Какие важные события произошли в твоей семье. Особые события в семье

Методика «Значимые события жизненного пути семьи» является модификацией известной проективной методики Е.Ю. Коржовой «Психологическая автобиография». Направленность методики на исследование жизненного пути позволяет отнести ее к методикам событийно - биографического подхода. Основной единицей анализа событийно – биографического подхода является событие. Существует множество определений термина «событие». Вот лишь некоторые из них:
Событие – это перемена в жизни; некоторое конкретное изменение происходящее мгновенно или достаточно быстро (Кроник А., Кроник Е.).
События – условные моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека (Рубинштейн С.Л.).

Значимое событие в семье – это событие, которое вносит качественное изменение в функционировании семьи. Оно затрачивает все системы функционирования в семье. История семьи – это цепь определенных событий, произошедших в семье (с членами семьи), ее жизненный путь. В семейном событии пребывают все члены семьи, причем каждый может воспринимать определенное событие по-своему, по-своему его оценивать, что может порождать несовпадения в субъективных картинах событийного пути семьи. Данное несовпадение является мощным динамическим фактором, который содержит в себе как резерв развития семьи, так и опасность ее дестабилизации.
Назначение методики: изучение истории семьи и особенностей восприятия членами семьи событийного пути семьи.
Техника проведения исследования
Методика используется как для индивидуального обследования, так и для группового. Разработан бланк обследования, включающий инструкцию для испытуемого. Задание выполняется отдельно каждым членом семьи. В работе с младшими школьниками бланк обследования заполняется психологом. Подростки, старшеклассники и взрослые члены семьи заполняют бланк самостоятельно.
Задание заключается в следующем: испытуемому предлагается вспомнить и указать события, которые произошли в его жизни с момента знакомства со своим будущим супругом (либо с момента рождения – для детей) до настоящего времени, а также отметить события, которые как предполагает испытуемый, могут произойти в будущем. При этом количество событий исследователем не ограничивается. Испытуемому необходимо также оценить каждое событие (и состоявшееся, и ожидаемое) и указать его дату.
Инструкция: «Перечислите наиболее важные события, которые в Вашей жизни, с момента знакомства с мужем (женой), а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные от –1 до –5. При этом события прошлого, в отличие от событий будущего, оцените дважды:

  • первая оценка – ретроспективная – это то, как Вы оценивали событие в момент его свершения.
  • вторая оценка – актуальная – это то, как Вы сейчас оцениваете событие.

Отметьте на бланке примерные даты событий».

Инструкция (вариант для детей младшего школьного возраста): «Вспомни, пожалуйста, и назови самые важные события, которые произошли в твоей жизни до сегодняшнего дня. … Это было для тебя грустное или радостное событие? … Если это было радостное событие, то какую оценку ты можешь ему поставить по шкале радости от +1 до +5? Если это было очень радостное событие в твоей жизни, то поставь ему оценку «+5». Если это событие было радостным, но в жизни бывают и более приятные моменты, то оценка «+4» будет для него в самый раз. Когда то, что произошло, обрадовало тебя не очень сильно, оцени событие на «+3». Если это было приятное событие, поставь ему оценку «+2». Ну, а если оно было «не так чтобы и очень приятное», тогда оно заслуживает оценку «+1». Какую же оценку ты поставишь? … Если это было грустное событие, то насколько грустное? Попробуй оценить его по шкале грусти: от 1 до 5 баллов, но со знаком «-». Самое грустное событие получает оценку «-5», немного неприятное для тебя событие – «-1». Помнишь, когда это было (случилось)? (Исследователь задает данные вопросы по поводу каждого события, которое называет ребенок. Все ответы испытуемого фиксируются.)

А теперь попробуй предположить, какие события тебя ожидают в будущем. (Ребенок называет событие, исследователь его фиксирует) … Это событие будет радостным, или грустным? Оцени его, пожалуйста. Через какое время произойдет это событие, как ты думаешь?».
При чтении инструкции и в процессе выполнения задания со стороны испытуемого возможен вопрос: «Что такое событие?». Исследователь необходимо дать определение понятию «событие», не приводя конкретных примеров.
Основные параметры интерпретации данных:
1) Продуктивность восприятия образов жизненного пути.
Определяется по количеству названных событий (таблица № 1). Чем больше называется событий, тем выше продуктивность испытуемого. Продуктивность характеризует богатство психологического времени, т.е. богатство и легкость актуализации образов прошлого и будущего, а также адекватность психического состояния и социальную адаптированность. Особенно важный признак – наличие ответов о будущих событиях (особенно грустных) и грустных событиях прошлого. Чем меньше таких ответов, тем большее беспокойство за будущее, в том числе и за будущее семьи. Исследователи жизненного пути отмечаю, что испытуемые наиболее уверенно называют прошедшие события, что отражает большую роль прошлого опыта естественную опору для человека на радостные события. Вместе с тем, высокая продуктивность, проявляющаяся в большом количестве называемых событий, может означать стремление преодолеть беспокойство, «разложив всю жизнь по полочкам».
2) Оценка событий. Определяется по «весу», которым наделяет испытуемый то или иное событие (таблица № 2).
Недостаточно учитывать только количество событий. Оценка событий позволяет определить значимость для личности данного события по сравнению с другими. Желательно учитывать два показателя – количество и «вес» событий. Дело в том, что в событийных исследованиях учет при анализе событий только общего их взятого в совокупности «веса», означающего степень выраженности переживания, не дает информации о составляющих общего «веса». Так, общий больший «вес» может быть, как при одном большом событии, так и при множестве малых.
3) Степень влияния.
Данный показатель конкретизирует предыдущие. По степени влияния на испытуемого принято выделять следующие группы событий (таблица № 3):

  • события, оказывающие значительное влияние (4-5 баллов).
  • события, оказывающие умеренное влияние (3 балла).
  • события, оказывающие малое влияние (1-2 балла)

4) Среднее время ретроспекции и антиципации событий (таблица № 4).
Для получения показателя среднего времени ретроспекции следует суммировать время, прошедшее после каждого казанного факта, и разделить полученную сумму на общее количество событий прошлого. Среднее время антиципации: это суммарное время удаленности каждого события в будущее, деленное на общее количество событий будущего. При этом, чем больше удаленность событий в прошлое (среднее время ретроспекции), тем больше степень их реализованности, а чем больше удаленность событий в будущее (среднее время антиципации), тем больше степень их потенциальности.
5) Содержание событий.
Наиболее важным для психолога является качественный (содержательный) анализ событий. Именно он дает возможность выявить, какие события жизненного пути переживаются (оцениваются) личностью как положительные или отрицательные, даже травмирующие. Существует множество попыток классифицировать события по содержанию. В данной методике, как и в авторском варианте, возможно применение классификации H.W. Reese, M.A. Smyer (1983). Эта классификация представляет возможность проведения подробного анализа и побуждает исследователя к тщательному выяснению того, что стоит за каждым указываемым событием. Согласно данной классификации для каждого события определяются тип и вид.
Типы событий :

  • Биологический (например: травма, рождение ребенка).
  • Личностно - психологический (например: выбор жизненного пути, события, связанные с проведением свободного времени).
  • Тип событий, относящихся к изменениям физической среды (например, землетрясение, полет).
  • Тип событий, относящихся к изменениям социальной среды (например: вступление в брак, продвижение по службе).

По виду события могут относится к следующим жизненным сферам:

  • Родительская семья.
  • Брак.
  • Дети.
  • Место жительства.
  • Здоровье.
  • Общество.
  • Межличностные отношения (дружба, социальные отношения).
  • Материальное положение.
  • Учеба, повышение квалификации.
  • Работа.
  • Природа.
  • Столкновение с законом.

Работа со «смешанными» событиями . Если одно и то же событие в процессе анализа можно отнести к двум видам одного типа, то условно относим к каждому из двух видов по «0,5 события»; к трем видам – к каждому из трех по «0,33 события»; к четырем – к каждому по «0,25 события». Также поступаем, если одно и то же событие можно отнести к одному или нескольким видам разных типов. Нередко отнесение события к смешанному происходит в результате беседы, когда уточняется, что имел в виду испытуемый, называя то или иное событие.
При сравнении протоколов обследования необходимо также обращать внимание на синхронность (асинхронность) субъективных картин событийного пути семьи:

  • синхронность (асинхронность) в восприятии прошедших событий.

а) степень совпадения (несовпадения) списков прошедших событий, составленных всеми членами семьи,
б) степень совпадения (несовпадения) оценок прошедших событий, названных всеми членами семьи.
Если то или иное событие встречается в протоколах всех членов семьи (в зависимости от этапа жизненного цикла семьи и ее состава на данном этапе), то можно делать вывод, что это событие является значимым для обследуемой семьи в целом, более того, является событием совместного жизненного пути. Чем больше наблюдается совпадений в содержательном и оценочном планах субъективных картин событийного пути семьи испытуемых (членов одной семьи), тем больше психологическая близость между ними, тем сильнее переживание сопричастности друг другу, «общности судьбы».

  • характер событий будущего, оценка этих событий.

Данные позволяют сделать выводы об ожиданиях супругов по поводу своего брака, об оценке членами семьи своего совместного будущего.
Предлагаемая методика сохраняет достоинства индивидуально ориентированного анализа и в то же время позволяет обобщить результаты исследования значительного количества испытуемых и вывести групповые закономерности.


Таблицы обработки данных

Таблица №1

Количество событий

События

прошедшие

будущие

радостные

грустные

Таблица №2

Суммарный «вес» событий

События

прошедшие

будущие

Σ

радостные

грустные

Таблица №3
Количество событий, различающихся по силе воздействия

Воздействие

События

прошедшие

будущие

радостные

грустные

радостные

грустные

значительное

умеренное

малое

Таблица №4

Среднее время антиципации и ретроспекции событий

События

прошедшие

будущие

радостные

грустные

Бланк обследования по методике «Значимые события жизненного пути семьи»

Ф.И.О.
Возраст Образование
Стаж супружеской жизни
Дата выполнения задания

Перечислите наиболее важные события, которые в Вашей жизни, с момента знакомства с мужем (женой), а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные от –1 до –5. События прошлого, в отличие от событий будущего, оцените дважды: 1) первая оценка – ретроспективная (Р) – это то, как Вы оценивали событие в момент его свершения, 2) вторая оценка – актуальная (А) – это то, как Вы сейчас оцениваете событие. Отметьте на бланке примерные даты событий.

События

Оценка

Дата

п
р
о
ш
е
д
ш
и
е

б
у
д
у
щ
и
е

Тем не менее, какими бы любимыми и важными ни были эти события, некоторые семьи чересчур стараются сделать их незабываемыми. Родители могут хотеть сделать каждый день рождения лучшим, осуществляя любое желание ребенка, указываемое в списке ожидаемых подарков. Такое поведение родителей неизбежно приводит к разочарованиям, поскольку лишь некоторые мероприятия могут пройти в точности с планом.
Попросите ребенка составить список, того, что ему хотелось бы получить, чтобы у вас и у других членов семьи была возможность выбора. Попросите его подчеркнуть или каким-либо образом обозначить свои предпочтения. Таким образом ребенок сразу поймет, что не получит всех вещей, перечисленных в его списке, поэтому не будет сильно расстроен и разочарован. По возможности постарайтесь удивить его чем-то, не указанным в его списке.

Если ваш семейный бюджет не позволяет купить ребенку большую часть того, чего он хочет, не стоит испытывать чувства вины - вместо этого купите один или несколько подарков, которые имеют особую значимость для ребенка, а не десятки тех, которые не будут значить ничего. Даже если вы в состоянии осуществить каждое желание ребенка, некоторая избирательность поможет ему научиться расставлять приоритеты и определять ценности.
Самое главное - проводить время с ребенком и показывать ему свою любовь: это гораздо важнее и запоминается дольше, чем материальные предметы. Помните, что особые события, будь то семейные сборы или школьные концерты, - это возможность дать почувствовать свою значимость людям, которых вы любите.
Проведение летних каникул требует тщательного планирования и учитывания желания не только детей, но и родителей. Планирование проведения каникул является прекрасной возможностью для членов семьи собраться и поговорить всем вместе. Семейные каникулы должны быть каникулами для каждого члена семьи, а это может означать, что семья не поедет отдыхать именно в то место, которое дети указали как наиболее желаемое («Мы с папой решили, что не поедем в Диснейленд снова; этим летом мы отправимся в национальный парк и устроим там кемпинг»). Если в планируемом месте назначения есть развлечения для детей, вам совсем не обязательно каждый год ездить туда, куда хотят ваши дети.
Принимая решение о проведении каникул, вспомните, как вы сами проводили летние каникулы в детстве. Что вам больше всего нравилось в каникулах с семьей? Что бы вам хотелось делать чаще? Ответы на эти вопросы помогут вам найти решение относительно того, что может быть особенно важным для вашего ребенка. Больше всего детям запоминается, как на каникулах они уезжали куда-то из дома, как все члены семьи проводили время вместе и что в это время было столько запоминающихся событий, сколько не происходит на протяжении оставшейся части года.
В заключение, следует отметить: планируя свои каникулы, будьте реалистичны. Слишком часто родители стараются включить в подготовленный список мероприятий как можно больше событий, в результате чего это становится временем не отдыха, а постоянного стресса для семьи.

Празднование особых событий, таких как дни рождения, является важным временем для всей семьи.

Рождение и смерть; остальные распределены между этими двумя датами: беременность и рождение ребенка (для женщины и в некоторой степени для мужчины), замужество, развод, смерть близких, тяжелая болезнь или увечье (катастрофа), участие в войне, заключение или вовлечение /попадание/ в преступную группировку - эти и им подобные немногочисленные события являются вехами, заставляющими человека пересматривать свое мировоззрение.


Смотреть значение Основные События В Жизни Человека в других словарях

Человека — находящегося на свободе, не в заключении, не в тюрьме (тюремное арго). Письмо товарищам на волю. || Освобождение крестьян от крепостной зависимости (обл.). Это случилось........
Толковый словарь Ушакова

При Жизни Нареч. Разг. — 1. Когда ещё был жив кто-л.
Толковый словарь Ефремовой

События Мн. — 1. Совокупность явлений, фактов общественной жизни (обычно важных, значительных), представляющих единое целое, связанных между собою в каком-л. отношении.
Толковый словарь Ефремовой

— - важнейший социально-политический документ современности, принятый Генеральной Ассамблеей OOH 10 декабря 1948 г. и закрепивший в мировом масштабе основополагающие принципы........
Политический словарь

Всеобщая Декларация Прав Человека — - документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Провозглашает приоритет достоинства личности, прав и свобод человека, закрепляет равенство всех перед........
Политический словарь

Декларация Прав Человека И Гражданина — - политический манифест Великой французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789 г., в котором получили новое (после американской Декларации........
Политический словарь

Европейский Суд По Правам Человека — - один из двух органов (наряду с Европейской комиссией по правам человека), созданных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод в целях обеспечения........
Политический словарь

Интерес Человека, Социальной Группы, Нации — (от латинского слова interest - имеет значение, важно) - ключевая категория политики и политологии, обозначающая движущую силу истории, внутренний определитель любой политики.........
Политический словарь

Образ Жизни Группы — - особые формы общения, особый тип контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.
Политический словарь

Основные Этапы Развития Политологии — - исторически определенные периоды становления и развития знаний о политике, политической власти, государстве, политическом человеке и других вопросах политической........
Политический словарь

Пакты О Правах Человека — - принятые 16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН два международных пакта: Пакт о гражданских и политических правах человека и Пакт об экономических, социальных........
Политический словарь

Права И Свободы Человека — - совокупность социально-политических, экономических и иных норм, определяющих фундаментальные основы демократического и гуманистического статуса личности,........
Политический словарь

Права Человека — - права, прописанные во Всеобщей декларации прав человека ООН. Декларируется, что такие права являются независимыми от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических........
Политический словарь

Активы Основные — активы со сроком службы больше года (земля, здания, машины, оборудование и пр.), которые не предназначены для продажи.
Экономический словарь

Активы С Долгим Сроком Жизни (long Lived Assets) — компоненты
здания, которые имеют относительно продолжительные
сроки полезной жизни, такие, как фундамент и каркас.
Экономический словарь

Активы, Основные — -
активы, используемые в производственное
процессе, со сроком службы больше года, которые не предназначены для продажи в отчетном
периоде (например,
земля,........
Экономический словарь

Акции Основные — англ. nonguaranteed stocks акции с правом голоса на общем собрании акционеров, но без гарантии получения дивиденда.
Экономический словарь

Американское Общество Дипломированных Андеррайтеров По Страхованию Жизни И Дипломированных Финансовы — Год
основания: 1927. Штаб-
квартира: г. Брин Mop (Bryn Mawr),
штат Пенсильвания (РА), США. Члены: лица, обладающие званием Дипломированного
андеррайтера по страхованию........
Экономический словарь

Андеррайтер По Страхованию Жизни — В страховании жизни: как правило, агент по страхованию жизни. В более узком смысле данный термин означает оценщика риска.
Экономический словарь

Ассоциация Бюро По Управлению Операциями Страхования Жизни — Год
основания: 1924. Штаб-
квартира: г. Атланта (Atlanta),
штат Джорджия (GA), США. Члены:
страховщики жизни и здоровья США и Канады. Ассоциированные члены: страховщики........
Экономический словарь

Базисные (основные, Первичные) Потребности — - обычно врожденные
потребности, такие как потребности выжить.
Экономический словарь

Ведущие (основные) Показатели — Компоненты составного
индекса ведущих показателей, публикуемого ежемесячно
Бюро экономического
анализа Министерства торговли США (U.S.Commerce Departments Bureau of........
Экономический словарь

Верховный Комиссар Оон По Правам Человека — - одно из высших должностных лиц ООН, заместитель Генерального Секретаря ООН, подчиняется Генеральном) Секретарю ООН и отвечает за поощрение, защиту и осуществление........
Экономический словарь

Возмещение Вреда, Причиненного Жизни Или Здоровью Гражданина При Исполнении Договорных Либо Иных Обя — вред, причиненный жизни или здоровью
гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и........
Экономический словарь

Возобновляемое Срочное Страхование Жизни — Полис срочного страхования жизни, предлагающий держателю полиса право возобновить его в течение определенного периода (часто один год) на определенный отрезок времени.........
Экономический словарь

Воспроизводство Среды, Окружающей Человека — -
комплекс мероприятий (экономических, технологических, организационных) и их научное
обеспечение, направленные (
наряду с
возобновлением природных ресурсов)........
Экономический словарь

Всеобщая Декларация Прав Человека — (англ. Universal Declaration of Human Rights) - международный акт универсального характера по
правам человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в
развитие
........
Экономический словарь

Групповое Страхование Жизни — В страховании жизни: программа страхования, предназначенная для членов группы. Наиболее широко применяется для страхования группы служащих, но может применяться и........
Экономический словарь

Групповое Страхование Жизни, Кредитное — В страховании жизни: страховое
покрытие по кредитному страхованию жизни, обеспечивающее защиту интересов
кредитора (
банка, кредитного
союза,
организации,........
Экономический словарь

— Квалификационное звание, присуждаемое лицам, успешно выдержавшим установленные экзамены (по 10 дисциплинам) по страхованию жизни и здоровья, а также финансам, маркетингу,........
Экономический словарь

*2. Страна проживания. Контакты - Скайп, телефон, эл. адрес

Возраст, когда впервые был разделен с родителями. Дата, сколько лет и месяцев. При каких обстоятельствах произошло разделение? Оставили у бабушки, оставили в больнице, отправили в детдом, родители разошлись, кто-то умер и т.д.

5. Дата, время и место рождения.
Вероисповедание, отношение к религии.

Совпадает ли дата рождения с кем-то еще?

Пол, сексуальная ориентация.

Сексуальные предпочтения, отношение к сексу

12. Дата и возраст на момент, когда началась болезнь/ проблема:
что еще есть об этом?

Была ли такая же или похожая проблема у родственников?

Мысли по поводу возможных причин твоей проблемы.

ИНФОРМАЦИЯ О РОЖДЕНИИ

Каким по счету ты рожден в родительской семье?

Братья и сестры по порядку (включая абортированных, мертворожденных, умерших)

Что происходило в семье и вокруг в течении 9 месяцев до твоего зачатия? В момент зачатия?

Отношение родителей, бабушек-дедушек, трагедии в семье, в стране, болезни, происшествия, измены, ссоры...

Как была воспринята новость о беременности тобой?

ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Полученное образование, основная профессия

Почему именно это? Кто или что повлиял на выбор?

Что тебя раздражает/злит/не нравится в других?

Чем бы хотел заниматься? О чем мечтал?

29. Что ты можешь сказать о них и их отношениях?
Подробно.

31. Какой по счету рождена мама в семье? (включая рожденных и нерожденных детей)

Есть ли братья и сестры? В каких они отношениях?

33. Дата и место рождения отца. Если уже нет, то дата смерти/причина.

Что знаешь об этом?

35. Какой отец по счету ребенок в семье? (включая все беременности мамы)

37. ТВОЕ СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (опиши):

39. Количество детей (рожденных, абортированных, мертворожденных, умерших)

Возраст и даты рождения, родные или приемных

При необходимости добавляй строки (правый клик мышки- Вставить строку ниже)

Твои отношения с партнером? с противоположным полом?

44. Твои отношения с мамой:

ЛИНИЯ ЖИЗНИ

47. Опиши основные события твоей жизни - драматические события, травмы, шоки, страхи, изменения и т.д.
Начинай с момента «сейчас» и двигаясь в обратную сторону до момента рождения. Опиши все важные моменты, которые можешь вспомнить, распределив информацию: возраст, дата, само событие (что произошло), твои чувства в связи с этим. Например.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: