Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольников. Развитие памяти в детском возрасте

План:1. Общая характеристика памяти.2. Особенности памяти детей дошкольного возраста.3. Характеристика непроизвольной памяти детей конкретной возрастной группы.4. Развитие непроизвольной памяти детей в процессе воспита¬тельно-образовательной работы в детском саду.Методические указанияПамять - необходимый компонент психической деятельности человека. Давая общую характеристику памяти, учащийся должен описать процессы, виды и типы памяти, вскрыв ее физиологиче¬ский механизм, показать, какой вид памяти преобладает у детей дошкольного возраста.Раскрывая закономерности развития памяти дошкольников, не¬обходимо обосновать следующие положения:1. Развитие процессов запоминания, сохранения и воспроизве¬дения информации в дошкольном возрасте тесно связано с созре¬ванием нервной системы ребенка.2. Точность и полнота запоминания материала определяется активностью ребенка в деятельности.3. Овладение связной речью - предпосылка осмысленного за¬поминания.Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению информации. Сле¬дует показать, как изменяется на протяжении дошкольного воз¬раста объем запоминания, сроки сохранения и точность воспроиз¬ведения наглядного и словесного материала, какова роль взрослых в развитии памяти у дошкольников.Для определения особенностей непроизвольной памяти у детей конкретной возрастной группы (пять-десять человек) рекомен¬дуется провести ряд экспериментов:1. Поочередно показывать ребенку четыре-девять игрушек (в зависимости от возраста), убирая каждую из них сразу после демонстрации. Убрав последнюю игрушку, попросить назвать уви¬денное. Ответ ребенка записать.2. Разложить перед ребенком четыре-девять других игру¬шек и предложить поиграть ими в течение пяти-десяти минут. Убрав их, спросить, с какими игрушками он играл. Ответ записать.3. Разложить перед ребенком шесть-девять картинок (две-три картинки с изображением мебели, две-три - с изображением по¬суды, две-три - с изображением транспорта). Предложить в тече¬ние трех минут посмотреть на них. Убрав картинки, попросить ре¬бенка назвать изображенные предметы. Ответ записать.4. Предложить ребенку сложить вышеуказанные картинки в группы в зависимости от назначения изображенных на них пред¬метов. Убрав картинки из поля зрения ребенка, попросить его назвать нарисованное предметы. Ответ записать.На основании данных экспериментов сделать вывод:1. Как влияет на продуктивность запоминания и воспроизведе¬ния материала предметная деятельность ребенка. Почему. Срав¬нить количество названных ребенком объектов в первом и втором, третьем и четвертом экспериментах.2. Есть ли разница в продуктивности запоминания детьми игрушек и картинок.Одной из задач воспитательно-образовательной работы детско¬го сада является развитие памяти дошкольников. Обосновать воз¬можность использования с этой целью занятий, наблюдений в при¬роде, игр, труда. Привести примеры дидактических игр, направ¬ленных на развитие памяти детей.Основная литература:1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб., 2008.2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - Спб.: Питер, 2004.3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.4. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.5. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М., 1974.6. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1978.7. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.8. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. - М., 1986.9. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - Спб.: Питер, 2009. - 304 с.10. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М., 2005.11. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М., 1972.12. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - 8-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.13. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

УО "Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова"

Курсовая работа по психологии

СООТНОШЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ И НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Выполнила:

Дуброрвская Светлана Николаевна

Научный руководитель :

Катлярова Э. В.

Кандидат психологических наук, доцент

  • Введение
  • 1. Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольников
    • 1.1 Характеристика непроизвольного и произвольного запоминания
    • 1.2 Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте
    • 1.3 Развитие произвольной памяти в детском возрасте
      • 1.4 Формирование произвольной памяти
      • 1.5 Обучение запоминанию в дошкольном детстве
      • 1.6 Обучение запоминанию с использованием мнемических средств
    • Выводы по главе
  • 2. Выявление наиболее продуктивного вида памяти дошкольников
    • 2.1 Организация и методы исследования
    • 2.2 Обработка и анализ результатов эксперимента
  • Введение
  • Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, постоянно оставляют определенный след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Все эти процессы называются памятью.
  • Исследованием особенностей памяти занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, что породило большие споры и дискуссии: Блонский П. П., Выготский Л. С., Гнедова Н. М., Джеймс У., Зинченко П. И., Леонтьев А. Н., Ляудис В. Я., Норманн Д. А., Смирнов А. А., Эльконин Д. Б., Немов Р. С., Истомина З. М., Обухова Л. Ф., Лурия А. Р. И многие другие. Выготский Л. С. отмечал, что ни по одной теме современной психологии нет столько разногласий, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.
  • Память является одним из важных и необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Однако долгое время основное внимание ученых и исследователей было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение изменилось. В настоящее время все больше детей отличаются ранним и весьма высоким интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в дошкольном возрасте.
  • В связи с этим исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире - в прямом и переносном смысле.
  • Актуальность темы, выбранной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.
  • Объектом исследования является память.
  • Предметом исследования - Соотношение непроизвольной и произвольной памяти дошкольников.
  • Целью данного исследования явилось изучение особенностей развития непроизвольной и произвольной памяти дошкольников.
  • Задачи:

1. Изучив психолого - педагогическую литературу по данной теме, охарактеризовать виды памяти, их особенности в дошкольном возрасте;

2. Выявить наиболее продуктивный вид памяти у детей дошкольного возраста.

Гипотеза - в период дошкольного возраста непроизвольное запоминание является наиболее продуктивным видом памяти.

Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования, как:

1. Изучение и анализ психолого - педагогической литературы;

2. Методы синтеза, индукции и дедукции;

3. Проведение эксперимента по выявлению наиболее продуктивного вида памяти дошкольников.

  • 1. Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольников
    • 1.1 Характеристика непроизвольного и произвольного запоминания
    • Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в мозге. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. В настоящее время выделяют две фазы памяти:

Ш лабильную, которой соответствует удержание следа в форме реверберации нервных импульсов (так называемая кратковременная память);

Ш стабильную фазу, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в процессе консолидации (так называемая долговременная память).

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявлени, ее виды чрезвычайно многообразны. Различные формы проявления мнемической деятельности вычленяют в соответствии с тремя основными критериями.

1.По характеру активности, преобладающей в деятельности, память делят на: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Ш Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека. Данный вид памяти лежит в основе освоения таких конкретных видов деятельности, как вождение автомобиля, вязание, спорт и т.д.

Ш Эмоциональная (аффективная) память - это память на чувства.

Ш Словесно-логическая (вербальная) память - это память на мысли и речь.

Ш Образная память - это память на образы(зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые). Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Образная память дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком ра-зличных впечатлений. Различают зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой типы памяти. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты у всех людей, то остальные три остальные типы памяти являются скорее профессиональными типами.

2.По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.

Ш Непроизвольная память - это память, которая осуществляется без участии воли и во многом определяется особенностями раздражителей и их значимостью для личности.

Ш Произвольная память - это память, характеризующуюся заранее поставленной целью и специальными (мнемическими) приемами запоминания.

3.По времени закрепления и сохранения материала различают память кратковременную и долговременную.

Ш Кратковременная память - это быстрое запоминание информации на короткий срок. В течение каждого дня мы воспринимаем и запоминаем самую различную информацию, которая практически сразу забывается нами. Например, если вы переходите улицу и уступаете проезжающей машине, то чаще всего информация о ней вами будет забыта. Если же вас спросить об этом сразу, вы вероятнее всего, сможете вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины.

Ш Долговременная память - это сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что долговременная память - самая сложная и важная система памяти, так как именно благодаря ей человек накапливает и трансформирует свой жизненный опыт. Информация запоминается нами на длительное время по разным причинам. Так, мы надолго запоминаем информацию, если: многократно воспринимаем те или иные объекты, ситуации, людей; при запоминании у нас возникают сильные эмоциональные переживания; если воспринимаемая информация очень значима для нас и т.д.

Ш Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации, необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается либо попадает в долговременную память.

Таким образом, в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.

Таблица№1

Различные Все виды памяти, выделенные в соответствии с разными критериями, находятся в органическом единстве. Так, словесно-логическая память в каждом конкретном случае может быть либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной. Различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Кратковременная и долговременная память, по существу, представляет собой две стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти.

Основные процессы памяти: запоминание, воспроизведение и забывание.

Запоминание - главный процесс памяти, от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание и воспроизведение осуществляются в форме непроизвольных и произвольных процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и воспроизводит без специальных намерений и усилий. Произвольная память позволяет человеку запомнить с необходимой полнотой то, что ему нужно в данный момент. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Установлено, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Прочность этих связей определяется тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей.

Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.

В современных теоретических и экспериментальных исследованиях познавательных процессов все более явно происходит стирание границ, намеченных традиционной функциональной психологией, между процессами восприятия, памяти, мышления.

При разработке проблемы развития и формирования процессов запоминания наиболее полно обнаружили себя преимущества генетического метода исследования. Сравнительное изучение непроизвольного и произвольного запоминания на разных стадиях дошкольного детства положило начало операционному анализу процесса запоминания, изучению динамики операций на разных возрастных стадиях. Последнее представляло собой, по существу, исследование структуры процессов памяти.

Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.

Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической.

Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.

В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п. ,хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели.

В процессе обучения произвольное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучивая стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т.д. Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непроизвольного запоминания.

Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. И в то же время, если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимое для реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным. Большое значение при этом имеет постановка не только общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но и более частных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится задача запомнить только основное, главные мысли, наиболее существенные факты, в других - запомнить дословно, в третьих - точно запомнить последовательность фактов и т.д.

Постановка специальных задач оказывает существенное влияние на запоминание, под ее влиянием меняется сам его процесс. Однако, по мнению С.Л.Рубинштейна, основное значение приобретает вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Он считает, что в проблеме запоминания нет однозначной зависимости между произвольным и непроизвольным запоминанием. И преимущества произвольного запоминания со свей очевидностью выступают лишь на первый взгляд. запоминание детский мнемический акселерация

Исследования П.И.Зинченко в этом убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса, непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непроизвольное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запомнить), оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача картинки запомнить.

Посвященное той же проблеме исследование А.А.Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем произвольное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запоминалось прочнее, чем то, что они старались запомнить специально. Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание, т.е., по существу, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которого оно совершается.

Запоминается, как и осознается прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Однако то, что не включено в целевое содержание действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. В мнемической деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческое образование, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и сознательное обращение к прошлому в целях припоминания заученного материала - специальная форма сознательной деятельности.

Таким образом, центральной проблемой запоминания являются вопрос о взаимоотношении произвольного и непроизвольного запоминания, т.е. запоминания, составляющего прямую цель действия субъекта, и запоминания, совершающегося непреднамеренно в ходе деятельности, ставящей себе иную цель. На первый взгляд с очевидностью выступают преимущества произвольного запоминания. Однако повседневные наблюдения свидетельствуют все же о том, что большая часть того, мы запоминаем в жизни, запоминается нами непроизвольно, без специального намерения, и многое из того, что мы совсем не стремились запомнить, запоминаем так, что мы никогда не сможем забыть, даже если бы этого и захотели.

Исследования Зинченко П.И. в этом плане убедительно показали, что установка на запоминание, делающая запоминание прямой целью действий субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности запоминания; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

Посвященное этой же проблеме исследование Смирнова подтвердило тот факт, что непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание.

Экспериментальные данные Смирнова А.А. показали также, что преимущество непроизвольного запоминания над произвольным (в тех сериях, когда оно имело место) при отсроченном воспроизведении оказалось значительнее, чем при непосредственном воспроизведении, иногда более чем в два раза.

Другими словами, то, что испытуемые запоминали непроизвольно - в процессе деятельности, целью которой не было запоминание, запоминалось прочнее, чем то, что они запоминали произвольно, специально выполняя задание запомнить.

Таким образом, запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель нашего действия.

Поэтому, если данный материал включен в целевое содержание данного действия, он может непроизвольно запомниться лучше, чем если при запоминании - цель сдвинута на самое запоминание. Но то, что не включено в целевое содержание действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при пноизвольном запоминании, направленном именно на данный материал.

Все зависит в первую очередь от того, как организовано и на что направлено действие субъекта, в ходе которого совершается запоминание. Поэтому и непреднамеренное, непроизвольное запоминание, может не быть делом только случая.

Его можно косвенно, опосредованно регулировать. Это много сложнее, но и много плодотворнее, чем требование произвольного запоминания при котором самое запоминание становится основной целью действий.

  • 1.2 Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте
    • Память в дошкольном возрасте, по представлению В. С. Мухиной носит, преимущественно непроизвольный характер. Ребенок не умеет и не ставит сознательной задачи запомнить что-либо с целью последующего воспроизведения. И запоминание и припоминание не регулируются сознательной волей и носят случайный характер, реализуясь в деятельности и зависят от ее характера. Обычно дошкольники легче запоминают то, что интересно, что вызвало эмоциональное впечатление. Но в любом случае количество запоминаемого материала зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к запоминаемым объектам, в какой мере происходит их восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия и т.д. Так, например, при простом рассматривании картинок или слушании последовательности слов, ребенок запоминает меньше, чем при действии с ними (например, сгруппировать картинки по какому-либо признаку, составить предложение из слов и т.д.)
    • Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Вместе с тем, непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления, например запоминание рассматриваемых картинок, оказывается менее успешным, чем произвольное.
    • Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным. Если события этой поры имели эмоциональную значимость и произвели на ребенка впечатления, они могут сохраняться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный возраст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста.
    • Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся обычно к возрасту около трех лет (имеются ввиду воспоминания взрослых людей, связанных с детством). Было установлено, что почти 75% первых детских воспоминаний приходится на возраст от 3 до 4 лет. Это значит, что к данному возрасту, т.е. к началу раннего дошкольного возраста, у ребенка связываются долговременная память и ее механизмы. Одним из них является ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями. Запечатляющая роль эмоций в долговременной памяти начинает проявлять себя уже в начале дошкольного возраста.
    • Однако, у младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить и припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. Когда детям 3 лет предъявляли серию картинок с просьбой их рассмотреть и другую серию с просьбой запомнить, подавляющее большинство детей вели себя одинаково. Бросив на картинку беглый взгляд, ребенок тут же отводил его в сторону и просил взрослого показать другую картинку. Некоторые дети пытались рассуждать по поводу изображенных предметов, вспоминали случаи из прошлого опыта, связанные с картинками: "Очки - здесь на глазки накладывают", "Эта - бабочка, называется червяк"; "Арбуз. Я вот с мамой и папой покупала арбуз большой, а сливы маленькие". Однако, никаких действий, чтобы запомнить, у детей не наблюдалось. [По материалам В. С. Мухиной]
    • 1.3 Развитие произвольной памяти в детском возрасте

Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста остается непроизвольная память. Но в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы, направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.[№10 с. 162]

Но не смотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, к произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые.

Продуктивность запоминания у детей в игре выше, чем вне игры. Однако, у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего используется просто повторение.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя 2 этапа:

1. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить.

2. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.

К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в данный момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний - семью такими единицами.

В одном из экспериментов детей в возрасте от 3 до 8 лет показывали 10 различных деревянных брусков, выложенных в один ряд по длине, и просили просто посмотреть на этот ряд. Неделю, а за тем месяц спустя им предлагали выложить этот ряд по памяти.

Первым интересным результатом эксперимента было следующее. Уже через неделю младшие дошкольники не могли вспомнить последовательности брусков, но тем не менее восстановит ее, выбирая один из следующих вариантов расположения ряда:

v Выбор нескольких равных между собой брусков;

v Выбор длинных и коротких брусков;

v Составление групп из коротких, средних и длинных брусков;

v Воспроизведение логически правильной, но чересчур короткой;

v Составление полной исходной упорядоченности серии.

Следующий результат состоял в том, что через 6 месяцев без всяких новых предъявлений запоминаемого материала память у детей спонтанно улучшилась в 75% случаев. [по материалам З. М. Истоминой]

При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут ее запомнить. У них появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы.

Память сохраняет представления, которые в психологии интерпретируют как обобщенное воспоминание. Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представлениям есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления.

Таким образом, общее представление характеризуется тем, что оно способно "вырывать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и, следовательно, может установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще дана не была". [№8 с. 26] Память дошкольника, не смотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

  • 1.4 Формирование произвольной памяти

Произвольные формы запоминания и восприятия начинают складываться в возрасте четырех пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением, по утверждению А.Н. Леонтьева, создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

В процессе коллективной игры ребенок, исполняя роль связного, должен был передать в штаб сообщения, состоящие из одинаковой начальной фразы и нескольких надлежащим образом подобранных наименований отдельных предметов (каждый раз, разумеется, других).

Самые маленькие дети, исполняя роль связного, не принимали ее внутреннего содержания. Поэтому сплошь и рядом убегали выполнять поручение, даже не выслушав его до конца.

Другие дети принимали содержание роли. Они были озабочены тем, чтобы передать сообщение, но у них не было стремления запомнить его содержание. Поэтому они выслушивали сообщение, но не прилагали усилий для того, чтобы его запомнить. Передавая же поручение они не делали никаких попыток активно припомнить забытое. На вопрос, что еще нужно было передать, они обычно просто отвечали: "Ничего, все".

Иначе вели себя старшие дети. Они не только выслушивали поручение, но и пытались запомнить его. Иногда это выражалось в том, что, они шевелили губами и повторяли про себя сообщение по пути к штабу. В ответ на попытки заговорить с ними в этот момент ребенок отрицательно мотал головой и поспешно продолжал свой путь. Передавая поручение, эти дети не просто выпаливали его, но старались вспомнить забытое: "Сейчас скажу еще, сейчас..." Очевидно, что при этом они как-то внутренне напрягались, как-то пытались отыскать в памяти необходимое. Их внутренняя активность была направлена на определенную цель: вспомнить содержание сообщения. [По материалам А.Н. Леонтьева.]

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели - запомнить. Ребенок начинает понимать указания взрослого в отношении того, что запомнить и припомнить, как использовать приемы и средства запоминания, как проверить и контролировать правильность воспроизведения и т.д.

Возникновение произвольной памяти связано:

v с возрастанием регулирующей роли речи;

v появлением идеальной мотивации;

v умением подчинять свои действия относительно отдаленным целям (например, наблюдение за бабочкой, чтобы потом ее нарисовать);

v со составлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Однако произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться, главным образом, механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или "про себя". В процессе механического запоминания ребенок опирается лишь на внешние связи между объектами. Поэтому дети легко запоминают считалки, словесный каламбур, недостаточно понятные фразы, дословно могут воспроизвести далеко не всегда осмысленный материал. Причина этого связанно с интересом к звуковой стороне слов, эмоциональным отношениям к ним, с их включенностью в игровую деятельность.

Но уже в старшем дошкольном возрасте становится возможным смысловое запоминание, основанное на установлении содержательных связей между частями запоминаемого материала, между запоминаемым материалом и элементами прошлого опыта, хранящимися в памяти. Такое усвоение происходит только в условиях специального обучения.

Поскольку преобладающем видом памяти у старших дошкольников остается образная память, наиболее подходящим материалом для использования в смысловом запоминании в этом возрасте служат картинки.

Овладение элементами произвольной памяти включает несколько этапов:

1. Словесная постановка цели на запоминание, которое формируется взрослым;

2. Появление у ребенка под влиянием воспитателей и родителей намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. При чем припоминание раньше, чем запоминание становится произвольным;

3. Осознание и выделение мнемической цели, которая наблюдается:

a) когда ребенок сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания (например, знакомство с новой подвижной игрой - правила);

b) Когда для ребенка важен мотив, побуждающий его к деятельности, и происходит принятие цели (легче всего это происходит в игре; например, ребенок берет на себя роль "покупателя" в игре, принимает задачу "купить" для детского сада то, что ему поручено, и в "магазине" для него становится необходимой цель вспомнить, что нужно "купить"); Цель запомнить и припомнить для ребенка в игре имеет конкретный смысл.

4. Осознание и использование ребенком некоторых приемов запоминания, которые выделяются из знаковых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Первоначально происходит повторение в след за взрослым того материала, который необходимо запомнить, далее проговаривание, осуществление внешних действий, пространственное перемещение и т.п. В дальнейшем осуществляется смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

5. Действие самоконтроля, которые впервые появляются у детей в 4 года. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал, исправляют неточности.

До самого конца дошкольного детства основным видом запоминания остается непроизвольное запоминание. К произвольному запоминанию дети обращаются редко и, главным образом, по требования взрослых.

  • 1.5 Обучение запоминанию в дошкольном детстве
      • При обучении запоминанию необходимо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи других, например предмет или слово с помощью обозначающей его картинки. Вначале готовые средства для запоминания ребёнку предлагает взрослый. Когда дети научаются запоминать и припоминать предметы с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед ребенком самостоятельного выбора средств, используемых для запоминания.

Следует иметь в виду один важный момент, отличающий обучаемость детей от обучаемости взрослых. Ребёнок сравнительно легко усваивает материал лишь тогда, когда у него к этому материалу имеется явно выраженный непосредственный или потребительский интерес. Данное замечание касается и памяти. Её развитие у детей дошкольного возраста от непроизвольной к произвольной и от непосредственной к опосредованной будет проходить активно лишь тогда, когда сам ребёнок заинтересован в применении соответствующих средств запоминания, в сохранении и воспроизведении запоминаемого материала. Дошкольник осознаёт и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребёнок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам

Совершенствование произвольной памяти у детей связано с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Развитие памяти происходит с обучением ребенка основам наук одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. [№7 с. 288]

  • 1.6 Обучение запоминанию с использованием мнемических средств

Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемоникой или мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить.

Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить себе следующим образом:

1. Переход от конкретных мнемических средств (запоминая одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т.п.).

2. Переход от механических к логическим средствам запоминания и воспроизведения материала.

3. Переход от внешних средств запоминания к внутренним.

4. Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим.

Следование этому ходу развития в совершенствовании средств запоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формирование у ребёнка опосредованного и произвольного запоминания.

Если приступить к обучению ребёнка пользованию мнемическими приёмами до того, как у него появятся первые признаки произвольного запоминания в процессе естественного развития памяти, то можно добиться того, что данный вид запоминания и воспроизведения материала начнёт складываться у детей не к пяти-шести годам, а раньше. При правильно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти уже в младшем дошкольном возрасте, т.е. на полтора-два года раньше обычного. На первом этапе обучения дети должны научиться сравнивать и соотносить друг с другом изучаемый материал, формировать смысловые группировки на основе выделения определённых существенных признаков, научиться выполнять эти операции при решении мнемических задач. [№11 с. 336]

Формирование умения классифицировать материал должно пройти три этапа: практический, речевой и полностью умственный. В результате овладения приёмами группировки и классификации можно улучшить память детей младшего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном детстве такие дети вполне осознанно, с успехом применяют подобного рода приёмы при запоминании и воспроизведении материала, демонстрируя тем самым выраженную способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

  • Выводы по главе
    • Анализируя различные теории памяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти занимаются представители различных наук. В каждой из наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к памяти. Все эти науки вместе взятые расширят знания человека о памяти. Исходя из вышеизложенного и проанализировав многие литературные источники, можно с уверенностью сказать, что память - это психический процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность.
    • Непроизвольное запоминание - продукт деятельности субъекта. Необходимое условие запоминания - взаимодействие субъекта с предметами. Таким образом, целенаправленное действие являются продуктивным в непроизвольном запоминании. При такой структуре деятельности складываются наиболее благоприятные условия для образования и закрепления нервных связей. У дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию.
    • Совершенствование образной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.
  • 2. Выявление наиболее продуктивного вида памяти дошкольников
    • 2.1 Организация и методы исследования
    • На базе ГУО "Мотневичский ясли - сад" города Чечерска проводилась работа по выявлению наиболее продуктивного вида памяти. Для оценки уровня я использовала метод эксперемента. В нем участвовали 12 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Я брала по 4 ребенка с каждой возрастной группы (4 ребенка в возрасте 3-4 лет, 4 ребенка в возрасте 4-5 лет и 4 ребенка в возрасте 5-6 лет)
    • Для подготовки к эксперименту я взяла три набора предметных картинок размером 5*7см (по 10 в каждом).Каждый набор разбит на три группы: овощи, фрукты, одежда.
    • Я проводила эксперимент в три серии через день, индивидуально с каждым ребенком. В каждой серии использовался новый набор картинок. Участие в трех сериях принимали одни и те же дети.
    • Первая серия эксперимента была направлена на изучение пассивной непроизвольной памяти дошкольников. Я ребенку показывала картинки изображением предметов, которые он должен рассмотреть. Задача запомнить не ставилась. Я говорю: "Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них". Картинки я показывала последовательно одна за другой. После демонстрации я прошу ребенка: "Назови картинки, которые ты запомнил".
    • Вторая серия эксперимента была направлена на изучение активной непроизвольной памяти. Здесь я использовала прием классификации материала. Я предлагала ребенку разложить набор картинок в три ряда, т.е. на три группы: "Что к чему подходит?" После выполнения задания я убираю картинки и прошу ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.
    • Третья серия эксперимента была направлена на изучение произвольной памяти. Я показывала ребенку третий набор картинок и предлагала запомнить как можно больше картинок для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания я не указывала. Каждую картинку я показывала в течение трех секунд. После показа всех картинок я просила воспроизвести по памяти предметы, изображенные на них.
    • 2.2 Обработка и анализ результатов эксперимента
    • По полученным результатам я вычислила средние показатели по каждой возрастной группе и по каждой серии эксперимента. Данные приведены в таблице №1 Более подробно изложен материал в приложении 1.
    • Таблица №2
    • Возраст детей

      • Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Память и её определения. Развитие памяти дошкольника. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте. Развитие непроизвольной памяти. Этапы овладение произвольными формами памяти. Методика проведения исследования развития памяти.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2004

    Основные характеристики, классификация памяти. Универсальные принципы в механизме памяти. Память и её развитие в детском возрасте. Память, как основная психическая функция в детском возрасте. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти.

    реферат , добавлен 16.04.2004

    Выявление особенностей развития произвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников. Рассмотрение видов памяти по характеру психической активности и использовании средств запоминания у детей. Анализ результатов исследования среди дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2014

    Обучение запоминанию с использованием мнемических средств. Значение игры в развитии памяти. Экспериментальное исследование зависимости продуктивности памяти от содержания запоминаемого материала и уровня сформированности у ребенка приемов запоминания.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2012

    Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи. Психолого-педагогические условия ее формирования. Особенности изучения уровня развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    Понятие и виды памяти, этапы ее формирования и возрастные особенности. Изучение непроизвольной и опосредованной памяти детей 4-15 лет. Выявление зависимости динамики мнемических характеристик подростков от условий развития в период дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2013

    Теоретические подходы к изучению высших форм памяти человека, закономерности развития в детстве. Экспериментальное изучение развития высших форм памяти у дошкольников. Главные задачи методики "Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти".

    курсовая работа , добавлен 11.11.2013

    Анализ проблемы развития произвольной памяти. Развитие памяти дошкольника. Этапы овладение произвольными формами памяти. Становление произвольной памяти. Краткие выводы по теоретической части. Исследование развития памяти дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2004

    Общее представление о памяти. Основные виды памяти, их характеристика. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Преобладание непроизвольного запоминания над произвольным.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2015

    Основы деятельностного подхода в психологии. "Следы" исследований П.И. Зинченко. Законы развития непроизвольной памяти во взаимоотношениях с произвольной. Методика зависимости продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ 5-7

У детей 5-7 лет преобладает непроизвольная память , при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребёнка этого возраста – это его интерес. Ребёнок легко и надолго запоминает то, что вызвало у него интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, то, с чем ребёнок непосредственно действовал (конструировал, перекладывал). Если предметы при этом ещё и называются, то эффективность запоминания значительно увеличиваются.

Психолог П.И.Зинченко , исследовавший непроизвольное запоминание у детей 5-7 лет, установил, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребёнку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мысленных операций (например придумывание слов, установление конкретных связей и т.д.).

Но механизмы памяти у детей этой возрастной группы не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К 6-7 годам в жизни ребёнка появляется важное психологическое новообразование – дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память.

По степени развития произвольной памяти у детей 5-7-лет З.М. Истомина предлагает выделять 3 уровня . Для первого уровня характерно отсутствие вычисления цели запоминать или припоминать, для второго – наличие данной цели, но без применения каких – либо способов, направленных на её осуществление; для третьего – наличие цели запоминать или припоминать и применение мнемических способов для осуществления этого. Дети 6-7 лет достигают второго и третьего уровня развития памяти.

Следовательно, дети этой возрастной группы уже достаточно хорошо могут выделить цель запоминания. Это происходит только в том случае, когда ребёнку создаются условия, требующие от него активного запоминания и припоминания. Но одного этого недостаточно.

Запоминание детей этой возрастной группы должно быть чем-то мотивированно.

Экспериментальным путём была выявлена зависимость вычисления мнемической цели от вида деятельности, которую выполняет ребёнок. Оказалось, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение ребёнком порочения взрослого. Важным показателем развития произвольной памяти являются не только умение поставить цель запоминания и припоминания, но и проконтролировать её выполнение. Психологами было установлено, что к 6 годам возможности самоконтроля в процессе запоминания значительно увеличиваются. Большая часть детей этого возраста успешно используют самоконтроль при запоминании наглядного и словесного материалов. Это очень важно, в дальнейшем для успешного овладения учебной деятельностью. В основе перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию лежит повышение регулирующей роли второй сигнальной системы (речи) в поведении ребёнка. Дошкольник постепенно учится подчинять свои действия указаниям взрослого, в частности его требованиям запомнить тот или иной материал. Но необходимо, чтобы выполнение словесного требования запомнить или припомнить тот или иной материал получило подкрепление, приводило к достижению важного для ребёнка результата.

Количественные характеристики мнемической деятельности детей 5-7 лет достаточно высоки. Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Но двигательные впечатления продолжают существенно влиять на формирование таких навыков, как бег, прыжки.

Ребёнок учится умываться, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. В дальнейшем работа двигательной памяти становится более сложной.

Шести – семилетний возраст очень важен для развития многих двигательных способностей: именно в этом возрасте тренеры проводят отбор детей в секции гимнастики, акробатики, фигурного катания. Двигательная память детей этого возраста позволяет им освоить достаточно сложные движения, выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять освоение движения.

Высокой степени достигает у детей эмоциональная память . Но ребёнок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, то есть эмоциональная память неотделима от образной, наглядной.

Чем младше ребёнок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребёнка становится несколько другой, как и сами чувства, и причины, их вызывающие.

Память ребёнка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В.А. Сухомлинский писал : «Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы, глубоко хранят их в памяти».

В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов: животным, птицам, домам, деревьям, цветам и т.д. А также и несущественные признаки, частные детали, которые ребёнок подметил у отдельного животного, у одного дерева и т.д.. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям кажется ему общей. В этом случае сами явления ребёнок трактует как равноценные, равнозначные. Отсюда и характерная для этого возраста «детская ложь». «Рассказы о детях» В.Вересаева содержат много подобных примеров.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность . Дети могут легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок его тот час же поправит, напомнит пропущенную деталь.

У детей этого возраста сильно развито механическое запоминание . Однако детям 6-7 лет доступно не только механическое запоминание, но и элементы логического. Этот вид памяти проявляется в том случае, если содержание запоминаемого материала понятно детям. Ребёнок 6-7 лет воспроизводит в среднем из 10 знакомых слов 4-8, а из 10 незнакомых 1-2 слова. В пересказах знакомых сказок дети этой возрастной группы нередко заменяют малознакомые слова хорошо известными (например: слово «гражданин» заменяют словом «дядя» и т.д.). Иногда дети меняют последовательность событий, не нарушая основной логики изложения, могут упускать подробности или добавлять своё. А то, что они опустят или добавят, зависит от отношения ребёнка к героям художественного произведения. При положительном отношении многое плохое, связанное с тем или иным героем, забывается, вводятся подробности, усиливающие положительные стороны. Противоположная картина наблюдается при негативном отношении к герою.

Основную роль в развитии логической памяти играет процесс обучения. В качестве примера можно привести исследования З.М.Истоминой. Своих испытуемых она обучала тому, как нужно подбирать картинки, чтобы лучше запомнить слова. Среди шестилетних детей, входящих в экспериментальную группу, результаты после обучения приёмам запоминания логических связей выросли в 1,5 раза.

Дети этого возраста могут овладеть приёмами логического запоминания: смысловым соотношением и смысловой группировкой.

Такое обучение проводится в три этапа, в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина

1этап – практического действия (дети учатся раскладывать картинки по группам);

2 этап – речевого действия (после предварительного ознакомления с картинками ребёнок должен рассказать, какие из них можно отнести к той или иной группе);

3 этап – умственного действия (на этом этапе распределение картинок по группам осуществляется ребёнком в уме, затем он называет группу).

Когда дети научатся выделять в предъявляемом материале определённые группы (например: животных, одежду, посуду и т.д.), относить каждую картинку к определённой группе или обобщающей картинке, подбирать отдельные элементы, тогда переходят к формированию умения применять группировку в целях запоминания.

Хотя у детей в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образная память, но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.

Важным моментом в развитии памяти дошкольников выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются наиболее важные события в жизни ребёнка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Так, ребёнок долго помнит нанесённую ему обиду, подарок ко дню рождения, те или иные события.

Индивидуальные особенности памяти. Индивидуальные особенности памяти людей зависят от целого ряда факторов: особенностей высшей нервной деятельности, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей воспитания и обучения, характера профессиональной деятельности.

Индивидуальность памяти проявляется в том, что человек успешнее запоминает, как он предпочитает запоминать, насколько прочно запоминается материал, как быстро запоминает, насколько выражена готовность к воспроизведению. У разных людей память характеризуется разным уровнем показателей.

В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют 3 типа памяти:

      наглядно-образный;

      словесно-логический;

      промежуточный (гармонический).

Представители первого типа лучше запоминают картины, лица, цвета, предметы, звуки.

Представители второго типа лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Представители третьего типа одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.

По способу введения информации для запоминания различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, двигательно-слуховой) типы.

Действительно, одни люди предпочитают запоминать информацию зрительно, другие – на слух, третьи – при помощи двигательных ощущений, а четвёртые используют комбинированный способ. Следует подчеркнуть, что чаще встречаются комбинированные типы.

Учитывая индивидуальные особенности человека, следует рекомендовать ему использовать преимущественно тот или иной материал для запоминания, а также тот или иной способ введения информации.

Кроме индивидуальных особенностей памяти есть ещё и возрастные особенности. Для каждой возрастной группы (для дошкольников, младших школьников и подростков) характерны свои особенности памяти . Степень владения памятью в любом возрасте различна, поэтому каждого ребёнка нужно научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также способам применения сохранённого памятью в жизни.

Развитие непроизвольной памяти

По Немову Р.С. у детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная и зрительно-эмоциональная память. Ребенок не ставит осознанных целей запомнить что-либо, это происходит помимо его воли и во многом зависит от деятельности и ее характера. Запоминает ребенок именно то, на что в течение какого-то времени было направлено его внимание, что произвело впечатление

Активная умственная работа мобилизует непроизвольное запоминание, которое остается более продуктивным до самого конца дошкольного возраста, по сравнению с произвольным запоминанием аналогичного материала.

Непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления (запоминание рассматриваемых картинок) менее успешно, чем произвольное.

Прочным и точным у дошкольника может быть непроизвольное запоминание. К тому же если события имели эмоциональную значимость и произвели на ребенка сильное впечатление - они остаются в памяти на всю жизнь.

В раннем детстве примерно в возрасте трех лет у детей появляются первые припоминания, которые нередко помнят и во взрослом возрасте. Почти 75% детских воспоминаний приходится на возраст 3-4 лет - к данному возрасту у ребенка связывается долговременная память и ее основные механизмы, в том числе и ассоциативная связь с эмоциональными переживаниями.

Большинство дошкольников неплохо развиты в плане механической и непосредственной памяти. Немов Р.С., Кн. 2, с. 106 Без особых усилий они запоминают и воспроизводят увиденное, услышанное, если его содержание вызвало интерес. Такая память позволяет дошкольникам успешно и быстро совершенствовать речь, учиться использовать предметы домашнего обихода, ориентироваться в обстановке, узнавать услышанное и увиденное. В некоторых ситуациях у музыкально одарённых детей или лингвистически развитых неплохой оказывается и слуховая память.

У отдельных дошкольников наблюдается особый вид зрительной памяти - эйдетический, ее образы по отчетливости и яркости приближаются к образам восприятия. Все лишь после одного восприятия материала, ребенок продолжает великолепно помнить его и может легко воспроизвести даже по прошествии большого количества времени.

Вид эйдетической памяти относится к числу возрастных явлений, которые утрачиваются в школьный период. Подобный вид памяти нередок, его можно заметить у многих детей, но он исчезает во взрослом возрасте, если память не тренировать. Эйдетическая память обычно развита у художников и музыкантов, а также других творческих личностей. У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются. Немов Р.С., Кн. 1, с. 195.

Этапы развития произвольной памяти

Немовым Р.С. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется плавным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. К концу дошкольного возраста доминирующим видом памяти остается непроизвольная.

Однако в некоторых процессах начинают развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. Истомина З.М., ч. 2, с. 162

Пока к произвольному запоминанию дети обращаются редко, когда этого требуют взрослые, и в их деятельности возникают соответствующие задачи. Продуктивность запоминания у детей дошкольников в игре остается выше, чем вне игры. Однако это не относится к самым маленьким трехлетним детям, у которых эффективность запоминания достаточно низкая.

Два основных этапа включает в себя переход от непроизвольной к произвольной памяти. На начальном этапе формируется мотивация что-либо запомнить, на втором этапе возникают необходимые для этого мнемические действия и операции. Уже к окончанию дошкольного возраста произвольное запоминание можно считать сформированным процессом. Его признаком является обнаружение ребенком в материале логических связей, которые он пытается использовать для запоминания.

Замечено, что с возрастом скорость извлечения информации из долговременной памяти и перевод ее в оперативную значительно увеличивается, то же самое и с объемом и временем действия информации. Так трехлетний ребенок способен оперировать одной единицей информации, которая в определенный момент находится в оперативной памяти, а ребенок 15 лет может оперировать семью такими единицами.

В старшем дошкольном возрасте при помощи обычных механических повторений дети учатся запоминать информацию, при этом в процессах их памяти появляются первые признаки смыслового запоминания. Активная умственная работа позволяет запоминать материал лучше, чем ее отсутствие.

Память старшего дошкольника содержит представления, интерпретирующиеся в психологии как обобщенное воспоминание. Из наглядно воспринимаемой ситуации происходит переход к мышлению общими представлениями - это первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления. Выготский Л.С., с. 26

В результате общее представление характеризуется способностью «вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и, следовательно, может установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще дана, не была». Выготский Л.С., с. 26

Несмотря на видимое внешнее несовершенство памяти дошкольника - она становится ведущей функцией, занимая центральное место.

В настоящее время, когда ученые и психологи в своих работах собрали полную информацию о памяти и обобщили данные многих экспериментов, они пришли к единому мнению, что это высшая психическая функция, но в остальном их мнения несколько расходятся, в связи с этим появилось множество определений.

Как указывает Середа Г.К.: «Память, являясьпознавательным психическим процессом, заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств. Память - это «процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)»».

Память является высшей психической функцией, принадлежащей человеку, формирование которой начинается вместе с развитием мозга еще на третьей неделе внутриутробного развития. Вместе с тем, данный психический процесс не является самостоятельной функцией, а теснейшим образом связан с личностью, внутренним миром человека, его интересами. Вследствие этого совершенствование и дальнейшее развитие и памяти происходит из-за изменения отношений человека с окружающим миром. Память как психологический процесс тщательно хранит, и старается скрупулезно восстанавливать различные элементы полученного опыта, к ним относятся:

  1. интеллектуальный;
  2. эмоциональный;
  3. моторно-двигательный.
Характеристики памяти

Память, как сложный механизм, состоит из целого ряда специальных характеристик. Наиболее важными, определяющими ее продуктивность, являются объем, точность, быстрота запоминания, готовность к воспроизведению и длительность. Рассмотрим каждую характеристику более подробно.

Объем памяти - это способность человека одновременно сохранять значительное количество информации.
Быстрота запоминания - это определенная способность человека затрачивать наименьшее количество времени на процесс запоминания.

Точность запоминания - это способность человека припоминать некоторые факты и события, с которыми он сталкивался в жизни, без потери содержания информации.

Длительность запоминания- это способность человека в течение значительного времени сохранять пережитый им опыт.

Готовность к воспроизведению информации - это способность человека очень быстро воспроизводить в сознании определенную информацию.

Механизмы памяти

Вопрос механизмов памяти довольно сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. Физиологи в своих исследованиях подчеркивают, что процесс сохранения информации у любого человека связан с образованием нервных связей (ассоциаций). Биохимики утверждают, что память человека основана на изменении состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур в его организме. Психологи указывают на то, что существует прямая зависимость памяти от направленности личности и характера деятельности человека.

Память человека связана с системами организма, его анализаторами и включена в различные виды деятельности. Формы проявления данного психического процесса чрезвычайно многообразны, т.к. память обслуживает все виды деятельности человека.

Виды памяти

В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия :

Характер запоминаемого материала;
характер целей деятельности;
продолжительность хранения информации.

С точки зрения первого критерия (характер запоминаемого материала) выделяют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память:

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Она служит основой для приобретения трудовых, спортивных навыков, навыков письма, речи, игры на музыкальных инструментах и др. Признаком хорошего развития этой памяти является физическая ловкость, расторопность человека во внешних предметных действиях.

Эмоциональная память - это память человека на эмоции и чувства. Вспоминать о каком-нибудь событии может быть само по себе приятно или неприятно. Человек может снова переживать ранее испытанное, притом не менее ярко, чем прежде.

Образная память существует в форме образов ранее воспринятых предметов, явлений, событий, т.е. в форме представлений. Различают представления конкретные (представление именно об этой вазе, именно об этом человеке) и обобщенные (представление о вазе вообще, о человеке вообще). Первые представления отличаются большей детальностью и яркостью, вторые - большей сохранностью существенных признаков, обусловливающих принадлежность предмета к некоторому классу предметов. В свою очередь образная память делится на отдельные виды по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная.

Словесно-логическая память - специфически человеческий вид памяти, «подчиняющий» себе предыдущие виды. Ее содержанием являются мысли, понятия как обобщенные формы отражения действительности, логические формы мышления. Именно потому, что эта память существует в единстве с речью, ее называют словесно-логической, или вербальной.

С точки зрения второго критерия (характер целей деятельности) выделяют непроизвольную и произвольную память:

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение информации человеком, в котором отсутствует конкретная цель что-либо запомнить или припомнить.

Произвольная память - это такой вид памяти, при котором запоминание и воспроизведение информации будут выступать как специальные, мнемические действия, то есть человеком ставиться конкретная цель запомнить, или припомнить информацию.

С точки зрения третьего критерия (продолжительность хранения информации) выделяют мгновенную, кратковременную и долговременную память:

Мгновеннаяилисенсорная, память осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет физические характеристики стимулов до 2 секунд. Данный вид памяти сохраняет информацию в том виде, в котором ее дают органы чувств без последующего преобразования. Основная функция сенсорной памяти - обеспечить время, необходимое для предварительного анализа информации и ее перевода в кратковременную память.

Кратковременная память сохраняет информацию после однократного восприятия и немедленного воспроизведения (хранение информации до 30 секунд). Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной в виде воспоминания о чем-либо, информация обрабатывается и интерпретируется мозгом, после принимается решение о стирании следа или переводе ее в долговременную память. В качестве проявления кратковременной памяти рассматривается оперативная память, обслуживающая текущие человеческие действия.

Долговременная память обеспечивает хранение большого объема информации в течение длительного времени. Различают долговременную память эпизодическую (на жизненные события, происшествия), семантическую (на обобщенные знания о мире, понятия, отношения между ними), автобиографическую (на личностно отнесенные события и их оценки, наиболее ярко проявляющуюся в воспоминаниях, написании мемуаров).

Процессы памяти

В качестве основы процессов памяти рассматривают различные функции, выполняемые ей в жизни и деятельности человека. К процессам памяти относят: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание информации - это определенный процесс памяти, посредством которого человек запечатлеет следы, вводит новые элементы ощущений, восприятия, мышления, выводит систему ассоциативных связей.

Запоминание какой либо информации человеком всегда носит избирательный характер: в нашей памяти сохраняется далеко не вся информация, которая воздействует на органы чувств. Успешность запоминания той или иной информации зависит от: мотивов, целей и деятельности личности. Виды процесса запоминания различаются по определенным критериям:

Время хранения информации в памяти;
цели деятельности, в которую включены процессы запоминания.

Сохранение информации - всегда определяется количеством ее участия в жизни человека. Существуют различные виды сохранения материала в памяти: долговременную и кратковременную память.

Воспроизведение информации - это процесс, который позволяет актуализировать закрепленное содержание в психике путем извлечения информации из долговременной памяти человека, а так же переводить ее в оперативную память.

Забывание информации - этот процесс памяти человека оказывается более глубоким в том случае, когда определенный материал включается в деятельность очень редко или не включается вообще. Забывание какой либо информации на прямую зависит от времени, содержания материала, его осознанности. Чем более был понят материал, тем больше потребуется времени, чтобы его забыть.

Особенности развития памяти детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст детей характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению информации. Память дошкольника в этот период носит непроизвольный характер. Малыш не старается ставить перед собой конкретных целей для запоминания материала. Все происходит независимо от его воли и сознания. Запоминание и припоминание осуществляются в деятельности ребенка. Малыш запоминает то, что было интересно.

Именно в дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольных к произвольным процессам памяти. Теперь память характеризуется тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана с тем, что малыш ставит перед собой цель запомнить и вспомнить определенный материал.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения у детей начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Сначала ребенок ставит только саму задачу запомнить или припомнить. Задача припомнить выделяется раньше.

Дошкольники легко запоминают интересные песни, считалки, стишки. Данный материал вызывает к себе большой интерес.

Ребенок, запомнив материал, буквально воспроизводит его, так как у ребенка имеется недостаточный запас слов и выражений, присутствует незначительное количество синонимов в речи. Именно это затрудняет возможность заменять одни слова другими, передавать полное содержание материала. Но ограниченные речевые возможности малыша совершенно не говорят о том, что он не понимает то, что он запомнил и воспроизвел.
Но все же ведущим видом памяти у детей дошкольного возраста, остается непроизвольная память. Но дети к произвольной памяти обращаются очень редко. В основном это происходит, когда в повседневной деятельности ребенка возникают определенные задачи или по требованию взрослых. Непроизвольное запоминание информации ребенком связано с интеллектуальной работой детей над определенным материалом, и оно остается ведущим до конца дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте происходитосвобождение от амнезии младенческого и раннего возраста. Главной особенностью развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста является то, что в ходеразвития складывается новая система функций ребенка. Она заключается в том, что в центре сознания малыша становится память. Именно памяти, как психологическому процессу в дошкольном возрасте принадлежит ведущая роль. Это позволяет сохранять представления, которые психологи всего мира интерпретируют как «обобщенное воспоминание».

Уважаемые родители, если у вас возникли вопросы, связанные с памятью вашего ребенка, то наши консультанты помогут разобраться и проконсультировать вас по этой теме.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: