Ребенок холерик как помочь родителям. Ребенок холерик – особенности развития и воспитания

Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй — спокойным, сдержанным. Поведение ребенка напрямую связано с его темпераментом.

Темперамент характеризует динамические особенности личности: скорость, интенсивность, ритм, темп, психические процессы и эмоциональные состояния. Таким образом, именно темперамент влияет на силу и слабость детских реакций, на отношение ребенка к тем или иным жизненным событиям, на степень проявления эмоций в различных обстоятельствах. К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

Типы темпераментов у детей: особенности флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков

Очень редко можно найти ребенка, у которого будет проявляться исключительно один тип темперамента. Чаще всего в малыше сочетаются несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип, черты которого наиболее ярко выражены.

Таблица №1. Характеристики детей с разными темпераментами

Тип темперамента Какие качества присущи детям с этим темпераментом?
Флегматик Упрямый, но при этом невозмутимо спокойный. Среди детей ребенка-флегматика выдает именно его спокойствие. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.

Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством.

Ребенок-флегматик – преданный и верный друг, хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно.

Также он предан своим родным и близким.

Миролюбивый флегматик всегда старается уйти от явной и открытой борьбы, не рискует.

Флегматика отличает выразительная, но неторопливая речь без подключения к речевому процессу мимики и жестов.

Засыпает быстро, но просыпается с неохотой, капризничает после пробуждения.

Для медлительного флегматика потребуется длительное время, чтобы освоить новую информацию, но знания надолго остаются у него в памяти. Его можно многому научить, затратив на это немало времени, но невозможно потом переучить.

Малыш-флегматик не любит перемен, огромных усилий стоит ему привыкание к любой перемене в жизни и адаптация к новому коллективу.

Сангвиник Жизнерадостный, веселый, но при этом рассудительный и покладистый ребенок. Его любопытство способно преодолеть любые границы, поэтому перемены ему просто необходимы.

С таким ребенком легко договориться, он легко относится к неудачам и не боится очередных трудностей. Сангвиник, общительный по природе, превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке.

Ребенок-сангвиник чрезвычайно любознателен, тем более, что изучение нового материала не составляет никаких трудностей. Бросает одно дело, берется за другое, может браться и за несколько дел сразу.

Ребенок, обладающий, сангвиническим характером, шумный, подвижный, импульсивный и очень активный. Он неконфликтный, с ним невозможно поссориться.

Но полностью комфортно ребенку-сангвинику будет тогда, когда он завоюет симпатию всех без исключения.

Меланхолик Застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный ребенок, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.

Такие дети не общительны, плохо входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными.

Поражения, неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Они обижаются из-за всего, волнуются из-за мелочей, которым они придают огромную роль.

Возникают трудности в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном.

У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.

Холерик Непоседливый, чрезмерно активный, шаловливый, несдержанный, непослушный ребенок.

У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний. Отличается экспрессией и эмоциональностью.

Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.

Претендует на лидерство, легко адаптируется в коллективе, но из-за своего вспыльчивого характера часто возникают конфликтные ситуации с другими детьми.

Ребенок-холерик часто нуждается в «зрителях», его капризы и обиды могут проявляться только в присутствии других людей.

У детей-холериков мгновенно меняется настроение.

Наказание вырабатывает в таких детях жестокость, агрессивность, желание дать отпор.

Какой темперамент у ребенка? Тесты

Одним из самых известных тестов на определение темперамента у детей является опросник Айзенка. Отвечать на нижеприведенные вопросы нужно быстро, так как важной является именно первая реакция на поставленный вопрос.

Тест Айзенка

  1. Нравится ли тебе нахождение в веселой и шумной компании?
  2. Тебе часто нужна помощь сверстников?
  3. Быстро ли ты отвечаешь на поставленный вопрос?
  4. Можешь ли рассердиться и быть раздражительным?
  5. Твое настроение меняется часто?
  6. Ты иногда предпочитаешь одиночество встрече с друзьями?
  7. Тревожат ли тебя перед сном различные мысли, мешающие уснуть?
  8. Делаешь ли ты все, что тебе говорят, сразу и без нареканий?
  9. Ты являешься сторонником подшучиваний над другими ребятами?
  10. Бывает ли тебе грустно без причины?
  11. Можешь ли назвать себя веселым человеком?
  12. Ты нарушал школьные правила?
  13. Случается ли, что тебя раздражает все вокруг?
  14. Нравится ли тебе выполнять работу, где все нужно делать быстро?
  15. Вызывают ли у тебя переживания плохие события, которые могли произойти, но не произошли?
  16. Выдавал ли ты секреты, которые обещал сохранить?
  17. Можешь ли поднять настроение в компании, если ребятам вдруг стало скучно?
  18. Бывает так, что твое сердце сильно бьется, если ты на данный момент не испытываешь волнения?
  19. При желании познакомиться, ты всегда можешь первым начать разговор?
  20. Случалось ли тебе врать?
  21. Тебя легко расстроить, если тебя ругают?
  22. Нравится ли тебе постоянно шутить и веселить своих друзей?
  23. Ты иногда устаешь без особой на то причины?
  24. Всегда ли выполняешь то, что говорят старшие?
  25. В целом ты всегда доволен?
  26. Ты более обидчивый, чем другие?
  27. Всегда ли тебе нравится играть с другими детьми?
  28. Бывает, что дома тебя просят помочь, а ты отказываешься по какой-либо причине?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Твои действия могут привести других в неловкое положение?
  31. Возникает ли у тебя чувство, что все надоело?
  32. Ты иногда хвастаешься перед другими?
  33. Бывает, что находясь в компании, ты чаще всего молчишь?
  34. Ты можешь волноваться так, что не можешь спокойно сидеть?
  35. Ты быстр в принятии решения?
  36. Ты можешь позволить себе шуметь, когда в классе нет учителя?
  37. Снятся ли тебе страшные сны?
  38. Ты можешь не сдерживать свое веселье в окружении друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Говорил ли ты плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты иногда назвать себя беззаботным человеком?
  42. Ты будешь долго расстраиваться, если окажешься в глупом положении?
  43. Тебе нравятся весёлые игры?
  44. Ты всё ешь, что тебе накладывают?
  45. Трудно ли тебе отказать, если тебя о чём-нибудь просят?
  46. Тебе нравится часто ходить в гости?
  47. Случались у тебя моменты, когда ты не хотел больше жить?
  48. Грубил ли ты когда-нибудь родителям?
  49. По твоему мнению, тебе считают весёлым человеком?
  50. Имеешь ли ты привычку часто отвлекаться во время выполнения домашних заданий?
  51. Ты часто отказываешься от участия в общем веселье?
  52. Трудно ли тебе уснуть из-за разных мыслей?
  53. Всегда ли ты уверен, что можешь выполнить дело, за которое принялся?
  54. Ты часто чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешь сам подойти к незнакомым людям и заговорить с ними?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  57. Кричишь ли ты в ответ, если твои сверстники начинают кричать на тебя?
  58. Бывает, что ты можешь веселиться или грустить без особой причины?
  59. Кажется ли тебе, что компания товарищей не приносит настоящего удовольствия?
  60. Ты часто волнуешься, когда делаешь что-то не думая?

Ключи к опроснику

Экстраверсии-интроверсии определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
  • ответов «нет» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

Эмоциональная стабильность определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи определяется по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 8, 24, 44;
  • ответов «нет» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48.

Обратите внимание, если результат по шкале лжи 4 и более баллов, значит, ребенок отвечал недостоверно, поэтому и результаты теста будут недостоверными. Если количество баллов менее 4, то можно продолжать далее интерпретировать результаты.

Оценка результатов

Полученные результаты нужно сопоставить с ключом. Если ответ соответствует ключу, то за него выставляется один балл, если не соответствует, то ноль. Полученные баллы складываются и отмечаются на специальной шкале (круг Айзенка) и по ней определяется тип темперамента.


Как воспитывать флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов: советы родителям в таблице

Таблица №2. Особенности воспитания флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов ?

Темперамент ребенка Советы родителям по воспитанию детей с разным типом темперамента
Флегматик 1. Не нужно ни в чем торопить ребенка-флегматика. У него есть свой темп и его нужно придерживаться. Но при этом его нужно научить рассчитывать свое время, чтобы хватало для выполнения всех заданий.

2. Когда малыш выполняет задание, не нужно давить на него, иначе он станет еще более медлительным.

3. Одобряйте все его начинания, он нуждается в этом.

4. Малоподвижного флегматика нужно заинтересовать веселыми и подвижными играми. Расшевелить его можно, обучая в игровой форме ловкости, смелости, точности.

5. Особое внимание стоит обратить на переключение с одного на другой вид деятельности, так ребенку-флегматику трудно перейти с одного занятия на другое. Для того чтобы научить его изменять деятельность, ему нужно давать различные поручения, которые он сможет выполнить.

6. Развивайте любознательность малыша путем посещения выставок, музеев, познавательных центров, .

7. Поощряйте любое проявление инициативы.

8. Не запрещайте ребенку выражать свои эмоции.

9. Помогайте ребенку включиться в коллективную деятельность. В этом помогут различные кружки, секции, школы раннего развития.

Сангвиник 1. Контролируйте все поступки и действия ребенка, он может пообещать, но не выполнить обещанного.

2. Формируйте у него устойчивые привязанности и интересы.

3. Приучайте доводить начатое дело до конца.

4. После выполнения задания обязательно проверяйте ребенка, чтобы не допустить быстрого и небрежного его выполнения.

5. Хвалить ребенка нужно только, если он это действительно заслужил, так как сангвиники имеют склонность к зазнайству.

6. Общение должно быть легким, жизнерадостным, позитивным.

Меланхолик 1. Нужно учитывать ранимость психики ребенка меланхолика. Старайтесь не повышать голос. Если вы не довольны, то объясните ему причину недовольства спокойным голосом.

2. Ребенок-меланхолик нуждается в ласке и доброте, с ним нужно быть мягким.

3. Похвала не бывает чрезмерной для меланхолика, ему она необходима.

4. Радуйтесь вместе с ребенком даже самым незначительным его успехам.

5. Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, иначе у него могут сформироваться комплексы.

6. Ребенок-меланхолик любит тактильные ощущения, для него такой контакт очень важен.

7. Так как такой ребенок быстро утомляется, не стоит перегружать его, давая различные задания. Когда ребенок учит уроки, ему необходим перерыв между их выполнением.

8. Не стоит давать ребенку непосильные задачи. Его нужно нацеливать на выполнение посильных заданий и помогать ему. Если малыш справился с заданной работой, то его обязательно нужно похвалить.

9. Будьте терпеливы к ребенку, старайтесь развивать в нем активность и смелость, стимулируйте его инициативность.

10. Не запугивайте своего ребенка, ему противопоказаны стрессы, также негативно на него влияют тревожные и жестокие мультфильмы и фильмы, передачи.

11. Не высмеивайте страхи ребенка, а помогайте ему их преодолеть через , песочную терапию и др. способами.

Холерик 1. Так как ребенок очень активный, его энергию нужно направлять в нужное русло.

2. Старайтесь исключить все, что перевозбуждает и перенапрягает нервную систему ребенка.

3. Необходимо взять под контроль бурные реакции ребенка. В этом помогут чтение, спокойные игры, интересное хобби.

4. Нужно развивать усидчивость у малыша. Этому способствуют занятия рисованием.

5. Следите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Даже в маленьких делах. Например, поиграл – пусть уберет за собой игрушки.

6. С холериком обращение должно быть мягким, нельзя срываться на крик. Объяснения должны быть строгими, но спокойными. Применение физической силы -неприемлемо.

7. Уговоры на холериков не действуют. Более действенным будет тактичное требование.

8. Пытайтесь учить ребенка владеть собой, не проявлять агрессию, уметь сдерживать свои негативные эмоции.

9. Обязательно нужно обучать ребенка вежливости и тактичности.


Как определить темперамент у детей до года: классификация Пенелопы Лич с советами для родителей в таблице

Таблица №3. Классификация темпераментов у детей до 1 года

Тип темперамента младенца Особенности поведения Советы родителям по уходу и воспитанию грудничка
«Несчастные» младенцы Усталый и раздраженный малыш не может никак уснуть. Кормление даже грудью не доставляет ему удовольствия, он не хочет общаться с родителями. Частые ночные пробуждения, медленный рост и прибавка в весе. Разделяйте чувства малыша, попытайтесь заставить его реагировать на вас.

Показывайте малышу свою любовь.

Старайтесь держать малыша в теплом помещении, так ему будет спокойнее.

Следите, чтобы он получал достаточное количество питания, но не принуждайте, если он отказывается от еды.

Лучше пеленать такого малыша, возможно, что ему так будет уютнее и спокойнее.

Чаще берите младенца и прижимайте к груди, он будет чувствовать себя более счастливым и довольным, перестанет кричать.

Не вводите ничего нового в образ жизни малыша, пока период «несчастного» младенца не завершится.

Нервные дети Такие дети даже при слабом звуке вздрагивают, начинают бледнеть, кричать от испуга. Они боятся всего на свете. Когда такой малыш чувствует голод, он отчаянно кричит. Напрягается и дергается даже при переносе в коляску или кроватку. Все манипуляции, которые вы проводите с малышом, нужно делать спокойно, аккуратно, неспеша.

Не беспокойте малыша, если ему не нравится купание, в первое время содержите в чистоте «верх» и «низ», но не опускайте полностью в ванну.

Будьте ласковыми, когда ухаживаете за малышом, чтобы малыш почувствовал вашу доброту и доброту близких людей и не боялся.

Младенцы — «сони» Такой малыш ничего не требует от своих родителей, даже грудь, чтобы поесть, берет с неохотой. Он не обращает внимания на окружающую обстановку. Он редко бывает как доволен, так и недоволен. Обязательно разбудите малыша, если наступает время кормления, иначе, если кормить по требованию, он может не набирать нужный вес.

В первые дни жизни такие малыши могут спать подряд 12 часов, их нужно будить.

Говорите с малышом, носите его на руках, показывайте игрушки, старайтесь постепенно приучать его к бодрствованию, а не только ко сну.

Младенцы — «бодрячки» Такие дети мало спят, проявляют раньше, чем другие младенцы, интерес к окружающим его предметам. Могут развиваться быстрее, так как вместо сна чему-то учатся, разглядывая предметы, изучая окружающий мир. Проводите как можно больше времени с ребенком, носите его на руках, разглядывайте интересные предметы и игрушки, даже читайте книжки и слушайте музыку.

Подвешивайте яркие и интересные игрушки над его кроваткой и постоянно меняйте их, чтобы он видел новые предметы. Можно использовать игрушки с движущимся механизмом, чтобы малыш изучил и предмет в движении.

Относитесь к ребенку так, будто он старше своего возраста, придумывайте для него различные новые занятия, если он покажет, что вполне к ним готов.

Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражительности и значительно слабее тормозным процессом. Поэтому ребенок холерик «быстро вспыхивает», но и быстро устает именно тогда, когда от него требуется ежедневная мелкая работа. Ребенок холерик — это тот самый «крикун с характером», которого со временем обычно начинают называть «электровеник». Это ребенок, который «постоянно куда-то ползет» или бежит, лезет т.д.. В семьях, где есть холерики, лекарства прячутся в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол покрыт ровным слоем машинок, солдатиков и других игрушек, их владелец, поиграв пять минут к ним потерял интерес. Часто холерики имеют проблемы с речью — просто потому, что им не хватает терпения говорить последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может иметь славу драчуна, но он бьется не в сердцах — просто объяснить что-то с помощью кулаков можно быстрее и понятнее. Но иногда могут побить и его, — он так кричит и размахивает руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.

Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — безудержные крики младенца, постоянное волнение и суетливость дошкольника — могут быть не проявлением темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте. Но, предположим, что ваш ребенок здоров, «просто характер такой ». Что делать? Стараться не ругать (хотя это иногда очень и очень сложно). «Я люблю тебя и не могу тебе позволить причинить вред себе или другим» — эти слова обращены для вашего ребенка. Именно для него созданы упражнения для расслабления и концентрации внимания. Старайтесь обращать внимание малыша на последствия его поступков: «Видишь, ты ударил девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется забрать тебя с площадки. Видишь, ты бросил машину на асфальт, и теперь она сломалась ». Приготовьтесь повторить это сто раз, и на сто первый малыш обязательно поймет. Большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семьи найти 15-20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, не расплачутся когда, что в их машинки врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке (скорее всего, с мамами этих приятелей вы найдете общий язык).

Спортивная секция с опытным тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, — и вовсе избавит Вас от напряжения. Если ребенок ходит в садик, старайтесь позитивно взаимодействовать с воспитателем. Ваш ребенок часто плохо себя контролирует, ее необходимо останавливать прежде, чем она наделает глупостей, но это не значит, что на нее можно навешивать ярлыки «драчуна», «хулигана», «неуправляемого и невоспитанного», «педагогически запущенного». Учите ребенка холерика подвижных игр чтобы он мог быть заводилой на детской площадке. А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им бегая! . Вы сидите на полу (например, с географической картой или набором букв), а ребенок пробегает мимо, «схватывая биты знаний». Часто это является достаточно эффективным — холерики имеют живое воображение и все быстро усваивают. Ближе к 5 лет попробуйте устраивать для ребенка 10-15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепка, занятия по книжкам), а за год до поступления в школу попробуйте посещать с ним какие-то подготовительные курсы: не нужно ни английского языка, ни углубленного знания математики — пусть просто научат сидеть на одном месте в течение 30-35 минут, слушая преподавателя.

Твой малыш непоседа, не переносит долгого ожидания, у него мгновенно меняется настроение, он вспыльчив и подвижен? Значит, по типу темперамента, он ребенок - холерик. К такому ребенку нужен особый подход. Мы расскажем тебе, как привыкнуть к его поведению и дадим хорошие рекомендации для его воспитания.

Свойство нервной системы называется темпераментом. Его считают врожденным. Все свойства темперамента определяют, насколько ребенок активен, его темп и интенсивность развития.

Особенности ребенка-холерика

Детки-холерики, как и взрослые, отличаются своей решительностью, настойчивостью и бесстрашием. Они вспыльчивые, стремительные, у них резко меняется настроение, и они очень тяжело переносят долгое ожидание. Реакцию маленького «живчика» трудно предугадать. Как он будет вести себя в той или иной обстановке – всегда остается загадкой. Его решения и потребности могут меняться молниеносно. Малыши-холерики ужасные непоседы. Любят приключения и риск. А еще их просто невозможно переспорить – они невероятно упрямые и настойчивые. Их идеи очень часто непродуманные, но достаточно интересны. Чем младше малыш, тем его индивидуальные особенности выражаются ярче. Ребенка-холерика еще называют возбудимым ребенком. Он постоянно шумит, громко разговаривает и очень подвижен. Не заметить его просто невозможно. Активно ведет себя кроха не только днем. К примеру, уложить малыша вовремя спать проблемно. Засыпает он очень беспокойно: постоянно ворочается и просыпается от малейшего стука.

Активное поведение крохи-холерика приходится наблюдать не только родителям и близким. В отношениях с незнакомыми людьми он ведет себя так же. Иногда просто из-за неумения как следует сдерживать своих эмоций – ребенок-холерик становится виновником конфликтов.

Игры для ребенка-холерика

Немного приубавить темпы активности малыша помогут спокойные игры и занятия. Для этого подойдет, к примеру, обычный конструктор (мелкий, крупный). Отличной забавой для крохи станут небольшие элементы строительных материалов. Попробуй загадать ребенку, например, построить какой-нибудь домик или замок. Успокоят малыша и такие игры как лото, мозаика, занятия оригами, вышивание, рисование.

Как вести себя с ребенком-холериком?

В процессе воспитания малыша, обрати особое внимание на установленный режим. У детей с таким типом темперамента возбуждение сильнее торможения. Детям-холерикам рекомендуется, при возможности, исключать все возбуждающие факторы. Например, не стоит включать громко музыку, разговаривать при ребенке на повышенных тонах, избегайте шумных и больших компаний.

Но сделать из ребенка тихоню не пытайся – у тебя это все равно не выйдет. Не стоит также упрекать ребенка-холерика за его действия. Лучше правильно организуй его жизнь, так, чтобы его активность была направлена в нужное русло. Твое задание - выработать у ребенка усидчивость, ведь в будущем его ждет учеба. Важным элементом в процессе воспитания ребенка-холерика является поощрение. Почаще замечай все его хорошие поступки. Хвали не только за удачи – поощряй и за всякое проявление сдержанности. Правильно нужно уметь делать и замечания.

Наиболее эффективно они подействуют, когда у малыша немного спадет возбудимость, иначе он просто не услышит твоих слов. Итак, как ты поняла, ребенку-холерику нужно уделять особое внимание. Главное, вы, родители, не должны упрекать малыша за его поведение. Не пытайся применить к крохе жесткий контроль и ограничивать его активность. Следи за тем, в каком тоне ты делаешь ребенку замечание. Ведь слишком гневные требования к хорошему не приведут. Крики могут привести только к потере контакта с ребенком.

Темперамент представляет собой сочетание индивидуальных качеств нервной системы человека. Одна из его составляющих определяется способностью нервной системы выдерживать сильное или длительное эмоциональное возбуждение (силой). Другая – способностью переносить как сильные эмоции, так и их длительное отсутствие (уравновешенностью). Третья – способностью быстро реагировать на изменение внешней среды (подвижностью). В зависимости от сочетания этих характеристик, выделяют четыре типа темперамента – меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик.

Существует всего четыре типа темперамента:

  • Холерик

В чистом виде любой из этих типов встречается крайне редко. Но один из них, как правило, преобладает. Преобладающий тип чаще всего проявляется ещё в раннем детстве. Поэтому при воспитании ребёнка его трудно не учитывать. Холерик – это человек с ярким темпераментом. Но найти общий язык с ним зачастую непросто.

Ребёнок-холерик: сильные стороны и возможные трудности

Холерик – общительная, энергичная и решительная личность. Ребёнок с таким темпераментом активен, легко приспосабливается к незнакомым обстоятельствам. Ему легко запоминать что-то новое и интересное для него.

Но, вместе с тем, ребёнок с холерическим темпераментом часто бывает вспыльчив и даже агрессивен. Он легко идёт на конфликт, нередко становясь его главным зачинщиком. Юный холерик может страдать частыми перепадами настроения и быть невнимательным.

Дети с этим типом темперамента – большие непоседы. Чтобы дать выход переполняющей их энергии они часто и довольно успешно делают по нескольку дел сразу. Но при этом им трудно долго удерживать внимание на чём-то одном. Поэтому вскоре малыш-холерик обязательно захочет заняться чем-нибудь новым.

Повышенная эмоциональность холериков является главной причиной их конфликтности. Ребёнок-холерик легко вступает в ссоры, как со сверстниками, так и со взрослыми. Именно дети-холерики чаще всего начинают драки в песочнице.

Говорят дети-холерики быстро, эмоционально, энергично. Из-за спешки они часто «глотают» окончания слов или отдельные звуки. Но их речь при этом остаётся живой и красочной. Вырастая, холерики часто выбирают профессии, связанные с ораторским искусством и руководящей деятельностью, становятся артистами.

А вот внимательностью и собранностью холерики не отличаются. Забывают новую информацию они столь же легко, как и запоминают. Холерики открыты и общительны, внимание других людей имеет для них огромное значение.

При этом следует помнить, что воспитание с помощью неукоснительных повелений и правил чаще вызывает у юного холерика протест. Поиск разумных компромиссов и дипломатичных решений в этой связи куда более эффективен.

Самое трудное для ребёнка-холерика – чего-то спокойно ждать. Именно такие малыши часто устраивают истерики в торговых центрах, если родители не покупают желанную игрушку или лакомство. Не менее трудно – быстро и спокойно заснуть. То, в каком настроении проснётся маленький холерик, чаще всего зависит от планов и дел на сегодня.

Любимое занятие детей с холерическим темпераментом – это активные и шумные игры. Они никогда не устают осваивать и изобретать новые виды всевозможных забав.

Обучение ребёнка-холерика

Как мы уже говорили, воспитывать ребёнка-холерика порой непросто. И виной всему – его высокая эмоциональность. Поэтому, самоконтроль эмоций – самое главное, чему стоит научить такого малыша. Но не стоит стремиться изменить характер ребёнка в корне. Попытки «переделать» холерика не только будут безрезультатны, но и могут привести к ещё большей дестабилизации его эмоций.

Единственный выход – это принять ребёнка таким, какой он есть. А ещё – научить его контролировать и обуздывать свой природный темперамент. Но при этом не стоит ожидать, что непоседливый и озорной малыш может когда-нибудь превратиться в задумчивого тихоню.

Постепенное и планомерное воспитание в ребёнке самоконтроля поможет избавиться и от проблем с учёбой, характерных для холериков. К таким проблемам, помимо рассеянности и невнимательности, относится способность ребёнка запоминать и выучивать только то, что ему интересно. Всё скучное, каким бы оно ни было важным, что называется, пролетает у холерика мимо ушей.

Чтобы холерику было веселее учиться, можно разнообразить домашние уроки, превратив запоминание букв, цифр и слов подвижные игры. Для этого можно использовать флэш-карточки, классики, нарисованные на асфальте, развивающие коврики.

Учимся контролировать эмоции

Чтобы избежать проблем с лишней эмоциональностью или хотя бы минимизировать их, можно воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Самый простой и понятный метод самоконтроля, которому можно обучить ребёнка – счёт до 10. Чтобы заинтересовать ребёнка, можно продемонстрировать эффективность этого действия на своём примере. После нескольких тренировок дома это станет для маленького холерика полезной привычкой.

Помочь снять эмоциональное напряжение могут различные игры в песочнице и бассейне, занятия со специальными водными раскрасками, лепка из глины и пластилина. С помощью этих занятий ребёнку будет проще переключиться с негативных переживаний на спокойное восприятие той или иной ситуации.

Неплохо помогают справиться с сильными эмоциями и дыхательные упражнения. Для начала можно научить ребёнка делать глубокие вдохи и выдохи, чтобы успокоиться.

Чем занять ребёнка-холерика

Помимо контроля эмоций в экстренной ситуации, ребёнку важно научиться действовать последовательно в повседневной жизни. Для этого у маленького холерика должны быть небольшие, но важные и обязательные дела по дому. Можно поручить ребёнку полив цветов на подоконнике или вынос мусора.

Если вы даёте ребёнку-холерику какое-то поручение, важно чётко сформулировать инструкцию к действию. Это приучит малыша при необходимости действовать по плану.

Игры с различными конструкторами, мозаиками, пазлами и головоломками научат ребёнка концентрировать внимание. Детям постарше могут понравиться различные виды рукоделия и изготовления поделок. Девочкам может подойти счётное вышивание, плетение из бисера и макраме. Мальчикам – кропотливое, но захватывающее моделирование и конструирование.

Занятия в спортивном кружке помогут ребёнку-холерику эффективно потратить энергию, сбросить негатив. Кроме того, в занятиях спортом ребёнок может в полной мере проявить присущее холерикам стремление быть лидером.

Для того, чтобы справиться с негативными эмоциями и сбросить возбуждение в обычной жизни, ребёнку пригодится специальная игрушка. Это может быть небольшая груша для бокса, мячик-антистресс или прочная подушка, которую можно немного побить.

Немаловажно много и спокойно разговаривать с ребёнком. Необходимо учить его вежливости, правилам общения, объяснять мотивы поступков других людей. Чтобы ребёнок мог победить негативные эмоции, он должен, в первую очередь, этого хотеть. Поэтому задача родителя – объяснить маленькому холерику вред негативных эмоций для него самого.

Помочь в этом может совместный просмотр с ребёнком мультфильмов и кино с соответствующими примерами. Детям, которые любят слушать истории перед сном, помогут любимые книги. Задача родителя – обсудить с ребёнком об услышанном и увиденном, помочь ему «проговорить» проблему. Дразнить и провоцировать ребёнка-холерика не стоит, а вот мягкий юмор – лучший инструмент воспитания.

– один из четырех типов темперамента человека, его нервной организации (или психотипа). Это самый взрывной и самый неуправляемый тип.

Не надо путать психотип человека и его характер. Темперамент – генетически заложенный тип нервной системы, а характер – результат воспитания. Поэтому холерическая натура взрослого человека, сдерживаемая воспитанием (то есть под воздействием разума) вполне может вести себя сдержанно, и лишь в минуты большого эмоционального воздействия проявляться бурными всплесками эмоций.

У ребенка же нервная система еще неокрепшая, и нервные центры, отвечающие за его поведение, еще неразвиты в полной мере, поэтому ребенок холерического типа более часто подвержен смене настроений, от бурной радости и подвижности до горьких слез и желания уединиться.

Люди-холерики обычно легко уживаются в обществе, правда, общество достаточно быстро от них устает: им, как правило, всегда бывает необходимо выговориться, дать волю своим эмоциям. Часто холерики обладают весьма разнообразными талантами, обширными интересами, так как их мощный темперамент и внутренняя энергия «требуют выхода».

Это прирожденные лидеры, из холериков вырастают талантливые актеры, политики, художники, режиссеры – то есть, люди публичные, желающие и имеющие, что сказать другим.

Холерик-ребенок характеризуется своей подвижностью, громким голосом. Про таких детей говорят: способный, но чересчур активный и капризный. Они легко усваивают материал, но быстро устают от неподвижного сидения на уроке, и поэтому на переменах превращаются в маленький смерч, сметающий все на своем пути. Такие дети часто страдают от травм, у них постоянно ломаются вещи и игрушки. Приучить их к чему-то, требующему неспешности и аккуратности, очень трудно. Например, у девочки-холерики прекрасно и быстро справляются с уборкой квартиры, но вот тесто у них никогда не поднимается так, как у их подружек-флегматиков, а булочки из этого теста часто подгорают.

В обучении дети-холерики обычно все схватывают «на лету», если же этого не происходит, они часто теряют интерес к предмету, и тогда заставить их выучить урок – задача очень тяжелая. Вальдорфская педагогика рекомендует таких детей не сажать рядом, чтобы учителю не пришлось ежечасно гасить ссоры и скандалы на уроках, также не рекомендуется их подсаживать и к , чтобы не угнетать последних. Идеальный сосед для холерика – флегматик, которого даже полезно немного «расшевелить».

Любимый цвет ребенка-холерика – яркий, насыщенный оранжевый или солнечно-желтый. При большой доле красного цвета в его рисунках можно говорить о тревожности, излишней возбужденности в характере ребенка.

Вследствие воспитания, общественного сознания психотип холерика, обусловленный его врожденным темпераментом, как правило, сдерживается, сглаживается, и проявляется в полной мере лишь при сильном эмоциональном воздействии или под воздействием алкоголя, наркотиков или возбуждающих лекарственных препаратов. При воспитании ребенка следует учитывать его психотип и, чтобы снять его излишнее эмоциональное и нервное напряжение, рекомендуется сочетать обучение ребенка с посещением спортивных секций, различных кружков и других мероприятий, чтобы дать выход излишней энергии.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: