Занятия по социально бытовой ориентации. Формирование социально-бытовой ориентировки у дошкольников с особыми образовательными потребностями

Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) предполагается комплекс познаний и умений, прямо связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в разных социально-бытовых ситуациях. В собственном общем смысле социально-бытовая ориентировка подразумевает умение без помощи других возводить свое поведение во всех актуальных ситуациях вне рамок учебной либо проф (трудовой) деятельности.

Особо принципиальное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации малышей с ограниченными способностями, в том числе и с нарушением ума.

В 90-е гг. XX века вышло переосмысление парадигмы специального образования под воздействием новых ценностных ориентации общества и страны, нового осознания прав малыша, новейшей законодательной базы. В текущее время лица с неуввязками развития получили право на обучение и воспитание, на равные способности роли в производственной и публичной деятельности. Эти права гарантируются интернациональным обществом и закреплены рядом особых документов: «Декларация прав ребенка» (1969), «Конвенция по правам детей» (1989), «Декларация общественного прогресса и развития» (1969), «Декларация прав инвалидов» (1975), «Конвенция проф реабилитации и занятости инвалидов» (1983), закон РФ «Об образовании» (1996) и др.

Основной недочет в воспитании и обучении не нормальных малышей выдающийся российский психолог Л.С. Выготский разъяснял неумением преподавателя видеть в недостатке его социальной сути. Он писал: «Всякий телесный недочет - будь то слепота, глухота либо прирожденное полоумие - не только лишь изменяет отношение человека к миру, однако, сначала, сказывается на отношениях с людьми. Органический недостаток либо порок реализуется как соц ненормальное поведение, ... происходит соц вывих, перерождение публичных связей, смешение всех систем поведения».

Умственная дефицитность, вместе с обычным комплексом отставаний в развитии малыша, непременно значит серьёзное ослабление умения адаптироваться к соц требованиям общества . Аспект «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех разнообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость». Для корректировки этих проблем и предусмотрены особые курсы по социально-бытовой ориентировке.

Для совершенствования системы обучения с 1981 г. в учебный план вспомогательной школы был введен предмет «Социально-бытовая ориентировка» как особый вид коррекционных занятий, имеющих практическую направленность.

Занятия по курсу СБО ориентированы на:

  • скопление социально-эмоционального опыта, классификацию внутреннего мира, регуляцию поведения;
  • развитие способностей межличностного взаимодействия;
  • расширение ролевого репертуара ребенка и положительное программирование его грядущего.
  • Следовательно, курс СБО ориентирован на простую абилитацию, что подразумевает овладение учащимися познаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность в школе и в кругу семьи, достигается это, прежде всего, через обучение малышей оптимальным приемам и методам социально-бытовой ориентировки с учётом особенностей того либо другого определенного недостатка.

    Социально-бытовая ориентировка у малышей с нарушениями зрения

    Существенное понижение зрения либо его полное отсутствие накладывает специальные особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми способностями не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубочайшего недостатка зрения.

    Недооценка значения познаний, способностей и умений, позволяющих человеку быть независящим в быту, негативно сказывается на всей жизни учащихся и выпускников школ для слепых и слабовидящих малышей. Проживая долгое время в критериях школы-интерната, слепые и слабовидящие дети (как, вобщем, и зрячие) лишены способности всеполноценно включаться в жизнь, протекающую вне стенок школы. Дети отдалены от конкретного изготовления еды, ухода за одежкой, от целого ряда мелочей быта, частей уклад жизни современной семьи. И главное, дети выключены из сферы жизни зрячих людей. Они не могут получить нужных познаний и умений, которые позволили бы им без помощи других устроить собственный быт вне школы-интерната. Даже когда дети-инвалиды по зрению находятся обители, то в почти всех семьях они содержатся под очень большой опекой, что ни в коей мере не содействует выработке у их способностей, нужных для самостоятельной жизни.

    Нарушение зрения негативно сказывается на спонтанном формировании у малышей способностей практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта, с ориентировкой в малом и большенном пространстве, с нормами поведения в общения в родне, в школе, в публичных местах. Для преодоления негативных последствий в области социально-бытовой ориентировки слепых и слабовидящих малышей им нужны особые занятия, направленные на простую абилитацию учащихся в вопросах СБО. Такая абилитация подразумевает формирование особых познаний, способностей и умений, обеспечивающих самостоятельность в быту в критериях глубочайшего нарушения зрения.

    Учебными планами школ для малышей с нарушением зрения предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление вторичных отклонений в развитии учащихся, также на формирование оптимальных методов зания мира вокруг нас, ориентировки и жизни в нем.

    Основная цель курса СБО в младшей школе - посодействовать ребенку с глубочайшим нарушением зрения приспособиться к школьной жизни, интенсивно включиться в нее, сформировать у малыша начальные, однако адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей делает довольно комфортабельной жизнь малыша в школе, увеличивает его статус в родне, обогащает его познаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности. В средней школе занятия по СБО призваны сделать крепкую базу для настоящей самостоятельной жизни после окончания школы.

    Предназначение занятий по СБО с учащимися исходных классов выражается в последующих задачках :

  • восполнить пробелы дошкольного, чаше всего, домашнего воспитания малышей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
  • дать правильные представления и познания о предметах домашнего обихода, которыми нужно воспользоваться в быту, их предназначении и правилах воззвания с ними;
  • выработать способности воззвания с предметами, применяемыми в быту;
  • сформировать способности цивилизации поведения в быту, в среде зрячих людей;
  • познакомить с разными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
  • обучить правилам поведения в публичных местах, в разных службах быта и учреждениях;
  • выработать приемы самоконтроля за своим поведением, наружностью, обучить малышей вступать в общение с разными людьми в разных ситуациях.
  • Программка курса СБО включает последующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».

    Исследование программного материала призвано содействовать расширению у малышей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, также к организациям, компаниям и учреждениям наиблежайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта содержит в себе усвоение четкого наименования, предназначения, правил воззвания с этими предметами, также выработку нужных оптимальных, правильных способностей использования этих предметов по предназначению.

    По мере взросления малыша расширяется число новых соц ситуаций, в каких он оказывается, углубляется общение со сверстниками и взрослыми. Резко растет круг предметов, с которыми ребенку приходится иметь дело. Содержание обучения по курсу СБО от класса к классу расширяется и усложняется.

    Знакомство с миром общения и человечьих отношений призвано содействовать усвоению правил поведения в ежедневной жизни и в публичных местах, выработке способностей общения со сверстниками и взрослыми с обычным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о разных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.

    В обучении выделяется два направления .

  • 1-ое из их включает формирование у малышей тех способностей, которые нужны в ежедневной жизни, прежде всего в критериях школы-интерната. Вместе с этим формируются способности воззвания с разными предметами быта, формирования способностей цивилизации поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением огромного количества каждодневных дел с малой сторонней помощью).
  • Другое направление связано с достижением более отдаленной цели - овладение теми познаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление содержит в себе ознакомление малышей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание цивилизации поведения в школе, в родне, в публичных местах, формирование способностей общения.
  • Особые познания, умения и способности нужны слепым слабовидящим для выполнения определенных практических действий в отсутствие зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения либо слабовидения с подобным зрительным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. Особый навык подразумевает довольно эстетичное, четкое и резвое выполнение практического действия. Овладение комплексом подобных способностей позволяет слепым и слабовидящим в некий степени, а неких случаях и почти во всем, восполнить полную либо частичную утрату зрения.

    В итоге занятий по СБО уже к окончанию исходной школы у слепых и слабовидящих учащихся лучше сформировать осознанное рвение узнавать оптимальные для их методы и приемы, овладевать ими и использовать на практике.

  • lib.ua-ru.net - Андросова Г.Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации ребенка с нарушением ума: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 214 с. (безвозмездно доступны оглавление и введение к работе);
  • pedlib.ru - Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке малышей с нарушением зрения. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. 62 с.;
  • festival.1september.ru - встроенный урок социально-бытовой ориентировки и развития слухового восприятия по теме «Трудоустройство»;
  • shcolla.do.am - коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке для 3 класса особых (коррекционных) классов IV вида по теме «День рождения» (в формате.doc, 32.0 Кб).
  • Любовь Фликова
    Формирование социально-бытовой ориентировки у дошкольников с особыми образовательными потребностями

    Дети с особыми образовательными потребностями – это дети , нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка , т. е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности , максимально возможному введению его в социум , формированию у него способности жить самостоятельно .

    Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях . В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной деятельности.

    В обучении выделяется два направления.

    Первое из них включает формирование у детей тех навыков , которые необходимы в повседневной жизни. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости» , связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).

    Другое направление связано с достижением более отдаленной цели - овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально -бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями, воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения .

    Классификация социально - бытовых навыков представлена в исследованиях Куцаковой Л. В. и Логиновой В. И. Они выделяют :

    1. Навыки по уходу за собой :

    Умение надеть рубашку, штанишки, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться уборной.

    2. Навыки, относящиеся к питанию :

    Умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т. д.

    3. Элементарные движения :

    Умение вытереть ноги при входе, сесть на стул, подниматься по лестнице и т. д.

    4. Навыки, относящиеся к ручному труду :

    Умение держать иглу, сделать узелок, пришить пуговицу, сшить для куклы, стирать для куклы и т. д.

    5. Уход за помещением :

    Умение открыть окно, дверь ключом, вытирать пыль, постлать постель, зажечь лампу, плиту, выключить свет.

    Специальные задачи социально-бытовой ориентации :

    Обучать этике поведения;

    Развивать гигиенические навыки; умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенцем, туалетной бумагой

    Развивать умение работать, подчиняться общим требованиям;

    Активизировать познавательный интерес;

    Развивать коммуникативные навыки; учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми в ролевых играх и коммуникативных тренингах и бытовых - ситуациях.

    Формировать навыки самообслуживания, позитивные качества личности;

    Заключение

    В воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков , связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение , целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально -бытовых навыков у детей дошкольного возраста , выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка , с конкретными условиями и т. д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека , для формирования самостоятельности , независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.

    Публикации по теме:

    Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольников посредством зарядки позитивного внушения В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению.

    Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников признается сегодня в нашей стране.

    Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе «Зимушка-зима» Цель:повторить основные признаки зимы. Задачи:1. развитие временных представлений 2. ориентировка во времени и в пространстве 3. координация.

    Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Мир, в котором живет современный ребенок существенно.

    Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностямиИщенко И. Н. Енакиевская СОШИ № 30 МОН.

    Особенности развития мелкой моторики у детей 3–4 с особыми образовательными потребностями Развитие мелкой моторики одна из важнейших задач педагогов дошкольного учреждения. Ежедневное развитие мелкой моторики способствует формированию.

    Человек – существо общественное, или – выражаясь по-научному – социальное. Необходимость выживания в сообществе себе подобных сформировала Homo Sapiens как вид, развитие каждого индивида в условиях социума делает человека тем, что называется личностью.

    Живя среди людей, человек постоянно оказывается в различных ситуациях общения, каждая из которых предъявляет свои требования – например, с начальником нельзя общаться так, как с собственной женой, а с отцом – так, как с сыном. Нужно не только подчиняться «неписанным» законам» общения, но и понимать, чего от нас хотят окружающие, «читать» их эмоциональное состояние. Нужно подчиняться требованиям, предъявляемым к «предметному миру» – содержать себя в чистоте, одеваться сообразно обстоятельствам. Наконец, нужно правильно интерпретировать информацию об окружающем мире и пользоваться ею.

    Весь этот комплекс умений и знаний и входит в понятие социально-бытовой ориентировки, которая подразумевает способность человека самостоятельно организовывать свое поведение и общение в разнообразных обстоятельствах. Подобная способность от рождения человеку не дается – даны лишь ее предпосылки в виде органов чувств и достаточно развитого мозга, присущего нашему виду, сами же знания и навыки человек приобретает, живя среди людей. Чтобы понять, как это приобретается (или не прибретается), мы можем вспомнить о печальной судьбе «детей-маугли» - вот у этих людей социально-бытовой ориентировки не было и в помине.

    Основным «проводником» социально-бытовой ориентировки становятся родители (а если родителей нет – люди, заменяющие их, и с этой точки зрения в лучшем положении находятся те дети, которые растут хоть и без родителей, но все-таки в семье – например, с дедушкой и бабушкой, тетей и дядей, или с усыновителями, в условиях детдома может возникнуть больше проблем в плане развития социально-бытовой ориентировки – по той простой причине, что условия заведения интернатного типа не очень-то напоминают те, в каких обычно протекает жизнь взрослых людей).

    Родители – во всяком случае, те из них, которые не получали специального педагогического или психологического образования – могут и не знать такого термина, они всего лишь «естественным путем» передают детям те навыки поведения в обществе, которые когда-то усвоили сами: учат ребенка пользоваться ложкой и вилкой, чистить зубы, переходить улицу, объясняют, как вести себя в гостях и т.п., особо не задумываясь, что они при этом что-то формируют и развивают.

    Иная ситуация возникает, если речь идет о ребенке-инвалиде. В особенности это касается тех детей, чья инвалидность затрагивает главные «информационные каналы» человека – зрение или слух – или же психику. «Органический дефект... реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих», – отмечает известный психолог Л.С.Выготский.

    Чтобы «социального вывиха» не происходило, чтобы люди, обиженные природой могли жить более или менее полноценной жизнью, в коррекционных школах проводят специальные уроки по социально-бытовой ориентировке. Впрочем, дело не сводится к занятиям – развитием способности к социально-бытовой ориентировке пронизано все пребывание детей в подобных заведениях, да и родителям педагоги дают советы, как вести себя с детьми дома, чтобы они приспосабливались к жизни среди здоровых людей.

    Учитель СБО, Онучина Вера Васильевна.

    Слайд 2

    С Б О

    • Социализация
    • Ориентировка
  • Слайд 3

    Социализация отношений

    • Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта и социальных ролей.
    • Ведущее и определяющее начало социализации – воспитание.
  • Слайд 4

    Быт

    • Уклад повседневной жизни, удовлетворение материальных потребностей, освоение духовных благ, культура общения.
  • Слайд 5

    Ориентировка

    • Различные формы и способы обследования окружающего мира и ознакомления с окружающим обществом.
  • Слайд 6

    Три группы знаний, умений и навыков накопления социального опыта

    Слайд 7

    1. Социально-бытовая адаптация

    • Ведение семейного бюджета, выбор и содержание жилища, личные нужды, жизнь в семье, воспитание детей, покупка продуктов и приготовление пищи, покупка одежды и уход за ней, выполнение гражданских обязанностей, отдых, досуг и передвижение
  • Слайд 8

    2.Формирование личности

    • Самосознание, уверенность в себе, социально ответственное поведение, межличностные контакты, независимость, умение разрешать проблемы, общение.

    2.Формирование личности

    Слайд 9

    3.Социально- трудовая адаптация

    • Знание и исследование профессиональных возможностей, выбор профессии, трудовые умения и навыки, поведение в трудовом коллективе, достаточные физические и специфические навыки, поиск работы и сохранение рабочего места.
  • Слайд 10

    Темы уроков

    • Внешний вид
    • Торговля
    • Питание
    • Трудоустройство
    • Учреждения, организации
    • Средства связи
    • Жилище
    • Семья
    • Личная гигиена
    • Бюджет
    • Транспорт
    • Культура поведение
    • Медицинская помощь
  • Слайд 11

    Слайд 12

    1.Определить данного урока в системе уроков по теме и обеспечить связь изучаемого материала с ранее усвоенным.

    • С предыдущей темой
    • С знаниями, полученными по данной теме в младшем классе.
    • место
  • Слайд 13

    2. Ясно представлять и сформулировать цель урока - мысленное предвосхищение его конечных результатов.

    Цель должна формировать способность у установлению причинно-следственных зависимостей и обладать свойствами:

    Полнотой содержания,
    - временной определённостью
    - реальностью
    - побудительностью

    Слайд 14

    3. Использовать приёмы и методы, адекватные поставленным задачам.

    Демонстрация
    - практическая работа
    - самостоятельные работы
    - экскурсии
    - ролевые ситуации
    - работа с тестами, дидактическими заданиями, перфокартами, технологическими картами.

    Слайд 15

    4. Оборудование, наглядность, технические средства должны соответствовать цели и задачам урока.

    Приближенность к реальной жизни помогает осуществить перенос полученных знаний, умений и навыков в реальные жизненные ситуации.

    Слайд 16

    5. Использовать урок для формирования положительных качеств личности

    Для решение воспитательных задач:

    Воспитывать чувство коллективизма и ответственности; самостоятельность, трудолюбие и аккуратность;
    - формировать настойчивость и терпение
    - способствовать развитию норм поведения и эстетического вкуса.

    Слайд 17

    Слайд 18

    Образовательная

    • Стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями.
    • Знания должны основываться на ранее усвоенных понятиях для лучшего усвоения нового и закрепления пройденного материала.
  • Слайд 19

    Коррекционно-развивающая

    Урок должен способствовать запуску компенсаторных механизмов

    Целенаправленное развитие мышления (памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности)

    Слайд 20

    Воспитательная

    Формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры.

    Слайд 21

    Слайд 23

    Устный рассказ

    Обучающиеся, в силу заболевания, испытывают затруднения в восприятии устной речи, т.к. через некоторый промежуток времени они теряют смысловую нить рассказа учителя и отвлекаются. Существует несколько форм рассказа.

    Без использования наглядности
    - с использованием наглядности
    - с использованием технических средств обучения

    Слайд 24

    Беседа

    • Вопросно-ответная форма

    Главное, правильно сформулировать вопрос, чем побудить учащихся к самостоятельным выводам. Беседа способствует развитию у учащихся умение выражать свои мысли в устной речи

    Хорошо продумать вопросы (видоизменять их, варьировать ими).

    Ответы должны быть по существу, правильными, полными (при ошибках исправлять и повторять)

    Слайд 26

    Лабораторный метод

    Практическая работа:

    • Реакция соды и уксуса
    • Плавление синтетики при нагревании
    • Приготовление маринада
    • Нарезка хлеба
    • Приготовление дрожжевого теста
    • Чистка мягкой мебели
    • Правила личной гигиены
    • И многое другое…….
  • Слайд 27

    Упражнения в виде записей и графических работ

    Ведение тетрадей по СБО (с 5-го по 9-ый класс):

    • Краткость, чёткость
    • Схематичность
    • Зарисовки
    • Оформление тетрадей картинками
    • Вклеивание бланков, копий документов..
  • Слайд 28

    Упражнения в применении полученных знаний

    Знаний, умения, навыки должны быть неотделимы:

    1. Многократные упражнения
    2. Применение знаний на практике
    3. Видоизменённые варианты (выведение пятен, приготовление консервации, заполнение документов, написание адреса….)
  • Слайд 29

    Метод проверки знаний

    Различные способы и виды проверочных работ:

    Технологические карты
    - тесты
    - опросники
    - игровые ситуации
    - практические индивидуальные и групповые работы

    Слайд 30

    Слайд 31

    УЧИТЫВАТЬ

    • индивидуальные особенности учащихся
    • зону проживания
    • время года
    • оснащённость кабинета

    ПРОДУМАТЬ

    • Связь с темой пройденного материала
    • Мотивационный момент
    • Подбор образовательной технологии
    • Записи и задания в тетради и на доске
    • Словарный материал
    • Связь с другими учебными предметами
  • Слайд 32

    Слайд 33

    1. Вводный урок – подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация и систематизация имеющихся опорных знаний по данной теме. Сообщение сведений общего характера, необходимых для осмысливания новой темы.
    2. Сообщение новой темы – изучается новый материал, с учётом индивидуальных особенностей учащихся и проектированием урока.
    3. Формирование и закрепление умений и навыков – практическая деятельность, игровые ситуации….
    4. Обобщающий урок – систематизируется материал, изученный по определённым темам и разделам.
    5. Контрольный урок – выполнение контрольных работ.
    6. Комбинированный урок – сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, проверка, практическая работа, подведение итогов
  • Слайд 34

    Слайд 35

    1. Организация начала урока – переключение с одного вида деятельности на другой.
    2. Проверка домашнего задания – уровень полученных ранее знаний, их закрепление, повышение авторитета учащихся.
    3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний – актуализация сведений, которые будут использованы в процессе изучения нового материала.
    4. Постановка цели и задачи- мотивация для изучения темы.
    5. Объяснение нового материала – простая и убедительная форма изложения знаний - основа хорошего понимания и усвоения нового материала.
    6. Закрепление – использование дифференцированного подхода и разнообразных форм закрепления знаний.
    7. Повторение изученного – систематизация, обобщение и воспроизведение материала по темам и разделам. (вопросы, практические задания, наглядность….)
    8. Подведение итогов урока, оценка знаний – воспроизведение основного содержания урока, выделение положительных моментов и недостатков в работе уч-ся, учитывать психофизические особенности. Оценка имеет воспитательную и активизирующую роль.
    9. Сообщение домашнего задания – помочь перенести полученные знания и умения на уроке СБО в естественные бытовые условия.
  • Слайд 36

    " Важнее социальной адаптации в мире нет и не может быть..."

    "Формообразование" личности начинается ещё в детстве...в школе.

    Посмотреть все слайды

    С пециальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи:

    ♦ дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду;
    ♦ воспитать у них положительные личностные качества (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);
    ♦ скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.

    Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. Изучение, обобщение и использование опыта педагогической работы школ на современном этапе позволяет направлять учебно-воспитательный процесс в русло решения значимых социально-педагогических задач, стоящих перед педагогической наукой и современной школой.

    Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.). На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.

    Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях. Обязательно присутствие на занятиях моментов эстетического воспитания: развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, развитие умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.

    Опыт работы специальных (коррекционных) школ VIII вида в достаточной мере показывает, что задача подготовки умственно отсталых к самостоятельной жизни может быть решена только при соблюдении ряда требований, вытекающих из психофизических особенностей учащихся. Поэтому и занятия СБО требуют учета специфики работы с умственно отсталыми детьми.

    Еще в 1924 г. в статье «К психологии и педагогике детской дефективности» Л.С. Выготский критиковал концепцию антисоциальности умственно отсталых детей. Существовавшая в то время практика обучения и воспитания детей в специальных школах ориентировалась только на дефектные стороны своих учеников, усиливая тем самым их особенности, и не учитывала общесоциальные задачи воспитания детей и то сохранное, что может послужить основой их социального приспособления. Исключение этих людей из сферы производительного труда внутри общества еще более усугубляет недостатки их развития. Следовательно, помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания умственно отсталых детей.

    Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.

    В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:

    ♦ каждому ученику специального (коррекционного) учреждения независимо от клинического диагноза необходимо получить полное представление по курсу СБО для дальнейшей адаптации, реабилитации и абилитации;
    ♦ реализовать методы интегрирующего обучения, предусматривающие комплексное изучение данного предмета как коррекционного;
    ♦ систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;
    ♦ организовать и использовать бригадные формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях, межпредметных связях;
    ♦ учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.

    Общесоциальные и коррекционные задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей определяют организационные методы и формы их решения, которые подчинены дидактическим принципам и способствуют оптимальной адаптации к самостоятельной жизни.

    Под дидактическими принципами понимаются основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к активному участию в жизни общества.

    Суть этих принципов состоит в том, что в педагогической практике они выполняют роль ориентиров, направляющих деятельность педагогов на достижение целей воспитания и обучения учащихся.

    Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы.

    Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть достигнут при проведении уроков социально-бытовой ориентировки с использованием следующих принципов:

    ♦ воспитывающей и развивающей направленности обучения;
    ♦ систематичности и последовательности;
    ♦ связи обучения с жизнью;
    ♦ коррекции в обучении;
    ♦ сознательности и активности учащихся;
    ♦ индивидуального и дифференцированного подхода;
    ♦ прочности знаний, умений и навыков.

    Воспитывающая направленность обучения состоит в формировании у школьников нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Социально-бытовая ориентировка – это один из предметов, который особенно ярко способствует воспитывающей направленности обучения умственно отсталых учеников. Чтобы подготовить их к самостоятельной жизни и труду, необходимы продуманная и четкая организация, высокий методический уровень проведения занятий по социально-бытовой ориентировке, хорошая оснащенность кабинета и соответствующая подготовка учителей.

    Развивающий характер обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. Хотя обучение в подобных школах и носит коррекционно-развивающий характер, следует отличать развивающую направленность от коррекционной направленности.

    В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого ребенка, однако не всегда развитие связано с коррекцией. Для развития умственно отсталых детей необходимо обучение их в специальной (коррекционной) школе VIII вида, необходимы условия, учитывающие их психофизические возможности.

    Воспитывающая и коррекционно-развивающая направленность пронизывают весь учебный процесс.

    Несмотря на элементарный уровень знаний, который необходимо усвоить умственно отсталым школьникам, он должен быть научным и соответствовать объективным научным теориям, фактам, законам.

    Принцип научности тесно связан с принципом доступности , который предполагает построение обучения умственно отсталых школьников на уровне их реальных возможностей. Как известно, учебные возможности учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида весьма различны. Это объясняется неоднородностью и различной степенью проявления основного и сопутствующего дефектов. Поэтому принцип доступности здесь имеет некоторое своеобразие: с одной стороны, предполагается неодинаковая степень усвоения программного материала учащимися, с другой – определяется необходимость дифференциации их в обучении с целью повышения уровня усвоения программного материала. Известно, что использование наиболее удачной методической системы может сделать доступным сравнительно сложный для умственно отсталых школьников учебный материал.

    Для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характерны неточность, неполнота и фрагментарность усвоенных знаний, определенные трудности при их воспроизведении и использовании в практической деятельности. Знания, которые ученики приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, а значит более успешно применять на практике. В этом и заключается сущность принципа систематичности и последовательности .

    Необходимы такой подбор и расположение учебного материала, когда между составными его частями существует логическая связь, когда последующий материал опирается на предыдущий, пройденное подготавливает учащихся к усвоению нового.

    Особенностям умственно отсталых учащихся соответствует линейно-концентрическое расположение учебного материала, т.е. одни и те же разделы сначала изучаются в элементарном виде, а через некоторое время, обычно в следующем классе, то же самое рассматривается значительно шире, с привлечением новых сведений.

    Систематичность предполагает преемственность в процессе обучения: обучение в старших классах строится на прочном фундаменте, который закладывается в младших. Исходя из принципа систематичности и последовательности, переходить к изучению нового учебного материала можно только после того, как ученики усвоят тот, который прорабатывается в данное время.

    Принцип связи обучения с жизнью , как ни один другой, находит свое отражение на занятиях социально-бытовой ориентировки и указывает на влияние общественной среды на процесс обучения и воспитания. Специальные (коррекционные) учреждения VIII вида – это в основном учреждения интернатного типа, и в них существует потенциальная опасность определенного обособления детей от окружающей жизни. Насколько глубоко и как методически верно осуществлялся принцип связи обучения с жизнью в школе, настолько успешной будет их социальная адаптация.

    Обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет решающее значение для умственно отсталых детей, а главное – для их реабилитации в обществе. Наибольшего эффекта в их развитии можно достичь в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции . Его суть – в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. К сожалению, этот процесс протекает достаточно медленно и неравномерно, что вызывает определенные трудности в работе учителя.

    Главный показатель успешности коррекционной работы – уровень самостоятельности учащихся при выполнении учебных и трудовых заданий. Они должны научиться самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению задания, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать вывод о качестве работы.

    Кроме общей коррекции проводится работа и по коррекции индивидуальной, поскольку основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково и сопровождается сопутствующими отклонениями разной степени. Выявив затруднения, испытываемые учениками в обучении, а также их причины, учитель разрабатывает меры индивидуальной коррекции.

    Привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков предусматривает принцип наглядности . Сущность этого принципа – в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, делающим более доступным овладение абстрактными понятиями. Учитель всегда обязан помнить, что обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и навыков, опирающихся на живые образы предметов и явлений. Учитывая особенности умственно отсталых учащихся (нарушение процессов обобщения и отвлечения, затруднения в выделении главных признаков предмета, отсутствие в речи необходимых для характеристики наблюдаемых объектов языковых средств), наглядные пособия должны быть с характерными признаками объекта и без дополнительных несущественных деталей, простыми для восприятия, с четкими и понятными надписями.

    Реализация принципа наглядности в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется по этапам:

    ♦ обогащение чувственного познавательного опыта, способствующего развитию умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражая их в речи;
    ♦ обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;
    ♦ использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

    Придерживаясь этих этапов, учитель добивается осознанного усвоения детьми учебного материала. Принцип сознательности и активности – один из наиболее важных в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В процессе сознательного усвоения материала происходит более интенсивное развитие умственно отсталых школьников. Помочь им осознанно усваивать учебный материал можно с помощью следующих методических приемов:

    ♦ расчленение сложного учебного материала на связанные между собой и логически завершенные части;
    ♦ выделение главных существенных сторон предмета или явления;
    ♦ отражение в речи выполняемых практических действий до начала, во время и после работы;
    ♦ связь новых сведений с ранее усвоенными;
    ♦ варьирование материала при повторении.

    Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Однако умственно отсталых детей характеризует именно снижение познавательной активности. Поэтому ее необходимо активизировать, т.е. соответствующим образом организовывать действия школьников, направленные на осознание ими учебного материала. Как и в общеобразовательной школе, с этой целью можно использовать проблемный подход. Учитель ставит перед учениками учебную проблему, а они самостоятельно или совместно с учителем находят пути решения, делают выводы, сравнения, обобщения. В специальной (коррекционной) школе этот подход может способствовать активизации школьников только при условии, когда учитель постепенно подводит их к новому учебному материалу, вовлекая в процесс рассуждения и поощряя их собственные высказывания. В случаях неверных высказываний необходимо доброжелательно и внимательно относиться к ученикам, терпеливо объясняя, в чем их ошибки. Следовательно, для развития активной мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся обязательным является сочетание разумной требовательности с поощрениями за самые малейшие успехи.

    Принцип индивидуального подхода – один из важнейших в специальной педагогике. Его сущность состоит в учете индивидуальных особенностей учеников в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход указывает на необходимость всестороннего изучения учащихся и разработки соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

    Неоднородность имеющихся дефектов у учеников класса требует использования индивидуального подхода независимо от их успехов в учебе. Успевающим ученикам можно дать дополнительное задание даже сверх программных требований. Также среди учеников класса можно выделить группу детей, имеющих типические особенности. Учет типических особенностей происходит в процессе дифференцированного подхода.

    При работе с классом учитель делит учеников на хорошо успевающих, средне– и слабоуспевающих. Однако такое деление лишь частично помогает использовать дифференцированный подход, так как не учитывает причины затруднений учащихся. Причины, основанные на психофизиологических особенностях умственно отсталых детей, почти всегда разные. Следовательно, и меры дифференцированного подхода к ним существенно различны.

    Как уже указывалось выше, учащиеся одного класса всегда имеют разные учебные возможности. Учитель должен помнить об этом при оценке их успеваемости. В специальной (коррекционной) школе VIII вида оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах. Она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения, выполняя воспитательную функцию.

    Результаты обучения отражаются в принципе прочности усвоения знаний, умений и навыков, сущность которого в том, что школа должна вооружить учащихся прочными знаниями, умениями и навыками, которые могут быть использованы в дальнейшей самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Этот принцип тесно связан с принципом сознательности и активности учащихся в обучении, так как прочными могут быть только осознанные знания. Главное средство достижения прочности знаний – повторение. В программах специальной (коррекционной) школы VIII вида повторению отведено большое количество времени, как основе всей учебно-воспитательной работы.

    Можно выделить следующие этапы прочного усвоения знаний, умений и навыков:

    ♦ первоначальное ознакомление;
    ♦ совершенствование;
    ♦ применение на практике.

    На первом этапе необходимо образование у школьников смысловых связей, начиная со второго этапа и на всех последующих надо научить детей самостоятельно устанавливать связи между пройденным материалом и новым. В зависимости от этапов формирования умений и навыков подбираются виды упражнений, во время которых они закрепляются и совершенствуются (установочные, тренировочные, упражнения умственных и сенсорных действий). Повторение проводится непрерывно в течение всего года. Помимо повседневного повторения целесообразно проводить итоговые повторения, систематизирующие и обобщающие усвоенные знания по теме или разделу. Для проверки прочности усвоенного материала используются упражнения на применение знаний.



  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: