Нужен ли ребенку режим. Как установить

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Нужен ли ребенку режим дня?

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок - личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком - залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет - подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается - сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу «флай-леди»).

Таким образом, режим дня - это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок - понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее - поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев

6.00-7.00 - Бодрствование

7.00-9.00 - Сон

9.00 - Второе кормление

9.00-10.00 - Бодрствование

10.00-12.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

12.00 - Третье кормление

12.00-13.00 - Бодрствование

13.00-15.00 - Сон

15.00 - Четвертое кормление

15.00-16.00 - Бодрствование

16.00-18.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

18.00 - Пятое кормление

18.00-19.00 - Бодрствование

19.00-20.45 - Сон

21.00 - Шестое кормление

21.00-6.00 - Ночной сон

24.00 или 3.00 - Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать ночных кормлений, т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление

6.00-7.30 - Бодрствование

7.30-9.30 - Сон

9.30 - Второе кормление

9.30-11.00 - Бодрствование

11.00-13.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

13.00 - Третье кормление

13.00-14.30 - Бодрствование

14.30-16.30 - Сон

16.30 - Четвертое кормление

16.30-18.00 - Бодрствование

18.00-19.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

19.00 - Пятое кормление

19.00-20.45 - Бодрствование

20.45 - Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-6.00 - Ночной сон

23.00 - Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка - во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 - пробуждение, утренний туалет, первое кормление

7.00-9.00 - Бодрствование

9.00 - 11.00 - Сон

11.00 - Второе кормление

11.00-13.00 - Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

13.00 - 15.00 - Сон

15.00 - Третье кормление

15.00-17.00 - Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

17.00-19.00 - Сон

19.00 - Четвертое кормление

19.00-21.00 - Бодрствование (спокойные игры)

20.30 - Купание

21.00-7.00 - Ночной сон

23.00 - Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 - пробуждение

9:00 - завтрак

9:30-11:00 - игры, общение, гимнастика

11:00-12:30 - прогулка

12:30-13:00 - обед

13:30-15:30 - дневной сон

16:00 - полдник

16:30-18:00 - прогулка

19:00 - ужин

21:00 - поздний ужин

21:30 - ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет - возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 - пробуждение, утренний туалет

8:00 - завтрак

8:30 - 9:30 - занятия, игры, гимнастика

10:00 - второй завтрак

10:30-12:30 - прогулка

12:30 - обед

13:00-15:00 - дневной сон

15:30 - полдник

16:00-16:30 - игры, занятия

16:30-18:00 - прогулка

18:30 - ужин

19:00- 20:00 - спокойные игры, занятия

20:00 - подготовка ко сну, купание

20:30 - ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка - поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу

8:00-12:00 - занятия в школе

13:00 - обед, отдых, свободное время

14:00-15:00 - выполнение домашнего задания

15:30 - полдник

16:00-18:00 - прогулка, посещение спортивных секций

19:00 - ужин

19:30-20:00 - игры, и свободное время

20:00-20:30 - подготовка ко сну, водные процедуры

20:30-21:00 - чтение на ночь

Режим дня ребенка-школьника

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты - плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя - если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, - не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня - основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге - утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня - он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

После того, как в вашем доме появился ребенок, вы не знаете, что делать, куда бежать и как наладить и свой режим дня и режим дня крохи. Ведь так будет всем намного легче?

Если у маленького ребенка нет режима дня, то это не очень удобно ни самому крохе, ни его родителям. У малыша режим должен быть! Об этом вам скажет и педиатр, и педагоги в детском саду.

И, налаживать режим дня крохе должна мама. Потому что папе с утра на работу, старшим детям в школу, а мама, уставшая от бессонной ночи, не знает, за что ей хвататься в первую очередь. Режим дня помогает маме не только высыпаться ночью, но и обеспечить ребенка развивающими занятиями, полноценным досугом.

Польза режима дня

Если раньше, в период СССР, у женщины не было выбора – ей уже в 3 месяца приходилось своего ребенка отдавать в детский сад, а самой идти работать, то сейчас – женщина может находиться в декретном отпуске вплоть до 6-летнего возраста ее ребенка. Естественно, чтобы пойти в детский сад, малыш должен быть приучен к режиму. И уже с его первых дней жизни мамочки старались укладывать ребенка в одно и то же время и кормить по часам.

Сегодня молодые мамочки не беспокоятся по поводу режима дня их ребенка. Как правило, их дети ложатся, когда уже начинают кричать, и кушают, когда у них происходит истеричный -призыв «Мама, накорми меня!».

Если у ребенка (даже, очень маленького) нет режима дня, то будет от этого страдать вся семья от хронического недосыпа, капризов, криков крохи. Но, если вы все же организуете режим дня малыша, то вот что получите в качестве приятного бонуса:

  • То, что будет делать ребенок в данный момент вы можете спрогнозировать с точностью до получаса;
  • Под режим дня (кормления, сна, бодрствования) вы можете полностью подстроить свой режим, свои дела на этот день;
  • Ребенок не будет страдать от того, что у вас на этот конкретный день появятся какие-то планы – уехать, отлучиться, сделать ремонт и даже элементарно – маме привести себя в порядок;
  • Если ребенок болеет и находится какое-то время в больнице, то ему перенести такую ситуацию гораздо легче, чем это было бы в полной зависимости от мамы;
  • Если у крохи будет определенный режим, то мама будет знать, когда тот спит, когда бодрствует. Таким образом, у нее появится время для себя, для какого-то хобби или папы (того человека, который больше всех психологически страдает от того, что в семье появился малыш и ему сейчас уделяют огромное количество внимания).

Итак, делаем промежуточный вывод – режим дня маленького ребенка необходим как самому крохе, так и его родителям. Если взять во внимание отзывы мамочек, которые воспитали малышей по режиму, то они отмечают, что такие дети – спокойные, сконцентрированные на обучении, внимательные, организованные. У них достаточно крепкое здоровье. Организовать таких детей для серьезных семейных мероприятий не составляет труда. Дети с режимом легче адаптируются в детском саду, в школе.

Доказано! Женщины, у которых дети имеют режим дня с первых дней жизни, гораздо легче переносят и период воспитания ребенка в целом.

Правила организации режима дня

С сегодняшнего дня вы приняли решение организовать режим дня вашего малыша?

Главное правило организации режима дня крохи – не навредить! Не спишите с налаживанием режима. Если малышу сложно к нему привыкнуть, то лучше прийти к режиму медленно, но верно.

Наверное, уже сейчас вы начали записывать продолжительность сна своего ребенка, время кормления, длительность прогулок. Но, почему уже все сбилось буквально на следующий день? Ниже приведены рекомендации по организации режима дня у вашего малыша:

  • Первые недели жизни не пытайтесь приручить кроху к какому-либо режиму. Просто наблюдайте за ребенком и записывайте – сколько он спит, когда ложится, когда просыпается, сколько кушает и когда, пики активности, пики вялости.
  • Через 2 недели внимательно изучите записи. Если ребенок какие-то действия совершает в одно и то же время – запишите это время.
  • Введите в вашу жизнь определенные ритуалы. Например, перед вечерним сном вы проветриваете комнату, купаете малыша и 10 минут его держите на руках. После – кладете в кроватку.
  • Если ребенок болеет, то ни о каком речь идти не может.

Режим дня устанавливают только, если ребенок здоров! Во время болезни малыша ему нужна мама круглосуточно.

Важно! Ребенку обязательно нужны прогулки на свежем воздухе. И для этого не всегда нужна улица – одевайте кроху теплее, открывайте окно и пусть малыш спит.

Режим дня в 1 месяц

Режим дня малыша устанавливается в первый месяц его жизни, а потом лишь корректируется. Основа первого месяца – кормления, которые устраиваются примерно каждые 2 часа.

7:00 – подъем (начинается он с кормления, затем умывание, зарядка);

7:00-9:00 – период активного бодрствования;

9:00 – кормление;

11:00 – кормление и период бодрствования;

12:00-13:00 – прогулка на свежем воздухе;

13:00 – кормление и дневной сон;

15:00 – 17:00 –активные игры и кормление;

17:00 – 18:00 – сон вечерний;

18:00 – 20:00 – спокойные игры, общение с родителями, кормление;

20:00 – 21:00 – купание, подготовка к ночному сну и кормление

Ночью ребенок должен проснуться на одно кормление. Если вы не пришли к подобному режиму дня в один месяц, то не отчаивайтесь, вы его сможете откорректировать в ближайшие месяцы жизни малыша.

Во второй и третий месяцы режим дня ребенка не сильно отличается от первого. Единственное, что малыш меньше спит и вы это можете откорректировать по времени сами и конечно – ребенок будет больше времени проводить в общении с родителями, игрушками, окружающим миром. Чем старше малыш, тем сложнее будет установить ему режим. Но, тем не менее, вы, как родитель сможете это сделать, главное – желание. Здоровья вам и вашему малышу!

Режим дня ребенка прежде всего нужен родителям: им проще планировать дела, если известны часы, когда ребенок ест, спит и гуляет. Если же такого графика нет, то жизнь семьи на время превращается в настоящий хаос. На самом деле, как бы нам того ни хотелось, если речь идет о режиме ребенка в месяц, то наладить расписание все равно не получится: придется следовать за ребенком. Постарайтесь соблюдать следующие рекомендации для планирования режима месячного ребенка:

  • не кормите новорожденного строго по часам. В педиатрии существует термин «синдром хорошего малыша»: мама радуется, что чадо подолгу спит и не испытывает чувство голода. А ребенок на самом деле ведет себя так, потому что ослаб от недоедания. Кроме того, выработка молока зависит от регулярной стимуляции груди: при длительных паузах его количество будет уменьшаться. Так что правильный режим питания детей до года очень важен;
  • не приучайте ребенка до года спать всю ночь. Взрослые нормы сна не имеют никакого отношения к детским — сон малышей поверхностен и непродолжителен. Кроме того, негативная реакция родителей на «ночные крики» подрывает у младенца доверие к маме с папой.

Такие разные способы

Разумеется, и режимный, и безрежимный подходы имеют право на жизнь, и, конечно же, у каждого из них есть и большие преимущества, и серьезные недостатки. Рассмотрим варианты каждого подхода для формирования режима ребенка в год и старше.

Режим дня ребенка по часам

Непоколебимая величина: еду, сон и развлечения малыш получает строго по расписанию.

Плюсы. Ваши дни абсолютно предсказуемы, а значит, вы спокойно можете планировать свои дела; стабильность благотворно действует на нервную систему ребенка: малыш ведет себя спокойно и редко капризничает без повода.

Минусы. Даже случайное и весьма незначительное нарушение режима дня ребенка грозит катастрофой: кроха будет вредничать, много плакать и всячески портить вам жизнь; количество спонтанных радостей, вроде прогулок или визитов гостей, сведено к минимуму.

Без режима дня

Тут возможны два варианта. В первом случае взрослые все-таки стараются подстроиться под расписание и режим питания детей. А во втором — младенец вынужден следовать за родителями: вместо дневного сна он вместе с мамой едет в салон красоты, а прогулки заменяются визитами в кафе.

Плюсы. Любые планы можно изменить в зависимости от обстоятельств; родители со временем начинают отлично понимать потребности ребенка и умеют быстро их удовлетворять: сосет руки и чмокает — пора есть, трет глаза или теребит уши — быстро в кроватку.

Минусы. Вы не можете даже предположить, чем закончится сегодняшний вечер; такой режим создаст трудности в том случае, если младенца нужно будет оставить на пару-тройку дней с бабушкой. Дело в том, что не включенный в вашу жизнь человек просто не сможет догадаться, чего именно требует кричащий младенец в тот или иной момент, ведь режима дня у ребенка нет.

личный опыт

Сразу после рождения Никиты мы решили, что будем жить безо всякого расписания: сон и кормления в любое время. Через три недели наступил полный хаос, и я начала рыдать от бессилия. Ребенок постоянно висел на груди, орал, дрыгал ногами и не спал! Я даже в душ не могла сходить. Потом приехала моя мама, посмотрела на все это безумие и взяла бразды правления в свои руки. Никита стал есть, спать, гулять и купаться в строго определенное время и… наступило счастье!
Маша, 25 лет

Ни с первым, ни со вторым ребенком у нас не было строгой привязки к режиму. Центральным событием дня для меня обычно был мой собственный обед: я знала, что до него мы успеваем погулять, а после малыш ложится спать, и я могу заняться чем-то полезным. Вечером же дети всегда укладывались в разное время: иногда в 9, а иногда даже после полуночи — все зависело от их настроения. По‑моему, это очень комфортная жизнь.
Елена, 28 лет

Как найти золотую середину и правильно учитывать биологические ритмы


Путаница: день и ночь

Днем дитя напоминает умиротворенного сурка, а ночью категорически отказывается спать. Нет, карапуз не плачет, наоборот — он бодр, весел и готов к любым подвигам! Если ребенок перепутал день и ночь, уговоры бессмысленны, надо действовать. На следующий день после «веселой ночки» постарайтесь будить малыша чуть раньше, чем он обычно просыпается, а вечером максимально займите его активными играми или долгими прогулками.

Золотая середина.

Есть и третий подход — так называемый свободный режим дня ребенка, при котором гармонично уживаются и анархия, и строгий порядок. В этом случае родители учитывают желания и потребности ребенка, но спокойно обходятся без секундомера в руках. В такой ситуации малыш легко адаптируется к семейному ритму и в результате спокойно — без стрессов — принимает «взрослые правила игры».

Но для того чтобы внедрить эту схему в жизнь, придется немного попотеть. Семь дней нужно строго фиксировать, во сколько малыш проснулся, поел, заснул, улыбнулся и т. д. Отсчет лучше вести с момента ночного укладывания и им же заканчивать. Через неделю у вас появится четкое представление о режиме дня ребенка и вы сможете подстроить под него свои дела. Важно! За желание есть и спать отвечаете не вы, а ребенок, и влиять на этот факт силовыми методами бесполезно. А вот гуляния, игры, массажи и купания — сфера вашей ответственности. Эти моменты и должны стать «контрольными точками», от которых будет отталкиваться удобный для всех график жизни.

В свое время

Какую бы стратегию вы ни выбрали, в первую очередь необходимо учитывать биологические ритмы самого ребенка, которые напрямую зависят от его возраста. Новорожденный просто физиологически не может подчиниться установленному режиму дня, 2-месячный малыш уже более предсказуем, а годовалый ребенок вполне готов жить по плану.

1−2 месяца.

Кроха очень часто нуждается в еде, спит 5−8 раз в день, 16−20 часов в сутки. Иногда сон длится совсем недолго — по 15−30 минут.

4−6 месяцев.

Ребенок обязательно ест перед сном, спит 3−4 раза в день по 1,5 часа. Периоды бодрствования увеличиваются. Сейчас малышу особенно нужна ваша помощь при засыпании: если ждать, пока утомившийся младенец уснет сам, громкие истерики неизбежны.

7−8 месяцев.

Ребенок спит два раз в день, получает прикорм и соответственно «садится за стол» примерно в одно и то же время.

1−1,5 года.

Теперь у карапуза всего один дневной сон в день. Большую часть времени он играет, гуляет и исследует окружающий мир. Часто именно в этот период появляется и более-менее устойчивое расписание снов, прогулок и приемов пищи.

Не по плану

Сбоев режима дня ребенка стоит ожидать:

  • при скачках роста: в эти периоды ребенок становится капризным, начинает хуже спать и очень часто просится на ручки;
  • на стадиях перехода с трех дневных снов на два и с двух на один. Несколько суток будут довольно суматошными и непредсказуемыми;
  • в периоды болезней, после прививок, массажей или во время прорезывания зубов.

«Леночка, собираемся домой, через десять минут у тебя обед, а потом дневной сон, а после занятия по расписанию, сегодня будем лепить животных из пластилина» - подгоняет мама трехлетнюю дочку на детской площадке, напоминая о режиме дня.

Я с тоской наблюдаю, как мой сорванец гоняет голубей по кругу, весел и полон сил, а ведь по его расписанию тихий час именно сейчас. Но в том то и проблема, что расписание у нас никогда не соблюдается, ребенок «дрессировке» не поддается. Чтобы я ни делала! А так ли важен режим дня, надо ли учить кроху жить по часам?

Не по уставу

«Катя, шесть утра же, воскресенье, дайте поспать, уложи ребенка! Не давай ему вставать» - жалобно просит муж в очередное утро выходного дня.

Но он и сам знает, что сынишка спать больше не ляжет, что ты с ним не делай. Выспался маленький человек – выспались все, даже сладко подремать не получится, карапуз гремит, стучит, бегает, прыгает, а в конце концов оседлает спящего папу и тот окончательно проснется. А вам знакома такая ситуация?

Именно из-за очень раннего пробуждения ребенка я стала задумываться о введении режима дня. Я, конечно, и без того неоднократно пыталась кормить-мыть-укладывать в одно время, но своенравный кроха оказался «нережимным». Либо и правда, не все дети готовы жить «по уставу», либо я делаю что-то не так…

Чем же плохо отсутствие режима дня у ребенка?

Прежде всего, это очень неудобно для родителей. Проверено на собственном примере! Ничего не спланировать, малыш всё-равно нарушит планы. Ждешь, что он поспит в машине по дороге в супермаркет, но он час смотрит в окно, хотя по «расписанию» тихий час. Шоппинг испорчен, можно сразу ехать обратно, ведь утомленный кроха не даст вам и минутки покоя, а уснуть среди толпы людей, пусть и в коляске, он не сможет. В следующий раз, предвидя такую ситуацию, вы выбираете путь покороче, выезжаете пораньше, чтобы на дневной сон вернуться домой. Но малыш засыпает в первые же минутки пути, хотя еще не время вовсе. Что делать? Вернуться домой, покататься и дать ему поспать, разбудить сонного гномика и слушать недовольный плач? Если ребенок соблюдает режим, это очень удобно для мамы с папой. Но нужен ли режим самому ребенку? И чем грозит его отсутствие?

Нет режима дня – нет воспитания?

Потерпев несколько неудач, я уже была готова забыть о жизни по расписанию, в садик пойдет, там научится спать и кушать вовремя – думалось мне. Я оправдывала себя тем, что каждый малыш индивидуален, и приняла детские «правила игры». Как оказалось, зря…

Неслучайно педиатры, детские психологи и воспитатели выступают «за» режим, они отмечают, что без режима малыш становится неуправляемым, возбудимым и трудно обучаемым.

«Распорядок дня нужен не только маме с папой, но и самому ребенку, он отвечает за его гармоничное физическое развитие, моральное спокойствие и устойчивую психику. Большая часть современных детей – сангвиники и холерики, они чрезмерно активны и легко перевозбуждаются. Такие дети с трудом засыпают сами или вовсе не могут это сделать, им режим нужен в первую очередь» - говорит известный детский психолог, а по совместительству многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

И ее мнению я доверяю. Ребенок, пропустивший дневной сон, становится просто невыносимым, особенно в последние часы перед отбоем. Причем, чем младше кроха, тем важнее для него жизнь по часам, исключая, период до полугода.

Режиму дня быть!

«Никогда не жили по режиму, мне самой было бы неудобно все делать по часам, никогда время не засекала. Но ребенок стал плохо кушать, засыпает с трудом, дневной сон бывает и в 10 утра начинается, а бывает и в пять вечера, малыш сам устает от такой неопределённости. Раньше думала, что ему так удобнее и лучше, но ошиблась, он просто не умеет делать все по расписанию, а без меня и не научится» - рассказывает Анастасия Завьялова, мама двухлетнего Романа.

Если вы все еще уверены, что ребенок волен сам решать, когда ему играть в машинки, когда смотреть мультики, когда гонять кота, а когда пора и вздремнуть, то приведем еще несколько доводов в пользу режима:

  • Ребенок, который никогда не жил по режиму дня, рискует стать «проблемным», возможны сложности с воспитанием, ведь распорядок дня – это дисциплина.
  • Если дневной и ночной сон начинается и заканчивается всегда в разное время, малыш часто будет перевозбужденным, а когда-то сонным. Такое состояние мешает развитию, ребенок будет с трудом реагировать на просьбы, взаимодействовать с детьми и даже играть не захочет, будет капризничать.
  • Распорядок дня, это не просто «кушать 20 минут, играть полчаса», это нечто иное, как картина мира для ребенка. Утро-день-ночь, за ужином следует купание, за ним – сон. Даже взрослым проще жить по режиму, стоит лечь на пару часов позже, и утром вы будете «клевать носом».
  • Если малыш живет по расписанию, то он чувствует себя в безопасности, он ощущает мир «стабильным». Ребенок всегда знает, что произойдет дальше, он спокоен.
  • Даже физическое развитие зависит от соблюдения режима, особенно до трех лет. Более старшим детям можно делать «поблажки», например, продлить прогулку на 20 минут или устроить полдник пораньше, если сорванец проголодался. После трех лет ребенок может сам сказать, чего он хочет, к словам его надо прислушиваться, но решает, что и когда ему делать, все равно мама.

Расписание все-таки полезная, а в некоторых случаях незаменимая «штука». Как же научить малыша жить по распорядку дня и как правильно составить это расписание? Читайте во второй части нашей статьи.

А ваш малыш живет по режиму дня? И как вам при этом живется?

Приветствую вас, дорогой читатель, на сайте «Сонная кантата». В этой статье поговорим о злободневной теме для многих родителей:

нужен ли ребенку режим, как установить его, почему так важно приучать малыша к распорядку дня, чем чревато его отсутствие.

Доверимся мнению известного психолога и многодетной маме, Екатерине Бурмистровой.

Она считает, что четкий распорядок, продиктованный здравым смыслом, родительскими установками и требованиями, необходим для нормального , формирования у него устойчивой психики.

Многие младенцы сохраняют потребность до шести лет, некоторые перестают спать в более раннем возрасте. Однако любая мама знает, что малыш, не поспавший днем, становится к вечеру утомленным и трудноуправляемым. Чем младше ребенок, тем больше его нервозность зависит от наличия режима.

Как режим влияет на развитие

В современном обществе очень мало рождается детей-флегматиков, которые настолько спокойны, что способны . Основная масса младенцев (20%)- сангвиники и холерики, очень активные, доводящие себя до сильного перевозбуждения. Именно для таких «энерджайзеров» режим необходим в первую очередь.

Родители, отрицающие четкий распорядок для своего малютки, рискуют получить трудновоспитуемого и сложного ребенка . Без достаточного сна малыш пребывает в состоянии постоянного возбуждения, которое мешает адекватно воспринимать окружающий мир, реагировать на просьбы родителей, общаться со сверстниками, учиться и развиваться.

Режим дня должен восприниматься малышом, как картина мироздания , в которой все гармонично: день сменяет ночь, а на смену играм всегда . Так живут все, так устроен мир. Это понимание следует внушить крохе.

Распорядок дня, с постоянно повторяющейся сменой занятий, дает ощущение стабильности и надежности окружающей жизни . Он помогает ребенку настраиваться на нужное действие: если папа купает, значит, мама споет колыбельную, а потом последует сон.

От правильного режима зависит нормальное физиологическое развитие детей до трех ле т. После трех лет, когда малыш становится более самостоятельным, важно сохранить распорядок дня, изменяя его в соответствие с меняющимися биоритмами и желаниям малыша. Отправляясь на прогулку, мама может учесть желание сына играть на этой площадке или другой, но вопрос идти гулять или нет, должна решать мама.

Распорядок в жизни ребенка нужен обязательно, но он не должен походить на расписание рабочего дня министра.

Как с режимом не «перегнуть палку»

Слишком строгий и плотный режим будет утомлять ребенка. Стоит присмотреться, прислушаться к растущему человечку и уловить наилучшее время для кормления, сна, прогулки, развивающих игр. Даже самые маленькие крошки имеют свои биоритмы , которые чуткие мамы и папы могут определить, и подстроить под них весь распорядок дня.

Каждый ребенок уникален, чтобы он мог проявить свою индивидуальность, позволяйте ему быть самими собой, оставляйте ему для этого время. Не следует слишком перегружать малыша, чтобы не погасить его творческую жилку.

Составляя общий распорядок дня, оставьте в нем время для свободной игры. Тогда режим не будет малышу в тягость, сформируется привычка к ответственности и организованности, самодисциплине, так необходимая в школе.

В каком возрасте ребенок сам определяет свой режим

Дети 7 лет должны уметь самостоятельно вечером и вставать утром по будильнику, способность различать свои биоритмы у них уже сформирована. Родители могут передать им ответственность за соблюдение привычного распорядка дня, оставив за собой право контроля.
На этом этапе взросления важно научить ребенка правильно распределять время между играми и учебой.

Важные моменты режима

  • Ответственность за соблюдение собственного режима должна расти вместе с взрослением малыша.
  • Обязанности в семье. К примеру, бытовые: собирать игрушки каждый вечер самостоятельно у самых маленьких, соблюдение порядка в своей комнате у детей постарше.

Наделение обязанностями в семье поможет избежать перекосов воспитании, таких как потребительское отношение и эгоизм.

Если в дошкольный период ребенок не был приучен к порядку, то ему придется испытать сильный стресс при переходе к школьному ритму жизни.

Чтобы помочь самому маленькому малышу привыкнуть к распорядку, используйте наглядные картинки или плакаты.

Если вы изготовите их вместе с детьми, будет просто замечательно. Элементы Расписания дня (доброе утро, чистим зубки, заправляем кроватку, кушаем, собираемся на прогулку и так далее) можно вырезать из журналов, распечатать из интернета, нарисовать самим.

С помощью этого Расписания, помогайте ребенку настраиваться на следующее действие заранее: «Что Наташа, будет делать после того, как почистит зубки?»

Если Наташа закапризничает и не захочет чистить зубки утром или убирать игрушки перед сном, плакат тоже поможет: «А на картинке что нарисовано? Все дети так делают».

Для деток, умеющих писать , купите готовые расписания, пусть они самостоятельно заполнят графы и проникнутся ответственностью момента.

Дети, предшкольного возраста , заполняя Расписание с часами, могут одновременно учиться разбираться во времени.

Также можно начать приучать ребенка ценить время , объяснив ему, что то или иное действие можно делать с разной скоростью.

Для этого вполне подойдет таймер и элемент игры во время одевания-раздевания: «А давай научимся с таймером одеваться быстрее!»

Это простое упражнение в дальнейшем поможет понять основы тайм-менеджмента, которые необходимо усвоить в конце первого класса. Малыш должен осознавать временные отрезки в 5 или 10 минут, час или полчаса, понимать какое действие он сможет успеть сделать за этот временной период.

Ребенку важно понять, что научившись правильно распределять свои занятия по времени, он успеет посмотреть мультики, погулять, поиграть с собакой.

Необходимо, чтобы взрослый постепенно уменьшал свою ответственность в этом вопросе, (оставляя лишь право контроля) предоставляя малышу развиваться и двигаться дальше. К третьему классу детям нужно иметь навык ориентирования во времени и привычку к распорядку дня.

Научное обоснование необходимости режима

По данным статистики 85% современных людей являются ритмичными людьми, им легче жить по определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать и просыпаться. Людей, не приемлющих порядок и страдающих от режима, всего около 5%. К тому же эта особенность проявляется не в детстве.

Человек любого типа в режиме живет легче, он затрачивает меньше энергии и сил. Есть научный термин, «динамический, временной стереотип» (введен Павловым) - реакция организма на время:

Если человеку дают пищу в одно и то же время, то в его желудке заранее выделяется сок, что облегчает переваривание пищи и уменьшает энергозатраты.

У человека, привыкшего , мозг и весь организм заранее перестраивается на другой ритм работы, готовясь ко сну.

Режим бодрствования и сна - это формирование полезных охранительных привычек на всю жизнь, которые поддерживают в стрессовых ситуациях, сопровождаемых депрессией и бессонницей. Если выработан определенный распорядок действий перед сном и утром при пробуждении, выстоять организму, когда нарушается психика, гораздо легче.

дети изначально склонны к порядку, они любят порядок, им легче жить по распорядку. Режим необходим для нормального физического и психического развития малыша.

Я полностью согласна со всеми доводами психолога. А как считаете Вы? Нужен ли детям распорядок жизни?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: