Психологическое сопровождение семьи ребенка с овз. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Стальмакова Т.И. педагог-психолог МОУ «ПМС Центр» г.Перми

В рамках школьной Недели психологии “Психология в образовании: вызов времени” Конкурсная номинация “Психология для всех и каждого” Подготовила и провела информационно-просветительское мероприятие педагог-психолог МКОУ Новочановской СОШ Барабинского района Новосибирской области Котлярова Алла Павловна ”Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ или инвалидностью в условиях образовательной организации” 2015



(в рамках реализации проекта по сетевому взаимодействию)



Цель:

Каждый учитель должен научиться сопровождать ребенка с особыми образовательными потребностями.

Для этого необходимо научиться понимать ребенка (и педагогам, и родителям), помочь семье справиться с трудными задачами по воспитанию, обучению, социализации детей с ОВЗ или инвалидностью, мобилизуя ее возможности в решении задач реабилитационного процесса.



Основные задачи сопровождения семьи с ребенком ОВЗ или инвалидностью:

  • помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ или инвалидностью;
  • способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска;
  • воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач процесса социализации ребенка с особыми потребностями.

Функции семьи

  • рождение и воспитание детей;
  • осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи;
  • удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;
  • создание условий для развития личности всех членов семьи;
  • удовлетворение сексуально-эротических потребностей;
  • удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;
  • удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
  • охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.

Когда в семье появляется ребенок с ОВЗ практически все выше перечисленные функции не реализуются или не в полной мере реализуются. В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются . Причины нарушений связаны с психологическими особенностями особого ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик .



Процесс психолого-педагогического сопровождения семей , воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 

это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов

по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой.

При сопровождении семья понимается как естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений в которой обеспечивается родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.



Образовательное направление сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ или инвалидностью

в ключает помощь родителям в обучении и воспитании .

Помощь в обучении направлена на формирование инклюзивной культуры и компетентности родителей и их просвещение.

Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.



Психологическое направление сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ или инвалидностью

включает социально-психологическую поддержку и коррекцию .

Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье.

Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным видом сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.



Посредническое направление сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ или инвалидностью

Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование.

Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.).

Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки.

Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.



Если родитель знает диагноз

Если родитель не знает диагноз и не хочет ничего исследовать и уточнять

Признание эмоциональной сложности диагноза, который родитель узнает

Когнитивные искажения, связанные с состоянием ребенка или его возможностями

Признание изменения в реакциях ребенка в связи с узнаванием диагноза

Путаница и дезориентация

(нарушения образа Я; потеря памяти)

Приостановление поиска экзистенциальных причин рождения ребенка с ОВЗ (мучительных вопросов: За что мне?)

Активный поиск экзистенциального объяснения состояния ребенка (За что? Почему я? и т.д.)

Признание необходимости перестройки всей жизни и уклада

Дезориентация и «застревание» в прошлом

Реалистичное представление о возможностях и способностях ребенка

Нарушения границ (попытки привлечь диагностирующего специалиста в коалицию против медицинского персонала («сговор»)



Особенности детско-родительских отношений:

схемы реакции родителей на появление ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья

Принятие ребенка и его ОВЗ

Реакция отрицания

Реакция чрезмерной

защиты, протекции,

опеки,

охранительства

Скрытое отречение,

отвержение ребенка

Открытое отречение,

отвержение ребенка



  • неизвестность, неопределенность;
  • известность, определенность;
  • агрессия;
  • активная хаотичная деятельность;
  • депрессия;
  • принятие факта нарушения развития, обретение нового смысла жизни; активизация;
  • солидарность, объединение с другими родителями, имеющими детей с ОВЗ.


Первый кризис – период первоначального установления диагноза (выявление факта нарушения развития ребёнка, возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка, горе от безысходности).

Второй кризис – определение ребенка в специальное учебное заведение (старший дошкольный возраст, понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе).

Третий кризис – наступление совершеннолетия (старший школьный возраст, подростковый возраст, осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно с противоположным полом, обособление от общества).

Четвертый кризис – период трудоустройства и построение дальнейших планов (трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства, внутриличностный разлад).

1 . Родители каждый раз переживают горе заново на каждом новом этапе развития, который ребенок проходит.

2. Постоянно давящее чувство вины, раздражения, гнева, ощущение неопределенности и отсутствия стабильности.

3. Неизвестность и иногда безнадежность, так как прогнозы и последствия некоторых нарушений и диагнозов очень призрачны.

4. Отрицание и подавление негативных чувств о ребенке.

5. Семья и друзья неохотно разделяют с родителями ребенка с ОВЗ разочарование и печаль, а стараются обсуждать с ними только положительные, оптимистичные моменты, тем самым оставляя родителей наедине со своими истинными чувствами.

6. Медицинское сообщество и специалисты помогающих профессий могут не проявить должного внимания и теплоты, так необходимых родителям, и не достигнуть терапевтического альянса с родителями.

7. Семья и друзья могут отвернуться от родителей, или родители сами могут оттолкнуть от себя все окружения и остаться в изоляции.

Но при всем при этом родители со временем могут научиться любить, ценить, и быть привязанным к своему ребенку. Родители совместно с детьми с ОВЗ могут построить новые, более реалистичные перспективы развития. Родительская адаптация в ситуации стресса рождения ребенка с ОВЗ облегчается с помощью социальных, эмоциональных, когнитивных и поведенческих процессов, поэтому им просто необходима специализированная помощь и поддержка.

1. Принцип субъектности. В практической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: во-первых, нужно опираться на активную позицию родителей, их самостоятельность и инициативу; во-вторых, специалист должен не только формировать толерантность, но и сам обладать ею.

2. Принцип индивидуализации. В практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: во-первых, работа, проводимая с семьей, должна ориентироваться на нормы и ценности, которые существуют в этой семье; во-вторых, осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо постоянно отслеживать эффективность той или иной формы взаимодействия с семьей.

3. Принцип рефлексивной позиции предполагает, что проблемы отношений родителей учащихся общеобразовательных школ и родителей ребенка с ОВЗ надо решать вместе с ними, а не за них.

4. Принцип создания толерантной среды. Предлагает взаимную ответственность и родителей школьников, и родителей ребенка с ОВЗ, а так же их взаимное сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип отражается в ряде правил организации практической деятельности: необходимо реально уважать мнение каждого родителя; каждый из родителей детей, обучающихся в классе, должен участвовать в деятельности родительского комитета и других формах родительских объединений.



Непосредственная работа с конкретной семьей:

  • педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры в случае домашнего визитирования;
  • встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
  • узнает от родителей о потребностях проблемах и ресурсах;
  • спрашивает о внешкольных занятиях ребенка (если тот достиг школьного возраста);
  • отвечает на вопросы родителей;
  • наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
  • демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем.


Опосредованная работа с конкретной семьей:

  • информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и соц. педагог вносят записи, например каждую неделю или две;
  • домашний дневник наблюдений анализируется при встрече;
  • результаты проведенной реабилитационной работы представляются в отчетах (раз в квартал);
  • педагог, привлекая других специалистов организует письменные извещения, информацию для родителей;
  • контакты по телефону;
  • родители берут в библиотеке книги, учебные пособия на дом по рекомендации педагога;
  • родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка;
  • рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха;
  • родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку.


Непосредственная работа с группой родителей:

  • встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
  • выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;
  • организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;
  • организация специального курса для родителей по той или иной темах тике;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;
  • интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.


Опосредованная работа с группой родителей:

  • предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор);
  • организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
  • подготовка буклета, объясняющего процедуру тестирования, оценивания того, как интерпретируются результаты;
  • выдача родителям книг на дом;
  • подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
  • передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;
  • организация стенда или доски объявлений там, где родители ожидают детей.
  • Диагностическая модель базируется на предположении дефицита специальных знаний у родителей, которые позволили бы им принять правильное решение, и предполагает оказание помощи в виде вынесения диагностического заключения, которое послужит основой для организационных решений, в том числе и состоящих в посещении других специалистов.
  • Педагогическая модель основана на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. При этом виде помощи лицом, в отношении которого планируется и осуществляется воздействие, является тот член семьи, на которого жалуются.
  • Социальная модель помощи строится на предположении, что семейные трудности - результат неблагоприятных обстоятельств, и кроме анализа жизненной ситуации и рекомендаций предполагает непосредственное вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов.
  • Медицинская модель помощи предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности одного или обоих супругов, ребенка. Таким образом, усилия специалистов направлены на излечение этой болезни, реабилитацию больных членов семьи, адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больных.
  • Психологическая (психотерапевтическая) модель помощи предполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучий в семье лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности и создание на его основе «диагноза», который позволяет помочь семье и ее членам.


Использованные ресурсы:

  • Презентация «СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОВЗ ИЛИ ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Автор-оставитель:д.психол.н., г.н.с. Нестерова. Москва, 2015 г.

Презентация «СЕМЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩАЯ РЕБЕНКА С ОВЗ ИЛИ ИНВАЛИДНОСТЬЮ» Автор-оставитель:д.психол.н., г.н.с. Нестерова. Москва, 2015 г.

  • Советы психолога - родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука) / Сост. -Лапп Е.А., Барбарош Т.В. И др., 2014.-133с. - Волгоградская региональная общественная организация «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов»
  • Роль семьи в коррекционно-образовательном процессе детей с ОВЗ: методическое пособие / МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; ТОУНБ им.А.С.Пушкина; сост. А.А.Коваленко. - Томск, 2012. - 40с. - (В помощь реабилитологу)
  • http://www.s_novochan.bar.edu54.ru/p32aa1.html - сайт МКОУ Новочановской СОШ: раздел «В помощь родителям детей с ОВЗ и инвалидностью»

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях.

Личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром:

  • Неприятие личности ребенка;
  • Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
  • Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
  • Страх ответственности;
  • Вера в чудо;
  • Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо.

Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство» , поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель)

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, с целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья нами была разработана программа «Сотрудничество» . Мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Основными задачами программы по взаимодействию с семьей являются:

  1. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, воспитывающих детей с ОВЗ и повышение педагогической грамотности родителей.
  2. Гармонизация детско – родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.
  3. Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.
  4. Повышение потенциала взаимного доверия между образовательной организацией и семьей.
  5. Актуализация в сознании родителей о ценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.

Первый этап работы – диагностический. На этом этапе работа направлена на комплексное обследования семьи, с участием всех специалистов, которое отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических трудностях.

Второй этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и анализ полученной информации. На данном этапе определяем направление взаимодействия с конкретной семьей, выявляем проблемы семьи, ребенка, выбираем адекватные способы и средства помощи. Намечаем пути организации совместной деятельности с семьями воспитывающих детей с ОВЗ.

Третий этап – организационно-методический. Этот этап работы включает в себя следующие направления:

  • теоретическое направление обусловлено необходимостью психолого-педагогического просвещения родителей
  • практическое направление обусловлено необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию. В рамках этого направления применяем наиболее эффективные формы работы с родителями – наглядно-информационные, познавательные и досуговые:

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

Наглядно-информационные формы работы:

Оформление родительских уголков, изготовление памяток, буклетов, консультации и беседы, материал на сайте ДОУ, в раделе «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов» .

Познавательные и досуговые формы работы:

Родительские собрания, круглые столы, психологические игры, упражнения, занятия для родителей, практикумы, решение педагогических ситуаций, совместные мероприятия детей и родителей.

Темы групповых консультаций: «Развитие познавательных процессов детей» , «Секреты психологического здоровья» , «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции , «Особенности детей с ОВЗ» , «Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка» и др.

В результате такой работы: формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, появляется интерес родителей к работе ДОУ, повышается компетентность родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ.

Клинко Светлана Евгеньевна
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МБОУ "Верх-Обская средняя школа имени М.С.Евдокимова"
Населённый пункт: Алтайский край, Смоленский район, п. Верх-Обский
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение семьи имеющей ребенка с ОВЗ"
Дата публикации: 26.02.2016

Текстовая часть публикации


Психолого-педагогическое

сопровождение семьи, воспитывающего

ребенка с ОВЗ в условиях введения ФГОС

.
Светлана Евгеньевна Клинко Психолог-педагог МБОУ «Верх-Обская средняя школа имени М.С.Евдокимова » Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), которым характерен высокий уровень проявления "проблемности". Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе медицинской, психологической и социальной, для успешной их интеграции в общество. Концепция семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная психолого- педагогическая помощь в воспитании этой категории детей и дальнейшее их сопровождение по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи. Семья – это особый мир. Рождение в семье ребенка с ОВЗ - к ним относятся дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования) – это всегда глубокие 1
переживания для всех членов его семьи. Осознание и принятие себя как родителей ребенка с ОВЗ – это главная и самая тяжелая проблема таких семей. Особенно в этот период родителям необходима поддержка специалистов, верящих в возможности помочь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной. Служба сопровождения в системе образования стала неотъемлемой составной частью системы образования, обеспечивающей комплексную многопрофильную медико-психолого- педагогическую и социальную помощь в воспитании, обучении и развитии учащихся. В организации деятельности служб сопровождения все необходимые условия профессиональной деятельности формируются на базе психолого- медико-педагогических комиссий (ПМПК). Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ОВЗ, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно- развивающего пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему. Следует отметить, что в последнее время термин «сопровождение» достаточно часто употребляется в различных ситуациях и применительно к различным задачам. А что означает это понятие «сопровождать»? В «Толковом словаре русского языка» (под редакцией Д. Ушакова) читаем: сопровождать – значит – производить одновременно с чем- нибудь, сопутствовать чему-нибудь, следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь. В «Новом толково- 2
словообразовательном словаре русского языка» (автор Т. Ф. Ефремова) сопровождение понимается как: Процесс, сопровождающий какое-либо явление, действие. Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ - это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, социальных педагогов, дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно- психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой. Можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ: - информирование: специалисты ПМПК могут предоставить семье или отдельным ее членам информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т.д.; -индивидуальное консультирование: помощь родителям детей с ОВЗ, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно -педагогического, медико-социального и т.п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей специалисты должны оценивать и учитывать характер проблем и его уровня. 3
Изменилось отношение к детям наиболее тяжелой категории детей, имеющих комплексные нарушения. По мере развития специальной педагогики и психологии проблема сложных нарушений привлекает все более пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей. За последние года издан ряд нормативных документов, регламентирующих организацию содержания коррекционно-педагогической работы с данной категорией. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что система оказания коррекционной помощи детям с множественными отклонениями, не обеспечивает должного развития. Сопоставительный анализ полученных данных показал, что в силу сложности структуры нарушения, дети данной категории не могут обучаться по специальным коррекционным программам, соответствующим какому-либо ведущему дефекту. Педагоги и психологи проходят долгий путь, прежде чем определиться, как работать с ребенком, так как наблюдается дефицит разработок по их обследованию и обучению. Обнаруживается явная недостаточность осведомленности всех специалистов о существующих современных технологиях обучения и воспитания детей указанной категории. Проблема по оказанию реальной своевременной помощи детям с комплексными нарушениями в развитии усугубляется еще и тем, что наблюдается некоторая односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, как бесспорно очень важному этапу в работе с любым ребенком с отклонениями в развитии. Высокий показатель в работе педагогов в отношении проведения занятий скорее всего свидетельствует о том, что дети занимаются в общем составе группы, однако результаты обучения детей с комплексными нарушениями весьма низкие. Соответственно такие дети нуждаются в индивидуальном подходе и определении путей коррекционной работы согласно их возможностям. 4
Очень важны взаимоотношения членов семьи ребенка с нарушениями в развитии с социумом. Семья, вместе со всеми родственниками, дальними и ближними, - это микросоциум, со своим уникальным микроклиматом, устоявшимися отношениями. А если среди нескольких поколений (как правило, двух - трех) больной ребенок появляется впервые, она подвергается серьезному испытанию на прочность. Ведь ни у кого из членов нет опыта взаимодействия с таким ребенком. Сразу возникает масса вопросов, близких к состоянию паники: «Как же так?», «За что?», «Почему именно у нас?», «Что теперь делать?», «К каким врачам обращаться?», «Кто возьмет основной груз забот о ребенке?». Если вся семья сможет конструктивно подойти к решению этих и множеству других вопросов, то вполне вероятно, что многих трудностей можно будет избежать, а возможно и победить болезнь. Помимо выработки правильного отношения к больному ребенку у самих родителей и соблюдения ими вышеперечисленных требований, огромное значение имеет формирование у детей с особенностями в развитии адекватной самооценки, правильного отношения к дефекту и развитие у них необходимых в жизни волевых качеств. Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ОВЗ, - это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье. Оптимально же организованные условия жизни в семье создадут больному ребенку предпосылки для его успешного развития, обучения и дальнейшей социальной адаптации. При проведении психокоррекционных мероприятий семья понимается как естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений, в которой обеспечивается родителями ребенка с психофизическими нарушениями (или лицами, их замещающими). Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социум. Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного 5
взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. Дети- инвалиды ― это зачастую дети, которые не способны самостоятельно посещать учебные заведения. Школа может предоставить реализовать права таких детей на психолого-педагогическое сопровождение их семей путем внедрения информационно-коммуникативных технологий. Дистанционное образование – технология обучения на расстоянии, при которой педагог и обучаемые физически находятся в различных местах и контактируют через сеть Интернет.Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение тоже можно организовать с помощью Оn-line технологий. У ребенка и его семьи появляется возможность успешно реализовать программу с помощью традиционных форм психолого-педагогического сопровождения (групповые, индивидуальные занятия, консультации) и нетрадиционных - в форме Оn-line. Сопровождение в форме Оn-line осуществляется с помощью тех же традиционных форм и методов, но дистанционно. Служба Интернет доверия позволяет оказывать психологическую поддержку родителям по вопросам обучения, развития, воспитания детей в дистанционном режиме. В частности, речь идет о консультировании с помощью Интернет-технологий в режиме реального времени. Это позволит родителям особого ребенка оперативно вместе с психологом искать ответ на сложившуюся трудную ситуацию или нестандартный момент. Служба обратной связи дает возможность намеренно 6
сообщать родителям о тех действиях, которые ведут к достижению поставленной цели. С помощью интернет-технологий функции могут быть следующие: поддержка и поощрение ведущих к успеху и дающих нужный результат действий участников образовательного процесса; моделирование неэффективного поведения путем обучения, извлечения опыта из прошлых ошибок и неудач. Однако здесь есть и свои трудности. К примеру, процесс сетевого консультирования сложнее очного, так как мы не всегда можем видеть невербальные проявления человека, его реакции, что затрудняет получение полной информации. Кроме того, сетевое консультирование без видеосвязи требует от специалиста умения точно формулировать вопросы, подбирать слова, для того чтобы все трактовки были безопасны, однозначны, конкретны и доступны. Процесс детско-взрослого консультирования по сравнению с индивидуальным еще более труден и менее предсказуем, поскольку требует от консультанта более тщательного отношения к словам, наличия навыков решения конфликтных ситуаций. В 2016 году запущен проект «Безопасный дом», целью которого является повышение компетенции школьников с ОВЗ и их родителей в области основ безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ). В ходе реализации проекта родителям были предоставлены памятки, практические советы по организации дома и во дворе безопасной среды для ребенка. В настоящее время реализуется проект «Книжки для малышки» по приобщению школьников с ОВЗ к чтению. Помимо проектной деятельности, в группах с детьми с ОВЗ проводятся и традиционные мероприятия с родителями: консультации, собрания. Консультации бывают плановые и по запросу клиентов. Наряду с устными и письменными консультациями предлагаются родителям видео- консультации, серии фильма «Няня спешит на помощь», неординарные методики воспитания доктора Харви Карпа, развивающие диски для детей. Сами родители делятся полезной информацией. Родительские собрания 7
проводятся в форме семинаров-практикумов, круглых столов, обязательно иллюстрируются слайдовыми презентациями, что способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Широко используются игровые формы, специальные упражнения на сплочение группы. Таким образом целенаправленное психолого-медико-педагогическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов и способствует социализации детей с ОВЗ.
Сведения об авторе:
Светлана Евгеньевна Клинко, педагог-психолог МБОУ «Верх-Обская СОШ имени М.С. Евдокимова» Адрес: 659616 Алтайских край Смоленский район с. Катунское ул. Мальцева 6 Телефон: 89039951134, e-mail: lana.klinko@mail
Список используемой литературы:
1. Болсуновская, Н.А. Сетевое психологическое сопровождение семей / Н.А.Болсуновская. – Режим доступа: wiki.iotindex.php 2. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С.Д. Забрамная. - М., 1993. 3. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей / М.В. Ипполитова. - М., 1993. 4. Карпенкова, И.В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии / И.В. Карпенкова // Внешкольник. - 2001. - №2. 5. Лосина, О.А. Дистанционное образование как одна из форм организации безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Лосина // Педагогическое обозрение: научно-методический журнал. – 2010. - № 1. – С.73-75. 6. Методические рекомендациидля специалистов центров дистанционного образования в субъектах РФ «Особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям» с целью поддержки реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». - М.: Московский институт открытого образования, 2010. 7. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2007 (Коррекционная педагогика). 8

Н.В.Садковская

МКОУ СОШ № 3, г. Мирный,

Архангельской области

Тема: Организация психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка изначально становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе. В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают. И, как известно, семья - это первичная ячейка общества, являющаяся основой воспитания ребенка и самой первой социальной средой, в которую он попадает. Это значит изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе.

Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребёнка-инвалида

Чаще всего родители считают, что рождение такого "особенного" ребёнка это "приговор", что этого ребёнка обучить будет невозможно и он будет обузой для всей семьи. Вся проблема в том, что родители не видят положительных перспектив, долго справляются с пережитым шоком. Е.И. Холостова выделяет пять моделей поведения родителей при появлении ребёнка с дефектами:

1. Принятие ребенка и его дефекта. При этой модели поведения родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.

2. Реакция отрицания - отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Такой ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.

4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку.

Самой распространенной ошибкой в воспитании и общении с ребёнком с отклонениями в развитии со стороны родителей является проявление жалости и снисходительности к нему (реакция чрезмерной защиты). Родители стараются оградить своего ребёнка от физических нагрузок, сделать за него большинство вещей, даже, если ребенок, может сделать их сам. Именно такое поведение родителей, самостоятельности пагубно влияет на ребёнка, в первую очередь, на развитие у него самостоятельности.

Психологическая помощь семьям, которые имеют ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, понимается осуществление психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье.

Психокоррекционная работа с семьей - это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку. Семья, столкнувшаяся с такой трудностью не должна чувствовать себя отделённой от общества, не должна оставаться один на один со своей проблемой. Родители должны осознать, что важно использовать все сохранные ресурсы здоровья ребёнка, чтобы достичь благоприятного исхода. Задача специалистов показать родителям, что их дети не безнадёжны, и что при надлежащей работе можно достичь достаточно высокого результата.

Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ

Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

    Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.

    Анализ мотивационно- потребностной сферы ребенка и членов его семьи.

    Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

    Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения.

    Формирование и стимулирование познавательных процессов у детей.

    Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

    Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Основные этапы психологического сопровождения семьи

1 этап

    Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.

    Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

    Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.

    Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).

2 этап

    Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.

    Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

    Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком. Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

    Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).

3 этап

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

П ринципы работы

Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на

принципах:

    Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

    Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

    Принцип комплексности - психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом , родителями.

4. Принцип деятельностного подхода - психологическая помощь
осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой
деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид
деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Принцип конфиденциальности вся информация, полученная о ребенке и
его семье, не распространяется за пределы школы, без соответствующего
разрешения родителей или законных представителей ребенка.

Методы и формы работы с родителями и детьми

Сказкотерапия – где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, использование сухого бассейна.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Работа с родителями не ограничивается консультациями по поводу развития и обучения ребенка, учитываем и такой аспект как – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП), но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.

При работе с такими семьями задачи:

    формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

    развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;

    развитие детско-родительских отношений;

    совершенствование коммуникативных форм поведения;

    формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Формы и методы работы с родителями:

    Анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье.

    Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.

    Дни открытых дверей – родители посещают школу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

    Семинары - практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

    Деловые игры.

    Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.

    Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы со своим ребенком.

    Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

    Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско - родительских отношений. («Связующая нить» Н. Григори, «Учимся понимать своего ребенка» - гиперактивный ребенок) .

    Использование современных устройств для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.

Заключение

Таким образом нужно помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты - пусть заметные не сразу, а через длительный срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.

Конечной целью комплексной, системной работы с семьей

создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию психофизиологических недостатков и полноценное развитие его личности.

Мастер класс

Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, - помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный.

Упражнение №.3 «Два рисунка».

Для него необходимы фломастеры (маркеры) и бумага. Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины вертикальной чертой. На левой, "темной" половине напишите негативные мысли, которые заполняют вашу голову и чувства. Нарисуйте образ вашего состояния в виде конкретного предмета или набора абстрактных фигур.

Теперь перейдите к второй (светлой) половине и начинайте произносить утверждения, обратные по смыслу тем, что связаны у вас со стрессом. Запишите оптимистические фразы на правой стороне листа. Нарисуйте позитивный образ, который при этом приходит к вам в голову.

Затем разрежьте ваш листок по разделительной черте. От его левой половины вы должны избавиться. Можете просто смять клочок бумаги и выбросить его в мусорную корзину, но лучше придумайте для себя целый ритуал уничтожения негативных мыслей, включающий торжественное сжигание листка и развеивания пепла.

Правую же половину листа сохраните и запомните весь ваш "правый" список позитивных мыслей. Эти найденные вами слова - утверждения, создающие жизнеутверждающий настрой, будут для вас подмогой в преодолении стрессов.

1

На современном этапе развития общества и образования в России инклюзивное образование является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование. В статье представлены результаты экспериментальной работы краевой инновационной площадки на базе МОУ СОШ № 12 г. Новоалександровска Ставропольского края по теме: «Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного процесса». В статье проведен анализ отношения родителей к инклюзии в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, выявлено их мнение о совершенствовании данного процесса в условиях общеобразовательных организаций. Результаты исследования показали, что родители не готовы к совместному обучению детей с нормальным психофизическим развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья. Оптимальными условиями для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, по мнению родителей, являются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. На основе проведенного исследования определены технологии психологического сопровождения родителей как субъектов инклюзивного образовательного процесса.

инклюзивное образование

психологическое сопровождение

субъекты инклюзивного образовательного процесса

дети с ограниченными возможностями здоровья

психологическая диагностика

метод анкетирования

1. Гончаров В.Н. Информационное общество: антропологический аспект // Альманах современной науки и образования. – 2009. – № 1–2. – С. 57–58.

2. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. – М.: МГППУ, 2010. – 84 с.

3. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб., 1998. – С. 4–6.

4. Колосова О.Ю. Информатизация образования общества: социокультурные аспекты // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 1. – С. 073–075.

5. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – 156 с.

Инклюзивный подход в образовании обусловлен причинами различного характера, совокупность которых можно обозначить как социальный заказ достигший определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Данный этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с инвалидностью, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми возможности в разных областях жизни, включая образование.

В свою очередь, инклюзивное образование основано на таких приоритетах, как приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе; непрерывность инклюзивного процесса на всех возрастных ступенях; природосообразность образовательных (в широком смысле) задач и методов, как возможностям ребенка, так и общей логике развития; приоритетное развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми; профилактика и преодоление инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого ребенка . Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей . Эффективная реализация обозначаемых приоритетов представляется весьма затруднительной без специализированного комплексного сопровождения как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов, поскольку сам процесс инклюзии детей с особыми образовательными потребностями является динамичным и сложным как в организационном, так в содержательном компонентах. Инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей детей должен соответствовать континуум сервисов и гарантия непрерывного сопровождения ребенка в образовательном процессе.

На данный момент все исследователи в области инклюзивного образования определяют сопровождение как одно из основных условий успешности инклюзивного процесса (С.В. Алехина, Т.П. Дмитриева) . Анализ современной научной литературы по проблеме комплексного сопровождения показал, что в настоящее время получило широкое распространение понятие о сопровождении как о различных технологиях оказания специализированной помощи ребенку в условиях регулярного образования, технологиях взаимодействия психолога с другими специалистами образования, психологической службой, с образовательной средой в целом, как об определяющей философии и стратегии практической психологии образования (С.В. Алехина, М.М. Семаго, Е.И. Казакова) . В теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и педагоги, и его родители, и ближайшее окружение ребенка (Е.И. Казакова) .

Одной из существенных характеристик происходящих изменений в образовательном пространстве является позиция родителей как субъектов инклюзивного образовательного процесса. Самостоятельность мышления и активная позиция родителей определяет образовательную траекторию ребёнка с особыми образовательными потребностями, партнёрскую позицию родителей по отношению к школе и их ответственность за образовательный результат. Очень важно, чтобы родитель был партнёром, но очень часто мы лишаем его права ответственного выбора. Тогда рекомендации специалистов становятся приговором, а консультация не открывает возможностей и вариантов поведения. В процессе развития инклюзивного подхода в образовании позиция родителей будет приобретать всё большую самостоятельность и активность. Умение организовывать продуктивный диалог с родителями, привлекать их к участию и сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребёнка - важная задача школьного сообщества.

В психолого-педагогических исследованиях представлены направления и технологии работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Но не представлены работы, в которых рассмотрены формы работы с родителями, воспитывающими детей с нормальным психофизическим развитием. А ведь именно они влияют на установки и отношение своих условно здоровых детей к детям, имеющим отклонения в развитии. Именно с данной категорией родителей мы провели экспериментальное исследование, цель которого - выявить отношение родителей к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первичным этапом сопровождения родителей как субъектов инклюзивного образования является психологическая диагностика. С целью выявления отношения родителей как субъектов инклюзивного образовательного процесса, оказывающих влияние на формирование общественного мнения, и определения последующих направлений психологического сопровождения родителей нами было проведено исследование на базе МОУ СОШ № 12 г. Новоалександровска Ставропольского края, реализующего инклюзивную практику (краевая инновационная площадка по теме: «Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного процесса»).

В опросе приняли участие 273 родителя, воспитывающих детей младшего школьного возраста с условно нормативным развитием. Из них среднее образование имеют 59,7 % опрошенных, высшее - 30,7 %, не имеют образования - 1,8 % опрошенных. Возраст респондентов: от 25-30 лет - 14,6 %, 31-35 лет - 30 %, 35-40 лет - 19,4 %, 41-45 - 9,9 %, более 46-5,5 %. Таким образом, большая часть опрашиваемых - в возрасте 30-40 лет. Уровень образования - среднее профессиональное.

Исследование проводилось с использованием метода анкетирования. Анкеты были построены из вопросов открытого, закрытого и полузакрытого типа. Вопросы были направлены на выявление мнения родителей о возможности совместного (инклюзивного) образования детей и о совершенствовании данного процесса в условиях общеобразовательных организаций.

На вопрос: «Как часто Вы встречаете в общественных местах детей или молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» ‒ 4,8 % респондентов ответили, что видят постоянно, 16,8 % - часто, преобладающим ответом стал ответ «редко» - 73,6 % респондентов, 4,5 % никогда не встречались с людьми, имеющими ОВЗ. Большая часть родителей считают, что дети с ограниченными возможностями здоровья хотят общаться как с такими же детьми, как они сами, так и со здоровыми - 61,2 % опрошенных.

Ответы родителей на вопрос: «В какой мере вы можете представить себя на месте людей с ОВЗ, понять, что они чувствуют», ‒ распределились по двум полярным полюсам: 19 % ответили, что совсем не могут себе представить себя на месте человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, тогда как 25,6 % респондентов отлично представляют себя на месте такого человека.

Выявляя отношение родителей к детям с ОВЗ, мы получили следующие ответы: положительное отношение отмечают 60,1 % опрошенных, сочувственное отношение высказали 14,6 %, жалость и желание оказать помощь - 9,9 %, отрицательное отношение отметили 2,9 %. При этом 36,6 % опрошенных считают, что отношение к лицам с ОВЗ зависит от особенностей их заболевания (тяжести и выраженности нарушения в развитии). Достаточно высокий процент воздержавшихся от ответа родителей (12,5 %) может быть свидетельством того, что они не могут в прямых вопросах высказать своего неприятия данной категории детей, вследствие чего выбирают данный социально приемлемый ответ.

Высказывая свои наблюдения по поводу того, как относятся к детям с ОВЗ их нормально развивающиеся сверстники, родители ответили следующим образом: очень доброжелательно - 8,8 %, скорее доброжелательно - 37,4 %, нейтрально - 17,9 %, скорее недоброжелательно - 19,8 %, крайне недоброжелательно - 2,6 %. Таким образом, преобладающим является доброжелательное отношение к детям с ОВЗ (46,2 %). Несмотря на это, достаточно высокий показатель неприятия детей, имеющих ОВЗ (22,4 %). 14,6 % родителей отметили, что им доводилось наблюдать случаи применения насилия по отношению к детям с ОВЗ. Физическое насилие по отношению к детям с ОВЗ наблюдали 0,4 % опрошенных, психическое в виде обзывания, задевания в форме насмешек отметили 8,2 %.

Оценивая отношение к детям с инвалидностью со стороны общественности и со стороны средств массовой информации, родители считают, что оно скорее доброжелательное - 50,1 и 58,6 % соответственно.

Выявляя чувства, которые испытывают родители, воспитывающие нормально развивающихся детей по отношению к детям с ОВЗ, мы получили следующие результаты: чувство любопытства испытывает 18 % опрошенных, 31 % - не отмечают данного чувства, 51 % - воздержались. Сострадание отмечают 54,6 % опрошенных, 7,3 % отрицают у себя данное качество, 38,1 % - воздержались от ответа на данный вопрос. Сочувствие продемонстрировало 68,2 % опрошенных, 5,8 % не испытывают данного чувства, 26 % воздержались от ответа на данный вопрос. Жалость испытывают 60,8 % респондентов, 5,5 % такого чувства не испытывают, 33,7 % воздержались от ответа на вопрос. Дискомфорт отмечается у 17 % родителей, 29 % не испытывают дискомфорта в общении с детьми, имеющими ОВЗ, большая часть - 54 % воздержались от ответа на данный вопрос. Неприязнь отмечена у 1 % респондентов, отсутствие данного чувства выразили 44,7 %, тогда как 54,3 % воздержались от ответа на данный вопрос. Брезгливость испытывают 2,5 % опрошенных, 44,8 % отрицают наличие данного чувства, затруднились ответить 52,7 % опрошенных. Отвращение не испытывают 43,6 %, 1,5 % отмечают у себя наличие данного чувства, 52,7 % затруднились ответить на данный вопрос. Чувство страха перед детьми с ОВЗ испытывают 14,7 % респондентов, 30 % не отмечают данного чувства и 55,3 % воздержались от ответа на поставленный вопрос.

Полученные количественные данные позволяют отметить, что мнения родителей высказаны в двух позициях: положительное принятие детей с ОВЗ (социально приемлемые, желательные ответы) и трудности в ответах, что может говорить о том, что родители, стремясь выглядеть социально желательными, не смогли открыто выразить неприязнь по отношению к детям с ОВЗ. Именно этим мы объясняем высокие процентные показатели по ответу «затрудняюсь ответить».

Следующим вопросом выступил вопрос о том, где должны учиться дети с ограниченными возможностями здоровья. 27,8 % считают, что дети с опорно-двигательными нарушениями должны учиться в обычном образовательном учреждении (массовой школе); 36,6 % - в специализированном учреждении; дома - 12,2 %. Для детей с психическими нарушениями наиболее соответствующими условиями, с точки зрения большинства родителей, являются условия специализированного учреждения - 52 %, 6,2 % считают, что это могут быть условия общеобразовательной школы, 16,2 % - условия домашнего обучения. С точки зрения родителей, дети с умственной отсталостью нуждаются в условиях специализированного учреждения - 56 %, 5,5 % родителей считают, что это могут быть условия общеобразовательного учреждения, 13,5 % - дома.

Слабослышащие дети, по мнению большинства родителей (51,7 %), должны обучаться в специализированном заведении, 11,7 % респондентов считают, что это могут быть условия общеобразовательной школы, 8,8 % - рассматривают домашнее обучение как наиболее подходящую форму для обучения данной категории детей. Большая часть опрошенных родителей считают, что слабовидящие дети должны учиться в специализированном учреждении - 49 %, 13,2 % высказали мнение, что это может быть обычное образовательное учреждение, дома - 8,5 %. Мнение о том, что дети с видимыми физическими изъянами могут учиться в обычном образовательном учреждении, высказали 16,9 % респондентов, в специализированном учреждении - 32,3 %, дома - 12,8 %.

Обобщая полученные количественные данные, мы можем отметить, что родители, воспитывающие детей с нормальным психофизическим развитием, считают, что наиболее подходящими для детей со всеми типами отклоняющегося развития являются условия специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Это связано как с психологическими проблемами принятия «особых» детей, так и с тем, что в общеобразовательных школах, с точки зрения родителей, отсутствуют (36 %) или представлены частично (27,4 %) необходимые условия в общеобразовательных школах для обучения детей-инвалидов. Школа частично готова к принятию детей с ОВЗ как в материально-техническом - 69,2 %, так и в морально-психологическом плане - 64,2 % от мнения респондентов.

Несколько другие количественные данные были получены нами при ответе родителей на вопрос: «В какой мере необходимо включать детей-инвалидов в полноценную жизнь в обществе?» 23,4 % высказали точку зрения о необходимости изоляции детей, тогда как 67,8 % считают, что детей необходимо интегрировать в общество. Самый большой количественный показатель - 42,5 % из общего количества ответов регистрируется по ответу - «необходимо полностью интегрировать (включить) данных детей в общество». Становится ясной позиция родителей в отношении процесса инклюзии: обучаться дети с нормальным психофизическим развитием и нарушениями в развитии, с точки зрения родителей, должны в разных образовательных условиях, тогда как во внеаудиторной деятельности это могут быть различные совместные формы взаимодействия. Необходимо отметить, что наши исследования показывают наличие такой же точки зрения и у педагогов общеобразовательных учреждений .

При изучении мнения родителей, каким образом государство и общественность могут помочь детям с ограниченными возможностями здоровья стать полноценными участниками общества, были получены следующие результаты: родители говорили о необходимости создания полноценных психологических условий в образовательном учреждении (воспринимать детей с ОВЗ как всех детей, окружить терпимостью, пониманием и т.д.) - 11,3 %, о необходимости материального обеспечения, повышении пособия по инвалидности, улучшении государственного обеспечения высказались 30,1 %. На вопрос: «Что Вы могли бы сделать для таких детей?» ‒ 11,7 % родителей выразили готовность оказать материальную помощь; психологическую помощь, поддержку, помощь в обучении готовы оказать 22,3 % родителей. К сожалению, большая часть родителей - 66 % затруднились ответить, что свидетельствует об их неготовности к участию в оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Полученные диагностические данные на репрезентативной группе родителей, воспитывающих детей с нормальным психофизическим развитием, позволили выделить следующие особенности отношения родителей к инклюзивному образованию детей с ОВЗ: недостаточный уровень осведомленности о психологических особенностях детей с отклонениями в развитии; преобладающими чувствами родителей являются сочувствие и жалость; оптимальными для обучения детей с ОВЗ родители считают условия специальных (коррекционных) образовательных учреждений; родители не готовы оказывать помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования позволяют сказать о неготовности родителей к совместному обучению детей с разных психологическим, физиологическим и социальным статусом в условиях общеобразовательных школ. На основе полученных результатов нами были подобраны технологии психологического сопровождения родителей, включенных в процесс инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Широко используются в образовательном процессе информационные технологии, направленные на просвещение родителей об особенностях психического развития детей с разными типами отклоняющегося развития. Использование таких технологий целесообразно на родительских собраниях.

С целью создания и укрепления отношений между родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, и родителями, воспитывающими детей с условно нормативным развитием, эффективно создание психологических клубов для родителей. В работе с родителями активно используются психокоррекционные и развивающие технологии, тренинговые формы работы, направленные на формирование эффективного взаимодействия между родителями. Таким образом, системное психологическое сопровождение родителей позволяет решить задачи полноценного развития всех субъектов инклюзивного образовательного процесса.

Рецензенты:

Плугина М.И., д.псх.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет», г. Ставрополь;

Волков А.А., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой андрагогики, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь.

Работа поступила в редакцию 28.01.2015

Библиографическая ссылка

Слюсарева Е.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-1. – С. 179-183;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36640 (дата обращения: 20.11.2017). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: