни диких животных, любовь и бережное отношение к природе.
  4. Повышать остроту зрения.
  5. Активизировать и стимулировать зрительные функции.

Материал: игрушка «Лесовичок» . Оформление стены под зимний лес. Силуэтные изображения волка, лисы, ежа, белки, зайца, медведя. Плакат с контурными изображениями животных. Калька. Краски акварельные. Тканевые салфетки с нарисованными контурами медведя и белки. Звукозапись «Голоса птиц. Звуки леса» . Фломастеры. Мешок с игрушками.

Ход занятия:

Тифлопедагог: - Ребята, сегодня мы отправимся с вами в лес. Чтобы в зимнем лесу нам не замерзнуть, оденемся потеплее (имитация одевания верхней одежды) . Закроем глазки и скажем: .

Дети: - «Раз, два, три в лес ты попади!» .

Тифлопедагог: - Вот мы и в лесу. Почему здесь так тихо? Не слышно пения птиц, не видно животных? Что случилось? Кажется под елочкой кто-то плачет. Подойдем поближе и посмотрим… (под елочкой игрушка Старичок-Лесовичок) (фото №1)

Тифлопедагог: - Это Старичок-Лесовичок. Он жалуется, что Баба-Яга превратила всех животных в ледяные фигурки. Помочь им теперь могут только дружные ребята.

Как вы думаете, мы сможем помочь расколдовать лесных жителей?

Дети: - Да!

Тифлопедагог: - Лесовичок, подскажи, что для этого мы должны сделать? Все вместе выполнить задания…

Задание №1

Отгадайте, кто из животных хвостом свои следы заметает? (лиса)

- «Найди силуэты лисицы и совмести с контурным изображением» (фото №2)

Молодцы! Вы помогли расколдовать лисицу. Найдите ей в лесу место. (совмещение цветного изображения животного с силуэтным на стене, оформленной под зимний лес)

Задание №2

Загадка: «Какого зверя называют санитаром леса?» (волк)

Как называется жилище волка? (логово)

- «Найди в запутанной картинке волка и обведи его по контуру фломастером» (зашумленные изображения животных) (фото №3)

Спасибо! Найдите ему в лесу место.

Задание №3

Загадка: «Какой зверь уязвим в воде, но не уязвим на суше? Почему?»

- «Обведи через кальку ежа по контуру»

И ежа помогли расколдовать! Найдите ему в лесу место.

Гимнастика для глаз: Игра «Бывает или не бывает» . (Дети слушают вопрос и отвечают глазками. Если бывает, широко раскрыть глаза, если не бывает, крепко зажмурить.)

Вопросы к игре:

  1. В январе медведь выходит на прогулку. Так бывает?
  2. Иду я по лесу, снег скрипит под ногами, а навстречу мне ежик. Так бывает?
  3. Белка выглядывает из дупла? Так бывает?

Задание №4

У какого животного самые длинные уши?

- «Найди зайчика на ощупь» . (игрушка)

А теперь найдем ему в лесу место.

Задание №5

У какого зверя зимой детеныши рождаются?

Какое животное живет в дупле?

- «Закрась медведя и белку пальчиком внутри контура» (рисование по мокрой ткани)

Пальчиковая гимнастика: «Только уставать начнем, сразу пальцы разожмем. Мы пошире их раздвинем, посильнее напряжем» . «Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать, а потом они все вместе будут дальше рисовать!»

Найдите в лесу место для белочки и медведя.

Итог занятия:

Тифлопедагог: - Посмотрите на лесную полянку. Кого мы оживили и расколдовали?

Старичок- Лесовичок и все лесные жители благодарят вас за помощь.

А нам пора в детский сад. «Раз, два, три в группу попади!»

Этот конспект корекционо-развивающего занятия, направлен на развитие зрительного восприятия. Возрастная категория- дети старшего дошкольного возраста. данный конспект был представлен на конкурсе "Методическая копилка" в 2016 году. Будет полезен педагогам-психологам, а также воспитателям, работающим в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы в том, что в настоящее время внимание многих психологов в мире привлечено к проблемам развития ребёнка-дошкольника. И это не случайно, так как именно дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Актуальность темы также связана с тем, что одним из важнейших показателей психического развития детей дошкольного возраста является уровень зрительного восприятия.

Исследованиям развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста посвятили свои работы Л.В. Фомичева, А.М. Витковская, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина, Л.П. Григорьева и др..

Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, а также совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. При этом оно рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира .

Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до осознания и присвоения данной информации в виде образов восприятия. Далее в результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации, обучения и действия в окружающей действительности .

Роль зрительного восприятия огромна. Развитие зрительного восприятия даёт возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснить существующие между ними связи и отношения .

Зрительное восприятие обеспечивает усвоение и анализ детьми сенсорных эталонов – это значит, что у них формируются представления об основных разновидностях каждого свойства предмета и дальнейший их анализ друг с другом. Зрительное восприятие совершенствует удовлетворительное развитие сенсорных способностей (ощущение, восприятие, представление, память). С их помощью дошкольники могут распознать предметы на ощупь, что способствует развитию мелкой моторики рук. Дошкольники, видя перед собой предмет, могут назвать все его характерные особенности. Оно также направлено на то, чтобы научить дошкольников точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.) .

Также зрительное восприятие имеет и познавательное значение: ребенок получает широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире, что способствует формированию знаний, навыков и умений, которые необходимы для практической ориентации в окружающем мире и осуществлении различных видов деятельности. Формирование зрительного восприятия является основой становления образных форм познания ребенка-дошкольника на следующем этапе возрастного развития (школьном возрасте).

Зрительное восприятие имеет и регулятивное значение: обеспечение регуляции позы, удержания равновесия, регуляции поведения у ребенка.

Следует заметить, что именно с восприятия(непосредственно зрительного восприятия) предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, воображения. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и зрительное восприятие в частности.

Кроме того, зрительное восприятие должно развиваться в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды .

Вывод: зрительное восприятие – это одна из основополагающих психических функций и в дошкольном возрасте этот познавательный процесс превращается в особую познавательную деятельность (имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления). Однако если эта деятельность развивается стихийно, сама по себе, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, она нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Именно поэтому необходимо проводить целенаправленную и систематическую коррекционную работу по развитию зрительного восприятия ребенка-дошкольника. Эта работа важна для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления будущей учебной деятельности, успешной адаптации к окружающей его физической и социальной среде.

Цель: развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие зрительного и предметного восприятия у детей.

2. Расширение зрительных представлений ребенка о предметах животного мира (группа «Птицы»), а также повышение информированности ребенка о разных видах птиц.

3. Формирование навыка по проведению линий по определенному предметному контуру и дальнейшее узнавание изображенного предмета

4. Развитие зрительного внимания и наблюдательности.

5. Обучение детей умению зрительно обследовать и анализировать предмет, по заданному описанию его основных признаков (цветовая гамма).

6. Развитие эмоционального положительного отношения к играм.

Оборудование: игрушки – Солнышко, Птица, Бабушка-Загадушка, мяч, картинки с изображением птиц, картинка с изображением «волшебной поляны», бланк с точками, ленты зеленого, синего и желтого цвета, цветные карандаши (по количеству детей).

Форма организации занятия: подгрупповая (3-4 ребенка)

Возрастная группа: старшая или подготовительная.

Занятие построено в игровой форме, с использованием сказки и представляет собой небольшое, но увлекательное путешествие. Также на занятии была создана психологом проблемная ситуация (надо помочь найти птицу), которая тесно связана с выбранной мною тематикой.

Тема «Птицы» выбрана не случайно, так как согласно проведенной результатам диагностики (информированности об окружающем мире, который включает вопросы на данную тематику) выявилось то, что дети испытывают затруднения при назывании различных видов птиц. В основном информированность в данном направлении ограничивается названием 2-4 птиц, которые наиболее известны детям (например, петух, курица, воробей, снигирь и т.д.). Именно поэтому появилась идея создать специальное занятие, которое посредством выбранной темы не только повысит осведомленность ребенка на данном направлении, но и одновременно будет способствовать развитию зрительного восприятия (см. задачи занятия).

Для того, чтобы дети проявляли интерес к разрешению этой непростой ситуации, использовались: специальные куклы-помощники (они включаются в занятие постепенно, так как большое количество зрительных стимулов может отвлечь ребенка от выполнения главной задачи-разрешения проблемной ситуации), а также увлекательные упражнения и игры, которые непосредственно способствовали развитию зрительного восприятия.

На занятии использованы наглядные яркие картинки, которые очень заинтересовывает детей, и они с интересом отыскивают нужные предметы; также использованы загадки и физкультминутка (подобраны по тематике занятия), рисование по контуру – рисунок бабочки (кроме зрительного восприятия задействована мелкая моторика рук). Кроме того, психолог старается побуждать их к активной речевой деятельности с помощью дополнительных вопросов (например, стихи-связующие звенья между упражнениями, задание про бабочку, и последующая беседа о ней и т.д.). Рассмотрим основные составляющие коррекционно-развивающего занятия:

1. Игра-приветствие. Основная цель – создать благоприятную и доброжелательную атмосферу в начале занятия, а также настроиться на совместную деятельность, общение. Во время ритуала педагог-психолог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

2. Основной этап. Включает в себя следующие элементы

1. Сказка. В ней происходит, во-первых, знакомство со сказочными героями: Солнышком, солнечной птичкой, зайчиком (этот персонаж находится только при чтении сказки в основной части занятия). Во-вторых, в ней описывается сказочная проблемная ситуация: как найти солнечную птичку, которая улетела и которую нужно найти Солнышку (с помощью психолога и детей). В третьих, при выявленной проблемной ситуации и благодаря дополнительной речевой активизации со стороны психолога, у ребенка появляется желание ее разрешить в положительном ключе. Кроме того, у него появляется мотивация, которая также способствует активному включению ребенка в процесс занятия. Для того, чтобы разрешить проблемную ситуацию, дети выполняют различные упражнения и игры развивающего плана.

2. Развивающие упражнения. Эти упражнения направлены не только на развитие необходимых познавательных процессов (зрительного восприятия, наблюдательности, зрительного внимания и т.д.), но и помогают ребенку эмоционально включиться в предлагаемую психологом интересную для ребенка деятельность. На занятии использовался следующий наглядный материал: волшебная полянка, яркие и красочные картинки с изображением птиц, бланки с точечным «образцом» бабочки. На занятии они легко заинтересовывают детей, помогают им познавать мир на наглядных примерах, формируя зрительный образ изучаемого материала, умения сравнивать этот материал, что необходимо для эффективного усваивания представленного тематического материала.

3. Загадки и Бабушка-Загадушка. Загадка– это замысловатое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека. Загадка указывает на важнейшие признаки предмета, его свойства, не называя предмета, а сравнивая его с другим. Бабушка-Загадушка (как ведущий помощник в этом упражнении), не только задает загадки, но и активизирует их речевую деятельность (чтобы они сами смогли рассказать о тех видах птиц, которые они знают). Когда все загадки отгаданы, а наглядные картинки разложены, Она указывает на верный путь, который является одной из ступенек к разрешению проблемной ситуации.

4. Связующие звенья занятия. Каждое упражнение или игра составляют основное содержание занятия. Чтобы оно было интересным, динамичным и связным, необходимы «звенья», которые логично и в непринужденной игровой форме соединяют каждое упражнения друг с другом в единое целое. С этой целью используются: разноцветные дорожки (ленты), стихи (тематические, например, о веселом доме, солнечной птичке, заключительный стих).

5. Физкультминутка. Физкультминутки – это набор полезных ребёнку физических упражнений в виде весёлых игр и тематических стихов. При выполнении таких упражнений у ребёнка улучшается кровообращение, работа сердца, лёгких, повышается и поддерживается на должном уровне умственная активность и работоспособность, восстанавливается положительное эмоциональное состояние, поддерживается интерес к занятию. Благодаря ей, можно обучить чему-то полезному. В данном случае была использована тематическая физкультминутка «Птички и ветер», которая непосредственно связана с основной темой занятия.

3. Заключительный этап. Основная цель– создание «завершающей» благоприятной и доброжелательной атмосферы при проведении ритуала прощания, подведение итогов и рефлексия занятия, разрешение проблемной ситуации для детей, а также эмоциональный отклик на нее.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Приветствие. Игра «Мячик»

Дети встают в круг.

Психолог: давайте поздороваемся. А поможет нам в этом мячик. Я передам его тому, с кем встречусь глазами. Я встретилась глазами с Машей, кивнула головой в знак приветствия, и бросаю ей мячик от меня к ней. Теперь Маша встреться с кем-нибудь взглядом…(Все дети по очереди встречаются взглядами и бросают мяч). Замечательно! А теперь я прочитаю вам интересную сказку.

  1. Основная часть

2. Сказка «Солнышко и птичка»

Жило-было в своем домике солнышко. Оно было очень большое, желтое, очень-очень теплое и дружелюбное. Его другом была птичка. Она была небольшая, зато такая же красивая и веселая, как и солнышко и поэтому ее называли солнечная птичка. Птичка тоже любила солнышко, потому что, когда оно выходило, то дарило миру тепло и свет. Но вот подул северный ветер, появились на небе тучи, пошел дождь, стало очень холодно, и птичка улетела. Загрустило Солнце. Оно говорит: где же ты, солнечная птичка? Тут подошел к Солнцу зайчик и говорит: не грусти. Твоя солнечная птичка улетела в волшебную страну. Попасть в нее можно только проходя по зеленой дорожке, и она приведет тебя на полянку.

Психолог: Давайте ребята найдем зеленую дорожку и пройдем по ней в полянку и поможем нашему солнышку найти птичку.

Дети и психолог идут по зеленой дорожке и приходят на «Волшебную поляну».

  1. Упражнение «Волшебная поляна»

Психолог: вот наше Солнышко отправилось в путь по небольшой дорожке, и она привела их на полянку. Но полянка не простая, а волшебная. На ней много-много знакомых вам предметов. Найдите среди них всех-всех птичек и покажите мне (Приложение 1).

Картинка, изображающая полянку, вешается на доску. Дети зрительно анализируют «волшебную поляну», отыскивая нужные предметы.

Молодцы, вы нашли всех птичек.

  1. Упражнение «Загадки про птиц»

Психолог: Солнышко отправилось по зеленой дорожке дальше и увидело небольшую избушку. В ней жила Бабушка-Загадушка.

Солнышко: Здравствуйте! Меня зовут Солнышко, а вас?

БЗ: Здравствуй, зовут меня Бабушка-Загадушка (далее БЗ).

Психолог: Здравствуй, Бабушка-Загадушка. Мы с детишками и Солнышком пришли к тебе за помощью. Скажи Бабушка-Загадушка, знаешь ли ты, как найти нам солнечную птичку-друга Солнышка?

БЗ: Знаю, но сначала скажите мне, каких вы знаете птиц? (дети отвечают) . Молодцы! Однако для вас у меня еще есть интересные загадки про птиц. Отгадайте их, и я вам скажу, где искать птичку.

Психолог: Давайте поможем Солнышку отгадать загадки Бабушки-Загадушки, чтобы она рассказала, где искать нашу солнечную птичку.

БЗ дает следующие загадки про птиц и дети их отгадывают.

Загадки про птиц

1. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -

Два могучие крыла

У хозяина... (Орла)

7. Она летом мошек ловит,

Гнёздышко из глины строит.

Коль летает высоко,

Значит дождик далеко,

Если же летает низко,

Это значит дождик близко. (Ласточка)

2. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

8. Эту птицу всякий знает:

На шесте её дворец,

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... (Скворец)

3.Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

9. Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

4. Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова)

10. Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

5. Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут ее... (Синичка)

11. Хищный нрав у этой птицы,

С ней вам лучше не водиться.

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

Когда дети отгадали названия птиц, БЗ показывает картинки соответствующих птиц (Приложение 2).

БЗ: молодец Солнышко. Молодцы ребята. Так и быть, скажу, где искать вам солнечную птичку. Идите по этой синей дорожке дальше, и увидите домик.

Дети идут по дороге, а психолог читает следующее стихотворение:

Домик этот не простой.

Он веселый, расписной.

Любят дети там играть,

Рисовать и движения выполнять!

Психолог: вот и подошли мы к домику, но домик это не простой, а волшебный и живет в нем одно интересное насекомое. Какое это насекомое, мы сейчас узнаем, если возьмем карандаш и соединим точки в определенной последовательности. Начинаем!

  1. Упражнение «Соедини по точкам»

Дети соединяют точки и появляется рисунок бабочки (Приложение 3).

Психолог: скажите, что у нас получилось?

Дети: бабочка.

Психолог: а чем похожи друг на друга бабочка и птичка?

Дети: умеют летать, имеют крылья, лапки, маленький размер и т.д.

Психолог: а что вы знаете о бабочках?

Дети отвечают, дают свои варианты : летать, прыгать, гулять, собирать нектар и т.д.

Психолог: молодцы, а вы знаете, что бабочка умеет не только (варианты, которые выделили дети) , но и еще выполнять веселую зарядку. Давайте вместе с бабочкой выполним веселую физкультминутку, которая называется «Птички и ветер»

  1. Физкультминутка «Птички и ветер»

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Дети выполняют физкультминутку и повторяют слова за психологом.

Психолог: молодцы ребята, замечательно выполняли все движения!

Осталось нам совсем немножко

Вот и желтая дорожка.

Найдем здесь нашу невеличку-

Солнечную птичку.

  1. Игра «Найди солнечную птичку»

Психолог: Вот ребята мы и пришли на последнюю полянку. Видите как много здесь разных красивых птичек. Так много, что солнышко растерялось и не знает где ее найти. Давайте поможем солнышку отыскать солнечную птичку. Я назову, какая она, а вы по описанию попробуйте ее найти: она имеет красный клювик и красные ножки, оранжевую головку, желтое тело и хвостик, крылья у нее разукрашены желто-красными линиями, кончик крылышка-желтый.

Психолог раскладывает на столе картинку с изображением 12 птиц различных расцветок, дети находят нужную птичку по описанию психолога (Приложение 4).

Психолог: верно, молодцы, смогли найти нашу птичку-невеличку-солнечную птичку.

3. Заключительная часть

Появляется кукла - солнечная птичка. Здесь же находится кукла-Солнышко.

Птичка: Спасибо ребята, что нашли меня. А я думала, что никогда не смогу найти свою полянку и друга-Солнышко.

Солнышко: молодцы ребята, нашли мою солнечную птичку. От такой радости лучики мои стали теплее, настроение мое поднялось и стало очень – очень весело.

8. Ритуал прощания «До свиданья, милый друг ».

Психолог: молодцы ребята, замечательно сегодня поиграли, помогли Солнышку, и нашли его птичку. Скажите мне, что мы делали на занятии? Кого искало Солнышко? Какое было Солнышко, когда оно потеряло птичку? (грустное, печальное). А какое теперь стало Солнышко, когда нашло птичку (радостное, веселое). Молодцы. А теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем напоследок такой стих:

До свиданья, милый друг.

Оглянись скорей вокруг.

Здесь все наши дети (каждый ребенок называет свое имя)

Солнышком согреты.

Солнышко прощается со всеми детьми, подходит к каждому ребенку прощается с ним (говорит: «До свиданья, Маша, до свиданья Саша» и т.д.), гладит по головке.

Психолог: на этом занятие наше заканчивается. До свидания!

Литература

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет.// Школьный психолог, 2001 г., № 15.
  2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - Ярославль, 1998 г.
  3. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, Ярославль, 1998 г.
  4. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих дошкольников. - М.: Педагогика, 1983 г.
  5. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу "Дефектология". Вып. 6. - М., Школа-Пресс, 2001 г. - С. 24-38.

6. Гусев А. Н. Общая психология: в 7 т.: Т. 2: Ощущение и восприятие.- М.: Академия, 2007 г.

7. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельности: Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. - М.: Просвещение, 1975 г.

8. Зинченко В. П., Зинченко Т. В. Восприятие // Общая психология / под ред. Петровского А. В. - М., 1986 г.

9. Источники Internet: detkam.e-papa.ru, http://paidagogos.com, http://mbdouds23.ru, ncportal.ru.

10. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005 г.

11. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной /2-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 1999 г. - 206 с.

12. Ушакова О.Д. Загадки, считалки, скороговорки.- СПб.: «Издательский Дом «Литера», 2008 г.


Развитие зрительного гнозиса Цвет. Конспект занятия.

Автор: Светлана Владимировна Сафронова, педагог-психолог.
Место работы: МБОУ СОШ №17, городского округа-город Камышин.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для детей с ОВЗ.
Описание материала: Данный конспект может широко применяться в практике работы психологов, учителей-дефектологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений; учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. Будет полезна родителям, которые самостоятельно готовят детей к обучению в школе.
Задачи:
развитие цветового восприятия;
закрепление представлений о цвете в слове;
развитие ассоциативно – образного мышления (умения анализировать, сравнивать цвета);
развитие эмоционально – чувственного восприятия цвета, умения выразить свои эмоциональные впечатления с помощью цвета.
Материалы к занятию: карточки Люшера, цветные полоски, цветные карточки, мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА.
Ход занятия.
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Здороваемся ладошкам и».
Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

Ребята, сегодня с утренней почтой мы получили письмо от Дюймовочки! Давайте вместе прочитаем его.
«Дорогие ребята!
Я знаю, что вы меня очень любите. Думаю, что вы все прекрасно учитесь, старательны и аккуратны. Очень рада вашим успехам!
Дорогие мои, со мной приключилась беда! Злая волшебница заколдовала меня. Теперь я не вижу цветов, весь мир для меня стал чёрно-белым, я не могу любоваться красивыми бабочками и прекрасными яркими цветами. Но злая волшебница предупредила, что если мне помогут ребята с добрым сердцем и правильно разгадают все цвета, то колдовство потеряет силу.
Прошу вас, мои хорошие, помогите мне, пожалуйста! Дюймовочка.»
Красочная фигура Дюймовочки, вырезанная из картона, спрятана на доске под черно-белыми цветами.
После каждого правильно выполненного задания убирается один цветок, тем самым, расколдовывая Дюймовочку.

Разминка. Игра «Колечки».
Кончик мизинца положить на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец - указательного и большого - это большое колечко. Все повторить на другой руке.
Основная часть.
Игра «Цветные полоски».
Подготовьте каждому ребёнку набор цветных полосок из 8-10 цветов. Желательно чтобы там были все цвета радуги плюс чёрный, белый, серый и коричневый. Дети должны на ваш вопрос о цвете того или иного предмета показывать цветную полоску, а не отвечать словами. Постарайтесь стимулировать детей на как можно более быстрый ответ. Будьте и вы внимательны, на некоторые вопросы может быть несколько правильных ответов. Если дети их не знают, расскажите им об этом.
Инструкция: «Посмотрите, какие я вам дам цветные полоски. Давайте поиграем, я буду называть какой-либо предмет, а вы будете полоской показывать какого цвета он, может быть. Будьте внимательны, показывать нужно быстро и правильно.
Какого цвета трава?
Какого цвета небо?
Какого цвета может быть солнце?
Какого цвета лепестки у ромашки?
Какого цвета не могут быть ёлки?
Если кошку зовут Ночка, как вы думаете какого цвета её шерсть?
Какого цвета может быть море?
Какого цвета могут быть цветы?
Какого цвета не бывают овощи?
Какого цвета может быть зайчик?
Игра «Неразлучные цвета».
Психолог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, психолог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка - лепестки белые, середина желтая, береза - ствол белый, листья зеленые и т. д.)
Упражнение «На что похоже мое настроение».
Ребята, а вы знаете, что с помощью цвета можно выразить свое настроение? Перед вами разложены карточки, посмотрите на них внимательно и скажите:
- на какой цвет похоже ваше настроение сейчас?
- на какой цвет похоже ваше настроение, когда на улице солнечная погода?
- а когда идет дождь?
- когда у вас хорошее настроение?
- а когда вам грустно?
- на какой цвет похоже ваше настроение, когда вы получаете подарки?
Сейчас вы поняли, что цвета имеют не только объекты, которые нас окружают, но и наше внутреннее состояние.
Игра «Подбери по цвету».
Цель: закреплять представления о шести цветах. Учит детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Ход игры: Дети, мы будем играть в игру. Правила игры такие: необходимо подобрать к каждой картинке набор карандашей соответствующих цветов.






Назовите, какие цвета вы подобрали к каждой картинке и почему.
Весёлая переменка. Ребята, сейчас я буду показывать вам разноцветные карточки. Когда покажу красную карточку – вы хлопайте в ладоши, синюю – шагайте на месте, зелёную – повороты вправо-влево. Итак, начнём.
Упражнение « Волшебные краски».
Сейчас мы с вами будем творить Волшебные краски. Вот ваш поднос со всеми необходимыми вещами (мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА.) Возьмите в руки стаканчик с мукой, размешайте ее руками. Какая она на ощупь? Подарите ей частичку своего тепла, и она станет теплее. Теперь добавьте соль и смешайте все пальчиками. А теперь добавим масло. Затем добавляем воду, чтобы получилась настоящая волшебная краска. Чтобы наши картины были прочными, добавим клей ПВА. Вот уже почти все готово. Нам осталось придать нашей краске цвет. Выберите себе гуашь цвет, который вам нравится, и добавьте немножко в краску. Молодцы вы изготовили настоящую волшебную краску. Это краски для всех давайте поставим их в центр стола. Сейчас мы попробуем наши волшебные краски и нарисуем волшебный сад.
Закройте глаза и представьте, что мы оказались в саду. Вообразите себя цветком. Если бы ты был растением то, каким? Какие были бы у тебя листья? Гладкие или с зазубринками? Были бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит твой стебель и корни? Где ты растешь, и что тебя окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за тобой? А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и когда будешь готов, нарисуй свой цветок. Не беспокойся о том, как ты нарисуешь, главное чтобы ты мог описать свой цветок.
Детям предлагается картон разного цвета, включается спокойная музыка и дети рисуют руками. Все изображают себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного. По желанию могут рассказать о своем рисунке. Затем они его вырезают и размещают на большом листе бумаги, формируя огромный красивый сад. Дети называют цвета, которые есть в волшебном саду.
Обсуждение:
Что Вы чувствовали, когда выполняли работу? Что чувствуете сейчас?
Кто затрудняется нарисовать цветок, можно предложить раскраску.
Завершающая часть.
Рефлексия:
- Ребята, сегодня на уроке вам было интересно?
- Что на сегодняшнем уроке вам особенно удалось?
- Над чем надо поработать?
Ритуал прощания.
Упражнение «Ладошки».
Психолог на свою ладонь приглашает положить ладони детей, каждый следующий участник кладет свою ладонь на ладонь предыдущего. Когда ладони участников собраны хором говорят: «До свидания!».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: