Школьная тематика как семья проводит досуг. Теоретические основы семейной досуговой деятельности

Действие происходит на рязанской земле в период с весны 1917 по 1923 г. Повествование ведётся от имени автора-поэта Сергея Есенина; изображение «эпических» событий передаётся через отношение к ним лирического героя.

В первой главе речь идёт о поездке поэта в родные места после тягот мировой войны, участником которой он был. Возница рассказывает о житье своих односельчан - зажиточных радовских мужиков. У радовцев идёт постоянная война с бедняцкой деревней Криуши. Соседи воруют лес, устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до убийства старшины. После суда и у радовцев «начались неуряды, скатилась со счастья вожжа».

Герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как «за чей-то чужой интерес» стрелял и «грудью на брата лез». Поэт отказался участвовать в кровавой бойне - выправил себе «липу» и «стал первый в стране дезертир». Гостя радушно встречают в доме мельника, где он не был четыре года. После самовара герой отправляется на сеновал через заросший сиренью сад - и в памяти возникают «далёкие милые были» - девушка в белой накидке, сказавшая ласково: «Нет!»

Вторая глава повествует о событиях следующего дня. Разбуженный мельником герой радуется красоте утра, белой дымке яблоневого сада. И снова, как бы в противовес этому, - мысли о безвинно изуродованных войной калеках. От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках радовцев с криушанами, о том, что теперь, когда прогнали царя, везде творится «свободы гнусь»: зачем-то открыли остроги и в деревню вернулись многие «воровские души», среди которых - убийца старосты Прон Оглоблин. Мельник, вернувшийся от помещицы Снегиной - старой знакомой героя, - докладывает, какой интерес вызвало его сообщение о приехавшем к нему госте. Но лукавые намёки мельника не смущают пока души героя. Он отправляется в Криушу - повидать знакомых мужиков.

У хаты Прона Оглоблина собрался мужицкий сход. Крестьяне рады столичному гостю и требуют разъяснить им все животрепещущие вопросы - о земле, о войне, о том, «кто такое Ленин?». Поэт отвечает: «Он - вы».

В третьей главе - события, последовавшие через несколько дней. К простудившемуся на охоте герою мельник привозит Анну Снегину. Полушутливый разговор о юных встречах у калитки, о её замужестве раздражает героя, ему хочется найти другой, искренний тон, однако приходится послушно разыгрывать роль модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные дебоши. Но сердца собеседников говорят о другом - они полны наплывом «шестнадцати лет»: «Расстались мы с ней на рассвете / С загадкой движений и глаз...»

Лето продолжается. По просьбе Прона Оглоблина герой отправляется с крестьянами к Снегиным - требовать землю. Из помещичьей горницы слышны рыдания - это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера. Анна не хочет видеть поэта: «Вы - жалкий и низкий трусишка, он умер... А вы вот здесь...» Уязвлённый, герой отправляется с Проном в кабак.

Основное событие четвёртой главы - известие, которое приносит в избушку мельника Прон. Теперь, по его словам, «мы всех р-раз - и квас! в России теперь Советы и Ленин - старшой комиссар». Рядом с Проном в Совете оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий «не мозоля рук». Именно он едет первым описывать снегинский дом - «в захвате всегда есть скорость». Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходит последнее объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых отношений по-прежнему разъединяют их. И опять остаётся только поэзия воспоминаний о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер «развеять тоску и сон».

В пятой главе - эскизный набросок событий, происшедших в стране за шесть послереволюционных лет. «Чумазый сброд», дорвавшись до господского добра, бренчит на роялях да слушает патефон - но «гаснет удел хлебороба», «фефёла! Кормилец! Касатик!» за пару измызганных «катек» даёт себя выдрать кнутом".

Из письма мельника герой поэмы узнает, что Прон Оглоблин расстрелян казаками Деникина; Лабутя, пересидев налёт в соломе, требует себе за храбрость красный орден.

Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его старики. Для него приготовлен подарок-письмо с лондонской печатью - весточка от Анны. И хотя внешне адресат остаётся холодным, даже чуть циничным, все же след в его душе остаётся. Финальные строки снова возвращают к светлому образу юношеской любви.

«Анна Снегина» - это автобиографическое произведение Сергея Есенина, написанное им практически накануне своей смерти, в 1925 году. В ней поэт рассказывает о своих переживаниях, тревоге за народ и Россию, а так же вспоминает о своей первой юношеской любви – Анне Снегиной.

Главного героя поэмы зовут также как автора – Сергей. Он приезжает в родное село, где происходит встреча двух бывших влюбленных. Главные действия разворачиваются в феврале 1917 года. И именно в это время произошла революция, заставившая две деревни Криуши и Радово начать войну между собой.

Жители деревни Радово с интересом и душевным теплом встречают столичного поэта, они задают ему множество вопросов о Гражданской войне, как впоследствии это отразиться на жизни крестьян? Что касается его личных переживаний, то, несмотря на всю трагичность его прошлых отношений, любовь к девушке остается для него чем-то теплым, добрым и радостным. Он приезжает навестить Анну в ее деревню, они долго разговаривают, и понимают, что все еще любят друг друга. Именно в этот момент приходит известие с фронта, что ее муж, боевой офицер, трагически погибает. На этой почве между главными героями происходит сильный конфликт, приведший к разрыву.

Для рассказчика главной тревогой были проблемы связанные с революцией, а Анна страдает из-за личных переживаний. Немного позже, успокоившись, она просит прощения у Сергея говорит, что несправедливо его оскорбила, но и это не сближает их. Анна уезжает в Лондон, а мужчина покидает родное село и отправляется в Петербург.

События, происходящие в России, сильно повлияли на жизнь обоих героев, смешав общественное и личное, разъединив их навсегда. В конце поэмы Сергею приходит письмо из Лондона от Анны, которое вручил ему мельник. Женщина сильно тоскует по своему родному дому, и воспоминания о первой любви только усиливают ее грусть. Ведь главными ценностями жизни, были и остаются любовь, родина и природа. Именно они согревают человека в любой период его жизни. Поэма «Анна Снегина» - это лирическое и эпическое произведение, которое соединило в себе эти два жанра в одно целое. Сам герой произведения является не только рассказчиком, но и прямым участником этих событий.

Сергей Есенин – это великий поэт своего времени, со всей силой душевного переживания и тревоги предавший смысл Революции, своей любви, отношений. В поэме «Анна Снегина» он показывает свою любовь к народу, к его проблемам и бедам, описывает сложные ситуации, происходящие в его родном селе. Он раскрывает свое истинное отношение к войне, но несмотря на все события, проносит свою любовь через всю жизнь.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Почему доктор Старцев стал Ионычем? сочинение по Чехову

    Дмитрий Ионыч Старцев – главный герой повести А.П.Чехова «Ионыч». В начале произведения сообщается, что совсем недавно его назначили врачом в Дялиже, который находился в близи небольшого городка С. В С. Старцев познакомился с семьей Туркиных

  • В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Россия большая и великая страна, поэтому Некрасов создал такое замечательное произведение, в котором описал русский народ и бескрайние поля и дали страны.

  • Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс

    Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.

  • Сочинение Гражданский пафос Лирики Некрасова (поэзии)

    Поэзия Николая Алексеевича Некрасова занимает почетное и достойное место в русской литературе. Он писал в стиле «натуральной школы». По его идейным соображениям стихи должны отражать реальную обстановку окружающей среды

  • Недалеко от города Владимира, где река Клязьма сливается с рекой Нерль, в 12 веке был возведён чудный собор, получивший впоследствии название Храм Покрова.

Сколько существует гениальных, поучительных и невероятно интересных произведений, вышедших из-под пера знаменитых русских писателей и поэтов. Многие зарубежные граждане восторгаются ими и читают, как принято говорить, взахлеб. А вот русские люди изучают их в большинстве своем еще в школе, забывая со временем и главных героев, и сюжет, и важную мысль классической литературы.

В этой статье нам хотелось бы вспомнить Сергея Александровича Есенина. В частности, его автобиографическую поэму, которую он назвал «Анна Снегина». Повествует она о юношеской влюбленности известного поэта и его родном селе в эпоху Октябрьской революции. Также в ней можно проследить и отношение самого Сергея Александровича к событиям того времени и их последствиям.

Крылатое выражение гласит: «Человек без прошлого - как дерево без корней». Именно поэтому игнорировать свою историю нельзя ни в коем случае. Ведь человек, отказавшийся от своего прошлого, рискует тем, что потеряет себя. Вот почему так важно непрерывно стремиться в глубину веков, впитывая в себя новые потоки информации.

Однако большинство учебников истории написаны сухим языком, поэтому далеко не каждый человек решится изучить их на досуге. Зато читать литературные произведения — одно удовольствие. И окинув хотя бы беглым взглядом краткое содержание и анализ произведения Сергея Есенина «Анна Снегина», в этом можно будет убедиться.

Ранние годы будущего поэта

Большинство современных школьников знают Сергея Александровича Есенина лишь благодаря тому, что он писал в свое время стихи с нецензурными словами. Вот только классиком русской литературы его считают совсем за иные заслуги. Но за какие же? Ответить на этот вопрос смогут единицы.

Родился знаменитый поэт третьего октября 1895 года. Семья его жила, как принято говорить в настоящее время, за чертой бедности. Положение Есениных улучшилось лишь тогда, когда они переехали в Москву, и глава семьи занял должность приказчика. Однако счастья это не принесло. Маленького Сережу взяли на попечение трое дядей, которые воспитывали его в весьма своеобразной манере. Что не могло не сказаться на формировании личности будущего поэта. Мать, не выдержав постоянных задержек мужа на работе, вернулась в село Константиново под Рязанью, где они проживали ранее. И попыталась устроить свою жизнь с другим мужчиной. Так у Сергея Александровича появился брат Саша. Но потом женщина вновь вернулась к мужу.

Образование будущий русский классик получил в Константиновской земской школе в его родном селе, о котором он расскажет в поэме «Анна Снегина». Есенин в школьные годы заслужил репутацию второгодника с отвратительным поведением. Но потом перешел в церковно-приходское образовательное учреждение и вроде бы исправился. Дальше будущий поэт учился в земском училище и учительской школе, где у него впервые проснулась тяга к написанию стихотворений и поэм.

Первый поэтический опыт Есенина

Как нам известно, учителя из Сергея Александровича не получилось. Он вообще очень долго определялся с местом работы, безуспешно пытаясь найти себя. Когда Есенин работал корректором, познакомился с поэтами, а после стал вольным слушателем Московского городского университета.

Первым опубликованным произведением Сергея Есенина было стихотворение «Береза». Начинается оно следующими словами: «Белая береза под моим окном...» Произошло это знаменательное для поэта событие в 1914 году. Примерно за одиннадцать лет до того, как изучаемая поэма Есенина «Анна Снегина» была написана. В дальнейшем мировоззрение, взгляды, характер, а соответственно и художественный стиль поэта значительно изменялись. И это легко прослеживается в его творчестве даже на примере указанных выше произведений.

Личная жизнь Есенина также заслуживает внимания. Ведь он был в официальном браке с тремя женщинами и имел четверых детей. Но больше всего запечатлелись в памяти современников его романтические отношения с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан. Она была значительно его старше, но паре это абсолютно не мешало.

Внезапная кончина великого русского классика

У Есенина была непреодолимая тяга к спиртному. И об этом знали не только его близкие, но и обыватели. Сергей Александрович ничуть не стыдился и не смущался своего поведения и частенько появлялся на публике в непотребном виде. В 1925 году он даже был отправлен в Московскую клинику на лечение. Когда оно закончилось или, как гласят некоторые источники, было прервано поэтом, он переехал в Ленинград. И вроде бы жизнь Сергея Александровича пошла на лад, но 28 декабря этого же года страну ошеломило почти безумное известие о его смерти.

Причина внезапной кончины русского классика до сих пор покрыта мраком. Существует даже версия о том, что Есенин покончил с собой и написал своей кровью прощальное стихотворение. Однако фактов, подтверждающих ее, до сих пор нет. Поэтому потомкам остается лишь гадать и теряться в домыслах.

Темы и проблемы в поэме Есенина «Анна Снегина»

В изучаемом произведении, помимо любовной, революционной и военной тем, ярко раскрывается тема Родины. И это улавливается в многочисленных описаниях пейзажей родного села, в которых главный герой ищет спасения, утешения. Здесь же, в глуши, у него появляется и глубокое чувство патриотизма и любви к своей Отчизне. Особенно это чувствуется в концовке поэмы. Ведь Сергуша не отправился вслед за Снегиной на чужбину, он выбрал Родину. Которую для него олицетворяет не огромная Москва с ее политическими интригами, а тихое, отдаленное село с красотой русских просторов. Также в произведении важную роль играет дорога, как символ пути, помогающий читателю познать внутренний мир рассказчика через его размышления.

Анализ поэмы «Анна Снегина» Есенина не может обойти вниманием и поднимаемые автором проблемы. Многие из которых читатели улавливают самостоятельно. Однако мы все равно раскроем каждую из них. Во-первых, это тема неравенства сословий. Ведь именно она стала ведущей причиной революции и развела по разным сторонам двух любящих людей — рассказчика и Анну. Во-вторых, тема Первой мировой войны, в которой солдаты не были заинтересованы и шли на смерть за чужие интересы. В-третьих, проблема долга, по причине которой Снегина не может быть с Сергушей. Ведь так она предаст покойного супруга. Но и самим поэтом движут противоречивые мысли. Это становится очевидным, когда он отказывает в помощи Анне, поддерживая тем самым крестьян. В-четвертых, проблема дьявольской трусости, что демонстрирует нам автор на примере образа Лабути. На его примере раскрывается и пятая проблема — предательства. В-шестых, проблема несоответствия поступков собственным идеалам. Ведь большевики вовсю пропагандировали всеобщие равенство и справедливость. Но несмотря на это, все же причиняли вред другим людям — знати. И даже выгнали из собственного дома несчастную вдову, бросив ее на произвол судьбы. Ну и, в-седьмых, проблема власти, которой нет дела до нужд простого народа. Есенин так формулирует свои мысли, передавая их читателю через возницу, который везет главного героя в родное село: «Раз — власти, на то они власти, а мы лишь простой народ».

Вот что хотел донести до людей замечательный поэт, таковы проблемы «Анны Снегиной» Есенина.

Особенности структуры поэмы

Согласно историческим сведениям, поэму «Анна Снегина» Сергей Есенин закончил незадолго до своей смерти. А начал ее тогда, когда отправился во вторую поездку на Кавказ. По некоторым данным, это место имело огромное значение для поэта. Ведь именно там протекал самый яркий творческий период Есенина. Сам он говорил, что пишет с безумным упоением, практически залпом, получая небывалую радость от самого процесса. И это ощущается при чтении поэмы. Ведь ее можно сравнить с целой книгой, вмещающей в себя два литературных рода:

Но особенным считается не только это. Также примечателен и стихотворный размер поэмы Есенина «Анна Снегина». Ведь в этом произведении поэт использует стиль, любимый Николаем Некрасовым. А именно трехстопный амфибрахий, в котором ударение падает на третий слог («СелО, значит, нАше — РадОво, дворОв, почитАй, два стА»…).

Многие критики, в том числе и современные, отмечают, что в произведении Есенин сумел показать переход страны от Российской Империи к Советской республике. А также судьбу маленького человека в период Гражданской войны и Первой мировой.

Кроме того, необходимо отметить, что сюжет поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина», как частенько отмечают в современных произведениях, основан на реальных событиях. Село Радово является прообразом места, где проживал сам поэт. Поэтому его упоминание имеет огромное значение для создания так называемого метафорического пространства.

Начинается и заканчивается изучаемая поэма одинаково. В обоих случаях повествование ведется о том, как главный герой приехал в родное село. Благодаря этой особенности, композиция произведения имеет цикличное строение.

Всего в поэме пять глав. В каждой из них содержится свой особенный этап формирования новой страны:

  1. Первая рассказывает о том, какое негативное влияние оказывает на жителей Первая мировая война. Ведь вся страна вынуждена работать лишь для того, чтобы прокормить русскую армию. Которая участвует в нескончаемой кровавой бойне. По этой причине главный герой и решил дезертировать с фронта и немного отдохнуть.
  2. Вторая, по сути, представляет собой комментарий автора к бедствиям, постигшим страну. В ней же главный герой вспоминает о юношеской влюбленности, а позже встречает Анну Снегину, которая ныне является женой другого и проводит в разговорах с ней целый день.
  3. Третья глава поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина» повествует об отношениях главных героев. Вспоминая о прошлом, они понимают, что их симпатия взаимна. Но ситуация значительно усложняется известием о смерти мужа Снегиной. Она обвиняет главного героя в трусости, разрывая всякие отношения с ним. В это же время в стране происходит революция, простые люди жаждут получить земли во всеобщее пользование.
  4. В четвертой главе Анна и Сергуша все же мирятся. Женщина признается главному герою в своих чувствах. В деревне вовсю идет передача знатного имущества государству. Поэтому в конце этой части рассказчик уезжает в Петербург, дабы разузнать ситуацию.
  5. Пятая глава описывает окончание гражданской войны. Страна обнищала, вокруг процветает криминал, Сергуша возвращается в родное село, но не застает Анны. Главный герой по-прежнему ее любит, но Снегина эмигрировала в Лондон, а Сергуша не в силах оставить свою страну.

Согласно словам друзей Сергея Александровича, в свои последние годы он стал пересматривать взгляды на жизнь и ситуацию в стране. Он устал от богемной жизни, ему надоело бунтовать, и именно поэтому он отправился на Кавказ, чтобы вдохнуть "провинциального" воздуха. И это ощущается при прочтении произведения Есенина «Анна Снегина». Ведь женщина олицетворяет сожаление поэта об утрате юности, символизирует желание вернуться к человеческим ценностям. Но предстает словно мираж, и меланхоличность Сергея Александровича довольно неуместна. Страна разваливается, и уже ничего не будет так, как прежде.

Рассказчик как прототип Сергея Есенина

В поэме Сергея Есенина «Анна Снегина», анализ которой мы производим в данной статье, героев всего шесть. Самым главным среди них является рассказчик, за личиной которого скрывается сам поэт. Он выходец из крестьян, обладает отличным умом и проницательностью. Его история — полное отражение жизни Сергея Александровича. Он тоже поднялся с низов и стал известным литературным деятелем. Но прошел тяжелый путь. Его характер сильно изменился, он потерял всякую веру в порядочные качества человечества и стал циником. Поэтому на первых этапах общения с Анной рассказчик держится несколько поодаль от нее, больше упиваясь дивными пейзажами вокруг и мыслями о прошлом.

Происходящее в стране удручает героя. Он не видит никакого смысла в жутком кровопролитии, злится из-за того, что богатые живут не зная бед и отсиживаются в безопасности, а люди с меньшим достатком — народ - идут на смерть («Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес»). Именно по этой причине Сергуша сбегает в родное село, желая абстрагироваться от реальности и погрузиться в думы и мысли о былом. Так и начинается поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина».

Также важно упомянуть следующее: критики и литераторы отмечают, что события в стране воспринимаются главным героем критично, с болью и возмущением. И он бы хотел воспротивиться действительности, взбунтоваться, но усталость, печаль и некий страх все же берут свое. Выражаясь в стремлении укрыться от бессмысленной войны и революционных противоборств, ностальгируя о прошлом. И вроде бы рассказчик хочет разобраться в ситуации, противопоставляет, сравнивает прошлое и настоящее. Но сил двигаться дальше нет, и он остается с прошлым.

Анна Снегина как образ реальной возлюбленной Есенина

В анализе «Анны Снегиной» Есенина невозможно умолчать о том, что под личиной героини, именем которой названо произведение, скрывается Лидия Ивановна Кашина. Она была дворянкой, но несмотря на это, в юности у нее с будущим поэтом была большая любовь. Ничего серьезного из глубокой привязанности не вышло. Сергей выбрал жизнь поэта, а девушка - семейную жизнь. И довольно выгодно вышла замуж за белогвардейца Бориса.

Вновь встретились герои поэмы лишь в период революционных действий. Когда сословное различие стало особенно ощутимо. Анна сильно изменилась, и главный герой едва узнает в ней прежнюю простую девушку. А ей льстит не только знакомство с известным поэтом, но и юношеская любовь, которой когда-то пылало его сердце. Она начинает кокетничать с Сергушей, и он, невзирая на значительные перемены в характере и манере поведения девушки, все же вновь влюбляется в нее.

И тогда ему кажется, что Анна по-прежнему чиста и белоснежна. На это намекает и ее фамилия, и наряд. Настолько, что мысли о бессмысленной войне, о нескончаемых потоках крови народа отступают на второй план. В главной героине Сергуша видит символ былой страны, он погружается в мир прошлого, позволяя себе забыться.

Однако дальнейший сюжет поэмы Есенина «Анна Снегина» повествует нам о том, что отношения главных героев не складываются. Ведь девушка обвиняет Сергушу в трусости и дезертирстве. Особенно ситуация усугубляется, когда с фронта приходит весть о смерти мужа Анны. Тем не менее в конце произведения герои примиряются и даже признаются друг другу в своей любви. Но девушка эмигрирует в Лондон, потому как не может найти себе место в Новой России.

Именно этим и отличаются реальные события и те, что изложены Есениным в сюжете «Анны Снегиной». В жизни Лидия Кашина отправляется в Москву, предварительно передав поместье крестьянам. Приспосабливается к Советской России и становится машинисткой.

Прон Оглобин как воплощение односельчанина Есенина

Начнем с того, что этот герой — отрицательный. Но в нем поэт представляет читателю революционера мечтателя и романтика, который одержим желанием радикальных перемен и искренне верит, что добиться их можно только восстанием. Он большевик, стремится к народному равенству, всеобщей справедливости, социализму. И остается верным своим суждениям до конца. Поднимает бунт, но погибает от рук белогвардейцев.

Его характер списан с Петра Яковлевича Мочалина. Вот только некоторые черты значительно преувеличены. Ведь Прон — грубиян, нахал и драчун, любящий выпить. Более того, у него есть склонность к агрессии, насилию. И это доказывает тот факт, что в прошлом за убийство он был сослан на каторгу.

Однако отличается образ от реального персонажа не только преувеличенным характером, но и судьбой. Ведь Петр Мочалин не умирает, а устраивается вполне неплохо и занимается партийной работой.

Лабутя как пример неоднозначности революции

Этот герой - важный участник повествования. Поэтому краткое содержание поэмы Есенина «Анна Снегина» без него теряет свой особенный смысл. Итак, Лабутя — брат Прона. Но несмотря на это, является полной его противоположностью. Ведь он труслив, что доказывает эпизод расстрела Прона большевиками, в котором Лабутя прячется за сеном.

До идей революции ему дела нет, более того, он их не разделяет. А вот желание получить выгоду и не упустить свое горит в нем огнем. И это становится очевидным, когда читатель доходит до момента, в котором Лабутя спешит как можно скорее описать дом и имущество Анны.

Путем противопоставления Прона и Лабути Есенин хотел продемонстрировать неоднозначность революции. Ведь в идеологической борьбе участвовали разные люди, поэтому переворот получился разносторонним. А не конкретно плохим или хорошим.

Мельник как образец национального характера

Большинство читателей даже краткого содержания «Анны Снегиной» Есенина отмечают, что этот герой самый добрый, милосердный, позитивный и душевный. Он умеет с улыбкой воспринимать все тяготы судьбы и не делит людей на богатых и бедных, знать и крестьян, белых и красных. И это видно по его поступкам. Например, он угощает Сергушу, да и Анне с ее матерью в трудный момент предоставляет теплый кров. Тем самым демонстрируя черты характера истинного христианина.

Критики солидарны с мнением читателей, однако добавляют, что в образе Мельника Есенин продемонстрировал широту русской души и лучшие качества нашего народа.

Мать Анны Снегиной

Последний персонаж поэмы «Анна Снегина» Есенина в кратком содержании упоминается редко. Потому как произносит всего несколько коротких фраз. Но даже несмотря на это, читатель улавливает, что же представляет собой мать Анны Снегиной. Во-первых, женщина довольно скупа на чувства и эмоции. И это не удивительно, учитывая соответствующие жизненные условия. Во-вторых, она обладает трезвым умом и самообладанием. Благодаря чему не только относительно спокойно принимает смерть зятя, но и дочке помогает смириться с неожиданным ударом судьбы.

В поэме Есенина «Анна Снегина» и кратком содержании чувствуется дух самопожертвования. Ведь главный герой, как и сам Сергей Александрович, не смог принять новой агрессивной России, где родные враждуют и постоянно сталкиваются лбами. Но и оставить ее не смог. И предпочел предаться ностальгии о прошлом, мирной патриархальной России, которую уже не вернуть. Ее символизирует Анна Снегина. Которая осталась лишь в мечтах поэта.

Тема урока : «Анализ поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина».

Цель урока: показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихсяпроизведений русской литературы; обучить анализу худ. произведения;

показать народность творчества С.А.Есенина.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическоечтение.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Ход урока.

I . Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока. (слайды 2, 3)

II . Проверка ДЗ. (тест, слайды 4, 5)

IV . Словарная работа. (слайд 6)

V . Вступление.

1. Слово учителя.

Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее.

2. Сообщение учащегося.

Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной. В образе героя –поэта Сергея- мы угадываем самого Есенина. Прообраз Анны – Л.И.Кашина, которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ вещи разные, и худ. образ всегда богаче.

3. Слово учителя. (слайды 7, 8, 9)

События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. C южет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы. В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами: темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая. В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта. В основе эпического плана - тема осуждения войны и тема крестьянства.

VI . Аналитическая беседа.

- Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова:

С тех пор у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.)

- Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)

ТЕМА ВОЙНЫ.

- Как высказывается отношение к войне? (Военные действия не описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает неприязнь, это почти предатель) Почему же герой чуть не с гордостью говорит о себе: «Другую я явил отвагу – Был первый в стране дезертир»?)

- Почему герой самовольно возвращается с войны? (Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» - это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» - не геройство. Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать – тоже не геройство. В этой ситуации отвагой действительно было то, что сделал лирический герой, дезертировал. Он возвращается с войны летом 1917 года.)

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ,

- Одна из главных тем поэмы – осуждение империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне в это время плохо:

У нас теперь неспокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны –

Дерутся селом на село.

Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея». Войну осуждает и сам автор, который не боится назвать себя «первым в стране дезертиром». Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.

ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 10)

ТЕМА КРЕСТЬЯНСТВА.

- Каким видится прошлое лирическому герою ?(Прошло три года с тех пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется далеким, изменившимся. Он смотрит другими глазами: «Так мил моим вспыхнувшим взглядам состарившийся плетень», «разросшийся сад»,сирень. Эти милые приметы воссоздают образ «девушки в белой накидке» и вызывают горькую мысль:

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.)

Здесь начинается ведущий мотив поэмы.

-Каковы настроения земляков поэта? (Люди встревожены событиями, которые докатились и до их деревень: «Сплошные мужицкие войны», а причина – «безвластье. Прогнали царя…». Мы узнаем про «булдыжника, драчуна, грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты. Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало/ Творить на свободе гнусь». И как страшный итог: «Пропала Расея, пропала../Погибла кормилица Русь.)

-Какие вопросы волнуют мужиков? (Во-первых, это извечный вопрос о земле: «Скажи:/Отойдут ли крестьянам /Без выкупа пашни господ?». Второй вопрос - о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?». Третий вопрос: «Скажи,/ Кто такое Ленин?».

-Почему герой отвечает: «Он - вы»? (Этот афоризм о Ленине – народном вожде- знаменателен. Здесь герой поднимается до подлинного историзма в показе революционных событий Крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют советскую власть и идут за Лениным, т.к.они слышали, что он борется за то, чтобы навсегда освободить крестьян от помещичьего гнета и отдать им «без выкупа пашни господ»).

-Что побудило героя обратиться к Ленину? (Вера, а, может быть, точнее – желание веры в светлое будущее)

-Какие предстают перед нами крестьяне? (Прон – русский традиционный мятежник, воплощение пугачевского начала. Лабутя,его брат, - приспособленец и тунеядец.)

-Есть ли в поэме положительный тип крестьянина? (Конечно, есть. Это мельник- воплощение доброты, человечность, близость к природе. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы.)

СООБЩЕНИЕ.

- С революционными событиями тесно связана судьба главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой во время революции крестьяне забрали; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов; старика мельника и его жены; рассказчика поэта, вовлеченного революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение Есенина к своим героям проникнуто озабоченностью их судьбами. В отличие от первых произведений, воспевающих преображенную крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» он не идеализирует русское крестьянство.

СООБЩЕНИЕ.

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой. Для Есенина главное – нравственные качества людей. Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки.

ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 11)

-Теперь обратимся к нашим героям и посмотрим, как развивается ведущий мотив поэмы.

ЛЕЙТМОТИВ ПОЭМЫ («МЫ ВСЕ В ЭТИ ГОДЫ ЛЮБИЛИ…»)

- Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при встрече? (Диалог героев идет в двух планах: очевидном и неявном (гл.3). Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты показывают, что чувства героев живы.(ПРОЧИТАТЬ) ).

Лейтмотив поэмы звучит уже оптимистично. («Есть что-то прекрасное в лете,/А с летом прекрасное в нас»)

-В чем причина разлада в отношениях героев? (Прон Оглоблин задумал отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял «важного», как он считал человека, столичного жителя. Приехали они совсем не вовремя: оказалось, что только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает обвинение Сергею: «Вы – жалкий и низкий трусишка./ Он умер…/А вы вот здесь…». Все лето герои не виделись).

СООБЩЕНИЕ.

Поэма «Анна Снегина» лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу героев раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом черемухи, это имя – символ утраченной юности. Возникают ассоциации с есенинскими образами: девушка в белом, тонкая березка, снежная черемуха.

Лирический сюжет поэмы – история несостоявшейся любви героев – едва намечен, он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, а чувства интуитивны. Революция привела героев к расставанью, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Революция не у героев память о любви. То, что Анна оказалась вдали от Советской России, - печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это.

-Как изображается в поэме новая власть? (Октябрь 1917 года герой встречает в деревне. О перевороте он узнает от Прона, который «от радости чуть не помер», «Теперь мы всех раз – и квас! / Без всякого выкупа с лета / Мы пашни берем и леса». Мечта Прона отобрать землю у Снегиных сбывалась, подкрепленная новой властью,: «В России теперь Советы / И Ленин – старшой комиссар». Советская власть изображается иронически, даже саркастически. Во власть полезли первые бездельники и пьяницы, вроде брата Прона Лабути, который «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете./Живут не мозоля рук./ И вот он, конечно, в Совете»).

- Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места? (Проходит 6 лет: «Суровые, грозные годы!» Добро, отобранное у помещиков, не принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и «граммофон» - играть «коровам тамбовский фокстрот»? « Удел хлебороба гас »).

-Откуда узнает герой о событиях в Криуше? (О событиях он узнает из письма мельника: Прон расстрелян дениковцами, Лабутя спасся – «в солому залез», а потом долго голосил: «Мне нужно бы красный орден / за храбрость мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря пошла в угомон»).

-И снова наш герой в деревне. Какое впечатление произвело на него письмо Анны? (Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме ни слова упрека, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия. ПРОЧИТАТЬ .Сергей остается по-прежнему холодным и почти циничным: «Письмо как письмо./Беспричинно. /Я в жисть бы таких не писал.»)

-Как меняется лейтмотив поэмы в заключительной ее части? (Здесь проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все по- прежнему, но все ему видится уже другим. ПРОЧИТАТЬ. Что изменилось? «По-старому» заменилось на «по-прежнему», «состарившийся» плетень стал «погорбившимся».)

СООБЩЕНИЕ.

Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов: «Ничто не пробилось мне в душу,/ Ничто не смутило меня.» И лишь в финале звучит аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – главное в поэме – все человеческое прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь»:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

ЗАПИСЬ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕЙТМОТИВА (слайд 12)

VII . Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.

-«Далекие. милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает. (Чтение эпиграфа)

VIII . Итог урока и домашнее задание.

Тема урока: Поэма С.А. Есенина «Анна Снегина»: проблематика и поэтика

Цель урока: формирование представления об идейном содержании поэмы, о неонозначности оценки поэтом революции и ее результатов. Показать, что поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний, проверка д/з.

III. Работа по теме урока:

1. Слово учителя

Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее.

О чем эта поэма? (о любви, революции и эмиграции )

В действительности, это наиболее яркое и крупное произведение Есенина не только о первой любви. Основное действие происходит с весны до поздней осени 1917 года, в период русской революции. «Мужицкие войны» двух соседних сел, зажиточного Радова и обделенного землей Криуши, причины деревенских «неурядов», захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности. Это придает произведению особую многозначность и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции, эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и общечеловеческих ценностей.

Как вы определили жанр произведения? (поэма)

Сам Есенин определил жанр «Анны Снегиной » как лироэпическая поэма. Как вы понимаете это определение? (лирическое, потому что выражаются чувства, эмоции; эпическое – присутствует сюжет, повествуется о событиях из жизни героев).

Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Cюжет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы. В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами: темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая. В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта. В основе эпического плана - тема осуждения войны и тема крестьянства.

IV. Аналитическая беседа

– Расскажите, как идет развитие сюжета в 1-й главе.

(Молодой поэт, бывший солдат-дезертир, возвращается после 4 лет отсутствия в свое родное село. Просит возницу подвести его к знакомому мельнику. В доме мельника его встречают как друга. После чая поэт идет спать на сеновал и тут вспоминает свою молодость:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас...

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.

Кроме сюжета даны в развитии и образы героев поэмы.)

Да, старый добрый мельник, на первый взгляд беззаботный и легкий человек, оказывается очень мудрым: местный большевик Прон для него не просто драчун, а защитник криушан, доведенных до отчаянья безземельем; Анна – не хладнокровная барыня, защищавшая свои угодья, а несчастная женщина, лишившаяся и мужа, и крова. В ходе поэмы узнаем историю Оглобина Прона: он гибнет от белоказацкой пули в «двадцатом годе».

Даны в развитии и образы главных героев. Они придают произведению биографический характер.

1. Сообщение ученика о прототипах героев:

Анна Снегина имеет прототип, это дочь богатого помещика Лидия Ивановна Кашина, с которой поэта связывала дружба. Отцу девушки принадлежали имение в Константинове, родном селе Есенина, хутор Белый Яр, леса за Окой, тянувшиеся на десятки километров в глубь Мещеры, а также ночлежные дома в Москве на Хитровом рынке.

Л. Кашина была красивой и образованной женщиной. В 1904 г. с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в ее доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли. «Матери нашей, – вспоминала сестра поэта, – не нравилось, что Сергей повадился ходить к барыне... «Мне, конечно, нет дела, а я вот, что тебе скажу: брось ты эту барыню, не пара она тебе, нечего и ходить к ней»... Сергей молчал, и каждый вечер ходил в барский дом... Мать больше не пробовала говорить с Сергеем. И когда маленькие дети Кашиной приносили Сергею букеты из роз, только качала головой. В память об этой весне (1917 г.) Сергей написал стихотворение Кашиной «Зеленая прическа...».

Однако образ и судьба хозяйки константиновского имения расходятся в главном – в отношении к революции. Если героиня поэмы не принимает революцию, покидает Россию, то Кашина в 1917 году сама передала дом крестьянам и переехала в Москву, где работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой.

Но Есенин писал свою героиню не только с Лидии Кашиной. Происхождение имени и фамилии героини также имеет свою историю. Имя Анна, что означает «богатая, чудесная, грация, миловидность», не случайно совпадает с именем Анны Алексеевны Сардановской, внучатой племянницы священника села Константиново. Ею в юности также был увлечен поэт. Анна Сардановская напоминает «девушку в белой накидке» именем, возрастом, запоминающейся чертой внешнего обликасмуглой кожей («смуглая рука») и даже тем, что любила белые платья и белые цветы. Кроме того, она и была той девушкой, которая полюбила другого и ласково сказала поэту «нет». Ранняя смерть Сардановской (скончалась в родах 7 апреля 1921 года) потрясла Есенина и романтизировала ее образ как образ единственной настоящей любви. И. Грузинов вспоминал, что весной 1921 года Есенин говорил ему: «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю».

Но самые удивительные совпадения имеются с третьей женщиной, которая «дала» есенинской героине фамилию. Эта женщина – писательница Ольга Павловна Снегина (1881–1929), которая подписывала свои произведения «О. П. Снегина», «Ольга Снегина», «Снежинка» и др. Знакомство Есенина и О. Снегиной состоялось в апреле 1915 года в ее литературном салоне. Известна дарственная надпись Снегиной на книге «Рассказы» (1911): «Весеннему Есенину за его «Русь». Полюбите Лизу из Морошкино и меня. 1915, апрель. Ольга Снегина». Речь идет о маленькой поэме Есенина «Русь» и героине повести «Село Морошкино», помещенной в подаренной Есенину книге и высоко оцененной М. Горьким в письме к автору. Любопытно, что псевдоним «Снегина» – перевод фамилии мужа, литератора, англичанина по происхождению Е. Сно (snow – в переводе с английского – снег). Так вот откуда появилось у Есенина в поэме упоминание «лондонской печати» на письме Снегиной! Эту печать он мог видеть на письмах, которые присылали ее родственники из Англии.

2. Аналитическая беседа:

Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова .)

Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)

Итак, вместе с героем, известным поэтом, мы возвращаемся на его родину. И в самом конце первой главы перед читателем оживает воспоминание лирического героя о юности, о первой любви: возвращение на родину – это возвращение к самому себе после нравственных мучений на войне, с которой он дезертировал:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я – игрушка...

Во второй главе мы узнаем о том, что той самой девушкой была Анна Снегина, дочь помещицы, живущей по соседству: «Он был забавно / Когда-то в меня влюблен». Но герой уже не «скромный такой мальчишка», он стал не только писателем и «известной шишкой» – он стал другим человеком, и мысли, которые владеют им в эту минуту, вовсе не возвышенного характера: «Теперь бы с красивой солдаткой / Завесть хорошо роман». Потому и известие о Снегиных не вызывает в нем желания увидеться:

Ничто не пробилось мне в душу,

Ничто не смутило меня.

Таков герой в начале произведения. Что происходит с ним в третьей части?

– Как изображает автор облик лирической героини, проглядывающий в смутных видениях болезни? («Белое платье», «привздернутый нос», «стройный лик», «перчатки и шаль» – вот и все, что заметил или что посчитал нужным описать поэт. Облик героини так же неуловим, как неуловимо то чувство, что некогда жило в сердце юноши и теперь осторожно стало напоминать о себе)

Это почти забытое чувство влюбленности возвращается к поэту, и он не хочет нарушать его чистоту. И вот состоялась встреча.

3. Чтение эпизода по ролям:

«Я слушал ее и невольно...» и до слов «Есть что-то прекрасное в лете, / А с летом прекрасное в нас».

– Почему так насыщено многоточиями описание встречи поэта с Анной? (Появление этих знаков подобно занавесу, который задергивается всякий раз, когда любопытный и назойливый взгляд готов рассмотреть в складывающихся отношениях что-то пошлое. Этот занавес отделяет его, сегодняшнего, прошедшего через кабацкий угар, пресыщенного легкими победами, и того – шестнадцатилетнего, впервые полюбившего юношу, чье возвышенное чувство, внезапно возрождающееся, прекрасно настолько, что с ним ни в какое сравнение не идет вполне возможный банальный «роман».

Сцены мучительных разговоров лирических героев открывают в Есенине не только мастера создания речевых характеристик, но и блестящего психолога.)

– Сопоставьте портретные детали четвертой части с прежними. На что они указывают? («Скривленный заботой красивый и чувственный рот» и «тело ее тугое» – эти отнюдь не романтические определения обрамляют монолог героини, признающейся в «преступной страсти», у которой, сознает она, нет и не может быть будущего.)

– Как подчеркивает автор то, что и чувства героини мучительны, и признание дается ей с неимоверным трудом и болью? (В первую очередь надо обратить внимание на многоточия: их на 17 строк ее монолога 12! Речь героини прерывиста, и эту прерывистость удивительно подчеркивает аллитерация: повтор звонкого «б», звучащего напористо: было, безумно, любила, болит, – сменяется глухим «т»: жестокость, суд, тайна, страстью преступной зовут.)

С этим образом соотносится и облик героини.

Развитие отношений по банальной любовной схеме разрушит очарование светлых воспоминаний и может лишить поэта самой дорогой и сокровенной частицы его души.

Это прозрение освещает слова героини: «Уже светает. Заря как пожар на снегу...» В ее речи опять многоточия (на 11 строк ее слов их 10):

В ее воображении воспоминания рождаются постепенно, трепетное детское чувство стерлось в памяти.

– Когда это светлое чувство вернется к героине? Об этом читаем в пятой части.

– Какой предстает Анна перед читателем в конце поэмы?

– Чем закончится этот необычный роман?

Присланное из-за границы письмо сказало гораздо больше душе поэта, чем смогли выразить слова, доверенные бумаге.

– Как вы думаете, что символизирует синий цвет, вдруг возникающий в словах Анны?

(Синий цвет – это и цвет его души, и цвет горней обители, горнего мира, в котором соединяются души поэта и «девушки в белой накидке».)

- Оттуда, издалека смогла разглядеть лирическая героиня любовь поэта и свою любовь; воспоминание о возвышенном и чистом чувстве венчает их ожившие в этой любви души навечно, и поэма становится книгой о неосуществившейся, но счастливой любви. Именно так можно осмыслить концовку поэмы, где высветился и предстал перед нами единственный значимый для поэта образ:

Далекие милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Обратите внимание, что обретение взаимности подчеркивается вводимыми изменениями в сравнении с первой частью: в отдельную строфу выделено двустишие с эмоциональным всплеском, обозначенным соединением восклицания с многоточием. А две строки, прежде говорившие о неразделенном чувстве, теперь превращаются в своеобразный венец – трехстишие, который венчает и взаимное чувство героев, и саму поэму.

Так в эпическое произведение о революции, о жизни в деревне в эти тревожные годы вплетается и лирический сюжет о любви и о горькой эмигрантской доле человека, в котором не умерло чувство любви к родине:

Теперь я от вас далеко...

В России теперь апрель.

И синею заволокой

Покрыта береза и ель.

… … … … … … … …

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, то ль в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь там достигли силы.

Дорога моя ясна...

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

V. Заключительное слово учителя.

- «Далекие, милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает.

Домашнее задание: Перечитать поэму С.Есенина «Чёрный человек»




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: