Людмила Викторовна Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Татьяна Марару
Конспект занятия по конструированию в средней группе «Башня для петушка»

Конспект занятия по конструированию в средней группе

тема: «Башня для петушка»

Це ль:

1. Учить детей анализировать образец постройки, выделяя в нём основные части предмета, имеющие своё особое назначение.

2. Выделять в постройке строительные детали, называя их (призма, кирпичик, и находить их у себя на столе.

3. Формировать умение накладывать детали, наращивать постройку в высоту (7-8 деталей); развивать речевую активность, навыки создания конструкции по схеме; учить обыгрывать постройки

Зада чи:

Образовательные: Учить строить башню из 7-8 кирпичиков и крыши (треугольной призмы). Побуждать детей называть красный, синий, зеленый цвета, упражнять в названии постройки.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление, сенсорное восприятие.

Воспитательные: Воспитывать желание помочь сказочным героям.

Средства обучения. Настольный строительный материал, игрушка-петушок.

Ход заняти я

Загадка:

Рано, рано, на рассвете,

Вместе с солнышком встаёт.

Чтоб проснулись все на свете

Песню звонкую поёт.

Важная походка,

Красная бородка,

Шпоры, алый гребешок-

Кто же это? (Петушок)

Правильно, петушок. Вы хотите, чтобы петушок к нам в гости пришел? Давайте его позовем:

- «Петушок, петушок, покажи свой гребешок!»

Появляется грустный петушок.

Петушок, что с тобой случилось, почему ты такой грустный?

Петушок: «Жил я в башне и будил солнышко: «Ку-ка- ре-ку!». (Воспитатель показывает действия с игрушками.) Но вот однажды подул сильный ветер, и башня разрушилась.

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем петушку построить новую башню, чтобы он смог будить солнышко, как и прежде.

Мы можем воспользоваться схемой. Подумайте и скажите, какие детали нам понадобятся для постройки башни? (кирпичики, треугольная призма).

Какого цвета кирпичики?

Сколько красных? Синих? Зеленых?

Сколько трапеций? Какого цвета?

Чтобы башня не разрушилась, какой она должна быть? (прочной, должно быть плотное соединение деталей)

Что в основании башни лежит? (2 зеленых кирпичика). Это фундамент.

Что на него крепится? (кирпичики)

Как по цветам чередуются кирпичики? (красные с синими)

Что используем вместо крыши? (треугольная призма)

Показ воспитате ля:

Давайте отберем нужное количество деталей.

Опираясь на схему, соберем башню. Начнем с фундамента.

На него установим башню, чередуя красные и синие кирпичики.

Сделаем крышу из треугольной призмы.

Башня для петушка готова.

Прежде, чем вы начнете работать индивидуально, давайте подготовим к работе пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Петуш ок» .

Петушок наш вдруг проснулся

Прямо к солнцу повернулся

Кукарекнул раз, два, три

Ты сегодня не проспи

Индивидуальная работа дет ей.

Воспитатель. Молодцы, какие красивые башни вы построили.

Петушок: Спасибо, ребята! Теперь я, как и прежде, смогу взлетать на башенку и будить по утрам солнышко.

Воспитатель: Давайте пригласим Петушка поиграть с нами в игру, которая называется «Бродят куры бережком».

Я буду петушком, а вы - курочками.

Игра «Бродят куры бережк ом» .

Бродят куры бережком

За усердным петушком:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!Ко-ко-ко! Ко-ко-ко

Петя зёрнышки найдёт –

Сразу курочек зовёт:

Бродят куры бережком,

Не нахвалятся дружком:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Куд – куда ты не пойдёшь,

Лучше Пети не найдёшь!

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Лучше Пети не найдёшь!

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Ит ог:

Ребята, вам понравилось играть с петушком?

А, что мы строили для петушка?

Из чего строили башню?

Какого цвета у нас были кирпичики? А призма?

Мы помогли петушку, значит, мы сделали доброе дело. Мы – молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по конструированию в средней группе «Грузовые машины» Конспект открытого занятия по конструированию в средней группе. Подготовила воспитатель Сивцева Лариса Алексеевна Тема занятия: Грузовые.

Конспект ООД по конструированию в средней группе «Башня с флажком» Цель:Учить детей анализировать образец; развивать умение различать и называть отдельные детали, пользоваться этими названиями в своей речи;.

Конспект открытого занятие по конструированию в подготовительной группе. Тема: «Улица» Программное содержание: Учить детей сооружать различные по величине и форме постройки, планировать основные этапы конструирования. Материал.

Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к основным достопримечательностям нашей страны, стремление запечатлевать их в своих.

Цель:развитие пространственного мышления. Задачи: - знакомство с японским искусством оригами; - создание из бумаги сложной фигуры; - развитие.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №1» Конспект ООД по конструированию в средней группе

1 часть.
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад, из страны сказок, пришло письмо. Пишет нам Колобок. Вы хотите узнать, что в письме? Воспитатель читает письмо:
В сказке одной случилась беда!
Звери пропали, разбрелись кто куда.
Помогите! Верните, зверюшек в сказку, я, Колобок, прислал вам подсказку»
Воспитатель: Вы хотите помочь зверям? А вы знаете, в какой сказке случилась беда?
Дети: Нет!
Воспитатель: Мы должны это выяснить. Сегодня мы с вами будем, как детективы проводить расследование: разгадывать загадки, думать, искать. Давайте вспомним русские народные сказки, где главные герои - животные.
Упражнение «Назови сказку»
Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей».
Воспитатель: Много сказок вы назвали, но непонятно в какой из них случилась беда? Нам необходимо попасть в страну сказок, и поможет нам в этом подсказка, волшебная карта, которую прислал Колобок.
Достаём из конверта карту, рассматриваем на столе.
Воспитатель: Что вы видите на карте? Дети: Цифры, картинки, дорогу. Дети называют цифры. Воспитатель: С какой цифры начнём поиск?
Осматриваются, ищут первый символ в группе.
«Волшебный камень» и надпись «Страна сказок». Рядом надпись и стрелки указатели «направо», «налево».
Воспитатель: Это - волшебный камень, который открывает дорогу в страну сказок. Если мы сделаем правильный выбор - попадём в страну сказок. Слушайте внимательно, что здесь написано.
«Налево пойдёшь, все потеряешь и сам пропадёшь.
Направо пойдёшь то, что ищешь, найдёшь!»
2 часть.
Идут направо, находят второй символ. Сундучок, на нём цифра 2.
Воспитатель: Это сказочный сундучок с загадками. Откроем его. Тот, кто отгадает загадку, возьмёт картинку своего героя.
1. Маленький рост,
Длинный хвост.
Собирает крошки,
Прячется от кошки. (Мышка)
2. Зимой белый,
Летом серый.
Никого не обижает,
А сам всех боится. (Заяц)
3. День и ночь по лесу рыщет.
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком.
Уши серые торчком. (Волк)
4. Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост-краса,
Кто это? (Лиса)
5. Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
Воспитатель: А теперь ребята положите картинки на стол. Как вы, думаете из какой сказки эти животные?
Дети отвечают. «Колобок». «Теремок». (Если «Теремок», почему нет лягушки)
Воспитатель: Непонятно, в какой сказке беда? Какая цифра на карте следующая? Идут дальше, находят цифру три и конверт с заданием от «Колобка».
Игра «Что лишнее»
Четыре картинки с сюжетом сказки «Колобок» и одна «Теремок».
Воспитатель раскладывает картинки на столе, рассматриваем с детьми.
Воспитатель: Найдите лишнюю картинку. Почему она лишняя? А теперь, вы скажете, в какой сказке случилась беда? Как-то неуверенно вы говорите. Послушайте подсказку:
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под кустом.
Это что за чудо-дом?
Поселились звери в нём.
Рады мышка и зайчишка,
И лисичка, рад волчок.
Это сказка (Теремок).
Мы определили сказку, в которой случилась беда. Осталась одна проблема, как вернуть зверей в сказку? Посмотрим в карту Колобка. Цифра 4 - подсказка-символ «Лесная мастерская». Дети осматриваются, находят «Лесную мастерскую».
3 часть.
Воспитатель: Это «Лесная мастерская». А мастера нет. Посмотрите есть заготовки «головки животных», но нет туловища. Мы будем мастерить туловище. Садитесь за столы. Приготовим пальчики к работе.
Пальчиковая игра
Десять пальцев у меня, (показываем пальцы)
Сколько же умею я!
Если хочешь - покажу (пальцы раскрыты, поворачиваем кисти, к себе, от себя)
И про это расскажу.
Кулаки могу сжимать, (сжимаем и разжимаем кулачки)
А потом их открывать,
Я могу переплести, (переплетаем пальцы, сжимаем руки вместе)
А могу их спрятать, (заводим за спину)
Полетать могу пустить, (поднять вверх, сгибать и разгибать кисти рук)
А потом и падать (вниз и потрясти кистями)
А потом сложу тихонько (складываем руки на коленях лодочкой, вкладывая одну в другую) На коленках, как котёнка.
Воспитатель: Что лежит на столе? (бумага - по цвету животных, клей)
Будем складывать фигурку туловища по образцу мастера.

Конспект разработала воспитатель Клявлина В. А., МДОБУ детский сад №8.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Собачка» в средней группе.

Программное содержание:

Научить детей приемам изготовления собачки по типу оригами.

Развивать мелкую моторику рук;

Прививать любовь к ручному труду;

Воспитывать внимание, усидчивость, стремление создать полезную и красивую игрушку своими руками, доводить начатое дело до конца;

Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Методические приёмы:

Сюрпризный момент

Художественное слово (фрагмент стихотворения Александра Мецгер «Щенок»);

Беседа;

Вопросы;

Показ выполнения работы;

Анализ детских работ воспитателем и детьми.

Материал:

Демонстрационный: готовая фигура собачки; технологическая карта по изготовлению собаки из бумаги по типу оригами;

Раздаточный: по 2 квадрата цветной бумаги 20*20, клей, кисточка, клеёнка, тряпочка, фломастер.

Организация детей:

1 часть – полукругом на стульях.

2 часть – за столами.

3 часть – стоя в кругу.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Дети, сейчас я вам прочту небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте и постарайтесь догадаться о ком здесь говорится:

Щенок по кличке Шарик,
Веселый, беззаботный,
За бабочкой гонялся
У дома в подворотне.

А бабочка как будто
Щенка дразнить решила:
Она над ним порхала
И за собой манила.

(Собака).

Правильно, это собака. Собаки живут рядом с человеком. Собака – верный помощник человека с древних времён.

Как называется дом, в котором живёт собака? (Будка, конура). Верно.

Ребята, а какую пользу приносят собаки людям? (Сторожит дом). Правильно, собака сторожит дом. А ещё она может защитить, если на человека кто-нибудь нападёт, другие собаки помогают людям в полиции. Есть собаки, которые служат поводырём для слепых людей.

Посмотрите, кто к нам пришёл? (Щенок). Да, это щенок. Он услышал, что мы говорим о собаках и решил заглянуть к нам в гости. Наш щенок хочет познакомиться с другими собачками.

Сегодня мы с вами будем делать вот такую собачку из бумаги по типу оригами.

Для этого нам понадобятся 2 квадрата цветной бумаги одинакового размера оранжевого и желтого цветов, клей, клеёнка, кисточка, тряпочка и фломастер.

Показ работы с объяснением.

  1. Голову собаки складываем следующим образом: лист бумаги сгибаем пополам по диагонали.
  2. Не разворачивая, складываем лист еще раз вдвое, для того чтобы наметить серединную линию. Разворачиваем этот сгиб, возвращаемся к предыдущей заготовке.
  3. Кладем треугольник вершиной(= острым концом) к себе. Боковые уголки загибаем, формируя ушки. Можете сделать их больше или меньше на свое усмотрение.
  4. В конце загибаем оставшийся уголок по направлению от себя и мордочка собаки готова.

Сейчас мы возьмём фломастеры и немного пофантазируем и по-разному оформим нашу собачку. Можно нарисовать ей глазки, носик, пятно на голове или ухе.

К мордочке сделаем и туловище собаки.

  1. Берём второй квадрат. Сгибаем его пополам по диагонали.
  2. Нижний угол немного загибаем вверх, чтобы получился хвостик.

Затем верхний угол туловища смазываем клеем и приклеиваем голову нашего щенка.

Физминутка:

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

А теперь берём стульчики и садимся за столы.

II. Основная часть.

Напоминаю детям о правилах работы.

Аккуратно приклеиваем детали друг к другу. Клей берём кисточкой и проводим по контуру, как бы «обрисовывая» форму, намазываем пользуясь клеёнкой, прижимаем тряпочкой.

Лист сгибаем по диагонали, совмещая углы друг с другом.

Выполнение работы.

Подсказываю, напоминаю и помогаю, если дети что-то забыли или сомневаются.

У вас на столах лежат листы оранжевого и желтого цветов. Я буду показывать порядок выполнения работы, а вы будете повторять все действия за мной.

Возьмите лист оранжевого цвета.

1 – 4 этапы (смотрите в Вводной части).

А теперь голову собаки уберите в сторону и положите перед собой лист желтого цвета.

5 – 6 этапы (смотрите в Вводной части).

Ребята, клеёнка для намазывания лежит у вас на столах слева, подставка для кисточек – справа.

Теперь верхний угол туловища смазываем клеем и приклеиваем голову нашего щенка.

Клей набираем на кисточку немножко, намазываем пользуясь клеёнкой; кисточку кладем на подставку. Клей намазываем по контуру, как бы «обрисовывая кисточкой с клееем края.

III. Заключительная часть.

Ребята, давайте встанем в круг и покажем нашему щенку какие собачки у нас получились.

Какие клички вы дадите своим собачкам? (…)

Дамир, расскажи, что ты сделал? Настя, а как ты делала своего щенка? Молодцы!

Кому какая работа понравилась больше? Почему?

Вы все справились с заданием. Молодцы!

А посмотрите, какой наш гость стал радостный! Как вы думаете почему? (Потому что он познакомился с новыми друзьями). Наш щенок очень рад, ему все собачки очень понравились. Он говорит вам большое спасибо за то, что познакомили его со своими собачками, но щенку пора идти домой.

До свидания, ребята!


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 32» - КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект занятия

по конструированию

«Мой дом, моя улица»

в группе № 6 (ДЦП)

(старший возраст)

Подготовила и провела:

воспитатель

коррекционной

Сатлыкова Э.К.

СТЕРЛИТАМАК-2014

СТЕРЛИТАМАК-2008


Тема: «Мой дом, моя улица» (микрорайон города)

Цель : продолжать учить детей делать постройки из строительного материала.

Задачи:

    коррекционно-образовательные - учить детей выделять в реальных предметах их функциональные части (фундамент, стены, крышу, потолок, окна, дверь) и определять их пространственное расположение, сооружать постройку, используя пластины для перекрытия, учить детей сравнивать графическую модель с готовым образцом, продолжать учить строить в определенной последовательности, закрепить в речи названия строительных деталей, формировать умение самостоятельно подбирать нужные для постройки строительные детали и строить по плану-чертежу, учить анализировать свою работу и работу товарищей;

    коррекционно-развивающие - развивать зрительно-моторную координацию, пространственные ориентировки, внимание, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, умение рассуждать, развитие общей моторики и манипулятивной функции кистей рук;

    коррекционно-воспитательные - воспитывать интерес к занятиям конструированием, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, отзывчивость на трудности других людей, уважение к труду взрослых.

Словарная работа: куб, кирпичик, призма, пластина, фундамент, внизу (вверху), между.

Материал и оборудование: иллюстрация к сказке «Гулливер и лилипуты», письмо в конверте, план-чертеж на каждого ребенка, магнитная доска, набор строительного материала на каждого ребенка, мелкие игрушки для обыгрывания, массажный шарик «су-джок».

Предварительная работа: чтение сказки «Гулливер и лилипуты» (или просмотр мультфильма), д/и « Строим дом» (выделение основных частей дома), беседа «Из чего строят дома» (камень, кирпич, дерево, глина, песок, вода), плоскостное конструирование домов из геометрических фигур, зарисовка плана строительства дома, заучивание слов к упр. «Строитель».

Методические приёмы: создание благоприятной атмосферы в группе,нормализация тонуса мышц тела, рук, дыхания, разминочные задания, сюрпризный момент, решение проблемной ситуации, беседа, игровые задания и упражнения, напоминание, объяснение, анализ и оценка работ.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Положительный эмоциональный настрой на занятие

Ребята, я очень рада снова видеть вас.

2.Подготовительный этап

Упражнение «Сосед» (нормализация дыхания)

Детям дается инструкция: «Сядьте в круг. Поднимите вверх правую руку. Опустите ее на плечо своему соседу справа. Вспомните, как его зовут. Сделайте вдох через нос, поднимите руки через стороны вверх. Наклонившись вправо, выдохните, произнося на выдохе имя соседа». Упражнение выполняется по кругу вначале по часовой стрелке, а затем против.

При повышенном тонусе мышц

Упражнение на расслабление кистей рук

    «Давайте поздороваемся». Плавные потряхивания рук ребенка (взрослый поочередно потряхивает правую, а затем левую руки ребенка от плеча).

    Имитационные движения для кистей рук:

- «стряхивание воды»;

- «полоскание белья»;

- «поглаживание кошки».

    Массаж и пассивные движения для кистей и пальцев рук:

Разминающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

Поглаживание и похлопывание предплечья тыльной стороной кисти;

Движения супинации (подъем рук раскрытой ладонью вверх) и пронации (опускание рук раскрытой ладонью вниз);

Массаж кистей рук с использованием шарика «Су-джок»

При пониженном тонусе мышц

Активизирующие пассивно-активные и активные упражнения

    массаж кистей и пальцев рук жесткой щеткой;

    сжимание резинового мячика с шипами, катание между ладонями;

    нанизывание металлического пружинного колечка «Су-джок» поочередно по каждому пальчику от кончика к основанию и обратно;

    рисование геометрических фигур пальцем по листу наждачной бумаги различной толщины.

При гиперкинезах

Применение утяжелителей (мешочки с песком)

3. Основная часть. Практическое конструирование

Игра «Угадай, что в мешочке?»

В мешочке находятся несколько геометрических тел (шар, куб, параллелепипед (кирпичик), цилиндр, конус, треугольная призма (крыша). Дети поочередно определяют, называют и вынимают их из мешочка. Педагог подтверждает правильность определения или объясняет ошибку.

Игра «Найди подходящую фигуру»

Соотнесение геометрических тел с геометрическими фигурами) похожа деталь (шар-круг, куб-квадрат, параллелепипед-прямоугольник, призма- треугольник). Каждый ребенок поочередно составляет пары.

Игра «Определи цвет и найди свое место»

Ребенок определяет цвет геометрической фигуры, ищет стульчик с такой же фигурой и такого цвета, садится на свое место.

Сюрпризный момент

Письмо от маленьких жителей одной далекой страны, которые просят помочь построить им новый дом.

Поможем им? (Да).

Решение проблемной ситуации

Как вы думаете, вот такой домик подойдет им? (Показ готового образца простого одноэтажного дома)

Что же делать, какой же надо построить дом, чтобы все жители смогли в нем поселиться? (многоэтажный, с несколькими подъездами)

Работа с планом-чертежом постройки дома

Детям дается инструкция: «Внимательно посмотрите на план-чертеж. Предлагается определить, сколько в доме этажей, сколько подъездов; вспомнить и назвать основные части дома (фундамент, стены, крыша); какие детали нам понадобятся (куб, параллелепипед (кирпичик), треугольная призма (крыша)».

Конструктивная игра «Строим дом»

Дети самостоятельно подбирают детали для постройки и строят дома в соответствии с планом-чертежом. Педагог оказывает необходимую направляющую помощь при возникновении трудностей.

Музыкальное сопровождение (бодрая музыка).

Минутка отдыха

Поза «Великан» - стоя на носочках, потянуть руки вверх.

Поза «Карлики» - присев на корточки вытянуть руки вперед, спина прямая.

Упражнение с обручем или гимнастической палкой «Строитель»

(движения руками вверх, в стороны, вниз)

Посмотрите, вот какой

Дом высокий и большой

Все разместятся друзья

В доме, что построил я!

4. Анализ и оценка работ

Детям предлагается оценить качество выполненной ими работы и сравнить полученный результат с чертежом. Детские постройки обсуждаются с позиции точности воспроизведения, крепости.

Посмотрим, чья постройка получилась крепче и прочнее.

Вова, тебе какая нравится больше всего?

А тебе, Оля, чья понравилась?

Молодцы, ребята!

Вы очень старались помочь маленьким жителям. Постройки у всех получились крепкие, прочные и очень красивые. Я думаю, они будут довольны.

5. Закрепление материала и подведение итогов занятия

Для кого мы строили дома?

Назовите основные части дома?

Какие детали нам понадобились для строительства домов?

Молодцы, ребята. Вы очень внимательные и сообразительные, справились с непростой задачей - очень быстро смогли построить не один дом, а целый город для маленьких жителей далекой страны.

Маленькие жители благодарят вас за помощь и дарят вам вот такие блокнотики, чтобы вы могли в них зарисовывать новые проекты, схемы домов.

Конструирование - один из любимых детьми видов деятельности наряду с изобразительной и игровой. Оно имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал, а также выполняет ряд присущих только ему задач: знакомит детей с техническими профессиями, учит создавать объёмные и красивые предметы собственными руками. В средней группе занятиям по конструированию уделяется большое внимание. От воспитателя, работающего с детьми пятого года жизни, зависит, полюбят ли малыши эту деятельность и смогут ли самостоятельно создавать маленькие шедевры.

Конструирование в средней группе детского сада: цели, виды и задачи

Конструирование - вид детской продуктивной деятельности, в процессе которой малыши изготавливают различные постройки и поделки, отображая явления предметного мира и объекты природы. Цели его:

  • повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей;
  • совершенствование конструкторских умений и навыков;
  • развитие творческого потенциала детей;
  • предоставление дошкольникам возможности посредством творческой деятельности выразить своё отношение к окружающему миру.

Ребёнок - прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Л.В. Куцакова

«Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада»

Конструктивно-модельная деятельность относится к образовательной области «художественно-эстетическое развитие», поскольку она очень близка к изобразительной (аппликации, рисованию, лепке). Но в программных требованиях отражена и техническая сторона конструирования, ведь именно оно является базой для становления технических способностей, что служит всестороннему развитию воспитанников.

Виды конструирования

Различают такие виды конструирования:

  • Техническое. Отображение реально существующих объектов (машин, домов, мостов и пр.) с соблюдением их структуры и функциональности. В таком конструировании используют:
    • строительный материал (наборы геометрических тел из пластика или дерева);
    • конструкторы с деталями, имеющими крепления;
    • крупные модульные блоки.
  • Художественное. Здесь на первый план выступает не функциональность и близкое соответствие реальному объекту, а красивый внешний вид изделия, возможность ребёнка проявить свои творческие и художественные способности, выразить отношение к тому, что он создаёт. Такие поделки изготавливаются из:
    • бумаги и картона;
    • природного материала (каштанов, орехов, желудей, листьев, веток, соломы и т. д.);
    • бросового материала (пробок, спичечных коробок, баночек от йогурта, пакетов из-под молока и сока и пр.).

Фотогалерея: материалы для технического конструирования

Классический деревянный конструктор - лучший строительный материал для дошкольников С помощью деталей пластикового конструктора дети смогут закрепить цвета и форму геометрических тел Пазовый конструктор типа «Лего» позволяет малышам легко и быстро создавать крепкие постройки Конструктор-пазл набирает всё большую популярность, но пока его больше используют для игровой, а не учебной деятельности Моделируя постройки из крупных блоков, дети учатся ориентироваться в пространстве и рационально его использовать

Задачи обучения конструированию

Основные задачи технического конструирования в средней группе:

  • совершенствовать умение узнавать и называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, брусок и т. д.);
  • учить выбирать стройматериал в зависимости от величины и назначения готового изделия;
  • закладывать основы элементарного анализа образца сооружения (из каких частей состоит, как эти части соединены друг с другом, что находится вверху, что внизу и т. д.);
  • развивать умение сравнивать предметы и постройки, применять его на практике (для большой машины нужен широкий мост, для высокой матрёшки - высокие ворота);
  • изготавливать собственные сооружения, используя показанные воспитателем принципы конструкций;
  • комбинировать крупные и мелкие детали, декорировать постройки, обыгрывать их.

Задачи конструирования из бумаги:

  • расширить представления детей о бумаге как удобном и красивом материале для поделок (она легко поддаётся склеиванию, изменению формы, её можно сминать и скручивать, резать ножницами);
  • дать понятие об отличии ватмана и картона от бумаги (они более плотные, их трудно деформировать, но изделия из них прочнее, дольше сохраняют свой вид);
  • учить создавать поделки из бумаги, используя её красочность, эстетичный вид;
  • обучить воспитанников новому способу конструирования - из бумажных квадратов путём складывания по диагонали и вдвое с совмещением противоположных сторон;
  • придавать поделке готовый вид наклеиванием мелких дополнений (колёс, окошек, декоративных элементов).

В средней группе дети овладевают новым навыком: учатся складывать квадрат бумаги пополам, совмещая углы

Использование природного материала в конструктивно-модельной деятельности ставит перед педагогом такие задачи:

  • развитие представлений о дарах природы и использование их для создания красивых поделок;
  • формирование умения рассматривать, изучать имеющийся материал и представлять, на что он похож и что из него можно сделать;
  • обучение навыкам воплощать замысел, создавать цельный художественный образ, комбинируя разные виды природного материала (шишки, сухие листья и ветки, крылатки клёна, ореховую скорлупу и др.), а для крепления используя клей и пластилин;
  • приобщать детей к миру природы, воспитывать экологически целесообразное поведение во время сбора природного материала на прогулках.

Главной целью конструирования из природного материала является создание художественного образа на уже имеющейся готовой основе

Помимо специальных задач, конструирование решает ряд общих, таких как:

  • развитие речи (дети должны описать, что они соорудили, как можно использовать изделие);
  • развитие памяти, воображения, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве;
  • совершенствование представлений о цвете и форме;
  • воспитание аккуратности, трудолюбия (всегда складываем конструктор и материалы на место), экономности (при использовании бросового материала), любви к природе и бережного отношения к её дарам;
  • укрепление чувства товарищества и взаимопомощи;
  • формирование стойкого интереса к профессиям строителя, конструктора, желание беречь результаты их труда.

Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ

Конструировать и моделировать дети могут во время игры (сюжетно-ролевой, режиссёрской), самостоятельной художественной деятельности и организованных занятий. В уголке творчества всегда должны быть в наличии материалы, из которых дети могли бы создавать несложные поделки сами, используя полученные ранее умения и навыки. Это могут быть квадраты, круги и полоски бумаги, крупные плоды растений (каштаны, жёлуди), клей, пластилин, небольшой запас готовых форм и деталей (мордочки и лапки зверят, вырезанные из бумаги цветы, листья, фрукты, которыми малыши смогли бы дополнить готовую работу).

Необходимо с самого начала учить детей складывать всё, что использовали для конструирования, по его окончании и тщательно убирать рабочее место. Однако если педагог заметил, что ребята долго и старательно возводили какое-то строение, оно получилось красивым, гармоничным, и дети не хотят его разбирать, не следует настаивать, чтобы строительный материал был немедленно убран в коробку. Постройку можно оставить на день–два, использовать для игры, преобразовать в другие сооружения, но в дальнейшем всё же вернуть стройматериал на положенное место, а детей похвалить за старание и аккуратность.

Следует приучать малышей аккуратно складываать на место конструктор и другие материалы после окончания занятия или игры

Кроме того, нужно помнить:

  • Особое удовольствие и сознание нужности своего труда доставляет маленьким мастерам использование их поделок в украшении игровой комнаты или раздевалки, вестибюля дошкольного учреждения.
  • Ни в коем случае нельзя выбрасывать детские поделки, чтобы малыши это видели. Бумажные творения, изделия из подручного материала можно раздать после обновления выставки поделок по домам, а из природного материала - разобрать, разложить по контейнерам и использовать повторно.
  • Со временем природный материал приходит в негодность, поэтому его необходимо периодически проверять, удаляя испорченный. К этому виду труда можно привлекать и детей.
  • Природный материал собирается только опавший, а с деревьев и кустарников ни веток, ни листьев, ни плодов срывать не следует.

Сбор природного материала для поделок ребёнок может превратить в увлекательную игру

Приёмы, используемые в работе с детьми пятого года жизни

Основными приёмами обучения конструированию являются:

  • Демонстрация и анализ образца. Педагог показывает детям готовое изделие (мостик, корзинку, ведёрко), обсуждает вместе с ними, из каких частей состоит предмет или сооружение, что необходимо для его изготовления, анализирует форму, материал, будущее применение поделки или постройки.
  • Показ воспитателем процесса изготовления игрушки, постройки. Ребята должны видеть последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить желаемый результат.
  • Во втором полугодии детальный показ можно заменить демонстрацией отдельных, наиболее сложных операций в сочетании со словесными пояснениями, поскольку у детей уже накопился опыт создания изделий, на котором базируется их деятельность.
  • Постановка задачи и определение условий без показа. Этот приём вводится, если изучаемая тема построена на знакомом детям материале и изделие изготавливается по аналогии с уже известным, например, после конструирования стаканчика из бумаги изготавливают ведёрко по той же схеме.
  • Поэтапный анализ выполнения работы детьми. После выполнения каждой операции следует проверить, правильно ли она сделана, соответствует ли образцу, и в случае необходимости исправить ошибки, которые могут существенно повлиять на вид и форму готового изделия. К примеру, если ребёнок не сумел точно совместить стороны квадрата при сгибании, воспитателю следует оценить, насколько деформирована будет готовая поделка, и помочь маленькому конструктору исправить недочёт. Следует также учить детей анализировать поделку, сравнивать с образцом, устранять несоответствие самостоятельно или обращаться за помощью к педагогу.

Используя эти приёмы, воспитатель обучает детей, проводя их по таким этапам конструирования:

  • По образцу или его изображению. Образец может быть цельным или состоящим из отдельных деталей, частей.
  • По условиям. Вводится тогда, когда дети хорошо овладели работой по образцу.
  • По замыслу. Наиболее сложный, но и самый интересный этап, дающий простор творчеству и фантазии. Его вводят после успешного освоения детьми двух первых.

Таким образом, можно заметить, что возрастает значение абстрактного мышления и самостоятельности в изготовлении изделия, дети учатся свободному выбору, овладевают обобщёнными способами и принципами конструирования.

Занятия конструированием в средней группе детского сада

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) по конструированию необходима в процессе обучения, потому что она:

  • позволяет педагогу проводить работу одновременно со всей группой детей, выполнять определённые программные требования;
  • наиболее полно и систематизированно осуществлять выработку умений и навыков;
  • контролировать уровень овладения навыками конструирования у детей и при необходимости проводить индивидуальную работу;
  • разнообразить конструирование другими видами деятельности (рисованием, аппликацией), дополнить чтением стихотворений, загадок, слушанием музыкальных произведений.

Структура и временной план занятия

Занятия (НОД) проводятся в средней группе 2 раза в месяц, причём ведущие методисты рекомендуют одно занятие посвящать техническому, а второе - художественному конструированию, чередуя работу с бумагой, природным и подручным материалом.

Приблизительная длительность занятия - 20 минут, и состоит оно из таких этапов:

  1. Организационная часть. Пояснение темы, задач деятельности. Целесообразно бывает провести психогимнастику для создания положительного эмоционального фона (1–2 мин.).
  2. Основная часть.
    1. Мотивация конструктивной деятельности (3–4 мин.).
    2. Показ и объяснения воспитателя (2–3 мин.).
    3. Пальчиковая гимнастика или физкультминутка (1–2 мин.).
    4. Самостоятельное выполнение работы детьми (6–8 мин.).
  3. Итоговая часть. Рассматривание. обсуждение работ, подведение итогов (1–2 мин.).

Непременным условием успешного проведения занятия является предварительная работа с детьми. На прогулке, во время экскурсий по городу воспитатель обращает внимание дошкольников на здания, архитектурные сооружения, которые есть в их городе или посёлке, учит подмечать их характерные признаки (из каких частей состоят, какой величины, цвета, материал, из которого они сделаны, чем украшены, для чего служат).

Замечательно, если удастся провести наблюдение за работой строителей, ремонтом заборов, установлением, покраской скамеек в сквере и т. д. В детях пятого года жизни высоко развита подражательность взрослым, причём подражать они хотят, создавая определённый полезный результат. Аналогия с созидательной деятельностью взрослых повысит заинтересованность детей, позволит расширить их кругозор, даст толчок обыгрыванию увиденного после занятия.

Чтобы заинтересовать детей конструированием, их нужно как можно подробнее познакомить с работой строителей

Перед конструированием техники (корабль, самолёт) целесообразно провести рассматривание сюжетных картин, которые дадут детям понятие о труде самолётостроителей, корабельщиков. Планируя конструирование из бумаги или бросового материала корзинок, игрушек, мебели педагог организует рассматривание и обговаривание реальных предметов, желательно разного цвета, модели, размера.

Если предстоит изготовить лесовичка или другого сказочного персонажа из природного материала, предварительную работу можно провести с использованием фрагментов соответствующих мультфильмов. Можно разучить заранее весёлую песенку о гномике, ёжике (по теме предстоящего занятия) и спеть её во вступительной части занятия.

Мотивирующее начало занятия

Известно, что правильная мотивация - половина успеха. От того, как воспитатель заинтересует детей предстоящей деятельностью, зависит и ход, и результат занятия. Наиболее удачными вариантами мотивирующего этапа являются:

  • Появление сказочного героя, персонажа любимого литературного произведения, лесных гостей (зверят), которые просят малышей помочь им. Например, ёжику нужна корзинка для сбора яблок, бумажной кукле - новая мебель.
  • Загадывание загадок, чтение стихотворений, потешек.
  • Сюрпризный момент. Он непременно должен нести что-то необычное, удивительное. Тут будет уместным появление красивого, привлекающего внимание предмета (декоративной снежинки с блёстками, макета самолёта или корабля, подарка от сказочного героя). Сюрприз должен вызывать эмоциональный отклик у детей, стимулировать к творчеству и фантазированию. Он будет кстати на занятии по художественному конструированию.
  • Проблемная ситуация. Её озвучит сказочный герой, также она может содержаться в аудиописьме или простом письме персонажа (заранее оформленном воспитателем). К примеру, в группу приходит грустная обезьянка, она скучает по своей семье, которая живёт в далёкой Африке, за океаном. Чтобы помочь ей повидать родных, дети решают построить корабль, который переплывёт океан. Или же Весна присылает малышам письмо с просьбой изготовить цветы в подарок мамам и бабушкам.
  • Дидактическая игра несложного содержания («На чём люди ездят?», «Летит, едет, плывёт», «Лесные жители, детки и родители», «С какой ветки эти детки?» и др.).
  • Рассматривание иллюстраций, картин, краткая беседа по их содержанию.

Эта добрая и забавная обезьянка сможет мотивировать детей построить корабль, чтобы переплыть через океан

Мотивирующий этап должен логически сочетаться с темой занятия и временем года.

Конструирование техническое и из бумаги проводят в групповой комнате. Поделки из природного материала делают в помещении весной и осенью, а зимой конструирование можно вынести на улицу и построить горку, снеговика, снежную крепость.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятий по конструированию

Тема и автор НОД Содержание фрагмента
Фрагмент занятия на тему «Мосты», автор Коломенская Л.А. Игровая ситуация: воспитатель вносит красивую коробку и предлагает угадать, что в ней. (Выслушивает предположения детей). Загадывает загадку:
  • Есть коробка у меня,
    В ней живут мои друзья,
    Очень они разные,
    Жёлтые, красные,
    Зелёные и синие,
    Все дружные и сильные.
    Вместе любят собираться
    И в постройки превращаться. (Кубики).

В.: Хотите послушать сказку про кубики? (Да). Я буду рассказывать, а вы мне будете помогать. Рассказ с показом:

  • Как-то Кубик в лес пошёл,
    Там Кирпичика нашёл,
    Взялись за руки детали,
    По тропинке побежали.
    А навстречу - скок-поскок -
    Подбежал к друзьям Брусок.
    И спросил Брусок детали:
    «Вы Цилиндра не видали?».
    Повернулся Куб бочком:
    «Я с Цилиндром не знаком»,
    А Кирпичик удивился:
    «Нам навстречу он катился?
    Ну, теперь пора идти,
    Надо Призму нам найти.
    Видел я её - без дела.
    Она с Конусом сидела
    У друзей Пластин в гостях
    И со схемою в руках».

Дети находят соответствующие геометрические формы, называют их.
В.: Собрались как-то друзья Геометрические формы в свой любимый парк отдыха, подошли к реке и не знают, что делать.
На объединённых вместе четырёх столах разложена река - полоса голубой бумаги, замкнутая в кольцо, в центре кольца устроен парк (деревья, скамейки, качели и т. д.).
Проблемная ситуация: как попасть в парк, как можно перебраться через реку? (Предположения детей: на лодке, переплыть, построить мост).
Воспитатель хвалит за их предложения, предлагает остановиться на том, что лучше построить мост, чтобы все жители могли проходить в парк по прочному мосту.
Предлагается несколько вариантов постройки мостов. Рисунки разбираются: что сначала нужно построить, какие детали необходимы при строительстве.

Фрагмент занятия на тему «Будка для собачки», автор Суворова Л.А. Проводится игра с мячом «Кто в каком домике живёт». Дети стоят в кругу лицом к воспитателю. У воспитателя в руках мяч.
В.: Ребята, я буду бросать мяч и называть животное или птицу. А тот, кто поймал мяч, называет, где это животное или птица живёт.
Бросает мяч:
  • Лиса (в норе),
  • ворона (в гнезде),
  • белка (в дупле) и т. д.

Игра проводится несколько раз.

Фрагмент занятия на тему «Грузовые машины», автор Штарёва Н.А. Воспитатель вносит в группу сундучок, в котором находится игрушка-грузовик.
В.: Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. А хотите узнать, что там? Тогда отгадайте загадку:
  • Не зверь, не птица, по улице мчится.
    Едет, жужжит, моторчик шумит.
    Есть и кузов, и кабина, и четыре колеса.
    Груз тяжёлый перевозит,
    Вот такие чудеса!

В.: Правильно. Это грузовик (достаёт игрушку из сундучка). А почему его так называют? (Перевозит разные грузы).
Давайте посмотрим, что же сегодня нам привёз грузовик? (Разные фигуры). Какие? (Дети называют некоторые фигуры из блоков Дьенеша, которые показывает воспитатель).
А теперь возьмите по одной фигурке и сядьте на тот стульчик, где лежит картинка с изображением точно такой же фигуры.
Молодцы, ребята, правильно нашли нужные картинки (Воспитатель собирает модули-блоки и картинки).
Посмотрите, у меня на мольберте тоже изображён грузовик. Давайте построим похожий грузовик! А чтобы он получился большой, делать его мы будем из модулей. Начнём с кабины. Какая фигура нужна для кабины? (Воспитатель поочерёдно вызывает детей, чтобы те выбрали нужную фигуру из модулей, и совместно с детьми делает модель грузовика).
Вот какой большой и красивый у нас получился грузовик. Сравните - похож он на машину, изображённую на картинке?
А вы любите кататься на машине? (Ответы детей). Тогда давайте сейчас прокатимся на автомобиле, поиграем в игру «Машины».

  • В руки руль скорей берите и моторчик заводите.
    Накачаем дружно шины,
    Сядем вместе на машины.
    Нажимаем на педаль, и машина едет вдаль.

(Дети вместе с воспитателем выполняют движения, о которых говорится в стихотворении, и «едут» под музыку «Мы едем-едем-едем…» по группе).

  • Стоп, машина, стоп, мотор,
    На дороге светофор (Воспитатель показывает макет светофора).
    Загорелся красный свет -
    Значит, нам дороги нет.
    Жёлтый - осторожно,
    А зелёный свет горит -
    Значит, снова путь открыт!

Все машины едут на стоянки, на стульчики за столы, на которых для каждого ребёнка приготовлен набор блоков Дьенеша и схема с изображением грузовика.

Таблица: примерная картотека занятий с детьми пятого года жизни

Автор Хабибуллина А.Н., воспитатель МАДОУ Берёзка, г. Когалым, ханты-Мансийский АО
Месяц Вид деятельности Тема НОД Задачи НОД
Сентябрь Загородки и заборы
  • Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник);
  • закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок);
  • учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.
Ковёр из листьев
  • Учить составлять композицию из осенних листьев;
  • творчески дополнять композицию деталями;
  • развивать фантазию и творчество.
Октябрь Конструирование из строительного материала Домики, сарайчики
  • Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками-пластинами, установленными вертикально и горизонтально;
  • развивать умение делать перекрытия;
  • упражнять в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа);
  • упражнять в различении и назывании цветов;
  • развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования;
  • способствовать игровому общению.
Конструирование из бумаги Вагоны
  • Освоить способ - складывание квадрата пополам, добиваясь совпадения сторон и углов;
  • развивать глазомер.
Ноябрь Конструирование из строительного материала Терема
  • Развивать конструкторские навыки детей;
  • упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая постройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями;
  • упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке;
  • развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия.
Конструирование из природного материала Ёжик
  • Учить детей видеть образ в природном материале;
  • использовать для закрепления частей пластилин;
  • делать поделки аккуратными и устойчивыми.
Декабрь Конструирование из строительного материала Лесной детский сад
  • Учить организовывать пространство для конструирования;
  • планировать деятельность, моделировать;
  • конструировать различные предметы мебели;
  • объединять постройки единым сюжетом;
  • побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек;
  • приобщать к совместной деятельности;
  • развивать конструктивные способности;
  • формировать представления о геометрических фигурах;
  • развивать пространственное мышление.
Конструирование из бросового материала Игрушки на ёлку
  • Учить делать игрушки из различных материалов;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать творческие способности.
Январь Конструирование из строительного материала Грузовые автомобили
  • Дать детям обобщённые представления о грузовом транспорте;
  • упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям;
  • дать представление о строительной детали - цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском);
  • уточнять представления детей о геометрических фигурах;
  • побуждать к поиску собственных решений;
  • развивать способность к плоскостному моделированию.
Конструирование из бумаги Ёлочка
  • Упражнять в обрывании бумаги по контуру;
  • упражнять в скатывании бумажных шариков;
  • формировать навык составления изображения из частей на плоскости.
Февраль Конструирование из строительного материала Мосты
  • Дать детям представление о мостах, их назначении, строении;
  • упражнять в строительстве мостов;
  • закреплять умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их;
  • познакомить детей с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия.
Конструирование из бумаги Будка для собаки
  • Продолжать учить детей складывать лист пополам;
  • аккуратно работать с клеем;
    украшать поделку мелкими деталями.
Март Конструирование из природного материала Цветы для мам и бабушек
  • Учить детей делать несложные композиции из природного материала;
  • развивать моторику рук;
  • развивать воображение.
Конструирование из строительного материала Корабли
  • Дать детям представление о разных видах судов, о том, что их строение зависит от функционального назначения;
  • подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба;
  • упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности;
  • развивать конструкторские навыки;
  • упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу;
  • развивать способность к зрительному анализу.
Апрель Конструирование из строительного материала Самолёты
  • Дать детям представление о самолётах, их видах, зависимости их строения от назначения;
  • подвести к обобщению: у всех самолётов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси;
  • упражнять в конструировании самолётов по образцу, преобразовании образа по определённым условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек;
  • развивать умение намечать последовательность строительства основных частей, различать и называть геометрические фигуры, рассуждать, делать самостоятельные выводы.
Конструирование из бумаги Корзиночка
  • Закреплять умение складывать квадрат пополам;
  • делать надрезы, соединять и склеивать их.
Май Конструирование из строительного материала Постройка по рисунку
  • Учить определять последовательность;
  • отбирать материал;
  • согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Конструирование из природного материала Пчёлки
  • Продолжать учить создавать знакомые образы при помощи природного материала;
  • развивать воображение;
  • развивать мелкую моторику рук.
Цит. по: http://kladtalant.ru/publikatsii-pedagogov?publ=23023

Фотогалерея: схемы и готовые постройки из строительного материала

Строя мосты, дети знакомятся с понятием равновесия Кораблик - одна из самых популярных фигур при работе со строительным материалом Самолёт из строительного материала - довольно неустойчивая конструкция Постройку терема детям не всегда удаётся сделать устойчивой При постройке моста через «реку» ребёнку следует учесть размер корабликов Из строительного материала можно сделать грузовик, но перемещать его с места на место не получится Из строительного материала получаются разнообразные арки и башни Объединив постройки нескольких ребят, можно получить готовую тематическую композицию

Индивидуальный подход на занятии

На занятиях по техническому конструированию допустимо давать разноуровневые задания, если дети работают в парах, по 4 за одним столом, сооружая общую постройку. Тогда тот, кто успевает сделать свою часть работы раньше, может помочь остальным или выполнить некоторые действия сверх предусмотренного плана (выбрать и установить дополнительные детали украшения, соорудить небольшую постройку рядом с основной, если остались материалы).

Занятия по художественному конструированию обычно предполагают выполнение одинаковой поделки всеми детьми, но активные малыши могут заскучать, если справятся с работой раньше. Воспитателю следует иметь в запасе несколько вариантов, чем занять такого ребёнка: предложить ему сделать ещё одну несложную поделку по теме прошлых занятий, дать возможность украсить работу некоторыми деталями по желанию (приклеить или нарисовать что-то). Вполне возможно, что ребёнок, закончив поделку раньше остальных, захочет просто рассмотреть её или тихо поиграть с ней, этому тоже не стоит мешать.

Иногда ребёнок хочет украсить свою поделку особенными деталями, а иногда - просто поиграть с ней

Индивидуальные предпочтения малышей следует учитывать и при выборе материалов для поделок. У детей уже есть любимые цвета, элементы декора, поэтому стоит предоставить им право выбора. Кто-то захочет делать жёлтую корзинку и украсить её розовым цветком, а кому-то нравится голубая основа и красные ягоды для украшения.

Элементов декора всегда стоит заготавливать несколько больше, чем требуется на группу, и варьировать их (если цветы, то разной конфигурации, если грибочки, то разного вида).

Декорирование и размер поделок

Украшение поделок - важный этап в становлении эстетического вкуса и мировосприятия ребёнка. Нужно давать дошкольнику как можно больше свободы и выбора в этом вопросе, так мы воспитаем активную, мыслящую личность, способную принимать собственные решения и отстаивать своё мнение. Кроме того, обучая детей декорированию готовых изделий, воспитатель развивает у них чувство симметрии и соразмерности частей, учит гармоничному сочетанию цветов.

Для украшения бумажных поделок можно использовать рисунки фломастерами или восковыми карандашами, они дают яркий насыщенный цвет линий и легки в использовании. Корзинки, ведёрки, домики и прочее можно украсить аппликацией из ткани, кружевной тесьмы. На поделки, в которых использовался пластилин, легко крепятся бусинки, пайетки. Обрезки пряжи, нарезанные трубочки для коктейля, пуговицы, пробки, кусочки слюды, солома, мох, сухие травы и колосья - всё это также может быть использовано как дополнение для создания цельного художественного образа, наиболее полного воплощения замысла.

Основой для забавной поделки могут стать даже кукурузные початки

Поделки из бумаги и подручного материала не следует задумывать слишком крупными и громоздкими, ребёнку должно быть удобно держать их, играть, манипулировать ими. Постройки из кубиков, блоков должны соответствовать по размерам предполагаемой функции (строим мост достаточной ширины, чтобы проехала большая машина, корабль мастерим такого размера, чтобы в нём уместились все игрушки, которые хотят путешествовать).

Видео: занятие по конструированию из бумаги в средней группе

Видео: занятие по Лего-конструированию в средней группе

Особенности проведения открытого занятия по конструированию

На открытом занятии по конструктивно-модельной деятельности должны быть учтены такие моменты:

  • Актуальность темы занятия (отражает ли оно тематику самообразования педагога или проблему, над которой работает коллектив ДОУ).
  • Использование инновационных методик, дидактического материала, оборудования. Это могут быть блоки Дьенеша, нетрадиционные материалы (коробки, пробки, макароны, пластиковые тарелки). Приглашённым на занятие коллегам полезно увидеть что-то новое и интересное для себя, способствующее их профессиональному росту и самосовершенствованию.

Готовясь к занятию, воспитатель должен:

  • Обдумать цели, задачи, методы и приёмы, которые будут использованы на показе НОД.
  • Составить подробный конспект с указанием всех видов деятельности, используемых игр, литературных произведений, малых форм фольклора и т. д., а также своих реплик и возможных ответов детей.
  • Рассчитать ожидаемый результат, возможные трудности и способы их устранения (дети могут растеряться в присутствии посторонних, замешкаться с ответом, нужно быть готовым к этому, подбодрить ребёнка, задать наводящий вопрос).
  • Подготовить пальчиковую гимнастику, физкультминутку.
  • Расположить демонстрационный и раздаточный материал так, чтобы детям было удобно им пользоваться, хорошо видно.
  • Продумать организацию пространства: где рассадить детей, где гостей, чтобы они не отвлекали малышей (лучше расположить приглашённых за спинами сидящих воспитанников), как расставить крупное оборудование, куда повесить мультимедийную доску, если её используют.
  • За несколько дней до занятия сообщить родителям. Подготовить детей, рассказать, что у них будут гости, воспитатели из других детских садов, которые посмотрят, как малыши умеют работать с конструктором.
  • Подготовить речь, поясняющую коллегам цели и задачи занятия, методы их достижения.

Чего не следует делать:

  • Проводить изнуряющие репетиции. Лучше загодя разбить всю НОД на части и использовать в разных видах деятельности то дидактическую игру, то физкультминутку. Тогда занятие не будет выглядеть заученным и искусственным.
  • Затягивать продолжительность занятия выше нормы. Если планируется НОД с интеграцией разных образовательных областей, то её допустимо продлить на 5–6 минут.
  • Проводить более одного открытого занятия в день. И дети, и воспитатель должны отдохнуть, снять напряжение. Оставшись в группе после ухода коллег, педагог ещё раз хвалит малышей, вспоминает удачные моменты занятия. Это способствует налаживанию эмоциональной близости, помогает детям получить удовлетворение от выполненного, ведь они тоже чувствовали ответственность и волновались.
  • Давать детям больше нагрузки или предлагать им виды работ, которые не соответствуют возрасту, желая «поразить» гостей. Дети должны выполнять действия и получать знания, которые даются им и на обычном занятии.
  • Перегружать занятие пёстрой наглядностью, визуальными эффектами, дорогими декорациями. На открытый показ приходят, чтобы увидеть и перенять опыт, который можно использовать и в своей работе.
  • В случае неудачи изводить себя самокритикой. Любая неудача даёт толчок для движения вперёд.

Коллеги также должны быть корректны и относиться с пониманием к педагогу, поскольку для него открытый показ - большая ответственность и нервная нагрузка.

Таблица: пример конспекта открытого занятия по конструированию в средней группе

Автор Мавлютова Г.Я., воспитатель МБДОУ Детский сад №6 «Василёк» Кувандыкского городского округа Оренбургской области
Тема «Дома на улицах города»
Этап НОД Содержание этапа
Задачи НОД
  • Образовательные:
    • продолжать закреплять знания детей по сооружению построек, домов с перекрытиями;
    • учить выделять основные части (стены, фундамент, крыша);
    • различать и называть названия деталей: призма, цилиндр, конус, брусок, пластина;
    • отбирать нужные для постройки детали;
    • учить анализировать готовую графическую модель дома;
    • учить соблюдать симметрию и пропорции;
    • продолжать учить конструировать по схеме, упражнять в расположении деталей;
    • закрепить знания о дорожных знаках, правилах поведения на улицах города.
  • Развивающие:
    • развивать образное мышление и воображение;
    • развивать творческую инициативу, зрительную память и внимание, коммуникативные навыки, умения работать в группе сверстников;
    • развивать конструкторские навыки детей;
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес детей к самостоятельной работе;
    • побуждать детей к поисковой деятельности;
    • воспитывать трудолюбие и любовь к творчеству в процессе конструирования;
    • формировать уважительное и бережное отношение к красоте окружающего мира.
Оборудование и материалы
  • Картины и схемы с изображением зданий по количеству детей в группе,
  • магнитная доска,
  • разноцветные магниты,
  • строительный материал,
  • карточки со схемами зданий,
  • дополнительный материал (деревья, дорожные знаки),
  • плитки из картона для рефлексии,
  • проектор, ноутбук, USB-флешка с музыкальным видеоклипом и картинками.
Предварительная работа
  • Конструирование жилых, общественных зданий.
  • Беседы о работе строителя.
  • Просмотр слайдов «Разные дома».
  • Индивидуальные беседы на тему: «Здания и сооружения города».
  • Индивидуальная работа: постройка по схемам.
Организационная часть В.: Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас снова такими красивыми, здоровыми, с добрыми глазками. Нас ждут сегодня увлекательные игры и ещё много интересного. Сначала поздороваемся.
Коммуникативная игра с артикуляционной гимнастикой «Здравствуйте» (по М. Картушиной).
  • Здравствуйте, ладошки! (Дети вытягивают руки, поворачивают их ладонями вверх.)
    Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка.)
  • Здравствуйте, ножки! (Пружинка.)
    Топ-топ-топ! (Топают ногами.)
  • Здравствуйте, щёчки! (Гладят ладонями щёчки.)
  • Пухленькие щёчки! (Круговые движения кулачками по щекам.)
    Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)
  • Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)
    Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)
  • Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)
    Щёлк-щёлк-щёлк! (3 раза щёлкают зубками.)
  • Здравствуй, мой носик! (Гладят нос ладонью.)
    Бип-бип-бип! (Нажимают на нос указательным пальцем.)
  • Здравствуйте, гости! (Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.)
    Привет! (Машут рукой.)

Определение психологического состояния детей.
В.: А сейчас поудобнее присаживайтесь на коврик. Выберите каждый понравившуюся вам картинку и объясните, почему выбрали именно её.
Детям показывают карточки с изображением солнышка, тучи, солнышка за тучей, молнии, дождя.
Ответы детей.
В.: Хорошо, а хотите, чтобы всегда было солнышко рядом с вами, чтобы вы не грустили, не ссорились? А для этого больше улыбаться, заняться интересным делом и порадовать друг друга. Ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого станет тепло, светло и радостно, весело. Давайте покажем, как радуются весёлые человечки.
Пальчиковая игра «Весёлые человечки» (Дети встают парами и выполняют действия в соответствии с текстом).

  • Бежали мимо речки весёлые человечки.
    Прыгали, скакали, солнышко встречали.
    Забрались на мостик и забили гвоздик.
    Молоточки стучат: т-т-т, т-т-т.
    Что за шум, что за гром?
    Мы ударим топором: д-д-д, д-д-д.
    Улыбнулись, подружились и обнялись.
Основная часть В.: Вот какие весёлые человечки! И у каждого есть свой дом, где его любят, ждут и все они живут одной семьёй. Домики есть у животных, даже у насекомых. Посмотрим, у кого какой дом.
Дидактическая игра «У кого какой дом».
Мультимедийная презентация. Слайд №1.
В.: Смотрите, как же муравей и пчела носят строительный материал. Может, мы тоже попробуем без рук таскать палочки?
Игра-эксперимент «Прижимая верхнюю губу к носу, несём трубочки-палочки».
В.: Как выглядит дом у людей, из каких частей он состоит? (Из фундамента, стен, окон, перекрытия, крыши).
Какие детали нужны, чтобы построить дом? (Кирпичи, кубики, пластины).
Посмотрим на экране.
Слайд № 2. Мультимедийный показ, как геометрические фигуры превратились в строительные детали.
В.: На какую грань поставили кирпичик? (На узкую длинную грань).
Люди каких профессий работают на стройке? (каменщик, маляр, штукатур, крановщик).
А вы хотите строить дом? (Ответы детей. Затем они надевают форму: каски, фартуки, нарукавники). Соблюдайте правила безопасности.
Динамическая музыкальная пауза «Я хочу построить дом».
В.: Как вы думаете, можете вы поставить свой дом где захотите? (Нет). Вам покажут специальные участки, площадь. Сейчас каждый возьмёт номер участка и схему будущей постройки и найдёт свой участок.
Расскажи, Эмиль, про свой чертёж. (Рассказ ребёнка).
Приступаем к работе. Делайте постройки крепкие, устойчивые.
Самостоятельная работа детей по схеме.
Итоговая часть В.: Вот закончили мы постройку. Когда стоит много домов, как мы это назовём? (Улица). А если эта улица очень длинная? (Проспект).
Как назовёте этот проспект? (Проспект Мира, Детский).
Как будете переходить улицу? (По пешеходному переходу). Есть у вас знак такой, ставьте, где должен стоять знак. На что смотреть, когда переходите улицу? (На светофор). Где светофор поставим?
Что за этот знак? («Осторожно, дети!»).
Возле какого здания поставим такой знак? (Возле школы, детского сада).
А чтобы всегда было красиво на улице, возле дома, что надо делать? (Сажать цветы, не сорить во дворе).
Рефлексия.
В.: Ребята, вы так сегодня старались, трудились все на славу. Спасибо вам за ваш труд. Вы так порадовали людей, жильцов своей работой. Всегда есть маленькая тропиночка, которая ведёт вас в дом. Если вам сегодня понравилась такая работа, положите зелёную плитку,если вам что-то не удалось, что-то не получилось, положите красную плитку.
Скоро заселятся жильцы в эти дома. Будет новоселье, праздник. Давайте сделаем праздничный фейерверк. (Мыльные пузыри).

Анализ занятия и диагностика навыков детей средней группы по конструированию

После каждого занятия проводится его анализ. Дети делятся своими впечатлениями: что им было интересно делать, что получилось легко, а что вызвало затруднения. Воспитатель даёт положительную оценку как работе в целом, так и хвалит самые удачные, оригинальные изделия. Замечания об ошибках и недочётах стоит делать в общем, не называя имён и фамилий, поскольку дети этого возраста воспринимают критику очень болезненно.

Педагог должен проанализировать занятие и для себя, сделать выводы для улучшения последующей работы. Всё, что не удалось, вызвало затруднение или не было понятно детям, требует тщательной проработки и индивидуальных занятий с малышами.

Два раза в год проводят диагностику умений и навыков детей, составляя диагностическую карту. Эта работа также поможет воспитателю совершенствовать обучение детей конструированию.

Таблица: пример диагностической карты

Конструирование как тема самообразования педагога

Если конструктивно-модельная деятельность детей близка педагогу, и он хочет развивать свои знания и умения в этом направлении, то конструирование вполне может стать темой самообразования. Работа воспитателя по своему профессиональному совершенствованию будет проходить в таких направлениях:

  • Изучение инновационных технологий, использование нетрадиционных материалов для изготовления собственно поделок и их декорирования.
  • Изучение и анализ рекомендованных общеобразовательных программ.
  • Чтение новинок методической литературы по теме.
  • Участие в методических объединениях, посещение открытых мероприятий на уровне города и ДОУ.
  • Участие в тематических выставках, семинарах, мастер-классах.
  • Исследование возможностей детей в данной области, стимулирование их поисковой, экспериментальной деятельности.
  • Работа с родителями (консультации, индивидуальные беседы, привлечение к участию в выставках поделок, обогащении развивающей среды группы).

Проведение занятий по конструированию и их полноценный глубокий анализ помогут педагогу сделать свою работу с дошкольниками среднего звена ещё более продуктивной, а в малышах воспитатель, который сам увлекается конструированием, разовьёт как творческие и художественные способности, так и задатки будущих изобретателей, архитекторов, мастеров.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: